Научно-методическое сопровождение деятельности педагогического коллектива как условие реализации личностного подхода: На примере системы образования Таймырского округа
Диссертация
Осознание системой образования Таймырского округа своей миссии в социально-экономическом развитии региона проявилось в потребности преобразовать управление инновационными процессами, которые подчас носят «тенденциозный» характер. И дело здесь не только в недостаточном материально-финансовом обеспечении. Действительному обновлению препятствует отсутствие перспективного образа — цели. Отсюда остро… Читать ещё >
Содержание
- Глава I. Теоретические предпосылки научно-методического сопровождения педагогических коллективов в реализации личностного подхода
- 1. 1. Личностный подход как методология и технология научно-методического сопровождения педагогических коллективов
- 1. 2. Личностно-ориентированное образование как инновационная проблема и средство развития образования и его субъектов
- 1. 3. Сопровождение как феномен развития современного образования
- Выводы по I главе
- Глава II. Проектирование опытно-экспериментальной модели научно-методического сопровождения педагогических коллективов в реализации личностного подхода в образовании
- Таймырского округа
- 2. 1. Социально-педагогическая ситуация как предпосылка научно-методического сопровождения педагогических коллективов в реализации личностного подхода
- 2. 2. Структурные компоненты модели научно-методического сопровождения педагогических коллективов, ее цели, принципы и содержание
- 2. 3. Оценка успешности научно-методического сопровождения деятельности педагогического коллектива по реализации личностного подхода в образовании Таймырского округа
- Выводы по II главе
Список литературы
- Абдулина О.А., Плигин А. А. Личностно-ориентированная технология обучения: проблемы и поиски // Наука и школа. 1988. № 4. С.34−36.
- Абрамова Т.В. Управление аналитической деятельностью пед. коллектива в образовательном учреждении: Автореф. канд. дис. Челябинск, 1996.
- Аверченко Л. К и др. Психология управления. М., Новосибирск, 1997. 213 с.
- Азаров Ю.П. Искусство воспитывать. М., 1985. 448 с.
- Алейников А.Г. Креативная метапедагогика: время «У» // Вестник высшей школы. 1992. № 1. С. 34−39.
- Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды. В 2-х т. М.: Педагогика, 1980.
- Ангеловски К. Учителя и инновации. М., 1991. 154 с.
- Анисимов О.С. Основы методологического мышления. М., 1989. 412 с.
- Анисимова В.В. Внутришкольное управление развития авторских педагогических систем. Авторская кандидатская диссертация. Волгоград, 1998.
- Анохин П.К. Механизмы и принципы целенаправленного поведения. М., 1972.
- Анохин П.К. Философские аспекты теории функциональной системы. М., 1973.
- Анциферова Л.И. Личность с позиции динамического подхода // Психология личности: Личность и ее жизненный путь. М.: Наука, 1990. С. 17.
- Арлычев А.Н. Саморегуляция, деятельность, сознание. СПб.: Наука, 1992. 148 с.
- Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирования личности. М.: Мысль, 1976. 158 с.
- Асмолов А.Г. О некоторых перспективах исследования смысловых образований личности // Вопросы психологии. 1979. № 4. С. 35−46.
- Бабанский Ю.К. Личностный фактор оптимизации обучения // Вопросы психологии. 1979. № 4. С.35−47.
- Бабанский Ю.К., Поташник М. М. Оптимизация педагогического процесса (в вопросах и ответах). Киев, 1984. 268 с.
- Балашов М.М., Лукьянова М. И. Психологические основы лич-ностно-ориентированного подхода к обучению // Наука и школа. 1988. № 6. С.26−32.
- Балаян А.Р. Основные характеристики диалога: автореф. дис. канд. фил. Наук. М., 1971. 19 с.
- Баранов С.П. Сущность процесса обучения. М., 1981. 143 с.
- Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1979. 421 с.
- Белозерцев Е.П. Подготовка учителя в условиях перестройки. М.: Педагогика, 1989. 206 с.
- Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. М.: Правда, 1987, 37 с.
- Берне А.Р. Развитие Я концепции и воспитание. М.: Прогресс, 1986. 420 с.
- Библер B.C. Школа диалога культур // Частная школа. 1993. № 1. С. 17−29.
- Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. М.: Сентябрь, 1998. 298 с.
- Бодалев А.А. Личность и общение. М.: Педагогика, 1985. 272 с.
- Бондаревская Е.В. Научно-теоретические основы личностно-ориентированного образования // Личностно-ориентированныйобразовательный процесс: сущность, содержание, технологии. Ростов-на-Дону, 1995. С.5−22.
- Бондаревская Е.В. Образовательный регион: новый взгляд на развитие системы образования в районе // Инновационная школа. 1995. № 1. С.6−17.
- Бондаревская Е.В. Педагогика. М., 2001.
- Бондаревская Е.В. Уровень педагогической культуры основание для аттестации учителя. Ростов-на-Дону, 1994. 15 с.
- Бондаревская Е.В. Ценностные основания личностно-ориентированного воспитания // Педагогика. 1995. № 4. С.29−36.
- Браже Т.Г. Развитие творческого потенциала учителя. //Советская педагогика. 1989. № 8. С. 89−94.
- Будникова Р.И. Подготовка заместителя директора к руководству методической работой в условиях обновления школы: Ав-тореф. дис. канд. пед. наук. Хабаровск, 1996.
- Бут В. Ф. Сохранение целостности образовательного пространства ключевой вопрос управления развитием образования // Инновационная школа. 1995. № 2. С. 14−19.
- Быстрова Л.П. Формирование умения самообразования в условиях учебного сотрудничества Л.: ЛГИУУ, 1991. 29 с.
- Вазина К.Я. Технология коллективной мыследеятельности. Н. Новгород, 1991. 187 с.
- Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход: Метод, пособ. М.: Высш. шк., 1991. 207 с.
- Вершловский С.Г. Учитель: крупным планом: Социально-педагогические проблемы учительской деятельности. Л.: ЛГИУУ, 1991. 115 с.
- Воровщиков С.Г. Проблемно-деятельностная игра как метод внутришкольного управления. Автореф. канд. дис. Челябинск, 1995.
- Воронцова В.Г. Развитие социально-педагогических ориентации учителя в процессе повышения квалификации: Автореф. дис. канд. пед. наук. JL, 1990. 15 с.
- Воротилов В.И. Организационно-педагогические основы деятельности проблемно-творческих объединений в системе повышения квалификации педагогов. Автореф канд. дис. СПб, 1995.
- Выготский J1.C. Педагогическая психология. М.: Педагогика-пресс, 1999. 534 с.
- Газман О.С. Новые ценности образования: содержание гуманистического образования. М.: РАО «Инноватор», 1995. 103 с.
- Газман О.С. От авторитарного образования к педагогике свободы // Новые ценности в образовании. М. 1995. № 2.
- Газман О.С. Педагогическая поддержка детей с образовании как инновационная проблема // Новые ценности в образовании. М. 1995. № 3.
- Герасимов Г. И. Управление инновациями и инновационное управление//Инновационная школа. 1995. № 1. С. 18−20.
- Горбунова Л.Л. Развитие исследовательских умений учителя в процессе повышения квалификации: Автореф. дис. канд. пед. наук. Л., 1988. 17 с.
- Горшкова В. В. Межсубъектные отношения в педагогическом процессе: Автореф. дис.. канд. пед, наук. СПб., 1992. 36 с.
- Давыдов В.В. Пробемы развивающего обучения. М., 1986. 239 с.
- Давыдов В.В. Учебная деятельность: состояние и проблемы исследования // Вопросы психологии. 1991. № 6. С.5−13.
- Данилюк А.Я. Теория интеграции образования. Ростов-на-Дону: РПУ, 2000. 440 с.
- Дуганова JI.П. Групповая работа как условие формирования профессиональной самооценки учителя в системе повышения квалификации: Дис.. канд. пед. наук. СПб., 1992. 265 с.
- Дудина Л.И. Управление научно-методической работой как фактор повышения профессиональной компетентности педагогов образовательного учреждения инновационного типа (гимназия). Автореф. канд. дис. Челябинск, 1996.
- Загвязинский В.И. Педагогическое творчество учителя. М.: Педагогика, 1987. 160 с.
- Зверева В.И. Организационно-педагогическая деятельность руководителя школы. М., 1997.
- Зимняя И.А. Личностно-деятельностный подход как основа организации образовательного процесса // Общая стратегия воспитания в образовательной системе России. М., 2001. С.244−252.
- Изосимова О.А. Формирование учителя как индивидуальности. Автореф. дис.. канд. пед. наук. СПб., 1992. 15 с.
- Ильенков Э.В. Что такое личность? //С чего начинается личность. 2-е изд. М., 1984. 360 с.
- Инновации в образовании и социальные перемены: Материалы конфета /Ред. Ю. Н. Кулюткин, Л. И. Рожко, Е. А. Соколовская. 4.1. СПб.: ИОВ РАО, 1993. 122 с.
- Исайкина Е.М. Валеологическое сопровождение первоклассника в экологических условиях Крайнего Севера: Авфторе. дисс.. канд. пед. наук. СПб., 1999.
- Каган М.С. Мир общения: Проблемы межсубъектных отношений. М., 1988. 315 с.
- Казакова Е.И. Теоретические основы развития общеобразовательной школы (системно-ориентированный подход): Дисс.. д-ра пед. наук. СПб., 1995.
- Казакова Е.И., Тряпицына А. П. Диалог на лестнице успеха. СПб, 1997. 167 с.
- Казакова Е.И., Шипицына Л. М. Комплексное сопровождение и коррекция развития детей-сирот: социально-эмоциональные проблемы.
- Калувэ Л. Дэ., Маркс Э., Петри М. Развитие школы: модели и изменения. Калуга, 1994.
- Кан-Калик В.А., Никандров Н. Д. Педагогическое творчество. М.: Педагогика, 1990. 144 с.
- Каптерев П.Ф. О саморазвитии и самовоспитании // Педагогика. 1999. № 7. С.73−84.
- Китов А.И. Психология управления. М., 1979. 69а. Кириллова Г. Д. Теория обучения. СПб., 2001.
- Кларин М.В. Инновационные модели в зарубежных педагогических поисках. М.: Арена, 1994. 223 с.
- Ковалев Г. А. Три парадигмы в психологии три стратегии психологического воздействия //Вопросы психологии. 1987. № 3. С. 41−49.
- Козырев Ю.В. Организация командной работы учителя в условиях развития школы: Дисс.. д-ра пед. наук. СПб., 2002.
- Комплексное сопровождение и коррекция развития детей-сирот: социально-эмоциональные проблемы. СПб.: КСПиП, 2000. 106 с.
- Конаржевский Ю.А. Внутришкольный менеджмент. М., 1983, 136 с.
- Коротов В.М. Введение общую теорию развития личности. М., 1991. 134 с.
- Котова И.Б., Меньшикова Н. П., Шилнов Е. Н. Культурно-гуманистические функции образования // Инновационная школа. 1995. № 2. С.10−14.
- Кричевский В.Ю. Проблемы инноватики в процессе повышения квалификации руководителей школ // Повышение квалификации руководящих кадров в системе образования взрослых: Метод, рекомендации. J1., 1991. С. 4−6.
- Кричевский В.Ю. Управление школьным коллективом. Л., 1985.
- Кричевский Р.Л., Маржина А. В. Психологические факторы эффективности руководства первым коллективом. Кишинев, 1991.
- Кулыгина Т.И. Особенности управления школой в условиях ее перехода к инновационному типу // Личностно-ориентированный образовательный процесс: сущность, содержание, технологии. Ростов-на-Дону, 1995. 288 с.
- Кулюткин Ю.Н. Психология обучения взрослых. М., 1985. 128 с.
- Кухарев Н.В., Решетько B.C. Диагностика педагогического мастерства и педагогического творчества. Минск, 1996.
- Кучинский Г. М. Психология внутреннего диалога. М., 1988. 206 с.
- Лазарев B.C. Руководство педагогическим коллективом: модели и методы. М., 1995.
- Лазарев B.C. Системное развитие школы. М., 2002.
- Лаптева Л.Б. Организационно-педагогические условия реализации задач развития школы. СПб., 2001.
- Лебедев О.Е. Теоретические основы педагогического целепола-гания в системе образования: Автореф. дис.. д-ра пед. наук. СПб., 1992. 38 с.
- Леонтьев А.А. Педагогическое общение. М., 1979. 47 с.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975. 304 с.
- Липчинская Е.Н. Школьные методические объединения как форма организации и совершенствования коллективной педагогической деятельности. Л., 1988.
- Лифшиц В.Я. Модель развивающейся педагогической деятельности как основа совершенствования процесса повышения квалификации преподавателей: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1988. 16 с.
- Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М., 1984.
- Лопатина Т.С. Об условиях эффективности методической работы // Веч. сред, школа. 1992. № 1. С. 28.93а. Лузина И. М. Лекции по теории воспитания. Псков, 1995.
- Любимов Б.И., Касьянов Г. С. Инновационная функция диалога в образовании взрослых /Педагогическая компетентность и инновационная деятельность в обновляющемся образовании. СПб.: ИОВ РАО, 1993. С. 47−49.
- Марков М. Теория социального управления. М., 1978.
- Марон А.Е. Формирование профессионально-педагогического мастерства учителей. М.: АПН СССР, 1989. 84 с.
- Матюшкин A.M. Психологическая структура, динамика и разви-. -тие познавательной активности //Вопросы психологии. 1982. № 4. С. 5−7.
- Моделирование педагогических ситуаций: Проблемы повышения качества и эффективности подготовки учителя /Под ред. Ю. Н. Кулюткина, Г. С. Сухобской. М.: Педагогика. 1982. 120 с.
- Морозов Е.П., Пидкасистый П. Н. Подготовка учителей к инновационной деятельности //Советская педагогика. 1991. № 8 С. 88−93.
- Мышление учителя: Личностный механизм и понятийный аппарат / Под ред. Ю. Н. Кулюткина, Г. С. Сухобской. М.: Педагогика, 1990. 104 с.
- Наин А.Я., Найн А. А. Организация экспериментальной работы в образовательных учреждениях инновационного типа. Магнитогорск. 1998.
- Новичков В.В. Управление самообразованием учителей в педагогическом коллективе: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М.: Педагогика, 1989. 280 с.
- Новое педагогическое мышление /Под ред. А. В. Петровского М.: Педагогика, 1989. 280 с.
- Новые ценности образования: Забота поддержка — консультирование: Сборник. Вып.6. М.: Инноватор, 1996. 196 с.
- Общая стратегия воспитания в образовательной системе России. М&bdquo- 2001.
- Овчинникова Е.Г. Обучение учителей планированию опытно-экспериментальной работы: Автореф. канд. дис. М, 1998.
- Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., 1988.
- Профессионально-педагогическая компетентность преподавателей системы подготовки, повышения квалификации и переподготовки специалистов. СПб.: НИИ ИОВ, 1992. 120 с.
- Оконь В. Введение в общую дидактику. М., 1990. 381 с.
- Ю9.0нушкин В. Г. Теоретические основы непрерывного образования. М.: Педагогика, 1987. 207 с.
- ИО.Онушкин В. Г., Кулюткин Ю. Н., Кричевский В. Ю. Повышение квалификации педагогов в системе непрерывного образования // Вестник высшей школы. 1988. № 2. С.27−32.
- Орлова И.Н. Социально-психологические условия формирования профессиональной личности педагога: Автореф. дис. канд. нед. наук. Л., 1986. 16 с.
- Осипов Е.К. Психологические основы формирования профессионального мышления учителя. М: Просвещение, 1988. 264 с.
- И.Поляков В. П., Кузнецов Л. А. Научно-методическое обеспечение развития Российского образования // Педагогика. № 5. 2004. С. 3−11.
- Петербургская школа: теория и практика формирования многовариантной школы / Под ред. О. Е. Лебедева. СПб., 1994.
- Петровский А.В. Теория групп и коллективов на новом этапе. // Вопросы психологии. 1977. № 5. С. 48−60.
- Платонов К.К. Структура и развитие личности. М., 1986. 287 с.
- Полянский М.С. Теоретические основ психолого-педагогического сопровождения воинской деятельности: Дисс.. д-ра пед. наук. СПб., 2001.
- Пономарев Я.А. Психология творчества. М., 1976. 303 с.
- Пригожин А.И. Нововведения: стимулы и препятствия (социальные проблемы и инноватики). М.: Политиздат, 1989. 205 с.
- Проблемы повышения квалификации руководителей школ /Под ред. Е. П. Тонконогой. М.: Педагогика, 1987. 168 с.
- Психология развивающейся личности /Под ред. А. В. Петровского. М.: Педагогика, 1987. 270 с.
- Психолого-педагогическое медико-социальное сопровождение развития ребенка: Материалы Всероссийской научно-практической конференции (1−3 апреля 1998 г.). СПб., 1998. 126 с.
- Развитие творческой активности педагогов-воспитателей в процессе деловых игр па курсах повышения квалификации: Сб. науч. тр. /Отв. ред. Н. Н. Лобанова, П. Г. Пшебильский. М.: АПН СССР, 1989. 84 с.
- Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М., 1973, 424 с.
- Руденский Е.В. Социальная психология. Москва-Новосибирск, 1998.
- Светенко Т.В. Теоретические основы моделирования инновационных образовательных систем: Дисс.. д-ра пед. наук. СПб., 1999.
- Семенова Е.С. Совершенствование самообразовательной деятельности учителей в системе повышения квалификации: Дис.канд. пед. наук. СПб., 1993. 216 с.
- Сериков В.Д. Личностный подход в образовании: концепция и технологии. Волгоград, 1994.
- Симонов В.П. Педагогический менеджмент: 50 ноу-хау в области управления образовательным процессом. М., 1997. 264 с.
- ПО.Ситько P.M. Гуманизм народной педагогики // Инновационная школа. 1995. № 1. С.34−41.
- Скворцов В.Н. Социально-экономические проблемы теории непрерывного образования: Монография. СПб.: СПбГУЭФ, 1999. 228 с.
- Скворцова И.А. Руководство творческими группами как инновационная научно-методическая деятельность заместителя директора образовательного учреждения: Дисс.. канд.пед.наук. СПб., 1999.
- Скляной В.И. Оптимизация системы методической работы в школе. М., 1995.
- Соколенко Г. А. Оптимизация сети учреждения как условие развития районной образовательной системы: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. СПб., 1998. 16 с.
- Социально-педагогическое прогнозирование нововведений в образовании взрослых: Метод, рекомендации. J1.: НИИ ООВ АПН СССР, 1997.30 с.
- Общая стратегия воспитания в образовательной системе России. М., 2001.
- Субботина Jl.Г. Психолого-педагогическое сопровождение учащихся в условиях личностно-ориентированного обучения. Кемерово, 2002.
- Суходольский Г. В. Основы психологической теории деятельности. Л., 1988. 168 с.
- Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения. В 3-х т. М.: Педагогика, 1981.
- НО.Тарита Л. Г. Методическое сопровождение инновационных процессов в управлении районной образовательной системой: Дисс.. канд. пед. наук, СПб., 2000.
- Теоретические основы совершенствования профессионального мастерства учителей гуманитарных дисциплин в системе повышения квалификации: Сб. науч. тр. / Ред. Т. Г. Браже. М.: АПН СССР, 1986. 107 с.
- Тонконогая Е.П. Дидактические основы обучения руководителей общеобразовательных школ в системе повышения квалификации: Дис. докт. пед. наук. СПб., 1992. 118 с.
- Третьяков П.И. Практика управления современной школой. М., 1995.
- Управление по результатам / Пер. с финского. М.: Издательская группа «Прогресс», 1993. 320 с.
- Управление развитием школы / Под ред. М. М. Поташника и B.C. Лазарева. М., 1975.
- Фишман Л.И. Теоретические основы управления образовательным учреждением: Пособие для руководителей общеобразовательных школ. Самара, 1994.
- Фоменко В.Т. Исходные логические структуры процесса обучения // Современные образовательные процессы: содержание, технологии, организационные формы. Ростов-на-Дону, 1994. 64 с.
- Фоменко В.Т., Кодесина К. И. Построение процесса обучения на интегративной основе // Современные образовательные процессы: содержание, технологии, организационные формы. М., 1996. С. 4 2−51.
- Фоменко В.Т., Кулягина Н. И., Фотов В. Г. Дидактическая концепция реформирования образовательного процесса в школе № 77 // Инновационная школа. 1996. № 2. С.42−46.
- Фэйдимен Д., Фрейир Р. Теория о практике личностно-ориентированной психологии. М., 1996. 168 с.
- Чегодаев Н.М. Организационно-педагогические условия совершенствования системы повышения квалификации педагогических кадров: Дис. канд.пед. наук. СПб., 1991. 524 с.
- Чернышев Л.С., Крикунов А. С. Социально-психологические основы организации коллектива. Воронеж, 1991.
- Шерайзина P.M., Марон А. Е. Педагогический анализ и экспертиза инновационной деятельности учителя: В помощь руководителям городских и сельских образовательных учреждений. Новгород, 1994. 58 с.
- Шилков Ю.М. Гносеологические основы мыслительной деятельности. СПб., 1992.
- Щедровицкий Г. П. Философия. Наука. Методология. /Редакторы-составители А. А. Пископпель, В. Р. Рокитянский, Л. П. Щедровицкий. М., 1997.
- Эрлих О.В. Модель согласования целей субъектами педагогического процесса в условиях современной школы. Автореф. дис. канд. наук. СПб., 1999.
- Юсуфбекова Р.Н. Проблемы педагогической праксикологии // Новые следования в педагогических науках. Вып. 1(57). М., 1991. 96 с.
- Юсуфбекова Р.Н. Тенденции и законы инновационных процессов в образовании. //Новые исследования в педагогических науках. Вып. 2 (58). М&bdquo- 1991. 72 с.
- Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. М., 1996. 96 с.
- Якунин В.А. Педагогическая психология: Учебное пособие. СПб, 1998.
- Ярулов А. Индивидуально-ориентированная система обучения. Красноярск, 1999.