Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Заключение. 
Управление процессом профессионального становления начинающего учителя

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Проведенные нами теоретические исследования, показали, что сущности понятия профессионального становления учителя, этапам, фазам профессионального развития учителя уделялось достаточно внимания учеными исследователями: Дж. Х. Вонк, Э. Ф. Зеер, К. М. Левитан, Н. В. Матолыгина, А. К. Маркова, Ю. П. Поваренков, В. И. Слободчиков, А. Маслоу, и др. Все они рассматривали данный процесс… Читать ещё >

Заключение. Управление процессом профессионального становления начинающего учителя (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Проблема ухода начинающих учителей из школы после первого года работы остается открытой и связана в основном с возникновением противоречий между существующими возможностями начинающего учителя и требованиями профессии; в противоречии между личностными ожиданиями начинающего учителя от процесса педагогической деятельности и реальностью происходящих «школьных событий». Личность «примеряет» требования профессии на имеющуюся систему мотивов и оценивает профессию с точки зрения возможности удовлетворения в ней все большего числа своих потребностей. Разрешение возникших противоречий приводит к успешному профессиональному становлению и дальнейшему профессиональному развитию педагога. Чем больше возможностей предоставляет профессия для удовлетворения потребностей и интересов человека, тем прочнее его закрепление в профессиональной деятельности. С этих позиций в работе нами представлено комплексное видение процесса профессионального становления начинающего учителя, показаны возможности управления этим процессом в рекомендательном формате.

Проведенные нами теоретические исследования, показали, что сущности понятия профессионального становления учителя, этапам, фазам профессионального развития учителя уделялось достаточно внимания учеными исследователями: Дж. Х. Вонк, Э. Ф. Зеер, К. М. Левитан, Н. В. Матолыгина, А. К. Маркова, Ю. П. Поваренков, В. И. Слободчиков, А. Маслоу, и др. Все они рассматривали данный процесс с психологической или педагогической позиций, определяли этапы профессионального развития учителя по-своему. В результате мы не обнаружили единого мнения в определении категорий «становление», «профессионального становления». Проанализировав и обобщив многочисленные исследования ученых, нами разработана поэтапная структура профессионального развития, дано рабочее понятие профессионального становления начинающего учителя, как начальный этап профессионального развития учителя, основным признаком завершения которого является способность учителя выбирать способы решения задач по организации учебной деятельности учащихся в изменяющихся условиях, готовность к самоактуализации и к саморазвитию. Показана взаимосвязь подпроцессов профессионального развития (профессиональных намерений, профессионального становления, профессионального формирования и профессионального преобразования) учителя в логике управления данными процессами.

Управление — это категория сферы экономики и бизнеса. Мы обратились к теоретическим исследованиям и практикам в сфере экономики и бизнеса. Изучив, проанализировав и обобщив исследования в области управления таких ученых как В. Р. Веснин, Л. И. Евенко, А. П. Егоршин, А. Я. Кибанов, Е. Ф. Коханов, С. Лиз мы выработали определение понятия управления в контексте нашего исследования как — целенаправленное воздействие субъекта управления на объект через интегрированный процесс планирования, организации, мотивации и контроля. Поскольку объектом управления является процесс профессионального становления начинающего учителя, нами проведена интеграция понятий управление и профессиональное становление. Управление процессом профессионального становления начинающего учителя — интегрированный процесс планирования, организации, координации, мотивации и контроля начального этапа профессионального развития учителя с целью формирования способности у начинающего учителя выбирать способы решения задач по организации учебной деятельности учащихся в изменяющихся условиях, готовности к самоактуализации и саморазвитию.

Исследованиям феномена клиентоориентированности сегодня уделяют все больше внимания ученые сферы экономики и бизнеса, возможность интеграции данного феномена в образовательную сферу может стать перспективной линией дальнейших исследований. Данный феномен не является объектом нашего исследования, но теоретические изыскания в это области показали, что одним из принципов управления является ориентация на внутреннего клиента — сотрудника — учителя. Все функции управления осуществляются с ориентацией на учителя. Ведь именно уровень удовлетворенности учителя оказывает влияние на качество образования, соответственно на удовлетворенность родителей. Удовлетворенный учитель лоялен к школе, вносит вклад в ее развитие и вряд ли уволится.

Поэтому для построения концепции управления процессом профессионального становления начинающего учителя в формате рекомендаций, эмпирическая часть нашей работы была построена в логике исследований, основанных на мнениях, выявленных потребностях, затруднениях всех субъектов управления, то есть с ориентацией на клиентов как внутренних (сотрудников), так и внешних (родителей, учащихся).

В ходе эмпирического исследования мы выявили, что самый важный и не выполняемый в образовательных организациях этап профессионального становления — это адаптация начинающего учителя, представленная нами в виде этапов: ориентация, действенная адаптация и профессиональная адаптация. Именно успешное прохождение этапа ориентации, действенной адаптации позволит, по мнению респондентов, снизить уровень неопределенности и беспокойства, тревожности из-за отсутствия необходимой для работы информации; повысить удовлетворенность работой; освоить основные нормы корпоративной культуры и правила поведения; выстраивать систему взаимодействия с коллегами; станет основой развития позитивного отношения к сфере образования в целом. Поэтому в работе наиболее подробным образом в рекомендательном формате описан именно данный этап профессионального становления начинающего учителя. Основным инструментом управления является диагностика, которая может осуществляться в различных формах, в том числе в виде диагностических карт, анкет, опросников, разработанных специалистами. В ходе эмпирического исследования нами были выявлены типичные затруднения, с которыми сталкивается начинающий учитель, затруднения объединены в группы и предложена комплексная и урочная диагностика профессиональных затруднений. Выявлено, что в качестве диагностики может выступать экспертное заключение при аттестации учителей на квалификационную категорию, показатели и критерии эффективности деятельности педагогических работников, разработанные для заключения эффективного контракта.

Таким образом, поставленная нами цель по разработке рекомендаций по управлению профессионального становления начинающего учителя выполнена. Содержащиеся в диссертации основные положения, выводы и полученные результаты ориентированы на применение в сфере образования.

Материалы исследования могут быть использованы: руководителями образовательных учреждений и организаций для управления процессом профессионального становления начинающего учителя; органами государственной власти и местного самоуправления при выработке государственной и региональной политики в направлении «Наставник как штатная единица образовательной организации»; учреждениями дополнительного профессионального образования при подготовке специалистов и разработке программ в областях, востребованных начинающими учителями. Перспективными линиями исследования могут быть: проектирование программы по обучению наставников; поиск возможностей мотивации учителей 60+; изучение феномена клиентоориентированности в сфере образования.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой