Педагогическое обеспечение развития познавательной активности детей младшего школьного возраста в условиях сельского дополнительного образовательного учреждения
Актуальность исследования. Проблема когнитивного (познавательного) развития детей, развития их познавательной активности как состояния готовности к осуществлению познавательной деятельности является чрезвычайно важной для современной образовательной системы. По прогнозам ученых, 3-е тысячелетие, в которое человечество вступило десять лет назад, будет ознаменовано информационной революцией, когда… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
- 1. 1. Содержание понятия «познавательная активность», ее структура и динамика в современных научных исследованиях
- 1. 2. Педагогические, психологические и психофизиологические особенности развития познавательной активности учащихся начальных классов
- Выводы по первой главе
- ГЛАВА 2. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В СЕЛЬСКОМ УЧРЕЖДЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
- 2. 1. Основное и дополнительное образование школьников и специфика его организации в условиях сельской местности
- 2. 2. Педагогические возможности развития познавательной активности детей младшего школьного возраста в сельском учреждении дополнительного образования
- Выводы по второй главе
- ГЛАВА 3. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ 7−9 ЛЕТ
- ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ
- УЧЕТОМ ах
- ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ и ОСОБЕННОСТЕЙ (опытноэкспериментальная часть исследования)
- 3. 1. Выявление индивидуальных особенностей интеллектуально-познавательного развития детей 7 лет (констатирующий этап эксперимента)
3.2. Программа педагогического обеспечения развития познавательной активности детей 7−9 лет с учетом их индивидуальных психофизиологических возможностей и психологических особенностей (формирующий этап эксперимента)
3.3. Выявление эффективности программы психолого-педагогического обеспечения развития познавательной активности детей 7−9 лет (контрольный этап эксперимента)
Выводы по третьей главе
Список литературы
- Абрамова, Г. С. Возрастная психология : учеб. пособие для студентов вузов / Г. С. Абрамова. 4-е изд., стереотип. — М.: Академия — Екатеринбург: Деловая книга, 2000. — 624 с.
- Абульханова, К. А. Психология и сознание личности (проблемы методологии, теории и исследования реальной личности): избр. психол. тр. / К. А. Абульханова — гл. ред. Д. И. Фельдштейн. М. — Воронеж: МОДЭК, 1999.-224 с.
- Акбашев, Р. А. Малокомплектная школа: проблемы, поиски, решения: пособие для учителей и рук. шк. / Р. А. Акбашев. Казань: Тат. кн. изд-во, 1992. — 166 с.
- Активизация учебно-познавательной деятельности учащихся: межвуз. сб. науч. тр. / Г. И. Щукина, А. С. Роботова, Е. С. Заик-Бек. JI.: ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1985. — 172 с.
- Алферов, А. Д. Формирование познавательной активности школьников / А. Д. Алферов, Ю. К. Бабанский, В. С. Ильин. Ростов н/Д.: Ростов, гос. пед. ин-т, 1971. — 191 с.
- Алферов, Ю. С. Местные органы управления образованием за рубежом : проблемы модернизации и реформирования / Ю. С. Алферов // Педагогика. 1999. — № 6. — С. 92−93.
- Амонашвили, Ш. А. Развитие познавательной активности учащихся в начальной школе / Ш. А. Амонашвили // Вопросы психологии. 1984. — № 5.-С. 36−41.
- Ананьев, Б. Г. Человек как предмет познания / Б. Г. Ананьев // Избранные педагогические труды. В 2 т. Т. 1. М., 1989.
- Анохин, П. К. Очерки по физиологии функциональных систем / П. К. Анохин. М.: Медицина, 1975. — 477 с.
- Анохина, Г. М. Личностно адаптированная система обучения / Г. М. Анохина // Педагогика. 2003. — № 7. — С. 66−70.
- Артамонова, О. Предметно-пространственная среда: ее роль в развитии личности / О. Артамонова // Дошкольное воспитание. 1995. — № 4.- С. 37.
- Аршавский, И. А. Основы возрастной периодизации / И. А. Аршавский // Возрастная физиология. JL, 1975. — С. 60.
- Асмолов, А. Г. Образование как расширение возможностей развития личности (От диагностики отбора к диагностике развития) / А. Г. Асмолов, Г. А. Ягодин // Вопросы психологии. — 1992. — № 1. — С. 6−13.
- Байдельдинова, Г. К. Формирование познавательных интересов / Г. К. Байдельдинова. Екатеринбург: Новая заря, 1976. — 135 с.
- Баранова, Э. А. Диагностика познавательного интереса у младших школьников и дошкольников / Э. А. Баранова. СПб.: Речь, 2005. — 128 с. -(Серия «Практикум по психодиагностике»).
- Баранова, Э. А. Психологическая система изучения и формирования познавательного интереса / Э. А. Баранова. М.: Просвещение, 2006. — 158 с.
- Безруков, В. И. Сельская малокомплектная школа инновационный ресурс образования / В. И. Безруков // Инновация в обучении и воспитании учащихся сельских малочисленных и национальных школ / под ред. В. И. Безрукова. М., 2002. — С. 3−9.
- Берлайн, Д. Е. Любознательность и поиск информации / Д. Е. Берлайн // Вопросы психологии. 1966. — № 3. — С. 54−60.
- Берулава, М. Н. Гуманизация образования: направления и проблемы / М. Н. Берулава // Педагогика. 1996. — № 1. — С. 9−12 — 1996. — № 4.- С. 23−27.
- Беспалько, В. П. Слагаемые педагогической технологии / В. П. Беспалько. М.: Педагогика, 1989. — 192 с.
- Бехтерев, В. М. Проблемы развития и воспитания человека / В. М. Бехтерев — под ред. А. В. Брушлинского, В. А. Кольцовой. М.: Ин-т практ. Психологии — Воронеж: МОДЭК, 1997. — 416 с. — (Серия «Несерийное издание»).
- Бим-Бад, Б. М. Антропологическое обоснование теории и практики современного образования: очерк проблем и методов их решения / Б. М. Бим-Бад — Рос. открытый ун-т. М.: Открытый ун-т, 1994. — 37 с.
- Блауберг, И. В. Становление и сущность системного подхода / И. В. Блауберг, Э. Г. Юдин. М.: Наука, 1993. — 270 с.
- Блонский, П. П. Возрастная педология / П. П. Блонский. M.-J1.: Работник просвещения, 1930. — 212 с.
- Богоявленская, Д. Б. Психологические основы интеллектуальной активности : дис. д-ра психол. наук: 19.00.01 / Д. Б. Богоявленская. М., 1988. — 395 с.
- Богуславский, М. В. Генезис Гуманистической парадигмы образования в отечественной педагогике начала XX в. / М. В. Богуславский // Педагогика. 2000. — № 4. — С. 63−70.
- Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. М.: Просвещение, 1968. — 464 с.
- Божович, Л. И. Познавательные интересы и условия их формирования в детском возрасте / Л. И. Божович // Известия АПН РСФСР. -М., 1955. Вып. 73. — С. 3−14.
- Бондаревская, Е. В. Теория и практика личностно-ориентированного образования / Е. В. Бондаревская. Ростов н/Д.: Изд-во Рост. пед. ун-та, 2000. — 352 с.
- Бондаревская, Е. В. Ценностно-смысловые ориентиры и стратегические направления развития сельской школы / Е. В. Бондаревская, П. П. Пивненко // Педагогика. 2002. — № 5. — С. 52−64.
- Буданова, Г. П. Комплексный подход в дополнительном образовании детей / Г. П. Буданова // Дополнительное образование детей: проблемы комплексного подхода: сборник. М., 1999. — С. 4−28.
- Бурлачук, Л. Ф. Словарь-справочник по психодиагностике / Л. Ф. Бурлачук, С. М. Морозов. Киев: Наукова думка, 1989. — 200 с.
- Бюлер, Ш. Социально-психологическое изучение ребенка первого года жизни / Ш. Бюлер — под ред. Л. С. Выготского, А. Р. Лурия. М. — Л.: Медгиз, 1931.-234 с.
- Венгер, Л. А. Овладение опосредствованным решением познавательных задач и развитие когнитивных способностей ребенка / Л. А. Венгер // Вопросы психологии. 1983. — № 2. — С. 43.
- Вербовая, Н. Н. Формирование познавательного интереса школьников как одно из условий осуществления всеобщего среднего образования : метод, пособие для общеобразоват. шк. / Н. Н. Вербовая. М.: Педагогика, 1974. — 98 с.
- Вифлеемский, А. Б. Экономика образования : учеб. пособие. В 2 кн. Кн. 1 / А. Б. Вифлеемский. М.: Народное образование, 2003. — 368 с.
- Волков, Б. С. Психология младшего школьника : учеб. пособие / Б. С. Волков. М.: Просвещение, 2005. — 203 с.
- Выготский, Л. С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский. -М.: Наука, 1996. 230 с.
- Выготский, Л. С. Психология развития как феномен культуры : избр. психол. тр. / Л. С. Выготский — под ред. М. Г. Ярошевского. М. — Воронеж: МОДЭК, 1996. — 512 с.
- Газман, О. С. От авторитарного образования к педагогике свободы / О. С. Газман // Новые ценности образования. 1995. — № 2. — С. 16−45.
- Гальперин, П. Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий / П. Я. Гальперин // Исследование мышления в советской психологии. М., 1966. — С. 233−277.
- Гаськова, Н. В. Индивидуализация, дифференциация и интеграция в современной школе / Н. В. Гаськова, Е. А. Гечике, Е. О. Иванова. Улан-Удэ: Изд-во БГУ, 1997. — 69 с.
- Гебос, А. И. Психология познавательной активности учащихся / А. И. Гебос. Воронеж: Астрель, 1975. — 205 с.
- Герасимов, С. В. Познавательная активность и понимание / С. В. Герасимов // Вопросы психологии. 1994. — № 3. — С. 35−42.
- Гершунский, Б. С. Философско-методологические основания стратегии развития образования в России / Б. С. Гершунский — Рос. акад. образования, Ин-т теорет. педагогики и междунар. исслед. в образовании. -М.: ИТПИМИО, 1993.- 160 с.
- Глас, Д. Статистические методы в педагогике и психологии : пер. с англ. / Д. Глас, Д. Стенли. М.: Прогресс, 1976. — 494 с.
- Годовикова, Д. Б. Как измерить «детскую любознательность» / Д. Б. Годовикова // Семья и школа. 1985. — № 10. — С. 34−36.
- Горностаев, П. В. Развивающая педагогика В. П. Вахтерова (к 150-летию со дня рождения / П. В. Горностаев // Педагогика. 2003. — № 4. — С. 75−81.
- Горский, В. А. Система дополнительного образования детей / В. А. Горский, А. Я. Журкина // Дополнительное образование. 1999. — № 3−4. — С. 6−14.
- Горчинская, А. А. Развитие познавательного интереса младших школьников в учебной деятельности : дис.. канд. пед. наук / А. А. Горчинская. Челябинск, 1999. — 187 с.
- Гуманистические воспитательные системы вчера и сегодня (в описаниях их авторов и исследователей) / ред.-сост. Е. И. Соколова — под общ. ред. Н. JI. Селивановой. М.: Пед. о-во России, 1998. — 245 с.
- Гурьянова, М. П. Модернизация методики обучения в сельской малокомплектной школе / М. П. Гурьянова // Дидакт. 2002. — № 6. — С. 34−38.
- Гурьянова, М. П. Реструктуризация сети общеобразовательных учреждений села : метод, рек. / М. П. Гурьянова, В. Б. Орлов. М.: Изд-во ИСПС РАО, 2002. — 191 с.
- Гурова, Л. Л. Психология мышления / Л. Л. Гурова. М.: ПЕР СЭ, 2005. — 135 с.
- Гусева, Н. А. Принцип гуманизации и его осуществление в воспитательном процессе современной школы : автореф. дис.. канд. пед. наук / Н. А. Гусева. Брянск, 1994. — 19 с.
- Гусева, Т. А. Стилевые аспекты любознательности : монография / Т. А. Гусева. Бийск: НИЦ БиГПИ, 2000. — 170 с.
- Гуткина, Н. И. Психологическая готовность к школе / Н. И. Гуткина. 3-е изд-е, перераб. и доп. — М.: Академ. Проект, 2000. — 184 с. -(Серия «Руководство практического психолога»).
- Давыдов, В. В. Развивающее образование: Теоретические основания преемственности дошкольной и начальной школьной ступени / В. В. Давыдов, В. Т. Кудрявцев // Вопросы психологии. 1997. — № 1. — С. 3−18.
- Давыдов, В. В. Теория развивающего обучения / В. В. Давыдов — Рос. акад. образования, Психол. ин-т — Между нар. ассоц. «Развивающее обучение». М.: ИНТОР, 1996. — 544 с.
- Данилюк, А. Я. Развитие педагогической антропологии в контексте русской культурной традиции / А. Я. Данилюк // Теория интеграции образования. Ростов н/Д., 2000. — 440 с.
- Демакова, И. Д. Гуманизация пространства детства: теория и практика / И. Д. Демакова. М.: Новый учебник, 2003. — 256 с. — (Библиотека Федеральной программы развития образования).
- Демидова, Т. Е. Пути и средства воздействия на познавательные интересы младших школьников / Т. Е. Демидова // Психолого-педагогическая помощь подросткам. 1994. — № 7. — С. 87−95.
- Джидарьян, И. А. Категория активности и ее место в системе психологического знания / И. А. Джидарьян // Категории материалистической диалектики в психологии. М., 1988. — С. 56−87.
- Джуринский, А. Н. Зарубежная школа : история и современность / А. Н. Джуринский. М.: Изд-во Рос. открытого ун-та, 1992. — 177 с.
- Дистерверг, Ф. В. А. Избранные педагогические сочинения / Ф. В. А. Дистервег — вступ. ст. В. А. Ротенберга. М.: Учпедгиз, 1956. — 374 с.
- Дмитриев, А. Е. Вопросы активизации познавательной деятельности школьников / А. Е. Дмитриев. СПб.: Педагогика-тайм, 1978. -135 с.
- Дмитриева, И. М. Формирование познавательного интереса у младших школьников в структуре общей способности к учению : дис.. канд. пед. наук / И. М. Дмитриева — Нижегор. гос. пед. ун-т. Н. Новгород: НГПУ, 2003. — 176 с.
- Дубровина, И. В. Способности и характер. Темперамент: учеб. пособие / И. В. Дубровина. М.: б. и., 2001.
- Дубровинская, Н. В. Психофизиология ребенка: Психофизиологические основы детской валеологии: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / Н. В. Дубровинская, Д. А. Фарбер, М. М. Безруких. М.: Владос, 2000. — 144 с.: ил.
- Дусавицкий, А. К. Исследование развития познавательных интересов в младшем школьном возрасте в различных условиях обучения /
- A. К. Дусавицкий, В. В. Репкин // Вопросы психологии. 1975. — № 3. — С. 92 102.
- Евладова, Е. Б. Дополнительное образование детей : учеб. пособие для студентов учреждений сред. проф. образования / Н. Б. Евладова, JL Г. Логинова, Н. Н. Михайлова. М.: Владос, 2002. — 352 с.
- Еремеева, В. Д. Мальчики и девочки два разных мира. Нейропсихологи — учителям, воспитателям, родителям, школьным психологам / В. Д. Еремеева, Т. П. Хризман — СПб.: Тускарора, 2000. — 184 с.
- Ермолаева, М. В. Психология развития : учеб.-метод, пособие / М.
- B. Ермолаева. М.: МОДЭК, 2006. — 376 с.
- Зайкин, М. Сельская малочисленная школа уровень базовый и повышенный / М. Зайкин, С. Алексеева // Народное образование. — 1999. — № 7−8.-С. 216−219.
- О социальном развитии села: закон РСФСР от 21.12.90 № 438−1 // Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1990. — № 30. — Ст. 441.
- Об образовании: закон Рос. Федерации от 10.07.92 № 3266−1 в ред. ФЗ от 13.01.96 № 12-ФЗ, от 16.11.97№ 144-ФЗ. // Российская газета. -1996.-№ 213.-23 янв.
- Запорожец, А. В. Избранные психологические труды : в 2 т. / А. В. Запорожец. М.: Педагогика, 1986.
- Зимняя, И. А. Педагогическая психология : учеб. пособие / И. А. Зимняя. М.: Просвещение, 2002. — 324 с.
- Зинченко, В. П. Человек развивающийся. Очерки российской психологии / В. П. Зинченко, Е. Б. Моргунов. М.: Тривола, 1994. — 304 с.
- Илалтдинова, Е. Ю. Школа как социокультурный центр: создание, управление / Е. Ю. Илалтдинова, Г. Н. Козлова, С. В. Наумов // Инновационный опыт Нижегородской области / Нижегор. гуманитар, центр. -Н. Новгород, 2005.
- Ильин, В. С. Формирование личности школьника (целостный процесс) / В. С. Ильин. М.: Просвещение, 1984. — 150 с.
- Ильяшенко, Е. Г. Развитие антрополого-педагогических идей в России (вторая половина XIX первая треть XX в.) / Е. Г. Ильяшенко // Вестник Университета Российской академии образования. — 2003. — № 3. — С. 104−149.
- История психологии в лицах: персоналии Электронный ресурс.. Режим доступа: http://slovari.yandex.ru/dict/psychlexl.
- Каган, М. С. Человеческая деятельность (опыт системного анализа) / М. С. Каган. М.: Политиздат, 1974. — 328 с.
- Калмыкова, 3. И. Педагогика гуманизма / 3. И. Калмыкова. М.: Знание, 1990. — 79 с.
- Кирсанов, А. А. Индивидуализация учебной деятельности как педагогическая проблема / А. А. Кирсанов. Казань: Изд-во Каз. ун-та, 1982. — 224 с.
- Кларин, М. В. Личностная ориентация.в непрерывном образовании / М. В. Кларин // Педагогика. 1996. — № 2. — С. 14.
- Князева, С. Л. Особенности познавательной активности у дошкольников / С. Л. Князева // Новые исследования в психологии. 1986. -№ 1(34). — С. 23−26.
- Кожевникова, Л. Г. Гуманизация учебно-воспитательного процесса как основа деятельности инновационного образовательного учреждения : автореф. дис.. канд. пед. наук / Л. Г. Кожевникова. Н. Новгород, 1997. — 22 с.
- Козлова, С. А. Дошкольная педагогика : учебное пособие / С. А. Козлова, Т. А. Куликова. М.: Академия. 2000. — 416 с.
- Конев, А. Н. Изучение познавательных процессов у школьников первого класса / А. Н. Конев. СПб.: Акцидент, 1980. — 187 с.
- Конституция Российской Федерации // Российская газета. 1993. -№ 237. — 25 дек.
- Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года: прил. к приказу Минобразования России от 11.02.2002 № 393. -М., 2002.
- Корнетов, Г. Б. Гуманистическое образование традиции и перспективы / Г. Б. Корнетов. М.: ИТП и МИО Рао, 1993. — 135 с.
- Котлярова, JI.. Изучение познавательных запросов учащихся / JI. И. Котлярова // Вопросы психологии. 1969. — № 2. — С. 43−50.
- Крупнов, А. И. Психологические проблемы исследования активности человека / А. И. Крупнов // Вопросы психологии. 1984. — № 3. -С. 25−33.
- Крутецкий, В. А. Психология обучения и воспитания школьников : Книга для учителей и классных руководителей / В. А. Крутецкий. М.: Просвещение, 1976. — 303 с.
- Крылова, Н. Б. Обеспечение индивидуальной программы учащегося в продуктивном обучении / Н. Б. Крылова // Школьные технологии. 2001. — № 2. — С. 45−52.
- Крылова, Н. Б. Очерки понимающей педагогики : кн. для молодого педагога, ищущего альтернатив, пути в педагогике / Н. Б. Крылова, Е. А. Александрова. М.: Нар. образование, 2003. — 441 с.
- Кудинов, С. И. К проблеме системного изучения познавательной активности личности / С. И. Кудинов, Т. А. Гусева // Мир человека: науч.-информ. изд. Красноярск, 1999. — Вып 6. — С. 18−25.
- Кульпина, Т. И. Личностно-ориентированное образование как педагогическая проблема школы : дис. канд. пед. наук: 13.00.01 / Т. И. Кульпина- Ростов, пед. ун-т. Ростов н/Д., 1997. — 174 с.
- Кулюткин, Ю. Н. Личностные факторы развития познавательной активности учащихся в процессе обучения / Ю. Н. Кулюткин // Вопросы психологии. 1984. — № 5. — С. 41−43.
- Кумарина, Г. Коррекционная педагогика в начальном образовании / Г. Ф. Кумарина, М. Э. Вайнер, Ю. Н. Вьюнкова. М.: Академия, 2003. — 320 с.
- Лазарев, В. С. Системное развитие школы / В. С. Лазарев. М.: Пед. о-во России, 2002. — 301 с.: ил.
- Леонтьев, А. Н. Деятельность, сознание, личность / А. Н. Леонтьев. М.: Политиздат, 1975. — 135 с.
- Лисина, М. И. Развитие познавательной активности у детей в ходе общения со взрослыми и сверстниками / М. И. Лисина // Вопросы психологии. 1982. — № 4. — С. 18−36.
- Литвиенко, Н. С. Развитие познавательной активности учащихся в условиях проблемно-поисковой деятельности / Н. С. Литвиенко. Киев.: Новая волна, 1995. — 125 с.
- Логинова, Л. Г. Аттестация и аккредитация учреждений дополнительного образования детей / Л. Г. Логинова. М.: ВЛАДОС, 1999. -238. — (Серия «Воспитание и дополнительное образование детей»).
- Лузина, Л. М. Философско-антропологический подход в современной методологии воспитания : автореф. дис. д-ра пед. наук: 13.00.01 / Л. М. Лузина — Псков, гос. пед. ин-т им. С. М. Кирова. СПб., 1998. — 86 с.
- Лурия, А. Р. Об изменчивости психических функций в процессе развития ребенка / А. Р. Лурия // Вопросы психологии. 1962. — № 3. — С. 1522.
- Любимов, Л. П. О национальной доктрине образования в РФ / Л. П. Любимов // Управление школой. 2000. — № 14. — С. 14.
- Люблинская, А. А. Детская психология / А. А. Люблинская. М.: Политиздат, 1971. — 130 с.
- Максимов, Л. К. Развитие познавательных возможностей школьника в условиях учебной деятельности / Л. К. Максимов. М.: Просвещение, 1987. — 189 с.
- Маркова, А. К. Формирование мотивации учения в младшем школьном возрасте : пособие для учителя / А. К. Маркова. М.: Просвещение, 1983. — 96 с.
- Мартиросян, Б. П. Формирование у младших школьников познавательной активности в учебной и внеучебной деятельности : автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / Б. П. Мартиросян — Моск. гос. пед. ин-т. -М.: МГПУ, 2000. 19 с.
- Матюхина, М. В. Психология младшего школьника / М. В. Матюхина. СПб.: Просвещение, 1976. — 196 с.
- Матюшкин, А. М. Познавательная активность, структура и динамика / А. М. Матюшкин // Вопросы психологии. 1985. — № 5. — С. 18−25.
- Мерлин, В. С. Очерк интегрального исследования индивидуальности / В. С. Мерлин — предисл. Е. А. Климова. М.: Педагогика, 1986. — 253 с.
- Методические рекомендации для педагогических коллективов по проблеме «Развитие познавательных интересов в коллективе учащихся» / В. Д. Семенов, В. В. Успенский, Р. Д. Мадер. Свердловск: Свердл. пед. ин-т, 1973.- 145 с.
- Митькин, А. А. На пути к системной психологии развития / А. А. Митькин // Психологический журнал. 1997. — Т. 18. — № 3. — С. 3−12.
- Моргун, В. Ф. Интеграция и дифференциация образования: личностный и технологический аспекты / В. Ф. Моргун // Школьные технологии. 2003. — № 3. — С. 3−9.
- Морозова, Н. Г. Учителю о познавательном интересе / Н. Г. Морозова. М.: Знание, 1979. — 47 с.
- Мудрик, А. В. Воспитание как социальный институт / А. В. Мудрик // Известия Российской Академии Образования: сб. ст. М., 1999. -С. 52−57.
- Мухина, В. С. Возрастная психология : учеб. для студентов вузов /
- B. С. Мухина. М.: Просвещение, 2003. — 198 с.
- Небылицын, В. Д. Актуальные проблемы дифференциальной психофизиологии / В. Д. Небылицын // Вопросы психологии. 1971. — № 6.1. C. 32−35.
- Непомнящая, Н. И. Игра как творчество при реализации человеческих сущностных свойств в развитии ребенка / Н. И. Непомнящая // Мир психологии. 2006. — № 1. — С. 133−141.
- Нечаев, В. Я. Социология образования. Курс лекций. Ч. 1 / В. Я. Нечаев. М.: ЦСО РАО, 1998. — 191 с.
- Новиков, А. М. Российское образование в новой эпохе / Парадоксы наследия, векторы развития: публицист, монография / А. М. Новиков. М.: Эгвес, 2000. — 272 с.
- Новикова, Т. Г. Проектирование и экспертиза инновационной деятельности в образовании. Вып. 12 / Т. Г. Новикова. М.: ЦРСДОД, 2001. — 64 с. — (Серия «Библиотечка для педагогов, родителей и детей»).
- Новиков, В. В. Социальная психология : феномен и наука: учеб. пособие / В. В. Новиков — Междунар. акад. психол. наук, Яросл. гос. ун-т. М.: Изд-во Ин-та психотерапии, 2002. — 341 с.
- Образ человека в зеркале гуманизма: мыслители и педагоги эпохи Возрождения о формировании личности: XTV-XVII вв. / сост. Н. В. Ревякина, О. Ф. Кудрявцева. М.: Изд-во УРАО, 1998. — 400 с. — (Серия «Библиотека антропологии»).
- Обухова, Л.Ф. Детская психология : теории, факты, проблемы / Л. Ф. Обухова. 3-е изд., стер. — М.: Тривола, 1998. — 352 с.: ил.
- Огородников, И. Т. Развитие познавательной активности учащихся в обучении / И. Т. Огородников. Минск: Асар, 1974. — 170 с.
- Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова — Рос. акад. Наук, Ин-т рус. яз. им. В. В. Виноградова. 4-е изд. — М.: А ТЕМП, 2007. — 944 с.
- Орлов, В. В. Материя, развитие, человек / В. В. Орлов.- Пермь: Изд-во ПТУ, 1974. 397 с.
- Особенности психического развития детей 6−7-летнего возраста / под ред. Д. Б. Эльконина, А. Л. Венгера. М.: Педагогика, 1988. — 397 с.
- Остапенко, А. А. Индивидуальность как философско-педагогический принцип / А. А. Остапенко // Педагогические технологии. -2003.-№ 3.-С. 87−94.
- От внешней работы к дополнительному образованию детей: сб. нормативных и метод, материалов для дополнит, образования / под. ред. А. К. Бруднова. М.: Владос, 2000. — 544 с.
- Палагина, Н. Н. Психология развития и возрастная психология : учеб. пособие / Н. Н. Палагина. СПб.: Педагогика-тайм, 2005. — 170 с.
- Петровский, А. В. Личностно-развивающее взаимодействие / А. В. Петровский, В. К. Калиненко, И. Б. Котова. Ростов н/Д: РГПУ, 1993. — 88 с.
- Петровский, В. А. Феномен субъективности в психологии личности : автореф. дис. д-ра психол. наук: 19.00.07 / В. А. Петровский — Ин-т пед. инноваций Рос. акад. образования. М., 1993. — 38 с.
