Формирование вербального общения дошкольников с задержкой психического развития в игровой деятельности
Диссертация
Выявленные в результате констатирующего эксперимента специфические особенности вербального общения у дошкольников с задержкой психического развития обосновали необходимость разработки педагогической системы формирования вербального общения и позволили наметить основные направления коррекционного воздействия. Основным средством развития вербального общения была игра, которая объединяла собой… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Теоретические основы изучения вербального общения дошкольников в условиях игровой деятельности
- 1. 1. Современные подходы к изучению проблемы вербального общения детей дошкольного возраста
- 1. 2. Роль игры в развитии вербального общения детей дошкольного возраста
- 1. 3. Особенности речи и речевого общения детей дошкольного возраста с задержкой психического развития в игровой деятельности
- 1. 4. Современное состояние работы по развитию вербального общения нормально развивающихся дошкольников и детей с интеллектуальной недостаточностью
- 1. 5. Выводы
- Глава 2. Исследование вербального общения детей дошкольного возраста с задержкой психического развития
- 2. 1. Цель, задачи и методика констатирующего эксперимента
- 2. 2. Особенности вербального общения дошкольников с задержкой психического развития в процессе сюжетно-ролевой игры
- 2. 3. Уровни развития вербального общения детей дошкольного возраста с задержкой психического развития
- 2. 4. Выводы
- Глава 3. Коррекционно-развивающая работа по формированию вербального общения дошкольников с задержкой психического развития в игровой деятельности
- 3. 1. Цель, задачи и методика формирующего эксперимента
- 3. 2. Динамика сформированности вербального общения дошкольников с ЗПР в условиях экспериментального обучения
- 3. 3. Методические рекомендации по организации педагогической работы, направленной на формирование вербального общения у дошкольников с задержкой психического развития
- 3. 3. Выводы
Список литературы
- Агавелян O.K. Общение детей с нарушением умственного развития:
- Автореферат дисс. доктора психологических наук./ O.K. Агавелян -М&bdquo- 1989.-34 с.
- Актуальные проблемы диагностики задержки психического развитиядетей /Под ред. К. С. Лебединской. М.: Педагогика, 1982. — 127 с.
- Амбрукайтис И.А. К вопросу о развитии коммуникативной функции речиу умственно отсталых учащихся/ И. А. Амбрукайтис //Материалы 8 научной сессии по дефектологии. М., АПН СССР, 1979.- С. 255.
- Амирова С.К. Формирование межличностных отношений слабовидящихдетей старшего дошкольного возраста средствами сюжетно-ролевой игры: Дисс. канд. психол. наук. / С. К. Амирова СПб., 2001. — 162 с.
- Ананьев Б.Г. Проблемы социализации индивида: Сб. ст. /Под ред.
- Б.Г. Ананьева. Л.: Изд-во Ленинградского ун-та, 1971. — 199 с
- Андреева Г. М. Общение и оптимизация совместной деятельности/ Подред. Г. М. Андреевой, Я. Яноушека. М.: Изд-во МГУ, 1987. — 301 с.
- Антонова Т. Особенности общения старших дошкольников сосверстниками/ Т. Антонова //Дошкольное воспитание. 1975.- № 1Q. -С. 34−38.
- Астапов В.М. Введение в дефектологию с основами нейро- ипатопсихологии: Учебное пособие для слушателей спецфакультетов по переподготовке работников народного образования по направлению «Психология» / В. М. Астапов М.: Изд-во МГУ, 1994.- 216 с.
- Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников./Л.В. Артемова.
- М.: Просвещение, 1991.- 123 с.
- Ю.Аугене Д. И. Игра как средство активизации речевого общения умственно отсталых детей старшего дошкольного возраста: Автореферат дисс. канд. пед. наук./ Д. И. Аугене -М., 1987.- 187 с.
- П.Аугене Д. И. Речевое общение умственно отсталых детей дошкольнрго возраста и пути его активизации/ Д. И. Аугене //Дефектология. 1987.-№ 4. -С. 76−81.
- Афанасьев В.Г. Общество: системность, познание, управление /В.Г. Афанасьев. М.: Политиздат, 1981. — 432 с.
- З.Бабаева Т. И. Формирование доброжелательного отношения детей старшего дошкольного возраста к сверстнику в процессе общения: автореферат дисс. канд. пед. н./Т.И. Бабаева-JI., 1973. 16 с.
- М.Баряева Л. Б. Обучение сюжетно-ролевой игре детей с проблемами интеллектуального развития: Учебно-методическое пособие /Л.Б. Баряева, А. П. Зарин СПб.: Изд-во Союз, 2001.-416 с.
- Белобрыкина O.A. Речь и общение. Популярное пособие для родителей и педагогов/ O.A. Белобрыкина Ярославль: «Академия развития», «Академия К», 1998. — 239 с.
- Белопольская Н.Л. Личностные особенности детей с ЗПР в системе дифференциально-психологической диагностики: (старший дошкольцый возраста): Автореферат дисс. доктора психол. наук./Н.Л. Белопольская -М., 1996.-47 с.
- Блауберг И.В. Становление и сущность системного подхода /И.В. Блауберг, Э. Г. Юдин М.: Наука, 1973. — 157 с.
- Богданов В.В. Речевое общение. Прагматические и семантические аспекты: Учебное пособие. / В. В. Богданова Л.: ЛГУ, 1990. — 88 с.
- Богуславская З.М. Умственное развитие дошкольников в игре: сборник дидактических игр для детей 3−5 лет /З.М. Богуславская М.: ВНИК «Школа», 1990.-90 с.
- Бойков Д.И. Речевая коммуникация учащихся вспомогательных школ -интернатов: дисс. канд. психологических наук./ Д. И. Бойков СПб., 1994.-225 с.
- Борякова Н.Ю. Особенности формирования речевого высказывания старших дошкольников с ЗТТР: Автореферат дисс.канд. пед. наук. /Н.Ю. Борякова-М., 1983.- 16 с.
- Боскис P.M. Речь и развитие аномальных детей/ P.M. Боскис, P.E. Левина //Основы обучения и развития аномальных детей. М.: Просвещение, 1965.-С. 154- 168.
- Брудный A.A. Знак и символ/А.А. Брудный //Вопросы философии, 1961. -№ 4.-С. 128.
- Брудный A.A. Сознание и общение: Сб. ст. /Под ред. A.A. Брудного. -Фрунзе: «Илим», 1968. 96 с.
- Буре P.C. Воспитание в процессе обучения на занятиях в детском саду / P.C. Буре М.: Педагогика, 1981. — 115 с.
- Бычкова С.С. Формирование умения общения со сверстниками у старших дошкольников. Методические рекомендации для воспитателей и методистов дошкольных образовательных учреждений. / С. С. Бычкова -М.: АРКТИ, 2002. 96 с.
- Виноградова М.А. Преодоление заикания у дошкольников в разных ситуациях речевого общения: Дисс. канд. пед. наук. /М.А. Виноградова -СПб., 1997.-232 с.
- Виноградова М.А. Формирование общения у заикающихся дошкольников: учебно-методическое пособие. / М. А. Виноградова СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 2002. — 81 с.
- Воспитание детей в игре/ Сост. А. К. Бондаренко, А. И. Матусик / Под ред. Д. В. Менджерицкой. М.: Просвещение, 1986. — 175 с.
- Выгодская И.Г. Устранение заикания у дошкольников в игре: пособие для логопедов/ И. Г. Выгодская, Е. Л. Пеллингер, Л. П. Успенская М.: Просвещение, 1989. — 175 с.
- Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психологический очерк: книга для учителя. Изд. 3-е / Л.С. Выготский-М.: Просвещение, 1991.-93 с.
- Выготский Л.С. Вопросы детской психологии/ Л. С. Выготский СПб.: Союз, 1997.-220 с.
- Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка /Л.С. Выготский //Вопросы психологии. 1966. — № 6. — С. 62 — 76.
- Выготский Л.С. Мышление и речь. Психологические исследования / Л. С. Выготский Л.: Соцэкгиз, 1934. — 323 с.
- Выготский Л.С. Проблемы дефектологии /Л.С. Выготский. М.: Просвещение, 1995. — 527 с.
- Вяткина Л.А. Индивидуальные особенности общения дошкольников в ролевых играх / Л. А. Вяткина // Личность в системе общественных отношений. Тезисы научных сообщений советских психологов к VI съезду психологов СССР. М.: АН СССР, 1983. — С. 205 — 206.
- Гаврилова Т.П. Экспериментальные исследования отношения младших школьников к взрослым и сверстникам как объектам общения /Т.П. Гаврилова, Е. В. Фетисова //Психолого-педагогические проблемы общения. -М.: НИИ ОП, 1979. 161 с.
- Гаврилушкина О.П. Об организации воспитания детей с недостатками умственного развития / О. П. Гаврилушкина //Дошкольное воспитание. -1988.-№ 2.-С. 67−71.
- Галичев А.И. Кинесический и проксемический компоненты речевого общения: Автореферат дисс. канд. филол. наук./ А. И. Галичев М., 1987.-22 с.
- Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи/ А. Н. Гвоздев М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961.-471 с.
- Голубева Г. Г. Логопедическая работа по преодолению нарушений фонетической стороны речи у дошкольников с ЗПР: Дисс. канд. пед. наук. / Г. Г. Голубева СПб., 1996. — 264 с.
- Голубева Г. Г. Коррекция нарушений фонетической стороны речи у дошкольников. Методическое пособие/ Г. Г. Голубева СПб.: Изд-во «Союз», 2000. — 60 с.
- Горелов И.Н. Основы психолингвистики/ И. Н. Горелов, К. Ф. Седов М, Лабиринт, 2001.-303 с.
- Горский Д.П. Мышление и язык: Сб. ст./ Под ред. Д. П. Горского. М.: Госполитиздат, 1957. — 408 с.
- Готовность к школьному обучению детей с ЗПР шестилетнего возраста: сб. научных трудов/АПН СССР, НИИ дефектологии- Под общ. ред. В. И. Лубовского, Н. А. Цыпиной.- М.: АПН СССР, 1989. 120 с.
- Гречко В. А. Теория языкознания: Учебное пособие/ В. А. Гречко. М.: Высшая школа, 2003. — 375 с.
- Грибова O.E. К проблеме анализа коммуникации у детей с речевой патологий / O.E. Грибова //Дефектология. -1995.- № 6. С. 7 — 16.
- Гусев Г. В. Психология общения: текст лекций спецкурса./ Г. В. Гусев М.: Б.и., 1980.-74 с.
- Дети с задержкой психического развития / Под ред. Т. А. Власовой, В. И. Лубовского, H.A. Цыпиной. М.: Педагогика, 1984.- 256 с.
- Дети с временными задержками в развитии /Под ред. Т. А. Власовой и др. -М.: Педагогика, 1971. 207 с.
- Диас Г. Б. Особенности познавательной деятельности детей с задержкой психического развития 6−7-летнего возраста: Автореф. дисс. канд. психол. наук./ Г. Б. Диас М.: Наука, 1985. — 17 с.
- Дмитриева Е.Е. Об особенностях общения со взрослыми 6-ти летних детей с ЗПР / Е. Е. Дмитриева // Дефектология. 1988. — № 2. — С. 68 — 71.
- Дмитриева Е.Е. Особенности общения шестилетних детей с ЗПР со взрослыми: Автореферат дисс. канд. психол. наук. / Е. Е. Дмитриева -М., 1989.- 16 с.
- Дошкольное воспитание аномальных детей: книга для учителя и воспитателя. /Под общ. ред. Л. П. Носковой. М.: Просвещение, 1993. -223 с.
- Дурандина Л.И. Воспитание культуры общения у детей старшего дошкольного возраста: Дисс. канд. пед. наук./ Л. И. Дурандина Л., 1971.-202 с.
- Елагина М.Г. Возникновение активной речи в процессе сотрудничества с взрослыми у детей раннего возраста: Автореферат дисс. канд. психол. наук./М.Г. Елагина-М., 1977. 16 с.
- Елагина М.Г. Некоторые особенности общения детей раннего возраста со взрослыми, способствующие возникновению у них речевой коммуникации/ М. Г. Елагина // Экспериментальные исследования по проблемам общей и педагогической психологии. М., 1975.
- Ендовицкая Т.В. Психология детей дошкольного возраста. Развитие познавательных процессов/Т.В. Ендовицкая М.: Просвещение, 1964. -352 с.
- Ерастов Н.П. Психология общения: пособие для студентов психологов (специальность 2012)./ Н. П. Ерастов Ярославль: ЯрГУ, 1979. — 96 с.
- Иванец И.И. Педагогические условия развития речевых коммуникаций старших дошкольников: Автореферат дисс. канд. пед. наук. /И.И. Иванец Ростов на Дону, 1997. — 23 с.
- Иванова О.В. Логопедическая работа по развитию восприятия устной речи дошкольниками с ЗПР: Дисс. канд. пед. н. /О.В. Иванова СПб., 2003. -321 с.
- Изаренков Д.И. Обучение диалогической речи/ Д.И. Изаренков- 2-е изд., исправленное. М.: Русский язык, 1986 — 150 с.
- Илюк Б.А. Роль речевых способностей в общении/ Б. А. Илюк //Общение как предмет теоретических и прикладных исследований: тезисы всесоюзного симпозиума. JL: ЛГУ, 1973. — С. 71 — 72.
- Истомина З.М. Развитие памяти в дошкольном возрасте: Автореферат дисс. д-ра психол. н./З.М. Истомина-М., 1975.-48 с.
- Казарцева О.М. Культура речевого общения: Теория и практика обучения: учебное пособие./ О. М. Казарцева. 2-е изд. — М.: Наука, 1999. — 492 с.
- Капчеля Г. И. Общение со взрослыми как фактор формирования готовности к школьному обучению: Автореферат дисс. канд. пед. наук./ Г. И. Капчеля М., 1983. — 23 с.
- Карабанова O.A. Игра в коррекции психического развития ребенка: учебное пособие./ O.A. Карабанова М.: Рос. пед. агентство, 1997. — 191 с.
- Карпова Г. А. Педагогическая диагностика учащихся с задержкой психического развития: учебное пособие./ Г. А. Карпова, Т.П. Артемьева- Екатеринбург: УГПУ, 1995. 155 с.
- Колшанский Г. В. Коммуникативная функция и структура языка /Г.В. Колшанский М.: Наука, 1984. — 175 с.
- Коммуникативные аспекты исследования языка: сборник научных трудов /АН СССР, Ин-т языкознания, Совет молодых ученых и специалистов- Отв. ред. A.M. Шахнарович. М.:ГПСИ ИМЭМО, 1986. — 216 с.
- Коноваленко C.B. Коммуникативные способности и социализация детей 5- 9 лет. Комплекс коррекционно-развивающих занятий ипсихологических тренингов/ C.B. Коноваленко М.: Изд-во Гном и Д (Казаков), 2001.-48 с.
- Кравцова Е.Е. Зависимость психологической готовности к школьному обучению от особенностей общения ребенка с окружающими: Автореферат дисс. канд. психол. наук. / Е. Е. Кравцова М., 1981. -20 с.
- Кривовяз И.С. Психолого-педагогическое изучение детей младшего школьного возраста с недоразвитием речи и некоторые аспекты коррекционной работы с ними/ И. С. Кривовяз //Дефектология. 1995.-№ 6.-С. 55−61.
- Кузнецова Г. В. Использование игры в коррекционных целях /Г.В. Кузнецова //Воспитание детей с ЗПР в процессе обучения: сб. научн. трудов АПН СССР, НИИ дефектологии- Отв. ред. Т. А. Власова и др. М.: НИИ общей педагогики, 1981. — 100 с.
- Кузнецова Г. В. Особенности общения умственно отсталых детей младшего дошкольного возраста/ Г. В. Кузнецова //Материалы 8 научной сессии по дефектологии.-М.: АПН СССР, 1979. С. 316−317.
- Кузьмина Н.В. Методы системного педагогического исследования /Н.В. Кузьмина. Л.: Изд-во ЛГУ, 1980. — 172 с.
- Кумова И.А. Воспитание основ коммуникативной культуры у детей шестого года жизни: Автореферат дисс. канд. пед. наук./ И. А. Кумова -Ростов на Дону, 2004. 25 с.
- Лалаева Р.И. Нарушение речи у детей с ЗПР: учебное пособие к спецкурсу/ Р. И. Лалаева СПб.: Образование: МГНП «Внедрение», 1992.-87 с.
- Лебединский В.В. Нарушения психического развития у детей /В.В. Лебединский М.: Изд-во МГУ, 1985. — 168 с.
- Левина P.E. Нарушение развития речевой деятельности у детей /P.E. Левина//Вопросы патологии речи: сб. статей- Отв. ред. Э. А. Бабаян и др. Харьков: Изд-во Украинского научно-исследовательского психоневрологического института, 1959. — С. 23−27.
- Леонтьев A.A. Национально-культурная специфика речевого поведения /A.A. Леонтьев М.: Наука, 1977. — 352 с.
- Леонтьев A.A. Психолингвистические проблемы общения и обучения языку: сб. статей/ Институт языкознания- Отв. ред. A.A. Леонтьев и др. -М.: АН СССР, Институт языкознания, 1976. 21 с.
- Леонтьев A.A. Психология общения: учебное пособие для студентов-психологов/ A.A. Леонтьев. 3-е изд. — М.: Смысл, 1999. — 365 с.
- Леонтьев A.A. Психология речевого общения: Автореферат дисс. д-ра психол. наук./ A.A. Леонтьев М., 1975. — 40 с.
- Леонтьев A.A. Речевое воздействие. Проблемы прикладной психолингвистики: сб. статей/Отв. ред. A.A. Леонтьев М.: Наука, 1972. -144 с.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность/А.Н. Леонтьев- 2-е изд. -М.: Политиздат, 1977.- 304 с.
- Леонтьев А.Н. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста: сб. статей/ Под ред. А. Н. Леонтьева и A.B. Запорожца. М.-Л.: Изд-во и типография Изд-ва Академии педагогических наук РСФСР, 1948. -132 с.
- Леонтьев А.Н. Психологические основы дошкольной игры /А.Н. Леонтьев //Изб. психологические произведения: в 2 т.: Т. 1. М.: Педагогика, 1983.-2391 с.
- Лепская Н.И. Онтогенез речевой коммуникации: Автореферат дисс. д-ра филол. наук./ Н. И. Лепская М., 1989. — 31 с.
- Ю9.Лидак Л. В. Формирование культуры общения у детей старшего дошкольного возраста в процессе игры: Автореферат дисс. канд. пед. наук./Л.В. Лидак Л., ЛГПИ, 1982. — 22 с.
- Ю.Лисина М. И. Возрастные и индивидуальные особенности общения со взрослыми у детей от рождения до семи лет: Автореферат дисс. д-ра психол. наук. / М. И. Лисина М., 1974. — 36 с.
- Ш. Лисина М. И. Общение со взрослыми и психологическая подготовка детей к школе/ М. И. Лисина, Г. И. Капчеля Кишинев: Штиинца, 1987.135 с.
- Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения/ М. И. Лисина М.: Просвещение, 1986. — 144 с.
- ПЗ.Лурия А. Р. Речь и развитие психических процессов у ребенка: экспериментальные исследования. / А. Р. Лурия, Ф. Я. Юдович М.: Изд-во АПН РСФСР, 1956.- 94 с.
- Луцкина Р.К. Коррекция речевого и умственного развития учащихся вспомогательной школы в процессе специального обучения: учебное пособие./Р.К. Луцкина Алма-Ата: КазПИ, 1989. — 87 с.
- Луцкина Р.К. Развитие устной речи учащихся вспомогательной школы в процессе обучения: пособие для учителей. /Р.К. Луцкина Алма-Ата: Мектеп, 1984.-55 с.
- Лэндрет Г. Л. Игровая терапия: искусство отношений/ Г. Л. Лэндрет- Пер. с англ. А. Я. Вагда. -М.: Международная педагогическая академия, 1994. -365 с.
- Мальцева Е.В. Особенности нарушения речи у детей с задержкой психического развития / Е. В. Мальцева // Дефектология. 1990. — № 6. -С. 10−17.
- Маркова А.К. Психология усвоения языка как средства общения: Автореферат дисс. д-ра психол. наук./ А. К. Маркова М., 1974. — 52 с.
- Маркова А.К. Психология усвоения языка как средства общения /А.К. Маркова-М.: Педагогика, 1974. 239 с.
- Марковская И.Ф. Задержка психического развития церебрально-органического генеза: (клинико-психологическая корреляция): Автореферат дисс. канд. мед. наук./ И. Ф. Марковская Л., 1982. — 17 с.
- Медникова Л.С. Развитие чувства ритма у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью: Монография /Л.С. Медникова. -Архангельск: Поморский государственный университет имени М. В. Ломоносова, 2002. 144 с.
- Менджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре: Пособие для воспитателя детского сада/Под ред. Т. А. Марковой. М.: Просвещение, 1982.- 128 с.
- Митева Л.Б. Соотношение уровня общения дошкольников со взрослыми и сверстниками: Автореферат дисс. канд. психол. наук./Л.Б. Митева -М&bdquo- 1986.-20 с.
- Михайленко Н.Я. Проблемы дошкольной игры: психолого-педагогический аспект/ Н. Я. Михайленко М.: Педагогика, 1987. — 89 с.
- Михайленко Н.Я. Формирование сюжетно-ролевой игры в раннем детстве: Автореферат дисс. канд. пед. наук./ Н. Я. Михайленко М., 1987.-40 с.
- Михайлов Л.А. Введение в психологию общения. (Невербальные средства общения): Учебное пособие./ Л. А. Михайлов, В. П. Соломин, В. А. Губин СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 1999. — 106 с.
- Мудрик A.B. Общение как объект педагогических исследований /A.B. Мудрик // Проблемы общения и воспитания: сб. статей. Тарту: Тарт. университет, 1974. — С. 36 — 60.
- Норман Б.Ю. Теория языка. Вводный курс. Учебное пособие /Б.Ю. Норман. М.: Флинта: Наука, 2004. — 296 с.
- Обучение детей с ЗПР: пособие для учителей /Отв. ред. Т. А. Власова и др. М.: Просвещение, 1981. — 119 с.
- Обучение детей с ЗПР в подготовительном классе: пособие для учителя /Под общ. ред. В. Н. Мачихиной, H.A. Цыпиной. 2-е изд., дополненное. — М.: Просвещение, 1992. — 160 с.
- Обучение детей с ЗПР в подготовительном классе: пособие для учителя/Под общ. ред. В. Н. Мачихиной, H.A. Цыпиной. М.: Просвещение, 1987. — 142 с.
- Общение аномальных детей: сб. статей. Тарту: ТГУ, 1980. — 121 с.
- Общение детей в детском саду и семье /Под общ. ред. Т. А. Репиной, Р. Б. Стеркиной. M.: Педагогика, 1990. — 150 с.
- Общение и его влияние на развитие психики дошкольника: сб. научных трудов /Редактор составитель М. И. Лисина. — М.: Просвещение, 1974.209 с.
- Общение и развитие психики: сб. научных трудов /Редколлегия A.A. Бодалев и др. М.: АПН СССР, 1986. — 176 с.
- Общение и речь: Развитие речи у детей в общении со взрослыми /Под ред. М. И. Лисиной. -М.: Педагогика, 1985. 207 с.
- Общение и формирование личности: сб. научных трудов./Под общ. ред. C.B. Кондратьева и др. Гродно: ГрТУ, 1984. — 113 с.
- Общение как педагогическая проблема: сб. научных трудов /Под общ. ред. A.B. Мудрика. М.: Педагогика, 1974. — 95 с.
- Общение. Текст. Высказывание /Отв. ред. Ю. А. Сорокин, Е. Ф. Тарасов. -М., Наука, 1989.- 172 с.
- Павлий Т.Н. Диагностика и коррекция эмоциональной сферы детей с ЗПР/ Т. Н. Павлий Комсомольск-на-Амуре: Изд-во пед. ин-та, 1997. — 99 с.
- Павлова О.С. Формирование коммуникативной деятельности у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи: Автореферат дисс. канд. пед. наук./ О.С. Павлова-М., 1998. 16 с.
- Панферов В.Н. Психология общения/ В. Н. Панферов //Вопросы философии. -1971. № 7. — С. 126 — 127.
- Панфилова М.А. Игротерапия общения. Тесты и коррекционные игры /М.А. Панфилова М.: Интелтех, 1995. — 60 с.
- Парыгин Б.Д. Основы социально-психологической теории/Б.Д. Парыгин -М.: Мысль, 1971.-201 с.
- Певзнер М.С. Клиническая характеристика детей с задержкой психического развития / М. С. Певзнер //Дефектология. 1980. — № 3. — С. 10−18.
- Петровский A.B. Личность в общении и деятельности: Межвуз. сб. научн. тр. /Под ред. A.B. Петровского и др. Ульяновск: УГПИ, 1985. -103 с.
- Петровский A.B. Личность. Деятельность. Коллектив./А.В. Петровский. М.: Политиздат, 1982. — 255 с.
- Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка/ Ж. Пиаже, Пер. с франц. инг. Вал. А. Лукова и Вл. А. Лукова. М.: Педагогика, 1999. — 528 с.
- Платонов К.К. Система психологии и теория отражения/ К. К. Платонов -М.: Наука, 1982.-309 с.
- Покутнева С.А. Развитие связной речи дошкольников с нарушением зрения: Дисс. канд. пед. наук./ С. А. Покутнева Киев, 1988. — 194 с.
- Прагматические аспекты грамматической и лексической семантики: Виноград, чтения: тезисы докладов научной конференции/Отв. ред. Т. В. Нестерова. М.: Наука, 2000. — 104 с.
- Привалова С.Е. Технологическая модель реализации коммуникативного подхода в работе по развитию речи детей дошкольного возраста: Автореферат дисс. канд. пед. наук. / С. Е. Привалова Екатеринбург, 2002.-23 с.
- Проблема общения в психологии: сб. статей /АН СССР, Институт психологии- Отв. ред. Б. Ф. Ломов. М.: Наука, 1981. — 280 с.
- Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью/Л.Б. Баряеваи др. СПб.: Союз 2001.-316 с.
- Психолингвистические исследования слова и текста: сб. научных трудов /Отв. ред. A.A. Залевская и др. Тверь: Твер. гос. университет, 1997. -178 с.
- Психологические исследования общения: сб. статей /Отв.ред. Б. Ф. Ломов и др. М.: Наука, 1985. — 344 с.
- Психолого-педагогические проблемы общения: сб. статей /Под общ. ред. A.A. Бодалева. М.: НИИ общей педагогики АПН СССР, 1979. — 161 с.
- Психолингвистические проблемы общения и обучения языку: сб. статей /Под общ. ред. A.A. Леонтьева и др.- М.: Педагогика, 1976. 156 с.
- Развитие общения у дошкольников (Характеристика основных форм общения со взрослыми у детей от рождения до семи лет) /Под общ. ред. A.B. Запорожца, М. И. Лисина. М.: Педагогика, 1974. — 288 с.
- Развитие психики ребенка в общении со взрослыми и сверстниками: сб. научных трудов /Под общ. ред. А. Г. Рузской. М.: АПН СССР, 1990. -166 с.
- Рахманова Г. Н. Особенности построения предложений в речи младших школьников с задержкой психического развития /Т.Н. Рахманова //Дефектология. 1987. — № 6. — С. 3 — 9.
- Речевое и психологическое развитие дошкольников /Отв. ред. A.M. Шахнарович. М.: Просвещение, 1998. — 65 с.
- Роовет Э.И. Обучение речевому общению: Теоретические основы /Э.И.Роовет-Таллинн: Валгус, 1984.- 131 с.
- Рузская А.Г. Развитие общения дошкольников со сверстниками/ А. Г. Рузская -М.: Педагогика, 1989.-215 с.
- Рузская А.Г. Речь детей 2−7 лет в общении со взрослыми и сверстниками/ А. Г. Рузская, А. Э. Рейнетейн //Генетические проблемы социальной психологии. Минск: Университетское, 1985. — С. 88 — 100.
- Рыбак Е.В. Вместе. Программа развития коммуникативной сферы старших дошкольников средствами эмоционального воздействия: программа для воспитателей/ Е. В. Рыбак Архангельск: Правда Севера, 1992.-47 с.
- Рыбак Е.В. Игротека. Речевые ритмические и коммуникативные игры для дошкольников: методические рекомендации/ Е. В. Рыбак -Архангельск: Правда Севера, 1996. -30 с.
- Рыбкина B.JI. Формирование навыков общения в процессе логопедической работы с детьми 3-го года жизни в условиях дома ребенка: Дисс. канд. пед. наук. / B.JI. Рыбкина СПб., 2003. — 246 с.
- Рубинштейн C.JI. Основы общей психологии/ C.JI. Рубинштейн. М. Просвещение, — 1945. — 223с
- Салмина Н.Г. Знак и символ в обучении/ Н. Г. Салмина М.: Изд-во Московского университета, 1988. — 286 с.
- Самойленко Е.С. Основные направления экспериментального исследования речи в ситуациях общения/ Е. С. Самойленко //Психологический журнал. 1985. — № 4 — С. 153−158.
- Саморукова П.Г. Дошкольная педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических институтов /Под ред. В. И. Логиновой, П. Г. Саморуковой. М.: Просвещение, 1983. — 288 с.
- Серебренникова С.Ю. Изучение и коррекция коммуникативной функции речи детей-сирот 6−7- летного возраста с нарушением психического развития: Дисс. канд. психол. наук./ С. Ю. Серебренникова Иркутск, 1999.-191 с.
- Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии/ Е. В. Сидоренко СПб.: Речь, 2004. — 349 с.
- Слепович Е.С. Игровая деятельность дошкольников с ЗПР /Е.С. Слепович М.: Педагогика, 1990. — 94 с.
- Слепович Е.С. Некоторые особенности монологической речи старших дошкольников с ЗПР/ Е. С. Слепович //Дефектология. 1981. — № 1. -С. 68−73.
- Слепович Е.С. Некоторые особенности общения дошкольников с ЗПР /Е.С. Слепович //Генетические проблемы социальной психологии. -Минск: Университетское, 1985. С. 102 — 108.
- Слепович Е.С. Особенности активной речи дошкольников, отстающих в развитии: Автореферат дисс. канд. психол. наук./ Е. С. Слепович М., 1978.-21 с.
- Слепович Е.С. Особенности сюжетно-ролевой игры старших дошкольников с ЗПР/Е.С. Слепович //Пути совершенствования педагогического процесса в старших группах детского сада: сб. научных трудов. Минск: НИИП, 1985. — 103 с.
- Слепович Е.С. Психологическая структура ЗПР в дошкольном возрарте: Автореферат дисс. д-ра психол. наук. / Е. С. Слепович М., 1994. — 37 с.
- Слепович Е.С. Формирование речи у дошкольников с задержкой психического развита/ Е. С. Слепович Минск: Нар. совета, 1989. — 62 с.
- Слепович Е.С. Становление сюжетно-ролевой игры как совместной деятельности у дошкольников с ЗПР /Е.С. Слепович, С. С. Харин //Дефектология. 1988. — № 6. — С. 72 — 78.
- Смирнова Е.О. Влияние общения ребенка со взрослым на эффективность обучения дошкольников: Автореферат дисс. канд. пед. наук. / Е. О. Смирнова М., 1977. — 22 с.
- Соколова Н.Д. Развитие речевого общения умственно отсталых дошкольников в игре/ Н. Д. Соколова // Вопросы формирования речи аномальных детей дошкольного возраста: сб. научных трудов /Отв. ред. Л. П. Носкова и др. М.: АПН СССР, 1982. — С. 56 — 66.
- Соловьева Л.Г. Особенности коммуникативной деятельности детей с общим недоразвитием речи / Л. Г. Соловьева // Дефектология. 1996. -№ 4.-С. 62−66.
- Соловьева Л.Г. Сюжетно-ролевая игра дошкольников с речевыми нарушениями: учебно-методическое пособие/Л.Г. Соловьева -Архангельск: АО ИППК РО, 2002. 38 с.
- Соловьева Л.Г. Сюжетно-ролевая игра как средство развития вербальной коммуникации детей с общим недоразвитием речи 6-го года жизни: Автореферат дисс. канд. пед. наук. / Л. Г. Соловьева М., 1998. — 22 с.
- Соловьева Jl.Г. Формирование диалога у детей с общим недоразвитием речи в процессе совместной игровой деятельности/ Л. Г. Соловьева //Дефектология. -1996. № 6.- С. 67 — 71.
- Сорокин Ю.А. Национальная культура и общение ЛО.А. Сорокин //Материалы конференции. М., 1977. — 44 с.
- Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду: (Ст. группы) /А.И. Сорокина. -М.: Педагогика, 1982. 152 с.
- Стебляк Е.А. Коррекция распознавания и понимания интонации у детей с ЗПР: Дисс. канд. пед. н. /Е.А. Стебляк СПб., 2002. — 208 с.
- Тарасов С.Г. Основы применения математических методов в психологии/ С. Г. Тарасов СПб.: Издательство С.-Петербургского университета, 1998. — 115 с.
- Театрализованные игры-занятия с детьми с проблемами в интеллектуальном развитии/Л. Баряева, И. Вечканова, Е. Загребаева, А. Зарин СПб.: Союз, 2001. — 309 с.
- Типы коммуникации и содержательный аспект языка: сб. научных трудов/ Отв. ред. A.M. Шахнарович. М.: ИЯ, 1987. — 230 с.
- Тригер Р. Д. Психологические особенности общения младших школьников с ЗПР/ Р. Д. Тригер // Дефектология. 1989. — № 5. -С. 7 -14.
- Ульенкова У.В. Шестилетние дети с ЗПР/ У. В. Ульенкова М.: Педагогика, 1990. — 180 с.
- Ульянова И. А. Межличностное общение детей-сирот с задержкой психического развития в различных моделях семейного воспитания: Автореферат дисс. канд. психол. наук./ И. А. Ульянова СПб., 2003. -26 с.
- Усанова О.Н. Психолого-педагогическое изучение детей с нарушениями речи / О. Н. Усанова //Дефектология. 1993. — № 2. — С. 7 — 11.
- Усова А.П. Роль игры в воспитании детей: статьи/Под общ. ред. A.B. Запорожца. М.: Просвещение, 1976. — 96 с.
- Уфимцева Н.В. Формирование средств общения в онтогенезе /Н.В. Уфимцева //Речевое общение: Проблемы и перспективы, сб. научно-аналитических обзоров. М.: ИНИОН, 1983. — 224 с.
- Ушакова Т.Н. Методы исследования речи в психологии / Т. Н. Ушакова //Психологический журнал. 1986. — № 3. — С. 26 — 39.
- Ушакова Т.Н. Речь человека в общении/ Т. Н. Ушакова М.: Наука, 1989. -191с.
- Феоктистова В.А. Развитие навыков общения у слабовидящих детей/В.А. Феоктистова. СПб.: Речь, 2005. — 128 с.
- Фотекова Т.А. Сочетание нарушений познавательной и речевой сфер в структуре дефекта у детей с ЗПР / Т. А. Фотекова // Дефектология. -1994.-№ 2.-С. 9−13.
- Фрадкина Ф.И. Развитие сюжета в игре ребенка раннего детства / Ф.И. Фрадкина-М.: АПН, 1963. 11 с.
- Халилова Л.Б. Вопросы теории обучения речевой коммуникации учащихся с церебральным параличом/ Л. Б. Халилова //Дефектология. -1990.-№ 1.-С. 53−59.
- Харитонова Е.А. Развитие фразовой речи в процессе сюжетно-ролевой игры у детей с общим недоразвитием речи: Автореферат дисс. канд. пед. наук. / Е. А. Харитонова М., 1997. — 17 с.
- Цейтлин С.Н. Язык и ребенок. Лингвистика детской речи: учебное пособие для вузов/ С. Н. Цейтлин М.: ВЛАДОС, 2000. — 238 с.
- Чаплинская С.И. Речевая деятельность как средство коррекции коммуникативных умений у младших школьников с ЗПР: Дисс. канд. пед. наук. / С. И. Чаплинская СПб., 2002. — 278 с.
- Чистякова М.И. Психогимнастика /Под ред. к. м. н. М. И. Буянова. 2-е изд. -М.: Просвещение, 1995. — 157 с.
- Чулкова A.B. Методика обучения диалогической речи детей дошкольного возраста: Автореферат дисс. канд. пед. наук. /A.B. Чулкова Одесса, 1994. — 24 с.
- Шахнарович A.M. Детская речь в зеркале психолингвистики: Лексика. Семантика. Грамматика/ A.M. Шахнарович М.: ИЯЗ, 1999. — 165 с.
- Шахнарович A.M. Коммуникативные аспекты исследования языка: сб. научных трудов /Отв. ред. к. филол. н. A.M. Шахнарович. М.: ГПСИ ИМЭМО, 1986.-216 с.
- Шахнарович A.M. Теоретические и прикладные проблемы речевого общения/ A.M. Шахнарович, Ю. А. Сорокин М.: ИЯЗ, 1979. — 326 с.
- Шахнарович A.M. Типы коммуникации и содержательный аспект языка: тезисы конференции молодых научных работников, посвященных 40-летию Победы советского народа в Великой Отечественной Войне /Отв. ред. A.M. Шахнарович. -М.: Просвещение, 1987.-230 с.
- Швайко Г. С. Игры и игровые упражнения для развития речи: книга для воспитателя/ Г. С. Швайко М.: Просвещение, 1988. — 63 с.
- Шерьязданова Х.Т. Специфика восприятия и общения у дошкольников / М. И. Лисина, Х. Т. Шерьязданова Алма-Ата, 1988. — 82 с.
- Шипицына Л.М. Азбука общения (основы коммуникации): программа развития личности ребенка, навыков общения со взрослыми исверстниками (для детей от 3 до 6 лет)/ JI.M. Шипицына и др. СПб.: ЛОИУУ, 1996.-304 с.
- Шипицына Л.М. Развитие навыков общения лиц с нарушением интеллекта (Руководство для родителей и программа для педагогов)/ Л. М. Шипицына СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 2000. — 84 с.
- Шипицына Л.М. Развитие навыков общения лиц у детей /Л.М. Шипицына СПб.: ЛОИУУ, 2004. — 335 с.
- Шишкова М.И. Пути развития коммуникативной функции речи умственно отсталых старшеклассников /М.И. Шишкова//Дефектология. -1999.-№ 6.-С. 14−17.
- Школьникова H.H. Система развития коммуникативного поведения у детей раннего и дошкольного возраста с осложненными формами интеллектуальной недостаточности: Автореферат дисс. канд. пед. наук. / H.H. Школьникова М., 1993. — 16 с.
- Шукуров Э.Д. Мир общения/А.А. Брудный, Э. Д. Шукуров. Фрунзе: «Кыргызстан», 1977.-71 с.
- Шур В. Г. Особенности общения детей при самостоятельной организации совместной деятельности: Автореферат дисс. канд. психол. наук. /В.Г. Шур-М., 1981.-19 с.
- Эльконин Д.Б. Психология игры/ Д. Б. Эльконин 2-е изд. — М.: ВЛАДОС, 1999.-358 с.
- Якунина К.В. Развитие кинетических средств коммуникации у дошкольников с недоразвитием речи: Автореферат дисс. канд. пед. наук./ К. В. Якунина М., 2000. — 19 с.
- Ярошевский М.Г. Социально-психологические проблемы науки. Ученический и научный коллектив: Сб. ст. М., 1973. — 89 с.
- Яссман JI.B. Особенности употребления грамматических категорий детьми с задержкой психического развития /JI.B. Яссман //Дефектология. 1976.-№ 3. С. 35−43.
- Becvar R. Y. Scills for effective communication. A gide to building relanionships /R.Y. Becvar. N. Y., 1974. — 120 p.
- Goldman-Fisler F. Continuity of speech utterance, its determinants and significance /F. Goldman-Fisler// Lang, and Speech. 1961. — Vol. 4. — P. 220 -224.
- Heun L. R., Heun R.E. Developing skills for human interaction./L.R. Heum, R.E. Heum. Columbus, 1978. — 127 p.
- Language production. Speech and talk/ Ed. B. Butterworth L., 1980. 263 p.
- Littleiohn S. W. Theories of human communication./ S. W. Littleiohn. -Columbus, 1978.-59 p.
- Perspective oil the study of speech/ Td. P. Eimas, L. Goanne, G. Miller. Hillsdale.-N. Y., 1981.- 180 p.
- Schegloff E. A. Notes on a conversational practice: Formulation place// Studies in social interaction/Ed. D. N. Sudnow. N. Y., 1972. — P. 75 — 119.
- Thayer L. Communication and Communication Systems/ L. Thayer. -Homewood (III), 1968. 234 p.
- Van Dijk T. A., Kintsch W. Strategies of discourse comprehension./ T. A. Van Dijk, W. N. Kintsch. -N. Y., 1983.- 173 p.208