Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Формирование готовности выпускников общеобразовательной школы к безопасному социальному выбору

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Программа спецкурса «Основы социальной безопасности» с практикумом по самопознанию и ролевой практикой в целом выполнила свою задачу быть объединяющим звеном для профориентации, социального воспитания и содержания основ наук, преподаваемых в общеобразовательной школе, поскольку в ней выдерживается последовательная логика планирования ближней, средней и дальней жизненной перспективы обучающихся… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. Готовность выпускников общеобразовательной школы к безопасному социальному выбору как педагогическая проблема
    • 1. 1. Особенности социально-экономического развития современной России как предпосылка решения проблемы безопасного социального выбора

    1.2. Теория комплексной безопасности существования российского общества XXI века как теоретико-методологическая база процесса формирования готовности выпускников общеобразовательной школы к безопасному социальному выбору

    1.3. Модель процесса формирования готовности выпускников общеобразовательной школы к безопасному социальному выбору

    Выводы по главе I

    ГЛАВА II. Реализация педагогических условий процесса формирования готовности выпускников общеобразовательной школы к безопасному социальному выбору

    2.1. Комплексная программа социализации выпускников общеобразовательной школы как система межпредметного взаимодействия в процессе формирования стратегии безопасного социального выбора

    2.2. Содержание обобщающего спецкурса «Основы социальной безопасности» в выпускном классе общеобразовательной школы

    2.3. Критерии и показатели готовности выпускников общеобразовательной школы к безопасному социальному выбору

    Выводы по главе II

Формирование готовности выпускников общеобразовательной школы к безопасному социальному выбору (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Проблема формирования готовности выпускников общеобразовательной школы к безопасному социальному выбору обусловлена необходимостью поиска путей наиболее успешной социализации выпускников общеобразовательной школы в современных условиях. Российское общество в начале XXI века характеризуется наличием ряда кризисных явлений в областях экономики, экологии и культуры, что практически влияет на все сферы жизнедеятельности людей: падает экономический уровень жизнипереоцениваются традиционные культурные ценностивозрастают экологическая, техногенная, военная и социальная напряженностьнедооценивается значимость образования и здорового образа жизни, необходимых молодому поколению.

Отрицательная социально-экономическая динамика выдвигает воспитательные задачи, требующие новых решений, поскольку современная общеобразовательная школа не может эффективно противостоять скоротечности социально-экономических кризисов в мире и в России. Общеобразовательная школа сегодня не имеет значительных свободных педагогических ресурсов, с помощью которых она могла бы успешно противодействовать нарастанию социальных рисков в ходе динамики мирового и отечественного социально-экономического кризиса (Г.И. Лукьянов, Л. Э. Пробст и др.).

Проблема социализации выпускников общеобразовательной школы решалась различными способами и путями. Одна группа педагогов-исследователей (О.В. Егоршина, H.A. Киселкина, В. П. Максимов и др.) акцентировала внимание на экономической подготовке старших школьников для активной и самодостаточной жизни в условиях рыночных отношений. Другая группа исследователей (А.Г. Бусыгин, Т. Д. Гайворон, Г. Е. Гун и др.) отдавала приоритет эколого-валеологической подготовке школьников. Третья группа педагогов (И.А. Агапова, Л. А. Боголюбов, М. А. Давыдова и др.) акцентировала усилия на гражданском и социально-правовом направлениях подготовки старших школьников. Следует отметить, что значительные предпосылки решения затронутой в исследовании проблемы подготовки выпускников общеобразовательной школы к безопасному социальному выбору присутствуют во многих трудах отечественных философов — Г. И. Лукьянова, H.H. Моисеева, а также зарубежных — У. Бека, Э. Гидденсаотечественных психологов — К.А. Абульхановой-Славской, A.A. Бакановой, Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, A.A. Леонтьева, а также зарубежных — А. Г. Маслоу, М. Зелигмана и К. Фопеляотечественных педагогов — Ш. А. Амонашвили, Н. Ф. Басова, Б. З. Вульфова, A.A. Гина, E.H. Ильина, Н. В. Касицыной, Л. В. Мардахаева,.

A.B. Мудрика, М. И. Рожкова, Г. К. Селевко, С. Т. Шацкого, В. Ф. Шаталова, а также зарубежных — Дж. Дьюи, П. Мак-Ларена. Не утратили актуальности труды ученых прошлого: Платона, Аристотеля, Э. Роттердамского, Я. А. Коменского, И. Г. Песталоцци, Т. Веблена и других, нашедшие отражение в ходе работы над исследованием. Тем не менее, несмотря на значительные достижения в теории и практике школьной социально-профориентационной работы, в общеобразовательной школе пока не сложилось целостного процесса формирования готовности выпускников к безопасному социальному выбору. Анализ научной литературы и педагогической практики по изучаемой проблеме позволил выявить наличие неразрешенных противоречий:

— между кризисным состоянием современного российского общества и недостаточностью социально-философского обоснования педагогических исследований по социализации выпускников общеобразовательной школы, соответствующих особенностям текущего исторического периода;

— между проблематикой безопасности существования подрастающего поколения российского общества XXI века и необходимостью выявления в общеобразовательной школе педагогических условий формирования готовности выпускников к безопасному социальному выбору;

— между актуальностью задачи стимулирования активной деятельности педагогических кадров по формированию готовности выпускников общеобразовательной школы к безопасному социальному выбору и недостаточной разработанностью программно-методического обеспечения этой деятельности.

На основании выявленных противоречий сформулирована проблема исследования: при реализации каких педагогических условий готовность выпускников общеобразовательной школы к безопасному социальному выбору будет наибольшей?

Все вышесказанное явилось основанием для выбора темы исследования «Формирование готовности выпускников общеобразовательной школы к безопасному социальному выбору».

Цель исследования: выявить, обосновать и проверить на практике педагогические условия процесса формирования готовности выпускников общеобразовательной школы к безопасному социальному выбору.

Объект исследования: процесс формирования готовности выпускников общеобразовательной школы к безопасному социальному выбору.

Предмет исследования: педагогические условия процесса формирования готовности выпускников общеобразовательной школы к безопасному социальному выбору.

Гипотеза исследования. Процесс формирования готовности выпускников общеобразовательной школы к безопасному социальному выбору будет наиболее успешным, если:

— определена единая теоретико-методологическая база изучаемого процесса, основу которой составляет теория комплексной безопасности существования российского общества XXI века;

— создана модель процесса формирования готовности выпускников общеобразовательной школы к безопасному социальному выбору, с компонентами этого процесса, составленными на основе соблюдения безопасности для физического, психического и нравственного здоровья человека;

— разработан обобщающий спецкурс «Основы социальной безопасности» с практикумом по самопознанию и ролевой практикой для организации взаимодействия содержания преподаваемых дисциплин, профориентации и социального воспитания школьников.

В соответствии с целью и выдвинутой гипотезой определены задачи исследования:

1. Изучить особенности текущей ситуации социально-экономического развития России и обосновать выбор теории комплексной безопасности существования российского общества XXI века как наиболее целесообразной теоретико-методологической базы педагогического процесса в общеобразовательной школеуточнить сущность понятий «безопасный социальный выбор» и «готовность к безопасному социальному выбору» для категории выпускников общеобразовательной школы.

2. Создать модель процесса формирования готовности выпускников общеобразовательной школы к безопасному социальному выбору, с компонентами этого процесса, составленными на основе соблюдения безопасности для физического, психического и нравственного здоровья человека.

3. Разработать и внедрить обобщающий спецкурс «Основы социальной безопасности» с практикумом по самопознанию и ролевой практикой для организации взаимодействия содержания преподаваемых в общеобразовательной школе дисциплин, профориентации и социального воспитания школьников.

4. Подтвердить в ходе эксперимента педагогические условия процесса формирования готовности выпускников общеобразовательной школы к безопасному социальному выбору.

Методологическую основу исследования составили:

— аксиологический подход, рассматривающий освоение субъектами воспитания общечеловеческих ценностей и достояний национальной и мировой культуры, и превращение их в личностные приоритеты субъектов воспитания (Ш.А. Амонашвили, В. А. Сластенин, М. А. Ядова и др.);

— гуманистический подход, который рассматривает создание условий для саморазвития личности выпускников общеобразовательной школы и полной реализации их личностного потенциала (Н.Ф. Басов, Б. З. Вульфов, Ф. И. Кевля, J1.A. Коробейникова, А. И. Тимонин и др.);

— системный подход, рассматривающий изучаемые явления как связанные компоненты сложной системы, результат работы которой определяется свойствами как каждого компонента в отдельности, так и системы в целом (Д.М. Жилин, В. И. Михеев, Г. Е. Муравьева и др.).

Теоретическую базу исследования определили:

— философские и социологические концепции и теории: теория комплексной безопасности существования российского общества XXI века (М.С. Алешенков), теория рисков в постиндустриальном обществе (И.А. Афанасьев, Г. И. Лукьянов), теория выбора школьниками будущей профессии в отечественном рыночном обществе (Л.Э. Пробст, О.В. Трунькина), теория распределения аксиологических приоритетов в капиталистической общественно-экономической формации (Т. Веблен);

— психолого-педагогические концепции и теории развития личности: теория личностной мотивации (А. Маслоу), основы теории деятельности (Л.С. Выготский, А. Н. Леонтьев, A.A. Леонтьев), теория манипулятивного поведения человека (Э. Берн), изучение социальных компетенций личности (В.М. Басова, Б. З. Вульфов, A.B. Мудрик) — теории средового воспитания и педагогики среды (Ю.С. Мануйлов, С.Т. Шацкий), теория социального воспитания и социальной работы (Н.Ф. Басов, В. М. Басова, М. И. Рожков, A.B. Мудрик, А.И. Тимонин), педагогика сотрудничества.

Ш. А. Амонашвили, E.H. Ильин, В.Ф. Шаталов), теория педагогической рискологии (И.Г. Абрамова).

Методы исследования. Из всеобщих методов познания в исследовании был использован диалектический метод, выразившийся в рассмотрении динамики развития затронутых в исследовании проблем безопасного существования отечественного общества XXI века.

Из общенаучных методов были использованы анализ, синтез, дедукция, индукция, сравнение, моделирование.

Из педагогических методов были использованы наблюдение, тестирование, сопоставительный анализ, педагогический эксперимент.

Из логических методов были использованы некоторые методы теории решения изобретательских задач (ТРИЗ), а именно: рассмотрение проблемы с различных сторон, параллельное решение нескольких задач, определение области поиска неизвестного по хронотопу.

Кроме того, были использованы статистические методы: метод качественного сравнения различных по численности распределений по оценкам отклонения элементов распределения от его средней (Z-оценки, Т-оценки), критерий знаков, а также расчет коэффициентов корреляции по Ч. Спирмену.

База исследования: МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 2» г. Грязовца, Грязовецкого района Вологодской областиМОУ «Средняя общеобразовательная школа с. Фрол» Грязовецкого районаМОУ «Основная общеобразовательная школа с. Жерноково» Грязовецкого районаМОУ «Основная общеобразовательная школа с. Покровское», Грязовецкого района Вологодской областиГОУ «Вологодский детский дом № 1» г. Вологды. В опытно-экспериментальной работе приняли участие 276 учащихся, 32 педагога, представители администраций школ и Грязовецкого районного отдела Департамента образования Вологодской области.

Исследование осуществлялось в три взаимосвязанных этапа.

На первом этапе (2006;2008) происходило формирование основной идеи и направления исследования, определение степени их актуальности, возрастных категорий школьников — участников эксперимента, которым адресовано содержание исследования, выбор научно-теоретической и экспериментальной базы для исследования, формулировка темы исследования, определение его объекта, предмета, задач, гипотезы;

На втором этапе (2008;2009) происходило теоретическое обоснование исследования и подготовка эксперимента, выбор методов для проведения эксперимента и обработки эмпирических данных, корректировка хода эксперимента по результатам проведения констатирующего этапа эксперимента, проведение формирующего этапа эксперимента, статистическая обработка и анализ данных, полученных в ходе эксперимента, взаимодействие с основными общеобразовательными школами и детским домом на предмет возможного внедрения результатов исследования;

На третьем этапе (2009;2010) производилось подведение итогов, проверка гипотезы исследования, литературное оформление текста диссертации, обсуждение результатов исследования на заседаниях кафедры педагогики ВГПУ и педагогических советах базовых школ.

Научная новизна исследования состоит в том, что:

— доказана целесообразность применения теории комплексной безопасности существования российского общества XXI века в качестве теоретико-методологической базы педагогического процесса в общеобразовательной школеуточнена сущность понятий «безопасный социальный выбор» выпускников общеобразовательной школы" и «готовность выпускников общеобразовательной школы к безопасному социальному выбору;

— создана модель процесса формирования готовности выпускников общеобразовательной школы к безопасному социальному выбору, с компонентами этого процесса, составленными на основе соблюдения безопасности для физического, психического и нравственного здоровья человека;

— составлен обобщающий спецкурс «Основы социальной безопасности» с практикумом по самопознанию и ролевой практикой для организации взаимодействия содержания преподаваемых дисциплин, профориентации и социального воспитания школьников;

— выявлены педагогические условия процесса формирования готовности выпускников общеобразовательной школы к безопасному социальному выбору (теоретико-методологическая база изучаемого процесса, модель изучаемого процесса, спецкурс «Основы социальной безопасности», критерии и показатели готовности выпускников общеобразовательной школы к безопасному социальному выбору).

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что:

— обоснована совокупность методологических подходов (аксиологического, гуманистического и системного) в разрешении проблемы исследования;

— предложена новая основа для объединения воспитательных потенциалов школьной профориентации, социального воспитания школьников и содержания преподаваемых в общеобразовательной школе дисциплин в виде теории комплексной социальной безопасности существования российского общества XXI века;

Практическая значимость исследования определяется тем, что в нем:

— разработана программа формирования социально значимых знаний для выпускников общеобразовательной школы, включающая многопредметное содержание обучения, профориентацию и социальное воспитание;

— спецкурс «Основы социальной безопасности» с практикумом по самопознанию и ролевой практикой, после соответствующей корректировки, может быть рекомендован образовательным учреждениям для выпускников различных возрастных категорий;

— методические материалы исследования могут быть использованы преподавателями в педагогических высших и средних специальных учебных заведениях, в спецкурсах общей и социальной педагогики, в системе повышения квалификации педагогических кадров;

— комплекс диагностических методик исследования и статистический аппарат, задействованный в нем, могут быть использованы для оценки результатов школьной социально-воспитательной работы среди различных по численности групп обучающихся.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается совокупностью методологических подходов и комплексным использованием в нем всеобщих, общенаучных и частнонаучных методовопорой на основные положения и научные выводы философской теории комплексной безопасности существования российского общества XXI века, педагогики сотрудничества и психологии переходного возрастаподтверждением выводов исследования проведением педагогического эксперимента с использованием широко применяемых тестовых методик («Карта интересов» А. Е. Голомштока, «КОСМ» Б. А. Федоришина и др.), статистическим анализом полученных в эксперименте данных, позволяющим корректно сравнивать распределения различной численности.

Личный вклад автора состоит в теоретической разработке и практической реализации процесса формирования готовности выпускников общеобразовательной школы к безопасному социальному выборув организации констатирующего и формирующего этапов экспериментав экспериментальной проверке модели исследуемого процессав работе диссертанта в качестве научного консультантав получении и интерпретации эмпирических данныхв разработке и внедрении спецкурса «Основы социальной безопасности».

На защиту выносятся следующие положения:

1. Теорию комплексной социальной безопасности существования российского общества XXI века целесообразно принять в настоящее время в качестве единой теоретико-методологической базы для педагогического процесса в общеобразовательной школе в связи с тем, что данная теория:

— во-первых, соответствует проблематике социализации выпускников общеобразовательной школы по хронотопу (месту и времени создания);

— во-вторых, предлагает четкую и компактную классификацию критериев социальных рисков в современном российском обществе, что дает возможность объективного разъяснения обучающимся ближайшей социальной перспективы;

— в-третьих, ориентирована на сохранение физического, психического и нравственного здоровья учащейся молодежи.

2. Модель процесса формирования готовности выпускников общеобразовательной школы к безопасному выбору создана на основе идеи соблюдения комплексной социальной безопасности для физического, психического и нравственного здоровья человека, что дает возможность для наиболее полного взаимодействия целей и результатов других направлений социального воспитания выпускников общеобразовательной школы.

Процесс формирования готовности выпускников общеобразовательной школы к безопасному социальному выбору — это совокупность аксиологического, содержательного, деятельностного и аналитико-результативного компонентов, которые формируются с целью изменения поля значений в понимании текущей социальной проблематики для реципиентов (выпускников общеобразовательной школы) применительно к проблеме их социализации, в том плане, что эта проблема представлена, как острый личностный кризис, для выхода из которого необходимо интенсивно, незамедлительно и полноценно использовать весь личностный потенциал.

3. Процесс формирования готовности выпускников общеобразовательной школы к безопасному социальному выбору обеспечивается посредством комплексного применения программы обобщающего спецкурса «Основы социальной безопасности» с практикумом по самопознанию и ролевой практикой как объединяющего направления для школьной профориентации, социального воспитания и содержания преподаваемых в общеобразовательной школе дисциплин.

4. Педагогические условия процесса формирования готовности выпускников общеобразовательной школы к безопасному социальному выбору способствуют тому, что данный процесс будет наиболее успешным, если:

— определена единая теоретико-методологическая база изучаемого процесса, основу которой составляет теория комплексной безопасности существования российского общества XXI века;

— создана модель процесса формирования готовности выпускников общеобразовательной школы к безопасному социальному выбору, с компонентами этого процесса, составленными на основе соблюдения безопасности для физического, психического и нравственного здоровья человека;

— разработан обобщающий спецкурс «Основы социальной безопасности» с практикумом по самопознанию и ролевой практикой для организации взаимодействия содержания преподаваемых дисциплин, профориентации и социального воспитания школьников.

Первое условие определяет конкретное единое концептуальное направление для объединения усилий школьной профориентации, социального воспитания и содержания преподаваемых в общеобразовательной школе дисциплин. Второе условие конкретизирует порядок действий по реализации на практике первого условия в виде процесса формирования готовности выпускников общеобразовательной школы к безопасному социальному выбору, содержания его компонентов, структуры его модели, а также выбора соответствующих критериев и показателей результативности этого процесса. Третье условие определяет конкретные границы взаимодействия школьной профориентации, социального воспитания и преподаваемых в общеобразовательной школе дисциплин с предлагаемым в исследовании спецкурсом «Основы социальной безопасности».

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения исследования отражены в опубликованных работах (10 статей), среди которых три статьи опубликованы в периодических изданиях списка ВАК РФ («Вестник Поморского университета», «Вестник КГУ им. H.A. Некрасова», «Вестник Военного университета»).

Материалы исследования обсуждались на заседаниях лаборатории педагогических исследований и кафедры педагогики Вологодского государственного педагогического университета, педагогических советах базовых школ, совещаниях работников сферы образования Вологодской области.

Результаты исследования были предметом обсуждения в докладах на международной научно-практической конференции «Регионы в условиях неустойчивого развития» (апрель 2010 года, г. Шарья) — на международной научно-практической конференции «Развитие физической культуры детей и учащейся молодежи» (июнь 2010 года, г. Шуя) — на 6-й всероссийской научно-практической конференции «Вузовская наука — региону» (февраль 2008 года, г. Вологда). Кроме того, материалы исследования были представлены на международном научно-практическом семинаре «Психолого-педагогические аспекты социализации личности», состоявшемся 11 февраля 2010 года, на базе Вологодского института права и экономики Федеральной службы исполнения наказаний РФ, а также в электронном сборнике по результатам Всероссийской научно-практической конференции «Наша новая школа» (Москва, 7 апреля 2010 года). Разработки, приведенные в исследовании, были приняты к внедрению в средней общеобразовательной школе № 2 г. Грязовца Грязовецкого района Вологодской области, Фроловской общеобразовательной школе (с. Фрол Грязовецкого района.

Вологодской области), а также, с соответствующими доработками, в Покровской основной общеобразовательной школе с. Покровское Грязовецкого района Вологодской области), Жерноковской основной общеобразовательной школе (с. Жерноково Грязовецкого района Вологодской области) и МОУ «Детский дом № 1» г. Вологды.

Структура диссертационного исследования. Диссертация состоит из двух глав, заключения, списка литературы, и приложений.

В первой главе «Готовность выпускников общеобразовательной школы к безопасному социальному выбору как педагогическая проблема» проведен полинаучный анализ современного этапа социально-экономического развития России и имеющей место в нем основной педагогической проблематикирассмотрена теория комплексной социальной безопасности существования российского общества XXI века как основа процесса формирования готовности выпускников общеобразовательной школы к безопасному социальному выборуразработана модель этого процесса.

Во второй главе «Реализация педагогических условий процесса формирования готовности выпускников общеобразовательной школы к безопасному социальному выбору» рассмотрена программа социализации выпускников общеобразовательной школы как результат межпредметного взаимодействия в процессе формирования стратегии безопасного социального выбора для данной категории обучающихсяраскрыто содержание обобщающего спецкурса «Основы социальной безопасности» в выпускном классе общеобразовательной школыразработаны критерии и показатели готовности выпускников общеобразовательной школы к безопасному социальному выбору. Кроме того, во второй главе описан ход и результаты констатирующего и формирующего этапов эксперимента.

В заключении сформулированы итоги диссертационного исследования, сделаны выводы и критические замечания, определены перспективы и основные направления дальнейшей работы по данной теме.

В приложениях приведены результаты статистической обработки эмпирических этапов исследования, образцы психолого-педагогического инструментария, использованного в эксперименте, отдельные результаты исследования и комментарии к ним.

Выводы по главе II.

1. Комплексная программа социализации выпускников общеобразовательной школы — это симбиоз школьной профориентационной работы, учебного спецкурса «Основы социальной безопасности» и содержания учебных дисциплин, традиционно преподаваемых в общеобразовательной школе. Роль интегрирующего звена в этой программе отведена спецкурсу «Основы социальной безопасности». Он логически связывает теоретико-методологическую базу (теорию комплексной социальной безопасности существования российского общества XXI века), профориентационную работу, социальное воспитание и содержание преподаваемых в школе дисциплин. Содержание компонентов комплексной программы социализации выпускников формируется с соблюдением педагогической преемственности по отношению к содержанию обобщающего учебного спецкурса.

Для соответствия содержания школьной профориентационной работы содержанию процесса формирования готовности выпускников общеобразовательной школы к безопасному социальному выбору было необходимо перевести ее на ту же теоретико-методологическую базу, которая заложена в спецкурс «Основы социальной безопасности». По этой причине, в содержание школьной профориентационной работы были введены элементы теории устойчивого развития России, которые нашли отражение в тематике специально подобранных тестовых методик, тренинговых методик, ролевой практики. Профессиональный выбор выпускников общеобразовательной школы в рамках общешкольной программы их социализации заявлен, как полипрофессиональный, как в одной, так и в нескольких профессиональных областях знаний (деятельности), при этом обучающимся постоянно разъяснялась социальная значимость образования и здорового образа жизни.

2. Учебный спецкурс «Основы социальной безопасности» является связующим и обобщающим звеном в комплексной программе социализации выпускников общеобразовательной школы. Он предоставляет возможность логически совместить в процессе подготовки школьников к социализации содержание большинства преподаваемых в общеобразовательной школе дисциплин и содержание школьной профориентации в процессе их совместной работы на общий результат — воспитание социально устойчивой личности школьника. Это логическое совмещение обеспечивается расширенной структурой межпредметных связей данного спецкурса. По мере преподавания в общеобразовательной школе каких-либо новых дисциплин социально-воспитательного характера необходимо создавать межпредметные связи данного спецкурса и с ними, корректируя его содержание в необходимых пределах. Поскольку в основу спецкурса заложена педагогика сотрудничества, есть основания полагать, что с ее помощью возможно в значительной мере согласовать мотивы самоактуализации выпускников общеобразовательной школы с осознанием ими полной ответственности за исход своей социализации.

3. Показатели готовности выпускников общеобразовательной школы по ходу педагогического эксперимента явили положительную динамику, за исключением степени реактивной тревожности обучающихся (тест «Шкала самооценки»). Это дает основание полагать, что минимальный состав комплекса педагогических условий для процесса формирования готовности выпускников общеобразовательной школы к безопасному социальному выбору определен правильно. Анализ усвоения обучающимися содержания спецкурса «Основы социальной безопасности» посредством тест-опросника выявил недоработанность его в части взаимодействя с культурологией. При наблюдении контрольных показателей готовности выпускников общеобразовательной школы к безопасному социальному выбору по 11-м классам выпуска 2010 года также отмечена их положительная динамика, которая обусловлена позитивным действием ролевой практики, предложенной обучающимся, когда они были в 10-х классах 2009 года. Тем не менее, произвести коррекцию содержания спецкурса в плане методического взаимодействия с культурологией нам не удалось, возможно, по этой причине, показатель «Степень реактивной тревожности» обучающихся снова не достиг нормы. Последующие выпуски базовой школы будут задействованы в общешкольной программе социализации выпускников в большей мере, поэтому предполагается дальнейшая положительная динамика контрольных показателей.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проведенное исследование, носящее теоретико-экспериментальный характер, решает актуальную образовательную задачу обеспечения готовности выпускников общеобразовательной школы к безопасному во всех отношениях выбору жизненного пути. В ходе исследования анализировались источники, посвященные проблемам безопасности существования российского общества XXI века, применялись философские, социологические, педагогические и психологические теории, в которых решались вопросы, затрагивающие данную проблему. По завершении исследования нами были сделаны следующие выводы.

1. Учитывая скоротечность отрицательной социальной динамики в отечественном обществе настоящего времени и обусловленную ею педагогическую проблематику, в ходе исследования мы предлагаем, прежде всего, определить для школьной педагогики оптимальную для текущих социально-экономических условий теоретико-методологическую базу, которая позволяет, с одной стороны, создать в педагогике общеобразовательной школы четкую линию аксиологического отсчета, а с другой — направить в единый вектор различные направления социального воспитания, которые до того планировались некоординированно. Поскольку текущую социально-экономическую ситуацию в России следуют считать, как минимум, форсмажорной, то теоретико-методологичекая база для общеобразовательной школы предлагается из числа философских теорий, рассматривающих вопросы социальной безопасности и дающих почву для научно обоснованного социального прогнозирования ближайшей социальной перспективы. В этих теориях приветствуется компактное и четкое структурирование текущих социальных проблем, позволяющее столь же компактно производить его педагогическую интерпретацию. Фактор научно обоснованного социального прогноза позволяет создавать на этой основе педагогические разработки, руководящие идеи, концепции превентивного действия, которое заключается в том, что воспитательный процесс в общеобразовательной школе структурируется в таком направлении, которое нет необходимости кардинально менять при дальнейшей отрицательной внешней социальной динамике, возможно, что потребуется лишь его корректировка под специфику учебного заведения, возрастную группу, социальную группу и т. д.

2. В исследовании предложен процесс формирования готовности выпускников общеобразовательной школы к безопасному социальному выбору и построена его модель. Эта модель является прагматической и строится с соблюдением принципов адекватности и экономичности. Сущностью этого процесса является преемственность и взаимоинтеграция социального воспитания, школьной профориентации и содержания преподаваемых в школе дисциплин на базе отечественной философии социальной безопасности. Модель этого процесса определяет алгоритм его практической реализации, а также средства и методы контроля ее хода. Общеобразовательная школа ограничена в педагогических и материальных ресурсах. Оптимально подобранная теоретико-методологическая база позволит мобилизовать их в необходимой степени для решения задачи подготовки социально устойчивой личности школьника ближайшего будущего. Поскольку в каждой общеобразовательной школе сформирована своя программа социально-воспитательной деятельности, то в составе процесса формирования готовности выпускников общеобразовательной школы к безопасному социальному выбору и в структуре предлагаемой модели предусмотрена относительная вариативность содержания некоторых компонентов этого процесса при неизменности концептуальных целей их формирования. В ходе проектирования данного процесса выявлены основные показатели степени готовности выпускника общеобразовательной школы к безопасному социальному выбору. Контролируя эти показатели с помощью выбранных диагностических методик, имеется возможность проверить модель данного процесса на адекватность и оптимизировать степень готовности выпускника общеобразовательной школы к безопасному социальному выбору.

3. Программа спецкурса «Основы социальной безопасности» с практикумом по самопознанию и ролевой практикой в целом выполнила свою задачу быть объединяющим звеном для профориентации, социального воспитания и содержания основ наук, преподаваемых в общеобразовательной школе, поскольку в ней выдерживается последовательная логика планирования ближней, средней и дальней жизненной перспективы обучающихся. При этом планирование ближней жизненной перспективы включает: представление гарантий достижения целей ближней перспективы в виде сохранения необходимого состояния физического, психического и нравственного здоровья человекапланирование целей средней перспективы постановку жизненных целей как в пределах общеобразовательной школы, так и после ее окончанияпланирование целей дальней перспективы более удаленных и глобальных жизненных целей, возникающих на основе осознания ценностно-смысловых приоритетов, сформированных в ближней и средней перспективе. При оптимальной структуризации жизненных целей по срочности, средств их достижения по доступности, а мотивов по актуальности, появляется возможность оценивать субъективную вероятность реализации спланированной обучающимися своей жизненной перспективы.

4. Для реализации процесса формирования готовности выпускников общеобразовательной школы необходимы некоторые педагогические условия — комплекс определенных педагогических обстоятельств, при наличии которых этот процесс возможен. В исследовании назван минимальный состав этого комплекса, учитывающий хронотоп, социальную среду, теоретико-методологическую базу, сущность процесса и совокупность методологических подходов для этого процесса. Основой для этих условий служит выбранная для этого процесса теоретико-методологическая база в виде теории комплексной безопасности существования российского общества XXI века, позволяющая оптимально структурировать школьную социально-воспитательную деятельность вокруг главного направления — обеспечения успешной социализации выпускника наиболее массовой, общеобразовательной школы в современном российском обществе. В ходе педагогического эксперимента была получена положительная динамика большинства контрольных показателей готовности выпускников общеобразовательной школы к безопасному социальному выбору. Мы считаем этот факт подтверждением правильности определения минимального состава комплекса оговоренных в гипотезе исследования педагогических условий, который в процессе дальнейшей работы может и должен быть дополнен.

В перспективе дальнейшей работы по результатам исследования мы считаем необходимым проработать и практически реализовать глубокие межпредметные взаимосвязи процесса формирования готовности выпускников общеобразовательной школы с культурологией и физической культурой, поскольку считаем, что в условиях нарастающей отрицательной внешней социальной динамики наиболее уязвимым является нравственное здоровье человека, которое невозможно сохранить без соблюдения социокультурной безопасности и здорового образа жизни.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности: учеб. пособие для ВУЗов. — М.: Наука, 1980. — 335 с.
  2. Абульханова-Славская К. А. Социальное мышление личности: Проблемы и стратегии исследования / Психологический журнал. — 1994: № 4. — с. 39−55.
  3. Абульханова-Славская К. А. Проблема определения субъекта в психологии. — М.: Изд-во Московского психолого-социологического института, 2001. — 244 с.
  4. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. — М. Мысль, 1991. —299 с.
  5. И.А., Давыдова М. А. Мы — патриоты! (Классные часы и внеклассные мероприятия): педагогическое пособие для 1−11 классов. — М.: ВАКО, 2006. — 367 с.
  6. A.A. Обществоведение. Человек в обществе: учебное пособие для 10 классов общеобразовательных учреждений. — М.: Вентана-Граф, 2004. — 128 с.
  7. М.С. Комплексные угрозы российскому обществу XXI века: онтологические и методологические основы прогнозирования: дис. докт. филос. наук. — Ростов-на-Дону, ГНУ Северо-Кавказский центр высшей школы, 2004. — 335 с.
  8. C.B. Размышления об образовании для устойчивого развития: «Экология и образование», № 1−2 /2002.
  9. Г. С. Найти идею: Введение в теорию решения изобретательских задач. — Новосибирск: Наука, 1991. — 224 с.
  10. Г. С. Творчество как точная наука. — М.: Советское радио, 1979. — 175 с.
  11. Ш. А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. — Минск: Издательство «Университетское», 1990. — 560 с.
  12. Ш. А. Воспитательная и образовательная функция оценки учения школьников. — М.: Педагогика, 1984. — 296 с.
  13. Аристотель. Собр. соч. в 4-х т. ТА. Политика /пер. с древнегреч. / под общей ред. А. И. Доватура. — М.: Мысль, 1983. — 830 с.
  14. Н.В., Малухина Н. В., ПашнинаМ.Г. Твой выбор: Профориентационный курс (методические материалы). — Вологда: Легия, 2008. — 10 с.
  15. И.А. Социальный риск. Методологические и философско — теоретические аспекты анализа: дис. канд. философ, наук. — Саратов: Саратовский государственный университет им. Н. Г. Чернышевского, 2004. — 137 с.
  16. Баден-Пауэлл Р. Настольная книга скаута: научно-популярное издание / (пер. с англ.) — М.: Русская книга, 2001. — 368 с.
  17. И.Н. Педагогический поиск: учебное пособие. — М.: Педагогика, 1988. — 472 с.
  18. A.A. Среднее и специальное образование в Англии. — Киев: Вища школа, 1985. — 126 с.
  19. Бек У. Общество риска. На пути к другому модерну / пер. с нем. — М.: Прогресс-традиция, 2000. — 384 с.
  20. Бек У. Власть и ее оппоненты в эпоху глобализма. Новая всемирно-политическая экономия / пер. нем. — М.: Прогресс-традиция, 2007. — 460 с.
  21. Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры / пер. с англ. — Спб.: Университетская книга, 1996. — 398 с.
  22. A.A., Зимин В. Н. Физическое воспитание и валеологии: Учеб. пособие для студентов ВУЗов: В Зч. Ч. 1: Физическое воспитание молодежи с профессиональной и валеологической направленностью: — Кострома: КГУ им. Н. А. Некрасова, 2003. — 130 с.
  23. . Общество потребления. Его мифы и структуры / пер. с фр. — М.: Культурная революция, 2006. — 269 с.
  24. А.Г. Десмоэкология, или что делать прежде, чем начинать действия по выходу из экологического кризиса. — Ульяновск: Симбирская книга, 2002. — 216 с.
  25. Ф.А., Ефрон И. А. Энциклопедический словарь. — М.: Изд-во «Эксмо», 2003. — 672 с.
  26. Дж., Шумекер Дж. Статистика: учебное пособие / пер. с англ. Л. А. Клименко и Б.И. Клименко/ под ред., и с предисл. И. Ш. Амирова.
  27. М.: Статистика, 1979. — 389 с.
  28. Введение в современное обществознание. Хрестоматия: учебное пособие для учреждений начального профессионального образования / сост. И. П. Смирнов. — М. Академия, 2009. — 416 с.
  29. Т. Теория праздного класса / пер. с англ. С.Г. Сорокиной- под общ. ред. В. В. Мотылева. — М.: Прогресс, 1984. — 368 с.
  30. Г. История педагогики / пер. с нем. К. Тюленева. — М.: Издание т-ва «М.О. Вольф», 1913. — 128 с.
  31. Вместе со всей планетой: научно-практические рекомендации по эколого-образовательной работе за рамками стандартных учебных программ / под ред. д-ра биол. наук Т. В. Потаповой. — М.: Пущинский научный центр РАН, 1995. — 116 с.
  32. В.Р. Основы менеджмента: учебное пособие. — М.: Элит — 2000, 2003. — 554 с.
  33. Д.Д. Педагогические основы формирования у школьников оптимальной готовности к принятию решения о профессиональном выборе: дис. докт. пед. наук. — М.: РАН, Институт общего среднего образования, — 1997. — 318 с.
  34. Влияние образовательных технологий на развитие регионов России: материалы II региональной межвузовской научно-практической конференции. —Вологда: ВИБ, 2002. — 212 с.
  35. О.С., Наумов А. И. Менеджмент. — М.: Гардарики, 2002.528 с.
  36. A.M. Педагогические теории, системы, технологии: учебное пособие для студентов педвузов. — Брянск: Изд-во Брянского гос. пед. ун-та, 1996. — 133 с.
  37. .З., Иванов В. Д. Основы педагогики: Учебное пособие. Изд-е 2-е, перераб., и доп. — М.: Изд-во УРАО, 1999. — 616 с.
  38. .З., Иванов В. Д. Время взрослых поступков: Диалоги о школьной юности и ее проблемах. — М: Новая школа, 1993. — 163 с.
  39. JI.C. Собр. соч. в 6 т. Т.4. Детская психология: учебное пособие / под ред. Д. Б. Эльконина. — М.: Педагогика, 1984. — 430 с.
  40. Т.В. Профессиональное самоопределение учащихся в образовательных учреждениях США: дис. канд. пед. наук. — М.: ФГУ Государственный научно-исследовательский институт семьи и воспитания, 2006. — 203 с.
  41. Т.Д., Калинин В. Б. Устойчивое развитие. Игры и упражнения: материалы к тренингам для общественных организаций и учреждений образования. — Обнинск.: АсЭкО, 2002. — 56 с.
  42. П.П. История новоевропейской философии в ее связи с наукой. — М.: Пер Сэ- Спб.: Университетская книга, 2000. — 456 с.
  43. Э. Устроение общества / пер. с англ. — М.: Академический проект, 2003. — 525 с.
  44. Гин A.A. Приемы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность. — М.: Вита-Пресс, 1999. — 88 с.
  45. А.Г. Выбираем профессию. — СП б.: Питер, 2007. — 224 с.
  46. В.А. Техническое творчество школьников. — М.: Просвещение, 1981. — 96 с.
  47. Гражданский кодекс. Российская Федерация: офиц. текст (по состоянию на 15.03.2008 г.) /части первая, вторая, третья и четвертая. — М.: Проспект, 2008. — 544 с.
  48. Гражданское образование в школе. Программа «Вы — народ!» Материалы научно-практической конференции 23−24 сентября 2004 года. — Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2005. — 118 с.
  49. Гун Г. Е. Компьютер: как сохранить здоровье. — СПб.: Издательский дом «Нева», 2003. — 128 с.
  50. П.С. Педагогика и психология. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005, — 320 с.
  51. С. Образование в информационном обществе / пер. с англ. — Спб.: Изд-во «Российская национальная библиотека», 2003. — 96 с.
  52. Дж. Закат Америки. Впереди Средневековье / пер. с англ. B.JI. Глазачева. — М.: Европа, 2006. — 264 с.
  53. Дж. Школа и общество / пер. с англ. Г. А. Лучинского. — М.: Госиздат РСФСР, 1922. — 196 с.
  54. В.М., Карачев A.A., Шмелев В. Е. Основы творческо-конструкторской деятельности. — М.: Издательский центр «Академия», 2004.— 256 с.
  55. В.К. Финская система образования: модель эффективных реформ. — М.: Чистые пруды, 2008. — 32 с.
  56. Э.Ф. Психология профессий. — М.: Академический проект: Мир, 2006. — 336 с.
  57. М. Как научиться оптимизму. — М.: Персей, 1997. —431 с.
  58. В. Идеалы социальной политики / пер. с нем. — СПб.: Типо — литография Б. М. Вольфа, 1906. — 63 с.
  59. О.В. Воспитание оптимальной готовности старшеклассников общеобразовательной школы к самостоятельной предпринимательской деятельности: дис. канд. пед. наук. — М.: Московский государственный областной университет, 2003. — 192 с.
  60. Д.М. Теория систем. — М.: УРСС, 2003. — 183 с.
  61. O.E., Лапина Е. В., Киселева Т. В. Я — гражданин России. Классные часы по гражданскому и патриотическому воспитанию: практическое пособие. — М.: ВАКО, 2006. — 160 с.
  62. В.И., Измалков A.B. Техногенная и экологическая безопасность и управление риском. — СПб.: НИЦЭБ РАМ, 1998. — 482 с.
  63. Э.В. Школа должна учить мыслить. — М.: Изд-во Московского психосоциального института, 2002. — 112 с.
  64. Э.В. Диалектическая логика. — М.: Политиздат, 1984. —320 с.
  65. E.H. Путь к ученику. Раздумья учителя-словесника. — М.: Просвещение, 1988. — 224 с.
  66. Н.В. Как развить в ученике способность к выбору. — М.: Чистые Пруды, 2007. — 31 с.
  67. Ф.И. Педагогические технологии. — Вологда: ИПЦ ООО «Легия», 2009. — 226 с.
  68. H.A. Экономическое образование школьников: практикум по решению задач. — Вологда: ВИРО, 2004. — 148 с.
  69. Н.П. Безопасность предпринимательской деятельности в современной России. — М.: ООО «Издательство «Элит», 2008. — 408 с.
  70. Е.А. Как выбирать профессию. — М. Просвещение, 1984. — 160 с.
  71. Книга вожатого: методическое пособие для пионервожатых. — М.: Учпедгиз, 1949. — 640 с.
  72. Кодекс российской Федерации об административных правонарушениях (ФЗ № 195 от 30.12.2001): офиц. текст.
  73. О.В. Выбор профессии: методики, тесты рекомендации. — Ростов н/Д: Феникс: Кредо, 2006. — 800 с.
  74. O.A. Введение в педагогическую деятельность. — Новокузнецк: КузГПА: МОУ ДПО ИПК, 2009. — 121 с.
  75. Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь: Для студентов высших и средних пед. учебных заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2000. — 176 с.
  76. Г. М. Педагогика: учебное пособие для студ. образоват. учреждений сред. проф. образования. — М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2004. — 352 с,
  77. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. Российская Федерация. Приказ Министерства Образования РФ от 11. 02. 2002 № 393 «О концепции модернизации российского образования на период до 2010 года»: офиц. текст.
  78. Концепция профильного обучения на старшей ступени школьного образования. Российская Федерация. Приказ Министра образования № 2783 от 18.07.2002 «Концепция профильного обучения на старшей ступени школьного образования»: офиц. текст.
  79. Я.А. Избранные педагогические сочинения. В 2-х т. / под ред. А. И. Пискунова. —М.: Педагогика, 1982.
  80. И.М. От фантазии к изобретению. — М.: Просвещение, 1995. —205 с.
  81. Н.М. Система военно-патриотического воспитания в общеобразовательной школе. — М.: Педагогика, 1986. — 141 с.
  82. Т.В. Психология риска и принятия решений. — М.: Аспект Пресс, 2003. — 286 с.
  83. Кривоносов А.Д. PR-текст в системе публичных коммуникаций. — Спб.: Петербургское востоковедение, 2002. — 288 с.
  84. Н.К. Педагогические сочинения в 10-ти томах. — М.: Изд-во Академии педагогических наук, 1959.
  85. Т.Л., Сапоровская М. В., Куфтяк Е. В. Психология семьи. Жизненные трудности и совладение с ними. — М.: Речь, 2005. — 240 с.
  86. И.Н. Бизнес-безопасность. — М.: Издательско — торговая корпорация «Дашков и К0», 2007. — 416 с.
  87. М.Г. Предпринимательство. — М.: ИНФРА-М, 2008. —608 с.
  88. Лапуста М. Г, Шаршукова Л. Г. Риски в предпринимательской деятельности. — М.: ИНФРА-М, 1998. — 224 с.
  89. У. Публичная философия / пер. с англ. И. Мюрберг. — М.: Ида-пресс, 2004. — 160 с.
  90. A.A. Психология общения. — М.: Смысл, 1997. — 365 с.
  91. A.A. Деятельностный ум. — М.: Смысл, 2001. — 392 с.
  92. А.Н. Избранные психологические произведения, т. I. — М.: Педагогика, 1983. — 392 с.
  93. А.Н. Избранные психологические произведения, т. II. — М.: Педагогика, 1983. — 320 с.
  94. Г. В., Коробейникова Л. А. Годитесь ли Вы в химики?: пособие по профориентации. — М.: ИКЦ «Академкнига», 2003. — 143 с.
  95. Д. Сочинения в 3-х томах / пер. с англ. — М.: Мысль, 1985.
  96. Г. И. Риск как феномен социальной реальности: дис. докт. фил ос. наук. — Ставрополь: Северо-Кавказский государственный технический университет, 2006. — 299 с.
  97. Лучшие психологические тесты для профотбора и профориентации: пособие по профориентации (под ред. А.Ф. Кудрякова). — Петрозаводск: Петроком, 1992. — 318 с.
  98. Мак-Ларен П. Жизнь в школах: введение в критическую педагогику: учебное пособие / пер. с англ. — М.: Просвещение, 2007. — 416 с.
  99. Ю.С. Средовой подход в воспитании // Педагогика.-2000, № 7. С. 36−41.
  100. Л.В. Социальная педагогика: Учебник. — М.: Гардарики, 2005. — 269 с.
  101. А.Г. Мотивация и личность / пер. с англ. — СПб., Евразия, 1999. —479 с.
  102. Л.П. Теория и методика физической культуры. — М.: Физкультура и спорт, 1991. — 543 с.
  103. Материалы к спецкурсу «Современная зарубежная школа»: справочное пособие / Уральский пед. ин-т. Сост. A.M. Лушников, Екатеринбург, 1992. — 44 с.
  104. М.П. Выбор профессии риска и его влияние на жизненное самоопределение молодежи: дис. канд. пед. наук. — Екатеринбург: Уральская академия государственной службы, 2006. — 183 с.
  105. Методики изучения личности школьников в целях профессиональной консультации: справочно-методическое пособие. — М.: Всесоюзное химич. общ-во им. Д. И. Менделеева, 1988. — 76 с.
  106. В.И. Моделирование и методы теории измерений. — М.: Высшая школа, 1987. — 200 с.
  107. Ш. Модестов С. Ю. Проектирование образовательных технологий на основе ТРИЗ: дис. канд. пед. наук. — С. Пб.: Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, 2001. — 193 с.
  108. H.H. Расставание с простотой. — М.: Аграф, 1998. —480 с.
  109. A.B. Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов / Под ред. В. А. Сластенина. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: Издательский центр «Академия», 2000. — 200 с.
  110. А.Н. Национальные проекты в России. Проблемы и перспективы. —М.: Маросейка, 2007. -208 с.
  111. На пути к устойчивому развитию России: бюллетень Центра Экологической Политики России / № 2, декабрь 1995. — 46 с.
  112. Э.К. Гармония здоровья: педагогическое пособие. — М.: Некоммерческое партнерство «Содействие химическому и экологическому образованию», 2007. — 192 с.
  113. С.К. Системный подход к развитию научно-технического творчества учащихся в учреждениях дополнительного образования России: дис. докт. пед. наук. — М.: Московский государственный открытый педагогический университет, 2005 — 346 с.
  114. А.Н. Медиапланирование на 100%.— М.: Альпина Букс Бук, 2005.— 301 с.
  115. С.И. Словарь русского языка (70 000 слов). — М.: Русский язык, 1990. — 921 с.
  116. Э. Правила игры для русского предпринимателя: научно-популярное издание / предисловие и комментарии акад. Е. Ясина. — М.: Издательская группа «Аттикус», 2008. — 240 с.
  117. И.Г. Избранные педагогические произведения. В 3 т.: учебно-педагогическое издание / пер. с нем. / под ред. М. Ф. Шабаевой. — М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961.
  118. Платон. Собр. соч. в 4 т.: историко-философское издание / пер. с древнегреч. / под общ. ред. А. Ф. Посева. — М.: Мысль, 1990.
  119. К.К. Краткий словарь системы психологических понятий. — М.: Высшая школа, 1984. — 175 с.
  120. Право на свободу слова. Роль СМИ в экономическом развитии: сборник Института Всемирного банка. — М.: ООО «Весь мир», 2004. — 339 с.
  121. Приоритеты национальной экологической политики России. Резюме. Под ред. В. М. Захарова. — М: ЦЭПР, 1999. — 24 с.
  122. Л.Э. Профессиональная социализация школьной молодежи в современной России: дис. докт. социол. наук. — Екатеринбург: Уральская академия государственной службы, 2004. — 353 с.
  123. Проектирование образовательного процесса в средней и высшей школе: коллективная монография / Под научной редакцией докт. пед. наук, проф. Г. Е. Муравьевой. — Шуя: Изд-во ГОУ ВПО «ШГПУ», 2009 — 229 с.
  124. Профконсультационная работа со старшеклассниками: пособие по профориентации / под. ред. Б. А. Федоришина. — Киев, Радяньска школа, 1980. — 160 с.
  125. Н.С. Профориентация в школе и колледже: игры, упражнения, опросники: 8−11 классы. ПТУ и колледж. — М.: ВАКО, 2006. — 288 с.
  126. М.И., Байбородова Л. В. Теория и методика воспитания: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. — 384 с.
  127. Российская Федерация. Федеральный закон «О защите прав потребителей» (ФЗ № 2300−1 от 07.02.1992): офиц. текст.
  128. Российская Федерация. Федеральный закон «О медицинском страховании граждан Российской Федерации» (ФЗ № 1499−1 от 28.06.1991): офиц. текст.
  129. Т.Н. Педагогическое сопровождение жизненного самоопределения старшеклассников: автореф. дис.. докт. пед. наук. — Кострома, 2010. — 46 с.
  130. В.Д., Сазонов А. Д. Профессиональная ориентация школьников. — М.: Просвещение, 1982. — 192 с.
  131. Т.К. Современные образовательные технологии. — М.: Народное образование, 1998. — 256 с.
  132. Т.К. Найди себя. — М.: НИИ школьных технологий, 2006. — 96 с.
  133. Г. К. Познай себя. — М.: НИИ школьных технологий, 2006.-96 с.
  134. Г. К. Реализуй себя. — М.: Народное образование, 2006. —112 с.
  135. Г. К., Тихомирова Н. К. Сделай себя сам. — М.: Народное образование, НИИ школьных технологий, 2006. — 112 с.
  136. В.А., Исаев И. Ф. Общая педагогика: учебное пособие для студ. ВУЗов / под ред. В. А. Сластенина / В 2 ч. — М.: Гуманитарный изд. центр «ВЛАДОС», 2002. — 4.1. — 288 с.
  137. М.Н. Методология и методика педагогических исследований. — М.: Педагогика, 1986. — 152 с.
  138. В.В. Педагогическая адаптология. — Вологда: ВГПУ, ВИРО, 2008. — 128 с.
  139. И.А., Борытко Н. М. Общие основы педагогики: Учебник для студентов педагогических вузов. — Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2006. — 60 с.
  140. Социальная работа с молодежью: Учебное пособие / Под ред. д.п.н., проф. Н. Ф. Басова. — 2-е изд. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К0», 2009. — 328 с.
  141. Твоя профессиональная карьера: учеб. для 8−9 классов общеобразов. учреждений/ под. ред. С. Н. Чистяковой, Т. П. Шалавиной. — М.: Просвещение, 2006. — 159 с.
  142. А.И. Формирование готовности будущего учителя к использованию игры как педагогического средства: дис. канд. пед. наук. — Ярославль: Ярославский государственный педагогический университет им. К. Д. Ушинского, 1995. — 195 с.
  143. О.В. Влияние рыночных факторов на выбор профессии (на примере г. Набережные Челны): дис. канд. экон. наук. — М.: РАН, Институт социально-экономических проблем народонаселения, 2005. — 167 с.
  144. Н.В. Твоя будущая профессия: сборник тестов по профессиональной ориентации. — Ростов н/Д: Феникс, 2006. — 281 с.
  145. Ю.В. Выбор профессии. — СПб.: Питер, 2007. — 160 с.
  146. М. Реальная история запада и Realpolitik. / Отечественные записки. — № 5 — 2007.
  147. Н.П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. — М.: Изд-во Института Психотерапии. 2002. — 490 с.
  148. В.А. Теория и практика нравственного воспитания учащихся профтехшколы. — М.: Высшая школа, 1992. — 135 с.
  149. К. На пороге взрослой жизни. Психологическая работа с подростковыми и юношескими проблемами. Ценности, цели и интересы. Школа и учеба. Работа и досуг / пер. с нем. — М.: Педагогика, 2008. -220 с.
  150. Формирование правовой культуры воспитанников детского дома: педагогическое пособие (под общ. ред. проф. JI.A. Коробейниковой). — Вологда, ВИРО, 2007 г. — 202 с.
  151. Человек и общество. Учебное пособие по обществознанию для учащихся 10−11 классов общеобразовательных учреждений: под ред. акад. JI.H. Боголюбова / J1.H. Боголюбов, Л. Ф. Иванова и др. — М.: Просвещение, 2001. — 414 с.
  152. П.Н. Отечественная социальная философия и профилактика рисков в воспитании: Материалы шестой Всероссийской научно-технической конференции (29 февраля 2008 года, ВоГТУ, г. Вологда). Т. 1, с. 517−519, Вологда, изд-во ВоГТУ.
  153. П.Н. Об идеологии детского технического творчества в современной России // Вестник КГУ им. H.A. Некрасова, № 3, 2008. — с. 98 102.
  154. П.Н. Система превентивного воспитания как средство преодоления рисков социализации у выпускников общеобразовательной школы //. Вестник Поморского университета, № 10, 2008 г., с. 206−211.
  155. П.Н. Некоторые замечания по вопросу выбора профессии современными школьниками // Вестник ВГПУ, № 2(2): — Вологда, 2007 г., (серия Педагогические, психологические науки и технологии образования), с. 55 — 61.
  156. П.Н. Отечественная профориентация школьников и зарубежный опыт / Вестник ВГПУ, № 2(2): — Вологда, 2007 г., (серия Педагогические, психологические науки и технологии образования), с. 61−69.
  157. П.Н. Социально-педагогические риски как характерная черта современной российской школы // Вестник КГУ им. Н. А. Некрасова, № 4, 2009.— с. 408−412.
  158. П.Н. О проблеме общей технической грамотности молодого пополнения Российской армии // Вестник Военного университета, № 4, 2010. С. 49−52.
  159. В.Ф. Эксперимент продолжается. — Донецк: Сталкер, 1998. — 400 с.
  160. В.Ф. Точка опоры. — М.: Педагогика, 1987. — 160 с.
  161. С.Т. Избранные педагогические сочинения / В 2 т. — М.: Педагогика, 1980.
  162. В.М. Управленческая этика. — М.: Экономика, 1989. —288 с.
  163. Н.В. История и культурология. — М.: Логос, 2000. —456 с.
  164. М.Ф. Основы научных исследований. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К0», 2008. — 244 с.
  165. О. Закат Европы. Т.1. Гештальт и действительность / пер. с нем. К. А. Свасьяна. — М.: Мысль, 1993. — 663 с.
  166. О. Закат Европы. Т.2. Очерки морфологии мировой истории. Всемирно-исторические перспективы / пер. с нем. И. И. Маханькова. — М.: Мысль, 1998. — 606 с.
  167. Энциклопедия психологических тестов. Общение, лидерство, межличностные отношения: практическая психология для всех / под ред. С. Г. Карелина. — М.: ООО Издательство ACT, 1997. — 304 с.
  168. Эразм Роттердамский. Похвала глупости: историческое изд. / пер. с лат. — Калининград: Книжное издательство, 1995. — 214 с.
  169. М.А. Поведенческие установки молодежи постсоветского поколения. / СОЦИС. — 2006. — № 10.
  170. Электронные источники информации:
  171. И.Г. Теория педагогического поиска / дис.. докт. пед. наук. Электронный ресурс. URL: http://www. lib. ua-ru. net/diss/cont/184 603. html (дата обращения 12.02. 2010).
  172. Антиалкогольный сайт (web-страница). Электронный ресурс. URL: http//tfn9153narod. ru (дата обращения 01.06.2010).
  173. Ю.К. Структура и логика педагогического процесса Электронный ресурс. URL: http://www. detskiysad. ru/ped/pedl52. html (дата обращения: 25.03. 2010).
  174. A.A. Искусство исцеления души: Этюды о психологической помощи: Пособие для практических психологов. Этюд IV. Психологическая помощь в особых случаях Электронный ресурс. URL: http://hpsy. ru/public/xl325. htm (дата обращения 01.09.2010).
  175. Бим-Бад Б.M. Иоганн Бернгард Базедов (1724−1790). Электронный ресурс. URL: http://www. bim-bad. ru/biblioteka/article full. php? aid=1006 (дата обращения 16.04. 2010).
  176. И.П. Многовариантное построение процесса обучения творчеству. Электронный ресурс. URL: http://paidagogos. com/? р=117 (дата обращения 11. 05. 2010).
  177. Всё о курении. Электронный ресурс. URL: www, podymim. ru (дата обращения 01.06.2010).
  178. Л.Д., Ральникова И. А. Психическое здоровье и защитные механизмы личности Электронный ресурс. URL: http://society. polbu. ru/demina psychehealth/ch08i. html (дата обращения 22. 08. 2010).
  179. С.П. Проблемы социализации современной молодежи / дис.. докт. филос. наук Электронный ресурс. URL: http://ivanenkovs. narod. ru/monopar/3. htm (дата обращения 16. 03. 2010).
  180. M.А. Подготовленность к социальной самозащите как условие социального становления человека Электронный ресурс. URL: http://vspu/edu. su/news/22 013. html (дата обращения 16. 08. 2010).
  181. Г. M. Социальное воспитание Электронныйресурс. URL: http://www. pdf4. ru/text8671/ferreira. html (дата обращения 17.01.2010).
  182. В.А. Российская провинция как объект изучения. URL: (дата обращения 23. 09. 2010).
  183. H.A. Средний класс в России Электронный ресурс. URL: http://www. krugosvet. ru/articles/106/1 010 657/1010657a2htm (дата обращения16. 01. 2009).
  184. В.Т. Ценности жизни и культуры современной молодежи (Социологическое исследование). Электронный ресурс. URL: http://anthropology. ru/ru/texts/lisovsky/myslO 1 09. html (дата обращения 03. 05. 2010).
  185. Т.А., Майорова O.B., Фришман И. И. Нравственное закаливание детей, попавших в трудные жизненные условия Электронный ресурс. URL: http://www. fw. ru/Llb/Text/St/615−44%20(v). html (дата обращения 16. 08. 2010).
  186. Национальная доктрина развития образования в Российской Федерации Электронный ресурс. URL: http://www. dvgu. ru/umu/ZakRF/ doktrinl. html (дата обращения 29. 11. 2009).
  187. Новости военной реформы: военное обозрение. Электронный ресурс. URL: armiyu sokratyat do milliona cheloyek najxigodaranshe (дата обращения17. 04. 2009).
  188. E.C. Истинные и ложные ценности современной российской молодежи. Электронный ресурс. URL: http://pro-mol. ru/istinnie-i-lozhnie-cennosti. php (дата обращения 21. 04. 2010).
  189. Ю.П. Социальные роли. Виды и характеристики. Электронный ресурс. URL: (дата обращения (21. 04. 2010).
  190. Тематическое планирование школьного курса ОБЖ с 5 по 8 класс Электронный ресурс. URL:. htm (дата обращения 12. 02. 2010).
  191. A.A. Социальная миссия школы / материалы Всероссийской научно-практической конференции «Наша новая школа» (7 апреля 2010 года, с. 465 — 468). — М.: Издательский дом «Паганель», 2010. Электронный ресурс, компакт-диск. Adobe Acrobat.
  192. С.Р. Реализация социальных практик в школе. Электронный ресурс. URL: http://59322s034. edusite. ru/p!36aal. html (дата обращения 13. 06. 2010).
  193. Шишлянникова J1.A. Корреляционный анализ. Электронный ресурс. URL: http://noleex. ru/0069. htm (дата обращения: 11. 12. 2009.)
  194. Экономическое образование школьников Сахалинской области: аналитический сборник. Электронный ресурс. URL: http://totem. edu/index>. php? option =content&task=view&id=html (дата обращения 20. 01. 2009).
  195. H.B. Философия для детей в Америке и Европе Электронный ресурс. URL: http://iph. ras. ru/~igmikh/res/bib/if/iulina red 1997. htm (дата обращения 16. 12. 2008).175
Заполнить форму текущей работой