Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Духовно-эстетическая значимость предметной среды

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В процессе формирования ребенка происходит не только изменение, усложнение знаний, умений, навыков, но и развитие общих свойств личности. В ходе обучения и воспитания изменяются разные стороны психической деятельности детей, происходит накопление и изменение способов, умений выполнять все более разнообразные действия, изменяются знания и представления, формируются новые мотивы и интересы. Среди… Читать ещё >

Духовно-эстетическая значимость предметной среды (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Рассматривая человека и окружающую среду в диалектическом единстве, следует подчеркнуть, что его духовная жизнь неразрывно связана с природой и с «миром вещей», который он сам для себя создал.

Духовно-эстетическая значимость предметной среды заметно возрастает в современных условиях и оказывает огромное влияние на формирование художественно-оценочного сознания и мировоззрения человека в целом. Это объясняется тем, что даже природа начинает эстетически восприниматься современным ребенком гораздо позднее, чем вещи, среде которых он проводит большую часть жизни. На ранних этапах развития воспитательное воздействие среды осуществляется в значительной степени стихийно, но к младшему школьному возрасту это влияние, так или иначе, осмысливается.

В современных условиях требуется дать детям определенную подготовку в той области человеческой деятельности, к которой относится разработка предметной гармонической среды в области технической эстетики.

В свете современных требований к образованию преимущественная установка на вооружение учащихся некоторыми унифицированными практическими умениями, которые от класса к классу совершенствуются, уже недостаточно. Ручные умения и владение технологиями могут выступать лишь в качестве средства, но никак не цели обучения, особенно в младшем школьном возрасте. Ручной труд должен являться средством развития сферы чувств, эстетического вкуса, разума и творческих сил — т. е. общего развития ребенка. Формирование элементов конструкторско-технологического мышления может быть наиболее успешно реализовано именно в рамках предметно-практической деятельности на материале декоративно-прикладного искусства, художественного конструирования.

Введение

элементов декоративно-прикладного искусства позволит наметить и реализовать единую образовательную линию от начальной школы к средней и далее.

В целях локализации предмета исследования и определения его научно-теоретических основ мы предприняли анализ печатных источников по проблеме. Анализ источников приводит нас к выводу, что существуют достаточные основы для дальнейшего изучения проблемы воспитания человека, способного к эмоционально-оценочной и творчески созидательной деятельности, направленной на организацию предметной гармонической среды.

Исходя из анализа теоретической разработанности, практического осуществления и значимости проблемы декоративно-прикладного искусства как основы в формировании конструкторско-технологических способностей в творчестве детей, можно утверждать, что логика педагогической теории и практики на современном этапе выдвигает в повестку дня совершенно специфическую задачу: формирование у детей особого типа мышления.

Именно руководствуясь им как комплексом, состоящим из особой установки сознания, оценочных суждений и способов творческой деятельности, человек может формировать в себе эстетическое отношение к миру вещей. Художественное конструирование-это процесс рационального проектирования изделий с учетом законов гармонии и красоты. Эстетическая выразительность должна достигаться как результат последовательного осуществления конструкторского замысла.

Развитие художественно-творческих способностей — далеко не новый предмет исследования. Проблема человеческих способностей вызывала огромный интерес людей во все времена. Однако в прошлом, у общества не возникало особой, потребности в овладении творчества людей.

Таланты появлялись как бы сами собой, стихийно создавались шедевры литературы и искусства: делали научные открытия, изобретатели, удовлетворяя тем самым потребности развивающейся человеческой культуры. В наше время ситуация коренным образом изменилась.

Жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее. И она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем.

Если учесть тот факт, что доля умственного труда почти во всех профессиях постоянно растет, а вся большая часть исполнительской деятельности перекладывается на машины, то становится очевидным, что творческие способности человека следует признать самой существенной частью его интеллекта, и задачу их развития — одной из важнейших задач в воспитании современного человека.

Ведь все культурные ценности, накопленные человечеством — результат творческой деятельности людей. И то, насколько продвинется вперед человеческое общество в будущем, будет определяться творческим потенциалом подрастающего поколения.

Под творчеством понимается деятельность по созданию новых и оригинальных продуктов, имеющих общественное значение.

Вопрос о развитии творческих способностей, учащихся в теории и практике обучения стоит особенно актуально, так как исследования последнего времени выявили у школьников значительно больше, чем предполагалось ранее, возможности усваивать как в привычной, так и в нестандартной ситуации.

В современной психологии существует две точки зрения на творчество:

  • 1. Всякое мышление является творческим.
  • 2. Творчество определяется как деятельность человека, созидающая новые материальные и духовные ценности, обладающая общественной значимостью. Данный критерий применим к оценке труда выдающихся ученых, художников, которые создают общественно значимые продукты. Но элементы творчества проявляются и у детей в труде, учебной деятельности, где имеет место проявление активности, самостоятельности мысли, инициатива, оригинальность суждений, творческое воображение. Процесс обучения может протекать с различным приложением сил, познавательной активности и самостоятельности учащихся. В одних случаях он носит характер познавательной, в других — поисковый, творческий. Именно характер учебного процесса влияет на его конечный результат-уровень приобретенных знаний, умений и навыков.

Технология — это образовательная область, включенная в базисный учебный план общеобразовательных учреждений России.

Изучение области «Технология» базируется на научной основе широкого спектра наук, включает, наряду с традиционными, распространенными, новые эффективные и перспективные технологии.

Новая интегрированная область «Технология» предполагает наличие различных блоков модулей. Проектный метод обучения предполагает не только «разбудить» дремлющие творческие задатки личности, но и создать условия для их развития.

Декоративно-прикладное творчество находится во взаимосвязи и взаимодействии с другими видами творчества, в первую очередь, с техническим и художественным.

На уроках технологии результатом взаимодействия технического и художественного творчества являются промышленные образцы, художественно-конструкторские решения внешнего вида изделий, образцов интерьера, оформление проектных работ, что принято называть дизайном.

Говоря о дизайне, мы, прежде всего, имеем в виду создание моды. Постоянное стремление человека к новизне, к изменению всех форм проявления культуры, заставляло людей искать новые формы и конструкции. С древних времен с этим связана деятельность дизайнера-модельера. Правда, раньше художников, причастных к созданию костюма, так не называли. Это были мастера по кружеву, вышивке; ремесленники, работающие над рисунками тканей; портные и т. д., что является неотъемлемой частью декоративно-прикладного творчества. В перспективном развитии дизайна мы подразумеваем перспективное развитие декоративно-прикладного искусства.

На уроках технологии в проектных работах рассматривается множество видов декоративно-прикладного творчества и новые формы дизайна. Например, в разделе моделирования можно предложит работу с нестандартными материалами.

Анализ исследований, посвященный проблеме развития творческих способностей, позволяет сделать вывод о неразрывности понятий дизайна и декоративно-прикладного творчества в структуре учебно-познавательного процесса «Технология» .

Художественное конструирование, являясь одним из видов художественного творчества, позволяет формировать творческие способности, содействует воспитанию эстетической культуры личности, дает возможность расширить и закрепить знания, умения, навыки, полученные школьниками на уроках «Технологии» .

Требуется воспитать собственные представления об эстетическом и художественном, прекрасном и безобразном, возвышенном и низменном, героическом и обыденном, трагическом и комическом — которые переплетаются с представлениями о добре и зле, истине и лжи, справедливости и несправедливости. Все это должно стать основой для дальнейшего образования «будущего технократа» .

Однако центральной педагогической целью следует считать тот факт, что художественное конструирование позволяет активно воспитывать художественный вкус, развить способности генерации идей для выражения создаваемого образа, пробуждая творческий потенциал учащегося, вооружать их знаниями и умениями, навыками и исходным опытом в области художественно-трудовой деятельности.

Исследователи творчества утверждают, что художественное конструирование, как продуктивный вид деятельности, создает хорошие предпосылки для моделирования различных типов взаимодействия учащихся в процессе деятельности, а это уже ;

главная педагогическая цель — воспитание чувства долга, ответственности, умение подчиняться требованиям группы и ответственно работать вместе с другими учащимися (в коллективе), проявлять взаимопомощь, усваивать нормы общественного поведения.

Результаты многих исследований показывают, что процессе конструирования у школьников интенсивнее развивается пространственное воображение, вырабатывается способность быстро переходить от мышления к действию, заранее обдумывая ход своей работы, планировать ее, формируется и развивается точность и ловкость движений и т. д.

Вспомним сведения из раздела «Художественное конструирование» . Потребность человека в прекрасном родственна его потребности в жизненно необходимом, отсюда и истоки стремления человека к удовлетворению эстетических запросов, свойственных только людям.

