Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Организация образования, содержание, формы и методы обучения

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Средняя школа. Если прежняя средняя школа сохраняла классический облик — в ней преобладало изучение древних и новых языков, математики, естественных дисциплин, то в конце XX в. старшее звено школы предлагает различные учебные профили или превращается в специализированные гимназии и лицеи. При этом новые профили носят практико-ориентированный характер: экономический, сельскохозяйственный… Читать ещё >

Организация образования, содержание, формы и методы обучения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Задачи и структура образования. Научно-техническая революция второй половины XX в. во многом повлияла на представления людей о жизни, ее ценностях, о труде и досуге. Возникла необходимость реорганизации образовательной системы. Теоретической основой обновления систем образования стала идея непрерывного образования, вызванная к жизни возрастающей динамизацией труда.

Обратимся к рассмотрению преобладающих в мире типов образования.

Дошкольные учреждения — в 1970—1990;е гг. переживают период бурного развития как звено в системе непрерывного образования, быстро растет число посещающих их детей с трех-четырех лет. В Великобритании, Франции, США и других странах в начальной школе, приготовительных классах, дошкольных учреждениях обучение детей ведется с пяти лет, имеются также классы и для четырехлетних детей.

Начальное звено школы (срок обучения от шести до восьми лет, начало обучения с пяти-шести лет). После начальной школы дети переходят в неполную среднюю школу.

Средняя школа изменилась наиболее радикально. С 1970;х гг. резко увеличилось число обучающихся в ней. Началось объединение неравноценных школ в единое обязательное учебное заведение, новые школы сохраняют и отражают особенности культуры, сложившиеся народные традиции воспитания.

В то же время стала очевидной недостаточность дидактической системы 300-летней давности, ориентированной на однообразный состав учащихся. У каждого пятого подростка выявились затруднения в учебе и отклонения в поведении, что побуждает их к уходу из школы. Появилась сеть альтернативных школ, в которых педагоги стремятся удовлетворить потребность в учении тех, кому трудно учиться в обычной школе.

Частные школы охватывают в развитых странах от 6 до 15% учащихся, наибольшее число их — в старшем звене средней школы. Широко известны престижные, дорогостоящие, рассчитанные на элиту общества школы, связанные с такими же элитарными университетами.

Частные школы — платные, но родители пока предпочитали бесплатную государственную школу как наиболее развитую. Во Франции, например, наиболее престижные школы как раз государственные и бесплатные.

Вообще отношение общества к частным школам неоднозначно: они являются анахронизмом, предназначены для воспроизводства властвующей верхушки из «тонкого» слоя элиты — таковы возражения против самого существования этого типа образования, И самое главное — частные школы, доступные преимущественно богатым, противоречат широко пропагандируемым в мире идеям демократизации общества и образования.

Обязательное школьное обучение в большинстве стран — не менее 12 лет.

Высшая школа в последние десятилетия XX в. также претерпела изменения. В развитых странах увеличилось количество высших учебных заведений, расширился контингент студентов, и это несмотря на сокращение численности школьников (из-за падения рождаемости). Социальное неравенство в этой сфере образования по-прежнему не преодолено (среди студентов много выходцев из привилегированных и обеспеченных слоев), но тем не менее доступность вузов становится все более реальной. Этому способствует либо полная отмена платы за обучение, либо ее снижение в государственных вузах, часть студентов получает стипендии, имеет поддержку от корпораций и различных благотворительных фондов. В вузы в большинстве стран зачисляется любой желающий, имеющий среднее образование, без вступительных экзаменов, но до окончания вузовского курса доходят не все.

Вузы представлены двумя типами учебных заведений: университетами и трех-, четырехгодичными высшими профессиональными школами; последние отличаются четкой профессиональной ориентацией.

Содержание общего образования и пути его обновления. В начальной школе содержание образования традиционно, здесь формируются навыки чтения, письма и счета; дети изучают курсы естествознания, граждановедения, истории и географии с акцентом на народный край. Кроме того, введены эстетический цикл, труд, физкультура.

Средняя школа. Если прежняя средняя школа сохраняла классический облик — в ней преобладало изучение древних и новых языков, математики, естественных дисциплин, то в конце XX в. старшее звено школы предлагает различные учебные профили или превращается в специализированные гимназии и лицеи. При этом новые профили носят практико-ориентированный характер: экономический, сельскохозяйственный, технический, педагогический и г. д.

В старших классах средних школ (это учащиеся 14—15 лет), когда у учеников проявились склонности и способности к углубленному изучению какого-то цикла дисциплин, происходит дифференциация обучения: в разных странах это воплощается по-разному.

В конце XX в. в разных странах введены обязательные государственные стандарты образования, на основе которых разрабатываются конкретные программы. Наряду с обязательными сохраняются предметы по выбору — они могут занимать до 25—30% времени и позволяют учитывать индивидуальные способности учащихся.

В курсах естественнонаучного цикла вводятся новые темы и понятия, излагаются новые теории, усиливается прикладной аспект знаний. Активно обновляется гуманитарное образование. Недовольство общественности вызвал ориентир гуманитарных дисциплин на далекое прошлое, тогда как наиболее близкое время — XIX и XX вв. — освещалось скупо. В последние десятилетия ситуация меняется, древние языки и Античность изучают только желающие.

В курсах литературы больше внимания стало уделяться литературе XIX—XX вв. Изменения коснулись и изучения истории: расширены разделы, относящиеся к Новейшему времени, идет освобождение от идеологической риторики и конфронтации; сокращается материал о войнах и религиозных конфликтах, обращается внимание на изучение истории экономических и культурных связей.

В странах Европы проявляется забота о сохранении языка и культуры своих национальных меньшинств: создаются школы с обучением на родном языке, организуются учебные передачи и т. п.

В гуманитарный цикл включаются новые учебные дисциплины, например: «Проблемы Европы и мира», «Знакомство с экономическими и социальными явлениями», «Права человека».

Организация учебного процесса и методы обучения. Учебно-воспитательные заведения охватывают значительную часть детей (а в ряде стран — всех детей) в возрасте от 3 до 18—19 лет и дают общее образование. Школьные здания различны, с середины XX в. в крупных городах стали строиться школы-гиганты на 3 тыс., даже на 12 тыс. учащихся, что не оправдывается педагогически: здесь ученик ощущает себя потерянным, отчужденным, а следовательно, возникают новые проблемы воспитания и обучения. Почти повсеместно стоит проблема переполненности классов (от 30 до 50 учащихся), за исключением малокомплектных школ в сельской местности. В богатых странах в школах имеются библиотеки, игровые площадки, все дети получают обед, а в расписание дня включаются большие перерывы для занятий на свежем воздухе, в библиотеке, в результате чего школьный день продолжается до 4 часов дня.

Знания оцениваются от пятибалльной до стобалльной, а в ряде стран — по буквенной системе.

Общей для большинства стран продолжает оставаться проблема второгодничества. Так, во Франции до 20% учащихся остаются на второй год, а 15—20% не выдерживают выпускных экзаменов по окончании средней школы. Второгодничество наносит огромный урон личности: порождает неуверенность в себе, чувство неполноценности, что сказывается на дальнейшей судьбе человека. Выход из такого положения находится различный: например, в США не оставляют на второй год, а приспосабливают учебные программы к уровню подготовленности учеников; практикуют временный перевод учащихся в следующий класс и др.

Острый характер в 1980—1990;ее гг. приобрела проблема снижения качества образования. 20% населения Земли неграмотны совсем, так как не учились в школе. Но и среди тех, кто окончил начальную и даже среднюю школы, имеются люди с крайне низким уровнем развития навыков чтения, письма, счета — это функционально неграмотные (не могут даже прочитать расписание поездов и сориентироваться в нем). В США 17% выпускников квалифицируются функционально неграмотными, т. е. неспособными эффективно функционировать в современном мире.

Преобладающей формой организации учебного процесса в XX в. являлась классно-урочная с постоянным составом учащихся и определенными часами и днями занятий.

В практике учебных заведений встречаются два типа обучения — поддерживающее (традиционное) и инновационное (исследовательское).

Поддерживающее обучение (усвоение заданных образцов, воспроизводство культуры, социального опыта) — это обучение репродуктивное. Учитель здесь играет лидирующую роль, являясь организатором работы.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой