Педагогическая система профессионально-экологической подготовки будущих учителей химии в вузах Таджикистана
Диссертация
Проводимые работы в этой области лишь создают видимость, что экологические проблемы решаются. На самом деле, в республике недостаточно разработана система организационно-педагогического управления экологическим образованием и просвещением населенияне определен вклад учителей в становление экологического сознания школьников при разном подходе к экологическим знаниямнедостаточно высок уровень… Читать ещё >
Содержание
- Глава I. Теоретико-методологические основы экологического образования и воспитания будущих учителей химии
- 1. 1. Исторические предпосылки возникновения первоначальных экологических знаний и их описание в письменных памятниках таджиков
- 1. 2. Современная экологическая обстановка в Республике Таджикистан
- 1. 3. Состояние непрерывного экологического образования в Таджикистане
- 1. 4. Экологическая подготовка учителей химии в условиях непрерывного образования
- Выводы по I главе
- Глава II. Педагогические основы экологической подготовки будущих учителей химии в вузе
- 2. 1. Проблема экологического образования в системе профессиональной подготовки учителей химии
- 2. 2. Формирование умений и навыков у будущих учителей химии к использованию краеведческого материала в экологическом воспитании учащихся
- 2. 3. Формирование профессионально-экологической компетентности учителя химии. Г
- 2. 4. Эколого-химическое образование в профессиональной подготовке учителя химии
- Выводы по II главе
- Глава III. Технология формирования экологической образованности в процессе подготовки учителей химии
- 3. 1. Роль новых педагогических технологий в профессиональной подготовке учителей химии
- 3. 2. Эффективное применение методов и принципов обучения в формировании экологической компетентности студентов вуза
- 3. 3. Отбор содержания общеобразовательной части химии в экологическом образовании студентов вуза
- 3. 4. Применение информационных технологий обучения в экологическом образовании студентов
- Выводы по III главе
- Глава IV. Опытно-экспериментальная работа по профессионально-экологической подготовке будущих учителей химии
- 4. 1. Исходный уровень экологической образованности студентов и вопросы усвоения содержания экологического образования
- 4. 2. Формирование у будущих учителей химии целенаправленных умений активного управления экологическим образованием
- Выводы по IV главе
Список литературы
- Абдулина O.A. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования. М.: — Просвещение, 1984. — 206 с.
- Абуали ибн Сина. Канон врачебной науки. Душанбе, 1991. -КН./- 380 с.
- Аванесов B.C. Композиция тестовых заданий//Химия в школе. -1993. -№ 1.С.24−28.
- Аванесов B.C. Содержание теста: теоретический анализ//Химия в школе. -1994. -№ 2. С.30−34.
- Аверьянов А.Н. Системное познание мира: Методологические проблемы.- М.: Политиздат, 1985. 263 с.
- Авеста. Избранные гимны (пер. с авестийского и коммент. Проф. И. М. Стеблин Каменского). — Душанбе: Адиб, 1990. — 171с.
- Агаджанян И.А. От биоэкологии к нооэкологии // Природа.- 1988. № 9. -С.4−12.
- Акопов Г. В. Социальная психология высшего образования. Самара: СамГПИ, 1993.-212с.
- Актуалные вопросы педагогической технологии качества учебного процесса. -Алма-Ата: Раун, 1990. -439с.
- Александрова Н.М. Научные основы подготовки учащихся в профессиональных учебных заведениях по профессиям экологического профиля. СПб.: Ипто РАО, 1997. -174с.
- Александров ЮМ. Теория функциональных систем и системная психофизиология//Системные аспекты психической деятельности/Под общ. ред. К. В. Судакова.-М.: Эдиториал УРСС, 1999.-С.96−152.
- Алексашина И.Ю. (автор-составитель) Глобальное образование: идеи, концепции, перспективы: Учеб. пос. -СПб., 1995.-104 с.
- Алексеев C.B., Основные принципы становления и развития непрерывного экологического образования//Экологическое образование: проблемы и перспективы: Межвуз. сб. науч. тр. -Н.Новгород: НГПУ, 1998.-С.68 -77.
- Алексеев C.B. Симонова JI.B. Идея целостности в системе экологического образования младших школьников//Нач. школа. 1999. № 1.-С.19−22.
- Алексеева A.B. Деловая игра как способ совершенствования учебно-воспитательного процесса на занятиях по педагогике//Межвузовский сб. научных трудов. Чебоксары, 1990. — С.52−56.
- Амонов Р. Таджикские народные сказки (перевод с таджикского)-, М., 1998.С.-78.
- Амельченко Т.В. Интеграционные процессы в профессиональной подготовке будущего учителя//Психолого-педагогические проблемы разработки и реализации новых образовательных технологий в подготовке учителя: Тез. докл. респ. н.-пр. конф. -Тула, 1994. С.7−8.
- Анастази А. Психологическое тестирование/Пер. с англ. под ред. ГуревичаК.М. М.: Педагогика, 1982.-336с.
- Ан Г. Д., Умарова Т. М., Амонов И. Т. Педагогика и психология высшей школы. Душанбе, 2004. — 359с.
- Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития. Инновационный курс, Кн. 2. -Казань: Изд-во Казанского ун-та. -1998. 319с.
- Андреева Н.Д. Система эколого-педагогического образования студентов-биологов в педагогическом вузе. СПб, 2000. С. — 41−42.
- Андреева В.И. Интегрированная система непрерывного экологического образования: концепция, технология обучения//Вестник Самарского ГТУ. Вып. 3. 1995. С. 5 0- 56.
- Андруз Дж., Бримблекумб П., Джикелз Т., Лисе П. Введение в химию окружающей среды/Пер. с англ. М.: Мир, 1999. -271с.
- Анохин П.К. Избранные труды. Философские аспекты теории функциональной системы. М.: Наука, 1978. — 400с.
- Арзоянц ГД. Концепция модели устойчивого развития социума -новая мировоззренческая парадигма. М.: Звезды и С, 1996. 106с.
- Арский Ю.М., Данилов-Данильян В.И., Запиханов М. Ч. и др. /Экологические проблемы: что происходит, кто виноват и что делать? М.: МНЭПУ, 1997. — 330с.
- Архангельский С.И. Учебный процесс в высшей школе: Учебное пособие. М.: Высшая школа, 1980. — 368с.
- Афанасьев Ю.А., Фомин С. А. Мониторинг и методы контроля окружающей среды: Учебное пособие. М.: МНЭПУ, 1998. -208с.
- Ашихмина Т.Я. Школьный экологический мониторинг: Учеб. -мет. пособ. -М.: Агар, 2000. 386с.
- Бабанский Ю.К. Об актуальных проблемах совершенствования обучения в общеобразовательной школе //Советская педагогика, 1979, № 3., с. 3 10.
- Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. М.: Политиздат, 1985. 208с.
- Барышникова Г. Б. Познавательная и практическая деятельность в природе, как фактор формирования личности младшего школьника. Дис. к. пед.- наук. -М.,-1997. -194с.
- Без духов В. П. Гуманистическая направленность учителя. Самара-СПб.: СамГПУ, 1999. -172с.
- Безрукова B.C. Педагогика. Проективная педагогика: Учебное пособие. Екатеринбург: Деловая книга, 1996. -344с.
- Безрукова B.C. Педагогика профессионально-технического образования. Педагогический процесс в профтехучилище. Свердловск: СИПИ, 1991.-С.З-7.
- Банников А. Г., Рустамов А. К. Охрана природы. М.: Колос, 1977.
- Бартов В. Политико-экономические вопросы взаимодействия общества и природы. Вопросы экономики, 1984. -№ 10. — с. 184.
- Белозерцев Е.П. Подготовка учителя в условиях перестройки. М., Педагогика, 1989. С. — 49.
- Беляева А. П. Взаимосвязь экологии и педагогики в структуре непрерывного образования /Проблемы Северо-Запад: Экология и образование: тезисы докладов научно-практической конференции. -СПб: РГПУ им. А. И. Герцена, 1999. С.- 7−8.
- Березин Ю.Н. Координация и интеграция гуманитарных предметов в школе: Уч. пособие к спецкурсу. Самара: СамГПИ, 1993. 84с.
- Берлин A.A., Новиков Ю. Э. Табличные тесты//Химия в школе. -1995. -№ 5. -С.35−37.
- Берулава М.Н. Гуманизация образования: направления и проблемы//Педагогика. 1996. № 4. С.23−27.
- Бердиев Дж.Б. Основы экологии. Методическое пособие. -Душанбе, 2009. -134с.
- Бердиев Дж.Б. Краткий экологический словарь. -Душанбе, 2009. -80с.
- Беспалько В.П. Элементы теории управления процессом обучения. -М.: Просвещение, 1970. 80с.
- Беспалько В.П. Основы теории педагогических систем. Воронеж: ВГУ, 1977. — 160с.
- Беспалько В.П. Основы теории педагогических систем: Проблемы и методы психолого-педагогического обеспечения техн. обучающих систем. Воронеж: Изд-во Воронежского ун-та, 1977. — 304с.
- Беспалько В.П. О критериях качества подготовки специалистов //Вестник высшей школы. -1988. -№ 1. С.3−8.
- Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989. -192с.
- Беспалько В.П., Татур Ю. Г. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов: Учеб.-метод. пособ. М.: Высш. шк., 1989. -144с.о
- Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. -М., 1995. -336с.
- Бобоев С. О, Самиев М. Б. Салих, ов Ш. Р. Экология. Душанбе: -Ирфон, 2010, -220с.
- Большаков А.Н. Введение к краеведение.-Л.: Прибой, 1979. 2008 с.
- Бондаренко В.Д. Культура общения с природой. М.: Просвещение, 1987. -184с.
- Браун Т., Лемей Г. Ю. Химия в центре наук: В 2 т. — М.: Мир, 1983.
- Бусыгин А.Г. Педагогика глобальной экологии. Ульяновск: Симбирская книга, 1996. -192с.
- Бусыгин А.Г. Десмоэкология. -Ульяновск: Симбирская книга, 2002. -230с.
- Бусыгин А.Г., Бусыгина A.JI. Методические указания по проведению внеаудиторной СРС по курсу экологии в Самарском педагогическом университете: Уч. пособ. для вузов. Самара: СамГПУ, 1999. -25с.
- Бусыгина A.JI. Профессор профессия. — Самара: СамГПУ, 1999. -276с.
- Будыко М. Актуальные проблемы взаимодействия человека и природы//Коммунист, 1974 № 10.
- Валгма JI.A. Природоохранительные аспекты школьного краеведения в Эстонской ССР. Природоохранительное воспитание и образование. -М., 1983.-С. 63−68.
- Валитова А.И. Социально-психологический анализ экологического сознания кадров государственного управления. Дисс. канд. психол. наук. -М., 1997. -183с.
- Валицкая А.П. Философские основания современной парадигмы образования//Педагогика. 1997. № 3. -С. 15−19.
- Введение в химию окружающей среды /Дж.Андруз, П. Бримблекумб, Т. Джикелз, П.Лисс. -М.: Мир, 1999. -271с.
- Вербицкий A.A. Новая образовательная парадигма и контекстное обучение. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1999.
- Вересов H.H. Психологический анализ условий формирования основ экологического сознания (на материале экспериментальной учебной программы по основам экологии для детей 6-ти лет). Дисс. канд. психол. наук. М., 1991.
- Вернадский В.И. Химическое строение биосферы Земли и ее окружения. М.: Наука, 1965.
- Винокурова Н.Ф. Интеграция экологических знаний. Н. Новгород, 1996. -76с.
- Винокурова Н.Ф. Проблемная интеграция экологических знаний: научно-методические аспекты//Экологическое образование: проблемы и перспективы: Межвуз. сб. науч тр. Н. Новгород, 1998. -С.58−62.
- Вишневская Л.В. Экологический аспект изучения химических процессов в средней школе: Автореф. дисс. канд. пед. наук. М., 1992. -17с.
- Вопросы общепедагогической подготовки будущих учителей.//Сб. статей. -М., 1972.
- Вопросы педагогики высшей школы. Л.: ЛГУ, 1973. С.- 93.
- Гальперин П.Я. О методе поэтапного формирования умственных действий//Хрестоматия по возрастной педагогической психологии. -М., 1981. С.-91−101.
- Гай Саллюстий. Крисп о заговоре Каталины. В. кн: «Историки античности» т.2. -М., 1982 С. 7.
- Гегель Г. В. Ф. Эстетика. М., 1968. С.13−14.
- Герасимов И.П. О проблемах экологизации современной науки.- В кн.: Социальные аспекты экологических проблем. М.: 1982.- С. 100.
- Герчикова В.В. Современное высшее образование: функции, реализация, перспектива. Томск, 1988.
- Гершунский Б.С. Философия образования для XXI века. (В поисках практико-ориентированных образовательных концепций) М.: Совершенство, 1998. — 608с.
- Гершунский Б.С. Образование в третьем тысячелетии: гармония знания и веры//Педагогика, 1998. № 2. -С.49−57.
- Гиляров А.И. Методологические проблемы современной экологии. Смена ведущих позиций/ЛТрирода, 1981. № 9. -С.96−103.
- Гинецинский В.И. Образовательный стандарт проблема теоретической педагогики/Педагогика, 1999. № 8.-С.12−16.
- Гиренок Ф.И. Экология. Цивилизация. Ноосфера/Отв. ред. Н. Н. Моисеев: АН СССР, Центр сов. филос. методолог, семинаров при президиуме АН СССР. М.: Наука, 1987. -180с.
- Гирусов Э.В. Основы социальной экологии: Учеб. пос. -М.: РУДН, 1998. -172с.
- Гирусов Э.В. От экологического знания к экологическому сознанию// Взаимодействие общества и природы: философско-методологические аспекты экологической проблемы: Сб. ст. АН СССР, Инст. философии/Отв. ред. Е. Т. Фадеев.-М.: Наука, 1986. -С. 144−158.
- Гирусов Э.В. Природные основы экологической культуры // Экология, культура, образование: Материалы к конф. / Редкол.: Мамедов Н. М. (отв. ред.) и др. Б.И., 1989. -С.427.
- Гирусов Э.В. Система «общество-природа» (проблемы социальной экологии).- М.: МГУ, 1977. -168с.
- Гирусов Э.В., Ширкова И. Ю. Экология и культура. М.: Знание, 1989. -63с.
- Гладков H.A. Проблема охраны природы и её народнохозяйственное значение. М., 1958. С.- 78.
- Глазачев С.И. Экологическая культура учителя: Исследования и разработки экогуманитарной парадигмы. М.: Современный писатель, 1998. -432с.
- Глазачев С.Н., Ильин B.C. О концепции педагогического института будущего//Методологические проблемы развития советской педагогики в условиях осуществления реформы школы. М.: АПН СССР, 1984. С.- 95−98.
- Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности/Сост. Л. И. Василенко, В. Е. Ермолаева. М.: Прогресс, 1990. — 495с.
- Гнилуша И.В. Экологическое образование студентов педвузов как фактор профессиональной подготовки учителя. Дисс. канд. пед. наук. -М., 1995. -189с.
- Голубева О.М., Суханов А. Д. Проблема целостности в современном образовании//Философия образования: Сб. науч. ст./Отв. ред. А. Н. Кочергин. М.: Фонд «Новое тысячелетие», 1996. — С.54−75.
- Голубев B.C. Соцэволюционная концепция устойчивого развития. М.1994. С. — 6.
- Голубец М.Г. Об объеме и содержании экологии //Экология, 1985. -№ 1.
- Государственная Программа по экологическому образованию и воспитанию населения РТ до 2000 года и на перспективу до 2010 года (Постановление Правительства Республики Таджикистан от 23 февраля 1996 г. № 93).
- Государственный отчет, центр медицины, статистики и информации Минздрава Респуб. Таджикистан, 2005, 2006, 2007, 2008 гг.
- Горшков В.Г. Структура биосферных потоков энергии//Ботанический журнал, 1980. № 65. -С. 1579−1590.
- Горшков В.Г. Физические и биологические основы устойчивости жизни. М: ВИНИТИ, 1995.1-XXI. — 470с.
- Горшков В.Г., Макарьева A.A. Зависимость гетерозиготности от массы тела у млекопитающих//№ 3, 1997. -С.428−432.
- Громыко Ю.Н. 12 лет спустя: Национальная доктрина образования // Нар. образование, 2000. № 2. -С.203−210.
- Гуманистические ценности, глобальное мышление и современное образование (Миротворческие аспекты содержания естественнонаучного образования). СПб., 1992. -79с.
- Гусев В.В., Маслова Н. Ф. Рабочая книга педагогического самообразования офицеров: Основы педагогики высшей военной школы.-Орел: ВИПС, 1996.-144 с.
- Давлеткшодиев A.A., Чалагизов Б. Н. Понятие и структура экологического сознания. Экология-Культура-Образование: Мат. конф. -М., 1989. -С.54−55.
- Ш. Дежникова Н. С. Учитель: экология, культура, воспитание //Магистр. 1994. № 4. -С.41−47.
- Дадабаева H.H. Экономические аспекты охраны окружающей среды. -Худжанд: Хуросон, 2008. 60с.
- Дадабаева H.H. К вопросу усвоения экологических знаний студентами//Вестник ТНУ Душанбе, 2008. — С. 252.
- Даллакян Г. Р. Эстетическое отношение в экологической культуре. Дисс. канд. филос. наук. Уфа: УГНТУ, 1997. -19с.
- Данилов-Дачильян В.И. и др. Окружающая среда между прошлым и будущим: мир и Россия (Опыт эколого-экономического анализа). М., 1994. -132с.
- Данильчук В.И., Сериков В. В. Личностный подход в системе принципов экологизации естественнонаучного образования// Экологическое образование и технологии: Сб. науч. тр./Под ред. проф. С. Н. Глазачева. Волгоград: Перемена, 1996. -С.84−91.
- Данилюк А .Я. Метаморфозы и перспективы интеграции в образовании//Педагогика, 1998. № 2. -С.8−12.
- Декларация Тбилисской Межправительственной конференции по образованию в области окружающей среды. 1979. -183с.
- Дерябо С.Д., Левин В. А. Экологическая педагогика и психология. -Р.-н /Д.: Изд-во «Феникс», 1996. -480с.
- Дидактики средней школы: Некоторые проблемы современный дидактики// под. Ред. М. Н. Скаткина. 2-е изд. переб. и доп.-М.: Просвещение, 1982.-319 с.
- Довудько Т.В. Формирование профессиональной компетентности учителя информатики в условиях информатизации образования. -Самара: Сам ГПУ, 1999.-340 с.
- Егоркин В.Ф., Кирюшкин Д. М., Полосин B.C. Внеклассные практические занятия по химии. М.: Просвещение, 1965. -300с.
- Единство научного знания / В. Ф. Асмус, В. И. Шинкарук и др.- АН СССР. М.: Наука, 1988. -334с.
- Ереев Е.П. Организация внимания в учебно-воспитательном процессе Минск: Нар Асвета, 1974. С.- 57.
- Ефремов Ю.К. Природа на службе общества.
- Железнов Ю.Д., Абрамян Э. А., Новикова С. Т. Человек в природе и обществе. Введение в эколого-философскую антропологию: Материалы по курсу. М.: МНЭПУ, 1998. -296с.
- Жильцов П.А. Пути интенсификации учебно-воспитательного процесса в педагогическом вузе//Сов. педагогика, 1987. № 9. -с.77−83.
- Закон Республики Таджикистан «Об образовании». Душанбе, «Шарки Озод», 2001, — 48с.
- Заир-Бек Е. С. Основы педагогического проектирования: Учебное пособие. Спб., 1995. -234с.
- Зайцев О.С. Методика обучения химии. Теоретический и прикладной аспекты. М.: Владос, 1999. -383с.
- Занков JI.B. Диалектика и жизнь.- М.: Педагогика, 1968. -176с.
- Захлебный А.Н. Цели и пути развития экологического образования в школе//За гармонию взаимоотношений человека с природой. М.: 1989. С.- 161−162.
- Захлебный А.Н. Школа и проблемы охраны природы. М.: Педагогика, 1991. -184с.
- Захлебный А. Н. Принципы и условия экологического образования в школе. В Кн.: Педагогические принципы условий экологического образования. -М.: 1983. С.-87−89.
- Зверев И. Д. и др. Экологическое образование в школе. Концепция. М.: Московский центр межнационального и сравнительного образования, 1994. -32с.
- Зверев И.Д., Максимова В. Н. Межпредметные связи в современной школе. М., 1981. -159с.
- Зверев И.Д. Ведущие идеи и понятия в содержании школьного экологического образования//Совершенствование содержания образования в школе. М.: Педагогика, 1985. -С.224−240.
- Зверев И.Д. Приоритеты экологического образования //Развитие непрерывного экологического образования: Материалы 1-ой Моск. науч.-практич. конф. по непрерывному экологическому образованию. М., 1995. — С.16−26.
- Зверев И.Д. Постулаты. Под ред. Л. П. Симоновой, 1998.
- Зинченко В., Моргунов Е. Б. Человек развивающийся. Очерки российской психологии. М.: Тривола, 1994. -304с.
- Зинченко В.П. Психологическая педагогика. Материалы к курсу лекций. Живое знание. Самара, 1998. -216с.
- Зубаков В.А. XXI век. Сценарии будущего: Анализ последствий глобального экологического кризиса. СПб.: МТУ, 1995. -86с.
- Зубайдов У., Рахдмов М., Шарипов И., Человечество и экология, Душанб:. ДГПУ, 243с.
- Зюзин Д. И. Качество подготовки специалистов как социальная проблема. М., 1978. — С.64.
- Изучение мотивации поведения детей и подростков /Под ред. Л. И. Божович. М.: Педагогика, 1972. -351с.
- Илолов М.И., Комили А. Ш. Наука в времена Рудаки. Душанбе: Дониш, 2008.- 86с.
- Ильясов И. И. Голотенко H.A. Проектирование курса обучения по учебным дисциплинам. М.: 1994.
- Интеграционные процессы в педагогической теории и практике: Сб. науч. тр./Свердловский инж.-пед. ин-т. Свердловск, 1990. Вып.1. -128с.
- Интеграционные процессы в педагогической теории и практике: Сб. науч. тр. / Свердловский инж.-пед.ин-т. -Свердловск, 1991. Вып.2. -183с.
- Интеграция и межпредметные связи в системе непрерывного профобразования: Тезисы докл. межвуз. конф. Л., 1990. 63с.
- Интеграция общественных, естественных и технических наук. Основные проблемы и тенденции: Научно-аналит. обзор/Б.Г.Юдин, науч. ред. Ю. В. Галкин. М., 1987. — 43с.
- Интеграция содержания образования в пед. вузе: Сб. науч. тр. -Бийск: НИЦБиГЛИ, 1994. -123с.
- Интегративные тенденции в современном мире и социальный прогресс / Под ред. М. А. Розша. М.: МГУ, 1989. -232с.
- Интеграция современного научного знания: Методологический анализ / Н. Костюк и др. -Киев: Вища шк., 1984. -184с.
- Интегрирующая функция экологии в современной науке/Сб. науч. тр. АН УССР, Ин-т философии, отв. ред. Н. П. Депенчук, Н. Н. Киселев. -Киев: Наук, думка, 1987. -125с.
- Интенсификация учебного процесса ВИПС (на основе внедрения и обучения компьютеризованных учебников: Отчет о НИР (помеж.) Випс. науч. рук. Совельев H.A. отв. исп. образцов п.и. Орел: ВИПС, 1995. С.- 202.
- Иноятова М.А. Образовательные модели как основной фактор устойчивого развития общества. Турсунзода, 2000. С.- 26−27.
- Исидоров В.А. Экологическая химия. СПб.: Химиздат, 2001. -303с.
- Исмаилов М.И. Экология. Пособие для студентов педагогических институтов. Алма-Ата, 1984. ч.1. С.- 87.
- Искрук И. В. Экологические основы педагогических технологий // Основы разработки педагогических технологий и инноваций. Л. Н. Давыдова, В. А. Пятин и др. / Под ред. проф. В. А. Пятина. -Астрахань: АстраханГПУ, 1998. -С.362−374.
- Ищенко Т. В. Место студенчества в социальной структуре советского общества // Молодежь как общественная группа. М., 1972.
- Кабанова Меллер E.H. Формирование приемов умственной деятельности и умственное развитие учащихся. — М., 1968 С.- 7.
- Кабулов Б. Подготовка будущих учителей начальных классов. к экологическому воспитанию на материалах Республики Таджикистан: Дис. канд. пед. наук. Душанбе, 2002. С.- 124.
- Карамзин И.В., Сангов H.H. Вопросы профессиональной подготовки молодежи. Душанбе, 1997. С.- 6.
- Кабатченко М.В. Меняющийся мир и образование в духе международного взаимопонимания. Магнитогорск, 1996. -30с.
- Кавтарадзе Д.Н. Имитационные игры и природоохранное образование // Пленарные доклады участников III Всесоюзной конференции «Образование в области окружающей среды». -Казань, 1990. -С.31−48.
- Калмыков A.A. Введение в экологическую психологию: Курс лекций. М.: МНЭПУ, 1999. -128с.
- Калонтаров Я.И. Таджикские пословицы и поговорки в аналогии с русскими. Душанбе: Ирфон, 1965, С. 5 — 6.
- Карпенко М.П. Содержание современного образования: взгляд на проблему // Психологическая наука и образование, 1999. № 3−4. -С.105−111.
- Карпинская P.C. Диалектическое единство общественных и естественных наук. -М.: Знание. Сер. «Философия». 1981. № 8. -64с.
- Карпинская Р. С, Лисеев И. К., Огурцов А. П. Философия природы: коэволюционная стратегия. М.: Интерпракс, 1995. -352с.
- Калинкин Е.В. Высшая школа в системе непрерывного образования. М.: Высшая школа, 1990. С.- 142.
- Кисилев H.H. Мировоззрение и экология. М.: Политтздат, 1990. -228с.
- Кинг А., Шнайдер Б. Первая глобальная революция: Доклад Римского клуба.-М.: Прогресс, 1991. -340с.
- Кодиров Б.Р. Дидактические основы межпредметных связей естественно-математических дисциплин, направленные на формирование творческого мышления учащихся средней школы. Автореф. Дис. Докт. Пед.наук. -Душанбе, 2006. С.- 13−16.
- Кодиров К. Б., Мирзоев А. Дидактические аспекты применения информационных технологий обучения в вузе. Душанбе, 2006- 134с.
- Компьютерные технологии в высшем образовании (ред. кол.: А. Н. Тихонов, В. А. Садовничий и др. -М.: Изд. МГУ, 1994−340).
- Коробкин В.И., Передельский. Экология. Ростов-на-Дону, Феникс, 2006, 571с., С.149−150.
- Комили А., Холназаров С. Роль таджикских национальных традиций и обычаев в экологическом воспитании // Наука и школа М.П.Г.У 2010,№ 6- с.31−34.
- Кларин М.В. Педагогическая технология в учебном процессе. Анализ зарубежного опыта. М.: Знание, 1989. -85с.
- Концепция структуры и содержания общего среднего образования (в 12-летней школе) // Народное образование, 2000. № 2. -С. 17−26.
- Контакт. Бюллетень ЮНЕСКО-ЮНЕП по образованию по вопросам окружающей среды, Т. VIII, № 1,2,3. -1983.
- Контакт. Бюллетень ЮНЕСКО-ЮНЕП по образованию в области окружающей среды, т. VI, № 1. -1983.
- Колесников В.И., Ковалевская Н. И. Природоохранный аспект химического эксперимента// Химия в школе. 1991.- № 6. -С.52−54.
- Колесников В.И. Экологическое образование учащихся в процессе школьного химического эксперимента // Химия в школе. -1991. № 5. -С.52−53.
- Кулюткин Ю.Н. От идеи к решению //Мышления учителя.-М.: Педагогика, 1990. с, 40−54.
- Коробейникова JI.A. Практическая экология для школьников: британский вариант//Химия в школе. -1995.-№ 5. -С.58−64.
- Кочергин А.Н., Марков Ю. Т., Васильев Н. Г. Экологическое знание и сознание: особенности формирования. Новосибирск: Наука, 1987. -220с.
- Кочергин А.//Г Экологическое образование и воспитание в контексте современных глобальных техногенных процессов // Философия образования: Сб. науч. ст. / Отв. ред. А. Н. Кочергин. -М.: Фонд «Новое тысячелетие», 1996. -С.246−264.
- Краевский В.В. Проблемы научного обоснования обучения (Методологический анализ). М.: Педагогика, 1977. — 264 с.
- Краевский В.В. Методология педагогического исследования: Пособие для педагога-исследователя. Самара: Изд-во СамГПИ, 1994.-165с.
- Круглов Ю.Г. Подготовка учителя.: //Сов. Педагогика, 1991.-№ 7.-с.87−89.
- Кузьменок Н.М., Стрельцов Е. А., Кумачев А. И. Экология на уроках химии. Минск: Красико-принт, 1996. -205с.
- Кузьмина Н.В., Реан A.JI, Профессионализм педагогической деятельности. -СПб., 1993.
- Культура, человек и картина мира: Сб. ст. АН СССР, ин-т филос. / Отв. ред. А. И. Арнольдов. М.: Наука, 1987. -347с.
- Кулюткин ЮН. От идеи к решению // Мышление учителя. М.: Педагогика, 1990. -С.40−54.
- Курбанова 3. Ш. Формирование экологических знаний у старших дошкольников в дошкольных учреждениях: Автореф. Дис. канд. пед. наук. Душанбе, 2006. С.- 12−14.
- Лаптев И. Г. Теоретические основы охраны природы. Томск, 1975.
- Лаптев И.Д. Экологические проблемы. Социально-политический и идеологический аспекты. М.: Мысль, 1982.
- Левина М.М. Основы технологии обучения профессиональной педагогической деятельности. Минск: ИНК, 1996. -232с.
- Леви -Брюль Л. Первобытное мышление. М., 1930, -с.5.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975. — 302с.
- Лернер И.Я. Проблемное обучение. М.: Знание, 1974. -64с.
- Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981.-186с.
- Лисеев И.К. Космизм и экология: на пути к смене парадигмы культуры //Стратегия выживания: космизм и экология / Отв. ред. Л. В. Фесенкова. -М.: Эдиториал УРСС, 1997. — С. 154−168.
- Лихачев Д.С. Философия воспитания. М.: Прометей, 1995.-282с.
- Лихачев Д.С. Общие проблемы воспитания школьников. М., 1979.
- Лобанова H.H., Косарев В. В., Крючатов А. П. Профессиональная компетентность педагога. Самара-Санкт-Петербург: СПБ ин-т образования взрослых РАО, 1997.-107 с.
- Лозановская И.Н., Орлов Д.С, Садовникова Л. К. Экология и охрана биосферы при химическом загрязнении. М.: Высш. шк., 1998. -287с.
- Лутфуллоев М. Совершенная дидактика.- Душанбе, 2001. 285 с.
- Лутфуллоев М. (М. Лутф.) Основы обучения. Кабул, 1982. С.-67- 69.
- Майерс Д. Социальная психология / Пер. с англ. -СПб.: Питер, 1996. -685с.
- Мамедов Н.М. Культура, экология, образование. М.: РЭФИА, 1996. -151с.
- Маркова А.К. Психология профессионализма. М.: Просвещение, 1996. -308с.
- Маркова А.К. Психология труда учителя. М.: Просвещение, 1993. -192с.
- Максимова О.Г. Деловые игры на лабораторных занятиях по педагогике // Меонвузовский сб. научных трудов. Чебоксары. -1990. — с.56−60.
- Материалы республиканской конференции: новые теоретические и прикладные исследовании химии в высших учебных заведениях Республики Таджикистан. Душанбе, 2010. — 266 с.
- Медведев В.И., Алдашева A.A. Экологическое сознание: Учебное пособие. М.: Логос, 2001. — 375с.
- Мерлин B.C. Очерки теории темперамента. М.: Просвещение, 1964. -304с.
- Мерлин ВС. Лекции по психологии мотивов человека: Учебное пособие для спецкурса. -Пермь: Изд-во Пермс. пединститута, 1971. -120с.
- Мижериков В.А., Ермоленко М. Н. Введение в педагогическую деятельность: Учебное пособие, — М.: Педагогическое общество России, 2002. -268с.
- Минченков Е.Е. Межпредметные связи неорганической химии и физики // Химия в школе, 1981. № 2. -С.22−26.
- Минченков Е.Е. Об одном подходе к отбору содержания учебного курса// Советская педагогика. М., 1983. № 10. -С.40−42.
- Миронов A.B. Содержание экологического образования будущего учителя. Казань, 1989. -217с.
- Митина Л.М. Психология профессионального развития учителя.-М.: Флинт: Москов. псих-соц. институт, 1998.-200 с.
- Моисеев H.H. Историческое развитие и экологическое образование. М., 1995.
- Моисеев H.H. Система «Учитель» и современная экологическая обстановка // Культура и экология. Поиск путей становления новой этики / Ред.-сост. Е. Р. Мелкумова. -М.: Интеллект, 1996. -С.89.
- Моисеев H.H. Экология и образование. -М.: ЮНИСАМ, 1996. -192с.
- Назаренко В.М. Система непрерывного экологического образования в высшей школе (химический аспект). Дисс. докт. пед. наук. Москва, 1995. -281с.
- Назаренко В.М. Школьный химический эксперимент в экологическом образовании //Химия в школе. -1993. -№ 6. -С.47−53.
- Назаренко В.М. Программа экологизированного курса химии для средней общеобразовательной школы // Химия в школе.- 1993. -№ 5. -С.35.
- Народная газета № 23 (19 732) 9 июня 2010 г.
- Национальный план выполнения обязательств Республики Таджикистан по Стокгольмской конвенции о стойких органических загрязнителях. (Постановление Правительства Республики Таджикистан от 1 октября 2007 года).
- Неарабские формы зависимости в древней Средней Азии//Проблемы социальных отношений и форм зависимости на Древнем Востоке. М., 1984, -С.5.
- Невзоров Т.Е. Педагогические условия реализации интегративного подхода к экологическому воспитанию молодежи. Дисс. канд. пед. наук. Кемерово, 1997. -188с.
- Нечаев H.H. Психологические аспекты подготовки специалистов в вузе. М.: МГУ, 1985. -114с.
- Нечаев Н. Н Психолого-педагогические основы формирования профессиональной деятельности. М.: Изд-во МГУ, 1988. -143с.
- Нуралиев Ю.Н. Медицина эпохи Авиценны. Книга 1. Душанбе: Ирфон, 1981, С.- 60.
- Никифорова Г. Н., Жегин A.A. Экология и химия. М.: Наука, 1994.
- Орлова JI.A. Примерная программа воспитания школьников. Душанбе, 2004. -91с.
- Организация экологического образования в школе: Пособие для работников средней общеобразовательной школы / Под. ред. И. Д. Зверева, И. Т. Суравегиной. М.: Проблемный Совет по экологическому образованию АПН СССР, 1990. -150с.
- Ожегов Ю.П., Никофорова Е. В. Экологический импульс: Проблемы формирования экологической культуры молодежи. -М.: Мол. Гвардия, 1990.-171 с.
- Панфилова JI.B. Химия окружающей среды. Самара: СИПКРО, 2000. — 46с.
- Панфилова Л.В. Химия окружающей среды. 4.2. Неметаллы. -Самара: Изд-во СИПКРО, 2000. -40с.
- Панфилова Л.В. Химия окружающей среды, Ч.З. Металлы. -Самара: СИПКРО, 2001. 54с.
- Панфилова Л.В. Химия окружающей среды. 4.4. Органическая химия. Самара: СИПКРО, 2001. — 50с.
- Панфилова Л.В., Белянкина Т. В. Учебная программа курса «Химия окружающей среды» // Химия: методика преподавания в школе. -2001. № 7. -С.59−60.
- Панфилова Л.В. Программы спецкурсов «Химия окружающей среды» для учащихся 8−11 классов./ Сборник авторских и модифицированных программ «Экологическое образование и воспитание детей». Вып. 4. -Самара: ЦРО, 2000. -С.4−22.
- Панфилова Л.В., Рябина Н. П. Система спецкурсов «Химии окружающей среды» // Химическое образование и развитие общества: Тезисы докладов Международной конференции. М.: РХТУ им. Д. И. Менделеева, 2000. -С. 131.
- Пак М. С. Дидактика химии. М.: Владос, 2004, 315 с.
- Педагогика: учеб./Л.П.Крившенко и др.: под ред. Л. П. Крившенко. -М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007.С.-318−319.
- Плахов В. Д. Традиции и общество. Опыт философско-социологического исследования. М.: Мысль, 1992. С. 33.
- Пиров М.Х. Изучение устного народного творчества в IV-V кл. Таджикских школ. Автореф. канд. дисс. М., 1982.
- Плахов В.Д. Традиции и общество. Опыт философско-социологического исследования. М., «Мысль», 1992. С. 33.
- Проблемы отбора и профессиональной подготовки специалистов в вузах / Под ред. Н. В. Кузьминой.-М.: ЛДНТП, 1970. 90с.
- Программа действий. Повестка дня на XXI век и другие документы конференции в Рио-де-Жанейро: Информационный обзор // Экое информ. № 4. 1994.
- Прохоров Б.Б. Экология человека. М.: Академия, 2003. -220с.
- Психолого-педагогические проблемы профессионального обучения. М.: МГУ, 1979. -208с.
- Разумовский В.Г., Тарасов Л. В. Развитие общего образования Интеграция и гуманитаризация //Сов. Педагогика., 1988. № 7. С. З-10.
- Раджабов Х.А. Совершенствование профессиональной подготовки студентов педагогических вузов в процессе педагогической практики. Автореф. дис. канд. наук. -Душанбе, 2007. С. 8−9.
- Расулов К. Социальная экология. -Душанбе: Ирфон, 2004, -259с.
- Рахимов А. И. Подготовка учительских кадров к организации экологического воспитания. Худжанд, 2009. -138с.
- Рахмонов Э. Молодежь будущее суверенного Таджикистана. -Душанбе: Ирфон, 1997. С. — 29−33.
- Рациональное использование природных ресурсов и охрана окружающей среды. Сб. 1−4. -М., 1982.
- Экологизация. Введение в экологическую проблематику: Учеб.пос.-Изд-во Российского открытого ун-та, 1994.-100 с.
- Розанов С.И. Общая экология. СПБ — Крас., 2004. -288с.
- Розов В. К. Социально- экономические проблемы подготовки и повышения квалификации учителей //Совпедагогика. -1973. -№ 1.
- Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. М., 1973.
- Рубинштейн С.А. Проблемы общей педагогики. М., 1973. -С. -152.
- Свод статической отчетности Министерства образования РТ. Душанбе, 2010. -317с.
- Семенов В.В. Компьютерная технология обучения/Новые информационные технологии в университетском образовании// Материалы международной научно-методической конференции. -Новосибирск: НГУ, 1995, -С.114−118.
- Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. -М.: Народное образование, 1998,-256 с.
- Станкин М.И. Профессиональные способности педагога. Акмеология воспитания и обучения (учебное пособие). М.: Флинт, 1998. -364с.
- Степанец Р.В. Подготовка учителя к экологическому воспитанию младших школьников в условиях многоуровневого педагогического образования. Дис. канд. пед. наук. Владимир, 1998. -262с.
- Ситаров В.А., Пустовойтов В. В. Социальная экология: Учеб. пос. для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Академия, 2000. -280с.
- Суравегина И.Т. Концепция экологического образования и формирование нового мышления //Педагогика мира: история, теория, практика. Вып. 1. М. -1992. -С. 130−138.
- Суравегина И.Т. Роль взаимосвязей естественнонаучных и этических знаний в формировании экологической культуры школьников //Проблемы экологического образования и воспитания в средней школе: Тез. докл. Вссоюз. Конф. Таллин, 1980. -С.28−33.
- Суравегина И. Т. Мамедов Н.М. Общеобразовательные цели изучения экологии в контексте концепции по экологическому образованию детей. Вестник Ас ЭкО. Вып. 1- 2 (5−6). 1995. С.4−18.
- Суревигина И.Т. Ответственное отношение к природе как черта всесторонне развитой личности // Образование по вопросам охраны окружающей среды в школах стран членов СЭВ, 1983 .-с.4−47.
- Сухорукова С.М. Основы экологической культуры и хозяйственное природопользование. Кокшетау., 2000, — 94с.
- Сластенин В.А. Педагогика: инновационная деятельность. М.: Магистр, 1997. -224с.
- Сластенина Е.С. Экологическое образование в подготовке учителя: вопросы теории и практики. М.: Педагогика, 1984. -104с.
- Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности человека к личности: Учебное пособие для слушателей ФПК -М.: Аспект Пресс, 1995. 271с.
- Смирнов СД. Еще раз о технологиях обучения //Высшее образование в России. -2000.-№ 6. С. 113−121.
- Смирнова Е. Д. Пути формирования модели специалиста с высшим образованием. М.: МГУ, 1977. -с.96.
- Совершенствование профессиональной подготовки будущего учителя. Ярославль, 1989. — с. 140.
- Совершенствование подготовки учителя в педвузе // Под ред.
- B.А. Сластелина. М., 1980. — с.73.
- Состояние перспектив и пути развития экологического образования в странах центральной Азии.
- Столетов В. Н. Становление личности . М.: Мысль, 1987. -334с.
- Талызина Н.Ф. Теоретические проблемы разработки модели специалиста // Современная высшая школа. -1986. -№ 2. -СЛ.
- Тарасова О.С. Элементы краеведения в обучении учащихся начальной школы: Автореф. дис. кан. наук. М. 22 с.
- Толкунов В.И. Химический эксперимент в средней школе. -Самара: СамГПИ, 1997. -160с.
- Фаткушин А, О. О современной технологии обучения // Народное образование. -1993. -№ 3. -С.29−30.
- Федорец Г. Ф. Межпредметметные связи в процессе обучения. Л., 1983.
- Федоров Е. К. Взаимодействие общества и природы. Л.: ЛГУ, 1972. -103с.
- Филипов В.М. Российское образование: состояние, проблемы, перспективы: доклад на Всероссийском совещании работников образования 14−15 янв. 2000 // Народное образование. 2000. № 2.1. C.42−51.
- Фоменко В.Т. Дидактический стандарт содержания образовательного процесса. Системный обзор современных образовательных технологий. Р.- н/Д., 1994. 123с.
- Формирование готовности студента педвуза к экологическому образованию и воспитанию школьников: Сб. науч. пр. / Под ред. С. Н. Глазачева. Волгоград: ВГИПД987. -134с.
- Фримантл М. Химия в действии. В 2-х ч / Пер. с англ. -М.: Мир, 1991.
- Хесле В. Философия и экология. М: Наука, 1993. -204с.
- Химическое образование и развитие общества: Тезисы докладов международной конференции. М., 2000. -248с.
- Холназаров С. Хакимов О. Основы методики преподавания химии (методическое пособие). Часть, 1 изд. 2008, 2 изд. 2010., Душанбе: Авесто. -191с.
- Холназаров С. Основы методики преподавания химии. Часть, 2 Душанбе: Эр Граф (методическое пособие), 2009 -265с.
- Холназаров С., Орлова J1.A. Внеклассная работа и личность (из опыта работы). Душанбе: Авесто, 2007 -120с.
- Холназаров С. История развития образования в Хатлонской области. Душанбе, маориф-фарханг, 2004. -116с.
- Холназаров С., Технология коллективного способа обучения на уроках химии //Вопросы психологии и педагогики Курган — Тюбе, 2009. № 5, — с. 86 — 90.
- Холназаров С. Технология экологического обучения и дидактические принципы их эффективного применения // Вопросы психологии и педагогики Курган-Тюбе, 2010 № 5, — с. 100- 103.
- Холназаров С. Методы формирования экологической компетентности студентов//ВестникТНУ: 2011 № 2,-с. 310−313.
- Холназаров С. Отбор содержания общеобразовательной части химии в экологическом образовании студентов вуза // Вестник ТНУ: 2011 № 3(67), — с. 243−247.
- Холназаров С. Национальная концепция образования в действии (на тадж. яз.) //Маърифат, 2004, № 5-с. 18−30.
- Холназаров С. Роль школьной организации им. Исмоили Сомони в организации экологического обучения и воспитания школников // Изд. АН. РТ, 2011 № 3-е. 165−170. (в соавторстве с Комили А.).
- Холназаров С. Педагогическая система профессионально-экологической подготовки будущих учителей химии, Душанбе: Дониш, 2011−221с
- Холназаров С. Значение эколого химического образования в профессиональной подготовке учителя // Изв. АН РТ№ 2-е. 178−180.
- Холназаров С. Совершенствование экологического образования требований времени // Вопросы психологии и педагогики Курган -Тюбе, 2011 № 1,-с. 72−78.
- Холназаров С., Методы и способы формирования экологического образования учащихся (на. тадж. яз) // Материалы науч практ. конф., Курган — Тюбе, 2009 — с. 194 — 197.
- Холназаров С., Саторов А. Об экологическом воспитании на уроках математики (на тадж. яз.) Материалы науч практ. конф. Развитие образования в период Государственной независимости. — Курган — Тюбе, 2010.-с. 191 -192.
- Холназаров С., Формирование экологической компетентности студентов// Материалы науч практ. конф. «Развитие образования в период Государственной независимости «Курган — Тюбе, 2010.-е. 192 — 194
- Холназаров С. Экологическое образование студентов химиков // Материалы науч прак. Конф. «Развитие образования в период Государственной независимости «. Курган — Тюбе., 2010. — с. 194 — 195.
- Холназаров С., Болтаев М. Некоторые аспекты совершенствования экологического воспитания // Материалы науч практ. конф., Курган-Тюбе, 2011- с.36−38.
- Холбеков Н.О. Формирование экологических понятий у учащихся У-У1 классов в процессе изучения предметов математического цикла: Автореф. Дис. канд. пед. наук. Душанбе, 2007. -с.13.
- Чернобельская Г. М. Основы методики обучения химии. М.: Просвещение, 1987. -256с.
- Чернобельская Г. М. Методика обучения химии в средней школе. -М.: Владос, 2000. -335с.
- Червонецкий В.В. Экологическое образование в школах развитых стран мира: Вопросы истории и практики. М., 1992. -94 с.
- Чошанов М.А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения. М.: Народное образование, 1996.
- Шустов СБ., Шустова Л. В. Химические основы экологии. М. Просвещение, 1995.-245с.
- Шукуров Т. А. Педагогическая система игровых форм позновательной деятельности школьников: Дис. докт. пед. наук. -Душанбе, 1999. с. 124−130.
- Экология охраны природы: толковый словарь. — М.: 1982.
- Экологическое образование в университетах: Тезисы докладов 3-й Международной конференции /Под ред. Н. Н. Моисеева. -Владимир, 1997. -276с.
- Экологическое образование в школе: Концепция (Авторы-сост.: И. Д. Зверев, И. Т. Суравегина, Т. В. Кучер и др. М., 1994,-30 с.)
- Экологическая подготовка студентов в системе многоуровневого педагогического образования / Под ред. И. Е. Курова. Н. Новгород, 1994. -62с.
- Экология, охрана природы и экологическая безопасность / Под ред. В.И.Данилова-Данильяна. -М.: МНЭПУ, 1998. -742с.
- Экология и география: проблемы подготовки учителя. М.: ТЭ-КО Центр, 1995.-189с.
- Экологическая химия. Основы и концепции./Корте Ф., Бахадир М., Клайн В. М.: Мир, 1996. -395с.
- Ягодин Г., Третьякова Л. Проблемы экологического образования // Вестник высшей школы. 1991. № 3. -С.38−45.
- Якиманская И.С. Развивающее обучение. М.: Просвещение, 1979. -144с.
- Янушкевич Ф. Технология обучения в системе высшего образования. М.: Просвещение, 1986.
- Dombrovskis V. Culture. Ecology. Pedagogical process. Daugavpils. 1993.
- Groves M. Companies Spot Gold in «Green» Movement. Los Angeles Times (April 20, 1991), pp. Dl, D4.
- Environmentally sustainable economic development: building on Brundtland. UNESCO, 1991.100-p.
- Laabs J.J. The Greening of HR. Personal Journal (August 1992), pp. 60−71.