Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Эстетическое воспитание детей дошкольного возраста средствами мордовского декоративно-прикладного искусства

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Исследователи показали, что воспитательное влияние национальных народных искусств зависит от особых традиций народа и каждое требует специального педагогического исследования. Мордовское декоративно-прикладное искусство как средство эстетического воспитания дошкольников не изучалось. Необходимость его изучения стимулируется возникшим противоречием между богатыми воспитательными традициями… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Теоретические основы эстетического воспитания детей дошкольного возраста средствами народного декоративно-прикладного искусства
    • 1. 1. Художественные особенности народного искусства
    • 1. 2. Роль народного искусства в эстетическом воспитании детей дошкольного возраста
    • 1. 3. Народное искусство как объект эстетического отношения
    • 1. 4. Историко-культурные особенности развития декоративно-прикладного искусства мордвы
    • 1. 5. Художественные виды и средства мордовского декоративно-прикладного искусства, доступные детям дошкольного возраста
  • Глава II. Педагогические условия ознакомления с мордовским декоративно-прикладным искусством как средством эстетического воспитания детей дошкольного возраста
    • 2. 1. Использование мордовского декоративно-прикладного искусства в практике работы дошкольных учреждений Республики Мордовия
    • 2. 2. Дополнительная (к типовой РФ) региональная программа ознакомления детей с мордовским декоративно-прикладным искусством в системе дошкольного образования Республики Мордовия
    • 2. 3. Задачи и методическое обеспечение опытноэкспериментальной работы
    • 2. 4. Динамика процесса эстетического воспитания в дошкольном детстве под влиянием мордовского декоративноприкладного искусства
  • Выводы

Эстетическое воспитание детей дошкольного возраста средствами мордовского декоративно-прикладного искусства (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Проблема эстетического воспитания детей дошкольного возраста средствами народного декоративно-прикладного искусства изучалась исследователями Л. В. Бакушинским (1920;е годы), Е. А. Флериной, Н. П. Сакулиной, А. П. Усовой (1950;е годы), Н. А. Ветлугиной, Т. С. Комаровой, Н. Б. Халезовой, З. А. Богатеевой, Р. Н. Смирновой (1960;е годы), JI.B. Пантелеевой, Ю. В. Максимовым, А. А. Грибовской (1970;е годы), Р. В. Калистру, И. А. Лыковой, Н. С. Александровой, А. В. Молчевой, И. А. Старковой (1990;е годы) и другими. Интерес к проблеме возник в начале 20-го столетия и не угасает, а, наоборот, повышается в конце века. Изменяется при этом направленность исследований от решения наиболее общих вопросов о роли декоративно-прикладного искусства в воспитании детей до изучения специфической роли в этом процессе искусств отдельных народностей.

К настоящему времени в педагогике исследованы вопросы эстетического воздействия на детей дошкольного возраста декоративно-прикладного искусства разных народов (русского, украинского, молдавского, башкирского, чувашского и других) и определены некоторые пути его использования в системе дошкольного образования соответствующих республик. Выявлены определенные закономерности эстетического воспитания средствами национальных искусств, обусловленные художественными особенностями искусств разных народов. Анализ художественных средств искусства разных народностей показал, что они оригинальны и не похожи одни на другие ни по форме, ни по национальному содержанию (Р.Н. Смирнова, И. А. Лыкова, Н. С. Александрова, А. В. Молчева, И. А. Старкова и другие).

Исследователи показали, что воспитательное влияние национальных народных искусств зависит от особых традиций народа и каждое требует специального педагогического исследования. Мордовское декоративно-прикладное искусство как средство эстетического воспитания дошкольников не изучалось. Необходимость его изучения стимулируется возникшим противоречием между богатыми воспитательными традициями мордовского декоративно-прикладного искусства и отсутствием разработанного программно-методического содержания в дошкольном образовании Республики Мордовия, что явилось основанием для выбора темы исследования и формулирования проблемы, которая определена кдк выявление педагогических условий эстетического воспитания дошкольников средствами мордовского декоративно-прикладного искусства. Это определило цель исследования — изучить характерные особенности мордовского декоративно-прикладного искусства, разработать содержание и методику ознакомления детей с мордовским декоративно-прикладным искусством на разных возрастных этапах дошкольного детства.

Объект исследования — процесс эстетического воспитания средствами мордовского народного декоративно-прикладного искусства в системе дошкольного образования Республики Мордовия.

Предмет исследования — педагогические условия ознакомления детей дошкольного возраста с мордовским декоративно-прикладным искусством.

Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что ознакомление детей с декоративно-прикладным искусством мордвы будет способствовать эстетическому воспитанию детей, развитию таких качеств личности ребенка, как мышление, воображение, творческие проявления, в процессе освоения искусства своего народа при следующих условиях:

— изучение и отбор образного и орнаментального содержания и технологии создания произведений мордовского декоративноприкладного искусства, доступных для восприятия и воспроизведения детьми;

— разработка эскизов, так называемых «педагогических рисунков», раскрывающих детям образы, орнаменты, технику и последовательность выполнения, стиль народного искусства;

— поэтапное ознакомление детей дошкольного возраста с искусством своего народа на разных возрастных этапах дошкольного детства.

На основе указанных предположений были выдвинуты следующие задачи исследования:

1. Определение педагогических условий использования в работе с детьми выразительных средств мордовского декоративно-прикладного искусства, обеспечивающих эстетическое воспитание личности ребенка.

2. Разработка региональной программы ознакомления детей с мордовским декоративно-прикладным искусством в системе дошкольного образования Республики Мордовия.

3. Разработка методики поэтапного ознакомления детей дошкольного возраста с характерными особенностями мордовского декоративно-прикладного искусства.

Методологической основой исследования являются основные положения теории эстетического воспитания детей дошкольного возраста, о ведущей роли народного искусства в эстетическом воспитании личности ребенка, представленные в трудах ученых-исследователей в области педагогики, психологии, эстетики (Н.А. Ветлугина, Н. П. Сакулина, З. А. Богатеева, А. В. Бакушинский, B.C. Воронов, М. С. Каган и другие).

Методы исследования: теоретический анализ философской, психолого-педагогической, искусствоведческой литературы по теме исследованияизучение и обобщение передового опыта воспитателей дошкольных образовательных учреждений, изучение и «вддавз|| художественных особенностей народного искусства мордвы, отбора произведений мордовского декоративно-прикладного искусства, доступных детскому восприятиюпедагогический экспериментбеседы, анкетирование, индивидуальные опросы, анализ педагогической J документации и продуктов детского творчестваколичественная обработка полученных материалов.

Опытно-экспериментальную базу исследования составило дошкольное образовательное учреждение № 127 г. Саранска. В ходе исследования на различных этапах принимали участие дети младшего, среднего и старшего дошкольного возраста, работники дошкольного учреждения.

Научная новизна и теоретическое значение исследования состоит в том, что впервые теоретически и экспериментально доказано, что мордовское декоративно-прикладное искусство является одним из важных средств эстетического воспитания личности ребенка дошкольного возраста. Разработаны, научно обоснованы и экспериментально проверены структура и содержание региональной программы ознакомления детей с включенной мордовским декоративно-прикладным искусствомув систему дошкольного образования Республики Мордовия. Выявлены некоторые особенности восприятия эстетических качеств произведений декоративно-прикладного искусства мордвы у детей дошкольного возраста и воспроизведения их в детском изобразительном творчестве.

Практическая значимость исследования состоит в том, что дополнительная (к типовой) региональная программа ознакомления дошкольников с мордовским декоративно-прикладным искусством и методические материалы могут быть использованы в практике работы дошкольных образовательных учреждений Республики Мордовии как на русском, так и на мокша (эрзя) языках.

Результаты исследования могут также быть включены в курс и лекций, семинарских и практических занятий для студентов дошкольного факультета Мордовского госпединститута им. М. Е. Евсевьева (МГПИ), для педагогов и воспитателей дошкольных образовательных учреждений г. Саранска в Республиканском институте повышения квалификации работников образования (РИПКРО).

Достоверность исследования обеспечивается теоретической | путей решения o6ocHOBaHHOcTbkr~v представленной в диссертации проблемы, использованием взаимодополняющих методов исследования, сочетанием качественного и количественного анализа материала.

Положения, выносимые на защиту:

1. Декоративно-прикладное искусство является одним из средств эстетического воспитания детей дошкольного возраста. В Республике Мордовия, наряду с типовой общероссийской образовательной программой, может быть использована дополнительная региональная программа, содержанием которой является мордовское декоративно-прикладное искусство.

2. Эстетическое воспитание в системе дошкольного образования Республики Мордовия предполагает осуществление следующих педагогических условий:

— изучение и отбор художественных произведений декоративно-прикладного искусства мордвы;

— интерпретация образного и орнаментального строя мордовского декоративно-прикладного искусства в виде эскизов, так называемых «педагогических рисунков» ;

— последовательное ознакомление детей с декоративно-прикладным искусством мордвы на всех этапах дошкольного детства;

— создание эстетической развивающей среды, насыщенной искусством своего народа.

3. Эстетическое воспитание детей дошкольного возраста по дополнительной региональной программе обеспечивает:

— развитие у детей восприятия эстетических качеств произведений мордовского декоративно-прикладного искусства;

— стимулирование воспроизведения образов и орнаментов декоративно-прикладного искусства мордвы на уровне подражания, комбинирования и фантазирования, что обогащает представления детей об эстетическом отношении своего народа к миру и расширяет содержание детского творчества, дополняя его образами народного стиля.

4. Использование метода поэтапного ознакомления детей с мордовским декоративно-прикладным искусством на протяжении дошкольного детства, обеспечивает успешное формирование восприятия и воспроизведения детьми эстетических качеств произведений искусства своего народа.

Апробация материалов исследования. Результаты исследования, представленные в диссертации, апробированы (1996;1998 г. г.) и внедрены (1999 г.) в педагогический процесс дошкольного образовательного учреждения № 127 г. Саранска Республики Мордовия, а также лекционные и практические занятия со студентами дошкольного факультета МГПИ им. М. Е. Евсевьеваобсуждены на международных, республиканских конференциях в городах: Москва (1996,1998 г. г.), Саранск (1996, 1997, 1998 г. г.) — на заседаниях кафедры научных основ образования, кафедры методики дошкольного воспитания МГПИ им. М. Е. Евсевьева.

6. Результаты исследования показали, что произведения мордовского декоративно-прикладного искусства доступны детскому эстетическому восприятию и художественно-графическому воспроизведению с учетом отбора характерных особенностей этого вида народного искусства и дифференцированного их использования в соответствии с возрастными периодами дошкольного детства.

Таким образом, происходящее в настоящее время историко-культурное возрождение мордовского этноса и реализованная в исследовании возможность ознакомления детей дошкольного возраста с произведениями народной культуры позволяют определить средства этой культуры как один из важных факторов эстетического воспитания, а также подтверждают актуальность результатов исследования и практическую значимость региональной программы в общей системе дошкольного образования Республики Мордовия.

Показать весь текст

Список литературы

  1. А.В. Мировоззрение и эстетическое развитие личности. Киев: Наук, думка, 1990. 191 с.
  2. Н.С. Формирование эстетического отношения к дымковскому народному искусству у детей 5−6 лет: Автореф. дис. .канд. пед. наук. М., 1995. 18 с.
  3. Р. Искусство и визуальное восприятие. М.: Прогресс, 1974. -392 с.
  4. А.В. Художественное творчество и воспитание. Опыт исследования на материале пространственных искусств. М.: Новая Москва, 1925.-240 с.
  5. В.А., Мартьянов В. Н. Мордва // Народы Поволжья и Приуралья: историко-этнографические очерки. М.: Наука, 1985. с. 108−140
  6. В.Г. Избранные эстетические работы. В 2-х т. М.: Искусство, 1986. Т. 1. — 560 е., Т. 2. — 462 с.
  7. В.Н. Мордва // Народы Европейской части СССР. М.: Наука, 1964. Т. 2. — с. 548−598
  8. В.Н. Этногенез мордовского народа по данным этнографии // Этногенез мордовского народа. Саранск, 1965. с. 69−74
  9. В.Н., Балашов В. А. Некоторые особенности современного эстетического развития мордовского народа // Сов. этнография. -1968.-№ 1.-е. 122−125
  10. В.Н. Этно-культурные связи мордвы с соседними народами (по материалам одежды) // Краеведение Мордовии. Саранск, 1973. -с. 189−200
  11. В.Н. Народная одежда мордвы // Труды мордовской этнографической экспедиции. М.: Наука, 1973. Вып. 3.-216 с.
  12. В.Н. Терминология мордовской вышивки и ее характерные особенности // Вопросы финно-угроведения. Саранск, 1975. Вып. 6. -с. 363−368
  13. Н.А. Философия творчества, культуры и искусства. В 2-х т. М.: Искусство: ИЧП «Лига», 1994. Т. 1. — 508 с.
  14. З.А. Пути формирования декоративно-орнаментальной деятельности детей в старшем дошкольном возрасте (на материале аппликации): Автореф. дис. .канд. пед. наук. JL, 1973. 16 с.
  15. З.А. Аппликации по мотивам народного орнамента в детском саду: Пособие для воспитателя дет. сада. М.: Просвещение, 1982.- 175 с.
  16. З.А. Мотивы народных орнаментов в детских аппликациях. М.: Просвещение, 1986. 206 с.
  17. З.А. Занятия аппликацией в детском саду: Кн. для воспитателя дет. сада. М.: Просвещение, 1988. 224 с.
  18. А.К. Дидактические игры в детском саду: Кн. для воспитателя дет. сада. 2-е изд., дораб. М.: Просвещение, 1991.160 с.
  19. Ю.Б. Эстетика, в 2-х т. 5-е изд., допол. Смоленск: Русич, 1997. -Т. 1.-576 с.
  20. О.В. Красота: Природа. Сущность. Формы. 2-е изд. Л.: Художник РСФСР, 1983.-438 с.
  21. Н.Ф. Художественное восприятие. М.: Знание, 1989. 63 с.
  22. Бытовая культура мордвы. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1989. -144 с.
  23. Г. К. Виктор Михайлович Василенко исследователь народного творчества // Василенко В. М. Народное искусство. Избр. труды о народном творчестве Х-ХХ в.в. М.: Сов. художник, 1974.
  24. Г. К. Канон и стиль в древнерусском искусстве. М.: Искусство, 1987. 285 с.
  25. В.Ф. Мордовское народное зодчество. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1980. 94 с.
  26. П. Об искусстве. 2-е изд. М.: Искусство, 1993. — с. 106.
  27. В.М. Народное искусство. Избр. труды о народ, творчестве Х-ХХ в.в. М.: Сов. художник, 1974. 294 с.
  28. JI.A., Мухина B.C. Психология. М.: Просвещение, 1988. -335 с.
  29. Г. Н. Этнопедагогика. Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1974. -376 с.
  30. B.C. Крестьянское искусство. М.: Гос. изд-во, 1924. 139 с.
  31. B.C. О крестьянском искусстве. Избр. труды. М.: Сов. художник, 1972. 350 с.
  32. Выготский J1.C. Психология искусства. М.: Искусство, 1968. 575 с.
  33. JI.C. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк: Кн. для учителя. 3-е изд. М.: Просвещение, 1991. — 93 с.
  34. Гаген-Торн Н. И. Женская одежда народов Поволжья. Чебоксары: Чуваш. Госиздат, 1960. 228 с.
  35. Г. Г. Актуальность прекрасного. М.: Искусство, 1991. -с. 279.
  36. Гегель Г. В. Ф. Эстетика, в 4-х т. / Под ред. и с предисл. М. Лифшица. М.: Искусство, 1968. Т. 1. — 314 с.
  37. Говорова 3. Мордовский орнамент. Хранить и умножать традиции мастеров // Советская Мордовия. 1964, 30 августа.
  38. Н. Матрешка в жизни ребенка // Дошкольное воспитание. 1990.-№ 12.-с. 23−25.
  39. А.А. Воспитание творческой активности у детей 4−7 лет средствами народного декоративного искусства: Автореф. дис. .канд. пед. наук. М., 1988. 16 с.
  40. Г. Г. Система игровых приемов в обучении изобразительной деятельности детей 5-го года жизни: Автореф. дис. .канд. пед. наук. М., 1983. 24 с.
  41. Г. Г. Игровые приемы в обучении дошкольников изобразительной деятельности: Кн. для воспитателя дет. сада. М.: Просвещение, 1995. 64 с.
  42. М.А. Апплиикация. 3-е изд., доп. и перераб. М.: Просвещение, 1987. — с. 49−61
  43. И.Л., Ходькова А. И. Эстетическое воспитание в детском саду. JI., 1974.-72 с.
  44. Г. Л. Русская народная игрушка. М.: Легкая и пищевая промышленность, 1981. 192 с.
  45. Т.Н., Якобсон С. Г. Обучение детей 2−4 лет рисованию, лепке, аппликации в игре (младшая возрастная группа): Кн. для воспитателя дет. сада. М.: Просвещение, 1992. 143 с.
  46. О.М. Воображение дошкольника. М.: Знание, 1986. 94 с.
  47. М.Е. Избранные труды. В 5-ти т. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1966.-Т. 5.-552 с.
  48. М.Е. Мордовская свадьба. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1990.-383 с.
  49. М.Ф. Память веков. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1976. -с. 50
  50. Искусство мордвы // Народное декоративное искусство РСФСР. М., 1957.-с. 153−154
  51. М.С. О прикладном искусстве. Некоторые вопросы теории. Л.: Художник РСФСР, 1961. 160 с.
  52. М.С. Философия культуры. СПб.: Петрополис, 1996. 416 с.
  53. М.С. Эстетика как философская наука: Университетский курс лекций. СПб.: Петрополис, 1997. 544 с.
  54. Р.Г. Рисование, лепка, аппликация // Воспитание детей во второй младшей группе детского сада. Пособие для воспитателя дет. сада / Сост. Лямина Г. М. М.: Просвещение, 1981. с. 223−240
  55. Р.Г. Изобразительная деятельность и конструирование // Воспитание детей в средней группе. Пособие для воспитателя дет. сада / Сост. Лямина Г. М. 2-е изд., испр. М.: Просвещение, 1982. -с. 226−254
  56. Р.Г. Изобразительная деятельность // Воспитание детей в старшей группе детского сада. Пособие для воспитателя дет. сада / Сост. Лямина Г. М. М.: Просвещение, 1984. с. 253−287
  57. Р.Г. Актуальные проблемы теории и методики изобразительной деятельности: (Социально-педагогический аспект): Учеб. пособие. М., 1985. 68 с.
  58. Р.Г. Художественная деятельность как модель комплексного подхода к формированию активности личности // Педагогические условия формирования социальной активности у детей дошкольного возраста. М.: Прометей, 1990. с. 87−100
  59. Р.Г., Белякова Л. Г. Программа для детских студий изобразительного искусства «Детская одаренность». Учебное пособие. М.: Прометей, 1998. 94 с.
  60. Т.Г., Григорьева Г. Г. Игра и изобразительная деятельность // Игра дошкольника / Под ред. С. Л. Новоселовой. М.: Просвещение, 1989.-с. 171−180
  61. Т. Детское творчество мир ярких, удивительных образов // Дошкольное воспитание. — 1993. — № 4. — с. 58−63
  62. Р.В. Эстетическое воспитание детей шестого года жизни средствами молдавского народного декоративно-прикладного искусства: Автореф. дис. .канд. пед. наук. М., 1989. 17 с.
  63. И. Критика способности суждения. М.: Искусство, 1994. -365 с.
  64. А.С. Народное искусство. М.: Знание, 1975. 55 с.
  65. А.С. Искусство и ремесло: К вопросу о природе народного искусства. М.: Изобраз. искусство, 1977. 87 с.
  66. А.С. Уроки народного искусства. М.: Знание, 1986. -46 с.
  67. Е. Через эмоции к высокой духовности // Дошкольное воспитание. 1992. -№ 1.-е. 57−61
  68. В.И. И будет жить народная игрушка // Мордовский народ: что нас волнует: Сборник. / Сост.: И. П. Долгаев, А. С. Лузгин. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1991.-е. 202−223
  69. В.И. Коняшки глиняшки. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1993.-96 с.
  70. Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду: Обучение и творчество. М.: Педагогика, 1990. 144 с.
  71. Т.С. Изобразительное творчество дошкольников в детском саду. М.: Педагогика, 1994. 119 с.
  72. И.М., Сергеева К. Д. Дидактические игры // Игра дошкольника / Под ред. С. Л. Новоселовой. М.: Просвещение, 1989. -с. 102−111
  73. Н.М. Лепка в начальных классах: Кн. для учителя. Из опыта работы. 2-е изд., дораб. М.: Просвещение, 1985. — 80 с.
  74. Г. С. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1988.-304 с.
  75. Т. А. Коллекция П.С. Палласа по народам Поволжья // Сборник музея антропологии и этнографии. М. J1.: Изд-во АН СССР, 1949.-Т. XII.-с. 139−159
  76. Т.А. Мордовское народное изобразительное искусство. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1968. 211 с.
  77. Н.Б. Эстетические отношения: содержание и функции. М.: Знание, 1980.-64 с.
  78. Т.В. Народное художественное творчество (исторические традиции и современные эстетические проблемы). М.: Знание, 1985. -64 с.
  79. Культура и искусство мордовского народа: Методические рекомендации / Сост. Л. Б. Тришкина. Саранск, 1997. 41 с.
  80. Г. А. Мордовский фольклор как средство развития словесного творчества старших дошкольников: Дис. .канд. пед. наук. М., 1997.- 151 с.
  81. .Т. Эстетика воспитания. М.: Педагогика, 1972. 160 с.
  82. .Т. Теория эстетического воспитания школьников. М.: Просвещение, 1985. 176 с.
  83. Н.О. Мир как осуществление красоты. Основы эстетики. М.: Прогресс-Традиция, 1998. с. 23
  84. А.С. Одежда // Лузгин А. С. В тесном соседстве: хозяйство и материальная культура русского населения Мордовии: историко-этнографические очерки. Саранск, 1987. с. 122−141
  85. А.С. Промыслы Мордовии. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1993, — 144 с.
  86. А.В. Избранные статьи по эстетике. М., 1975. с. 86−87
  87. И.А. Формирование эстетического отношения к декоративно-прикладному искусству у детей старшего дошкольноговозраста (на материале народной аппликации): Автореф. дис.. .канд. пед. наук. М., 1994. 16 с.
  88. А.С. О воспитании / Сост. и авт. вступ. статьи B.C. Хелемендик. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Политиздат, 1990. -с. 224
  89. Ю.В. Роль народного прикладного искусства в художественном развитии детей 5−7 лет (на материале детского декоративно-прикладного творчества): Автореф. дис. .канд. пед. наук. М., 1970.-25 с.
  90. Ю.В. У истоков мастерства. М.: Просвещение, 1983. -159 с.
  91. Ю.В. Родник творчества: Кн. для учителя: Из опыта работы. М.: Просвещение, 1988. 126 с.
  92. К., Энгельс Ф., Ленин В. И. О эстетике и эстетическом воспитании. М.: Политиздат, 1988. -496 с.
  93. В.Н. Памятники прикладного искусства мордвы. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1971. 89 с.
  94. В.Н. Некоторые особенности орнамента вышивки мордвы мокши юго-западных районов Мордовской АССР // Материальная и духовная культура мордвы в XVIII—XX вв. Саранск, 1978.-с. 87−98
  95. Г. С. Орнамент русской народной вышивки как историко-этнографический источник. М.: Наука, 1978. -207 с.
  96. Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З. Н. Ступеньки к творчеству: Художественное развитие ребенка в семье. М.: Редакция журнала «Искусство в школе», 1995. 144 с.
  97. Н.И. Очерки мордвы. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1981. 136 с.
  98. М.Н. Поэзия народного костюма. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Мол. Гвардия, 1988. — 222 с.
  99. Методические рекомендации к Программе воспитания и обучения в детском саду / Сост. J1.B. Русскова. М.: Просвещение, 1986. 400 с.
  100. И.Н. Соотношение нравственных и эстетических потребностей. М.: Знание, 1985. 64 с.
  101. Н.Ф. Этническая история мордвы XIX—XX вв..в. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1977. 280 с.
  102. Н.Ф. Мордовский этнос. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1989. -160 с.
  103. Н.Ф. Мордовский этнос: проблемы и суждения // Мордовский народ: что нас волнует: Сборник. / Сост.: И. П. Долгаев, А. С. Лузгин. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1991.-е. 40−60
  104. А.В. Развитие декоративного творчества у детей 2−7 лет на материале народного декоративно-прикладного искусства Республики Башкортостан: Дис. .канд. пед. наук. М., 1995. 203 с.
  105. А.В. Народное декоративно-прикладное искусство Башкортостана дошкольникам (на русском и башкирском языках). Уфа: Китап, 1995, — 112 с.
  106. Мордва: Историко-культурные очерки. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1995.-624 с.
  107. Мордовия. Народное искусство: Альбом / Сост. Ю. Ф. Юшкин. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1985. 144 с.
  108. Мордовская народная вышивка / Сост. и авт. текста и черно-белых таблиц В. Н. Мартьянов. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1991. 120 с.
  109. Мордовский народ: что нас волнует: Сборник. / Сост.: И. П. Долгаев, А. С. Лузгин. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1991. -256 с.
  110. Мордовский народный костюм: Альбом / Сост. и авт. текста: Г. П. Прокина, М. И. Сурина. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1990. -384 с.
  111. Народное искусство в воспитании дошкольников (для педагогов дошкольных учреждений, руководителей изостудий) / Под ред. д. п. н., профессора Т. С. Комаровой. М., 1996. 144 с.
  112. Народные мастера. Традиции, школы: Сборник. / Под ред. М. А. Некрасовой. М.: Изобраз. искусство, 1985. Вып. 1. — 296 с.
  113. М.А. Современное народное искусство. Д.: Художник РСФСР, 1980.-206 с.
  114. М.А. Народное искусство как тип художественного творчества // Искусство. 1981. — № 14. — с. 8−14
  115. М.А. Народное искусство как часть культуры. М.: Изобраз. искусство, 1983. 344 с.
  116. .М. Мудрость красоты: О проблемах эстетического воспитания. М.: Просвещение, 1981. 255 с.
  117. Г. П. Взаимосвязь музыкального и изобразительного народного искусства как средство эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста: Автореф. дис. .канд. пед. наук. М., 1994.- 16 с.
  118. Нравственно-эстетическое воспитание ребенка в детском саду / Под ред. Н. А. Ветлугиной. М.: Просвещение, 1989. 78 с.
  119. С.И. Словарь русского языка / Под ред. чл.-корр. АН СССР Н. Ю. Шведовой. 18-е изд., стереотип. М.: Рус. яз., 1986. — 797 с.
  120. Паллас П.-С. Путешествие по разным провинциям Российской империи. В 3-х ч. СПб., 1809. -4.1.-е. 82−83, 108−110
  121. Г. М. Декоративно-оформительское искусство в эстетическом воспитании старших дошкольников: Автореф. дис. .канд. пед. наук. М., 1969. -21с.
  122. Г. М., Максимов Ю. В., Пантелеева JI.B. Декоративное искусство детям. М.: Просвещение, 1976. — 143 с.
  123. JI. Искусство русской глиняной игрушки // Дошкольное воспитание. 1989. — № 9. — с. 43
  124. Подготовка детей к школе в СССР и ЧССР: Кн. для работников дошкольных учреждений / Под ред. Л. А. Парамоновой. М.: Просвещение- Братислава: Словац. пед. изд-во, 1989. с. 91
  125. Приобщение личности к эстетической культуре в педагогическом процессе: Сб. науч. тр. / Под ред. Л. П. Печко. М.: изд. АПН СССР, 1991.- 109 с.
  126. Программа воспитания и обучения в детском саду. 2-е изд., дораб. М.: Просвещение, 1987. — 192 с.
  127. Программа «Развитие» (основные положения). М.: Новая школа, 1994.-64 с.
  128. Т. Народное искусство. Как его сберечь? // Советская Мордовия. 1985, 15 мая
  129. Радуга: Программа и методическое руководство по воспитанию, развитию и образованию детей. в дет. саду / Сост. Т. Н. Доронова. М.: Просвещение, 1996
  130. Т.М. Русское народное творчество. М.: Изобраз. искусство, 1970.-218 с.
  131. Т.М. О профессионализме народного искусства: Специфика прикладного искусства. Эстетическая природа ремесла. Народное искусство и художественные промыслы. Самодеятельное творчество. М.: Сов. художник, 1985. 192 с.
  132. С.Х. Неизобразительные формы в декоративном искусстве. М.: Сов. художник, 1968. 272 с.
  133. С.Х. Искусство и эмоции. М.: Музыка, 1968. 160 с.
  134. С.Х. Эстетическое творчество и мир вещей. М.: Знание, 1987.-63 с.
  135. А.П. Кладовая радости: Юному читателю о русском народном искусстве и его творцах. М.: Просвещение, 1982. 240 с.
  136. А.П. Черная роза: о народном искусстве. 2-е изд., доп. М.: Современник, 1986. — 317 с.
  137. Е.Г., Зязюн И. А. Гуманист. Мыслитель. Педагог: Об идеалах В. А. Сухомлинского. М.: Педагогика, 1991. 112 с.
  138. Л.Д. Народное декоративно-прикладное искусство: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1984. 144 с.
  139. А.П. Мордовские вышивки: Мордовки-вышивальщицы Приузинского края // Искусство народов СССР. М. Л., 1930. -с. 71−77
  140. Н.П. Художественное воспитание в детском саду. -2-е изд. М.: Учпедгиз, 1957. 152 с.
  141. Н.П. Вопросы эстетического воспитания в детском саду. М.: Учпедгиз, 1960. 132 с.
  142. Н.П. Рисование в дошкольном детстве. М.: Просвещение, 1964.-214 с.
  143. Н.П. Национальное искусство и детское творчество// Дошкольное воспитание. 1965. — № 5. — с. 11−12
  144. Н.П., Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду: Пособие для воспитателей. 2-е изд., испр. и доп. М.: Просвещение, 1982. — 208 с.
  145. П.К. Композиция в декоративном искусстве: Альбом. -Киев: Рад. шк&bdquo- 1988.-78 с.
  146. Самостоятельная художественная деятельность дошкольников / Под ред. Н. А. Ветлугиной. М.: Педагогика, 1980. 207 с.
  147. Ю.А., Серебряков А. С. Взаимосвязь народного и национального в развитии искусства. Новосибирск: Наука. Сиб. Отд-ние, 1988.- 186 с.
  148. .Ф. Взаимоотношение нравственного и эстетического как социологическая проблема. Воронеж: Изд-во Воронеж, ун-та, 1985.- 136 с.
  149. Система эстетического воспитания в детском саду / Под общ. ред. Ветлугиной Н. А. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1962. 372 с.
  150. И.Н. Мордва: Историко-этнографический очерк. Казань, 1895.-с. 117
  151. Р.Н. Роль народного декоративно-прикладного искусства в развитии творчества детей старшего дошкольного возраста в декоративном рисовании (на материале искусства малых народностей Приамурья): Автореф. дис. .канд. пед. наук. М., 1978. -16 с.
  152. Р.Н. Декоративно-прикладное искусство в детском саду // Дошкольное воспитание. 1986. — № 12. — с. 18−20
  153. И.А. Развитие эстетических чувств у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с народным декоративно-прикладным искусством: Автореф. дис. .канд. пед. наук. М&bdquo- 1994.- 16 с.
  154. Н.И. Одежда мордвы мокши Краснослободского и Беднодемьяновского уездов Пензенской губернии (По материалам экспедиции 1925 г.). Пенза, 1928. -47 с.
  155. Столович J1.H. Природа эстетической ценности. М.: Политиздат, 1972.-271 с.
  156. Столович J1.H. Философия красоты. М.: Политиздат, 1978. 118 с.
  157. Столович J1.H. Жизнь творчество — человек: Функции художественной деятельности. М.: Политиздат, 1985. — 415 с.
  158. JI.С. Эстетическая деятельность и эстетическое воспитание / Под ред. В. А. Дмитриенко. Томск: Изд-во Том. ун-та, 1989. -226 с.
  159. Е.М. Эстетическое воспитание в семье. М.: Искусство, 1989.- 141 с.
  160. А.П. Русское народное творчество детскому саду. изд. 3-е. М.: Просвещение, 1972. — 78 с.
  161. А.П. Русское народное творчество в детском саду. М.: Учпедгиз, 1947. 72 с.
  162. К.Д. Воспитание и характер. Какую роль играет народность в воспитании? // Дошкольное воспитание. 1993. — № 3. -с. 58−61
  163. Е.А. Изобразительное творчество детей дошкольного возраста. М.: Учпедгиз, 1954. 159 с.
  164. Е.А. Эстетическое воспитание дошкольника / Под ред. действ, чл. АПН РСФСР В. Н. Шацкой. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961.-334 с.
  165. Н.Б. Народная пластика и декоративная лепка в детском саду: Пособие для воспитателя. М.: Просвещение, 1984. 112 с.
  166. Р.Ш. Народное творчество как средство воспитания любви к родному краю у детей дошкольного возраста: Автореф. дис. .канд. пед. наук. М., 1981.-21 с.
  167. Н.Б. и др. Лепка в детском саду: Кн. для воспитателя дет. сада. 2-е изд., испр. и доп. М.: Просвещение, 1986. — 144 с.
  168. Хрестоматия по эстетическому воспитанию / Сост. С. П. Максимюк. 3-е изд., перераб. — Киев: Вища шк., 1987. — 310 с.
  169. Художественная культура и эстетическое развитие личности. Киев: Наук, думка, 1989. — 296 с.
  170. Художественное творчество в детском саду. Пособие для воспитателя и музыкального руководителя / Под ред. Н. А. Ветлугиной. М.: Просвещение, 1974. 175 с.
  171. Художественное творчество и ребенок / Под ред. проф. Н. А. Ветлугиной. М.: Педагогика, 1972. 287 с.
  172. Т. Знакомьтесь: матрешка // Дошкольное воспитание. -1994.-№ 4.-с. 29−32
  173. А.Д. Дошкольное вариативное образование в московском регионе. Сборник информационно-методических материалов. М., 1998.-38 с.
  174. А.А. Мордовский этнографический сборник. СПб., 1910. -342 с.
  175. Н.И. Деревянная скульптура мордвы. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1980. -91 с.
  176. Н.И. Мастера из Подлесной Тавлы. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1983.-88 с.
  177. Т.Я. Развитие детского творчества средствами декоративно-прикладного искусства: Автореф. дис. .канд. пед. наук. М&bdquo- 1965, — 19 с.
  178. Т.Я. Народное искусство на уроках декоративного рисования. 2-е изд., доп. и перераб. М.: Просвещение, 1979. — 192 с.
  179. Р.П. Искусство и ценностные ориентации личности. Киев: Наук, думка, 1989. — 118 с.
  180. Эстетика: Словарь / Под общ. ред. А. А. Беляева. М.: Политиздат, 1989.-447 с.
  181. Эстетическое воспитание в детском саду: Пособие для воспитателей дет. сада / Под ред. Н. А. Ветлугиной. 2-е изд., перераб. М.: Просвещение, 1985. — 207 с.
  182. Эстетическое воспитание на современном этапе: теория, методология, практика: Сборник статей. М., 1990. 148 с.
  183. Эстетическая культура. М.: Б.И., 1996. 201 с.
  184. В.А. Историческая память // Мордовский народ: что нас волнует: Сборник. / Сост.: И. П. Долгаев, А. С. Лузгин. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1991. с. 4−19
  185. Heikel А.О. Mordvalaisten Pukuja ja Kuoseja = Trachten und Muster der Mordvinen = Орнамент и одежда мордвы. Helsinki, 1897. 43 с.
  186. Heikel А.О. Mordvalaisten Pukuja ja Kuoseja = Trachten und Musten der Mordvinen = Орнамент и одежда мордвы. Helsinki, 1899. 16 ил.
Заполнить форму текущей работой