Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Принципы и структура системы образования Российской Федерации

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Свобода и плюрализм (разнообразие взглядов) в образовании основываются на понимании необходимости воспитания свободы и ответственности. Как известно, свобода человека есть осознанная (в той или иной степени) необходимость действовать в соответствии с нормами, правилами, законами общества, членом которого является человек. Очень важно (хотя и очень нелегко!) для каждого человека найти правильное… Читать ещё >

Принципы и структура системы образования Российской Федерации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Принципы системы образования Российской Федерации

Основой для построения и функционирования российской системы образования являются следующие принципы[1] государственной политики в области образования, сформулированные в ст. 3 ФЗ № 273, которые вполне могут выступать в качестве принципов системы образования Российской Федерации[2].

Рассмотрим и прокомментируем их для лучшего понимания и применения в профессиональной педагогической деятельности.

1. Признание приоритетности образования перед другими жизненно важными государственными отраслями должно выражаться, с одной стороны, как отказ от отнесения образования к непроизводственной отрасли с отсроченными во времени и не всеми осязаемыми материальными результатами, а с другой стороны — выделение всех необходимых ресурсов — интеллектуальных, финансовых, материальных, организационных на развитие российского образования, т. е. полный отказ от остаточного принципа обеспечения образования.

При этом следует понимать на всех уровнях управления образованием, что его приоритетность определяется, прежде всего, самой сущностью образования, его направленностью на воспитание высококомпетентного специалиста и достойного гражданина, стремящегося к совершенствованию общества, в котором он живет. Образование должно способствовать общему культурному развитию будущего взрослого, который мог бы на основе равенства возможностей развить свои способности и личное суждение, а также сознание моральной и социальной ответственности и стать полезным членом постиндустриального, информационного общества.

2. Обеспечение нрава каждого человека на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования. В ст. 43 Конституции РФ право на образование включает следующие полномочия: право на дошкольное образование, право на основное общее образование, право на среднее профессиональное образование, право на высшее образование.

Все эти права обязаны обеспечить государственные и муниципальные образовательные организации, предприятия, органы управления образованием, так как большинство людей сами реализовать их не в силах. Самой главной и важной составной частью права на образование выступает положение о том, что совершеннолетние граждане имеют право на выбор образовательного учреждения и формы получения образования.

Статья 5 ФЗ № 273 содержит следующие важные положения, согласно которым «в Российской Федерации гарантируется право каждого человека на образование независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств»[3].

Кроме того, в нашей стране общедоступность и бесплатность образования гарантируются в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного, общего и среднего профессионального образования, а также получение на конкурсной основе бесплатного высшего образования, если его гражданин получает впервые.

Реализация права каждого человека в Российской Федерации на образование обеспечивается путем создания органами управления образованием соответствующих социально-экономических условий для его получения, расширения возможностей удовлетворять потребности человека в получении образования различного уровня и направленности в течение всей жизни.

Следует отметить, что в рамках реализации права каждого человека на образование органы государственной власти и местного самоуправления:

  • 1) создают необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения и условия, в максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц, в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья;
  • 2) оказывают содействие лицам, которые проявили выдающиеся способности и к которым в соответствии с настоящим Федеральным законом относятся обучающиеся, показавшие высокий уровень интеллектуального развития и творческих способностей в определенной сфере учебной и научно-исследовательской деятельности, научно-техническом и художественном творчестве, физической культуре и спорте;
  • 3) осуществляют полностью или частично финансовое обеспечение содержания лиц, нуждающихся в социальной поддержке в соответствии с законодательством Российской Федерации, в период получения ими образования.
  • 3. Гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья человека, нрав и свобод личности, свободного развития личности, воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного отношения к природе и окружающей среде, рационального природопользования.

Гуманистический характер образования основывается на идеях гуманизма, которые признают ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие и проявление способностей. Реализация этого принципа предполагает субъект-субъектную схему педагогического взаимодействия, в процессе которого обучающийся выступает как самостоятельный, активный, свободный деятель, субъект и партнер общения, а не как пассивный объект обучения. Кроме того, предполагается утверждение таких общечеловеческих ценностей, как Жизнь, Добро, Истина, Красота, создание в учебном заведении условий нормальной жизнедеятельности обучающегося, привитие ребенку с ранних лет интереса к истории своей страны, ее жизни, к народу.

Свобода и плюрализм (разнообразие взглядов) в образовании основываются на понимании необходимости воспитания свободы и ответственности. Как известно, свобода человека есть осознанная (в той или иной степени) необходимость действовать в соответствии с нормами, правилами, законами общества, членом которого является человек. Очень важно (хотя и очень нелегко!) для каждого человека найти правильное соотношение между стремлением к личной свободе и необходимостью уважения и соблюдения свободы других членов общества. Права человека и его обязанности, закрепленные в Конституции России, являются предметом правового воспитания в школе.

4. Единство образовательного пространства на территории Российской Федерации, защита и развитие этнокультурных особенностей и традиций народов Российской Федерации в условиях многонационального государства.

Единство федерального культурного и образовательного пространства осуществляется через реализацию федеральных государственных образовательных стандартов (далее — ФГОС), защиту и развитие национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства, а также использование единой педагогической терминологии. Важную роль в реализации этого принципа играют нацеленность системы образования на воспитание патриотизма, гражданского самосознания и гражданской ответственности у каждого обучающегося, формирование уважения к традициям и обычаям народов Российской Федерации на основе обеспечения преемственности исторических традиций солидарности и взаимопомощи народов России, формирования в образовательных организациях атмосферы уважения к историческому наследию и культурным ценностям народов России, развития культуры межнационального общения, основанной на толерантности, уважении чести и национального достоинства граждан, духовных и нравственных ценностей народов России. Необходима разработка новых учебных программ, но истории народов России и культуре межэтнического общения, но изучению многовекового опыта взаимодействия народов России, совершенствование учебной литературы и программ обучения в целях более эффективного формирования общероссийского гражданского самосознания, воспитания культуры межнационального общения.

5. Создание благоприятных условий для интеграции системы образования Российской Федерации с системами образования других государств на равноправной и взаимовыгодной основе.

Переход России к рыночным отношениям объективно требует повышения качества профессионального образования, более высокого уровня квалификации и обеспечения конкурентоспособности специалиста уже в начале его жизненного пути. Именно высокая профессиональная подготовка становится фактором социальной защиты человека в новых экономических условиях. Россия присоединилась к происходящему в Европе глобальному процессу интеграции образовательных систем, подписав Болонскую декларацию в сентябре 2003 г., что позволило ей войти в европейскую зону высшего образования и перейти к практике взаимного признания дипломов и осуществления согласованных подходов к качеству подготовки специалистов для повышения академической мобильности студентов (т.е. расширения их возможности обучаться и трудоустраиваться в любой стране независимо от места проживания).

Первоочередной задачей для российской системы образования является разработка такой модели высшего профессионального образования, которая, с одной стороны, отражала бы российские реалии и лучшие академические традиции ее университетского образования, а с другой — соответствовала международно признанным требованиям к профессиональной подготовке специалистов высокого уровня.

6. Светский характер образования в государственных, муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

Светский характер образования означает свободу государственного, муниципального образовательного учреждения от прямого религиозного воздействия и основывается на свободе совести граждан, а также на соответствующей норме ч. 1 ст. 14 Конституции РФ, предполагающей светский характер государства. По мнению Натальи Третьяк, Первого заместителя министра образования и науки РФ, озвученного 23 января 2015 г. во время проведения «круглого стола» в Госдуме, очень важно расширение нравственной составляющей процесса обучения в школах. По этой причине школьникам будет предложено изучение духовного наследия на уроках гуманитарной направленности. В этой связи Н. Третьяк подчеркнула, что ознакомление школьников с понятиями нравственности, как и освещение различных духовных ценностей должно, в первую очередь, происходить на уроках русского языка, литературы и истории. Также Министерство образования рассматривает возможность совершенствования содержания курса «Основы религиозной культуры и светской этики» (ОРКСЭ). Очень важным назвал распространение курса ОРКСЭ на весь период обучения в школе и Патриарх Московский и всея Руси Кирилл во время своей речи на Рождественских чтениях в Госдуме. Он отметил, что так же как и их родители, школьники имеют право останавливать свой выбор на одном из шести модулей: основы православной культуры, ислама, буддизма, иудаизма, светская этика или основы различных религиозных культур.

7. Свобода выбора получения образования согласно склонностям и потребностям человека, создание условий для самореализации каждого человека, свободное развитие его способностей, включая предоставление права выбора форм получения образования, форм обучения, организации, осуществляющей образовательную деятельность, направленности образования в пределах, предоставленных системой образования, а также предоставление педагогическим работникам свободы в выборе форм обучения, методов обучения и воспитания.

Данный принцип декларирует общедоступность и адаптированность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников, подразумевает обеспечение условий для усвоения обучающимся культурно-исторических традиций своего народа, ценностей и общественных норм человеческого общежития в контексте развития общемировой цивилизации, соответствующим образом представление содержания образования, отличающее его от научного знания.

А положение о предоставлении педагогическим работникам свободы в выборе форм обучения, методов обучения и воспитания перекликается с принципом № 9 в части предоставления и соблюдения академических прав и свобод педагогических работников образовательных организаций.

8. Обеспечение права на образование в течение всей жизни в соответствии с потребностями личности, адаптивность системы образования к уровню подготовки, особенностям развития, способностям и интересам человека.

Образование на протяжении всей жизни может обеспечиваться единством и целостностью системы образования, созданием условий для самообразования и всестороннего развития личности, совокупностью преемственных, согласованных, дифференцированных образовательных программ различных ступеней и уровней, гарантирующих каждому человеку реализацию права на образование и предоставляющих ему возможность получать общеобразовательную и профессиональную подготовку, переподготовку, а также повышать квалификацию на протяжении всей жизни.

9. Автономия образовательных организаций, академические права и свободы педагогических работников и обучающихся, предусмотренные настоящим Федеральным законом, информационная открытость и публичная отчетность образовательных организаций.

Автономность образовательного учреждения заключается в самостоятельности в подборе и расстановке кадров, осуществлении учебной, научной, хозяйственной и иной деятельности в соответствии с законодательством РФ и уставом учебного заведения.

Закон устанавливает норму, согласно которой педагогические работники пользуются следующими академическими правами и свободами:

  • 1) свобода преподавания, свободное выражение своего мнения, свобода от вмешательства в профессиональную деятельность;
  • 2) свобода выбора и использования педагогически обоснованных форм, средств, методов обучения и воспитания;
  • 3) право на творческую инициативу, разработку и применение авторских программ и методов обучения и воспитания в пределах реализуемой образовательной программы, отдельного учебного предмета, курса, дисциплины (модуля);
  • 4) право на выбор учебников, учебных пособий, материалов и иных средств обучения и воспитания в соответствии с образовательной программой и в порядке, установленном законодательством об образовании;
  • 5) право на участие в разработке образовательных программ, в том числе учебных планов, календарных учебных графиков, рабочих учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), методических материалов и иных компонентов образовательных программ;
  • 6) право на осуществление научной, научно-технической, творческой, исследовательской деятельности, участие в экспериментальной и международной деятельности, разработках и во внедрении инноваций;
  • 7) право на бесплатное пользование библиотеками и информационными ресурсами, а также доступ в порядке, установленном локальными нормативными актами организации, осуществляющей образовательную деятельность, к информационно-телекоммуникационным сетям и базам данных, учебным и методическим материалам, музейным фондам, материально-техническим средствам обеспечения образовательной деятельности, необходимым для качественного осуществления педагогической, научной или исследовательской деятельности в организациях, осуществляющих образовательную деятельность;
  • 8) право на бесплатное пользование образовательными, методическими и научными услугами организации, осуществляющей образовательную деятельность, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации или локальными нормативными актами;
  • 9) право на участие в управлении образовательной организацией, в том числе в коллегиальных органах управления, в порядке, установленном уставом этой организации;
  • 10) право на участие в обсуждении вопросов, относящихся к деятельности образовательной организации, в том числе через органы управления и общественные организации;
  • 11) право на объединение в общественные профессиональные организации в формах и в порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации;
  • 12) право на обращение в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений;
  • 13) право на защиту профессиональной чести и достоинства, на справедливое и объективное расследование нарушения норм профессиональной этики педагогических работников[4].
  • 10. Демократический характер управления образованием, обеспечение прав педагогических работников, обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся на участие в управлении образовательными организациями.

Основная идея реализации демократического характера управления образованием состоит в объединении усилий государства и общества в решении проблем образования, в предоставлении учителям, обучающимся и их родителям больше прав и свобод в выборе содержания, форм и методов организации учебного процесса, в выборе различных типов образовательных организаций. Он проявляется в том, что наряду с органами государственной власти создаются общественные органы, в которые входят представители учительского и ученического коллективов, родителей и общественности. Их участие в управлении создает реальные предпосылки для создания атмосферы научного поиска и положительного психологического климата в коллективе школы. Реальным воплощением общественного характера управления образованием является деятельность коллективного органа управления — Совета учебного заведения.

11. Недопустимость ограничения или устранения конкуренции в сфере образования.

Реализация этого принципа осуществляется через упорядочение деятельности частных образовательных организаций и индивидуального предпринимательства.

Под частной образовательной организацией понимается образовательная организация, созданная в соответствии с законодательством РФ физическим лицом или физическими лицами и (или) юридическим лицом, юридическими лицами или их объединениями, за исключением иностранных религиозных организаций.

Индивидуальные предприниматели — это физические лица, которые занимаются образовательной деятельностью непосредственно или посредством найма педагогических работников. Основанием возникновения образовательных отношений в случае осуществления образовательной деятельности индивидуальным предпринимателем является договор об образовании.

Рынок образовательных услуг, как механизм взаимодействия между спросом и предложением, сопровождается конкуренцией между производителями этих услуг, образовательными организациями за наиболее выгодные условия своей деятельности. Этот рынок формируется па основе свободы выбора потребителем профиля и типа учебного заведения и права всех граждан на получение образования, а также переобучения и повышения квалификации по инициативе работодателей, служб занятости и по собственной инициативе.

Конкуренция на рынке образовательных услуг в сфере образования возникает, поскольку подобные услуги предлагают различные субъекты (образовательные организации) и потребляют различные субъекты (сами обучающиеся, их родители и работодатели). Сформированный на рынке спрос и предложение формируют конкурентную рыночную образовательную среду.

Таким образом, в настоящее время именно рост конкуренции в борьбе за потенциальных обучающихся обусловливает необходимость расширения образовательного пространства учебных заведений, имеющих свои специфические приемы повышения рейтинга (а значит и спроса на оказываемые образовательные услуги). Однако именно государство в условиях развития рыночной экономики обязано обеспечивать недопустимость ограничения или устранения конкуренции в сфере образования на законных основаниях.

12. Сочетание государственного и договорного регулирования отношений в сфере образования.

Реализация данного принципа предполагает, что за все, что дается сверх требований ФГОСа, можно спросить дополнительную плату, однако при этом надо знать, что платная индивидуальная педагогическая деятельность педагогического работника образовательной организации с лицами, в отношении которых он осуществляет педагогическую деятельность, законом запрещена. То есть нельзя в неурочное время подрабатывать репетитором со своими же учениками из государственной школы.

  • [1] Принцип — руководящее положение, основное правило, установка для какой-либо деятельности.
  • [2] ФЗ № 273.
  • [3] ФЗ № 273.
  • [4] ФЗ № 273, ст. 47.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой