Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Система уроков по изучению романа-эпопеи «Война и мир»

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Говоря о роли личности в истории, Толстой пишет: «Человек сознательно живет для себя, но служит бессознательным орудием для достижения исторических, общечеловеческих целей… Чем выше стоит человек на общественной лестнице, тем с большими людьми он связан, тем больше власти он имеет на других людей, тем очевиднее предопределенность и неизбежность каждого его поступка». Таким образом, Толстой… Читать ещё >

Система уроков по изучению романа-эпопеи «Война и мир» (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Первый урок. Вводная тема. Этапы биографии и творчества. Художественный мир Л. Н. Толстого.

Необходимо сообщить учащимся об основных этапах жизни и творчества великого писателя. Например о том, что Л. Н. Толстой родился 28 августа (9 сентября) 1828 г. В имении Ясная Поляна Крапивинского уезда Тульской губернии в дворянской семье.

Учитель продолжает рассказывать учащимся об основных этапах жизни и творчества писателя, т.к. это 10 класс и больше в школьном курсе Л. Н. Толстой не встретится и необходимо отложить в голове учеников подробную информацию о биографии автора.

Так же на вводном уроке необходимо рассмотреть такие вопросы, как:

  • · Место Л. Н. Толстого в русском и мировом литературном процессе. Философско-эстетическая позиция.
  • · Изменения в мировоззрении писателя.
  • · Актуальность творчества Л. Н. Толстого. Духовные поиски нравственного идеала.

В качестве домашнего задания ученикам предлагается подготовить доклад на тему «Педагогическая деятельность Л.Н. Толстого».

Второй урок. История создания и идейно-художественное своеобразие романа-эпопеи «Война и мир».

Основные вопросы для обсуждения на уроке:

  • · История создания романа-эпопеи.
  • · Идейно-художественное своеобразие романа-эпопеи.

История создания романа очень интересна, т.к. в его основу легли реальные исторические события. Для полного понимания детьми романа, учителю необходимо провести параллели с реальностью, а так же рассказать об основных этапах создания романа, например о том, что роману «Война и мир» Л. Н. Толстой посвятил семь лет напряженного и упорного труда. 5 сентября 1863 года А. Е. Берс, отец Софьи Андреевны, жены Л. Н. Толстого, послал из Москвы в Ясную Поляну письмо со следующим замечанием: «Вчера мы много говорили о 1812 годе по случаю намерения твоего написать роман, относящийся к этой эпохе». Именно это письмо исследователи считают «первым точным свидетельством», датирующим начало работы Л. Н. Толстого над «Войной и миром». В октябре того же года Толстой писал своей родственнице: «Я никогда не чувствовал свои умственные и даже все нравственные силы столько свободными и столько способными к работе. И работа эта есть у меня. Работа эта — роман из времени 1810 и 20-х годов, который занимает меня вполне с осени… Я теперь писатель всеми силами своей души, и пишу и обдумываю, как я еще никогда не писал и не обдумывал».

О том, как создавалось одно из крупнейших мировых творений, свидетельствуют рукописи «Войны и мира»: в архиве писателя сохранилось свыше 5200 мелко исписанных листов. По ним можно проследить всю историю создания романа.

Для раскрытия второго вопроса, касающегося идейно-художественного своеобразия романа, необходимо донести до учеников следующие аспекты:

  • · Тематика, проблематика, идейная направленность. Особенности психологизма Л. Н. Толстого. Историко-философская позиция.
  • · Смысл названия романа.
  • · Система образов. В центре — изображение жизни трех семей — Ростовых, Болконских и Курагиных. Любимые и нелюбимые герои.
  • · Своеобразие сюжета и особенности конфликта. (В романе-эпопее множество сюжетов, для каждой сюжетной линии имеется своя завязка. В основе сюжетов — духовные поиски любимых героев.)
  • · Особенности композиции. «Божественная бессмыслица» — важнейший композиционный элемент книги. Развитие действия объединено общей ситуацией кризиса, в которой человек обретает способность остро ощущать главное в жизни.

После лекционной части состоится обсуждение вопросов (ответы на данные вопросы ученики смогут найти исходя из лекций и собственного прочтения романа). Примерные вопросы:

  • · Как вы понимаете смысл названия «Война и мир»?
  • · Как группируется система образов в романе-эпопее?
  • · Каковы особенности языка «Войны и мира»?
  • · Как посредством портретной характеристики Толстой раскрывает психологию героя и его внутренний мир?
  • · Для чего в романе-эпопее нужен эпилог?

В качестве домашнего задания будет предложено сделать конспект лекционного материала, данного учителем на уроке.

3) Третий урок. «Мысль семейная» в романе.

Сопоставление семей Ростовых и Болконских (см. Приложение 1).

Роман-эпопея «Война и мир» — невероятно востребованное произведение благодаря обращению к коренным вопросам человеческого бытия и поиску ответов на них. А основой и отправной точкой, определяющей сущность человека, для автора всегда была семья. Эта тема представлена ярко и многогранно в романе: семейная среда — воспитывающая и дающая начала в жизни. В период испытаний, через которые проходит русское общество, характер того времени ярко вырисовывается через соприкосновение различных представителей семей, их отношение к поступкам и событиям. И все герои романа связаны между собой по родовому принципу: Курагины, Безуховы, Друбецкие. Истории различных семей раскрываются перед читателями, пересекаются, сравниваются и противопоставляются семейные уклады. Толстому наиболее близки по духу взгляды на семейное устройство двух вроде бы таких непохожих дворянских семей — Ростовых и Болконских. Они разнятся не только лишь знатностью и родовитостью, но и обычаями, традициями, воззрениями. война мир урок эпический Урок четвертый. Жизненный путь Андрея Болконского.

В начале романа Андрею Болконскому 27 лет (в 1805 г.): «…Нет, жизнь не кончена в тридцать один год…» (Андрею Болконскому 31 год в 1809 г.).

Путь от Наполеона к Кутузову — путь любимых героев Толстого.

Этапы духовных исканий Андрея Болконского:

  • · Ориентация на идеи Наполеона. Мысли о личной славе.
  • · Небо Аустерлица. Разочарование в Наполеоне и личной славе.
  • · Смерть жены и рождение сына. Решение «жить для себя и своих близких». Новое отношение к окружающим.
  • · Встреча с Наташей в Отрадном — возрождение к новой жизни (образ старого дуба). Решение «жить для других», общественная деятельность (Сперанский). Разочарование.
  • · Любовь к Наташе и разрыв с ней. Духовный кризис.
  • · Бородинское сражение. Сближение с народом. Кризис в сознании.
  • · Ранение и смерть. Принятие Бога (Евангелие). Борьба любви земной и идеальной. Принятие всеобщей (идеальной) любви — гармония с жизнью.

Самый главный вопрос, на который каждый ученик должен ответить на уроке — невозможность существования Андрея Болконского в современном мире.

Домашнее задание — написать сочинения-миниатюры на темы: «Что означает „жизнь для других“ и „жизнь для себя“ для князя Андрея?», «Роль толстовской символики в духовном перерождении Андрея Болконского», «Портрет Андрея Болконского», «Небо Аустерлица», «Последние минуты жизни князя Андрея».

Урок пятый. Жизненные искания Пьера Безухова.

Пьер Безухов— герой романа-эпопеи «Война и мир» (1863−1869). Прототипами образа Пьера Безухова служили вернувшиеся из Сибири декабристы, жизнь которых дала Толстому материал для первоначального замысла, преобразовавшегося постепенно в эпопею об Отечественной войне 1812 года. Подобный П. Б. персонаж есть уже в первоначальном замысле повести о вернувшемся из Сибири декабристе, Петре Ивановиче Лабазове. В ходе работы над набросками и ранней редакцией романа Толстой сменил много имен будущему П.Б. (князь Кушнев, Аркадий Безухий, Петр Иванович Медынский). Почти без изменений (по сравнению с замыслом романа) осталась основная сюжетная линия героя: от юношеской беззаботности до зрелой умудренности.

Лекционные вопросы:

  • · Первое появление Пьера Безухова в салоне Шерер.
  • · Ориентация на идеи Наполеона и французской революции.
  • · Получение наследства, женитьба, дуэль с Долоховым. Первый духовный кризис.
  • · Вступление в масонство. Неудачная попытка облегчить участь крестьян в своих имениях.
  • · Неудовлетворенность деятельностью масонов. Разрыв с петербургскими масонами. Второй духовный кризис.
  • · Любовь к Наташе. Выход из кризиса.
  • · Комета 1812 года. Изменения в жизни.

Вопросы для обсуждения:

  • · Как в разговорах, внешности и поведении раскрывается характер Пьера?
  • · Как относится Пьер к Наполеону в начале пути?
  • · В чем причины первого духовного кризиса Пьера Безухова?
  • · Каковы причины, выведшие Пьера из духовного кризиса? В чем он видит цель своей жизни?
  • · В чем причины второго духовного кризиса Пьера?
  • · Каковы причины, выведшие Пьера из второго духовного кризиса?
  • · В чем значение кометы 1812 года для Пьера и всей России?

Домашнее задание: анализ эпизода «Обед в честь Багратиона».

Урок шестой. Любимая героиня Толстого — Наташа Ростова.

Наташа Ростова — центральный женский персонаж романа «Война и мир» и, пожалуй, самый любимый у автора. Толстой представляет нам эволюцию своей героини на пятнадцатилетнем, с 1805 по 1820 год, отрезке ее жизни и на протяжении более чем полутора тысячах страниц романа. Здесь все: и сумма идей о месте женщины в обществе и семье, и мысли о женском идеале, и незаинтересованная романтическая влюбленность творца в свое творение.

  • · Первое появление Наташи.
  • · Сущность натуры Наташи — любовь, жизнь чувствами. Наташа в системе действующих лиц.
  • · Отличительные черты характера Наташи. (Майская ночь. Пение. Первый бал.)
  • · Помолвка с Андреем Болконским (высокая любовь).
  • · Наташа и Анатоль (чувственная страсть).
  • · Духовный кризис Наташи.
  • · Как изменилась Наташа после разрыва с князем Андреем?
  • · Что думает Наташа о себе самой и как к ней относится Толстой?
  • · Как удалось Наташе преодолеть духовный кризис?
  • · Какие черты характера проявляются в Наташе в эпизоде с подводами?
  • · Как произошла встреча Наташи и князя Андрея? Почему это должно было произойти?
  • · Какие чувства руководят Наташей при уходе за раненым князем Андреем?

Так же необходимо провести параллель с другими женскими образами романа (см. Приложение 2).

Урок седьмой. Философия войны в романе.

В общей концепции романа мир отрицает войну, потому что содержание и потребность мира — труд и счастье, свободное, естественное и потому радостное проявление личности, а содержание и потребность войны — разобщение людей, разрушение, смерть и горе. Ужас смерти сотен людей на плотине Аугеста (во время отступления русской армии после Аустерлица) потрясает тем более, что Толстой сравнивает этот ужас с видом той же плотины в другое время — когда здесь «столько лет мирно сиживал в колпаке старичок-мельник с удочками, в то время как внук его, засучив рукава рубашки, перебирал в лейке серебряную трепещущую рыбу» и «столько лет мирно проезжали на своих парных возах, нагруженных пшеницей, в мохнатых шапках и синих куртках моравы и уезжали по той же плотине, запыленные мукой, с белыми возами». Страшный итог Бородинского сражения рисуется в следующей картине: «Несколько десятков тысяч человек лежали мертвыми в разных положениях и мундирах на полях и лугах… на которых сотни лет одновременно сбирали урожаи и пасли скот крестьяне деревень Бородина, Горок, Шевардина и Семеновского».

Само изображение правды войны — «в крови, в страданиях, в смерти», которое Толстой провозгласил своим художественным принципом еще в Севастопольских рассказах, исходит из народной точки зрения на сущность войны. Правителям народов Наполеону и Александру, равно как и всему высшему обществу, мало дела до этих страданий. Они либо не видят в страданиях ничего ненормального — как Наполеон, — либо с брезгливо-болезненной миной отворачиваются от них — как Александр от раненого солдата.

Толстой говорил, что только собственный взгляд на историю, позволил ему «осветить под новым и, как кажется, верным углом некоторые исторические события». Философские рассуждения в его романе — не дополнительный привесок к художественным картинам, а естественный, напрашивающийся сам собою вывод из них. «Если бы не было этих рассуждений, не было бы и описаний», — заметил Толстой в одном из набросков эпилога. Он очень дорожил тем разрядом своих читателей, которые «между строками, не рассуждая» прочтут все то, что он писал в рассуждениях. Но сами эти рассуждения называл «нераздельной частью» своего миросозерцания и возмущался критиками, которые пренебрежительно отзывались об этой стороне романа.

В последующее время философско-историческая часть «Войны и мира» также вызывала разноречивые, в том числе и резко критические суждения. Ныне совместными усилиями нескольких исследователей — Н. Гусева, А. Сабурова, А. Скафтымова, Н. Арденса (Апостолова), В. Асмуса, С. Бочарова, Е. Купреяновой — этот важный и сложный вопрос достаточно прояснен. Показано, что «последнее слово философии истории Толстого — не фатализм, не детерминизм, не исторический агностицизм, хотя формально все эти точки зрения у Толстого налицо и даже бросаются в глаза. Последнее слово философии истории Толстого — народ».

Основные вопросы урока:

  • 1. Роль личности в истории: а) История — бессознательная, «роевая» жизнь человека. Здесь человек исполняет предписанные ему законы. Б) Человек в большей степени свободен в личной жизни, чем в общественной. В) Неизбежный фатализм истории. Г) История пользуется каждой минутой, каждым поступком человека для достижения своих целей. Чем выше стоит человек на ступенях общественной лестницы, тем выше его ответственность.
  • 2. Причины начала войн — совпадение бесчисленных обстоятельств. Отношение к войне: а) война — чудовищное преступление; б) война — дело героическое и благородное.
  • 3. Кутузов и Наполеон: а) Наполеон — идея «зла», разъединения, войны; б) Кутузов — идея «добра», объединения, мира; в) история — непрерывная борьба идей Кутузова и Наполеона, добра и зла, войны и мира.
  • 4. Истинный и ложный героизм: а) истинный герой тот, кто защищает родную землю; б) «красоты и счастья нет там, где нет добра, простоты и правды».
  • 5. Народ в романе-эпопее: а) истинная движущая сила истории — народ; б) народ и толпа.
  • 6. Изображение войны в романе-эпопее: а) сопоставление двух войн (1805 г. И 1812 г.); б) значение Бородинской битвы в жизни России и в жизни героев романа-эпопеи; в) военный совет в Филях.

Домашнее задание:

Определите по тексту 3-го тома, кому принадлежат слова и о ком они сказаны:"Сражение выиграет тот, кто твердо решит его выиграть".

«Миром, все вместе, без различия сословий, без вражды, а соединенные братской любовью — будем молиться».

Урок восьмой. Кутузов и Наполеон.

Говоря о роли личности в истории, Толстой пишет: «Человек сознательно живет для себя, но служит бессознательным орудием для достижения исторических, общечеловеческих целей… Чем выше стоит человек на общественной лестнице, тем с большими людьми он связан, тем больше власти он имеет на других людей, тем очевиднее предопределенность и неизбежность каждого его поступка». Таким образом, Толстой проводит мысль о том, что, чем ближе личность к естественной жизни, тем больше от нее зависит, чем дальше, тем меньше. С этих позиций автор рассматривает Кутузова и Наполеона. Рассматривать эти образы лучше в сопоставительном плане. Более полно раскрыть тему поможет сравнение с образом Александра I.

Основные вопросы к учащимся:

  • 1. А) Вспомните эпизод смотра в Браунау и докажите, что Кутузов — народный полководец, что он близок народу. Обращает внимание на простых солдат, на их обмундирование, не случайно смотр проходит в походной одежде.
  • Б) Сравните этот эпизод со смотром в Ольмюце, где участвует государь. С раннего утра начали двигаться «щегольски вычищенные и убранные войска», «…Все чувствовали, что совершается что-то нешуточное, значительное и торжественное, каждый генерал и солдат чувствовал свое ничтожество, сознавая себя песчинкой в этом море людей», «нога государя с узким острым носком сапога», «рука государя в белой перчатке».
  • 2. А) Докажите, что Кутузов, обращаясь к разработке военных действий, прежде всего, думает о солдатах. Цель Шенграбенской битвы, предвидение, понимание тяжести испытания для отряда Багратиона: «Еще впереди много-много всего будет. Ежели из отряда его придет завтра одна десятая часть: я буду бога благодарить»; поведение Кутузова во время чтения диспозиции Аустерлицкой битвы; его слова перед Аустерлицем: «Я думаю: что сражение будет проиграно».
  • Б) Сравните поведение Наполеона накануне Аустерлица. «Как по войскам читали приказ Наполеона, сам император верхом объезжал свои бивуаки». «Я сам буду руководить вашими батальонами. Но если победа будет хоть одну минуту сомнительна, вы увидите вашего императора, подвергающегося первым ударам неприятеля».
  • 3. А) Сопоставьте состояние полководцев накануне и во время Аустерлицкой битвы. О чем оно говорит? «Здоровый, веселый, свежий, в том счастливом расположении духа.»; «на холодном лице его был тот особый оттенок самоуверенного, заслуженного счастья» — Наполеон. «Кутузов в это утро казался изнуренным и раздражительным»; «сердито сказал»; «желчно засмеялся»; «желчно вскрикнул»" - Кутузов.
  • Б) Сравните с ним настроение императора Александра. «Он несколько разрумянился, прогалопировав эти три версты, и, остановив лошадь, отдохновенно вздохнул». Его свита: «.все богато одетые, веселые молодые люди на прекрасных, выхоленных, свежих, только что слегка вспотевших лошадях». Почему между Кутузовым и Александром такие натянутые отношения?
  • 4. А) Сравните Кутузова и Наполеона во время Аустерлицкой битвы. Горечь Кутузова от бегства солдат; Наполеон, рассматривающий убитых и раненых.
  • Б) Сравните поведение Александра и Наполеона во время пребывания в Тильзите.
  • 5. А) Проследите, как в войне 1812 года растет единство Кутузова с народом. Назначение Кутузова главнокомандующим происходит в тот момент, когда война приобрела народный характер — после Смоленска; слова об ополченцах, которые готовы умереть; эпизод молитвы на Поклонной горе («миром»); речь Кутузова, обращенная к солдатам после изгнания французов.
  • Б) Сравните отношения Наполеона с солдатами его армии в эпизоде переправы через Неман. Бессмысленная храбрость, приведшая к гибели людей. «…Виват! — также восторженно кричали поляки, расстраивая фронт и давя друг друга, для того чтобы увидеть его». «Гордились тем, что они плывут и тонут в этой реке под взглядами человека, сидевшего на бревне и даже не смотревшего на то, что они делали». «Для него было не ново убеждение в том, что присутствие его во всех концах мира. Одинаково поражает и повергает людей в безумие самозабвения».
  • В) Сравните поведение русских воинов в эпизоде переправы через реку Энс. Храбрость гусарского эскадрона и неразбериха в штабных кругах.
  • Г) Сравните поведение Александра и народа в эпизоде, где государь разбрасывает бисквиты. «Петя сам себя не помня, стиснув зубы и зверски выкатив глаза, бросился вперед, работая локтями и крича .ура!., как будто он готов был и себя и всех убить в эту минуту, но с боков его лезли точно такие же зверские лица, с такими же криками .ура!.. «Государь велел подать себе тарелку бисквитов и стал кидать бисквиты с балкона. Глаза Пети налились кровью».
  • 6. Понаблюдайте, как показаны полководцы накануне и во время Бородинской битвы.

Итог урока — Толстой, сопоставляя Кутузова, Наполеона и Александра, показывает, что Кутузов — народный полководец, близкий к солдатам, несущий в себе естественность, истинную любовь, патриотизм, умение думать об армии, а не о себе. В нем — величие, простота, добро и правда. Наполеона отличает лицемерие, себялюбие, искусственность, театральность, неумение думать о других. Это сближает Наполеона с высшим светом России (сравните вечер у А. П. Шерер — та же театральность и искусственность), и с русским императором Александром. Поэтому-то Александр так не любит народного полководца Кутузова (сравните — письмо государя Кутузову после сдачи Москвы).

Домашнее задание: привести исторические справки по поводу личностей Кутузова и Наполеона.

Урок девятый. Народ в романе «Война и мир».

Основные вопросы урока:

  • 1. Народ — центральная тема в литературе 60-х годов
  • 2. Слово «народ» в понимании Л. Н. Толстого. Народная жизнь — движущая сила истории, воплощение нравственного начала русской нации.
  • 3. Путь любимых героев — сближение с народом.
  • 4. Изображение народа в романе: а) народ в войне 1805 г.; б) народ в войне 1812 г.; в) Платон Каратаев; г) партизанское движение («…дубина народной войны»); д) изображение дворовых крестьян.
  • 5. Что такое русский национальный характер?

Мысль народная" — правда в простой, естественной, незапутанной жизни русского деревенского мужика, в крестьянском миру. (см. Приложение 3).

Завершающий урок. Анализ эпилога и классное сочинение.

Основные вопросы:

  • · Структура эпилога.
  • · Завершение сюжетных линий и взгляд в будущее.

Обзор эпилога занимает не более 15 минут от общего количества урока. Далее учащиеся выбирают тему для классного сочинения. Если время не позволяет дописать — сочинение остается на дом.

Самым важным элементом композиции романа «Война и мир» в идейном понимании является эпилог. Он несет большую смысловую нагрузку в общем замысле произведения. Л. Н. Толстой подводит итог своей огромной истории, затрагивая такие насущные темы, как семья и роль личности в историческом процессе.

В эпилоге романа под крышей лысогорского дома собирается новая семья, соединяющая в прошлом разнородные ростовские, болконские, а через Пьера Безухова еще и каратаевские начала: «Как в настоящей семье, в лысогорском доме жило вместе несколько совершенно различных миров, которые, каждый удерживая свою особенность и делая уступки один другому, сливались в одно гармоническое целое».

Наташа в эпилоге предстает уже в ином облике. К этому времени у нее уже три дочери и один сын. Она пополнела, и теперь в ней трудно узнать прежнюю Наташу Ростову: «Черты ее лица имели теперь выражение спокойной мягкости и ясности. Теперь часто видно было одно ее лицо и тело, а души вовсе не было видно». По выражению Толстого, она — «плодовитая самка». Все, кто знал Наташу до замужества, удивляются произошедшей в ней перемене.

И, наконец, в конце эпилога, наполненном философскими рассуждениями, Толстой еще раз повествует об историческом процессе, о том, что не личность делает историю, а делают ее только народные массы, руководимые общими интересами. Личность важна в истории лишь настолько, насколько она понимает и принимает эти интересы.

Тематика сочинений по выбору ученика.

  • 1. Роль «Эпилога» в романе Л. Н. Толстого «Война и мир».
  • 2. Проблема духовного обновления человека в произведениях Л. Н. Толстого.
  • 3. Что значит быть патриотом? (По роману Л. Н. Толстого «Война и мир»).
  • 4. Тема семьи и личного счастья в романе Л. Н. Толстого «Война и мир».
  • 5. Искусство портрета в романе Л. Н. Толстого «Война и мир».
  • 6. Мастерство Л. Н. Толстого в создании характера героев. (По роману «Война и мир»).
  • 7. Образ борющегося народа в романе Л. Н. Толстого «Война и мир».
  • 8. Поведение человека на войне: взгляд Л. Н. Толстого на природу подвига.
  • 9. «Какая громада и какая стройность!» (Своеобразие романа Л. Н. Толстого «Война и мир»).
  • 10. Взгляды Л. Н. Толстого на исторический процесс и его представление о полководце. (По роману «Война и мир»).
  • 11. Кто из героев романа Л. Н. Толстого «Война и мир» вам особенно близок и почему?
  • 12. Что хотел сказать читателю автор романа «Война и мир»?
  • 13. Что есть зло? Что есть добро? (По роману Л. Н. Толстого «Война и мир»).
  • 14. Война и мир в романе Л. Н. Толстого «Война и мир».
  • 15. «Нет величия там, где нет простоты, добра и правды». (По роману Л. Н. Толстого «Война и мир»).
  • 16. «О мужестве, о доблести, о славе народа русского страницы говорят» (По роману Л. Н. Толстого «Война и мир»).

Вывод по главе

Итак, нами были изучены методические пособия, разработано тематическое планировние, составлены примерные планы-конспекты уроков по изучению романа-эпопеи «Война и мир». Мы выяснили, что изучение данного романа — дело непростое и небыстрое. Роман наполнен множеством событий и огромным количеством действующих лиц — их свыше 550, а имена и фамилии имеют 468. Поэтому часто при анализе отдельных частей произведения были использованы таблицы — это должно помочь ученикам не потеряться в событиях и их героях (это показано в конспектах уроков, вынесенных в приложения.).

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой