Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Формирование вербального общения дошкольников с задержкой психического развития в игровой деятельности

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Выявленные в результате констатирующего эксперимента специфические особенности вербального общения у дошкольников с задержкой психического развития обосновали необходимость разработки педагогической системы формирования вербального общения и позволили наметить основные направления коррекционного воздействия. Основным средством развития вербального общения была игра, которая объединяла собой… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические основы изучения вербального общения дошкольников в условиях игровой деятельности
    • 1. 1. Современные подходы к изучению проблемы вербального общения детей дошкольного возраста
    • 1. 2. Роль игры в развитии вербального общения детей дошкольного возраста
    • 1. 3. Особенности речи и речевого общения детей дошкольного возраста с задержкой психического развития в игровой деятельности
    • 1. 4. Современное состояние работы по развитию вербального общения нормально развивающихся дошкольников и детей с интеллектуальной недостаточностью
    • 1. 5. Выводы
  • Глава 2. Исследование вербального общения детей дошкольного возраста с задержкой психического развития
    • 2. 1. Цель, задачи и методика констатирующего эксперимента
    • 2. 2. Особенности вербального общения дошкольников с задержкой психического развития в процессе сюжетно-ролевой игры
    • 2. 3. Уровни развития вербального общения детей дошкольного возраста с задержкой психического развития
    • 2. 4. Выводы
  • Глава 3. Коррекционно-развивающая работа по формированию вербального общения дошкольников с задержкой психического развития в игровой деятельности
    • 3. 1. Цель, задачи и методика формирующего эксперимента
    • 3. 2. Динамика сформированности вербального общения дошкольников с ЗПР в условиях экспериментального обучения
    • 3. 3. Методические рекомендации по организации педагогической работы, направленной на формирование вербального общения у дошкольников с задержкой психического развития
    • 3. 3. Выводы

Формирование вербального общения дошкольников с задержкой психического развития в игровой деятельности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Одной из наиболее актуальных проблем коррекционной педагогики является проблема воспитания и обучения детей с задержкой психического развития. Данная проблема является важной не только для коррекционной, но и для общей педагогики, так как тесным образом связана с проблемой школьной неуспеваемости.

В настоящее время накоплен опыт организации коррекционно-развивающей помощи дошкольникам и младшим школьникам, испытывающим трудности в усвоении образовательной программы. Однако многие вопросы остаются недостаточно разработанными, в частности, проблема развития вербального общения у дошкольников с ЗПР.

Изучением проблемы общения занимались философы, социологи, психолингвисты, психологи, педагоги и др. (Б.Д. ПарыгинA.A. ЛеонтьевТ.А. РепинаA.A. БодалевВ.В. БогдановA.B. ЗапорожецМ.И. ЛисинаА.Г. РузскаяГ.И. КапчеляC.B. КондратьевA.B. МудрикЮ.А. СорокинЕ.Ф. ТарасовА.И. ГаличевГ.В. ГусевВ.Н. ПанферовБ.Ф. ЛомовД.И. Аугене).

В настоящее время педагогика и психология располагает рядом исследований, раскрывающих особенности общения нормально развивающихся детей (Т.И. БабаеваБ.А. ИлюкС.С. БычковаК.Я. ВольцисЛ.А. ВяткинаЛ.И. ДурандинаМ.Г. ЕлагинаA.B. ЗапорожецГ.И. КапчеляЕ.Е. КравцоваИ.А. КумоваЛ.В. ЛидакМ.И. ЛисинаА.К. МарковаЛ.Б. МитеваА.Г. РузскаяЭ.И. РооветЕ.О. СмирноваН.В. УфимцеваТ.Н. УшаковаС.Е. Привалова, В.Г. Шур).

Ряд работ посвящен изучению общения детей с речевыми нарушениями (М.А. ВиноградоваO.E. ГрибоваО.С. ПавловаЛ.Г. СоловьеваЕ.А. ХаритоноваК.В. Якунина.), с нарушением интеллектуального развития (O.K. АгавелянИ.А. АмбрукайтисД.И. АугенеД.И. БойковГ.В. КузнецоваН.Д. СоколоваH.H. ШкольниковаМ.И. Шишкова), с нарушением зрения (С.К. АмироваМ. ЗаорскаС.А. Покутнева), с церебральным параличом (Л.Б. Халилова).

Некоторые данные об особенностях общения детей с ЗПР со взрослыми и сверстниками были получены в исследованиях Е.Е. ДмитриевойС.Ю. СеребренниковойЕ.С. СлеповичР.Д. ТригерС.И. Чаплинской, И. А. Ульяновой и др.

Все исследования в данной области подтверждают выводы о том, что становление внутреннего мира человека неразрывно связано с общением.

Взаимодействие со взрослым и сверстником имеет огромное значение для развития ребенка. В ходе общения ребенок усваивает общественно-исторический опыт, накопленный предыдущими поколениями человечества. Общение является обязательным условием существования человека, одним из факторов его психического развития, становления и формирования его сознания, самосознания и личности. Взаимодействие со взрослым играет решающую роль не только в обогащении содержания детского сознания, в приобретении ребенком новых знаний, в ходе взаимодействия со взрослыми дети впервые обучаются пониманию сложных задач, находящихся в зоне ближайшего развития, пытаются их решать.

Развитие ребенка с особыми образовательными потребностями протекает по тем же закономерностям, что и развитие нормально развивающегося ребенка. Но вместе с тем оно характеризуется своеобразием, которое обусловлено дефектом (Л.С. Выготский). Для всех групп детей с различными отклонениями в развитии характерно ослабление вербальной коммуникации, которое частично компенсируется активизацией невербальных средств.

У детей с задержкой психического развития отмечаются дефекты звукопроизношения, фонематического слуха, затруднен процесс восприятия и осмысления содержания рассказов, сказок и т. д. В речи имеют место аграмматизмы, связная речь не соответствует возрасту. Все это приводит к тому, что дети с ЗПР испытывают проблемы в речевом общении. Отклонения в развитии личности ребенка в зависимости от дефекта выражаются по-разному, но почти во всех случаях наблюдается некоторая изолированность проблемного ребенка от группы нормально развивающихся сверстников.

Изучение особенностей общения детей со взрослыми имеет огромное значение для понимания своеобразия формирования психики дошкольника с задержкой психического развития, разработки путей и средств коррекции индивидуальных отклонений в психическом развитии ребенка.

В настоящий момент нет целостного представления о закономерностях становления у детей с ЗПР навыков вербального общения, не изучены условия, способствующие полноценному формированию основных компонентов их вербальной коммуникации.

В психолого-педагогической литературе до настоящего времени мало исследований, раскрывающих особенности речевого общения дошкольников с задержкой психического развития в игровой деятельности, поэтому мы считаем необходимым разработать методику обследования и выявить специфические особенности вербального общения у детей рассматриваемой категории.

Игра является ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте, в процессе которой развивается познавательная, эмоциональная, личностная сфера, происходит овладение необходимыми навыками общения. В процессе игровой деятельности ребенок, с одной стороны, познает окружающий мир, с другой — вступает во взаимодействие (как речевое, так и неречевое) с партнерами по игре. Все это доказывает целесообразность использования игры как эффективного средства развития вербального общения.

Именно этим определяется актуальность нашего исследования. Объект исследования: вербальное общение детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.

Предмет исследования: система работы по формированию вербального общения у дошкольников с задержкой психического развития в процессе игровой деятельности.

Цель исследования: Изучение особенностей вербального общения старших дошкольников с ЗПР в процессе игровой деятельности и разработка теоретически обоснованной и экспериментально проверенной системы формирования речевого общения дошкольников с ЗПР в процессе игровой деятельности.

Поставленная цель определила решение следующих задач:

1. Проанализировать теорию вопроса по проблеме речевого общения.

2. Выявить особенности и определить уровни сформированности вербального общения дошкольников с ЗПР в процессе игровой деятельности.

3. Разработать педагогическую систему по формированию вербального общения у дошкольников с задержкой психического развития и провести ее апробацию.

Гипотеза: У детей дошкольного возраста с задержкой психического развития наблюдается отставание в развитии психических функций и как следствие этого — задержка в развитии вербального общения, которая обусловлена, с одной стороны, функционально-динамической слабостью их нервной системы, с другой — влиянием несформированной игровой деятельности. Развитие вербального общения дошкольников рассматриваемой категории возможно на основе разработки и реализации педагогической системы с учетом комплексного изучения структурных компонентов этого феномена (стратегического и тактического) и целенаправленного педагогического воздействия на них посредством формирования игровой и других видов детской деятельности (рисования и конструирования).

Методологической основой исследования явились:

— положение об общности закономерностей развития детей с нормальным и нарушенным интеллектуальным развитием (JI.C. ВыготскийА.Н. Леонтьев и др.);

— теоретический подход к рассмотрению общения как вида деятельности (JI.C. ВыготскийA.B. ЗапорожецА.Н. ЛеонтьевМ.И. ЛисинаA.A. ЛеонтьевТ.А. АндрееваВ.П. ЗинченкоС.А. СмирноваЛ.А. КарпенкоA.B. ПетровскийМ.Г. Ярошевский и др.);

— представления об игре как ведущем виде деятельности в дошкольном возрасте (Л.С. ВыготскийА.Н. ЛеонтьевД.Б. Эльконин и др.);

— представления отечественных и зарубежных ученых о синкретичности детских видов деятельности (Ж. ПиажеЛ.С. ВыготскийО.П. ГаврилушкинаЛ.С. Медникова, Н. Г. Салмина и др.);

— положение о знаково-символическом характере детских видов деятельностиигры, речи, рисовании, конструировании (Л.С. ВыготскийО.П. ГаврилушкинаЛ.С. Медникова и др.).

Для реализации основных задач исследования применялись следующие методы: теоретический анализ психолого-педагогической литературы по изучаемой проблеме, изучение медико-педагогической документации ребенка, констатирующий и формирующий эксперименты, количественный и качественный анализ экспериментальных данных, методы математической статистики.

Организация исследования. Исследование проводилось с 2001 по 2005 годы в несколько этапов. На первом этапе (2001 — 2003 г. г.) было изучено современное состояние проблемы, определены задачи исследования, теоретически обоснована методика экспериментального исследования. На втором этапе (2003 — 2004 г. г.) был проведен констатирующий эксперимент, направленный на изучение особенностей вербального общения у дошкольников с нормальным развитием и с задержкой психического развития и определение уровней сформированное&tradeвербального общения у детей данных категорий. На втором этапе исследования была разработана методика формирующего эксперимента. Третий этап (2004 — 2005 г. г.) был связан с апробацией системы работы, направленной на формирование вербального общения у дошкольников с задержкой психического развития. Кроме этого, данный этап исследования включал анализ и обобщение полученных результатов, написание и оформление диссертационнрго исследования.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Недостатки в развитии вербального общения дошкольников с ЗПР обусловлены несформированностью отдельных его компонентов (стратегического и тактического), что в свою очередь связано с незрелостью мотивов и недоразвитием контроля за отбором содержания и языкового оформления высказываний.

2. Развитие вербального общения старших дошкольников с ЗПР необходимо осуществлять на основе широкого использования игровой деятельности с включением в нее других видов (рисования и конструирования), предполагающих взаимодействие трех видов знаков: образно-жестового, образно-графического и языкового.

3. Повышение качества вербального общения детей дошкольного возраста с ЗПР должно осуществляться на основе экспериментально разработанной педагогической системы, представляющей единство целевого, содержательного, результативного и исполнительского элементов.

Научная новизна исследования. Выявлено качественное своеобразие вербального общения старших дошкольников с ЗПР в процессе специально организованных и самостоятельных играх на основе многоаспектного анализа тактического и стратегического компонентов. Получены новые данные о типологических особенностях сформированное&tradeстратегического и тактического компонентов вербального общения дошкольников с ЗПР. Определена иерархия компонентов вербального общения у детей рассматриваемой категории. Разработана педагогическая система формирования вербального общения дошкольников с ЗПР в процессе игровой и других видов детской деятельности.

Теоретическая значимость исследования. Уточнено понимание природы несформированности вербального общения детей с ЗПР, которая вызвана незрелостью мотивов, как одного из составляющих стратегического компонента, и недоразвитием контроля за отбором содержания и языкового оформления высказываний, входящих в тактический компонент.

Концептуально обоснованы структурные элементы педагогической системы по формированию вербального общения дошкольников с задержкой психического развития.

Практическая значимость исследования состоит в разработке комплексной методики обследования уровней сформированности вербального общения у дошкольников с задержкой психического развития, которое должно проводиться в общем комплексе психолого-педагогического обследования.

Разработана система игр (сюжетно-ролевых, изобразительных, двигательных и др.), которая может быть использована педагогами по формированию вербального общения у дошкольников с задержкой психического развития. Разработка конкретных педагогических воздействий по развитию у детей вербального общения позволит более эффективно решать вопросы совершенствования системы дошкольного воспитания детей с интеллектуальной недостаточностью путем обогащения специальных методик.

Материалы могут быть использованы в практической работе с детьми с задержкой психического развития в условиях дошкольных учрежденийв центрах психолого-педагогической и медицинской помощи в ходе коррекционных занятийа также при разработке содержания учебного процесса в педагогических ВУЗах.

Апробация результатов работы: Разработанная система формирования вербального общения внедрена в практику дошкольного образовательного учреждения комбинированного вида № 37 г. Архангельска.

Результаты исследования докладывались: на международной научно-практической конференции «Современные проблемы и перспективы развития региональной системы комплексной помощи ребенку» (г. Архангельск 2000 г.) — на региональной научно-практической конференции «Здоровый дошкольник: социально-оздоровительные технологии Северозападного региона России» (г. Петрозаводск 2001 г.) — на III международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы экологии образования» (г. Северодвинск 2005 г.) — на научной сессии «Современные проблемы и перспективы развития системы комплексной помощи ребенку» в рамках Ломоносовских чтений (г. Архангельск 2005 г.) — на методических семинарах в ДОУ комбинированного вида № 37, 124, ОКДД № 1, 3 г. Архангельска (2003;2005 г. г.), участвующих в экспериментальном исследовании. Результаты исследования обсуждались на заседаниях кафедры олигофренопедагогики РГПУ им. А. И. Герцена (г. Санкт-Петербург 2002 -2005 г. г.) и кафедры специальной педагогики и психологии ПГУ имени М. В. Ломоносова (г. Архангельск 2004 — 2005 г. г.).

3.4. Выводы.

Нами была разработана педагогическая система формирования вербального общения дошкольников с задержкой психического развития, при создании которой мы учитывали взаимосвязь трех видов знаков (образно-жестового, образно-графического и языкового), присутствующих в разных видах деятельности ребенка. Основой разработанной нами системы является игровая деятельность и включенные в нее рисование и конструирование, то есть конструктивные и изобразительные игры. Усвоение детьми различных видов знака (образно-жестового и образно-графического) способствует овладению языковым знаком как средством вербального общения.

Предложенная нами система формирования вербального общения способствует развитию мотивационной сферы, контроля за отбором содержания и языкового оформления, что в свою очередь приводит к развитию остальных составляющих стратегического и тактического компонентов вербального общения.

Результаты контрольного эксперимента показали, что экспериментальное обучение способствовало развитию всех компонентов вербального общения детей дошкольного возраста с задержкой психического развития. В структуре мотивационной сферы произошли изменения, связанные с появлением у дошкольников с ЗПР наряду с деловыми мотивами и познавательных, что, с одной стороны, способствует повышению качества всего вербального общения в целом, с другой — свидетельствует о положительном коррекционно-развивающем эффекте педагогической системы. Использование в качестве средств реализации системы разнообразных игровых упражнений и приемов, направленных на развитие ориентировки и активности, способствовало значительным изменениям этих составляющих вербального общения, что проявилось в увеличении количества инициальных реплик, соответствии смысла собственных высказываний содержанию ситуации. В структуре тактического компонента вербального общения вследствие реализации, разработанной нами педагогической системы, произошли значительные изменения в уровне сформированности контроля, связанные с возможностью корректировки собственных реплик, и языкового оформления высказываний. В связи с этим, основным средством общения детей с задержкой психического развития стала речь, в невербальные средства использовались как дополнительные. После экспериментального обучения значительно увеличилась коммуникативная насыщенность речи детей, проявляющаяся в большом количестве полноценных диалогов, возникающих между детьми, что дает нам основание говорить о положительном влиянии разработанной нами педагогической системы. При анализе преобладающих функций общения, также были выявлены некоторые улучшения данной составляющей вербального общения, что проявляется в наличии информационно-коммуникативной и регуляционно-коммуникативной функций.

Проведенное экспериментальное обучение способствовало тому, что у дошкольников с ЗПР преобладающими уровнями общения стали III и IV, которые связаны с совместной игрой. Таким образом, результаты контрольного эксперимента позволяют говорить об эффективности разработанной системы по развитию вербального общения у дошкольников с задержкой психического развития.

На основании материалов нашего исследования, нами были разработаны методические рекомендации по организации педагогической работы, направленной на формирование вербального общения у дошкольников с ЗПР, которые могут быть использованы в работе специального дошкольного учреждения для детей с задержкой психического развития.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Наше исследование было посвящено изучению процесса формирования вербального общения у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития в игровой деятельности.

Анализ психолого-педагогической литературы по данной проблеме позволил определить ее актуальность и значимость, как для коррекционной, так и для общей педагогики, что обусловлено той исключительной ролью, которую играет общение в психическом развитии ребенка. В настоящее время педагогика и психология располагает рядом исследований, раскрывающих особенности общения нормально развивающихся детей, а также специфику взаимодействия детей с различными отклонениями в развитии со взрослыми и сверстниками. Однако до настоящего времени цет исследований, раскрывающих особенности вербального общения дошкольников с ЗПР в игровой деятельности. Не разработанность данной проблемы связана также с тем, что в настоящее время существуют различные трактовки общения. В своем исследовании мы опирались на позиции отечественных ученых и рассматривали вербальное общение как деятельность во взаимосвязи стратегического и тактического компонентов.

Проведенный анализ литературных данных по проблеме вербального общения у дошкольников с задержкой психического развития позволил определить направления нашего исследования и разработать методику обследования речевого общения у детей дошкольного возраста с ЗПР. У данной категории детей общение включено в игру и не отделимо от нее, поэтому мы изучали особенности вербального общения в игровой деятельности.

На основании результатов констатирующего эксперимента нами были выявлены типологические особенности и уточнено понимание природы несформированности вербального общения дошкольников с ЗПР.

Большинство детей, участвующих в эксперименте испытывали трудности в общении со взрослыми и сверстниками. Уровень самостоятельных игр у дошкольников с задержкой психического развития соответствовал одиночным играм или играм «вместе», которые не предполагали общения детей со сверстниками, поэтому большинство детей с ЗПР не вступали в общение со сверстниками. У небольшой части детей, участвующих в эксперименте, наблюдались элементы совместной игры, способствующие возникновению общения, хотя оно было непродолжительным и быстро исчерпывалось. В процессе специально организованной сюжетно-ролевой игры дети с ЗПР нуждались в постоянной стимуляции со стороны педагога для возникновения общения.

Полученные результаты исследования позволяют говорить о неразвитости мотивации в общении у дошкольников с задержкой психического развития, что проявляется в преобладании деловых мотивов общениянедостаточном уровне активности детей в процессе общениянесформированности ориентировки в ситуации общенияпреобладании информационно-коммуникативной функции общенияотсутствии контроля процесса общениянарушениях речиактивном использовании невербальных средств общения и малой коммуникативной насыщенности речи.

Механизмами несформированности вербального общения выступают, с одной стороны — незрелость мотивов, а с другой — несформированность контроля за собственными высказываниями с точки зрения их содержания и языкового оформления в соответствии с ситуацией общения, что ведет к недостаточному развитию остальных составляющих стратегического и тактического компонентов.

Кроме того, в ходе исследования было выявлено, что у дошкольников с задержкой психического развития наблюдается I, II и III уровни вербального общения, связанные с одиночной игрой, играми «вместе» и появлением элементов совместных игр. Дошкольники с ЗПР не достигают IV и V уровней вербального общения, характерных для нормально развивающихся дошкольников. В ходе констатирующего эксперимента выявлено, что основными причинами недостаточной сформированности вербального общения у дошкольников с ЗПР являются низкий уровень развития игровой деятельности, неразвитость форм общения и несформированность всех компонентов в структуре общения.

Выявленные в результате констатирующего эксперимента специфические особенности вербального общения у дошкольников с задержкой психического развития обосновали необходимость разработки педагогической системы формирования вербального общения и позволили наметить основные направления коррекционного воздействия. Основным средством развития вербального общения была игра, которая объединяла собой другие виды детской деятельности: рисование и конструирование. Работа по развитию вербального общения у дошкольников с задержкой психического развития осуществлялась целенаправленно, комплексно и поэтапно. Каждый этап работы характеризовался определенными задачами, методами и приемами коррекции. На всех этапах работы учитывалась взаимосвязь образно-жестового и образно-графического знаков, что способствовало овладению детьми языковым знаком как средством вербального общения. Кроме того, при планировании системы работы мы учитывали все структурные компоненты вербального общения.

Для оценки динамики сформированности вербального общения был проведен контрольный эксперимент, который показал, что экспериментальное обучение способствовало развитию у дошкольников с ЗПР стратегического и тактического компонентов вербального общения. Кроме того, уровень сформированности вербального общения у дошкольников с задержкой психического развития после проведенного обучения значительно увеличился. Таким образом, анализ результатов контрольного эксперимента позволяет говорить об эффективности разработанной нами педагогической системы по формированию вербального общения у дошкольников с ЗПР.

Обобщая все изложенное выше, можно сделать следующие выводы.

У дошкольников с задержкой психического развития к концу дошкольного возраста наблюдается несформированность всех компонентов вербального общения, что приводит к трудностям в усвоении образовательных программ и препятствует школьной адаптации. Поэтому необходимо на этапе дошкольного детства проводить специальную коррекционную работу, направленную на формирование вербального общения. Эффективность данной работы определяется комплексным подходом в коррекционно-педагогическом воздействии с учетом всех структурных компонентов вербального общения. Проведение специально организованной коррекционно-развивающей работы по формированию вербального общения будет способствовать успешной социальной адаптации и развитию детей с задержкой психического развития.

Показать весь текст

Список литературы

  1. O.K. Общение детей с нарушением умственного развития:
  2. Автореферат дисс. доктора психологических наук./ O.K. Агавелян -М&bdquo- 1989.-34 с.
  3. Актуальные проблемы диагностики задержки психического развитиядетей /Под ред. К. С. Лебединской. М.: Педагогика, 1982. — 127 с.
  4. И.А. К вопросу о развитии коммуникативной функции речиу умственно отсталых учащихся/ И. А. Амбрукайтис //Материалы 8 научной сессии по дефектологии. М., АПН СССР, 1979.- С. 255.
  5. С.К. Формирование межличностных отношений слабовидящихдетей старшего дошкольного возраста средствами сюжетно-ролевой игры: Дисс. канд. психол. наук. / С. К. Амирова СПб., 2001. — 162 с.
  6. .Г. Проблемы социализации индивида: Сб. ст. /Под ред.
  7. Б.Г. Ананьева. Л.: Изд-во Ленинградского ун-та, 1971. — 199 с
  8. Г. М. Общение и оптимизация совместной деятельности/ Подред. Г. М. Андреевой, Я. Яноушека. М.: Изд-во МГУ, 1987. — 301 с.
  9. Т. Особенности общения старших дошкольников сосверстниками/ Т. Антонова //Дошкольное воспитание. 1975.- № 1Q. -С. 34−38.
  10. В.М. Введение в дефектологию с основами нейро- ипатопсихологии: Учебное пособие для слушателей спецфакультетов по переподготовке работников народного образования по направлению «Психология» / В. М. Астапов М.: Изд-во МГУ, 1994.- 216 с.
  11. Л.В. Театрализованные игры дошкольников./Л.В. Артемова.
  12. М.: Просвещение, 1991.- 123 с.
  13. Ю.Аугене Д. И. Игра как средство активизации речевого общения умственно отсталых детей старшего дошкольного возраста: Автореферат дисс. канд. пед. наук./ Д. И. Аугене -М., 1987.- 187 с.
  14. П.Аугене Д. И. Речевое общение умственно отсталых детей дошкольнрго возраста и пути его активизации/ Д. И. Аугене //Дефектология. 1987.-№ 4. -С. 76−81.
  15. В.Г. Общество: системность, познание, управление /В.Г. Афанасьев. М.: Политиздат, 1981. — 432 с.
  16. З.Бабаева Т. И. Формирование доброжелательного отношения детей старшего дошкольного возраста к сверстнику в процессе общения: автореферат дисс. канд. пед. н./Т.И. Бабаева-JI., 1973. 16 с.
  17. М.Баряева Л. Б. Обучение сюжетно-ролевой игре детей с проблемами интеллектуального развития: Учебно-методическое пособие /Л.Б. Баряева, А. П. Зарин СПб.: Изд-во Союз, 2001.-416 с.
  18. O.A. Речь и общение. Популярное пособие для родителей и педагогов/ O.A. Белобрыкина Ярославль: «Академия развития», «Академия К», 1998. — 239 с.
  19. Н.Л. Личностные особенности детей с ЗПР в системе дифференциально-психологической диагностики: (старший дошкольцый возраста): Автореферат дисс. доктора психол. наук./Н.Л. Белопольская -М., 1996.-47 с.
  20. И.В. Становление и сущность системного подхода /И.В. Блауберг, Э. Г. Юдин М.: Наука, 1973. — 157 с.
  21. В.В. Речевое общение. Прагматические и семантические аспекты: Учебное пособие. / В. В. Богданова Л.: ЛГУ, 1990. — 88 с.
  22. З.М. Умственное развитие дошкольников в игре: сборник дидактических игр для детей 3−5 лет /З.М. Богуславская М.: ВНИК «Школа», 1990.-90 с.
  23. Д.И. Речевая коммуникация учащихся вспомогательных школ -интернатов: дисс. канд. психологических наук./ Д. И. Бойков СПб., 1994.-225 с.
  24. Н.Ю. Особенности формирования речевого высказывания старших дошкольников с ЗТТР: Автореферат дисс.канд. пед. наук. /Н.Ю. Борякова-М., 1983.- 16 с.
  25. P.M. Речь и развитие аномальных детей/ P.M. Боскис, P.E. Левина //Основы обучения и развития аномальных детей. М.: Просвещение, 1965.-С. 154- 168.
  26. A.A. Знак и символ/А.А. Брудный //Вопросы философии, 1961. -№ 4.-С. 128.
  27. A.A. Сознание и общение: Сб. ст. /Под ред. A.A. Брудного. -Фрунзе: «Илим», 1968. 96 с.
  28. P.C. Воспитание в процессе обучения на занятиях в детском саду / P.C. Буре М.: Педагогика, 1981. — 115 с.
  29. С.С. Формирование умения общения со сверстниками у старших дошкольников. Методические рекомендации для воспитателей и методистов дошкольных образовательных учреждений. / С. С. Бычкова -М.: АРКТИ, 2002. 96 с.
  30. М.А. Преодоление заикания у дошкольников в разных ситуациях речевого общения: Дисс. канд. пед. наук. /М.А. Виноградова -СПб., 1997.-232 с.
  31. М.А. Формирование общения у заикающихся дошкольников: учебно-методическое пособие. / М. А. Виноградова СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 2002. — 81 с.
  32. Воспитание детей в игре/ Сост. А. К. Бондаренко, А. И. Матусик / Под ред. Д. В. Менджерицкой. М.: Просвещение, 1986. — 175 с.
  33. И.Г. Устранение заикания у дошкольников в игре: пособие для логопедов/ И. Г. Выгодская, Е. Л. Пеллингер, Л. П. Успенская М.: Просвещение, 1989. — 175 с.
  34. Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психологический очерк: книга для учителя. Изд. 3-е / Л.С. Выготский-М.: Просвещение, 1991.-93 с.
  35. Л.С. Вопросы детской психологии/ Л. С. Выготский СПб.: Союз, 1997.-220 с.
  36. Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка /Л.С. Выготский //Вопросы психологии. 1966. — № 6. — С. 62 — 76.
  37. Л.С. Мышление и речь. Психологические исследования / Л. С. Выготский Л.: Соцэкгиз, 1934. — 323 с.
  38. Л.С. Проблемы дефектологии /Л.С. Выготский. М.: Просвещение, 1995. — 527 с.
  39. Л.А. Индивидуальные особенности общения дошкольников в ролевых играх / Л. А. Вяткина // Личность в системе общественных отношений. Тезисы научных сообщений советских психологов к VI съезду психологов СССР. М.: АН СССР, 1983. — С. 205 — 206.
  40. Т.П. Экспериментальные исследования отношения младших школьников к взрослым и сверстникам как объектам общения /Т.П. Гаврилова, Е. В. Фетисова //Психолого-педагогические проблемы общения. -М.: НИИ ОП, 1979. 161 с.
  41. О.П. Об организации воспитания детей с недостатками умственного развития / О. П. Гаврилушкина //Дошкольное воспитание. -1988.-№ 2.-С. 67−71.
  42. А.И. Кинесический и проксемический компоненты речевого общения: Автореферат дисс. канд. филол. наук./ А. И. Галичев М., 1987.-22 с.
  43. А.Н. Вопросы изучения детской речи/ А. Н. Гвоздев М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961.-471 с.
  44. Г. Г. Логопедическая работа по преодолению нарушений фонетической стороны речи у дошкольников с ЗПР: Дисс. канд. пед. наук. / Г. Г. Голубева СПб., 1996. — 264 с.
  45. Г. Г. Коррекция нарушений фонетической стороны речи у дошкольников. Методическое пособие/ Г. Г. Голубева СПб.: Изд-во «Союз», 2000. — 60 с.
  46. И.Н. Основы психолингвистики/ И. Н. Горелов, К. Ф. Седов М, Лабиринт, 2001.-303 с.
  47. Д.П. Мышление и язык: Сб. ст./ Под ред. Д. П. Горского. М.: Госполитиздат, 1957. — 408 с.
  48. Готовность к школьному обучению детей с ЗПР шестилетнего возраста: сб. научных трудов/АПН СССР, НИИ дефектологии- Под общ. ред. В. И. Лубовского, Н. А. Цыпиной.- М.: АПН СССР, 1989. 120 с.
  49. В. А. Теория языкознания: Учебное пособие/ В. А. Гречко. М.: Высшая школа, 2003. — 375 с.
  50. O.E. К проблеме анализа коммуникации у детей с речевой патологий / O.E. Грибова //Дефектология. -1995.- № 6. С. 7 — 16.
  51. Г. В. Психология общения: текст лекций спецкурса./ Г. В. Гусев М.: Б.и., 1980.-74 с.
  52. Дети с задержкой психического развития / Под ред. Т. А. Власовой, В. И. Лубовского, H.A. Цыпиной. М.: Педагогика, 1984.- 256 с.
  53. Дети с временными задержками в развитии /Под ред. Т. А. Власовой и др. -М.: Педагогика, 1971. 207 с.
  54. Г. Б. Особенности познавательной деятельности детей с задержкой психического развития 6−7-летнего возраста: Автореф. дисс. канд. психол. наук./ Г. Б. Диас М.: Наука, 1985. — 17 с.
  55. Е.Е. Об особенностях общения со взрослыми 6-ти летних детей с ЗПР / Е. Е. Дмитриева // Дефектология. 1988. — № 2. — С. 68 — 71.
  56. Е.Е. Особенности общения шестилетних детей с ЗПР со взрослыми: Автореферат дисс. канд. психол. наук. / Е. Е. Дмитриева -М., 1989.- 16 с.
  57. Дошкольное воспитание аномальных детей: книга для учителя и воспитателя. /Под общ. ред. Л. П. Носковой. М.: Просвещение, 1993. -223 с.
  58. Л.И. Воспитание культуры общения у детей старшего дошкольного возраста: Дисс. канд. пед. наук./ Л. И. Дурандина Л., 1971.-202 с.
  59. М.Г. Возникновение активной речи в процессе сотрудничества с взрослыми у детей раннего возраста: Автореферат дисс. канд. психол. наук./М.Г. Елагина-М., 1977. 16 с.
  60. М.Г. Некоторые особенности общения детей раннего возраста со взрослыми, способствующие возникновению у них речевой коммуникации/ М. Г. Елагина // Экспериментальные исследования по проблемам общей и педагогической психологии. М., 1975.
  61. Т.В. Психология детей дошкольного возраста. Развитие познавательных процессов/Т.В. Ендовицкая М.: Просвещение, 1964. -352 с.
  62. Н.П. Психология общения: пособие для студентов психологов (специальность 2012)./ Н. П. Ерастов Ярославль: ЯрГУ, 1979. — 96 с.
  63. И.И. Педагогические условия развития речевых коммуникаций старших дошкольников: Автореферат дисс. канд. пед. наук. /И.И. Иванец Ростов на Дону, 1997. — 23 с.
  64. О.В. Логопедическая работа по развитию восприятия устной речи дошкольниками с ЗПР: Дисс. канд. пед. н. /О.В. Иванова СПб., 2003. -321 с.
  65. Д.И. Обучение диалогической речи/ Д.И. Изаренков- 2-е изд., исправленное. М.: Русский язык, 1986 — 150 с.
  66. .А. Роль речевых способностей в общении/ Б. А. Илюк //Общение как предмет теоретических и прикладных исследований: тезисы всесоюзного симпозиума. JL: ЛГУ, 1973. — С. 71 — 72.
  67. З.М. Развитие памяти в дошкольном возрасте: Автореферат дисс. д-ра психол. н./З.М. Истомина-М., 1975.-48 с.
  68. О.М. Культура речевого общения: Теория и практика обучения: учебное пособие./ О. М. Казарцева. 2-е изд. — М.: Наука, 1999. — 492 с.
  69. Г. И. Общение со взрослыми как фактор формирования готовности к школьному обучению: Автореферат дисс. канд. пед. наук./ Г. И. Капчеля М., 1983. — 23 с.
  70. O.A. Игра в коррекции психического развития ребенка: учебное пособие./ O.A. Карабанова М.: Рос. пед. агентство, 1997. — 191 с.
  71. Г. А. Педагогическая диагностика учащихся с задержкой психического развития: учебное пособие./ Г. А. Карпова, Т.П. Артемьева- Екатеринбург: УГПУ, 1995. 155 с.
  72. Г. В. Коммуникативная функция и структура языка /Г.В. Колшанский М.: Наука, 1984. — 175 с.
  73. Коммуникативные аспекты исследования языка: сборник научных трудов /АН СССР, Ин-т языкознания, Совет молодых ученых и специалистов- Отв. ред. A.M. Шахнарович. М.:ГПСИ ИМЭМО, 1986. — 216 с.
  74. C.B. Коммуникативные способности и социализация детей 5- 9 лет. Комплекс коррекционно-развивающих занятий ипсихологических тренингов/ C.B. Коноваленко М.: Изд-во Гном и Д (Казаков), 2001.-48 с.
  75. Е.Е. Зависимость психологической готовности к школьному обучению от особенностей общения ребенка с окружающими: Автореферат дисс. канд. психол. наук. / Е. Е. Кравцова М., 1981. -20 с.
  76. И.С. Психолого-педагогическое изучение детей младшего школьного возраста с недоразвитием речи и некоторые аспекты коррекционной работы с ними/ И. С. Кривовяз //Дефектология. 1995.-№ 6.-С. 55−61.
  77. Г. В. Использование игры в коррекционных целях /Г.В. Кузнецова //Воспитание детей с ЗПР в процессе обучения: сб. научн. трудов АПН СССР, НИИ дефектологии- Отв. ред. Т. А. Власова и др. М.: НИИ общей педагогики, 1981. — 100 с.
  78. Г. В. Особенности общения умственно отсталых детей младшего дошкольного возраста/ Г. В. Кузнецова //Материалы 8 научной сессии по дефектологии.-М.: АПН СССР, 1979. С. 316−317.
  79. Н.В. Методы системного педагогического исследования /Н.В. Кузьмина. Л.: Изд-во ЛГУ, 1980. — 172 с.
  80. И.А. Воспитание основ коммуникативной культуры у детей шестого года жизни: Автореферат дисс. канд. пед. наук./ И. А. Кумова -Ростов на Дону, 2004. 25 с.
  81. Р.И. Нарушение речи у детей с ЗПР: учебное пособие к спецкурсу/ Р. И. Лалаева СПб.: Образование: МГНП «Внедрение», 1992.-87 с.
  82. В.В. Нарушения психического развития у детей /В.В. Лебединский М.: Изд-во МГУ, 1985. — 168 с.
  83. P.E. Нарушение развития речевой деятельности у детей /P.E. Левина//Вопросы патологии речи: сб. статей- Отв. ред. Э. А. Бабаян и др. Харьков: Изд-во Украинского научно-исследовательского психоневрологического института, 1959. — С. 23−27.
  84. A.A. Национально-культурная специфика речевого поведения /A.A. Леонтьев М.: Наука, 1977. — 352 с.
  85. A.A. Психолингвистические проблемы общения и обучения языку: сб. статей/ Институт языкознания- Отв. ред. A.A. Леонтьев и др. -М.: АН СССР, Институт языкознания, 1976. 21 с.
  86. A.A. Психология общения: учебное пособие для студентов-психологов/ A.A. Леонтьев. 3-е изд. — М.: Смысл, 1999. — 365 с.
  87. A.A. Психология речевого общения: Автореферат дисс. д-ра психол. наук./ A.A. Леонтьев М., 1975. — 40 с.
  88. A.A. Речевое воздействие. Проблемы прикладной психолингвистики: сб. статей/Отв. ред. A.A. Леонтьев М.: Наука, 1972. -144 с.
  89. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность/А.Н. Леонтьев- 2-е изд. -М.: Политиздат, 1977.- 304 с.
  90. А.Н. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста: сб. статей/ Под ред. А. Н. Леонтьева и A.B. Запорожца. М.-Л.: Изд-во и типография Изд-ва Академии педагогических наук РСФСР, 1948. -132 с.
  91. А.Н. Психологические основы дошкольной игры /А.Н. Леонтьев //Изб. психологические произведения: в 2 т.: Т. 1. М.: Педагогика, 1983.-2391 с.
  92. Н.И. Онтогенез речевой коммуникации: Автореферат дисс. д-ра филол. наук./ Н. И. Лепская М., 1989. — 31 с.
  93. Ю9.Лидак Л. В. Формирование культуры общения у детей старшего дошкольного возраста в процессе игры: Автореферат дисс. канд. пед. наук./Л.В. Лидак Л., ЛГПИ, 1982. — 22 с.
  94. Ю.Лисина М. И. Возрастные и индивидуальные особенности общения со взрослыми у детей от рождения до семи лет: Автореферат дисс. д-ра психол. наук. / М. И. Лисина М., 1974. — 36 с.
  95. Ш. Лисина М. И. Общение со взрослыми и психологическая подготовка детей к школе/ М. И. Лисина, Г. И. Капчеля Кишинев: Штиинца, 1987.135 с.
  96. М.И. Проблемы онтогенеза общения/ М. И. Лисина М.: Просвещение, 1986. — 144 с.
  97. ПЗ.Лурия А. Р. Речь и развитие психических процессов у ребенка: экспериментальные исследования. / А. Р. Лурия, Ф. Я. Юдович М.: Изд-во АПН РСФСР, 1956.- 94 с.
  98. Р.К. Коррекция речевого и умственного развития учащихся вспомогательной школы в процессе специального обучения: учебное пособие./Р.К. Луцкина Алма-Ата: КазПИ, 1989. — 87 с.
  99. Р.К. Развитие устной речи учащихся вспомогательной школы в процессе обучения: пособие для учителей. /Р.К. Луцкина Алма-Ата: Мектеп, 1984.-55 с.
  100. Г. Л. Игровая терапия: искусство отношений/ Г. Л. Лэндрет- Пер. с англ. А. Я. Вагда. -М.: Международная педагогическая академия, 1994. -365 с.
  101. Е.В. Особенности нарушения речи у детей с задержкой психического развития / Е. В. Мальцева // Дефектология. 1990. — № 6. -С. 10−17.
  102. А.К. Психология усвоения языка как средства общения: Автореферат дисс. д-ра психол. наук./ А. К. Маркова М., 1974. — 52 с.
  103. А.К. Психология усвоения языка как средства общения /А.К. Маркова-М.: Педагогика, 1974. 239 с.
  104. И.Ф. Задержка психического развития церебрально-органического генеза: (клинико-психологическая корреляция): Автореферат дисс. канд. мед. наук./ И. Ф. Марковская Л., 1982. — 17 с.
  105. Л.С. Развитие чувства ритма у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью: Монография /Л.С. Медникова. -Архангельск: Поморский государственный университет имени М. В. Ломоносова, 2002. 144 с.
  106. Д.В. Воспитателю о детской игре: Пособие для воспитателя детского сада/Под ред. Т. А. Марковой. М.: Просвещение, 1982.- 128 с.
  107. Л.Б. Соотношение уровня общения дошкольников со взрослыми и сверстниками: Автореферат дисс. канд. психол. наук./Л.Б. Митева -М&bdquo- 1986.-20 с.
  108. Н.Я. Проблемы дошкольной игры: психолого-педагогический аспект/ Н. Я. Михайленко М.: Педагогика, 1987. — 89 с.
  109. Н.Я. Формирование сюжетно-ролевой игры в раннем детстве: Автореферат дисс. канд. пед. наук./ Н. Я. Михайленко М., 1987.-40 с.
  110. Л.А. Введение в психологию общения. (Невербальные средства общения): Учебное пособие./ Л. А. Михайлов, В. П. Соломин, В. А. Губин СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 1999. — 106 с.
  111. A.B. Общение как объект педагогических исследований /A.B. Мудрик // Проблемы общения и воспитания: сб. статей. Тарту: Тарт. университет, 1974. — С. 36 — 60.
  112. .Ю. Теория языка. Вводный курс. Учебное пособие /Б.Ю. Норман. М.: Флинта: Наука, 2004. — 296 с.
  113. Обучение детей с ЗПР: пособие для учителей /Отв. ред. Т. А. Власова и др. М.: Просвещение, 1981. — 119 с.
  114. Обучение детей с ЗПР в подготовительном классе: пособие для учителя /Под общ. ред. В. Н. Мачихиной, H.A. Цыпиной. 2-е изд., дополненное. — М.: Просвещение, 1992. — 160 с.
  115. Обучение детей с ЗПР в подготовительном классе: пособие для учителя/Под общ. ред. В. Н. Мачихиной, H.A. Цыпиной. М.: Просвещение, 1987. — 142 с.
  116. Общение аномальных детей: сб. статей. Тарту: ТГУ, 1980. — 121 с.
  117. Общение детей в детском саду и семье /Под общ. ред. Т. А. Репиной, Р. Б. Стеркиной. M.: Педагогика, 1990. — 150 с.
  118. Общение и его влияние на развитие психики дошкольника: сб. научных трудов /Редактор составитель М. И. Лисина. — М.: Просвещение, 1974.209 с.
  119. Общение и развитие психики: сб. научных трудов /Редколлегия A.A. Бодалев и др. М.: АПН СССР, 1986. — 176 с.
  120. Общение и речь: Развитие речи у детей в общении со взрослыми /Под ред. М. И. Лисиной. -М.: Педагогика, 1985. 207 с.
  121. Общение и формирование личности: сб. научных трудов./Под общ. ред. C.B. Кондратьева и др. Гродно: ГрТУ, 1984. — 113 с.
  122. Общение как педагогическая проблема: сб. научных трудов /Под общ. ред. A.B. Мудрика. М.: Педагогика, 1974. — 95 с.
  123. Общение. Текст. Высказывание /Отв. ред. Ю. А. Сорокин, Е. Ф. Тарасов. -М., Наука, 1989.- 172 с.
  124. Т.Н. Диагностика и коррекция эмоциональной сферы детей с ЗПР/ Т. Н. Павлий Комсомольск-на-Амуре: Изд-во пед. ин-та, 1997. — 99 с.
  125. О.С. Формирование коммуникативной деятельности у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи: Автореферат дисс. канд. пед. наук./ О.С. Павлова-М., 1998. 16 с.
  126. В.Н. Психология общения/ В. Н. Панферов //Вопросы философии. -1971. № 7. — С. 126 — 127.
  127. М.А. Игротерапия общения. Тесты и коррекционные игры /М.А. Панфилова М.: Интелтех, 1995. — 60 с.
  128. .Д. Основы социально-психологической теории/Б.Д. Парыгин -М.: Мысль, 1971.-201 с.
  129. М.С. Клиническая характеристика детей с задержкой психического развития / М. С. Певзнер //Дефектология. 1980. — № 3. — С. 10−18.
  130. A.B. Личность в общении и деятельности: Межвуз. сб. научн. тр. /Под ред. A.B. Петровского и др. Ульяновск: УГПИ, 1985. -103 с.
  131. A.B. Личность. Деятельность. Коллектив./А.В. Петровский. М.: Политиздат, 1982. — 255 с.
  132. . Речь и мышление ребенка/ Ж. Пиаже, Пер. с франц. инг. Вал. А. Лукова и Вл. А. Лукова. М.: Педагогика, 1999. — 528 с.
  133. К.К. Система психологии и теория отражения/ К. К. Платонов -М.: Наука, 1982.-309 с.
  134. С.А. Развитие связной речи дошкольников с нарушением зрения: Дисс. канд. пед. наук./ С. А. Покутнева Киев, 1988. — 194 с.
  135. Прагматические аспекты грамматической и лексической семантики: Виноград, чтения: тезисы докладов научной конференции/Отв. ред. Т. В. Нестерова. М.: Наука, 2000. — 104 с.
  136. С.Е. Технологическая модель реализации коммуникативного подхода в работе по развитию речи детей дошкольного возраста: Автореферат дисс. канд. пед. наук. / С. Е. Привалова Екатеринбург, 2002.-23 с.
  137. Проблема общения в психологии: сб. статей /АН СССР, Институт психологии- Отв. ред. Б. Ф. Ломов. М.: Наука, 1981. — 280 с.
  138. Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью/Л.Б. Баряеваи др. СПб.: Союз 2001.-316 с.
  139. Психолингвистические исследования слова и текста: сб. научных трудов /Отв. ред. A.A. Залевская и др. Тверь: Твер. гос. университет, 1997. -178 с.
  140. Психологические исследования общения: сб. статей /Отв.ред. Б. Ф. Ломов и др. М.: Наука, 1985. — 344 с.
  141. Психолого-педагогические проблемы общения: сб. статей /Под общ. ред. A.A. Бодалева. М.: НИИ общей педагогики АПН СССР, 1979. — 161 с.
  142. Психолингвистические проблемы общения и обучения языку: сб. статей /Под общ. ред. A.A. Леонтьева и др.- М.: Педагогика, 1976. 156 с.
  143. Развитие общения у дошкольников (Характеристика основных форм общения со взрослыми у детей от рождения до семи лет) /Под общ. ред. A.B. Запорожца, М. И. Лисина. М.: Педагогика, 1974. — 288 с.
  144. Развитие психики ребенка в общении со взрослыми и сверстниками: сб. научных трудов /Под общ. ред. А. Г. Рузской. М.: АПН СССР, 1990. -166 с.
  145. Г. Н. Особенности построения предложений в речи младших школьников с задержкой психического развития /Т.Н. Рахманова //Дефектология. 1987. — № 6. — С. 3 — 9.
  146. Речевое и психологическое развитие дошкольников /Отв. ред. A.M. Шахнарович. М.: Просвещение, 1998. — 65 с.
  147. Э.И. Обучение речевому общению: Теоретические основы /Э.И.Роовет-Таллинн: Валгус, 1984.- 131 с.
  148. А.Г. Развитие общения дошкольников со сверстниками/ А. Г. Рузская -М.: Педагогика, 1989.-215 с.
  149. А.Г. Речь детей 2−7 лет в общении со взрослыми и сверстниками/ А. Г. Рузская, А. Э. Рейнетейн //Генетические проблемы социальной психологии. Минск: Университетское, 1985. — С. 88 — 100.
  150. Е.В. Вместе. Программа развития коммуникативной сферы старших дошкольников средствами эмоционального воздействия: программа для воспитателей/ Е. В. Рыбак Архангельск: Правда Севера, 1992.-47 с.
  151. Е.В. Игротека. Речевые ритмические и коммуникативные игры для дошкольников: методические рекомендации/ Е. В. Рыбак -Архангельск: Правда Севера, 1996. -30 с.
  152. B.JI. Формирование навыков общения в процессе логопедической работы с детьми 3-го года жизни в условиях дома ребенка: Дисс. канд. пед. наук. / B.JI. Рыбкина СПб., 2003. — 246 с.
  153. C.JI. Основы общей психологии/ C.JI. Рубинштейн. М. Просвещение, — 1945. — 223с
  154. Н.Г. Знак и символ в обучении/ Н. Г. Салмина М.: Изд-во Московского университета, 1988. — 286 с.
  155. Е.С. Основные направления экспериментального исследования речи в ситуациях общения/ Е. С. Самойленко //Психологический журнал. 1985. — № 4 — С. 153−158.
  156. П.Г. Дошкольная педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических институтов /Под ред. В. И. Логиновой, П. Г. Саморуковой. М.: Просвещение, 1983. — 288 с.
  157. С.Ю. Изучение и коррекция коммуникативной функции речи детей-сирот 6−7- летного возраста с нарушением психического развития: Дисс. канд. психол. наук./ С. Ю. Серебренникова Иркутск, 1999.-191 с.
  158. Е.В. Методы математической обработки в психологии/ Е. В. Сидоренко СПб.: Речь, 2004. — 349 с.
  159. Е.С. Игровая деятельность дошкольников с ЗПР /Е.С. Слепович М.: Педагогика, 1990. — 94 с.
  160. Е.С. Некоторые особенности монологической речи старших дошкольников с ЗПР/ Е. С. Слепович //Дефектология. 1981. — № 1. -С. 68−73.
  161. Е.С. Некоторые особенности общения дошкольников с ЗПР /Е.С. Слепович //Генетические проблемы социальной психологии. -Минск: Университетское, 1985. С. 102 — 108.
  162. Е.С. Особенности активной речи дошкольников, отстающих в развитии: Автореферат дисс. канд. психол. наук./ Е. С. Слепович М., 1978.-21 с.
  163. Е.С. Особенности сюжетно-ролевой игры старших дошкольников с ЗПР/Е.С. Слепович //Пути совершенствования педагогического процесса в старших группах детского сада: сб. научных трудов. Минск: НИИП, 1985. — 103 с.
  164. Е.С. Психологическая структура ЗПР в дошкольном возрарте: Автореферат дисс. д-ра психол. наук. / Е. С. Слепович М., 1994. — 37 с.
  165. Е.С. Формирование речи у дошкольников с задержкой психического развита/ Е. С. Слепович Минск: Нар. совета, 1989. — 62 с.
  166. Е.С. Становление сюжетно-ролевой игры как совместной деятельности у дошкольников с ЗПР /Е.С. Слепович, С. С. Харин //Дефектология. 1988. — № 6. — С. 72 — 78.
  167. Е.О. Влияние общения ребенка со взрослым на эффективность обучения дошкольников: Автореферат дисс. канд. пед. наук. / Е. О. Смирнова М., 1977. — 22 с.
  168. Н.Д. Развитие речевого общения умственно отсталых дошкольников в игре/ Н. Д. Соколова // Вопросы формирования речи аномальных детей дошкольного возраста: сб. научных трудов /Отв. ред. Л. П. Носкова и др. М.: АПН СССР, 1982. — С. 56 — 66.
  169. Л.Г. Особенности коммуникативной деятельности детей с общим недоразвитием речи / Л. Г. Соловьева // Дефектология. 1996. -№ 4.-С. 62−66.
  170. Л.Г. Сюжетно-ролевая игра дошкольников с речевыми нарушениями: учебно-методическое пособие/Л.Г. Соловьева -Архангельск: АО ИППК РО, 2002. 38 с.
  171. Л.Г. Сюжетно-ролевая игра как средство развития вербальной коммуникации детей с общим недоразвитием речи 6-го года жизни: Автореферат дисс. канд. пед. наук. / Л. Г. Соловьева М., 1998. — 22 с.
  172. Jl.Г. Формирование диалога у детей с общим недоразвитием речи в процессе совместной игровой деятельности/ Л. Г. Соловьева //Дефектология. -1996. № 6.- С. 67 — 71.
  173. Ю.А. Национальная культура и общение ЛО.А. Сорокин //Материалы конференции. М., 1977. — 44 с.
  174. А.И. Дидактические игры в детском саду: (Ст. группы) /А.И. Сорокина. -М.: Педагогика, 1982. 152 с.
  175. Е.А. Коррекция распознавания и понимания интонации у детей с ЗПР: Дисс. канд. пед. н. /Е.А. Стебляк СПб., 2002. — 208 с.
  176. С.Г. Основы применения математических методов в психологии/ С. Г. Тарасов СПб.: Издательство С.-Петербургского университета, 1998. — 115 с.
  177. Театрализованные игры-занятия с детьми с проблемами в интеллектуальном развитии/Л. Баряева, И. Вечканова, Е. Загребаева, А. Зарин СПб.: Союз, 2001. — 309 с.
  178. Типы коммуникации и содержательный аспект языка: сб. научных трудов/ Отв. ред. A.M. Шахнарович. М.: ИЯ, 1987. — 230 с.
  179. Р. Д. Психологические особенности общения младших школьников с ЗПР/ Р. Д. Тригер // Дефектология. 1989. — № 5. -С. 7 -14.
  180. У.В. Шестилетние дети с ЗПР/ У. В. Ульенкова М.: Педагогика, 1990. — 180 с.
  181. И. А. Межличностное общение детей-сирот с задержкой психического развития в различных моделях семейного воспитания: Автореферат дисс. канд. психол. наук./ И. А. Ульянова СПб., 2003. -26 с.
  182. О.Н. Психолого-педагогическое изучение детей с нарушениями речи / О. Н. Усанова //Дефектология. 1993. — № 2. — С. 7 — 11.
  183. А.П. Роль игры в воспитании детей: статьи/Под общ. ред. A.B. Запорожца. М.: Просвещение, 1976. — 96 с.
  184. Н.В. Формирование средств общения в онтогенезе /Н.В. Уфимцева //Речевое общение: Проблемы и перспективы, сб. научно-аналитических обзоров. М.: ИНИОН, 1983. — 224 с.
  185. Т.Н. Методы исследования речи в психологии / Т. Н. Ушакова //Психологический журнал. 1986. — № 3. — С. 26 — 39.
  186. Т.Н. Речь человека в общении/ Т. Н. Ушакова М.: Наука, 1989. -191с.
  187. В.А. Развитие навыков общения у слабовидящих детей/В.А. Феоктистова. СПб.: Речь, 2005. — 128 с.
  188. Т.А. Сочетание нарушений познавательной и речевой сфер в структуре дефекта у детей с ЗПР / Т. А. Фотекова // Дефектология. -1994.-№ 2.-С. 9−13.
  189. Ф.И. Развитие сюжета в игре ребенка раннего детства / Ф.И. Фрадкина-М.: АПН, 1963. 11 с.
  190. Л.Б. Вопросы теории обучения речевой коммуникации учащихся с церебральным параличом/ Л. Б. Халилова //Дефектология. -1990.-№ 1.-С. 53−59.
  191. Е.А. Развитие фразовой речи в процессе сюжетно-ролевой игры у детей с общим недоразвитием речи: Автореферат дисс. канд. пед. наук. / Е. А. Харитонова М., 1997. — 17 с.
  192. С.Н. Язык и ребенок. Лингвистика детской речи: учебное пособие для вузов/ С. Н. Цейтлин М.: ВЛАДОС, 2000. — 238 с.
  193. С.И. Речевая деятельность как средство коррекции коммуникативных умений у младших школьников с ЗПР: Дисс. канд. пед. наук. / С. И. Чаплинская СПб., 2002. — 278 с.
  194. М.И. Психогимнастика /Под ред. к. м. н. М. И. Буянова. 2-е изд. -М.: Просвещение, 1995. — 157 с.
  195. A.B. Методика обучения диалогической речи детей дошкольного возраста: Автореферат дисс. канд. пед. наук. /A.B. Чулкова Одесса, 1994. — 24 с.
  196. A.M. Детская речь в зеркале психолингвистики: Лексика. Семантика. Грамматика/ A.M. Шахнарович М.: ИЯЗ, 1999. — 165 с.
  197. A.M. Коммуникативные аспекты исследования языка: сб. научных трудов /Отв. ред. к. филол. н. A.M. Шахнарович. М.: ГПСИ ИМЭМО, 1986.-216 с.
  198. A.M. Теоретические и прикладные проблемы речевого общения/ A.M. Шахнарович, Ю. А. Сорокин М.: ИЯЗ, 1979. — 326 с.
  199. A.M. Типы коммуникации и содержательный аспект языка: тезисы конференции молодых научных работников, посвященных 40-летию Победы советского народа в Великой Отечественной Войне /Отв. ред. A.M. Шахнарович. -М.: Просвещение, 1987.-230 с.
  200. Г. С. Игры и игровые упражнения для развития речи: книга для воспитателя/ Г. С. Швайко М.: Просвещение, 1988. — 63 с.
  201. Х.Т. Специфика восприятия и общения у дошкольников / М. И. Лисина, Х. Т. Шерьязданова Алма-Ата, 1988. — 82 с.
  202. Л.М. Азбука общения (основы коммуникации): программа развития личности ребенка, навыков общения со взрослыми исверстниками (для детей от 3 до 6 лет)/ JI.M. Шипицына и др. СПб.: ЛОИУУ, 1996.-304 с.
  203. Л.М. Развитие навыков общения лиц с нарушением интеллекта (Руководство для родителей и программа для педагогов)/ Л. М. Шипицына СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 2000. — 84 с.
  204. Л.М. Развитие навыков общения лиц у детей /Л.М. Шипицына СПб.: ЛОИУУ, 2004. — 335 с.
  205. М.И. Пути развития коммуникативной функции речи умственно отсталых старшеклассников /М.И. Шишкова//Дефектология. -1999.-№ 6.-С. 14−17.
  206. H.H. Система развития коммуникативного поведения у детей раннего и дошкольного возраста с осложненными формами интеллектуальной недостаточности: Автореферат дисс. канд. пед. наук. / H.H. Школьникова М., 1993. — 16 с.
  207. Э.Д. Мир общения/А.А. Брудный, Э. Д. Шукуров. Фрунзе: «Кыргызстан», 1977.-71 с.
  208. Шур В. Г. Особенности общения детей при самостоятельной организации совместной деятельности: Автореферат дисс. канд. психол. наук. /В.Г. Шур-М., 1981.-19 с.
  209. Д.Б. Психология игры/ Д. Б. Эльконин 2-е изд. — М.: ВЛАДОС, 1999.-358 с.
  210. К.В. Развитие кинетических средств коммуникации у дошкольников с недоразвитием речи: Автореферат дисс. канд. пед. наук./ К. В. Якунина М., 2000. — 19 с.
  211. М.Г. Социально-психологические проблемы науки. Ученический и научный коллектив: Сб. ст. М., 1973. — 89 с.
  212. JI.B. Особенности употребления грамматических категорий детьми с задержкой психического развития /JI.B. Яссман //Дефектология. 1976.-№ 3. С. 35−43.
  213. Becvar R. Y. Scills for effective communication. A gide to building relanionships /R.Y. Becvar. N. Y., 1974. — 120 p.
  214. Goldman-Fisler F. Continuity of speech utterance, its determinants and significance /F. Goldman-Fisler// Lang, and Speech. 1961. — Vol. 4. — P. 220 -224.
  215. Heun L. R., Heun R.E. Developing skills for human interaction./L.R. Heum, R.E. Heum. Columbus, 1978. — 127 p.
  216. Language production. Speech and talk/ Ed. B. Butterworth L., 1980. 263 p.
  217. Littleiohn S. W. Theories of human communication./ S. W. Littleiohn. -Columbus, 1978.-59 p.
  218. Perspective oil the study of speech/ Td. P. Eimas, L. Goanne, G. Miller. Hillsdale.-N. Y., 1981.- 180 p.
  219. Schegloff E. A. Notes on a conversational practice: Formulation place// Studies in social interaction/Ed. D. N. Sudnow. N. Y., 1972. — P. 75 — 119.
  220. Thayer L. Communication and Communication Systems/ L. Thayer. -Homewood (III), 1968. 234 p.
  221. Van Dijk T. A., Kintsch W. Strategies of discourse comprehension./ T. A. Van Dijk, W. N. Kintsch. -N. Y., 1983.- 173 p.208
Заполнить форму текущей работой