Система работы над лексическим значением слова на уроках чтения как средство развития речи учащихся начальных классов
Диссертация
При работе над лексическим значением слова для изучения должны включаться, с одной стороны, уже «пройденные» слова, значение которых учащимся известно, а с другой — наиболее частотные новые слова, еще не известные учащимсяф • основная особенность работы над лексическим значением слова — ее практическая направленность. Главная цель этой работы — развитие речи учащихся. В итоге работы учащиеся… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАБОТЫ НАД ЛЕКСИЧЕСКИМ ЗНАЧЕНИЕМ СЛОВА
- 1. 1. Психолингвистические основы обогащения лексического состава речи
- 1. 2. Способы толкования лексического значения слова
- 1. 3. Цели, направления и принципы словарно-семантической работы
- ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ I
- ГЛАВА II. СОДЕРЖАНИЕ, ФОРМЫ И ЭТАПЫ ИЗУЧЕНИЯ ЛЕКСИЧЕСКОГО ЗНАЧЕНИЯ СЛОВА НА УРОКАХ ЧТЕНИЯ
- 2. 1. Принципы и источники отбора дидактического материала для работы над лексическим значением слова
- 2. 2. Этапы и содержание работы над лексическим значением слова
- 2. 3. Формы работы над лексическим значением слова
- ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ II
- ГЛАВА III. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПРОВЕРКА ЭФФЕКТИВНОСТИ РАЗРАБОТАННОЙ МЕТОДИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ
- 3. 1. Данные констатирующего эксперимента
- 3. 2. Данные контрольно-обучающего эксперимента оыВОДЫ ПО ГЛАВЕ III
Список литературы
- Агаева Р.З. Лексическая работа на основе текста на уроках русского языка: Дис.. канд. пед. наук. — М., 1991. — 178 с.
- Айдарова Л.И. Психологические проблемы обучения младшихшкольников русскому языку. М.: Педагогика, 1978. — 144 с.
- З.Айдарова Л. И. Формирование лингвистического отношения кслову у младших школьников // Возрастные возможности усвоениязнаний (младшие классы школы) / Под ред. Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова. М.: Просвещение, 1996. — С. 236−310.
- Айдарова Л.И. Формирование лингвистического отношения к слову у младших школьников // Вопросы психологии, 1964, № 5. С. 55.72.
- Аксаков К. С. Сочинения филологические, ч.2. Опыт русской грамматики. М., 1880. — 32 6 с.
- Акуленко А.П. Обогащение словарного запаса учащихся в связи с изучением морфемного состава слова и словообразования. (На материале существительных, прилагательных и глаголов): Дис. канд. пед. наук. М., 1974. — 242 с.
- Алгазина H.H. О словарно-орфографической работе при изучении правил правописания суффиксов существительных -чик, щик ff Русский язык в школе, 1961, № 6. С. 63−66.
- Ананьин В., Селезнева И. Практическая грамматика. М., № 1915. — 123 с.
- Арбатский Д.И. Основные способы толкования значения слова // Русский язык в школе, 1970, № 3. С. 26−31.
- Арбатский Д.И. Ошибки в толковании значений слов и пути их устранения // Русский язык в школе, 1976, № 4. С. 32−37.1.Арбатский Д. И. Семантические определения: (Осн. проблемы толкования значений слов): Дис.. д-ра филол. наук. Ижевск, 1981. — 412 с.
- Арутюнова Н.Д. Типы языковых значений: Оценка. Событие. Факт. М.- Наука, 1988. — 341 с.
- Архипова Е.В. Вопросы речевого развития младшего школьника: Учебное пособие по спецсеминару для студентов-заочниковфакультета педагогики и методики начального образования. Рязань: g РГПУ, 1995. — 92 с.
- Архипова Е.В. Работа над значением слова в начальной школе. Рязань: РГПУ, 1996. — 170 с.
- Ахманова О. С. Очерки по общей и русской лексикологии. -М.: Учпедгиз, 1957. 295 с.
- Бабанский Ю.К. Как оптимизировать процесс обучения. М.: Знание, 1978. — 48 с.
- Бабаянц Н.Т. Какую работу я провожу по развитию речи // Начальная школа, 1995, № 10. С. 57−59.
- Баранов М.Т. Методика лексики и фразеологии на уроках ^ русского языка: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1988 .5191 с.
- Баранов М.Т. Научно-методические основы обогащения словарного запаса школьников в процессе изучения русского языка в 4−8 классах: Дис.. д-ра пед. наук. М., 1985. — 497 с.
- Баранов М.Т. Обогащение словарного запаса учащихся на уроках русского языка в 4−8 классах // Основы методики русского языка в 4−8 классах / Под ред. А. В. Текучева и др. М.: Просвещение, 1978. — С. 269−284.
- Баранов М.Т. О работе с толковым словарем в 4−5 классах // Русский язык в школе, 1969, № 6. С. 38−42.
- Баранов М.Т. Словарная работа в школе // Педагогическая Щ энциклопедия. М., 1966. — Т.З. — С. 868−869.
- Баранов М.Т., Ладыженская Т. А., Львов М. Р., Ипполитов H.A., Ивченков П. Ф. Методика русского языка / Под ред. М. Т. Баранова. М.: Просвещение, 1990. — 365 с.
- Баранов М.Т., Мамушкин В. Е. Вопросы изучения лексики русского языка в восьмилетней школе / Под. ред. Г. П. Фирсова. М.: АПН РСФСР, 1962. — 183 с. 2 5. Баринова Е. А. Основы методики развития связной речи: Дис. д-ра пед. наук. Л., 1971. — 638 с.
- Бархин К.Б., Истрина Е. С. Методика русского языка в? средней школе: Учебник для высших педагогических учебных заведенийи пособие для преподавателей. 3-е изд. — М.: Учпедгиз, 1937. -304 с.
- Безруков В. И. Лексическое значение слова (на материале русского языка): Дис.. канд. филол. наук. М., 1969. — 251 с.
- Белинский В.Г. Основание русской грамматики для первоначального обучения, составленное В.Г.Белинским, ч.1. Х^рамматика аналитическая (Этимология). М.: Тип. Степанова, 1837. — 214 с.
- Богуславская Н.Е., Купина H.A. Значение слова в восприятиимладших школьников и принципы составления учебного словаря:
- Методическое пособие. Свердловск: Свердл. пед. мн-т, 1975. — 96 с.
- Бондаренко A.B. Грамматическое значение и смысл. М.: Наука, 1978. — 175 с.
- Бронникова Ю. О. Лексические средства выражения категории оценки в речи младших школьников: Дис.. канд. филол. наук. Саратов, 1997. 208 с.
- Бублеева H.A. Словарная работа в 5 классе. M.-J1.: Учпедгиз, 1953. — 76 с.
- Будагов P.A. Человек и его язык. М.: МГУ, 1976. — 428 с. ЗБ. Бунаков Н. Ф. Избранные педагогические сочинения. — М.: АПН1. Ф РСФСР, 1953. 412 с.
- Бунеева Е.В. Методика словарно-стилистической работы на уроках русского языка: Дис.. канд. пед. наук. М., 1984. — 212 с.
- Буслаев Ф.И. О преподавании отечественного языка. Л.: Учпедгиз, 1941. — 248 с.
- Буслеева H.A. Словарная работа в 5 классе. М.-Л., Учпедгиз, 1953. — 98 с.
- Ванюшечкин В. Г. Изучение иноязычных слов с помощью этимологического анализа // Русский язык в школе, 1969, № 4. С. 47−50.jjT 40. Васильев J1.M. Современная лингвистическая семантика. М. :
- Высшая школа, 19 90. 176 с.
- Васильев Л.М. Теория семантических полей // Вопросы? языкознания, 1971, № 5. С. 31−43.
- Васильева В.Н. Формирование процессуальной стороны самостоятельности школьников в обучении речевой деятельности: Дис.. канд. пед. наук. Казань, 1980.- 271 с.
- Виноградов В. В. Основные типы лексических значений слова // Вопросы языкознания, 1953, № 5. С. 3−29.4 5. Виноградов В. В. Русский язык. Грамматическое учение о ^ слове. Изд-е 2-е. М.: Высшая школа, 1972. — 614 с.
- Виноградов В.В. Современный русский язык. (Грамматическое учение о слове). М.: Учпедгиз, 1947. — 171 с.
- Водовозов В.И. Избр. пед. соч. М.: АПН РСФСР, 1958.631 с.
- Волкова В.М. Лексическая работа на уроках русского языка в 5 классе: Дис.. канд. пед. наук. Л., 1965. 229 с.
- Воронцова В.Л., Сумкина А. П. О книгах по культуре речи // Сб. Вопросы культуры речи. АН СССР, 1955. С. 15−21.
- Воскресенский В. А. О преподавании русского языка в начальных училищах. СПб., 18 98. — 4 32 с.
- Выготский Л. С. Мышление и речь // Избранные психологические исследования. М.: АПН РСФСР, 1956. — 518 с.
- Выготский Л.С. Мышление и речь // Собр. соч. в 6 т. Т.2. — М.: Педагогика, 1982. — 504 с.
- Галкина-Федорук Е. М. Слово и понятие. М.: Учпедгиз, 1956. — 54 с.
- Галкина-Федорук Е. М. Современный русский язык. Лексика: Курс лекций для вузов. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1954. — 204 с.
- Голенкина К. Т. Словарная работа при изучении имени существительного в 3, 4, 5 классах: Дис.. канд. пед. наук. Л., 1954. — 522 с.
- Гольцева О.Н. Методика работы по овладению значением слова на занятиях практического курса русского языка факультета дошкольного воспитания педвузов: Дис.. канд. пед. наук. М., 1991. — 240 с.
- Трутников П.А. Принципы и содержание словарной работы в начальной школе // Работа над словом на уроках русского языка в начальных классах: Сб. статей / Сост. П. А. Грушников. М.: Просвещение, 1973. — С. 7−24.
- Данилов В. В. Методика русского языка. Киев: Сотрудник, 1917. — 234 с.
- Демидова Н.И. Научно-методические основы совершенствования пунктуационных навыков в средних педагогических учебных заведениях: Автореф. дис.. д-ра пед. наук. СПб., 1996. — 43 с.
- Демидова Н.И. Тексты и задания для развития речи младших школьников. Рязань: РГПИ, 1992. — 107 с. с рис.
- Демичева В. В. Использование элементов семантического и этимологического анализов на уроках чтения // Начальная школа, 1998, № 1. С. 45−48.0* 68. Денисов П. Н. Лексика русского языка и принципы ееописания. М.: Русский язык, 1980. — 253 с.
- Добромыслов В. А. Обогащение активного словарного запаса f учащихся // Русский язык в школе, 1958, № 3. С. 31−38.
- Добромыслов В.А. Работа над раскрытием понятия слова в школе // Русский язык в школе, 1949, № 2. С. 34−39.
- Добромыслов В.А. Развитие речи в связи с изучением грамматики (морфологии). М.: АПН РСФСР, 1954. — 64 с.
- Добромыслов В.А. Словарная работа в 5−7 классах // Русский язык в школе, 1940, № 5. С. 28−32.
- Дорогань Л.В. Словообразовательный анализ как средство обучения толкованию лексического значения // Вопросы методики лексики и фразеологии на уроках русского языка в средней школе /g Под ред. А. В. Текучева. М.: Просвещение, 1978. — С.22−31.
- Дорошенко Н.И. Упражнения по антонимам в связи с изучением грамматики // Русский язык в школе, 1962, № 3. С. 72−76.
- Дьяконова Т.Г. Словарь письменной речи школьника 1−2 классов и пути его развития в школе: Дис.. канд. пед. наук. М., 1954. — 224 с.
- Еремеева A.A. Проблеме разработки единой лингвометодической концепции развития речи учащихся // Актуальные проблемы развития речи учащихся: Сб. статей / Под ред. А. П. Еремеевой. М.: Просвещение, 1980. — С. 8−15.
- Жирмунский В.М. О границах слова // Морфологическая структура слова в языках различных типов. М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1. Ш 1963. 291 с.
- Закожурникова М.Л. Методика развития речи и обучения грамматике в начальной школе: Дис.. канд. пед. наук. М., 1946. — 140 с. 7 9.3вегинцев В. А. Семасиология. М.: МГУ, 1957. — 322 с.
- Иванов С.П. Развитие речи в связи с изучением грамматики в среней школе. Л., Учпедгиз, 1956. — 79 с.
- Измайлова Р. Г. Обогащение речи младших школьников синонимами // Начальная школа, 1995, № 10. С. 11−16.
- Ипполитова H.A. Развитие речи школьников в процессе обучения чтению // Русский язык в школе, 1997, № 1. С. 11−19.W
- Исакова А.И. Методика работы над значением слова на основе i его семантических связей: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1993. 21 с.
- Карпова С.Н., Труве Э. И. Психология речевого развитияребенка / Рост. гос. ун-т. Ростов н/Д: Изд-во Рост. ун-та, 1987. — 95 с.
- Китаев H.H. Изучение правописания слов с непроверяемыми и труднепроверяемыми орфограммами. М., АПН РСФСР, 1959. — 159 с.
- Климова С.А. Методика развития связной речи учащихся начальных классов на основе теории сложного синтаксического целого: Дис.. канд. пед. наук. М., 1995. — 183 с.
- Клиншова H.A., Павлова О. В. Устаревшая лексика на уроках чтения // Начальная школа, 1998, № 4. С. 47−52.
- Клюева В.Н. Определение слова и его значение в развитии речи // Русский язык в школе, 1940, № 3. С. 36−40.
- Кожинова A.A. Лексическая структура текста: Дис.. канд. филол. наук. Минск, 1989. — 234 с.
- Колосов П.И. Словарно-стилистические упражнения. М-: Просвещение, 1964. — 220 с.
- Коровина М.И. Обогащение словаря первоклассника: Дис.. канд. пед. наук. Иркутск, 1964. — 379 с.
- Крутецкий В. А. Основы педагогической психологии. М: g Просвещение, 1972. — 255 с. с илл.
- Кудрявский Д.Н. Введение в языкознание, изд.2. Юрьев (Дерпт), 1913. — 167 с.
- Кульман Н. Методика русского языка. П., 1916. — 34 6 с.
- Кульман Н. Элементарно-практическая грамматика. СПб, 1913. — 274 с.
- Курилович Е. Заметки о значении слова // Вопросы языкознания, 1955, № 3. С. 73−81.
- Ладыженская Т.А. Система работы по развитию речи учащихся: Дис.. д-ра пед. наук. М., 1972. — 735 с.
- Левковская К. А. Теория слова, принципы ее строения и аспекты изучения лексического материала. М.: Высшая школа, 1962.- 2 96 с.
- Леонтьев A.A. Лингвистическое моделирование речевой деятельности // Основы теории речевой деятельности / Отв. ред. А. А. Леонтьев. М.: Наука. — С. 36−63.
- Леонтьев A.A. Речь и общение // Общая психолтгия: Учеб. для студентов пед. ин-тов / Под ред. А. В. Петровского. Изд. 2-е, доп. и перераб. — М.: Просвещение, 1976. — С. 210−228.
- Леонтьев A.A. Формы существования значения // Психолингвистические проблемы семантики. М.: Наука, 1983. — С. 5−20.
- Ш. Леонтьев A.A. Язык, речь, речевая деятельность. М.: Hf Просвещение, 1969. — 214 с.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: ^ Политиздат, 1977. — 304 с.
- Леонтьев А.Н. Общее понятие о деятельности // Основы теории речевой деятельности / Отв. ред. А. А. Леонтьев. М.: Наука.- С. 5−20.
- Львов М.Р. Методика развития речи младших школьников: Пособие для учителя. 2-е изд. лерераб. — М.: Просвещение, 1985.- 176 с.
- Львов М.Р. Методы развития речи учащихся // Русский язык в школе, 1985, № 4. С. 42−47.
- Люблинская A.A. Очерки психического развития ребенка. -щ. М.: АПН РСФСР, 1959. 546 с.
- Люблинская A.A. Учителю о психологии младшего школьника.- М.: Просвещение, 1997 224 с.
- Мамушкин В.Е. Изучение и развитие письменной речи учащихся в свете теории речевой деятельности: Дис.. д-ра пед. наук. Иваново, 1979. — 407 с.
- Матюшина Р.Г. Взаимосвязь обучения русскому языку и чтению как основа развития письменной речи младших школьников: Дис.. канд. пед. наук. Л., 1978. — 195 с.
- Махмутов М.И. Современный урок и пути его организации. -М., 1975. 115 с.
- Медникова Э.М. Значение слова и методы его описания. -^ М.: Высшая школа, 1974. 202 с.
- Мережко Е. Г, Словообразовательный анализ в системе обучения русскому языку младших школьников: Дис.. канд. пед. наук. М., 1996. — 194 с.
- Методика развития речи на уроках русского языка: Кн. для учителя / Под ред. Т. А. Ладыженской. 2-е изд., испр. и доп. — М.: Просвещение, 1991. — 240 с.
- Минухина O.A. Словарно-семантическая работа на уроках русского языка в 7 классе: Дис.. канд. пед. наук. М., 1970. -364 с.
- Мишина Т.И. Система повторения безударных гласных корня в начальной школе: Учеб. пособие. Рязань: РГПУ, 1994. — 112 с. 12 6. Начинкина Г. М. Словарно-смысловая работа на уроках ^ грамматики // Начальная школа, 1968, № 5. С. 33−36.
- Негвицкая Е.И., Шахнарович A.M. Язык и дети. М.: Наука, 1981. — 109 с.
- Неусыпова Н.М. Дидактические условия усвоения младшими школьниками слова как единицы речи: Автореф. дис.. канд. пед. наук. JI., 1980. — 19 с.
- Нечаева Н.В. Учебно-методический комплекс для обучения грамоте по системе Л.В.Занкова // Начальная школа, 1994, № 7. С. 19−23.
- Никулина Л.И. Нетрадиционные приемы развития устной речи " // Начальная школа, 1994, № 8. С. 57−58.
- Новиков H.A. Семантика русского языка. М.: Высшая школа, 1982. — 272 с.
- Общее языкознание. Внутренняя структура языка. Отв. ред. Б. А. Серебренников. М.: Наука, 1972. — 565 с.
- Острогорский А.Я. Живое слово: Книга для изучения родного языка. 4.1. — СПб., 1907. — 368 е.- 4.2. — СПб., 1908. — 427 е.- Ч.З. — СПб., 1909. — 438 с.
- Пахнова Т.М. Реализация внутрипредметных связей при изучении лексики как средства совершенствования речи учащихся: Дис.. канд. пед. наук. М., 1993. — 215 с.
- Пидкасистый П.И. Н.К.Крупская о содержании образования в Советской школе / Под ред. И. В. Чувашева. М.: Учпедгиз, 1962. -232 с.
- Покровский М.М. Избранные работы по языкознанию. М.: АН СССР, 1956. — 382 с.
- Поливанов Л.И. Русская хрестоматия для первых двух (I классов средних учеьбных заведений. М., 1907. — 376 с.
- Попов П.С. Значение слова и понятие // Вопросы языкознания. 1956, № 6. — С. 33−47.
- Потебня A.A. Из записок по русской грамматике. Харьков, 1888. — 287 с.
- Преемственность и перспективность в развитии речи школьников: Межвуз. сб. науч. тр. / ЛГПИ им. А.И.Герцена- Отв. ред. Т. И. Чижова. Л., 1983. — 134 с.
- Преображенский А. Краткая Русская грамматика. М., 1911.- 134 с.
- Приступа Г. Н. Развитие речи учащихся. М.: Высшая школа, 1985. — 64 с.
- Приступа Г. Н. Современный урок: Пособие для студентов пед. ин-тов. Рязань: РГПИ, 1989. — 112с.
- Приступа Г. Н. Теория и практика урока русского языка. -4.1: Принципы и методы обучения: Пособие для студентов педвузов и ун-тов. Рязань: РГПИ, 1993. — 80 с.
- Приступа Г. Н. Теория и практика урока русского языка. -4.2: Типы уроков: Пособие для студентов педвузов и ун-тов. Рязань: РГПИ, 1993. 96 с.
- Приступа Г. Н. Теория и практика урока русского языка. -Ч.З: Развитие речи учащихся: Пособие для студентов педвузов и унтов. Рязань: РГПИ, 1993. — 104 с.
- Приступа Г. Н., Демидова Н. И., Ераткина В. В., Насонова Л. Г. Словарная работа в 1 классе: Рекомендации и материалы для студентов-практикантов факультета педагогики и методики начального обучения. Рязань: РГПИ им. С. А. Есенина, 1984. — 72 с.
- Проблемы развития речи учащихся начальных классов: Межвуз. сб. науч. тр. / МГПИ им. В.И.Ленина- Отв. ред. М. Р. Львов.- М., 1985. 209 с.
- Программы средней общеобразовательной школы: начальные классы (1−4 классы одиннадцатилетней школы). М.: Просвещение, 1988. — 265 с.
- Прокопович H.H. Методика изучения грамматики и лексики в 5 классе. М.-Л.: АПН РСФСР,' 1948. — 128 с.
- Пронина И. В. Изучение трудных слов с применением этимологического анализа. М.: Просвещение, 1964. — 99 с.
- Просвиркина И. И. Обогащение речи учащихся средствами оценки: Дис.. канд. пед. наук. М-, 1996. — 171 с.
- Прудникова A.B. Лексика в школьном курсе русского языка: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1979. — 144 с.
- Развитие речи младших школьников: Межвуз. сб. науч. тр. / МГПИ им. В.И.Ленина- Отв. ред. М. Р. Львов. М., 1983. — 144 с.
- Разумовская М.К. Словарная работа в 5−7 классах. Л.: Учпедгиз, 1956. — 108 с.
- Реформатский A.A. Введение в языкознание. М.: Учпедгиз, i960. — 431 с.
- Речевое развитие младших школьников: Сб. статей / Под. ред. Н. С. Рождественского. М.: Просвещение, 1970. — 222 с.
- Рождественский Н.С., Успенский М. И. Объяснение слов и выражений как средство развития речи // Русский язык в школе, 1941, № 3. С. 50−54.
- Розенталь Д.Э. Стилистика на каждый день. М.: Знание, 1976. — 64 с.
- Рощина E.H. Интерпретация художественного (поэтического) текста как средство развития выразительности речи студентов педагогического вуза: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Н. Новгород, 1996. 21 с.
- Русский язык: Учеб. для студентов пед. ин-тов. В 2 ч. -4.1 / Под ред. Л. Ю. Максимова. — М.: Просвещение, 1989. — 287 с.
- Руфанова О. П. Из опыта работы над словом в 5 классе // Русский язык в школе, 1965, № 4. С. 23−27.
- Семина А.Ф. Работа над расширением и уточнением словаря учащихся на уроках русского языка (на материале имени существительного): Дис.. канд. пед. наук. М., 1967. — 338 с.
- Сеченов И.М. Избранные произведения. Т.1. — М.: АН СССР, 1952. — 772 с. с илл.
- Сидоренков В. А. Лингвометодические основы лексического разбора в школе: Дис.. канд. пед. наук. Л., 1979. — 250 с.
- Синелыциков Г. Н. Вопросы методики изучения техническихтерминов в средних специальных учебных заведениях: Дис.. канд. пед. наук. Н. Новгород, 1995. — 151 с.
- Синелыциков Г. Н. Методика изучения специальных терминов в техникуме: Учебно-методическое пособие. Рязань: РГПИ, 1993. 132 с. 17 6. Синица И. Е. Усвоение школьниками новых слов в тексте // Вопросы психологии, 1955, № 4. С. 56−67.
- Синицын В.А. Путь к слову: Пособие по развитию речи для преподавателей русского языка, учителей начальных классов и их учеников. М.: АО «Столетие», 1996. — 352 с.+ вкл.
- Сиповский В.Д. Избранные педагогические сочинения.1. СПб., 1911. 254 с.
- Смирницкий А. И. Значение слова // Вопросы языкознания, 1955, № 2. С. 79−89.
- Смирницкий А. И. Лексическое и грамматическое в слове //Сб. Вопросы грамматического строя, АН СССР, М., 1955. 34−41.
- Смирницкий А.И. Объективность существования языка. М.: МГУ, 1954. — 34 с. со схем.18 3. Смирнов В. Я. Методика русского языка. М., 1916. — 192
- Сниткина Г. И. Обогащение словаря учащихся 1 класса на уроках русского языка: Дис.. канд. пед. наук. М., 1976. — 164 с.
- Соколов Н.И., Тумим Г. Г. На уроках родного языка. П., 1917. — 400 с.
- Солнцев В.М. Знаковость языка и марксистско-ленинская теория познания // Ленинизм и теоретические проблемы языкознания.- М.: Наука, 1970. С. 208−231.
- Соловейчик М.С. Воспитываем внимание к слову // Начальная школа, 1994, № 10. С. 21−24.
- Соловейчик М.С. К тайнам языка. Работа над словом как? лексической единицей // Начальная школа, 1994, № 8. С. 22−26.
- Соссюр Ф. де. Курс общей лингвистики. М.: Соцэгиз, 1933. — 272 с.: илл.
- Срезневский И.И. Об изучении родного языка вообще и особенно в детском возрасте. СПб., 1861. — 183 с.
- Степанова В. В. Признаки слова как основа классификации лексических единиц: Лекция. Л.: ЛГУ, 1976. — 48 с.
- Стернин И.А. Лексическое значение слова в речи. Воронеж: Воронеж, ун-т, 1985. ~ 170 с.
- Сысоева С. В. Лексико-фразеологический анализ текста как средство речевого развития младших школьников: Автореф. дис. канд. пед. наук. Рязань, 1999. — 19 с.
- Текучев A.B. Методика русского языка в средней школе. -М.: Просвещение, 1970. 605 с- 3-е изд. — М.: Просвещение, 1980.- 414 с.
- Титова Н.Ф. Система работы по развитию речи в процессе обучения в 1 классе и ее педагогические основы: Дис.. канд. лед. наук. Л., 1954. — 429 с.
- Тихомиров Д.И. Чему и как учить на уроках русского языкав начальной школе. М., 1884. — 109 с.
- Травничек Фр. Некоторые замечания о значении слова и понятии // Вопросы языкознания, 1956, № 1. С. 74−76.
- Тулов М. Обозрение лингвистических категорий. Киев, 1861. — 112 с.
- Тулов М. Об элементарных звуках человеческой речи и русской азбуке. Пособие для обучающихся русской грамоте. Киев, 1874. — 201 с.
- Уфимцева A.A. Лексика // Общее языкознание. Внутренняя структура языка. М.: Наука, 1972. — С. 394−455.
- Уфимцева A.A. Лексическое значение. М.: Наука, 1986.240 с.
- Уфимцева A.A. Опыт изучения лексики как системы. М.: АН СССР, 1962. — 287 с.
- Уфимцева A.A. Слово в лексико-семантической системе. М.: Наука, 1968. 272 с.
- Ушаков Д.Н. Краткое введение в науку о языке. М., 1913.- 97 с.
- Ушинский К.Д. Собр. соч. т.5. — М.-Л.: АПН РСФСР, 1948.- 592 с.: илл.
- Фадеев В.А., Приступа Г. Н. Как проводить педагогический эксперимент: Учеб. пособие. Рязань: РГПУ, 1993. — 140 с.
- Федоренко Л.П. Анализ теории и практики методики обучения русскому языку: Учеб. пособие. Курск: КГПИ, 1994. — 206 с.
- Федоренко Л.П. Закономерности усвоения родной речи. М.: Просвещение, 1984. — 160 с.
- Федоренко Л.П. Принципы и методы обучения русскому языку.- М.: Просвещение, 1964. 255 с.
- Федотова Ю.Г. Методика обогащения лексического состава речи учащихся: Спецкурс. М.: Редакционно-издательский центр МГОПУ, 1999. — 25 с.
- Филин Ф.П. О лексико-семантических группах слов // Езиковедски изследования в чест на акад. Ст. Младено. София, 1957. — 650 с.
- Филин Ф.П. О некоторых философских вопросах языкознания // Ленинизм и теоретические проблемы языкознания. М.: Наука, 1972. — С. 7−24.
- Фомичева Г. А. Словарная работа при изучении глагола // i Русский язык в школе, 19 65, № 5. С. 2 9−36.
- Фомичева Г. А. Формирование синтаксического строя речи младших школьников: Дис.. д-ра пед. наук. М., 1984. — 413 с.
- Фортунатов Ф.Ф. Сравнительное языковедение. Общий курс. -М., 1901−1902. 195 с.
- Ходякова JI.A. Приемы обогащения словаря учащихся // Совершенствование методов обучения русскому языку: Сб. статей / Сост. А. Ю. Купалова. М.: Просвещение, 1981. — С. 77−80.
- Худяков Н.И. Пополнение лексического запаса учащихся при изучении сложных предложений в 7 классе // Русский язык в школе, к 1964, № 6. С. 77−80.
- Чикобава A.C. Введение в языкознание: Учеб. пособие для гос. ун-тов и пед. ин-тов. 4.1. М.: Учпедгиз, 1952. — 244 с.
- Чудинова И.С. Методика обогащения словарного запаса учащихся на основе учета семантической сочетаемости слов: Дис.. канд. пед. наук. М., 1981. — 192 с.
- Шанский Н.М. Лексика / Современный русский язык. В 3-х ч. Учебное пособие / Н. М. Шанский, В. В. Иванов. М.: Просвещение, 1981. — С. 10−66.
- Шанский Н.М. Лексикология современного русского языка: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. Изд. 2-е, испр. — М.: Просвещение, 1972. — 327 с.
- Шереметевский В.П. Сочинения. М., 18 97. — 320 с. 22 5. Шмелев Д. Н. О смысловой структуре слова // Русский язык в школе, 1964, № 1. С. 8−13.
- Шмелев Д.Н. О третьем измерении лексики // Русский язык в школе, 1971, № 2. С. 6−11.
- Шмелев Д.Н. Очерки по семасиологии русского языка. М.: Просвещение, 1964. — 244 с.
- Шмелев Д.Н. Проблемы семантического анализа лексики (на материале русского языка). М.: Наука, 1973. — 280 с.
- Шмелев Д.Н. Современный русский язык. Лексика: Учебное пособие. М.: Просвещение, 1977. — 335 с.
- Штейнфельдт Э.А. Принципы отбора слов для словаря-^ минимума русского языка (2−4 классы эстонской школы): Автореф.дис.. канд. пед. наук. Таллин, — 1969. — 27 с.
- Шярнас В. ЛингЕОДидактические проблемы обогащения речи учащихся: Методические материалы. Вильнюс: НИИП, 1977. — 95 с.
- Щерба Л.В. Избранные работы по языкознанию и фонетике. -' Т.1. Л.: ЛГУ, 1958. — 182 с. 1233.Щерба Л. В. Языковая система и речевая деятельность. Л.:1. Наука, 1974. 428 с.
- Щукина Г. И. Роль деятельности в учебном процессе. М.: Просвещение, 1986. — 142 с.? 235. Эль-Сарраж A.M. Типологическая характеристика слова поданным частотного словаря: (На материале русского языка): Дис. канд. пед. наук. М., 1996. — 180 с.
- Яговкина Е.П. Типы лексических значений слова в русском языке и их описание в учебном толковом словаре: Дис.. канд. филол. наук. М., 1985. — 178 с. 1. Словари и справочники
- Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов. М.: Сов. энциклопедия, 1969. — 607 с.
- Краткий справочник по современному русскому языку / Под ред. П. А. Леканта. М.: Высшая школа, 1991. — 381 с. 23 9. Краткий философский словарь / Под ред. М. М. Розенталя м % П.Юдина. М.: Политиздат, 1952. — 614 с.
- Лингвистический энциклопедический словарь / Под ред.
- B.Н.Ярцева. М.: Сов. энциклопедия, 1990. — 682 с.
- Львов М.Р. Словарь-справочник по методике русского языка: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1988. — 240 с.
- Ожегов С. И. Словарь русского языка / Под ред.
- C.П.Обнорского. М.: Учпедгиз, 1953. — 848 с.
- Частотный словарь русского языка / Под ред. JI. Н. Засориной. М.: Русский язык, 1977. — 935 с.
- Энциклопедический словарь / Под ред. Б. А. Введенского. -М., 1954−55 567 с. 1. Учебники
- Агшпапп Н. Die menschliche Rede: 1 Teil. Schanenburg, 1925. — 347 с.
- Buhler К. Sprachtheorie. Jena, 1934. — 308 c.
- Stern L. Meaning and Chage of Meaning. Goteborg, 1931. — 243 c.
- Vossler K. Geist und Kultur in der Sprache. Heidelberg, 1925. — 421 c.