Художественное конструирование (дизайн) стало активно развиваться с начала 30-х годов. На Западе появилась новая профессия-дизайнер, в задачу которого входила разработка изделий новой конструкции, изделий более качественных, удобных, красивых и более дешевых по сравнению с такими же изделиями, выпускаемыми другими фирмами. Различают два вида этой творческой деятельности: техническое конструирование и художественное конструирование. оценочный сознание конструирование гармония.

Техническое конструирование создает предмет в его материальной и функциональной основе.

Художественное конструирование наполняет предмет общественным содержанием, удобством, гармонией, красотой.

Исследование вопроса об определениях понятия «дизайна» в энциклопедических, толковых и специальных словарях, в учебно-методической литературе позволило нам сформулировать рабочие определения понятий «дизайн», которое наиболее подходит к исследуемой проблеме.

Дизайн — это художественно-проектная деятельность, направленная на формирование гармоничной предметной среды и ее элементов.

Дизайн объединяет 2 аспекта:

  • -утилитарный, обеспечивающий удовлетворение практических жизненных требований, который предполагает техническое совершенство, технологическую целесообразность, экономическую и эргономическую эффективность.
  • -эстетический, отражающий потребность в прекрасном, гармоничном, в художественно оснащенной среде, который обусловливает положительность эмоций, эстетическую выразительность, художественную образность, знаковую ассоциативность

На практике у учащихся развивать конструкторское мышление через организацию продуктивной творческой деятельности учащихся на базе формирования у них элементов графической грамоты и технических представлений, через включение школьников в процесс решения элементарных конструкторских задач.

Мы считаем, что на уроках труда необходимо показать, что художественное начало присутствует при создании всех окружающих нас предметов, и каждый человек должен уметь создавать красивые вещи.

С этой целью можно использовать элементы художественного конструирования, которые предполагают в предмете:

  • -единство цвета и формы;
  • -сочетание материала и формы;
  • -соответствие формы назначению;
  • -пропорциональность различных форм в композиции.

Этот комплекс знаний мы называем художественно-конструкторскими или дизайнерскими.

Рассмотрим использование этих знаний на уроках трудового обучения связи с эстетическим воспитанием учащихся.

Эстетическое воспитание — формирование способности воспринимать, чувствовать, понимать прекрасное в жизни и в искусстве, участвовать в преобразовании окружающего мира по законам красоты путем приобщения к художественно — творческой деятельности.

Все большее значение специалисты, как педагоги (Коротаева Г. С., Пестоногова Л. П., Сухомлинский В.А.), так и проектировщики (Чуварина Н.П.) придают эстетическому воспитанию, через воздействие на них природы, эстетики быта, общественных и трудовых отношений.

Воздействие предметной среды на детей происходит в процессе деятельности. Дети младшего школьного возраста эмоционально воспринимают изменения планировки и обстановки помещения, достаточно верно ориентируются в этих изменениях. Также они предпочитают художественно — образное оформление предметной среды, их привлекает оригинальная конструкция, необычная цветовая отделка, подвижность предметов.

Техническая эстетика, изучающая закономерности формирования предметной среды, требует от проектировщиков создания удобных, полезных и красивых вещей. При этом ко всем предметам, функциональных, эргономических и экономических требований, предъявляются и такие, как соответствие цвета и формы, формы и материала, формы и назначения. Последние из указанных требований можно назвать эстетическими, т. к. их совокупность позволяет судить о красоте вещей. Воздействуя на органы чувств ребенка, вещь вызывает определенное отношение к ней. Постоянное соприкосновение с красивыми предметами, способствует формированию эстетического вкуса, эстетической культуры.

В связи с тем, что дети младшего школьного возраста практически никогда не связаны с производственной средой, мы ограничили круг рассматриваемых вещей только бытовыми и использовали для исследования такие объекты, как улица, жилище, игровые площадки, городской транспорт, одежду, игрушки.

В процессе формирования ребенка происходит не только изменение, усложнение знаний, умений, навыков, но и развитие общих свойств личности. В ходе обучения и воспитания изменяются разные стороны психической деятельности детей, происходит накопление и изменение способов, умений выполнять все более разнообразные действия, изменяются знания и представления, формируются новые мотивы и интересы. Среди всего разнообразия этих изменений психологи выделяют наиболее общие и определяющие свойства:

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой