Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Организационно-педагогические условия развития региональной системы дополнительного туристско-краеведческого образования детей: на примере Москвы

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Проведенный анализ теории и практического опыта организации туристско-краеведческой деятельности в системе дополнительного образования детей позволяет сделать вывод, что до сих пор проблемы организационно-педагогических условий развития туристско-краеведческого образования в системе дополнительного образования детей, специально не рассматривались. Недостаточная разработанность теории, технологий… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. Предпосылки развития региональной системы дополнительного туристско-краеведческого образования детей
    • 1. 1. Историко-педагогический анализ предпосылок развития туристско-краеведческого образования
    • 1. 2. Состояние научной разработанности проблемы развития дополнительного туристско-краеведческого образования детей
    • 1. 3. Модель развития региональной системы дополнительного туристско-краеведческого образования детей

    ГЛАВА 2. Становление и развития региональной системы дополнительного туристско-краеведческого образования детей 2.1 .Программа опытно-экспериментальной работы по развитию региональной системы дополнительного туристско-краеведческого образования детей

    2.2. Особенности организации региональной системы дополнительного туристско — краеведческого образования детей

    2.3. Первенство Москвы по туризму как одно из условий развития региональной системы дополнительного туристско-краеведческого образования детей

Организационно-педагогические условия развития региональной системы дополнительного туристско-краеведческого образования детей: на примере Москвы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Формирование образовательной структуры современного общества связано с освоением новых образовательных пространств, где значимой составляющей выступает система дополнительного образования детей. В современных условиях требует своего решения задача создания методологии выявления и реализации образовательного потенциала дополнительного образования детей. В содержании российского образования выделены три основных компонента: федеральный, региональный и компонент образовательного учреждения. Региональный компонент государственных образовательных стандартов ряда регионов Российской Федерации, в частности Москвы, выделяет туристско-краеведческую образовательную деятельность как одну из основных в развитии личности ребенка. Современная система дополнительного образования детей столичного мегаполиса органично вписывается в это стратегическое направление, имея большой опыт реализации идей педагогики развития, прочный фундамент и замечательные традициивнешкольного образования, внешкольного воспитания и внеурочной работы с детьми. Закон Российской Федерации «Об образовании» повысил социально-педагогическую и социокультурную значимость дополнительного образования детей: ему придан образовательный статус, что чрезвычайно важно. В связи с этим туристско-краеведческая направленность дополнительного образования детей переживает свое новое рождение и выступает в виде особого уникального социального института, обладающего мощным образовательным потенциалом.

Актуальность исследования определяется и тем, что в педагогической науке проблема развития региональной системы туристско-краеведческого образования детей не выделена и не разработана. Отсутствует четкий, характеризующий ее понятийный аппарат, что приводит к подмене концептуального подхода эмпиризмом. Между тем осуществляемые в России реформы в области дополнительного образования детей предполагают необходимость развития туристско-краеведческого образования, в том числе с учетом особенностей и сложившихся традиций образовательной деятельности в разных регионах Российской Федерации. Идея развития дополнительного туристско-краеведческого образования детей является одной из современных тенденций развития дополнительного образования детей, прежде всего, на региональном уровне.

Дополнительное туристско-краеведческое образование детей (ДТКОД) определяется нами как совокупность знаний, умений, навыков и педагогически организованная социализация, осуществляемая в интересах личности и общества в процессе занятий туризмом и краеведением в сфере дополнительного образования детей, являющееся комплексным средством развития подрастающего поколения в активном познании себя и окружающей действительности.

В современных социокультурных условиях становления и развития дополнительного образования детей трансформируются функции учреждений дополнительного образования детей /УДОД/. Мы согласны с такими авторами как: А. К. Бруднов, Г. П. Буданова, В. П. Голованов, Ю. С. Константинов, O.E. Лебедев, В. И. Панов, Б. А. Титов, и др., которые считают, что в реформируемом российском образовании, УДОД должны взять на себя, прежде всего, образовательные функции. Следовательно, и учреждения дополнительного образования детей туристско-краеведческой направленности должны реализовывать, в первую очередь, образовательные функции.

Противоречие между образовательными возможностями туристско-краеведческой деятельности и реальной практикой её осуществления возникло в переходный период от системы внешкольного воспитания к системе дополнительного образования детей, когда руководители образовательных учреждений на основе автономности отказались, от использования туризма и краеведения в образовательном процессе. Была предпринята попытка нивелировать роль профильных учреждений туристско-краеведческой направленности как организационно-методических центров, сосредоточив внимание на учебно-воспитательной работе в детско-юношеских объединениях. В ряде УДОД были закрыты, либо реорганизованы отделы и кабинеты туризма и краеведения. В ходе административной реформы в Москве была разрушена сложившаяся вертикаль управления и координации туристско-краеведческой деятельности. Лишение образовательных учреждений финансово-хозяйственной самостоятельности, позволяющей выжить в условиях рыночной экономики, привело к снижению уровня материально-технической оснащённости туристско-краеведческой деятельности. В начале 90-х г. XX в. из системы детско-юношеского туризма ушли многие квалифицированные педагогические кадры. В результате произошло сокращение числа объединений и обучающихся в них детей.

Все это не могло не сказаться негативно на развитии системы детско-юношеского туризма в целом. Таким образом, возникает необходимость изучения и анализа специфики развития региональной системы ДТКОД.

В этой связи начат процесс осмысления и наполнения конкретным содержанием понятия «дополнительное туристско-краеведческой образование детей», как комплексного средства, позволяющего решать образовательные задачи средствами детско-юношеского туризма.

Проведенный в ходе исследования анализ организации образовательной туристско-краеведческой деятельности в сфере дополнительного образования детей Москвы, позволил выявить следующие противоречия:

— между образовательным потенциалом туристско-краеведческой деятельности и реальной организацией детско-юношеского туризма в образовательных учреждениях;

— между потребностью в развитии дополнительного туристско-краеведческого образования детей как нового качественного уровня организации туристско-краеведческой деятельности и сложившимися стереотипами ее организации;

— между потребностью в нормативно-правовом и научно-методическом обеспечении дополнительного туристско-краеведческого образования детей и не разработанностью данной проблемы в педагогике дополнительного образования детей;

— между потребностями в использовании новых эффективных технологий и средств, содействующих развитию региональной системы дополнительного туристско-краеведческого образования детей и сложившимися технологиями и средствами организации туристско-краеведческой деятельностимежду уровнем туристско-спортивной квалификации, профессиональным туристским и педагогическим высшим образованием и профессиональной компетентностью педагогических работников в области ДТКОД.

Проведенный анализ теории и практического опыта организации туристско-краеведческой деятельности в системе дополнительного образования детей позволяет сделать вывод, что до сих пор проблемы организационно-педагогических условий развития туристско-краеведческого образования в системе дополнительного образования детей, специально не рассматривались. Недостаточная разработанность теории, технологий и организационно-педагогических условий, способствующих дальнейшему развитию ДТКОД, обострили имеющиеся противоречия, что позволило сформулировать проблему исследованиякакие организационно-педагогические условия необходимы для развития региональной системы дополнительного туристско-краеведческого образования детей, способствующие развитию творческой личности ребенка в сфере дополнительного образования детей, обеспечивающие как ее самореализацию, так и ее самоопределение? А также тему исследования: «Организационно-педагогические условия развития региональной системы дополнительного туристско-краеведческого образования детей (на примере Москвы)».

Цель исследования — выявление организационно-педагогических условий развития региональной системы дополнительного туристско-краеведческого образования детей.

Объект исследования — региональная система дополнительного образования детей Москвы.

Предмет исследования — организационно-педагогические условия развития столичной системы дополнительного туристско-краеведческого образования детей.

В основу исследования положена гипотеза о том, что дополнительное туристско-краеведческое образование детей в региональной системе дополнительно образования может успешно развиваться, если:

— будет проведен историко-педагогический анализ предпосылок становления и развития дополнительного туристско-краеведческого образования детей;

— будет разработана модель региональной системы ДТКОД, учитывающая специфику, особенности, традиции развития детско-юношеского туризма в столице;

— ДТКОД будет рассматриваться как компонент целевой программы развития столичного образования, в т. ч. дополнительного образования детей, разработанной на основе программно-целевого подхода и учитывающей основные направления развития детско-юношеского туризма в Москве;

— будут выявлены и обоснованы организационные (раскрывающие особенности управленческой деятельности) и педагогические (раскрывающие содержательный и методический аспекты) условия реализации модели региональной системы ДТКОД;

— определены сущность и содержание детско-юношеского туризма как основы развития ДТКОД в современных условиях;

— организовано на уровне региона системное повышение профессиональной компетентности руководящих и педагогических работников в вопросах ДТКОД.

Для достижения цели, в соответствии с предметом исследования и для проверки выдвинутой гипотезы, нам потребовалось решить следующие задачи:

1. Осуществить историко-педагогический анализ развития туристско-краеведческой деятельности, охарактеризовать дополнительное туристско-краеведческое образование детей в столице и особенности его реализации;

2. Выявить организационно-педагогические условия развития модели системы дополнительного туристско-краеведческого образования детей;

3. Разработать региональную модель системы дополнительного туристско-краеведческого образования детей;

4. Экспериментально проверить эффективность развития системы дополнительного туристско-краеведческого образования детей в Москве.

Обоснованность научных результатов и выводов исследования обеспечивается исходными методологическими позициями, комплексом методов исследования адекватных целям и задачам, с опорой на эмпирические данные.

Методологическую основу исследования составили концепции системного, культурологического, комплексного, личностно-деятельностного подходов, а также концептуальные подходы к Детству, как особому явлению социального мира, находящемуся под определенным регулирующим воздействием социального начала. В исследовании использовались теоретические концепции гуманистического подхода к воспитанию, строящемуся на субъект — субъектном диалоге.

Теоретическую основу исследования составили: по теории педагогических и воспитательных систем (Г.И.Батурина, М. Л. Калужный,.

B.А.Караковский, Ф. Ф. Королев, А. И. Кочетов, Л. И. Новикова, М.С.Печер-ский, Н. Л. Селиванова и др.) — по теории и концепции социализации, воспитания и развития личности ребенка (В.Г. Бочарова, Б. П. Битинас, Е. В. Бондаревская, С. А. Гильманов, В. П. Голованов, И. П. Волков, И. П. Иванов, Т. В. Машарова, Н. С. Морова, A.B. Мудрик, Н. М. Таланчук, Н. Е. Щуркова и др.) — по развитию внешкольной и внеклассной работы, туристско-краеведческой деятельности и дополнительному образованию детей (отечественных педагогов-мыслителей К. Д. Ушинского, П. Ф. Каптерева, А. Я. Герда, В. И. Водовозова, С. Т. Шацкого, A.B. Луначарского, Н. К. Крупской, А. С. Макаренко, Е. Н. Медынского, В. А. Сухомлинского, А.А.Остапца-Свешникова, В. А. Горского, Ю. С. Константинова, а также зарубежных Ф. Рабле, М. Монтеня, Т. Кампанеллы, Я. А. Коменского, И. Г. Песталоцци, А. Дистервега, Р. Оуэна и др.) — по содержанию туристско-краеведческой деятельности (И.А.Дрогова, Т. А. Зиминой, Ю. С. Константинова, А. Г. Маслова) — по методологии и системе непрерывного профессионального образования (И.В.Зорина, В. А. Кальней, В. А. Квартального, А. М. Новикова,.

C.Е.Шишова) — по методическим и управленческим аспектам в системе дополнительного образования детей (В.А.Березиной, А. К. Бруднова, Г. П. Будановой, В. П. Голованова, В. А. Горского, Л.Г. Логиновой),.

В процессе работы при проверке выдвинутой гипотезы и реализации поставленных задач применялись методы исследования: теоретические: анализ научной, учебно-методической и специальной литературыклассификация, сравнение, обобщение, проектирование и моделированиеэмпирические: педагогическое наблюдение, анализ программ, практические занятия и семинарыпедагогический эксперимент: маркетинговые исследования, мониторинг, камеральная обработка и анализ результатов исследования.

Экспериментальная база исследования. Основная опытно-экспериментальная работа проводилась на базе ГОУ Московской городской станции юных туристов Департамента образования города Москвы. Отдельные положения исследования апробировались на базе образовательных учреждений г. Москвы разного типа и вида.

Этапы исследования. Исследование проводилось в течение двадцати лет с 1986 по 2006 гг. и включало три этапа.

На первом этапе — аналитико-поисковом (1986 — 1990 гг.) была сформулирована проблема, осуществлен анализ научной и специальной литературы, разработана программа исследовательской деятельности, велось изучение опыта деятельности внешкольных учреждений и клубов по месту жительства в столичном регионе.

На втором этапе — проектно-модульном (1990;2000 гг.) осуществлена систематизация туристско-краеведческой образовательной деятельности с детьми и подростками в системе столичного образования. Разработана программа экспериментальной работы, определены исходные положения дополнительного туристско-краеведческого образования. Разрабатывалась модель региональной системы дополнительного туристско-краеведческого образования. В ходе формирующего эксперимента проверялась гипотеза исследования.

На третьем этапе — итогово-перспективном (2000;2006 гг.) осуществлялись анализ и обобщение результатов исследования, корректировались и оформлялись его результаты, полученные на первом и втором этапах работы, оформлялась диссертационная работа.

Положения, выносимые на защиту:

1. Исторический и современный педагогический опыт организации туристско-краеведческого образования в системе дополнительного образования детей позволил уточнить, что: для периода внешкольного образования характерна экскурсионная доминантадля периода внешкольного воспитания характерно становление педагогики детского туризмадля переходного периода от системы внешкольного воспитания к системе дополнительного образования детей характерно многообразие форм детского туризма и краеведениядля современного периода развития дополнительного образования детей характерно совершенствование содержания туристско-краеведческого образования.

2. Региональная (столичная) модель развития дополнительного туристско-краеведческого образования детей, включающая основные компоненты организационно-педагогических условий развития региональной системы дополнительного туристско-краеведческого образования детей: цель, содержание, методы и технологии, подходы, формы, результаты, критерии успеха, показатели успеха. Организационным стержнем модели развития ДТКОД в региональной системе дополнительного образования детей является совместная деятельность Мосгорсютур, окружных учреждений дополнительного образования детей, образовательных учреждений разного типа и вида, других субъектов туристско-краеведческой деятельности, осуществляемой в культуротворческой среде, создаваемой материальными, образовательными средствами, а также стационарными учебно-методическими комплексами.

3. Организационно-педагогические условия развитии региональной системы ДТКОД представляющие собой: совершенствование содержания ДТКОДразработку нормативно-правового обеспечения туристско-краеведческой деятельности и дополнительного образования детей в целях обеспечения требований безопасности и с учетом современных реалийпрограммно-целевой подход к управлению системой ДТКОДсистемное повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах ДТКОД через региональную систему подготовки и переподготовки кадров.

4. Первенство Москвы по туризму среди обучающихся как одна из основных форм мониторинга качества ДТКОД, эффективность которого характеризуется многоаспектностью, многоуровневостью, открытостью, сферностью, познавательностью, традициональностью, инновационностью.

— как многолетняя система образовательной деятельности, объединяющая различные по времени туристско-краеведческие циклы, виды и формы туристско-краеведеческой деятельности, образовательные программы и планы в единый образовательно-воспитательно-развивающий-оздоровительный процесс.

Научная новизна исследования состоит в следующем: конкретизированы научные представления об историко-педагогической периодизации туристско-краеведческого образования в дополнительном образовании детей столицыдано определение понятия «дополнительное туристско-краеведческое образование», охарактеризована его сущностьвыявлены и определены организационные (раскрывающие особенности управленческой деятельности) и педагогические (раскрывающие содержание и методы) условия реализации разработанной автором модели региональной системы ДТКОДразработаны механизмы осуществления мониторинга качества ДТКОД в форме Первенства Москвы по туризму среди обучающихся.

Теоретическая значимость работы заключается в том, что ее результаты вносят определенный вклад в теорию развития дополнительного образования детей:

— на основе историко-педагогического анализа становления и развития детско-юношеского туризма в системе столичного образования обозначены роль и влияние профильных туристско-краеведческих УДОД на его развитие;

— уточнено понятие «детско-юношеский туризм», дано понятие «дополнительное туристско-краеведческое образование детей» раскрыт его образовательный потенциал;

— определено место ДТКОД в региональной (столичной) системе образования;

— введено понятие «управление рисками в детско-юношеском туризме» и дано его определение.

Практическая значимость исследования состоит в том, что апробирована в г. Москве региональная модель системы развития ДТКОД, доказавшая свою эффективность и способствующая реализации социальных функций столичного образованияразработана на основе программно-целевого подхода целевая программа «Развитие детско-юношеского туризма в г. Москве» в системе столичного образования, включающая развитие ДТКОД как структурный компонент, содержание и реализация которого определяется основными направлениями государственной политики в столицесоздана нормативно-правовая база туристско-краеведческой деятельности и ДТКОД (Инструкции и положения о Маршрутно-квалификационых комиссиях, Инструкции по организации и проведению туристских мероприятий с обучающимися образовательных учреждений системы Московского комитета образования, др.), способствующая обеспечению безопасности в детско-юношеском туризме с учетом современных реалийскорректировано содержание программ ДТКОД, включающих программы организации различных форм и видов деятельности на уровне: г. Москвы, административных округов, городских, окружных и муниципальных образовательных учреждений, общественных детско-юношеских туристских организацийорганизована и эффективно функционирует система подготовки и переподготовки профессиональных и общественных кадров г. Москвы, способствующая повышению профессиональной компетентности педагогов в вопросах ДТКОД.

Материалы и выводы исследования, подготовленные методические рекомендации по развитию региональной системы ДТКОД могут быть использованы при разработке региональных и муниципальных программ развития дополнительного образования других профилей деятельности (эколого-биологический, военно-спортивный и др.), а также в регионах Российской Федерации.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается исходными общеметодологическими позициями, аргументированностью теоретических выводов, положенных в основу разработки методики исследованияиспользованием методов в соответствии с объектом, предметом, целью и задачами исследованияналичием большого массива экспериментальных материалов и его научным анализоммноголетней апробацией результатов исследования в практике руководства туристско-краеведческой деятельности, ДТКОД на региональном уровне — г. Москвы, непосредственно в практике организации и проведения массовых туристско-краеведческих мероприятий среди обучающихся столицы.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в ГОУ Московской городской станции юных туристов Департамента образования города Москвы с 1986 по 2006 годына Всероссийских и городских краеведческих конференциях (1996;2006 гг.) — на проблемных курсах и семинарах педагогических работников и руководителей органов управления образованием, проводимых на базе Московского института открытого образования (1995 — 2006 гг.), на Всероссийских курсах и семинарах директоров центров (станций) юных туристов (1991;2006 гг.).

Активное внедрение результатов исследования осуществлялось: в ходе участия в заседаниях коллегий Министерства образования РФ, Московского комитета образования (1992;2006 гг.), чтения лекций, проведения практических занятий с руководящими, педагогическими и музейными работниками г. Москвы, ряда регионов России и СНГпри разработке практических мер по по развитию детско-юношеского туризма и дополнительного образования.

Выводы по II главе:

Программа ОЭР включала три основных этапа: констатирующий, организационно-формирующий, итоговый.

1. По итогам проведенной работы можно констатировать, что к 20 052 006 гг. в Москве оформилась региональная система дополнительного туристско-краеведческого образования детей.

2. Первенство Москвы по туризму среди учащихся рассматривается как системообразующее организационно-педагогическое условие и одновременно как один из эффективных механизмом осуществления мониторинга развития система дополнительного туристско-краеведческого образования детей.

3. Отличительной особенностью Первенства Москвы по туризму среди учащихся, что дополнительное туристско-краеведческое образование детей носит многоаспектный, непрерывный характер, осуществляясь на протяжении всего учебного года.

Заключение

.

Подводя итоги результатов исследования, есть основание сделать следующие выводы:

1. Историко-педагогический анализ развития туристско-краеведческого деятельности в Москве выявил следующие этапы:

1 этап (середина XIX — начало XX века) — развитие ученических экскурсий;

2 этап (1918 — 1940 гг.) — становление государственной системы детско-юношеского туризма и краеведения;

3 этап (1941; 1960 гг.) — развитие детско-юношеского туризма и краеведение в годы войны и восстановления народного хозяйства;

4 этап (1960;1990гг.) — трансформация внешкольной туристско-краеведческой работы в туристско-краеведческую деятельность;

5 этап (1992 г. — настоящее время) — реорганизация системы внешкольного воспитания в систему дополнительного образования детей, развитие ДТКОД.

Особенностью периодов развития детско-юношеского туризма в Москве, являются: для дореволюционного периода характерна экскурсионная доминантадля периода внешкольного воспитания характерно развитие педагогики туристско-краеведческой работыдля переходного периода от системы внешкольного воспитания к системе дополнительного образования детей характерно развитие многообразия форм детско-юношеского туризмадля современного периода развития дополнительного образования детей характерно становление и развитие ДТКОД.

2. Предпосылками теоретических основ ДТКОД являются интеграция общей и социальной педагогик, а также ландшафтная и музейная педагогикапедагогика детского движения, теория социального воспитания и др. теоретические положения.

3. Разработанная модель региональной системы ДТКОД опирается на концепцию туристско-краеведческой деятельности. В ней представлена уровневая соотнесенность таких ее составляющих как: цель, содержание, методы, формы, результаты и критерии показателей успешности. Развитие системы ДТКОД свидетельствует о его больших развивающих и формирующих возможностях, основными формами которого по степени эффективности педагогического воздействия, влияющего на процессы обучения, воспитания, оздоровления, профессиональной ориентации, социальной адаптации, являются туристский поход, экспедиция и полевой туристский лагерь.

4. Основными направлениями ДТКОД являются:

• рекреативно-оздоровительное;

• концептуальное;

• социализационное;

• конвенциальное;

• психолого-педагогическое;

• социо-культурное и досуговое;

• проектное и научно-исследовательское;

• познавательно-развивающее;

• спортивно-тренировочное;

• профориентационное и самореализационое;

• интеллектуально-поисковое, креативно-созидательное.

5. ДТКОД — своеобразный педагогический феномен направленный на развитие и самореализацию ребенка, создание пространства творческой созидательной жизнедеятельности и детского благополучия. Региональная система ДТКОД является уникальной подсистемой столичного образования, создающая условия для самоопределения, саморазвития и самореализации личности воспитаника.

6. В региональной системе ДТКОД реализуется в государственных и негосударственных образовательных учреждениях различных типов и видов,.

158 а также в учреждениях социальной сферы: культуры, физической культуры и спорта, в общественных объединениях, клубах по месту жительства и т. д.- туристско-краеведческая деятельность детей организуется в одновозрастных или разновозрастных объединениях дополнительного образования с учетом интересов детей, дифференцированных по образовательным областям и уровням дополнительного туристско-краеведческого образованияобразовательные программы реализуется в однопрофильных или многопрофильных учреждениях дополнительного образования детей, в совокупности составляющих сеть столичного образования;

7. Управление развитием региональной системы ДТКОД, осуществляется на основе программно-целевого подхода, в основе которого региональная целевая программа «Развитие детско-юношеского туризма в г. Москве», а также окружные, муниципальные и институциональные (учрежденческие) программы развития туристско-краеведческого образования.

8. Разработан и реализован механизм мониторинга качества дополнительного туристско-краеведческого образования на уровне региона (округа) в виде Первенства Москвы по туризму среди обучающихся. Первенство характеризуется многоаспектностью, многоуровневостью, открытостью, сферностью, познавательностью, традициональностью, инновационностью — как многолетняя система образовательной деятельности, объединяющая различные по времени туристско-краеведческие циклы и образовательные программы в единый образовательно-воспитательно-развивающе-оздоровительный процесс.

9 Организационно-педагогическими условиями развития системы регионального ДТКОД являются: совершенствование и обновление содержания дополнительного образования туристско-краеведческого направлениясоздание нормативно-правовое базы, программирование развития, управление рисками, мониторинг качества ДТКОД и др.

10. Педагогические особенности условий развития туристско-краеведческого образования в региональной системе дополнительного образования детей заключаются: в сохранении и развитии традиционных форм и методов туристско-краеведческой деятельности, а также развитии новых, в том числе информационных технологийв обеспечении открытости туристско-краеведческого образования через создание вариативности видов деятельности детско-юношеского туризма, отвечающих возрастным и личностным интересам учащихсяв повышении профессиональной компетентности педагогов в вопросах туристско-краеведческого образования.

Приоритетными направлениями дальнейшего совершенствования региональной системы ДТКОД, являются успешность и эффективность развития, что позволит продолжить в дальнейшем исследование в данном направлении.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , А. Что у вас ребята, в рюкзаках? // Основы безопасности жизнедеятельности. 1998. — № 4. — С. 50−55.
  2. , Г. А. Общее охлаждение организма. М.: Медицина, 1977.-78 с.
  3. Актуальные проблемы туризма: сб. науч. тр. / науч. ред. И. В. Зорин. Вып. 1.-М.: РМАТ, 1997. — 402 с.
  4. , Н.Ф. Образовательные экскурсии в средней школе // Рус. шк. 1900. — № 5−6. — 73−74 с.
  5. , А.Г. Психология личности. М.: МГУ, 1990. — 368 с.
  6. , А.Г. На пути к развивающему вариативному образованию // Организация опытно-экспериментальной работы по проблемам развития дополнительного образования детей: сборник. Вып. 3. М., 1997. — С. 4−6.
  7. , Ю.К. Рациональная организация учебной деятельности. -М.: Знание, 1981. N-3. — 96 с.
  8. , К.В. Азбука туризма : пособие для рук. турист, походов в школе. М.: Просвещение, 1973. — 203 с.
  9. , В.Г. К центру человеческой души. В поисках методологических основ комплексного изучения человека / В. Г. Барзенков, Ю. Д. Гранин, Б. Г. Юдин // Свободная мысль. -1997.-К 12.-С. 33−43.
  10. , Г. И. К вопросу о сущности критериев эффективности обучения // Новые исследования в педагогическихнауках. -М., 1973. N 7. — С. 26−27.
  11. , И.Л. Туристско-краеведческая деятельность как средство формирования экологической культуры старших подростков : дис.. канд. пед. наук. -М., 1995. 157 с.
  12. , A.A. Образовательные экскурсии как метод воспитания в русской дореволюционной школе : дис.. канд. пед. наук. М., 1990.-98 с.
  13. , A.A. География развития экскурсионного дела в дореволюционной России // Проблемы территориальной организации туризма и отдыха: III Всесоюз. совещ. по геогр. пробл. организации туризма и отдыха. Ставрополь, 1978. — С. 203−205.
  14. , А.Е. Юный турист. М.: ФиС, 1977. — 128 с.
  15. , В.Г. Моделирование процесса обучения конечными автоматами // Сов. педагогика. 1967. — N 6. — С. 7780.
  16. , Г. П. Свободное время: за и против подростков // Воспитание школьников. 1997. — № 1. — С. 17−21.
  17. Бухаров, H. JL С удочкой на реке. М.: ФиС, 1973. — 98 с.
  18. , И.А. Туризм в школе : кн. рук. путешествия // И. А. Верба, С. М. Голицин, В. М. Куликов. -М.: ФиС, 1983. 158 с.
  19. Внутришкольное управление: вопросы теории и практики / Т. И. Шамова, Ю. А. Конаржевский, К. И. Нефедова, П.И.Третьяков- под. ред. Т. И. Шамовой. М.: Педагогика, 1991. -191 с.
  20. , В.И. Избранные педагогические сочинения. М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1953. — 376 с.
  21. , В.И. Книга для учителей. Ч. I. 5-е изд. — СПб., 1879.
  22. , В.И. Предметы обучения в народной школе. 2-е изд.-СПб., 1875.
  23. Воспитание на пороге XXI века: реалии и перспективы: информ.-метод, сб. / сост. С. Е. Евтушенко. М.: Центр инноваций в педагогике, 1998. — 127 с.
  24. В помощь народным музеям / сост. Э. А. Павлюченко. М., 1976. — 124 с. — (Труды / НИИ культуры- № 42)
  25. Временные правила подготовки и проведения соревнований учащихся Российской Федерации «Школа безопасности». М.: ЦДЮТур Минобразования России, 1999. — 32 с.
  26. Всероссийские педагогические краеведческие чтения: сб.докл. М.: ЦДЮТур МО РФ, 1997. — 96 с.
  27. , Л.С. Проблемы возраста // Собр. соч. / Л. С. Выготский. Т. 4. — М., 1984. — С. 310.
  28. , А.Я. Избранные педагогические труды. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1953. С. 20, 30, 32, 39, 87.
  29. , Б.С. Прогностические методы в педагогике. -Киев: Высш. шк., 1986. 197 с.
  30. , Б.С. Философия образования для XXI века. М.: Совершенство, 1998. — 607 с.
  31. , М.Б. Профиль музея // Сов. музей. 1985. — № 5 (85). — С. 35−36.
  32. , В.П. История дополнительного образования детей в России.-М., 2005.-243 с.
  33. , В.П. Становление и развитие региональной системы дополнительного образования детей в современных социокультурных условиях. М.: Шк. книга, 2001. — 220 с.
  34. , З.И. Цели, задачи и перспективы участия педвузов в подготовке кадров для туристско-краеведческой деятельности (ТКД) школьников // Пробл. дет.-юнош. туризма. М., 1998. — №l.-C. 42−46.
  35. В.А. Концепция дополнительного образования детей // Внешкольник. 1996. — № 1. — С. 6−11.
  36. , В.А. Становление и социальное самоопределение личности в системе дополнительного образования // Доп. образование. 2001. — № 9. — С. 3−8
  37. , А.И. Школьный музей как учебное пособие при занятиях с детьми в начальной школе. М., 1908. — 42 с.
  38. , И.Ю. Туристско-краеведческая деятельность как средство повышения профессионального мастерства учителя географии : дис. канд. пед. наук. М., 2001. — С. 12.
  39. Детско-юношеский туризм и краеведение в воспитании гражданственности и патриотизма, оздоровления подрастающего поколения России: материалы Междунар. науч.-практ. конф. -М.: ЦДЮТур МО РФ, 1998. 72 с.
  40. , H.A. Избранные педагогические сочинения. /Сост. В. Ф. Козьмин, Ю. А. Рудь. М.: Педагогика, 1986. — С. 75,81.128.
  41. , Г. А. Центральные государственные архивы СССР (1945−1970 гг.): учеб. пособие. -М., 1977. 326 с.
  42. , И.А. Методические рекомендации по организации и проведению физкультурно-массовой работы на туристской базе. -М.: Турист, 1980. 76 с.
  43. , А. Избранные педагогические сочинения. М.: Учпедгиз, 1956. — 374 с.
  44. Дополнительное образование детей фактор развития творческой личности: тез. Всерос. науч.-практ. конф. / под ред. Г. С. Усыскина. — СПб.: Ком. по образованию, 1998. — 202 с.
  45. Естествознание и география. 1900. — № 6, август. — 76 е., 77 е., 91−92с.
  46. Естествознание и география. 1900. — № 7. — С.92- - № 8. -С.93.
  47. , И.И. Школьный музей в Дрездене и народное образование в Саксонии // Учит. вест. 1910. — № 6. — С. 17−23.
  48. Закон Российской Федерации «Об образовании». 11-е изд.1. М.: Ось-89,2006.-63 с.
  49. , Т.А. Воспитание у учащихся патриотизма и интернацио-нализма средствами краеведения // Вест, дет.-юнош. туризма в России. 1999. — № 4 (32). — С. 39−40.
  50. , Т.А. Воспитание школьников в духе единения с природой и окружающей средой // Актуальные проблемы туризма- 99. Перспективы развития туризма в Северном Подмосковье. -М,. С. 196−200.
  51. , Т.А. Военно-патриотическое воспитание школьников на Смоленщине // Актуальные проблемы туризма 99. Перспективы развития туризма в Северном Подмосковье. — М., -С. 208−211.
  52. , Е.А. Полвека земской деятельности по народному образованию. М., 1917. — 33 с.
  53. , И.В. Теоретические основы профессионального туристского образования : монография. М.: Сов. спорт, 2001. -264 с.
  54. , И.В. Толковый словарь туристских терминов / И. В. Зорин, В. А. Квартальнов. Москва- Афины, 1994. — 406 с.
  55. , К. А. Образовательные экскурсии учеников французской школы в конце XVIII века // Рус. шк. 1901. — № 2.
  56. , П.В. Педагогические основы школьного краеведения.- Петрозаводск, 1966. 136 с.
  57. , В.Н. Организация музейного дела и музейноестроительство РСФСР в послевоенные годы (1945−1953 гг.) / Очерки по истории музейного дела в СССР. Вып. 4. М., 1968. -214 с.
  58. , П.И. Туристская деятельность школьников : вопр. теории и методики. М.: Педагогика, 1987.- 96 с.
  59. Историческое краеведение. (Основные источники изучения родного края): пособие для студентов педвузов / под. ред. Н. П. Милонова. М.: Просвещение, 1969.- 218 с.
  60. , В.В. Педагогические принципы деятельности кружка юных велотуристов // Пробл. дет.-юнош. туризма. 1998. — № 1. -С. 23−35.
  61. Как организовать работу школьного краеведческого музея: метод, рек. / сост. H.A. Воронцова. Пермь, 1974. — 92 с.
  62. , В.А. Методологические проблемы подготовки научно-педагогических кадров для сферы культурного туризма / В. А. Кальней, С. Е. Шишов // Культурный туризм для мира и развития: сб. материалов. М., 2000. — С. 140−143
  63. , Т. Город солнца. М.: Изд-во АН СССР, 1954. -228 с.
  64. , П.Ф. Дидактические очерки // Избр. пед. соч. / П. Ф. Каптерев. М., 1982. — С. 107, 270−652.
  65. , В.А. Организация и развитие отечественного и иностранного туризма. М.: Турист, 1987. — 110 с.
  66. , В.А. Социальный туризм. М.: Финансы и статистика, 1998.-253 с.
  67. , В. Голос народного учителя / В. Кирьяков, С.Акромовский. М., 1903. — С. 5.
  68. , Е. Школьные экскурсии в Соединенных Штатах //Рус. шк.- 1983.-Кн. 9−10.
  69. , Э.Н. Туристские слеты и соревнования / Э. Н. Кодыш, Ю. С. Константинов, Ю. А. Кузнецов. М.: Профиздат, 1984. — 110 с.
  70. , Э.Н. Соревнования туристов. М.: ФиС, 1990. — 173 с.
  71. , Д.И. Как ловить рыбу удочкой. 4-е изд., доп. — М.: Моск. рабочий, 1964. — 112 с.
  72. , Я.А. Избранные педагогические сочинения : в 2 т. -М.: Педагогика, 1982. С. 141−383
  73. , Я.А. Великая дидактика // Избр. пед. соч. /
  74. Я.А.Коменский. Т. 1.-М., 1982. — С. 242−476.
  75. , Ю.С. Туристские соревнования школьников // Физкультура в школе. 1986. — № 2. — С. 14−18.
  76. , Ю.С. Туристские соревнования учащихся. М.: ЦДЮТур Минобразования России, 1995. — 64 с.
  77. , Ю.С. Подготовка судей соревнований по туризму. М.: ЦДЮТур Минобразования России, 1998. — 94 с.
  78. , Ю.С. Детский туризм в России. Очерки истории, 1918 -1998 гг. М.: ЦДЮТур Минобразования России, 1998.- 176 с.
  79. Концепция детско-юношеского туризма и краеведения «Школа жизни окружающий мир» // Пробл. дет.-юнош. туризма. — 1998. — № 1. -С.13 -15.
  80. , В.М. Самоуправление школьников. 3-е изд., доп. и перераб. -М.: Просвещение, 1981.-208 с.
  81. , В.В. Пути и формы включения туризма в систему учебно-воспитательной работы общеобразовательной школы : автореф. дис. .канд. пед. наук. М., 1973. — 27 с.
  82. , А.Н. Методы и формы наук познания. -М.: Изд-во МГУ, 1990. -76 с.
  83. , С.А. Обеспечение безопасности при проведении туристских слетов и соревнований учащихся. М.: ЦДЮТур РФ. -40 с.
  84. Кружковая работа по истории и обществоведению: кн. дляучителя / сост. М. П. Простов. М.: Просвещение, 1984. — 214 с.
  85. , Н.К. Педагогические сочинения. В 10 т. Т.5. М.: Изд-во Акад. пед. наук, 1959. — 688 с.
  86. , Н.К. Вопросы коммунистического воспитания молодежи. 2-е изд. — М.: Политиздат, 1966. — 63 с.
  87. , Т.А. К вопросу о научных основах совместной работы музея и школы // Сб. науч. тр. / НИИ культуры. М., 1983. -№ 122. -С. 29−38.
  88. , A.A. Кинофотофоноархивы : учеб. пособие. М., 1960. -156 с.
  89. , В.М. Топография и ориентирование в туристском путешествии / В. М. Куликов, Ю. С. Константинов. М.: ЦДЮТур Минобразования России, 1997. — 72 с.
  90. , В.М. Школа туристских вожаков / В. М. Куликов, Л. М. Ротштейн. М.: ЦДЮТур Минобразования России, 1997. -102 с.
  91. , JI.E. Социально-психологические основы построения региональных программ развития образования. М.- Воронеж: Ин-т практ. психологии, 1996. — 112 с.
  92. Шмидта. Вологда, 1984. — С. 26−30.
  93. , O.E. Взаимосвязь школьного и дополнительного общего образования в условиях Санкт-Петербурга : тез. конф. -СПб., 1995.- С. 13−20.
  94. , А. За знаниями в экспедицию // Нар. образование — 1997.-№ 9.-С. 93−95.
  95. , П.Ф. Избранные труды. М.: ФиС, 1987. — 246 с.
  96. Летопись Великой Отечественной: метод, рек. для рук. поисковой работы / сост. М. А. Альтман, Н. В. Полянских. -Владимир, 1983. 96 с.
  97. , Б.Т. Педагогика : курс лекций: учеб. пособие для студентов пед. вузов и слушателей ИПК и ФПК. М.: Прометей, 1993.-528 с.
  98. , О.В. Педагогическая психология воспитания : учеб. пособие для шк. психологов и педагогов / под ред. Д. И. Фельдштейна. М.: Ин-т практ. психологии, 1997. — 256 с.
  99. , Л.М. История развития туристско-экскурсионного дела : учеб. пособие / Л. М. Логинов, Ю. В. Рухлов. М.: Турист, 1989.- 112 с.
  100. , П.И. Безопасность в лыжных походах и чрезвычайные ситуации зимних условий. М.: ЦДЮТур Минобразования России, 1998. — 140 с.
  101. , П.И. Зимние спортивные походы. 2-е изд. — М.: ФиС, 1988.- 190 с.
  102. , A.B. Задачи внешкольного образования в Советской России // О воспитании и образовании / А. В. Луначарский. М., 1976. — С. 366 — 382.
  103. , A.C. Марш 30 года // О воспитании / А. С. Макаренко. М., 1990. — С. 160−181.
  104. , A.C. Коммунистическое воспитание и поведение // Соч. / А. С. Макаренко. Т.5. — М., 1951.- С. 412−436.
  105. , Б. Проблемы безопасности в горах. М.: ФиС, 1981. -190 с.
  106. , О.В. Развитие интереса школьников к туризму // Материалы Всесоюзной научно-практической конференции, посвященной 120-летию со дня рождения Н. К. Крупской и 70-летию детско-юношеского туризма в СССР. М., 1990. — С. 1516.
  107. , К., Энгельс, Ф. Соч.- 2-е изд. Т.22. — С.397.
  108. , К., Энгельс, Ф. Соч.- 2-е изд. Т.23. — С.494−495.
  109. , А.Г. Полевые туристские лагеря / А. Г. Маслов, Ю. С. Константинов, ИЛ.Дрогов. М.: Владос, 2000. — 151 с.
  110. , А.Г. Лето, дети и туризм / А. Г. Маслов,
  111. Ю.С.Константинов, И. А. Дрогов. М.: ЦДЮТур МО РФ, 1997. -115 с.
  112. А.Г. Единство учебной и внеучебной деятельности в подготовке детей к безопасному поведению в природной среде. Автореф. дис. канд. пед. наук. -М., 1999. -24 с.
  113. , Н.Г. Дополнительное образование в Южном учебном округе г.Москвы: проблемы и перспективы // Воспитание юного москвича в системе дополнительного образования: материалы гор. науч.-практ. конф. М., 1997. — С.24−31.
  114. , М.В. Передовые школы нового типа, созданные общественной и частной инициативой в России в начале XX века : дис. канд. пед. наук. -М., 1966.
  115. , М. Опыты. М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1960. — Кн.1. -С.212.
  116. Музей и школа: пособие для учителя / Е. Г. Ванслова, А. К. Ломунова, Э.А. Павлюченко- под ред. Т. А. Кудриной. М.: Просвещение. 1985.-221 с.
  117. , А.Г. Работа музея по военно-патриотическому воспитанию молодежи / Музейное дело в СССР: сб. науч. тр. ЦМР СССР. -М., 1980. С. 65−72.
  118. , A.M. Как работать над диссертацией? М.: Эгвес, 2003.-103 с.
  119. О вакационных колониях и экскурсиях в Париже в 1882 году // Вестн. воспитания. 1892. — № VIII
  120. , С.И. Словарь русского языка. М.: Рус. яз., 1986. -797с.
  121. , А.Г. Содержание исследовательской деятельности учащихся в туристско-краеведческих объединениях экологической направленности : дисс.. канд. пед. наук / Рос. междунар. акад. туризма. М., 2001. — 181 с.
  122. О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации: федер. закон Рос. Федерации: принят Гос. Думой 24 апр. 1996 г.
  123. О развитии учебно-исследовательской деятельности учащихся в системе дополнительного образования: решение коллегии М-ва образования Рос. Федерации от 10 янв. 1996 г. № 1/1 // Вестн. образования. 1996. — № 5. — С. 31−34.
  124. Организация и деятельность школьного музея: учеб. план и прогр. курса для фак. обществ, профессий пед. ин-тов / сост. В. Е. Туманов. М., 1984. — 54 с.
  125. О сборе и использовании документальных памятников истории и культуры родного края: рек. учителю-руководителю поисковой и музейной работы / под ред. С. О. Шмидта. М.: ЦДЭТС МП СССР, 1977.-34 с.
  126. Основы безопасности в походе. М.: Турист, 1983. — 51 с.
  127. Остапец-Свешников, A.A. Туристская деятельность как средство преодоления педагогической запущенности подростков: автореф. дис. канд. пед. наук. -М, 1974. 26 с.
  128. Остапец-Свешников, A.A. Система туристско-краеведческой деятельности общеобразовательной школы: автореф. дис.. д-ра пед. наук. М., 1989.-33 с.
  129. , A.A. В походе юные. М.: Просвещение, 1978. — 94 с.
  130. Остапец-Свешников, A.A. Педагогика туристско-краеведческой работы в школе. М.: Педагогика, 1985. — 156 с.
  131. Остапец-Свешников, A.A. От кружка школы к экспериментальному центру Москвы и России. М.: Нефтяник, 1997.-96 с.
  132. Остапец-Свешников, A.A. Примерная программа туристско-краеведческой деятельности учащихся начальной школы. М.: Родина, 1991.-42 с.
  133. Остапец-Свешников, A.A. Наука о детско-юношеском туризме в России // Пробл. дет.-юнош. туризма. 1998. — № -2. — С. 1−6.
  134. Педагогические идеи Роберта Оуэна: избр. отрывки из соч. Р. Оуэна. -М.: Учпедгиз, 1940. С. 176.
  135. , Н. Экскурсии по Кавказу в 1916 г. // Рус. экскурсант. 1917. — № 1. — С. 13.
  136. , И.Г. Избранные педагогические сочинения : в 3-х т. М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1963.
  137. , И.Г. Избранные педагогические сочинения. Т.2 -М.: Педагогика, 1981. С. 208−399.
  138. , И.Н. Внешкольная туристская и краеведческая работа как фактор нравственного воспитания подростков : автореф. дис.. канд. пед. наук. -М., 1970. С. 26.
  139. , Н.Т. Педагогические и гуманитарные основы профессиональной подготовки менеджеров туризма : автореф. дис. канд. пед. наук. -М., 1998. 21 с.
  140. , Д.В. Программы туристско-краеведческой работы с учащимися средней школы // Пробл. дет.-юнош. туризма. 1998. -№ 2. — С. 27−36.
  141. Принципы обновления программного обеспечения в учреждениях дополнительного образования: тез. и материалы Всерос. науч.-практ. конф. / под ред. Г. С. Усыскина. СПб.: Гор. Дворец творчества юных, 1995. — 164 с.
  142. Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ. Туризм и краеведение. 3-е изд. -М.: Просвещение, 1982.- С. 246
  143. Программа курса по подготовке инструкторов школьного туризма. М.: ЦДЮТур РФ, 1997. — 13 с.
  144. , Ф. Гаргантюа и Пантагрюэль / пер. с фр. М.: Худож. лит., 1973.-783 с.
  145. Развитие идей A.C. Макаренко в туристско-краеведческой деятельности современной школы: сб. материалов Всесоюз.науч.-практ. конф.- M.: ЦДЭТС МП СССР, 1988. -106 с.
  146. , Н.И. Школьные музеи // Музейное дело в СССР: сб. науч. тр. /ЦМР СССР. М, 1985. — С. 152−161.
  147. , JI.M. Школьный туристский лагерь. М.: ЦДЮТур МОРФ, 1993.-87 с.
  148. Русские учителя заграницей: сборник. -М., 1910−1915.
  149. Русский турист. 1900. — Март. — 73−74с.- -1902. — сентябрь. -С.279- - май. — С. 135
  150. Русский экскурсант. 1916. — № 1. — С. 21.- -1916. — № 3. С. 5 -8, С. — 61., С. 56−58- -1916. — № 5. — С. 3, 65.- -1916. — № 8. — С. 3, 6.
  151. , C.B. Теория и практика профессионального самоопределения школьников в учреждениях дополнительного образования : автореф. дис. д-ра пед. наук. -М., 1996. 35 с.
  152. Самодельное туристское снаряжение / сост. П. И. Лукоянов. -М.:ФиС, 1986.-238 с.
  153. , Ю.С. Краеведческий подход в туристской подготовке школьников в учреждениях дополнительного образования : дис.. канд. пед. наук / Рос. междунар. акад. туризма. М., 1999. — 229 с.
  154. Сборник официальных документов по детско-юношескому туризму, краеведению, организации отдыха детей и молодежи / сост. Ю. С. Константинов. -М.: ЦДЮТур МО РФ, 1999. С. 231.
  155. , А.Е. Проблемы краеведения в теории и практикеобщеобразовательной школы РСФСР (1917−1931 гг.): дис.. канд. пед. наук. М., 1969.
  156. Музеи образовательных учреждений Москвы / сост. Л. П. Слесарева и др.- отв. ред. Кузнецов Г. Д. М.: Центр инноваций в педагогике, 1997. — 196 с.
  157. , Л.П. Воспитание гражданина в системе детского туризма и краеведения // Педагогика дополнительного образования детей: сб. ст. М.: МКО МосгорСЮТур, 2001. — С. 3−8.
  158. , Л.П. Вырастить гражданина, воспитать патриота! // Моск. шк. 2001. — № 4. — С. 21−23.
  159. , Л.П. Деденево далекое и близкое // Сборник статей по итогам краеведческого поиска / под ред. В. Н. Ясинской. М., 2002.-С. 180−181.
  160. , Л.П. Работа Московской городской станции юных туристов в области краеведения и музейной педагогики // Музей и подрастающее поколение: сб. мат. XXVI Всерос. семинара / под ред. Е. Г. Вансловой. М., 2003. — С. 13−17.
  161. , Л.П. Организация и проведение туристских мероприятий с обучающимися образовательных учреждений системы Московского комитета образования : сб. нормат.-инструкт. док. М.: МКО МосгорСЮТур, 2002. — 32 с.
  162. , Л.П. Рекомендации о мерах предосторожности от укусов клещей и змей. М.: МКО МосгорСЮТур, 2002. — 16 с.
  163. , JI.П. История рядом с нами. Дворяне Лужины XVII—XX вв.ека // Пробл. дет.-юнош. туризма. 2003. — Вып. № 11(39). -С. 16−17.
  164. , Л.П. Работа Московской городской станции юных туристов в области краеведения и музейной педагогики // Музей и подрастающее поколение: сб. материалов XXVI Всерос. семинара / под ред. Е. Г. Вансловой. М., 2003. — С. 13−17.
  165. , Л.П. Туристско-краеведческое образование в системе дополнительного образования детей : метод, рек. М.: ДОГМ МосгорСЮТур, 2004. — 45 с.
  166. , Л.П. Московская городская станция юных туристов. 1994−2004: десять лет историко-краеведческих исследований. Итоги. Перспективы. М.: ДОГМ МосгорСЮТур, 2004. — 8 с.
  167. , Л.П. Накануне трех юбилеев // Моск. шк. 2006. -№ 4. — С. 25−26.
  168. , Л.П. Проблемы и тенденции развития детско-юношеского туризма в XXI веке // Внешкольник. 2006. — № 12. -С. 20−21.
  169. , Л.П. Становление и развитие детско-юношеского туризма на протяжении XX столетия в системе московскогообразования I ! Теория и практика доп. образования. 2006. — № 6. -С. 4−11.
  170. , Л.П. Экспериментальные проекты Московской городской станции юных туристов от замыслов к реализации / Ю. У. Гуральник, Л. П. Слесарева // Теория и практика доп. образования. — 2006. — № 6 — С. 12−15.
  171. Следопыты ведут поиск / сост. И. В. Соколова. М.: Просвещение, 1973. — 206 с.
  172. , Д.В. Программа дополнительного образования объединения «Младшие инструктора туризма и спортивного ориентирования» / Д. В. Смирнов, Ю. Б. Никаноров, В.В.Захаров-М.: МосгорСЮТур, 1998 г. 30 с.
  173. , А.Д. Туристско-краеведческая работа как средство патриотического воспитания подростков : автореф. дис.. канд. пед. наук. -М., 1969. 22 с.
  174. , H.H. Основы подготовки к научной деятельности и оформление её результатов. ACADEMIA АПК и ПРО, 2003. -101 с.
  175. , Г. А. О мерах по обеспечению безопасности туристов и экскурсантов на воде : метод, рек. М., 1991. — 103 с.
  176. Теория и практика архивного дела в СССР: учебник / под ред. Ф. И. Долгих и К. И. Рудельсон. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Высш. шк., 1980. — 238 с.
  177. , Н. Школьные экскурсии в Манчестерской школе // Рус. шк. 1905. -№ 1.
  178. , П.И. Технология модульного обучения в школе / П. И. Третьяков, И. Б. Сеновский // Новая школа. 1997. — 350 с.
  179. , Н.В. Первый всероссийский съезд представителей обществ вспомоществования лицам учительского звания / Н. В .Тулупов, П. М. Шестаков. М., 1903. — С. 96−97.
  180. , В.Е. Актуальные проблемы разработки модели научного комплектования музейных коллекций по истории советского общества // Сб. науч. тр. ЦМР СССР. М., 1982. — С. 19−37.
  181. , В.Е. К методике собирательской работы школьных музеев // Кружковая работа по истории и обществоведению: кн. для учителя / сост. М. П. Простов. М., 1984. — С. 129−149.
  182. Туризм и спортивное ориентирование: учеб. для ин-тов и техникумов физ. культуры / В. И. Ганопольский. М.: ФиС, 1987. -240 с.
  183. Туристско-краеведческий кружок в школе / под ред. В. В. Титова. -М.: Просвещение, 1988. 172 с.
  184. , C.B. Управление детско-юношеским туризмом в муниципальной системе образования (на примере СевероВосточного округа г. Москвы): автореф. дис.. канд. пед. наук. -М., 2000.-20 с.
  185. , Т.В. Социальная адаптация и профориентация подростков в учреждениях дополнительного образования туристско-краеведческого профиля : автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 2000.-21 с.
  186. , Г. С. В классе, в парке, в лесу. М.: ЦДЮТур МО РФ, 1996.-24 с.
  187. , К.Д. Избранные педагогические произведения. -М.: Просвещение, 1968. 556 с.
  188. ЦГАОР СССР. -Ф. 102.-00.-1909. -Ед.хр.265. Л. 81.
  189. ЦГАОР СССР.-Ф. 102.-00.-1909.-Ед.хр.265.- Л. 81 об.
  190. ЦГАОР СССР. Ф. 102.-00.-1912. — Ед.хр.30. — Лл. 56−56 об.
  191. , В.Д. Реабилитация инвалидов с поражением опорно-двигательного аппарата средствами физической культуры /
  192. B. Д. Чепик, Т. В. Левченкова // Пособие для социальных работников. -М.: Соц. здоровье России, 1997. С. 106−117.
  193. , В.Д. О совершенствовании подготовки кадровых ресурсов для туристско-экскурсионной деятельности / В. Д. Чепик, А. И. Сеселкин // Актуальные проблемы туризма: сб. материалов. -М., 2001.-С. 114−124.
  194. , Н.Г. Избранные педагогические произведения. -M., 1953.-С.723.
  195. , Т.И. Активизация учения школьников. М.: Педагогика, 1982. — 209 с.
  196. , Г. В. Организация и проведение соревнований по лыжному туризму. М.: Турист, 1988. — 64 с.
  197. , В.Ф. Разбор несчастных случаев в туризме : метод, рек. / В. Ф. Шимановский, Г. А. Струков. М.: Турист, 1983. -52 с.
  198. , С.Е. Мониторинг качества образования в школе /
  199. C.Е.Шишов, В. А. Кальней. М.: Пед. о-во России, 1999. — 313 с.
  200. Школьные экскурсии и путешествия в Венгрии // Нар. образование. 1906. — № 5−6.
  201. Школьный музей: теория и практика / под общ. ред. С.О.
  202. Шмидта и В. В. Шлякова. -М., 1983. 82 с.
  203. , С.О. О методике выявления и изучения материалов по истории советской исторической науки // Труды / МГИАИ. М., 1965.-Т. 22.-С. 3−49.
  204. , С.О. О сборе и использовании документальных памятников по истории советского общества // Задачи выявления, охраны и использования памятников истории и культуры советского общества: материалы науч.-метод. конф. М., 1979. -С. 19−29.
  205. , Ю.А. Опасности в туризме, мнимые и действительные. М.: ФиС, 1972. — 104 с.
  206. , Ю.А. Профилактика туристского травматизма. -М.: Турист, 1992. 96 с.
  207. , Г. Ю. Школьные музеи : пособие для учителей / Г. Ю. Элькин, З. А. Огризко. М., 1972. — 112 с.
  208. Энциклопедия туриста. М.: Большая Рос. энцикл., 1993. — 608 с.
  209. М.Ю. Страницы истории школьных музеев России // Школьные музеи. -М., 1998. С. 7−17.
  210. , М.Ю. Концепция: Школьный музей XXI века // Вестн. дет.-юнош. туризма. 1998. -N 1. — С. 24−26.
  211. , Е. Школьные праздники в Женеве // Вестн. воспитания. 1897. — № 6.1. Организационная основамодели ДТКОД на межведомственной в системе столичного образованияи межрегиональной основе
Заполнить форму текущей работой