Эколого-эстетическое воспитание студентов технического вуза средствами изобразительного искусства
Диссертация
Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты исследования обсуждались на заседаниях кафедр педагогики, экономической географии и методики обучения географии Татарского государственного гуманитарно-педагогического университета и на кафедре ИЗО Казанского государственного архитектурно-строительного университета (2001;2009 г) — докладывались на ежегодных научно-практических… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Теоретические предпосылки формирования эколого-эстетической воспитанности студентов технического вуза средствами изобразительного искусства
- 1. 1. История становления эколого-эстетического воспитания учащейся молодежи
- 1. 2. Психолого-педагогические основания взаимосвязи экологического и эстетического воспитания студентов технического вуза
- 1. 3. Возможности содержания учебных дисциплин в эколого-эстетическом воспитании студентов технического вуза
- Выводы по первой главе
- Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по эколого-эстетическому воспитанию студентов технического вуза средствами изобразительного искусства
- 2. 1. Модель формирования эколого-эстетической воспитанности студентов и условия ее реализации в техническом вузе средствами изобразительного искусства
- 2. 2. Организация и результаты опытно-экспериментального исследования по формированию эколого-эстетической воспитанности студентов технического вуза
- Выводы по второй главе
Список литературы
- Абдрашитова И.В. Формирование нравственного и эстетического компонентов экологической культуры студентов педвуза. Автореф. дисс. канд. пед. наук / И. В. Абдрашитова. — Казань, 2004. — 20 с.
- Александрова Н.М. Научные основы подготовки учащихся в профессиональных учебных заведениях по профессиям экологического профиля / Н. М. Александрова. СПб: Инст. ПТО РАО, 1997. — 174 с.
- Актуальные вопросы всеобщей экологии: По материалам Международного (СНГ) семинара / Под общ. ред. проф. Н. М. Солодухо. Казань: Изд-во КГТУ, 2007. — 244 с.
- Алексеев C.B. Идеи устойчивого развития в содержании школьного экологического образования / C.B. Алексеев // Экологическое образование в целях устойчивого развития. Сб. тезисов докл. на междун. конф. — Тольятти, 1996. -С. 150−151.
- Андреев В.И. Об экологизации образования как приоритетном общепедагогическом принципе (актуальные экологические проблемы Республики Татарстан) / В. И. Андреев / Материалы I республ. научн. конф. — Казань, 1995.-225 с.
- Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития. Книга I / В. И. Андреев.- Казань: Изд-во КГУ. 567 с.
- Андреева Л.И., Михелькевич В. Н., Кустов Ю. А. Система непрерывного экологического образования школьников / Л. И. Андреева, В. Н. Михелькевич, Ю. А. Кустов. — Тольятти: Изд-во фонда «Развитие через образование», 2002.- 200 с.
- Архитектурный рисунок: современные технологии обучения. Учебное пособие / Ред.-сост. В. М. Соняк. — Екатеринбург: Архитектом, 2005. 110 с.
- Баллер Э.А. Преемственность в развитии культуры. М., 1969. — 294 с.
- Бакиров Т.С. Оптимизация процесса формирования экологической культуры старшеклассников. Автореф. дисс. канд. пед. наук / Т. С. Бакиров. Казань, 2006. — 22 с.
- П.Беспалько В. П. Элементы теории управления процессом обучения: в 3-х частях, М.: Знание, — 1ч. — 1970. — 80с.- 2ч.: Измерение качества процесса обучения. — М.: Знание, —72с.
- Боголюбов В.И. Педагогическая технология: эволюция понятия // В. И. Боголюбов // Советская педагогика. М., 1991. № 3. — С. 123−128.
- Божьеволина И.М. Эколого-педагогическая подготовка студентов в условиях классического университета. Монография: Марийский гос. ун-т / И. М. Божьеволина. Йошкар-Ола, 2007. — 186 с.
- Большой энциклопедический словарь. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Большая Российская энциклопедия. — СПб.: «Норинт», 2000. — с.
- Борев Ю.В. Эстетика. Серия «Высшее образование» / Ю. В. Борев. Ростов-на-Дону: «Феникс», 2004. — 704 с.
- Бусыгин А.Г. Десмоэкология или теория образования для устойчивого развития. Книга первая. 2-е изд., испр., доп. / А. Г. Бусыгин. — Ульяновск: Изд-во «Симбирская книга», 2003. — 216 с.
- Вербицкий A.A. Основы концепции развития непрерывного экологического образования / A.A. Вербицкий // Педагогика. № 6, 1997. — С. 31−36.
- Вилькеев Д.В. Формирование педагогического мышления у студентов / Д. В. Вилькеев. Казань, 1992. — 108 с.
- Винокурова Н.Ф. Интеграция экологических знаний / Н. Ф. Винокурова. Н. Новгород: Изд-во ВВАГС, 1996. — 76 с.
- Гайсин И.Т. Преемственность экологического воспитания: Монография / И. Т. Гайсин. — Казань.: Тат. кн. изд-во, 1999. 204 с.
- Гайсин И.Т. Непрерывность экологического образования. Монография / И. Т. Гайсин. -Казань: КГПУ, 2002. 160 с.
- Гайсин М.И., Гайсин И. Т., Галимов Ш. Ш. Эколого-экономическая культура учащейся молодежи / М. И. Гайсин, И. Т. Гайсин, Ш. Ш. Галимов. Казань: РИЦ «Школа», 2008. — 160 с.
- Гайсин И.Т., Хусаинов З. А., Галимов Ш. Ш. География и экология Республики Татарстан: Учеб. пособие / И. Т. Гайсин, З. А. Хусаинов, Ш. Ш. Галимов. Казань: Изд-во КГПУ, 2003. — 201 с.
- Галишникова Е.М. Становление и развитие теории и практики эстетического воспитания в Татарстане (XIX-XX века). Автореф. дисс. канд. пед. наук / Е. М. Галишникова. Казань, 2004. — 39 с.
- Галич. А.И. Опыт науки изящного // Русские эстетические трактаты первой трети XIX века. T.II. М.: Искусство, 1974. — 223 с.
- Гирусов Э. В. Ширянова И.Ю. Экология и культура / Э. В. Гирусов, И. Ю. Ширянова. М., 1995. — 285 с.
- Герасимов Б.Н., Морозов В. В., Несоленов Г. Ф. Экологический менеджмент: Учеб. пособие / Б. Н. Герасимов, В. В. Морозов, Г. Ф. Несоленов / Самар. гос. аэрокосм. ун-т. Самара, 2005. — 176 с.
- Голубев Г. Н. Геоэкология и глобальные изменения / Г. Н. Голубев // Вестник Московского университета. Серия: География, 1998. -№ 3. С. 61−70.
- Горелов A.A. Концепции современного естествознания / A.A. Горелов. -М.: Центр, 1997.-208с.
- Горелов A.A. Экология. Учебное пособие / A.A. Горелов. М.: Центр, 1998. -240с.
- Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования // Специальность 52 300 «Декоративно-прикладное искусство». -М., 2003.-43 с.
- Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования // Специальность 54 100 «Зодчество». — М., 2003. 27 с.
- Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования // Специальность 52 400 «Дизайн». М., 2003. — 44 с.
- Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования // Специальность 290 100 «Архитектура». М., 1995. — 32с.
- Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования // Специальность 656 600 «Защита окружающей среды». — М., 2000.-40 с.
- Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования // Специальность 52 900 «Реставрация». М., 2002. — 36 с.
- Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования // Специальность 330 200 «Инженерная защита окружающей среды». М., 1995. — 22 с.
- Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования // Спец-ть 52 500 «Искусство интерьера». М., 2003. — 32 с.
- Государственный доклад о состоянии природных ресурсов и об охране окружающей среды Республики Татарстан в 2005 году. Казань, 2005.
- Грабарь М.И., Краснянская К. А. Применение математической статистики в педагогических исследованиях, непараметрические методы / М. И. Грабарь, К. А. Краснянская. М.: Педагогика. 1977. — 136 с.
- Дерябо С.Д. Экологическая психология: диагностика экологического сознания / С. Д. Дерябо. М.: Московский психолого-социальный институт, 1999. -310с.
- Дерябо С.Д., Левин В. А. Экологическая педагогика и психология / С. Д. Дерябо, В. А. Левин. Ростов-на-Дону: Изд-во: «Феникс», 1996. — 480 с.
- Дичев Т.Г. Экология и проблема адаптации человека / Экология, культура, образование: Материалы конф. МГПИ / Т. Г. Дичев. М., 1989. — С. 110−119.
- Ефимова Е.И. Методологические основы становления экологической культуры: Монография / Е. И. Ефимова. — Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 2000.- 174 с.
- Закон Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды», 1991.
- Закон Российской Федерации «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». М., 1996.
- Закон Российской Федерации «Об образовании». — М.: Новая школа, 1992. — 57 с.
- Закон Республики Татарстан «Об охране окружающей природной среды в Республике Татарстан» (постатейный комментарий) / Под ред. A.A. Колесника. Казань, 1999. — 377 с.
- Захлебный А.Н., Рыжаков М. В. Научно-методическая концепция курса естествознания «Природа и человек» / А. Н. Захлебный, М. В. Рыжаков // Биология в школе. -№ 4, 1990. С.26−30.
- Захлебный А.Н. Содержание экологического образования в средней школе. Дисс. д-ра пед. паук / А. Н. Захлебный. М., 1985. — 389 с.
- Захлебный А.Н. Школа и проблемы охраны природы / А. Н. Захлебный. -М., 1981.- 184 с.
- Зверев И.Д. Приоритеты экологического образования / И. Д. Зверев // Развитие непрерывного экологического образования: Материалы 1-й Моск. науч. практ. конф. по непрерывному экологическому образованию. — М.: МНЭПУ, 1995.-С. 16−22.
- Зверев И.Д., Суравегина И. Т. Экологическое образование школьников / И. Д. Зверев, И. Т. Суравегина. М.: Педагогика, 1983. — 160 с.
- Ибрагимова Е.М. Непрерывная допрофессиональная и профессиональная педагогическая подготовка: Монография / Е. М. Ибрагимова. Казань. Изд-воКГПУ, 1999.-211 с.
- Игнатов С.Б. Методические условия формирования эколого-правовой компетентности учащихся в процессе естественнонаучного образования. Авто-реф. дисс. канд. пед. наук / С. Б. Игнатов. Екатеринбург, 2006. — 23с.
- Игнатовская Н.Б. Природа как ценность культуры / Н. Б. Игнатовская // Знание. Этика № 4, 1987. 42 с.
- Иллюстративный энциклопедический словарь Ф. Б. Брокгауза и И.Ефрона. -М.: Изд-во «Эксмо», 2006. 960 с.
- Инновационные педагогические технологии: Учебное пособие / В.Н. Ми-хелькевич, В. М. Нестеренко, П. Г. Кравцов. Самара: Самарск. гос. тех. ун-т, 2004.-91 с.
- Исламшин P.A. Модель непрерывного образования педагогических работников. Научные основы функционирования. Дисс. докт. пед. наук / P.A. Исламшин. Казань, 1996. — 299 с.
- Кавтарадзе Д.И. Обучение и игра введение в активные методы обучения / Д. И. Кавтарадзе. -М.: МПСИ Изд-во: «Феминта», 1998. С. 192.
- Казанская архитектурно-художественная школа / Сост. С. Ю. Петров, Р. С. Закиров, В. В. Гаранин и др. Казань: Изд-во КГ АСУ, 2007. — 261 с.
- Караваева Г. В. Педагогические условия эстетической подготовки будущего учителя начальных классов. Автореф. дисс. канд. пед. наук. Казань, 1993. -17 с.
- Кобылянский В.А. Философия экологии: общая теория экологии, геоэкология, биоэкология. Учебное пособие / В. А. Кобылянский. М.: ФАИР-ПРЕСС, 2003.- 192 с.
- Концепции экологической безопасности Республики Татарстан (на период с 2007 по 2015 годы). Казань, 2006. — 22 с.
- Концепция экологической программы РФ (общая часть). Ярославль -Москва, 1991.-85 с.
- Концепция непрерывного экологического образования и воспитания в городе Елабуга и Елабужском районе (программно-методические материалы). -Казань, 2003.-288 с.
- Корнилов А.Г. Социальная экология: Учебное пособие / А. Г. Корнилов. — Чебоксары: Изд-во Чуваш, ун-та, 2001. 306 с.
- Кочергин А.Н. Экологическое знание и сознание: особенность формирования / А. Н. Кочергин, Ю. Г. Марков, Н. Г. Васильев. Новосибирск: Наука, 1987.
- Ксензова Г. Ю. Инновационные технологии обучения и воспитания школьников: Учебное пособие / Г. Ю. Ксензова. — М.: Педагогическое общество России, 2005. 128 с.
- Куликов А.Д. Введение в методику начального учебного архитектурного проектирования: Учебное пособие / А. Д. Куликов. — Казань: Казанская архитектурно-строительная академия, 1997. 70 с.
- Кустов Ю.А. Преемственность профессиональной подготовки молодежи в ПТУ и вузах / Под ред. JI.A. Кыверялга. — Саратов: Изд-во Саратовского унта, 1990.-160 с.
- Кыверялг A.A. Методы исследования в профессиональной педагогике / A.A. Кыверялг. Таллин: «Валгус», 1980. — 334 с.
- Лернер И .Я. Проблемное обучение / И .Я. Лернер // Педагогика и психология, 1974. № 7. — С. 2−94.
- Лихачев Б.Т. Теория эстетического воспитания школьников: Учеб. пособие по спецкурсу для студентов пед. институтов / Б. Т. Лихачев. — М.: Просвещение, 1985.- 176 с.
- Ли Н. Г. Обучение рисунку на архитектурном факультете технического вуза. Состояние, проблемы и перспективы / Н. Г. Ли. — Пенза, 2006. — 480 с.
- Максимова В.Н. Межпредметные связи в учебно-воспитательном процессе современной школы: Учебное пособие по спец. курсу для студентов пед. институтов / В. Н. Максимова. -М.: Просвещение. 1987. 160 с.
- Максимова В.Н. Межпредметные связи в процессе обучения / В. Н. Максимова. М.: Просвещение, 1988. — 192 с.
- Мальцева H.A. Человек и человечество на пути к устойчивому развитию / H.A. Мальцева. Волгоград, 1996. — 151 с.
- Мамедов Н.М. Культура, экология, образование / Н. М. Мамедов. М: Изд-во РЭФИА, 1996.- 160 с.
- Мамедов Н.М. Основы социальной экологии: Учебное пособие / Н. М. Мамедов. М.: СТУПЕНИ, 2003. — 256 с.
- Маркович Д.Ж. Социальная экология. Книга для учителей. Перевод с серб.-хорв. / Д. Ж. Маркович. М.: Просвещение, 1991. — 176 с.
- Махмутов М.И. Проблемное обучение: основные вопросы теории / М. И. Махмутов. -М.: Просвещение, 1975.-367 с.
- Методические указания по рисунку и живописи (летняя практика) / Сост. И. В. Рафиков. Казань: КГАСУ, 2002. — 25 с.
- Миронов A.B. Содержание экологического образования будущего учителя / A.B. Миронов. Казань: Изд-во КГУ, 1989. — 220с.
- Миронов A.B. Эстетика и нравственность в экологическом воспитании школьников / A.B. Миронов. Казань: Тат. кн. изд., 1989. — 88 с.
- Миронова М.А. Педагогические условия развития экологической нравственности студентов будущих инженеров в структуре профессиональной компетентности. Дисс. канд. пед. наук / М. А. Миронова. — Казань: КГУ, 2007.- 183 с.
- Муравьева Е.В. Экологическая подготовка студентов технических вузов: Монография / Е. В. Муравьева. Казань: РИЦ «Школа», 2006. — 244 с.
- Мухутдинова Т.З. Формирование и развитие региональной системы непрерывного экологического образования специалиста / Т. З. Мухутдинова. — Казань: Изд-во КГУ, 2003. 352 с.
- Нагаева Н.Х. Экологическое воспитание школьников эстетическими средствами. Автореф. дисс. канд. пед. наук / Н. Х. Начаева. Казань, 1995. — 17 с.
- Нечаев H.H. Психолого-педагогические основы формирования профессиональной деятельности / H.H. Нечаев. М.: МГУ, 1988.
- Новиков Ю.В. Экология, окружающая среда и человек: Учебное пособие для вузов, средних школ и колледжей. — 2-е изд., испр. и доп. / Ю. В. Новиков. М.: ФАИР-ПРЕСС, 2002. — 560 с.
- Образование в области окружающей среды / Материалы III Всесоюзной конференции (Казань, 29 октября — 2 ноября, 1990). Казань, 1990. — 130 с.
- Орлов A.A. Мониторинг инновационных процессов в образовании / A.A. Орлов // Педагогика, 1996. № 3. — С. 9−15.
- Педагогические технологии: Учебное пособие для студентов педагогических специальностей / Под общ. ред. B.C. Кукушкина. Серия «Педагогическое образование». Ростов-на-Дону: Изд. центр «Март», 2002. — 160 с.
- Педагогика: Большая современная энциклопедия / Сост. Е. С. Рапацевич. — Мн.: «Современное слово», 2005. 720 с.
- Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б.М. Бим-Бад- Редколл.: М. М. Безруких, В. А. Болотов, JI.C. Глобова и др. М.: Большая Российская энциклопедия, 2003. — 528 с.
- Печко JI.П. Эстетическая культура и воспитание человека / Л. П. Печко. -М., 1991.
- Питюков В.Ю. Основы педагогической технологии: Учебно-практическое пособие / В. Ю. Питюков. М.: Ассоциация авторов и издателей «ТАНДЕМ» «РОСПЕДАГЕНТСТВО», 1997. — 176 с.
- Практика по живописи: Программа-задание для студентов специальностей 290 100, 291 200, 291 400 / Сост. P.C. Айдаров. Казань: КГАСУ, 2008. -21 с.
- Преображенский B.C. География в меняющемся мире. Век XX. Побуждение к размышлению / B.C. Преображенский, Т. Д. Александрова, Л. В. Максимова. -М., 1997. 101 с.
- Программа по образованию в области окружающей среды на 13 пятилетку и на перспективу до 2005 года. — М., 1990. — 42 с.
- Психологический словарь / Под ред. В. П. Зинчеко, Б. Г. Мещерякова. — 2-е изд.- перераб. и доп. М.: Педагогика-Пресс, 1998. — 440 с.
- Психология. Учебник для гуманитарных вузов / Под общ. ред. В. Н. Дружинина. СПб.: Питер, 2001. — 656 с.
- Реймерс Н.Ф. Начало экологических знаний / Н. Ф. Реймерс. М.: МНЭ-ПУ, 1993.-260 с.
- Республиканская программа экологического образования дошкольников, учащихся общеобразовательных школ и ПТУ на 1992−1995 гг. на перспективу до 2005 г. Казань: MHO РТ, 1992 (утв. на засед. коллегии MHO РТ 30 января, 1992).
- Рисунок. Учебное пособие / Авт.-сост. C.B. Тихонов, В. Г. Демьянов, В. Б. Подрезков. -М.: Стройиздат, 1983. 196 с.
- Российская педагогическая энциклопедия. В 2 томах / Гл. ред. В. В. Давыдов. — М.: Большая Российская энциклопедия, 1993. 608 с.
- Рубинштейн C.JI. Основы общей психологии. В 2-х т. / С. Л. Рубинштейн. М.: Педагогика, 1989. — 448 с.
- Румянцева Е.Е. Новая экономическая энциклопедия / Е. Е. Румянцева. -М.: ИНФРА-М, 2005. 724 с.
- Саенко A.B. Роль моделирования в познавательной и практической деятельности. Автореф. дисс. канд. пед. наук/ A.B. Саенко. — Новочеркасский, 1997.-21 с.
- Саутин Е.А. Организация и проведение экологического мониторинга в Республике Татарстан: Учебно-метод. пособие. 2-е изд. / Е. А. Саутин. Казань, ЕГПУ, 2004. — 368 с.
- Сергеев Н.К. Непрерывное образование: концепция и технологии учебно-научно-педагогических комплексов (вопросы теории): Монография / Н. К. Сергеев. СПб., — Волгоград: Перемена, 1997. — 166 с.
- Сивогласов В.И. Сухова Т.С, Козлова Т. А. Экология России. Книга для учителя / В. И. Сивогласов, Т. С. Сухова, Т. А. Козлова // Методический комментарий. М.: АО «МДС», 1995.-176 с.
- Симонов Ю.В. Экологическое мировоззрение и экологическое сознание: Учеб. пособие для студ. небиол. спец. высш. учеб. завед. / Ю. В. Симонов. — Самара: Изд-во «ИНСОМА-ПРЕСС», 2006. 172 с.
- Словарь иностранных слов и выражений / Авт.-сост. Е. С. Зенович. — М.: ООО «Агентство «КРПА» «Олимп" — ООО Изд-во «Аст», 2002. 778 с.
- Степанов С.А. От стратегий размышлений — к стратегии действий / С. А. Степанов // Вестник экологического образования в России, 2000. — № 2. — С.З.
- Суравегина И.Т. Междисциплинарный характер содержания экологического образования / И. Т. Суравегина // Советская педагогика. М., 1984, № 12. — С.21−24.
- Тимофеева С.С. Экологический менеджмент / С. С. Тимофеева // Серия «Учебники, учебные пособия». — Ростов-на-Дону: «Феникс», 2004. — 352 с.
- Трайнев В.А., Трайнев И. В. Информационные педагогические технологии (обобщения и рекомендации): Учебное пособие / Под общей ред. гл. кор. РАН, академика РАО B.JI. Матросова. М., 2003. — 280 с.
- Трофимов A.M. Общая география (вопросы теории и методологии): Монография / A.M. Трофимов, М. Д. Шарыгин: Пермский гос. ун-т. — Пермь, 2007. 494 с.
- Трофимова И.А. Воспитание эстетического вкуса учащихся ПТУ аудиовизуальными средствами в условиях досуга. Автореф. дисс. канд. пед. наук / И. А. Трофимова. Казань, 1991. — 17 с.
- Тураев В.А. Глобальные вызовы человечеству: Учебное пособие / В. А. Тураев. М.: Логос, 2002. — 192 с.
- Турдикулов З.А., Хакимов Э. Х. Роль межпредметных связей при формировании экологических знаний / З. А. Турдикулов, Э. Х. Хакимов // Физика в школе, 1985. № 5. — С. 52−53.
- Урсул А.Д. Образование XXI века и переход к устойчивому развитию цивилизации / А. Д. Урсул // Экологическое образование в целях устойчивого развития. Сб. тезисов докл. на международ, конфер. Тольятти, 1996. — С. 21−24.
- Файрушина С.М. Формирование экологической культуры при прохождении учебной полевой практики по географии почв с основами почвоведения: Учебно-методическое пособие / С. М. Файрушина. Набережные Челны, 2006.-36 с.
- Федеральный закон Российской Федерации «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 г. № 7 ФЗ. — М., 2002.
- Федоренко Н.П., Реймерс Н. Ф. Сближение экономических и экологических целей в охране природы / Н. П. Федоренко, Н. Ф. Реймерс // Природа, 1981.-№−9.-С. 27−29.
- Фешина Г. Я. Эстетическое образование и воспитание будущего учителя в педагогическом вузе (На материале факультетов общественных профессий). Автореф. дисс. канд. пед. наук / Г. Я. Фешина. — Казань, 1975. 27 с.
- Финаров Д.П. Прогнозирование и оценка экологических последствий антропогенного воздействия,// География в школе. —2003. — № 3 — с 54—56.
- Формирование эколого-экономической культуры студентов при изучении географии: Методические рекомендации / Авт.-сост. М. И. Гайсин. Казань: ТГГПУ, 2006. — 35 с.
- Харламов И.Ф. Педагогика: Учебное пособие. 3-е изд., перераб. и доп. / И. Ф. Харламов. М.: Юристь, 1997. — 512 с.
- Хартия Земли в Татарстане. 2-е изд., дополнен. — Казань: Изд-во «Заман», 2007. 240 с.
- Хузиахметов А.Н. Дидактика: Учебник для высших и средних специальных учебных заведений (на татарском языке) / А. Н. Хузиахметов. Казань: Изд-во «Магариф», 2002. — 351 с.
- Хусаинов З.А. Формирование экологической культуры учащихся национальной школы на основе знаний Татарского народа о природе. Автореф. дисс. канд. пед. наук / З. А. Хусаинов. Казань, 1997. — 16 с.
- Хусаинов З.А. Экологическая культура учащихся национальной школы / З. А. Хусаинов. Казань: Изд-во КГУ, 2005. — 264 с.
- Целевая комплексная программа «Экологическое образование населения РТ». Казань, 1997 (утв. пост. КМ РТ от 17 февраля 1997 года, № 127).
- Шайхутдинов Т.Ф. Особенности эколого-эстетического воспитания студентов / Т. Ф. Шайхутдинов // Образование и саморазвитие, 2007. № 4. — С.111−115.
- Шевченко И.А. Культурно-экологический подход и методика его реализации при изучении городского ландшафта в школьной географии: Учебное пособие / Под ред. Н. Ф. Винокуровой. Н. Новгород: ООО «Типография «Поволжье», 2005. — 140 с.
- Шуртакова Т.В. Педагогические основы формирования гуманистического мировоззрения студентов средствами искусства. Автореф. дисс. докт. пед. наук / Т. В. Шкуратова. Казань, 1991. — 43 с.
- Чошанов М.А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения: Метод. пособие / М. А. Чошанов. — М.: Народ, образование, 1996. 157 с.
- Эволюция взглядов на эстетическое образование в истории зарубежной и отечественной философско-педагогической мысли: методические указания / Сост. А. Р. Нуртдинова. Казань: Изд-во КГТУ, 2007. — 54 с.
- Экологическое образование: концепции и технологии: Сб. науч. трудов / Под ред. проф. С. Н. Глазачева. Волгоград: Перемена, 1996. — 282 с.
- Экологическое образование: концепции и методические подходы / Отв. ред. Мамедов Н. М. М.: «Агентство «Технотрон». — 136с.
- Экологическое состояние территории России: Учебное пособие для студентов высш. пед. учеб. завед. / Под ред. С. А. Ушакова, Я. Г. Каца. М.: Изд. центр «Академия», 2001. — 128 с.
- Проект Государственная программа «Экологическое образование, воспитание и просвещение в Республике Татарстан на 2007−2011 годы». Казань, 2007. — 24 с.
- Эколого-экономические особенности региона: Учебно-методическое пособие / Сост. М. И. Гайсин. Казань: ТГТПУ, 2005. — 50с.
- Экология, охрана природы и экологическая безопасность: Учебное пособие для системы повышения квалификации и переподготовки государственных служащих / Под общей ред. проф. В.И. Данилова-Даниляна. М.: Изд-во МНЭУ, 1977.-744 с.
- Экология // Программа для общеобразовательных учреждений. — М.: Просвещение, 1991. 37 с.
- Экология города Казани. Казань: Изд-во «Фэн» Академии наук РТ, 2005.-576 с.
- Экономика и природопользование / Под ред. Г. Д. Кулагина. М.: МГУ-ЭС, 1998. — 256 с.
- Экономика и экология: равновесное развитие / Под научн. ред. С. И. Андреева, Н. Ф. Газизуллина. — Казань: Изд-во КФЭИ, 1999. 156с.
- Юнусов A.A., Назмутдинов В. А., Митрофанов A.C. Инновационные технологии обучения и воспитания / Под общ. ред. А. Н. Хузиахметова. — Казань: РИЦ, «Школа», 2003. 300 с.
- Юцявичене П.А. Принципы модульного обучения / П. А. Юцявичене // Советская педагогика, 1990. № 1. — С. 27.
- Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе / И. С. Якиманская. М.: «Сентябрь», 1996. — 96 с.
- Якупова P.M. Взаимосвязь цивилизации, культуры и экологии: Монография / P.M. Якупова. Казань: Изд-во «Тан-Заря», 2002. — 110 с.
- Ярмакеев И.Э., Габдуллин Г. Г. Воспитательный потенциал педагогических дисциплин в формировании личности будущего учителя: Монография / И. Э. Ярмакеев, Г. Г. Габдуллин. Казань: Изд-во КГПУ, 2003. — 464 с.
- Ясвин В.А. Психология отношения к природе / В. А. Ясвин. М.: Смысл, 2000.-456 с.
- Ясвин В.А. Особенности личностного отношения к природе в подростковом и юношеском возрасте / В. А. Ясвин // Вопросы психологии. 1995. № 4. -С. 19−28.
- Greenblat C.S. Designing Games and Simlations. An Wustrated handbook. SAGE, 1988/P. 16.