Национальное и европейское в отечественной педагогике и образовании в XVIII — первой половине XIX веков
Диссертация
Анализ современных теорий культуры свидетельствует о том, что развитие педагогики и образования может рассматриваться с позиций любой из них, и, в частности, в контексте концепции диалога культур. Идея диалога культур не нова для философии, ее основные положения были разработаны М. М. Бахтиным и продолжены B.C. Библером, считавшими, что феномен культуры «пронизывает. все решающие события жизни… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА I. РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ РОССИИ В КОНТЕКСТЕ МИРОВЫХ И ОТЕЧЕСТВЕННЫХ КУЛЬТУРНЫХ ТРАДИЦИЙ (ДО КОНЦА XVIII СТОЛЕТИЯ)
- 1. 1. Европейское и национальное в истории педагогики как отражение общего и особенного в культурном развитии страны
- 1. 2. Языческие и христианские традиции как основа педагогики древней и средневековой Руси
- 1. 3. Социально-экономические преобразования Петра I и их влияние на формирование воспитательных идеалов русского общества
- 1. 4. Влияние французского просветительства на образовательную политику России второй половины XVIII века
- Выводы по главе 1
- ГЛАВА II. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ И ЕВРОПЕЙСКОЙ КУЛЬТУР В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ШКОЛЕ И ПЕДАГОГИКЕ ДО 60-Х ГОДОВ XIX ВЕКА
- 11. 1. Актуализация идей национального воспитания в начале XIX века
- 11. 2. Основные тенденции в развитии педагогической мысли и образования в 20-х — начале 50-х годов XIX века
- 11. 3. Диалог европейских и национальных начал в педагогике предреформенного периода
- Выводы по главе II
Список литературы
- Архивные материалы
- РГВИА, ф.945, д. 135, лл.17, 18, 18 об, 19, 20.
- РГВИА, ф. 314, д.1644 1732- 1750.гг. л. 5−6.-
- РГВИА, ф.314, д. 1632, л.6−7.
- РГВИА, ф. 348, д.- 96, л.14−35.1. Диссертации и авторефераты
- Абрамян, А.К. Диалог культур как метод взаимодействия в классах со смешанным национальным составом (на примере русско-армянских классов) Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук / А. К. Абрамян. -Ростов-на-Дону, 2005. 19 с.
- Бахтеева, Л.А. Диалог культур как средство развития познавательного интереса к курсу «технология» в школе с углубленным изучением иностранных языков Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук/ Л. А. Бахтеева. Екатеринбург, 2003. — 19 с.
- Болгова, А.М. Педагогические воззрения Екатерины II Текст.,: автореф. дис. .канд. пед. наук/ А. М. Болгова. Белгород, 1999. — 23 с.
- Буданов, А.Ю. Становление традиций русского образования и-воспитания (XVIII XIX века) Текст.: дис.. д-ра пед. наук / А. Ю. Буданов. — М., 2005. — 344 с.
- Буторина, Т.С. Ломоносовский период в истории русской педагогической мысли XVIII века Текст.: дис.. д-ра, пед, наук / Т. С. Буторина. Архангельск, 1990. — 455 с.
- Ветчинова, М.Н. Теория и практика иноязычного образования в отечественной педагогике второй половины XIX начале XX века Текст.: автореф. дис.. д-ра пед. наук / М. Н. Ветчинова. — СПб., 2000. -41с.
- Камызина, А.В. Становление и развитие иноязычной подготовки в школе дореволюционной России Текст.: автореферат дис.. канд.пед. наук. Майкоп, 2007. — 21 с.
- Мащенко, Т. А. Русская классическая гимназия во второй половине
- XIX века Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук / Т. А. Мащенко. -Брянск, 2000. 20 с.
- Мосолов, В.А. Парадигмы воспитания и педагогической мысли России XI XX вв. Текст.: автореф. дис.. д-ра пед. наук / В. А. Мосолов. — М., 2009. — 49 с.
- Ольховская, Е.Ю. Развитие элитарного образования в России (конец XIX—XX вв.) Текст.: автореф. дис.. д-ра пед. наук / Е. Ю. Ольховская М., 2007. — 44 с.
- Попова, Е.Г. Культурологические функции изучения иностранных языков в отечественной гимназии (вторая половина XIX начало XX вв.) Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук /Е. Г. Попова. — М., 2009. -22 с.
- Рождественская, P.JI. Патриотическое воспитание подрастающего поколения в истории отечественной педагогики XI XX вв. Текст.: дис. канд. пед. наук / P.JI. Рождественская. — Белгород, 1997. — 208 с.
- Савин, М. В. Развитие гуманитарной направленности содержания гимназического образования в России второй половины XIX начала
- XX вв. Текст.: автореф. дис.-. канд. пед. наук / М. В. Савин. -Волгоград, 1999. 22 с.
- Салютина, A.A. Поиск национального образовательного идеала в педагогической науке и практике России XIX начала XX в. Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук / A.A. Салютина. — Волгоград, 2000. -27 с.
- Скрипченко, С.Н. Развитие государственного гимназического и лицейского образования в России в конце XIX начале XX вв. Текст. :автореф. дис.. канд. пед. наук / С. Н. Скрипченко. Брянск, 2000. -24 с.
- Тебиев, Б.Г. Правительственная политика в области образования и общественно-педагогическое движение в России конца XIX начала XX в. Текст.: дис.. д-ра пед. наук / Б. Г. Тебиев. — М., 1991. — 379 с.
- Тотфалушина, Л.А. Лицейское образование в России : традиции и специфика Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук / Л. А. Тотфалушина. Саратов, 2002. — 22 с.
- Ховрина, Л.Н. Гуманизация в военном образовании дореволюционной России в период с 1700 по 1917 г. Текст.: автореф. дис.. д-ра пед. наук / Л. Н. Ховрина. М., 1996. — 44 с.
- Шкабара, И.Е. Генезис парадигм воспитания в отечественной истории VIII XVII вв. Текст.: автореф. дис.. д-ра пед. наук / И. Е. Шкабара. — Екатеринбург, 2007. — 42 с.
- Алешинцев, И.А. История гимназического образования в России (XVIII и XIX век) Текст. / И. А. Алешинцев. СПб., 1912. — 346, VI с.
- Алешинцев, И.А. Сословный вопрос и политика в истории наших гимназий) Текст. / И. А. Алешинцев. СПб., 1908. — 234, IV с.
- Алпатов, Н.И. Опыт кадетских корпусов суворовским училищам Текст. / Н. И. Алпатов // Пограничник. — 1945. — № 20. — С. 44 — 48.
- Алпатов, Н.И. Учебно-воспитательная работа в дореволюционной школе интернатного типа Текст. / Н. И. Алпатов. М.: Учпедгиз, 1958. — 244 с.
- Альтшуллер, P.E. Кутузов как военный педагог директор кадетского корпуса Текст. / P.E. Альтшуллер // Вопросы военной истории России. XVIII — первая половина XIX веков. — М.: Наука, 1969.-С. 251 -262.
- Антология педагогической мысли Древней Руси и русскогогосударства XIV XVII вв. — М., 1985. — 367 с.
- Антология педагогической мысли России первой половины XIX в. Текст.- сост. П. А. Лебедев. М.: Педагогика, 1987.-560 с.
- Барабанщиков, A.B. История Отечественной и зарубежной педагогики в трех частях. Текст. / A.B. Барабанщиков, В. Н. Иванов. -4.1 III. — Голицыно, 1994 — 1996.
- Бахтин, М.М. Проблемы творчества Достоевского Электронный ресурс. / М. М. Бахтин. Киев, 1994 // Режим доступа: http://www.vehi.net/dostoevsky/bahtin/
- Бахтин, М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса Текст. / М. М. Бахтин. М., 1965. — 212 с.
- Б-в Н. Идеал древнерусского воспитания Текст. / И. Б-в // Журнал для воспитания. -1858. Т.З. — Кн. 2, 3, 6.
- Беккарио. Рассуждения о преступлениях и наказаниях Текст. / Беккарио. СПб., 1803. — 268 с.
- Беленцев, С.И. Идеи новой европейской педагогики о воспитании личности гражданина в отечественной теории и практике образования во второй половине XIX начале XX века Текст. / С. И. Беленцев. -Курск, 2005. — 75 с.
- Бем, Я. О воспитании Текст. / Я. Беем // Морской сборник. 1856. -№ 1.-С. 1−68.
- Бецкой, И.И. Устав Шляхетного сухопутного кадетского корпуса для воспитания и обучения благородного российского юношества Текст. / И. И. Бецкой // Антология педагогической мысли России XVIII в. М., 1985.-С. 179- 188.
- Библер, B.C. Замыслы Текст. / B.C. Библер. М., 2002. — 560 с.
- Библер, B.C. От наукоучения к логике культуры : Два философских введения в двадцать первый век Текст. / B.C. Библер. — М. :1. Политиздат, 1990. 413 с.
- Бим-Бад Б. М. Очерки по истории и теории педагогики Текст. / Б.М. Бим-Бад. М.: УРАО, 2003. — 270 с.
- Богуславский, М. История Отечественной педагогики (первая треть XX века) Текст. / М. В. Богуславский. Томск, 2005. — 310 с.
- Богуславский, М.В. Методология и технологии образования (историко-педагогический контекст) Текст. / М. В. Богуславский. М., 2007.-235 с.
- Борисенков, В.П. Поликультурное образовательное пространство России: история, теория, основы проектирования Текст.: монография / В. П. Борисенков, О. В. Гукаленко, А. Я. Данилкж. М.: Педагогика, 2006. — 464 с.
- Бугаева, В.Н. Михаил Никифорович Катков Текст. / В. Н. Бугаева // Педагогика. 2006. — № 10. — С. 65 — 74.
- Булич, Н. Сумароков и современная ему критика Текст. / Н. Булич. -СПб., 1854.-XIV, 290 с.
- Бутов, А.Ю. Традиции российского образования: диалог культур и педагогическая реальность Текст.: монография / А. Ю. Бутов. М., 2001.-425 с.
- Васильков, Н. Воспитание Е. Р. Дашковой и её взгляд на воспитание Текст. / Н. Васильков // Вестник воспитания. 1894. — № 1. — С. 44 — 67.
- Веселаго, Ф.Ф. Очерки истории Морского кадетского корпуса. Приложение № 2 Текст. / Ф. Ф. Веселаго. СПб., 1852. — 618 с.
- Вессель, Н. Х. Начальное образование и народные училища в
- Западной Европе и в России Текст. / Н. Х. Вессель // Русская школа. -1890. -№ 1- 12.
- Волова, JI.A. Диалог культур : теория и реальность (на примере Северного Кавказа) Текст. / JI.A. Волова. Пятигорск, 2003. — 380 с.
- Воронов, А. Федор Иванович Янкович де Мариево) Текст. / А. Воронов // Журнал для воспитания. 1858. — T.III. — Кн.5. — С. 353 -390.
- Второй устав Луцкой школы Текст. // Памятники Киевской Комиссии.- 1870.-Т. I. Отд. 1. — С. 100 — 120.
- Вышнеградский, Н.А. О самовоспитании Текст. / Н. А. Вышнеградский // Русский педагогический вестник. 1857. — № 1. -С. 1−21.
- Галахов, А. История русской словесности Текст. / А. Галахов. М., 1894.-Т.1.-517 с.
- Галенковский, П.А. Воспитание юношества в прошлом. Исторический очерк педагогических средств при воспитании в военно-учебных заведениях в период 1700 1856 гг. Текст. / П. А. Галенковский. — СПб., 1904. — 122 с.
- Ганелин, Ш. И. История педагогики Текст. / Ш. И. Ганелин, Е. Я. Голант. М.: Учпедгиз, 1940. — 407 с.
- Герцен, А.И. Избранные педагогические высказывания Текст. / А. И. Герцен. М., 1951.-112 с.
- Гогоцкий, С.С. Различие между воспитанием и образованием в древние и новые времена (Публичная речь, читанная 27 января 1874 года в пользу голодающих Самарской губернии и недостаточных студентов Университета) Текст. / С. С. Гогоцкий. Киев, 1874. — 16 с.
- Головацкий. Начало и действование Львовского Ставропигийского братства Текст. / Головацкий. Львов, 1860. — 204 с.
- Горчаков М. Священный Монастырский приказ Текст. / М. Горчаков. СПб., 1868. — 38 с.
- Грановский, Т.Н. Ослабление классического образования в гимназиях и неизбежные последствия этой перемены Текст. / Т.Н. Грановский//Московские ведомости. 1860. — С. 1—13
- Грибоедов, A.C. Сочинения Текст. / A.C. Грибоедов. М., 1988. -318 с.
- Григорьев, В.В. Исторический очерк развития русской школы Текст. /В.В. Григорьев. М., 1900. — 184 с.
- Громачевский, A.JI. О религиозно-нравственном воспитании применительно к современным потребностям общества Текст. / A.JI. Громачевский // Педагогический сборник. 1867. — № 1. — 125 е.- № 2.-154 с.
- Гуревич, А.Я. Средневековый мир : культура безмолвствующего большинства Текст. / А. Я. Гуревич. М.: Искусство, 1990. — 344 с.
- Дашкова, Е.Р. О смысле слова «воспитание» Текст. / Е. Р. Дашкова // Антология педагогической мысли России XVIII в. М., 1985. — С. 283 -288.
- Джаншиев, Г. А. Эпоха великих реформ Текст. / Г. А. Джаншиев. -М., 1900.- 176 с.
- Демков, М.И. История русской педагогики Текст.: в 2 -х ч. / М. И. Демков. СПб., 1899- 1910.4 1.: Древнерусская педагогика. СПб., 1899. — 310 с.
- II.: Новая русская педагогия (XVIII век). СПб, 1910. — 621 с.
- Демков, М.И. Краткая история русской педагогики Текст. / М. И. Демков. М., 1912 .- 2-е изд. — 195 с.
- Демков, М.И. Курс педагогики для учительских институтов, высших женских курсов и педагогических классов женских гимназий. Ч. II. Теория и практика воспитания Текст. / М. И. Демков.- М.- Пг., 1918. -5-е изд. — 366 с.
- Демков М.И. Педагогика западноевропейская и русская Текст.: пед. хрестоматия. / М. И. Демков. М., 1911. — 336 с.
- Демков, М.И. Старые и новые педагоги, их жизнь, мысли и труды Текст. / М. И. Демков. М., 1912. — 184 с.
- Джуринский, А.Н. История педагогики Текст.: учеб. пособ. / А. Н. Джуринский. М.: ВЛАДОС, 1999. — 319 с.
- Дмитриев, Н. Национальная школа Текст. / Н. Дмитриев. СПб., 1913.- 185, VI с.
- Днепров, Э.Д. «Морской сборник» в общественно-политическом движении 60-х годов XIX в. Текст. / Э. Д. Днепров // Советская педагогика. 1964. — № 10. — С. 77−87.
- Добролюбов, H.A. О значении авторитета в воспитании" (Мысли по поводу «Вопросов жизни» г. Пирогова) Текст. / H.A. Добролюбов Избр. пед. соч. М.: Педагогика, 1986. — С. 30 — 48.
- Добролюбов, H.A. Основные законы воспитания H.A. Миллер-Красовского Текст. / Н.. Добролюбов // Избр. пед. соч. М.: Педагогика, 1986. — С. 157 — 164.
- Доклады и приговоры правительственного сената в царствование Петра I. СПб., 1880. -Т.1.-480 с.
- Дружннков, Ю. Изгнанник самовольный Текст. / Ю. Дружников // Узник России. По следам неизвестного Пушкина: роман-хроника. М., 1997. — С. 1−42.
- Бвсевий. О воспитании детей в духе в духе христианского благочестия Текст. / Евсевий // Педагогика: западноевропейская и русская педагогическая хрестоматия. М., 1911.- С. 267−270.
- Егоров, А.Д. Гимназическое образование в России (историческийочерк) Текст. / А. Д. Егоров. Иваново, 1990. — 96 с.
- Екатерина, П. Наказ комиссии о составлении проекта Нового уложения Текст. / Екатерина II // Сочинения. СПб., 1849. — С. 1 — 165.
- Ельницкий, К. Очерки по истории педагогики Текст. / К. Ельницкий // Семья и школа. 1884. — № 10. — С.276 — 293.
- Захаренко, E.H. Новый словарь иностранных слов Текст. / E.H. Захаренко, Л. Н. Комарова, И. В. Нечаева. 3-е изд. М., 2008. -1040 с.
- Златоструй: Древняя Русь X XIII вв Текст.: сб.- сост. А. Г. Кузьмина и др. — М.: Молодая гвардия, 1990. — 303 с.
- Забелин, И. Характер древнего народного образования в России Текст. / И. Забелин // Отечественные записки. -1856. T.CV. — С. 120.
- Зейлигер-Рубинштейн, Е. И. Педагогические взгляды А. И. Герцена Текст. / Е.И. Зейлигер-Рубинштейн. М., 1962. — 165 с.
- Знаменский, П. Духовные школы в России до реформы 1808 года. Текст. / П.Знаменский. Казань, 1881. — 807 с.
- Игнатьев, A.A. Пятьдесят лет в строю Текст. / A.A. Игнатьев. Т. I. -М., 1959. — 341 с.
- Историко-методологические и философские проблемы развития педагогики и образования в России во второй половине XIX века Текст.- под. ред. С. Ф. Егорова. М., 2005. — 243 с.
- История педагогики Текст.- под ред. Н. Д. Никандрова. М.: Гардарики, 2007. — 413 с.
- История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX века Текст.: учеб. пособие- под ред. А. И. Пискунова. М., 2001. — 510 с.
- История педагогики в России Текст.: хрестоматия- сост. С. Ф. Егоров. -М., 1999.-450 с.
- B. Каллаш. М., 1899. — 57 с.
- Каллаш, В. Что сделала Екатерина II для русского народного просвещения Текст. / В. Каллаш // Вестник воспитания. 1896. — № 8.1. C. 120- 173.
- Каптерев, П.Ф. История русской педагогии Текст. / П. Ф. Каптерев. -СПб., 1915. 746 с.
- Каптерев, П.Ф. Новая русская педагогия, ее главнейшие идеи, направления и деятели Текст. / П. Ф. Каптерев. СПб., 1914. — 212 с.
- Каптерев, П. Об общественных задачах образования Текст. / П. Ф. Каптерев // Русская школа. 1892. — № 1 — 2.
- Карамзин, Н.М. История государства Российского Текст. / Н. М. Карамзин. М., 1987. — 765 с.
- Карамзин, Н.М. Странность Текст. / Н. М. Карамзин // Антология педагогической мысли России первой половины XIX века. М., 1987. -С. 56 — 59.
- Карамзин Н.М. Язык и словесность главные способы народного просвещения // Антология педагогической мысли России первой половины XIX в. — М., 1987. — С. 71.
- Катков, М.Н. К летописи нашей учебной реформы Текст. / М. Н. Катков // Русский вестник. Т. 141. — 1879. — Июнь. — С. 826−926.
- ПО.Квик, Р. Реформаторы воспитания Текст. / Р. Квик. М.: 1893.294 с.
- Ш. Кенэ, Ф. Физиократы: Избр. эконом. Произвед. Текст. /Ф. Кенэ,
- A.Р. Ж. Тюрго, П. Дюпон де Немур. М., 2008. — 1198 с.
- Киреевский, И.В. О характере просвещения Европы и его отношении к просвещению России Текст. / И. В. Киреевский // Московский сборник. 1852. — Т. I. — С. 1−68.
- Ключевский, В.О. Исторические портреты Текст. /
- B.О. Ключевский. М., 1991. — 621 с.
- Ключевский, В.О. Курс русской истории Текст. / В. О. Ключевский. -4.I-V.-M., 1910.-439 с.
- Князьков, С.А. Очерк истории народного образования в России до эпохи реформ Александра II Текст. / С. А. Князьков, Н. И. Сербов. -М., 1910.-240 с.
- Колпачёв, В.В. История педагогики. Персоналии Текст.: учебн.-науч. изд. / В. В. Колпачёв, E.H. Шиянов Ставрополь, 2007. — 465 с.
- Комаровский, Б.Б. Диалектика развития научно-педагогической мысли Текст. /Б.Б. Комаровский. М.: Работник просвещения, 1929. -96 с.
- Константинов, H.A. и др. История педагогики Текст.: учебник /
- H.A. Константинов и др. М., 1974. — 447 с.
- Корнетов, Г. Б. История педагогики: Введение в курс «История образования и педагогической мысли» Текст.: учеб. пособ. / Г. Б. Корнетов. М.: Изд-во УРАО, 2003. — 296 с.
- Корнетов, Г. Б. Педагогические парадигмы базовых моделей: образования Текст.: учеб. пособ. / Г. Б. Корнетов // Труды кафедры педагогики и педагог, антропологии / Ун-т Рос. акад. образования. М.
- Изд-во УРАО, 2001. Вып. 13. — С. 4−19.
- Корнетов, Г. Б. Русская педагогика : в поиске самобытных традиций Текст. / Г. Б. Корнетов // Учительская газета. 1993. — 5 октября.
- Короткова, М.В. Наши истоки : воспитание дворянства в историческом и педагогическом аспектах XVIII в. Текст. / М. В. Короткова // Историческое образование в современной школе. М.: Русское слово. -№ 4.-С. 105−119.
- Костомаров, Н.И. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших — деятелей Текст. / Н. И. Костомаров. Кн. II.- СПб., 1876. — Вып. IV. -786 с.
- Кошелева, O.E. Заметки об историко-педагогическом исследовании Текст. / O.E. Кошелева // Советская педагогика. 1991. — № 6. — С. 85 -90.
- Кошелева, O.E. Основы православной педагогики в Древней Руси Текст. / О. Е. Кошелева // Европейская педагогика от античности до Нового времени.- М.: УРАО, 1993. 4.1. — С. 123−140.
- Текст. / O.E. Кошелева // Историко-педагогическое знание в начале третьего тысячелетия: историко-педагогический компонент в педагогических исследованиях и педагогическом образовании: материалы 2-й нац. науч. конф. 5−6 декабря 2006 г. С. 108−112.
- Краснов, М. Историческая записка о Ставропольской гимназии Текст. /М. Краснов. Ставрополь-Кавказский, 1887. — 157 + 52 с.
- Крыжановский, О. Значение духовенства в истории народного образования в России Текст. / О. Крыжановский // Образование. -1895.-№ 2−9.
- Лермонтов, В. Какая система образования нужна нам в настоящее время? Текст. / В. Лермонтов // Педагогический сборник. 1905. -№ 1,2,3.
- Липская, Л.А. Вариативное развитие отечественного образования. Психолого-педагогический контекст Текст. / Л. А. Липская: монография. Челябинск, 2007. — 260 с.
- Лихачева, Е. Материалы для истории женского образования в России Текст. /Е. Лихачева. Т. I — IV. — СПб., 1890. — 1896.
- Ломоносов, М. В. Письмо П.И. Шувалову об основании Московского университета Текст. / М. В. Ломоносов. // Соч. Т. 8. — М.-Л., 1948. -С. 112.
- Лобзарев, В.М. Развитие элитарного образования в России XVIII XX веков Текст. / В.М. Лобзарев- под ред. М. В. Богуславского. — М., 2008. — 376 с.
- Лопухин, И.В. Записки некоторых обстоятельств жизни и службыдействительного тайного советника, сенатора И.В. Лопухина Текст. / И. В. Лопухин. М., 1860. — 314 с.
- Лотман, Ю.М. Беседы о русской культуре : быт и традиции русского дворянства (XVIII начало XIX ib.) Текст. / Ю. М. Лотман. — СПб., 1994. — 236 с.
- Лядов, Н.В. Исторический очерк столетней жизни Императорского Воспитательного общества благородных девиц и Санкт-Петербургского Александровского училища Текст. / Н. В. Лядов. -СПб., 1864.- 198 с.
- Малиновский, Н.П. Очерки по истории начальной школы Текст. / Н. П. Малиновский. СПб., 1913. — 132 с.
- Макарий. История русского раскола, известного под именем старообрядчества Текст. / Макарий. СПб., 1889. — 401 с.
- Манифест об учреждении министерств, и в их числе Министерства народного просвещения // Антология педагогической мысли России первой половины XIX в. М.: Педагогика, 1987. — С. 27.
- Мартынов И.И. О влиянии языка на нравы // Антология педагогической мысли России первой половины XIX в. М., 1987. -С. 99−100.
- Медведков, А.П. Краткая история русской педагогию! в культурно-историческом освещении Текст. / А. П. Медведков. Пг., 1916. — 255 с.
- Медынский, E.H. История педагогики Текст. / E.H. Медынский. М.: Учпедгиз, 1947. — 580 с.
- Миропольский, С.И. Очерк истории церковно-приходской школы от первого ее возникновения на Руси до настоящего времени Текст. / С. И. Миропольский. М., 2006. — 407 с.
- Могилевские Губернские Ведомости. 1847. — № 10.
- Модзалевский, Л.Н. Очерк истории воспитания и обучения с древнейших до наших времен Текст. / Л. Н. Модзалевский. СПб., 1866.-949 с.
- Монтескье, Ш. Л. О духе законов Текст. / Ш. Л. Монтескье. М., 1999. — 672 с.
- Неверов, Я.М. Критическое обозрение сочинений, относящихся к воспитанию вообще Текст. / Я. М. Неверов // Русский педагогический вестник. 1859. — № 5. — С. 1 — 26.
- Неплюев, И.И. Записки Неплюева Текст. / И. И. Неплюев. СПб., 1841.- 120 стб.
- Новиков, Н.И. О воспитании и назначении детей Текст. / Н. И. Новиков // Антология педагогической мысли России XVTII в. -М., 1985. С. 289−330.
- Новиков, Н.И. Предисловие Текст. / Н. И. Новиков // Древняя российская вивлиофика, содержащая в себе: собрание древностей российских, до истории, географии и генеалогии российских касающиеся. Изд. Н. Новикова. М., 1788. — Ч. 1. — 446 с.
- Новиков, Н.И. Избранные педагогические сочинения Текст. / Н.И. Новиков- сост. H.A. Гришин. М., 1959. — 358 с.
- Образовательные идеалы и ценности (историко-теоретический аспект) Текст.- под ред. З. И. Равкина. М.: ИГО и П, 1995. — 634 с.
- Образцов, И.Я. Братья Лихуды Текст. / И. Я. Образцов // Журнал Министерства народного просвещения. Ч. CXXXV. — 1867. — С. 736 -753.
- Одоевский, В.Ф. Избр. пед. соч. Текст. / В. Ф. Одоевский. М., 1955. — 129 с.
- Острогорский, А.Н. Личность воспитателя в деле воспитания Текст. / А. Н. Острогорский // Педагогический сборник. 1867. — № 2. — С. 1 -32.
- Острогорский, А.Н. Пирогов и его педагогические заветы Текст. / А. Н. Острогорский. СПб., 1914. — 179 с.
- Острогорский, В.П. Тридцать лет назад (1864) Текст. / А. Н. Острогорский // Вестник воспитания. 1894. — № 6. — С. 1 — 25.
- Официальные документы // Журнал Министерства народного просвещения. 1839. — Часть XXI. — С. 5.
- Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР с древнейших времен до конца XVII века. М.: Педагогика, 1989:479 с. :
- Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. XVIII в. первая половина XIX в. — М.: Педагогика, 1973. — 208 с.
- Памятники Киевской Комиссии. Киев, 1899.- Т. I. — Отд. 1. — №VHI.- - 176 с.
- Педагогика народов мира: История и современность. М., 2001. -568 с.
- Петр Великий: сб. статей. М. — JI.: АН СССР, 1947. — 432 с.
- Петров, В.М. Московские учителя XIV столетия Текст. / В. М. Петров // Педагогика: 1997. -№ 2. — С.90 — 94.
- Пирогов, Н.И. Избр. пед. соч. Текст. / Н. И. Пирогов.- М:: Педагогика, 1985. 496 с.
- Пирогов, Н.И. Вопросы жизни Текст. / Н. И. Пирогов // Морской сборник. 1856. — № 9. -С. 559 — 595.
- Письма и бумаги императора Петра Великого. Т.7. — Вып. 1,2. — Пг., 1918.-933 с.
- Полное собрание законов Российской империи. Собр. III. Т. 1−14. -СПб., 1881 -1913.
- Полное собрание русских летописей .- СПб., 1874. Т. I. — 1045 с.
- Посошков, И.Т. Завещание отеческое Текст. / И. Т. Посошков // Антология педагогической мысли России первой половины XVIII в. -М., 1985. С. 64 — 67.
- Посошков, И. Т. Книга о скудости и богатстве и другие сочинения
- Текст. / И. Т. Посошков // Антология педагогической мысли России XVIII в. М., 1985. — 459 с.
- Поучение князя Владимира Мономаха детям Текст. / Егоров С. Ф. // Хрестоматия по истории школы и педагогики в России (до великой Октябрьской революции). М., 1974. — С. 15 — 18.
- Правила о церковно-приходских школах от 13. 06. 1887 г. СПб., 1884. — 17 с.
- Предварительные правила народного просвещения // Антология педагогической мысли России первой половины XIX в. М.: Педагогика, 1987. — С.28.- 31.
- Прокопович, Ф. Духовный регламент Текст. /Ф. Прокопович // Антология педагогической мысли России XVIII вв. М., 1985. — С. 46 -53.
- Прокопович-Антонский, A.A. О воспитании Текст. / A.A. Прокопович-Антонский. М., 1818. — 78 с.
- Равкин, З.И. Методологическая функция историко-педагогических исследований Текст. / З. И. Равкин // Советская педагогика. 1984. -№ 12. — С. 50 — 56.
- Рапацевич, Е.С. Современный словарь по педагогике Текст. / Е. С. Рапацевич. Минск: Современное слово, 2000. — 348с.
- Рачинский, С.А. Заметки о сельских школах Текст. / С. А. Рачинский // Сельская школа. СПб., 1898. — 375 с.
- Редкин, П.Г. Можно ли и должно ли воспитывать детей Текст. / П. Г. Редкин // Журнал для воспитания. 1857. — № 4. — С. 375 — 393.
- Редкин, П.Г. Что такое воспитание? Текст. / П. Г. Редкин // Журнал для воспитания. 1857. — №№ 1, 2, 3.
- Рождественский, C.B. Исторический обзор деятельности Министерства народного просвещения 1802 1902 гг. Текст. / C.B. Рождественский. — СПб., 1902. — 289 с.
- Рождественский, C.B. Материалы для истории учебных реформ в
- России в XVIII XIX вв. Текст. / C.B. Рождественский. — СПб., 1910. -466 с.
- Россия и Запад: диалог культур: сб. науч. трудов. Тверь: Тверской гос. ун-т, 1994. — 192 с.
- Россия Китай: образовательные реформы на рубеже XX — XXI вв.: сравнительный анализ Текст. — М., 2007. — 592 с.
- Русское православие: вехи истории Текст.- науч. ред. А. И. Кпибанов. М.: Политиздат, 1989. — 719 с.
- Рыбскнй, Ф. Духовенство и вопрос о сельских школах в царствование Екатерины II Текст. / Ф. Рыбский // Народное образование. 1897. -№ 1. — С. 48−60.
- Салтыков, Ф. Пропозиции Федора Салтыкова Текст. / Ф. Салтыков // Отчеты о заседании общества любителей древней письменности: прил. V. СПб., 1891 — 1892.
- Сиповский, В.Д. Избранные педагогические сочинения Текст. / В. Д. Сиповский. СПб., 1911.-313 с.
- Сказания современников о Дмитрии Самозванце. -2-е изд. СПб., 1837.-Ч. I. — 472 с.
- Скабичевский, А. Участие H.A. Добролюбова в педагогическом движении шестидесятых годов Текст. / А. Скабичевский // Вестник воспитания. 1896. — № 5. — С. 1 — 31.
- Скороходов, В.П. Диалог культур в эпоху глобализации Текст. / В. П. Скороходов // Традиционная культура. 2006. — № 1 -4. — С. 3 — 10.
- Смирнов, С. История Московской славяно-греко-латинской академии Текст. / С. Смирнов. М., 1855. — 312 с.
- Соколков, Е. А, Проблема поликультур и полиязычий в гуманитарном образовании Текст. / Е. А. Соколков, Н. Е. Буланкина. М.: Логос, 2008. — 208 с.
- Соловков, И.А. Педагогическая мысль России в эпоху позднего феодализма и зарождения капиталистических отношений Текст. /
- И.А. Соловков // Антология педагогической мысли России XVIII в. -М.: Педагогика, 1985. С. 9- 25.
- Стельмашенко, М.А. О необходимости развития любви к родине в учащихся низших и средних учебных заведений Текст. /. М. А. Стельмашенко. Киев, 1909.- 15 с. 203. Стоглав. М., 1893.-490 с.
- Стоюнин, В.Я. А.П. Сумароков Текст. / В. Я. Стоюнин // Музыкальный и театральный вестник. 1856. — № 39. — С.123−145.
- Стоюнин, В.Я. Педагогические сочинения Текст. / В. Я. Стоюнин. -СПб., 1903. 527 с.
- Сукновалов, А.Е. Первая в России военно-морская школа Текст. / А. Е. Сукновалов // Исторические записки. Т. 2. — М.: АН СССР, 1953.-С. 301 -306.
- Суперанский, М. Идеалы нравственного воспитания в царствование Екатерины II Текст. / М. Суперанский // Русская школа. 1892. — № 5 -9.
- Тебиев, Б.К. На рубеже веков Текст. / Б. К. Тебиев. М.: Интеллект, 1996. — 256 с.
- Тимковский, И. Записки Ильи Федоровича Тимковского. Сказания в трех частях: Переяславль, Киев и Москва. И. И. Шувалов Текст. / И. Тимковский // Русский архив. 1874. — Кн. 6. — С. 1456.
- Тойнби, А.Д. Постижение истории : сборник Текст. / А. Д. Тойнби. -М., 2003. 640 с.
- Указ об образовании министерства народного просвещения и духовных дел // Журнал министерства народного просвещения. 1839. — Часть XXI.
- Устав Луцкой школы Текст. // Демков, М. И. Педагогика западноевропейская и русская: педагогическая хрестоматия. М., 1911.-С. 218−223.
- Устав Львовской братской школы Текст. // Егоров, С. Ф. Хрестоматияпо истории школы и педагогики в России (до великой Октябрьской революции). М., 1974. — С. 30 — 35.
- Устав учебных заведений, подведомственный университетам // Сборник постановлений по Министерству Народного просвещения. -СПб., 1875. -Т.1. № 64 от 5 ноября 1804. — С.331 -368.
- Ушинский, К.Д. Пед. соч. в 6-ти тт. Текст. / К. Д. Ушинский. М., 1986−1986.
- Федотов, Г. П. Рождение свободы Текст. / Г. П. Федотов // Судьба и грехи России: избр. ст.: в 2 тт. СПб., 1991.
- Фрадкин, Ф.А. Становление и развитие основных принципов советской истории педагогики Текст. / Ф. А. Фрадкин // Теоретико-методологические вопросы истории педагогики: сб. науч. трудов. М.: АПН СССР, 1988. — С. 25 — 42.
- Хрестоматия по истории педагогики Текст.- под общ. ред. А. И. Пискунова. В 3 тт. — М.: ТЦ Сфера, 2006.
- Цирульников, A.M. История образования в портретах и документах Текст. / A.M. Цирульников. М.: ВЛАДОС, 2000. — 272 с.
- Уставы Императорских Московского, Харьковского и Казанского университетов Текст. // Сборник постановлений по Министерству Народного просвещения. Т.1. — СПб., 1804. — С. 368- 390.
- Черепнин, Н. Императорское воспитательное общество благородных девиц. Исторический очерк. 1764 1914. Текст. — Т. I — П. — СПб., 1914.
- Чехов, Н.В. Народное образование в России в 60-х годах XIX века Текст. / Н. В. Чехов. М., 1912. — 224 с.
- Чистович, И.А. Феофан Прокопович и его время Текст. / И. А. Чистович // Сборник статей, читаемых в отделении языка и словесности Академии наук. СПб., 1868. — С. 32 — 56.
- Чумиков, A.A. Мысли об устройстве женских училищ в губернских городах Текст. / A.A. Чумиков // Журнал для воспитания. 1857. -№ 4. — 5.
- Чумиков, A.A. На прощанье Текст. / А. А. Чумиков // Воспитание. -1863.-№ 12. -С. 1−3.
- Чумиков, A.A. Чего мы желаем от наших университетов? Текст. / A.A. Чумиков // Воспитание. 1960. — T. VII. — Отд. I. — Кн. 4. — С. 257 -298.
- Шабаева, М.Ф. А.И. Герцен и его педагогические идеи Текст. / М. Ф. Шабаева // Герцен о воспитании: избранные педагогические высказывания. М., 1948. — С. 4−18.
- Шевелев, А.Н. Образовательная урбанистика : историко-педагогические аспекты изучения петербургской дореволюционной школы Текст.: монография / А. Н. Шевелев. СПб., 2005. — 352 с.
- Шевелев, А.Н. Система мужского дворянского воспитания в России XVIII XIX веков в педагогике кадетских корпусов Текст. / А. Н. Шевелев // История педагогики сегодня. — СПб., 1998. — С. 95 -102.
- Шевырев, С.П. Вступление в педагогию Текст. / С. П. Шевырев. М., 1852.-362 с.
- Шевырев, С.П. О цели воспитания Текст. / С. П. Шевырев // Журнал Министерства народного просвещения. 1852. — Кн. 2−3.
- Шевырев, С.П. Об отношении семейного воспитания к государственному Текст. / С. П. Шевырев. М., 1842. — 86 с.
- Шишков, A.C. // Собрание сочинений и переводов : в 17 т. / A.C. Шишков. Т. 4. — СПб., 1825.- С. 45−46.
- Шиянов, E.H. Педагогика : общая теория образования Текст. /
- E.H. Шиянов. Ставрополь, 2007. — 632 с.
- Шкабара, И.Е. Генезис парадигм воспитания в Древней Руси (VIII -XIV вв.) Текст.: монография / И. Е. Шкабара. Екатеринбург, 2006. -152 с.
- Щапов, А.П. Социально-педагогические условия умственного развития русского народа Текст. / А. П. Щапов. СПб., 1870. — 43 с.
- Юности честное зерцало. М., 1990. — 88 с.
- Янкович де Мириево, Ф. И. Устав народным училищам в Российской империи Текст. / Ф. И. Янкович де Мириево // Антология педагогической мысли России XVIII в. М., 1985. — С. 235 — 252.
- Ясперс, К. Смысл и назначение истории Текст. / К. Ясперс. М., 1991.-527 с.