Система развития речевой культуры у студентов медицинского вуза
Диссертация
В ходе проведенного исследования установлено, что для повышения эффективности процесса развития речевой культуры у студентов необходима новая педагогическая система, модель которой представлена в диссертации. Как процессуальная часть системы в исследовании разработана продуктивная технология ее реализации в образовательном процессе вуза. Использование педагогической системы и технологии развития… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ РЕЧЕВОЙ КУЛЬТУРЫ У СТУДЕНТОВ
- 1. 1. Проблема развития речевой культуры и ее освещение в психолого-педагогической литературе. щ
- 1. 2. Психолого — педагогические условия развития речевой культуры у студентов
- Выводы
- ГЛАВА 2. ПРОЕКТИРОВАНИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ РАЗВИТИЯ РЕЧЕВОЙ КУЛЬТУРЫ У СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА
- 2. 1. Сущность и структура системы развития речевой культуры у студентов
- 2. 2. Содержание технологии развития речевой культуры
- 2. 3. Результаты опытно-экспериментальной работы
- Выводы
Список литературы
- Ананьев Б.Г. Избр. психол. труды: В 2 т., Т. 1.
- Актуальные проблемы методики обучения русскому языку в начальных классах /под ред. Н. С. Рождественского, Р. А. Фомичевой М, 1977.
- Амонашвили Ш. А. Основания педагогики сотрудничества // Новое педагогическое мышление. -М.: Педагогика, 1989. —280 с.
- Андрюнин C.B. Система дидактических игр как средство формирования военно-профессиональной направленности учащихся лицейских классов. Дис. канд. пед. наук. -Саратов, 2000.
- Анохин П. К. Кибернетические аспекты интегральной деятельности мозга". -М., 1966.
- Арнольдов А.И. Теория культуры: историзм и вопросы методологии. Культура, человек и картина мира. М., «Наука», 1987.
- Ахманова О.С. О психолингвистике. Из-во МГУ, 1957.
- Бабанский Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. -М.: Педагогика, 1982.
- Беляев Б. В. Очерки по психологии обучения иностранным языкам. М., «Просвещение», 1965.
- Бердяев Н.А. Философия творчества, культуры и искусства. В 2-х тт. М., «Искуство», 1994.
- Бернштейн Н. А. Очерки по физиологии движения и физиологии активности. М., Медгиз, 1966.
- Беспалько.В. П. Слагаемые педагогической технологии. —М.: Педагогика, 1989.
- Бжалава И. Т. Психология установки и кибернетика. М., «Наука», 1966.
- Библер B.C. От наукоучения — к логике культуры: Два философских введения в 21 век. М., Политиздат, 1991.
- Боголюбов В.И. Введение в педагогическую технологию. — М. ¡-Педагогика, 1989.
- Боголюбов В.И. Педагогическая технология: эволюция понятия //Советская педагогика., 1991, № 9.
- БСЭ Изд. З-е.Тт. 10,13,14,20. М.:Сов. Энц., 1988 г.
- Введенская Л.А., Павлова Л. Г., Катаева Е. Ю. Русский язык и культура речи. Учебн. пособ. Ростов н / Д., Феникс, 2002.
- Введенский Б.А. Энциклопедический словарь. Т.2. —М.: Советская энциклопедия, 1964.
- Власенков А. И. Развивающее обучение русскому языку М., 1983.
- Волков И.П. Руководителю о человеческом факторе: социал.-психол. практикум. —Л.:Лениздат, 1989.
- Вопросы формирования готовности к профессиональной деятельности: Экспресс-информация / Отв. ред. Ю. К. Васильев. — М., 1978.-76 с.
- Выготский Л. С. Мышление и речь. «Избранные психологические исследования». М., Изд-во АПН РСФСР, 1956.
- Выготский Л. С. Педагогическая психология М., 1991.
- Гальперин П. Я, Запорожец А. В, Эльконин Д. Б. Проблемы формирования знаний и умений у школьников и новые методы обучения в школе. «Вопросы психологии». 1963, № 5.
- Гельфанд И. М., Гурфинкель B.C., Цетлин М. Л. О тактиках управления сложными системами в связи с физиологией. В сб. «Биологические аспекты кибернетики». М., Изд-во АН ССР, 1962.
- Гельфанд И. М., Цетлин М. JI. О математическом моделировании механизмов центральной нервной системы. В сб. «Модели структурной функциональной организации некоторых биологических систем». М., «Наука», 1966.
- Герасимов С. В. Когда учение становится привлекательным -М., 1993.
- Головин Б.Н. Основы культуры речи. М., 1988.
- Гольдин В. Е. Речь и этикет. —М.: Просвещение, 1983.
- Гоноболин Ф. Н. Психология младшего школьника М., 1973.
- Госсе О.В. Подготовка будущего учителя к социально-педагогической деятельности: Автореф.дисс. канд.пед.наук — Волгоград, 1996. 27 с.
- Грайс Г. П. Логика и речевое общение // Новое в зарубежной лингвистике. —М., 1985.
- Граудина Л.К., Дмитриева О. Л., Новикова Н. В., Ширяев E.H. Мы сохраним тебя, русская речь! М., 1995.
- Дворецкий И.Х. Латино-Русский словарь. М., Русский язык, 1976.
- Дж. Миллер, К. Прибрам и Е. Галантер. «Планы и структура поведения» (перевод с английского). М., «Прогресс», 1965.
- Добрынина Л. Н. Опыт работы по русскому языку в начальных классах М., 1987.
- Дьяченко В.К. Сотрудничество в обучении. М- 1991.
- Железовская Г. И. Педагогика в понятиях и определениях. -Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1991.
- Жинкин Н. И. «Разработать общую теорию усвоения языков». «Советская педагогика», 1958, № 3.
- Жинкин Н. И. О кодовых переходах во внутренней речи. «Вопросы языкознания», 1964, № 6.
- Жинкин Н. И. Проблемы совершенствования содержания и методов обучения русскому языку.- М., 1969.
- Жинкин Н. И. Психологические основы мышления и речи //Русский язык в школе.- 1965, № 3.
- Жуковский В.П. Преемственность формирования учебной деятельности учащихся и курсантов: методология, теория, технология. -Саратов: Слово, 199.
- Заботин В. В. О познавательной роли вопросов в обучении //Советская педагогика 1967, № 9.
- Загвязинский В. И. Проблемность в школьном обучении Тюмень- 1971.
- Занков JI. В. О начальном обучении М., 1963.
- Зимняя И. А. «Некоторые психологические предпосылки моделирования речевой деятельности при обучении иностранному языку». «Иностранные языки в школе», вып. III. М., «Высшая школа». 1964.
- Злобин Н.С. Культурные смыслы науки. М.: ОЛМА-ПРЕСС, 1977.
- Золотова Г. А. О возможностях перестройки в преподавании русского языка // Русский язык в школе 1968, № 8.
- Ильина Т. А. Педагогика М., Просвещение, 1987.
- Ильясов И. И. Эксперимент Дж. Миллера по проверке психологической реальности трансформационной модели. В сб. «Психология грамматики». Изд-во МГУ, 1968.
- Ильясов И. И. Экспериментальная проверка трансмформацион-ной модели порождения и понимания речи по методике Дж. Миллера на материале русского языка. В сб. «Материалы второго симпозиума по психолингвистике». «Наука». 1968.
- Ицкович В.А. Норма и кодификация // Актуальные проблемыкультуры речи. М., 1970.
- Ицкович В.А. Языковая норма. М., 1968.
- Каган М.С. Человеческая деятельность (опыт системного анализа). —М.: Изд-во полит. лит-ры, 1974. —328 с.
- Казанский Н. И. Назарова Т. С- Дидактика М., 1983.
- Кларин М.В. Педагогическая технология в учебном процессе (Анализ зарубежного опыта). М., Знание, 1991.
- Коломок О.И. Преемственность формирования учебной деятельности в системе «лицей-вуз»: Дисс.канд.пед.наук. —Саратов, 1998.-170 с.
- Коменский Я. А. Избранные педагогические сочинения -М., 1955.
- Коротеев Б. Н. Ученье процесс творческий — М., Просвещение, 1960.
- Краткий психологический словарь. —М.: Политиздат, 1985.
- Крутецкий В.А. Психология: Учеб. для учащихся пед. уч-щ. —2-е изд., перераб. и доп. —М.: Просвещение, 1986. —336 с.
- Кудрявцев В. Т. Проблемное обучение истоки, сущность, перспектива — М., 1991.
- Кудрявцев Г. В. Исследования и опыт проблемного обучения //Высшая школа, 1969,№ 5.
- Кудрявцев Г. В. О проблемном обучении как основе умственного развития М., 1966.
- Лаврикова Т.В. Подготовка студентов педвуза к применению личностно ориентированных технологий обучения: Авто-реф.дис. канд.пед.наук. — Волгоград, 1996. — 23 с.
- Левитов Н.Д. О психических состояниях человека. —М., 1964.
- Леонтьев А. А. О речевой ситуации и принципе речевых действий. «Русский язык за рубежом», 1968, № 2.
- Леонтьев А. А. Объект и предмет психолингвистики и ее отношение к другим наукам о речевой деятельности. «Теория речевой деятельности» (Проблемы психолингвистики). М., «Наука», 1968.
- Леонтьев А. А. Понятия «стиля речи» и «стиля языка» в ряду других понятий лингвистики речи. В сб. «Проблемы лингвистической стилистики. Тезисы докладов». М., 1969.
- Леонтьев А. А. Психолингвистика и проблема функциональных единиц речи. В сб. «Вопросы теории языка в современной зарубежной лингвистике». М., Изд-во АН СССР, 1961.
- Леонтьев А. А. Психолингвистика. Л. «Наука». 1967.
- Леонтьев А. А. Слово в речевой деятельности. М., «Наука», 1966.
- Леонтьев А. А. Теория речевой деятельности и проблемы обучения русскому языку. Статья 1. «Русский язык за рубежом», 1967, № 1.
- Леонтьев A.A. Психолингвистические единицы и порождение речевого высказывания" М., «Наука», 1969.
- Леонтьев A.A. «Психолингвистические единицы и порождение речевого высказывания» М., «Наука», 1969.
- Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность, М., 1977.
- Леонтьев А. Н. О механизме чувственного отражения. «Вопросы психологии», 1959, № 2-
- Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики М., 1972.
- Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики, изд. 2. М., «Мысль», 1965.
- Леонтьев А. Н. Психологические вопросы сознательности уче-ния.-М.- 1966.
- Леонтьев А.Н. Мотивы и сознание в поведении человека. —М.- 1966.
- Леонтьев A.A. Общение как объект психологического исследования // В сб.: Методологические проблемы социальной психологии. —М., 1975.
- Лернер И. Я. Дидактические основы методов обучения, -М.1961.
- Лернер И. Я. Учебный предмет, тема, урок М., 1988.
- Лифшиц В.А. Практическая стилистика русского языка. М., 1964.
- Лихачев Б.Т. Учебное пособие для студентов пед. учебн. заведений и слушателей ИПК и ФПК. —М.: Прометей, 1992.
- Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. -М.: Наука, 1984.
- Лосев А.Ф. Дерзание духа. М., Политиздат, 1988.
- Лотман Ю.М. Культура и взрыв. М, Прогресс, Гнозис, 1992.
- Лурия А. Р., Цветкова Л. С. О некоторых нейропсихологиче-ских механизмах речевого высказывания. «Семинар по психолингвистике». Тезисы докладов. М., 1966.
- Лурия А. Р. «Высшие корковые функции человека». Изд-во МГУ, 1962.
- Лысенкова С. Н. Когда легко учиться М., 1965.
- Максимов В. Н. Проблемное построение содержания учебного материала как условия развития познавательных интересов // Уч. Зап. ПГПИ., 1968.
- Маркова А.К. Психология профессионализма. —М., 1996. —308 с.10Q Маркова А. К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. —М.: Просвещение, 1983. —96 с.10L Махмутов М. И. Организация проблемного обучения в школе -М., 1977.
- E Махмутов М. И. Проблемное обучение М., 1975 г.
- R Методика грамматики и орфографии в начальных классах /Под.
- Ред. Н. С. Рождественского. М., 1979.
- Методика преподавания русского языка: руководство к самостоятельной работе над курсом /Под. Ред. М. С. Соловейчик — М., 1968.
- Миролюбов A.A. История отечественной методики обучения иностранному языку. —М.: Ступени, 2002. -448 с.
- Моль А. Социодинамика культуры. М., Прогресс, 1973.
- Монахов В.М. Обучение программированию в средней школе.-М.: Просвещение, 1967.1(К Мучник Б. С. Культура письменной речи. М., 1996.
- Небылицин В.Д. Психофизиологические исследования индивидуальных различий. —М., 1976.1131 Общая методика обучения иностранным языкам в средней школе". М., «Просвещение», 1967.
- Оганесян С.С. Культура речевого общения / Русский язык в школе. № 5 1998г.
- Ольшанников А.Е., Рабинович JI.A. Опыт исследования некоторых индивидуальных характеристик эмоциональности // Вопросы психологии. 1974. № 3.
- Основы культуры речи: Хрест. М., 1984.
- Основы методики начального обучения русского языка /Под. ред. Н. С. Рождественекого М., 1965.
- Основы научных исследований. Учебник / Под ред. В.И. Круто-ва, В. В. Попова. -М.: Высшая школа, 1989.
- Парламанчук В. Ф. Школа учит мыслить М., 1987.
- Педагогика //Под. ред. Ю. К. Бабанского М., 1968.12L Педагогический поиск /Совт. И. Н. Баженова М., 1988.
- Петровский В.А., Каменко В. К., Котова И. Б. Личностно-развивающее взаимодействие. Ростов н/Д., 1993.
- Пидкасистый П. И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении. М., 1980.
- Ш Поисковые познавательные задачи в обучении русскому языку -М., 1969.12S, Поливанов Е. Д. Опыт частной методики преподавания русского языка Ташкент, 1968.
- Посталюк Н.Ю. Логико-гносеологический и дидактический статус познавательной задачи в высшей школе / Вопросы активности студентов. —Казань: Изд-во КГУ, 1982.
- Потапова Е. Н. Радость познания М., 1990.
- Поташник М.М., Лазарев B.C. Управление развитием школы. — М., 1995.-338с.
- Рожкова Г. И. Ситуация как обучающий прием развития речи. «Русский язык в национальной школе», 1968, № 5.
- Розенталь Д.Э. Управление в русском языке. Словарь-справочник. М., 1986.
- Розенталь Д.Э., Теленкова М. А. Словарь трудностей русского языка. М., 1976.
- Российская педагогическая энциклопедия. Т.1. —М.: изд-во Большая Российская энциклопедия, 1993.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. —М., 1946.
- Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. —М., 1976.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. —М., 1989. —Т.1.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. —М., 1989. —Т.2.
- Рудик П.А. Психология. —М., 1964.
- Рузавин Г. И. Синергетика и диалектическая концепция развития // Философские науки, 1989. № 5.
- Ш Русский язык —Энциклопедия М., 1997.
- Сериков В. В. Формирование у учащихся готовности к труду. — М.: Педагогика, 1988. 192 с.
- Сквирский В.Я. О роли педагогического взаимодействия // Вестник высшей школы. 1987. № 6. -С.28−36.
- Скворцов Л.И. Правильно ли мы говорим по-русски? Справочное пособие по произношению, ударению и словоупотреблению. М., 1980.
- Скворцов Л.И. Язык, общение и культура / Русский язык в школе. № 1 1994г.
- Скиннер Б.Ф. Оперантное поведение // История зарубежной психологии. Тексты. -М., 1986.
- Советский энциклопедический словарь / Под ред. А. М. Прохорова. Изд. 3-е. -М.: Советская энциклопедия, 1984. — 1600 с.
- Современный русский язык Л1од. ред. В. А. Белошапковой) М., 1979
- Соловейчик M. С. Русский язык. Теория и практика начального обучения. — М., 1995.
- Текучев А. В. Методика русского языка в средней школе М., 1980.15t Талызина Н. Ф. Управление процессом усвоения знаний. — М., 1975.-147 с. 1551 Толковый словарь живого русского языка. Т.4., 1964.
- Ушинский К. Д. Избр. пед. соч. в 2 т М., 1974.
- Федоренко Л. П. Принципы обучения русскому языку -М., 1984.
- Фейгенберг И. М. Кибернетические аспекты интегральной деятельности мозга". М., 1966.
- Цетлин B.C. Общая методика обучения иностранному языку в средней школе / Под ред.А. А. Миролюбова. —М.: Просвещение, 1967.
- Чистович Л. А. О стратегии распознавания речи человеком. «Тезисы докладов на II съезде общества психологов», вып. 3. М., 1963.
- Чошанов М.А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения: Методическое пособие. —М.:народное образование, 1996.
- Ш Шубин Э. П. Какой должна быть школьная программа. (Иностранные языки в школе", 1963, № 2 и др.17L Щерба Л. В. Избранные работы по русскому языку.—Л., 1957
- Щерба Л. В. Очередные проблемы языковедения. Избранные работы по языкознанию и фонетике, т1. Из-во ЛГУ, 1958, стр.21
- ГО Щукина Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов М., 1984.17t Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды /Под. ред. В. В. Давыдова, В. П. Зинченко М., 1989.
- S Янотовская Ю. В. Экспериментальное исследование самостоятельности в трудовой деятельности: Автореф.дисс. канд.пед.наук. — М., 1973. — 23 с.
- S Яцукова И. Л. Подготовка будущих учителей к выбору педагогических технологий. Автореф.дисс. канд.пед.наук. — Астрахань, 1996. 24 с.
- W. Dietrich. Р. Norman. Russion for today. London. 1965- W. Dietrich. Lehrbuch der russischen Sprache. Alunchen, 1960.
- S A. Pineas. «Transformational». «Generative» and the EF Teacher. «English Language Teachings 1968, v. XXII, No. 3.
- H. Clark. Some structural properties of simple active and passive sentences. «Journal of Verbal Learning and Verbal Behaviour», 1965, v. 4, No. 4.1831 J. B. Carroll. Language and Thought. Englewood Cliffs. -1964, S. 51.