Формирование и развитие познавательного интереса к русскому языку у учащихся средней школы
Учение закладывает основы познавательного интереса. Познавательный интерес характеризуется избирательной направлен костью личности, обращенной к процессу познания, к его содер жанию, к протеканию познавательной деятельности, к ее резуль татам. Познавательный интерес делает учебный процесс интерес ней, богаче, интенсивней. Познавательный интерес имеет несколько стадий развития: любопытство… Читать ещё >
Содержание
- Введение
Глава 1. Формирование интереса к русскому языку как психолого-педагогическая проблема п. 1. Проблема воспитания интереса в психолого-педагогической литературе.13п.2. Вопросы формирования познавательного интереса 6 методических работах по русскому языку.30
Глава 2. Исследование познавательного интереса в области родного языка п. 1. Критерии анализа и оценки познавательного интереса48−52 п. 2. Материалы исследования по классам и индивидуально.53п.З. Развитие интереса к русскому языку с помощью методов обучения. 73п.4. Формирование познавательного интереса к русскому языку у одаренных детей.77п.5. Формирование познавательного интереса к русскому. языку у «трудных» детей.90
Глава 3- Система работы по развитию познавательного интереса в области родного языка п. 1.Состояние уровня интереса к изучению русского языка. Цели и задачи экспериментальной работы.97 п. 2. Экспериментальная работа по формированию познавательного интереса к русскому языку.99п.3¦Результаты экспериментальной работы п. 3 * 1. Формирование интереса к речевому выражению | мысли .102п.3.2. Деятельностный подход как основа формирования познавательного интереса к русскому языку .123 I п. 3.3. Создание учебного пособия «Эти занимательные части ре чи» как средство формирования познавательного интереса к руст скому язы
I ку.127
Список литературы
- Аксюченко В.Н. Формирование познавательных потребностей старшеклассников средствами развития общеучебных умений. Тамбов. 1990
- Александрович Н.Ф. Внеклассная работа по русскому языку. Ь Минск, 1962.
- Алферов А.Д. Родной язык в средней школе. Опыт методики. М., 1912
- Ананьев Б.Г. Познавательные потребности и интересы //Уч. Записки ЛГУ, серия «Психология». Л., 1959.
- Антропова М.К. Познавательные задачи по русскому языку в вузе и школе. Барнаул, 1978.
- Аристова Л.Г. Активность учения школьника. М., Просвеще-ф ние, 1968.
- Аристова Л.Г. Об условиях развития самостоятельности учащихся на уроках. Казань, Таткнигоиздат, 1960.
- Арсирий А. Т. Дмитриева Г. М. Материалы по занимательной грамматике русского языка. Части 1−2, М., Учпедгиз, 1963
- Арская А.Р. Самостоятельная поисково-познавательная деятельность учащихся и её роль в повышении практической направленности уроков русского языка. Методические рекомендации. Л., 1989
- Арутюнов А.Р. Игровые задания на уроках русского языка. М., 1987.
- Афанасьев П.О. Методические очетэки о поеподавании ©-одноготязыка и примерные уроки. М., 1917
- Активизация познавательной деятельности в процессе преподавания русского язшса. //Материалы научной конференции, июль 1966. Кемерово, 1966.
- Активизация познавательной деятельности учащихся иа занятиях по русскому языкуе .//Сборник научных трудов. МГПЙ имени В. И. Ленина, — 1979
- Активизация учебно-познавательной деятельности учащихся. Межвуз. сб. научных трудов. //ЛГПИ им. Герцена. Л., 1984
- Активизация учащихся на уроках русского языка. Сборник статей. Кострома, 1971
- Активизация познавательной деятельности учащихся. Сборник статей. Уфа, 1972
- Бабанский Ю.И. Оптимизация процесса обучения. Москва, 1977
- Бабанский Ю.И. Методы обучения. M., 1983
- Баранов М.Т. Воспитание интереса к урокам русского языка. М., Просвещение, 1965
- Баранов М.Т. Пути развития у школьников 5−8 классов интереса к урокам русского языка. //Воспитание интереса к урокам русского языка. М., Просвещение, 1965
- Бардин К.В. Если ваш ребенок не хочет учиться. М., Знание, 1980
- Беликов Е.Л. Дидактические основы организации учебно-познавательной деятельности школьников. Челябинск, 1994.
- Белкин Е.Л. и др. Дидактические проблемы управления познавательной деятельностью. Ярославль, 1974
- Беляева H.A. Пути повышения интереса к учению. Новосибирск, 1958
- Богоявленский Л.П. Экскурсионный метод преподавания родного языка. //Родной язык в школе, кн.5. М, 1924
- Богоявленская Д.В. Пути к творчеству. М., Знание, 1981
- Божович Jl.И. Личность и её формирование в детском возрасте. Москва, 1975
- Божович Л.И. Познавательные интересы и пути их развития. Известия АПН РСФСР № 73, 1955.
- Бондаревский в.Б. Воспитание интереса к знаниям и дотреб-т ности к самообразованию. М., Просвещение, 1985
- Бондаревский В.Б. Развитие интересов и склонностей учащихся старших классов к отдельным предметам школьного обучения. Пермь, 1960
- Бондаревский В.Б. Воспитание интереса к знаниям. Тула, Приок. Кн. Изд., 1968
- Бондаревский В.Б. Воспитывать глубокий интерес к знаниям у каждого школьника. Пермь, 1943
- Ш 33. Бондаренко С. М. Урок творчество учителя. Москва, 1974
- Бондаренко С.М. Пути формирования интереса к грамматической деятельности у школьников. М., 1974
- Брушлинский A.B. Психология мышления и проблемное обучение. М., Знание, 1983
- Буслаев Ф.И. О преподавании отечественного языка. М., 1977
- Вартинян Э.А. Путешествие в слово. Москва, 1987.
- Васильева Г. Ф. Развитие организационных умений познавательной деятельности старшеклассников //Методы обучения в средней общеобразовательной школе. Л., 1985
- Введенская Л.А. Русское слово. Москва, 1987. Ш
- Веретеховский Б.М. Перевоспитание педагогически запущенных школьников в процессе формирования у них интереса к изучению русского языка. //Вопросы обучения и воспитания в школе. Душанбе, 1978.
- Вербовская H.H. Формирование познавательных интересов школьников как одно из условий осуществления всеобщего среднего образования. Москва, НИИ школ, 1974.
- Ветвицкий В.Г. Занимательное языкознание. М., Л., 1966
- Виноградова М.Д. Коллективная познавательная деятельность Ш в воспитании школьников. М., Просвещение, 1977.
- Власенков А.И. Общие вопросы методики русского языка в средней школе. М., 1973
- Власенков А.И. Развивающее обучение русскому языку. М., 1983
- Водзинский Д.И. Воспитание интереса к знаниям у подростков. М., Учпедгиз, 1963
- Вяткин Л.Г. Развитие познавательной самостоятельности учащихся в процессе изучения конкретных тем курса русского языка в общеобразовательной школе. //Развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся и студентов. Саратов, 1982
- Вяткин Л.Г. Система самостоятельной работы учащихся на уроках русского языка. Саратов, 1963
- Возрастные особенности познавательной деятельности школьников и студентов.// Сборник научных трудов. МГПИ, 1979
- Воспитание самостоятельности и активности учащихся. ЛГПИ, т1965
- Воспитание интереса к урокам русского языка. Сборник статей. М., Просвещение, 1965
- Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. М., 1984: т. 4, — с.6
- Гаврилина С. А" Влияние установок на познавательную деятельность учащихся. Рязань, 1990
- Гамбург Н. И, Использование элементов занимательности при изучении русского языка. // РЯШ, 1965, № 6.
- Ганелин Ш. А. Воспитание активности и самостоятельности как черты личности. //Уч. Записки ЛГПй. 1966, т 209
- Генина Н. В, Психология формирования сознательного подхода к практическому обучению орфографии. Куйбышев. 1971
- Гилев К.К. Развитие познавательных интересов учащихся на уроках русского языка. //Вопросы развития познавательных интересов учащихся в процессе обучения. Свердловск, 1970.
- Гильбух Ю.З. Умственно одаренный ребенок. Киев, 1992
- Глотова А.Н. О некоторых приемах активизации учебной деятельности школьников на уроках русского языка. //Из опыта липецких словесников. Воронеж, 1967
- Гордон Л.А. Психология и педагогика интереса. Киев, 1940
- Горелов И.Н., Седов К. Ф. Основы психолингвистики. М., 1997
- Горская Г. И. Развитие познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка. //Из опыта работы липецких словесников. Воронеж, 1967
- Греч Н.и. О преподавании русского языка и словесности. 1856
- Григорян Л.Т. Язык мой друг мой. М., Просвещение, 1988
- Григорян Л.Т. Экспериментальные материалы для внеклассной работы по русскому языку. Пунктуация. М., 1976
- Гринченко В.П. Активизация познавательной деятельности учащихся при сопровождающем закреплении знаний // Повышение позн. Активности уч-ся. МГПЙ, 1072
- Гунай A.M. Пути активизации познавательной деятельности учащихся на занятиях по русскому языку. //Повышение эффективности урока как основной формы орг-ции учебно-воспит. Процесса. Майкоп, 1988
- Дайри Н.Г. Главное усвоить на уроке. М., Знание, 1984
- Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М., 1996
- Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении. М., 1972
- Данилов М.А. Теоретические основы обучения и проблема воспитания познавательной активности и самостоятельности учащихся // Вопросы воспитания познават. Активности и самостоятельности школьников. Казань, 1972
- Дейкина А.Д. Обучение и воспитание на уроках русского языка М., 1990
- Дмитриев А.Е. Повышение эффективности формирования умений и навыков у младших школьников. // Вопросы активизации познавательной деятельности. МГПИ, 1978
- Есипов Б.Л. Самостоятельная работа учащихся на уроках, М., 1961
- Зельманова Л.М. Наглядность в преподавании русского языка. М., 1984
- Зорина Л.Я. Слово учителя в учебном процессе. М., 1984
- Иванов В.Г. Особенности интересов учащихся-подростков, М., 1960
- Иванов в.Г. Развитие и воспитание познавательных интересов старших школьников, Л., 1959
- Иванова В.А. Занимательно о русском языке, Л., Просвещение, 1990
- Ильин B.C. Формирование познавательных потребностей у • школьников, Ростов-на-Дону, 1969
- Ильин B.C. Формирование личности школьника. М., Педагогика, 1984
- Ильин B.C. Воспитание потребности в знании у школьников, роетов-на-дону, 1971
- Ильин E.H. Путь к ученику. М., Просвещение, 1988
- Ильин E.H. Искусство общения. М., 1982
- Исследование развития познавательной деятельности, //под ред. Дж. Брунера. М., Педагогика, 1971
- Кабанова-Меллер E.H. Учебная деятельность и развивающее обучение. М., Знание, 1996
- Камаева Г. й. Формирование активной позиции личности подростка в процессе театрализованной игры //педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. ЛГПИ, 1981
- Канарская О.В. Уроки русского языка в форме дидактической игры. ТОСн. ГОРОНО, 1994
- Каноныкин Н.П. Экскурсии в связи с преподаванием русского языка. //Родной язык в школе. 1924. Кн. 5.
- Кибардина Л.П. Формирование познавательных интересовтшкольников содержанием учебного материала. Фрунзе, мектеп, 1990
- Кобяков Д.Ю. Слова и люди. А., 1976
- Концевая л.а., Бондаренхо С.м., граник Г.г. Секреты орфографии. М., 1981
- Крутецкий В.А. Психология обучения и воспитания школьников. ЗУ!., 1976
- Ладыженская т. А. Система работы по развитию связной уст
- Ш ной речи учащихся. М., 1975
- Ладыженская Т.А. Живое слово. М., 1986
- Ладыженская Т.А. Творческие диктанты. М., 1963
- Лейтес Н.С. Способности и одаренность в детские годы. М., Знание, 1984
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975
- Леонтьев А.Н. Развитие мотивов учебной деятельности. М., 1959ф 102. Леонтьев A.A. язык, речь, речевая деятельность, м., Просвещение, 1969
- Леонтьев A.A. Слово в речевой деятельности, м., 1 965 104. лернер и.Я. познавательные задачи в обучении гуманитарным предметам, м., 1972
- Лернер И.Я. Методы обучения //Дидактика средней школы п/ред. Скаткина М. Н. М., 1 982 106. лернер н.я. Проблемное обучение. М., Знание, 1974
- Лидман-Орлова Г. К. Лингвистический анализ и воспитание интереса к изучению русского языка. // Воспитание интереса к изучению русского языка в школе? п/ред. Фоминых. М., 1979
- Лозовая в.и. и др. Формирование познавательной ак^ивнотсти школьников в процессе их общения. ХГПИ, Харьков, 1990
- Львов М.Р. Методика развития речи младших школьников. М., 1985
- Львов м.р. школа творческого мышления. Пособие по русскому языку для учащихся начальных классов. М., 1997
- Львов М.Р., Рамзаева Т. Г. и др. Методика обучения русскому языку в начальных классах. Учебное пособие. М., Просвещение, 1987
- Львов М.Р. Речь младших школьников и пути ее развития. М., 1975
- Львов М.Р. Общие вопросы методики русского языка. М., 1983
- Львова С.И. словесность. М., 1992
- Львова С.й. Уроки словесности. М., 1993
- Львова С.й. Углубленное изучение русского языка. М., 1992
- Максимова В.Н. Межпредметные связи и формирование познавательного интереса //Пед. проблемы формирования позн. Интересов. ЛГПй, 1976
- Маркова А.к. Формирование мотивации учения. М., Просвещение, 1990
- Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. Пособие для учителя. М., Просвещение, 1983
- Маркова А.к. Психология усвоения языка как средства общения. М., 1974
- Матгошкин A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М., 1 972 122. менчинская H.A. Проблемы «самоуправления» познавательной деятельностью и развитие личности //Теоретические проблемы управления познавательной деятельностью человека. М., 1975
- Мережинская Е.К. и др. Занимательная грамматика. Киев, 1968
- Мерлин B.C. Лекции по психологии мотивов. //Психология индивидуальности. М.-Воронеж, 1996
- Миленький А.Я. Формирование у подростков интереса к учению. Минск, 1969
- Мотков О.И. Психология самопознания личности. М., 1993
- Ш 127. Морозова Н. Г. Воспитание познавательных интересов у ребенка в семье. М., 1961
- Морозова Н.Г. Формирование познавательного интереса у аномальных детей. М., просвещение, 1969
- Напольнова Т.В. Обучение самостоятельному анализу языковых явлений на уроках русского языка. Таллин, 1986
- Напольнова Т.В. Познавательные задачи в обучении русскому языку. //Указания для опытной работы учителей- пред. ф Лернера и.я. м, Просвещение, 1968
- Напольнова Т.В. Май H.A. Сборник познавательных задач по русскому языку (Морфология) М., 1969
- Напольнова Т.В. Активизация мыслительной деятельности учащихся на уроках русского языка. М., Просвещение, 1983
- Новиков Л.А. Искусство слова. М., 1982
- Нильсон O.A. Теория и практика самостоятельной работы учащихся. Таллин, 1 976 135. огородников И. Т. Повышение эффективности урока. М., «Знание», 1960
- Огородников И.Т., Аристова Л. П. Вопросы повышения эффективности урока. Казань, Таткнигоиздат, 1959
- Осипова М.П. Проблема активизации познавательной деятельности младших школьников. //Активизация познавательной деятельности младших школьников. Минск, 1987
- Острогорский А.Н. Учитель и даровитые ученики.// Пед. сборник № 4, 1989
- Одаренные дети. Перевод с английского //Общ. ред. Г. В. Бурменской и Б. М. Слуцкого. М., Прогресс, 1991
- Панов М.В. Занимательная орфография. Книга для внекя. чтения учащихся 7−8 классов. М., Просвещение, 1984
- Панов Б.Т. Внеклассная работа по русскому языку. Пособие для учителя. М, Просвещение, 1980
- Паустовский к.г. Золотая роза. Кишинев, 1987
- ПешкОвСкий A.M. Избранные труды. М., 1959
- Пидкасистый П.И. и др. Самостоятельная деятельность учащихся в обучении. Учебное пособие. МГПИ, 1978
- Подгаецкая И.М. Воспитание у учащихся интереса к изучению русского языка. М., 1985
- Поликарпова М.К. Формирование у учащихся познавательных потребностей на уроках русского языка. Формирование духовных потребностей старшеклассников, а процессе обучения. Тамбов, 1990
- Половникова H.A. О воспитании познавательной самостоятельности . Казань, 1963
- Пономарев Я.А. Психология творчества и педагогика. М., 1976
- Постникова И.И. Фонетика это интересно. М., 1992
- Потерин И.И. Борьба за эффективность урока по русскому языку в 5 классе. М., Учпедгиз, 1962
- Пути совершенствовапим преподавания русского языка в 5−8 классах. Сборник статей. М., АПН, 1962
- Роботова A.C. Познавательный интерес к гуманитарным предметам и становление мировоззрения старшеклассников //Педагогические проблемы формирования познавательных интересов. ЛГПИ, 1975
- Рожина JI.H. Формирование познавательных интересов старшеклассников в процессе обучения. Минск, Народная асвета, 1970
- Развитие речи учащихся в начальной школе. Хрестоматия. (Сост. Львов М.Р.). М., 1965
- Симанчук О.П. Воспитывать интерес детей к знаниям. М., Знание, 1976
- Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. М., 1969
- Соиремеыыый урок, русского языка. Пособие для учителя, м., Просвещение, 1984
- Совершенствование методов обучения русскому языку, м., Просвещение, 1981
- Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. МГУ, 1975
- Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности учащихся. М., Знание, 1983
- Тамбовкина Т.й. Развитие творческой активности учащихся на уроках русского языка. Калининград, 1974
- Текучев A.B. Методика русского языка в средней школе. М., 1970
- Тростенцова Л.А. Обучение русскому языку в школе как целенаправленный процесс. М., Педагогика, 1990
- Тряпицына А.П. Организация творческой учебно-познавательной деятельности школьников. Учебное пособие. Л., 1939
- Ш 167. Тумим Г. Г. Живые группы. М., 1913
- Тумим Г. Г., Соколов Н. М. На уроках родного языка. Петроград, 1917
- Творческая работа учащихся на занятиях по русскому языку. Сборник статей. М., Учпедгиз, 1961
- Угловина М.Н. Искусство учить. Спб-М, т-во М. О. Вольф, 1909
- Ульченко з.Ф. Диктанты с изменением текста, м., 1982
- Успенский Л.В. Слово о словах. Ты и твое имя.
- Ушаков H.H. Внеклассная работа по русскому языку в восьмилетней школе. М., Просвещение, 1975
- Ушаков H.H., Суворова г. и. внеурочная работа по русскому языку. М., Просвещение, 1985
- Учебно-воспитательная работа на уроках русского языка. М., Просвещение, 1988
- Фельдштейн Д.И. Психология становления личности. М., 1994
- Флеров Вс. Свободная диктовка. М., 1915
- Цветков Н.Ф. Интерес и динамика его развития у учащихся. ЛГПй, 1944
- Шаламова Т.И. Активизация учения школьников. М., Педагогика, 1982
- Шамова Т.и. Активизация учения школьников. М., Педагогика, 1 982 181. жанекйй н.м. в мире слов, м., 1985
- Шапошников H.H. Живые Звуки. М., 1928
- Шапошникова И.Г. Формирование познавательного интереса учащихся через организацию домашней работы.
- Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. ЛГПЙ, 1979
- Шевелева h.h. Занимательность в преподавании русского языка один из приемов воспитания учащихся. //Из опыта ком. воспитания учащихся средней школы. Пермь, 1965
- Шуман В.Г. Актуальные вопросы дидактики //Проблема Стимулирования познавательной деятельности учащихся. Владимир, 1974
- Щербань ю.ю. Обучение как процесс управления познавательной деятельностью учащихся. М., 1973
- Щукина Г. И. Роль деятельности в учебном процессе. М., Просвещение, 1986
- Щукина Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. М., 1988
- Щукина Г. И. Активизация познавательной деятельности в учебном процессе. М., Просвещение, 1979
- Щукина Г. И. Познавательный интерес в учебной деятельности школьника. М., Знание, 1972
- Щукина Г. И. Проблемы познавательного интереса в педагогике. М., Педагогика, 1971
- Щукина Г. И. Формирование познавательного интереса в процессе обучения, м., 1962
- Эльконин Д.Б. Психология игры. М., 1978
- Эльконин Д.Б., Занков Л. В. Проблемы развивающего обучения. М., 1986
- Якиманская и.с. Развивающее обучение. М., 1979
- Ямбург Е.А. Школа для всех. М., Новая школа, 1996Ш1. ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ
- УЧЕБНИК ПО МОРФОЛОГИИ ДЛЯ УЧЕНИКОВ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ
- Москва, 1998 год издательство «ГОРОД СОЛНЦА"1. АВТОРЫ РАЗДЕЛОВ:
- В ПОДГОТОВКЕ УПРАЖНЕНИЙ ПО ВСЕМ РАЗДЕЛАМ УЧЕБНИКА ПРИНИМАЛИ УЧАСТИЕ УЧАЩИЕСЯ 7 И 8 КЛАССОВ.
- Руководитель проекта учитель русского языка1. Бенина ЕшЕш1. ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ
- Имя существительное самостоятельная часть речи, обозначающая предмет, отвечающая на вопросы кто? что?
- Упражнение 1. Найти в тексте имена существительные, объяснить свой выбор.
- Зеленая березка, Девическая грудь, О тонкая березка, Что загляделась в пруд?
- Что шепчет тебе ветер? О чем звенит песок? Иль хочешь в косы-ветви Ты лунный гребешок?1. С. Есенин)
- Что вы знаете об имени существительном. Вспомните и расскажите.1. РОД ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ
- Упражнение 2 Выборочный диктант (распределять существительные по родам)
- Сыплет черемуха снегом, Зелень в цвету и росе. В поле, склоняясь к побегам, Ходят грачи в полосе.
- Никнут шелковые травы. Пахнет смолистой сосной. Ой вы, луга и дубравы, 1. Я одурманен весной.
- Радуют тайные вести, Светятся в душу мою. Думаю я о невесте, Только о ней лишь пою.
- Сыпь ты, черемуха, снегом, Пойте вы, птахи в лесу. По полю зыбястым бегом Пеной я цвет развесу.1. С. Есенин)
- Имена существительные могут быть общего рода.
- Это существительные с окончанием -а (-я), обозначающие качества людей.
- Упражнение 3 Заменить словосочетания соответствующими именами существительными общего рода
- Упражнение 4 Напишите сочинение-миниатюру, используя имена существительные общего рода
- СКЛОНЕНИЕ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ
- Вспомните, что вы знаете о склонении имея существительных.
- Расскажите, какие имена существительные относятся к первому, второму в третьему склонению?
- Упражнение 5 выборочный диктант (распределить по склонениям выделенные имена существительные)
- Мэри Поппинс свяла пальто и повесила его на крючок у дщери спальни. Затем она сняла шляпку и аккуратно поместила ее на спинку кровати.
- Дети наблюдали за этой знакомой процедурой. Все было точь-в-точь как всегда. Просто не верилось, что она куда-то пропадала.
- Вот Мэри Поппинс наклонилась и открыла ковровую сумку. (П.Трэверс)
- Упражнение 6 Выделить окончания существительных, определить падеж
- Упражнение 7 Поставить существительные в форму родительного падежа множественного числа. Окончания выделить. Составить 3−4 предложения
- Чулки, туфли, ботинки, носки, платья, апельсины, облака, окна, килограммы, помидоры, семьи, каникулы, яблоки, места, дела
- Упражнение 8 Образовать форму творительного падежабагаж, блиндаж, вещь, врач, грач, детёныш, дочь, ёж, ключ, ландыш, мелочь, мышь, шарж, этаж
- Ш Бе забудьте, что есть несклоняемые имена существительные, которые не склоняются.
- Упражнение 9 Составить предложения с данными словамирадио, по- шоссе, на- фойе, в- пюре, с- пианино, на- такси, кенгуру, меню, кофе, жалюзи, кольраби, фламинго, шимпанзе, эскимо1. НЕ С СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫМИ
- НЕ с сущестбптелъяыми пишется слитно:
- Если слово без БЕ не употребляется
- Если существительное с НЕ можно замеиитъ синонимом без НЕ или близким по значению выражением
- НЕВЕЖА (без НЕ не употребляется) НЕВНИМАТЕЛЬНОСТЬ (отсутствие внимания)
- НЕ с существительными пишется раздельно, если в предложении есть противопоставление с союзом А. НЕ ВРАГ, А ДРУГ
- Упражнение 11 Раскрыть скобки
- Упражнение 12 Заменить выделенные слова и словосочетания существительными с частицей НЕ
- ГЛАСНЫЕ В СУФФИКСАХ -ЕК, -ИК4с
- Чтобы правильно написать гласные в суффиксах -ек и-ик, надо просклонять эти существительные.
- Если гласный выпадает, то в суффиксе надо писать букву Б- если гласный не выпадает, то И
- ОРЕШЕК ОРЕШКА, КУСТИК — КУСТИКА
- Упражнение 13 Вставить пропущенные буквы
- Поешь же, миленький дружоч. к! Вот лещ. к, потроха, вот стерляди кусоч.к. 2. Борове где-то бог послал кусоч. к сыру. 3. На елке висел яркий орет. к, завернутый в прозрачный фант.к. 4. Для того, чтобы красиво подчеркнуть слова, мне нужен карандаш.к.
- ГЛАСНЫЕ О Е ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ в СУФФИКСАХ1. СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ
- После шипящих под ударением в суффиксах имен существительных пишется О, без ударения В ПУШОК, БЕЛЬЧОНОК, ОВРАЖЕК, ТОЧЕЧКА
- Упражнение 14 Придумайте рассказ на тему л В лесу», используя слова на изученное правило
- МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗБОР ИМЕНИ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО1. Часть речи, начальная форма
- Собственное или нарицательное Одушевленное или неодушевленное
- Род, склонение, падеж, число3. Синтаксическая роль1. ПОВТОРЕНИЕ
- Вспомните все, что вы изучили в данном разделе1. ДИКТАНТ «Проверь себя»
- Захочешь можешь выт. нуть себе из кочк. Целое оже-рель. Крупных кроваво-красных ягод.
- Задание: Разобрать морфологически 5 любых имен существительных.1. ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ
- Имя прилагательное — это часть речи, которая отвечает на вопросы КАКОЙ? ЧЕЙ?
- Имена прилагательные изменяются по родам, числам, а падежам.
- Имена прилагательные могут иметь краткую форму и степени сравнения.
- В предложении имена прилагательные бывают определения- iми и сказуемыми. ji I
- Упражнение 1 Спишите. Найдите в тексте имена прилага- jiтельные, определите их род, число и падеж. j
- Упражнение 2 Подберите к именам существительным имена прилагательные
- Заяц, поступок, книга, характер, ученик, игрушка, друг, подарок, школа, рисунок, диван, жизнь, мыло, здоровье, ручка, одежда, машина, лес, суп, яблоко, человек.
- СТЕПЕНИ СРАВНЕНИЯ ИМЕН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ
- Прилагателввые, обозначающие такой признак (качество)предмета, который может быть в этом предмете в больше или мевъшей степени называются КАЧЕСТВЕННЫМИ.
- КАЧЕСТВЕННЫЕ ИМЕНА ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ ИМЕЮТ СТЕПЕНИ СРАВНЕНИЯ: СРАВНИТЕЛЬНУЮ И ПРЕВОСХОДНУЮ.
- СРАВНИТЕЛЬНАЯ СТЕПЕНЬ показывает, что в том или иномпредмете првзвак проявляется в большей степени, чем в другом Сравнительная степень имеет две формы:
- Не изменяются по родам, падежам и числам.
- Упражнение 3 Образуйте степень сравнения, подпишите, какую степень сравнения вы образовали.
- Грус.ный, яс. вый, безжалос. ный, прел ее. ный, счас. ливый, ужас, вый, ггрекрас. ный.
- Упражнение 4 Спишите. Определите, в какой степени употреблены имена прилагательные
- Евразия самый большой материк на Земле. 2. У меня в деревне лес более густой, чем у тебя. 3. Та дорога гораздо шире, чем эта. 4. Торт «Полет» дороже торта аПтичье молоко".
- Упражнение 5 Сравнить данные предметы с указанной стороны, используя степени сравнения прилагательных. Составить предложения.
- Сентябрь и январь (температура), лимон и апельсин (кислота), вода и ртуть (тяжесть), вода в Черном и Азовском морях (соленость), железо и дерево (крепость), воск и камень (твердость), веревка и нитка (прочность)
- Упражнение 6 Составьте описание-сравнение на тему «Роза и шиповник"I1. ПРОСТАЯ Суффиксы -БЕ (-ЕЙ)
- СОСТАВНАЯ Слова БОЛЕЕ, МЕНЕЕ