Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Работа учителя при организации проектной деятельности младших школьников

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В работе над проектами очень важно определить долю участия учителя, которую нельзя преуменьшить (проект может не получиться), но, что ещё важнее, нельзя и преувеличить. Учительское желание отредактировать и исправить каждую строчку может погубить главное: самостоятельность его авторов — наших учеников. Можно сделать вывод, что учитель должен владеть как объяснительным, так и исследовательскими… Читать ещё >

Работа учителя при организации проектной деятельности младших школьников (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В работе над проектами очень важно определить долю участия учителя, которую нельзя преуменьшить (проект может не получиться), но, что ещё важнее, нельзя и преувеличить. Учительское желание отредактировать и исправить каждую строчку может погубить главное: самостоятельность его авторов — наших учеников.

С другой стороны, и сильные и слабые стороны проекта могут быть увидены самими учащимися лишь на определённом этапе, — когда проект завершён, когда можно проанализировать и оценить его в целом. Проекты могут выполняться индивидуально или группой. В зависимости от уровня подготовленности учащихся реального учебного времени и многих других причин учебная задача может выполняться полностью или по частям.

Учителем задается «пространство» возможных целей деятельности и путей их достижения, из которых ученик выбирает наиболее соответствующие его индивидуальности. Реализация реального проектного обучения, судя по анализу литературы, поднимает очень важный вопрос, который сам по себе является проблемой: «Какую подготовку должны пройти учителя, чтобы успешно справиться с такого рода обучением?» Использование метода проектов на практике ведет к изменению позиций учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной деятельности своих учеников.

Включение метода проекта в образовательный процесс сопряжено с рядом трудностей. Некоторые педагоги с осторожностью относятся к новшеству. Ведь стать подлинно научным руководителем группы школьников, работающих над проектами, не каждому учителю по плечу. Здесь нужна и высокая квалификация педагога, и достаточный уровень знания преподаваемого предмета, и готовность к дополнительным временным затратам. Без осознания и признания новой философии обучения, использование метода проектов не принесло бы ожидаемых результатов.

Метод проектов — обучение опирается на непосредственный опыт и интерес учащихся: обучение строится так, чтобы учебная работа и учение протекали естественно и с необходимостью создавали такие условия, такие действия учащихся, вследствие которых они не смогут не научиться. Ум ребенка будет сосредотачиваться не на учебе или учении. Он направлен на делание того, что требует ситуация, тогда как обучение является результатом. Методом учителя становится отыскание условий, которые пробуждаются самообразовательную активность или учение, и такое взаимодействие с учащимися, при котором учение становится следствием этой активности.

Можно сделать вывод, что учитель должен владеть как объяснительным, так и исследовательскими методами обучения. Выступая в роли организатора проектного обучения, учитель призван действовать скорее как руководитель и партнер, чем как источник готовых знаний и директив для учащихся.

В процессе подготовки учитель должен приобрести опыт, который позволит ему:

  • 1. Тонко чувствовать проблемность ситуаций, с которыми сталкиваются учащиеся, и уметь ставить перед классом реальные учебные задачи в понятной для детей форме.
  • 2. Выполнять функцию координатора и партнера. В ходе исследования различных аспектов проблемы помогать отдельным учащимся и группам, избегая директивных приемов.
  • 3. Стараться увлечь учащихся проектом и процессом его глубокого исследования, стимулировать творческое мышление при помощи умело поставленных вопросов.
  • 4. Проявлять терпимость к ошибкам учеников, допускаемым ими в попытках найти собственное решение. Предлагать свою помощь или адресовать к нужным источникам информации только в тех случаях, когда учащийся начинает чувствовать безнадежность своего поиска.
  • 5. Организовывать мероприятия для проведения исследований, встреч с другими детьми и представителями общественности для сбора данных.
  • 6. Предоставлять возможность для регулярных отчетов рабочих групп и обмена мнениями в ходе классных обсуждений. Поощрять критическое отношение к исследовательским процедурам, предложения по улучшению работы и выдвижение новых направлений исследования.
  • 7. Заканчивать обсуждения в классе, исследования и работу по внедрению решений в практику до появления признаков потери интереса к проекту.
  • 8. При сохранении мотивации разрешать отдельным учащимся продолжать работать над проектом на добровольных началах, пока другие учащиеся изыскивают пути подхода к новой проблеме.

В организации проектной деятельности учитель проявляет:

  • — умение выбрать наиболее интересные и практически значимые темы для проектов;
  • — владение достаточным арсеналом исследовательских, поисковых методов, умение организовать самостоятельную исследовательскую работу учащихся;
  • — организацию учебно-воспитательной работы по предмету, ориентированную на приоритет разнообразных видов самостоятельной деятельности учащихся (индивидуальных, парных, групповых видов самостоятельной работы исследовательского, поискового, творческого плана).

В проектной деятельности педагог занимает лидирующую, но не доминирующую позицию, выполняет функции режиссера, но не распорядителя, играет роль не только организатора, но и соучастника такого учебного процесса, который строится как диалог учащихся с познаваемой реальностью, с другими людьми, как обогащение их целостного личностного опыта, То есть речь идет о развивающем обучении, которое предусматривает наличие у педагога таких профессиональных качеств, как владение искусством коммуникации, умение организовать и вести дискуссии, не навязывая свою точку зрения, не давя на аудиторию своим авторитетом; способность генерировать новые идеи, направить учащихся на поиск путей решения поставленных проблем; умение устанавливать и поддерживать в группе проекта устойчивый, положительный эмоциональный настрой; владение информационной грамотностью (ориентация в печатных источниках информации, аудиовизуальная культура, владение компьютерными технологиями); владение методикой интеграции знаний из различных областей для решения проблематики выбранных проектов.

Таким образом, деятельность учителя заключается в помощи с определением темы или в формулировке проблемы будущего проекта, а также в знакомстве со смыслом проектного подхода.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой