Методические рекомендации по формированию лексики у дошкольников с общим недоразвитием речи
Это явление свидетельствует о том, что коррекционная работа была подобрана верно и способствовала повышению уровня речевого развития детей с ОНР. В начале детям требовалась помощь исследователя, но в дальнейшем дети справлялись с заданиями с незначительной поддержкой. В первую очередь мы выделяли направления логопедического воздействия на те структуры, которые наиболее нарушены у детей… Читать ещё >
Методические рекомендации по формированию лексики у дошкольников с общим недоразвитием речи (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Исходя из результатов исследования, были выделены следующие направления логопедического воздействия:
- 1. Обогащение словаря синонимов.
- 2. Развитие номинативного словаря.
- 3. Развитие предикативного словаря.
- 4. Развитие атрибутивного словаря.
- 5. Обогащение словаря антонимов.
- 6. Развитие словаря обобщающих слов.
Каждое направление осуществляется в два этапа, вначале обогащается пассивный словарь детей, затем идет активизация и закрепления лексикона.
В методических рекомендациях мы использовали игры и упражнения, разработанные Н. В. Серебряковой, Р. И. Лалаевой [24], Н. С. Жуковой, Е. М. Мастюковой, Т. Б. Филичевой [15]. Г. С. Швайко [50], О. С. Ушакова [40], Н. В. Новоторцевой [30], В. В. Коноваленко, С. В. Коноваленко [18], Н. А. Седых [33], Краузе Е. Н. [20].
I. ОБОГАЩЕНИЕ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА.
Задание 1. Развитие пассивного словаря.
Цель: Сформировать объем и качество пассивного словаря.
Процедура: «Ребенку предлагается из ряда картинок выбрать ту или иную картинку. В связи с этим, выясняется наличие соответствия между словом и образом предмета, действия и признака».
Инструкция: Перед ребенком лежит фон разных времен года и характеризующие времена года предметы (деревья, солнышко, тучи и облака), из которых ребенок составляет соответствующие сезону картинки, проговаривая основные внешние признаки нужного сезона.
Задание 2. Развитие активного словаря
Цель: Сформировать объем и качество активного словаря.
Процедура: Ребенку предлагается из ряда геометрических фигур составить картинку. В связи с этим, выясняется наличие соответствия между словом и образом предмета, действия и признака.
Инструкция: «Я буду показывать геометрические фигуры, а ты постарайся их правильно называть и придумать, каких животных можно составить из этих фигур». При исследовании словаря прилагательных задается вопрос: «Какой цвет, размер, вкус, форма, величина???» При исследовании словаря глаголов задаются вопросы: «Что делает???», «Как кричит???», «Как передвигается???» .
Задание 3.
Процедура: Ребенку предлагается из ряда картинок, определить, какие овощи замораживают, а какие консервируют.
Инструкция: «Я буду показывать картинки, а ты назови эти овощи и подумай, какие овощи мы убираем в холодильник на зиму, а из каких делаем вкусные соленья в банках.» .
Задание 4.
Цель: Закрепить в речи детей названия детенышей животных, развитие памяти и внимания.
Инструкция: Логопед бросает мяч ребенку, и называет какое-либо животное, ребенок, возвращая мяч логопеду, называет детеныша этого животного.
Кот-… (котенок); Корова-… (теленок); Конь-… (жеребенок); Верблюд-… (верблюжонок); Слон-… (слоненок); Лев-… (львенок); Тигр-… (тигренок); Медведь-… (медвежонок).
Задание 5.
Цель: Расширить словарь, развить умение подбирать обобщающие слова.
Инструкция: Для этой игры необходима посуда. Логопед дает инструкцию ребятам: Давайте поиграем в «магазин». Я буду покупателем, а вы продавцами.
- · Посуда для супа-… (супница)
- · Посуда для хлеба-… (хлебница)
- · Посуда для соль-… (солонка)
- · Посуда для конфет-… (солонка)
- · Посуда для сахара-… (сахарница)
- · Посуда для молока-… (молочник).
II. КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ УПОТРЕЮЛЕНИЯ ПАДЕЖНЫХ ОКОНЧАНИЙ Выработать по падежамединственное и множественное число.
Задание 6.
Цель: Сформировать объем и качество падежных окончаний.
Процедура: Ребенку предлагается из ряда картинок составить предложение на тему «покупки».
Инструкция: «На прилавке лежат овощи и фрукты, и с помощью купленных продуктов, нужно приготовить праздничный ужин. «.
Задание 7.
Процедура: Ребенку предлагается панно с сюжетом, на котором присутствует недостающие предметы.
Инструкция: «Посмотри на картинку и скажи, чего не хватает, на сюжетной картинке. «.
Задание 8.
Процедура: Ребенку предлагаются картинки с животными и различные продукты питания, он выбирает карточки, соответствующие пищевым предпочтениям этого животного.
Инструкция: «Выбери картинки, которые помогут нам определить, что едят зайцы, медведи, лоси и белки. «.
Задание 9.
Цель: Дифференциация окончаний существительных.
Процедура: Ребенку предлагается закончить предложения, по сюжетным картинкам.
Инструкция: «Посмотри на картинки и скажи, что на них совершается» .
- · Портниха шьет-…(платье);
- · Хозяйка кормит-…(гуся);
- · Брат выше-…(сестры);
- · Я дошел до-…(моста);
- · Налей-…(кошке) воды;
- · Хозяйка дает капусту…(кролику);
- · Школьники едут в…(автобусе);
- · Малыш мечтает о…(собаке);
Задание 10.
Процедура: Ребенку предлагается из ряда слов составить предложение.
Инструкция: «Посмотри на слова, и постарайся составить из них предложения» .
- · Поезд, в, девочка, села;
- · Идут, музей, в, школьники;
- · Река, над, белеет, туман;
- · Лампа, стол, висит, над;
- · Карасик, поймала, щука.
Результаты коррекционной работы у дошкольников с ОНР.
По выявленным данным видно, что 35% испытуемых имеют высокий уровень развития активного и пассивного словаря, 57% - средний, 8% - низкий уровень.
Это явление свидетельствует о том, что коррекционная работа была подобрана верно и способствовала повышению уровня речевого развития детей с ОНР. В начале детям требовалась помощь исследователя, но в дальнейшем дети справлялись с заданиями с незначительной поддержкой. В первую очередь мы выделяли направления логопедического воздействия на те структуры, которые наиболее нарушены у детей экспериментальной группы.
Для наибольшей наглядности, данные представлены в виде диаграммы:
Диаграмма № 4.
Заключение
В условиях современности очень важно понимать степень важности развития устной речи детей дошкольного и школьного возраста. Залогом формирования грамотной и красивой речи является словарный запас ребенка. Словарный запас является оптимальным вариантом реализации речевой деятельности в процессе решения задач речевой коммуникации. Недостатки в речевой деятельности оказывают отрицательное воздействие на все сферы личности ребенка: уменьшается продуктивность запоминания, становится более сложным процесс познания, негативное влияние оказывается также на логическую и смысловую память, существенно затрудняются процессы общения ребенка со сверстниками и окружающими людьми, помимо прочего, замедляется развитие игровой деятельности, имеющей, как и в норме, ведущее значение в плане общего психического развития. Развитие познания и понятийного мышления неосуществимо без изучения новых слов и увеличения словарного запаса, поэтому уточнение и расширение словаря имеет колоссальное значение в развитии логического мышления. Можно говорить о том, что богатство словаря ребенка влияет на точность его мысли и красоту речи. В связи с этим, формирование словарного запаса имеет важность не только для полного преодоления системного речевого недоразвития, но и для подготовки детей к предстоящему школьному обучению.
Развитие словаря ребенка находится во взаимосвязи с развитием мышления и других психических процессов, с развитием всех компонентов речи: фонетико-фонематического и грамматического строя речи.
В результате исследования, проведенного в данной дипломной работе, были сделаны выводы:
- 1. Усвоение лексики у детей с ОНР является таким же процессом с прохождением определенных этапов со строгой взаимосвязью в развитии отдельных сторон языка, как это происходит при нормальном развитии речи. Фазы овладения лексикой у детей с общим недоразвитием речи и у детей без речевых нарушений проходят одинаково, различаются они только задержкой во времени и качественным своеобразием.
- 2. Мы отметили нарушение функционально-операционной стороны мышления (анализа, синтеза, обобщения, сравнения, классификации), а также замедленность и ригидность мыслительных процессов, что в полной мере проявилось в задании на классификацию слов.
Результаты исследования показывают, что у дошкольников с ОНР имеются особенности развития лексики. Атрибутивный и номинативный словарь развит хуже, чем предикативный. Результаты исследования показали, что процесс формирования антонимичных и синонимичных полей и их структурация у детей с ОНР происходит с задержкой и на данный момент является несформированным. Это необходимо учитывать в коррекционной работе. При отборе рекомендаций, мы исходили из результатов исследования, полученных в ходе констатирующего эксперимента.
3. В методических рекомендациях мы использовали игры и упражнения, разработанные Н. В. Серебряковой, Р. И. Лалаевой [27], Н. С. Жуковой, Е. М. Мастюковой, Т. Б. Филичевой [15]. Г. С. Швайко [50], О. С Ушакова [40], Н. В Новоторцевой [30], В. В Коноваленко, С. В. Коноваленко [18], Н. А. Седых [33], Краузе Е. Н. [20]. Предложенные методические рекомендации, основанные на результатах проведенного исследования, могут позволить преодолеть трудности формирования словаря у дошкольников с общим недоразвитием речи. Их использование возможно не только в логопедической работе, но и на занятиях воспитателя детского сада, также ими могут пользоваться родители.