Теоретические основы взаимосвязи школы и семьи в начальных классах
Необходимость организовывать работу с родителями вызвана заботой об индивидуальном развитии каждого школьника: надо, чтобы в семье ему были созданы благоприятные условия и семейное воспитание находилось в гармонии с системой школьного воспитания, чтобы воспитательные результаты школы «не стирались» семьей, чтобы не было педагогического противостояния семьи и школы, от которого страдает в первую… Читать ещё >
Теоретические основы взаимосвязи школы и семьи в начальных классах (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
семья школа класс.
Роль семьи и условия взаимодействия школы и семьи в воспитании детей
Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года подчеркивает исключительную роль семьи в решении задач воспитания. Главное назначение семьи — воспитание детей. Права и обязанности родителей определены в статьях 38, 39 Конституции РФ, главе 12 Семейного кодекса РФ, статьях 17,18,19,52 Закона Российской Федерации «Об образовании». [1,2,3].
Семья — персональная среда жизни и развития ребенка, качество которой определяется рядом параметров.
- — Социально-культурный параметр зависит от образовательного уровня родителей и их участия в жизни общества.
- — Социально-экономический параметр определяется занятостью родителей на работе.
- — Технико-гигиенический параметр зависит от условий проживания, оборудованности жилища, особенностей образа жизни.
Педагоги должны помочь родителям:
- — увидеть ребенка в его природосообразности;
- — научить наблюдать за его развитием;
- — понимать закономерности происходящих изменений. [9, С.59]
Только на этой основе возможно эффективное взаимодействие семьи и школы в процессе обучения и воспитания.
Существуют следующие направления и формы взаимодействия семьи и школы:
- — изучение условий семейного воспитания;
- — информирование родителей о содержании учебно-воспитательного процесса;
- — психолого-педагогическое просвещение родителей;
- — совместная деятельность родителей и учащихся;
- — взаимодействие с родительским комитетом;
- — информирование родителей о ходе и результатах воспитания, обучения детей;
- — взаимодействие с родителями, входящими в общественные организации. Результат такой работы виден в:
- — повышении психолого-педагогической культуры родителей;
- — реализации личностно-профессионального роста педагогов;
- — раскрытии личностного потенциала учащихся в воспитательной системе школы. [7, С.157]
Критерии эффективности работы в начальной школе — это сформированность положительного отношения к школе, престижность ее восприятия, уважительное отношение к педагогическому коллективу.
В среднем и старшем звеньях — это сформированность понимания сильных и слабых сторон ребенка. Уважительное отношение к ребенку как личности и гордость за его достижения в саморазвитии.
Какую бы сторону развития мы не взяли, всегда окажется, что решающую роль в его эффективности на том или ином возрастном этапе играет семья.
А успешное решение задач воспитания возможно только при условии взаимодействия семьи и школы.
Необходимость организовывать работу с родителями вызвана заботой об индивидуальном развитии каждого школьника: надо, чтобы в семье ему были созданы благоприятные условия и семейное воспитание находилось в гармонии с системой школьного воспитания, чтобы воспитательные результаты школы «не стирались» семьей, чтобы не было педагогического противостояния семьи и школы, от которого страдает в первую очередь ученик и его развитие. Сотрудничество семьи и школы становится все более актуальным и востребованным.
Для полноценного процесса обучения и формирования личности ребенка необходим соответствующий микроклимат между: школой и семьей, семьей и педагогами, педагогами и учениками, учениками со своими сверстниками.
Семья — часть общечеловеческого коллектива, важнейший институт социализации подрастающего поколения. Задача школы в современных условиях заключается в поддержании и развитии интереса к человеку в семье.
Цели взаимодействия семьи и школы рассматриваются в создании благоприятных условия для обеспечения взаимопонимания и однонаправленности стремлений школы и семьи в развитии личности ребенка, мотиве его учения, ценностных ориентации, раскрытие его индивидуальности, творческого потенциала.
Школа предлагает следующие виды работы:
- — просветительская — научить родителей видеть и понимать изменения, происходящие с детьми;
- — консультативная — совместный психолого-педагогический поиск методов эффективного воздействия на ребенка в процессе приобретения или общественных и трудовых навыков. [7, С.158]
Для успешного взаимодействия школы и семьи в воспитании нужно, чтобы родители умели анализировать деятельность и поведение своих детей, их воспитанность. А для этого необходимо:
- — разработать содержание и методику педагогического просвещения родителей с учетом подготовленности их к воспитанию;
- — пробудить у родителей, как воспитателей, интерес к процессу самообразования в области специальных педагогических и психологических знаний.
- — совершенствовать взаимоотношения родителей с детьми и классным руководителем, расширять сферу их совместной деятельности и общения. 7, С.159]
Если между классным руководителем и родителями существуют доверительные отношения, педагог может попросить поделиться результатами своих наблюдений. Таким образом, обеспечивается единство требований школы, гласного коллектива и семьи.
Подключение родителей к анализу воспитанности школьников является не только способом более глубокого познания ими детей, но и стимулом самообразования самих родителей. У них появляется потребность обогатить свои знания, овладеть неизвестными им методами семейного воспитания.
Семья, дом располагают немалыми позитивными условиями, способствующими повышению воспитательных возможностей домашних игр: во-первых, родители и дети проводят совместно достаточное количество времени, часто вместе занимаются, играют, отдыхают; во-вторых, для организации проведения игр в домашних условиях существует немало разнообразного инвентаря.
Как показывает практика, контакты родителей младших школьников с их учителем — самые тесные и активные в сравнении с учителями более старших детей.