Формирование личностного смысла педагогической деятельности у студентов педвуза в процессе профессиональной подготовки
Диссертация
Научно обоснована и разработана модель формирования личностного смысла педагогической деятельности у студентов педвуза у студентов в процессе профессионально-педагогической подготовки, включающая организационно-педагогический, содержательно-процессуальный и оценочно-результативный компоненты. Данную модель отличают: особым образом организованная образовательная деятельность студентов (смещение… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. Теоретические основы формирования личностного смысла педагогической деятельности у студентов педвуза
- 1. 1. Анализ проблемы формирования личностного смысла педагогической деятельности у студентов педвуза
- 1. 2. Обоснование и проектирование модели формирования личностного смысла педагогической деятельности у студентов педвуза
- Выводы по главе 1
- ГЛАВА 2. Опытно-экспериментальная проверка эффективности модели формирования личностного смысла педагогической деятельности у студентов педвуза
- 2. 1. Анализ содержания и результатов констатирующего этапа эксперимента
- 2. 2. Описание хода и анализ результатов формирующего этапа опытно-экспериментальной работы
- 2. 3. Педагогические условия формирования личностного смысла педагогической деятельности у студентов педвуза
- Выводы по главе 2
Список литературы
- Абдуллина, O.A. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования Текст. / O.A. Абдуллина. — М.: Просвещение, 1984. — 190 с.
- Абдуллина, O.A. Педагогическая практика студентов Текст. / O.A. Абдуллина, H.H. Загрязкина. -М.: Просвещение, 1989. 176 с.
- Абульханова-Славская, К. А. Деятельность и психология личности Текст. / К.А. Абульханова-Славская. М.: Мысль, 1980. — 336 с.
- Абульханова-Славская, К. А. Развитие личности в процессе жизнедеятельности Текст./ К.А. Абульханова-Славская // Психология формирования и развития личности. М.: Наука, 1981. — С. 19−44.
- Абульханова-Славская, К. А. Стратегия жизни Текст./ К.А. Абульханова-Славская. М.: Мысль, 1991. — 300 с.
- Аверин, В.А. Психология личности Текст./ В. А. Аверин. http://www.myword.ru.
- Акофф, Р. О целеустремленных системах Текст./ Р. Акофф, Ф. Эмери. -М., Советское радио, 1974.
- Актуальные проблемы совершенствования учебного процесса в вузе: межвуз. науч.-метод. Текст. сб. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1993. — 149 с.
- Александрова, Е.А. Педагогическая поддержка самоопределения старшеклассника в культуре Текст./ Е. А. Александрова // Новые ценности образования- под ред. Н. Б. Крыловой. М.: Инноватор, 1996. Вып. 6. — 67 с.
- Александрова, Е.А. Педагогическая поддержка самоопределения старшеклассника в культуре: дис. канд. пед. наук Текст./ Е. А. Александрова. Саратов, 1997. — 265 с.
- Ананьев, Б.Г. Избр. пед. труды: в 2 т. Текст./ Б. Г. Ананьев. М.: Педагогика, 1980. Т. 1. — 230 е.- Т. 2. — 287 с.
- Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания Текст./ Б. Г. Ананьев. -JL: Изд-во Ленинград, ун-та, 1968. 339 с.
- Андреев, В.И. Педагогика творческого саморазвития. Инновационный курс Текст./ В. И. Андреев. Казань: Изд-во Казанского унта, 1996. Кн. 1.-318 с.
- Андреев, В.И. Педагогика творческого саморазвития. Инновационный курс Текст./ В. И. Андреев. Казань: Изд-во Казанского унта, 1998. Кн. 2. — 318 с.
- Анохина, Т.В. Педагогическая поддержка как реальность современного образования Текст./ Т. В. Анохина // Классный руководитель. 2000. — № 3. — С. 63−81.
- Архангельский, Л.М. Социально-эстетические проблемы теории личности Текст./ Л. М. Архангельский. М.: Мысль, 1974. — 221 с.
- Архангельский, Л.М. Ценностные ориентации и нравственное развитие личности Текст./ Л. М. Архангельский. М.: Знание, 1978. — 61 с.
- Асмолов, А.Г. Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека Текст. / А.Г. Асмолов-' 3-е изд., исправ. М.: Академия, 2007. — 528 с.
- Асмолов, А.Г. Психология личности Текст. / А. Г. Асмолов. М.: Изд-во МГУ, 1990.
- Батаршев, A.B. Психодиагностика способности к общению, или Как определить организаторские и коммуникативные качества личности Текст./ A.B. Батаршев. -М.: ВЛАДОС, 1999. 176 с.
- Батищев, Г. С. Деятельная сущность человека как философский принцип Текст./Г.С. Батищев. М.: Изд-во Ленинград, ун-та, 1966. — 254 с.
- Башкина, Ю.Д. Личностный смысл чувства риска (на примере подростков с разным рискованным поведением): дис.. канд. психол. наук Текст./ Ю. Д. Башкина. СПб., 2007.
- Бедерханова, В.П. Педагогическая поддержка индивидуализации ребенка Текст./ В. П. Бедерханова // Классный руководитель. 2000. — № 3. -С. 39−42.
- Бедерханова, В.П. Личностно-профессиональная позиция педагога Текст./ В. П. Бедерханова. Краснодар: Просвещение-Юг, 2001. -67 с.
- Белухин, Д.А. Личностно-ориентированная педагогика: учеб. пособие для студентов Текст. / Д. А. Белухин. М.: Изд-во МПСИ, 2005. -448 с.
- Бердяев, H.A. Самопознание Текст./ H.A. Бердяев. М.: Мысль, 1991.-220 с.
- Берне, Р. Развитие «Я-концепции» и воспитание Текст./ Р. Берне. -М.: Мысль, 1986.-420 с.
- Библер, B.C. Мышление как творчество Текст./ B.C. Библер. М.: Просвещение, 1975. — 399 с.
- Психология и педагогика Текст./ И. В. Богданов, C.B. Лазарев, С. С. Ануфриенко, Е. В. Чмыхова и др. // http://www/myword/ru.
- Бодалев, A.A. Психология о личности Текст./ A.A. Бодалев. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1988. — 188 с.
- Бодалев, A.A. О субъективных факторах творческой деятельности человека Текст./ A.A. Бодалев, Л. А. Рудневич // Педагогика. 1995. — № 3. -С.19−23.
- Бодров, В.А. Психология профессиональной пригодности: учеб. пособие для вузов Текст./ В. А. Бодров. М.: ПЕР СЭ, 2001. — 511 с.
- Божович, Л.И. Избранные психологические труды: проблемы формирования личности Текст./ Л.И. Божович- под ред. Д. И. Фельдштейна. М.: Междунар. пед. академия, 1995. — 209 с.
- Болотов, В.А. Педагогическое образование России в условиях социальных перемен: принципы, технологии, управление: монография Текст./ В. А. Болотов. Волгоград: Перемена, 2001. — 290 с.
- Проектирование профессионального педагогического образования Текст./ В. А. Болотов, Е. И. Исаев, В. И. Слободчиков, H.A. Шайденко // Педагогика. 1997. — № 7. — С. 66.-72.
- Большой энциклопедический словарь: в 2 т. Текст./ гл. ред. A.M. Прохоров. М.: Сов. энциклопедия, 1991. Т. 2. — 768 с.
- Бондаревская, Е.В. Ценностные основания личностно-ориентированного воспитания Текст./ Е. В. Бондаревская // Педагогика. -1995.-№ 4.-С. 29−36.
- Бондаревская, Е.В. Теория и практика личностно-ориентированного образования Текст./ Е. В. Бондаревская. Ростов н/Д.: Изд-во Ростов, пед. ун-та, 2000. — 352 с.
- Бондаревская, Е.В. Смыслы и стратегия личностно ориентированного воспитания Текст./ Е. В. Бондаревская //Педагогика. -2001. № 1.-С. 29−36.
- Бордовская, Н.В. Педагогика Текст./ Н. В. Бордовская, A.A. Реан. -СПб: Изд-во Питер, 2000. 304 с.
- Брушлинский, A.B. Деятельность субъекта и психическая деятельность Текст./ A.B. Брушлинский // Деятельность: теории, методология, проблемы. М.: Политиздат, 1990. — С. 129−143.
- Вайзер, Г. А. Смысл жизни и «двойной кризис» в жизни человека Текст./ Г. А. Вайзер// Психологический журнал.- 1998.- № 5.-С. 3−14.
- Вебер, М. Основные социологические понятия Текст./ М. Вебер- пер. с нем. // Избранные произведения- сост., общ. ред. и послесл. Ю.Н. Давыдова- предисл. ILIL Гайденко. М.: Прогресс, 1990. — 808 с.
- Вербицкий, A.A. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход Текст./ A.A. Вербицкий. М.: Высшая школа, 1991. — 21 с.
- Вершловский, С.Г. Ценностные ориентации советских и американских учителей Текст. / С. Г. Вершловский, Дж. Хазард // Педагогика. 1992. — № 3, 4.
- Веселова, В.В. Традиции и новые ценности в системе образования США Текст./ В. В. Веселова // Педагогика. 1996. — № 3. — С. 102−108.
- Виленский, М.Я. Технологии профессионально-ориентированного обучения в высшей школе Текст./ М. Я. Виленский, П. И. Образцов,
- A.И. Уман. М.: Педагогическое общество России, 2004.
- Воспитание и педагогическая поддержка детей в образовании: материалы Всерос. конф. Текст.- М.: УВЦ Инноватор, 1996. 72 с.
- Выготский, Л.С. Педагогическая психология Текст./ Л.С. Выготский// Психология: классические труды. М.: Психология, 1996. -С. 28−132.
- Гальперин, П.Я. Введение в психологию Текст./ П. Я. Гальперин. -М.: Изд-во МГУ, 1976.
- Газман, О.С. Педагогическая поддержка в образовании как инновационная проблема Текст./ О. С. Газман // Новые ценности образования: десять концепций и эссе. М.: Инноватор, 1995. — С. 58−74.
- Газман, О.С. Самоопределение Текст./ О. С. Газман // Новые ценности образования. М.: Инноватор, 1995. Вып. 1. — С. 45−113.
- Гершунский, Б.С. Стратегические приоритеты образования в России Текст./ Б. С. Гершунский // Педагогика. 1996. — № 5. — С. 46−54.
- Гершунский Б.С. Методологическое знание в педагогике Текст./ Б. С. Гершунский, Н. Д. Никандров. М.: Знание, 1986. — 336 с.
- Годник, М.С. Характеристика своеобразной сущности педагогической деятельности Текст./ М. С. Годник // Страницы современной педагогики: диалог теории и практики / под ред. М. С. Годника. — Воронеж: ВОИПКРО, 1998. С. 37−58.
- Горнова Н.В. Профессионально-личностное становление будущего учителя Текст./ Н. В. Горнова, Г. И. Железовская. Балаково: УРАО, 1999. -108 с.
- Гребенюк, О.С. Общая педагогика: курс лекций Текст./ О. С. Гребенюк. Калининград: Изд-во Калинингр. ун-та, 1996. — 107 с.
- Громкова, М.Т. Образование стимул саморазвития личности Текст./ М. Т. Громкова // Педагогика. — 1993. — № 3. — С. 21−25.
- Давыдов, В.В. Проблемы деятельности как способа человеческого бытия и принцип монизма Текст./ В. В. Давыдов // Деятельность: теории, методология, проблемы. М.: Политиздат, 1990. — С. 151−239.
- Деятельность: теории, методология, проблемы. Текст. — М.: Политиздат, 1990. 336 с.
- Доблаев, Л.П. Смысловая структура учебного текста и проблемы его понимания Текст./ Л. П. Доблаев. М.: Педагогика, 1982.
- Дусавицкий, А.К. Психология личности: учеб.-метод. рекомендации для студентов факультета психологии Текст./ А. К. Дусавицкий. — Харьков: Вентана-Граф, 2001. 21 с.
- Елканов, С.Б. Основы профессионального самовоспитания будущего учителя Текст./ С. Б. Елканов. М.: Педагогика, 1989. — 89 с.
- Загвязинский, В.И. Педагогическое творчество учителя Текст./ В. И. Загвязинский. М.: Педагогика, 1987. — 160 с.
- Зейгарник, Б.Д. Теории личности в зарубежной психологии Текст./ Б. Д. Зейгарник. М.: Изд-во МГУ, 1982.
- Зимняя, И.А. Педагогическая психология: учебник для вузов Текст./ И. А. Зимняя. М.: Логос, 2000. — 384 с.
- Зинченко, В.П. Аффект и интеллект в образовании Текст./ В. П. Зинченко. -М.: Тривола, 1995.
- Зоткин, Н.В. Психологическая концепция смысла Текст./ Н. В. Зоткин // Психология. 1998. — № 1.
- Зотова, Н.Г. Формирование смысловой сферы личности педагога (на материале изучения дисциплин психолого-педагогического цикла вфизкультурном вузе): дис.. канд. пед. наук Текст./ Н. Г. Зотова. -Волгоград, 1998.
- Исаев, И.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя: учеб. пособие для студентов вузов Текст./ И. Ф. Исаев. М.: ИЦ Академия, 2002. — 208 с.
- Каган, М.С. Человеческая деятельность Текст./ М. С. Каган. М.: Мысль, 1974. — 328 с.
- Кан-Калик, В. А. Творчество как условие профессиональной подготовки будущего учителя Текст./ В.А. Кан-Калик // Советская педагогика. 1982. — № 4. — С. 4−9.
- Кант, И. Сочинения: в 6 т. Текст./ И. Кант. М.: Мысль, 1963−1966.-Т. 6.
- Каптерев, П.Ф. О подготовке школьных учителей Текст./ П. Ф. Каптерев // Избр. пед. соч. М.: Педагогика, 1982.
- Кларин, М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках Текст./ М. В. Кларин. М.: Арена, 1994. — 222 с.
- Климов, Е.А. Психология профессионального самоопределения Текст./ Е. А. Климов., — Ростов н/Д.: Изд-во Ростов, пед. унта, 1996. 213 с.
- Коджаспирова, Г. М. Педагогический словарь / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коржаспиров. М.: Академия, 2000. — 163 с.
- Колесникова, И.А. Педагогическая реальность: опыт межпарадигмальной рефлексии Текст./ И. А. Колесникова. СПб.: Детство-Пресс, 2001.-285 с.
- Кон, И. С. Психология ранней юности: кн. для учителя Текст./ И. С. Кон. М.: Просвещение, 1989. — 255 с.
- Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. Текст. М.: АПКиПРО, 2002. — 24 с.
- Коротяев, Б.И. Педагогика как совокупность педагогических теорий / Б. И. Коротяев. М.: Просвещение, 1986. — 208 с.
- Косарев, B.B. Профессиональная компетентность педагога Текст./ В. В. Косарев, А. П. Крючатов, H.H. Лобанова. Самара- СПб.: СамВЕН, 1997.
- Котова, И.Б. Педагог: профессия и личность Текст./ И. Б. Котова, E.H. Шиянов. Ростов-н/Д.: Изд-во Ростов, пед. ун-та, 1997. — 144 с.
- Краевский, В.В. Соотношение педагогической науки и педагогической практики Текст./ В. В. Краевский. М.: Знание, 1977. — 64 с.
- Крылова, Н.Б. Культурология образования Текст./ Н. Б. Крылова. -М.: Народное образование, 2000. 272 с.
- Крылова, Н.Б. Социокультурный контекст образования Текст./ Н. Б. Крылова // Новые ценности образования: Содержание гуманистического образования. М.: Инноватор, 1995. — С. 67−103.
- Кулюткин Ю.Н. Ценностные ориентиры и когнитивные структуры в деятельности учителя Текст./ Ю. Н. Кулюткин, В. П. Бездухов. Самара: Изд-во СПГУ, 2002.
- Кузьмина, Н.В. Методы исследования педагогической деятельности Текст./ Н. В. Кузьмина. Л.: Изд-во РГПУ, 1970. — 114 с.
- Кузьмина, Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения Текст./ Н. В. Кузьмина. М.: Высшая школа, 1990.
- Кузьмина, Н.В. Профессионализм педагогической деятельности Текст./ Н. В. Кузьмина, A.A. Реан. СПб.: Изд-во Гомельского гос. ун-та, 1993.
- Кучинский, Г. М. Психология внутреннего диалога Текст./ Г. М. Кучинский. Минск: Изд-во БГУ, 1988.
- Лаврикова, Т.В. Педагогика личности. Ч. III. Педагогическая практика личностной ориентации Текст./ Т. В. Лаврикова. Воронеж: Изд-во ВГУ, 1998. — 144 с.
- Леонтьев, А.Н. Проблемы развития психики Текст./ А. Н. Леонтьев. М.: Мысль, 1965.
- Леонтьев, А.Н. Деятельность, сознание, личность Текст./ А. Н. Леонтьев. М.: Наука, 1975. — 304 с.
- Леонтьев, А.Н. Избранные психологические произведения: в 2 т. Текст./ А. Н. Леонтьев. М.: Наука, 1983.-621 с.
- Леонтьев, Д.А. Личность: человек в мире и мир в человеке Текст./ Д. А. Леонтьев // Вопросы психологии. 1989. — № 3. С. 11−21.
- Леонтьев, Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности Текст./ Д. А. Леонтьев. 2-е изд., исправ. М.: Смысл, 2003. — 487 с.
- ЮО.Лещинский, В. И. Педагогическая технология личностной ориентации Текст./ В. И. Лещинский. Воронеж: Владос, 1998. — 133 с.
- Лобанова, H.H. Профессиональная компетентность педагога Текст./ H.H. Лобанова, В. В. Косарев, А. П. Крючатов. Самара- СПб.: ., 1997.106 с.
- Ю2.Макаренко A.C. О воспитании Текст./ A.C. Макаренко- сост. и авт. вступ. статьи A.C. Макаренко [Текст]/ Педагогическая логика // Избр. пед. соч.: в 2 т. М.: Педагогика, 1977. — Т. 1. — 197 с.
- Максимова, С.А. Образовательная . практика и образовательное знание Текст./ С. А. Максимова. Нижний Новгород: Изд-во Нижегород. унта, 1998.- 123 с.
- Маркова, А.К. Психология труда учителя: кн. для учителя Текст./
- A.К. Маркова. М.: Просвещение, 1993. — 192 с.
- Маслоу, А.Г. Мотивация и личность Текст./ А.Г. Маслоу- пер. с англ. СПб.: Евразия, 1999.
- Методы педагогических исследований Текст./ под ред.
- B.И. Журавлева. М.: Педагогика, 1979. — 255 с.
- Мильман, В.Э. Внутренняя и внешняя мотивация учебной деятельности Текст./ В. Э. Мильман // Вопросы психологии. 1987. — № 5.1. C. 22−25.
- Митина, Л.М. Психология профессионального развития учителя Текст./Л.М. Митина. -М.: Флинта, 1998.
- Митина, Л.М. Учитель как личность и профессионал Текст./ Л. М. Митина. М.: Дело, 1994. — 216 с.
- Михайлова, H.H. Педагогика поддержки: учеб.-метод. пособие Текст./ H.H. Михайлова, С. М. Юсфин. М.: МИРОС, 2002.
- Михеев, В.И. Моделирование и методы измерений в педагогике Текст./ В. И. Михеев. М.: Высшая школа, 1987. — 200 с.
- Моносзон, Э.И. Основы педагогических знаний Текст./ Э. И. Моносзон. М.: Педагогика, 1986. — 200 с.
- Мясищев, В.Н. Психология отношений Текст./ В.Н. Мясищев- под ред. A.A. Бодалева. М.-Воронеж: СПб, 1998.
- Налимов, В.В. Спонтанность сознания: Вероятностная теория смыслов и смысловая архитектоника личности Текст./ В. В. Налимов. М.: Прометей, МГПИ, 1989. — 287 с.
- Налимов, В.В. В поисках иных смыслов Текст./ В. В. Налимов. -М.: Прогресс, 1993. 280 с.
- Немов, P.C. Психология. Общие основы психологии: в 2 кн. Текст./ P.C. Немов. М.: Владос, 2001. Кн. 1. — 278 с.
- Никитина, H.H. Основы профессионально-педагогической деятельности: учеб. пособие для студ. сред. проф. образования Текст./ H.H. Никитина, О. М. Железнякова, М. А. Петухов. М.: Мастерство, 2002. -288 с.
- Никифоров, A.JI. Деятельность, поведение, творчество Текст./ А.Л.Никифоров// Деятельность: теории, методология, проблемы.- М.: Политиздат, 1990. С. 52−70.
- Новиков, A.M. Базовое профессиональное образование: проблемы интеграции Текст./ A.M. Новиков // Специалист. 1996. № 5. С.2−8.
- Ожегов, С.И. Словарь русского языка Текст./ С.И. Ожегов- под ред. Н. Ю. Шведовой. 16-е изд., исправ. М.: Рус. яз., 1984. — 97 с.
- Орлов, А.Б. Психология личности и сущности человека: парадигмы, проекции, практики Текст./ А. Б. Орлов. -М.: Просвещение, 1991.
- Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР XVIII в. первая половина XIX в. Текст. — М.: Педагогика, 1973. — 239 с.
- Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. Вторая половина XIX в. Текст. М.: Просвещение, 1976. — 22 с.
- Паначин, Ф.Г. Педагогическое образование в России Текст./ Ф. Г. Паначин. -М.: Педагогика, 1979.
- Пашкевич, Г. Н. Педагогическая практика: учеб.-метод. пособие Текст./Г.Н. Пашкевич, М. Е. Сысоева. М.: СигналЪ, 1999. — 112с.
- Педагогическая психология: учебник для студ. высш. учеб. заведений Текст./ под. ред. Н. В. Клюевой. М.: Владос-Пресс, 2003. — 400 с.
- Педагогическая энциклопедия Текст./ гл. ред. А. И. Каиров и Ф. И. Петров. М.: Сов. энциклопедия, 1964. — 832 с.
- Петровский, A.B. Быть личностью Текст./ A.B. Петровский. М.: Педагогика, 1990. — 112 с.
- Петровский, A.B. Субъектность: новая парадигма в образовании Текст./ A.B. Петровский // Наука и образование. 1996. -№ 3. — С. 87−96.
- Петровский, В.А. Личность в психологии Текст./ В. А. Петровский. Ростов нД: Феникс, 1996.
- Поваренков, Ю.П. Психологическое содержание профессионального формирования человека Текст./ Ю. П. Поваренков. М.: Изд-во УРАО, 2002. — 160 с.
- Полякова, Т.С. Анализ затруднений в педагогической деятельности начинающих учителей Текст./ Т. С. Полякова. М.: Педагогика, 1983. — 128 с.
- Пряжников, Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение Текст./ Н. С. Пряжников. М.: Институт практической психологии, 1996. — 256 с.
- Пряжников, Н.С. Психологический смысл труда Текст./ Н. С. Пряжников. — М.: Институт практической психологии-, 1997. 352 с.
- Психологический словарь Текст./ под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. -М.: Педагогика-Пресс, 1996. -440 с.
- Психологические проблемы развития личностного сознания учителя: межвуз. сб. науч. тр. Текст./ под ред. В. Н. Панферова, JI.A. Регуш, Д. В. Ронзина. Л.: Политиздат, 1991.
- Психология и педагогика: учеб. пособие для вузов Текст./ сост. и отв. ред. A.A. Радугин. М.: Центр, 1999. — 256 с.
- Психолого-педагогический словарь для учителей и руководителей образовательных учреждений. Текст. — Ростов н/Д.: Феникс, 1998. 544 с.
- РеанА.А. Психология и педагогика Текст./ A.A. Реан, Н. В. Бордовская, С. И. Розум. СПб.: Питер, 2001. — 431с.
- Рогов, Е.И. Личность учителя: теория и практика Текст./ Е. И. Рогов. Ростов-н/Д.: Феникс, 1996.
- Рогов, Н.И. Учитель как объект психологического исследования Текст./ Н. И. Рогов. М.: Владос, 1998.-496 с.
- Роджерс, К. Взгляд на психотерапию. Формирование человека Текст./ К. Роджерс. М.: Мысль, 1989. — 187 с.
- Романова, Л.О. Формирование у студентов творческого отношения к усвоению профессиональных знаний: дис. канд. пед. наук. Текст. М., 1993.- 183 с.
- Рубинштейн, М.М. О смысле жизни: в 2 ч. Текст./ М. М. Рубинштейн. -М.: 1927.
- Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии: в 2 т. Текст./ С. Л. Рубинштейн. М.: Педагогика, 1973. — 378 с.
- Рындак, В.Г. Творчество: краткий педагогический словарь Текст./ В. Г. Рындак. Оренбург: Изд-во ОГАУ, 2001. — 108 с.
- Сафронова, Е.М. Формирование нравственно-смыслового отношения к образованию как цель и результат школьного воспитания: монография Текст./ Е. М. Сафронова. Волгоград: Перемена, 2004. — 334 с.
- Сериков, В.В. Личностно-ориентированное образование Текст./ В. В. Сериков // Педагогика. 1994. — № 5. — С. 16−21.
- Сериков, B.B. Личностный подход в образовании: концепция и технологии: монография Текст./ В. В. Сериков. Волгоград: Перемена, 1994. — 152 с.
- Сериков, В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем Текст./ В. В. Сериков. М.: Логос, 1999.
- Сластенин, В.А. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений Текст./ В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, E.H. Шиянов- под ред. В. А. Сластенина. М.: Академия, 2002. — 576 с.
- Сластенин, В.А. Педагогическая деятельность и проблема формирования личности учителя Текст./ В.А. Сластенин- под ред.
- A.И. Щербакова. М.: Педагогика, 1976. — 38 с.
- Сластенин, В.А. Формирование личности учителя Текст./
- B.А. Сластенин. М.: Педагогика, 1983. — 179 с.
- Сластенин, В.А. Диагностика профессиональной пригодности молодежи к педагогической деятельности Текст./ В. А. Сластенин, Н. Е. Мажар. -М.: Прометей, 1991.
- Слободчиков, В.И. Психологические условия введения студентов в профессию педагога Текст./ В. И. Слободчиков, Н.А.Исаева// Вопросы психологии. 1996. — № 4.
- Смирнов, С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности Текст./ С. Д. Смирнов. М.: Аспект-Пресс, 1995. -271 с.
- Современный словарь иностранных слов. Текст. М.: Русский язык, 1993.-371 с.
- Солнцева, Н. Мотивационная основа педагогической деятельности Текст./ Н. Солнцева// Высшее образование в России. 1999. -№ 4. — С. 90−99.
- Столин, В.В. Самосознание личности Текст./ В. В. Столин. — М.: Изд-во МГУ, 1983. 286 с.
- Трещёв, A.M. Формирование профессионально-субъектной позиции будущего учителя: автореф. дис. доктора пед. наук Текст./ A.M. Трещёв. -Калуга, 2001.
- Трубецкой, E.H. Смысл жизни Текст./ E.H. Трубецкой. М.: Республика, 1994.
- Факторы и условия формирования школьника и студента в качестве субъекта образовательного процесса // Сб. статей под ред. С. М. Годника и В. И. Хлоповских. Воронеж: Изд-во Воронеж, гос. ун-та, 1999. — 178 с.
- Фельдштейн, Д.И. Психология взросления: структурно-содержательные характеристики процесса развития личности Текст./ Д. И. Фельдштейн // Избр. тр. М.: Флинта, 1999. — С. 15−43.
- Философская энциклопедия: в 5 т. Текст./ под. ред. Ф. В. Константинова. М.: Советская энциклопедия, 1960−1970.
- Фокин. Ю.Г. Преподавание и воспитание в высшей школе: методология, цели и содержание, творчество: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений Текст./ Ю. Г. Фокин. М.: Академия, 2002. — 224 с.
- Формирование личности учителя в системе высшего педагогического образования: сб. науч. трудов Текст./ под ред. В. А. Сластенина. М.: Изд-во МГПИ, 1980. — 123 с.
- Формирование учебной деятельности студентов Текст./ под ред. В .Я. Ляудис. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1989. — 240 с.
- Франкл, В. Человек в поисках смысла Текст./ В. Франки. М.: Прогресс, 1990.-189 с.
- Фридман, Л.М. Психологический: справочник учителя Текст./ Л. М. Фридман, И. Ю. Кулагина. М.: Просвещение, 1991. — 288 с.
- Хайдеггер, М. Письмо о гуманизме Текст./ М. Хайдеггер// Проблема человека в западной философии. М.: Республика, 1998.
- Хуторской, A.B. Современная дидактика Текст./ A.B. Хуторской. -СПб.: Питер, 2001.-353 с.
- Хуторской, A.B. Методика личностно-ориентированного обучения. Как обучать всех по-разному?: пособие для учителя Текст./
- A.B. Хуторской. М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005. — 383 с. 174. Чернилевский, Д. В. Креативная педагогика и психология: учеб. издание Текст./ Д. В. Чернилевский, A.B. Морозов. М.: МГТА, 2001. — 301 с.
- Чернилевский, Д.В. Технология обучения в высшей школе: учеб. издание Текст./ Д. В. Чернилевский, O.K. Филатов- под ред. Д. В. Чернилевского. М.: Экспедитор, 1996. — 288 с.
- Чудновский, В.Э. Смысл жизни: проблема относительной эмансипированности от «внешнего» и «внутреннего» Текст./
- B.Э. Чудновский // Психологический журнал. 1995. — № 2 — С. 15−26.
- Шадриков, В.Д. Деятельность и способности Текст./ В. Д. Шадриков. М.: Логос, 1994.
- Шамова, Т.И. Проблемы изучения и внедрения передового педагогического опыта Текст./ Т. И. Шамова // Советская педагогика. -1975.-№ 4.-С. 50−60.
- Шевырев, B.C. Проблема разработки понятия деятельности как философской категории Текст./ B.C. Шевырев // Деятельность: теории, методология, проблемы. -М.: Политиздат, 1990. С. 9−21.
- Шимина, А.Н. Философские основы образования: монография Текст./ А. Н. Шимина. Воронеж: Изд-во Воронеж, гос. пед. унта, 1999.-118 с.
- Шиянов, E.H. Развитие личности в обучении: учеб. пособие для студ. пед. вузов Текст./E.H. Шиянов, И. Б. Котова. -М.: Академия, 1999.
- Щелина, Т.Т. Духовно-ценностная ориентация как процесс и результат профессиональной подготовки социальных педагогов в вузе Текст.: дис.. доктора пед наук [Текст]/ Т. Т. Щелина. Пенза, 2006. — 343 с.
- Новые технологии воспитательного процесса Текст./ Н. Е. Щуркова, В. Ю. Питюков, А. П. Савченко, Е. А. Осипова. М.: Логос, 1993.-286 с.
- Щуркова, Н.Е. Прикладная педагогика воспитания: учеб. пособие Текст./ Н. Е. Щуркова. СПб.: Питер, 2005. — 366 с.
- Якиманская, И.С. Личностно ориентированное обучение в современной школе Текст./ И. С. Якиманская. М.: Сентябрь, 1996. — 234 с.
- Якиманская, И.С. Личностно-ориентированный подход: концепция и технология Текст./ И. С. Якиманская. М.: Просвещение, 1996. — 39 с.
- Янушкевич, Ф.Ф. Педагогическая технология высшей школы Текст./ Ф. Ф. Янушкевич. М.: Наука, 1987. — 152 с.
- Phenix, P. Realms of meaning: A philosophy of the curriculum for general education Text. / P. Phenix. N.Y. 1964. — XIV. — 391 p.
- RoyceJ. Theory of personality and individual differences Text. / J. Royce, A. Rowell. Englewood Clift’s, 1983. — 304 p.1. ТЕЗАУРУС
- ПРОБЛЕМЫ ДИССЕРТАЦИОННОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
- Адаптация социально-педагогическая процесс активного приспособления студента к условиям социально-педагогической среды, образовательных учреждений- вид взаимодействия с социально-педагогической средой.
- Взаимодействие согласованная совместная деятельность по достижению единых целей, решению участниками значимой для них проблемы или задачи.
- Готовность внутренняя осознанная установка на предстоящую деятельность, обусловленная высоким уровнем развития мотивационных, познавательных, эмоциональных, волевых процессов личности, обеспечивающих ее успешность.
- Готовность профессиональная — целостное психическое явление, в котором интегрированы знания и умения личности относительно исполнения педагогической деятельности.
- Деятельность (в общеметодологическом понимании) способ активного отношения субъекта (человека) к миру, направленный на его целесообразное изменение и преобразование.
- Деятельность учебная — процесс приобретения человеком новых ЗУ-Нов или изменения старых- деятельность по решению учебных задач.
- Деятельность педагогическая сложный, многофакторный процесс, чрезвычайно динамичный, осуществляемый в постоянно изменяющихся условиях, в развитии, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей и личности педагога.
- Качество 1) совокупность существенных признаков, свойств, особенностей- свойство, признак определяющий достоинство чего-нибудь- 2) степень сложности, достигнутый уровень, мера совершенства и яркая выраженность происходящих процессов.
- Качество образования определенный уровень знаний, умений, общего развития, которого достигают обучаемые на определенном этапе в соответствии с планируемыми целями и образовательным стандартом.
- Квалификация профессиональная уровень обученности, подготовленности к компетентному выполнению определенных видов профессиональной деятельности.
- Критерий (кнпжн.) мерило оценки, суждения.
- Личность субъект социальных отношений и сознательной деятельности, общественное существо, формирующееся в совместной деятельности и общении.
- Мастерство умение, владение профессией, трудовыми навыками- высокое искусство в какой-нибудь области.
- Методический поиск деятельность учителя по обнаружению смысла, основы, идеи учебного материала или педагогического явления как лич-ностно значимых как для своего саморазвития, так и для последующего развития личности учеников.
- Мотивация система взаимосвязанных и соподчиненных мотивов деятельности личности, сознательно определяющих линию ее поведения.
- В результате мотивации деятельность приобретает для индивида известный личностный смысл, создает устойчивость его интереса к ней и превращает внешне заданные цели деятельности во внутренние потребности личности.
- Мышление педагогическое анализ конкретных педагогических ситуаций с использованием теоретических закономерностей развития педагогического взаимодействия и принятие на основе этого реального педагогического решения.
- Навыки необходимые действия, доведенные до автоматизма путем многократного повторения.
- Направленность личности — основное психологическое свойство, определяющее целевые установки, содержание деятельности и поведения, отношения человека.
- Общение процесс непосредственных взаимоотношений, общения людей друг с другом, основанный на разумном понимании и намеренной передаче знаний, мыслей, переживаний в соответствии с социальными нормами и условиями осуществляемой ими деятельности.
- Общение педагогическое — профессиональное общение преподавателя с учащимися на уроке и вне его, направленное на создание благоприятного психологического климата.
- Освоение в образовании имеет смысл активного созидательного проникновения обучающегося в образовательную область или предмет.
- Педагогическая стратегия — высший уровень перспективной теоретической разработки главных направлений педагогической деятельности, реализуемый в профессиональных умениях и обеспечивающий успех тактики педагогической деятельности.
- Педагогическое мастерство — комплекс свойств личности, обеспечивающий высокие результаты деятельности, высокий уровень самоорганизации профессионально-педагогической деятельности.
- Подготовка профессиональная практическая часть обучения в УЗ, в процессе которой студент получает необходимые умения и специальные практические знания.
- Позиция личности (активная жизненная) устойчивая система отношений человека к определенным объектам действительности, проявляющаяся в соответствующей деятельности и поведении- социальная инициатива, творческая деятельность, работа личности над собой.
- Показатель данные, по которым можно судить о развитии чего-либо.
- Практика материальная, целеполагающая деятельность людей, имеющая своим содержанием преобразование природных и социальных объектов.
- Профессионализм хорошее владение своей профессией.
- Профессиограмма квалификационная характеристика, включающая совокупность профессионально- значимых качеств, способностей, знаний, умений, навыков.
- Система развития по Годнику С. М.:
- Возникновение —" формирование —" зрелость —> преобразование.
- Рефлексия способность сознания человека сосредоточиться на самомсебе.
- Рефлексия педагогическая — способность учителя: дать себе и своим поступкам объективную- оценку, понять, как его воспринимают дети и те, с кем он взаимодействует в образовательном процессе.
- Самоидентификация — уформирование личностью субъективного соответствия с кем-либо или с чем-либо. Зачастую самоидентификация выступает как эмоционально-познавательный процесс неосознаваемого отождествления субъекта с другими субъектами или явлениями.
- Самоконтроль осознание и оценка субъектом собственных действий на основе личностно значимых мотивов, установок, заключающаяся в соотношении, анализе и коррекции между целями и результатами действий.
- Самообразование 1) процесс сознательного развития индивидом своих психических, физических, творческих сил, нравственных качеств, интеллектуальных и социальных способностей с целью «достроить» себя до идеального образа.
- Движущие силы осознание несовпадения «Я-идеального» и «Я-реального», преодоление недостатков через организацию поведения- активная целенаправленная познавательная деятельность человека, связанная с поиском и усвоением знаний в интересующей его области.
- Самообучение деятельность субъекта, направленная на самостоятельное овладение знаниями о мире, о себе, способами познавательной, коммуникативной, ориентировочной, художественной, социальной. деятельности, физического развития и саморегуляции."
- Самоопределение профессиональное (Л.И. Божович, Е. А. Климов, И. С. Кон, Д. И. Фельдштейн, Д.Б. Эльконин) осознание личностью своих возможностей для успешного освоения выбираемой профессии и общественной значимости мотива профессионального выбора.
- Самоорганизация свойство любой системы к саморазвитию посредством настраивания, «выращивания» из себя новых более жизнестойких структур.
- Самопонимание осознание, адекватное представление о самом себе, своем поведении и деятельности
- Само-процессы (процессы «САМОСТИ») разнообразные и суверенные проявления индивида: самоактуализация, самообразование, самоконтроль, самоопределение, самоорганизация, самопознание, саморазвитие, самореализация, саморегуляция и т. п.
- Саморазвитие и самовоспитание профессиональное — сознательная деятельность, направленная на совершенствование своей личности в соответствии с требованиями профессии к человеку.
- Самосознание 1) выделение себя («Я») из объективного мира («не Я») — осознание, оценка человеком себя, своего места в мире, своих интересов, знаний, переживаний, поведения-
- Самооценка компонент самосознания, включающий наряду со знаниями о себе оценку человеком самого себя, своих способностей, нравственных качеств, поступков (может быть адекватной и неадекватной, т. е. завышенной/заниженной).
- Ситуация успеха субъективно воспринимаемые личностные достижения в какой-либо деятельности в контексте развития индивидуальных качеств личности, приносящие ей глубокое удовлетворение, как ходом, содержанием, так и результатом деятельности.
- Склонность избирательная направленность индивида на определенную деятельность, побуждающая ею заниматься.
- Сотрудничество целенаправленная, согласованная и ценностно-значимая для субъектов совместная деятельность, приводящая к достижению общих целей и результатов.
- Способности — индивидуально-психологические особенности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определенного рода деятельности.
- Способности педагогические — устойчивые свойства личности учителя, отражающие структуру педагогической деятельности, которые являются условием её успешного выполнения.
- Уровни педагогических способностей: рефлексивный, проективный.
- Виды способностей: конструктивные, организаторские, коммуникативные и др.
- Формирование связано с принятием личностью социальных/профессиональных функций и ролей, норм и правил поведения, формированием умений строить отношения с другими.
- Субъект деятельности — активно действующий в объективном мире человек и преобразующий его и себя, противостоящий ему в силу своей сознательной энергии.
- Субъект собственной образовательной деятельности это студент, проявляющий активную избирательную позицию, начиная с осознанного целеполагания, способный самореализоваться и вносить коррективы в свою образовательную деятельность (Паринова Г. К.).
- Такт педагогический чувство меры в поведении и действиях учителя, включающее в себя высокую гуманность, уважение достоинства ученика, справедливость, выдержку и самообладание в отношениях с детьми, родителями, коллегами.
- Творчество педагогическое активная деятельность педагога, направленная на поиски более совершенных путей учебно-воспитательной работы, успешное решение педагогических проблем и повышения качества обучения и воспитания учащихся.
- Техника педагогическая — комплекс общепедагогических и психологических умений учителя, обеспечивающих владение им собственным психофизиологическим состоянием, настроением, эмоциями, телом, речью.
- Умения готовность сознательно и самостоятельно выполнять практические и теоретические действия на основе усвоенных знаний, жизненного опыта и приобретенных навыков
- Усвоение (присвоение) превращение накопленного человечеством опыта в достояние личности обучающегося, т. е. постижение сути изучаемого, а не механическое запоминание.
- Установка личности позиция, которая заключается в определенном отношении к стоящим целям, задачам и выражается в избирательной готовности к деятельности, направленной на их осуществление.
- Я-коицепция" система представлений о самом себе, как субъекте деятельности.
- Формирование «Я-концепции» обусловлено разносторонними социально-культурными, отношенческими аспектами жизни каждого конкретного человека.
- Анкета для педагогов «Отношение к проблеме формирования у студентов личностного смысла педагогической деятельности (ЛСПД)»
- Инструкция. Внимательно прочитайте предложенные вопросы и постарайтесь искренне на них ответить. Напротив предлагаемого ответа, который соответствует Вашей позиции, поставить знак «+».
- П. п. Вопрос Предлагаемый вариант ответа
- Да Нет Затрудняюсь ответить
- Владеете ли Вы знаниями о сущности личностного смысла педагогической деятельности (ЛСПП)?
- Можете ли утверждать, что обладаете устоявшимся ЛСПП, который отражает Ваше осознанно-положительное отношение к собственной педагогической деятельности?
- Согласны ли Вы с тем, что качество профессионально-педагогической подготовки напрямую зависит от уровня формирования у студента ЛСПД?
- Может ли педагог оказывать содействие по выработке студентом личной культуры смыслов (жизненных, профессиональных)?
- Считаете ли Вы, что педагогдолжен оказывать помощь студенту в осознании смысла собственной профессионально-образовательной деятельности, в поиске и определении профессиональных перспектив?
- Считаете ли целесообразным включение в образовательный процесс вуза системы мер по формированию у студентов ЛСПД?
- Готовы ли Вы оказывать содействие студентам по формированию у них ПЛС? 1
- Имеете ли Вы достаточный багаж знаний, позволяющий формировать у студентов осмысленное отношение к будущей профессии и свому профессиональному образу «Я»?
- Используете ли в собственной практике определенные методы и формы обучения, позволяющие включать студентов в смыслопоисковую деятельность?
- Знакомы ли Вы с опытом работы преподавателей по формированию ЛСПД у студентов?1. Спасибо за работу!1. ЗАКОНЧИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ
- Примерные вопросы для беседы со студентами
- Цель выявить характер (тип) отношения студентов к педагогическому образованию и соответственно будущей профессии.
- С какой целью Вы поступили в педагогический институт?
- Почему Вы поступили в педагогический институт? Почему выбрали эту специальность?
- Какое значение для Вас имеет обучение в пединституте?
- Что кроме диплома о высшем образовании привлекает Вас в обучении в педвузе?
- Хотите ли Вы связать свою жизнь с профессией учителя?
- Какие цели Вы ставите перед собой на период обучения в педвузе?
- Можно ли приобрести для себя что-то важное для жизни в процессе профессионального образования?
- Что дает Вам изучение предметов психолого-педагогического цикла?
- Какой смысл Вы видите в выполнении учебных заданий по предметам педагогического цикла?
- Какое место Вы отводите самостоятельной работе в процессе образования?
- Сколько времени тратите на выполнение дополнительных (необязательных) заданий по предметам подготовки?
- Что для Вас важнее высокая оценка (отметка) или сам процесс обучения?
- Есть ли у Вас любимые предметы? Какие? Почему? Что Вас привлекает в этих дисциплинах?
- В воспитании все дело в том, кто воспитатель" Д. И. Писарев
- Воспитатель сам должен быть тем, кем он хочет сделать воспитанника"1. В.И. Даль
- ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ПОРТРЕТ УЧИТЕЛЯ
- Инструкция. Расставьте по степени важности предложенные профессионально значимые качества личности учителя.
- Качества Оценка методом ранжирования1. Доброжелательность1. Любовь к детям1. Моральная ответственность
- Гражданская ответственность
- Диагностика исходного уровня личностного смысла педагогической деятельности у студентов педвуза
- Блок 1. Исследование понимания сущности педагогической деятельности.
- Для выявления этого критерия мы предложили студентам оценить, исходя из их собственного понимания смысла педагогической деятельности, предложенные утверждения:
- Блок 2. Исследование личностного отношения к профессиональному образованию.
- Для выявления этого критерия мы попросили студентов оценить, предложенные ответы на вопросы.
- Блок 5. Исследование на наличие учебно-познавательных мотивов.
- Блок 6. Исследование направленности и готовности к рефлексивному анализу.
- Для выявления этого критерия студенты должны были оценить предложенные утверждения. '
- Мне нравиться анализировать и оценивать свои действия, поступки, результаты деятельности.
- Самоанализ позволяет мне понять себя, свои достижения и недостатки.
- Самооценка всегда объективнее, чем оценка со стороны.
- Считаю полезным сравнение самооценки с внешней оценкой.
- Всегда интереснее самому оценивать свои возможности, чемполучать оценку со стороны.
- УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ1.
- ПРОГРАММА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТА НА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕрекомендации по самоорганизации работы в период педагогической практики)1.ЭТАП ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ1. Педагогическая установке
- Устремите ум на радость творчества"1. Н. Рерих
- Подготовительный этап практики включает в себя решение всех организационных вопросов, обеспечивающих успешность практики.
- Он начинается с установочной конференции, которая проводится руководителем педпрактики от факультета при участии представителей администрации факультета, методистов, преподавателей кафедры педагогики и психологии, учителей школ.
- В этот период уточняются сроки и базы практики, согласовываются требования к деятельности студентов, определяются задания и формы отчетной документации, решаются все организационные вопросы, обеспечивающие успешность прохождения практики студентами.
- На подготовительном этапе практики предусматривается проведение методических семинаров, групповых и индивидуальных консультаций, занятий по педагогике и психологии, а также совещаний с учителями базовых образовательных учреждений.
- С первых дней педагогической практики Вам необходимо:• ознакомится с условиями работы учебного заведения-• организовать комплексное изучение учащихся и классного коллектива, в котором Вам предстоит работать-
- Помните! Без глубокого знания личности каждого школьника и особенностей детского коллектива невозможно эффективно организовать процесс обучения и воспитания учащихся.• изучить систему воспитательной работы классного руководителя в прикрепленном классе-
- ЭТАП ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ {первая неделя)
- Если хочешь воспитать человека во всех отношениях, то должен прежде узнать его тоже во всех отноше• определить цель и задачи воспитательной работы на период практики.
- В целях повышения продуктивности Вашей работы следует: — установить деловые отношения с директором и его заместителями, школьным психологом, социальным педагогом, классным руководителем (куратором), учителями-
- К концу второго этапа практики Вы должны: — начать ведение педагогического дневника-- продолжить сбор материалов в «Педагогическую копилку" —
- V на основе наблюдения и комплексного изучения выявить основные воспитательные проблемы класса, проблемы межличностного общения и лидерства, проанализировать причины их возникновения, наметить пути их устранения-
- V приступить к оформлению „Паспорта класса“ на основе программ изучения классного коллектива.1.I ЭТАП ПРОЕКТИРОВО ЧНЫЙ
- Педагогическая, установка»
- Успех любого дела, особенно в воспитании во многом зависит от его тщательной подготовки". 1. Т Ф ТТТпикий
- V продолжать изучение учащихся и коллектива класса и составление психолого-педагогической характеристики (паспорта класса)-- продолжить знакомство с опытом организации учебно-воспитательной работы класса и школы.
- Все полученные данные и результаты проделанной работы должны фиксироваться в педагогическом дневнике студента практиканта.
- ЭТАП КОНСТРУКТИВНЫЙ (вторая пятая неделя)
- Деяние есть единство теории с практикой". 1. Аристотель
- В этот период студент выполняет все функции учителя-предметника и воспитателя классного руководителя (куратора) в соответствии с программой практики и индивидуальным планом- графиком воспитательной работы.
- Помните! Рабочий день практиканта длится 6 часов. В случае невыполнения требований, предъявляемых практиканту, студент может быть отстранен от прохождения практики.
- Заключительный или итоговый этап охватывает последние дни практики.
- В последние дни практики в школах проводятся итоговые совещания, на которых обсуждается деятельность каждого студента, составляются отзывы об их работе в период практики, выставляется предварительная оценка.
- В заключении на факультете организуется итоговая конференция, на которой обсуждается деятельность студентов, успехи и трудности при прохождении практики, предложения по ее совершенствованию.
- Студенты готовят выставку дидактических пособий, стендов, газет, отражающих ход и результаты практики, выставку работ детей.
- В ходе итогового этапа студент в установленные сроки сдает отчетную документацию:1. Педагогический дневник.2. Отчет по схеме.
- План работы классного руководителя (воспитателя, куратора) на четверть (полугодие).
- Методическая разработка воспитательного дела (сценарий) и ее анализ по схеме.
- Материалы для самодиагностики
- ТЕСТ НА ВЫЯВЛЕНИЕ ГОТОВНОСТИ К ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
- Выберите один из предложенных вариантов ответов-• 1. Считаете ли вы, что окружающий вас мир может быть улучшен? а) да- б) нет- в) да, но только кое в чем.
- Думаете ли вы, что сами сможете участвовать в значительных изменениях окружающего мира? а) да, в большинстве случаев- б) нет- в) да, в некоторых случаях.
- Считаете ли вы, что некоторые из ваших идей принесут значительный прогресс в той сфере деятельности, которую вы выбираете? а) да- б) откуда у меня могут быть такие идеи? в) может быть, и не прогресс, но кое-какой успех возможен.
- Считаете ли вы, что в будущем будете играть столь важную роль, что сможете что-то принципиально изменить? а) да, наверняка- б) очень маловероятно: в) может быть.
- Вам приходится заниматься незнакомым делом? Испытываете ли вы потребность добиться в нем совершенства? а) да: б) что получится, то и хорошо- в) если это не очень трудно, то да.
- Если дело, которое вы не знаете, вам нравится, хотите ли вы знать о нем все? а) да- б) нет, надо учиться самому основному- в) нет, я только удовлетворю свое любопытство.
- Когда вы терпите неудачу, то: а) какое-то время упорствуете, даже вопреки здравому смыслу-б) сразу махнете рукой на эту затею, как только увидите ее нереальность-в) продолжаете делать свое дело, пока здравый смысл не покажет непреодолимость препятствий.
- Профессию надо выбирать, исходя из: а) своих возможностей и перспектив для себя-б) стабильности, значимости, нужности профессии, потребности в ней-в) престижа и преимуществ, которые она обеспечит.
- Путешествуя, могли бы вы легко ориентироваться на маршруте, по которому уже прошли: а) да- б) нет- в) если местность понравилась и запомнилась, то да.
- Можете ли вы вспомнить сразу же после беседы все, о чем говорилось? а) да- б) нет- в) вспомню все, что мне интересно.
- Когда вы слышите слово на незнакомом языке, можете ли вы его повторить по слогам без ошибок, даже не зная его значения? а) да- б) нет- в) повторю, но не совсем правильно.
- В свободное время вы предпочитаете: а) оставаться наедине, поразмыслить- б) находиться в компании- в) вам безразлично, будете ли вы один или в компании?
- Когда какая-то идея захватывает вас, то думаете ли вы о ней: а) независимо от того, где и с кем вы находитесь-б) только оставшись наедине с собой-в) только там, где тишина.
- Высокий уровень творческого потенциала 48 и более баллов.
- Средний уровень 24−47 баллов
- Низкий уровень творческого потенциала 23 и менее баллов.
- ТЕСТ НА ВЫЯВЛЕНИЕ УРОВНЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ТАКТА
- Для выявления степени сформированности педагогического такта ответьте на вопросы анкеты утверждением «да» или отрицанием «нет».
- Чувствительны ли вы к огорчениям, обидам?
- Быстро ли вы забываете о причиненной кому-либо обиде?
- Зависит ли ваше настроение от внешних причин?
- Склонны ли вы иногда к душевным порывам, внутреннему беспокойству?
- Отстаиваете ли вы энергично свои интересы, когда по отношению к вам проявили несправедливость?
- Отстаиваете ли вы интересы несправедливо обиженных школьников?
- Легко ли вы впадаете в гнев?
- Заступаетесь ли вы за посторонних людей, по отношению к которым допущена несправедливость?
- Общительный ли вы человек?
- Можете ли вы сказать, что даже при неудаче не теряете чувства юмора?
- Стараетесь ли вы помириться с тем, кого обидели?
- Предпримете ли вы первым шаги к примирению?
- Можете ли вы, если на кого-нибудь сердитесь, дать волю рукам?
- Может ли трагический фильм так взволновать вас, что на глазах выступят слезы?
- Легко ли вы приспосабливаетесь к новым условиям?
- Сможете ли вы обратиться к человеку, которого недолюбливаете, столь дружески, что он не заподозрит о вашем настоящем отношении к нему? .
- Очень ли вы переживаете из-за чьей-либо несправедливости?
- Относитесь ли вы к будущему пессимистически?
- Удается ли вам при общении с людьми создавать определенное настроение?
- Долго ли вы храните чувство гнева, досады?
- Переживаете ли вы долгое время горести других людей?
- Можно ли сказать, что вы относитесь к людям скорее настороженно, недоверчиво, чем доверительно?
- Удается ли вам отвлечься от гнетущих проблем, чтобы не думать о них постоянно?
- Совершаете ли вы внезапные, импульсивные поступки?1. Ключ к тесту
- Подсчитайте количество положительных ответов на вопросы: 1, 2,4, 6, 8, 9, 10, И, 12, 14, 15,16, 17, 19, 21, 23и количество отрицательных ответов на вопросы:3,5,7, 13, 18, 20, 22,24.
- ТЕСТ НА ВЫЯВЛЕНИЕ СТИЛЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ
- Просматривая каждый из вопросов теста, отмечайте символом «+», если можете с ними согласиться, и символом «-», если даете отрицательный ответ. От степени объективности ответов зависит и степень достоверности результатов тестирования.
- Нуждаетесь ли вы в тщательной подготовке урока даже по неоднократно пройденной теме?
- Предпочитаете ли вы логику изложения эмоциональному рассказу?
- Волнуетесь ли вы перед тем, как оказаться лицом к лицу с классом?
- Предпочитаете ли вы во время объяснения учебного материала находиться за учительским столом (на кафедре)?
- Часто ли вы используете методические приемы, которые успешно применялись вами ранее и давали положительные результаты?
- Придерживаетесь ли вы заранее спланированной схемы урока?
- Часто ли вы по ходу урока включаете в него только что пришедшие в голову примеры, иллюстрируете сказанное свежим случаем, свидетелем которого были сами?
- Вовлекаете ли вы учащихся в обсуждение темы урока?
- Стремитесь ли вы рассказать как можно больше по теме, невзирая на то, как вас слушают?
- Часто ли удается вам удачно пошутить в ходе урока?
- Предпочитаете ли вы вести объяснение учебного материала, не отрываясь от своих записей (конспектов)?
- Выводит ли вас из равновесия непредвиденная реакция учащихся (шум, гул, оживление и т. п.)?
- Нуждаетесь ли вы в достаточно длительном времени (5−8 минут), чтобы установить нарушенный контакт и вновь привлечь к себе внимание учащихся?
- Повышаете ли вы голос, делаете ли паузу, если чувствуете невнимание к себе со стороны учащихся во время урока?
- Стремитесь ли вы, задав полемический вопрос, самостоятельно на него ответить?
- Предпочитаете ли, чтобы вам по ходу объяснения учебного материала учащиеся задавали вопросы?
- Во время урока забываете ли вы о том, кто вас слушает?
- Есть, ли у вас привычка выбирать среди учащихся в-классе два-три лица и следить за" их эмоциональными реакциями?
- Выбивают ли вас из колеи скептические ухмылки учащихся?
- Замечаете ли вы во время урока изменения в настроении учащихся?
- Поощряете ли вы учащихся вступать в диалог с вами во время объяснения темы урока?
- Отвечаете ли вы сразу же на реплики учащихся?
- Используете ли вы одни и те же жесты для подкрепления своих фраз независимо от ситуации?
- Увлекаетесь ли вы монологом настолько, что вам не хватает отведенного по плану урока времени?
- Чувствуете ли вы себя после уроков уставшими настолько, что не в состоянии повторить их в этот же день еще раз (во вторую смену)?
- Модели общения/Возможные ответы Да «+» Нет «-»
- Дикторская («Монблан») 4, 6, 11, 15, 17,23 1,7, 8, 9, 12, 13, 14, 16, 18, 19, 20, 21,22, 24
- Неконтактная («Китайская стена) 9, И, 13, 14, 15 1,7, 8, 12, 16, 18, 19, 20, 21
- Дифференцированное внимание («Локатор») 10, 14, 18,20,21 2,4, 6,13, 15, 17, 23
- Гипорефлексивная («Тетерев») 9, 11, 15, 17, 23, 24 8, 12, 16, 19, 20, 21,
- Гиперрефлексивная («Гамлет») 3, 12, 14, 18, 19, 20, 22, 25 2, 5, 6, И, 13,23
- Негибкого реагирования («Робот») 1,2,5,6,13,15,23 7,8, 9,11,16,21, 24
- Авторитарная («Я сам (а)») 5, 10, 14, 15, 18, 24 2, 8, 16, 21
- Активного взаимодействия («Союз») 7, 8, 10, 16, 20, 21,22 1,2, 4, 5, 6, И, 13, 15, 17,23
- ТЕСТА НА ОЦЕНКУ САМОКОНТРОЛЯ В ОБЩЕНИИ
- Мне кажется трудным искусство подражать повадкам других людей.
- Я бы, пожалуй, мог свалять дурака, чтобы привлечь внимание или позабавить окружающих.
- Из меня мог бы выйти неплохой актер.
- Другим людям иногда кажется, что я переживаю что-то более глубоко, чем это есть на самом деле.
- В компании я редко оказываюсь в центре внимания.
- В разных ситуациях и в общении с разными людьми я часто веду себя совершенно по-разному.
- Я могу отстаивать только то, в чем я искренне убежден.
- Чтобы преуспеть в делах и в отношениях с людьми, я стараюсь быть таким, каким меня ожидают видеть.
- Я могу быть дружелюбным с людьми, которых я не выношу.
- Я не всегда такой, каким кажусь.1. Отработка результатов.
- Люди с низким коммуникативным контролем более непосредственны и открыты, у них более устойчивое «я», мало подверженное изменениям в различных ситуациях.
- Эффективному взаимодействию общающихся могут препятствовать самые разные факторы, известные как барьеры общения.
- В воспитании все дело в том, кто воспитатель"1. Д. И. Писарев
- Воспитатель сам должен быть тем, кем он хочет сделать воспитанника"1. В.И. Даль1. Повсюду ценность школыравняется ценности ее учите. ш"1. А. Дистервег
- ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ПОРТРЕТ УЧИТЕЛЯ
- Дайте объективную оценку и самооценку профессионально значимых качеств лич-' ности учителя.
- ОПРЕДЕЛЕНИЕ УРОВНЯ КАЧЕСТВА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТА В ХОДЕ ПРАКТИКИ
- КРИТЕРИИ УРОВНЕЙ АНАЛИЗА И САМОАНАЛИЗА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТА
- САМООЦЕНКА ПРОВЕДЕННЫХ УРОКОВ
- Деятельность учителя и учащихся на уроке № 1 № 2
- Информационная ценность урока1. Логика изложения
- Умение учителя излагать материал1. Эмоциональность, речь
- Воспитательная ценность урока
- Организованность работы на уроке •1. Интенсивность урока
- Выбор рациональных методических приемов
- Развитие мышления учащихся1. Активность учащихся
- Интерес и творчество учащихся
- Наглядность обучения, оснащение урока
- Уровень самостоятельности учащихся1. Контроль и оценка знаний
- Взаимоотношение учителя и учеников
- Инициатива, энтузиазм, творчество учителя1. ЭЯРАН САМОРАЗВИТИЯ
- Типичные затруднения и ошибки Пути ликвидации, формы работы Результат-
- Повсюду ценность школы равняется ценности ее учителя"1. А. Дистервег
- Дайте самооценку (возможно совместно с учителем и методистом) уровня сформированности профессионально- педагогических умений.1. ПРОФЕССИОГРАММА1. КРИТЕРИИ 1 2 3 41. Организационные умения
- Умение установить контакт с учащимися
- Умение вести беседу, полемику, дискуссию
- Умение варьировать интонацию речи
- Умение разумно пользоваться мимикой, пантомимикой1. Гностические умения
- Умение применять методы педагогического исследования
- Умения изучать и обобщать опыт работы учителя, представляющий профессиональный интерес1. Интегративные умения
- Умение подготовить и провести урок Умение подготовить и провести внеклассное мероприятие
- Умение оказать помощь учащимся в организации и проведении творческих дел
- Умение применять педагогические технологии и инновации
- Умение анализировать, обобщать и использовать передовой педагогический опыт в собственной деятельности Умение организовать ученическое самоуправление1. Учитель: Методист:
- Помните! Недооценка или переоценка качества своей работы и своих возможностей затрудняет профессиональное становление.
- Всякое настоящее образование добывается только путем самообразования"1. Н.А. Рубакин
- Если у учителя нет «Я концепции «и творческого саморазвития, значит, у него нет будущего «1. В.И. Андреев
- Составьте план творческого саморазвития и самоподготовки к профессии учителя.
- Направления деятельности Виды и формы деятельности1. Я интеллигентная лич-ность «1. Я предметник"1. Я воспитатель «1. Я исследователь «1. Я творческая личность «1. Опросниктерминальных ценностей (по И.Г. Сенину)
- В работе быстро достигать поставленных целей.
- Создавать что-то новое в изучаемой области знаний.
- Находить внутреннее удовлетворение в активной общественной жизни.
- Иметь интересную работу, полностью поглощающую Вас.
- Учиться, чтобы не отстать от людей Вашего крута в образовании.
- Вести такой образ семейной жизни, который одобряется обществом.
- Чтобы люди Вашего круга в свободное время увлекались тем же, чем Вы.
- Получать материальное вознаграждение за общественную деятельность.
- Чтобы облик Вашего жилища постоянно изменялся.
- Получить высшее образование или поступить в аспирантуру, или получить ученую степень. И. Чтобы Ваша семья обладала очень высоким уровнем материального благосостояния.
- Избегать конформизма в своих общественно-политических взглядах.
- В своем увлечении быстро достигать намеченных целей.
- Учиться, чтобы «не затеряться в толпе».
- Иметь приятельские отношения с коллегами по работе.
- Состоять членом какого-либо клуба по интересам.
- Развивать свои организаторские способности, заниматься общественной деятельностью.
- Вместе с семьей посещать театры, худ. выставки, концерты.
- Чтобы Ваше увлечение подчеркивало Вашу индивидуальность.
- Чтобы уровень образования помог бы Вам укрепить свое материальноеположение.
- Как оценивают Вашу работу другие люди.
- Общаться с разными людьми, активно участвуя в общественной деятельности.
- Учиться, чтобы «не зарывать свой талант в землю».
- Чтобы Ваши ученики опережали в своем развитии своих сверстников.
- В свободное время создавать нечто новое.
- Чтобы Ваша профессия подчеркивала Вашу индивидуальность.
- Чтобы не отстать от времени, интересоваться общественно-политической и культурной жизнью.
- Чтобы уровень Вашей образованности позволял Вам чувствовать себя уверенно в общении с самыми разными людьми.
- Сохранять полную свободу и независимость от членов Вашей семьи.
- Чтобы Ваше увлечение помогало Вам укрепить свое материальное положение.
- Быть инициатором инноваций.
- Добиваться конкретных целей, занимаясь общественной работой.
- Учиться, чтобы узнавать что-то новое в изучаемой области знаний.
- Быть лидером в своей семье.
- Знать свои способности в сфере Вашего хобби.
- Чтобы на работе можно было бы приобрести нужные для семьи товары.
- Применять свои собственные методы в общественной деятельности.
- Чтобы семейная жизнь исправила некоторые недостатки Вашей натуры.
- Полностью сосредоточиться на своем хобби.
- Быть полезным для общества.
- Постоянно повышать свою профессиональную квалификацию
- Чтобы лидером в семье были не Вы, а кто-то другой.
- Получать удовольствие не от результатов работы, а от ее процесса.
- Знать, какого уровня образования можно достичь с Вашими способностями.
- Занимать такое место в обществе, которое бы укрепило бы Ваше материальное положение.
- Тщательно планировать свою семейную жизнь.
- Чтобы во время работы сослуживцы постоянно были рядом.
- Чтобы жизнь нашего общества постоянно изменялась.
- Иметь супруга из семьи высокого социального положения.
- Чтобы уровень Вашего образования помог бы Вам занять желаемую должность.
- Иметь собственные политические убеждения.
- Перед началом работы четко ее распланировать.
- Постоянно интересоваться новыми методами воспитания и обучения детей.
- Общаться с людьми, увлекающимися тем же что и Вы.
- Повышать уровень своего образования, чтобы внести вклад в изучаемую дисциплину.
- Уметь убеждать людей в своей точке зрения.
- Чтобы Ваша работа была не хуже, чем у других.
- Чтобы супруг (а) получал высокую зарплату.
- Чтобы Ваше образование давало возможность для получения дополнительных материальных благ.
- Уметь перенимать полезный опыт.
- Чтобы работа не противоречила Вашим жизненным принципам.
- В супружестве делить радости и невзгоды.
- Уметь создавать необходимые в жизни вещи (одежду, мебель).
- Повышать уровень своего образования, чтобы быть в кругу умных и интересных людей.
- Чтобы Ваши общественно-политические взгляды совпадали с мнением Ваших авторитетов.
- Иметь высокооплачиваемую работу.
- В семейной жизни опираться на собственные взгляды.
- Достигать поставленных целей.
- Избегать семейных конфликтов.
- Тратить время на изучение новых веяний в Вашей профессиональной сфере.
- Чтобы увлечение занимало большую часть свободного времени.
- Вносить различные усовершенствования в профессиональную деятельность.
- Чтобы уровень Вашего образования соответствовал уровню образования человека, мнение которого Вы цените.
- Завоевать уважение людей благодаря своему профессионализму.
- Ярко проявить свою индивидуальность
- Детально продумывать свои действия.
- Учиться, получая при этом удовольствие.
- Уметь отстаивать свои убеждения, взгляды.
- Изменять приемы своей работы.
- Расширять круг своих увлечений.1. Спасибо за работу!1. ЗАКОНЧИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ
- А. Диагностический опросник сформированности потребности в целеполагании
- Считаете ли Вы важным процесс постановки цели? (да- нет: свой вариант)
- Занимаетесь ли Вы постановкой целей? (да, постоянно- да, эпизодически- нет, не считаю нужным)
- Осознаете ли Вы цели во всех сферах своей жизни (образовательной, профессиональной, личной, дополните перечень)?
- Есть ли у Вас главная цель жизни?
- Как Ваши настоящие цели связаны с будущей профессией?
- Записываете ли Вы свои цели на бумаге (в блокнот)?
- Разрабатываете ли Вы план по достижению своих целей?
- Устанавливаете ли Вы сроки достижения поставленных целей?
- Б. Методика оценки содержательного аспекта системы личностных целей
- Каковы на данный момент три главные цели Вашей жизни (напишите их на бумаге)?
- Каковы пять главных ценностей в Вашей жизни?
- Что бы Вы делали, если бы узнали, что жить осталось толь один год?
- Чего Вы тайно хотите от жизни (всегда хотели, но боялись из-за неуверенности в своих силах)?
- Что Вам нравиться больше всего делать?
- От чего (каких дел) Вы ощущаете полное чувство самоудовлетворения и самоуважения?
- В. Методика оценки содержания образовательных целей
- Используя метод ранжирования, оцените значимость каждого из предложенных высказываний (0, 1, 2, 3, 4).
- Цель обучения в педвузе получить диплом о высшем образовании.
- Цель обучения в педвузе получить качественное образование, повысить общий уровень своей культуры.
- Цель обучения в педвузе приобрести хорошие знания, которые помогут мне хорошо устроиться на работу (не обязательно по профессии).
- Цель обучения в педвузе овладеть профессиональными знаниями и опытом педагогической деятельности, благодаря которым смогу быть полезным в решении многих проблем современной школы.
- Цель обучения в педвузе как все учиться в институте, потому, что так хотели родители.
- Цель обучения в педвузе получить отсрочку от армии (продлить беззаботный период детства).7. Выскажите свою позицию.
- Педагогический институт Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского
- КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ (ТЕСТОВЫЕ) МАТЕРИАЛЫ ПО РАЗДЕЛУ «ПЕДАГОГИКА»
- Составители: Бурмистро-ваМ.Н., Данынина В. В., Лукашенко Н. П., Логинова B.C., Паринова Г. К.1. ВАРИАНТ 1
- Термин «педагог» произошел от греческого слова, означающего:1. детовоспитатель-2. детостроитель-3. детоводитель-4. детопринудитель-5. детопоощритель.
- Указание. Отметьте правильный ответ.2. Дополните предложение.
- Учительская профессия относится к профессиям типа
- Профессиограмма педагога не содержит в себе требований:1. к знаниям педагога-2. норм внешнего вида педагога-3. к этапам формирования педагога-4. к профессионально-значимым качествам-5. к педагогическим умениям и навыкам.
- Указание. Отметьте правильные ответы.
- Установите верное соответствие
- Высокий уровень овладения педагогической деятельностью, обеспечивающий ее положительные результаты (c)
- Комплекс психолого-педагогических и мотивов на работу с детьми ®
- Форма теоретической деятельности педагога, направленная на осмысление собственных действий и поступков 0педагогическаярефлексияпедагогическоемастерствопрофессиональнаянаправленность5. Дополните предложение.
- Указание. Отметьте правильные ответы.7. Закончите предложение.
- Впервые термин «дидактика» ввел в научный оборот
- К дидактическим понятиям не относятся:1. воспитание-2. обучение-3. образовательный процесс-4. социализация-5. преподавание.
- Указание. Отметьте правильные ответы.
- Расположите методы обучения по степени повышения уровня познавательной активности учащихся:1. частично-поисковый-2. репродуктивный-3. исследовательский-4. проблемного изложения-5. объяснительно-иллюстративный
- Основной формой организации обучения в школе является:1. консультация- ¦ 2) домашняя работа-3. кружок-4. урок-5. педсовет.
- Указание. Отметьте правильный ответ.12. Закончите предложение.
- Нормативный документ, содержащий перечень предметов, последовательность и сроки их изучения, количество часов, отводимых на каждый предмет это
- Указание. Отметьте правильный ответ.
- Содержание учебного материала урока определяется:1. средствами обучения-2. настроением учителя-3. целью и задачами урока-1