Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Формирование общеучебной компетентности младшего школьника в условиях безотметочного обучения в процессе изучения русского языка

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Обучение русскому языку в начальной школе на современном этапе развития общества требует формирования общеучебной компетентности младшего школьника, под которым понимается целенаправленный педагогический процесс становления функционально грамотной языковой личности, основными компетенциями которой являются: познавательная, коммуникативная, ценностно-смысловая, информационная, личностная… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. Формирование общеучебной компетентности младшего школьника в условиях безотметочного обучения в процессе изучения русского языка как педагогическая проблема
    • 1. 1. Теоретическое обоснование понятия «общеучебная компетентность младшего школьника» и пути ее формирования в рамках предмета «Русский язык»
    • 1. 2. Ретроспективный анализ развития понятий «контроль», «оценка», «отметка» и «безотметочное обучение» в педагогической науке и в методике преподавания русского языка
  • Выводы по первой главе
  • ГЛАВА II. Методика формирования общеучебной компетентности младшего школьника в условиях безотметочного обучения в процессе изучения русского языка
    • 2. 1. Модель формирования общеучебной компетентности младшего школьника в условиях безотметочного обучения в процессе изучения русского языка
    • 2. 2. Методические условия, обеспечивающие формирование общеучебной компетентности младшего школьника в процессе изучения русского языка
    • 2. 3. Методы, приемы и формы безотметочного обучения, обеспечивающие формирование общеучебной компетентности младшего школьника в процессе изучения русского языка
  • Выводы по второй главе
  • ГЛАВА III. Опытно-поисковая работа по формированию общеучебной компетентности младшего школьника в условиях безотметочного обучения в процессе изучения русского языка
    • 3. 1. Цели и задачи опытно-поисковой работы
    • 3. 2. Оценка и интерпретация результатов опытно-поисковой работы
  • Выводы по третьей главе

Формирование общеучебной компетентности младшего школьника в условиях безотметочного обучения в процессе изучения русского языка (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Уровень развития современного мирового сообщества определяет необходимость перехода к концепции «образование на протяжении всей жизни». В связи с этим главной целью преподавания различных предметов становится формирование компетенций, то есть способности и готовности действовать на основе полученных знаний. Особое значение в контексте формирования компетентной личности придается языковому образованию, которое становится основой изучения остальных предметов.

На социально-педагогическом уровне актуальность исследования по проблемам формирования общеучебной компетентности младшего школьника обосновывается необходимостью реализации компетентностного подхода, которая определена нормативными документами — Законом «Об образовании», «Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года», «Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования» — и социальным заказом обществаформированием функционально грамотной личности выпускника.

Для полноценной реализации компетентностного подхода необходимо внесение изменений в контрольно-оценочную деятельность учителя, особенно при изучении русского языка, так как существующая система балльного оценивания позволяет только фиксировать имеющуюся степень усвоения знаний, умений и навыков, но не учитывает личностного уровня освоения языка. Наряду с этим часто выставляемые отрицательные отметки не позволяют создать положительной мотивации к изучению родного языка, ориентировать педагогическую оценку на относительные показатели детской успешности. В настоящее время опубликовано значительное число работ по вопросам реализации компетентностного подхода в общем образовании (В.А. Болотов, Г. К. Селевко, В. В. Сериков, JI.B. Трубайчук, А. В. Хуторской и др.), но само понятие «общеучебная компетентность младшего школьника», а также процесс становления младшего школьника как функционально грамотной языковой личности недостаточно освещено в науке в целом и в методике русского языка в частности, что делает проблему актуальной на научно-теоретическом уровне.

На научно-методическом уровне актуальность исследования связана с тем, что предмет «Русский язык», являясь средством изучения всех предметов, может стать базой, обеспечивающей формирование общеучебной компетентности младших школьников, но в методике преподавания русского языка не определена структура данной компетентности и способы формирования ее составляющих. В связи с этим появилась необходимость в практической реализации обучения русскому языку младших школьников с учетом компетентностного подхода.

Таким образом, актуальность исследования обусловлена противоречиями между:

— социальным заказом общества, определяющим стратегическую цель языкового образования — формирование языковой личности, владеющей русским языком как средством общения в различных сферах жизни, воспринимающей этот язык как эстетическую и культурную ценность, и практикой использования в процессе изучения русского языка только знаниевой парадигмы, ориентирующей учащихся на запоминание свода орфографических и пунктуационных правил, лингвистических и речевых понятий, не всегда приводящее к способности и готовности их применять и к осознанию себя носителем языка;

— признанной государством и обществом необходимостью изменения подхода к организации контрольно-оценочной деятельности учителя и учащихся и неразработанностью методики организации текущего и тематического контроля на уроках русского языка, которая обеспечивает формирование общеучебной компетентности младшего школьника, позволяет осознавать язык как часть русской национальной культуры;

— определенной в методике задачей предмета «Русский язык» — служить средством изучения остальных предметов — и неразработанностью структуры и содержания в методике русского языка общеучебной компетентности младшего школьника, формируемой средствами предмета «Русский язык».

На основе анализа психолого-педагогической, лингвистической и методической литературы, изучения опыта преподавания русского языка в начальной школе была определена и сформулирована проблема исследования, которая заключается в выявлении и обосновании процесса формирования общеучебной компетентности младшего школьника в условиях безотметочного обучения в процессе изучения русского языка.

Актуальность выявленной проблемы и обозначенные противоречия определили тему нашего исследования: «Формирование общеучебной компетентности младшего школьника в условиях безотметочного обучения в процессе изучения русского языка».

Цель исследования — разработать и реализовать методику формирования общеучебной компетентности младшего школьника в условиях безотметочного обучения в процессе изучения русского языка.

Объект исследования — учебно-воспитательный процесс изучения русского языка в начальной школе.

Предмет исследования — методика формирования общеучебной компетентности младшего школьника в условиях безотметочного обучения в процессе изучения русского языка.

Гипотеза исследования. Мы исходили из предположения о том, что, возможно, методика формирования общеучебной компетентности младших школьников будет успешно реализована при следующем комплексе методических условий безотметочного обучения:

1) осуществление личностно-языковой рефлексии позволит формировать у детей самооценку и чувство языка;

2) коммуникативно-диалоговая основа обучения русскому языку будет способствовать активному обсуждению открытия нового языкового знания, оценке его достижения и применения в языковой и речевой практике;

3) изучение русского языка обеспечит развитие функционально грамотной языковой личности, обладающей познавательной, коммуникативной, ценностно-смысловой, информационной и личностной компетенциями.

В соответствии с предметом, целью и гипотезой исследования определены следующие задачи:

1. Изучить состояние проблемы формирования общеучебной компетентности младшего школьника в условиях безотметочного обучения в психолого-педагогической и лингвистической литературе, на основе этого конкретизировать понятие «общеучебная компетентность младшего школьника, формируемая в процессе изучения русского языка» и уточнить содержание понятия «функционально грамотная языковая личность младшего школьника».

2. Обосновать методические условия возможности и необходимости реализации безотметочного обучения в процессе изучения русского языка для формирования общеучебной компетентности младшего школьника.

3. На основе компетентностного, деятельностного и функционального подходов разработать модель формирования общеучебной компетентности младшего школьника в условиях безотметочного обучения в процессе изучения русского языка.

4. Подобрать диагностический инструментарий сформированности общеучебной компетентности младшего школьника в условиях безотметочного обучения.

5. Осуществить опытно-поисковую работу по проверке результативности разработанной методики формирования общеучебной компетентности младшего школьника в условиях безотметочного обучения в процессе изучения русского языка.

Теоретико-методологической основой исследования являются: методология компетентностного подхода (В.А. Болотов, Ж. Делор, Э. Ф. Зеер, И. А. Зимняя, В. Ландшеер, А. К. Маркова, С. Г. Молчанов, Дж. Равен, Г. К. Селевко, В. В. Сериков, В. А. Сластенин, Ю. Г. Татур, А.В. Хуторской) — методология деятельностного подхода (В.В. Давыдов, А. А. Леонтьев, Д.Б. Эльконин) — методика преподавания русского языка в начальных классах (Р.Н. Бунеев, Е. В. Бунеева, В. Г. Горецкий, П. С. Жедек, Т. А. Ладыженская, М. Р. Львов, Т. Г. Рамзаева, В. В. Репкин, М. С. Соловейчик, О.В. Сосновская) — концептуальные положения теории языковой личности (С.Г. Воркачев, Ю. Н. Караулов, В.В. Наумов), концептуальные положения проблемы формирования контрольно-оценочной самостоятельности младшего школьника (Т.Ю. Андрущенко, Д. Д. Данилов, И. В. Дубровина, Л. В. Берцфаи, Л. И. Божович, Н. Ф. Виноградова, А. Б. Воронцов, Е. В. Заика, А. В. Захарова,.

A.И. Липкина, Н. Ю. Максимова, Г. В. Репкина, Л. И. Уманец, Л. А. Фролова, Г. А. Цукерман) — научные разработки, посвященные вопросам организации безотметочного обучения (Ш.А. Амонашвили, Р. К. Валеева, А. Б. Воронцов,.

B.А. Львовский, Н. Н. Титаренко, Г. А. Цукерман, Г. А. Хаустова).

Методы исследования. В диссертации использовались теоретические методы, анализ нормативно-правовых документов об образовании, сравнительно-исторический анализ, теоретико-методологический анализ, понятийно-категориальный анализ, метод моделированияэмпирические методы исследования: изучение и обобщение эффективного опыта и массовой практики, опытно-поисковая работа, наблюдение, анкетирование, анализ письменных работ учащихся, математические и статистические методы обработки данных и проверки выдвигаемой гипотезы.

Выбранная методология и поставленные задачи определили ход исследования, которое проводилось в три этапа.

Поисково-констатирующий этап проходил с 2001 по 2002 годы. На данном этапе были сформулированы исходные позиции настоящей работы, разработан понятийный аппарат, определена гипотеза и составлена программа исследования, проведена диагностика уровня готовности первоклассников к освоению общеучебной компетентности младшего школьника, на основе которой в дальнейшем определялась правильность выдвинутых положений. Основные методы исследования на данном этапе: теоретический анализ литературы по проблеме, анкетирование учителей начальных классов, проведение нулевого среза, методы математической статистики.

Формирующий этап опытно-поисковой работы проходил с 2002 по 2006 годы. Нами разрабатывалась и реализовывалась модель формирования общеучебной компетентности в условиях безотметочного обучения в процессе изучения русского языка, и обеспечивался комплекс методических условий ее эффективного функционирования. Данный этап включал в себя анализ и корректировку уже созданных методик, анализ результативности и совершенствование исследования. Методы исследования на данном этапе: опытно-поисковая работа, методы математической статистики, прямое и косвенное наблюдение, педагогическая диагностика, анкетирование, изучение школьной документации и анализ продуктов деятельности учащихся.

На контрольно-обобщающем этапе (2007;2008 гг.) были уточнены сформулированные теоретические выводы, обработаны, проведены и систематизированы полученные результаты опытно-поисковой работы. Основные методы исследования на данном этапе: фиксирование и анализ результатов реальной учебной деятельности учащихся, прямое и косвенное наблюдение, опытно-поисковая работа, методы математической статистики.

База исследования. Исследование проводилось на базе образовательных учреждений г. Челябинска МОУ СОШ № 6, № 112.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

1. Обоснованы возможность и целесообразность формирования общеучебной компетентности младшего школьника в условиях безотметочного обучения в процессе изучения русского языка в начальной школе, позволяющей учащимся осознать себя функционально грамотной языковой личностью.

2. Предложена методика формирования общеучебной компетентности младшего школьника в условиях безотметочного обучения в процессе изучения русского языка, обеспечивающая развитие функциональной языковой грамотности.

3. На основе компетентностного, деятельностного и функционального подходов разработана структурно-функциональная модель формирования общеучебной компетентности младшего школьника в процессе изучения русского языка, которая раскрывает основные функции (целеполагающую, развивающую, обучающую, воспитывающую, компетентностную и оценочно-рефлексивную), содержание, структуру, методы и формы организации контрольно-оценочной деятельности младшего школьника в процессе изучения русского языка.

4. Доказано, что осуществление методики формирования общеучебной компетентности младших школьников в условиях безотметочного обучения возможно при реализации комплекса методических условий: осуществление личностно-языковой рефлексии, которая позволяет формировать у детей самооценку и чувство языкакоммуникативно-диалоговая основа обучения русскому языку способствует активному обсуждению открытия нового языкового знания, оценке его достижения и применения в языковой и речевой практикеизучение русского языка обеспечивает развитие функционально грамотной языковой личности, обладающей познавательной, коммуникативной, ценностно-смысловой, информационной и личностной компетенциями.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что: доказательно изучена связь формирования общеучебной компетентности младшего школьника с реализацией условий безотметочного обучения в процессе изучения русского языкаконкретизировано понятие «формирование общеучебной компетентности младшего школьника в процессе изучения русского языка», под которым понимается целенаправленный педагогический процесс развития функционально грамотной языковой личности, основными составляющими компетенциями которой являются: познавательная, коммуникативная, ценностно-смысловая, информационная и личностная, осваиваемые учащимися начальной школы в процессе овладения языковыми единицами в их единстве и взаимосвязиуточнено понятие «функционально грамотная языковая личность младшего школьника», под которым понимается носитель языка, обладающий чувством языка, владеющий русским языком как средством общения в различных сферах жизни, воспринимающий этот язык как эстетическую и культурную ценность, способный работать с вербальной информацией, умеющий контролировать и оценивать устные и письменные высказыванияобосновано понятие «функциональная языковая грамотность младшего школьника» — оптимальный уровень языкового и речевого развития для начального языкового образования, обеспечиваемый познавательной, коммуникативной, ценностно-смысловой, информационной и личностной компетенциями.

Практическая значимость исследования заключается в том, что его выводы и рекомендации служат совершенствованию процесса обучения русскому языку младших школьников и определяются:

1) разработкой методики формирования общеучебной компетентности младшего школьника в условиях безотметочного обучения в процессе изучения русского языка;

2) определением методов и приемов безотметочного обучения в процессе формирования общеучебной компетентности младшего школьника в процессе изучения русского языка;

3) выявлением и характеристикой диагностического инструментария сформированности общеучебной компетентности младшего школьника в процессе изучения русского языка;

4) систематизацией и апробированием диагностического материала по изучению сформированности общеучебной компетентности младшего школьника в процессе изучения русского языка.

Апробация и внедрение результатов. Апробация проводилась с 2001 по 2008 гг. в образовательных учреждениях г. Челябинска МОУ СОШ № 6, № 112. Результаты исследования апробировались в ходе международных,.

Всероссийских, региональных, межвузовских конференций: Воронеж (2006), Москва (2006;2008), Пермь (2007), Челябинск (2004, 2006, 2007, 2008). Внедрение результатов осуществлялось в ходе курсовой подготовки учителей начальных классов в ГОУ ДПО «Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования».

Достоверность выводов исследования обеспечена совокупностью исходных методологических и теоретических положенийиспользованием компетентностного, деятельностного и функционального подходов к решению поставленной проблемыдлительным характером проведения исследованийприменением совокупности методов, адекватных проблеме, объекту, предмету и задачам исследованиярепрезентативностью выборкиматериалами анализа статистических данных по результатам опытно-поисковой работы.

На защиту выносятся следующие положения:

1. В отличие от традиционного подхода предложено положение о необходимости формирования в процессе изучения русского языка общеучебной компетентности младшего школьника в условиях безотметочного обучения, обеспечивающей становление функциональной языковой грамотности.

2. Обучение русскому языку в начальной школе на современном этапе развития общества требует формирования общеучебной компетентности младшего школьника, под которым понимается целенаправленный педагогический процесс становления функционально грамотной языковой личности, основными компетенциями которой являются: познавательная, коммуникативная, ценностно-смысловая, информационная, личностная компетенции, осваиваемые учащимися начальной школы в процессе овладения языковыми единицами в их единстве и взаимосвязи. При этом общеучебная компетентность лшадшего школьника, формируемая в процессе изучения русского языка, представляет собой интегральное качество личности младшего школьника, отражающее развитие функционально грамотной языковой личности, включающее познавательную, коммуникативную, ценностно-смысловую, информационную, личностную компетенции, осваиваемые личностью в процессе овладения языковыми единицами в их единстве и взаимосвязи.

3. Предложена методика формирования общеучебной компетентности младшего школьника в условиях безотметочного обучения, которая отражает процесс целеполагания, организации учебной деятельности младших школьников на основе безотметочного обучения, систему методов, приемов и форм, обеспечивающих становление функционально грамотной языковой личности.

4. Ядром методики является структурно-функциональная модель формирования общеучебной компетентности младшего школьника в условиях безотметочного обучения в процессе изучения русского языка, разработанная на основе компетентностного, деятельностного и функционального подходов, отражающая уровни безотметочного обучения: подготовительный, сопровождающий, корректирующий, самостоятельный.

5. Результатом целенаправленного формирования общеучебной компетентности младшего школьника в процессе изучения русского языка является «функционально грамотная языковая личность младшего школьника», под которой понимается носитель языка, владеющий родным языком как средством общения в различных сферах жизни, воспринимающий этот язык как эстетическую и культурную ценность, способный работать с вербальной информацией, умеющий контролировать и оценивать устные и письменные высказывания.

6. Эффективность функционирования методики формирования общеучебной компетентности младшего школьника в условиях безотметочного обучения в процессе изучения русского языка обеспечивается комплексом следующих методических условий: осуществление личностно-языковой рефлексии позволяет формировать у детей самооценку и чувство языкакоммуникативно-диалоговая основа обучения русскому языку способствует активному обсуждению открытия нового языкового знания, оценке его достижения и применения в языковой и речевой практикеизучение русского языка обеспечивает развитие функционально грамотной языковой личности, обладающей познавательной, коммуникативной, ценностно-смысловой, информационной и личностной компетенциями.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка, включающего 208 наименований. В текст диссертации включены 39 таблиц и 23 рисунка. Объем диссертации составляет 200 страниц.

ВЫВОДЫ ПО ТРЕТЬЕЙ ГЛАВЕ.

1. Основной целью опытно-поисковой работы явилась проверка выдвинутой гипотезы. Реализация данной цели потребовала от нас решения целого комплекса задач, среди них:

1) разработать критериальный аппарат по выявлению уровня сформированное&tradeобщеучебной компетентности младших школьников в процессе изучения русского языка;

2) провести диагностику готовности первоклассников к освоению общеучебной компетентности в процессе изучения русского языка;

3) разработать план реализации методических условий формирования общеучебной компетентности младших школьников в процессе изучения русского языка;

4) реализовать план по внедрению комплекса методических условий безотметочного обучения, обеспечивающих формирование общеучебной компетентности младших школьников в процессе изучения русского языка;

5) проанализировать результаты внедрения комплекса методических условий безотметочного обучения, обеспечивающих формирование общеучебной компетентности младших школьников в процессе изучения русского языка.

2. Опытно-поисковая работа проводилась с младшими школьниками образовательных учреждений г. Челябинска МОУ СОШ № 6, № 112. Результаты констатирующего этапа показывают средний уровень готовности первоклассников к освоению общеучебной компетентности в процессе изучения русского языка, что обусловливает необходимость ее целенаправленного формирования. Нами выделены три уровня готовности к освоению общеучебной компетентности младших школьников в процессе изучения русского языка: высокий, средний, низкий.

3. Опытно-поисковая работа показала, что формирование общеучебной компетентности младших школьников в процессе изучения русского языка протекает более успешно при реализации выявленного комплекса методических условий ее эффективного функционирования.

4. Мы определили следующие критерии эффективности формирования общеучебной компетентности младшего школьника в процессе изучения русского языка: использование самоконтроля и самооценки при выполнении орфографических, лингвистических и речевых упражнений («Самоконтроль и самооценка»), осуществление личностно-языковой рефлексии на этапе освоения нового языкового содержания («Личностно-языковая рефлексия»), осуществление коммуникативно-диалоговой деятельности («Коммуникативно-диалоговая деятельность»), освоение функциональной языковой грамотности («Функциональная языковая грамотность»).

Диагностика уровня сформированности общеучебной компетентности младших школьников в процессе изучения русского языка после проведения опытно-поисковой работы по выделенным критериям показала, что комплекс методических условий эффективного функционирования разработанной модели является необходимым и достаточным.

5. Учащиеся опытных классов, в которых реализовывались методические условия, показали более высокий уровень сформированности общеучебной компетентности по сравнению с четвёртым контрольным классом. Учащиеся третьего опытного класса, где внедрялся весь комплекс методических условий, показали наилучшие результаты.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Необходимость формирования общеучебной компетентности младших школьников в процессе изучения русского языка в условиях безотметочного обучения обусловлена изменением целей образования в информационном обществе. Изучение русского языка сегодня, на наш взгляд, должно быть направлено на становление функционально грамотной языковой личности, что обусловливает необходимость формирования общеучебной компетентности младшего школьника.

1. На основе анализа психолого-педагогической, лингвистической и учебной литературы по проблеме было конкретизировано понятие «общеучебная компетентность младшего школьника, формируемая в процессе изучения русского языка», которая представляет собой интегральное качество личности младшего школьника, отражающее формирование функционально грамотной языковой личности, включающее познавательную, коммуникативную, ценностно-смысловую, информационную, личностную компетенции, осваиваемые личностью в процессе овладения языковыми единицами в их единстве и взаимосвязи. А также уточнено понятие «функционально грамотная языковая личность младшего школьника», под которым понимается носитель языка, владеющий русским языком как средством общения в различных сферах жизни, воспринимающий этот язык как эстетическую и культурную ценность, способный работать с вербальной информацией, умеющий контролировать и оценивать устные и письменные высказывания.

2. Обоснованы методические условия возможности и необходимости реализации безотметочного обучения в процессе изучения русского языка с целью формирования общеучебной компетентности младшего школьника. Под «безотметочным обучением в процессе изучения русского языка» понимается система методов, приемов и форм текущего и тематического контроля, включающих учащихся в контрольно-оценочную деятельность при освоении языкового материала, обеспечивающая формирование общеучебной компетентности младшего школьника.

3. На основе компетентностного, деятельностного и функционального подходов разработана модель формирования общеучебной компетентности младшего школьника в условиях безотметочного обучения в процессе изучения русского языка, результатом функционирования которой является развитие функционально грамотной языковой личности младшего школьника, обладающей познавательной, коммуникативной, ценностно-смысловой, информационной и личностной компетенциями.

Экспериментально выявлен и проверен комплекс методических условий эффективного функционирования модели формирования общеучебной компетентности младшего школьника в условиях безотметочного обучения в процессе изучения русского языка:

— осуществление личностно-языковой рефлексии позволяет формировать у детей самооценку и чувство языка;

— коммуникативно-диалоговая основа обучения русскому языку способствует активному обсуждению открытия нового языкового знания, оценке его достижения и применения в языковой и речевой практике;

— изучение русского языка обеспечивает развитие функционально грамотной языковой личности, обладающей познавательной, коммуникативной, ценностно-смысловой, информационной и личностной компетенциями.

4. Подобран диагностический аппарат сформированности общеучебной компетентности младшего школьника в условиях безотметочного обучения. Критериями оценки уровня сформированности общеучебной компетентности младшего школьника являются: «Самоконтроль и самооценка», «Личностно-языковая рефлексия», «Коммуникативно-диалоговая деятельность», «Функциональная языковая грамотность». Определены три уровня сформированности общеучебной компетентности младшего школьника, формируемые в процессе изучения русского языка.

5. Проведенная нами опытно-поисковая работа подтвердила, что целенаправленная работа по формированию общеучебной компетентности младших школьников в условиях безотметочного обучения в процессе изучения русского языка способствует достижению высоких результатов. Учащиеся опытных классов показали более высокий уровень сформированности общеучебной компетентности по сравнению с четвёртым контрольным классом. При этом учащиеся третьего опытного класса, где внедрялся весь комплекс методических условий, показали наилучшие результаты.

Дальнейшим этапом работы может стать педагогическая стратегия контрольно-оценочных действий младших школьников в процессе изучения русского языка.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , Е. В. Становление младшего школьника как языковой личности в процессе обучения русскому языку Текст. / Е. В. Алтабаева // Начальная школа. 2005. — № 10. — С. 34−37.
  2. , Ш. А. Воспитательная и образовательная функция оценки учения школьников Текст. / Ш. А. Амонашвили. М.: Педагогика, 1984.297 с.
  3. , А. Л. Компетентностная парадигма в образовании: опыт фило-софско-методологического анализа Текст. / А. Л. Андреев // Педагогика. — 2005.-№ 4.-С. 19−27.
  4. , Т. Ю. Психологические условия формирования самооценки в младшем школьном возрасте Текст. / Т. Ю. Андрущенко // Вопросы психологии. 1978.-№ 4.-С. 147−151.
  5. , Э. К новой системе оценивания высшей школы Текст. / Э. Апонте // Перспективы: сравнительные исследования в области образования. 1999. — Т. 28, № 3. — С. 47−56.
  6. , Н. В. Оценка психологической готовности детей к школе Текст.: пособие для психологов и специалистов коррекц.-развивающего обучения / Н. В. Бабкина. М.: Айрис-пресс, 2005. — 144 с.
  7. , С. П. Педагогика Текст.: учеб. пособие для пед. уч-щ по спец. № 2001 «Преподавание в нач. кл. общеобразоват. шк.» / С. П. Баранов, Л. Р. Болотина, В. А. Сластенин. 2-е изд., перераб. — М.: Просвещение, 1987.-368 с.
  8. , М. М. Эстетика словесного творчества Текст. / М. М. Бахтин. — 2-е изд. М.: Искусство, 1986. — 445 с.
  9. , А. С. Ситуация успеха. Как ее создать Текст.: кн. для учителя / А. С. Белкин. — М.: Просвещение, 1991. — 168 с.
  10. , Э. Профессионализм: компетентность педагогических кадров в развивающихся странах Текст. / Э. Бёрк // Перспективы: сравнительные исследования в области образования. 1997. — Т. 26, № 3. — С. 25−30.
  11. , JI. В. Оценка учащимися процесса и результатов решения различных задач Текст. / JI. В. Берцфаи, А. В. Захарова // Вопросы психологии. — 1975. -№ 6. -С. 63−67.
  12. Беседы с учителем Текст.: методика обучения: 1 класс четырехлет. нач. шк. / сост. Н. Ф. Виноградова — под ред. Л. Е. Журовой. 2-е изд. перераб. и доп. — М.: Вентана-Граф, 2002. — 372 с.
  13. , В. С. От наукоучения к логике культуры Текст.: Два филос. введ. в двадцать первый век [Текст] / В. С. Библер — М.: Политиздат, 1991. — 413 с.
  14. , В. К. Педагогические идеи и деятельность М. В. Ломоносова Текст. / В. К. Бобровникова. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961.- 183 с.
  15. , Е. Д. Языковая компетенция как критерий готовности к школьному обучению (на материале родного языка) Текст. / Е. Д. Божович, Е. И. Козицкая // Психологическая наука и образование. — 1999. — № 1. — С. 25−37.
  16. , В. А. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе Текст. / В. А. Болотов, В. В. Сериков // Педагогика. 2003. -№ 10.-С. 8−14.
  17. Большой словарь иностранных слов Текст.: А -Я: более 24 000 сл. / сост. А. Ю. Москвин. М.: ЗАО Центрполиграф, 2005. — 816 с.
  18. , Р. Н. Моя любимая Азбука Текст.: учеб. для первоклассников / Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева, О. В. Пронина. 2-е изд., испр. — М.: Баласс, 2003.-160 с.
  19. , Р. Н. Орфографическая тетрадь для 2 класса Текст. / Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева, JI. А. Фролова. 2-е изд., испр. — М.: Баласс, 2003.-65 с.
  20. , Р. Н. Русский язык (первые уроки): 1 класс Текст. / Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева, О. В. Пронина. 2-е изд. перераб. — М.: Баласс, 2003.-64 с.
  21. , Р. Н. Русский язык Текст.: 2 класс: учебник / Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева, О. В. Пронина. Изд. перераб. — М.: Баласс, 2007. — 160 с.
  22. , Р. Н. Русский язык Текст.: 3 класс: [учебник: в 2 ч.] / Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева, О. В. Пронина. — 3-е изд., перераб. М.: Баласс, 2003.
  23. , Р. Н. Русский язык Текст.: 4 класс: учебник / Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева, О. В. Пронина. 4-е изд., испр. — М.: Баласс, 2003. — 175 с.
  24. , Е. В. Проверочные и контрольные работы по русскому языку Текст.: 2 класс: [в 2 вариантах] / Е. В. Бунеева. М.: Баласс, 2003.
  25. , Е. В. Проверочные и контрольные работы по русскому языку Текст.: 3 класс: [в 2 вариантах] / Е. В. Бунеева. М.: Баласс, 2003.
  26. , Е. В. Проверочные и контрольные работы по русскому языку Текст.: 4 класс: [в 2 вариантах] / Е. В. Бунеева. М.: Баласс, 2003.
  27. , Е. В. Рабочая тетрадь по русскому языку для 1-го класса Текст. / Е. В. Бунеева, М. Я. Яковлева. М.: Баласс, 2003. — 48 с.
  28. , А. В. Формирование компетентности выпускников вуза в сфере эколого-экономической безопасности на основе интегративно-модульной технологии Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.02 / А. В. Бурцев. -Екатеринбург, 2005. 24 с.
  29. , Р. К. Педагогические условия формирования учебной мотивации младших школьников в условиях безотметочного обучения Текст.: дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / Р. К. Валеева. -М., 2004. 164 с.
  30. Вальдорфская педагогика Текст.: антология / сост. А. А. Пинский, В. К. Загвоздкин, С. А. Ловягин — под ред. А. А. Пинского. М.: Просвещение, 2003. — 494 с. -Библиогр.: с. 472−476.
  31. , С. Г. Функциональная грамотность выпускников школ Текст. / С. Г. Вершловский, М. Д. Матюшкина // Социологические исследования. 2007. — № 5. — С. 140−144.
  32. , М. Д. Коллективная познавательная деятельность и воспитание школьников Текст.: из опыта работы / М. Д. Виноградова, И. Б. Первин. -М.: Просвещение, 1977. 159 с.
  33. , С. Г. Лингвокультурология, языковая личность, концепт: становление антропоцентрической парадигмы в языкознании Текст. / С. Г. Воркачев // Филологические науки. 2001. — № 1. — С. 64−72.
  34. , А. Б. Педагогическая технология контроля и оценки учебной деятельности: образовательная система Д. Б. Эльконина В. В. Давыдова Текст. / А. Б. Воронцов. — М.: Рассказовъ, 2002. — 303 с. — Библиогр.: с. 294 301.
  35. , А. Б. Проблемы постепенного перехода на безотметочное обучение в начальной школе в ходе модернизации российского образования Текст. / А. Б. Воронцов // Начальная школа. 2002. — № 3. — С. 89−96.
  36. , Л. С. Педагогическая психология Текст. / Л. С. Выготский — под ред. В. В. Давыдова. М.: Педагогика, 1991. — 480 с.
  37. , И. Ф. Избранные педагогические сочинения Текст. В 2 т. Т. 1 / И. Ф. Гербарт — ред. пер. Г. П. Вейсберга. — М.: Учпедгиз, 1940. — 232 с.
  38. , Г. Г. Секреты орфографии Текст. / Г. Г. Граник, С. М. Бондаренко, Л. А. Концевая. 2-е изд. — М.: Просвещение, 1994. — 221 с.
  39. , В. В. Гуманитарный прорыв возможен Текст. / В. В. Гузеев // Народное образование. 2006. — № 2. — С. 123−128.
  40. , А. Н. Педагогическое моделирование как средство модернизации образования в открытом информационном обществе Текст. / А. Н. Дахин // Стандарты и мониторинг в образовании. 2004. — № 4. — С. 46−60.
  41. , А. Н. Педагогическое моделирование: сущность, эффективность и неопределенность Текст. / А. Н. Дахин // Педагогика. — 2003. — № 4. С. 21−26.
  42. , Н. С. Товарищеская взаимопомощь школьников Текст. / Н. С. Дежникова, И. Б. Первин. М.: Педагогика, 1981. — 112 с.
  43. Дел op, Ж. Образование: сокрытое сокровище Текст. / Ж. Делор // Университетская книга. — 1997. № 4. — С. 26−36.
  44. , А. С. Развитие языковой личности младшего школьника в процессе лингвистического образования Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.02 / А. С. Дёмышева. Екатеринбург, 2007. — 24 с. — Библиогр.: с. 22−23.
  45. , А. Избранные педагогические сочинения Текст. /
  46. A. Дистервег. -М.: Учпедгиз, 1956. -374 с.
  47. Дневник школьника Текст.: 1 кл. / Р. Н. Бунеев [и др.]. — М.: Баласс, 2005. 112 с. — (Образовательная система «Школа 2100»).
  48. Дневник школьника Текст.: 3−4 кл. / Р. Н. Бунеев [и др.]. М.: Баласс, 2005. — 112 с. — (Образовательная система «Школа 2100»).
  49. , Дж. Психология и педагогика мышления Текст. / Дж. Дьюи. — М.: «Лабиринт», 1999. 186 с.
  50. , В. К. Сотрудничество в обучении Текст.: о коллектив, способе учеб. работы: кн. для учителя / В. К. Дьяченко. М.: Просвещение, 1991.-191 с.
  51. , Ю. Н. Активное социально-психологическое обучение Текст. / Ю. Н. Емельянов. Л.: Изд-во ЛГУ, 1985. — 167 с. — Библиогр.: с. 162−166.
  52. , Ю. Н. Обучение паритетному диалогу Текст.: учеб. пособие / Ю. Н. Емельянов. Л.: Изд-во ЛГУ, 1991. — 106 с.
  53. , П. С. Пути совершенствования обучения орфографии Текст. / П. С. Жедек // Начальная школа. 1988. — № 10. — С. 35−40.
  54. , В. И. Исследовательская деятельность педагога Текст.: учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений /
  55. B. И. Загвязинский. М.: «Академия», 2006. — 173 с.
  56. Закон Российской Федерации «Об образовании» Текст.: в ред. федер. законов: от 13 янв. 1996 г. № 12-ФЗ [и др.]. [13-е изд.]. — М.: «Ось-89», 2007. — 95 с.
  57. , Э. Ф. Психология профессий Текст.: учеб. пособие для студентов вузов / Э. Ф. Зеер. 3-е изд. перераб. и доп. — М.: Акад. Проект: Фонд «Мир», 2005. — 329 с. — Библиогр.: с. 319−320.
  58. , И. А. Ключевые компетенции новая парадигма результата образования Текст. / И. А. Зимняя // Высшее образование сегодня. — 2003. -№ 5.-С. 34−42.
  59. , Т. А. Педагогика Текст.: курс лекций: учеб. пособие для студ. пед. ин-тов / Т. А. Ильина. М.: Просвещение, 1984. — 496 с.
  60. , Ю. Н. Русский язык и языковая личность Текст. / Ю. Н. Караулов. 6-е изд. — М.: UESS: ЖИ, 2007. — 264 с. — ISBN 978−5-38 200 230−9.
  61. , О. Международное исследование PISA и проблемы развития высшего образования Текст. / О. Карпенко, М. Бершадская, Ю. Вознесенская // Вестник общественного мнения. 2007. — № 5. — С. 38−47.
  62. Качество знаний учащихся и пути его совершенствования Текст. / И. А. Лернер [и др.] - под ред. М. Н. Скаткина, В. В. Краевского. М.: Педагогика, 1978.-208 с.
  63. Г. М. Словарь по педагогике (междисциплинарный) Текст. / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. М.: «МарТ" — Ростов н/Д: «МарТ», 2005. — 448 с.
  64. , Я. А. Великая дидактика Текст. / Я. А. Коменский. СПб: ред. журн. «Семья и школы», 1877. — 282 с. — (Прилож. к журн. «Наша начальная школа» на 1875 г.)
  65. , JI. Ю. Дидактический материал Текст.: (упражнения): к учеб. Р. Н. Бунеева, Е. В. Бунеевой, О. В. Прониной «Рус. язык для 2-го кл.» / JI. Ю. Комисарова. 2-е изд., испр. — М.: Баласс, 2003. — 128 с.
  66. JI. Ю. Дидактический материал Текст.: (упражнения): к учеб. Р. Н. Бунеева, Е. В. Бунеевой, О. В. Прониной «Рус. язык для 3-го кл.» / JI. Ю. Комисарова. М.: Баласс, 2003. — 95 с.
  67. Комиссарова J1. Ю. Дидактический материал Текст.: (упражнения): к учеб. Р. Н. Бунеева, Е. В. Бунеевой, О. В. Прониной «Рус. язык для 4-го кл.» / JI. Ю. Комисарова. 2-е изд. доп. — М.: Баласс, 2003. — 110 с.
  68. Компетенция // Большая Советская Энциклопедия / гл. ред. А. М. Прохоров. 3-е изд. — М., 1973. — Т. 12. — С. 585.
  69. Компетенция // Большая энциклопедия / гл. ред. С. А. Кондратьев. М.: ТЕРРА, 2006. — Т. 22. — С. 545.
  70. Компетенция и компетентность: сколько их у российского школьника? Текст. / А. Дахнин [и др.] // Народное образование. 2004. — № 4. — с. 136 143.
  71. Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе Текст.: письмо М-ва образования России от 19.11.1998 № 1561/14−15 // Начальная школа. 1999. — № 4. — С. 10−23.
  72. Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено) Текст. / М-во образования РФ // Начальная школа. 2000. — № 4. — С. 3−20.
  73. , В. В. Методология педагогики: новый этап Текст.: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / В. В. Краевский, Е. В. Бережнова. — М.: Академия, 2006. — 393 с.
  74. , Н. В. Очерки психологии труда учителя. Психологическая структура деятельности учителя и формирование его личности Текст. / Н. В. Кузьмина. J1.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1967. — 183 с.
  75. Курганов, С- Ю. Ребенок и взрослый в учебном диалоге Текст.: кн. для учителя / С. Ю. Курганов. М.: Просвещение, 1989. — 127 с.
  76. , Т. А. Общеучебные умения и речевая деятельность школьников Текст. / Т. А. Ладыженская // Советская педагогика. — 1981. — № 8.-С. 85−91.
  77. , В. Концепция «минимальной компетентности» Текст. / В. Ландшеер // Перспективы: вопросы образования. — 1988. — № 1. — С. 27—37.
  78. , А. А. Язык, речь, речевая деятельность Текст. /
  79. A. А. Леонтьев. 4-е изд. — М.: Ком Книга, 2007. — 211 с.
  80. , X. Й. Групповая работа на уроке Текст. / X. Й. Лийметс. -М.: Знание, 1975. 64 с. — (Новое в жизни, науке, технике. Серия «Педагогика и психология» — вып. 7).
  81. Лингвистический энциклопедический словарь Текст. / гл. ред.
  82. B. Н. Ярцева. М.: Сов. энцикл., 1990. — 685 с.
  83. , А. И. Самооценка школьника Текст. / А. И. Липкина. М.: Знание, 1976. — 64 с. — (Новое в жизни, науке, технике. Серия «Педагогика и психология» — вып. 12).
  84. Личностно ориентированное профессиональное образование Текст. :сб. науч. тр. IV Всерос. науч.-практ. конф. 26−27 окт. 2004 г. / М-во образования и науки РФ, Рос. гос. проф.-пед. ун-т. Екатеринбург, 2004. — 247 с.
  85. Личностно развивающее профессиональное образование в изменяющейся России Текст.: материалы VI Всерос. науч.-практ. конф. В 2 ч. Ч. 1 / ГОУ ВПО Рос. гос. проф.-пед. ун-т Екатеринбург, 2006. — 298 с.
  86. Дж. Педагогические сочинения Текст.: пер. с англ. / Дж. Локк. — М.: Учпедгиз, 1939. 320 с.
  87. , Л. И. Компетентностная модель повышения квалификации директора школы Текст. / Л. И. Луценко // Педагогика. 2005. — № 3. — с. 2528.
  88. , М. Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах Текст.: учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / М. Р. Львов, В. Г. Горецкий, О. В. Сосновская. 2-е изд. испр. — М.: Академия, 2000. — 462 с.
  89. , М. Р. Основы теории речи Текст.: учеб. пособие для студентов высших пед. учеб. заведений / М. Р. Львов. М.: «Академия», 2002. — 245 с. -Библиогр.: с. 237−242.
  90. , М. Р. Словарь-справочник по методике преподавания русского языка Текст.: пособие для студентов пед. вузов и колледжей / М. Р. Львов. — М.: «Академия»: Высш. шк., 1999. 272 с.
  91. , В. А. Проект педагогического эксперимента по формированию действий контроля и оценки в четырехлетней начальной школе Текст. / В. А. Львовский // Завуч начальной школы. — 2002. — № 6. С. 31—38.
  92. , Н. Ю. Оценочная деятельность учителя и формирование самооценки школьника Текст. / Н. Ю. Максимова // Вопросы психологии. — 1983.-№ 5.-С. 42-^47.
  93. , А. К. Психологический анализ профессиональной компетентности учителя Текст. / А. К. Маркова // Советская педагогика. — 1990. — № 8.-С. 82−88.
  94. , А. К. Психология труда учителя Текст.: кн. для учителя / А. К. Маркова. -М.: Просвещение, 1993. 190 с.
  95. , Е.И. Учим младшего школьника понимать текст Текст.: Практикум для учащихся (1−4 классы) / Е. И. Матевеева. — М.: ВАКО, 2005. — 240 с.
  96. , Е. JI. Проблемный урок, или Как открывать знания с учениками Текст.: пособие для учителя / Е. JI. Мельникова. — М.: АПК и ПРО, 2002.- 166 с.
  97. Методика преподавания русского языка в школе Текст.: учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений / М. Т. Баранов [и др.] - под ред. М. Т. Баранова. -М.: Академия, 2000. -361 с.
  98. , JI. М. Психология труда и профессионального развития учителя Текст.: учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / JI. М. Митина. -М.: Академия, 2004. 320 с. — Библиогр.: с. 296−316.
  99. Моделирование как метод научного исследования Текст.: гносеол. анализ / Б. А. Глинский [и др.]. М.: Изд-во МГУ, 1965. — 248 с. — Библиогр.: с. 231−237.
  100. , М. Дом ребенка: метод научной педагогики Текст. / М. Монтессори — пер. с ит. С. Г. Займовского. М.: Астрель: ACT, 2005. -269.
  101. , В. В. Лингвистическая идентификация личности Текст. / В. В. Наумов. 2-е изд. — М.: Ком Книга, 2007. — 237 с.
  102. Нетрадиционные способы оценки качества знаний школьников Текст.: психолого-пед. аспект: сб. науч. тр. / под ред. Е. Д. Божович. — М.: Новая школа, 1995.-93 с.
  103. , М. П. О безотметочном обучении Текст. / М. П. Никитина // Начальная школа. 2000. — № 1. — С. 47−48.
  104. Об утверждении Типового положения об общеобразовательном учреждении Текст.: постановление Правительства РФ от 19.03.2001 № 196 // Типовые положения об образовательных учреждениях. — М.: ACT, Астрель- Тран-зиткнига, 2005. 254 с.
  105. Образовательная система «Школа 2100» Текст.: сб. программ. Дошкольное образование. Начальная школа / под науч. ред. Д. И. Фельдштейна. — М.: Баласс, 2008. 336 с.
  106. Образовательный процесс в начальной, основной и старшей школе Текст.: рекомендации по орг. опыт.-эксперим.работы / Нац. Фонд подгот. кадров. М.: Сентябрь, 2001. — 238 с.
  107. , С. И. Толковый словарь русского языка Текст. / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. М.: АЗЪ, 1993. — 955 с.
  108. Оценка качества знаний обучающихся, оканчивающих начальную школу Текст.: сборник / Н. Ф. Виноградова [и др.] - отв. ред. С. В. Степанова. -3-е изд. М.: Дрофа, 2002. — 128 с.
  109. Педагогика Текст.: учеб. пособие для студентов пед. вузов и пед. колледжей / под ред. П. И. Пидкасистого. М.: Пед. о-во России, 2002. — 604 с.
  110. Педагогика Текст.: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / под ред. Ю. К. Бабанского. М.: Просвещение, 1983. — 603 с.
  111. Педагогика Текст.: учеб. пособие для студентов пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин [и др.]. М.: Школа Пресс, 2002. — 512 с.
  112. Педагогическая энциклопедия Текст. В 2 т. Т. 2 / под ред. А. Г. Калашникова. -М.: Работник просвещения, 1928. 634 с.
  113. Педагогическая энциклопедия Текст. В 4 т. Т. 4 / под ред. И. А. Каирова. М.: Сов. энциклопедия, 1968. — 912 стлб.
  114. Педагогический словарь Текст. В 2 т. Т. 1 / под ред. И. А. Каирова. -М.: Изд-во АПН, 1960. 774 с.
  115. Педагогический словарь Текст. В 2 т. Т. 2 / под ред. И. А. Каирова. -М.: Изд-во АПН, 1960. 766 с.
  116. Педагогический энциклопедический словарь Текст. / гл. ред. Б. М. Бим-Бад. М.: Большая Рос. энцикл., 2003. — 528 с.
  117. , И. Г. Избранные педагогические сочинения Текст. В 2 т. Т. 2 / И. Г. Песталоцци — под ред. В. А. Ротенберг, В. М. Кларина. М.: Педагогика, 1981.-416 с.
  118. , JI. В. Как избежать формализма в знаниях учащихся при изучении раздела «Части речи» Текст. / JI. В. Петленко // Начальная школа. — 2006. -№ 12.-С. 31−34.
  119. , JI. А. Компетентность в общении Текст.: соц.-психол. тренинг / JI. А. Петровская. М.: Изд-во МГУ, 1989. — 216 с.
  120. PISA: компетентность в решении проблем Текст. / Г. С. Ковалева [и др.] //Школьные технологии. -2005. -№ 5. С. 165−183.
  121. , И. П. Педагогика начальной школы Текст.: учеб. пособие для студентов пед. колледжей / И. П. Подласый. М.: ВЛАДОС, 2001. -398 с.
  122. , В. М. Словарь по образованию и педагогике Текст. / В. М. Полонский. М.: Высш. шк., 2004. — 512 с.
  123. , Ю. А. Формирование оценки на начальном этапе учебной деятельности Текст. / Ю. А. Полуянов, Т. А. Матис // Начальная школа. -1999.-№ 7. с. 71−87.
  124. Попова, 3. Д. Общее языкознание Текст.: учеб. пособие / 3. Д. Попова, И. А. Стернин. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ACT: Восток — Запад, 2007. — 408 с.
  125. Примерная (базисная) учебная программа по русскому языку начальной школы Текст.: проект / С. В. Иванов [и др.]. [Б. м.], 2008. — 33 с. — (Проект «Разработка проектов примерных (базисных) учебных программ по предметам начальной школы»).
  126. Проблема общения в психологии Текст.: сб. статей / под ред. Б. Ф. Ломова-М.: Наука, 1981.-280 с.
  127. Программы четырехлетней начальной школы Текст.: Проект «Начальная школа XXI века» / рук. проекта проф. Н. Ф. Виноградова. — М.: Вентана-Графф, 2002. 144 с.
  128. , О. В. Мои волшебные пальчики Текст.: прописи для первоклассников к учеб. «Моя любимая Азбука»: в 5 тетр. / О. В. Пронина. — 2-е изд., испр. М.: Баласс, 2003. — 5 тетр.
  129. Профессионально-педагогическая компетентность будущих мастеров профессионального обучения Текст.: для слушателей ин-тов и фак. повышения квалификации, преподавателей, аспирантов / В. В. Евдокимов [и др.]. —
  130. М.: МГИУ, 2005. 152 с. — Библиогр.: с. 126−136.
  131. , П. С. Пособие по развитию речи Текст.: учеб. пособие для учащихся пед. училищ по специальности № 2001 / П. С. Пустовал ов, М. П. Сенкевич. 2-е изд., доп. и перераб. — М.: Просвещение, 1987. — 288 с.
  132. , Б. Н. Об активности модельного познания Текст. / Б. Н. Пятницын // Творческая природа научного познания / под ред. Д. П. Горского.-М.: Наука, 1984.-С. 121−150.
  133. , Т. Г. Русский язык Текст.: 14 кл.: программа для общеобразовательных учреждений / Т. Г. Рамзаева. М.: Дрофа, 2006. — 47 с.
  134. , А. А. Социальная педагогическая психология Текст.: учеб. пособие для студентов и аспирантов / А. А. Реан, Я. Л. Коломинский. — СПб.: «Питер», 1999.-409 с.
  135. , В. В. Формирование орфографического навыка как умственного действия Текст. / В. В. Репкин // Вопросы психологии. 1960. — № 2. — С. 3338
  136. Российская педагогическая энциклопедия Текст. В 2 т. Т. 1 / под ред. В. В. Давыдова. М.: Большая Рос. энцикл., 1993. — 608 с.
  137. Российская педагогическая энциклопедия Текст. В 2 т. Т. 2 / под ред. В. В. Давыдова. М.: Большая Рос. энцикл., 1998 — 669 с.
  138. , В. В. Организация и развитие совместных действий у детей в процессе обучения Текст. / В. В. Рубцов — НИИ общей и пед. психологии Акад. пед. наук СССР. М.: Педагогика, 1987. — 160 с.
  139. Русский язык в начальных классах: теория и практика обучения Текст.: учеб. пособие для студентов, пед. учеб. заведений по специальности «Педагогика и методика нач. обучения» / под ред. М. С. Соловейчик. — М.: Просвещение, 1993.-383 с.
  140. Руссо, Ж.-Ж. Педагогические сочинения Текст. В 2 т. Т. 1 / Ж.-Ж. Руссо — под ред. Г. Н. Джибладзе. -М.: Педагогика, 1981. 653 с.
  141. , А.И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников Текст. / А. И. Савенков. М.: Сентябрь, 2003. — 204 с.
  142. Сборник нормативных документов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования Текст. / сост. Э. Д. Днепров, А. Г. Аркадьев. 2-е изд. — М.: Дрофа, 2005. — 443 с.
  143. Сборник программ для начальной общеобразовательной школы Текст.: система Д. Б. Эльконина В. В. Давыдова / сост. JL А. Вохмянина. -М.: Вита-Пресс, 2001. — 263 с.
  144. Сборник программ для четырехлетней начальной школы Текст.: система JI. В. Занкова / сост. Е. О. Еременко, Н. В. Нечаева. Самара: Корпорация «Федоров»: «Учеб. лит.», 2004. — 285 с.
  145. , И. Противоречия в организации учебной деятельности школьников Текст. / И. Сенновский // Народное образование. — 2003. — № 2. — С. 120−125.
  146. , В. П. Директору школы об управлении учебно-воспитательным процессом Текст. / В. П. Симонов. — М.: Педагогика, 1987. — 160 с.
  147. Система оценивания учебных достижений школьников Текст. // Начальная школа. О проведении экспериментальной работы в 2002/2003 уч. г. / сост. И. А. Петрова. М.: АПКиПРО, 2002. — С.
  148. Системный подход к образованию студентов, обеспечивающий их готовность к работе по Образовательной системе «Школа 2100» Текст.: сб. материалов М.: Баласс, 2008. — 192 с.
  149. , Н. Н. Грамотность, единственное или множественное число? / Н. Н. Сметанникова // Школьная библиотека. 2004. — № 3. — С. 4046.
  150. , Н. А. Теоретико-методологические основы социально-педагогической поддержки ребенка в дополнительном образовании Текст.: монография / Н. А. Соколова. Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2006.-251 с.
  151. , М. С. К тайнам нашего языка Текст.: 1 класс: метод, рек. к учебнику-тетради для 1 класса четырехлетней начальной школы: пособиедля учителя / М. С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко. -Смоленск: Ассоц. XXI век, 200.-141 с.
  152. , М. С. Программа «Русский язык» Текст.: учеб.-метод. комплект для четырехлет. нач. шк. «Гармония» / М. С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко. Смоленск: Ассоц. XXI век, 2005. — 40 с.
  153. , Е. Языковое образование в России в контексте общего обновления системы образования Текст. / Е. Соловова // Лицейское и гимназическое образование. 2002. -№ 5. — С. 9−13.
  154. , Н. В. Развитие рефлексивности с помощью дневника школьника и специальных занятий Текст. / Н. В. Сорока // Начальная школа. 1999. — № 7.-С. 88−95.
  155. , В. Я. Избранные педагогические сочинения Текст. / В. Я. Стоюнин. -М.: Педагогика, 1991. 368 с.
  156. Стратегия модернизации содержания общего образования Текст.: материалы для разработки док. по обновлению общего образования — М.: ООО «Мир книги», 2001. 95 с.
  157. , В. А. Сто советов учителю Текст. / В. А. Сухомлинский. Киев: Радянська школа, 1984. — 254 с.
  158. , С. Г. Групповая работа в развивающем образовании Текст.: исследоват. разработка для учителя / С. Г. Танцоров. 2-е изд. — Рига: Пед. центр «Эксперимент», 1997. — 240 с.
  159. , Ю. Г. Компетентность в структуре модели качества подготовки специалиста Текст. / Ю. Г. Татур// Высшее образование сегодня. 2004. -№ 3. — С. 20−26.
  160. , В. А. «Жесткие» и «мягкие» модели обучения Текст. / В. А. Тестов // Педагогика. 2004. — № 8. — С. 35−39.
  161. , P. M. Реформа образования невозможна без реформы подготовки учителей Текст. / Р. М. Торес // Перспективы: сравнительные исследования в области образования. 1997. — Т. 26, № 3. — С. 15−36.
  162. , JI. В. Становление и развитие личности младшего школьника в образовательном процессе Текст.: монография / JI. В. Трубайчук. — Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2000. 242 с. -Библиогр.: с. 210−228.
  163. , Н. Н. Инновационные процессы в обучении Текст.: учеб. пособие для студентов пед. вузов / Н. Н. Тулькибаева [и др.]. М.: Восток, 2002.-256 с.
  164. , Л. И. Роль самооценки в игровых отношениях дошкольников Текст. / Л. И. Уманец // Вопросы психологии. 1987. — № 7. — С. 61−67.
  165. Учебное занятие: поиск, инновации, перспективы Текст.: науч.-метод. сб. ст. / ГОУ ВПО ЧГПУ, Центр развивающего и личностно-ориентиров. обучения. Челябинск: «Образование», 2007. — № 1 (3). — 2007. — 160 с.
  166. Учебное занятие: поиск, инновации, перспективы Текст.: науч.-метод. сб. ст. / ГОУ ВПО ЧГПУ, Центр развивающего и личностно-ориентиров. обучения. Челябинск: «Образование», 2007. — 2(4). — 2007. — 109 с.
  167. , К. Д. Проблемы педагогики Текст. / К. Д. Ушинский — сост. Э. Д. Днепров. -М.: Изд-во УРАО, 2002. 592 с. — Библиогр.: с. 520−575.
  168. Философский словарь Текст. / под ред. М. М. Розенталя, П. Ф. Юдина. -М.: Политиздат, 1963. 544 с.
  169. , Л. М. Психологический справочник учителя Текст. / Л. М. Фридман, И. Ю. Кулагина. 2-е изд. доп. переработ. — М.: Совершенство, 1998.-411 с.-Библиогр.: с. 393−411.
  170. , Ю. В. Компетентностная модель как основа оценки качества подготовки специалистов Текст. / Ю. В. Фролов, Д. А. Махотин // Высшее образование сегодня. 2004. — № 8. — С. 37−41.
  171. , Л. А. Организация самоконтроля на уроке русского языка в 4-м классе: (Несклоняемые имена существительные и особенности их употребления) Текст. / JI. А. Фролова // Начальная школа. Плюс до и после. 2006. -№ 9. — С. 33−36.
  172. , Г. А. Педагогические условия безотметочного оценивания обученности младших школьников Текст.: дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / Г. А. Хаустова — Барнаул, гос. пед. ун-т. Барнаул, 2005. — 201 с.
  173. , Н. Н. Понятийно-терминологический словарь: Управление образованием как социальной системой Текст. / Н. Н. Хридина — Рос. гос. проф.-пед. ун-т. Екатеринбург: Урал, изд-во, 2003. — 384 с. — Библиогр.: с. 334−382.
  174. , А. В. Дидактическая эвристика. Теория и технология креативного обучения Текст. / А. В. Хуторской. М.: Изд-во МГУ, 2003. — 416 с. — Библиогр.: с. 400−415.
  175. , А. В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования Текст. / А. В. Хуторской // Народное образование. 2003. — № 2. — С. 58−64.
  176. , Г. А. Введение в школьную жизнь Текст.: программа адаптации детей к школе / Г. А. Цукерман, К. Н. Поливанова. 2-е изд., испр. -М.: Генезис, 2003. — 123 с.
  177. , Г. А. Как младшие школьники учатся учиться? Текст. / Г. А. Цукерман. М.-Рига: Пед. центр «Эксперимент», 2000. — 224 с.
  178. , Г. А. Кто учит, учится (взаимное обучение: возможности и пределы возможностей) Текст. / Г. А. Цукерман // Начальная школа. 1999. -№ 7.-С. 53−61.
  179. , Г. А. Оценка без отметки Текст. / Г. А. Цукерман. М. — Рига: Пед. центр «Эксперимент», 1999. — 133 с.
  180. , Е. В. Педагогические средства актуализации коммуникативной компетентности будущих учителей Текст.: дис.. канд. пед. наук: 13.00.08 / Е. В. Челпанова. Екатеринбург, 2005. — 178 с.
  181. , JI. В. Методы и приемы развития у школьников рефлексии: на материале лингвистической компетенции Текст. / JI. В. Черепанова // Русская словесность. 2004. — № 8. — С. 62−71.
  182. , В. Д. Новая модель специалиста: инновационная подготовка и компетентностный подход Текст. / В. Д. Шадриков // Высшее образование сегодня. 2004. — № 8. — С. 26−31.
  183. Школа России Текст.: концепция и программы для нач. кл. В 2 ч. Ч. 1 / М. А. Бантова [и др.]. М.: Просвещение, 2007. — 158 с.
  184. , Д. Б. Психическое развитие в детских возрастах Текст. / Д. Б. Эльконин. М.: Изд-во «Институт практической психологии» — Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. — 416 с.
  185. Эрн, О. Что думали о баллах наши отцы Текст.: ист. справка / О. Эрн // Вестник воспитания. -1901. № 3. — С. 98−112.
  186. , М. А. Тетрадь по чистописанию: 2 класс Текст. / М. А. Яковлева. М.: Баласс, 2003. — 63 с.
  187. , Н. О. Теоретико-методологические основы педагогического проектирования Текст.: монография / Н. О. Яковлева — Акад. труда и соц. отношений. М.: Информ.-издат. центр АТиСО, 2002. — 239 с. — Библиогр.: с. 217−238.
  188. К. Н. Kleines Handbuch didaktischer Modelle. Goettingen, 1991.
  189. Mohr B. Europa als Bildungsgemeinschaft // Bildung und Wissenschaft. №. 1 1996. S. 14−15.
  190. Rotter G. Meinungsfreiheit und Zivilisation. Dialog der Kulturen. In: Deutschland. № 1. 2000. S. 52 54.
  191. Ruben B. The Study of Cross-Cultural Competence: Traditions and Cotem-porary Issues // International Journal of Intercultural Relations. Vol. 13. 1989. P. 229 240.
Заполнить форму текущей работой