- Пичугина, Г. В. Сельская школа: труд и личность: кн. для учителя / Г. В. Пичугина — Рос. акад. образования, Ин-т соц.- пед. проблем сел. шк. — Комплекс, программа РАО. М.: Изд-во ИСПС РАО, 2004. — 236 с.: табл.
- Плигин, А. А. Организационно-педагогические основы личностно-ориентированной технологии образования в современных условиях : дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / А. А. Плигин. М., 1997. — 161 с.
- Плигин, А. А. Развитие познавательных стратегий школьников : сборник / А. А. Плигин — под ред. Н. Г. Минько. М.: б. и., 2005. — 181 с.
- Поддъяков, Н. Н. Мышление дошкольника / Н. Н. Поддъяков. М.: Педагогика, 1977. — 276 с.
- Пономарев, Я. А. Психология творчества / Я. А. Пономарев. М.: Наука, 1976. — 303 с.
- Поплужный, В. JI. Роль и развитие интеллектуальных чувств в познавательной деятельности личности : дис. канд. пед. наук / В. JI. Поплужный. Киев, 1969. — 242 с.
- Поташник, М. Результаты образования в ожиданиях социальных заказчиков / М. Поташник, А. Моисеев // Народное образование. 1999. — № 9. — С. 139−140.
- Прихожан, А. М. Психология сиротства : учеб. пособие для вузов / А. М. Прихожан, Н. Н. Толстых. 2-е изд. — СПб.: Питер, 2005. — 400 с. -(Детскому психологу).
- Проблемы и тенденции развития образования в Российской Федерации: стат. информ.-аналит. сб. М., 2002.
- О дополнительном образовании: проект закона Рос. Федерации. -М.: б. и., 1992.
- Пряникова, В. Г. Антрополого-гуманистическое направление в отечественной педагогике / В. Г. Пряникова // Педагогика. 1995. — № 2. — С. 92−97.
- Психологический словарь / под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Педагогика-Пресс, 1996. — 440 с.: ил.
- Психолого-педагогический словарь для учителей и руководителей общеобразовательных учреждений / авт.-сост. В. А. Мижериков — ред. П. И. Пидкасистый. Ростов н/Д.: Феникс, 1998. — 310 с.
- Пуденко, Т. И. Результаты мониторинга конкурса образовательных учреждений / Т. И. Пуденко // Национальный проект «Образование»: информ.-метод. журн. 2007. — № 4. — С. 10−18.
- Пути и средства повышения познавательной активности учащихся / J1. К. Гребенкина, Н. А. Деева. Рязань: Рязан. пед. ин-т. им С. А. Есенина, 1986.- 134 с.
- Рабунский, Е. С. Индивидуальный подход в процессе обучения школьников (на основе анализа их самостоятельной учебной деятельности) / Е. С. Рабунский. М.: Педагогика, 1975. — 213 с.
- Радионов, В. Е. Нетрадиционное педагогическое проектирование : учеб. пособие / В. Е. Радионов. СПб.: ГТУ, 1996. — 144 с.
- Ратанова, Т. А. Психофизиологические основы индивидуальности / Т. А. Ратанова. М.: МПСИ — Воронеж: МОДЭК, 1999. — 128 с. — (Серия «Библиотека психолога»),
- Реализация системного подхода к проектированию программ развития образования: науч.-метод. рек. / под. ред. Г. Н. Серикова — сост. С.. Репин, В. В. Давиденко, В. Д. Гунченко. Челябинск: ГлавУО, ЧИПКРО, 1996. — 188 с.
- Ревягина, Т. А. Педагогическая поддержка развития психофизиологического потенциала детей 5−7 лет : дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / Т. А. Ревягина. Н. Новгород, 2004. — 302 с.
- Рубинштейн, С. JI. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. М.: Просвещение, 1999. — 305 с.
- Сапогова, Е. Е. Психологические особенности переходного периода в развитии детей 6−7 лет : дис.. канд. психол. наук / Е. Е. Сапогова. -М., 1986.-217 с.
- Селевко, Г. К. Педагогические технологии на основе личностной ориентации педагогического процесса / Г. К. Селевко. М.: НИИ школьных технологий, 1998. — 288 с.
- Селли, Д. Очерки по психологии детства : пер. с англ. / Д. Селли. -М.: Когито-Центр, 2002. 456 с.
- Селиванова, Н. JI. Современные представления о воспитательном пространстве / Н. Л. Селиванова // Педагогика. 2000. — № 6. — С. 35−39.
- Сельская школа как социокультурный центр села / Нижегор. опыт реструктуризации сел. шк. Н. Новгород: Нижегор. гуманитар, центр, 2004. -137 с.
- Семенов, И. Н. Тенденции психологии развития мышления, рефлексии и познавательной активности : учеб. пособие / И. Н. Семенов. М.: Моск. психол.-социал. ин-т- Воронеж: МОДЭК, 2000. — 64 с.
- Сериков, В. В. Образование и личность. Теория и практика проектирования образовательных систем / В. В. Сериков М.: Логос. 1999. -272 с.
- Сидоркин, А. М. Процесс развития воспитательной системы / А. М. Сидоркин // Советская педагогика. 1991. — № 11. — С. 65−69.
- Симонов, П. В. Мотивированный мозг : монография / П. В. Симонов. М.: Наука, 1987. — 273 с.
- Сиротюк, А. Л. Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения : монография / А. Л. Сиротюк. М.: Сфера, 2003. -288 с.
- Скалкова, Я. Методология и методы педагогического исследования : пер. с чешек. / Я. Скалкова и др. М.: Педагогика, 1989. -224 с.
- Скаткин, М. Н. Методология и методика педагогических исследований : (В помощь начинающему исследователю) / М. Н. Скаткин.
- М.: Педагогика, 1986. 150 с.
- Скоиин, А. Ю. Международный опыт реструктуризации сети сельских школ / А. Ю. Скопин. М.: АПКиПРО, 2002. — 46 с.
- Славина, Л. С. Психическое развитие школьника и его воспитание / Л. С. Славина. М.: Знание, 1979. — 96 с.
- Сластенин, В. А. Антропологический принцип педагогического образования / В. А. Сластенин. Смоленск: б. и., 1995.
- Соколов, Е. Н. Восприятие и условный рефлекс : новый взгляд / Е. Н. Соколов — Моск. психол.-социал. ин-т. М.: Психология, 2003. — 287 с.
- Сорокоумова, Е. А. Формирование познавательной активности младших школьников через понимание текста : дис.. канд. психол. наук / Е. А. Сорокоумова / Нижегор. гос. пед. ин-т. Н. Новгород, 1995. — 150 с.
- Справочник по психологии детского и подросткового возраста / под общ. ред. С. Ю. Циркина. СПб.: Питер, 2001. — 752 с.
- Степанова, О. А. Индивидуализация как принцип современного дошкольного образования / О. А. Степанова // Управление дошкольным образованием. 2005. — № 7. — С. 8−15.
- Стефановская, Т. А. Педагогика как искусство : курс лекций / Т. А. Стефановская. М.: Совершенство, 1998. — 368 с.
- Структурно-функциональная организация развивающегося мозга / под ред. Д. А. Фарбер. Л.: Наука, 1990. — 198 с.
- Сундукова, Э. И. Проектирование образовательных программ как способ индивидуализации обучения учащихся : автореф. дис.. канд. пед. наук / Э. И. Сундукова. Оренбург, 1997. — 18 с.
- Талызина, Н. Ф. Педагогическая психология : учеб. пособие для студентов сред. пед. учеб. заведений / Н. Ф. Талызина. М.: Академия, 1999. — 288 с.
- Тихонов А. Н. Управление современным образованием : социальные и экономические аспекты / А. Н. Тихонов и др. — под ред. А. Н. Тихонова. М.: ВитаПресс, 1998. — 142 с.
- Узнадзе, Д. Н. Психология установки / Д. Н. Узнадзе СПб.: Питер, 2001. -416 с.
- Унт, И. Э. Индивидуализация и дифференциация обучения / И. Э. Унт. М.: Педагогика, 1990. — 192 с.
- Ушинский, К. Д. Человек как предмет воспитания : Опыт педагогической антропологии Т. 1 / К. Д. Ушинский. СПб.: б. и., 1895. -499 с.
- Фарбер, Д. А. Функциональная организация развивающегося мозга и формирование когнитивной деятельности / Д. А. Фарбер и др. // Физиология развития ребенка: теоретические и прикладные аспекты. М., 2000.-С. 60−81.
- Фельдштейн, Д. И. Психология взросления: структурно-содержательная характеристика процесса развития личности: избр. тр. / Д. И. Фельдштейн. М.: Моск. психол.-социал. ин-т: Флинта, 1999. — 672 с.
- Физиология развития ребенка / под ред. Р. И. Козлова, Д. А. Фарбер — Науч.-исслед. ин-т физиологии детей и подростков, Акад. пед. наук СССР. М.: Педагогика, 1983. — 296 с.
- Филиппова, JI. В. Педагогика здоровья : из опыта работы Центра здоровьеформирующих образовательных технологий / JI. В. Филиппова, Ю. А. Лебедев // Мир образования образование в мире: науч.-метод. журн.2001.-№ 1.-С. 173−184.
- Филиппова, Л. В. Философские и педагогические проблемы валеологии / Л. В. Филиппова, Ю. А. Лебедев, Е. Ю. Копейкина — Нижегор. гос. архитектур.-строит. ун-т. Н. Новгород: ННГАСУ, 2000. — 219 с.
- Философский энциклопедический словарь / гл. ред.: Л. Ф. Ильичев, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалев, В. Г. Панов. М.: Сов. энцикл., 1983. — 840 с.
- Философский энциклопедический словарь / ред.-сост. Е. Ф. Губский, Г. В. Кораблева, В. А. Лутченко. М.: ИНФРА-М, 1997. — 576 с. г
- Фомина, А. Б. Учреждение дополнительного образования детей: Инновационная социально-педагогическая модель: учеб.-метод. пособие / А. Б. Фомина. М.: Ассоц. соц. педагогов и соц. работников РФ, 1996. — 82 с.
- Фрадкин, Ф. А. Лекции по истории отечественной педагогики : учеб. пособие для студентов высш. и средних учеб. заведений / Ф. А. Фрадкин, М. Г. Плохова, Е. Г. Оссовский. М.: ТЦ СФЕРА, 1995. — 160 с.
- Фридман, Л. М. Психология детей и подростков : справочник для учителей и воспитателей / Л. М. Фридман. М.: Просвещение, 2004. — 199 с.
- Фролов, В. А. Вариативное образование на селе: состояние и перспективы / В. А. Фролов // Наука и школа. 1999. — № 5. — С. 25−29.
- Фрумин, И. Д. Образовательное пространство как пространство развития / И. Д. Фрумин, Б. Д. Эльконин // Вопросы психологии. 1993. — № 1.-С. 42−50.
- Ходырева, Е. А. Технология становления индивидуальности школьника в поликультурной образовательной среде / Е. А. Ходырева // Известия Российской академии образования. 2006. — № 1. — С. 84−89.
- Холодная, М. А. Персональный познавательный стиль ученика как основа индивидуализации обучения / М. А. Холодная // Новые ценности образования. М., 2004. — Вып. 2 (17).
- Пискунов, А. И. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики А. И. Пискунов. М.: Просвещение, 1981. — 528 с.
- Хуторской, А. В: Методологические основы проектирования образования в 12-летней школе / А. В. Хуторской // Педагогика. 2000. — № 8. — С. 29−37.
- Цикало, Е. С. Проектная деятельность на экскурсиях / Е. С. Цикало // Биология в школе. 2007. — № 8. — С. 57−61.
- Цырлина, Т. В. На путях к совершенству. Антология интересных школ и педагогических находок XX века / Т. В. Цырлина. М.: Сентябрь, 1997, — 112 с.
- Чебыкин, А. Я. Об эмоциях, детерминирующих познавательную деятельность / А. Я. Чебытин // Психологический журнал. 1989. — № 4. — С. 135−141.
- Чистяков, В. В. Антрополого-методологические основы педагогики / В. В. Чистяков. Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 1999. — 265 с.
- Чумичева, Р. М. Социокультурная пространственно-предметная среда развития ребенка / Р. М. Чумичева, Л. Л. Редько // Ребенок в мире культуры / под ред. Р. М. Чумичевой. Ставрополь, 1998. — С. 57−70.
- Чуприкова, Н. И. Идеи общих законов развития в трудах русских мыслителей конца XIX начала XX вв. / Н. И. Чуприкова // Вопросы психологии. — 2000. — № 1. — С. 109−125.
- Шадриков, В. Д. Познавательные процессы и способности в обучении : учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / В. Д. Шадриков. М.: Просвещение, 1990. — 329 с.
- Шамова, Т. И. Управление образовательным процессом в адаптивной школе / Т. И. Шамова, Т. М. Давыденко. М.: Центр, 2001. — 384 с.
- Широкова, Л. Дети с разным типом высшей нервной деятельности / Л. Широкова // Дошкольное воспитание. 1976. — № 12 — 1977. — № 1.
- Шумакова, Н. Б. Возраст вопросов / Н. Б. Шумакова. СПб.: Глобус, 1990. — 168 с.
- Шумакова, Н. Б. Диалог и развитие творческой активности у детей / Н. Б. Шумакова // Развитие творческой активности школьников / под ред. А. М. Матюшкина. М., 1991. — С. 10−35.
- Щукина, Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся / Г. И. Щукина. М.: Педагогика, 1988.- 208 с.
- Эльконин, Д. Б. Психологические вопросы формирования учебной деятельности в младшем школьном возрасте / Д. Б. Эльконин // Хрестоматия по возрастной педагогической психологии. Работы советских психологов. -М., 1981.-С. 300−304.
- Энциклопедия социологии Электронный ресурс. Режим доступа: http://slovari.yandex.ru/dict/sociology.
- Юркевич, В. С. Развитие начального уровня познавательной активности / В. С. Юркевич // Вопросы психологии. 1980. — № 2. — С. 83−92.
- Якиманская, И. С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе / И. С. Якиманская. М.: Сентябрь, 1996. — 95 с.
- Яковлева, Е. Л. Познавательная активность в системе процессов памяти / Е. Л. Яковлева — под ред. Н. И. Чуприковой. М.: Педагогика, 1989.- 192 с.
- Ярошевский, М. Г. История психологии от античности до середины XX в.: учеб. пособие / М. Г. Ярошевский. М.: Академия, 1996. -416 с.
- Ярулов, А. Через самостоятельность и самоконтроль: опыт внедрения индивидуально-ориентированной системы обучения / А. Ярулов // Директор школы. 1997. — № 1. — С. 61.
- Ясвин, В. А. Психолого-педагогическое проектирование образовательной среды / В. А. Ясвин // Дополнительное образование. 2000. -№ 2.-С. 31−34.
- Birzea, С. Education for democratic citizenship: a lifelong learning perspective. Council of Europe. DGEV/EDU/C1T (2000) 21 / C. Birzea. -Strasbourg Cedcx: CoE, 2000. 88 p.
- Bransford, J. D. A sketch of a cognitive approuch to comprehension: some thoughts about understanding what it means to comprehend / J. D. Bransford,
- N. S. McCarrell. Hillsdale — New Jersj: Lawrence Erlbaum Associates, 1974. — P. 189−229.
- Clark, H. H. Bridging Thinking readings in cognitive science / H. H. Clark // Ed. by P.N. Johnson- Laird and P.C. Wason. Cambridge university press. -1974.-P. 411−420.
- Gray, K. Workforce education: The basics / K. Gray, E. Herr. -Needham Heights: M. A. Allyn and Bacon, 1998. 326 p.
- Hutmacher, Walo. Key competencies for Europe / Walo Hutmacher / Report of the Symposium Berne, Switzerland 27−30 March, 1996. Council for Cultural Co-operation (CDCC) //Secondary Education for Europe Strasburg, 1997.
- Isaeva, Т. E. To the nature of Pedagogical Culture: Competence Based approach to its Structure / Т. E. Isaeva // Преподаватель высшей школы в XXI веке: тр. Междунар. науч.-практ. интерконф. — Ростов н/Д., 2003.
- Marzano, R. J. Implementing standards-based education / R. J. Marzano, J. S. Kendall // National Education Association of the US. -1998. 90 p.
- Tuning Educational Structures in Europe // EC. Educational and Culture. Socrates-Tempus. 2006.
- What Teachers Should Know and Be Able to Do: The Five Core Propositions of the National Board // National Board offers National Board Certification. http://www.nbpts.org/pdf/coreprops.pdf.
- While, R. W. Motivation reconsidered: The concept of competence / R. W. While // Psychological review. 1959. — № 66.
- Winch, C. Education, work and social capital: towards a new conception of vocational education / C. Winch. London: New York, 2000. — 2201. P