Проектирование и реализация подготовки специалистов двойной компетенции в техническом вузе
Диссертация
В условиях переходного периода, когда существенно изменяются социально-экономические и организационные условия развития российского общества, становится очевидной потребность в переоценке и переосмыслении статуса инженера как профессионала-специалиста и личности. По мере выхода страны из кризиса и в процессе дальнейшего развития общества увеличивается сложность, напряженность, интенсивность… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. Социально-экономические и социокультурные предпосылки подготовки специалистов двойной л компетенции
- 1. 1. Историко-логический анализ широкопрофильной подготовки специалистов
- 1. 2. Сравнительный анализ систем высшего технического образования некоторых развитых стран
- 1. 3. Основные тенденции развития высшего технического образования в России в условиях реформирования
- Выводы «
- ГЛАВА 2. Теоретические основы проектирования и функционирования системы подготовки специалистов двойной компетенции
- 2. 1. Профессиональная деятельность специалиста двойной компетенции как системный объект проектирования
- 2. 2. Сущность, принципы, этапы педагогического проектирования содержания подготовки специалистов двойной компетенции
- 2. 3. Интеграция, как ведущий принцип разработки содержания системы подготовки специалистов двойной компетенции
- Выводы
- ГЛАВА 3. Содержание и структура подготовки специалистов двойной компетенции
- 3. 1. Особенности детерминации содержания подготовки специалистов двойной компетенции
- 3. 2. Отбор и структурирование содержания профессиональной подготовки специалистов двойной компетенции
- 3. 3. Учебно-программное обеспечение подготовки специалистов двойной компетенции 23 $
- Выводы
- ГЛАВА 4. Апробация результатов подготовки специалистов двойной компетенции
- 4. 1. Организационно-педагогические условия реализации системы подготовки специалистов двойной компетенции с учетом образовательных потребностей личности и ее психофизиологических особенностей
- 4. 2. Организация учебного процесса подготовки специалистов двойной компетенции
- 4. 3. Результаты подготовки специалистов двойной компетенции
- Выводы
Список литературы
- Алексеев О.В. Международные тенденции в инженерном образовании // ВОР 1993. — № 2. — С.26−33.
- Ключевский В.О. Неопубликованные произведения. М., 1983.-С.18.
- Вернадский В.И. Мысли о современном значении истории научных знаний. Л., 1927.
- Гегель Г. Ф. Сочинения. т.4. — М., 1959. — С.16.
- Кинелев В.Г. Проблемы инженерного образования в России // ВОР -1993. -№ 2. С.5−10.
- Завальский Ю.С. Икс в квадрате // Моск. комсомолец. 1990. — 7 октября.
- Фролов К.В. Техническое образование и социальный прогресс // ВОР- 1993.-№ 2.-С. 10−20.
- Высшее образование в России- Очерк истории до 1917 года / Под ред. В. Г. Кинелева. М.: НИИ Во, 1995. — 352 с.
- Козлов Г. О неотложных мерах государственной поддержки российской науки // Междунар. сотрудничество. 1997. — № 2. -С.7−11-.
- Ю.Хомяков А. М. Философия освоения техники // ВОР 1993. — № 2. -С.57−66.
- П.Саксельцев Г. А. Актуальные проблемы изучения истории инженерно-технического образования (по материалам СССР, 19 581 991 гг.). Саратов, 1993. — 220 с.
- Проблемы деятельности ученых в научных коллективах. Л., 19 972. — С.202.
- Шаповалов Е.А. Инженерная практика и ее социальные проблемы. Наука, образование, производство: проблемы развития и взаимосвязи. Томск: 1981. — С.74−75.
- Лаврентьев М. Наука созидает // Неделя. 1966. — № 12.
- Бернал Дж. Наука в истории общества. М., 1950. — 26с.
- Комаров В.Д. О месте инженерной деятельности в практике социалистического общества // Методические вопросы общественных наук. Вып.4. — Л., 1074. — С.98.
- Кулагин Г. А. Подготовка рабочих высокой квалификации -необходимое условие ускорения научно-технического прогресса. Проблемы подготовки рабочих высокой квалификации в свете решений XXV съезда. Л., 1977. — С.61.
- Высшая школа за 50 лет. Под ред. В. П. Елютина. М., 1967. 300 с.
- Селезнев К.П., Окороков В. Р. Управление высшим образованием и проблема подготовки специалистов в техническом вузе в условиях НТР. Л., 1975. — С.15.
- Взаимосвязь обучения и воспитания. Материалы семинара научно-метод. конф. проф.-преп. состава ин-та. Л., 1963. — С Л 2.
- Суслов В.Я. Взаимодействие наук в мировоззренческой подготовке инженерно-технических специалистов // Методологические и социальные проблемы техники и технических наук. Вып.З. — М., 1976. — С.308−309.
- Энгельмейер П.К. В защиту общей идей в технике // Вест, инженеров. -1915. № 3. — С.99.
- Андрющенко А. Авторитет диплома // Правда, 1986. 22 января.
- Семенов Н. Н. Наука и общество. М., 1973. — С.ЗОЗ.
- Характер труда и положение инженеров по электронике в США: изменения и перспективы. Обзор // Электроника, 1993. т.53. -№ 11. — С 21.
- Тоффлер О. Раса, власть, культура. «Новая технократическая волна на Западе». — М., 1986. — 278 с.
- Шумпетер Й. Теория экономического развития / М., 1982. С. 186.
- Кальней В.А. Педагогические основы экономико-технологической подготовки молодежи. Диссертация на соискание ученой, степени доктора пед.наук. Казань, 1996. — 398 с.
- Новиков А.М. Профтехшколы: стратегия развития, М. -1991.
- Валеева Н.Ш. Психологические аспекты дополнительного образования студентов: Тезисы докладов Всероссийской конференции «Психологические проблемы непрерывной профессиональной подготовки специалиста. Казань, 1995. — С.21.
- Кочнев А.М., Седова Л. М., Ярошевская А. М., Гатинская В. П. Гуманитарная подготовка в техническом вузе // В сб. Образование на пороге XXI века». Казань, 1996, С.27−35.
- Кочнев А.М. и др. Воспитание личностных и социально-значимых качеств при подготовке специалистов двойной компетенции // Тезисы докладов Междунар. конф. «Интегрирование высшей школы и производства» Днепропетровск, 1996.
- Юсупов P.P., Кочнев А. М., Кузнецов Д. С., Кириченко П. С. Концепция обучения и воспитания в вузе в современных условиях // Тезисы докладов Междунар. конф. «Интегрирование высшей школы, науки и производства». Днепропетровск, 1996. — С.8.
- Рязапова Л. З, Соколов Н. И., Кочнев А. М. Дополнительные дисциплины в системе обучения инженеров: Тез. докл. 8 Междунар. конф. «Синтез, исследование свойств, модификация и переработка ВМС», 1996. С. 200.
- Юсупов P.P., Кузнецов Д. С., Кочнев А. М. Принципы двойной компетенции гарантия повышения социальной востребованности342обучаемых: Тез. докл. 8 Междунар. конф. «Синтез, исследование свойств, модификация и переработка ВМС», 1996. С. 202.
- Валицкая А.П. Современные стратегии образования: варианты выбора. М.: Педагогика, 1997. — № 2. — С.3−8.
- Маркузе Г. Эрос и цивилизация. К., 1995. -176 с.
- Интеграция России в мировой образовательный процесс // Вузовские вести. 1995. — № 11. — С. 4.
- Никитаев В.В. В поисках самостоятельности (технологическое развитие и инженерное образование.)// ВОР -1994. № 2. — С.66−82.
- Кирпичников В. Обучаемые и обучающие: о путях совершенствования высшего инженерн. образования // ВОР 1995. -№ 1. — С.98−101.
- Галкин С. Система образования в условиях демократизации российского общества// Alma Mater. -1997. № 4. — С. 18−20.
- Долженко О.В. Несколько замечаний об инженерном образовании. Alma Mater. 1994. — № 5−6. — С. 17−20.
- Федоров И.Б., Колесников К. С. Концепция университетского высшего образования // Вести Моск. техн. ун-та. Сер. «Машиностроение». 1995. -№ 4. — С. 111−116.
- Тимошенко С.П. Инженерное образование в России, 1995. 81 с.
- Концепция открытого пространства инженерного образования // Высшее образование в Европе. -1993. № 2. — С.51−56.
- Высшее образование в России: состояние и проблемы развития. М.: НИИВО, 1994. 156 с.
- Mitin В., Manujlov D. Engineering education: Modern state, development directions and perspectives. Abstracts of international conference of engineering education. Moscow, 1995. — P.2−8.
- Pudlowski Z. P. Engineer for 21 century. Abstracts of international conference of engineering education. Moscow, 1995. — P. 12.
- AH A. Engineering education in the 21 century: the challence of chance. Abstracts of international conference of engineering education. -Moscow, 1995.-P. 14.
- Karlow N. Fundamental teacing in engineering education. Abstracts of international conference of engineering education. Moscow, 1995. -P.62.
- Шахнина И.З. Гуманизация высшей школы США. ЮГУ, Казань, 1993.-95с.
- Масштабы и распределение международной академической мобильности / Образование в мире // Alma mater. 1995. — № 4. -С.25−27.
- Education for the Americans in the 21-st Century. N.Y., 1985.
- Татур Ю.Г. Система образования Франции. М.: Изд-во ИУ ПКПС, 1994. — 62с.
- Hart L. Human Brain and Human Learning. N.Y., Longman Inc., 1983.
- Вербицкий А.А. Особенности реформирования в России и зарубежных странах: Тезисы докладов междунар. конф.-семинара «Сравнение систем высшего образования и сравнительная педагогика». Москва, 1994. — С.4−8.
- Pudiowski Z.J. USICEE Building East-West bridges through engineering education. 3rd East-West congress on engineering education. — Poland, Gdynia, 1996.- P.145−150.
- Jensen H.P. The need for formulating visions and strategic goals for engineering institution. 3rd East-West congress on engineering education. Poland, Gdynia, 1996.- P.269−272.
- Turowski J. East-West cooperation in the development of engineering education in central and eastern Europe. 3rd East-West congress on engineering education. -Poland, Gdynia, 1996.- P.383−386.
- Система образования в условиях открытой экономики Мексики // Лат. Америка. 1994. — № 12. — С.48−55.
- Гурье Л.И. Диверсификация высшего образования в России и развитых странах мира (сравнительный анализ): Тезисы докладов Междунар. конф. «Сравнение систем высшего образования и сравнительная педагогика». М., 1994. — С.48−49.
- Научно-технический прогресс и система образования (Великобритания, США, ФРГ, Швеция, Франция) / Сб. обзоров. -М., 1985.
- Бергхорн Г. Система высшего образования ФРГ // Международное сотрудничество, 1997: -№ 1. С.24−27.
- Гурьянов Ю.Д. Основные направления подготовки инженерно-технических кадров во Франции / Под ред. А. И. Галагана. М., 1994. — 56 с. (Проблемы зарубежной высшей школы: обзор, информация /НИИ ВО- Вып.2.).
- Гроу М. Высшее образование в США: прошлое, настоящее, будущее // Соврем, высш. школа. -1989. № 4 (68).
- Марлоу Э. «Модели» на выбор // Нар. образование. -1990. № 2.345
- Образование в современном мире. М.: Педагогика, 1986.83 .Основные тенденции развития высшего образования в развитых капиталистических странах: обзор. Информация. М., 1988.
- Пофанова Е.А. Теоретические основы методов умственного развития в американской педагогике высшей школы когнитивистской ориентации. Современные концепции воспитания и образования за рубежом. М., 1985.
- Северцев В., Чащихин Б. Ключ к конкурентноспособности (об образовательной политике в США) // Веста, высш. школы. 1990. -№ 10.
- Из опыта индивидуализации методов выявления способностей к научной работе // Соврем, высш. школа. 1989. — № 4 (68).
- Учительская газета. 1991. -13 марта.
- Вульфсон Б.Л. Управление образованием на Западе: тенденция централизации и децентрализации. М.: Педагогика, 1997. — № 2. -С.110−117.
- Тимофеева Н.М. Из опыта индивидуализации подготовки специалистов в высшей школе США // Совр. высш. школа. 1989. -№ 4.
- Robert P. Dictionaire de la langue francaise. P. 1972.
- Воскресенская H.M. Великобритания: стратегические направления развития образования. М.: Педагогика, 1996. — № 4. -С.91−98.
- Галаган А.И. Система образования в Японии. М., 1989. — 60 с. (Проблемы зарубежной высшей школы: обзор, информация // НИИ ВШ-Вып.1).
- Бекренев А.Н., Михелькевич В. Н. Интегрированная система многоуровневого высшего технического образования //ВОР 1995. -№ 2.-С.111−121.
- Водопьянова Е. Инженерное сообщество // Свободная мысль. -1996. -№ 12.-С.71−78.
- Концепция развития высшего образования в Российской Федерации // ВОР 1993. — № 2. — С.37−50.
- Гершунский Б.С. Философия образования для XXI века (в поисках практико-ориентированных образовательных концепций), Москва: Интер-Диалект, 1997.-697с.
- Леднев B.C. Содержание образования: сущность, структура, перспективы. 2-е перераб. Изд. — М.: Высш. школа, 1991. — 223 с.
- ЮО.Давыдов Ю. С. Высшее образование: состояние, проблемы, решения. М.: Педагогика, 1997. — № 2. — С.61−67.
- Горохов В.Г., Розин В. М. Формирование и развитие инженерной деятельности. С. 67 -84 В книге Философские вопросы технического знания. М.: Наука, 1984.-298 с.
- Маркс К. Капитал. Критика политической экономии. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 23.С.43−900.
- ЮЗ.Батышев С .Я. Подготовка рабочих кадров. М.: Экономика, 1984, 247с.
- Думченко Н.И. Содержание подготовки квалифицированных рабочих кадров. М.: Высшая школа, 1983.112с.
- Клочков И.Д. Подготовка рабочих широкого профиля в средних профтехучилшцах.М.: Педагогика, 1979.190 с.-
- Юб.Шильникова А. Е. Проблемы научного обоснования содержания профессиональной подготовки рабочих высокой квалификации. Научнлр. Содержание обучения будущих рабочих аппаратурного труда химического производства. ВНИИ профтехобразования. 1976. С.6−24.
- Ю7.Емельяненко Л. Д. Совершенствование содержания профессиональной подготовки рабочих в средних профтехучилищах строительного профиля. М.: Высш. шк., 1987. -135 с.
- Ю8.Шукшунов В. Е., Взятышев В. Ф., Савельев А. Я., Романкова Л. И. Инновационное образование (парадигма, принципы реализации, структура научного обеспечения), Высшее образование в России,-1994,-№ 2,-с. 13−28.
- Душков А. Индустриально-педагогическая психология.(труд, организация, управление): Учебн. пособие.- М.: Просвещение, 1981.-208 с.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975, с. 102
- Андрианова В.Е. Деятельность человека в системах управления. Л., 1974.-
- Анохин П.К. Принципиальные вопросы общей теории функциональных систем // Избранные труды. Философские аспекты теории функциональной системы. М., 1978.-118.3араковский Г. М., Королев Б. А., Медведев В. И., Шлаен П. Я. Введение в эргонормику. М., 1974.
- Ананьев Б. Г. Веккер Л.М., Ломов Б. Ф., Ярмоленко А. В. Осязание в процессах познания и труда М., 1959.-
- Анохин П.К. Проблема центра и периферии в современной физиологии нервной деятельности. Горький, 1935
- Смирнова Е.А. Пути формирования модели специалиста с высшим образованием. Л., 1977
- Масленникова В.Ш. Диссертация на соискание ученой степени доктора пед. наук, Казань. 1995.
- Климов Е.А. Введение в психологию труда. М., 1988.-234с.
- Менчинская Н.А. Мышление в процессе усвоения знаний. Исследование мышления в советской психологии. Под ред. Е. В. Шороховой.- М., 1966.-228С.
- Платонов К.К. Система психологии и теория отражения. -М., 1982.
- Платонов К.К. О знаниях, навыках и умениях. // Советская педагогика. 1963. — № 11.
- Атугов Н.Р. Политехническое образование и всестороннее развитие личности школьников. М., 1977.
- Новиков А.М. Процесс и методы формирования трудовых умений. М.: Высш. школа, 1986. — 283с.
- Кустов Ю.А., Переверзев И. И., Пасмор М. А. Связь профессионального образования молодежи с производительны м трудом Самара, 1996. 200 с.
- Таукач Г. Л. Теория инженерной специализации. Киев, 1976.131.3инкеченко В.П., Гордон В. М. Методологические проблемыпсихологического анализа деятельности // Системные исследования. М., 1976.
- Читалин Н.А. Проектирование содержания образования в техникуме.// Специалист 1993. — № 7. — С.31−32.
- Мышкис А.Д. О прикладной направленности преподавания математики в средних специальных учебных заведениях / Метод, рекомендации по математике. М.: Высш. школа, 1989. — С.88.
- Юдин Э.Г. Системный подход и принцип деятельности. М.: Наука, 1978.
- Данилов М.А. Взаимоотношения всеобщей методологии науки и специальной методологии педагогики // Проблемы социалистической педагогики. М., 1973, С. 73.
- Неуймин. Модели в науке и технике. М. -1984.137.1Птофф В. А. Моделирование и философия/ М. Л., 1966.
- Афанасьев А.Г. Общество: системность, познание и управление. -М., 1981.
- Новик И.Б. Вопросы стиля мышления в естествознании. М. -1975. -С.37.
- Аитов Н.А., Александров Г. Н., Мавлютов P.P. Высшее техническое образование в условиях НТР. М.: Высшая школа, 1993. — 256 с.
- Беляева А.П. Дидактические принципы профессиональной подготовки в профтехучилищах: Метод, пособие. М.: Высш. шк., 1991.-208 с.
- Концептуальные вопросы развития высшего образования. Сб.науч.тр. М.: НИИВО. — 1991. — 198 с.
- Абрамова Н.Т. Интегративные процессы в современной науке и техническое знание, с.85−98 из книги «Философские вопросы технического знания», М., Наука, 1984,-296 с.
- Кирсанов А.А.. Индивидуализация учебной деятельности как педагогическая проблема. -Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1993.-224с.
- Емельяненко Л.Д., Серяков Ю. М. Совершенствование содержания профессиональной подготовки рабочих в средних профтехучилищах строительного профиля. М.: Высшая школа, 1987. -135 с.
- Материалы Международного симпозиума ЮНЕСКО «Фундаментальное (естественнонаучное и гуманитарное) университетское образования, 17−19 окт. 1994 г.» М.: МГУ, 1994.
- Дик Ю.Н., Пинский А. А., Усанов В. В. Интеграция учебных предметов // Сов. Педагогика. 1987. № 9.
- Беляева А., Шнайдер Г., Филипович X. и др. Принципы разработки учебно-программной документации для подготовки квалифицированных рабочих в учебных заведениях профессионально-технического образования. М.: Высшая школа, 1983. — 263 с.
- Скаткин М.Н. Совершенствование процесса обучения. М., 1971-
- Атутов П.Р. Политехнические основы подготовки квалифицированных рабочих в средних ПТУ .- Сов. педагогика, 1977, № 2.
- Борисенко Н.Ф. Об основах межпредметных связей Сов. педагогика, 1971, № 11.
- Тюнников Ю.С. Методика выявления и описания интегративных процессов в учебно-воспитательной работе СПТУ., М., 1988,46с.
- Ахлибинский Б.А. Категориальный аспект понятия интеграции. Л., 1984, вып. ХП, с.51
- Чепиков М.Г. Интеграция науки. М., 1981.
- Интеграция современного научного знания .-Киев: Вища школа, 1984.
- Философия. Естествознание. НТР.- М., Прогресс, 1986
- Ипатова В.А. Труд в автоматизированном производстве. -Иркутск: Изд-во Иркуг. ун-та, 1988. 272 с.
- Косилов С.А. Материалы к физиологическому обоснованию оценки тяжести и напряженности различных видов труда. Техника безопасности и оздоровление условий труда в приборостроении. М., 1963. С.146
- Струмилин С.Г. К вопросу классификации труда. История советской психологии труда М., 1983.С.108.
- Черкасов Г. Н. Социально-экономические проблемы интенсивности труда в СССР. М., 1966.С.19.
- Пак М. Теория и методика интегративного подхода к обучению химии в ПТУ, лекция. С. Петербург, 1992.35 с.
- Дидактика средней школы / Под. ред. М. Н. Скаткина -М., 1982. 219 с. 165 .Ильина Т. А. Педагогика: курс лекций. -М.: Просвещение, 1984. 496 с. 166.0сновы дидактики / Под. ред. Б. П. Есипова. М., 1967.
- Педагогика/ Под. ред. Ю. К. Бабанского. М., 1983.
- Педагогака / Под ред. С. П. Баранова, В. А. Сластенина. М., 1986.
- Педагогака школы / Под ред. Г. И. Щукиной. М., 1977
- Педагогика школы. / Под ред. И. Т. Огородникова.- М.: Просвещение, 1977. 320 с.
- Леднев B.C. Структура содержания непрерывного образования и учебные планы. Педагогическая технология.-М.: 1993.-№ 3−4
- Интеграционные процессы в педагогической теории и практике: современные педагогические технологии: сборник нучн. трудов. -Екатеринбург: изд-во Свердловского инж.-педагогического ин-та, 1993.-224с
- Леднев B.C. Содержание образования. М.: Высшая школа, 1989.-360 с.
- Иванов В.Г. Диссертация на соискание ученой степени доктора педагогических наук, Казань, 1997.
- Бабанский Ю.К. Оптимизация учебного процесса обучения. М., 1977.
- Лернер И.Я. Качества знаний учащихся . Какими они должны быть? М., Знание, 1978., 48с.
- Стуль К.Н., Суханов. Понятия технического знания и их развитие. В книге «Философские вопросы технического знания.» М., Наука, 1984.-296 с.
- Специфика содержания и структуры учебного общехимического знания (методологический аспект проблемы).
- Пономарев. «Знание, мышление и умственное развитие».М.: Изд-во «Просвещение», 1967,264 е.
- Аткинсон Р. Человеческая память и прогресс обучения. -М.: Высшая школа, 1980.-98с.
- Ш. Розет И. М. Психология фантазии: экспериментально-Творческое исследование закономерностей продуктивной умственной деятельности. Минск, 1977
- Лернер И.Я. Процесс обучения и его закономерности. -М.: высш.шк., 1980.- 96с.
- Мир на пороге XXI столетия / Под ред. В.И.Купцова- Изд-во «Клио». Чебоксары, 1993. -280с.
- Коссов Б.Б. Обобщенность содержания высшего образования как фактор его развития (личностно-развивающее образование) // ВОР. 1995. № 1
- Беляева А.П., Мишева П., Кодьггек А. и др. Методологические проблемы научных исследований профессионально-технического образования. М.: Высш.шк., 1987. -199 с.
- Боровик В., Беликов Г., Калашников С. По образовательным стандартам // ВОР 1996.- № 1.
- Кирсанов А. А. Основные тенденции совершенствования содержания общего среднего образования. В сборнике «Проблемы совершенствования общего среднего образования в профессиональной школе» под ред. А. А. Кирсанова. М., изд. АПН СССР 1989.-80С.
- Купцов В.И. Философия и методология науки. М.: SvR Аргус, 1994.-304с.
- Давыдов В.В., Моркова А. К. Концепция учебной деятельности школьников // Вопр. психологии. -1982. № 6.
- Турченко В.Н. Научно-техническая революция и проблемы образования.- Вопр. философии, 1973,№ 2.
- Лещинер Р., Разу М., Старостин Ю. Обучение менеджеров. Творчески использовать зарубежный опыт. Вестник Московского университета.- Сер.6.-Экономика, 1991.-№ 5.-с.53−58-
- Лещинер Р., Разу М., Старостин Ю. Подготовка менеджеров в США. Экономич. науки:.-1991.-№ 4.С.59−68.)
- Алексюк А.Н., Власова Е. И., Иванова Т.В.и др Формирование социально-профессиональных качеств будущего специалиста.- М.: 1992.- 56с.-(Система воспитания в высшей школе: Обзор, информ. НИИ проблем высшей школы- вып.1).
- Анисимов В.Е., Пашитина Н. С. Методологические вопросы разработки модели специалиста. Советская педагогика.- 1977.-№ 5.- с. 100−108
- Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. -М.: Педагогика, 1981.- 185с-
- Непрерывное образование как педагогическая система. М., 1989.
- Беляева А.Н. Теоретические основы содержания образования в средних профтехучилищах: Автореф. докт. дис. Л., 1979.
- Журавлев И.К., Зорина Л. Я. Дидактические модели учебного предмета // Новые исследования в педагогических науках. М., 1979.
- Журавлев И.К., Зорина Л. Я. Представление об учебном предмете // теоретические основы содержания общего среднего образования. -М., 1983.
- Мухаметзянова Г. В. Региональный аспект реформирования системы образования: Материалы научн.-практ. конференции «Образование на пороге XXI века». Казань, 1996. — С. 11−15.354
- Методические рекомендации по разработке учебно-программной документации для средних специальных учебных заведений. Науч.ред. Нечаев Н. Н., М., НИИВО, 1989, Вып.2. 45с.
- Цивунин B.C. О проблемах преподавания дисциплин общехимического цикла: Тезисы докладов конф. / КГТУ. Казань, 1995. — С.7−8.
- Бесчастнов А.Г. Проблемно-методологическое обучение химии. -Минск: Университет, 1996. 96 с.
- Юсупов P.P., Кузнецов Д. С., Кочнев А. М., Мифтахова Н. Х. Интеграция инженерной и языковой подготовки специалистов вповышении их конкурентоспособности: Тезисы докладов семинара «Вопросы теории и практики перевода». Пенза, 1966. — С.83−84.
- Гатинская В.П., Кирснер А. М., Кочнев А. М. Интеграция языковой и инженерной подготовки как путь совершенствования технического перевода: Тезисы докладов семинара «Вопросы теории и практики перевода». Пенза, 1966. — С. 19−20.
- Сквозная программа языковой подготовки инженеров-переводчиков / Сост.: Н. Х. Мифтахова, А. М. Кирснер, А. М. Кочнев, Г. С. Бикушев. Казань, 1994. — 20 с.
- Волович Л. А., Артемьева Л. А. Теоретические основы педагогической технологии гуманитарного образования. Среднее профессиональное образование: проблемы, поиски, решения. — М.: NB Магистр, 1994. — С.117−134.
- Кузнецов В.А. Исследовательско-проекшая деятельность как форма учебного сотрудничества в вузе. Автореферат на соискание ученой степени канд. пед. наук, М, 1996.-25с.
- Кочнев А.М., Ярошевская А. М., Гатинская В. П. Новые подходы к отбору и структурированию содержания инженерных программ: Тезисы докладов отч. научно-метод. конф./ КГТУ. Казань, 1995. -С.23 .
- Мухаметзянова Г. В. Региональная система профессионального образования. Специалист, № 5−6,1994.С.18
- Профессиональная педагогика: учебник для студентов, обучающихся по педагогическим специальностям и направлениям. М.: Ассоциация «Профессиональное образование», 1997. 512 с.
- Дьяченко М.И., Кандыбович Л. А. Проблемы готовности к деятельности, Минск, БГУ, 1976,175с.
- Ненашева Л.А. Об учете психологических закономерностей профессионального становления при формировании содержания образования и обучения. Содержание подготовки специалистов с высшим и средним специальным образованием. М.: НИИВШ, 1988.С.48−54
- Узнадзе Д.Н. Экспериментальные основы психологической установки. -Тбилиси: АН ССР, 1961,-210с.).
- Маслоу А. Самоактуализация. (Психология личности. Тесты.-М., 1989.-228С
- Фромм Э. Искусство любви.-Минск, 1990.- 194с
- Шостром Э. Антикарнеги или человек-манипулятор. -Минск, 1992.-178с
- Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. М.: Высшая школа, 1991.-148 с
- Беспалько В.П., Татур Ю. Г. Системно-методическое учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов: Учеб. -метод, пособие. М.: Высш. шк., 1989. -144 е.
- Курамшин И.Я., Иванов В. Г. Подготовка инженеров-преподавателей в технологическом вузе .Высшее образование в России.-1997.-№ 2.- с., 53−57.
- Леманн Г. Способные студенты и работа с ними // Соврем, высш. школа.-1989. № 4.
- Джонс Дж.К. Методы проектирования. Пер. с англ.-М., 1986)
- Шакуров Р.Х. Мотивация профессиональной деятельности: новые подходы. Среднее профессиональное образование: проблемы, поиски, решения. — М.: NB Магистр, 1994. — С.45−68.
- Седова Л.М., Кочнев А. М., Кузнецов Д. С. О нравственных принципах инженерного образования // Тезисы докладов научно-мепгод. конф. «Высшая школа: состояние и перспективы». Минск, 1995.
- Кочнев А.М. Физико-химия полимеров. Казань, 1997. -640 с.
- Методические указания и рабочая программа общеинженерной практики студентов факультета полимеров / Сост.: А. М. Кочнев, Л. М. Попова, В. П. Дорожкин // КХТИ. Казань, 1987. — 15 с.
- Физико-химия высокомолекулярных соединений, рабочая программа / Сост.: А. М. Кочнев, О. Н. Кузнецова. КГТУ. — Казань, 1990. -15 с.
- Использование имитационных моделей для анализа и оптимизации процессов каталитического синтеза полиолефинов / Сост.: В. П. Архиреев, А. М. Кочнев, Г. С. Бикушев КГТУ. Казань, 1994.-43с.
- Решгеноструктурный анализ / В. П. Архиреев, А. М. Кочнев, О. Н. Кузнецова, Г. С. Бикушев // Метод, указ., Казань, 1994,12 с.
- Тепловые характеристики полимеров / О. Н. Кузнецова, А. Н. Садова, А. М. Кочнев // Метод, указ., Казань, 1994,16 с.357
- Кочнев AM., Рязапова Л. З. Ориентационные явления в полимерах. Конспект лекций. Казань, 1996. — 37с.
- Кочнев А.М., Галибеев С. С. Пластификация полимеров. Конспект лекций. Казань, 1996. — 35с.
- Шубин В.И. Методологические проблемы гуманитаризации высшего образования: Учебн.-метод. пособие. / Днепропетр. ин-т инженеров ж.-д. транспорта, каф. философии. Днепропетровск: ДИИТ, 1990. — 56с.
- Борисова Н.В. Педагогические особенности создания и внедрения активных методов обучения в системе повышения квалификации. Дис. канд. пед. наук. М., 1987.
- Вербицкий А.А., Ильин Г. Л. Деловая игра и программированное обучение в контексте формирования профессиональной деятельности // Психологические вопросы формирования профессиональной деятельности. Саранск, 1984. — С. 102−112.
- Сорокина Т.М. Педагогические условия применения деловых игр в техническом вузе. Автореферат дис. канд.пед.наук. М., 1986.
- Христенко В.Б. Деловые игры в учебном процессе. Челябинск, 1983.
- Щедровицкий Г. П. Проблемы методологии системного исследования. М.: Знание, 1964.358
- Агапова О., Кривошеев А., Ушаков А. Проектно-созидательная модель обучения // Alma Mater, 1994. № 1.- С. 18−22.
- Driver M.F. Career concept and career management in organisation // Behavioral problems in organisation. Ed. By Cooper. 1079.
- Half R. Menaging your career. Menag. account., 1991. — № 1. -C.72.
- Чалдаева Д.А., Матвеева T.A. Социальный портрет современного студента технического вуза. В сб. «Образование на пороге XXI века».-Казань, Карпол.-1996.-с.45−53
- Чернова Ю.К. Непрерывное формирование творческих способностей обучаемых по системе Станиславского.
- Смолкин А.И. Методы активного обучения: Метод, пособие для преподавателей организаторов профессионального и экон. обучения кадров. М.: Высш. школа, 1991.-175 с.
- Мухаметзянова Г. В. Непрерывность образования: сущность, современные проблемы: Тезисы докладов Всеросс. конф. «Психологические проблемы непрерывной профессиональной подготовки специалиста». Казань, 1995. — С.80−82.
- Акофф Р.Л. Рассогласование между системой образования и требованиями к успешному управлению // Вести, высш. школы. -М., 1990. № 2. — С.50−54.
- Барабанов В.П. Химическое образование в технологическом университете: Тезисы докладов конф. «Технологический университет: правовой статус, наука образования и воспитания».-Казань, 1993.-С. 12−15.
- Никитаев В. Деятельностный подход к содержанию высшего образования // ВОР 1997.-№ 1.-С.34−44.
- Миквабия Э.Г., Власова О. Ф. Некоторые психолого-педагогические аспекты подготовки специалистов технического вуза / Луган. машиностроит. ин-т. Луганск, 1990. — Юс.-Деп. в НИИВШ 18.12.90, № 1696−90, деп.
- Домрачев В. Дистанционное обучение на базе электронной почты // ВОР 1995. — № 2. — С.79.
- Аллахвердиева Д.Т. Применение тестов в дидактической экспертизе обучения // ВОР -1993. № 2. — С. 102.268.3анько С.Ф., Тюнников ЮС., Тюнникова С. М. Игра и учение. ч.1., М. 1992.-126с.
- Активные методы обучения в вузе: Тезисы докладов межвуз. конф./ Под ред. Л. К. Гребениковой. Рязань, 1994. — 228 с. 270.0колепов О.П. О сущности активных методов обучения // ВОР -1994. № 3. — С.159.
- Наталевич К.Э., Артюхова И. И. Разработка методов активного обучения студентов // Высшее образование в сфере меняющихся потребностей и рынка труда. Барнаул, 1994.-С. 109−110.
- Гаранович Н.М. Использование интегративных связей для формирования у студентов профессиональных умений: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата пед. наук.- Л.-1987.
- Зуев В.М. Пут совершенствования методологии прогнозирования развития высшей школы. Тенденции развития высшей и средней и специальной школы.- М.- НИИВШ, 1988
- Равкин З.И. Тенденции развития методологических проблем советской педагогики в период зрелого социализма (60-е 70-е г. г.)// Сов. педагогика.-1981.- № 3.- С.44−52.
- Анасгази А. Психологическое тестирование: Книга 1−2- пер. С англ.-М.: Педагогика, 1982.-С.307−312.
- Курс практической психологии для высшего управленческого персонала./ Ижевск- Изд-во У дм .ун-та, 1995. 704 с.
- Психологические и психофизиологические особенности студентов. -Казань, Изд-во Казанск. ун-та, 1977,296 с.
- Клименко В.В. Психологические тесты таланта.- СПб, 1996.-412с.
- Словарь-справочник по психологической диагностике / Бурлачук Л. Ф., Морозов С. М. Киев: Наук.думка. 1989. 222 с.
- Комплексная социально-психологическая методика изучения личности инженера Л., Изд-во ЛГУ, 1991. — 184 с.
- Моисеев А.М. Цели обучения и их функции в оптимизации педагогического процесса. // Методологические и теор. проблемы оптимизации учебно-восп. процесса. М., 1984.
- Батурина Г. И., Байер У. Структура целей обучения М., 1974.
- Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения: Общедидактический аспект. -М., 1997.
- Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1980. 195с.
- Груздев Г., Груздева В. Педагогическая технология эвристического типа // ВОР 1996. — № 1.- С. 117.
- Савицкая Э. Закономерности формирования «модели культурного человека» // Вопросы философии, 1990. -№ 5.-С.61−74.
- Ильин Г. Л. Теоретические основы проективного образования. Диссертация на соискание ученой степени доктора пед. наук. М., 1995. 390 с.
- Краткий психологический словарь. М.: ИПЛ, 1985.
- Саймон Г. Науки об искусственном. М.: Мир, 1972.
- Сидоренко В.Ф. Пути перестройки образования // Техническая эстетика, 1990. № 1. — С.5−7.
- Поппер К. Нищета историцизма // Вопр. философии, 1992. № 8-с.Ю.
- Кантор К. Проектностъ русской культуры // Тысячеглазый аргус. М.: Советский художник, 1990. — С.163−171.
- Генисаретский О.И. Актуальные проблемы исследования проектной культуры // Техническая эстетика, 1989. № 5.
- Джонс Дж. Методы проектирования. М.: Мир, 1986.
- Сидоренко В.Ф., Дижур А. Л., Устинов А. Г., Переверзев Л. Б. Образование и проектная культура. НИП. — М.: ИЦ, 1991.
- Мухаметзянова Г. В. Технологический университет и современные проблемы педагогики высшей школы: Тезисы докладов конф. «Технологический университет: правовой статус, наука образования и воспитания». Казань, 1993. — С.8−12.
- Зимняя И.А. Элементарный курс педагогической психологии. -М., 1992.
- Мухаметзянова Г. В. Стратегия реформирования системы среднего специального образования. М.: Магистр, 1995.- 222с.361
- A national risk/ The imperative for educational reforme. -Washington, 1983.
- Таланчук H.M. Синергетическая система квалификационных эталонов общепедагогических знаний и умений педагогических кадров. Казань- ИССО РАО, 1996.-12с.
- Мухаметзянова Г. В., Кадеева Н. Н. Трудовое и эстетическое воспитание студентов. -КГУ. Казань, 1991. — 183 с.
- Айнштейн В.Г. Мотивационные факторы подготовки инженеров. //ВОР.-1993.-№ 2.-с.96.
- Коган М., Бреннан Д. Высшее образование и мир труда: Обзор // Высшее образование в Европе. Т. ХУШ.-1993. — № 2.- С.7−33.
- Сергеев А.Г. Подготовка специалистов (в вузе) в условиях перехода общества к рыночным отношениям // Высшее образование в сфере меняющихся потребностей экономики и рынка труда. Барнаул. -1994. — С.67.
- Кавинен О., Ринне Р. Рынок образования, квалификации и европейская интеграция // ВО в Европе. Т. ХУШ. — 1993. — № 2. -С.34−48.
- Тоффлер О. Будущее труда. Новая технократическая волна на Западе. — М.: Прогресс, 1986. — С.250−275.
- Региональные особенности реализации федеральной программы «Развитие образования в России» / Казань: Карпол, 1997| 164с.
- Гершунский Б.С. Прогнозирование содержания обучения в техникумах. М.: Высш. школа, 1980.
- ЗЮ.Герщунский Б. С. Прогностические методы в педагогике. Киев, 1974.
- Леонтьев Д. А. Совместная деятельность, общение, взаимодействие (к обоснованию «педагогики сотрудничества») // Веста, высш. шк. -1989. № 4. — С.39−45.
- Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М.: Наука, 1972.
- Валеева В.Ш. Становление и развитие дополнительного профессионального образования студентов в техническом вузе. Казань, КГТУ, 1997, -176 с.
- Каган М.С. Человеческая деятельность. М., 1984.
- Активность личности в обучении (психолого-педагогический аспект). М.: Наука, 1986.
- Лебедева Л.Д. Прямая активизация познавательной деятельности студентов в процессе профессиональной подготовки В сб. «Основные направления перестройки учебно-воспитательного процесса в вузе», Л., 1989.-С.58−64.
- Щедрина Т.Г. О возможности реализации деятельного подхода в методике преподавания как одного из способов интенсификации учебного процесса / Гуманитаризация высшего медицинского образования. М., 1994. — С.66−68.
- Талызина Н.Ф. Деятельностный подход к построению модели специалиста // Вестник высшей школы. 1986. — № 3.
- Вербицкий А.А. О контекстном обучении // Вестник высш. школы. 1985. — № 8. -С. 27.
- Данилишин А.Н. Обучение учащихся самостоятельному применению знаний в процессе выполнения практических работ: Автореферат диссертации кандидата пед. наук. М., 1981.
- Вербицкий А.А., Еременко Г.А, Цеханский В. М. Проблемно-контекстное моделирование творческой деятельности в учебном процессе вуза // Научно- методические основы проблемного обучения в вузе. Ростов-на-Дону, 1988.
- Вербицкий А.А., Агапова О. И. Системно-контекстный подход к содержанию и технологии профессиональной подготовки // Взаимосвязь содержания, форм и методов обучения ви средних специальных учебных заведениях. М., 1990. — С. 27−38.
- Веслополова Г. Н. Профессиональная деятельность как основа формирования модели архитектора: Автореферат диссертации кандидата пед. наук. М., 1985.
- Взаимосвязь содержания, форм и методов обучения в средних специальных учебных заведениях: Сб. научн. тр. М.: НИИВШ, 1990.
- Лекторский В.А., Швырев B.C. Методический анализ науки:32 606 изменении ценностных оснований в обучении и воспитании /
- Иванов В.Г., Хацринов А. И., Кочнев А. М., Козин В. Г. Концепция подготовки магистров в КГТУ // В сб. «Образование на пороге XXI века». Казань, 1996. — С.37−39.
- Соколов А.В., Кириченко П. С., Кочнев А. М. О необходимости перехода к многоуровневой подготовке специалистов: Тезисы докладов 8 Междунар. конф. «Синтез, исследование свойств, модификация и переработка ВМС», 1996. С. 201.
- Юсупов P.P., Кузнецов Д. С., Кочнев А. М. О многоуровневой подготовке инженеров : Тезисы докладов 8 Междунар. конф. «Синтез, исследование свойств, модификация и переработка ВМС», 1996. С. 202.
- Колледж как одна из форм профориентации и подготовки молодежи в ВУЗ / А. М. Кочнев // Тезисы докладов советско-америк. конф. преподавателей научных дисциплин. Москва, 1991.
- Колледж в системе непрерывной подготовке специалистов / А. М. Кочнев, О. В. Абдразакова, Н. М. Щевелева // Тезисы докладов I междунар. конф. по проблемам работы с одаренной молодежью. -Киев, 1991.
- Кочнев А.М., Седова Л. М., Ярошевская А. М., Гатинская В. П. Новая парадигма образования в системе «школа-вуз»: Тез.междунар. научно-метод. конф «Сравнение систем высшего образования и сравнительная педагогика», М., 1994. — С.59−62.
- Кочнев А.М., Седова Л. М. и др. Основополагающие принципы обучения в вузе // Деп. рукопись N 212−94 от 21.09.94, ОНИ ВШ.
- Кочнев А.М., Иванов В. Г., Козин В. Г., Хацринов А. И. Основополагающие принципы обучения в вузе: Тез. докл. отчетной научно-метод. конф./ КГТУ. Казань, 1994.
- Модель высшей школы «Люкс» (основополагающие принципы) / А. М. Кочнев, Л. МСедова, А. М. Ярошевская, А. Г. Лиакумович // В сб. «Технологический университет: правовой статус, наука образования и воспитания. Казань, 1993. — С.29−32.
- Развивающее образование в системе «школа-вуз» / А. М. Кочнев, Л. М. Седова // В сб. «Образование на пороге XXI века». Казань, 1995.
- Ярошевская А.М., Добрынина А. Ф., Кочнев А. М. Реализация принципа непрерывности в химическом образовании: Тезисы докладов Всеросс. конфер. «Психологические проблемы непрерывной профессиональной подготовки специалистов». -Казань, 1995. С. 142−143.
- Крикуненко Р.И., Кочнев А. М. Колледж, как ступень непрерывного образования: Тезисы докладов Всеросс. конфер. «Психологические проблемы непрерывной профессиональной подготовки специалистов». Казань, 1995. — С.72.
- Ярошевская А.М., Гатинская В. П., Кочнев А. М., Мухаметзянова Г. В. Реализация принципа непрерывности в учебном процессе факультета полимеров: Тезисы докладов отч. научно-метод. конф./ КГТУ. Казань, 1995. — С.21 .
- Кочнев А.М., Ярошевская А. М., Гатинская В. П. Новые подходы к отбору и структурированию содержания инженерных программ: Тезисы докладов отч. научно-метод. конф./ КГТУ. Казань, 1995. -С.23 .
- Кочнев А.М. и др. Реализация принципа непрерывности в учебном процессе технологического университета: Тезисы докладов Междунар. конф. «Интегрирование высшей школы и производства».- Днепропетровск, 1996, сентябрь.
- Кочнев А.М., Соколов А. В. О непрерывности обучения в интегрированных учебных комплексах: Тезисы докладов Межвуз. научно-мет. конф. «Оптимизация учебного процесса в условиях многоуровневой системы высшего образования"/ КГТУ. Казань, 1996.-С. 31.
- Кочнев А.М., Кириченко П. С., Юсупов P.P. Реализация принципа непрерывности в учебном процессе: Тезисы докладов Междунар. конф. «Интегрирование высшей школы, науки и производства».- Днепропетровск, 1996. С. 65.
- Кочнев А.М. и др. Сквозная программа подготовки бакалавров по направлению 550 800 химическая технология и биотехнология, специализация — химическая технология пластмасс. — Казань, 1995. -20 с.
- Кочнев А.М., Барабанов В. П., Ярошевская А. М., Добрынина А. Ф. «Направление и формы интеграции общехимического образования при переходе на многоуровневую систему обучения: Тезисы докладов отч. научно-метод. конф./ КГТУ. Казань, 1995. -С.17.
- Барабанов В.П., Кочнев А. М., и др. Программа общехимических дисциплин для подготовки специалистов инженерно-технологических специальностей. Казань, 1996. — 56 с
- Соколова Н.И., Галибеев С. С., Кочнев А. М. Интегрированность как принцип обучения будущего: Тезисы докладов 8 Междунар. конф. «Синтез, исследование свойств, модификация и переработка ВМС», 1996. С. 203.
- Кочнев А.М., Кузнецова О. Н. Проблемы формирования творческой личности студента в ходе учебного процесса: Тезисы докладов научно-практ. конф. «Психолого-педагогические проблемы идеологической работы в условиях самодеятельных объединений». Казань, 1989.
- Кочнев А.М., Ярошевская А. М., Седова Л. М. и др. О некоторых формах индивидуализации обучения в вузе: Тезисы докладов научно-метод. конф. Волгоград, 1994. — С.75.
- Архиреев В.П., Кочнев А. М. Использование имитационных моделей процессов для повышения эффективности подготовки химиков-технологов: Тезисы докладов отч. научно-метод. конф. / КГТУ. Казань, 1994.
- Галибеев С.С., Соколов А. В., Кочнев А. М. Форма экзамена : за и против: Тезисы докладов 8 Междунар. конф. «Синтез, исследование свойств, модификация и переработка ВМС». -Казань, 1996. С. 200.
- Архиреев В.П., Кочнев А. М., Бикушев Г. С. Моделирование лабораторного синтеза полимера. Тез. докл. 2-ой научно-методической конференции «Оптимизация учебного процесса в современных условиях. Казань, 1997. С. 196−197.
- Шувалов А.Ю., Кочнев А. М., Седова Л. М. О новых тенденциях развития инженерного образования : Тезисы докладов Междунар. научно-метод. конф. «Высшая школа: состояние и перспективы». -Минск, 1995.
- Архангельский С.И. Лекции по теории обучения в высшей школе. -М., 1974.
- Кочнев А.М. Современная высшая школа: состояние и тенденции развития. Казань: ИССО РАО, 1997.-240с.
- Кочнев А.М. Содержание и структура подготовки специалистов двойной компетенции в техническом вузе. Казань: Карпол, 1998.-147с.
- Кочнев А.М. Проектирование содержания подготовки специалистов двойной компетенции. Казань: Карпол, 1998.- 105с.
- Кочнев А.М. Проектирование и реализация подготовки специалистов двойной компетенции в техническом вузе. В сборнике «Синтез, исследование свойств, модификация и переработка высокомолекулярных соединений», Казань: Карпол, 1998.-с.31−37.