Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Социальное партнерство как фактор профессиональной адаптации студента педагогического вуза

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Личностный компонент является системообразующим в содержании социального партнерства, что существенно отличает его от других видов взаимодействия в образовательном учреждении. Из этого следует, что если в традиционном образовании чаще всего идет речь о развитии интеллекта и мышления, то личностно ориентированное профессиональное образование указывает на развитие личностно-смысловой сферы… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. Теоретические аспекты проблемы профессиональной адаптации студента педагогического вуза на основе социального партнерства
    • 1. 1. Профессиональная адаптация студента вуза как педагогическая проблема
    • 1. 2. Педагогическая сущность социального партнерства в вузе
    • 1. 3. Организационно-педагогические условия профессиональной адаптации студента педагогического вуза на основе социального партнерства
  • Выводы к главе 1
  • ГЛАВА 2. Опытно-поисковая работа по проверке организационно-педагогических условий профессиональной адаптации студента педагогического вуза на основе социального партнерства
    • 2. 1. Содержание опытно-поисковой работы по проверке организационно-педагогических условий профессиональной адаптации студента педагогического вуза на основе социального партнерства. И
    • 2. 2. Апробация организационно-педагогических условий профессиональной адаптации студента педагогического вуза на основе социального партнерства
    • 2. 3. Анализ результатов проверки организационно-педагогических условий профессиональной адаптации студента педагогического вуза на основе социального партнерства
  • Выводы к главе 2

Социальное партнерство как фактор профессиональной адаптации студента педагогического вуза (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Темпы социально-экономических преобразований в стране, интеграция России в единое европейское образовательное пространство ориентируют вуз на качественно новый уровень подготовки специалиста. Современное образование связывается с усилением роли профессиональной адаптации студента в период обучения в вузе.

В сложившихся условиях предъявляются новые требования к процессу профессиональной адаптации студента педагогического вуза, направленные на формирование социально и профессионально мобильной личности специалиста с высоким уровнем готовности к предстоящей деятельности. Успешная адаптация будущих учителей обеспечивается формированием педагогических знаний, отношений и опыта профессиональных действий, основанных на социальном партнерстве педагога и студента в образовательном процессе вуза.

Социальное партнерство, устанавливаемое как равноправное взаимодействие педагога и студента, обогащает содержание профессиональной подготовки будущего учителя, расширяет его субъектную позицию, повышает ответственность личности за принятые педагогические решения и их последствия. Вместе с тем подготовка специалиста в педагогическом вузе не всегда ориентирована на потенциальные возможности социального партнерства.

В современных научных исследованиях накоплен определенный объем знания, необходимого для постановки и решения исследуемой проблемы.

Научно-методологической основой понимания адаптации как общебиологического и психологического свойства человека являются ее психологические аспекты, представленные в работах.

П.К. Анохина, М. И. Дьяченко, JI.A. Кандыбовича, И. С. Кона, А. Н. Леонтьева, A.B. Петровского, C.JI. Рубинштейна.

Теория и практика управления социально-профессиональной адаптацией исследована Г. В. Акоповым, С. Н. Батраковой, В.И. Зем-цовой, М. М. Левиной, В. М. Рогинским, О. В. Сальдаевой.

Структура и динамика производственной адаптации, овладение совокупностью норм и функций будущей профессиональной деятельности в период обучения в вузе представлены в исследованиях С. Я. Батышева, Э. Ф. Зеера, В. В. Кузнецова, М. М. Левиной, А. К. Марковой, H.A. Свиридова.

Развитие познавательной самостоятельности обучаемых как условие успешной адаптации нашло свое отражение в трудах Ю.Н. Ку-люткина, Г. И. Купцовой, А. Ф. Эсаулова.

Профессионально-личностные качества современного педагога определены в работах O.A. Абдуллиной, Л. В. Заниной, И. А. Зимней, А. К. Марковой, В. А. Сластенина, И. Ф. Харламова.

С позиций социально-экономического подхода охарактеризована сущность социального партнерства в исследованиях В.Ю. Выборно-ва, A.C. Гаязова, В. Н. Киселева, Ю. А. Кустова, О. Л. Назаровой, П. Е. Петровой, В. Д. Повзун, Е. В. Ткаченко.

Анализ научных источников показал, что проблема профессиональной адаптации будущих педагогов на основе социального партнерства до настоящего времени не получила должного решения и обусловлена рядом противоречий между:

— потребностью общества в социально и профессионально мобильном специалисте и недостаточной разработанностью проблемы профессиональной адаптации будущего педагога на основе социального партнерства;

— потенциальными возможностями образовательного процесса вуза по профессиональной адаптации на основе социального партнерства и отсутствием эффективных способов их использования в процессе подготовки специалиста-педагога;

— развивающейся практикой профессиональной адаптации в вузе и отсутствием общих научно-методических подходов к ее организации на основе социального партнерства.

Проблема данного исследования заключается в выявлении эффективных способов профессиональной адаптации студента педагогического вуза, основанной на социальном партнерстве.

Теоретическая и практическая значимость рассматриваемой проблемы, а также ее недостаточная разработанность явились основанием определения темы: «Социальное партнерство как фактор профессиональной адаптации студента педагогического вуза».

В исследование введено ограничение: социальное партнерство в профессиональной адаптации рассматривается с позиций взаимодействия «педагог-студент».

Цель исследования: теоретически обосновать и апробировать организационно-педагогические условия реализации социального партнерства как фактора профессиональной адаптации студента педагогического вуза.

Объект исследования — процесс профессиональной адаптации студента педагогического вуза.

Предмет исследования — социальное партнерство в процессе профессиональной адаптации студента педагогического вуза.

Гипотеза исследования. Социальное партнерство обеспечивает эффективную профессиональную адаптацию студента педагогического вуза, если:

— осуществляется паритетное взаимодействие педагога и студента на основе личностно-ориентированного подхода к образовательной деятельности;

— реализуется программно-содержательное обеспечение социального партнерства в соответствии со структурными компонентами профессиональной адаптации студента педагогического вуза;

— формируется субъектная активность студента в образовательном процессе вуза на основе социального партнерства как самовыражение личности будущего специалиста.

Задачи исследования:

1 Уточнить содержание понятия «профессиональная адаптация студента педагогического вуза».

2 Раскрыть педагогическую сущность социального партнерства как фактора профессиональной адаптации студента педагогического вуза.

3 Выявить потенциал образовательного процесса педагогического вуза по обеспечению профессиональной адаптации на основе социального партнерства.

4 Разработать технологическую модель социального партнерства в процессе профессиональной адаптации студента педагогического вуза.

5 Создать научно-методическое обеспечение процесса профессиональной адаптации студента педагогического вуза на основе социального партнерства.

Методологическую основу исследования составили основные положения теории деятельности (К.А. Абульханова-Славская, JI.C. Выготский, В. В. Давыдов, А. Н. Леонтьев, C.JI. Рубинштейн) — теории личностно-ориентированного образования (Е.В. Бондарев-ская, О. С. Газман, Э. Ф. Зеер, A.M. Новиков, В. В. Сериков, А.П. Тря-пицына) — идеи аксиологического подхода в педагогике (Б.Г. Ананьев, Т. К. Ахаян, М. И. Бобнева, A.B. Кирьякова, В.А. Сластенин) — современные теории организации и управления педагогическим образованием (O.A. Абдуллина, С. И. Архангельский, А. П. Беляева,.

Т.А. Ильина, М. М. Левина, Ю.Н. Семин) — идеи социально-экономического подхода к социальному партнерству (Б.В. Авво, В. А. Борисов, В. В. Комаровский, И. М. Модель, A.B. Соловьев, Е.В. Ткаченко).

В процессе диссертационного исследования были использованы следующие методы: диагностические (анкетирование, интервьюирование, тестирование), прогностические (экспертные оценки, шкалирование, ранжирование, обобщение, анализ результатов опытно-экспериментальной работы), обсервационные (прямое и косвенное наблюдение), праксиметрические (теоретический анализ философской, психологической и педагогической литературы, изучение и обобщение опыта работы педагогов, анализ документации).

База исследования: факультет педагогики и методики начального образования (специальности «Педагогика и методика начального образования», «Социальная педагогика»), естественнонаучный факультет (специальности «Биология», «Безопасность жизнедеятельности») Орского гуманитарно-технологического института (филиала) ГОУ ВПО «Оренбургский государственный университет».

Исследование проводилось в три этапа.

Первый этап (2001;2002 гг.) — определение методологических и теоретических аспектов исследования, обоснование темы, анализ состояния проблемы профессиональной адаптации студента в процессе обучения в вузепредставленность проблемы в научной литературе и образовательной практике, организация и проведение констатирующего эксперимента, выявившего исходный уровень профессиональной адаптации студентов.

Второй этап (2002;2004 гг.) — раскрытие педагогической сущности, определение структуры и содержания социального партнерства педагога и студента вузамоделирование технологии социального партнерства в процессе профессиональной адаптации студента педагогического вузаразработка программы формирующего эксперимента.

Третий этап (2004;2006 гг.) — опытно-поисковая работа по проверке организационно-педагогических условий реализации социального партнерства как фактора профессиональной адаптации студентов педагогического вузаобработка эмпирического материала по проблеме исследованиявнедрение полученных результатов, разработка рекомендацийоформление диссертационной работы.

Научная новизна исследования заключается в том, что:

1 Уточнено содержание понятия «профессиональная адаптация студента педагогического вуза» как овладение профессиональными знаниями, формирование важных профессионально-личностных качеств, развитие устойчивого положительного отношения будущего специалиста к избранной педагогической профессии, проявление субъектной активности личности в образовательном процессе.

2 Раскрыта педагогическая сущность социального партнерства педагога и студента вуза как вид отношений, характеризующийся поиском и достижением педагогического консенсуса, реализацией профессиональных интересов субъектов образовательного процесса средствами педагогической поддержки с целью повышения статуса обучаемого.

3 Выявлены и теоретически обоснованы организационно-педагогические условия профессиональной адаптации студента педагогического вуза на основе социального партнерства: паритетное взаимодействие педагога и студента на основе личностно ориентированного подхода к образовательной деятельностипрограммно-содержательное обеспечение социального партнерства в соответствии со структурными компонентами профессиональной адаптации студента педагогического вузасубъектная активность студента в образовательном процессе вуза как самовыражение личности будущего специалиста-педагога.

Теоретическая значимость исследования:

— обогащены имеющиеся теоретические представления профессиональной педагогики о социальном партнерстве как факторе профессиональной адаптации студента, которые расширяют образовательные возможности вуза по эффективной подготовке специалиста;

— обоснована технологическая модель социального партнерства, реализация которой может обеспечить в процессе модернизации образования целостность и эффективность профессиональной адаптации студента педагогического вуза;

— выявлены и охарактеризованы этапы и стадии профессиональной адаптации студента, основанные на социальном партнерстве, которые будут способствовать формированию субъектной активности будущего специалиста.

Практическая значимость исследования:

1 Создано критериально-диагностическое обеспечение (критерии, уровневые показатели) процесса профессиональной адаптации студента педагогического вуза.

2 Доказана эффективность организационно-педагогических условий профессиональной адаптации студента педагогического вуза на основе социального партнерства.

3 Разработан и внедрен пропедевтический курс «Социальное партнерство в вузе» для преподавателей высшей школы, который может быть использован в образовательном процессе вуза, системе повышения квалификации работников общеобразовательной и профессиональной школы.

Достоверность и обоснованность результатов диссертационного исследования обеспечена методологией исходных теоретических положений, применением совокупности теоретических и эмпирических методов, поэтапным проведением опытно-поисковой работы на основе педагогических требований, репрезентативностью выборок, качественным и количественным анализом, и обработкой результатов полученных данных.

На защиту выносятся следующие положения:

1 Социальное партнерство педагога и студента рассматривается как вид отношений, характеризующихся поиском и достижением педагогического консенсуса, реализацией профессиональных интересов субъектов образовательного процесса средствами педагогической поддержки с целью повышения статуса обучаемого, значимости его личного вклада в решение общих задач, развития его личностно-смысловой сферы.

2 Успешная профессиональная адаптация студента педагогического вуза на основе социального партнерства обеспечивается комплексом организационно-педагогических условий. Паритетное взаимодействие педагога и студента на основе личностно-ориентированного подхода к образовательной деятельности признает приоритет личности перед коллективом, ее индивидуальную ценность, обеспечивает общую педагогическую поддержку, создает эмоциональный фон взаимопонимания и обретает организационные формы сотрудничества.

3 Программно-содержательное обеспечение социального партнерства в соответствии с целью и задачами профессиональной адаптации студента педагогического вуза предполагает обогащение образовательного процесса приоритетными целями профессионального воспитанияорганизацию адаптивного развивающего образовательного пространства, ориентированного на личностьинтеграцию аудиторных и внеаудиторных форм педагогической поддержки студента, включающих его в данный процесс с целью воспитания морально-нравственных качеств, управленческой культуры, культуры поведения и общения.

4 Формирование субъектной активности студента в образовательном процессе вуза как самовыражение личности будущего специалиста направлено на приобретение необходимых профессиональных знаний и умений и способствует свободному сознательному принятию профессии как приоритетной жизненной ценности, организации общения, познания и ответственности за принятые профессиональные решения.

Личный вклад автора состоит в:

— обосновании организационно-педагогических условий, обеспечивающих эффективную профессиональную адаптацию студентов педагогического вуза на основе социального партнерства;

— разработке технологической модели социального партнерства в процессе профессиональной адаптации студента педагогического вуза;

— выявлении возможностей образовательного процесса педагогического вуза по обеспечению профессиональной адаптации на основе социального партнерства;

— разработке пропедевтического курса «Социальное партнерство в вузе» для преподавателей высшей школы.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в Орском гуманитарно-технологическом институте (филиале) ГОУ ВПО «Оренбургский государственный университет», ГОУ СПО «Педагогический колледж» г. Орска, Орском филиале Московской финансово-юридической академии.

Ход и результаты проводимой исследовательской работы нашли свое отражение в сборниках научных трудов (Тольятти, 2002; Оренбург, 2005), журнале «Вестник Оренбургского государственного университета» (Оренбург, 2004) и докладывались на конференциях различного уровня: международных (Пенза, 2005, 2006) — всероссийских (Орск, 2004; Челябинск, 2004; Москва-Челябинск, 2005; Пенза, 2005) — межвузовских (Самара, 2003).

Структура диссертации обусловлена логикой исследования и включает введение, две главы, заключение, список использованных источников и приложения.

Выводы по второй главе.

1 На основе анализа исследуемой проблемы в педагогической теории и практике, выявления сущностных характеристик феномена профессиональной адаптации студента педагогического вуза, а также педагогических возможностей социального партнерства выявлена и обоснована совокупность организационно-педагогических условий, необходимых для обеспечения данного процесса: осуществление паритетного взаимодействия педагога и студента на основе личностно ориентированного подхода к образовательной деятельностиреализация программно-содержательного обеспечения социального партнерства в соответствии со структурными компонентами адаптации студента вуза к профессиональной деятельностиформирование субъектной активности студента в образовательном процессе вуза как самовыражения личности будущего специалиста.

Названные организационно-педагогические условия взаимосвязаны и взаимообусловливают друг друга. До образования совокупности организационно-педагогические условия, действуя разобщенно, могут реализоваться в полном составе только при их интеграции в процессе социального партнерства. При образовании совокупности каждое организационно-педагогическое условие основывается на предыдущем, выводится из него и обеспечивает успешное функционирование последующего.

2 В результате совокупности организационно-педагогических условий учебно-воспитательная деятельность приобретает логико-содержательную, содержательно-процессуальную основу и структурированностьсовокупность форм, методов и приемов социально-педагогической деятельности приобретает силу системообразующего фактора, объединяющего педагогические усилия субъектов данного процесса.

Необходимость и достаточность выделенных организационно-педагогических условий, способствующих эффективной профессиональной адаптации студентов, проверялись в опытно-экспериментальной работе, организованной на базе Орского гуманитарно-технологического института и подтвердились при внедрении результатов в деятельность государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Педагогический колледж» г. Орска, Орского филиала Московской финансово-юридической академии. В условиях вуза выбор применяемых форм и методов педагогической деятельности определялся тем, на развитие какого компонента или компонентов профессиональной адаптации студентов в данный момент нацелены педагогические усилия.

3 Утверждению положительного отношения к педагогической профессии способствуют такие организационные формы, как беседы, экскурсии в социальные и образовательные учреждения, методы анкетирования и наглядные (например, просмотр учебных и документальных фильмов).

Для повышения уровня готовности будущих специалистов к профессиональной деятельности используются деловые игры, спецсеминары, проблемные лекциибыли избраны такие методы, как контрольная работа, опрос, беседа.

Подготовка студентов к вхождению в профессиональный коллектив отрабатываются с помощью ситуативных, социально-ролевых форм обученияиспользуются методы — задачи на социальную ориентировку, тестирование.

Для повышения готовности студентов педагогического вуза к выполнению роли специалиста используются ролевые игры, моделирование и анализ проблемных ситуацийметоды наблюдения, «мозговой штурм», мини-сочинения.

Принятию студентами системы ценностей, характерной для избранного профессионально-педагогического сообщества способствуют дискуссионные формыметоды диалога, беседы, опроса.

4 Подтверждению истинности выдвинутой гипотезы, предполагающей практическую вероятность выделенной совокупности организационно-педагогических условий, способствовали разработанная методика и организация опытно-поисковой работы, включающие технологическую модель социального партнерства и создание научно-методического обеспечения процесса профессиональной адаптации студента педагогического вуза на основе социального партнерства.

Эффективность работы на основе экспериментальных методик организации целостного процесса адаптации к профессиональной деятельности подтвердилась статистически значимыми различиями в показателях уровня адаптации студентов контрольной и экспериментальной групп.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Социально-экономические реформы в России выдвинули необходимость разработки новой парадигмы образования и воспитания молодежи. Происходящие в обществе изменения потребовали уточнения цели профессионального образования и выдвинули на первый план формирование специалиста с высоким уровнем готовности к профессиональной деятельности.

Содержание опытно-поисковой работы позволило актуализировать проблему социального партнерства как фактора профессиональной адаптации студента педагогического вуза, выявить педагогическую сущность социального партнерства и обосновать необходимость профессиональной адаптации студента в период обучения как одно из приоритетных направлений деятельности вуза.

В ходе исследования нами уточнено содержание понятия «профессиональная адаптация студента педагогического вуза» как овладение профессиональными знаниями, формирование важных профессионально-личностных качеств, обретение системы ценностей и развитие устойчивого положительного отношения будущего специалиста к избранной профессии педагога.

Личностный компонент является системообразующим в содержании социального партнерства, что существенно отличает его от других видов взаимодействия в образовательном учреждении. Из этого следует, что если в традиционном образовании чаще всего идет речь о развитии интеллекта и мышления, то личностно ориентированное профессиональное образование указывает на развитие личностно-смысловой сферы обучаемых, а признаком этого является их отношение к постигаемой действительности и ее переживание, осознание ценности избранной профессии. В такой системе обучаемый выступает как субъект не только учения, но и практики, а значит, его развитие понимается не в узкоинтеллектуальном, а в более широком — личностно-смысловом плане подготовки к будущей профессиональной деятельности.

В этих условиях обеспечивается равноправное взаимодействие педагога и студента при общей педагогической поддержке студенческой молодежи и создании для них эмоциональной обстановки доброжелательности, взаимопонимания и сотрудничества. Большое значение при этом имеет дозирование педагогической помощи, основанное на знании и понимании физической и духовной природы молодого человека, особенностей души и характера, языка и поведения, а также свойственного ему темпа учебной работы. Особая роль в индивидуальной поддержке отводится ситуациям успеха, созданию условий для самореализации личности, повышению статуса обучаемого, значимости его личных вкладов в решение общих задач.

Результаты опытно-поисковой работы подтвердили правомерность выдвинутой гипотезы, выносимых на защиту положений и выявили потенциал образовательного процесса педагогического вуза по обеспечению профессиональной адаптации студентов на основе социального партнерства.

Выявленные организационно-педагогические условия реализации социального партнерства (достижение паритетного взаимодействия педагога и студента на основе личностно-ориентированного подхода к образовательной деятельностиреализация программно-содержательного обеспечения социального партнерства в соответствии со структурными компонентами профессиональной адаптации студента педагогического вузаформирование субъектной активности студента в образовательном процессе вуза как самовыражение личности будущего специалиста), обеспечивают эффективность профессиональной адаптации студента педагогического вуза.

На основании опытно-экспериментальной работы и реализации технологической модели социального партнерства, ее продуктивных возможностей, создано научно-методическое обеспечение процесса профессиональной адаптации студента педагогического вуза, регламентирующее нормы и требования к субъектам социального партнерства в процессе профессиональной адаптации.

Разработанная технологическая модель и научно-методическое обеспечение процесса профессиональной адаптации студента педагогического вуза на основе социального партнерства могут найти применение в подготовке специалистов в учреждениях среднего и высшего профессионального образования. Продолжение работы в этом направлении может осуществляться в определении содержания, структуры, профориентационной работы на этапе выбора профессии, уточнении, пополнении, конкретизации содержания педагогических практик в период вузовского образования.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , О. А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования / О. А. Абдуллина. -М.: Просвещение, 1990. 141 с.
  2. Абульханова-Славская, К. А. Мировоззренческий смысл и научное значение категории субъекта / К. А. Абульханова-Славская // Российский менталитет: вопросы психологической теории и практики. М.: Наука, 1997. — С. 4−36.
  3. Абульханова-Славская, К. А. Психология и сознание личности (проблемы методологии, теории и исследования реальной личности) / К. А. Абульханова-Славская. М.-Воронеж, 1999. — 182 с.
  4. , Б. В. Социальное партнерство в условиях профильного обучения: Учебно-методическое пособие для администрации и учителей общеобразовательных учреждений / Б. В. Авво / Под ред. А. П. Тряпициной. СПб.: КАРО, 2005. — 96 с.
  5. Адаптация студентов педагогических специальностей к профессиональной деятельности: монография / под ред. В. И. Земцовой. Орск: Издательство ОГТИ, 2003. — 307 с.
  6. Адаптация студентов первого курса педагогического вуза к учебной деятельности / сост. В. Н. Ретюнский. Орск: Изд-во ОГПИ, 1997. — 51 с.
  7. , Г. В. Социальная психология образования / Г. В. Акопов. М.: МПСИ: Флинта, 2000. — 296 с.
  8. , Н. А. Новый подход к концепции личностного и профессионального развития учителя / Н. А. Аминов // Вопросы психологии. 1994. — № 5. — С. 24−28.
  9. , Б. Г. Психология и проблемы человекознания / под ред. А. А. Бодалева. М.: Институт практической психологии, 1996. — 384 с.
  10. , В. И. Педагогика творческого саморазвития / В. И. Андреев. Казань: Изд-во Казанского университета, 1996. — 567 с.
  11. , Б. А. Высший менеджмент для руководителей / Б.
  12. A. Аникин. М.: ИНФРА-М, 2000. — 136 с.
  13. , О. С. Методологическая культура педагогической деятельности и мышления / О. С. Анисимов. М.: Высшая школа, 1991. — 126 с.
  14. , П. К. Биология и нейрофизиология условного рефлекса / П. К. Анохин. М.: Просвещение, 1968. — 172 с.
  15. , В. В. Психологическая адаптация к экстремальным ситуациям / В. В. Антипов. М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002. — 176 с.
  16. , С. И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы / С. И. Архангельский. М.: Высшая школа, 1980. — 368 с.
  17. , А. Г. Психология личности / А. Г. Асмолов. М.: Просвещение, 1990. — 206 с.
  18. , Т. К. Исследование аксиологических проблем воспитания учащихся / Т. К. Ахаян. СПб: Питер, 1996. — 98 с.
  19. , В. Профессиональная адаптация преподавателя /
  20. B. Ащепков // Высшее образование в России. 1998. — № 4. — С. 67−70.
  21. , Ю. К. Педагогическая наука и творчество учителя / Ю. К. Бабанский // Советская педагогика. 1987. — № 2. — С. 3−7.
  22. , Ю. К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований : дидактический аспект / Ю. К. Бабанский. М.: Педагогика, 1982. — 192 с.
  23. , Т. В. Программа адаптации первокурсников / Т. В. Баландинцева // Профессиональное образование. 2002. — № 11. — С. 13−15.
  24. , В. П. Антиномичность адаптивной и гуманистической функций педагогической деятельности / В. П. Бездухов, А. В. Бездухов // Педагогика. 2002. — № 9. — С. 66−71.
  25. , В. А. Личностно-ориентированная учебно-педагогическая деятельность / В. А. Беликов. Челябинск: ЧГПИ, 1995. — 141 с.
  26. , Т. В. Начинающий учитель : проблемы адаптации / Т. В. Белова // Стандарты и мониторинг в образовании. 2000. — № 4. — С. 43−45.
  27. , А. П. Перспективы развития профессиональной школы / А. П. Беляева // Педагогика. 1994. — № 4. — С. 26−29.
  28. , В. П. Слагаемые педагогической технологии / В. П. Беспалько. М.: Педагогика, 1989. — 190 с.
  29. , М. И. Феноменология ценностных систем личности / М. И. Бобнева // Вестник РГНФ. 1996. — № 1. — С. 137−145.
  30. , А. А. Психологические условия гуманизации педагогического общения / А. А. Бодалев // Советская педагогика. -1990. -№ 2. С. 21 — 24.
  31. , Л. И. Этапы формирования личности в онтогенезе / Л. И. Божович // Вопросы психологии. 1978. — № 4. — С. 7−9.
  32. , В. А. Проектирование профессионального педагогического образования / В. А. Болотов, Е. И. Исаев, В. И. Слободчи-ков, Н. А. Шайденко // Педагогика. 1997. — № 4. — С. 66−72.
  33. Большакова, 3. М. Теоретические основы становления профессионально-педагогической деятельности у студентов педвузов: ав-тореф. дис.. д-ра пед. наук: 13.00.08 / 3. М. Большакова: Уральский гос. профессионально-пед. ун-т. Екатеринбург, 1998. — 38 с.
  34. , Е. В. Гуманистическая парадигма личностно ориентированного образования / Е. В. Бондаревская // Педагогика. -1997. № 4. — С. 11−17.
  35. , Е. В. Педагогика : личность в гуманистических теориях и системах воспитания / Е. В. Бондаревская, С. В. Кульневич. Ростов н/Д.: ТЦ Учитель, 1999. — 560 с.
  36. , В. А. Социальное партнерство в России: специфика или подмена понятий / В. А. Борисов // Социологические исследования. 2001. — № 5. — С. 55−66.
  37. , Н. М. Становление субъектной позиции учащегося в гуманитарном пространстве урока : монография / Н. М. Борытко, О. А. Мацкайлова / науч. ред. Н. К. Сергеев. Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2002. — 131 с.
  38. , Н. М. Профессиональное воспитание студентов вуза : учеб.-методич. пособие / Н. М. Борытко / науч. ред. Н. К. Сергеев. Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2004. — 120 с.
  39. , Т. Г. Развитие творческого потенциала учителя / Т. Г. Браже // Советская педагогика. 1989. — № 8. — С. 36−38.
  40. , А. В. Деятельностный подход и психологическая наука / А. В. Брушлинский // Вопросы философии. 2001. — № 1. — С. 89−95.
  41. , В. Н. Развитие способностей, помогающих адаптации к профессиональной деятельности / В. Н. Бузмаков // Специалист. 2002. — № 12. — С. 21−24.
  42. , М. Организационно-педагогическая модель адаптивной школы / М. Варгамян // Директор школы. Экспресс-опыт. -2000. № 8. — С. 60−65.
  43. Введение в научное исследование по педагогике / Ю. К. Ба-банский, В. И. Журавлев и др. — под ред. В. И. Журавлева. М.: Просвещение, 1988. — 239 с.
  44. Введение в профессионально-педагогическую специальность: методическая разработка для студентов вузов / В. П. Комаров. -Оренбург: Изд-во ИПК ОГУ, 1999. 32 с.
  45. , А. А. Активное обучение в высшей школе : контекстный подход / А. А. Вербицкий. М.: Просвещение, 1991. — 206 с.
  46. , А. А. Формирование познавательной и профессиональной мотивации студентов / А. А. Вербицкий, Т. А. Платонова. М.: Просвещение, 1986. — 164 с.
  47. Взаимосвязь общей и профессиональной культуры учителя / под ред. Т. Г. Браже. СПб.: Питер, 1992. — 220 с.
  48. , Ю. Р. Социальный облик студенчества 90-х годов / Ю. Р. Вишневский, JI. Я. Рубина // Социс. 1997. — № 10. -С. 56−68.
  49. , С. М. Профессиональное образование : словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика / С. М. Вишнякова. М.: НМЦ СПО, 1999. — 538 с.
  50. Возрастная и педагогическая психология / под ред. A.B. Петровского. 2-е изд., испр. и доп. М.: Просвещение, 1979. — 163 с.
  51. , Б.А. Философский анализ структуры практики / Б. А. Воронович. М.: Просвещение, 1982. — 277 с.
  52. , М. О системе профессиональной адаптации студентов / М. Вражнова // Высшее образование в России. 2004. — № 9. — С. 118−124.
  53. , Л. С. Педагогическая психология / под ред. В. В. Давыдова. М.: Педагогика-Пресс, 1996. — 536 с.
  54. , А. И. Ориентиры молодежи в современном мире / А. И. Гавриков // Советская педагогика. 1991. — № 7. — С. 15−21.
  55. Гак, Г. М. Общественные и личные интересы и их сочетание при дуализме / Г. М. Гак // Вопросы философии. 1955. — № 4. — С. 17−28.
  56. , В. Г. Теоретические основы целевого подхода в управлении учреждением образования : монография / В. Г. Гладких. М.: Изд-во ИПК и ПРНО МО, 2000. — 252 с.
  57. , О. В. Адаптация первокурсника / О. В. Глинкина // Профессиональное образование. 2002. — № 9. — С. 12−14.
  58. , А. Парадигма свободы и современные образовательные технологии / А. Гольдин // Народное образование. 1997. -№ 8. — С. 38−41.
  59. , О. С. Основы педагогики индивидуальности : учеб. пособие / О. С. Гребенюк, Т. Б. Гребенюк. Калининград: Изд-во Калинигр. ун-та, 2000. — 572 с.
  60. , М. Т. Психология и педагогика профессиональной деятельности / М. Т. Громкова. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. — 415 с.
  61. , И. В. Деятельностный подход: новые линии исследований / И. В. Громыко // Вопросы психологии. 2001. — № 1. — С. 116−123.
  62. , В. Учитель в зеркале психологии : психолого-педагогические очерки / В. Гузеев, В. Лизинский. М.: Международный тренинговый центр, 1993. — 68 с.
  63. , К. М. Профессиональная пригодность и основные свойства нервной системы / К. М. Гуревич. М.: Просвещение, 1970. — 192 с.
  64. , В. В. Проблемы развивающего обучения / В. В. Давыдов. М.: Просвещение, 1986. — 162 с.
  65. , Н. Психология профессионального выбора / Н. Даниличева, Л. Балакирева. СПб.: ООО «СЛП», 1998. — 156 с.
  66. , Я. В. Динамика профессионального самоопределения студентов / Я. В. Дидковская // Социс. 2001. — № 7. — С. 132−135.
  67. , А. Г. Психофизиологические критерии педагогической одаренности // Теория и практика разработки и внедрения перспективных технологий в педагогический процесс / А. Г. Дрижина, Л. Ф. Шевцова. Бирск: БГУ, 1993. — 142 с.
  68. , М. И., Психология высшей школы / М. И. Дьяченко, Л. А. Кандыбович. Минск: «Народная асвета», 1993. — 146 с.
  69. , С. Б. Основы профессионального самовоспитания будущего учителя / С. Б. Елканов. М.: Просвещение, 1989. — 189 с.
  70. , В. В. Студенты об адаптации к вузовской жизни / В. В. Емельянов // Социс. 2001. — № 9. — С. 77−82.
  71. , Д. Кто придет в школу 3-его тысячелетия? Профессиональная подготовка студентов / Д. Жажева // Народное образование. 2000. -№ 1. — С. 115−118.
  72. , В. И. Методология и методы психолого-педагогического исследования / В. И. Загвязинский, Р. Атаханов. -М.: Издательский центр «Академия», 2001. 208 с.
  73. , В. И. Проблемы научного сопровождения процесса реализации социально-педагогических программ и проектов / В. И. Загвязинский // Разработка и реализация проектов развития образовательных учреждений. М.: Изд-во АСОПиР, 1998. — С. 182−196.
  74. Заир-Бек, Е. С. Основы педагогического проектирования / Е. С. Заир-Бек. СПб.: РГПУ, 1995. — 234 с.
  75. , Л. В.Основы педагогического мастерства / Л. В. За-нина, Н. П. Меньшикова. Ростов н/Д: Феникс, 2003. — 288 с.
  76. , А. Г. Потребности. Интересы. Ценности / А. Г. Здравомыслов. М.: Политиздат, 1986. — 223 с.
  77. , Э. Ф. Личностно ориентированное профессиональное образование / Э. Ф. Зеер, Г. М. Романцев // Педагогика. 2002. — № 3. — С. 16−21.
  78. , Э. Ф. Социально-профессиональное воспитание в вузе : практико-ориентир. моногр. / Э. Ф. Зеер, И. И. Хасанова. Екатеринбург: Изд-во Рос. Гос. проф.-пед. ун-та, 2003. — 158 с.
  79. , Э. Ф. Психология профессий : учеб. пособие для студентов вузов. 3-е изд., перераб. и доп. / Э. Ф. Зеер. — М.: Академический Проект — Фонд «Мир», 2005. — 336 с.
  80. , Э. Ф. Психология профессионального образования: Схемы, таблицы, комментарии, упражнения: учеб. пособие / Э. Ф. Зеер, Н. Н. Гордеева. Екатеринбург: Изд-во Рос. Гос. проф.-пед. ун-та, 2005. — 215 с.
  81. , В. И. Система взаимодействия : вуз, производство, школа / В. И. Земцова // Университетский округ. 2002. — № 3. — С. 23−25.
  82. , И. А. Педагогическая психология : учебник для вузов. 2-е изд., доп., испр. и перераб. / И. А. Зимняя. — М.: Логос, 2002. — 384 с.
  83. , Н. П. Об адаптации будущих учителей к профессиональной деятельности / Н. П. Иванищев // Специалист. 2004. — № 10. -С. 13−15.
  84. , А. А. Социальная философия : учеб. пособие / А. А. Ивин. М.: Гардарики, 2003. — 336 с.
  85. , Т. А. Актуальные проблемы дидактики высшей школы / Т. А. Ильина // Новое в теории и практике обучения. М.: Просвещение, 1979. — 106 с.
  86. , Д. Ф. Принцип регулируемого эволюционирования в педагогике / Д. Ф. Ильясов, Г. Н. Сериков. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. — 336 с.
  87. , В. А. О некоторых психолого-педагогических и медико-физиологических факторах адаптации студентов к условиям обучения (опыт высшей школы) / В. А. Ионов // Специалист. 2004. -№ 1. — С. 33−36.
  88. , А. И. Темперамент учителя и успешность педагогической деятельности / А. И. Кагальняк, Л. П. Мельник // Вопросы психологии. 1986. — № 2. — С. 7−11.
  89. , А. И. Опыт изучения профессиональной адаптации молодых учителей / А. И. Кагальняк, О. Н. Бендерская // Советская педагогика. 1989. — № 9. — С. 12−16.
  90. , В. И. Основы оптимизации процесса обучения в высшей школе (Единая методическая система института: теория ипрактика) / В. И. Каган, И. А. Сычеников. М.: Высшая школа, 1997. — 142 с.
  91. , В. В. Философско-методологические основания системного подхода / В. В. Казаневская. Томск: Изд-во Томского ун-та, 1987. — 232 с.
  92. , В. И. Высшая школа: социально-педагогическое взаимодействие / В. И. Казаренков, Т. Б. Казаренкова // Педагогика.2000. № 5. — С. 64−69.
  93. , Э. Б. Образовательные комплексы и перспективы / Э. Б. Кайнова //Среднее профессиональное образование. 2000. — № 8. — С. 14−17.
  94. , Т. М. Развитие профессионально-педагогического интереса будущего педагога : автореф. дисс.. канд. пед. наук. 13.00.08 / Т. М. Калинина. Челябинск, 1998. — 16 с.
  95. , Н. П. Педагогические технологии адаптивной школы / Н. П. Капустин. М.: Издательский центр «Академия», 2001. 216 с.
  96. , В. П. Педагогическая коррекция : исправление недостатков характера у детей и подростков / В. П. Кащенко. М.: Прогресс, 1994. — 223 с.
  97. , А. В. Теория ориентации личности в мире ценностей : монография / А. В. Кирьякова. Оренбург: Издательско-полиграфический комплекс «Южный Урал», 1996. — 188 с.
  98. , Е. А. Психология профессионального самоопределения / Е. А. Климов. Ростов н/Д: Изд-во «Феникс», 1996. — 512 с.
  99. , А. В. Введение в профессионально-педагогическую специальность : учебное пособие для студентов высших учебных заведений / А. В. Ковалев, В. В. Кузнецов, В. А. Федоров. Екатеринбург: Сфера, 2002. — 98 с.
  100. , JI. Ф. Резервы эффективности педагогического труда / Л. Ф. Колесников. Новосибирск: НовПГУ, 1985. — 136 с.
  101. , А. К. Развивающаяся личность и педагогические технологии / А. К. Колеченко. СПб.: Изд-во РГПУ, 1992. — 45 с.
  102. , В. А. Социально-профессиональная адаптация молодежи. Адаптационный потенциал молодежи / В. А. Комаров // Педагогическое образование и наука. 2003. — № 1. — С. 56−61.
  103. , В. П. Толерантность в общении студенческой молодежи : монография / В. П. Комаров, О. В. Исаева, Л. Ф. Гайсина, Н. А. Гамова. Самара: Издательство СамГПУ, 2003. — 216 с.
  104. , В. В. Система социального партнерства в России / В. В. Комаровский // Общественные науки и современность. -1998. № 2. — С. 21−31.
  105. Кон, И. С. Психология ранней юности: кн. для учителя / И. С. Кон. М.: Просвещение, 1989. — 255 с.
  106. , Э. Д. Психологическая служба вуза и студенты-первокурсники / Э. Д. Кондракова // Студенчество. Диалоги о воспитании. 2003. — № 6. — С. 18−20.
  107. , С. В. Понимание учителем личности учащегося / С. В. Кондратьева // Вопросы психологии. 1980. — № 5. — С. 21−24.
  108. Концепция общего среднего образования (проект) //ВНИК «Школа». М.: Просвещение, 1988. — 172 с.
  109. , Т. Л. Структура процесса адаптации молодых специалистов / Т. Л. Кончанин // в кн.: Актуальные проблемы науки. Вып. 2. — Ростов: Феникс, 1970. — 188 с.
  110. , Н. В. Профессионально-личностное становление и развитие педагога / Н. В. Корепанова, И. М. Хакимзянова // Педагогика. 2003. — № 3. — С. 66−71.
  111. , Т. Социальное партнерство / Т. Коршунова // Человек и труд. 2002. — № 6. — С. 58−66.
  112. , Б. Б. Личность и педагогическая одаренность: новый метод / Б. Б. Косов. М.-Воронеж: Изд-во «Ин-т практич. псих.». — НПО «МОДЭК», 1998. — 128 с.
  113. , В. В. Методология педагогической науки / В. В. Краевский. М.: Центр «Школьная книга», 2001. — 248 с.
  114. , В. В. Философия, культура и образование (материалы «круглого стола») / В. В. Краевский // Вопросы философии. 1999. — № 3. — С. 28−31.
  115. , Н. Б. Формирование культуры будущего специалиста / Н. Б. Крылова. М.: Высшая школа, 1990. — 142 с.
  116. , П. Ф. Содержание профессионально-педагогического образования / П. Ф. Кубрушко. М.: Высш. шк., 2001. — 236 с.
  117. , В. В. Педагогическая культура / В. В. Кузнецов // Профессионал. 1996. — № 5. — С. 15−16.
  118. , В. П. Преподавание в вузе: наука и искусство / В. П. Кузовлев // Педагогика. 2000. — № 1. — С. 52−57.
  119. , Н. В. Педагог как организатор педагогического воздействия / Н. В. Кузьмина //Основы вузовской педагогики. Л.: ЛГУ, 1972. — 103 с.
  120. , Ю. Н. Ценностные ориентиры и когнитивные структуры в деятельности учителя / Ю. Н. Кулюткин, В. П. Бездухов. Самара: Изд-во СамГПУ, 2002. — 400 с.
  121. , Т. М. Основы учебно-воспитательной работы со студентами младших курсов / Т. М. Куриленко. М.: Высшая школа, 1979. — 104 с.
  122. , Н. В. На пути к профессиональному совершенству / Н. В. Кухарев. М.: Просвещение, 1990. — 159 с.
  123. , M. М. Технологии профессионального педагогического образования / M. М. Левина. М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 272 с.
  124. , К. М. Личность педагога: становление и развитие / К. М. Левитан. Саратов: СарПГУ, 1990. — 189 с.
  125. , А. А. Педагогическое общение / А. А. Леонтьев.- М.: Просвещение, 1979. 196 с.
  126. , Д. А. Профессиональное самоопределение как построение образов возможного будущего / Д. А. Леонтьев, Е. В. Щелобанова // Вопросы психологии. 2001. — № 1. — С. 57−62.
  127. , В. Я. Структура продуктивного учебного взаимодействия / В. Я. Ляудис // Психолого-педагогические проблемы взаимодействия учителя и учащихся / под ред. А. А. Бодалева, В. Я. Ляудис. М.: Просвещение, 1980. — 185 с.
  128. , В. Я выбрал профессию педагога. Портрет молодого специалиста в рамках школы / В. Я. Ляшенко // Управление школой. 2002. — № 8. — С. 6−9.
  129. , А. С. Воспитание гражданина / сост. М. П. Павлова — под ред. Л. Ю. Гордина. М.: Просвещение, 1968. — 373 с.
  130. , А. К. Психологические критерии и ступени профессионализма учителя / А. К. Маркова // Педагогика. 1995. — № 6.- С. 11−13.
  131. , А. К. Психология профессионализма / А. К. Маркова. М.: Школьная пресса, 1996. — 254 с.
  132. , А. К. Формирование мотивации учения / А. К. Маркова, Т. А. Матис, А. Б. Орлов. М.: Просвещение, 1990. — 206 с.
  133. , Е. В. Роль смысложизненных ориентации- в системе профессиональной подготовки студентов педвузов / Е. В. Мартынова // Мир психологии. 2001. — № 2. — С. 109−114.
  134. Материалистическая диалектика как общая наука развития. М.: Наука, 1982. — 496 с.
  135. , Т. А. Изучение психических новообразований совместной учебной деятельности школьников / Т. А. Матис // Формирование учебной деятельности школьников. М.: Прогресс, 1982. — 189 с.
  136. , А. М. Исследование и диагностика мышления в условиях совместной деятельности / А. М. Матюшкин // Проблемы программированного обучения. М.: Просвещение, 1979. — 209 с.
  137. , В. М. Диалектика научного мировоззрения и духовного развития личности / В. М. Медведев. Самара: СамГТУ, 1998. — 377 с.
  138. , Г. А. Аксиология педагогического образования студентов : монография / Г. А. Мелекесов. Челябинск: ИПК ОГУ, 2000. — 170 с.
  139. , Г. А. Жизненные и профессиональные ориентации студентов педагогического вуза / Г. А. Мелекесов. Самара: Изд-во СамГПУ, 2001. — 44 с.
  140. , Г. А. Условия аксиологизации педагогического образования / Г. А. Мелекесов. Самара: Изд-во СамГПУ, 2001. — 48 с.
  141. Методы изучения профессиональной направленности личности учителя / под ред. Ю. Н. Кулюткина, Г. С. Сухобской. Л.: ЛГУ, 1980. — 164 с.
  142. Методы педагогического исследования / под ред. В. И. Журавлева. М.: Просвещение, 1972. — 159 с.
  143. Методы сбора информации в социологических исследованиях / отв. ред. В. Г. Андреенков, О. М. Маслова: в 2 кн. М.: Наука, 1990. — Кн. 1. — 232 с.
  144. Методы сбора информации в социологических исследованиях / отв. ред. В. Г. Андреенков, О. М. Маслова: в 2 кн. М.: Наука, 1990. — Кн. 2. — 224 с.
  145. , С. Ф. Преподаватель в зеркале студенческой аудитории / С. Ф. Минакова // Вестник высшей школы. 1986. — № 11. — С. 21−26.
  146. , JI. М. Психологические особенности внутрилич-ностных противоречий учителя / Л. М. Митина, О. В. Кузьменкова // Вопросы психологии. 1998. — № 3 — С. 3−16.
  147. , Л. М. Психология профессионального развития учителя / Л. М. Митина. М.: Флинта: МПСИ, 1998. — 200 с.
  148. , Л. М. Формирование профессионального самосознания учителя / Л. М. Митина // Вопросы психологии. 1990. -№ 3. — С. 9−14.
  149. , H. Н. От традиционной организации учебного процесса к новым педагогическим технологиям / H. Н. Михайлова // Профессиональное образование. — 1997. — № 9. — С. 28−30.
  150. , Г. А. Экспериментальное изучение негативных переживаний учителя в профессиональной деятельности / Г. А. Мкртчан, Л. В. Тарабакина // Диагностика и развитие педагогических способностей. Н. Новгород: Олимп, 1993. — 206 с.
  151. , И. М. Социальное партнерство в России / И. М. Модель, Б. С. Модель // Социологические исследования. 2000. — № 9. — С. 42−49.
  152. , JI. В. Структура качества повышения квалификации работников образования / Л. В. Мозгарев // Педагогика. -2004. № 10. — С. 48−53.
  153. , А. Г. К вопросу о дидактической адаптации первокурсников вуза / А. Г. Мороз // в кн.: Психологические и социально-психологические особенности адаптации студента.- Ереван, 1973. -198 с.
  154. , Н. А. Социальная адаптация студента и современные образовательные технологии / Н. А. Московцев // Право и образование. 2003. — № 1. — С. 85−94.
  155. , В. Н. Основные проблемы и современное состояние психологии отношений человека / В. Н. Мясищев // Психологическая наука в СССР. М.: Просвещение, 1960. — 1 13 с.
  156. , Р. С. Психология : учеб. пособие для учащихся пед. училищ, студентов пед. ин-тов и работников системы подготовки, повышения квалификации и переподготовки пед. кадров. М.: Просвещение, 1990. — 301 с.
  157. Непрерывное образование как педагогическая система: сб. науч. тр. / НИИ высшего образования / отв. ред. Н. Н. Нечаев. -М.: НИИВО, 1995. 156 с.
  158. , Л. И. От конфликта к межсекторному партнерству / Л. И. Никовская, В. Н. Якимец // Журнал социологии и социальной антропологии. 2003. — Т. 6. — № 1. — С. 96−112.
  159. , А. М. Принципы демократизации профессионального образования / А. М. Новиков // Педагогика. 2000. — № 1. — С. 20−27.
  160. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / под ред. Е. С. Полат. М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 272 с.
  161. Общая психология: учебник / под ред. А. В. Петровского. М.: Просвещение, 1986. — 210 с.
  162. , С. И. Толковый словарь русского языка : 72 500 слов и 7 5000 фразеологических выражений / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова / Российская Академия Наук- Институт русского языка — Российский фонд культуры. М.: АЗЪ, 1993. — 960 с.
  163. , А. А. Современный учитель : социальный престиж и профессиональный статус / А. А. Орлов // Педагогика. 1999. — № 7. — С. 60−68.
  164. Основы педагогики и психологии высшей школы / под ред. А. В. Петровского. М.: Педагогика, 1986. — 1 17 с.
  165. Основы педагогического мастерства / под ред. И. А. Зюзя-на. М.: Просвещение, 1990. — 108 с.
  166. , Н. Г. Становление творческой индивидуальности педагога / Н. Г. Осухова // Педагогика. 1992. — № 3−4. — С. 27−34.
  167. , С. А. Подготовка конкурентоспособных специалистов на основе социального партнерства / С. А. Отставнова // Профессиональное образование. 2004. — № 5. — С. 29.
  168. , В. П. Освоение деятельности в условиях взаимодействия ученика с учителем / В. П. Панюшкин // Психолого-педагогические проблемы взаимодействия учителя и учащихся / под ред. А. А. Бодалевой, В. Я. Ляудис. М.: Просвещение, 1980. — 228 с.
  169. , В. П. Функции и формы сотрудничества учителя и учащихся в учебной деятельности : автореф. дисс.. канд. психол. наук / В. П. Панюшкин. М., 1984. — 21 с.
  170. Педагогика: учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов. 4-е изд. — М.: Школьная Пресса, 2002. — 512 с.
  171. Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б. М. Бим-Бад — ред. кол.: М. М. Безруких, В. А. Болотов, Л. С. Глебо-ва и др. М.: Большая Российская энциклопедия, 2002. — 528 с.
  172. , П. Е. Объединения работодателей: потенциал в социальном партнерстве / П. Е. Петрова // Экономическая социология. 2003. — Т. 4. — № 1. — С. 64−80.
  173. , А. В. Психология неадаптивной активности / А. В. Петровский. М.: Просвещение, 1992. — 288 с.
  174. , В. А. Личность в психологии. Парадигмы субъектности / В. А. Петровский. Ростов н/Д.: «Феникс», 1996. -262 с.
  175. , Ж. Избранные психологические труды : пер. с англ. и фр. / вступ. статья В. А Лекторского, В. Н. Садовского, Э. Г. Юдина. М.: Международная педагогическая академия, 1994. — 680 с.
  176. , П. И. Психолого-дидактический справочник преподавателя высшей школы / П. И. Пидкасистый, Л. М. Фридман, М. Г. Гарунов. М.: Педагогическое общество России, 1999. — 354 с.
  177. , А. И. Педагогическое образование : цель, задачи и содержание / А. И. Пискунов // Педагогика. 1995. — № 4. — С. 59−63.
  178. , В. В. Адаптивная методическая система обучения: методология проектирования / В. В. Плещев // Высшее образование сегодня. 2003. — № 12. — С. 42−48.
  179. , JI. А. Психологический анализ трудностей общения у студентов : автореф. дисс.. канд. психол. наук / Л. А. Поварницина. М., 1987. — 18 с.
  180. , В. Д. Миссия университета история и современность / В. Д. Повзун // Вестник ОГУ. — 2005. — № 1. — С. 13−21.
  181. , Т. С. Анализ затруднений в педагогической деятельности начинающих учителей / Т. С. Полякова. М.: Педагогика, 1983. — 128 с.
  182. , Н. Ю. Педагогика сотрудничества : путь к успеху / Н. Ю. Посталюк. Казань: КГПИ, 1992. — 143 с.
  183. , А. Д. Профессиональный интерес как педагогическая проблема / А. Д. Потемкин // Вестник ОГУ. Оренбург, 2001. — № 5. — С. 28−33.
  184. Профессиональная адаптация молодежи / под ред. В. С. Немченко и др. М.: Просвещение, 1968. — 124 с.
  185. Профессиональная деятельность молодого учителя / под ред. С. Т. Вершловского, Л. И. Лесохиной. М.: Просвещение, 1982. — 207 с.
  186. Профессиональная педагогика: учебник для студентов, обучающихся по педагогическим специальностям и направлениям / под ред. С. Я. Батышева. М.: Ассоциация «Профессиональное образование», 1997. — 512 с.
  187. , Е. Ю. Факторы профессионального самоопределения преподавателей педагогических вузов / Е. Ю. Пряжникова // Вопросы психологии. 1994. — № 6. — С. 64−73.
  188. Психология социальной работы / О. Н. Александрова, О. Н. Боголюбова, Н. Л. Васильева и др. — под общей ред. М. А. Гули-ной. СПб.: Питер, 2002. — 352 с.
  189. Психология: словарь / под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. 2-е изд. — М.: Политиздат, 1990. — 494 с.
  190. , JT. В. Особенности познавательной деятельности в ситуациях непосредственного общения / Л .В. Путляева, Р. Т. Сверчкова // Мышление: процесс, деятельность, общение. М.: Просвещение, 1982. — 238 с.
  191. , А. А. Психология педагогической деятельности / А.
  192. A. Реан. Ижевск: ИжГПУ, 1994. — 130 с.
  193. , П. Е. Обучение профессиональной деятельности студентов педколледжа / П. Е. Решетников // Педагогика. 1997. — № 4. — С. 78−82.
  194. , В. М. Азбука педагогического труда / В. М. Рогинский. М.: Просвещение, 1990. — 178 с.
  195. , К. Р. Становление личности. Взгляд на психиатрию / пер. с англ. М. Злотник. М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. -416 с.
  196. , Н. С. Философия гуманитарного образования (Ценностные основания и концепция базового гуманитарного образования в высшей школе) / Н. С. Розов. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1993. — 468 с.
  197. Российская педагогическая энциклопедия: в 2 т. / гл. ред.
  198. B. В. Давыдов. М.: Большая Российская энциклопедия, 1993. Т.1. -А-М.- 608 с.
  199. , С. Л. Избранные философско-психологические труды: основы онтологии, логики и психологии / С. Л. Рубинштейн / РАН. М.: Наука, 1997. — 463 с.
  200. , В. В. Организация и развитие совместных действий у детей в процессе обучения / В. В. Рубцов. М.: Наука, 1987. -167 с.
  201. , Е. В. Социально-психологические деформации личности учителя / Е. В. Руденский // Мир психологии. 1999. — № 2. — С. 169−174.
  202. , В. Г. Непрерывное образование и развитие творческого потенциала учителя (теория взаимодействия): монография / В. Г. Рындак. М.: Педагогический вестник, 1997. — 244 с.
  203. , И. А. Развитие рефлексивных механизмов профессионального самосовершенствования студентов будущих психологов / И. А. Савенкова // Стандарты и мониторинг в образовании.- 2000. № 4. — С. 32−36.
  204. , Н. А. Проблемы формирования будущего специалиста / Н. А. Савотина // Педагогика. 1997. — № 1. — С. 58−61.
  205. Сазонова, 3. Болонский процесс: позиция российского преподавателя / 3. Сазонова // Высшее образование в России. 2004.- № 4. С. 26−37.
  206. , О. В. Общение как фактор развития аксиологического потенциала будущего учителя : автореф. дисс. на соиск. уч. степ. канд. пед. наук. 13.00.01 / О. В. Сальдаева. Оренбург, 2000. -22 с.
  207. , Н. А. Адаптационные процессы в среде молодежи / Н. А. Свиридов // Социс. 2002. — № 1. — С. 90−96.
  208. Селезнева, 3. Г. Некоторые условия формирования общественной активности студентов / 3. Г. Селезнева // Вопросы методики воспитания студенческой молодежи. Тамбов, 1973. — 157 с.
  209. , О. П. Об адаптации студентов-первокурсников / О. П. Семенова // Специалист. 2004. — № 1. — С. 12−16.
  210. , Ю. Н. Интеграция содержания профессионального образования / Ю. Н. Семин // Педагогика. 2001. — № 2. — С. 20−25.
  211. , Ю. В. Гуманитарные основы педагогического образования / Ю. В. Сенько. М.: Издательский центр «Академия», 2000. — 144 с.
  212. , В. В. Исследование проблемы профессиональной адаптации выпускников средних школ на производстве / В. В. Сергеев. М.: Просвещение, 1977. — 186 с.
  213. В. В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем / В. В. Сериков. М.: Издательская корпорация «Логос», 1999. — 272 с.
  214. , В. В. Личностный подход в образовании: концепции и технологии: монография / В. В. Сериков. Волгоград: Перемена, 1994. — 152 с.
  215. , В. А. Педагогика и психология ненасилия в образовательном процессе / В. А. Ситаров, В. Г. Маралов. М.: Академия, 2000. — 216 с.
  216. , Г. Б. Совершенствование педагогического мастерства преподавателей вузов / Г. Б. Скок. М.: Просвещение, 1986. -106 с.
  217. , В. А. Психология и педагогика / В. А. Сласте-нин, В. П. Каширин. М.: Школьная пресса, 2001. — 512 с.
  218. , В. А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки / В. А. Сластенин. М.: Просвещение, 1976. — 210 с.
  219. , В. А. Целостный педагогический процесс как объект профессиональной деятельности учителя / В. А. Сластенин, А. И. Мищенко. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. — 376 с.
  220. В. А. Введение в педагогическую аксиологию: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, Г. И. Чижакова. М.: Издательский центр «Академия», 2003. -192 с.
  221. Словарь русского языка: в 4 т. М.: БСЭ, 1957. — Т. 1. -340 с.
  222. , С. Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности / С. Д. Смирнов. М.: Издательский центр «Академия», 1995. — 378 с.
  223. , В. С. Учительство как социально-профессиональная группа / В. С. Скобкин, П. С. Писарский, Ю. О. Коломиец. М.: Школьная пресса, 1996. — 228 с.
  224. , Е. Адаптация при обучении профессии / Е. Со-ловцева // Народное образование. 2004. — № 9. — С. 202−207.
  225. , А. В. Социальное партнерство. Комментарий к Трудовому кодексу РФ / А. В. Соловьев. М.: Издательство «Дело и Сервис», 2003. — 240 с.
  226. Социальная работа / под общей редакцией проф. В. И. Курбатова. Серия «Учебники, учебные пособия» Ростов н/Д.: «Феникс», 2000. — 576 с.
  227. Социальная энциклопедия / ред. кол.: А. П. Горкин, Г. Н. Карелова, Е. Д. Катульский. М.: Большая Российская энциклопедия, 2000. — 438 с.
  228. Социальное партнерство: словарь-справочник / рук. авт. кол. В. Н. Киселев, В. Г. Смольков. М.: ОАО Издательство «Экономика», 1999. — 236 с.
  229. Социальный менеджмент / под ред. Д. В. Валового. М.: ЗАО «Бизнес школа «Интел-Синтез», Академия труда и социальных отношений, 1999. — 384 с.
  230. , М. И. Профессиональные способности педагога: Аксиология воспитания и обучения / М. И. Станкин. М.: Московский психолого-социальный институт, «Флинта», 1998. — 147 с.
  231. Субъект действия, взаимодействия, познания (Психологические, философские, социокультурные аспекты) / под ред. Э. В. Сайко. М.: Московский психолого-социальный институт — Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2001. — 288 с.
  232. , Г. 3. К проблеме социально-психологической адаптации первокурсников среднего профессионального образования / Г. 3. Сураева // Прикладная психология. 2000. — № 5. — С. 62−66.
  233. , В. А. Воспитание гражданина / В. А. Су-хомлинский. М.: Педагогика, 1972. — 213 с.
  234. , Н. Ф. Пути разработки профиля специалиста / Н. Ф. Талызина, Н. Г. Печенюк, Л. Б. Хихловский. Саратов: СарПГУ, 1987. — 164 с.
  235. , Е. Б. Формирование профессионального интереса у будущих учителей / Е. Б. Тесля // Педагогика. 2000. — № 7. — С. 58−63.
  236. , Л. Н. Содружество основа прогресса педагогического образования / JI. Н. Тихонов, А. А. Гримоть // Педагогика. -1999. — № 7. — С. 68−72.
  237. , В. А. Стили профессиональной деятельности / В. А. Толочек. М.: Смысл, 2000. — 199 с.
  238. , П. И. Адаптивное управление педагогическими системами / П. И. Третьяков. М.: Издат. центр «Академия», 2003. — 368 с.
  239. , А. П. Организация творческой учебно-познавательной деятельности учащихся / А. П. Тряпицина. JI.: ЛГУ, 1989. — 91 с.
  240. , Ю. И. Как помочь учителю стать учителем? / Ю. И. Турчанинова // Директор школы. 1993. — № 1. — С. 24−27.
  241. , X. Г. Учитель и культура: проблемы подготовки педагогических кадров / X. Г. Тхагапсоев // Педагогика. -1998. № 1. — С. 66−72.
  242. , М. В. Социология и психология управления : учебное пособие / М. В. Удальцова, Л. К. Аверченко. Ростов — н/Д.: «Феникс», 2001. — 320 с.
  243. , Д. Н. Экспериментальные основы психологии : хрестоматия по психологии: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / под ред. А. В. Петровского / сост. В. В. Мироненко. М.: Наука, 1997. — С. 152−158.
  244. Учитель, которого ждут / под ред. И. А. Зязюна. М.: Просвещение, 1988. — 208 с.
  245. , Э. Межличностные отношения в студенческой среде / Э. Фаустова // Высшее образование в России. 1999. — № 1. -С. 96−98.
  246. , Д. И. Психология развивающейся личности / Д. И. Фельдштейн. М.-Воронеж: Наука, 1996. — 296 с.
  247. Философский словарь / под ред. И. Т. Фролова. 5-е изд. — М.: Политиздат, 1986. — 590 с.
  248. Философский энциклопедический словарь / ред. С. С. Аве-ринцев, Э. А. Араб-Оглы, Л. Ф. Ильичев и др. 2-е изд. — М.: Сов. энциклопедия, 1989. — 815 с.
  249. Философский энциклопедический словарь. М.: Сов. энциклопедия, 1989. — 912 с.
  250. Философско-психологические проблемы развития образования / под ред. В. В. Давыдова. М.: Изд-во Интор, 1994. — 128 с.
  251. , Ю. Г. Преподавание и воспитание в высшей школе: методология, цели и содержание, творчество: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / Ю. Г. Фокин. М.: Академия, 2002. -204 с.
  252. , А. Р. Развитие личности в процессе профессионализации / А. Р Фонарев // Вопросы психологии. 2004. — № 6. — С. 72−83.
  253. , Т. В. Синдром «эмоционального сгорания» как показатель профессиональной дезадаптации учителя / Т. В. Форманюк // Вопросы психологии. 1994. — № 6. — С. 17−21.
  254. Фрейд, 3. Я и ОНО // История психологии (10−30-е гг. Период открытого кризиса): тексты. 2-е изд. / под ред. П. Я. Гальперина, А. Н. Ждан. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1992. — С. 243−272.
  255. , Г. Т. О понятийном аппарате педагогики / Г. Т. Хайрулин // Советская педагогика. 1991. — № 5. — С. 56−59.
  256. , И. Ф. О педагогическом мастерстве, творчестве и новаторстве / И. Ф. Харламов // Педагогика. 1992. — № 7−8. — С. 93−96.
  257. , А. Типология морального сознания студенческой молодежи / А. Хвостов // Развитие личности. 1999. — № 3. — С. 121−151.
  258. , Г. А. Совместная учебная деятельность как основа формирования умения учиться : автореф. дисс. на соиск. уч. степ. докт. психол. наук / Г. А. Цукерман. М., 1992. — 26 с.
  259. , Д. И. Экономика, организация и планирование высшего образования / Д. И. Чупрунов, Е. Н. Жильцов. М.: Просвещение, 1988. — 228 с.
  260. , В. Д. Психология деятельности и способности человека / В. Д. Шадриков. М.: Изд. корпорация «Логос», 1996. -320 с.
  261. , И. А. Педагогическая оценка и мастерство учителя / И. А. Шадрикова // Педагогика. 1991. — № 10. — С. 87−90.
  262. , Р. X. Социально-психологические основы управления: руководитель и педагогический коллектив / Р. X. Шакуров. М.: Просвещение, 1990. — 208 с.
  263. , М. В. Самостоятельная работа студентов как система интенсивной адаптации / М. В. Шамардина // Специалист. -2002. № 9. — С. 16−17.
  264. , Т. И. Управление образовательными системами / Т. И. Шамова, П. И. Третьяков, Н. П. Капустин. М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2001. — 320 с.
  265. , Ю. Синергетика в управлении учреждением образования / Ю. Шаронин // Высшее образование в России. 1999. -№ 4. — С. 14−18.
  266. , С. Г. Избранные педагогические сочинения : в 2 т. / С. Г. Шацкий. М.: Педагогика, 1980. — Т 1. — 304 с.
  267. , Л. Б. Профессиональная идентичность : монография / Л. Б. Шнейдер. М.: МОСУ, 2001. — 210 с.
  268. , Г. П. Очерки по философии образования / Г. П. Щедровицкий. М.: ПЦ «Эксперимент», 1993. — 154 с.
  269. , А. И. Психологическая структура личности и закономерности ее формирования / А. И. Щербаков // Психология личности и педагогическая психология. Л.: ЛГУ, 1971. — 468 с.
  270. , Н. Е. Воспитание: новый взгляд с позиции культуры / Н. Е. Щуркова. М.: Образовательный центр «Педагогический поиск», 1997. — 78 с.
  271. , Б. Д. Действие как единица развития / Б. Д. Эльконин // Вопросы психологии. 2004. — № 1. — С. 35−49.
  272. , А. Ф. Активизация учебно-познавательной деятельности студентов / А. Ф. Эсаулов. М.: Просвещение, 1982. -236 с.
  273. , Э. Г. Системный подход и принципы деятельности / Э. Г. Юдин. М.: Наука, 1979. — 391 с.
  274. , И. М. Психология взаимопонимания / И. М. Юсупов. Казань: Татарское кн. изд-во, 1991. — 192 с.
  275. , И. М. Профессиональное самосознание педагога / И. М. Юсупов // Советская педагогика. 1989. — № 12. — С. 34−37.
  276. , В. А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности / В. А. Ядов. М.: Добросвет, 2000. — 596 с.
  277. , В. А. Психология учебной деятельности студентов / В. А. Якунин. М.: АСТ-Пресс, 1994. — 178 с.
  278. , Е. А. Школа для всех : адаптивная модель (Теоретические основы и практическая реализация) / Е. А. Ямбург. М.: Новая школа, 1996. — 352 с.
  279. Curren, Ch. Distance teahing at university level Historical Perspektive and potential / Ch. Curren // University Level Distance Edukation in Europe. Weinhem. 1996. — P. 19−31.
  280. Maslow, А. H. Foward a Personaliti of Being / А. H. Maslow. NY, Toronto-London, 1982. — 310 p.
  281. Nuttin, Y. R. Future time perspektive and motivation / Y. R. Nuttin. L.U. Press, 1985. — 235 p.
Заполнить форму текущей работой