Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Обучение решению задач на комбинации геометрических тел с использованием мультимедийных технологий

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Методы исследования. Проверка выдвинутой гипотезы и решение поставленных задач проводились на основе комплексного сочетания эмпирических и теоретических методов исследования, включающих: изучение и обобщение педагогического опытабеседы с коллегами" и учителями математикипроведение формирующего экспериментамеждисциплинарный анализ, синтез и обобщение психологических, педагогических и методических… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. МЕТОДЫ, СРЕДСТВА И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ УМЕНИЯ РЕШАТЬ СТЕРЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ НА КОМБИНАЦИИ ТЕЛ
    • 1. 1. Представление учебно-методической линии «Комбинации геометрических тел» в школьных учебниках геометрии и объективные причины трудностей, возникающих при ее изучении
    • 1. 2. Умение решать задачи на комбинации тел и его составляющие
    • 1. 3. Психологические условия формирования умения решать стереометрические задачи на комбинации тел
    • 1. 4. Методика формирования умения решать задачи на комбинации тел с использованием моделей, готовых чертежей и опорных конфигураций
    • 1. 5. Мультимедийные технологии и направления их внедрения в практику обучения геометрии в школе
  • Выводы по главе 1
  • ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ РЕШЕНИЮ ЗАДАЧ НА
  • КОМБИНАЦИИ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ТЕЛ, ОСНОВАННАЯ НА
  • ИСПОЛЬЗОВАНИИ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
    • 2. 1. Мультимедийные технологии как основа поэтапного формирования умения решать стереометрические задачи на комбинации тел
    • 2. 2. Мультимедийная библиотека комбинаций геометрических
    • 2. 3. Элективный курс «Изображение геометрических тел в мультимедийных средах» в системе профильного обучения
    • 2. 4. Проверка эффективности использования мультимедийных учебных продуктов в процессе обучения решению задач на комбинации
  • Выводы по главе 2

Обучение решению задач на комбинации геометрических тел с использованием мультимедийных технологий (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Одним из современных направлений совершенствования системы общего образования* является перестройка предметного обучения на базе широкого использования информационно-коммуникационных технологий и мультимедийных учебных ресурсов. Уникальные перспективы для этого открываются в школьном курсе геометрии, где изучение теоретического материала и решение задач немыслимы без опоры на различные виды наглядности.

Традиционно одними из самых трудных в школьном курсе геометрии считаются задачи на комбинации геометрических тел, входящие в завершающие главы курса. Для того чтобы успешно решать эти задачиучащийся должен: обладать развитым пространственным мышлением^ и знанием основных фактов, методов, формул школьной геометриииметь представления о методах изображения геометрических тел в" параллельной проекции и опыт выполнения таких изображенийуметь лаконично, но в то же время правильно и последовательно, обосновывать ход предлагаемого решения. Поэтому именно задачи на комбинации тел былишироко представлены среди геометрических задач повышенной трудности на экспериментальном этапе введения ЕГЭ по математике. Данное обстоятельство обусловило значительное увеличение числа задач на комбинации тел в учебниках и задачниках по геометрии нового поколения, эти задачи существенно пополнили дидактические материалы к учебникам, давно входящим в ежегодно рекомендуемые к использованию федеральные перечни школьных учебников. Вместе с тем, поскольку обучение решению задач на комбинации тел в основном приходится на завершающий этап изучения стереометрии, когда в школах начинается активная подготовка учащихся к итоговой государственной аттестации, учитель при традиционном обучении геометрии не располагает достаточными резервами времени для формирования у учащихся умений и навыков, необходимых для их решения.

Проблеме обучения школьников поиску решения геометрических задач посвящены многочисленные научно-методические исследования (В.Г. Болтянский, В. В. Орлов, Д. Пойа, В. И. Рыжик, Г. И. Саранцев, И. М. Смирнова, JI. M Фридман, И. Ф. Шарыгин и др.) — Почти все авторы подчеркивают, что графическая визуализация информации, содержащейся в условии геометрической задачи, зачастую играет определяющую роль в процессе поиска ее решенияотмечают роль визуализации, в ходе исследования найденного решения. При этом основные трудности учащихся в решении задач на комбинации геометрических тел они, в первую очередь, связывают с несформированностью пространственного воображения и мышления. Проблемой их формирования занимались многие математики-методисты и психологи (Н.М. Бескин, Г. Д. Глейзер, И. Я. Каплунович,.

B.Н. Костицын, Н. Ф. Четверухин, А .Я. Цукарь, И. С. Якиманская иь др.). В методике обучения математике описаны различные способы и приемы формирования пространственного мышления в традиционном процессе обучения геометрии (использование разнообразных материальных* моделей тел и их комбинаций, готовых чертежей, специально подобранных задач и упражнений и т. п.). Исследования по формированию пространственного мышления с помощью мультимедийных технологий и проблемам их использования при решении стереометрических задач только начинаются.

Применение электронных учебных ресурсов в качестве средств обучения математике в той или иной форме было предметом исследований педагогов, психологов, специалистов по методике обучения математике и информатике (Ю.С. Брановский, Я. А. Ваграменко, Г. Д. Глейзер,.

C.Г. Григорьев, В. В. Гриншкун, В. П. Джаджа, А. П. Ершов, В. А. Извозчиков, A.A. Кузнецов, М. П. Лапчик, Г. Л. Луканкин, В. М. Монахов, Е. И. Машбиц, С. Н. Поздняков, И. В. Роберт, O.K. Тихомиров и др.). Изучение проблем обучения геометрии в школе на базе информационных технологий проводилось в работах Г. Л. Абдулгалимова, Е. И. Барановой, С. Мл Танеева,.

A.B. Горшковой, B.A. Далингера, H.H. Зепновой, B.P. Майера, М. Н. Марюкова, М. Г. Мехтиева, H.A. Резник, JI.A. Страбыкиной, Ю. Е. Тихомировой и др. В их исследованиях выделены основные мотивы использования информационных технологий, описаны способы представления графической информации, разработаны методики изучения конкретных разделов геометрии, приемы применения мультимедийных технологий при решении геометрических задач и т. п. Однако в подавляющем большинстве выполненных работ предлагаемые подходы к использованию мультимедийных ресурсов учебного назначения. относятся к планиметрической части школьного курса геометрии.

Разработчики электронных учебных ресурсов по геометрии— зачастую сегодня пока больше озабочены тем, чтобы всесторонне показать возможности самих мультимедийных технологий, чем методической целесообразностью и эффективностью, производимых ими. продуктов. Электронные курсы по геометрии, предлагаемые для использования в учебном процессе, как правило, не сопровождаются отработанной методикой их примененияне позволяют «вычленять» необходимые для урока фрагменты при использовании фронтальных форм и методов обучениясозданы в различных программных средах, которые не соответствуют друг другу и т. п.

В методике обучения геометрии, таким образом, накоплен огромный фонд задач на комбинации геометрических тел, разработаны разнообразные приемы обучения их решению, почти во всех электронных курсах по стереометрии имеется мультимедийное сопровождение к этим задачам, но, как показывают результаты государственной аттестации по математике, в массовой школе при обучении учащихся решению указанных задач пока не произошло качественных изменений. Поэтому, несмотря на наличие и значимость имеющихся результатов, с одной стороны, и появление разнообразных электронных учебных ресурсов, открывающих новые методические возможности в обучении геометрии, с другой, — в теории и практике обучения учащихся решению геометрических задач с использованием мультимедийных технологий возникли новые методические проблемы, требующие своего решения.

В связи со сказанным научную проблему исследования обусловили противоречия между:

— методическими возможностями, которые открываются при применении мультимедийных технологий в обучении учащихся* решению задач на комбинации геометрических тел, и недостаточной реализацией таких возможностей в практике обучения геометрии в современной школе;

— методическим опытом, накопленным в рамках обучения решению геометрических задач, и его низкой востребованностью при разработке и использовании соответствующих мультимедийных учебных ресурсов;

— требованием более широко внедрять в процесс обучения математике информационные технологии и необходимостью готовить выпускника школы к итоговым государственным испытаниям по математике, которые проходят в традиционной форме (без их использования).

Необходимость устранения указанных противоречий свидетельствует об актуальности темы, выбранной для исследования, и определяет его проблему: какова должна быть методическая система обучения решению задач на комбинации геометрических тел с использованием мультимедийных технологий, для того чтобы повысить эффективность обучения старшеклассников и усилить мотивацию к изучению предмета.

Цель исследования — совершенствование методической системы обучения решению задач на комбинации геометрических тел в школьном курсе геометрии на базе использования мультимедийных технологий.

Объектом исследования является процесс обучения решению стереометрических задач в школьном курсе геометрии.

Предметом исследования является модернизация традиционной системы обучения учащихся решению задач на комбинации геометрических тел на основе использования в учебном процессе мультимедийных технологий.

Гипотеза исследования — использование мультимедийных технологий позволит обогатить и модернизировать традиционные методы, приемы и средства обучения решению задач на комбинации геометрических тел, интенсифицировать учебный процесс, и в итоге, обеспечить необходимый уровень подготовки выпускников средней школы к решению указанных задач, в том числе, и без использования мультимедийного сопровождения («с карандашом и бумагой»).

Сформулированная проблема исследования, его цель и выдвинутая гипотеза потребовали решения следующих задач:

1) выделить методические приемы, используемые в обучении стереометрии при формировании умений решать задачи на комбинации тел;

2) определить степень отражения содержательно-методической линии «Комбинации геометрических тел» в существующих учебно-методических комплектах по геометрии и провести обзор и анализ имеющихся мультимедийных ресурсов для обучения стереометрии, выявить методические подходы к обучению решению задач с их использованием;

3) выявить опорные факты, формулы и конфигурации, необходимые для решения задач на комбинации геометрических тел;

4) разработать методику формирования умения решать геометрические задачи на комбинации тел с использованием мультимедийных технологий;

5) создать мультимедийную библиотеку опорных формул и конфигураций как средство обучения решению задач на комбинации геометрических тел;

6) разработать элективный курс «Изображение геометрических тел в мультимедийных средах»;

7) экспериментально проверить эффективность разработанных методов, приемов и мультимедийных средств в обучении стереометрии.

Методы исследования. Проверка выдвинутой гипотезы и решение поставленных задач проводились на основе комплексного сочетания эмпирических и теоретических методов исследования, включающих: изучение и обобщение педагогического опытабеседы с коллегами" и учителями математикипроведение формирующего экспериментамеждисциплинарный анализ, синтез и обобщение психологических, педагогических и методических положений по проблеме исследованияанализ действующих стандартов, программ, учебников, задачников по геометрии, предлагаемого к использованию мультимедийного сопровождения к школьному курсу геометрии, контрольно-измерительных материалов для итоговой аттестации по математикевыдвижение, проверка и уточнение частных гипотез по ходу исследованияпроведение контрольных измерений, сравнение и обобщение их результатов.

Теоретико-методологическую основу исследования составили:

— современные концептуальные положения теории и методики" обучения математике (М.И. Башмаков, Н. Я. Виленьсин, В. А. Гусев, Г. В. Дорофеев, О. Б. Епишева, Ю. М. Колягин, А. Г. Мордкович, Г. И. Саранцев, A.A. Столяр, JI.M. Фридман и др.);

— работы по теории и методике обучения геометрии (А.Д. Александров, Н. М. Бескин, Г. Д. Глейзер, В. А. Гусев, С. И. Кийко, В. В. Орлов, Г. И. Саранцев, И. М. Смирнова О.Н. Щепин и др.), концепции обновления содержания школьного геометрического образования (A.JI-. Вернер, Г. Д. Глейзер, В. А. Гусев, Л. И. Звавич, В. В. Орлов, Е. В. Потоскуев, В. И. Рыжик, И. М. Смирнова, В. А. Смирнов, И. Ф. Шарыгин и др.);

— психологические и методические исследования по проблемам формирования при обучении стереометрии пространственного воображения и мышления (Г.Д. Глейзер, А. Я. Цукарь, В. Н. Литвиненко, Н. Ф. Четверухин, И. М. Яглом, И. С. Якиманская и др.);

— концепции информатизации математического образования (А.П. Ершов, В. А. Извозчиков, М. П. Лапчик, Е. И. Машбиц, В. М. Монахов, И. В. Роберт, O.K. Тихомиров и др.);

— исследования по проблемам использования информационных технологий в обучении геометрии (В.А. Далингер, BIP. Майер, М. Н. Марюков, С. Н. Поздняков, H.A. Резник и др.).

Научная новизна исследования состоит в следующем:

1) на основе уровней интерактивного диалога учащегося при работе с мультимедийными учебными ресурсами проведена классификация названных средств обучения, и с учетом этого построена методика поэтапного внедрения мультимедийных технологий в традиционный процесс обучения геометрии;

2) на каждом этапе внедрения мультимедийных технологий выделены направления совершенствования традиционных методических приемов и средств обучения, используемых в стереометрии при формировании умений решать задачи на комбинации тел;

3) обоснована целесообразность применения в обучении решению задач на комбинации геометрических тел мультимедийной библиотеки опорных формул и конфигурций.

Теоретическая значимость исследования определяется тем, что: уточнено понятие опорной конфигурации в обучении*, решению геометрических задач на комбинации телразработан методический подход к поэтапному внедрению мультимедийных технологий в процесс обучения решению геометрических задач на комбинации телвыделены и сформулированы критерии эффективности использования мультимедийных технологий в обучении геометрии, рассчитанные на существующие формы итогового контроля.

Практическая значимость исследования состоит в том, что: разработана мультимедийная библиотека опорных формул и конфигураций для обучения решению задач на комбинации телсоздан мультимедийный ресурс для поддержки содержательно-методической линии «Комбинации геометрических тел» школьного курса геометрии, включающий: библиотеку опорных формул и конфигурацийпакет готовых чертежей геометрических тел и их конфигураций, который может использоваться при работе с интерактивной доской, организации дифференцированного обучения и при построении индивидуальных образовательных траекторийпакеты графических тестовых заданийразработан элективный курс «Изображение геометрических тел в мультимедийных средах».

Достоверность полученных научных результатов обеспечены корректным использованием методов, адекватных предмету, цели и задачам исследованияитогами проведенного эксперимента, подтверждающими выдвинутую гипотезувостребованностью разработанных материалов учителями математики школ г. Самары.

Базой научного исследования являлись кафедра высшей математики и информатики Самарского филиала ГОУ ВПО г. Москвы «Московский городской педагогический университет» и МОУ ДПО (ПК) специалистов центр повышения квалификации «Центр развития* образования городского округа Самара».

Базы опытно-экспериментальной работы МОУ СОШ № 82 с углубленным изучением предметов эстетического цикла г. Самары, МОУ СОШ № 10 «Успех» г. Самары, ГОУ СПО «Самарский политехнический колледж» г. Самары.

Исследование проводилось с 2003 г. по 2011 г. и включало всебя три этапа.

На первом этапе (2003;2006 гг.) был проведен анализ1 научно-методической и психологической литературы по проблеме обучения учащихся решению стереометрических задач, классифицированы причины трудностей и ошибок, возникающих при решении задач на комбинации геометрических тел, выявлены функции и возможности традиционных методических приемов и средств, используемых для формирования умений решать эти задачи, проведен анализ существующих учебных мультимедийных ресурсов по геометрии и приемов их внедрения в практику обучения. Полученный материал позволил выделить научную проблему, определить цель, задачи, объект и предмет исследования, сформулировать его рабочую гипотезу.

На втором этапе (2006;2009 гг.) выявлялись направления обновления существующих методик обучения решению задач на комбинации геометрических тел на базе применения мультимедийных технологий, исследовались методические и технологические особенности и возможности предлагаемых мультимедийных учебных ресурсов, разрабатывались теоретические основы обучения решению задач на комбинации геометрических тел с использованием мультимедийных технологий, проводился поисковый и формирующий эксперимент, создавался пакет готовых чертежей геометрических тел и их конфигураций, осуществлялась разработка мультимедийной библиотеки опорных конфигураций, и элективного курса.

В ходе третьего этапа (2009;2011 гг.) проводился обучающий эксперимент, нацеленный на проверку эффективности предложенной в диссертации методики обучения учащихся решению задач на комбинации геометрических тел с использованием мультимедийных технологий, анализировались, обрабатывались, систематизировались и обобщались полученные результаты, формулировались и обсуждались научно-методические выводы, оформлялся текст диссертационного исследования.

Положения, выносимые на защиту:

1. Применение мультимедийных учебных ресурсов и аппаратных средств дает возможность интенсифицировать процесс обучения решению задач на комбинации геометрических тел, способствует формированию у учащихся качеств и умений, необходимых для их решения и, как следствие, ведет к повышению качества геометрической подготовки выпускников средней школы к итоговой государственной аттестации.

2. Добиться повышения эффективности обучения решению задач на комбинации тел позволяет методика организации обучения циклами, в рамках которых в традиционный учебный процесс поэтапно внедряются готовые статичные (чертежи и рисунки) и динамические (анимационные ролики и чертежи-модели) мультимедийные учебные ресурсы и обеспечивается возрастание уровней интерактивности и самостоятельности в учебно-познавательной деятельности учащихся. Дидактическими средствами реализации названной методики являются электронные пакеты готовых с чертежей, тестовых материалов и мультимедийная библиотека опорных формул и конфигураций комбинаций геометрических тел. При этом результативность обучения повышается, если наряду с мультимедийными учебными ресурсами использовать материальные модели. Затруднения, которые обычно возникают у учащихся при построении чертежей на начальном этапе цикла, обеспечивают мотивировку целесообразности применения при решении задач на комбинации тел мультимедийных технологий.

3. Требуемый уровень подготовки выпускников средней школы к решению задач на комбинации тел обеспечивается сочетанием различных форм учебной деятельности с использованием мультимедийных технологий и без их применения. При организации самостоятельной работы учащихся с мультимедийными ресурсами комбинации тел, входящие в пакет готовых чертежей и в мультимедийную библиотеку опорных формул и конфигураций, являются эталонными образцами при построении, чертежей с помощью «карандаша и бумаги», помогают учащемуся в поиске нужного для решения задачи ракурса рассматриваемой комбинации, позволяют ему научиться по аналогии решать видоизмененные и составлять собственные задачи.

Апробация и внедрение результатов диссертационного исследования. Основные положения диссертационной работы докладывались и обсуждались на заседаниях кафедры высшей математики и информатики Самарского филиала МГПУ (Самара, 2010, 2011), на заседании методического семинара Института математики и информатики МГПУ (Москва, 2011), на Международной научно-практической конференции «Математическое образование: прошлое, настоящее, будущее» (Самара,.

2006), III Международной научной конференции «Математика. Образование. Культура» (Тольятти, 2007), Международной научно-практической конференции «Информатизация образования» (Калуга, 2007), Международных научно-практических конференциях «ИТО-Поволжье» (Самара, 2006; Казань, 2007; Самара, 2011), VI и V Всероссийских научно-практических конференциях «Современное образование: научные подходы, опыт, проблемы, перспективы» (Пенза, 2009, 2010), на XXV — XXIX Всероссийских семинарах преподавателей математики университетов и педвузов (Киров, 2006; Самара, 2007; Пермь, 2008; Екатеринбург, 2009; Елабуга, 2011), Всероссийском научно-методическом семинаре «Геометрическое образование: концепции, методики, технологии» (Тольятти, 2009).

Выдвинутые в работе теоретические положения и созданные • на их основе учебно-методические материалы использовались при проведении I занятий на курсах повышения квалификации учителей математики в МОУ ДПО (ПК) специалистов центр повышения квалификации «Цеш]^ развития образования городского округа Самара». Созданный мультимедийный ресурс для поддержки изучения содержательно-методической линии «Комбинации геометрических тел» внедряется учителями математики в МОУ СОШ № 82 с углубленным изучением предметов эстетического цикла и МОУ СОШ № 10 «Успех» г. Самары.

Структура и объем диссертации

Работа состоит из введения, двух глав с выводами по каждой из них, заключения, списка литературы и приложений.

Выводы по второй главе.

Одним из наиболее доступных путей интенсификации обучения стереометрии на современном этапе является встраивание новых мультимедийных средств обучения в традиционный урок и традиционные формы дифференциации обучения. Формирующий эксперимент показал, что при обучении решению задач на комбинации геометрических тел учащихся, которые имели на предыдущих этапах изучения геометрии эпизодический опыт работы с мультимедийными учебными ресурсами, ожидаемые положительные результаты дает методика обучения учебными циклами, в рамках которых в традиционный учебный процесс поэтапно внедряются готовые статичные и динамические мультимедийные учебные ресурсы и обеспечивается возрастание уровней интерактивности и самостоятельности в учебно-познавательной деятельности учащихся.

Цикличность в данном случае означает, что обучение в цикле на начальном его этапе осуществляется с минимальным привлечением мультимедийных средств обучения (либо совсем без них) и завершается также решением задач только «с карандашом и бумагой». Такой подход обусловлен тем, что итоговая государственная аттестация по математике проходит без использования информационных технологий обучения.

Содержанием учебного цикла является обучение решению задач на комбинации геометрических тел определенного вида. В соответствии с представлением данного учебного материала в школьных учебниках геометрии целесообразно выделить три цикла: «Комбинации двух многогранников», «Комбинации двух круглых тел» и «Комбинации многогранников и круглых тел».

При создании учебных материалов, позволяющих «обогатить» процесс обучения новыми видами наглядности и индивидуализировать его с учетом уровня обученности учащихся, их притязаний, познавательных интересов, возможностей и особенностей, были разработаны:

— пакет готовых рисунков и чертежей комбинаций геометрических тел,.

— материалы для оперативного тематического компьютерного контроля,.

— мультимедийная библиотека опорных формул и конфигураций комбинаций геометрических тел.

Пакет готовых рисунков и чертежей комбинаций геометрических тел при использовании фронтальных форм обучения на уроке в классе с интерактивной доской позволяет:

— учителю оперативно готовить мультимедийные презентаций для проведения мотивационной части урока;

— использовать электронные учебные демонстрации, обеспечивающие переход от рисунка комбинации к ее чертежу и обратно;

— демонстрировать наглядные и ненаглядные, верные и неверные чертежи различных комбинаций геометрических тел изучаемого на уроке вида;

— обсуждать типичные примеры ошибок, которые допускаются при изображении рассматриваемых комбинаций;

— работая у интерактивной доски, выделять маркером на готовом чертеже искомые геометрические величины, выполнять необходимые для этого дополнительные построения, проводить их обоснования, составлять план решения предложенной задачи;

— использовать готовые чертежи для самостоятельного составления задач учащимися и последующего совместного их обсуждения и решения.

Применение распечаток готовых чертежей, хранящихся в памяти компьютера, позволяет интенсифицировать традиционную групповую и индивидуальную деятельность учащихся: на уроке, направленную на формирование воспроизодящей самостоятельности при решении задач. При проведении уроков в компьютерном классе у учащихся открывается возможность обращаться к пакету чертежей в случае возникновения затруднений при решении задач, предложенных для самостоятельного решения. Созданный пакет чертежейкомбинаций тел расширяет возможности для дифференциации индивидуальных классных и домашних заданий на готовых чертежах.

Пакет графических. материалов — для организации компьютерного контроля позволяет учителю оперативно отслеживать степень понимания учащимися, изучаемого материала, видеть их типичные и индивидуальные ошибки, своевременно вносить коррективыв содержание и организацию учебного процесса.

Созданная мультимедийная библиотека комбинаций геометрических тел, включающая в себя определение, наиболее типичное изображение комбинации и ее сечений, а также опорные: вычислительные формулы и образцырешения ключевых задач, показала' себя как эффективное справочное руководство, позволяющее учащимся:

— систематизировать изученный учебный’материал-.

— развивать пространственное мышление;

— значительно! расширить количество рассмотренных в процессе обучения чертежей комбинаций геометрических тел;

— проводить обобщающее повторение при подготовке к контрольным работам;

— более успешно преодолевать затруднения, возникающие в ходе решения задач при выполнении дифференцированных по трудности индивидуальных домашних заданий и т. д.

Перечисленные формы и приемы обучения решению задач на комбинации тел с использованием мультимедийных технологий и мультимедийных учебных ресурсов дали возможность в условиях дефицита учебного времени обеспечить более широкое знакомство учащихся с различными видами комбинаций, приемами решения задач на комбинации тел и тем самым существенно интенсифицировать процесс обучения.

При разработке элективного курса «Изображение геометрических тел в мультимедийных средах» для учащихся, имеющих склонность и интерес к изучению геометрии и/или собирающихся продолжить обучение в технических, архитектурно-строительных и пр. вузах, были проанализированы возможности различных графических программных продуктов на предмет их использования для построения стереометрических чертежей и анимаций самими учащимися. Выбор был остановлен на наиболее доступном для школы встроенном графическом редакторе графического пакета MS Office. Среди отечественных электронных учебных курсов, поддерживающих идею динамической геометрии, предпочтение было отдано стереоконструктору электронного учебника-справочника «Стереометрия 10−11». При постановке элективного курса ставились задачи: 1) сформировать начальные представления о компьютерном моделировании геометрических операций и фигур и обеспечить общее знакомство с различными компьютерными средствами графических построений- 2) дать математические основы теории изображений плоских и пространственных фигур в параллельной проекции- 3) сформировать навыки выполнения геометрических чертежей во встроенном графическом редакторе Microsoft Office- 4) выработать умения строить стереометрические чертежи и анимационные ролики в стереоконструкторе электронного учебника-справочника «Стереометрия 10−11». Практика показала, что учащиеся успешно справляются с поставленными перед ними задачами, при этом конструктивно-геометрическая деятельность в программно-инструментальной геометрической среде способствует развитию пространственного мышления и умения решать задачи на комбинации тел.

Проведенный для оценки влияния мультимедийных технологий на результативность процесса обучения эксперимент показал, что применение в обучении мультимедийных учебных ресурсов положительно влияет на результативность деятельности учащихся по решению задач на комбинации тел, в том числе и без их использования. Вместе с тем, было замечено, что при постоянном применении в обучении мультимедийной библиотеки часть учащихся попадает от нее в своеобразную зависимость, поэтому необходимо разумное и регулярное сочетание новых и традиционных форм обучения. При обучении с использованием мультимедийных технологий учащихся, имеющих склонность и способности к изучению геометрии, важно вовремя перейти к самостоятельному построению заданных тел и их комбинаций с помощью стереометрических конструкторов и графических пакетов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В ходе проведенного исследования получены следующие основные результаты.

1. На основе анализа типичных ошибок учащихся при решении задач на комбинации тел определены возможные направления совершенствования и обогащения традиционных методических приемов и средств обучения решению этих задач за счет применения мультимедийных технологий.

2. Разработана методика организации обучения решению задач на комбинации тел циклами, в рамках которых в традиционный учебный процесс поэтапно внедряются готовые статичные и динамические мультимедийные учебные ресурсы и обеспечивается возрастание уровней интерактивности и самостоятельности в учебно-познавательной деятельности учащихся.

3. Создан «электронный» пакет готовых чертежей комбинаций геометрических тел, позволяющий, с одной стороны, интенсифицировать известные методические приемы фронтальной работы с готовыми чертежами, а с другой стороны, перенести эти приемы в индивидуальные формы учебной деятельности.

4. Для основных комбинаций геометрических тел, входящих в школьные учебники геометрии, выделены опорные факты, формулы и конфигурации, необходимые для решения задач на эти комбинации. На этой основе создана мультимедийная библиотека (электронный справочник) опорных формул и конфигураций как средство обучения решению задач на комбинации геометрических тел.

5. Разработаны материалы для организации оперативного тематического компьютерного контроля, включающие задания с краткой записью ответа и задания с выбором ответа на отыскание правильного чертежа комбинации геометрических тел.

6. Для учащихся, имеющих склонность к изучению геометрии, интересующихся компьютерной графикой либо собирающихся продолжить обучение в технических, архитектурно-строительных и др. вузах, создан элективный курс, обеспечивающий знакомство с математическими основами построения чертежей геометрических тел в параллельной проекции, дающий знакомство с возможности некоторых графических программных продуктов и формирующий навыки построения изображений геометрических тел и их комбинаций в графическом встроенном редакторе пакета MS Office.

7. Выявлено, что применение мультимедийных учебных ресурсов и аппаратных средств позволяет интенсифицировать процесс обучения решению задач на комбинации геометрических тел, обеспечить необходимый уровень подготовки выпускников средней школы к решению указанных задач, в том числе, и без использования мультимедийного сопровождения.

Полученные теоретические результаты могут быть использованы при проектировании процесса обучения решению задач на комбинации геометрических тел в условиях применения в обучении мультимедийных технологий, а созданные в ходе исследования учебные мультимедийные ресурсы — при его реализации.

Исследование показало, что в теории и практике обучения геометрии с использованием мультимедийных технологий в настоящее время имеется много открытых вопросов, на которые нет пока однозначных ответов. Например, не доказана целесообразность использования в обучении анимационных роликов. В ходе исследования было установлено, что дискретная последовательность положений вращающейся комбинации дает больший эффект, чем анимация этого вращения. Не доказана эффективность звукового сопровождения доказательств и решений в электронных учебных курсах. Не выяснено также, что лучше при самостоятельном изучении нового учебного материала, пусть «живая» мультимедийная, но обезличенная подача или записанная видеолекция преподавателя.

Наконец, проведенное исследование и беседы с учителями математики, использующими в своей работе мультимедийные технологии, показали, что школе для мультимедийного сопровождения обучения геометрии нужна единая универсальная программно-инструментальная среда, которая одинаково эффективно поддерживала бы как индивидуальные, так и индивидуальные формы обучения.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Г. Л. Методика формирования системы базовых знаний по геометрии с использованием компьютерных технологий как основы обучения решению задач: дис.. канд. пед. наук: 13.00.02. — Махачкала, 2004.-164 с.
  2. А.И. Задачи по геометрии. 10−11 классы: дидактические материалы и контрольные работы. — М.: Школьная Пресса, 2005. — 144 с.
  3. А.И. Компьютерный репетитор.// Математика в школе. — 2004.-№ 7.-С. 53−62.
  4. А.Д. О геометрии // Математика! в школе. — 1980* — № 3. -С. 56−62.
  5. А.Д., Вернер А.Л, Рыжик В. И. Геометрия: учеб. для 11 кл. школ с углубл. изучением математики. 3-е изд. — М.: Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение», 2006. — 319 с.
  6. А.Д., Вернер А. Л., Рыжик В. И. Геометрия: учеб. для 10 кл. школ с углубл. изучением математики. — 4-е изд., дораб. М.: Рос. акад. наук, Рос. акад. образов., изд-во «Просвещение», 2006- — 270 с.
  7. А.Д., Вернер А. Л., Рыжик В. И. Геометрия : учеб. для 1011 кл. общеобразоват. учреждений. -4-е изд. -М.: Рос. акад. наук, Рос. акад-. образования, изд-во «Просвещение», 2006. 240 с.
  8. А.Д., Вернер А. Л., Рыжик В.И.',. Евстафьева Л. П. Геометрия, 10−11: кн. для учителя. -М.: Просвещение, 2005. 128 с.
  9. Андреев Н: Зайдите на сайт «Математические этюды» // Математика / Еженед. учебно-метод. прилож. к газете:"Первое сентября". -2008- -№ 15. — С. 42−48.
  10. Ю.Атанасян Л. С., Бутузов В. Ф., С. Б. Кадомцев и др. Геометрия 10−11: учеб. для общеобразоват. учреждений: базовый и профильный уровни. — М.: Просвещение, 2009. 255 с.
  11. Г. Атрощенко С. А. Комбинации с многогранниками и телами вращения: учеб. пособие для уч-ся 10−11 кл. средней шк. — Арзамас: АГПИ, 2003. 72 с.
  12. Е.И. Методика реализации компьютерного обучения геометрии в средней школе: дис.. канд. пед. наук: 13.00.02. — СПб, 1997. -170 с.
  13. М.И., Поздняков С. Н., Резник H.A. Информационная среда обучения. Спб.: Свет, 1997. — 400 с.
  14. Н.М. Изображение пространственных фигур. М.: Наука, 1971.-80 с.
  15. Н.М. Методика геометрии: учебник для пед. ин-тов. — M.-JL: Учпедгиз, 1947.-276 с.
  16. О. Роль информационно-коммуникационных технологий на уроках математики // Математика / Еженед. учебно-метод. прилож. к газете «Первое сентября». -2010. № 22. — С. 5−8.
  17. М.Х., Дворянинов C.B. и др. Избранные вопросы школьного курса математики. Выпуск 3. Геометрия: материалы для учителей мат-ки и уч-ся 10−11 кл. реального и математического направлений. — Самара: СИПКРО, 1999. 76 с.
  18. Большаков В.П. KOMTLAC-3D для студентов и школьников. Черчение, информатика, геометрия. Спб.: БХВ-Петербург, 2010. — 304 с.
  19. O.A. «Живая геометрия» в действии // Математика в школе. 2007. — № 4. — С. 37−43.
  20. В. Проект ИСО и новые образовательные ресурсы в школьном курсе геометрии // Математика / Еженед. учебно-метод. прилож. к газете «Первое сентября». —2008. № 15. — С. 8−13.
  21. А.Б. Методы решения геометрических задач. Мн.: Высшая школа, 1969. — 232 с.
  22. Т.В., Жохов A.JI. Об особенностях электронных учебных изданий / Предметно-методическая подготовка будущего учителя математики, информатики и физики: сборник статей Всероссийской научной конференции. Т. 2. Тольятти: ТГУ, 2003. — С. 116−119.
  23. Весел овский С.Б., Рябчинская В. Д. Геометрия: дидактические материалы по геометрии для 10 класса. — М.: Просвещение, 2008. — 80 с.
  24. С.Б., Рябчинская В. Д. Геометрия: дидактические материалы по геометрии для 10 класса. — М.: Просвещение, 2008. — 96 с.
  25. Ф.С. Комбинации геометрических тел (вписанные и описанные шары): кн. для учителя. -Мн.: Народная асвета, 1991. 160 с.
  26. А. Интернет-ресурсы для учителя математики // Математика / Еженед. учебно-метод. прилож. к газете «Первое сентября». -2008.-№ 15.-С. 17−18.
  27. А.И. О применении шаблонов при изображении комбинаций многогранников и круглых тел // Математика в школе. 1956. -№ 4-С. 56−63.
  28. И.Г. Алгоритмический подход к решению геометрических задач. — М.: Просвещение, 1995. 192 с.
  29. С.М. Формирование графической грамотности учащихся при обучении решению планиметрических задач в условиях компьютерной поддержки: дис. канд. пед. наук: 13.00.02. Омск, 2004. — 185 с.
  30. Л.Э., Ершова А. П. Наглядный справочник по геометрии для 7−11 классов. М., Харьков: Независимый научно-методический центр «Развивающее обучение», 1996. — 96 с.
  31. Геометрия в таблицах. 7−11 кл.: справочное пособие / авт.-сост. Л. И. Звавич, А. Р. Рязановский. 13-е изд., стереотип. — М.: Дрофа, 2008. -124 с.
  32. Геометрия. 10−11 классы: программы общеобразовательных учреждений / Сост.: Т. А. Бурмистрова. -М.: Просвещение, 2010. 38 с.
  33. Ю.А., Юдина И. И., Бутузов В. Ф. Геометрия. Рабочая тетрадь 10 класс: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2009. — 100 с.
  34. Ю.А., Юдина И. И., Бутузов В. Ф. Геометрия. Рабочая тетрадь И класс: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. М.:1. Просвещение, 2009. 81 с.
  35. ГлейзерТ.Д. Каким быть школьному курсу геометрии // Математика в школе. 1991. -№ 4. G. — 68−71.
  36. Глейзер Г. Д: Методы формирования и развития пространственных представлений школьников в процессе обучения геометрии: дис.. докт. пед. наук: 13.00.02. М., 1975.333 с.
  37. Гмурман В. Е Теория вероятностей и математическая статистика: учебное пособие для вузов. М.: Высш. шк., 2005. — 479 с.
  38. ГольдбергЯ:Е. С чего начинается решение стереометрической задачи: пособиедля учителей. Киев: Рад. шк., 1990. — 118 с.
  39. A.B. Использование информационных технологий при изучении свойств круглых тел в условиях: дифференцированного обучениягеометрии в средней школе: дисканд. пед. наук: 13.00.02. Орел, 2003. 167 с.
  40. С.Г., Гриншкун В. В. Информатизация образования. Фундаментальные основы: учебник для студентов педагогических вузов и слушателей системы повышения квалификации педагогов. // Томск: ТМЛ-Пресс, 2008. 286 с.
