Формирование социолингвистической компетентности будущих специалистов сферы туризма и сервиса в условиях высшего профессионального образования
Диссертация
Специфика предмета «Иностранный язык» заключается в том, что ведущим компонентом содержания обучения иностранному языку являются не основы наук, а способы деятельности — обучение различным видам речевой деятельности — говорению, аудированию, чтению и письму, а также способы взаимодействия с представителями другой культуры. Особое значение изучение иностранных языков приобретает в свете… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИОЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ СФЕРЫ ТУРИЗМА И СЕРВИСА В УСЛОВИЯХ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
- 1. 1. Формирование у будущих специалистов социолингвистической компетентности в вузе как педагогическая проблема
- 1. 2. Модель формирования социолингвистической компетентности будущих специалистов сферы туризма и сервиса
- 1. 3. Основные критерии и показатели уровня сформированности социолингвистической компетентности
- Выводы по первой главе
- ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ СОЦИОЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ СФЕРЫ ТУРИЗМА И СЕРВИСА
- 2. 1. Содержание и ход опытно-экспериментальной работы
- 2. 2. Анализ результатов экспериментального исследования
- 2. 3. Педагогические условия эффективного функционирования системы формирования социолингвистической компетентности будущих специалистов сферы туризма и сервиса
- Выводы по второй главе
Список литературы
- Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности, / К.А. Абульханова-Славская. М.: Наука, 1980. — 335 с.
- Адольф В.А. Теоретические основы формирования профессиональной компетентности учителя: автореф. дис.. д-ра пед. наук: 13.00.08 / В. А. Адольф. -М., 1998. 49 с.
- Адольф В.А. Формирование профессиональной компетентности будущего учителя / В. А. Адольф // Педагогика. 1998. — № 1. — С. 72−75.
- Азнаурова З.С. Нормы речевого общения, языковая и коммуникативная компетенция / З. С. Азнаурова // Нормы человеческого общения: тез. докл. межвуз. науч. конф. Горький: ГГПИИЯ, 1990. — С. 207−208.
- Алпатов В.М. Лингвострановедческие задачи / В. М. Алпатов. — М.: Просвещение, 1983.-231 с.
- Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания / Б. Г. Ананьев. 3-е изд. -СПб.: Питер, 2001. — 282 с.
- Анашкина И.Я. Язык и культура. Культурно-аксиологический подход / И. Я. Анашкина. -М.: Русский язык, 1994. 120 с.
- Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития. Инновационный курс / В. И. Андреев. Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1996. — 552 с.
- Р. Антипов Г. А. Текст как явление культуры / Г. А. Антипов, O.A. Донских.- Новосибирск: Наука, 1989. 197 с.
- Арестова О.Н. Коммуникация в компьютерных сетях: психологические детерминанты и последствия / О. Н. Арестова, Л. Н. Банин // Вестн. Моск.гос. ун-та. Сер. 14. Психология, 1996. -№ 4. С. 4−20.
- Ариан М.А. Лингвострановедение в преподавании русского языка в старших классах средней школы / М. А. Ариан // Иностранные языки в школе.1990. -№ 2. С. 11.
- Артемов В.А. Психология обучения иностранным языкам / В. А. Артемов. -М.: Просвещение, 1969. 297 с.
- Асмолов А.Г. Толерантность: различные парадигмы анализа / А.Г. Ас-молов,// Толерантность в общественном сознании России. М., 1998. — С. 108 121.
- Астафурова Т.Н. Стратегии коммуникативного поведения в профессиоiнально значимых ситуациях межкультурного общения? (лингвистический* и дидактический): автореф. дис. д-ра пед. наук: 13.00Ю2 / Т. Н. Астафурова. — М., 1997.-41 с.
- Астахова Е. Познавательная активность студентов: поиск форм оптимизации / Е. Астахова // Aima mater. 2000. — № 11. — G. 29−32.
- Бабанский Ю.К. Как оптимизировать процесс обучения / Ю.К. Бабан-ский. -М.: Знание, 1978.-48 с.
- Бабанский Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований / Ю. К. Бабанский. -М.: Педагогика, 1982. 192 с.
- Байденко В. Компетенции в профессиональном образовании: к освоению компетентностного подхода / В. Байденко // Высшее образование в России. — 2004.-№ 11.-С. 3−13.
- Баранов А.Г. Учебный процесс в новой парадигме знания / А. Г. Баранов, Т. С. Щербина // Современные средства и методы обучения иностранным языкам в средней школе и вузе. Пятигорск: ПТУ, 1995. — 227 с.
- Бастрикова Е.М. Коммуникативная компетенция как лингводидактиче-ский феномен / Е. М. Бастрикова // Русская и сопоставительная филология: Лингвокультурологический аспект: Казан, гос. ун-т. филол. фак-т. — Казань: Казан, гос. ун-т, 2004. 348 с.
- Беляев Б.В. Очерки по психологии обучения иностранным языкам / Б. В. Беляев. — М.: Просвещение, 1965. — 227 с.
- Бердичевский А.Л. Европейская двуязычная школа как средство booth’s тания* жителей Европы XXI- века / А. Л. Бердичевский // Иностранные языки вшколе. 1994. — № 3. — С. 32−38.
- Бердичевский А. Л. Оптимизация процесса обучения иностранному язы-1 ку / А. Л. Бердичевский. М.: Высш. школа, 1989. — 104 с.
- Бердичевский А. Л. Языковая политика и методика преподавания, иностранных языков в странах Европы / А. Л. Бердичевский // Иностранные языки в школе. 2002. — № 5. — С. 17−22.
- Беспалько В.П. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов / В. П. Беспалько, Ю. Г. Татур. -М.: Высш. школа, 1989. 144 с.
- Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии / В. П. Беспалько. -М.: Педагогика, 1989. 192 с.
- Библер B.C. Культура. Диалог культур: опыт определения / B.C. Библер // Вопр. философии. 1989. — № 6. — С. 31−43.
- Бим И.Л. Личностно-ориентированный подход — основная стратегия обновления школы / И. Л. Бим // Иностранные языки в школе. — 2002. — № 2. — С. 11−15.
- Бим И. Л Языковой плюрализм — веление времени / И. Л. Бим // Преподаватель. 2001. — № 1. — 66−72.
- Блакар Р. Язык как инструмент социальной власти / Р. Блакар // Язык и моделирование социального взаимодействия. М.: Прогресс, 1987. — С. 88 126.
- Блауберг И.В. Системный подход: предпосылки, проблемы, трудности / И. В. Блауберг, Э. Г. Юдин. М.: Знание, 1969. — 48 с.
- Блауберг И.В. Становление и сущность системного подхода / И. В. Блауберг, Э. Г. Юдин. М.: Наука, 1973. — 270 с.
- Блауберг И.В. Системный подход к современной науке / И. В. Блауберг, Э. Г. Юдин // Проблемы современного исследования. — М.: Наука, 1970. — С. 7−48.
- Блауберг И.В. Становление и сущность системного подхода / И: В. Блау-берг, Э. Г. Юдин. -М.: Наука, 1973.-270 с.
- Богатырева М. А Социокультурный компонент содержания профессионально ориентированногоучебника (английский язык, неязыковой вуз): дис.. канд. пед. наук: 13 .00.02 / М.'А. Богатырева: Mi, 1998. — С. 279−280.
- Богданов В'.В. Коммуникативная компетенция и-коммуникативное лидерство / В. В. Богданов // Язык, дискурс и, личность. Тверь, 1990. — С. 78.
- Бодалев A.A. Личность и общение: избр. психол. тр. / A.A. Бодалев. — М.: Междунар. пед. акад., 1995. — 328 с.
- Бодалев A.A. О коммуникативном ядре личности / A.A. Бодалев // Советская педагогика. 1990. — № 5. — С. 7−11.
- Болотов В.А. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе / В. А. Болотов, В. В. Сериков // Педагогика. — 2003. — № 10. С. 811.
- Бондаревская Е.В. Гуманистическая парадигма личностно-ориентированного образования / Е. В. Бондаревская // Педагогика. 1997. — № 4.-С. 11−15.
- Бордовская Н.В. Педагогика / Н. В. Бордовская, A.A. Реан. — СПб.: Питер, 2001.-304 с.
- Борисенко М.К. Некоторые аспекты преподавания элементов лингвост-рановедения на французском языке / М. К. Борисенко // Иностранные языки в школе. 1997. -№ 3. — С. 41.
- Борисов П.П. Компетентностно-деятельностный подход к модернизации, содержания образования / П. П. Борисов // Стандарты и мониторинг в образовании. -2003. -№ 1.-С. 58−61.
- Вежбицкая А. Язык. Культура. Познание. / А. Вежбицкая. Mi: Русские словари, 1997.-412 с.
- Вербицкий А. А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход / А. А. Вербицкий. М: Высш. школа, 1991. — 207 с.
- Вербицкий' A.A. Контекстное обучение в компетентностном подходе / A.A. Вербицкий // Высшее образование в России. 2006. — № 11. — С. 39−46.
- Вербицкий А. А. Контекстное обучение: формирование мотивации / А. А. Вербицкий // Высшее образование в России. 1998. — № 1. — С. 101−107.
- Вербицкий A.A. Развитие мотивации в контекстном обучении / А. А. Вербицкий // Aima mater. 1998. — № 1−2. — С. 47−50.
- Вербицкий A.A. Технология контекстного обучения в системе повышения квалификации / A.A. Вербицкий, Н. В. Борисов. М.: Высш. школа, 1989. -84 с.
- Верещагин Е.М. В поисках новых путей развития лингвострановедения: Концепция речеповеденческих тактик / Е. М. Верещагин, В. Г. Костомаров. — М., 2005.
- Верещагин Е.М. Страноведческий аспект преподавания русского языка иностранцам / Е. М. Верещагин, В. Г. Костомаров // Русский язык за рубежом. — 1971.-№ 1.-С. 60−68.
- Верещагин Е. М Язык и культура. Три лингвострановедческие концепции: лексического фона, речеповеденческих тактик и сапиентиемы / Е. М! Верещагин, В. Г. Костомаров. М.: Индрик, 2005.
- Верещагин Е.М. Язык и культура: лингвострановедение в преподавании русского языка как иностранного / Е. М. Верещагин, В. Г. Костомаров. — 4-е изд. М.: Русский язык, 1990. — 246 с.
- Ветров Ю. И. Высшее образование: проблемы, перспективы / Ю. И. Ветров // Высшее образование в России. 2006. — № 11. — С. 168−172.
- Волкова О: Компетентностный подход при- проектировании образовательных программ / О? Волкова // Высшее образование в России. 2005. — №* 4.-С. 34−36.
- Воробьев В.В. Лингвокультурология. Теория и методика / В. В. Воробьев. М.: Изд-во Рос. ун-та дружбы народов. — 1997. — 331 с.
- Вырыпаева Л. М. Инокультурный текст как основа формирования этно-лингвокультурологической компетенции обучаемых: автореф. дисс. .канд. пед. наук: 13.00.02 / Л. М. Вырыпаева. Уфа, 1999.-22 с.
- Гак В. Г. Языковые преобразования / В. Г. Гак. М.: Языки русской культуры, 1998. — 764 с.
- Гальперин П.Л. Введение в психологию / П. Л. Гальперин. М.: Изд-во МГУ, 1976.-150 с.
- Гальскова Н.Д. Межкультурное обучение: проблема целей и содержания обучения иностранным языкам / Н. Д. Гальскова // Иностранные языки в школе.-2004.-№ 1.-С. 3−8.
- Гез Н. И. Формирование коммуникативной компетенции как объект зарубежных методов исследований / Н. И. Гез // Иностранные языки в школе. — 1985. -№ 2. С. 17−24.
- Гершунский Б.С. Общечеловеческие ценности в образовании / Б. С. Гершунский, Р. И. Шейерман // Педагогика. 1992. — № 5. — С. 3−13.
- Глаас Дж. Статистические методы в педагогике и психологии / Дж. Гла-ас, Дж. Стенли. М.: Прогресс, 1976. — 496 с.
- Гнаткевич Ю.В. О проблеме систематизации упражнений / Ю.В. Гнатке-вич // Система упражнений в профессионально-ориентированном обучении иностранным языкам в вузе: межвузовский сб. научн. тр. Пермь: Пермский политехи, ин-т, 1990. — С. 81−87.
- Григорьева Т.В. Социокультурный компонент в обучении иностранным языкам / Т. В. Григорьева //Язык и культура. Томск, 1996. — С. 60−68.
- Громова E. Hi Вариативность в определении понятия «Уровень сформированное&trade- иноязычной коммуникативной компетенции» / Е. Н. Громова // Культуроведческие аспекты языкового образования: — Mi: Еврошкола- 1998. — С. 141−151.
- Гурьева Л.П. Психологические последствия компьютеризации: функциональный, онтогенетический и исторический аспекты / Л. П. Гурьева // Вопр. психологии. 1993. — № 3. — С. 5−6.
- Давыдов В. В. Теория развивающего обучения / В. В. Давыдов. М.: ИНТОР, 1996.-544 с.
- Датэ М. Теоретические основы обучения межкультурной коммуникации / М. Датэ // Россия и Запад: диалог культур: материалы 2-ой междунар. конф. -М., 1996.- С. 417−427.
- Демин В.А. Профессиональное образование компетентного специалиста: понятие и виды / В. А. Демин // Мониторинг образовательного процесса. — 2000. -№ 4. -С. 35−37.
- Дмитренко Т. А. Профессионально-ориентированные технологии* / Т. А. Дмитренко // Высшее образование в России. 2003. — № 3. — С. 159−161.
- Долгополова Н.Ф. Развитие коммуникативных умений студентов-менеджеров в условиях университета: автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.08 / Н. Ф. Долгополова. Оренбург, 1997. — 19 с.
- Дорофеев А. Н. Профессиональная компетентность как показатель качества образования / А. Н. Дорофеев // Высшее образование в России. 2005. -№ 4. -С. 30−33.
- Дуранов М.Е. Личность обучающегося и ее развитие / М. Е. Дуранов, В. Б. Орлов. Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 1997. — 158 с.
- Дуранов М.Е. Исследовательский подход к профессионально-педагогической деятельности / М. Е. Дуранов, А. Г. Гостев. Челябинск: ЧГУ, 1996.-72 с.
- Дьяченко B.K. Еще раз о коллективных учебных занятиях / В. К. Дьяченко // Народное образование. 1992. — № 1−2. — С. 42−47.
- Дьяченко В. К. Сотрудничество в обучении / В. К. Дьяченко. М.: Просвещение, 1991. -192 с.
- Елизарова* F.B. Культура и обучение иностранным языкам / Г. В. Елизарова. СПб.: КАРО, 2005. — 352 с.
- Елина E.H. Формирование социокультурной компетенции у студентов высших учебных заведений / Е. Н. Елина // Лингвауни-98: 3-я междунар. конф. ЮНЕСКО. Москва, 3−7 июня 1998. М.: МГЛУ, 2000. — С. 35−38.
- Елухина Н.В. Обучение аудированию в русле коммуникативно-ориентировочной методики / Н. В. Елухина // Иностранные языки в школе. -1989.-№ 2.-С. 28−36.
- Емельянов Ю. Н. Активное социально-психологическое обучение / Ю. Н. Емельянов. Л.: Изд-во ЛГУ, 1985. — 87 с.
- Емельянов Ю.Н. Обучение паритетному диалогу / Ю. Н. Емельянов. — Л.: ЛГУ, 1991.-116 с.
- Емельянов Ю.Н. Теория формирования и практика совершенствования коммуникативной компетентности: дис. д-ра психол. наук: 19.00.01 / Ю. Н. Емельянов. Л., 1990. — 403 с.
- Загвязинский В.И. Методология и методика дидактического исследования / В. И. Загвязинский. М.: Педагогика, 1982. — 160 с.
- Закон Российской Федерации «Об образовании». М.: Астрель, 2003. -78 с. — (Образование в документах и комментариях).
- Зимняя И. А Ключевые компетенции новая парадигма результата образования / И. А. Зимняя//Высшее образование сегодня. -2003.- № 5.-С. 22−23.
- Зимняя И. А. Компетентность человека — новая парадигма результата образования / И. А. Зимняя // Высшее образование сегодня. — 2003. — № 5. — С. 48−52.
- Зимняя И.А. Общая культура и социально-профессиональная компетентность человека // Интернет-журнал Эйдос. — 2006. — 4 мая. http://www.eidos.ru/iournal/2006/504.htm. В надзаг: Центр дистанционного образования «Эйдос», e-mail:[email protected].
- Зимняя И.А. Психологические аспекты обучения говорению на иностранном языке: кн. для учителя / И. А. Зимняя. 2-е изд. — М.: Просвещение, 1985.-160 с.
- Зимняя И. А. Психология обучения иностранным языкам в школе / И. А. Зимняя. М.: Просвещение, 1991. — 219 с.
- Зимняя И. А. Речевой механизм в схеме порождения речи / И. А. Зимняя // Психологические и психолингвистические проблемы владения и овладения языком. -М., 1969. С. 5−16.
- Зорькина О.С. О психолингвистическом подходе к изучению текста / О. С. Зорькина // Язык и культура. Новосибирск, 2003. — С. 205−210.
- Ильин М.С. Основы теории упражнений по иностранному языку / М.С. Ильин- под ред. B.C. Цетлин. — М.: Педагогика, 1975. 151 с.
- Ильязова М.Д. О структуре компетентности будущего специалиста / М. Д. Ильязова // Интеграция науки высшего образования. 2008. — № 1. — С. 21−26.
- Кабардов М.К. Типы языковых и коммуникативных способностей и компетенции / М. К. Кабардов, Е. В. Арцишевская // Вопр. психологии: 2003. -№ 4.-С. 21−26.
- Казанцева С. Я. Фундаментализация обучения в вузе как основа повышения его качества / С. Я. Казанцева, Я. А. Казанцева // Педагогическое образование и наука. 2002. — № 2. — С. 12−14.
- Касюк А.Я. Социокультурный аспект и его учет в процессе обучения иностранным языкам / А. Я. Касюк // Инновации в образовании. 2003. — № 3. -С. 43−53.
- Кащук С.М. Лингвострановедческий подход при обучении французскому языку в младших классах / С. М. Кащук // Иностранные языки в школе. — 1997. -№ 2. С. 5−8.
- Каюмов А. И Коммуникационная компетентность — цель образовательного процесса / А. И. Каюмов // Высшее образование в России. 2007. — № 6. -С. 151−153.
- Кейран Л.Ф. Структура методики обучения как науки / Л. Ф. Кейран. — М.: Педагогика, 1979. 165 с.
- Китайгородская Г. А. Методика интенсивного обучения иностранным языкам / Г. А. Китайгородская. М.: Высш. школа, 1992. — 243 с.
- Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения / Е. А. Климов. Ростов н/Д: Феникс, 1997. — 512 с.
- Козырев В.А. Теоретические основы развития гуманитарной образовательной среды педагогического университета / В. А. Козырев. — СПб.: РГПУ, 1999.-275 с.
- Колесникова И.Л. Англо-русский терминологический справочник по методике преподавания иностранного языка / И. Я. Коесникова, O.A. Долина. — СПб.: БЛИЦ, 2001. 223 с.
- Колшанский F.B. Лингвокоммуникативные аспекты речевого общения / Г. В. Колшанский // Иностранные языки в школе. 1985. — № 1. — С. 10−14.
- Комплексная система^ подготовки студентов к самостоятельной, работе в ходе учебно-воспитательного процесса. — Куйбышев, 1979. — 102 с.
- Конаржевский< Ю. А. Анализ итогов учебно-воспитательной работы школы развивающего обучения за год / Ю. А. Конаржевский. Псков: Ин-т усов-реш. учителей, 1996. — 45 с.
- Концепция коммуникативного обучения иноязычной культуре в средней школе / под ред. Е. И. Пассова, В. Б. Царьковой. М.: Просвещение, 1993.
- Концепция модернизация Российского образования на период до 2010 года // Директор школы. 2002. — № 1. — С. 97−126.
- Косило Е.Е. Структурный анализ формирования коммуникативной компетентности у студентов высших учебных заведений / Е. Е. Косило // Иностранные языки в школе. — 2003. № 3. — С. 75−86.
- Кочкина З.А. Что должен слышать и слушать студент при овладении иностранным языком / З. А. Кочкина // Иностранные языки в школе. 1955. — Вып. 1.-С. 17−18.
- Кравченко А. И Культурология: словарь / А. И. Кравченко. — М.: Акад. проект, 2000. 671 с.
- Кричевская К.С. Прагматические материалы, знакомящие учеников с культурой и средой обитания жителей страны изучаемого языка / К. С. Кричевская // Иностранные языки в школе. 1996. — № 1. — С. 12−18.
- Кроль В. Мировые системы высшего образования: сравнительный анализ профессиональной структуры выпускников / В. Кроль // Высшее образование в России. 1996. — № 2. — С. 130−138.
- Крупко А.Г. Лингвострановедческий подход в обучении французскому языку как фактор развивающего обучения / А. Г. Крупко // Иностранные языки в школе. 1990. — № 6. — С. 20−23.
- Кузовлев В. П. Как оценить социокультурное содержание УМК / В. П. Кузовлев // Коммуникативная методика. 2003. — № 2. — С. 46−47.125: Кыверрялг A.A. Методы исследования в профессиональной педагогике / A.A. Кыверрялг. Таллин: Валгус, 1980. — 334 с.
- Панкина М. Системно деятельностная модель подготовки специалистов в классическом университете / М. Ланкина // Aima mater. — 2004. — № 9. — С. 60−62.
- Лебедев O.E. Компетентностныи подход в образовании / O.E. Лебедев // Школьные технологии. — 2004. — № 5. — С. 51−53.
- Леонтьев A.A. Психология общения / A.A. Леонтьев. М.: Смысл, 1997. -365 с.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личност / А. Н. Леонтьев. М.: МГУ, 1975.-328 с.
- Леонтьев, А Н. Проблемы развития психики / А. Н. Леонтьев. 4-е изд. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981. — 421 с.
- Лернер И.Я. Дидактическая система методов обучения / И. Я. Лернер. -М.: Знание, 1976. 64 с.
- Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения / И. Я. Лернер. -М.: Просвещение, 1985.-208 с.
- Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения / И. Я. Лернер. —
- М.: Педагогика, 1981. 342 с."
- Лернер И. Я Проблемное обучение / И. Я. Лернер. — М.: Знание, 1974. — 64 с.
- Ломакина O.E. Этапы проектирования деятельности / O.E. Ломакина // Высшее образование в России. 2003. — № 3. — С. 127−130.
- Лобанова Т.Н. Построение модели ключевых компетенций / Т. Н. Лобанова // Справочник по управлению персоналом. — М., 2002. —№ 11.— С. 6−8.
- Лукьянов H.A. Динамика коммуникативного пространства образовательных систем / H.A. Лукьянов // Высшее образование в России. 2006. — № 11. — С. 75−85.
- Лызь H.А. Компетентностно ориентированное обучение: опыт внедрения инновации / НА. Лызь, Е. А. Лызь // Высшее образование в России. -2009.-№ 6.-С. 29−36.
- Лютова G.H. Основы психологии и" коммуникативной компетентности: курс лекций / С. Н. Лютова. М.: МГИМО-ун-т, 2007. — 268 с.
- Маркова А. К. Психология профессионализма / А. К. Маркова. М.: Знание, 1996.-311 с.
- Мартыненко О.В. Формирование и оценка профессиональных компетенций менеджеров в учебном процессе / О. В. Мартыненко // Высшее образование в России. 2007. — № 9. — С. 87−91.
- Максимова О.Г. Формирование профессиональной компетентности у будущих экономистов на основе контекстного подхода / О. Г. Максимова, Т. В. Лузина, Л. А. Харитонова // Монография. Чебоксары, 2009. — 148 с.
- Матвеева Л.В. Коммуникативный акт в условиях оппосредования / Л. В. Матвеева // Вестн. Моск. гос. ун-та. Сер. 14. Психология, 1996. — № 14. — С. 21−26.
- Матросов В. Л. Интенсивные педагогические и информационные технологии. Организация управления обучения / В. Л. Матросов, В. А. Трайнев, И. В. Трайнев. М.: Педагогика, 2000. — 354 с.
- Меркулова С. К проблеме оценки компетентности / С. Меркулова // Вестн. образования в России. 2008. — № 2. — С. 163−165.
- Меськов B.C. О возможности приобретения гуманитарных компетенций в вузе / B.C. Меськов, Ю. Г. Татур // Высшее образование в России. 2006. — № 1.-С. 73−83.
- Методы системного педагогического исследования / под ред. Н. В. Кузьминой. Л., 1980. — 183 с.
- Мизюрова Э. Ю. Развитие творческой активности студентов при изучении иностранного языка в неязыковом вузе (общепедагогический аспект): дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / Э. Ю. Мизюрова. -2001. 189 с.
- Милосердова E.B. Национально-культурные стереотипы и проблемы межкультурной коммуникации / Е. В. Милосердова // Иностранные языки в, школе. 2004'. — № 7. — С. 80−84.
- Мильруд Р.П. Современные концептуальные принципы коммуникативного обучения иностранным языкам / Р. П. Мильруд, И. Р. Максимова // Иностранные языки в школе. — 2000. — № 4.
- Мухаметзянова Г. В. Проектно-целевой подход — императив формирования профессиональной компетентности / Г. В. Мухаметзянова // Высшее образование в России. 2008. — № 8. — С. 104−110.
- Найн А. Я Инновации в образовании / А. Я. Найн. Челябинск, 1995. -288 с.
- Наказнюк Н.И. Принципы отбора текстов для занятий по домашнему чтению для студентов лингвистических специальностей / Н. И. Наказнюк // Вопр. методики преподавания в ВУЗе: сб. ст. — СПб.: Нестор, 2007. — Вып. 10. -С. 138−143.
- Наумченко И.Л. Самостоятельный учебный труд студентов / И: Л. Наум-ченко. Саратов: Изд-во Саратов, ун-та, 1983. — 148 с.
- Национальная система и образовательные стандарты высшего образования Российской Федерации: аналит. доклад / В. И. Бейденко, A.C. Гребнев, H.A. Гришанова, и др.- под ред. В. И. Бейденко. М., 2006. — С. 129.
- Нефедова М.А. Отбор материалов лингвострановедческого содержания для чтения / М. А. Нефедова // Иностранные языки в школе. 1994. — № 4. — С. 38.
- Низамов P.A. Дидактические основы активизации учебной деятельности студентов / P.A. Низамов. Казань: КГУ, 1975. — 302 с.
- Носович E.H. Критерии содержательной аутентичности учебного текста / E.H. Носович, Р. П. Мильруд // Иностранные языки в школе. — 1999. № 2. -С. 6−12.
- Носович E.H. Методическая' аутентичность в обучении иностранным^ языкам / E.H. Носович // Иностранные языки в школе. 2000. — № 1. — С. 1116.
- Общеевропейские компетенции владения иностранным языком: Изучение, обучение- оценка. — Страсбург: Департамент по языковой политике, 200 V. 248 с.
- Панасюк В.П. Школа и качество: выбор будущего / В. П. Панасюк. -СПб.: КАРО, 2003. 384 с.
- Пассов Е.И. Коммуникативное иноязычное образование. Концепция развития индивидуальности в диалоге культур / Е. И. Пассов. — Липецк, 1999. -156 с.
- Пассов Е. И Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению / Е. И. Пассов. 2-е изд. — М.: Просвещение, 1991. — 222 с.
- Пассов Е.И. Основные вопросы обучения иноязычной речи / Е. И. Пассов. — Воронеж: Воронежский гос. пед. ин-т, 1874. 163 с.
- Пассов Е.И. Основы коммуникативной методики обучения иноязычному общению / Е. И. Пассов. М.: Русский язык, 1989. — 279 с.
- Песковский Е.А. Неформальное образование как средство формирования готовности старшеклассников к высшему образованию: дисс. .канд. пед. наук 13.00.08 /Е.А. Песковский. Красноярск, 1997. — 224 с.
- Петров A.B. Профессиональная компетентность: понятийно-терминологические проблемы / A.B. Петров // Вестн. высшей школы. 2004. -№ Ю.-С. 6−10.
- Петровская Л.А. Компетентность в общении / Л. А. Петровская. — М.: МГУ, 1989.-116 с.
- Петровский A.B. Введение в психологию / A.B. Петровский. М.: Академия, 1995. — 494 с.
- Петровский A.B. Личность. Деятельность. Коллектив / A.B. Петровский. -М.: Политиздат, 1982.-225 с.
- Петровский A.B. Основы педагогики и психологии высшей школы / A.B. Петровский. Ростов н/Д: Феникс, 1986. — 302 с.
- Полат E.G. Интернет на уроках иностранного языка / Е. С. Полат // Иностранные языки в школе. — 2001. — № 3. — С. 5−12.
- Попов И.М. Оптимизация' обучения иностранному языку в процессе профессиональной подготовки студентов технических вузов (на материале обучения говорению): дис.. канд. пед. наук: 13.00.08 / И. М. Попов. -СПбГТУ, 2001.-201 с.
- Прохоров А. О. Особенности психических состояний пользователей ЭВМ в процессе компьютеризированного обучения / А. О. Прохоров, А. Е. Сережкина // Вопр. психологии. 1995. — № 3. — С. 53−61.
- Прохоров Ю.Е. Лингвострановедение. Культуроведение. Страноведение / Ю. Е. Прохоров. -М.: ИРЯП, 1995. 93 с.
- Пучкова Ю.Л. Основные условия совершенствования социолингвистической компетентности будущих специалистов туризма и сервиса / Ю. Л. Пучкова // Образование и саморазвитие. 2010. -№ 6 — С. 107−112
- Пучкова Ю.Л. Система формирования социолингвистической компетентности будущих специалистов в сфере туризма и сервиса / Ю. Л. Пучкова // Вестник ЧитГУ. 2011. -№ 2 — С. 75−80
- Пучкова Ю.Л. Основные критерии и показатели уровня сформированно-сти социолингвистической компетентности у будущих специалистов сферы туризма и сервиса / Ю. Л. Пучкова // Образование и саморазвитие. 2011. -№ 2 -С. 125−130
- Решетова З.А. Психологические основы профессионального обучения / З. А. Решетова. М.: Педагогика, 1982. — 218 с.
- Рогова Г. В. Методика обучения английскому языку на начальном этапе в средней школе / Г. В. Рогова, И. Н. Верещагина. — М.: Просвещение, 1988. 232 с.
- Розенова M. Профессиональная компетентность и гуманитарные дисциплины / М: Розенова // Высшее образование в России. 2004. — №> 11. — С. 169−170:
- Рубинштейн C. JL Основы общей психологии: в 2-х т. / С. Л. Рубинштейн. -М.: Педагогика, 1989. -Т.1.-488 с.
- Рубцов В. В'. Преемственность ступеней развивающего образования / В. В. Рубцов // Вопр. психологии. 1998. — № 5. — С. 49−59.
- Сафонова В.В. Изучение языков международного общения в контексте диалога культур и цивилизаций / В. В. Сафонова. Воронеж: Истоки, 1996. -188 с.
- Сафонова В.В. Культуроведение в системе современного языкового образования / В. В. Сафонова // Иностранные языки в школе. 2001. — № 3. — С. 17−23.
- Сафонова В.В. Культуроведение и социология в языковой педагогике / В. В. Сафонова. Воронеж: Истоки, 1992. — 209 с.
- Сафонова В.В. Социокультурный подход к обучению иностранным языкам / В. В. Сафонова. — М.: Высш. школа- Амскорт Интернэшнд, 1991. 305 с.
- Сахарова Н. С. Категории «компетентность» и «компетенция» в современной образовательной парадигме / Н. С. Сахарова // Вестн. ОГУ. 1999. — № 3. — С. 12−15.
- Селевко Г. В. Компетентности и их классификация / Г. В. Селевко // Народное образование. 2004. — № 4. — С. 138−143.
- Селевко Г. К. Современные образовательные технологии / Г. К. Селевко. — М.: Народное образование, 1998. 256 с.
- Сенашенко B.C. О компетентностном подходе в высшем образовании / B.C. Сенашенко // Высшее образование в России. 2009. — № 4. — С. 18−24.
- Сериков В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования образовательных систем / В. В. Сериков. — М.: Логос, 1999. — 272 с.
- Сидоренко E.B. Тренинг коммуникативной компетентности В: деловом взаимодействии / Е. В. Сидоренко. СПб.: Речь, 2003. — 208 с.
- Скаткин М: Н. Проблемы современной дидактики / М. Н. Скаткин. — М.: Педагогика- 1984. 95 с.
- Сластенин! В. А. Концептуальные основы* реализации воспитательного потенциала содержания непрерывного педагогического образования / В. А. Сластенин, В. В. Пустойвойтов. -М.: МПГУ, 2002. 64 с.
- Сластенин В.А. Основные тенденции модернизации высшего образования / В. А. Сластенин // Педагогическое образование и наука. 2004. — № 1. — С. 43−49.
- Слемзин A.A. Формирование культуры делового общения будущих экономистов в процессе преподавания иностранного языка: дис. канд. пед. наук: 13.00.08 / А. А. Слемзин. Чебоксары, 2002. — 177 с.
- Соснин Н.В. Компетентностный подход: проблемы усвоения / В. Н. Соснин // Высшее образование в России. 2007. — № 6. — С. 42−45.
- Соснцицкий A.JI. Краткий психологический словарь / A.JI. Соснцицкий. М.: Проспект, 2009. — 512 с.
- Стародубцева Е.В. Обучение языку с использованием ИКТ / Е. В. Стародубцева // Высшее образование в России. 2007. — № 5. — С. 93−95.
- Старшинова Т.А. Компетентностный подход к подготовке современного специалиста / Т. А. Старшинова // Личностно-ориентированное профессиональное образование: материалы IV Всерос. науч.-прак. конф.: в 2-х ч. Ч. 2. -Екатеринбург: РГППУ, 2004. С. 105−108.
- Талызина Н. Ф: Деятельностный подход к построению модели специалиста / Н. Ф. Талызина // Вестн. высшей школы. — 1986. — № 3. — С. 10−14.
- Талызина Н.Ф. Педагогическая психология / Н. Ф. Талызина. — М.: Академия- 1998.-288 с.
- Талызина Н.Ф. Теория поэтапного формирования умственных действий* и проблема’развития мышления / Н. Ф. Талызина // Советская педагогика: -1967. — № 1: — С. 28−33-.
- Татур В.Г. Компетентность в структуре модели качества специалистов /
- B.Г. Татур // Высшее образование сегодня. 2004. — № 3. — С. 29−33.
- Тер-Минасова С. Г. Язык и межкультурная коммуникация /
- C.Г. Тер-Минасова. М.: Slovo, 2000. — 624 с.
- Томахин Г. Д. Лингвострановедение: что это такое? / Г. Д. Томахин // Иностранные языки в школе. — 1996. — № 6. С. 25−29.
- Томахин Г. Д. Реалии в культуре и языке / Г. Д. Томахин // Иностранные языки в школе. 1981. — № 1. — С. 22−23.
- Трофимова Г. С. Педагогические основы обучения иностранным языкам: Предметная дидактика / Г. С. Трофимова. Ижевск: Удмуртский ун-т, 1999.-87 с.
- Федорова О.В. Условия формирования коммуникативной компетенции студентов неязыковых вузов (На материале обучения иностранному языку): дисс.. канд. пед. наук: 13.00.01 Саратов, 2003.-228 с.
- Филатова М. Социальные компетенции и современное образование в России / М. Филатова, Л. Волкова // Высшее образование. 2007. — № 11.-С. 65.
- Философский словарь / под ред. И. Т. Фролова. — 5-е изд. — М.: Полиздат, 1986.-С. 221.
- Философский словарь / под ред. М. М. Розенталя. — 3-е изд. — М.: Политиздат, 1972. — 486 с.
- Фоломкина С.К. Обучение чтению на иностранном языке в неязыковом вузе / С. К. Фоломкина. — М.: Высш. школа, 2005. — 87 с.
- Фомин Н.В. Теоретическая модель конкурентоспособного специалиста / Н. В. Фомин // Инновации в образовании. 2004. — № 3. — С. 74−82.
- Фролов Ю.В. Компетентностная модель как основа оценки качества*подготовки специалиста / Ю. В. Фролов // Высшее образование сегодня: 2004. -№ 8.-С. 34−41.
- Фурманова В.П. Межкультурная коммуникация и лингвокультуроведе-ние в теории и практике обучения иностранному языку / В.П. Фурманова- -Саранск: Изд-во Мордовского ун-та, 1993. 122 с.
- Хуторской A.B. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования / A.B. Хуторской // Школьные технологии. 2003. — № 2. — С. 58−64.
- Цветкова Т.К. Обучение иностранному языку в контексте социокультурной парадигмы / Т. К. Цветкова // Вопр. филологии. — 2002. №*2. — С. 109 115.
- Черкасов В.А. Комплексно-деятельностный подход в исследованиях проблем оптимизации учебно-воспитательного процесса / В. А. Черкасов // Проблемы формирования и развития личности. — Челябинск, 1992. — С. 1724.
- Чошанов М.А. Теория и технология проблемно-модульного обучения в профессиональной школе: дис. канд. пед. наук: 13.00.01. / М. А. Чошанов — Казань, 1996.-186 с.
- Чурсина А.Д. Формирование коммуникативно-познавательных умений у студентов средствами новых информационных технологий: дисс.. канд. пед. наук: 13.00.08 / А. Д. Чурсина. Челябинск, 2002. — 212 с.
- Шадриков В.Д. Новая модель специалиста: инновационная подготовка и компетентностный подход / В. Д. Шадриков // Высшее образование сегодня. — 2004.-№ 8.-С. 26−31.
- Шадриков В.Д. Проблемы системогенеза в профессиональной деятельности / В. Д. Шадриков.- М.: Педагогика, 1982. — 142 с.
- Швецов М.Ю. Аспекты гуманизации высшего' образования / М. Ю. Швецов // Высшая школа: Гуманитарные науки и гуманистические основы образования и воспитания: материалы науч. конф. — Чита, 1996. — С. 6770.
- Шепель В.М. Человековедческая компетентность менеджера: Управленческая антропология / В. М. Шепель. — М.: Народное образование, 1999. 431 с.
- Шишов С.Е. Компетентностный подход к образованию: прихоть или необходимость? / С. Е. Шишов, И. Г. Агапов // Стандарты и мониторинг в образовании. 2002. — № 2. — С. 58−62.
- Шиян О.М. Продуктивное развитие аутопедагогической компетентности учителя (на материале работы с учителями иностранных языков): дис. д-ра пед. наук: 13.00.08 / О. М. Шиян. Орел, 1996. — 306 с.
- Щукина Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся / Г. И. Щукина. М.: Педагогика, 1988. — 203 с.
- Юсеф Е.К. Личностная ориентация обучения как условие развития компетентности студентов технического университета: автореф. дис. канд. пед. наук 13.00.01 / Е. К. Юсеф. Ростов н/Д: Ставропольский ун-ет, 2002. — 24 с.
- Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе / И. С. Якиманская. М.: Педагогика-Пресс, 1996. — 285 с.
- Ялалов Ф. Деятельностно-компетентностный подход к практико-ориентированному образованию / Ф. Ялалов // Высшее образование в России. 2008. — № 1.-С. 91−93.
- Alderson J. C. Language Test Construction and Evalution. / J. C. Alderson, C. Clapham, D. Wall. Cambridge: CUP, 1995. — 61 p.
- Caroll J.B. The contributions of psychological theory and educational research of foreign languages / J. B. Caroll // Trends in language teaching / Ed. By A. Valdman. New York: Newbury House, 1966. — P. 93.
- Chomsky N. Aspects of the Theory of Syntax. Cambridge. The M.I.T. Press, 1965.-251 p.
- Chomsky N. Language and Mind / N. Chomsky. New York: MIT Press, 1965.-95 p.
- Weber M. Wirtschaftund Gesellschaft, 2003. 526 s.