Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Формирование и развитие познавательного интереса к русскому языку у учащихся средней школы

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Учение закладывает основы познавательного интереса. Познавательный интерес характеризуется избирательной направлен костью личности, обращенной к процессу познания, к его содер жанию, к протеканию познавательной деятельности, к ее резуль татам. Познавательный интерес делает учебный процесс интерес ней, богаче, интенсивней. Познавательный интерес имеет несколько стадий развития: любопытство… Читать ещё >

Содержание

  • Введение

Глава 1. Формирование интереса к русскому языку как психолого-педагогическая проблема п. 1. Проблема воспитания интереса в психолого-педагогической литературе.13п.2. Вопросы формирования познавательного интереса 6 методических работах по русскому языку.30

Глава 2. Исследование познавательного интереса в области родного языка п. 1. Критерии анализа и оценки познавательного интереса48−52 п. 2. Материалы исследования по классам и индивидуально.53п.З. Развитие интереса к русскому языку с помощью методов обучения. 73п.4. Формирование познавательного интереса к русскому языку у одаренных детей.77п.5. Формирование познавательного интереса к русскому. языку у «трудных» детей.90

Глава 3- Система работы по развитию познавательного интереса в области родного языка п. 1.Состояние уровня интереса к изучению русского языка. Цели и задачи экспериментальной работы.97 п. 2. Экспериментальная работа по формированию познавательного интереса к русскому языку.99п.3¦Результаты экспериментальной работы п. 3 * 1. Формирование интереса к речевому выражению | мысли .102п.3.2. Деятельностный подход как основа формирования познавательного интереса к русскому языку .123 I п. 3.3. Создание учебного пособия «Эти занимательные части ре чи» как средство формирования познавательного интереса к руст скому язы

I ку.127

Формирование и развитие познавательного интереса к русскому языку у учащихся средней школы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык. Всегда ли мы обращаемся с этим языком так, ках он этого заслуживает?" - спрашивал замечательный русский писатель Константин Паустовский. По отношению каждого человека к своему языку можно судить и о его культурном уровне, и о его гражданской позиции. Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку. Язык — наши истоки, наши национальные корни. Необходимо очень бережно относиться к родному языку, воспитывать уважение к нему в наших детях. Ранее эта проблема не стояла так остро, как сейчас.

В учебных заведениях 19 — нач. 20 века учащиеся изучали русскую словесность, которая тесно связывалась с преподаванием русского языка. Главная цель занятий состояла в изучении русского, отечественного языка. Культурный и образованный человек обязан был владеть нормами литературного языка, к этому относились очень серьезно и внимательно. Эта стройная система изучения русского языка была разрушена в двадцатые годы нашего столетия как «формальная», не отвечающая новым требованиям. Был преобразован не только общественный строй, но и культура и литературный языковой канон. Границы языка быян значительно расширены.

Заговори, чтоб я тебя увидел", — говорил Сократ. Культура человека, его духовное воспитание сказываются, прежде всего, на его речи, на правильном произношении, ударениях, литературном слоге и богатстве словарного фонда. Не может человек считаться культурным, интеллигентным, образованным без знания родного языка, без умения высказать грамотно свою мысль.

В настоящее время происходят изменения в языковой среде. Наблюдается небрежное отношение к родному языку, безграмотность, грубое нарушение норм произношения, ударения, грамматического строя русского языка. Эти изменения охватывают практически все сферы функционирования языка, особенно публицистику и средства массовой информации.

Следует отметить, что многими учеными, педагогами, методистами глубоко осознается важность проблемы воспитания уважения к родному языку, возрождение значимости языка как национального богатства, возвращение к национальной культуре. Начинать решение поставленной проблемы необходимо с формирования у детей и подростков бережного отношения к родному языку. Следить за речью детей должны и родители, и воспитатели детских садов, и, естественно, педагоги в школах, независимо от преподаваемого предмета. Безусловно, ведущая роль в этой работе принадлежит словесникам.

Русский язык — основной предмет в средней школе. Знание русского языка учащимися способствует лучшему усвоению ими других предметов, является фундаментом образования.

В настоящее время школа пережила определенные изменения. Изменился ее статус, условия обучения детей, характер дея-, тельности учителя, сами ученики. Разрабатываются новые программы, создаются альтернативные учебники, предлагаются новые технологии обучения:. Большое внимание уделяется индивидуальным особенностям учащихся. Ученик становится соучастником учебного процесса, а не наблюдателем.

Одна из серьезных проблем современной школы — отсутствие интереса учащихся к изучению русского языка. Зачастую мы сталкиваемся с тем, что на уроках русского языка изучается не язык во всем разнообразии его форм, а свод правил. Ученики заучивают правила, выполняют массу упражнений, разборов, пишут диктанты, изложения и другие работы. Уроки порой скучны и однообразны, к тому хе дети, у которых существуют проблемы с грамотностью, чувствуют себя неспокойно, не могут раскрыть себя и увидеть красоту изучаемого предмета. Большинство выпускников школ впоследствии крайне редко вспоминают уроки русского языка.

Задача педагогов — изменить подобное отношение к урокам русского языка и к родному языку в целом. Умелое использование научных сведений, дополнительных материалов, расширяющих кругозор учащихся, материалов занимательного характера, творческих и самостоятельных работ воспитывают у школьников любовь к родному языку, к урокам русского языка. Учителю необходимо в своей работе особое внимание уделять вопросу формирования у учащихся познавательного интереса к своему предмету, познавательной активности и самостоятельности.

Совершенствование форм и методов, способствующих активизации познавательной деятельности учащихся — одна из важнейших задач процесса обучения в школе.

Важность проблемы формирования познавательного интереса учащихся к родному языку всегда осознавалась учеными, предлагалиеь разнообразные пути ее решения. Сложившаяся практика преподавания русского языка, характеризуется традиционным изучением языка, недостаточностью коммуникативности, отсутствием педагогических технологий, учитывающих важность формирования познавательного интереса учащихся, эмоционального настроя урока, нового стиля общения учителя и ученика в учебном процессе «.

Учебный процесс должен стать важным фактором формирования устойчивого познавательного интереса школьников к изучению русского языка. Только при наличии интереса у учащихся мы сможем добиться поставленной цели — воспитания у детей уважения и любви к своему языку, умения грамотно выражать свои мысля, понимать богатство и многообразие русского языка. В этом заключается актуальность нашего исследования.

Научная новизна: ш Уточнение и дополнение понятия познавательного интереса;

Разработка критериев оценки познавательного интереса;

Я Исследование особенностей развития познавательного интереса у одаренных и «трудных» учащихся;

Методика составления учебного курса для 5- 8 классов основной школы.

Цель исследования: я Разработка методики проведения уроков русского языка, позволяющей сформировать познавательный интерес школьников к русскому языку, развить их активную самостоятельную деятельность — Теоретическое обоснование предложенной методики.

Объект исследования — процесс изучения русского языка в средней школе, обеспечивающий формирование познавательного интереса, оптимизацию учебного процесса.

Предмет исследования — научные основы методики преподавания русского языка в среднем звене общеобразовательной шко лы, организации самостоятельной и творческой работы учащихся обеспечивающих формирование познавательного интереса к русскому языку, активизации их мыслительной деятельности.

Гипотеза диссертационной работы базируется на следующем положении: познавательный интерес можно довести до высокого уровня, если ученика поставить в условия роли исследователя, автора учебных пособий, учителя.

Познавательные интересы доступны педагогическому формированию и условиями его является: я включение в учебный процесс материалов научного характераиспользование материалов занимательного и общеразвивающего характерастиль общения и обучения.

Учение закладывает основы познавательного интереса. Познавательный интерес характеризуется избирательной направлен костью личности, обращенной к процессу познания, к его содер жанию, к протеканию познавательной деятельности, к ее резуль татам. Познавательный интерес делает учебный процесс интерес ней, богаче, интенсивней. Познавательный интерес имеет несколько стадий развития: любопытство, любознательность, познавательный интерес, теоретический интерес. Сущность интере са состоит в том, что он отражает объективную действительность, из которой человек выбирает то, что является для него более ценным и значимым. Через интерес устанавливается связь человека с внешним миром.

Познавательная активность и самостоятельность являются характерными чертами познавательной деятельности человека и в то же время «сущностными качествами» личности, способной познавать окружающий мир в процессе его преображения. Стремление и готовность к познанию — не постоянная величина. Удовлетворению интереса учащихся в научном познании действительности в наибольшей степени способствует творческая, исследовательская деятельность. интереса. учадиасяик^зучйЕИВ русского языка потребовало решения следующих задач:

1. Изучить состояние разработанности проблемы, активизации мыслительной деятельности и самостоятельности учащихся, ее практическое решение.

2. Исследовать уровень сформированности познавательной активности и самостоятельности учащихся, особенности познавательной деятельности на уроках в 5−9 классах общеобразовательной школы.

3. Обосновать и разработать методику проведения уроков русского языка, предусматривающую развитие познавательного интереса, разработать критерии, позволяющие определить уровень сформированности познавательного интереса.

4. Проверить экспериментально предложенную систему работы, обобщить полученные результаты и определить пути дальнейшего исследования проблемы.

Для решения поставленных за адш"".уьанн следующие методы исследованияя теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме проводился в форме сопоставления и выявления позиций представителей психологической и методической школя социолого-педагогический метод исследования, заключающийся в изучении опыта учителей русского языка, проведении социологических опросов учащихся, учителей и родителей, наблюдении за учебным процессом для выявления необходимых подходов в преподавании русского языка- ¦ экспериментальный метод, который представлен авторской методикой работы с учащимися 5−9 классов, апробация её на особых приемах обучения, нацеленных на развитие творчег* ских способностей учащихся.

Научно-теоретическая ценность работы заключается в науч-Фом обосновании содержания уроков русского языка, методов и приемов, существенно развивающих познавательную активность и ¿-самостоятельность. Результаты исследования могут быть испольI зованы в качестве методических рекомендаций к проведению занятий по русскому языку, в разработке научных основ составления учебников и учебных пособий по русскому языку.

Научно-практическая значимость работы заключается в разработке методики развития познавательного интереса и совершенствования форм самостоятельной работы учащихся на уроках русского языка, которые могут быть использованы при составлении специальных учебных пособий, ставящих целью развитие познавательного интереса, методических рекомендаций, разработке спецкурса для студентов педвузов.

На защиту выносятся следующие положения:

1. При обучении русскому языку учащихся общеобразовательной школы методы, используемые на уроках, следует выбиратьв соответствии с интересами и возможностями учеников.

2. При разработке критериев познавательного интереса необходимо дифференцировать их в зависимости от особенностей учащихся.

3. Сформированные у учащихся познавательные интересы подразделяются на разные группы:

— интерес к речевому выражению.

— интерес к процессу деятельности.

— интерес к самопознанию.

4. При формировании познавательных интересов учащихся, активизации самостоятельной деятельности школьников необходимо особое внимание уделить развитию речи, творческим способностям учащихся.

Сформулированные в диссертационной работе цели и задачи, а также описанная методика проведения исследования определили структуру работы.

Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.

ВЫВОДЫ:

Наблюдение за ходом учебного процесса с цепью поиска путей формирования и развития познавательного интереса к изучению русского языка в общеобразовательной школе и проведение экспериментальной работы проходило в течение трех лет.

Проведенная работа показала I 1. Формирование познавательного интереса и активной самостоятельной деятельности учащихся в процессе познания повышают тэабогроспособность учашихся — желание обшатьея в холе учебно— д. * • * • • ^ го процесса. увеличивается количество самостоятельных учебных действий., интерес к самопознанию, создает возможность развития положительной мотивации учения, появляется стремление учиться.

2 — Источником возникновения познавательного интереса является потребность учащихся в деятельностизаинтересованность в активной самостоятельной работе на уроке, в реализации своих твотэческих возможностей. интеоес к богатству и многооб— разию родного языка.

3 * Интерес к организации учебного процесса. интерес—увлечение переходит в устойчивый познавательный интерес, непосредственно связанный с предметом «русский язык» и с родным языком как системой словесного выражения ммсли в устной и письменной йюоме.

4. Познавательный интерес может быть для учащегося социально значимым и процессуальным. Социально значимый интерес ориентируется, во-первых, на дальних перспективах (личные цели ребенка, связанные с будущей профессией, карьерой), во-вторых, имеют немаловажное значение и ближние перспективы, такие как стремление избежать упреков за плохие знания по предмету, желание иметь «пять».

Следует отметить важную роль эмоционального фактора познавательного социального интереса. Учащиеся понимают выразительность языка, начинают создавать собственные поэтические произведения, с удовольствием занимаются творческой работой, переводами на русский язык произведений зарубежных авторов. Учебный процесс становится «обучением с увлечением», появляется соревновательный фактор, фактор лидерства.

6. Процессуальный интерес возникает как интерес к действию (письмо, чтение, анализ, составление словариков, учебных пособий.), интерес к результату работы, правильному ответу.. .

7. Проведенное исследование позволяет утверждать, что Формирование познавательного интереса неизбежно обеспечива. ет более высокий уровень понимания учащимися изучаемого материала, развивает стремление с самостоятельному познанию, активной учебной работе" Цели учителя, предъявляемые им к учебному процессустановятся внутренними целями ученика, что способствует повышению качества обучения и эффективности учебной деятельности.

Важность формирования и развития устойчивого познавательного интереса учащихся к изучению русского языка, который проявляется в постоянном интересе к предмету, возможности проявить свои знания, творческие способности, умении грамотно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, а также эффективность использования предложенных в ходе исследования заданий, которая подкреплена положительными результатами языкового, речевого, правописного развития учащихся до-# казана не только повышением всех учебных показателей, но и ростом творческих способностей учащихся, формированием языкового чутья.

Анализ проведенной работы и полученных результатов, отражающих подход к учебному процессу с позиций формирования познавательного интереса к русскому языку, позволяет утверждать, что подобная организация учебно-познавательного процесса меняет стиль общения на уроках, методику обучения, от-ф ношение учеников к предмету «русский язык». Формируется положительная мотивация учащихся, самостоятельность в речевой деятельности, стремление к творчеству, что положительно сказывается на важных качествах личности — позитивного отношения к миру, наблюдательности, самостоятельной и активной деятельности, самопознании и самооценке. Появляется желание и умение учиться.

Проведенное исследование, его результаты дают право считать, что выдвинутая в исследовании гипотеза подтвердилась, сформированный познавательный интерес активизирует мыслительную деятельность учащихся, делает учебный процесс интересней, интенсивней, удовлетворению учащихся в научном познании способствует в наибольшей степени творческая, активная, самостоятельная исследовательская деятельность.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблемам формирования у учащихся познавательного ин-&тереса к русскому языку показывает, что эти вопросы обсуждались многими видными учеными, но разработана не полно. Не всегда в достаточной мере привлекаются имеющиеся психологические и дидактические достижения. Чаще всего познавательный интерес приравнивается к занимательности, недостаточно в школьной практике используются воспитательные средства самого языка.

Анализ психолого-педагогической и методической литера-0 туры подтвердил, что проблема формирования познавательного интереса является недостаточно изученной, но актуальной и своевременной.

В ходе исследования, проводимого в 5−8 классах средней общеобразовательной школы, проводились наблюдения за особенностями познавательной деятельности учащихся на уроках. Было выявлено, что особое внимание учащиеся уделяют творческим работам. Многим ученикам нравится самостоятельно прорабатывать новый материал, готовить фрагменты уроков, подбирать дополнительный материал.

Методы, используемые на уроках, следует выбирать, исходя из учета интересов и возможностей учеников. Особое внимание т уделяется развитию речи, творческим способностям учащихся, «педагогике сотрудничества». Основные формы работы: урок-исследование, самостоятельное наблюдение учащихся за языковым материалом и практические действия, основанные на творческом подходе к изучаемому материалу, самостоятельное проведение фрагментов урока, подготовка словарных диктантов, дидактических материалов.

В процессе наблюдения за ходом учебно-познавательной деятельности учащихся были выработаны критерии сформированное Ш сти познавательного интереса. Их можно условно разделить на две группы: особенности учебной деятельности на уроке и особенности внеучебной деятельности. В ходе исследования выяснилось, что единых критериев познавательного интереса нет, они должны быть дифференцированы.

О наличии познавательного интереса свидетельствует отношение учащихся к учебной деятельности. Быстрое включение в работы, умение самостоятельно определить цели и задачи урока, ф пути их достижения, проанализировать свою работу и оценить ее. Количество заданных вопросов, желание обсуждать их также говорит о сформированности познавательного интереса к предмету. Важна самостоятельность при наблюдении языковых явлений.

Учащиеся со сформированным познавательным интересом активно участвуют во внеучебной деятельности: предметных неделях, кружках. Самостоятельно готовят сообщения по интересующим их темам, составляют словари, наглядные пособия.

