Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Эмпирическое исследование развития образности речи у детей старшего дошкольного возраста

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Низкий уровень усвоения образности речи — характеризовался отсутствием умения объяснить и понять иносказание в загадке, сказке. В процессе пересказа литературного текста позволяет необоснованные длительные паузы. При этом не понимает многозначное слово, вместо определения значения дает общее описание предмета, перечисляя ряд признаков. При составлении описательных рассказов не применялись… Читать ещё >

Эмпирическое исследование развития образности речи у детей старшего дошкольного возраста (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Изучение состояния работы по развитию образной речи у детей старшего дошкольного возраста.

В экспериментальной работе принимало участие двадцать детей в возрасте от пяти до шести лет. Констатирующий эксперимент проведен на базе ДО № 367.

Задачи констатирующего эксперимента:

Определить показатели и критерии для процесса выявления уровней развития образной речи у детей старшего дошкольного возраста.

Выявить уровень развития образной речи у ребят дошкольников старшего возраста.

Для исследования особенностей речи дошкольников были использованы задания из пособия В. Н. Макаровой, Е. А Ставцевой, М. Н. Едаковой «Диагностика развития речи дошкольников».

Первое задание, раскрывало понимание детьми значения метафорического, описательного, сравнительного значение слов.

Второе задание Анализ умений пересказывать литературные тексты производится на основе пересказа русской народной сказки Третье задание включало в себя выявить способность детей создавать в собственной речи средства образности.

Для выявления выразительной лексики текста в пересказах сказок, а так же ряда умений использовать и замечать средства образности речи в рассказах описательного характера были выделены несколько уровней понимания, восприятия и употребления детьми средств образности речи:

Низкий уровень усвоения образности речи — характеризовался отсутствием умения объяснить и понять иносказание в загадке, сказке. В процессе пересказа литературного текста позволяет необоснованные длительные паузы. При этом не понимает многозначное слово, вместо определения значения дает общее описание предмета, перечисляя ряд признаков. При составлении описательных рассказов не применялись средства образности.

Средний уровень усвоения образности речи характеризовался здесь умением ребенка замечать средства в фольклорных произведениях (загадках, сказке), но не объяснять при этом, о ком или о чем так сказано. Редко использует при пересказе авторские средства образности, нуждается в личной помощи взрослого. Недостаточно понимает, но хочет объяснить многозначные слова, привести своих примеров не может.

Высокий уровень усвоения образности речи характеризуется умением расшифровывать частично метафору загадки, воспринимать средства образности речи. Самостоятельно и последовательно передает литературный текст, применяя авторские средства образности. Объясняет значение многозначных слов. При описании предмета применяются разнообразные средства выразительности (сравнения, метафора, описания).

Для оценки всех выделенных показателей применялась балльная система оценки: проявление показателя — 2 балла; частичное — 1 балл, отсутствие ряда проявлений показателя — 0 баллов.

Задание 1. Цель: увидеть способность детей замечать средства лексической выразительности в различных загадках.

Материал: 3 типа загадок (описательная, метафорическая, со сравнением). (Прил.1).

Методика:

Детям предлагалось отгадать три загадки про морковь.

Ответить на вопросы:

Какая из загадок о морковке интересная? Почему?

Почему ты так думаешь? Какая из загадок самая трудная?

Какие выражения и слова кажутся непонятными?

Задание 2. Цель: понять способность ребят понимать в фольклорных произведениях (сказке) средств лексической выразительности и применять выразительную лексику. (Прил.1).

Материал: сказка «Заяц-хваста».

Методика: После того как была прочтена сказка «Заяц-хваста» детям в дальнейшем предлагалось объяснить и вспомнить необычные выражения и слова, которые запомнились в сказке. При анализе пересказа, обращалось особое внимание на употребление образной лексики.

Задание 3. Цель: выявить способность детей создавать в собственной речи средства образности.

Материал: картинка с изображением игрушечного щенка. (Прил.1) Методика: Ребятам предлагалось описать игрушечного щенка, а после этого составить рассказ по картине.

Анализ данных в ходе констатирующего эксперимента помог проанализировать проявление всех выделенных критериев усвоения детьми образности речи.

Результаты констатирующего эксперимента были занесены в таблицу 2.1.

Таблица 2.1 — Уровень развития образности речи у детей экспериментальной группы.

№ п/п.

Имя и фамилия ребенка.

Уровень развития образности речи.

Таня П.

Средний.

Дима К.

Низкий.

Оксана Р.

Средний.

Вероника Р.

Средний.

Олег Н.

Низкий.

Вика И.

Средний.

Павел О.

Средний.

Марина В.

Средний.

Олег Т.

Средний.

Маша Г.

Низкий.

Саша О.

Низкий.

Слава С.

Низкий.

Лена С.

Средний.

Ярослав В.

Средний.

Люда А.

Низкий.

Дима Ж.

Низкий.

Даша П.

Средний.

Лида Ч.

Низкий.

Ира С.

Низкий.

Женя В.

Средний.

Мы отнесли к низкому уровню образной речи девять детей. При выполнении 1-го и 2-го задания эти ребята испытывали затруднения при понимании и нахождении образных средств, к примеру: не понимают выражения «приходить на гумно», «и нашла его под кокориной». Нарушали при пересказе последовательность изложения текста и не применяли образную лексику. Cредний уровень, показали 11 детей. Даша О. при выполнении 1-го задания дала верный ответ на 3 загадки. Лена С. ответы подбирала к загадке наугад, а Павел О. не мог объяснить, что обозначает «коса на улице» и «с хвостом, а не мышь». Вероника Р. во 2-ом задании произведение пересказывала не последовательно, Маша Г. образную лексику применяла редко. В тексте Женя В. заметил образные средства «ее подхватили и давай мять», заметила Вика И. в тексте «зайцу за бугры и косогоры прятаться».

Мы не смогли к высокому уровню отнести ни одного ребенка, поскольку при выполнении данных заданий ребята не проявили самостоятельность, ответы чаще всего давали по ряду наводящих вопросов педагога. Не смогли определить значения слов, дать описание предмета, не могли объяснить иносказание в загадке, сказке.

Констатирующий эксперимент показал, что развитие образной речи у многих детей находится на среднем и низком уровне. Дети редко применяют образные средства в своей речи; понимают не до конца значение различных средств образности.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой