Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Педагогические условия организации спортивного досуга незрячих учащихся в Иране

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Досуг — определенно является как часть нерабочего времени, остающегося у человека за вычетом разного рода непреложных и необходимых затрат. В предельно концентрированном виде задачи, назначение и роль досуга находят выражение в его трёх основных социокультурных функциях. Первая из них рекреация, включающая в себя регенерацию как восстановление растраченных физических сил, и релаксацию… Читать ещё >

Содержание

  • ВВЕДЕНИЕ
  • ГЛАВА I. Теоретические и исторические условия организации спортивного досуга незрячих учащихся
    • 1. 1. Социальный статус инвалидов и анализ подходов к их включению в общественную жизнь
    • 1. 2. Исторические предпосылки и современное состояние исследования спортивного досуга незрячих учащихся
    • 1. 3. Психолого-педагогические аспекты адаптации и реабилитации инвалидов с дефектами зрения
  • Выводы по первой главе
  • ГЛАВА II. Экспериментальное изучение организация спортивного досуга незрячих учащихся
    • 2. 1. Описание методики экспериментального изучения содержания спортивного досуга незрячих учащихся
    • 2. 2. Разработка программы оптимизации спортивного досуга незрячих учащихся
    • 2. 3. Совершенствование спортивного досуга незрячих учащихся в ходе реализации экспериментальной работы
  • Выводы по второй главе

Педагогические условия организации спортивного досуга незрячих учащихся в Иране (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования.

В последние годы в мире вопрос организации досуга учащихся все больше привлекает внимание исследователей. И это неслучайно. Ибо досуг играет главную роль в формировании личности человека. Этот вопрос находится в центре внимания соответствующих организаций и ответственных лиц в Иране. В стране разрабатываются специальные программы по организации и содержательного проведения досуга учащихся школ, ежегодно для этих целей выделяется необходимая сумма.

В программе по организации содержательного досуга учащихся особое место занимает забота об учащихся — незрячих, ибо она считается из числа наиболее важнейших и чувствительных проблем страны. Принимаемые правительством Ирана меры в этой области направлены на то, чтобы незрячие дети не чувствовали себя ущемленными, а были убеждены в том, что они являются полноправными гражданами страны.

Досуг — определенно является как часть нерабочего времени, остающегося у человека за вычетом разного рода непреложных и необходимых затрат. В предельно концентрированном виде задачи, назначение и роль досуга находят выражение в его трёх основных социокультурных функциях. Первая из них рекреация, включающая в себя регенерацию как восстановление растраченных физических сил, и релаксацию, направленную, главным образом, на снятие психического утомления. Вторая функция досуга — развлечение, понимаемое как особый род досуговых занятий, признанных дать человеку возможность повеселиться, прилично провести время, поднять настроение, снять накопившееся психическое напряжение, получить необходимую эмоциональную подзарядку. Сущность третьей функции правомерно эксплицировать через ключевое понятие «развитие»: в сфере досуга люди не только отдыхают и развлекаются, но и совершенствуют себя в культурном отношении.

В ходе проведения анкетирования по проблемам досуга и выявлении ценностей семьи, в которой живет ребёнок-инвалид, были опрошены более 200 семей, проживающих в Центральном административном округе Тегерана. Вопросов здесь предостаточно, от материально — жилищных до социальнокультурных. Так, нам представляется, что относительно досуга и ценностей в семье можно сделать весьма не утешительный выводребёнок инвалид не в полной мере удовлетворен своей жизнью. В нашем центре оказывают необходимую помощь в обучении детей-инвалидов, даются необходимые рекомендации родителям о том, как наладить психологический контакт с ребёнком. В исследовании намечается обобщить опыт работы с инвалидами по проведению их досуга.

Все это и определило актуальность настоящей работы.

Степень научной разработанности темы.

Приступая к обзорному рассмотрению научных источников и литературы, имеющих отношение к теме диссертационного исследования, следует подчеркнуть, что их многообразие целесообразно разделить на несколько групп, в соответствии с тематикой, на которой акцентировано внимание исследователей.

Следует отметить, что вопросы диссертационной работы не были специальным предметом научного рассмотрения. В процессе анализа истории и теории вопроса приходилось опираться на общефилософские, социально-педагогические и психологические исследования, косвенно затрагивающие те или иные аспекты досуга незрячих детей.

Не составляют исключение и инвалиды по зрению, и потому проблема их досуговой деятельности как педагогическая проблема приобретает сегодня особую актуальность. Проблема в большей степени усугубляется в силу изменения ее педагогизации, ориентиров общественного сознания в отношении инвалидности и инвалидов, в том числе в случаях выпадения или нарушения зрительных функций (Е.Д.Агеев, В. М. Акимушкин и И. С. Моргулис, В. А. Мальков и В. К. Рогушин, А. П. Садчиков, Я. Магх, Я. ОшшегЬогп и др.).

Между тем уровень теоретической и практической разработанности проблемы организации досуга слепых и слабовидящих сегодня явно не адекватен степени ее актуальности и социальной значимости. Это связано с известной односторонностью педагогических подходов — как концептуальных, так и методических — в организации досуговой деятельности инвалидов по зрению. Анализ литературы показывает, что вопросы использования художественных средств для решения коррекционных задач, а также задач эстетического и нравственного воспитания, гуманизации личности, повышения эффективности учебного процесса и пр. рассматривались фактически в отрыве от вопросов их собственно досугового развития (Н. В. Габриэлян, Т. П. Головина, Л. В. Рудакова, О. И. Егорова, И. Зеленицкий, М. И. Земцова, Л. К. Малштейн, Т. В. Новиченко и Н.

A.В.Соколова, Стрельцов Ю. А., Дуликов В.З.).

Вопросы досуга незрячих детей были исследованы иранскими учеными: Ализода Мухаммадхусейн, Анбариён Мехрдод, Ансори Махободи, Анвар Хюи, Махромфар Мино, Бахроми Аббос, Бахроми Кудрат, Биёбонгард Исмоил, Босири Тарона, Гударзи Абулфазл, Дехкони Ардаконии Аъзам, Додхох Абду, Замон Вазири, Зорей Али, Зохидиасл Хамид, Иброхими Али, Имрони Нушин, Каён Али, Кушофар Али, Кализода Шахноз, Камбари Парвин, Кахрамони Мехри, Кироати Али, Лайло Чармфуруш, Лулои Сайд, Мансури Нохид, Масрур Молик, Матлаби Сайид, Махмуди Азизуллох, Мачид Чадиди, Муроди Борфуруш, Рабеи Парвона, Шукухи Носир и др.

Русские учёные (В. Г. Леонтьев, Б. Ф. Ломов. К. А. Абульханов-Славская, К.

B. Бардин, Е. 3. Фришман, В. К. Котырло, Т. В. Дуткевич и В. А. Горский, В. К. Гришин, И. Ф. Карпенко, Г. А. Коровкина, С. А. Новоселов, В. В. Огузов, А. Л. Соломин, Ю. С. Столяров, А. М. Федоров, В. М. Яворский др.) занимались разработкой организации досуга незрячих учащихся в условиях спецшколы.

В своих научных трудах ученые Таджикистана Лутфуллоев М., Маджидова Б., Нуров А., Сулаймони С., Латипов Д., Халимов Н. Кодиров Ф., Зокирова 3., Юнусова Н. частично рассматривали эту проблему.

Однако, анализ педагогической, психологической, культурологической и досуговедческой литературы и официальных документов по исследуемой теме показал, что поиски путей организации досуга незрячих учащихся характеризуется почти полным отсутствием специальных научных исследований. До сих пор отсутствуют работы, связанные с теоретическим исследованием данной проблемы. Также не до конца выявлены и уточнены основные цели, содержание, формы, средства и методы организации спортивного досуга незрячих детей.

Прежде всего, не выявлены и не осмыслены — с современных методологических позиций — сущностные характеристики этого процесса и его главных лиц — субъектов. Системно не определены и не исследованы в плане их реального действия педагогические факторы, детерминирующие досуговое развитие слепых и слабовидящих. Наконец, не создана соответствующая научно-методическая база, причем пробелы в научно-методическом обеспечении инвалидов по зрению чрезвычайно остро ощущаются в сфере их самодеятельного художественного творчества, ибо его организация традиционно и закономерно является одним из ключевых аспектов воспитательной работы в специальной школе для слепых и слабовидящих детей и социально-культурной политики общества слепых. Самодеятельные художественные коллективы со слепыми и слабовидящими участниками до настоящего времени не подвергались целенаправленному теоретико-экспериментальному изучению в художественно-педагогическом плане.

Такое состояние проблемы отражает внутренние противоречия, существующие сегодня в тифлопедагогике: очевидна диспропорция в ее развитии как науки, когда при значительном продвижении в вопросах умственного, физического, нравственно-эстетического воспитания лиц с нарушением зрения, их социально-трудовой реабилитации имеет место серьезное отставание в решении художественно-педагогических вопросов.

С другой стороны, столь же отчетливым является и противоречие между уровнем и масштабами разработки проблемы педагогической организации досуга в целом и степенью ее разработанности именно в досугово-педагогической плоскости применительно к инвалидам по зрению.

Этими обстоятельствами и было обусловлено проведение исследования, цель которого заключалась в том, чтобы, комплексно изучив проблему досугового развития слепых и слабовидящих, разработать теоретико-методические основы построения и оптимизации системы их досугового менеджмента.

Отсутствие специального исследования, направленного на решение проблемы организация спортивного досуга незрячих учащихся свидетельствует об актуальности настоящего исследования. Это и определило тему настоящей диссертационной работы.

Основной целью данной диссертации является педагогическая проблема организации спортивного досуга незрячих детей.

Объект исследования — педагогические проблемы организации спортивного досуга незрячих детей в Иране.

Предмет исследования — специфические особенности организации спортивного досуга незрячих детей в Иране.

Гипотеза, положенная в основу исследования, состоит в том, что досуговое развитие при зрительной недостаточности, предусматривая, наряду с решением общих, и решение специфических педагогических задач, тем не менее не меняет изначальной сущности и не находится в глобальной непосредственной зависимости от аномального фактора. Если на объемно-содержательные характеристики досугового развития зрительный дефект оказывает прямое отрицательное влияние, ограничивая — соответственно глубине патологии — потенциально доступную для деятельностного освоения человеком досуговую сферу, то в качественном аспекте воздействие аномального фактора опосредствуется педагогическими условиями, складывающимися в динамической системе «досуг — инвалиды по зрению» :

— социально-педагогическими факторами, связанными с досуговым процессом, реализующимся применительно к слепым и слабовидящим как специфической социальной группе;

— индивидуально-педагогическими условиями, связанными с субъективной позицией инвалида по зрению по отношению к досуговой сфере;

— организационно-педагогическими условиями, связанными с осуществлением среди инвалидов по зрению специальной художественно-педагогической деятельности.

Исходя из состояния проблемы досугового развития слепых, в соответствии с целью исследования, с учетом его объекта и предмета, а также сформулированной гипотезы были выдвинуты задачи исследования: Теоретические задачи:

1. Определить сущность организации досуга слепых как социокультурного процесса в единстве его общих и специфических содержательных сторон;

2. Осмыслить характер влияния зрительного дефекта на возможности досугового развития человека;

3. Раскрыть социально-педагогический аспект функционирования досуга общества применительно к инвалидам по зрению как совокупному субъекту досуговой деятельности;

4. Определить индивидуально-педагогические основания организации досуга слепых;

Практические задачи:

1. Изучить современные социально-педагогические условия организации досуга инвалидов по зрению;

2. Установить характер влияния аномальных и демографических различий на индивидуально-педагогический статус слепых в сфере досуга на разных этапах онтогенеза;

3. Дать оценку ситуации в практике организации спортивного досуга слепыми учащаемся;

4. Сформулировать принципы организации спортивно — досуговой деятельности в отношении слепых;

5. Разработать и апробировать модель и методику организации спортивного досуга со слепыми учащихся.

Методологической основой исследования послужили:

— общечеловеческие гуманистические идеи об обязанности общества создать для инвалидов, в том числе для инвалидов по зрению, условия для развития и реализации способностей во всех доступных для них областях социально-культурной практики;

— педагогическое понимание инвалидности как состояния, характеризующегося потребностью ребенка или взрослого в специальной педагогической поддержке в связи с ограниченностью его зрительных, слуховых, интеллектуальных, речевых или двигательных возможностей;

— выводы тифлологии о возможности разностороннего индивидуального развития инвалидов по зрению при ведущей роли в этом педагогических факторов и о подчиненности данного процесса в целом тем же закономерностям, что и в норме;

— философско-психологические представления об индивидуальном развитии как интеграции в культуру и спортивного досуга как относительно самостоятельной культурной области и подсистеме общества;

— концептуальный подход прикладной культурологии к спортивному досугу как сфере целенаправленной реализации педагогической деятельности.

Экспериментальная база исследования. Исследованием были охвачены Центры по подготовке учительских кадров и различные образовательные учреждения для учащихся с ограниченными возможностями. Исследование проводилось в три этапа.

Первый этап (2006;2007) посвящен выявлению состояния проблемы в теории и практике путём изучения и анализа философской, социологической, психолого-педагогической и культурологической литературы по проблеме, что позволило сформулировать исходные моменты исследования. Были определены проблема, цель и задачи исследования, разрабатывался план работы, а также проводилось обобщение опыта работы педагогических вузов страны.

Второй этап (2008 — 2009) посвящен опытно-экспериментальной работе в школах и учреждениях, в ходе которой уточнялась и обогащалась гипотеза, характеристика педагогических условий, обеспечивающих эффективность обучения студентов, находящихся в подавленном состоянии.

Третий этап (2010 — 2012) посвящён систематизации результатов опытноэкспериментальной работыобобщению полученных результатових апробации и внедрению в практикукорректировке практических результатов и оформлению материалов диссертации и автореферата.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в следующем: -выявлена педагогическая сущность, определены особенности организации спортивного досуга незрячих учащихся;

— выявлены суть и содержание организации спортивного досуга незрячих, показано их влияние на творческие способности учащиеся;

— выявлены основные проблемы совершенствования организации досуга незрячих учащиеся, и на основе анализа их содержания предложены направления оптимизации организации досуговой деятельности учащиеся — незрячих.

Практическая ценность исследования обусловливается: — выявлением и изучением действия прикладных социально-педагогических факторов спортивно — досуговой развитии слепых, что создает необходимые предпосылки оптимизации социально-культурной деятельности применительно к инвалидам по зрению;

— разработкой и апробацией методики изучения отношений слепых в сфере досуга, служащей диагностической базой для индивидуализации педагогического процесса, осуществляемого применительно к инвалидам по зрению;

— обоснованием принципов художественно-педагогической деятельности среди слепых и слабовидящих, позволяющих комплексно решать задачи их художественного развития;

— разработкой методики организации педагогического процесса в спортивно-досуговой деятельности со слепыми участниками, обеспечивающей повышение уровня их спортивного развития;

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялась путем использования материалов диссертации в процессе преподавании курсов «Организация спортивного досуга незрячих», «Тифлопедагогика», «Методика воспитательной работы в школе-интернате для слепых детей», «Теоретико-методологические основы воспитания детей с нарушением зрения», «Культура досуга инвалидов по зрению» в Институте повышения квалификации работников образования Тегерана, Исфагана, Шираза и Ахвазадля учителей, воспитателей и руководителей специальных дошкольных учреждений и школ-интернатов для слепых и слабовидящих детей г. Тегерана, г. Душанбе, Гиссарского района и района Рудаки г. Душанбедля руководителей негосударственных благотворительных организаций и организаций инвалидов г. Тегерана и Ахваза.

По результатам исследования сделаны сообщения на международных научных конференциях — Сидней (Австралия), Пхеньян (Северная Корея), Токио, Германии, Душанбе и т. д. Основное содержание диссертации опубликовано в печати: издано 10 работ общим объемом свыше 20 п.л., в том числе — монография (15,3 п.л.), методическое пособие (5 п.л.), 10 статей и 8 тезисов докладов.

На защиту выносятся следующие положения: 1. Характеристика особенностей современного социально-экономического развития ПРИ, преобразования и реформы системы образования детей с ограниченными возможностями, изменения ценностных ориентации обуславливают необходимость переосмысления организации досуга в новых условиях.

2. Создание системы материального, правового, психологопедагогического и организационно-методического обеспечения, широкого доступа культурных ценностей для незрячих учащихся, свободы культурно — досугового творчества в условиях, государственной гарантии защиты от коммерциализации культуры и нарушения принципа социальной справедливости, стимулирование общественных инициатив и движений в сфере рационального использования досуга детей с ограниченными возможностями.

3.Формирование у незрячих учащихся опыта социокультурного самовыражение на основе гуманистической природы духовно — нравственного и эстетического потенциала ценностей культуры.

Достоверность теоретических положений, практических выводов и рекомендаций исследования определяется обоснованностью его исходных методологических позицийструктурно-логической схемой диссертационной работысоответствием комплекса используемых методов предмету исследования и поставленным задачаманализом результатов экспериментаматериалом личного опыта и экспериментальной работой автора исследования. Основные научные результаты диссертационного исследования нашли свое отражение в опубликованных работах общим объемом 18 печатных листов.

Результаты исследования были представлены на конференциях, а также в практике работы самого автора исследования.

Структура диссертации обусловлена целью, задачами, внутренней логикой исследуемой проблемы. Она состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

8. Результаты исследования показывают, что среди учащихсяслепых наиболее распространенными видами спорта были велоспорт (15%), плавание (10%), футбол (9%), боевые виды спорта (7,5%), мускулизм (7%). Постепенно начинают развиваться и другие виды спорта. Так, голбол был 6%, стал 7%, за ними следуют гимнастика, древняя гимнастика, борьба, боулинг, баскетбол, байдарка и путешествие. В мире есть ещё много других видов спорта, которые при их внедрении среди учащихся — слепых они получили большую радость.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проведённое теоретико-экспериментальное исследование позволило решить актуальные теоретические и практические педагогические задачи, связанные с проблемой организации спортивного досуга слепых и слабовидящих.

В ходе исследования была определена сущность спортивнодосугого развития инвалидов по зрению как социокультурного процесса, аналитическим путем установлен характер влияния глубокого зрительного дефекта на возможности досугового развития человека. Наряду с этим в процессе исследования выявлена сущность социально-педагогической детерминации досуга слепых и слабовидящих, изучены современные социально-педагогические условия протекания данного процесса. Кроме того, были определены — в их комплексе — индивидуально-педагогические факторы досугого развития инвалидов по зрению и изучен индивидуальный статус слепых и слабовидящих как субъектов досуговой деятельности. Наконец, в рамках исследования сформулированы принципы организации досугово-педагогической деятельности в отношении инвалидов по зрению, обоснованы и апробированы методические подходы к организации досугово-педагогического процесса в спортивных коллективах со слепыми и слабовидящими участниками, а также изучена современная ситуация в практике организации досугового процесса в этих коллективах в целом.

Тем самым была полностью реализована цель исследования.

При этом сделанные в процессе исследования теоретические выводы и полученные научно-практические результаты подтвердили правильность положенной в его основу гипотезы.

Все члены общества должны иметь одинаковые условия проведения своего спортивного досуга с тем, чтобы формировать социально-подготовленную личность. Граждане страны, независимо от социальной прослойки, племени, пола, возраста, уровня образования и т. п. должны пользоваться достижениями культуры, искусства, литературы, спорта и т. д., установить связь с различными прослойками народа.

Отдых также имеет значение для учащихся — слепых. Ибо он является фактором физического и духовного развития слепых учащихся, создает условия для формировании их самостоятельности и независимости, укрепляет их социальную связь с обществом, увеличивает их веру в себя, устраняет чувства боязни, стыда и отшельничества, укрепляет связь межу одноклассниками, слепыми и зрячими. Те, которые посещают спортивные секции, могут провести свой отдых с другими и на этой основе укрепить своё здоровье и социальную связь с обществом. Отдых содействует слепым учащихся в ознакомлении с достижениями культуры, искусства и спорта, использовать свою физическую и духовную силу на развитие себя и общества в целом.

Все это обязывает ответственных лиц страны города и района принять необходимые меры по устранению отмеченных выше недостатков и преград на пути к приобщению слепых учащихся к спорту и создать все условия для их физического и духовного развития, использования из интеллектуальных способностей для развития общества, рассмотреть пути и способы выделения необходимых ассигнований выполнение запланированных мероприятий. В странах, где соблюдаются нормы морали и человеколюбия, для целенаправленной организации досуга слепых ежегодно выделяются огромные суммы, составляются и осуществляются специальные программы по укреплению здоровья слепых и полуслепых детей, создаются для них специальные условия жизни и отдыха. Очень важно, чтобы при проектировании строительства домов, городов, дорог, переходов, мостов, остановок для общественного транспорта и т. п. были учтены условия жизни и потребности инвалидов и слепых членов общества. Осуществление этих задач содействует в определенной степени предотвращению возможных физических и духовных ран слепых учащихся и инвалидов.

Для претворения в жизнь вышеуказанных мер в стране существуют разного рода ин ранга источники.

Государственные источники: Известно, что государство обязано создавать необходимые условия для воспитания здорового члена общества, в частности, слепых детей и инвалидов. Для этого в его распоряжении имеются организации и органы финансирования.

Страховые компании. В результате финансирования здорового образа жизни, в особенности развлекательных мероприятий, многие физических и психических болезни учащихся слепых будут предотвращены. Этому должны содействовать страховые компании, значительно сократить расходы на лечение застрахованных лиц.

Получение специальных пошлин. В дополнение к ежегодному бюджету, утвержденному для организации и проведения спортивнооздоровительного отдыха слепых и полуслепых, можно расходовать и другие специальные пошлины или налоги, получаемые из реализации различных товаров. В нашей стране такие пошлины вносятся в спецсчет. Условия таковы, что эти взносы должны расходоваться только для обеспечения здорового образа жизни слепых и полуслепых учащихся и инвалидов.

Пользование возможностями частного сектора. Надо создать такие условия, чтобы и частный сектор вносил свою лепту для сохранения здорового образа жизни слепых и полуслепых учащихся и строительство спортивно — оздоровительных объектов для них. Для этого можно использовать выдачу краткосрочного и долгосрочного кредита. Задачи государства заключается в издании закона о сокращении риска частного сектора в этом направлении. Это содействует увеличению благотворительства. Эти две формы финансирования спортивного досуга слепых и полуслепых учащихся — частный сектор и благотворительство совместно с государственной системой финансирования создадут возможность обеспечения финансирования строительства спортивно оздоровительных сооружений для слепых и полуслепых учащихся и инвалидов.

Необходимо, чтобы программа организации и проведения спортивнооздоровительных мероприятий была составлена со знанием дела, чтобы она охватила все аспекты жизни слепых и слабовидящих учащихся и инвалидов и была согласована с организациями здравоохранения, молодежи и физкультурными организациями, особенно с соответствующими организациями по работе со слепыми, слабовидящими учащимися и инвалидами.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой