Организационно-педагогические условия развития региональной системы дополнительного туристско-краеведческого образования детей: на примере Москвы
Проведенный анализ теории и практического опыта организации туристско-краеведческой деятельности в системе дополнительного образования детей позволяет сделать вывод, что до сих пор проблемы организационно-педагогических условий развития туристско-краеведческого образования в системе дополнительного образования детей, специально не рассматривались. Недостаточная разработанность теории, технологий… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. Предпосылки развития региональной системы дополнительного туристско-краеведческого образования детей
- 1. 1. Историко-педагогический анализ предпосылок развития туристско-краеведческого образования
- 1. 2. Состояние научной разработанности проблемы развития дополнительного туристско-краеведческого образования детей
- 1. 3. Модель развития региональной системы дополнительного туристско-краеведческого образования детей
ГЛАВА 2. Становление и развития региональной системы дополнительного туристско-краеведческого образования детей 2.1 .Программа опытно-экспериментальной работы по развитию региональной системы дополнительного туристско-краеведческого образования детей
2.2. Особенности организации региональной системы дополнительного туристско — краеведческого образования детей
2.3. Первенство Москвы по туризму как одно из условий развития региональной системы дополнительного туристско-краеведческого образования детей
Список литературы
- Аделев, А. Что у вас ребята, в рюкзаках? // Основы безопасности жизнедеятельности. 1998. — № 4. — С. 50−55.
- Акимов, Г. А. Общее охлаждение организма. М.: Медицина, 1977.-78 с.
- Актуальные проблемы туризма: сб. науч. тр. / науч. ред. И. В. Зорин. Вып. 1.-М.: РМАТ, 1997. — 402 с.
- Арепьев, Н.Ф. Образовательные экскурсии в средней школе // Рус. шк. 1900. — № 5−6. — 73−74 с.
- Асмолов, А.Г. Психология личности. М.: МГУ, 1990. — 368 с.
- Асмолов, А.Г. На пути к развивающему вариативному образованию // Организация опытно-экспериментальной работы по проблемам развития дополнительного образования детей: сборник. Вып. 3. М., 1997. — С. 4−6.
- Бабанский, Ю.К. Рациональная организация учебной деятельности. -М.: Знание, 1981. N-3. — 96 с.
- Бардин, К.В. Азбука туризма : пособие для рук. турист, походов в школе. М.: Просвещение, 1973. — 203 с.
- Барзенков, В.Г. К центру человеческой души. В поисках методологических основ комплексного изучения человека / В. Г. Барзенков, Ю. Д. Гранин, Б. Г. Юдин // Свободная мысль. -1997.-К 12.-С. 33−43.
- Батурина, Г. И. К вопросу о сущности критериев эффективности обучения // Новые исследования в педагогическихнауках. -М., 1973. N 7. — С. 26−27.
- Беккер, И.Л. Туристско-краеведческая деятельность как средство формирования экологической культуры старших подростков : дис.. канд. пед. наук. -М., 1995. 157 с.
- Берг, A.A. Образовательные экскурсии как метод воспитания в русской дореволюционной школе : дис.. канд. пед. наук. М., 1990.-98 с.
- Берг, A.A. География развития экскурсионного дела в дореволюционной России // Проблемы территориальной организации туризма и отдыха: III Всесоюз. совещ. по геогр. пробл. организации туризма и отдыха. Ставрополь, 1978. — С. 203−205.
- Берман, А.Е. Юный турист. М.: ФиС, 1977. — 128 с.
- Болтянский, В.Г. Моделирование процесса обучения конечными автоматами // Сов. педагогика. 1967. — N 6. — С. 7780.
- Буданова, Г. П. Свободное время: за и против подростков // Воспитание школьников. 1997. — № 1. — С. 17−21.
- Бухаров, H. JL С удочкой на реке. М.: ФиС, 1973. — 98 с.
- Верба, И.А. Туризм в школе : кн. рук. путешествия // И. А. Верба, С. М. Голицин, В. М. Куликов. -М.: ФиС, 1983. 158 с.
- Внутришкольное управление: вопросы теории и практики / Т. И. Шамова, Ю. А. Конаржевский, К. И. Нефедова, П.И.Третьяков- под. ред. Т. И. Шамовой. М.: Педагогика, 1991. -191 с.
- Водовозов, В.И. Избранные педагогические сочинения. М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1953. — 376 с.
- Водовозов, В.И. Книга для учителей. Ч. I. 5-е изд. — СПб., 1879.
- Водовозов, В.И. Предметы обучения в народной школе. 2-е изд.-СПб., 1875.
- Воспитание на пороге XXI века: реалии и перспективы: информ.-метод, сб. / сост. С. Е. Евтушенко. М.: Центр инноваций в педагогике, 1998. — 127 с.
- В помощь народным музеям / сост. Э. А. Павлюченко. М., 1976. — 124 с. — (Труды / НИИ культуры- № 42)
- Временные правила подготовки и проведения соревнований учащихся Российской Федерации «Школа безопасности». М.: ЦДЮТур Минобразования России, 1999. — 32 с.
- Всероссийские педагогические краеведческие чтения: сб.докл. М.: ЦДЮТур МО РФ, 1997. — 96 с.
- Выготский, Л.С. Проблемы возраста // Собр. соч. / Л. С. Выготский. Т. 4. — М., 1984. — С. 310.
- Герд, А.Я. Избранные педагогические труды. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1953. С. 20, 30, 32, 39, 87.
- Гершунский, Б.С. Прогностические методы в педагогике. -Киев: Высш. шк., 1986. 197 с.
- Гершунский, Б.С. Философия образования для XXI века. М.: Совершенство, 1998. — 607 с.
- Гнедовский, М.Б. Профиль музея // Сов. музей. 1985. — № 5 (85). — С. 35−36.
- Голованов, В.П. История дополнительного образования детей в России.-М., 2005.-243 с.
- Голованов, В.П. Становление и развитие региональной системы дополнительного образования детей в современных социокультурных условиях. М.: Шк. книга, 2001. — 220 с.
- Гордеева, З.И. Цели, задачи и перспективы участия педвузов в подготовке кадров для туристско-краеведческой деятельности (ТКД) школьников // Пробл. дет.-юнош. туризма. М., 1998. — №l.-C. 42−46.
- Горский В.А. Концепция дополнительного образования детей // Внешкольник. 1996. — № 1. — С. 6−11.
- Горский, В.А. Становление и социальное самоопределение личности в системе дополнительного образования // Доп. образование. 2001. — № 9. — С. 3−8
- Гусев, А.И. Школьный музей как учебное пособие при занятиях с детьми в начальной школе. М., 1908. — 42 с.
- Данилина, И.Ю. Туристско-краеведческая деятельность как средство повышения профессионального мастерства учителя географии : дис. канд. пед. наук. М., 2001. — С. 12.
- Детско-юношеский туризм и краеведение в воспитании гражданственности и патриотизма, оздоровления подрастающего поколения России: материалы Междунар. науч.-практ. конф. -М.: ЦДЮТур МО РФ, 1998. 72 с.
- Добролюбов, H.A. Избранные педагогические сочинения. /Сост. В. Ф. Козьмин, Ю. А. Рудь. М.: Педагогика, 1986. — С. 75,81.128.
- Дремина, Г. А. Центральные государственные архивы СССР (1945−1970 гг.): учеб. пособие. -М., 1977. 326 с.
- Дрогов, И.А. Методические рекомендации по организации и проведению физкультурно-массовой работы на туристской базе. -М.: Турист, 1980. 76 с.
- Дистервег, А. Избранные педагогические сочинения. М.: Учпедгиз, 1956. — 374 с.
- Дополнительное образование детей фактор развития творческой личности: тез. Всерос. науч.-практ. конф. / под ред. Г. С. Усыскина. — СПб.: Ком. по образованию, 1998. — 202 с.
- Естествознание и география. 1900. — № 6, август. — 76 е., 77 е., 91−92с.
- Естествознание и география. 1900. — № 7. — С.92- - № 8. -С.93.
- Завзин, И.И. Школьный музей в Дрездене и народное образование в Саксонии // Учит. вест. 1910. — № 6. — С. 17−23.
- Закон Российской Федерации «Об образовании». 11-е изд.1. М.: Ось-89,2006.-63 с.
- Зимина, Т.А. Воспитание у учащихся патриотизма и интернацио-нализма средствами краеведения // Вест, дет.-юнош. туризма в России. 1999. — № 4 (32). — С. 39−40.
- Зимина, Т.А. Воспитание школьников в духе единения с природой и окружающей средой // Актуальные проблемы туризма- 99. Перспективы развития туризма в Северном Подмосковье. -М,. С. 196−200.
- Зимина, Т.А. Военно-патриотическое воспитание школьников на Смоленщине // Актуальные проблемы туризма 99. Перспективы развития туризма в Северном Подмосковье. — М., -С. 208−211.
- Звягинцев, Е.А. Полвека земской деятельности по народному образованию. М., 1917. — 33 с.
- Зорин, И.В. Теоретические основы профессионального туристского образования : монография. М.: Сов. спорт, 2001. -264 с.
- Зорин, И.В. Толковый словарь туристских терминов / И. В. Зорин, В. А. Квартальнов. Москва- Афины, 1994. — 406 с.
- Иванов, К. А. Образовательные экскурсии учеников французской школы в конце XVIII века // Рус. шк. 1901. — № 2.
- Иванов, П.В. Педагогические основы школьного краеведения.- Петрозаводск, 1966. 136 с.
- Игнатьева, В.Н. Организация музейного дела и музейноестроительство РСФСР в послевоенные годы (1945−1953 гг.) / Очерки по истории музейного дела в СССР. Вып. 4. М., 1968. -214 с.
- Истомин, П.И. Туристская деятельность школьников : вопр. теории и методики. М.: Педагогика, 1987.- 96 с.
- Историческое краеведение. (Основные источники изучения родного края): пособие для студентов педвузов / под. ред. Н. П. Милонова. М.: Просвещение, 1969.- 218 с.
- Казанцев, В.В. Педагогические принципы деятельности кружка юных велотуристов // Пробл. дет.-юнош. туризма. 1998. — № 1. -С. 23−35.
- Как организовать работу школьного краеведческого музея: метод, рек. / сост. H.A. Воронцова. Пермь, 1974. — 92 с.
- Кальней, В.А. Методологические проблемы подготовки научно-педагогических кадров для сферы культурного туризма / В. А. Кальней, С. Е. Шишов // Культурный туризм для мира и развития: сб. материалов. М., 2000. — С. 140−143
- Кампанелла, Т. Город солнца. М.: Изд-во АН СССР, 1954. -228 с.
- Каптерев, П.Ф. Дидактические очерки // Избр. пед. соч. / П. Ф. Каптерев. М., 1982. — С. 107, 270−652.
- Квартальное, В.А. Организация и развитие отечественного и иностранного туризма. М.: Турист, 1987. — 110 с.
- Квартальнов, В.А. Социальный туризм. М.: Финансы и статистика, 1998.-253 с.
- Кирьяков, В. Голос народного учителя / В. Кирьяков, С.Акромовский. М., 1903. — С. 5.
- Ковалевский, Е. Школьные экскурсии в Соединенных Штатах //Рус. шк.- 1983.-Кн. 9−10.
- Кодыш, Э.Н. Туристские слеты и соревнования / Э. Н. Кодыш, Ю. С. Константинов, Ю. А. Кузнецов. М.: Профиздат, 1984. — 110 с.
- Кодыш, Э.Н. Соревнования туристов. М.: ФиС, 1990. — 173 с.
- Колганов, Д.И. Как ловить рыбу удочкой. 4-е изд., доп. — М.: Моск. рабочий, 1964. — 112 с.
- Коменский, Я.А. Избранные педагогические сочинения : в 2 т. -М.: Педагогика, 1982. С. 141−383
- Коменский, Я.А. Великая дидактика // Избр. пед. соч. /
- Я.А.Коменский. Т. 1.-М., 1982. — С. 242−476.
- Константинов, Ю.С. Туристские соревнования школьников // Физкультура в школе. 1986. — № 2. — С. 14−18.
- Константинов, Ю.С. Туристские соревнования учащихся. М.: ЦДЮТур Минобразования России, 1995. — 64 с.
- Константинов, Ю.С. Подготовка судей соревнований по туризму. М.: ЦДЮТур Минобразования России, 1998. — 94 с.
- Константинов, Ю.С. Детский туризм в России. Очерки истории, 1918 -1998 гг. М.: ЦДЮТур Минобразования России, 1998.- 176 с.
- Концепция детско-юношеского туризма и краеведения «Школа жизни окружающий мир» // Пробл. дет.-юнош. туризма. — 1998. — № 1. -С.13 -15.
- Коротов, В.М. Самоуправление школьников. 3-е изд., доп. и перераб. -М.: Просвещение, 1981.-208 с.
- Кочергин, В.В. Пути и формы включения туризма в систему учебно-воспитательной работы общеобразовательной школы : автореф. дис. .канд. пед. наук. М., 1973. — 27 с.
- Кочергин, А.Н. Методы и формы наук познания. -М.: Изд-во МГУ, 1990. -76 с.
- Кошельков, С.А. Обеспечение безопасности при проведении туристских слетов и соревнований учащихся. М.: ЦДЮТур РФ. -40 с.
- Кружковая работа по истории и обществоведению: кн. дляучителя / сост. М. П. Простов. М.: Просвещение, 1984. — 214 с.
- Крупская, Н.К. Педагогические сочинения. В 10 т. Т.5. М.: Изд-во Акад. пед. наук, 1959. — 688 с.
- Крупская, Н.К. Вопросы коммунистического воспитания молодежи. 2-е изд. — М.: Политиздат, 1966. — 63 с.
- Кудрина, Т.А. К вопросу о научных основах совместной работы музея и школы // Сб. науч. тр. / НИИ культуры. М., 1983. -№ 122. -С. 29−38.
- Кузин, A.A. Кинофотофоноархивы : учеб. пособие. М., 1960. -156 с.
- Куликов, В.М. Топография и ориентирование в туристском путешествии / В. М. Куликов, Ю. С. Константинов. М.: ЦДЮТур Минобразования России, 1997. — 72 с.
- Куликов, В.М. Школа туристских вожаков / В. М. Куликов, Л. М. Ротштейн. М.: ЦДЮТур Минобразования России, 1997. -102 с.
- Курнешова, JI.E. Социально-психологические основы построения региональных программ развития образования. М.- Воронеж: Ин-т практ. психологии, 1996. — 112 с.
- Шмидта. Вологда, 1984. — С. 26−30.
- Лебедев, O.E. Взаимосвязь школьного и дополнительного общего образования в условиях Санкт-Петербурга : тез. конф. -СПб., 1995.- С. 13−20.
- Леонтович, А. За знаниями в экспедицию // Нар. образование — 1997.-№ 9.-С. 93−95.
- Лесгафт, П.Ф. Избранные труды. М.: ФиС, 1987. — 246 с.
- Летопись Великой Отечественной: метод, рек. для рук. поисковой работы / сост. М. А. Альтман, Н. В. Полянских. -Владимир, 1983. 96 с.
- Лихачев, Б.Т. Педагогика : курс лекций: учеб. пособие для студентов пед. вузов и слушателей ИПК и ФПК. М.: Прометей, 1993.-528 с.
- Лишин, О.В. Педагогическая психология воспитания : учеб. пособие для шк. психологов и педагогов / под ред. Д. И. Фельдштейна. М.: Ин-т практ. психологии, 1997. — 256 с.
- Логинов, Л.М. История развития туристско-экскурсионного дела : учеб. пособие / Л. М. Логинов, Ю. В. Рухлов. М.: Турист, 1989.- 112 с.
- Лукоянов, П.И. Безопасность в лыжных походах и чрезвычайные ситуации зимних условий. М.: ЦДЮТур Минобразования России, 1998. — 140 с.
- Лукоянов, П.И. Зимние спортивные походы. 2-е изд. — М.: ФиС, 1988.- 190 с.
- Луначарский, A.B. Задачи внешкольного образования в Советской России // О воспитании и образовании / А. В. Луначарский. М., 1976. — С. 366 — 382.
- Макаренко, A.C. Марш 30 года // О воспитании / А. С. Макаренко. М., 1990. — С. 160−181.
- Макаренко, A.C. Коммунистическое воспитание и поведение // Соч. / А. С. Макаренко. Т.5. — М., 1951.- С. 412−436.
- Маринов, Б. Проблемы безопасности в горах. М.: ФиС, 1981. -190 с.
- Маркин, О.В. Развитие интереса школьников к туризму // Материалы Всесоюзной научно-практической конференции, посвященной 120-летию со дня рождения Н. К. Крупской и 70-летию детско-юношеского туризма в СССР. М., 1990. — С. 1516.
- Маркс, К., Энгельс, Ф. Соч.- 2-е изд. Т.22. — С.397.
- Маркс, К., Энгельс, Ф. Соч.- 2-е изд. Т.23. — С.494−495.
- Маслов, А.Г. Полевые туристские лагеря / А. Г. Маслов, Ю. С. Константинов, ИЛ.Дрогов. М.: Владос, 2000. — 151 с.
- Маслов, А.Г. Лето, дети и туризм / А. Г. Маслов,
- Ю.С.Константинов, И. А. Дрогов. М.: ЦДЮТур МО РФ, 1997. -115 с.
- Маслов А.Г. Единство учебной и внеучебной деятельности в подготовке детей к безопасному поведению в природной среде. Автореф. дис. канд. пед. наук. -М., 1999. -24 с.
- Минько, Н.Г. Дополнительное образование в Южном учебном округе г.Москвы: проблемы и перспективы // Воспитание юного москвича в системе дополнительного образования: материалы гор. науч.-практ. конф. М., 1997. — С.24−31.
- Михайлова, М.В. Передовые школы нового типа, созданные общественной и частной инициативой в России в начале XX века : дис. канд. пед. наук. -М., 1966.
- Монтень, М. Опыты. М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1960. — Кн.1. -С.212.
- Музей и школа: пособие для учителя / Е. Г. Ванслова, А. К. Ломунова, Э.А. Павлюченко- под ред. Т. А. Кудриной. М.: Просвещение. 1985.-221 с.
- Никитенко, А.Г. Работа музея по военно-патриотическому воспитанию молодежи / Музейное дело в СССР: сб. науч. тр. ЦМР СССР. -М., 1980. С. 65−72.
- Новиков, A.M. Как работать над диссертацией? М.: Эгвес, 2003.-103 с.
- О вакационных колониях и экскурсиях в Париже в 1882 году // Вестн. воспитания. 1892. — № VIII
- Ожегов, С.И. Словарь русского языка. М.: Рус. яз., 1986. -797с.
- Озеров, А.Г. Содержание исследовательской деятельности учащихся в туристско-краеведческих объединениях экологической направленности : дисс.. канд. пед. наук / Рос. междунар. акад. туризма. М., 2001. — 181 с.
- О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации: федер. закон Рос. Федерации: принят Гос. Думой 24 апр. 1996 г.
- О развитии учебно-исследовательской деятельности учащихся в системе дополнительного образования: решение коллегии М-ва образования Рос. Федерации от 10 янв. 1996 г. № 1/1 // Вестн. образования. 1996. — № 5. — С. 31−34.
- Организация и деятельность школьного музея: учеб. план и прогр. курса для фак. обществ, профессий пед. ин-тов / сост. В. Е. Туманов. М., 1984. — 54 с.
- О сборе и использовании документальных памятников истории и культуры родного края: рек. учителю-руководителю поисковой и музейной работы / под ред. С. О. Шмидта. М.: ЦДЭТС МП СССР, 1977.-34 с.
- Основы безопасности в походе. М.: Турист, 1983. — 51 с.
- Остапец-Свешников, A.A. Туристская деятельность как средство преодоления педагогической запущенности подростков: автореф. дис. канд. пед. наук. -М, 1974. 26 с.
- Остапец-Свешников, A.A. Система туристско-краеведческой деятельности общеобразовательной школы: автореф. дис.. д-ра пед. наук. М., 1989.-33 с.
- Остапец, A.A. В походе юные. М.: Просвещение, 1978. — 94 с.
- Остапец-Свешников, A.A. Педагогика туристско-краеведческой работы в школе. М.: Педагогика, 1985. — 156 с.
- Остапец-Свешников, A.A. От кружка школы к экспериментальному центру Москвы и России. М.: Нефтяник, 1997.-96 с.
- Остапец-Свешников, A.A. Примерная программа туристско-краеведческой деятельности учащихся начальной школы. М.: Родина, 1991.-42 с.
- Остапец-Свешников, A.A. Наука о детско-юношеском туризме в России // Пробл. дет.-юнош. туризма. 1998. — № -2. — С. 1−6.
- Педагогические идеи Роберта Оуэна: избр. отрывки из соч. Р. Оуэна. -М.: Учпедгиз, 1940. С. 176.
- Передерей, Н. Экскурсии по Кавказу в 1916 г. // Рус. экскурсант. 1917. — № 1. — С. 13.
- Песталоцци, И.Г. Избранные педагогические сочинения : в 3-х т. М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1963.
- Песталоцци, И.Г. Избранные педагогические сочинения. Т.2 -М.: Педагогика, 1981. С. 208−399.
- Пилат, И.Н. Внешкольная туристская и краеведческая работа как фактор нравственного воспитания подростков : автореф. дис.. канд. пед. наук. -М., 1970. С. 26.
- Пироженко, Н.Т. Педагогические и гуманитарные основы профессиональной подготовки менеджеров туризма : автореф. дис. канд. пед. наук. -М., 1998. 21 с.
- Плоткин, Д.В. Программы туристско-краеведческой работы с учащимися средней школы // Пробл. дет.-юнош. туризма. 1998. -№ 2. — С. 27−36.
- Принципы обновления программного обеспечения в учреждениях дополнительного образования: тез. и материалы Всерос. науч.-практ. конф. / под ред. Г. С. Усыскина. СПб.: Гор. Дворец творчества юных, 1995. — 164 с.
- Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ. Туризм и краеведение. 3-е изд. -М.: Просвещение, 1982.- С. 246
- Программа курса по подготовке инструкторов школьного туризма. М.: ЦДЮТур РФ, 1997. — 13 с.
- Рабле, Ф. Гаргантюа и Пантагрюэль / пер. с фр. М.: Худож. лит., 1973.-783 с.
- Развитие идей A.C. Макаренко в туристско-краеведческой деятельности современной школы: сб. материалов Всесоюз.науч.-практ. конф.- M.: ЦДЭТС МП СССР, 1988. -106 с.
- Решетников, Н.И. Школьные музеи // Музейное дело в СССР: сб. науч. тр. /ЦМР СССР. М, 1985. — С. 152−161.
- Ротштейн, JI.M. Школьный туристский лагерь. М.: ЦДЮТур МОРФ, 1993.-87 с.
- Русские учителя заграницей: сборник. -М., 1910−1915.
- Русский турист. 1900. — Март. — 73−74с.- -1902. — сентябрь. -С.279- - май. — С. 135
- Русский экскурсант. 1916. — № 1. — С. 21.- -1916. — № 3. С. 5 -8, С. — 61., С. 56−58- -1916. — № 5. — С. 3, 65.- -1916. — № 8. — С. 3, 6.
- Сальцева, C.B. Теория и практика профессионального самоопределения школьников в учреждениях дополнительного образования : автореф. дис. д-ра пед. наук. -М., 1996. 35 с.
- Самодельное туристское снаряжение / сост. П. И. Лукоянов. -М.:ФиС, 1986.-238 с.
- Самохин, Ю.С. Краеведческий подход в туристской подготовке школьников в учреждениях дополнительного образования : дис.. канд. пед. наук / Рос. междунар. акад. туризма. М., 1999. — 229 с.
- Сборник официальных документов по детско-юношескому туризму, краеведению, организации отдыха детей и молодежи / сост. Ю. С. Константинов. -М.: ЦДЮТур МО РФ, 1999. С. 231.
- Сейненский, А.Е. Проблемы краеведения в теории и практикеобщеобразовательной школы РСФСР (1917−1931 гг.): дис.. канд. пед. наук. М., 1969.
- Музеи образовательных учреждений Москвы / сост. Л. П. Слесарева и др.- отв. ред. Кузнецов Г. Д. М.: Центр инноваций в педагогике, 1997. — 196 с.
- Слесарева, Л.П. Воспитание гражданина в системе детского туризма и краеведения // Педагогика дополнительного образования детей: сб. ст. М.: МКО МосгорСЮТур, 2001. — С. 3−8.
- Слесарева, Л.П. Вырастить гражданина, воспитать патриота! // Моск. шк. 2001. — № 4. — С. 21−23.
- Слесарева, Л.П. Деденево далекое и близкое // Сборник статей по итогам краеведческого поиска / под ред. В. Н. Ясинской. М., 2002.-С. 180−181.
- Слесарева, Л.П. Работа Московской городской станции юных туристов в области краеведения и музейной педагогики // Музей и подрастающее поколение: сб. мат. XXVI Всерос. семинара / под ред. Е. Г. Вансловой. М., 2003. — С. 13−17.
- Слесарева, Л.П. Организация и проведение туристских мероприятий с обучающимися образовательных учреждений системы Московского комитета образования : сб. нормат.-инструкт. док. М.: МКО МосгорСЮТур, 2002. — 32 с.
- Слесарева, Л.П. Рекомендации о мерах предосторожности от укусов клещей и змей. М.: МКО МосгорСЮТур, 2002. — 16 с.
- Слесарева, JI.П. История рядом с нами. Дворяне Лужины XVII—XX вв.ека // Пробл. дет.-юнош. туризма. 2003. — Вып. № 11(39). -С. 16−17.
- Слесарева, Л.П. Работа Московской городской станции юных туристов в области краеведения и музейной педагогики // Музей и подрастающее поколение: сб. материалов XXVI Всерос. семинара / под ред. Е. Г. Вансловой. М., 2003. — С. 13−17.
- Слесарева, Л.П. Туристско-краеведческое образование в системе дополнительного образования детей : метод, рек. М.: ДОГМ МосгорСЮТур, 2004. — 45 с.
- Слесарева, Л.П. Московская городская станция юных туристов. 1994−2004: десять лет историко-краеведческих исследований. Итоги. Перспективы. М.: ДОГМ МосгорСЮТур, 2004. — 8 с.
- Слесарева, Л.П. Накануне трех юбилеев // Моск. шк. 2006. -№ 4. — С. 25−26.
- Слесарева, Л.П. Проблемы и тенденции развития детско-юношеского туризма в XXI веке // Внешкольник. 2006. — № 12. -С. 20−21.
- Слесарева, Л.П. Становление и развитие детско-юношеского туризма на протяжении XX столетия в системе московскогообразования I ! Теория и практика доп. образования. 2006. — № 6. -С. 4−11.
- Слесарева, Л.П. Экспериментальные проекты Московской городской станции юных туристов от замыслов к реализации / Ю. У. Гуральник, Л. П. Слесарева // Теория и практика доп. образования. — 2006. — № 6 — С. 12−15.
- Следопыты ведут поиск / сост. И. В. Соколова. М.: Просвещение, 1973. — 206 с.
- Смирнов, Д.В. Программа дополнительного образования объединения «Младшие инструктора туризма и спортивного ориентирования» / Д. В. Смирнов, Ю. Б. Никаноров, В.В.Захаров-М.: МосгорСЮТур, 1998 г. 30 с.
- Солдатенков, А.Д. Туристско-краеведческая работа как средство патриотического воспитания подростков : автореф. дис.. канд. пед. наук. -М., 1969. 22 с.
- Соловьева, H.H. Основы подготовки к научной деятельности и оформление её результатов. ACADEMIA АПК и ПРО, 2003. -101 с.
- Стуков, Г. А. О мерах по обеспечению безопасности туристов и экскурсантов на воде : метод, рек. М., 1991. — 103 с.
- Теория и практика архивного дела в СССР: учебник / под ред. Ф. И. Долгих и К. И. Рудельсон. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Высш. шк., 1980. — 238 с.
- Тичер, Н. Школьные экскурсии в Манчестерской школе // Рус. шк. 1905. -№ 1.
- Третьяков, П.И. Технология модульного обучения в школе / П. И. Третьяков, И. Б. Сеновский // Новая школа. 1997. — 350 с.
- Тулупов, Н.В. Первый всероссийский съезд представителей обществ вспомоществования лицам учительского звания / Н. В .Тулупов, П. М. Шестаков. М., 1903. — С. 96−97.
- Туманов, В.Е. Актуальные проблемы разработки модели научного комплектования музейных коллекций по истории советского общества // Сб. науч. тр. ЦМР СССР. М., 1982. — С. 19−37.
- Туманов, В.Е. К методике собирательской работы школьных музеев // Кружковая работа по истории и обществоведению: кн. для учителя / сост. М. П. Простов. М., 1984. — С. 129−149.
- Туризм и спортивное ориентирование: учеб. для ин-тов и техникумов физ. культуры / В. И. Ганопольский. М.: ФиС, 1987. -240 с.
- Туристско-краеведческий кружок в школе / под ред. В. В. Титова. -М.: Просвещение, 1988. 172 с.
- Усков, C.B. Управление детско-юношеским туризмом в муниципальной системе образования (на примере СевероВосточного округа г. Москвы): автореф. дис.. канд. пед. наук. -М., 2000.-20 с.
- Ускова, Т.В. Социальная адаптация и профориентация подростков в учреждениях дополнительного образования туристско-краеведческого профиля : автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 2000.-21 с.
- Усыскин, Г. С. В классе, в парке, в лесу. М.: ЦДЮТур МО РФ, 1996.-24 с.
- Ушинский, К.Д. Избранные педагогические произведения. -М.: Просвещение, 1968. 556 с.
- ЦГАОР СССР. -Ф. 102.-00.-1909. -Ед.хр.265. Л. 81.
- ЦГАОР СССР.-Ф. 102.-00.-1909.-Ед.хр.265.- Л. 81 об.
- ЦГАОР СССР. Ф. 102.-00.-1912. — Ед.хр.30. — Лл. 56−56 об.
- Чепик, В.Д. Реабилитация инвалидов с поражением опорно-двигательного аппарата средствами физической культуры /
- B. Д. Чепик, Т. В. Левченкова // Пособие для социальных работников. -М.: Соц. здоровье России, 1997. С. 106−117.
- Чепик, В.Д. О совершенствовании подготовки кадровых ресурсов для туристско-экскурсионной деятельности / В. Д. Чепик, А. И. Сеселкин // Актуальные проблемы туризма: сб. материалов. -М., 2001.-С. 114−124.
- Чернышевский, Н.Г. Избранные педагогические произведения. -M., 1953.-С.723.
- Шамова, Т.И. Активизация учения школьников. М.: Педагогика, 1982. — 209 с.
- Шапкин, Г. В. Организация и проведение соревнований по лыжному туризму. М.: Турист, 1988. — 64 с.
- Шимановский, В.Ф. Разбор несчастных случаев в туризме : метод, рек. / В. Ф. Шимановский, Г. А. Струков. М.: Турист, 1983. -52 с.
- Шишов, С.Е. Мониторинг качества образования в школе /
- C.Е.Шишов, В. А. Кальней. М.: Пед. о-во России, 1999. — 313 с.
- Школьные экскурсии и путешествия в Венгрии // Нар. образование. 1906. — № 5−6.
- Школьный музей: теория и практика / под общ. ред. С.О.
- Шмидта и В. В. Шлякова. -М., 1983. 82 с.
- Шмидт, С.О. О методике выявления и изучения материалов по истории советской исторической науки // Труды / МГИАИ. М., 1965.-Т. 22.-С. 3−49.
- Шмидт, С.О. О сборе и использовании документальных памятников по истории советского общества // Задачи выявления, охраны и использования памятников истории и культуры советского общества: материалы науч.-метод. конф. М., 1979. -С. 19−29.
- Штюрмер, Ю.А. Опасности в туризме, мнимые и действительные. М.: ФиС, 1972. — 104 с.
- Штюрмер, Ю.А. Профилактика туристского травматизма. -М.: Турист, 1992. 96 с.
- Элькин, Г. Ю. Школьные музеи : пособие для учителей / Г. Ю. Элькин, З. А. Огризко. М., 1972. — 112 с.
- Энциклопедия туриста. М.: Большая Рос. энцикл., 1993. — 608 с.
- Юхневич М.Ю. Страницы истории школьных музеев России // Школьные музеи. -М., 1998. С. 7−17.
- Юхневич, М.Ю. Концепция: Школьный музей XXI века // Вестн. дет.-юнош. туризма. 1998. -N 1. — С. 24−26.
- Яковлева, Е. Школьные праздники в Женеве // Вестн. воспитания. 1897. — № 6.1. Организационная основамодели ДТКОД на межведомственной в системе столичного образованияи межрегиональной основе