Развитие иноязычной учебной компетентности на начальном этапе профессионального языкового образования
Диссертация
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялась: в процессе опытного обучения на первом курсе факультета иностранных языков Шадринского государственного педагогического институтана Уральских лингвистических чтениях в Уральском государственном педагогическом университете (Екатеринбург, 2002) — на международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы лингвистики… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Психолого-дидактические основы развития иноязычной учебной компетентности
- 1. 1. Учебная компетентность как компонент профессиональной компетентности будущего учителя ИЯ
- 1. 2. Иноязычная учебная компетентность в подготовке учителя ИЯ: анализ методической действительности
- 1. 3. Функционально-содержательная характеристика иноязычной учебной компетентности в овладении ИЯ в учебных ситуациях первого года обучения
- Выводы по 1 главе
- Глава 2. Методика развития иноязычной учебной компетентности на начальном этапе профессионального языкового образования
- 2. 1. Общие требования к процессу развития иноязычной учебной компетентности
- 2. 2. Комплекс упражнений для развития иноязычной учебной компетентности и его применение в учебном процессе на занятиях по практике речи на первом курсе
- 2. 3. Опытная проверка комплекса упражнений и интерпретация ее результатов
- Выводы по 2 главе
Список литературы
- Акмеология: Учебное пособие / Деркач А., Зазыкин В. — СПб.: Питер, 2003. —256 с.
- Абульханова-Славская, К. А. Существует ли для психологии проблема индивида? / К.А. Абульханова-Славская // Вопросы философии. — 1972. — № 7. —С. 32−37.
- Ананьев, Б.Г. О проблемах современного человекознания / Б. Г. Ананьев. — М.: Наука, 1977.
- Апанович, Е.В. Методика формирования учебного умения самостоятельно активизировать языковой материал (Начальный этап, языковой вуз): дис.. канд. пед. наук: 13.00.02. / Апанович Е. В. — Иркутск, 2003. — 189 с.
- Артамонова, Е.П. Формирование иноязычной коммуникативной компетентности у будущих учителей иностранного языка на основе социокультурного подхода : дис. канд. пед. наук: 13.00.08. / Артамонова Е. П. — Магнитогорск, 2004. — 173 с.
- Бабенко, О.А. Профессионально важные качества личности менеджера. — 2003. — Электронный ресурс. — http://psi.lib.ru/statyi/sbornik/profklm.htm.
- Баграмова, Н.В. О структуре профессиональной компетенции учителя иностранного языка / Н. В. Баграмова. — Горький, 1981. — Вып. 3.
- Бархаев, Б.П. От учебной деятельности к субъектному подходу / Б. П. Бархаев, И. В. Сыромятников // «Инновации в образовании». — 2003. — № 2. — С. 44—64.
- Безрукова, B.C. Словарь нового педагогического мышления / B.C. Безрукова. — Екатеринбург: Альтернативная педагогика, 1996. — 94 с.
- Белоглазова, С.И. Подготовка будущих лингвистов к самостоятельной учебной деятельности по овладению новыми профессиональными подъязыками : дис.. канд. пед. наук: 13.00.08. / Белоглазова С. И. — Екатеринбург, 2006. — 176 с.
- Бердичевский, A.JI. Оптимизация системы обучения иностранному языку в педагогическом вузе / A.JI. Бердичевский. — М., В.ш., 1989.104 с.
- Бибин, О.А. Базовый курс немецкого языка для студентов факультетов иностранных языков. Ч. 1 = Grundkurs Deutsch fur Studenten der Fremdsprachenfakultaten / O.A. Бибин. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2000. — 384 с.
- Бим, И. Л. Теория и практика обучения немецкому языку в средней школе: Проблемы и перспективы: Учебное пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2103 «Иностр. язык» / И. Л. Бим. — М.: Просвещение, 1988. — С. 105.
- Бобыкина, И.А. Формирование лингвосамообразовательной компетентности будущего учителя в процессе профессионально-педагогической подготовки : дис.. канд. пед. наук: 13.00.08. / Бобыкина И. А. — Челябинск, 2003. — 184 с.
- Божович, Л.И. Избранные психологические труды / Л.И. Божович- под ред. Д. И. Фельдштейна. — М., 1995.
- Болотов, В.А. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе / В. А. Болотов, В. В. Сериков // Педагогика.— 2003. — № 10. — С. 32—38.
- Братченко, С.Л. Гуманитарные смыслы последипломного педагогического образования / С. Л. Братченко // Постдипломное педагогическое образование: проблемы качества. СПб., 2003. — С. 139−163.
- Брусянина, О.П. Обучение студентов старших курсов языкового факультета самостоятельной учебной деятельности по усвоению новых грамматических явлений : дис.. канд. пед. наук: 13.00.08 / О. П. Брусянина — Екатеринбург, 2000.
- Бурденюк, Г. М. Управление СУД при обучении ИЯ. — Кишинев, 1988.
- Бурденюк, Г. М. Управление самостоятельной учебной деятельностью при обучении иностранным языкам взрослых : дис.. докт. пед. наук. / Бурденюк Г. М. —М, 1993.
- Бухаров, В.М. Практический курс немецкого языка. Ч. 1: Учебник. / В. М. Бухаров, Н. В. Чайковская, И. М. Канакова — М.: Ин. язык, 2004. — 416 с.
- Вартанова, К.Ю. Адаптация студентов к учебной иноязычной деятельности в вузе / К. Ю. Вартанова // Лемпертовские чтения: ПГЛУ, 2003. —С. 27—33.
- Введенский, В.Н. Компетентность педагога как важное условие успешности его профессиональной деятельности / В. Н. Введенский // Инновации в образовании. — 2002. — № 4. — С. 25—29.
- Введенский, В.Н. Моделирование профессиональной компетентности педагога / В. Н. Введенский // Педагогика. — 2003. — № 10. — С. 11—17.
- Власенко, Н.М. Формирование дискурсивной социокультурной компетенции в процессе профессионально-языковой подготовки специалистов межкультурной коммуникации: дис.. канд. пед. наук: 13.00.08. / Власенко Н. М. — М&bdquo- 2004. — 170 с.
- Войтова, С.А. Социальная культура и роль образования в ее формировании : автореферат дис. д-ра филол. наук / С. А. Войтова. — СПб., 1997.
- Волина, С.А. Время немецкому. В 3 частях. / С. А. Волина, Г. Б. Воронина, Л. М. Карпова — М.: Иностранный язык, 2001. — 624 с.
- Воробьева, Е.И. Профессионально направленное формирование лингвострановедческой компетенции учителя английского языканемецкое отделение, 4—5 курсы) : дис.. канд. пед. наук: 13.00.02. / Воробьева Е. И. — СПб., 1999. — 212 с.
- Гальскова, Н.Д. Теория обучения иностранным языкам: Лингводидактика и методика: Учеб. пособие для студ. лингв, ун-тов и фак. ин. яз. высш. пед. учеб. заведений. / Н. Д. Гальскова, Н. И. Гез. — М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 336 с.
- Гандельман, В.А. «Немецкий язык. Учебник / В. А. Гандельман, А. Г. Катаева. — М.: Высш. шк., 2001. — 333 с.
- Гиниатуллин, И.А. Самостоятельная учебная деятельность по овладению иностранным языком на специальном факультете: учеб. пособие к спецкурсу / И. А. Гиниатуллин — — Свердловский гос. пед. институт -Свердловск, 1990. — 96 с.
- Глоссарий терминов рынка труда, разработки стандартов образовательных программ и учебных планов. Европейский фонд образования. ЕФО, 1997.
- Годунов, Б.П. Об основных направлениях в образовании и профессиональном развитии учителя / Б. П. Годунов // Непрерывное профессиональное образование: проблемы, поиски, решения. Часть 2. — Сыктывкар, 2000. —С. 107—109.
- Горденко, Н.В. Формирование академических компетенций у студентов вуза : дис.. канд. пед. наук: 13.00.08. / Горденко Н. В. Ставрополь, 2006.-160с.
- Государственный образовательный стандарт высшего проф. образования (21 700).— М., 1995.
- Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (направление 620 100 „Лингвистика и межкультурная коммуникация“, — М., 2000.— 30 с. (А)
- Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Специальность 33 200 Иностранный язык. Квалификация учитель иностранного языка. — М., 2000 (Б)
- Давыдов, В.В. Проблемы развивающего обучения: учеб. пособие для студентов высших учебных заведений / В. В. Давыдов. — М.: Издательский центр „Академия“, 2004. — 288 с.
- Давыдов, В.В. Теория деятельности и социальная практика / В. В. Давыдов // Вопросы философии. — 1996. — № 5 — С. 15−21.
- Давыдова, М.А. Деятельностная методика обучения иностранным языкам / М.А. Давыдова— М., 1990.
- Даль, В.И. Толковый словарь живого великорусского языка / В.И. Даль- под ред. проф. М. И. Бодуэна де Куртене: в четырех томах.— М., Цитадель, 1998. — Т. 2. — 1024 с. — Электронный ресурс. http://vidahl.agava.ru/index.htm
- Деркач, А.А. Педагогическая эвристика: Иск-во овладения ИЯ / А. А. Деркач, С. Ф. Щербак. — М.: Педагогика, 1991, — 224 с.
- Дмитриева, Т.В. Субъектно-ориентированные ситуации как элементы образовательного пространства / Т. В. Дмитриева / Статья 35. — 2001. — Электронный ресурс. — http://www.festu.rU/ru/structure/library/library/science/s 131 /content.htm.
- Дридзе, Т.М. Текстовая деятельность в структуре социальной коммуникации / Т. М. Дридзе. — М., 1984.
- Жарова, JI.B. Организация самостоятельной учебно—познавательной деятельности учащихся : учеб. пособие к спецкурсу. Л.: ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1986. — 140 с.
- Жоглина, Г. Г. Развитие умений коммуникативной компетенции на основеиспользования аутентичных видеодокументов (французский язык, языковой вуз): дис.. канд. пед. наук: 13.00.02. / Жоглина Г. Г. -Пятигорск, 1998. 309 с.
- Зеер, Э.Ф. Компетентностный подход к модернизации профессионального образования / Э. Зеер, Э. Сыманюк // Высшее образование в России. — 2005,№ 4.-С. 32—38.
- Зеер, Э.Ф. Личностно ориентированные технологии профессионального развития специалиста : науч.-метод. пособие. / Э. Ф. Зеер, О. Н. Шахматова. Екатеринбург: изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 1999. — 245 с.
- Зиброва, Г. Т. Учебный курс современного немецкого языка. Интенсивный курс для начинающих / Г. Т. Зиброва. — М.: ООО „ЧеРо“, 2002. — 536 с.
- Зимняя, И.А. Ключевые компетентности как результативно—целевая основа компетентностного подхода в образовании. Авторская версия / И. А. Зимняя. — М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004.
- Зимняя, И.А. Педагогическая психология : учебник для вузов. / И. А. Зимняя. 2-е изд., доп., испр. и перераб. — М.: Логос, 2003. — 384 с.
- Зимняя, И.А. Психологическая характеристика иностранного (второго) языка как объекта овладения в языковом вузе / И. А. Зимняя // Сб. науч. трудов МГИИЯ им. М. Тореза — М., 1980 — Вып. 162. с. 54.
- Зимняя», И. А. Психологические аспекты обучения говорению на ИЯ / И. А. Зимняя. — М., 1978.
- Исаев, В.А. Образование взрослых: компетентностный подход: учебно— методическое пособие / В. А. Исаев, В. И. Воротилов. Рос. акад. образования, Ин-т образования взрослых, Санкт-Петербург: ИОВ РАО, 2005.
- Капаева, А.Е. Методика организации самостоятельной работы по изучению иностранного языка у студентов младших курсов факультетов иностранных языков : дис.. канд. пед. наук: 13.00.02. / Капаева А. Е. -Москва, 2001.-226 с.
- Ковалева, Ю.Ю. Формирование методической компетенции будущего учителя английского языка как второго иностранного (на базе немецкого языка как первого иностранного): дис.. канд. пед. наук: 13.00.02. / Ковалева Ю. Ю. Томск, 2003. — 307 с.
- Коджаспирова, Г. М. Педагогический словарь. / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. — М.: Издательский центр «Академия», 2001. 176 с. — С. 62.
- Козлова, Н.Б. Развитие профессиональной компетентности будущего учителя иностранного языка в процессе иноязычной подготовки в вузе : дис.. канд. пед. наук: 13.00.08. / Козлова Н. Б. Магнитогорск, 2003. -148 с.
- Комиссарова, Н.В. Формирование профессионально-коммуникативной компетентности будущих переводчиков : дис. канд. пед. наук: 13.00.08. / Комиссарова Н. В. Челябинск, 2003. — 179 с.
- Коннова, З.И. Развитие профессиональной иноязычной компетенции будущего специалиста при многоуровневом обучении в современном вузе : дис. д-ра пед. наук: 13.00.08. / Коннова З. И. Тула, 2003. — 355 с.
- Коряковцева, Н.Ф. Современная методика организации самостоятельнойработы изучающих иностранный язык: пособие для учителей. — М.: *1. АРКТИ, 2002. — 176 с.
- Крахмалев, А.П. Формирование общих учебных умений обучающихся как условие освоения компетентностного подхода в обучении : учеб.-метод, пособие. — Омск: Оме. гос. пед. ун-т, 2005.
- Кузьмина, Н.В. Методы системного педагогического исследования / Н. В. Кузьмина.-Л., 1980.
- Кузьмина, Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения / Н. В. Кузьмина. — М., 1990.
- Кузьмина, Н.В. Подготовка учителя в педагогическом институте и университете: (Опыт системного исследования) / Н. В. Кузьмина, А. А. Реан // Профессионализм педагога. — Ижевск, 1992. — Ч. 1. — С. 4344.
- Кучеряну, М.Г. Самостоятельная работа студентов в вузах Великобритании : дис.канд. пед. наук: 13.00.08. / Кучеряну М. Г. — Ярославль, 1997.
- Левитан, К.М. Организация самообразования учителей иностранных языков :метод. рекомендации. Свердловск, 1974.
- Леонтьев, А.А. Основы психолингвистики / А. А. Леонтьев. — М., 1999.
- Леонтьев, А.Н. Психологические вопросы сознательности учения // Избр. психологические произведения. Т. 1. М., 1983.
- Леонтьев, А.Н. Деятельность, сознание, личность / А. Н. Леонтьев. -Второе издание. М.: Политиздат, 1977. — 304 с.
- Лернер, Н.Я. Дидактические основы формирования познавательной самостоятельности при изучении гуманитарных дисциплин : дис.. д-ра пед. наук / Н. Я. Лернер. М., 1970.
- Ломакина, О.Е. Проективный подход к формированию коммуникативной компетенции студентов языкового вуза (Английский язык): дис.. д-ра пед. наук: 13.00.02. / Ломакина О. Е. Тамбов, 2004. — 452 с.
- Ломов,* Б.Ф. Научно-технический прогресс и средства умственного развития человека / Б. Ф. Ломов // Психологический журнал, т. 6., 1985. с. 40—44.
- Максимова, Г. А. Формирование профессионально-методических умений на начальном этапе в языковом вузе (на материале немецкого языка): дис.. канд. пед. наук: 13.00.08 / Максимова Г. А. — М., 1987.
- Маркова, А.К. Психология профессионализма / А. К. Маркова. — М., 1996.
- Маркова, А.К. Психологический анализ профессиональной компетентности учителя / А. К. Маркова // Советская педагогика. — 1990. — № 8* — С. 21—26.
- Маркова, А.К. Формирование мотивов учения / А. К. Маркова. М.: Просвещение, 1980. — 191с.
- Матукайтес, З.В. Некоторые вопросы методики и организации CP студентов над овладением речью на 1 году обучения на языковом факультете / З. В. Матукайтес // Уч. записки I МГПИ, Т. XXII: Методика преподавания ИЯ в языковых вузах. М., 1959.
- Матушевская, Г. В. Современные тенденции развития педагогических компетенций студентов — будущих учителей в вузах Франции: автореферат дис.. канд. пед. наук: 13.00.08. / Матушевская Г. В. — Казань, 2000.
- Метакогнитивные механизмы как регуляторы интеллектуальной деятельности. — М., 2003. Электронный ресурс. — http://metacognition.narod.rLi/Metacognition.htm
- Миньяр-Белоручев, Р. К. Методический справочник. Толковый словарь терминов методики обучения языкам / Р.К. Миньяр-Белоручев. — М.: Стелла, 1996, — 144 с.
- Миролюбов, А.А. Сознательно-сопоставительный метод обучения иностранным языкам / А. А. Миролюбов. — М., 1998.
- Митина, J1.M. Психология профессионального развития / JI.M. Митина. — М., 1998.-140 с.
- Молчанов, С.Г. Профессиональная компетентность в системе повышения квалификации / С. Г. Молчанов // Интеграция методической (научно-методической) работы и системы повышения квалификации кадров. Челябинск, 2003.-С. 4.
- Московская региональная программа для школ с углубленным изучением ИЯ, лицеев и гимназий, 3—4 модель. М., 2000.
- Немецко-русский (основной) словарь: ок. 95 000 слов / К. Лейн, Д. Г. Мальцева, А. Н. Зуев, Н. М. Минина, Д. О. Добровольский, В. Е. Кузавлев, М. Я. Цвиллинг, И. Б. Пригоникер, Т. П. Зорина, М. Л. Лерман, А. В. Панкин.
- М.: Рус. яз., 1992. — 1040 с.
- Немов, Р.С. Психология : в 3-х кн.— М: Владос, 2000. Книга 2: Психология образования. — 608 с.
- Немов, Р.С. Психология: словарь—справочник в двух частях / Р. С. Немов.
- М.: Владос Пресс, 2003. — С. 713.
- Никитина, Г. В. Формирование исследовательских умений студентов младших курсов : автореф. дис. д-ра пед. наук: (13.00.0) / Никитина Г. В.1. СПб., 1992. —38 с.
- Общепредметное содержание образовательных стандартов. Проект «Стандарт общего образования» / под ред. А. В. Хуторского. — М., 2002.
- Огаркова, А.П. Теория и практика педагогического управления развитием познавательной самостоятельности студентов (На материале предметовгуманитарного цикла): дис.. д-ра пед. наук: 13.00.01. / Огаркова А. П. -Магнитогорск, 1999. 406 с.
- Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. — М.: Азъ Ltd., 1992. — 960 с.
- Орлов, Ю.М. Стимулирование побуждения к учению / Ю. М. Орлов, Н. Д. Творогова, В. И. Шкуркин. — М.: Педагогика, 1988. — 75 с.
- Павлова, И.П. Обучающие программы в самостоятельной работе студентов по иностранному языку : автореф. докт. пед. наук / Павлова И. П. — М., 1992. —35 с. «
- Падишина, Г. В. Речеведческие компоненты текстотек учебников как средство формирования профессиональной компетенции студентов языковых вузов (на материале немецкого языка): дис.. канд. пед. наук: 13.00.08. / Падишина Г. В. Тольятти, 2002. — 235 с.
- Педагогика профессионального образования: Учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / Е. П. Белозерцев, А. Д. Гонеев, А. Г. Пашков и др.- под ред. В. А. Сластенина. — М.: Изд. центр «Академия», 2004. — 368 с.
- Пересторонина, И.Л. Формирование языковой компетенции при обучении лексике второго иностранного языка (на примере англо—французских когнатов): дис.. канд. пед. наук: 13.00.02. / Пересторонина И. Л. М., 2003.- 198 с.
- Петров, А.В. Управление учебными ситуациями в дидактической компьютерной среде / А. В. Петров, В. В. Ребро // Конгресс конференций: Электронные технологии в образовании. — М., 2001. Электронный ресурс. http://ito.edu.ru/2001/index.html.
- Петровский, А.В. Личность. Деятельность. Коллектив / А. В. Петровский. — М.: Политиздат, 1982. — 120 с.
- Пидкасистый, П.И. Навыки самообразования важная цель обучения / П. И. Пйдкасистый, А. Е. Пискунов // Вестник высшей школы. — 1987. — № 4. -С. 31−34.
- Постовалова, В.И. Язык как деятельность / В. И. Постовалова. — М., 1982.
- Примерная программа дисциплины «Методика преподавания педагогики» для специальности 33 400. — Мин-во образов. РФ, 2002.
- Программа по немецкому языку для общеобразовательных школ с углубленным преподаванием немецкого языка. М.: «Просвещение», 1999.
- Программы педагогических институтов. Сб. № 2. Практика устной и письменной речи немецкого языка. Для специальности № 2103 «Иностранный язык».— М.: «Просвещение», 1982.— 49с.
- Программы педагогических институтов. Сб. № 4. Практика устной и письменной речи. Для специальности № 2103 «Иностранный язык».— М.: «Просвещение», 1988.— 39с.
- Профессиограмма учителя иностранного языка / сост. С. Ф. Шатилов, К. И. Саломатов, К. С. Рабунский. — Ленинград, 1985.
- Психологический словарь. — Томск, 2001. — Электронный ресурс. http://www.tomsk.ru/Books/psycho 1 /index 1 .html.
- Рабочая программа дисциплины «Практика устной и письменной речи» для специальности 33 200 Иностранный язык с дополнительной специальностью. — Кафедра немецкого языка и МП ШГПИ, 2004.
- Равен, Джон. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация / пер. с англ. / Джон Равен. — М.: «Когито-Центр», 2002. —396 с.
- Рыжаков, М.В. Ключевые компетенции в стандарте / М. В. Рыжаков // Стандарты и мониторинг в образовании. — М., 1999. — 34 с.
- Саломатов, К.И. Основные функции иноязычной речи учителя в процессе обучения иностранному языку / К. И. Саломатов // Сб. Проблемыпрофессионально-педагогической направленности в преподавании иностранных языков как специальности. — Горький, 1981. Вып. 3.
- Слободчиков, В.И. Выявление и категориальный анализ нормативной структуры индивидуальной деятельности / В. И. Слободчиков // Вопросы психологии. — 2000. — № 2. — С. 43−55.
- Словарь практического психолога / сост. С. Ю. Головин. Минск, Харвест, 1998.-800с.
- Смирнова, Е.А. Профессионально-направленное формирование социокультурной компетенции в процессе подготовки будущих учителей иностранного языка (на материале немецкого языка): дис.. канд. пед. наук: 13.00.02. / Смирнова Е. А. М., 2001. — 182 с.
- Современный словарь иностранных слов. — М.: Русский язык, 1992. — 752 с.
- Соколова, J1.A. Рефлексивный компонент деятельности как необходимое условие развития учителя и учащихся / Л. А. Соколова // ИЯШ, — 2004. — № 3. С. 26−29.
- Степанова, Е.И. Студент как субъект деятельности / Е. И. Степанова // Становление психологической школы Б. Г. Ананьева: Памятные даты и события —СПб., 2003.-С. 143—158.
- Стратегия модернизации содержания общего образования: Материалы для разработки документов по обновлению общего образования. М., 2001. -349 с.
- Супрун, Н.И. Практический курс немецкого языка : учебник, Ч 2 / Н. И. Супрун, Т. И. Кулигина, В. Шмальц. — М.: Ин. язык, 2004. — 560 с.
- Тамбовкина, Т.Ю. К проблеме автономии обучающихся иностранным языкам в педвузе / Т. Ю. Тамбовкина // ИЯШ, 1998. № 4. — С.84 — 85.
- Тараскина, Я.В. Проектная методика как средство формированияиноязычной коммуникативной компетенции студентов языкового вуза *немецкий язык, второй курс) : дис.. канд. пед. наук: 13.00.02. / Тараскина Я. В. Улан-Удэ, 2003. — 206 с.
- Тарева, Е.Г. Теоретические основы и педагогическая технология формирования рационального стиля учебной деятельности у студентов университета : дис.. д-ра пед. наук: 13.00.01. / Тарева Е. Г. Иркутск, 2002.-317 с.
- Татур, Ю.Г. Компетентность в структуре модели качества подготовки специалиста. // Высшее образование сегодня. — 2004. № 3. — С. 30−35.
- Тихонова, Е.В. Саморегулируемое обучение как условие профессионального самообразования учителя : дис.. канд. пед. наук: 13.00.08. / Тихонова Е. В. Екатеринбург, 2000. — 151 с.
- Толковый словарь русского языка / под ред. Д. И. Ушакова: в 4 т. / М., 1935. — Т. 1.
- Унт, И. Э. Индивидуализация и дифференциация обучения / И. Э. Унт. — М.: Педагогика, 1990. — 192 с.
- Федорова, М.А. Учебное задание как средство формирования самостоятельной деятельности школьников : дис,. канд. пед. наук: 13.00.01. / Федорова М. А. Орел, 2002. — 196 с.4
- Философский словарь. — М., 2002. — Электронный ресурс. — http://ksana-k.narod.ru/Book/Filosof7main.html.
- Формирование познавательной самостоятельности школьников в процессе усвоения системы ведущих знаний и способов деятельности: под ред. Т. И. Шамовой. М., 1975.
- Фридман, JI.M. Изучение личности учащегося и ученического коллектива / JI.M. Фридман, Т. А. Пушкина, И .Я. Каплунович. — М.: Просвещение, 1988. — 207 с.
- Хапчаева, С.Х. Формирование у школьников общеучебных умений и навыков в условиях непрерывного образования : автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.08. / Хапчаева С. Х. М., 1997. — 22 с.
- Харламов, И.Ф. Активизация учения школьников / И. Ф. Харламов. -Минск, 1970.- 158 с.
- Холодная, М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования / М. А. Холодная. — Москва — Томск, 1997. — 391 с.
- Хуторской, А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты / А. В. Хуторской // Доклад на отделении философии образования и теории педагогики РАО 23 апреля 2002. — Центр «Эйдос», 2002. — Электронный ресурс. — www.eidos.ru/news/compet.htm.
- Хуторской, А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования / А. В. Хуторской // Народное образование. 2003. — № 2. — С. 58 — 64.
- Шаронова, В.Б. Самообразование будущего учителя как важный компонент повышения уровня его профессиональной готовности : дис.. канд. пед. наук: 13.00.08. / Шаронова В. Б. Челябинск, 2001. — 196 с.
- Шрейдер, Г. А. Руководить сообразно ситуации / Шрейдер Г. А. — М., 1994.
- Эльконин, Б.Д. Понятие компетентности с позиций развивающего обучения / Б. Д. Эльконин // Современные подходы к компетентностно-ориентированному образованию. Красноярск, 2002. — с. 27.
- Эльконин, Д.Б. Психическое развитие в детском возрасте / Д. Б. Эльконин // Избр. психологические труды. М., 1989.
- Якиманская, И.С. Требования к учебным программам, ориентированным на личностное развитие школьников / И. С. Якиманская // Вопросы психологии. — 1994. — № 2. — С. 72−75.
- Яхно, О.И. Самостоятельная работа студентов как средство специальной подготовки будущих учителей : дис.. канд. пед. наук: 13.00.08. / Яхно О. И. -М., 1982.
- Berliner Platz 2. Lehr- und Arbeitsbuch. Hueber Verlag, 2003.
- Bertelsmann Worterbuch der deutschen Sprache. — Wissen Media Verlag GmbH, Gutersloh/ Munchen, 2004. — 1608 S.
- Bimmek P. Lernerautonomie und Lernstrategien. Fernstudieneinheit 23 / Peter Bimmel, Ute Rampillon, Herrad Messe, — Munchen: Goethe—Institut, 2000.
- EM. Kursbuch. Michaela Perlmann-Balme, Susanne Schwalb, Dorte Weers. — Hueber Verlag, 2002.
- European Language Portfolio. Council of Europe. — Strasburg, 1997.
- Funk, H. Berufsbezogener Deutschunterricht. Grundlagen Lernziele -Aufgaben / Hermann Funk // In: Fremdsprache Deutsch. — Sondernummer. — 1992. —S. 4—14.
- Leontjew, A.A. Sprache soil nicht «fremd» sein / A.A. Leontjew // Lerntheorie. Tatigkeitstheorie. Fremdsprachenunterricht / Hrsg. S. Ehlers. Mtinchen, 1995.
- Modern Languages: Learning, Teaching, Assessment. A Common European Framework of Reference. Council of Europe. — Strasburg, 1986.
- Objectives for Foreign Language Learning. Council of Europe. — Strasburg, 1986.
- Schon, D. The Reflective Practitioner / D. Schon. New York: Basic Books, 1983.
- Spencer L.M. Competence at Work / L.M. Spencer and S.M. Spencer New York: Wiley, 1993.
- Tangram. Kursbuch. — Hueber Verlag, 2004.