Обобщенные наглядные ориентиры в учебной деятельности: На примере школьного курса химии
Диссертация
Актуальность исследования. В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебного процесса. Все это ставит перед школой новые и сложные задачи. Она должна научить учащихся правильно ориентироваться в стремительном… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. Проблемы умственного развития и обобщения знаний в теории и практике обучения
- 1. 1. Учебная деятельность и умственное развитие учащихся
- 1. 2. Мыслительные операции и умственные действия в учебной деятельности. Роль и место обобщения знаний
- 1. 3. Концепция В. В. Давыдова. Виды обобщения в обучении
- ГЛАВА 2. Методологические и организационно-педагогические основы создания системы обобщенных наглядных ориентиров
- 2. 1. Теория графов — как основа логической структуры учебного материала с целью разработки обобщенных наглядных ориентиров
- 2. 2. Построение системы обобщенных наглядных ориентиров в учебной деятельности обучаемых
- ГЛАВА 3. Экспериментальное исследование проблемы
- 3. 1. Общая характеристика методов исследования
- 3. 2. Педагогический эксперимент: организация и постановка, обработка экспериментальных данных
Список литературы
- Абдильдин Ж, Кисымжанов А., Науменко Л., Баканидзе М. Проблемы логики и диалектики познания. Алма-Ата, Изд-во АН КазССР, 1963.
- Аверкина Г. И. Обобщение знаний при изучении окислительно-восстановительных реакций. Химия в школе, 1975, № 4
- Александров Г. Н. Белогуров О.Ю. Математические методы в психологии и педагогике. Изд-во СОГУ^1997.
- Александров Г. Н. О соотношении алгоритмических и эвристических процессов при обучении решению задач. -Програмированное обучение Киев: КГУ, 1970, с.82−96
- Александров Г. Н. Понятие и сущность управления познавательной деятельносьюти в обучении. Организация и управление познавательной деятельностью студентов в процессе обучения. Сб. научных трудов. № 40 -М.: МЭИ — 1984, сЮ-20.
- Алексеев Н.Г. Проблема управления мыслительной деятельностью пр решении алгебраических задач и их классификация. В кн.: «Вопросы активизации мышления и творческой деятельности учащихся». М., 1964.
- Анцыферова Л.И. Принцип связи сознания и деятельности и методология психологии. В кн.: «Методологические и теоретические проблемы психологии». М., «Наука», 1969.
- Арнольд В. Для чего мы изучаем математику? Что об этом думают сами математики. Квант, N '/г, 1993, с 5−15.
- Арсеньев A.C., Библер B.C., Кедров Б. М. Анализ развивающегося понятия. М., «Наука», 1967.
- Ю.Ахметов Н. С. Неорганическая химия. М.: Высшая школа, 1969, с.640
- П.Бабанский Ю. К. Методы стимулирования учебной деятельности школьников. Советская педагогика., 1980, № 3
- Баранова И.С. Обобщение знаний учащихся о гидроксидах Химия в школе, 1985, № 2.
- Батороев К.Б. Моделирование как категория теории познания. «Философские науки», 1967, № 2
- Бачманов B.C. Методологические вопросы формальной логики. Изд-во ЛГУ, 1969.
- Берж. К. Теория графов и ее применение. М., ИЛ, 1962.
- Богоявленский Д. Н. Менчинская H.A. Психология учения. В кн.: Психологическая наука в СССР", T. II, М, Изд-во АПН РСФСР, 1960.
- Богоявленский Д.Н. Приемы умственной деятельности и их формирование у школьников. «Вопросы психологии», 1969, № 2
- Богоявленский Д.Н. Формирование приемов умственной работы учащихся как путь развития мышления и активизации учения. «Вопросы психологии», 1962, № 4
- Богоявленский Д.Н., Менчинская H.A. Психология усвоения знаний в школе. М., ИЗД-во АПН РСФСР, 1959.
- Божович Е.Д. О возможности управления умственной деятельностью школьников посредством образцов. //Психологические проблемы построения школьнвх учебников. М., 1979.
- Боцманов М.Э. Психологические вопросы применения графических схем учащимися начальных классов в процессе решения арифметических задач. В кн.: «Применение знаний в учебной практике школьников». ML, Изд-во АПН РСФСР, 1961.
- Братко A.A. Моделирование психики. М., «Наука», 1969.
- Брунер Д. Процесс обучения. М., Изд-во АПН РСФСР, 1962.
- Брушлинский A.B. О детерминации мыслительного процесса. -«Советская педагогика», 1965, № 10.
- Брушлинский A.B. О процессе поисков неизвестного в ходе решения мыслительной задачи. Сообщение 1. «Новые исследования в педагогических науках», 1966, вып.ГУ.
- Верзилин Н.М. Об определении и классификации методов обучения. -Советская педагогика, 1957, № 8
- Возрастная и педагогическая психология. / Под ред. A.B. Петровского. -М., 1979, с. 460
- Воронцов A.B. Применение схем-конспектов при обобщении и закреплении знаний учащихся. Химия в школе, 1978, № 4 с.22
- Гальперин П. Я, Талызина Н. Ф. Формирование знаний и умений на основе теории поэтапного усвоения умственных действий. М.: Изд-во МГУ 1968 г.
- Гальперин П.Я., Талызина Н. Ф. Управление позновательной деятельностью учащихся М., 1972.
- Горский Д.П. Диалектика научного познания. М., 1978.
- Горский Д.П., Ивин A.A., Никифоров АЛ. Краткий словарь по логике, под ред. Д. П. Горского. М: Просвящение 1991, с.208
- Горфруа Ж. Что такое психология. 132-х томах Том. 2
- Грабарь М.И.,. К. А. Применение математической статистики в педагогических исследованиях. Непараметрические методы. М.: Педагогика, 1977.
- Гурова Л.Л. Мыслительные операции в процессе осознанного решения задач. Вопросы психологии, 1968, № 2
- Гэойко Е.И. Механизм умственной деятельности. М., 1976
- Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении М.: Педагогика, 1972, с. 424
- Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М. 1986.
- Давыдов В.В. Содержание и структура учебной деятельности школьников, сб. «Формирование учебной деятельности школьников». -М.: Педагогика, 1982. с. 10−21.
- Данилов М.А. Логика объяснения нового материала. «Доклады АПН РСФСР», 1957, № 4
- Доблаев Л.П. Смысловая структура учебного текста и проблемы его понимания. М., 1982.
- Дьяченко В.К. Организационные формы обучения и их развитие. // Сов. педагогика. 1985 № 9
- Дьяченко М.И., Кандыблович Л. А. Психология. Словарь -справочник. -Минск.: Хэлтон, 1998. с. 399.
- Еникеев М.И. Теория и практика активизации учебного процесса. Казань, 1963.
- Зорина Л.Я. Дидактические основы формирования системности знаний старшеклассников. М., 1978.52.3откина Е. К. Обобщающий урок по теме «Углеводы». Химия в школе, 1981, № 1
- Иванова Р.Г., Габриэлян О. С. Обобщение знаний по неорганической химии в 9 классе. Химия в школе, 1982, № 2
- Ивин A.A. Искусство правильно мыслить. М., 1987.
- Исследование мышления в советской психологии/ Под ред. Е. В. Шороховой. М, 1966.
- Кабанова -Меллер E.H. Формирование приемов умственнойдеятельности и умственное развитие учащихся М: Просвещение, 1968.
- Кабанова-Меллер E.H. Психология формирования знаний и навыков школьников М: Изд-во АПН РСФСР, 1962
- Калмыкова З.И. Некоторые приемы диагностики умственного развития в процессе обучения. //В кн.: «Вопросы активизации мышления и творческой деятельности учащихся». М., 1964.
- Калошина И.П. Формирование технического мышления. — В кн.: Управление познавательной деятельностью учащихся. Под ред. П. Я. Гальперина Н.Ф. Талызиной. М., 1972.
- Кларин М.В. Инновации в обучении. Метафоры и модели. М.: Наука, 1997, с.223
- Кларин М.В. Педагогические технологии в учебном процессе. М.: Наука, 1997, с. 223
- Клинберг JI. Проблемы теории обучения. М., 1984.63 .Кондаков. Н. И. Логический словарь. М.: Наука, 1970 с. 686
- Копнин П.В. Логические основы науки. Киев, 1968
- Костюк Г. С. Вопросы психологии мышления. В кн.: «Психологическая наука в СССР», т. 1 М., Изд-во АПН РСФСР, 1959.
- Костюк Г. С. Прокопченко Л.Н. Синица И. В. О путях руководства умственным развитием учащихся. Тезисы докладов на П съезде психологов. М., 1963, вып. V.
- Кочергин А.Н. Моделирование мышления. М., Политиздат, 1969.
- Краевский В. В. Лернер И.Я. Процесс обучения и его закономерности. -В кн.: Дидактика средней школы. Под ред. М. Н. Скаткина. М., 1982
- Краевский В.В. Проблемы научного обоснования обучения (методологический аспект). М., 1977.
- Крутецкий В.А. Психология обучения и воспитания. М., 1976.
- Ланда Л.Н. Обучение учащихся методам рационального мышления и проблема алгоритмов «Вопросы психологов». 1961. № 1
- Ланда JI.H. Умение думать. Как ему учить. М.: Знание. Серияпедагогика и психология № 4,1978, с.64
- Лернер И.Я. Критерии уровней познавательной самостоятельности учащихся. Новые исследования в педагогических наука. 1971. вып 4.
- Лернер И.Я. О роли самостоятельного поиска доказательств в обучении.- Советская педагогика. 1975. № 7
- Лернер И.Я. Развитие мышления у учащихся в процессе обучения истории. М., 1982
- Лингарт Иоеф. Процесс и структура человеческого учения. М., 1970
- Логвинов И.И. К теории построения учебного курса. Советская педагогика, 1960, № 3
- Логвинов И.И. Проблема наглядности обучения. «Новые исследования в педагогических науках». 1964, вып. II.
- Лордкипанидзе Д.О. Принципы, организация и методы обучения. М., 1957. .
- Лысенко С.М. Использование на уроках опорных конспектов при изучении химической связи. Химия в школе, 1978. № 5, с.29
- Люблинская A.A. Природа активности и ее значение в развитии ребенка.- В кн.: Ученые записки ЛГПИ им. А. И. Герцена. Л., 1967, т.300
- Махмудов М. И. Современный урок и пути его организации .М., 1975.
- Менчинская H.A. Психологические вопросы развивающего обучения и новые программы.-Советская педагогика, 1968, № 6.
- Морозова Н.Г. Учителю о познавательном интересе. М., Знание, 1979.
- Паламарчук В.Ф. Школа учит мыслить. М.: Просвещение 1987, с. 208
- Петровский А., Беркенблит М. Память воображение и мышление как динамические модели действительности. Народное образование, 1967, № 10.
- Петровский A.B. Возрастная и педагогическая психология. М.: 1979, с. 460.
- Петровский A.B. Общая психология. Изд. Второе М.: Просвещение, 1976, с.479
- Петрушенко JI.A. Принцип обратной связи. М., «Мысль», 1967.
- Пидкасистый П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении. М., 1980.
- Пинильос X.JI. Развитие умственных способностей.//Перспективы.-1983. № 1
- Пономарев Я.А. Знания, мышление и умственное развитие. М., «Просвещение», 1967
- Психология, Словарь-М.: Полит. Издат., 1990, с. 495.
- Пудалов И.Г. Графо-аналитический метод планирования учебного материала. В кн.: «Принципы, правила и приемы составления обучающих программ». М., 1969.
- Раев А.И. Психологические основы управления умственной деятельностью младших школьников в процессе обучения.- Автореферат докторской диссертации Л., 1972
- Рейтман У.Р. Познание и мышление. М., «Мир», 1968.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М. 1946.
- Рубинштейн С.Л. Проблема способностей и вопросы психологической теории. Вопросы психологии, 1960, № 3
- Руннон Р. Справочник по непараметрической статистике. Современный подход. M.: Финансы и статистика, 1982.
- Савич Т.З. Систематизация и обощение знаний о химической реакции в 10 классе. Химия в школе, 1980, № 2
- Самарин Ю.А. Очерки психологии ума. М.: АПН РСФСР, 1962.
- Самарин Ю.А. Очерки психологии ума. М., 1962
- Селевко Т.К. Современные образовательные технологии. М.: Народное образование, 1998. с.256
- Сичивица О.Т. Методы и формы научного познания. М.: Высшая школа. 1972, с.95
- Смирнов В.А. Уровни знания и этапы процесса познания. В кн.: «Проблемы логики научного познания». М., «Наука», 1964.
- Софронов C.B. Как мы проводим обобщение знаний учащихся в 9 классе. -Химия в школе, 1982, № 2.
- Столяренко Л.Д. Основы психологии Ростов -на-Дону : Феникс, 1996 С.736
- Суровцева Р.П., Чурина A.C. Обобщение сведений об основных классах неорганических соединений в 8 классе. -Химия в школе, 1978, № 2. с. 51
- Сухотин А.К. Значение понятия как узлового пункта познания. В кн.: «Проблемы методологии и логики науки». Изд-во Томского ун-та, 1962
- Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М.: изд. МГУ, 1984, С. 344.
- Терехин М. Н. Дуранов М.Е. Сущность процесса обучения. Челябинск. 1968.
- Терехова О.П. Формирование у учащихся приемов обобщения при решении задач. «Вопросы психологии», 1969, № 2
- Тихомиров O.K. О видах познавательной деятельности в процессе управления. В кн.: Материалы конференции в МГУ, 11−13 июня 1975.
- Троицкая Е.В., Перовская Л. Т. Как мы используем схемы-конспекты на уроках химии. -Химия в школе. 1980.№ 1 с.29
- Философский энциклопедический словарь. -М.: Советская энциклопедия, 1983. с. 839
- Фоменко В.Т. Исходные логические структуры процесса обучения. Ростов НУД, 1981.
- Фридман Л.М. Логико-математическая модель распознавания в учебной деятельности. В кн.: «Вопросы теории и практики оптимально управляемого (программированного) обучения». Душанбе, 1963.
- Фридман Л.Т. Наглядность и моделирование в обучении М.: Знание, серия педагогика и психология, № 6, 1984, с.80
- Харьковский З.С., Чуракова Р. Г. Методы и приемы обучения. М., 1973, вып.1,1975, вьш.2
- Холодная М.А. Психология интеллекта.: «Парадоксы исследования» -Москва-Томск, 1997, с. 392
- Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. М.: Просвещение, 1971. с. 560
- Цветков Л.А. Обобщение знаний учащихся по органической химии. -Химия в школе, 1981, № 6
- Ципро М. О современных методах обучения. В кн.: Модернизация методов и дидактической техники обучения. Прага, 1973.
- Чернобельская Г. М. Основы методики обучения химии. М.: Просвещение, 1987, с. 256
- Чораян О.Г. Размытые алгоритмы мыслительных процессов. Ростов н/Д, 1979.
- Чуприкова Н.И. Умственное развитие и обучение. М.: 1995, с. 250
- Шарапа Е.И. Из опыта обобщения знаний учащихся о химических реакциях. Химия в школе. 1981, № 2
- Шардаков М.Н. Мышление школьника. М., Учпедгиз, 1963.
- Шаталов В.Ф. Куда и как исчезли тройки. М.: Просвещение, 1979- Педагогическая прозаМ.: Просвещение, 1980
- Шаталов В.Ф. Эксперимент продолжается. М.: Педагогика, 1989.
- Шелинский Г. И., Синельникова A.A. Обобщение и систематизация знаний о свойствах металлов. -Химия в школе, 1979, № 1
- Шелковина Н.С. Из опыта обобщения знаний по курсу органической химии. -Химия в школе, 1982, № 2
- ШмаковС.А. Игры учащихся. М., 1994 г.
- Шубинский B.C. Формирование диалектического мышления у школьников. М., 1979.
- Щукина Г. И. Проблема познавательного интереса в педагогике. М., 1971
- Щукина Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. М., 1979.
- ЭлиаваН.Л. Мыслительная деятельность и установка. // Исследование мышления в Советской психологии. М., 1966
- Эльконин Д.Б. Концепция формирования умственных действий и ее критика Ю.А. Самарским. Вопросы психологии. 1959.
- Эльконин Д.Б. Психологические условия развивающего обучения. //Обучение младших школьников. М., 1970
- Якиманская И.С. Развивающее обучение М.: Педагогика, 1979 с. 144, (цит. С. 50).
- Landamatics Ten Years later. An Unterview with Lew N Landa. Educational technoloju, June 1993, p 7−18