Необходимо отметить еще одну группу критериев познавательного интереса. Это подчинение себя любимому предмету. В этом случае наблюдается наличие профессиональных мотивов учения.

Предлагаемые методы работы с учащимися на уроках русского языка экспериментально проверены, результаты доказывают гипотезу, у учащихся формируется познавательный интерес к изучению русского языка, повышается уровень языковых умений, правописных навыков, проявляется стремление к творчесФу.

В ходе исследования у учащихся выявлены разные группы интересов: интерес к речевому выражению интерес к процессу деятельности интерес к самопознанию.

Данные проведенных исследований и наблюдений доказывают актуальность поставленной в работе проблемы, необходимость формирования у учащихся устойчивого познавательного интереса к изучению русского языка.

Показать весь текст

Список литературы

  1. В.Н. Формирование познавательных потребностей старшеклассников средствами развития общеучебных умений. Тамбов. 1990
  2. Н.Ф. Внеклассная работа по русскому языку. Ь Минск, 1962.
  3. А.Д. Родной язык в средней школе. Опыт методики. М., 1912
  4. .Г. Познавательные потребности и интересы //Уч. Записки ЛГУ, серия «Психология». Л., 1959.
  5. М.К. Познавательные задачи по русскому языку в вузе и школе. Барнаул, 1978.
  6. Л.Г. Активность учения школьника. М., Просвеще-ф ние, 1968.
  7. Л.Г. Об условиях развития самостоятельности учащихся на уроках. Казань, Таткнигоиздат, 1960.
  8. А. Т. Дмитриева Г. М. Материалы по занимательной грамматике русского языка. Части 1−2, М., Учпедгиз, 1963
  9. А.Р. Самостоятельная поисково-познавательная деятельность учащихся и её роль в повышении практической направленности уроков русского языка. Методические рекомендации. Л., 1989
  10. А.Р. Игровые задания на уроках русского языка. М., 1987.
  11. П.О. Методические очетэки о поеподавании ©-одноготязыка и примерные уроки. М., 1917
  12. Активизация познавательной деятельности в процессе преподавания русского язшса. //Материалы научной конференции, июль 1966. Кемерово, 1966.
  13. Активизация познавательной деятельности учащихся иа занятиях по русскому языкуе .//Сборник научных трудов. МГПЙ имени В. И. Ленина, — 1979
  14. Активизация учебно-познавательной деятельности учащихся. Межвуз. сб. научных трудов. //ЛГПИ им. Герцена. Л., 1984
  15. Активизация учащихся на уроках русского языка. Сборник статей. Кострома, 1971
  16. Активизация познавательной деятельности учащихся. Сборник статей. Уфа, 1972
  17. Ю.И. Оптимизация процесса обучения. Москва, 1977
  18. Ю.И. Методы обучения. M., 1983
  19. М.Т. Воспитание интереса к урокам русского языка. М., Просвещение, 1965
  20. М.Т. Пути развития у школьников 5−8 классов интереса к урокам русского языка. //Воспитание интереса к урокам русского языка. М., Просвещение, 1965
  21. К.В. Если ваш ребенок не хочет учиться. М., Знание, 1980
  22. Е.Л. Дидактические основы организации учебно-познавательной деятельности школьников. Челябинск, 1994.
  23. Е.Л. и др. Дидактические проблемы управления познавательной деятельностью. Ярославль, 1974
  24. H.A. Пути повышения интереса к учению. Новосибирск, 1958
  25. Л.П. Экскурсионный метод преподавания родного языка. //Родной язык в школе, кн.5. М, 1924
  26. Д.В. Пути к творчеству. М., Знание, 1981
  27. Jl.И. Личность и её формирование в детском возрасте. Москва, 1975
  28. Л.И. Познавательные интересы и пути их развития. Известия АПН РСФСР № 73, 1955.
  29. в.Б. Воспитание интереса к знаниям и дотреб-т ности к самообразованию. М., Просвещение, 1985
  30. В.Б. Развитие интересов и склонностей учащихся старших классов к отдельным предметам школьного обучения. Пермь, 1960
  31. В.Б. Воспитание интереса к знаниям. Тула, Приок. Кн. Изд., 1968
  32. В.Б. Воспитывать глубокий интерес к знаниям у каждого школьника. Пермь, 1943
  33. Ш 33. Бондаренко С. М. Урок творчество учителя. Москва, 1974
  34. С.М. Пути формирования интереса к грамматической деятельности у школьников. М., 1974
  35. A.B. Психология мышления и проблемное обучение. М., Знание, 1983
  36. Ф.И. О преподавании отечественного языка. М., 1977
  37. Э.А. Путешествие в слово. Москва, 1987.
  38. Г. Ф. Развитие организационных умений познавательной деятельности старшеклассников //Методы обучения в средней общеобразовательной школе. Л., 1985
  39. Л.А. Русское слово. Москва, 1987. Ш
  40. .М. Перевоспитание педагогически запущенных школьников в процессе формирования у них интереса к изучению русского языка. //Вопросы обучения и воспитания в школе. Душанбе, 1978.
  41. H.H. Формирование познавательных интересов школьников как одно из условий осуществления всеобщего среднего образования. Москва, НИИ школ, 1974.
  42. В.Г. Занимательное языкознание. М., Л., 1966
  43. М.Д. Коллективная познавательная деятельность Ш в воспитании школьников. М., Просвещение, 1977.
  44. А.И. Общие вопросы методики русского языка в средней школе. М., 1973
  45. А.И. Развивающее обучение русскому языку. М., 1983
  46. Д.И. Воспитание интереса к знаниям у подростков. М., Учпедгиз, 1963
  47. Л.Г. Развитие познавательной самостоятельности учащихся в процессе изучения конкретных тем курса русского языка в общеобразовательной школе. //Развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся и студентов. Саратов, 1982
  48. Л.Г. Система самостоятельной работы учащихся на уроках русского языка. Саратов, 1963
  49. Возрастные особенности познавательной деятельности школьников и студентов.// Сборник научных трудов. МГПИ, 1979
  50. Воспитание самостоятельности и активности учащихся. ЛГПИ, т1965
  51. Воспитание интереса к урокам русского языка. Сборник статей. М., Просвещение, 1965
  52. Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. М., 1984: т. 4, — с.6
  53. С. А" Влияние установок на познавательную деятельность учащихся. Рязань, 1990
  54. Гамбург Н. И, Использование элементов занимательности при изучении русского языка. // РЯШ, 1965, № 6.
  55. Ш. А. Воспитание активности и самостоятельности как черты личности. //Уч. Записки ЛГПй. 1966, т 209
  56. Генина Н. В, Психология формирования сознательного подхода к практическому обучению орфографии. Куйбышев. 1971
  57. К.К. Развитие познавательных интересов учащихся на уроках русского языка. //Вопросы развития познавательных интересов учащихся в процессе обучения. Свердловск, 1970.
  58. Ю.З. Умственно одаренный ребенок. Киев, 1992
  59. А.Н. О некоторых приемах активизации учебной деятельности школьников на уроках русского языка. //Из опыта липецких словесников. Воронеж, 1967
  60. Л.А. Психология и педагогика интереса. Киев, 1940
  61. И.Н., Седов К. Ф. Основы психолингвистики. М., 1997
  62. Г. И. Развитие познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка. //Из опыта работы липецких словесников. Воронеж, 1967
  63. Н.и. О преподавании русского языка и словесности. 1856
  64. Л.Т. Язык мой друг мой. М., Просвещение, 1988
  65. Л.Т. Экспериментальные материалы для внеклассной работы по русскому языку. Пунктуация. М., 1976
  66. В.П. Активизация познавательной деятельности учащихся при сопровождающем закреплении знаний // Повышение позн. Активности уч-ся. МГПЙ, 1072
  67. A.M. Пути активизации познавательной деятельности учащихся на занятиях по русскому языку. //Повышение эффективности урока как основной формы орг-ции учебно-воспит. Процесса. Майкоп, 1988
  68. Н.Г. Главное усвоить на уроке. М., Знание, 1984
  69. В.В. Теория развивающего обучения. М., 1996
  70. В.В. Виды обобщения в обучении. М., 1972
  71. М.А. Теоретические основы обучения и проблема воспитания познавательной активности и самостоятельности учащихся // Вопросы воспитания познават. Активности и самостоятельности школьников. Казань, 1972
  72. А.Д. Обучение и воспитание на уроках русского языка М., 1990
  73. А.Е. Повышение эффективности формирования умений и навыков у младших школьников. // Вопросы активизации познавательной деятельности. МГПИ, 1978
  74. .Л. Самостоятельная работа учащихся на уроках, М., 1961
  75. Л.М. Наглядность в преподавании русского языка. М., 1984
  76. Л.Я. Слово учителя в учебном процессе. М., 1984
  77. В.Г. Особенности интересов учащихся-подростков, М., 1960
  78. в.Г. Развитие и воспитание познавательных интересов старших школьников, Л., 1959
  79. В.А. Занимательно о русском языке, Л., Просвещение, 1990
  80. Ильин B.C. Формирование познавательных потребностей у • школьников, Ростов-на-Дону, 1969
  81. B.C. Формирование личности школьника. М., Педагогика, 1984
  82. Ильин B.C. Воспитание потребности в знании у школьников, роетов-на-дону, 1971
  83. E.H. Путь к ученику. М., Просвещение, 1988
  84. E.H. Искусство общения. М., 1982
  85. Исследование развития познавательной деятельности, //под ред. Дж. Брунера. М., Педагогика, 1971
  86. Кабанова-Меллер E.H. Учебная деятельность и развивающее обучение. М., Знание, 1996
  87. Г. й. Формирование активной позиции личности подростка в процессе театрализованной игры //педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. ЛГПИ, 1981
  88. О.В. Уроки русского языка в форме дидактической игры. ТОСн. ГОРОНО, 1994
  89. Н.П. Экскурсии в связи с преподаванием русского языка. //Родной язык в школе. 1924. Кн. 5.
  90. Л.П. Формирование познавательных интересовтшкольников содержанием учебного материала. Фрунзе, мектеп, 1990
  91. Д.Ю. Слова и люди. А., 1976
  92. л.а., Бондаренхо С.м., граник Г.г. Секреты орфографии. М., 1981
  93. В.А. Психология обучения и воспитания школьников. ЗУ!., 1976
  94. т. А. Система работы по развитию связной уст
  95. Ш ной речи учащихся. М., 1975
  96. Т.А. Живое слово. М., 1986
  97. Т.А. Творческие диктанты. М., 1963
  98. Н.С. Способности и одаренность в детские годы. М., Знание, 1984
  99. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975
  100. А.Н. Развитие мотивов учебной деятельности. М., 1959ф 102. Леонтьев A.A. язык, речь, речевая деятельность, м., Просвещение, 1969
  101. A.A. Слово в речевой деятельности, м., 1 965 104. лернер и.Я. познавательные задачи в обучении гуманитарным предметам, м., 1972
  102. И.Я. Методы обучения //Дидактика средней школы п/ред. Скаткина М. Н. М., 1 982 106. лернер н.я. Проблемное обучение. М., Знание, 1974
  103. Лидман-Орлова Г. К. Лингвистический анализ и воспитание интереса к изучению русского языка. // Воспитание интереса к изучению русского языка в школе? п/ред. Фоминых. М., 1979
  104. в.и. и др. Формирование познавательной ак^ивнотсти школьников в процессе их общения. ХГПИ, Харьков, 1990
  105. М.Р. Методика развития речи младших школьников. М., 1985
  106. м.р. школа творческого мышления. Пособие по русскому языку для учащихся начальных классов. М., 1997
  107. М.Р., Рамзаева Т. Г. и др. Методика обучения русскому языку в начальных классах. Учебное пособие. М., Просвещение, 1987
  108. М.Р. Речь младших школьников и пути ее развития. М., 1975
  109. М.Р. Общие вопросы методики русского языка. М., 1983
  110. С.И. словесность. М., 1992
  111. С.й. Уроки словесности. М., 1993
  112. С.й. Углубленное изучение русского языка. М., 1992
  113. В.Н. Межпредметные связи и формирование познавательного интереса //Пед. проблемы формирования позн. Интересов. ЛГПй, 1976
  114. А.к. Формирование мотивации учения. М., Просвещение, 1990
  115. А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. Пособие для учителя. М., Просвещение, 1983
  116. А.к. Психология усвоения языка как средства общения. М., 1974
  117. A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М., 1 972 122. менчинская H.A. Проблемы «самоуправления» познавательной деятельностью и развитие личности //Теоретические проблемы управления познавательной деятельностью человека. М., 1975
  118. Е.К. и др. Занимательная грамматика. Киев, 1968
  119. B.C. Лекции по психологии мотивов. //Психология индивидуальности. М.-Воронеж, 1996
  120. А.Я. Формирование у подростков интереса к учению. Минск, 1969
  121. О.И. Психология самопознания личности. М., 1993
  122. Ш 127. Морозова Н. Г. Воспитание познавательных интересов у ребенка в семье. М., 1961
  123. Н.Г. Формирование познавательного интереса у аномальных детей. М., просвещение, 1969
  124. Т.В. Обучение самостоятельному анализу языковых явлений на уроках русского языка. Таллин, 1986
  125. Т.В. Познавательные задачи в обучении русскому языку. //Указания для опытной работы учителей- пред. ф Лернера и.я. м, Просвещение, 1968
  126. Т.В. Май H.A. Сборник познавательных задач по русскому языку (Морфология) М., 1969
  127. Т.В. Активизация мыслительной деятельности учащихся на уроках русского языка. М., Просвещение, 1983
  128. Л.А. Искусство слова. М., 1982
  129. O.A. Теория и практика самостоятельной работы учащихся. Таллин, 1 976 135. огородников И. Т. Повышение эффективности урока. М., «Знание», 1960
  130. И.Т., Аристова Л. П. Вопросы повышения эффективности урока. Казань, Таткнигоиздат, 1959
  131. М.П. Проблема активизации познавательной деятельности младших школьников. //Активизация познавательной деятельности младших школьников. Минск, 1987
  132. А.Н. Учитель и даровитые ученики.// Пед. сборник № 4, 1989
  133. Одаренные дети. Перевод с английского //Общ. ред. Г. В. Бурменской и Б. М. Слуцкого. М., Прогресс, 1991
  134. М.В. Занимательная орфография. Книга для внекя. чтения учащихся 7−8 классов. М., Просвещение, 1984
  135. .Т. Внеклассная работа по русскому языку. Пособие для учителя. М, Просвещение, 1980
  136. к.г. Золотая роза. Кишинев, 1987
  137. ПешкОвСкий A.M. Избранные труды. М., 1959
  138. П.И. и др. Самостоятельная деятельность учащихся в обучении. Учебное пособие. МГПИ, 1978
  139. И.М. Воспитание у учащихся интереса к изучению русского языка. М., 1985
  140. М.К. Формирование у учащихся познавательных потребностей на уроках русского языка. Формирование духовных потребностей старшеклассников, а процессе обучения. Тамбов, 1990
  141. H.A. О воспитании познавательной самостоятельности . Казань, 1963
  142. Я.А. Психология творчества и педагогика. М., 1976
  143. И.И. Фонетика это интересно. М., 1992
  144. И.И. Борьба за эффективность урока по русскому языку в 5 классе. М., Учпедгиз, 1962
  145. Пути совершенствовапим преподавания русского языка в 5−8 классах. Сборник статей. М., АПН, 1962
  146. A.C. Познавательный интерес к гуманитарным предметам и становление мировоззрения старшеклассников //Педагогические проблемы формирования познавательных интересов. ЛГПИ, 1975
  147. JI.H. Формирование познавательных интересов старшеклассников в процессе обучения. Минск, Народная асвета, 1970
  148. Развитие речи учащихся в начальной школе. Хрестоматия. (Сост. Львов М.Р.). М., 1965
  149. О.П. Воспитывать интерес детей к знаниям. М., Знание, 1976
  150. В.А. Сердце отдаю детям. М., 1969
  151. Соиремеыыый урок, русского языка. Пособие для учителя, м., Просвещение, 1984
  152. Совершенствование методов обучения русскому языку, м., Просвещение, 1981
  153. Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. МГУ, 1975
  154. Н.Ф. Формирование познавательной деятельности учащихся. М., Знание, 1983
  155. Т.й. Развитие творческой активности учащихся на уроках русского языка. Калининград, 1974
  156. A.B. Методика русского языка в средней школе. М., 1970
  157. Л.А. Обучение русскому языку в школе как целенаправленный процесс. М., Педагогика, 1990
  158. А.П. Организация творческой учебно-познавательной деятельности школьников. Учебное пособие. Л., 1939
  159. Ш 167. Тумим Г. Г. Живые группы. М., 1913
  160. Г. Г., Соколов Н. М. На уроках родного языка. Петроград, 1917
  161. Творческая работа учащихся на занятиях по русскому языку. Сборник статей. М., Учпедгиз, 1961
  162. М.Н. Искусство учить. Спб-М, т-во М. О. Вольф, 1909
  163. з.Ф. Диктанты с изменением текста, м., 1982
  164. Л.В. Слово о словах. Ты и твое имя.
  165. H.H. Внеклассная работа по русскому языку в восьмилетней школе. М., Просвещение, 1975
  166. H.H., Суворова г. и. внеурочная работа по русскому языку. М., Просвещение, 1985
  167. Учебно-воспитательная работа на уроках русского языка. М., Просвещение, 1988
  168. Д.И. Психология становления личности. М., 1994
  169. Вс. Свободная диктовка. М., 1915
  170. Н.Ф. Интерес и динамика его развития у учащихся. ЛГПй, 1944
  171. Т.И. Активизация учения школьников. М., Педагогика, 1982
  172. Т.и. Активизация учения школьников. М., Педагогика, 1 982 181. жанекйй н.м. в мире слов, м., 1985
  173. H.H. Живые Звуки. М., 1928
  174. И.Г. Формирование познавательного интереса учащихся через организацию домашней работы.
  175. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. ЛГПЙ, 1979
  176. h.h. Занимательность в преподавании русского языка один из приемов воспитания учащихся. //Из опыта ком. воспитания учащихся средней школы. Пермь, 1965
  177. В.Г. Актуальные вопросы дидактики //Проблема Стимулирования познавательной деятельности учащихся. Владимир, 1974
  178. ю.ю. Обучение как процесс управления познавательной деятельностью учащихся. М., 1973
  179. Г. И. Роль деятельности в учебном процессе. М., Просвещение, 1986
  180. Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. М., 1988
  181. Г. И. Активизация познавательной деятельности в учебном процессе. М., Просвещение, 1979
  182. Г. И. Познавательный интерес в учебной деятельности школьника. М., Знание, 1972
  183. Г. И. Проблемы познавательного интереса в педагогике. М., Педагогика, 1971
  184. Г. И. Формирование познавательного интереса в процессе обучения, м., 1962
  185. Д.Б. Психология игры. М., 1978
  186. Д.Б., Занков Л. В. Проблемы развивающего обучения. М., 1986
  187. и.с. Развивающее обучение. М., 1979
  188. Е.А. Школа для всех. М., Новая школа, 1996Ш1. ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ
  189. УЧЕБНИК ПО МОРФОЛОГИИ ДЛЯ УЧЕНИКОВ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ
  190. Москва, 1998 год издательство «ГОРОД СОЛНЦА"1. АВТОРЫ РАЗДЕЛОВ:
  191. В ПОДГОТОВКЕ УПРАЖНЕНИЙ ПО ВСЕМ РАЗДЕЛАМ УЧЕБНИКА ПРИНИМАЛИ УЧАСТИЕ УЧАЩИЕСЯ 7 И 8 КЛАССОВ.
  192. Руководитель проекта учитель русского языка1. Бенина ЕшЕш1. ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ
  193. Имя существительное самостоятельная часть речи, обозначающая предмет, отвечающая на вопросы кто? что?
  194. Упражнение 1. Найти в тексте имена существительные, объяснить свой выбор.
  195. Зеленая березка, Девическая грудь, О тонкая березка, Что загляделась в пруд?
  196. Что шепчет тебе ветер? О чем звенит песок? Иль хочешь в косы-ветви Ты лунный гребешок?1. С. Есенин)
  197. Что вы знаете об имени существительном. Вспомните и расскажите.1. РОД ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ
  198. Упражнение 2 Выборочный диктант (распределять существительные по родам)
  199. Сыплет черемуха снегом, Зелень в цвету и росе. В поле, склоняясь к побегам, Ходят грачи в полосе.
  200. Никнут шелковые травы. Пахнет смолистой сосной. Ой вы, луга и дубравы, 1. Я одурманен весной.
  201. Радуют тайные вести, Светятся в душу мою. Думаю я о невесте, Только о ней лишь пою.
  202. Сыпь ты, черемуха, снегом, Пойте вы, птахи в лесу. По полю зыбястым бегом Пеной я цвет развесу.1. С. Есенин)
  203. Имена существительные могут быть общего рода.
  204. Это существительные с окончанием -а (-я), обозначающие качества людей.
  205. Упражнение 3 Заменить словосочетания соответствующими именами существительными общего рода
  206. Упражнение 4 Напишите сочинение-миниатюру, используя имена существительные общего рода
  207. СКЛОНЕНИЕ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ
  208. Вспомните, что вы знаете о склонении имея существительных.
  209. Расскажите, какие имена существительные относятся к первому, второму в третьему склонению?
  210. Упражнение 5 выборочный диктант (распределить по склонениям выделенные имена существительные)
  211. Мэри Поппинс свяла пальто и повесила его на крючок у дщери спальни. Затем она сняла шляпку и аккуратно поместила ее на спинку кровати.
  212. Дети наблюдали за этой знакомой процедурой. Все было точь-в-точь как всегда. Просто не верилось, что она куда-то пропадала.
  213. Вот Мэри Поппинс наклонилась и открыла ковровую сумку. (П.Трэверс)
  214. Упражнение 6 Выделить окончания существительных, определить падеж
  215. Упражнение 7 Поставить существительные в форму родительного падежа множественного числа. Окончания выделить. Составить 3−4 предложения
  216. Чулки, туфли, ботинки, носки, платья, апельсины, облака, окна, килограммы, помидоры, семьи, каникулы, яблоки, места, дела
  217. Упражнение 8 Образовать форму творительного падежабагаж, блиндаж, вещь, врач, грач, детёныш, дочь, ёж, ключ, ландыш, мелочь, мышь, шарж, этаж
  218. Ш Бе забудьте, что есть несклоняемые имена существительные, которые не склоняются.
  219. Упражнение 9 Составить предложения с данными словамирадио, по- шоссе, на- фойе, в- пюре, с- пианино, на- такси, кенгуру, меню, кофе, жалюзи, кольраби, фламинго, шимпанзе, эскимо1. НЕ С СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫМИ
  220. НЕ с сущестбптелъяыми пишется слитно:
  221. Если слово без БЕ не употребляется
  222. Если существительное с НЕ можно замеиитъ синонимом без НЕ или близким по значению выражением
  223. НЕВЕЖА (без НЕ не употребляется) НЕВНИМАТЕЛЬНОСТЬ (отсутствие внимания)
  224. НЕ с существительными пишется раздельно, если в предложении есть противопоставление с союзом А. НЕ ВРАГ, А ДРУГ
  225. Упражнение 11 Раскрыть скобки
  226. Упражнение 12 Заменить выделенные слова и словосочетания существительными с частицей НЕ
  227. ГЛАСНЫЕ В СУФФИКСАХ -ЕК, -ИК4с
  228. Чтобы правильно написать гласные в суффиксах -ек и-ик, надо просклонять эти существительные.
  229. Если гласный выпадает, то в суффиксе надо писать букву Б- если гласный не выпадает, то И
  230. ОРЕШЕК ОРЕШКА, КУСТИК — КУСТИКА
  231. Упражнение 13 Вставить пропущенные буквы
  232. Поешь же, миленький дружоч. к! Вот лещ. к, потроха, вот стерляди кусоч.к. 2. Борове где-то бог послал кусоч. к сыру. 3. На елке висел яркий орет. к, завернутый в прозрачный фант.к. 4. Для того, чтобы красиво подчеркнуть слова, мне нужен карандаш.к.
  233. ГЛАСНЫЕ О Е ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ в СУФФИКСАХ1. СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ
  234. После шипящих под ударением в суффиксах имен существительных пишется О, без ударения В ПУШОК, БЕЛЬЧОНОК, ОВРАЖЕК, ТОЧЕЧКА
  235. Упражнение 14 Придумайте рассказ на тему л В лесу», используя слова на изученное правило
  236. МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗБОР ИМЕНИ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО1. Часть речи, начальная форма
  237. Собственное или нарицательное Одушевленное или неодушевленное
  238. Род, склонение, падеж, число3. Синтаксическая роль1. ПОВТОРЕНИЕ
  239. Вспомните все, что вы изучили в данном разделе1. ДИКТАНТ «Проверь себя»
  240. Захочешь можешь выт. нуть себе из кочк. Целое оже-рель. Крупных кроваво-красных ягод.
  241. Задание: Разобрать морфологически 5 любых имен существительных.1. ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ
  242. Имя прилагательное — это часть речи, которая отвечает на вопросы КАКОЙ? ЧЕЙ?
  243. Имена прилагательные изменяются по родам, числам, а падежам.
  244. Имена прилагательные могут иметь краткую форму и степени сравнения.
  245. В предложении имена прилагательные бывают определения- iми и сказуемыми. ji I
  246. Упражнение 1 Спишите. Найдите в тексте имена прилага- jiтельные, определите их род, число и падеж. j
  247. Упражнение 2 Подберите к именам существительным имена прилагательные
  248. Заяц, поступок, книга, характер, ученик, игрушка, друг, подарок, школа, рисунок, диван, жизнь, мыло, здоровье, ручка, одежда, машина, лес, суп, яблоко, человек.
  249. СТЕПЕНИ СРАВНЕНИЯ ИМЕН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ
  250. Прилагателввые, обозначающие такой признак (качество)предмета, который может быть в этом предмете в больше или мевъшей степени называются КАЧЕСТВЕННЫМИ.
  251. КАЧЕСТВЕННЫЕ ИМЕНА ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ ИМЕЮТ СТЕПЕНИ СРАВНЕНИЯ: СРАВНИТЕЛЬНУЮ И ПРЕВОСХОДНУЮ.
  252. СРАВНИТЕЛЬНАЯ СТЕПЕНЬ показывает, что в том или иномпредмете првзвак проявляется в большей степени, чем в другом Сравнительная степень имеет две формы:
  253. Не изменяются по родам, падежам и числам.
  254. Упражнение 3 Образуйте степень сравнения, подпишите, какую степень сравнения вы образовали.
  255. Грус.ный, яс. вый, безжалос. ный, прел ее. ный, счас. ливый, ужас, вый, ггрекрас. ный.
  256. Упражнение 4 Спишите. Определите, в какой степени употреблены имена прилагательные
  257. Евразия самый большой материк на Земле. 2. У меня в деревне лес более густой, чем у тебя. 3. Та дорога гораздо шире, чем эта. 4. Торт «Полет» дороже торта аПтичье молоко".
  258. Упражнение 5 Сравнить данные предметы с указанной стороны, используя степени сравнения прилагательных. Составить предложения.
  259. Сентябрь и январь (температура), лимон и апельсин (кислота), вода и ртуть (тяжесть), вода в Черном и Азовском морях (соленость), железо и дерево (крепость), воск и камень (твердость), веревка и нитка (прочность)
  260. Упражнение 6 Составьте описание-сравнение на тему «Роза и шиповник"I1. ПРОСТАЯ Суффиксы -БЕ (-ЕЙ)
  261. СОСТАВНАЯ Слова БОЛЕЕ, МЕНЕЕ
Заполнить форму текущей работой