  41. С.Г., Гриншкун В. В. Мультимедиа в образовании Электронный ресурс. / Институт дистанционного образования в РУДН [сайт]. URL: http://www.ido.edu.ru/open/multimedia (дата обращения: 12.01.11).
  42. Т.С. Логический прием сравнения в стереометрических задачах на примере: темы «Прямые круговые цилиндр и конус». // Математика в школе. 1991. — № 6. — С. 12−13.
  43. C.B. Методика построения чертежа к геометрической задаче при изучении геометрии, основанном на идеях фузионизма: дис.. канд. пед. наук: 13.00.02.-М., 1997. 174 с.
  44. В.А. Психолого-педагогические основы обучения математике. М.: ООО «Изд-во «Вербум- М», «Издательский центр «Академия», 2003. — 432 с.
  45. В.А. Компьютерные технологии в обучении геометрии // Информатика и образование. 2002. — № 8. — С. 71−77.
  46. В.П. Метод тематического погружения при использовании мультимедийных технологий в обучении математике (на примере тригонометрии): дис.. канд. пед. наук: 13.00.02. Москва, 2005. — 180 с:
  47. Г. В., Розов Н. Х. Чертеж в геометрической задаче // Квант. -1976.-№ 6.-С. 49−56.
  48. Дубровский В.. Геометрия в динамике // Математика / Еженед. учебио-метод. прилож. к газете «Первое сентября». -2008. № 15. — С. 14−16.
  49. В. Учимся работать с «Математическим конструктором» // Математика / Еженед. учебно-метод. прилож. к газете «Первое сентября». -2009. -№ 13.-С. 2−48.
  50. В. Электронный учебный комплекс «1С: Репетитор. Математика (часть 1)» // Математика / Еженед. учебно-метод. прилож. к газете «Первое сентября». № 21, 2003. — С. 4−9.
  51. Л.П. Геометрия: дидактические материалы для 10−11 кл. ~ М.: Просвещение, 2004. 78 с.
  52. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. // Математика / Еженед. учебно-метод. прилож. к газете «Первое сентября». — 2008.-№ 15.-С. 4−7.
  53. А.П., Голобородько В. В., Крижаковский А. Ф. Тетрадь-конспект по геометрии. 11 класс: школьный конспект. М.: Илекса, 2С09. -96 с.
  54. Д.Ф. Задачи по стереометрии и методика их решения: учеб. пособие для студ. физ.-матем. ф-та. Куйбышев: КГПИ, 1988. — 89 с.
  55. Д.Ф. Об изображении пространственных фигур // Математика в школе.-1998.-№ 4.-С. 78−81.62. «Искусственный интеллект» и психология / Отв. ред. О. К. Тихомиров. М.: Наука, 1976. — 343 с.
  56. А.Ю., Терешин Д. А. Стереометрия 10: экспериментальный учебник для школ с углублённым изучением математики М.: МФТИ, 2005. -256 с.
  57. А.Ю., Терешин Д. А. Стереометрия 11: экспериментальный учебник для школ с углублённым изучением математики М.: МФТИ, 2005. -336 с.
  58. И.А. Электронный учебник // Математика в школе. 2000, № 8. — С. 75−77.
  59. А.К. Система базовых задач на комбинацию геометрических тел // Математика в школе. 1995. — № 4. — С. 9−12.
  60. И.Я. Развитие пространственного мышления школьников в процессе обучения математике. Н. Новгород: НРЦРО, 1996. — 99 с.
  61. С.И. Опорные конфигурации в стереометрии и их использование при обучении решению задач: дис.. канд. пед. наук: 13.00.02. М., 1998. — 126 с.
  62. А. П. Рыбкин H.A. Геометрия: Стереометрия: 10−11 кл.: учебник и задачник. М.: Дрофа, 1995. — 224 с.
  63. Г. А. Психологические и методические аспекты обучения построению чертежа, к геометрической задаче: традиции, реалии и перспективы // Образование и наука. Известия Уральского отделения РАО. — 2009. № 5(62). — С. 79−90.
  64. Г. А., Максютин A.A. Заданный подход в обучении математике. М.- Самара: СФ ГОУ ВПО МГПУ, 2009. — 184 с.
  65. Г. А., Орлова H.H. От готовых чертежей к мультимедийным демонстрациям // Информатика и образование. 2009. — № 9.-С. 108−110.
  66. Г. А., Орлова H.H., Усова H.A. Изображения геометрических фигур с помощью компьютера: учебное пособие к спецкурсу для студентов факультета информатики. Самара: СФ МГПУ, 2007. — 96 с.
  67. В.Н. Моделирование на уроках геометрии: теория и методические рекомендации. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. — 160 с.
  68. В.Н. Практические занятия стереометрии. -М.: Издательство «Экзамен», 2004. — 160 с.
  69. Е.С. Сборник задач и упражнений по стереометрии. М.: Учпедгиз, 1956. — 176 с.
  70. JI.H. Интерактивная доска на уроках математики // Математика в школе. 2008. — № 10. — С. 31−39.
  71. Л.М. Живая геометрия на практике // Математика в школе. -2004.-№ 7.-С. 50−53.
  72. В.Н. Задачи на развитие пространственных представлений: кн. для учителя. — М., Просвещение, 1991. 127 с.
  73. М.В. Геометрия. Техника решения задач: учебное пособие. — 3-е изд., стер. Ростов н/Д: Феникс- М.: Изд. отдел УНЦ ДО, 2002. — 240 с.
  74. В.Р. Методическая система геометрической подготовки учителя математики на основе новых информационных технологий: дис.. докт. пед. наук: 13.00.02. Красноярск, 2001. — 338 с.
  75. С.Г. Конструирование современного урока математики: Книга для учителя. М.: Просвещение, 2002. — 175 с.
  76. М.Н. Научно-методические основы использования компьютерных технологий при обучении геометрии в школе: дис.. докт. пед. наук: 13.00.02. Брянск, 1998. — 228 с.
  77. Е.И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения. -М.: Педагогика, 1988. 192 с.
  78. Методика обучения геометрии: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Гусев, В. В. Орлов, В. А. Панчищина и др.- Под ред. В. А. Гусева. — М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 368 с.
  79. Методика преподавания математики в средней школе: общая методика: учебное пособие для студентов пед. ин-тов / А .Я. Блох, Е. С. Канин и др.- Сост. P.C. Черкасов, A.A. Столяр. -М.: Просвещение, 1985. 336 с.
  80. Методика преподавания математики в средней школе: общая методика: учебное пособие для студентов физ.-мат. ф-тов пед. ин-тов /
  81. B.А. Оганесян, Ю. М. Колягин и др. — 2-е изд. перераб. и доп. М.: Просвещение, 1977. — 479 с.
  82. Методика преподавания математики в средней школе: частная методика / А. Я. Блох, В. А. Гусев и др.- Сост. В. И. Мишин. М.: Просвещение, 1987. — 416 с.
  83. Методика преподавания математики. Часть 2: пособие для учителей математики 8−10 кл. средн. школы / С. Е. Ляпин, С. А. Гастева и др.- Под ред.
  84. C.Е. Ляпина. Л.: Учпедгиз, 1956. — 654 с.
  85. М.Г. Методика обучения геометрии в 10−11 кл. общеобразовательной школы с использованием компьютера: дисс. .докт. пед. наук: 13.00.02. Махачкала, 2002. — 282 с.
  86. Ю.В. Стереометрия за компьютером // Математика в школе. 1994. -№ 3. — С. 39−41.
  87. Т.М. Методика заключительного повторения курса планиметрии на основе базовых геометрических конфигураций: автореф. дис.. канд. пед. наук 13.00.02/Т.М. Мищенко. -М., 1989. 15 с.
  88. В.М. Что такое новая информационная технология обучения? // Математика в школе. 1990, — № 2. — С. 47−52.
  89. Настольная книга учителя математики. Нормативные документы, методические рекомендации и справочные материалы для организации работы учителя / Сост. Л. О. Рослова. М.: при обучении геометрии. / Современные проблемы Астрель, 2004. — 429 с.
  90. М.А. Новые компьютерные технологии // Математика / Еженед. учебно-метод. прилож. к газете «Первое сентября». 2004, — № 2931.
  91. М.А. Преподавание математики и новые компьютерные технологии // Математика в школе. — 2005. № 6. — С. 57−63.
  92. М.А. Преподавание математики и новые компьютерные технологии // Математика в школе. — 2005. — № 7. — С. 72−80.
  93. Образовательные ресурсы сети Интернет для основного общеобразовательного и среднего полного образования: каталог / А. Н. Тихонова, В. П. Кулагин и др. М.: Федеральное агентство по образованию, ГНИИИТТ «Информатика», «Госинформобр», 2006.
  94. В.В. Организация самостоятельного поиска решения стереометрических задач с помощью опорных конструкций: дисс.. канд. пед. наук: 13.00.02.-Л., 1990.-171 с.
  95. H.H. Использование мультимедийных технологий приобучении решению стереометрических задач / Информатизация образования: материалы межд. научно-практич. конф. — 4.2 Калуга: КГПУ, 2007. -С. 318−322.
  96. H.H. Мультимедийные средства создания наглядности при обучении стереометрии / «ИТО-Поволжье 2007»: материалы межд. научно-практ. конф. — Казань: Фолиантъ, 2007. — С. 121−124.
  97. H.H. Перспективы и направления использования мультимедийных технологий в обучении стереометрии // Известия Самарского научного центра РАН. Спец. выпуск «Актуальные проблемы гуманитарных исследований». Самара, 2006, Т. 1. — С. 228−237.
  98. H.H. Средства информатизации школьного геометрического образования / Геометрическое образование: концепции, методики, технологии: сборник трудов Всероссийского научно-метод. семинара. -Тольятти: ТГУ, 2009. С. 156−161.
  99. A.B. Мультимедиа в образовании: контекст информатизации. -М.: ООО «РИТМ», 2005. 320 с.
  100. Открытая математика 2.5. Функции и графики: CD-ROM / Д. И. Мамонтов, Р.П.Ушаков- Под ред. Н. Х. Агаханова. — ООО «Физикон», 2003.
  101. Д.А. Предметное действие и оперативный образ. М.: Московский психол.-соц. ин-т- Воронеж: НПО «МОДЭК», 1999. — 512 с.
  102. В.М., Аксенов К. Н., Пратусевич М. Я. Углубленное изучение геометрии в 11 классе: кн. для учителя. — М.: Просвещение, 2002. — 208 с.
  103. М.А. Задачи стереометрии: сфера и многогранники комбинации фигур. // Математика в школе. — 2000. № 2. — С. 34−37.
  104. A.B. Геометрия, 10−11: учеб. для общеобразоват. учреждений. М.: Просвещение, 2008. — 176 с.
  105. С.Н. Информационная среда как новый фактор обучения математике / Всероссийская конференция «Математическое образование на рубеже веков». М.: МЦНМО, 2000. — С. 208−211.
  106. Д. Как решать задачу Львов:Журнал «Квантор», 1991.-216 с.
  107. Е.В., Звавич Л. И. Геометрия. 10 кл.: задачник для общеобразовательных учебных заведений с углубл. и профильным изучением математики. — М.: Дрофа, 2003. — 256 с.
  108. Е.В., Звавич Л. И. Геометрия. 10 класс: учеб. дляобщеобразовательных учебных заведений с углубл. и профильным изучением математики. — М.: Дрофа, 2003. 224 с.
  109. Е.В., Звавич Л. И. Геометрия. 11 кл.: задачник для общеобразовательных учебных заведений с углубл. и профильным изучением математики. — М.: Дрофа, 2003. 240 с.
  110. Е.В., Звавич Л. И. Геометрия. 11 класс: методическое пособие к учебнику Е. В. Потоскуева, Л. И. Звавича «Геометрия. 11 класс». — М.: Дрофа, 2007. 220 с.
  111. Е.В., Звавич Л. И. Геометрия. 11 класс: учебник для общеобразоват. учреждений с углубл. и профильным изучением математики. М.: Дрофа, 2003. — 368 с.
  112. В.В., Шарыгин И. Ф. Задачи по стереометрии. М.: Наука. Гл. ред. физ.-мат. лит., 1989. — (Б-ка мат. кружка). — 288 с.
  113. Программно-методические материалы. Геометрия. 7−11 классы / Авт.-сост. И. М. Смирнова, В. А. Смирнов. М.: Мнемозина, 2007. — 32 с.
  114. И. Интерактивная доска на уроках геометрии // Математика / Еженед. учебно-метод. прилож. к газете «Первое сентября». -2008. -№ 15. С. 31−32.
  115. Е.М. Задачи и упражнения на готовых чертежах. 10−11 классы. Геометрия. М.: Илекса, 2003. — 80 с.
  116. H.A. Методические основы обучения математике в средней школе с использованием средств развития визуального мышления: дис.. докт. пед. наук: 13.00.02. Мурманск, 1997. -335 с.
  117. И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы, перспективы использования. М.: Школа-Пресс, 1994. — 174 с.
  118. И.В., Панюкова C.B. и др. Информационные и коммуникационные технологии в образовании. М.: — Дрофа, 2008. — 320 с.
  119. Розов Н.Х. CD-ROM в школе // Математика / Еженед. учебно-метод. прилож. к газете «Первое сентября». -№ 43, 2002. С. 31−32.
  120. Н.Х. Консультационный сайт по математике для школьников и учителей // Математика / Еженед. учебно-метод. прилож. к газете «Первое сентября». № 1,2005. С. 11−12.
  121. Н.Х. Некоторые проблемы применения компьютерных технологий и технологий при обучении в средней школе // Вестник МГПУ. Серия «Информатика и информатизация образования». № 1 (1). М.: МГПУ, 2003. С. 102−106.
  122. Н.Х., Савин А. П. Лабораторные работы. по геометрии? Да! // Математика в школе. 1994, — № 6. — С. 52.
  123. С.К. Об опыте интеграции компьютера в процесс обучения математике в основной школе / Всероссийская конференция «Математическое образование на рубеже веков». М.: МЦНМО, 2000. -С. 551−554.
  124. В.И. Геометрия: дидакт. материалы для 10 кл. общеобразовательных учреждений. 10-е изд. — М.: Просвещение, 2008. -128 с.
  125. В.И. Геометрия: дидакт. материалы для 11 кл. общеобразовательных учреждений. — 10-е изд. — М.: Просвещение, 2008. — 128 с.
  126. С.М., Бутузов В.Ф Изучение геометрии в 10−11 классах: кн. для учителя. 4-е изд., дораб. — М.: Просвещение, 2010. — 248 с.
  127. И. Среда «Живая геометрия» // Математика / Еженед. учебно-метод. прилож. к газете «Первое сентября». -2010. № 15. — С. 15−18.
  128. Л.С., Студенецкая В. Н. Практическая геометрия. Комбинации геометрических тел. 10−11 классы: методическое пособие с электронным приложением. М.: Издательство «Глобус», 2010. — 304 с.
  129. Г. И. Составление геометрических задач на заданных чертежах // Математика в школе. 1993. — № 6. — С. 14−16.
  130. Г. И. Упражнения в обучении математике. 2-е изд., дораб. — М.: Просвещение, 2005. — 255 с.
  131. И.М. Геометрия. 10−11 классы: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений (базовый уровень). — М.: Мнемозина, 2010.-223 с.
  132. И.М. Научно-методические основы преподавания геометрии в условиях профильной дифференциации обучения: дисс. докт.. пед. наук: 13.00.02. Москва, 1994. 364 с.
  133. И.М. Сборник устных задач и упражнений по геометрии для 10−11 кл. средней школы. М.: Аквариум, 1998. — 240 с.
  134. И.М. Уроки стереометрии в гуманитарных классах изуч. темы «Изображение пространственных фигур на плоскости». // Математика в школе. 1994. — № 2. — С. 33−39.
  135. И.М. Уроки стереометрии в гуманитарных классах. Изучение многогранников // Математика в школе. 1994. — № 4. — С. 41−47.
  136. И.М. Уроки стереометрии в гуманитарных классах. Фигуры вращения // Математика в школе. 1994. — № 6. — С. 49−52.
  137. И.М., Смирнов В. А. Геометрия. 10−11 классы: методические рекомендации для учителя. Часть 1. — М.: Мнемозина, 2003. — 232 с.
  138. И.М., Смирнов В. А. Геометрия. 10−11 классы: методические рекомендации для учителя. Часть 2. — М.: Мнемозина, 2003. -256 с.
  139. И.М., Смирнов В. А. Геометрия. 11 класс. Рабочая тетрадь: учеб. пособие для общеобр. учрежд. М.: Мнемозина, 2008. — 110 с.
  140. И.М., Смирнов В. А. Геометрия. Дидактические материалы: учебное пособие для 10−11 классов общеобразовательных учреждений. М.: Мнемозина, 2004. — 128 с.
  141. Смирнова H. Mi, Смирнов В. А. Геометрия. 10−11 классы: учебник для общеобразовательных учреждений (базовый и профильный уровни). — М.: Мнемозина, 2003. 232 с.
  142. И.М., Смирнов В. А. Изображение пространственныхфигур. Элективный курс. 10−11 классы: учеб. пособие для общеобразоват. учреждений М.: Мнемозина, 2007. — 64 с.
  143. О.Г. Мультимедиа в образовании: теоретические основы и методика использования: монография. — Красноярск: РИО КрасГУ, 2002. 300 с.
  144. Стандарт среднего полного (общего) образования по математике. Базовый уровень, http://www.school.edu.ru/dokedu.asp?obno=19 814
  145. Стандарт среднего полного (общего) образования по математике. Профильный уровень, http://www.school.edu.ru/dokedu.asp7obn 0=19 812
  146. С., Шестаков С. Интерактивная математика // Математика / Еженед. учебно-метод. прилож. к газете «Первое сентября». — № 21, 2003. С. 15−17.
  147. С., Шестаков С. Школьное математическое образование и новые информационные технологии // Математика / Еженед. учебно-метод. прилож. к газете «Первое сентября». № 21, 2002. С. 27−29.
  148. Л.А. Формирование геометрических понятий в средней школе с использованием компьютера: дис.. канд. пед. наук: 13.00.02. — Киров, 2002. 164 с.
  149. П.В. Сборник задач по геометрии для 9−10 классов: пособие для учителя. М.: Просвещение, 1986. — 48 с.
  150. Дж., Раджасингам Л. Что такое виртуальное обучение. Образование в информационном обществе. — М.: Инф-ка и обр-е, 1999. — 312 с.
  151. Ю.Е. Условия использования компьютерного сопровождения для развития обобщенных пространственных представлений при изучении геометрии: дис.. канд. пед. наук: 13.00.02. Спб., 2004. -206 с.
  152. Н.Д. Информатика и информационные технологии.
  153. Учебник для 10−11 классов. — М.: Бином. Лаб. Знаний, 2002. 512 с.
  154. Л. Советы по созданию эффективной презентации к уроку математики // Математика / Еженед. учебно-метод. прилож. к газете «Первое сентября». 2008. — № 15. — С. 23−25.
  155. Л.М. Как научиться решать задачи. М.: Московский психолого-соц. ин-т- Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 1999. — 240 с.
  156. О.В. 3D STUDIO МАХ на уроках стереометрии // Математика в школе. — 2006. № 8. — С. 61−64.
  157. А .Я. Развитие пространственного воображения: задания для учащихся. СПб.: Изд-во СОЮЗ, 2000. — 144 с.
  158. Н.Ф. Проблема изображения пространственных фигур в условиях педагогического процесса // Математика в школе. — 1998. № 4. — С. 66−72.
  159. Н.Ф. Стереометрические задачи на проекционном чертеже. М.: Учпедгиз, 1952. — 128 с.
  160. И.Ф. Геометрия. 10−11 классы: учебник для общеобразовательных учеб. заведений. М.: Дрофа, 2002. — 208с.
  161. И.Ф. Рассуждения о концепции школьной геометрии. -М.: МЦНМО, 2000.- 56 с.
  162. И.Ф. Учимся решать задачи по геометрии / И. Ф. Шарыгин // Математика в школе. 1989. — № 2. — С. 87−101.
  163. И.Ф., Гордин Р. К. Сборник задач по геометрии. 5000 задач с ответами. М.: ООО «Изд-во Астрель" — ООО «Изд-во ACT», 2001. -400 с.
  164. , И.Ф. Учимся решать задачи по геометрии / И. Ф. Шарыгин // Математика в школе. 1989. — № 2. — С. 87−101.
  165. И.Ф., Шарыгин Д. И. Геометрия. 10 кл.: методическое пособие к учебнику И. Ф. Шарыгина «Геометрия. 10−11». М.: Дрофа, 2002. -144 с.
  166. И.Ф., Шарыгин Д.И1 Геометрия. 11 кл.: методическоепособие к учебнику И. Ф. Шарыгина «Геометрия. 10−11». М.: Дрофа, 2002. — 144 с.
  167. Д.И. Методические рекомендации по использованию учебника И.Ф. Шарыгина «Геометрия. 10−11 классы» при изучении математики на-базовом и профильном уровне. — М.: Дрофа, 2004. — 32 с.
  168. О.В. Обучение решению стереометрических задач с учетом взаимосвязи образного и логического компонентов мышления: дис.. канд. пед. наук: 13.00.02. -М., 1997. 126 с.
  169. В .В., Валаханович Т.В- Геометрия. Стереометрия: шк. учеб: пособие. Мн.: ООО «Асар», 2003. — 240 с.
  170. О.Н. Наглядно-конструктивный подход к изучению стереометрии в, старших классах средней школы: дис.. канд. пед. наук: 13.00.02.-М., 1999.-126 с.
  171. Представление темы «Комбинации геометрических фигур» в школьных учебниках и задачниках
  172. Базовый и профильный уровни
Заполнить форму текущей работой