Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Содержание и методы обучения студентов туристского вуза кросскультурным коммуникациям

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Генеральной линией обновления технологии обучения является культурологический подход. В рамках культурологического подхода в качестве системообразующих и определяющих поведение факторов рассматриваются аспекты культуры, причем ведущая роль обычно отводится коммуникативной стороне деятельности человека. Мы в своем исследовании определили основные характеристики кросс культурной коммуникации… Читать ещё >

Содержание

  • Специальность 13.00.08 -теория и методика профессионального образования
  • Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук
  • Научные руководители Доктор педагогических наук, доктор исторических наук, профессор
  • Квартальное Валерий Александрович,
  • Кандидат технических наук Гаранин Николай Иванович
  • Москва
  • Введение
  • С
  • Глава 1. Глобализация современного бизнеса и педагогические проблемы обучения и развития персонала в многой, а циол нал ьных и международных бизнескоммуникациях
    • 1. 1. Глобализации международного бизнеса. Международные коммуникации и тенденции их развития. С
    • 1. 2. Опыт подготовки менеджеров для международных компаний в различных странах мира. С
    • 1. 3. Педагогические проблемы воспитания менеджеров для многонациональных компаний. С
  • Глава II. Разработка методики обучения кросскультурной коммуникации в процессе профессиональной подготовки менеджеров для международных компаний
    • 2. 1. Методологические подходы к обучению менеджменту. С
    • 2. 2. Корпоративные тренинги. Активные методы реализации проблемно-деятельной концепции обучения. С
    • 2. 3. Модель и структура обучения кросскультурной коммуникации при подготовке менеджеров. С

Содержание и методы обучения студентов туристского вуза кросскультурным коммуникациям (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Человечество вступает в новое тысячелетие под знаком интеграции. Стремительное развитие информационных и коммуникационных технологий, сводит расстояния на нет, создаёт реальную осязаемость мирового сообщества. Планетарная взаимосвязь возрастает с каждым днём и проявляется практически во всех аспектах человеческого бытия: экономическом, политическом, научном, культурном, образовательном. Судьбы народов и судьба каждого человека всё больше вовлекается в зависимость от процессов, результатом которых является трансформация всего международного сообщества.

Развитие глобализации порождает множество проблем. Одна из важнейших — проблема деловой коммуникации в международном бизнесе. Для того чтобы быть сегодня успешным менеджером, необходимо быть готовым эффективно работать с людьми другой национальности, другой культуры. Чтобы преуспевать в международном бизнесе не только сегодня, но и завтра, каждый менеджер должен владеть кросс культурной коммуникацией.

Другая проблема — это проблема снятия противоречия между универсальным и локальным. Как сохранить культурные уникальные ценности народов под натиском планетарной унификации, не оставшись при этом в технологической изоляции?

Решить эти противоречия в современных условиях может только образование, способное гармонизировать всемирное и локальное, универсальное и индивидуальное, традиционное и современное.

Таким образом, актуальность исследования определяется необходимостью обеспечения быстро развивающейся новой международной экономики профессионально подготовленными кадрами.

Проблема исследования состоит в создании методической основы обучения студентов туристского вуза, обучающимся по специальности «Менеджмент», кросскультурным коммуникациям в области делового международного общения в процессе профессиональной подготовки.

В настоящее время разработан целый ряд учебных пособий для изучения менеджмента. Эти учебники содержат основные положения туристского маркетинга позволяющие дать обучаемым определенный набор теоретических знаний в области изучаемого предмета, но кроме знаний обучаемые должны получить не менее важный набор навыков и умений, качеств для работы в стремительно меняющейся среде международного рынка.

Сложившаяся система подготовки специалистов в области международного бизнеса не соответствует количественным и качественным потребностям экономики, она не в состоянии обеспечить методически изучение такого предмета как кросс культурное деловое общение, требующего от специализирующихся в этой области высокой коммуникабельности, гибкости, творчества, новаторства и, самое важное, практического знания реального рынка и умений безошибочно ориентироваться в динамичной деловой среде.

Эти обстоятельства и явились основанием для проведения настоящих исследований в области педагогики, представленных в материалах диссертации.

Объект исследования — профессиональное образование специалистов в области менеджмента.

Предмет исследования — содержание, методы и формы обучения менеджеров туризма кросскультурным коммуникациям в профессиональном образовании.

Цель исследования — разработать содержание, методы и формы обучения студентов кросскультурным коммуникациям, обеспечивающие их подготовку в области делового международного общения.

Гипотеза исследования: подготовка менеджеров туризма в области делового международного общения будет более эффективной, если будут разработаны содержание и методы обучения их кросскультурным коммуникациям, базирующиеся на следующих положениях:

• на основе анализа проблемы подготовки менеджеров для международных компаний будут выявлены тенденции ее развития и с их учетом разработана профессиограмма глобального менеджера;

• будет разработана адаптационная модель кросскультурного восприятия;

• разработан алгоритм обучения кросскоммуникации;

• выявлены активные методы подготовки студентов на основе проблемно-деятельной концепции обучения.

Задачи исследования: 1. Проанализировать проблемы подготовки менеджеров для международных компаний с целью выявления тенденции ее развития, и на этой основе разработать структурную модель обучения менеджменту.

2. Разработать адаптационная модель кросскультурного восприятия.

3. Разработать алгоритм обучения студентов кросскультурным коммуникациям.

4. Разработать модель обучения кросс-культурной коммуникации в процессе профессиональной подготовки студентов.

5. Выявить и экспериментально проверить эффективность методов обучения кросскультурным коммуникациям.

Методологической основой исследования являются научные труды: Ю. К. Бабанского, Е. Я. Голанта, М. А. Данилова, Б. П. Есипова, И. Я. Лернера, М. И. Махмутова, И. Т. Огородникова, В. Ф. Паламарчук, В. И. Паламарчук, И. П. Подласого, М. Н. Скаткина, Г. И. Щукиной, Н. Г. Морозовой, А. Н. Алекскжа, Н. М. Верзилина, С. Г. Шаповаленко, Ю. А. Сорокина, И. Н. Марковиной, Е. Ф. Тарасова, О. Я. Гойхман, Е. А. Аршавской, JI.B. Ковтун, Ю. П. Уварова, Д. Брунер, А. Д. Спирина, Н. Г. Дайри, А. Ф. Эсаулова, Г. С. Альтшуллер, Д. Пойа, В. Н, Соколова, О. К, Тихомирова, JI.M. Фридман, М. В. Кларина, О. С. Виханского, В. В. Глухова, А. М. Зобова, Р. Пайка, М. Пейджа, Д. Местенхаузера, М. Ганнона, J. Wallach, G. Metcalf, A. R. Pell, I. Varner, L. Beamer.

В вопросах посвященных профессиональным аспектам педагогической деятельности в сфере за основу взяты труды В. А. Квартальнова, И. В. Зорина, И. Д. Солодухина.

В ходе исследования применялись как теоретические, так и эмпирические методы (обобщение, сравнение, абстрагирование, анкетирование, тестирование, наблюдение, педагогический эксперимент, экспертные оценки).

Этапы исследования. Исследование проводилось с 1993 по 2001 г.

Первый этап (1993г. — 1995 г.) включал в себя анализ научно-методической литературы, была определена проблема исследований и произведена первая опытно-экспериментальная проверка выдвинутой гипотезы, проводились серии локальных поисковых экспериментов, в процессе которых выяснялось состояние профессиональной подготовки в области менеджмента.

Второй этап (1996г. — 1998 г.). На этом этапе во время работы ассистентом профессора в Университете штата Миннесота, на основе полученного гранта от американского фонда «Fulbright», были разработаны методики практического обучения кросс культурного делового общения в условиях реального рынка США и Канады, проведение их экспериментальной апробации среди американских и российских студентов, обучающихся в Университете штата Миннесота, США.

Третий этап (1996г. — 2001 г.). Произведена разработка структуры и содержания процесса формирования личностных профессионально значимых качеств специалиста в рамках изучения предметов «Общий менеджмент» и «Менеджмент персонала», проведены опытноэкспериментальные работы, подведены итоги экспериментаоформлены результаты исследования.

Экспериментальная база исследований —Университет штата Миннесота (США), Российская Международная Академия Туризма, Московский Гуманитарный Институт им. Е. Р. Дашковой.

Надежность и достоверность результатов исследования обусловлена исходными позициями, базирующимися на методологических и теоретических принципах психологии и педагогики, репрезентативностью экспериментальных данных, взаимопроверкой данных, подтвердивших выдвинутую гипотезу.

Научная новизна исследования:

1. На основе анализа проблемы подготовки менеджеров для международных компаний выявлены тенденции ее развития (например, такие, как: интеграция, глобализация) и с их учетом разработана модель обучения глобального менеджера, включающая последовательное изучение таких предметов, как: история менеджмента, общий менеджмент, риторика, управление персоналом, искусство ведения переговоров, стратегический менеджмент и др.

2. Разработан алгоритм обучения студентов кросскультурным коммуникациям, основными структурными компонентами которого являются: формирование схемы возможных барьеров, объясняющих, какие традиции, табу и другие факторы повлияют на вывод товара, на рыноксортировка барьеров на те, которые можно устранить или изменить, и те, с которыми придется сосуществоватьразработку и апробирование вашего предложения в реальном культурном окруженииширокое использование тренингов для интеграции студентов в новую культурупланирование долгосрочных кросс культурных коммуникаций, где экспортер должен учесть возможность мобилизации лучших местных специалистов.

3. Разработана адаптационная модель кросскультурного восприятия, составными элементами которой являются: отрицание, минимизация, адаптация интеграция.

4. Выявлены активные методы подготовки студентов, основанные на проблемно-деятельностной концепции обучения, к которым относятся такие методы, как деловые игры, изучение производственных ситуаций, тестирование.

Теоретическая значимость исследования определяется следующим:

• выявлены факторы, влияющие на эффективность бизнес — коммуникаций, которые определяются организационной структурой отдельных фирм, с одной стороны, и общей культурой стран, представляющих эти фирмы;

• создана профессиограмма глобального менеджера;

• создана адаптационная модель кросскультурного восприятия;

• разработан алгоритм обучения кросскоммуникации;

• выявлены активные методы подготовки студентов на основе проблемно-деятельной концепции обучения.

Практическая значимость исследования: Разработаны методические рекомендации по подготовки менеджеров для международных компаний. Представлены практические разработки тестов, кейсов, учебных программ. Теоретические положения и практические методики, разработанные автором, могут быть использованы в других учебных заведениях, при преподавании учебных курсов «Менеджмент» и «Менеджмент персонала». На защиту выносится:

1. Структура процесса формирования знаний, умений и навыков в рамках изучения предметов «Менеджмент», «Управление персоналом», путем комплексного использования различных методов обучения, профессиограмма глобального менеджера.

2. Методики проведения практических занятий по предметам «Менеджмент», «Управление персоналом», основанные на преимущественном использовании активных методов обучения, обеспечивающих студентам формирование профессиональных качеств, необходимых будущим глобальным менеджерам.

3. Модель обучения кросс-культурной коммуникации в процессе профессиональной подготовки студентов.

4. Адаптационная модель кросскультурного восприятия.

5. Алгоритм обучения кросскоммуникации;

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялось в процессе обсуждений основных положений, хода и предварительных итогов исследования на заседаниях кафедры менеджмента университета штата Миннесота, кафедры менеджмента РМАТна конференции «Проблемы развития юридических и социально-экономических наук в России" — в процессе педагогической деятельности автора исследования в бакалавриате РМАТ и МГИ имени Е. Р. Дашковойв процессе участия в конференциях и симпозиумах, в том числе и международных.

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.

2.4 ЗАКЛЮЧЕНИЕ: ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНОЙ ОЦЕНКЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ КРОССКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАЦИИ МЕНЕДЖЕРОВ МЕЖДУНАРОДНЫХ КОМПАНИЙ.

В процессе обучения проводился мониторинг знаний студентов в форме входного и выходного анкетирования. В анкетировании принимали участие студенты 1 курсаоколо 100 человек и студенты 4 курса РМАТ — около 80 человек. А так же российские студенты, учащиеся Университета штата Миннесота — около 70 человек и американские студенты того же Университета — около 70 человек.

Уровень знаний по исследуемой тематике у студентов РМАТ представлен на графике № 1.

График № 1. Уровень знаний студентов РМАТ по кросс культурной коммуникации.

Анкетирование студентов Университета штата Миннесота проводилось в начале учебного года и по завершении его. Результаты анкетирования представлены на графике № 2.

Сравнительный анализ показывает хорошее усвоении обучающимися предлагаемых курсов и материалов. Однако уровень знаний студентов Университета штата Миннесота немного выше. Это обусловлено следующими факторами:

• учебная программа ориентирована на подготовку глобального менеджера;

• студентам представлен больший выбор предметов кросс-коммуникативной направленности, такие как «Бизнес риторика», «Кросс-культурные коммуникации в бизнесе», «Психология потребителя» и др.;

• возможность практики в международных компаниях.

1 опрос 2 опрос.

График № 2. Уровень знаний студентов Университета штата Миннесота.

В рамках данного исследования проводился опрос выпускников на предмет профессионального трудоустройства после окончания Вуза. Данные исследования показывают, процентное соотношение студентов РМАТ и студентов Университета штата Миннесота, желающих работать в международных компаниях. Данные опроса показаны на графике № 3.

График № 3. Заинтересованность студентов в работе в международных компаниях.

Ф Как видно из данных, российские студенты (в том числе и студенты.

РМАТ) крайне заинтересованы в работе в международных компаниях, что подчеркивает актуальность глобальной направленности учебных программ.

Учитывая специализацию студентов РМАТ и условия обучения российских студентов в американском университете, проводился анализ адаптации студентов к новой среде во время зарубежной практики или учебы. В анкетировании принимали две группы студентов. В первой — студенты перед отъездом в другую страну участвовали в тренинге по кросс культурной адаптации, а во второй группе — нет. График № 4 показывает уровень культурного шока у студентов обеих групп.

График № 4. Уровень культурного шока у студентов.

Таким образом, подводя итоги опытно-экспериментальной работы в рамках данного исследования, можно сделать следующие выводы:

• российские студенты связывают своё профессиональное будущее с глобальным бизнесом на международной арене;

• обучение студентов кросс культурной коммуникации помогает быстрее и менее болезненно преодолеть период культурного шока и успешно адаптироваться к новым условиям работы в международных компаниях;

• эксперимент по внедрению данной модели обучения кросс культурной коммуникации проходит успешно.

В качестве выводов и предложений наших исследований целесообразно отметить:

В вузовской подготовке менеджера не получили методического решения: задачи построения способов проблемного обучения студентовзадачи, стимулирующие эвристические процедурысоставление и разработка системы заданий, обучающих студента профессиональной деятельности на основе проблемного обучения.

В результате создавшегося положения в практике обучения менеджменту наблюдается недостаточно глубокое понимание сути проблемного обучения, имеют место различные его трактовки, отсутствуют научные обоснования для применения проблемного обучения на практике — все это в значительной степени снижает методический уровень преподавания и вместе с ним профессиональную подготовку менеджеров.

В своём исследовании мы определили комплексы, представленные в виде совокупности конкретных профессиональных умений, которые характеризуют структуру деятельности менеджера.

Процесс обучения менеджменту представляет собой совместную деятельность обучающих и обучаемых. В связи с этим нами рассматривается проблемно-деятельная концепция, которая в содержательном плане включает принцип активно-деятельностного развития личности обучаемого в процессе обучения и принцип проблемности.

Наибольшей эффективности учебного процесса профессиональной подготовки специалистов, работающих в условиях реальных рыночных отношений в области международного менеджмента, следует ожидать от использования таких методов как упражнения, фактический метод, методы программированного обучения, ситуационный в сочетании с беседами и дискуссиями.

Генеральной линией обновления технологии обучения является культурологический подход. В рамках культурологического подхода в качестве системообразующих и определяющих поведение факторов рассматриваются аспекты культуры, причем ведущая роль обычно отводится коммуникативной стороне деятельности человека. Мы в своем исследовании определили основные характеристики кросс культурной коммуникации, сместив акцент на сферу глобального менеджмента, в свете требований высшего образования.

В процессе исследований подтверждено положение гипотезы о необходимости включения в содержание подготовки студентов по менеджменту знаний по: основам менеджмента, экономической географии, страноведению, деловой этикету, менеджменту персонала, управлению конфликтами, культурологи, стратегическому менеджменту, основам кросс культурной коммуникации, риторике.

В рамках нашего исследования мы рассмотрели проблемы профессиональной подготовки менеджеров в процессе обучения кросс культурной коммуникации — особенности, характеристика кросс культурной коммуникации в области профессиональной деятельности и методологические проблемы обучения менеджеров.

На основе уже существующих стандартов, автором исследования предлагает набор дополнительных требований к выпускникам отделения «Менеджмент» для включения в соответствующую квалификационную характеристик, а также структурную модель обучения менеджменту.

В работе определены перспективы дальнейших исследований: анализ закономерностей и особенностей развития содержания профессионального образованияформирование условий для подготовки преподавательского состава (консультантов-тренеров) — анализ опыта зарубежных стран в сфере международного менеджмента.

Отметим так же следующие положения: На основе анализа проблемы подготовки менеджеров для международных компаний выявлены тенденции ее развития (например, такие, как: интеграция, глобализация) и с их учетом разработана модель обучения глобального менеджера, включающая последовательное изучение таких предметов, как: история менеджмента, общий менеджмент, риторика, управление персоналом, искусство ведения переговоров, стратегический менеджмент и др.

Разработан алгоритм обучения студентов кросскультурным коммуникациям, основными структурными компонентами которого являются: формирование схемы возможных барьеров, объясняющих, какие традиции, табу и другие факторы повлияют на вывод товара, на рыноксортировка барьеров на те, которые можно устранить или изменить, и те, с которыми придется сосуществоватьразработку и апробирование вашего предложения в реальном культурном окруженииширокое использование тренингов для интеграции студентов в новую культурупланирование долгосрочных кросс культурных коммуникаций, где экспортер должен учесть возможность мобилизации лучших местных специалистов.

Разработана адаптационная модель кросскультурного восприятия, составными элементами которой являются: отрицание, минимизация, адаптация интеграция.

Выявлены активные методы подготовки студентов, основанные на проблемно-деятельностной концепции обучения, к которым относятся такие методы, как деловые игры, изучение производственных ситуаций, тестирование.

Показать весь текст

Список литературы

  1. А. А., Громова Л. А. Поймите меня правильно, или книга о том, как найти свой стиль мышления, эффективно использовать интеллектуальные ресурсы и обрести взаимопонимание с людьми. — СПб.:1'
  2. Экономическая школа, 1993.
  3. Альманах психологических тестов. М., 1996.
  4. Р., Шихерев П. Акулы и дельфины. Психология и этика российско-американского делового партнерства. М.: Дело, С. 91−92.
  5. Р., Шихерев П. Акулы и дельфины. Психология и этика российско-американского делового партнерства. М.: Дело, С. 94−97.
  6. Ю. П. Общий менеджмент: Учебник по общей теории менеджмента. М.: РМАТ, 1997. С. 85−89.
  7. С. И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы. М.: Феникс, 1980. С. 12−16.
  8. . Г. А. Теория учебных задач. М.: Дело, 1990. С. 156.
  9. . В. П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Панорама, 1989. С. 65−67.
  10. А. А. Активное обучение в высшей школе. М.: Прогресс, 1991. С. 45−48.
  11. Ю.Виханский О. С., Наумов А. И. Практикум по курсу «Менеджмент» / Под ред. Наумова А. И. М.: Гардарика, 1998. С. 149−151.
  12. О. С., Наумов А. И., Зобов А. М. Учебные конкретные ситуации. Кн. 1. Ситуационное обучение менеджменту. М.: НФПК-ГАУ, 1997.
  13. Т. В. Учебная деятельность и ее средства. М.: Прогресс, 1988. С. 163 166.
  14. Р. М., Крижанская Ю. С. Творчество и преодоление стереотипов. СПб: ОМС, 1994. ,
  15. М. Суперкадры. Управление персоналом в международной корпорации. М.: Дело Лтд., 1993. С. 62−64.
  16. В. В. теория развивающего обучения. М.: Новая школа, 1996. С. 15−18.
  17. Ю. М., Петровская JI. А., Растянников П. В. Диагностика и развитие компетентности в общении. М., 1990.
  18. Дж., Лобанов А. А. Человеческие ресурсы управления. М.: Дело, 1993. С. 224−225.
  19. А. К., Подлесных В. И., Серова Л. С. практический менеджмент: В деловых играх, хозяйственных ситуациях, задачах и тестах: Учеб. пособие. -М., 1999. С. 345−349.
  20. А. К., Подлесных В. И., Серова Л. С. практический менеджмент: В деловых играх, хозяйственных ситуациях, задачах и тестах: Учеб. пособие. -М., 1999. С. 330.
  21. . Вызов лидеров. М.: Дело, С. 226.
  22. . Деловая стратегия. М.: Экономика, 1991. С. 214.
  23. В. А. Педагогика и туризм. М.: Финансы и статистика, 2000. С. 59−62.
  24. В. А. Стратегический менеджмент в туризме: Современный опыт управления. М.: Финансы и статистика, 1999. С. 59−62.
  25. М. В. Инновации в мировой педагогике. Рига: 1995.
  26. М. В. Корпоративный тренинг от, А до Я: Науч.практ. пособие. М.: Дело, 2000. С. 42−44.
  27. Л. Проблемы теории обучения. М.: ЛТД, 1984. С. 89−90.
  28. А. И. Введение в социологию. М.: Новая школа, 1995. С.32−34.
  29. Ю. Д. Управление поведением в фирме: эффекты и парадоксы (на материалах 120 российских компаний). М.: Инфра-М, 1997. 141−142.
  30. Ю. Н. Психология обучения взрослых. М.: Академия, 1985.
  31. И. Д. Практический менеджмент. М., 1995. С. 163−164.
  32. С. Б. Этические критерии морально- этического поведения бизнесменов и управленческого персонала. Тезисы докладов Всероссийской научно-практической конференции 19−21 октября 1998 г. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 1998. С. 98−99.
  33. Л евина М. М. Технологии профессионального педагогического образования: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2001. С. 68−71.
  34. А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975. j
  35. Г. И. Социально-психологический тренинг. 3-е изд. М.: Совершенство, 1998. С. 30.
  36. А. М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М.: Новая школа, 1972. С. 54.
  37. М. И. Проблемное обучение: Основные вопросы теории. М.: Прогресс, 1975. С. 22.
  38. М. X., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М.: Дело, 1992. С. 151.
  39. JI. Энциклопедия психологических тестов. М.: Экономика, 1997. С. 100−101.
  40. Дж., Дэвис К. Организационное поведение. СПб.: Питер, 2000. С. 258−267.46.0сновы менеджмента туризма / Науч. ред. В. А. Квартальное. М.: РМАТ, 1996.
  41. А. Ю. Управленческое общение: практические советы. М.: Экономика, 1990.
  42. Педагогика и психология высшей школы / Под ред. С. Я. Самыгина. Ростов н/Д, 1998.
  43. Педагогические технологии: что это такое и как их использовать / Под ред. Т. П. Шамовой, П. И. Третьякова. М., 1994.
  44. Д. Математическое открытие. Решение задач, основные понятия, изучение и преподавание. М.: Прогресс, 1970. С. 80−83.
  45. А. А. Культура производства: сущность и факторы развития. -Новосибирск: Наука. Сиб. Отделение, 1990. С. 47.
  46. А. В. Концептуальные основы менеджмента в США и их эволюция. -М.: МГУ, 1989.
  47. Т., Уотерман Р. В поисках эффективного управления. Опыт лучших компаний. М.: Прогресс, 1988.
  48. Психологические аспекты подбора и проверки персонала. Сост. Н. А. Литвинцева. М.: Совершенство, 1997. С. 381−383.
  49. В. П. Тесты, деловые игры, тренинги в управлении персоналом: Учебник для студентов вузов. М.: Аспект Пресс, 2000. С. 33−35.
  50. В. П. Тесты, деловые игры, тренинги в управлении персоналом: Учебник для студентов вузов. М.: Аспект Пресс, 2000. С. 42−44.
  51. В. П. Тесты, деловые игры, тренинги в управлении персоналом: Учебник для студентов вузов. М.: Аспект Пресс, 2000. С. 70−75.
  52. Решетова 3. А. Психологические основы профессионального обучения. М.: Политиздат, 1985. С. 18.
  53. Российский менеджмент: Учебные конкретные ситуации. Кн. 2. Общий и стратегический менеджмент. Маркетинг. Финансовый менеджмент. Организационное поведение и управление персоналом / научн. ред. А. М. Зобов, Б. Н. Киселев. М.: ГУУ, 1998.
  54. Р. Культура предпринимательства. М.: Прогресс, 1992. С. 113 120.
  55. . Г. К. Современные образовательные технологии. Ярославль, 1998.
  56. Г. К. Личностный подход в образовании: Концепция и технологии. Волгоград, 1994.
  57. С. Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. М.: Аспект-Пресс, 1995. С. 17.
  58. В. В. Педагогическая эвристика. М.: Академия, 1995. С. 99.
  59. В. К. Корпоративная культура. СПб.: Питер, 2001. С. 48−54.
  60. С. С. Способности и карьера. М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2001. С. 70−82.
  61. Э. Психопедагогика: Психологическая теория и практика обучения. -М., 1984.
  62. Н. Ф. Управление процессом усвоения знания. М.: Знание, 1975. С. 23.
  63. А. А. Управление кадрами в корпорациях США, Японии, Германии. М., 1992. С. 127.
  64. В. В. Культура предпринимательства. СПб.: Питер, 2000. С. 200 210.
  65. Управление это наука и искусство: Файоль А., Эмерсон Г., Тейлор Ф., Форд Г. — М.: Республика, 1992. С. 12.
  66. Э. А. Сборник ситуационных задач, деловых и психологических игр, тестов по курсам «Менеджмент», «Маркетинг»: Учебное пособие. М.: Финансы и статистика, 1996. С. 28−29.
  67. В. Д. Деятельность и способности. М., 1994.
  68. В. Д. Проблемы системогинеза профессиональной деятельности. -М., 1982.
  69. А. Ф. Психология решения задач. М., 1972.
  70. В. А. Обучение как процесс управления: Психологические аспекты. -Л., 1988.
  71. Ф. Технологии обучения в системе высшего образования. М., 1984.
  72. David A. Victor, International Business Communication (NY: HarperCollins, 1992), p.2.
  73. Edward Hall. Beyond Culture. Garden City, NY, 1976. P. 7.
  74. Geert Hofstede, Cultures and Organizations: Software of the Mind (London: McGraw Hill, 1991), p. 237.
  75. Geert Hofstede, Culture’s Consequences, abr. ed. (Beverly Hills, CA: Sage, 1984), p. 110.
  76. Janet Frank, «Miscommunication across Cultures», World Englishes 7, no. 1 (1988), pp.25−36.
  77. John C. Condon, An Introduction to Intercultural Communication (NY: Macmillan, 1975), p. 137.
  78. Larry A. Samovar, Communication between Cultures (Belmont, CA: Wadsworth, 1991), p. 131.
  79. Linda Beamer, «Learning Intercultural Communication Competence,» Journal of Business Communication 29 no. 3 (1992), pp. 285−303.
  80. Linda Beamer, «An Intercultural Communication Model». Montreal, October 1993. This paper introduced the model described here.
  81. Lorand B. Szalay, «Intercultural Communication- A Process Model», IJIR 5, no. 2 (1981), p. 135.
  82. Mestenhauser, Josef A. «Adding the disciplines: From theory to relevant practice», Washington, DC: NAFSA, 1988.
  83. Michael Page, «Education for the Intercultural Experience», Yarmouth, Maine: Intercultural Press, 1998, pp. 25−30.
  84. Raymond Cohen, Negotiating across Cultures (Washington, DC: US Institute of Peace, 1991), p. 22.
  85. Richard Mead, Cross-Cultural Management Communication (New York: John Wiley & Sons, 1990), pp. 2−3.
  86. Robert B. Kaplan, «Writing in Multilingual/Multicultural Context: What’s Contrastive about Contrastive Rethoric?» Writing Instructor 10, no. 7 (1990), p. 10.
  87. Stephen H. Rhinesmith, «A Manager’s Guide to Globalization», Alexandria,
  88. Virginia: ASTD, 1993, pp. 30−33. 94. Steward, Thomas A. «How to Manage in the Global Era». Fortune, January 15, 1990, pp. 58−72.
  89. Yale Richmond, From Nyet to Da: Understanding the Russians (Yarmouth, ME: Intercultural Press, 1992), p. 45.
Заполнить форму текущей работой