Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Развитие иноязычной учебной компетентности на начальном этапе профессионального языкового образования

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялась: в процессе опытного обучения на первом курсе факультета иностранных языков Шадринского государственного педагогического институтана Уральских лингвистических чтениях в Уральском государственном педагогическом университете (Екатеринбург, 2002) — на международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы лингвистики… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Психолого-дидактические основы развития иноязычной учебной компетентности
    • 1. 1. Учебная компетентность как компонент профессиональной компетентности будущего учителя ИЯ
    • 1. 2. Иноязычная учебная компетентность в подготовке учителя ИЯ: анализ методической действительности
    • 1. 3. Функционально-содержательная характеристика иноязычной учебной компетентности в овладении ИЯ в учебных ситуациях первого года обучения
  • Выводы по 1 главе
  • Глава 2. Методика развития иноязычной учебной компетентности на начальном этапе профессионального языкового образования
    • 2. 1. Общие требования к процессу развития иноязычной учебной компетентности
    • 2. 2. Комплекс упражнений для развития иноязычной учебной компетентности и его применение в учебном процессе на занятиях по практике речи на первом курсе
    • 2. 3. Опытная проверка комплекса упражнений и интерпретация ее результатов
  • Выводы по 2 главе

Развитие иноязычной учебной компетентности на начальном этапе профессионального языкового образования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Проблема повышения качества образования вообще и профессионального образования в частности продолжает оставаться одной из актуальных проблем не только для России, но и для всего мирового сообщества. Формируемый на этой основе компетентностный подход к образованию, рассматриваемый и в контексте Болонского процесса, ведет к новому видению самого содержания образования, его методов и технологий.

Образование рассматривается сегодня, прежде всего, как условие для самоопределения и саморазвития индивида. Языковое образование играет в процессе развития личности чрезвычайно важную роль, поскольку язык, как известно, является инструментом создания и интерпретации «образа мира», проникновения в мировую культуру и осознания своей национально-культурной принадлежности, инструментом социального взаимодействия, формирования и социализации личности. Наступивший XXI век вносит коррективы и в перспективный портрет как обычного пользователя иностранными языками, так и лингвиста-профессионала. Суть потребностей в овладении и использовании неродного языка изменяется в сторону вариативности, многофункциональности, многоязычия и поликультурности. Все это меняет акценты и в области обучения/ овладения иностранным языком от «изучения ИЯ на всю жизнь» к «способности и готовности изучать язык и культуру в различных целях и образовательных контекстах в течение всей жизни».

Следовательно, и в области обучения/ овладения ИЯ необходим переход к продуктивным образовательным технологиям, которые ориентированы на самостоятельную учебную деятельность учащегося, что определяет перспективные направления языкового образования.

В связи с этим самостоятельная учебная деятельность учащегося становится важнейшим компонентом учебного процесса. Ориентация на развитие языковой личности и таких ее качеств, как способность к самостоятельному изучению языка и культуры (учебная компетентность), автономность в использовании ИЯ, креативность в решении различных задач средствами изучаемого языка, требует нового понимания содержания и методики организации учебной деятельности по овладению ИЯ с тем, чтобы сделать ее максимально продуктивной.

Умение саморазвиваться в процессе овладения ИЯ необходимо начинать формировать с самого начала профессиональной подготовки будущего специалиста в вузе. Именно на первом курсе языкового факультета, когда вчерашние школьники стремятся как можно быстрее овладеть основами лингвистической профессии, нужно помочь им научиться делать это целенаправленно, осознанно, эффективно. Они должны познакомиться с особенностями образовательного процесса в вузе, со спецификой изучения иностранного языка как специальности, выявить собственные свойства и качества как учащегося, содержание и способы реализации собственной учебной активности. Таким образом, развитие иноязычной учебной компетентности будущих специалистов является одним из важнейших направлений повышения качества их языковой подготовки и первым шагом к развитию практико-языковой самообразовательной компетентности лингвиста.

В силу этого развитие у будущих учителей учебной компетентности по овладению ИЯ имеет огромное значение в вузовской подготовке специалиста, а ее дефициты сказываются на уровне профессиональной компетентности в целом. Данные ряда исследований и наблюдения показывают незнание студентами общих правил организации самостоятельной учебной деятельности (далее СУД), недостаточный уровень владения учебно-познавательными умениями. Вследствие этого многие учителя впоследствии не могут организовать и эффективно управлять СУД учащихся.

Таким образом, усиливается необходимость всестороннего исследования проблемы формирования у будущего учителя иностранных языков знаний и умений в сфере самостоятельной учебной деятельности.

Проведенный анализ психолого-педагогической литературы, изучение диссертационных работ по проблемам СУД в целом и иностранному языку, в частности, показал, что к настоящему моменту накоплен значительный фонд исследований, раскрывающих важнейшие вопросы теории и практики СУД. Анализ психологических основ самостоятельной учебной деятельности, ее сущность, функции, закономерности развития, место в профессиональной деятельности нашли отражение в трудах В. В. Давыдова, Б. П. Есипова,.

A. Н. Леонтьева, И. Я. Лернера, В. Я. Ляудис, М. И. Махмутова, П. И. Пидкасистого, Г. Н. Серикова, М. Н. Скаткина, Н. Ф. Талызиной, И. А. Гиниатуллина и многих других.

Вопросами развития учебной компетентности («умений учиться») занимались многие исследователи, среди них: И. А. Бредихина, Н. Л. Галеева,.

B. А. Гаранин, Н. И. Дидусь, Е. Ю. Кашникова, А. В. Конышева, В. А. Кулько, Н. А. Мальцева, Е. М. Муравьев, П. И. Пидкасистый, М. У. Пискунов, Е. Н. Соловова, Е. А. Стурова, Е. А. Тирская, Н. К. Тутышкин, А. В. Усова, Д. Хамблин, П. Биммель, У. Рампиллон и др. Процесс развития учебной компетентности в овладении иностранным языком исследовали О. П. Брусянина, Л. А. Гашибаязова, И. А. Гиниатуллин, Ф. Г. Золотавина, А. Е. Капаева, Н. Ф. Коряковцева, О. М. Пиляй, Л. В. Трофимова, А. В. Хуторской, Е. В. Ятаева и др.

Значимость развития иноязычных учебных (аутометодических) умений студентов языковых факультетов, с одной стороны, и языковых/ коммуникативных (предметных) навыков и умений, с другой, позволяет нам говорить о необходимости развития у них иноязычной учебной компетентности, являющейся важной предпосылкой успешности их будущей деятельности как специалистов, идущих в ногу со временем, способных в процессе самообразования повышать свой уровень знаний для непрерывного совершенствования профессиональной деятельности. Однако, как показывает анализ, проблема развития иноязычной учебной компетентности на начальном этапе профессионального языкового образования, исследована мало.

Таким образом, на основании анализа психолого-педагогической и методической литературы, изучения опыта работы высшей школы, собственного опыта деятельности в качестве преподавателя иностранного языка было выявлено противоречие между, с одной стороны, потребностью современного общества в личности профессионала-лингвиста, умеющего учить язык, знающего, как осуществить эту деятельность оптимально, и, с другой стороны, недостаточной теоретической и практической разработанностью методики развития иноязычной учебной компетентности будущего учителя.

Данное противоречие, важность и актуальность проблемы, ее неразработанность послужили основанием для выбора темы исследования: «Развитие иноязычной учебной компетентности на начальном этапе профессионального языкового образования».

Цель исследования заключается в теоретическом обосновании и разработке комплекса упражнений для развития у студентов иноязычной учебной компетентности, призванного оптимизировать самостоятельную учебную деятельность по овладению ИЯ на начальном этапе обучения студентами языковых факультетов, изучающими немецкий язык в качестве основного иностранного.

Объектом исследования является процесс развития иноязычной учебной компетентности.

В качестве предмета исследования выступают входящие в состав иноязычной учебной компетентности умения, знания и личностные качества, подлежащие развитию в процессе СУД по овладению ИЯ в учебных ситуациях первого года обучения. Работа выполнена на материале немецкого языка.

Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что развитие иноязычной учебной компетентности у студентов первого курса будет успешным и результативным, если:

• будет определено место иноязычной учебной компетентности в структуре профессиональной компетентности учителя ИЯ;

• иноязычная учебная компетентность получит функционально-содержательную характеристику в виде необходимых умений, знаний и личностных качеств;

• это развитие будет осуществляться на основе специально разработанного комплекса упражнений и адекватной ему организации обучения;

• данный комплекс будет удовлетворять следующим основным требованиям: личностно-ориентированная направленность учебного процесса, деятельностный характер обучения в сочетании с принципами сознательности, творческой направленности и развития автономии учащегося в учебной деятельности по овладению ИЯкоммуникативная направленность обучения, взаимосвязанное обучение различным видам речевой деятельностиориентация на родную лингвокультуру (на родной язык) — преемственность в обученииучет этапа обученияадекватность формируемым умениям, включая аутометодическую составляющую, и целевым личностным качествампоэтапность формирования уменийнарастание познавательной самостоятельностиучет межаспектных и междисциплинарных связей.

Необходимость достижения поставленной цели и подтверждения выдвинутой гипотезы исследования предопределила постановку следующих задач:

1. Дать на основе компетентностного подхода общую характеристику иноязычной учебной компетентности как компонента профессиональной компетентности будущих учителей ИЯ.

2. Определить содержание иноязычной учебной компетентности на начальном этапе обучения на языковом факультете.

3. Охарактеризовать существующую методическую действительность применительно к развитию иноязычной учебной компетентности студентов языковых факультетов.

4. Сформулировать основные требования к комплексу упражнений для развития у студентов иноязычной учебной компетентности.

5. Разработать и описать соответствующий комплекс упражнений и опытно-экспериментальным путем проверить его эффективность.

Решение поставленных задач обусловило выбор следующих методов научного исследования: теоретический анализ научной литературы по проблематике исследованияанализ учебно-программной документации, учебных пособий по немецкому языкуанализ собственного педагогического опытапедагогическое наблюдениеанкетированиеисследовательское интервью (беседа) с обучаемымитестированиекачественный и количественный анализ результатов опытного обучения.

Методологической основой данного исследования послужили работы по теории личности и деятельности Д. Б. Богоявленской, JI. С. Выготского, П. Я. Гальперина, В. В. Давыдова, И. А. Зимней, А. Н. Леонтьева,.

A. К. Марковой, Н. А. Менчинской, С. JL Рубинштейна, В. В. Серикова, Н. Ф. Талызиной, Г. И. Щукиной, Б. Д. Эльконина, И. С. Якиманской и др.- по проблемам СУД Б. Г. Ананьева, JI. П. Аристовой, С. И. Архангельского, И. А. Гиниатуллина, И. А. Зимней, И. Я. Лернера, В. Я. Ляудис, Н. Ф. Коряковцевой, М. И. Махмутова, П. И. Пидкасистого, М. Н. Скаткина,.

B. А. Сластенина и др.- по основам компетентностного подхода И. А. Зимней, Н. В. Кузьминой, А. К. Марковой, Н. В. Матяш, В. В. Серикова,.

A. В. Хуторскогопо теории поэтапного формирования умственных действий.

B. П. Беспалько, П. Я. Гальперина, Н. Ф. Талызиной и др.- по теории и методике обучения иностранным языкам И. Л. Бим, Н. Д. Гальсковой, Н. И. Гез, И. А. Зимней, А. А. Леонтьева, Р. К. Миньяра-Белоручева,.

Е. И. Пассова, Г. В. Роговойзарубежные работы в области разработки стратегий самостоятельной работы (П. Биммеля, У. Рампиллон, Г. Функа).

Научная новизна исследования заключается в том, что в работе впервые ставится и решается проблема развития иноязычной учебной компетентности студентов первого курса в процессе занятий по практическому курсу ИЯ, предлагается теоретическое и практическое решение проблемы.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что характеристика целей обучения будущих лингвистов иностранному языку дополняется компонентом, связанным с овладением методикой иноязычной СУД, необходимым для развития иноязычной учебной компетентности. Определено понятие данной компетентности и охарактеризовано ее содержание.

Практическая значимость исследования выражается в разработке комплекса упражнений для развития иноязычной учебной компетентности у студентов первого курса языкового факультета. Материалы комплекса в модифицированном виде могут быть также использованы в рамках языковой подготовки студентов неязыковых специальностей.

Достоверность исследования обеспечивается его методологической основой, реализацией комплексных теоретических и эмпирических методов, всесторонним анализом данных опытного обучения.

Исследование проводилось в три этапа:

Первый этап (2001;2002) — изучение психолого-педагогической литературы по проблемам развития иноязычной учебной компетентности в профессиональном практико-языковом образовании, наблюдение за использованием способов и приемов самостоятельного овладения ИЯ студентами-лингвистами первого курса.

Второй этап (2003;2004) — разработка типологии учебно-познавательных действий по самостоятельному овладению ИЯразработка комплекса упражнений для развития у студентов иноязычной учебной компетентности в рамках занятий по практическому курсу ИЯ.

Третий этап (2005;2007) — проведение опытного обучения самостоятельному овладению ИЯ на основе разработанного комплекса упражненийанализ результатов опытного обученияоформление материалов диссертационного исследования.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялась: в процессе опытного обучения на первом курсе факультета иностранных языков Шадринского государственного педагогического институтана Уральских лингвистических чтениях в Уральском государственном педагогическом университете (Екатеринбург, 2002) — на международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы лингвистики, психолого-педагогические и методические аспекты обучения иностранным языкам» (Шадринск, 2004), на региональной научно-практической конференции «Самостоятельная учебная деятельность в различных формах профессионального языкового образования» (Екатеринбург, 2007), на заседаниях кафедры немецкого языка и МП Шадринского государственного педагогического института, в публикациях научно-исследовательских материалов.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Иноязычная учебная компетентность является одним из важнейших компонентов профессиональной компетентности учителя ИЯ и представляет собой способность к эффективной самостоятельной учебной деятельности по овладению ИЯ в условиях взаимодействия функционирующего и постепенно редуцирующегося педагогического управления и формирующегося и нарастающего самоуправления.

2. Иноязычная учебная компетентность включает необходимую базовую мотивацию, определенные убеждения (субъектную позицию), метакогнитивные знания («методический минимум») — предполагает развитие аутометодических метакогнитивных умений и аутометодически профилированных предметных умений, которые соответствуют аспектным (на основе типовых заданий) и комплексным аутометодически профилированным действиям (за пределами типовых заданий), а также развитие ряда личностных качеств включая целеустремленность, организованность, самостоятельность, работоспособность, гибкость, ответственность, дисциплинированность, инициативность, настойчивость, внимательность, интеллектуальные качества.

3. Средством развития иноязычной учебной компетентности в комплексе упражнений выступает комбинация предметных и аутометодических задач.

4. Комплекс упражнений для развития иноязычной учебной компетентности должен соответствовать ряду требований, которые изложены в гипотезе исследования.

5. На защиту выносится также разработанный комплекс упражнений для развития иноязычной учебной компетентности.

Структура работы: диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложений.

Выводы по второй главе.

Опираясь на теоретические положения, изложенные в первой главе, а также на анализ психолого-методических работ относительно принципов Л обучения иностранным языкам сформулированы требования к комплексу упражнений по развитию иноязычной учебной компетентности: личностно-ориентированная направленность учебного процесса, деятельностный характер обучениясознательность, творческая направленность, развитие автономии учащегося в учебной деятельности по овладению ИЯкоммуникативная направленность обучения, взаимосвязанное обучение различным видам речевой деятельностиориентация на родную лингвокультуру (на родной язык) — преемственность в обученииучет этапа обученияадекватность формируемым умениям и целевым личностным качествампоэтапность формирования щ уменийнарастание познавательной самостоятельностиучет межаспектных и междисциплинарных связей.

В соответствии с выдвинутыми требованиями был разработан комплекс упражнений, который отражает группы и виды умений и включает:

1) Аутометодические метакогнитивные упражнения.

2) Аутометодически профилированные объектные упражнения. Предложены несколько организационных форм реализации разработанного комплекса упражнений: 1) в рамках, практического курса основного ИЯ, когда соответствующие рабочие «блоки» интегрируются в * структуру практических занятий в процессе изучения отдельных тем курса- 2) первая форма может быть дополнена отдельным специальным курсом (курсом по выбору) — 3) в рамках практического курса ИЯ с последующим спецпрактикумом.

Ядром обучения при этом всегда остается комплекс упражнений, разработанный с учетом выделенных групп умений и целевых личностных качеств.

В нашем опытном обучении был реализован первый организационный вариант, поскольку он не предполагает введения в рабочие учебные планы дополнительных курсов и может быть осуществлен в любых организационных условиях.

Данный комплекс был апробирован в течение двух лет (с 2005 по 2007 гг.) со студентами первого курса немецкого отделения факультета иностранных языков Шадринского государственного педагогического института. Обучение было проводилось в пять этапов: диагностический этапинформационно-вводный этапэтап практического освоения СУДэтап систематизирующей рефлексии, коррекции и дальнейшего совершенствованияэтап итоговой рефлексии.

Эффективность обучения проверялась по четырем критериям: мотивационно-потребностному, когнитивному, практическому операциональному) и эмоционально-волевому критерию.

Для оценки успешности достигнутых результатов в соответствии с вышеназванными критериями нами были использованы следующие методы: наблюдение/самонаблюдение, анкетирование, самооценка, тестирование, опрос, сопоставление фактов проведения всех этапов подготовки с выводами, математическая обработка данных и рефлексия результатов опытного обучения.

Положительная динамика по всем указанным аспектам, как обобщающий критерий, позволяет нам сделать вывод об эффективности разработанного комплекса упражнений и его воспроизводимости для развития иноязычной учебной компетентности студентов в условиях вузовской подготовки в рамках аудиторных занятий по практическому курсу языка. В целом итоги опытного обучения подтверждают эффективность предлагаемой методики.

Заключение

.

В связи с развитием компетентностного подхода в образовании приоритетное значение в сфере профессионально-направленного лингвистического образования приобретает иноязычная учебная компетентность как неотъемлемая часть профессиональной познавательной компетентности преподавателя-лингвиста, основу которой составляют соответствующие учебно-познавательные умения, знания и личностные качества.

Выполненное диссертационное исследование было посвящено обоснованию необходимости развития данных умений и качеств у студентов первого курса языковых факультетових теоретическому описаниюразработке комплекса упражнений для развития выше обозначенных умений, знаний и качества также проверке эффективности предлагаемого комплекса упражнений в опытном обучении.

Остановимся на полученных результатах при решении задач теоретико-экспериментального исследования:

Первой задачей нашего исследования было на основе компетентностного подхода дать общую характеристику иноязычной учебной компетентности как компонента профессиональной компетентности будущих учителей ИЯ.

На основе проведенного анализа понятий «компетентность» и «компетенция» мы пришли к выводу о таком их соотношении, когда компетентность как комплексная личностная категория является результативно-целевым выражением компетенциикомпетентность — это владение компетенцией, а компетенция — это сфера компетентности.

Мы разграничили понятия профессиональной (практико-языковой) самообразовательной и иноязычной учебной компетентности в составе профессиональной компетентности будущего учителя ИЯ. Иноязычную учебную компетентность мы понимаем как способность к эффективной самостоятельной учебной деятельности по овладению ИЯ в процессе обучения в условиях взаимодействия функционирующего и постепенно редуцирующегося педагогического управления и формирующегося и нарастающего самоуправления.

Вторая задача нашего исследования заключалась в определении общего содержание иноязычной учебной компетентности на начальном этапе обучения на языковом факультете.

Определяющими стали при этом два фактора — деятельностный компонент и личностная составляющая. *.

Мы выделили в составе учебной компетентности следующие компоненты: необходимая базовая мотивация и определенные убеждения (субъектная позиция) — метакогнитивные знания («методический минимум») — умения (владение действиями) — определенные личностные качества.

Третья задача состояла в характеристике существующей методической действительности применительно к развитию иноязычной учебной компетентности студентов языковых факультетов.

Анализ психолого-педагогической литературы, программных документов, учебников и учебных пособий, позволил нам сделать вывод о том, что, несмотря на многочисленные упоминания разными авторами о необходимости формировать учебные умения, до настоящего времени нет явной направленности программ и учебников на развитие «умений учиться», как впрочем, и педагоги не ориентируются на организацию самостоятельной учебной деятельности обучаемых, в рамках которой и должна формироваться учебная компетентность. Это не согласуется с целеустановкой на развитие личности педагога, готового постоянно самосовершенствоваться, пополнять собственные знания, развивать практические умения и навыки.

Подводя итог нашему анализу методической действительности, связанной «с формированием учебной компетентности по овладению ИЯ, мы подтвердили актуальность данной темы исследования, исходя из повсеместно распространяющегося в образовательной сфере компетентностного подхода и, одновременно, неразработанности данной темы.

Четвертая задача исследования заключалась в формулировке основных требований к комплексу упражнений для развития у студентов иноязычной учебной компетентности.

При разработке данного комплекса упражнений мы опирались на ряд требований, выдвинутых нами в соответствии с общепедагогическими и методическими принципами обучения ИЯ: личностно-ориенгированная направленность учебного процесса в сочетании с сознательностью и творческой активностьюдеятельностный характер обученияразвитие автономии 4 учащегося в учебной деятельности по овладению ИЯкоммуникативная направленность обучениявзаимосвязанное обучения различным видам речевой деятельностиориентация на родную лингвокультуру (на родной язык) — преемственность в обученииучет этапа обученияадекватность формируемым умениям и целевым личностным качествампоэтапность формирования уменийнарастание познавательной самостоятельностиучет межаспектных и междисциплинарных связей.

Последняя пятая задача состояла в разработке и описании соответствующего комплекса упражнений и проверке опытно-экспериментальным путем его эффективности.

В соответствии с выше обозначенными требованиями мы разработали комплекс упражнений для развития иноязычной учебной компетентности, ставший ядром нашего опытного обучения. Комплекс включает в себя две группы упражнений: аутометодические метакогнитивные и аутометодически профилированные объектные упражнения, которые соответствуют выделенным группам умений.

Данный комплекс был апробирован в течение двух лет (с 2005 по 2007 г. г.) со студентами первого курса немецкого отделения факультета иностранных языков Шадринского государственного педагогического института.

Длительность обучения составляла четыре месяца (по два в каждом семестре) каждый год. Эффективность комплекса упражнений проверялась по нескольким критериям: мотивационно-потребностному — динамика * положительной мотивации, когнитивному — динамика знаний о СУД, практическому (операциональному) — динамика владения умениями СУД и эмоционально-волевому критерию — динамика владения личностными качествами.

Обобщающим критерием, позволяющим судить об эффективности учебно-методического комплекса, являлась положительная динамика по всем указанным аспектам (мотивация, знания, умения, личностные изменения).

Результаты опытного обучения позволяют нам сделать вывод об эффективности разработанного комплекса упражнений и его * воспроизводимости для развития иноязычной учебной компетентности студентов в условиях вузовской подготовки в рамках аудиторных занятий по практическому курсу языка. В целом итоги опытного обучения подтверждают эффективность предлагаемой методики.

Положительные результаты опытного обучения свидетельствуют о том, что поставленная в начале исследования цель достигнута, а гипотеза в целом подтвердилась.

В процессе работы возникли новые проблемы, которые требуют дальнейшего изучения. К ним можно отнести проблему преемственности в «обучении самостоятельной учебной деятельности по овладению иностранным языком между школой и вузом.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Акмеология: Учебное пособие / Деркач А., Зазыкин В. — СПб.: Питер, 2003. —256 с.
  2. Абульханова-Славская, К. А. Существует ли для психологии проблема индивида? / К.А. Абульханова-Славская // Вопросы философии. — 1972. — № 7. —С. 32−37.
  3. , Б.Г. О проблемах современного человекознания / Б. Г. Ананьев. — М.: Наука, 1977.
  4. , Е.В. Методика формирования учебного умения самостоятельно активизировать языковой материал (Начальный этап, языковой вуз): дис.. канд. пед. наук: 13.00.02. / Апанович Е. В. — Иркутск, 2003. — 189 с.
  5. , Е.П. Формирование иноязычной коммуникативной компетентности у будущих учителей иностранного языка на основе социокультурного подхода : дис. канд. пед. наук: 13.00.08. / Артамонова Е. П. — Магнитогорск, 2004. — 173 с.
  6. , О.А. Профессионально важные качества личности менеджера. — 2003. — Электронный ресурс. — http://psi.lib.ru/statyi/sbornik/profklm.htm.
  7. , Н.В. О структуре профессиональной компетенции учителя иностранного языка / Н. В. Баграмова. — Горький, 1981. — Вып. 3.
  8. , Б.П. От учебной деятельности к субъектному подходу / Б. П. Бархаев, И. В. Сыромятников // «Инновации в образовании». — 2003. — № 2. — С. 44—64.
  9. , B.C. Словарь нового педагогического мышления / B.C. Безрукова. — Екатеринбург: Альтернативная педагогика, 1996. — 94 с.
  10. , С.И. Подготовка будущих лингвистов к самостоятельной учебной деятельности по овладению новыми профессиональными подъязыками : дис.. канд. пед. наук: 13.00.08. / Белоглазова С. И. — Екатеринбург, 2006. — 176 с.
  11. , A.JI. Оптимизация системы обучения иностранному языку в педагогическом вузе / A.JI. Бердичевский. — М., В.ш., 1989.104 с.
  12. , О.А. Базовый курс немецкого языка для студентов факультетов иностранных языков. Ч. 1 = Grundkurs Deutsch fur Studenten der Fremdsprachenfakultaten / O.A. Бибин. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2000. — 384 с.
  13. Бим, И. Л. Теория и практика обучения немецкому языку в средней школе: Проблемы и перспективы: Учебное пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2103 «Иностр. язык» / И. Л. Бим. — М.: Просвещение, 1988. — С. 105.
  14. , И.А. Формирование лингвосамообразовательной компетентности будущего учителя в процессе профессионально-педагогической подготовки : дис.. канд. пед. наук: 13.00.08. / Бобыкина И. А. — Челябинск, 2003. — 184 с.
  15. , Л.И. Избранные психологические труды / Л.И. Божович- под ред. Д. И. Фельдштейна. — М., 1995.
  16. , В.А. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе / В. А. Болотов, В. В. Сериков // Педагогика.— 2003. — № 10. — С. 32—38.
  17. , С.Л. Гуманитарные смыслы последипломного педагогического образования / С. Л. Братченко // Постдипломное педагогическое образование: проблемы качества. СПб., 2003. — С. 139−163.
  18. , О.П. Обучение студентов старших курсов языкового факультета самостоятельной учебной деятельности по усвоению новых грамматических явлений : дис.. канд. пед. наук: 13.00.08 / О. П. Брусянина — Екатеринбург, 2000.
  19. , Г. М. Управление СУД при обучении ИЯ. — Кишинев, 1988.
  20. , Г. М. Управление самостоятельной учебной деятельностью при обучении иностранным языкам взрослых : дис.. докт. пед. наук. / Бурденюк Г. М. —М, 1993.
  21. , В.М. Практический курс немецкого языка. Ч. 1: Учебник. / В. М. Бухаров, Н. В. Чайковская, И. М. Канакова — М.: Ин. язык, 2004. — 416 с.
  22. , К.Ю. Адаптация студентов к учебной иноязычной деятельности в вузе / К. Ю. Вартанова // Лемпертовские чтения: ПГЛУ, 2003. —С. 27—33.
  23. , В.Н. Компетентность педагога как важное условие успешности его профессиональной деятельности / В. Н. Введенский // Инновации в образовании. — 2002. — № 4. — С. 25—29.
  24. , В.Н. Моделирование профессиональной компетентности педагога / В. Н. Введенский // Педагогика. — 2003. — № 10. — С. 11—17.
  25. , Н.М. Формирование дискурсивной социокультурной компетенции в процессе профессионально-языковой подготовки специалистов межкультурной коммуникации: дис.. канд. пед. наук: 13.00.08. / Власенко Н. М. — М&bdquo- 2004. — 170 с.
  26. , С.А. Социальная культура и роль образования в ее формировании : автореферат дис. д-ра филол. наук / С. А. Войтова. — СПб., 1997.
  27. , С.А. Время немецкому. В 3 частях. / С. А. Волина, Г. Б. Воронина, Л. М. Карпова — М.: Иностранный язык, 2001. — 624 с.
  28. , Е.И. Профессионально направленное формирование лингвострановедческой компетенции учителя английского языканемецкое отделение, 4—5 курсы) : дис.. канд. пед. наук: 13.00.02. / Воробьева Е. И. — СПб., 1999. — 212 с.
  29. , Н.Д. Теория обучения иностранным языкам: Лингводидактика и методика: Учеб. пособие для студ. лингв, ун-тов и фак. ин. яз. высш. пед. учеб. заведений. / Н. Д. Гальскова, Н. И. Гез. — М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 336 с.
  30. , В.А. «Немецкий язык. Учебник / В. А. Гандельман, А. Г. Катаева. — М.: Высш. шк., 2001. — 333 с.
  31. , И.А. Самостоятельная учебная деятельность по овладению иностранным языком на специальном факультете: учеб. пособие к спецкурсу / И. А. Гиниатуллин — — Свердловский гос. пед. институт -Свердловск, 1990. — 96 с.
  32. Глоссарий терминов рынка труда, разработки стандартов образовательных программ и учебных планов. Европейский фонд образования. ЕФО, 1997.
  33. , Б.П. Об основных направлениях в образовании и профессиональном развитии учителя / Б. П. Годунов // Непрерывное профессиональное образование: проблемы, поиски, решения. Часть 2. — Сыктывкар, 2000. —С. 107—109.
  34. , Н.В. Формирование академических компетенций у студентов вуза : дис.. канд. пед. наук: 13.00.08. / Горденко Н. В. Ставрополь, 2006.-160с.
  35. Государственный образовательный стандарт высшего проф. образования (21 700).— М., 1995.
  36. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (направление 620 100 „Лингвистика и межкультурная коммуникация“, — М., 2000.— 30 с. (А)
  37. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Специальность 33 200 Иностранный язык. Квалификация учитель иностранного языка. — М., 2000 (Б)
  38. , В.В. Проблемы развивающего обучения: учеб. пособие для студентов высших учебных заведений / В. В. Давыдов. — М.: Издательский центр „Академия“, 2004. — 288 с.
  39. , В.В. Теория деятельности и социальная практика / В. В. Давыдов // Вопросы философии. — 1996. — № 5 — С. 15−21.
  40. , М.А. Деятельностная методика обучения иностранным языкам / М.А. Давыдова— М., 1990.
  41. , В.И. Толковый словарь живого великорусского языка / В.И. Даль- под ред. проф. М. И. Бодуэна де Куртене: в четырех томах.— М., Цитадель, 1998. — Т. 2. — 1024 с. — Электронный ресурс. http://vidahl.agava.ru/index.htm
  42. , А.А. Педагогическая эвристика: Иск-во овладения ИЯ / А. А. Деркач, С. Ф. Щербак. — М.: Педагогика, 1991, — 224 с.
  43. , Т.В. Субъектно-ориентированные ситуации как элементы образовательного пространства / Т. В. Дмитриева / Статья 35. — 2001. — Электронный ресурс. — http://www.festu.rU/ru/structure/library/library/science/s 131 /content.htm.
  44. , Т.М. Текстовая деятельность в структуре социальной коммуникации / Т. М. Дридзе. — М., 1984.
  45. , JI.B. Организация самостоятельной учебно—познавательной деятельности учащихся : учеб. пособие к спецкурсу. Л.: ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1986. — 140 с.
  46. , Г. Г. Развитие умений коммуникативной компетенции на основеиспользования аутентичных видеодокументов (французский язык, языковой вуз): дис.. канд. пед. наук: 13.00.02. / Жоглина Г. Г. -Пятигорск, 1998. 309 с.
  47. , Э.Ф. Компетентностный подход к модернизации профессионального образования / Э. Зеер, Э. Сыманюк // Высшее образование в России. — 2005,№ 4.-С. 32—38.
  48. , Э.Ф. Личностно ориентированные технологии профессионального развития специалиста : науч.-метод. пособие. / Э. Ф. Зеер, О. Н. Шахматова. Екатеринбург: изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 1999. — 245 с.
  49. , Г. Т. Учебный курс современного немецкого языка. Интенсивный курс для начинающих / Г. Т. Зиброва. — М.: ООО „ЧеРо“, 2002. — 536 с.
  50. , И.А. Ключевые компетентности как результативно—целевая основа компетентностного подхода в образовании. Авторская версия / И. А. Зимняя. — М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004.
  51. , И.А. Педагогическая психология : учебник для вузов. / И. А. Зимняя. 2-е изд., доп., испр. и перераб. — М.: Логос, 2003. — 384 с.
  52. , И.А. Психологическая характеристика иностранного (второго) языка как объекта овладения в языковом вузе / И. А. Зимняя // Сб. науч. трудов МГИИЯ им. М. Тореза — М., 1980 — Вып. 162. с. 54.
  53. Зимняя», И. А. Психологические аспекты обучения говорению на ИЯ / И. А. Зимняя. — М., 1978.
  54. , В.А. Образование взрослых: компетентностный подход: учебно— методическое пособие / В. А. Исаев, В. И. Воротилов. Рос. акад. образования, Ин-т образования взрослых, Санкт-Петербург: ИОВ РАО, 2005.
  55. , А.Е. Методика организации самостоятельной работы по изучению иностранного языка у студентов младших курсов факультетов иностранных языков : дис.. канд. пед. наук: 13.00.02. / Капаева А. Е. -Москва, 2001.-226 с.
  56. , Ю.Ю. Формирование методической компетенции будущего учителя английского языка как второго иностранного (на базе немецкого языка как первого иностранного): дис.. канд. пед. наук: 13.00.02. / Ковалева Ю. Ю. Томск, 2003. — 307 с.
  57. , Г. М. Педагогический словарь. / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. — М.: Издательский центр «Академия», 2001. 176 с. — С. 62.
  58. , Н.Б. Развитие профессиональной компетентности будущего учителя иностранного языка в процессе иноязычной подготовки в вузе : дис.. канд. пед. наук: 13.00.08. / Козлова Н. Б. Магнитогорск, 2003. -148 с.
  59. , Н.В. Формирование профессионально-коммуникативной компетентности будущих переводчиков : дис. канд. пед. наук: 13.00.08. / Комиссарова Н. В. Челябинск, 2003. — 179 с.
  60. , З.И. Развитие профессиональной иноязычной компетенции будущего специалиста при многоуровневом обучении в современном вузе : дис. д-ра пед. наук: 13.00.08. / Коннова З. И. Тула, 2003. — 355 с.
  61. , Н.Ф. Современная методика организации самостоятельнойработы изучающих иностранный язык: пособие для учителей. — М.: *1. АРКТИ, 2002. — 176 с.
  62. , А.П. Формирование общих учебных умений обучающихся как условие освоения компетентностного подхода в обучении : учеб.-метод, пособие. — Омск: Оме. гос. пед. ун-т, 2005.
  63. , Н.В. Методы системного педагогического исследования / Н. В. Кузьмина.-Л., 1980.
  64. , Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения / Н. В. Кузьмина. — М., 1990.
  65. , Н.В. Подготовка учителя в педагогическом институте и университете: (Опыт системного исследования) / Н. В. Кузьмина, А. А. Реан // Профессионализм педагога. — Ижевск, 1992. — Ч. 1. — С. 4344.
  66. , М.Г. Самостоятельная работа студентов в вузах Великобритании : дис.канд. пед. наук: 13.00.08. / Кучеряну М. Г. — Ярославль, 1997.
  67. , К.М. Организация самообразования учителей иностранных языков :метод. рекомендации. Свердловск, 1974.
  68. , А.А. Основы психолингвистики / А. А. Леонтьев. — М., 1999.
  69. , А.Н. Психологические вопросы сознательности учения // Избр. психологические произведения. Т. 1. М., 1983.
  70. , А.Н. Деятельность, сознание, личность / А. Н. Леонтьев. -Второе издание. М.: Политиздат, 1977. — 304 с.
  71. , Н.Я. Дидактические основы формирования познавательной самостоятельности при изучении гуманитарных дисциплин : дис.. д-ра пед. наук / Н. Я. Лернер. М., 1970.
  72. , О.Е. Проективный подход к формированию коммуникативной компетенции студентов языкового вуза (Английский язык): дис.. д-ра пед. наук: 13.00.02. / Ломакина О. Е. Тамбов, 2004. — 452 с.
  73. Ломов,* Б.Ф. Научно-технический прогресс и средства умственного развития человека / Б. Ф. Ломов // Психологический журнал, т. 6., 1985. с. 40—44.
  74. , Г. А. Формирование профессионально-методических умений на начальном этапе в языковом вузе (на материале немецкого языка): дис.. канд. пед. наук: 13.00.08 / Максимова Г. А. — М., 1987.
  75. , А.К. Психология профессионализма / А. К. Маркова. — М., 1996.
  76. , А.К. Психологический анализ профессиональной компетентности учителя / А. К. Маркова // Советская педагогика. — 1990. — № 8* — С. 21—26.
  77. , А.К. Формирование мотивов учения / А. К. Маркова. М.: Просвещение, 1980. — 191с.
  78. , З.В. Некоторые вопросы методики и организации CP студентов над овладением речью на 1 году обучения на языковом факультете / З. В. Матукайтес // Уч. записки I МГПИ, Т. XXII: Методика преподавания ИЯ в языковых вузах. М., 1959.
  79. , Г. В. Современные тенденции развития педагогических компетенций студентов — будущих учителей в вузах Франции: автореферат дис.. канд. пед. наук: 13.00.08. / Матушевская Г. В. — Казань, 2000.
  80. Метакогнитивные механизмы как регуляторы интеллектуальной деятельности. — М., 2003. Электронный ресурс. — http://metacognition.narod.rLi/Metacognition.htm
  81. Миньяр-Белоручев, Р. К. Методический справочник. Толковый словарь терминов методики обучения языкам / Р.К. Миньяр-Белоручев. — М.: Стелла, 1996, — 144 с.
  82. , А.А. Сознательно-сопоставительный метод обучения иностранным языкам / А. А. Миролюбов. — М., 1998.
  83. Митина, J1.M. Психология профессионального развития / JI.M. Митина. — М., 1998.-140 с.
  84. , С.Г. Профессиональная компетентность в системе повышения квалификации / С. Г. Молчанов // Интеграция методической (научно-методической) работы и системы повышения квалификации кадров. Челябинск, 2003.-С. 4.
  85. Московская региональная программа для школ с углубленным изучением ИЯ, лицеев и гимназий, 3—4 модель. М., 2000.
  86. Немецко-русский (основной) словарь: ок. 95 000 слов / К. Лейн, Д. Г. Мальцева, А. Н. Зуев, Н. М. Минина, Д. О. Добровольский, В. Е. Кузавлев, М. Я. Цвиллинг, И. Б. Пригоникер, Т. П. Зорина, М. Л. Лерман, А. В. Панкин.
  87. М.: Рус. яз., 1992. — 1040 с.
  88. , Р.С. Психология : в 3-х кн.— М: Владос, 2000. Книга 2: Психология образования. — 608 с.
  89. , Р.С. Психология: словарь—справочник в двух частях / Р. С. Немов.
  90. М.: Владос Пресс, 2003. — С. 713.
  91. , Г. В. Формирование исследовательских умений студентов младших курсов : автореф. дис. д-ра пед. наук: (13.00.0) / Никитина Г. В.1. СПб., 1992. —38 с.
  92. Общепредметное содержание образовательных стандартов. Проект «Стандарт общего образования» / под ред. А. В. Хуторского. — М., 2002.
  93. , А.П. Теория и практика педагогического управления развитием познавательной самостоятельности студентов (На материале предметовгуманитарного цикла): дис.. д-ра пед. наук: 13.00.01. / Огаркова А. П. -Магнитогорск, 1999. 406 с.
  94. , С.И. Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. — М.: Азъ Ltd., 1992. — 960 с.
  95. , Ю.М. Стимулирование побуждения к учению / Ю. М. Орлов, Н. Д. Творогова, В. И. Шкуркин. — М.: Педагогика, 1988. — 75 с.
  96. , И.П. Обучающие программы в самостоятельной работе студентов по иностранному языку : автореф. докт. пед. наук / Павлова И. П. — М., 1992. —35 с. «
  97. , Г. В. Речеведческие компоненты текстотек учебников как средство формирования профессиональной компетенции студентов языковых вузов (на материале немецкого языка): дис.. канд. пед. наук: 13.00.08. / Падишина Г. В. Тольятти, 2002. — 235 с.
  98. Педагогика профессионального образования: Учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / Е. П. Белозерцев, А. Д. Гонеев, А. Г. Пашков и др.- под ред. В. А. Сластенина. — М.: Изд. центр «Академия», 2004. — 368 с.
  99. , И.Л. Формирование языковой компетенции при обучении лексике второго иностранного языка (на примере англо—французских когнатов): дис.. канд. пед. наук: 13.00.02. / Пересторонина И. Л. М., 2003.- 198 с.
  100. , А.В. Управление учебными ситуациями в дидактической компьютерной среде / А. В. Петров, В. В. Ребро // Конгресс конференций: Электронные технологии в образовании. — М., 2001. Электронный ресурс. http://ito.edu.ru/2001/index.html.
  101. , А.В. Личность. Деятельность. Коллектив / А. В. Петровский. — М.: Политиздат, 1982. — 120 с.
  102. , П.И. Навыки самообразования важная цель обучения / П. И. Пйдкасистый, А. Е. Пискунов // Вестник высшей школы. — 1987. — № 4. -С. 31−34.
  103. , В.И. Язык как деятельность / В. И. Постовалова. — М., 1982.
  104. Примерная программа дисциплины «Методика преподавания педагогики» для специальности 33 400. — Мин-во образов. РФ, 2002.
  105. Программа по немецкому языку для общеобразовательных школ с углубленным преподаванием немецкого языка. М.: «Просвещение», 1999.
  106. Программы педагогических институтов. Сб. № 2. Практика устной и письменной речи немецкого языка. Для специальности № 2103 «Иностранный язык».— М.: «Просвещение», 1982.— 49с.
  107. Программы педагогических институтов. Сб. № 4. Практика устной и письменной речи. Для специальности № 2103 «Иностранный язык».— М.: «Просвещение», 1988.— 39с.
  108. Профессиограмма учителя иностранного языка / сост. С. Ф. Шатилов, К. И. Саломатов, К. С. Рабунский. — Ленинград, 1985.
  109. Психологический словарь. — Томск, 2001. — Электронный ресурс. http://www.tomsk.ru/Books/psycho 1 /index 1 .html.
  110. Рабочая программа дисциплины «Практика устной и письменной речи» для специальности 33 200 Иностранный язык с дополнительной специальностью. — Кафедра немецкого языка и МП ШГПИ, 2004.
  111. Равен, Джон. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация / пер. с англ. / Джон Равен. — М.: «Когито-Центр», 2002. —396 с.
  112. , М.В. Ключевые компетенции в стандарте / М. В. Рыжаков // Стандарты и мониторинг в образовании. — М., 1999. — 34 с.
  113. , К.И. Основные функции иноязычной речи учителя в процессе обучения иностранному языку / К. И. Саломатов // Сб. Проблемыпрофессионально-педагогической направленности в преподавании иностранных языков как специальности. — Горький, 1981. Вып. 3.
  114. , В.И. Выявление и категориальный анализ нормативной структуры индивидуальной деятельности / В. И. Слободчиков // Вопросы психологии. — 2000. — № 2. — С. 43−55.
  115. Словарь практического психолога / сост. С. Ю. Головин. Минск, Харвест, 1998.-800с.
  116. , Е.А. Профессионально-направленное формирование социокультурной компетенции в процессе подготовки будущих учителей иностранного языка (на материале немецкого языка): дис.. канд. пед. наук: 13.00.02. / Смирнова Е. А. М., 2001. — 182 с.
  117. Современный словарь иностранных слов. — М.: Русский язык, 1992. — 752 с.
  118. Соколова, J1.A. Рефлексивный компонент деятельности как необходимое условие развития учителя и учащихся / Л. А. Соколова // ИЯШ, — 2004. — № 3. С. 26−29.
  119. , Е.И. Студент как субъект деятельности / Е. И. Степанова // Становление психологической школы Б. Г. Ананьева: Памятные даты и события —СПб., 2003.-С. 143—158.
  120. Стратегия модернизации содержания общего образования: Материалы для разработки документов по обновлению общего образования. М., 2001. -349 с.
  121. , Н.И. Практический курс немецкого языка : учебник, Ч 2 / Н. И. Супрун, Т. И. Кулигина, В. Шмальц. — М.: Ин. язык, 2004. — 560 с.
  122. , Т.Ю. К проблеме автономии обучающихся иностранным языкам в педвузе / Т. Ю. Тамбовкина // ИЯШ, 1998. № 4. — С.84 — 85.
  123. , Я.В. Проектная методика как средство формированияиноязычной коммуникативной компетенции студентов языкового вуза *немецкий язык, второй курс) : дис.. канд. пед. наук: 13.00.02. / Тараскина Я. В. Улан-Удэ, 2003. — 206 с.
  124. , Е.Г. Теоретические основы и педагогическая технология формирования рационального стиля учебной деятельности у студентов университета : дис.. д-ра пед. наук: 13.00.01. / Тарева Е. Г. Иркутск, 2002.-317 с.
  125. , Ю.Г. Компетентность в структуре модели качества подготовки специалиста. // Высшее образование сегодня. — 2004. № 3. — С. 30−35.
  126. , Е.В. Саморегулируемое обучение как условие профессионального самообразования учителя : дис.. канд. пед. наук: 13.00.08. / Тихонова Е. В. Екатеринбург, 2000. — 151 с.
  127. Толковый словарь русского языка / под ред. Д. И. Ушакова: в 4 т. / М., 1935. — Т. 1.
  128. Унт, И. Э. Индивидуализация и дифференциация обучения / И. Э. Унт. — М.: Педагогика, 1990. — 192 с.
  129. , М.А. Учебное задание как средство формирования самостоятельной деятельности школьников : дис,. канд. пед. наук: 13.00.01. / Федорова М. А. Орел, 2002. — 196 с.4
  130. Философский словарь. — М., 2002. — Электронный ресурс. — http://ksana-k.narod.ru/Book/Filosof7main.html.
  131. Формирование познавательной самостоятельности школьников в процессе усвоения системы ведущих знаний и способов деятельности: под ред. Т. И. Шамовой. М., 1975.
  132. , JI.M. Изучение личности учащегося и ученического коллектива / JI.M. Фридман, Т. А. Пушкина, И .Я. Каплунович. — М.: Просвещение, 1988. — 207 с.
  133. , С.Х. Формирование у школьников общеучебных умений и навыков в условиях непрерывного образования : автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.08. / Хапчаева С. Х. М., 1997. — 22 с.
  134. , И.Ф. Активизация учения школьников / И. Ф. Харламов. -Минск, 1970.- 158 с.
  135. , М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования / М. А. Холодная. — Москва — Томск, 1997. — 391 с.
  136. , А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты / А. В. Хуторской // Доклад на отделении философии образования и теории педагогики РАО 23 апреля 2002. — Центр «Эйдос», 2002. — Электронный ресурс. — www.eidos.ru/news/compet.htm.
  137. , А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования / А. В. Хуторской // Народное образование. 2003. — № 2. — С. 58 — 64.
  138. , В.Б. Самообразование будущего учителя как важный компонент повышения уровня его профессиональной готовности : дис.. канд. пед. наук: 13.00.08. / Шаронова В. Б. Челябинск, 2001. — 196 с.
  139. , Г. А. Руководить сообразно ситуации / Шрейдер Г. А. — М., 1994.
  140. , Б.Д. Понятие компетентности с позиций развивающего обучения / Б. Д. Эльконин // Современные подходы к компетентностно-ориентированному образованию. Красноярск, 2002. — с. 27.
  141. , Д.Б. Психическое развитие в детском возрасте / Д. Б. Эльконин // Избр. психологические труды. М., 1989.
  142. , И.С. Требования к учебным программам, ориентированным на личностное развитие школьников / И. С. Якиманская // Вопросы психологии. — 1994. — № 2. — С. 72−75.
  143. , О.И. Самостоятельная работа студентов как средство специальной подготовки будущих учителей : дис.. канд. пед. наук: 13.00.08. / Яхно О. И. -М., 1982.
  144. Berliner Platz 2. Lehr- und Arbeitsbuch. Hueber Verlag, 2003.
  145. Bertelsmann Worterbuch der deutschen Sprache. — Wissen Media Verlag GmbH, Gutersloh/ Munchen, 2004. — 1608 S.
  146. Bimmek P. Lernerautonomie und Lernstrategien. Fernstudieneinheit 23 / Peter Bimmel, Ute Rampillon, Herrad Messe, — Munchen: Goethe—Institut, 2000.
  147. EM. Kursbuch. Michaela Perlmann-Balme, Susanne Schwalb, Dorte Weers. — Hueber Verlag, 2002.
  148. European Language Portfolio. Council of Europe. — Strasburg, 1997.
  149. Funk, H. Berufsbezogener Deutschunterricht. Grundlagen Lernziele -Aufgaben / Hermann Funk // In: Fremdsprache Deutsch. — Sondernummer. — 1992. —S. 4—14.
  150. Leontjew, A.A. Sprache soil nicht «fremd» sein / A.A. Leontjew // Lerntheorie. Tatigkeitstheorie. Fremdsprachenunterricht / Hrsg. S. Ehlers. Mtinchen, 1995.
  151. Modern Languages: Learning, Teaching, Assessment. A Common European Framework of Reference. Council of Europe. — Strasburg, 1986.
  152. Objectives for Foreign Language Learning. Council of Europe. — Strasburg, 1986.
  153. Schon, D. The Reflective Practitioner / D. Schon. New York: Basic Books, 1983.
  154. Spencer L.M. Competence at Work / L.M. Spencer and S.M. Spencer New York: Wiley, 1993.
  155. Tangram. Kursbuch. — Hueber Verlag, 2004.
Заполнить форму текущей работой