Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Эколого-эстетическое воспитание студентов технического вуза средствами изобразительного искусства

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты исследования обсуждались на заседаниях кафедр педагогики, экономической географии и методики обучения географии Татарского государственного гуманитарно-педагогического университета и на кафедре ИЗО Казанского государственного архитектурно-строительного университета (2001;2009 г) — докладывались на ежегодных научно-практических… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические предпосылки формирования эколого-эстетической воспитанности студентов технического вуза средствами изобразительного искусства
    • 1. 1. История становления эколого-эстетического воспитания учащейся молодежи
    • 1. 2. Психолого-педагогические основания взаимосвязи экологического и эстетического воспитания студентов технического вуза
    • 1. 3. Возможности содержания учебных дисциплин в эколого-эстетическом воспитании студентов технического вуза
  • Выводы по первой главе
  • Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по эколого-эстетическому воспитанию студентов технического вуза средствами изобразительного искусства
    • 2. 1. Модель формирования эколого-эстетической воспитанности студентов и условия ее реализации в техническом вузе средствами изобразительного искусства
    • 2. 2. Организация и результаты опытно-экспериментального исследования по формированию эколого-эстетической воспитанности студентов технического вуза
  • Выводы по второй главе

Эколого-эстетическое воспитание студентов технического вуза средствами изобразительного искусства (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Состояние среды обитания человека в немалой степени определяется уровнем его духовной культуры. Природное окружение будет испытывать гораздо меньшее отрицательное воздействие, если уровень культуры человека возрастет в целом. Культура отношения к окружающей среде предполагает гармоничные связи человека с природой. Экологические проблемы являются своеобразным отражением уровня духовной культуры человека, включающей и эстетическую культуру. Современная экологическая ситуация диктует свои требования к подготовке специалистов, которые могли бы самостоятельно и ответственно принимать технические, экономические и социальные решения, не нарушающие гармонию окружающей природной среды. Профессионал в любой отрасли знаний должен обладать эколого-эстетическим сознанием в противовес антропоцентрическому, которое в немалой степени способствует формированию экологического кризиса как проявления глобального кризиса цивилизации.

В традиционной модели эколого-эстетической подготовки будущих инженеров, дизайнеровархитекторов предусматривается, главным образом, развитие профессиональных знаний, умений и навыков, направленных на выполнение определенных нормативных требований. Между тем это не обеспечивает глубокого проникновения в экологические проблемы, и их изучение носит формальный характер. В соответствии с новыми государственными образовательными стандартами развитие эколого-эстетической подготовленности студентов, будущих специалистов, в структуре профессиональной компетентности является актуальной проблемой.

Направленность содержания образования на личность обучающихся, становление и развитие их ценностных ориентаций требуют в настоящий момент обеспечения эколого-профессионального роста личности студента посредством создания условий для саморазвития эколого-нравственного самосознания. Независимая и ответственная реализация собственного потенциала позволит лучше понимать закономерности эволюции общества, природы, техносферы. Знание и понимание законов функционирования окружающего мира, интуиция приведут будущего профессионала к возможности планирования и предвидения дальнейшей перспективы жизнедеятельности и сохранения биоразнообразия.

Экологическое образование выполняет важную функцию воспитания экологической культуры, нравственно-эстетического отношения к окружающей среде как универсальной ценности.

К сожалению, снижение уровня духовности, нравственности стали показателем нашего времени. Выход из сложившейся ситуации возможен в процессе формирования эколого-эстетической культуры личности, нравственно-эстетического отношения к окружающей среде. Этот вывод делается во многих исследованиях.

Общие вопросы развития экологического образования и воспитания учащейся молодежи рассматривают И. Т. Гайсин, С. И. Глазачев, И. Д. Зверев,.

A.И.Захлебный, Н. М. Мамедов, А. В. Миронов, Л. В. Моисеева, Т. З. Мухутдинова, И. Т. Суравегина, и др. Формирование экологических, эстетических и изобразительных знаний и организацию практической природоохранной деятельности в рамках учебных предметов исследовали С. В. Алексеев, Я. И. Кабаев, Т. В. Кучер,.

B.И.Наденшина, Е. Ю. Шепокеня, С. В. Тихонов, В. Г. Демьянов, В. Б. Подрезков и др. Исследования роли природной среды в развитии личности и ее возможностей для нравственного и эстетического воспитания проведены Т. В. Даниловой, Б. Т. Лихачевым, А. П. Печко, З. А. Хусаиновым и др. Разработка теории эстетической культуры личности нашла отражение в трудах А. И. Бурова, Л. А. Воловича, Е. М. Галишниковой, М. С. Когана, Н. И. Кнященко, Г. А. Петровой, Т. В. Шуртаковой и др. Проблемы эстетического воспитания современной молодежи рассматриваются в трудах С. А. Герасимова, М. Г. Габитова,.

C.Г.Додоновой, С. П. Жуковской, Г. А. Мустафиной и др.

Вопросы экологического и эстетического воспитания учащейся молодежи средствами изобразительного искусства освещены в педагогической литературе, но исследований, посвященных роли изобразительного искусства в экологическом и эстетическом воспитании учащейся молодежи, еще недостаточно. Между тем, как показывает анализ психолого-педагогической литературы, изобразительное искусство может быть мощным средством формирования эколо-го-эстетической воспитанности студентов.

Таким образом, обнаружены объективные противоречия между:

• задачей формирования эколого-эстетической воспитанности будущего специалиста средствами изобразительного искусства в процессе его профессионального становления и существующим дискретным характером профессиональной подготовки в вузе;

• необходимостью и возможностью использования изобразительного искусства в целях эколого-эстетического воспитания студентов технического вуза и отсутствием педагогических технологий формирования у них эколого-эстетических качеств средствами изобразительного искусства.

Выявленные противоречия позволили сформулировать проблему исследования: каковы содержание, формы и методы формирования эколого-эстетической воспитанности студентов технического вуза средствами изобразительного искусства?

Актуальность, недостаточная разработанность данной проблемы в педагогической науке и практике, выявленные противоречия послужили основанием для определения темы исследования: «Эколого-эстетическое воспитание студентов технического вуза средствами изобразительного искусства».

Цель исследования: разработать и экспериментально проверить модель формирования у студентов технического вуза эколого-эстетической воспитанности средствами изобразительного искусства.

Объектом исследования является педагогический процесс эколого-эстетического воспитания студентов в техническом вузе.

Предметом исследования является модель формирования эколого-эстетической воспитанности студентов технического вуза средствами изобразительного искусства.

Гипотеза исследования: эффективность работы по эколого-эстетическому воспитанию средствами изобразительного искусства повысится, если будет разработана и внедрена целостная педагогическая модель, включающая:

• педагогические условия (интеграция экологического и эстетического воспитания студентовсоответствующий отбор и применение в учебно-воспитательном процессе информационно-дидактических материалов по изобразительному искусствуиспользование эффективных форм и методов эколо-го-эстетического воспитания средствами изобразительного искусства способствующих формированию у студентов интегрированных эколого-эстетических качеств);

• содержательную (эколого-эстетический потенциал общепрофессиональных и специальных дисциплин), процессуальную (методы, средства и формы организации учебной и внеаудиторной деятельности студентов) составляющие;

• разработанные критерии оценки, определения уровней сформированно-сти эколого-эстетической воспитанности у студентов технического вуза.

В соответствии с целью, объектом, предметом и выдвинутой гипотезой сформулированы следующие задачи исследования:

1. Разработать, теоретически обосновать и проверить в опытно-экспериментальной работе, эффективность модели формирования эколого-эстетической воспитанности студентов технического вуза средствами изобразительного искусства.

2. Определить содержание, структуру, сущностные характеристики процесса воспитания студентов технического вуза средствами изобразительного искусства в эколого-эстетическом аспекте.

3. Выявить педагогические условия формирования эколого-эстетической воспитанности студентов.

4. Определить критерии оценки и уровни эколого-эстетической воспитанности у студентов технического вуза.

Методологической основой исследования являются философские положения о единстве природы и человека, всеобщей взаимосвязи и целостности явлений (В.И.Вернадский, В.И.Данилов-Данилян, Н. Ф. Реймерс, А. Д. Урсул и др.) — концепции эстетического воспитания учащейся молодежи (Ю.А.Алексеев, А. И. Буров, Л. А. Волович, Е. М. Галишникова, Б. Т. Лихачев, Ю. С. Мануйлов, Г. А. Петрова, Л. Н. Столович, В. И. Толстых, С. М. Темерин, Т. В. Шуртакова и др.) — концепции экологического образования и воспитания учащейся молодежи (И.Т.Гайсин, С. Н. Глазачев, Э. В. Гирусов, А. И. Захлебный, И. Д. Зверев, Н. М. Мамедов, А. В. Миронов, Л. ПЛечко, И. Т. Суравегина, З. А. Хусаинов и др.) — теория содержания образования и воспитания (Ю.К.Бабанский, В. Л. Леонычева, Б. Т. Лихачев, А. К. Маркова, З. Г. Нигматов, А. И. Хузиахметов и др.) — теория педагогической интеграции (Ю.А.Кустов, В. Н. Максимова, Г. А. Ягодин и др.) — технологический подход (А.А.Андреев, В. И. Андреев, В. С. Бурухова, Д. В. Вилькеев, Г. И. Ибрагимов, М. И. Махмутов и др.) — методология и методика исследования процессов интеграции в педагогических системах (В.Е.Безрукова, М. Н. Берулава, В. Н. Максимов, Н. К. Чапаев и др.) — методика преподавания изобразительного искусства в общеобразовательных учреждениях (Э.И.Кубышкина, В. С. Кузин, Т. С. Комарова, Б. М. Неменский, Е. Е. Рожкова, Н. Н. Ростовцев, Л. В. Савенкова, Н. М. Сокольникова, А. В. Хворостов, Е. В. Шорохов, Н. К. Шабанов, Т. Я. Шпикалова и др.).

В исследовании применялись теоретические и эмпирические методы: изучение и анализ философских, психологических, педагогических, экологических, методических, научно-литературных источников по проблеме формирования эколого-эстетической воспитанностипроектирование методики исследовательской деятельности с использованием сравнения, анализа, обобщения, моделированияизучение и обобщение педагогического опыта работыпедагогический эксперимент: наблюдение, беседы, анкетирование, тестированиеметоды обработки экспериментальных данных — математическая и статистическая обработка полученных в ходе исследования результатов.

Опытно-экспериментальной базой исследования явилось ГОУ ВПО «Казанский государственный архитектурно-строительный университет». Всего в эксперименте участвовало 217 студентов (108 — в экспериментальных, 109 — в контрольных группах).

Этапы исследования:

На поисково-теоретическом этапе (1999;2002 гг.) осуществлялся подбор и теоретический анализ философской, психолого-педагогической, методической литературы по проблеме исследования. Определена тема исследования, её- актуальность, предварительная научная новизна и практическая значимость, обозначены цель, задачи, объект, предмет и гипотеза исследованияосуществлялась выборка для проведения диагностики на этапе констатирующего эксперимента.

На опытно-экспериментальном этапе (2003;2008 гг.) обобщался теоретический и эмпирический материал, уточнялись педагогические условия, определялись методики проведения эксперимента, теоретически обоснована модель формирования эколого-эстетической воспитанности студентов технического вуза. Проводилась экспериментальная работа, разрабатывалось содержание курсов по выбору и их апробация.

На обобщающем этапе (2008;2009 гг.) был проведен итоговый контрольный срез в экспериментальных и контрольныхгруппах с последующим анализом его результатов, их сопоставление с задачами исследованияобобщались и систематизировались результаты исследования, уточнялись теоретические и эмпирические выводы, оформлялся окончательный вариант содержания диссертации.

Научная новизна исследования:

• раскрыто содержание понятия «эколого-эстетическая воспитанность студентов технического вуза» средствами изобразительного искусства с учетом специфики профессиональной подготовки студентов — будущих дизайнеров, архитекторов, под которым мы понимаем интегрированное качество, приобретаемое в процессе изучения изобразительных дисциплин и проявляющееся в знаниях, умениях, поступках, общении, профессиональной деятельности, чувствах, взглядах, убеждениях, обуславливающих отношение к прекрасному в окружающей природной среде, что означает эмоционально-ценностное отношение к миру, к деятельности с точки зрения художественной красоты и гармонии;

• выявлены и обоснованы педагогические условия, обеспечивающие эффективную работу по формированию эколого-эстетической воспитанности студентов технического вуза: интеграция экологического и эстетического воспитания студентовсоответствующий отбор и применение в учебно-воспитательном процессе информационно-дидактических материалов по изобразительному искусствуиспользование эффективных форм и методов эколо-го-эстетического воспитания средствами изобразительного искусства способствующих формированию у студентов интегрированных эколого-эстетических качеств;

• разработана и экспериментально апробирована педагогическая модель формирования эколого-эстетической воспитанности у студентов технического вуза средствами изобразительного искусства, состоящая из трех основных блоков: методологического, содержательного и процессуального;

• определены критерии измерения и уровни эколого-эстетической воспитанности у студентов технического вуза (интеллектуально-образовательный, потребностно-мотивационный, творческо-деятельностный), позволяющие диагностировать уровни (высокий, средний, низкий).

Теоретическая значимость исследования заключается в уточнении понятия «эколого-эстетическая воспитанность студентов технического вуза» средствами изобразительного искусства, в разработке теоретической модели формирования эколого-эстетической воспитанности студентов технического вуза, в определении критериев измерения и уровней сформированности эколого-эстетической воспитанности, в расширении и углублении имеющихся представлений о роли изобразительного искусства в формировании у студента эколого-эстетической воспитанности.

Практическая значимость заключается в возможности использования результатов исследования преподавателями вузов, колледжей и общеобразовательных школ для решения организационно-педагогических и содержательных вопросов в процессе формирования эколого-эстетической воспитанности средствами изобразительного искусства. Разработаны, апробированы и внедрены в практику преподавания учебно-методические пособия: «Формирование эколо-го-эстетического мировоззрения студентов вузов», «Эколого-эстетическое образование студентов технических вузов средствами изобразительного искусства" — интегрированные курсы по выбору: «Эколого-эстетическое образование студентов технических вузов», «Развитие эколого-эстетического отношения студентов к окружающей среде средствами скульптуры и живописи». Материалы исследования включены в содержание практических занятий на кафедре изобразительного искусства Казанского государственного архитектурно-строительного университета. Предложенная модель формирования эколого-эстетической воспитанности студентов средствами изобразительного искусства дополняет и уточняет имеющиеся в педагогике высшей школы знания о способах формирования и развития эколого-эстетической культуры будущих специалистов.

Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты исследования обсуждались на заседаниях кафедр педагогики, экономической географии и методики обучения географии Татарского государственного гуманитарно-педагогического университета и на кафедре ИЗО Казанского государственного архитектурно-строительного университета (2001;2009 г) — докладывались на ежегодных научно-практических конференциях профессорско-преподавательского состава КГ АСУ, ТГГПУ (1999;2009 гг.), Всероссийских, региональных, республиканских научно-практических конференциях «Использование здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе в школе и вузе» (Казань, 2007) — «Самосовершенствование, самореализация личности: психолого-педагогические аспекты» (Наб. Челны, 2007) — «Совершенствование целостного педагогического процесса в сельской школе» (Казань, 2007) — «Природно-ресурсный потенциал Республики Татарстан и сопредельных территорий» (Казань, 2007) — «Проблемы естественнонаучного образования в школе и вузе» (Казань, 2007) — «Современные проблемы географии населения и рынка труда» (Казань, 2006), «Естественно-географическое образование в школе и вузе» (Казань, 2009), «Проблемы архитектуры и строительства (Казань, 2009) и т. д.

Результаты исследования внедрены в практику педагогической работы в ГОУ ВПО: «Казанский архитектурно-строительный университет», «Татарский государственный гуманитарно-педагогический университет».

Достоверность и обоснованность результатов обеспечивается целостным подходом к анализу проблемы, методологической и теоретической обоснованностью исходных позиций, разнообразием использованных источников и адекватностью методов исследования его целям и задачам, апробацией важнейших идей, гипотетических утверждений и выводовколичественным анализом фактического материала, данными статистической обработки, полученными в ходе опытно-экспериментальной работы.

На защиту выносятся следующие положения: 1. Понятие эколого-эстетическая воспитанность студентов технического вуза как интегрированное качество, приобретаемое в процессе изучения предметов художественно-эстетического цикла и проявляющееся в знаниях, умениях, поступках, общении, чувствах, взглядах, убеждениях, профессиональной деятельности, обусловливает понимание прекрасного в окружающей природной среде. Эколого-эстетическая воспитанность студентов технического вуза предполагает эмоционально-ценностное и творческое отношение к учебной деятельности студентов с точки зрения понимания художественной красоты и гармонии, в которой в качестве основных ценностей выступают окружающая природа и произведения искусства.

2. Разработанные в ходе исследования педагогические условия формирования эколого-эстетической воспитанности студентов технического вуза средствами изобразительного искусства (интеграция экологического и эстетического воспитания студентовсоответствующий отбор и применение в учебно-воспитательном процессе информационно-дидактических материалов по изобразительному искусствуиспользование эффективных форм и методов эколо-го-эстетического воспитания средствами изобразительного искусства способствующих формированию у студентов интегрированных эколого-эстетических качеств) позволяют повысить эффективность этого процесса.

3. Модель формирования эколого-эстетической воспитанности у студентов технического вуза средствами изобразительного искусства, включающая в себя цель, задачи, принципы, педагогические условия и взаимосвязанную деятельность обучающего и учащегося, предполагающая организацию учебной и внеаудиторной деятельности студентов, представляет собой целостную технологическую систему эколого-эстетического воспитания студентов вуза.

4. Критерии определения эколого-эстетической воспитанности студентов технического вуза (интеллектуально-образовательный — знания студентов о роли природной и социальной среды в развитии человека, о взаимосвязях экологических и эстетических проблем современностипотребностно-мотивационный — наличие у студентов определенной потребности в общении с природой, убежденность в необходимости сохранения природных, материальных и духовных ценностейтворческо-деятельностный — творческая самореализация, отражающая зависимость формирования творческих способностей от степени развития профессиональной свободы и ответственности личности за свои действия) раскрывают потенциал изобразительного искусства в эколого-эстетической деятельности, являются эффективными квалиметрическими показателями.

Объем и структура диссертации.

Диссертационное исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы (171 источник), 6 приложений, 3 рисунков, 10 таблиц. Общий объем диссертации — 209 стр.

Выводы ко второй главе.

Разработана и экспериментально апробирована модель формирования эколого-эстетической воспитанности у студентов технического вуза средствами изобразительного искусства, состоящая из трех основных блоков: методологического, содержательного и процессуального.

Предлагаемая модель представляет собой целостную методическую систему, которая, прежде всего, имеет цель — формирование эколого-эстетической воспитанности студентов технического вуза, системообразующими факторами которой являются образовательные, воспитательные, развивающие цели эколо-го-эстетического образования и воспитания.

Для целенаправленного и эффективного формирования эколого-эстетического воспитания важны педагогические условия.

5. Проведенный нами теоретический анализ методической литературы, монографических исследований, а также опыт позволяет выявить и обосновать следующую совокупность педагогических условий, с помощью которых реализуется педагогическая модель: интеграция процессов экологического и эстетического воспитания студентовсоответствующий отбор и применение в учебно-воспитательном процессе информационно-дидактических материалов по изобразительному искусствуиспользование эффективных форм и методов эколо-го-эстетического воспитания средствами изобразительного искусства способствующих формированию у студентов интегрированных эколого-эстетических качеств.

Целенаправленное использование интегрированного подхода сказывается на результативности учебного процесса, в результате чего экологические знания и умения становятся обобщенными, комплексными, усиливается воспитательная, мировоззренческая направленность, познавательные интересы студентов формируют эколого-эстетическое мышление.

Так как принцип интегрированного подхода способствует формированию системности знаний на основе развития ведущих идей и понятий, развитию системного дидактического мышления, гибкости и самостоятельности ума, познавательной активности и интересов, способствует формированию знаний, умений, взглядов, убеждений. Поэтому можно утверждать, что межпредметные эколого-эстетические связи призваны обеспечить единый переход преподавателей общепрофессиональных и специальных дисциплин и, в первую очередь, преподавателей изобразительного искусства к решению общих учебно-воспитательных задач на основе обобщения экологических и эстетических знаний.

В учебном процессе используются эффективные формы проведения занятий, среди них лекции, семинары, консультации, практические занятия, научно-практические конференции, экскурсии, интегрированные курсы «Эколого-эстетическое образование студентов технического вуза», курс по выбору «Эко-лого-эстетическое отношение студентов к окружающей природной среде средствами живописи и скульптуры».

Применяются современные педагогические технологии: концентрированное обучение, модульное обучение, игровое и проблемное обучение, а также методы создания эмоционально-нравственных ситуаций, метод аналогий, метод взаимообучения.

Основным средством явился рисунок как базовая изобразительная дисциплина — универсальное средство формирования наиболее ценностных, творческих, профессиональных мировоззренческих качеств, а также живопись, скульптура.

В ходе опытно-экспериментальной работы подтверждена эффективность предложенных форм, методов, педагогических технологий, средств обучения по формированию эколого-эстетической воспитанности студентов технического вуза.

Опытно-экспериментальная работа показала, что эффективность процесса формирования у студентов эколого-эстетической воспитанности возрастает, если взаимосвязаны и взаимообусловлены друг с другом экологическое и эстетическое обучение и воспитание при изучении общепрофессиональных и специальных дисциплин как на занятиях, так и во внеаудиторное время.

Все проводимые мероприятия по экологическому обучению и воспитанию необходимо рассматривать через эстетический его аспект, и в учебно-воспитательном процессе необходимо раскрыть содержание учебных предметов в единстве экологического и эстетического воспитания, реализуя через интегрированный подход различные формы и методы обучения.

Главный показатель эколого-эстетической воспитанности студента технического вуза — знания студентов о роли природной и социальной среды в развитии человека, о взаимосвязях экологических и эстетических проблем современности, наличие у студента определенной потребности в общении с природой, убежденность в необходимости сохранения природных, материальных и духовных ценностей, творческая самореализация, отражающая зависимость формирования творческих способностей от степени развития профессиональной свободы и ответственности личности за свои действия, раскрытия ее потенциала в эколого-эстетической деятельности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Усиливающийся мировой экологический кризис обостряет проблему взаимодействия и совместного развития человека, созданной им искусственной среды (техносферы), общества и природы. Кризис носит глобальный характер и поражает все стороны человеческой деятельности, в том числе социальную, экономическую, культурную. Чрезвычайно сложные ситуации природного и техногенного характера, отсутствие адекватной реакции профессионалов и общества по поводу создавшейся ситуации дали основание ученым называть современное общество катастрофическим.

Образование в целом и непрерывное экологическое образование, в частности, выступают как один из существенных факторов снижения этих рисков, как важное средство обеспечения культурного сдвига, обусловливающего становление экологически ориентированного мышления, которое является необходимой предпосылкой перехода к природосообразной практике. Отсюда вытекает необходимость серьезного пересмотра методологических подходов к процессу становления экологической культуры будущего специалиста, особенно в рамках высшей технической школы.

Выполненное нами исследование направлено на совершенствование процесса формирования эколого-эстетической воспитанности студентов технического вуза в учебном процессе средствами изобразительного искусства, на разработку теоретических методологических основ деятельности преподавателя и студентов: подходов, методов, приемов, технологий, форм организаций учебно-воспитательного процесса.

Проведенное теоретическое и экспериментальное исследование позволило нам констатировать:

1. В работе определены предпосылки развития эколого-эстетического воспитания учащейся молодежи в профессиональных учебных заведениях.

• Начиная с 60−70-х годов XX века в техническом вузе начинают обращать серьезное внимание вопросам эстетического и природоохранного воспитания студентов, принимаются нормативные документы по проблемам охраны окружающей среды на различных уровнях.

• Начиная с 80-х годов XX века экологическое образование стало новым направлением в педагогической науке, и с начала 90-х годов XX века непрерывное экологическое образование получило позитивное заключение в законах РФ «Об охране окружающей природной среды» (1996г.), «Об образовании» ^ 992 г.), «О высшем и послевузовском профессиональном образова-нии» (1996г.).

• В связи с бурным развитием промышленности и сельского хозяйства в 60−80-х годах XX века в стране происходит резкое загрязнение окружающей среды промышленными и сельскохозяйственными отходами, поэтому в техническом вузе начинают готовить специалистов инженеров-экологов, повышая этим роль формирования экологического образования студентов технического вуза.

2. Анализ содержания ГОС, учебных программ и учебников по общепрофессиональным и специальным дисциплинам показал, что вопросам эколого-эстетического образования уделяется недостаточное внимание и не всегда учитываются их специфические особенности во взаимосвязи. Не все предметы имеют одинаковые возможности для осуществления непрерывного эколого-эстетического образования. Однако в «Требованиях к уровню специалистов» ГОС ВПО по специальности «Архитектура», а также «Зодчество» говорится, что будущие специалисты знают этические и правовые нормы, регулирующие отношение человека к человеку, к окружающей среде, учитывают их при разработке экологических и социальных проектов, имеют целостное представление о природных явлениях. Выпускники умеют проводить проектный анализ окружающей среды, принимать экологическое обоснование. В учебных программах по специальности «Дизайн окружающей среды» имеются значительные возможности для осуществления экологического и эстетического воспитания, разработаны специальные курсы, содействующие эколого-эстетическому воспитанию. Все они рассматривают вопросы не только эстетики, но и вопросы биосферы, человека, экосистемы, экологии и здоровья человека.

3. В результате анализа психолого-педагогической литературы выделена структура эколого-эстетического образования. Анализируя и обобщая последующий материал, мы уточнили понятие «эколого-эстетической воспитанности» у студентов технического вуза средствами изобразительного искусства в соответствии со спецификой профессиональной подготовки студентов. «Эколо-го-эстетическая воспитанность студента технического вуза — это интегрированное качество, приобретаемое в процессе изучения изобразительных дисциплин и проявляющееся в знаниях, умениях, поступках, общении, профессиональной деятельности, чувствах, взглядах, убеждениях, обусловливающих отношение к прекрасному в окружающей природной среде, что означает эмоционально-ценностное отношение к миру, к деятельности с точки зрения художественной красоты и гармонии».

4. Выявлены и обоснованы педагогические условия, обеспечивающие эффективную работу по формированию эколого-эстетической воспитанности студентов технического вуза: интеграция процессов экологического и эстетического воспитания студентовсоответствующий отбор и применение в учебно-воспитательном процессе информационно-дидактических материалов по изобразительному искусствуиспользование эффективных форм и методов эколо-го-эстетического воспитания средствами изобразительного искусства способствующих формированию у студентов интегрированных эколого-эстетических качеств.

5. Проведенное исследование позволило нам разработать и апробировать педагогическую модель формирования у студентов технического вуза эколого-эстетической воспитанности средствами изобразительного искусства. Педагогическая модель состоит из двух блоков: первый блок «Организация учебной деятельности» включает эколого-эстетический потенциал общепрофессиональI ных и специальных дисциплин, методы и педагогические технологии, средства изобразительного искусства: рисунок (графика), живопись, скульптура и пластическое моделированиевторой блок «Формы организации внеаудиторных работ по экологическому и эстетическому образованию и воспитанию» ракры-вает индивидуальные, групповые и массовые формы организации внеаудиторной работы.

6. В исследовании определены критерии измерения, позволяющие диагностировать уровень эколого-эстетической воспитанности студентов технического вуза: интеллектуально-образовательный, потребностно-мотивационный, творческо-деятельностный.

7. В процессе формирования эколого-эстетической воспитанности студентов в нашем исследовании решались следующие задачи:

1) способствовать активизации чувства ответственности студентов за состояние окружающей среды как будущих специалистов — инженеров-архитекторов, дизайнеров, стремления к овладению и передаче эколого-эстетических знаний и умений;

2) развивать стремление к творческому решению задач эколого-эстетического образования и воспитания;

3) стимулировать творческие способности в реализации эколого-эстетических знаний и умений на практике.

9. Диссертационное исследование опирается на личностно-ориентированный подход, на основные дидактические принципы: системности, систематичности, преемственности и непрерывности, связь теории с практикой, а также на принцип комплиментарности эколого-эстетического воспитания.

10. В ходе исследования разработаны и реализованы программы интегрированных курсов по выбору: «Эколого-эстетическое образование студентов в техническом вузе», «Развитие эколого-эстетического отношения студентов к окружающей среде средствами скульптуры и живописи»;

11. Таким образом, позитивная динамика формирования эколого-эстетической воспитанности позволяет сделать вывод о целесообразности выявленных педагогических условий исследуемого процесса и утверждать, что опытно-экспериментальная работа подтвердила все положения гипотезы.

Показать весь текст

Список литературы

  1. И.В. Формирование нравственного и эстетического компонентов экологической культуры студентов педвуза. Автореф. дисс. канд. пед. наук / И. В. Абдрашитова. — Казань, 2004. — 20 с.
  2. Н.М. Научные основы подготовки учащихся в профессиональных учебных заведениях по профессиям экологического профиля / Н. М. Александрова. СПб: Инст. ПТО РАО, 1997. — 174 с.
  3. Актуальные вопросы всеобщей экологии: По материалам Международного (СНГ) семинара / Под общ. ред. проф. Н. М. Солодухо. Казань: Изд-во КГТУ, 2007. — 244 с.
  4. C.B. Идеи устойчивого развития в содержании школьного экологического образования / C.B. Алексеев // Экологическое образование в целях устойчивого развития. Сб. тезисов докл. на междун. конф. — Тольятти, 1996. -С. 150−151.
  5. В.И. Об экологизации образования как приоритетном общепедагогическом принципе (актуальные экологические проблемы Республики Татарстан) / В. И. Андреев / Материалы I республ. научн. конф. — Казань, 1995.-225 с.
  6. В.И. Педагогика творческого саморазвития. Книга I / В. И. Андреев.- Казань: Изд-во КГУ. 567 с.
  7. Л.И., Михелькевич В. Н., Кустов Ю. А. Система непрерывного экологического образования школьников / Л. И. Андреева, В. Н. Михелькевич, Ю. А. Кустов. — Тольятти: Изд-во фонда «Развитие через образование», 2002.- 200 с.
  8. Архитектурный рисунок: современные технологии обучения. Учебное пособие / Ред.-сост. В. М. Соняк. — Екатеринбург: Архитектом, 2005. 110 с.
  9. Э.А. Преемственность в развитии культуры. М., 1969. — 294 с.
  10. Т.С. Оптимизация процесса формирования экологической культуры старшеклассников. Автореф. дисс. канд. пед. наук / Т. С. Бакиров. Казань, 2006. — 22 с.
  11. П.Беспалько В. П. Элементы теории управления процессом обучения: в 3-х частях, М.: Знание, — 1ч. — 1970. — 80с.- 2ч.: Измерение качества процесса обучения. — М.: Знание, —72с.
  12. В.И. Педагогическая технология: эволюция понятия // В. И. Боголюбов // Советская педагогика. М., 1991. № 3. — С. 123−128.
  13. И.М. Эколого-педагогическая подготовка студентов в условиях классического университета. Монография: Марийский гос. ун-т / И. М. Божьеволина. Йошкар-Ола, 2007. — 186 с.
  14. Большой энциклопедический словарь. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Большая Российская энциклопедия. — СПб.: «Норинт», 2000. — с.
  15. Ю.В. Эстетика. Серия «Высшее образование» / Ю. В. Борев. Ростов-на-Дону: «Феникс», 2004. — 704 с.
  16. А.Г. Десмоэкология или теория образования для устойчивого развития. Книга первая. 2-е изд., испр., доп. / А. Г. Бусыгин. — Ульяновск: Изд-во «Симбирская книга», 2003. — 216 с.
  17. A.A. Основы концепции развития непрерывного экологического образования / A.A. Вербицкий // Педагогика. № 6, 1997. — С. 31−36.
  18. Д.В. Формирование педагогического мышления у студентов / Д. В. Вилькеев. Казань, 1992. — 108 с.
  19. Н.Ф. Интеграция экологических знаний / Н. Ф. Винокурова. Н. Новгород: Изд-во ВВАГС, 1996. — 76 с.
  20. И.Т. Преемственность экологического воспитания: Монография / И. Т. Гайсин. — Казань.: Тат. кн. изд-во, 1999. 204 с.
  21. И.Т. Непрерывность экологического образования. Монография / И. Т. Гайсин. -Казань: КГПУ, 2002. 160 с.
  22. М.И., Гайсин И. Т., Галимов Ш. Ш. Эколого-экономическая культура учащейся молодежи / М. И. Гайсин, И. Т. Гайсин, Ш. Ш. Галимов. Казань: РИЦ «Школа», 2008. — 160 с.
  23. И.Т., Хусаинов З. А., Галимов Ш. Ш. География и экология Республики Татарстан: Учеб. пособие / И. Т. Гайсин, З. А. Хусаинов, Ш. Ш. Галимов. Казань: Изд-во КГПУ, 2003. — 201 с.
  24. Е.М. Становление и развитие теории и практики эстетического воспитания в Татарстане (XIX-XX века). Автореф. дисс. канд. пед. наук / Е. М. Галишникова. Казань, 2004. — 39 с.
  25. . А.И. Опыт науки изящного // Русские эстетические трактаты первой трети XIX века. T.II. М.: Искусство, 1974. — 223 с.
  26. Э. В. Ширянова И.Ю. Экология и культура / Э. В. Гирусов, И. Ю. Ширянова. М., 1995. — 285 с.
  27. .Н., Морозов В. В., Несоленов Г. Ф. Экологический менеджмент: Учеб. пособие / Б. Н. Герасимов, В. В. Морозов, Г. Ф. Несоленов / Самар. гос. аэрокосм. ун-т. Самара, 2005. — 176 с.
  28. Г. Н. Геоэкология и глобальные изменения / Г. Н. Голубев // Вестник Московского университета. Серия: География, 1998. -№ 3. С. 61−70.
  29. A.A. Концепции современного естествознания / A.A. Горелов. -М.: Центр, 1997.-208с.
  30. A.A. Экология. Учебное пособие / A.A. Горелов. М.: Центр, 1998. -240с.
  31. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования // Специальность 52 300 «Декоративно-прикладное искусство». -М., 2003.-43 с.
  32. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования // Специальность 54 100 «Зодчество». — М., 2003. 27 с.
  33. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования // Специальность 52 400 «Дизайн». М., 2003. — 44 с.
  34. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования // Специальность 290 100 «Архитектура». М., 1995. — 32с.
  35. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования // Специальность 656 600 «Защита окружающей среды». — М., 2000.-40 с.
  36. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования // Специальность 52 900 «Реставрация». М., 2002. — 36 с.
  37. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования // Специальность 330 200 «Инженерная защита окружающей среды». М., 1995. — 22 с.
  38. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования // Спец-ть 52 500 «Искусство интерьера». М., 2003. — 32 с.
  39. Государственный доклад о состоянии природных ресурсов и об охране окружающей среды Республики Татарстан в 2005 году. Казань, 2005.
  40. М.И., Краснянская К. А. Применение математической статистики в педагогических исследованиях, непараметрические методы / М. И. Грабарь, К. А. Краснянская. М.: Педагогика. 1977. — 136 с.
  41. С.Д. Экологическая психология: диагностика экологического сознания / С. Д. Дерябо. М.: Московский психолого-социальный институт, 1999. -310с.
  42. С.Д., Левин В. А. Экологическая педагогика и психология / С. Д. Дерябо, В. А. Левин. Ростов-на-Дону: Изд-во: «Феникс», 1996. — 480 с.
  43. Т.Г. Экология и проблема адаптации человека / Экология, культура, образование: Материалы конф. МГПИ / Т. Г. Дичев. М., 1989. — С. 110−119.
  44. Е.И. Методологические основы становления экологической культуры: Монография / Е. И. Ефимова. — Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 2000.- 174 с.
  45. Закон Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды», 1991.
  46. Закон Российской Федерации «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». М., 1996.
  47. Закон Российской Федерации «Об образовании». — М.: Новая школа, 1992. — 57 с.
  48. Закон Республики Татарстан «Об охране окружающей природной среды в Республике Татарстан» (постатейный комментарий) / Под ред. A.A. Колесника. Казань, 1999. — 377 с.
  49. А.Н., Рыжаков М. В. Научно-методическая концепция курса естествознания «Природа и человек» / А. Н. Захлебный, М. В. Рыжаков // Биология в школе. -№ 4, 1990. С.26−30.
  50. А.Н. Содержание экологического образования в средней школе. Дисс. д-ра пед. паук / А. Н. Захлебный. М., 1985. — 389 с.
  51. А.Н. Школа и проблемы охраны природы / А. Н. Захлебный. -М., 1981.- 184 с.
  52. И.Д. Приоритеты экологического образования / И. Д. Зверев // Развитие непрерывного экологического образования: Материалы 1-й Моск. науч. практ. конф. по непрерывному экологическому образованию. — М.: МНЭПУ, 1995.-С. 16−22.
  53. И.Д., Суравегина И. Т. Экологическое образование школьников / И. Д. Зверев, И. Т. Суравегина. М.: Педагогика, 1983. — 160 с.
  54. Е.М. Непрерывная допрофессиональная и профессиональная педагогическая подготовка: Монография / Е. М. Ибрагимова. Казань. Изд-воКГПУ, 1999.-211 с.
  55. С.Б. Методические условия формирования эколого-правовой компетентности учащихся в процессе естественнонаучного образования. Авто-реф. дисс. канд. пед. наук / С. Б. Игнатов. Екатеринбург, 2006. — 23с.
  56. Н.Б. Природа как ценность культуры / Н. Б. Игнатовская // Знание. Этика № 4, 1987. 42 с.
  57. Иллюстративный энциклопедический словарь Ф. Б. Брокгауза и И.Ефрона. -М.: Изд-во «Эксмо», 2006. 960 с.
  58. Инновационные педагогические технологии: Учебное пособие / В.Н. Ми-хелькевич, В. М. Нестеренко, П. Г. Кравцов. Самара: Самарск. гос. тех. ун-т, 2004.-91 с.
  59. P.A. Модель непрерывного образования педагогических работников. Научные основы функционирования. Дисс. докт. пед. наук / P.A. Исламшин. Казань, 1996. — 299 с.
  60. Д.И. Обучение и игра введение в активные методы обучения / Д. И. Кавтарадзе. -М.: МПСИ Изд-во: «Феминта», 1998. С. 192.
  61. Казанская архитектурно-художественная школа / Сост. С. Ю. Петров, Р. С. Закиров, В. В. Гаранин и др. Казань: Изд-во КГ АСУ, 2007. — 261 с.
  62. Г. В. Педагогические условия эстетической подготовки будущего учителя начальных классов. Автореф. дисс. канд. пед. наук. Казань, 1993. -17 с.
  63. В.А. Философия экологии: общая теория экологии, геоэкология, биоэкология. Учебное пособие / В. А. Кобылянский. М.: ФАИР-ПРЕСС, 2003.- 192 с.
  64. Концепции экологической безопасности Республики Татарстан (на период с 2007 по 2015 годы). Казань, 2006. — 22 с.
  65. Концепция экологической программы РФ (общая часть). Ярославль -Москва, 1991.-85 с.
  66. Концепция непрерывного экологического образования и воспитания в городе Елабуга и Елабужском районе (программно-методические материалы). -Казань, 2003.-288 с.
  67. А.Г. Социальная экология: Учебное пособие / А. Г. Корнилов. — Чебоксары: Изд-во Чуваш, ун-та, 2001. 306 с.
  68. А.Н. Экологическое знание и сознание: особенность формирования / А. Н. Кочергин, Ю. Г. Марков, Н. Г. Васильев. Новосибирск: Наука, 1987.
  69. Г. Ю. Инновационные технологии обучения и воспитания школьников: Учебное пособие / Г. Ю. Ксензова. — М.: Педагогическое общество России, 2005. 128 с.
  70. А.Д. Введение в методику начального учебного архитектурного проектирования: Учебное пособие / А. Д. Куликов. — Казань: Казанская архитектурно-строительная академия, 1997. 70 с.
  71. Ю.А. Преемственность профессиональной подготовки молодежи в ПТУ и вузах / Под ред. JI.A. Кыверялга. — Саратов: Изд-во Саратовского унта, 1990.-160 с.
  72. A.A. Методы исследования в профессиональной педагогике / A.A. Кыверялг. Таллин: «Валгус», 1980. — 334 с.
  73. И .Я. Проблемное обучение / И .Я. Лернер // Педагогика и психология, 1974. № 7. — С. 2−94.
  74. .Т. Теория эстетического воспитания школьников: Учеб. пособие по спецкурсу для студентов пед. институтов / Б. Т. Лихачев. — М.: Просвещение, 1985.- 176 с.
  75. Ли Н. Г. Обучение рисунку на архитектурном факультете технического вуза. Состояние, проблемы и перспективы / Н. Г. Ли. — Пенза, 2006. — 480 с.
  76. В.Н. Межпредметные связи в учебно-воспитательном процессе современной школы: Учебное пособие по спец. курсу для студентов пед. институтов / В. Н. Максимова. -М.: Просвещение. 1987. 160 с.
  77. В.Н. Межпредметные связи в процессе обучения / В. Н. Максимова. М.: Просвещение, 1988. — 192 с.
  78. H.A. Человек и человечество на пути к устойчивому развитию / H.A. Мальцева. Волгоград, 1996. — 151 с.
  79. Н.М. Культура, экология, образование / Н. М. Мамедов. М: Изд-во РЭФИА, 1996.- 160 с.
  80. Н.М. Основы социальной экологии: Учебное пособие / Н. М. Мамедов. М.: СТУПЕНИ, 2003. — 256 с.
  81. Д.Ж. Социальная экология. Книга для учителей. Перевод с серб.-хорв. / Д. Ж. Маркович. М.: Просвещение, 1991. — 176 с.
  82. М.И. Проблемное обучение: основные вопросы теории / М. И. Махмутов. -М.: Просвещение, 1975.-367 с.
  83. Методические указания по рисунку и живописи (летняя практика) / Сост. И. В. Рафиков. Казань: КГАСУ, 2002. — 25 с.
  84. A.B. Содержание экологического образования будущего учителя / A.B. Миронов. Казань: Изд-во КГУ, 1989. — 220с.
  85. A.B. Эстетика и нравственность в экологическом воспитании школьников / A.B. Миронов. Казань: Тат. кн. изд., 1989. — 88 с.
  86. М.А. Педагогические условия развития экологической нравственности студентов будущих инженеров в структуре профессиональной компетентности. Дисс. канд. пед. наук / М. А. Миронова. — Казань: КГУ, 2007.- 183 с.
  87. Е.В. Экологическая подготовка студентов технических вузов: Монография / Е. В. Муравьева. Казань: РИЦ «Школа», 2006. — 244 с.
  88. Т.З. Формирование и развитие региональной системы непрерывного экологического образования специалиста / Т. З. Мухутдинова. — Казань: Изд-во КГУ, 2003. 352 с.
  89. Н.Х. Экологическое воспитание школьников эстетическими средствами. Автореф. дисс. канд. пед. наук / Н. Х. Начаева. Казань, 1995. — 17 с.
  90. H.H. Психолого-педагогические основы формирования профессиональной деятельности / H.H. Нечаев. М.: МГУ, 1988.
  91. Ю.В. Экология, окружающая среда и человек: Учебное пособие для вузов, средних школ и колледжей. — 2-е изд., испр. и доп. / Ю. В. Новиков. М.: ФАИР-ПРЕСС, 2002. — 560 с.
  92. Образование в области окружающей среды / Материалы III Всесоюзной конференции (Казань, 29 октября — 2 ноября, 1990). Казань, 1990. — 130 с.
  93. A.A. Мониторинг инновационных процессов в образовании / A.A. Орлов // Педагогика, 1996. № 3. — С. 9−15.
  94. Педагогические технологии: Учебное пособие для студентов педагогических специальностей / Под общ. ред. B.C. Кукушкина. Серия «Педагогическое образование». Ростов-на-Дону: Изд. центр «Март», 2002. — 160 с.
  95. Педагогика: Большая современная энциклопедия / Сост. Е. С. Рапацевич. — Мн.: «Современное слово», 2005. 720 с.
  96. Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б.М. Бим-Бад- Редколл.: М. М. Безруких, В. А. Болотов, JI.C. Глобова и др. М.: Большая Российская энциклопедия, 2003. — 528 с.
  97. JI.П. Эстетическая культура и воспитание человека / Л. П. Печко. -М., 1991.
  98. В.Ю. Основы педагогической технологии: Учебно-практическое пособие / В. Ю. Питюков. М.: Ассоциация авторов и издателей «ТАНДЕМ» «РОСПЕДАГЕНТСТВО», 1997. — 176 с.
  99. Практика по живописи: Программа-задание для студентов специальностей 290 100, 291 200, 291 400 / Сост. P.C. Айдаров. Казань: КГАСУ, 2008. -21 с.
  100. B.C. География в меняющемся мире. Век XX. Побуждение к размышлению / B.C. Преображенский, Т. Д. Александрова, Л. В. Максимова. -М., 1997. 101 с.
  101. Программа по образованию в области окружающей среды на 13 пятилетку и на перспективу до 2005 года. — М., 1990. — 42 с.
  102. Психологический словарь / Под ред. В. П. Зинчеко, Б. Г. Мещерякова. — 2-е изд.- перераб. и доп. М.: Педагогика-Пресс, 1998. — 440 с.
  103. Психология. Учебник для гуманитарных вузов / Под общ. ред. В. Н. Дружинина. СПб.: Питер, 2001. — 656 с.
  104. Н.Ф. Начало экологических знаний / Н. Ф. Реймерс. М.: МНЭ-ПУ, 1993.-260 с.
  105. Республиканская программа экологического образования дошкольников, учащихся общеобразовательных школ и ПТУ на 1992−1995 гг. на перспективу до 2005 г. Казань: MHO РТ, 1992 (утв. на засед. коллегии MHO РТ 30 января, 1992).
  106. Рисунок. Учебное пособие / Авт.-сост. C.B. Тихонов, В. Г. Демьянов, В. Б. Подрезков. -М.: Стройиздат, 1983. 196 с.
  107. Российская педагогическая энциклопедия. В 2 томах / Гл. ред. В. В. Давыдов. — М.: Большая Российская энциклопедия, 1993. 608 с.
  108. C.JI. Основы общей психологии. В 2-х т. / С. Л. Рубинштейн. М.: Педагогика, 1989. — 448 с.
  109. Е.Е. Новая экономическая энциклопедия / Е. Е. Румянцева. -М.: ИНФРА-М, 2005. 724 с.
  110. A.B. Роль моделирования в познавательной и практической деятельности. Автореф. дисс. канд. пед. наук/ A.B. Саенко. — Новочеркасский, 1997.-21 с.
  111. Е.А. Организация и проведение экологического мониторинга в Республике Татарстан: Учебно-метод. пособие. 2-е изд. / Е. А. Саутин. Казань, ЕГПУ, 2004. — 368 с.
  112. Н.К. Непрерывное образование: концепция и технологии учебно-научно-педагогических комплексов (вопросы теории): Монография / Н. К. Сергеев. СПб., — Волгоград: Перемена, 1997. — 166 с.
  113. В.И. Сухова Т.С, Козлова Т. А. Экология России. Книга для учителя / В. И. Сивогласов, Т. С. Сухова, Т. А. Козлова // Методический комментарий. М.: АО «МДС», 1995.-176 с.
  114. Ю.В. Экологическое мировоззрение и экологическое сознание: Учеб. пособие для студ. небиол. спец. высш. учеб. завед. / Ю. В. Симонов. — Самара: Изд-во «ИНСОМА-ПРЕСС», 2006. 172 с.
  115. Словарь иностранных слов и выражений / Авт.-сост. Е. С. Зенович. — М.: ООО «Агентство «КРПА» «Олимп" — ООО Изд-во «Аст», 2002. 778 с.
  116. С.А. От стратегий размышлений — к стратегии действий / С. А. Степанов // Вестник экологического образования в России, 2000. — № 2. — С.З.
  117. И.Т. Междисциплинарный характер содержания экологического образования / И. Т. Суравегина // Советская педагогика. М., 1984, № 12. — С.21−24.
  118. С.С. Экологический менеджмент / С. С. Тимофеева // Серия «Учебники, учебные пособия». — Ростов-на-Дону: «Феникс», 2004. — 352 с.
  119. В.А., Трайнев И. В. Информационные педагогические технологии (обобщения и рекомендации): Учебное пособие / Под общей ред. гл. кор. РАН, академика РАО B.JI. Матросова. М., 2003. — 280 с.
  120. A.M. Общая география (вопросы теории и методологии): Монография / A.M. Трофимов, М. Д. Шарыгин: Пермский гос. ун-т. — Пермь, 2007. 494 с.
  121. И.А. Воспитание эстетического вкуса учащихся ПТУ аудиовизуальными средствами в условиях досуга. Автореф. дисс. канд. пед. наук / И. А. Трофимова. Казань, 1991. — 17 с.
  122. В.А. Глобальные вызовы человечеству: Учебное пособие / В. А. Тураев. М.: Логос, 2002. — 192 с.
  123. З.А., Хакимов Э. Х. Роль межпредметных связей при формировании экологических знаний / З. А. Турдикулов, Э. Х. Хакимов // Физика в школе, 1985. № 5. — С. 52−53.
  124. А.Д. Образование XXI века и переход к устойчивому развитию цивилизации / А. Д. Урсул // Экологическое образование в целях устойчивого развития. Сб. тезисов докл. на международ, конфер. Тольятти, 1996. — С. 21−24.
  125. С.М. Формирование экологической культуры при прохождении учебной полевой практики по географии почв с основами почвоведения: Учебно-методическое пособие / С. М. Файрушина. Набережные Челны, 2006.-36 с.
  126. Федеральный закон Российской Федерации «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 г. № 7 ФЗ. — М., 2002.
  127. Н.П., Реймерс Н. Ф. Сближение экономических и экологических целей в охране природы / Н. П. Федоренко, Н. Ф. Реймерс // Природа, 1981.-№−9.-С. 27−29.
  128. Г. Я. Эстетическое образование и воспитание будущего учителя в педагогическом вузе (На материале факультетов общественных профессий). Автореф. дисс. канд. пед. наук / Г. Я. Фешина. — Казань, 1975. 27 с.
  129. Д.П. Прогнозирование и оценка экологических последствий антропогенного воздействия,// География в школе. —2003. — № 3 — с 54—56.
  130. Формирование эколого-экономической культуры студентов при изучении географии: Методические рекомендации / Авт.-сост. М. И. Гайсин. Казань: ТГГПУ, 2006. — 35 с.
  131. И.Ф. Педагогика: Учебное пособие. 3-е изд., перераб. и доп. / И. Ф. Харламов. М.: Юристь, 1997. — 512 с.
  132. Хартия Земли в Татарстане. 2-е изд., дополнен. — Казань: Изд-во «Заман», 2007. 240 с.
  133. А.Н. Дидактика: Учебник для высших и средних специальных учебных заведений (на татарском языке) / А. Н. Хузиахметов. Казань: Изд-во «Магариф», 2002. — 351 с.
  134. З.А. Формирование экологической культуры учащихся национальной школы на основе знаний Татарского народа о природе. Автореф. дисс. канд. пед. наук / З. А. Хусаинов. Казань, 1997. — 16 с.
  135. З.А. Экологическая культура учащихся национальной школы / З. А. Хусаинов. Казань: Изд-во КГУ, 2005. — 264 с.
  136. Целевая комплексная программа «Экологическое образование населения РТ». Казань, 1997 (утв. пост. КМ РТ от 17 февраля 1997 года, № 127).
  137. Т.Ф. Особенности эколого-эстетического воспитания студентов / Т. Ф. Шайхутдинов // Образование и саморазвитие, 2007. № 4. — С.111−115.
  138. И.А. Культурно-экологический подход и методика его реализации при изучении городского ландшафта в школьной географии: Учебное пособие / Под ред. Н. Ф. Винокуровой. Н. Новгород: ООО «Типография «Поволжье», 2005. — 140 с.
  139. Т.В. Педагогические основы формирования гуманистического мировоззрения студентов средствами искусства. Автореф. дисс. докт. пед. наук / Т. В. Шкуратова. Казань, 1991. — 43 с.
  140. М.А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения: Метод. пособие / М. А. Чошанов. — М.: Народ, образование, 1996. 157 с.
  141. Эволюция взглядов на эстетическое образование в истории зарубежной и отечественной философско-педагогической мысли: методические указания / Сост. А. Р. Нуртдинова. Казань: Изд-во КГТУ, 2007. — 54 с.
  142. Экологическое образование: концепции и технологии: Сб. науч. трудов / Под ред. проф. С. Н. Глазачева. Волгоград: Перемена, 1996. — 282 с.
  143. Экологическое образование: концепции и методические подходы / Отв. ред. Мамедов Н. М. М.: «Агентство «Технотрон». — 136с.
  144. Экологическое состояние территории России: Учебное пособие для студентов высш. пед. учеб. завед. / Под ред. С. А. Ушакова, Я. Г. Каца. М.: Изд. центр «Академия», 2001. — 128 с.
  145. Проект Государственная программа «Экологическое образование, воспитание и просвещение в Республике Татарстан на 2007−2011 годы». Казань, 2007. — 24 с.
  146. Эколого-экономические особенности региона: Учебно-методическое пособие / Сост. М. И. Гайсин. Казань: ТГТПУ, 2005. — 50с.
  147. Экология, охрана природы и экологическая безопасность: Учебное пособие для системы повышения квалификации и переподготовки государственных служащих / Под общей ред. проф. В.И. Данилова-Даниляна. М.: Изд-во МНЭУ, 1977.-744 с.
  148. Экология // Программа для общеобразовательных учреждений. — М.: Просвещение, 1991. 37 с.
  149. Экология города Казани. Казань: Изд-во «Фэн» Академии наук РТ, 2005.-576 с.
  150. Экономика и природопользование / Под ред. Г. Д. Кулагина. М.: МГУ-ЭС, 1998. — 256 с.
  151. Экономика и экология: равновесное развитие / Под научн. ред. С. И. Андреева, Н. Ф. Газизуллина. — Казань: Изд-во КФЭИ, 1999. 156с.
  152. A.A., Назмутдинов В. А., Митрофанов A.C. Инновационные технологии обучения и воспитания / Под общ. ред. А. Н. Хузиахметова. — Казань: РИЦ, «Школа», 2003. 300 с.
  153. П.А. Принципы модульного обучения / П. А. Юцявичене // Советская педагогика, 1990. № 1. — С. 27.
  154. И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе / И. С. Якиманская. М.: «Сентябрь», 1996. — 96 с.
  155. P.M. Взаимосвязь цивилизации, культуры и экологии: Монография / P.M. Якупова. Казань: Изд-во «Тан-Заря», 2002. — 110 с.
  156. И.Э., Габдуллин Г. Г. Воспитательный потенциал педагогических дисциплин в формировании личности будущего учителя: Монография / И. Э. Ярмакеев, Г. Г. Габдуллин. Казань: Изд-во КГПУ, 2003. — 464 с.
  157. В.А. Психология отношения к природе / В. А. Ясвин. М.: Смысл, 2000.-456 с.
  158. В.А. Особенности личностного отношения к природе в подростковом и юношеском возрасте / В. А. Ясвин // Вопросы психологии. 1995. № 4. -С. 19−28.
  159. Greenblat C.S. Designing Games and Simlations. An Wustrated handbook. SAGE, 1988/P. 16.
Заполнить форму текущей работой