Модернизация содержания среднего профессионального образования на основе компетентностной модели специалиста
Диссертация
К сущностным характеристикам компетентности исследователи относят следующие: компетентность одним словом выражает значение традиционной триады «знания, умения, навыки» и служит связующим звеном между ее компонентами. Компетентность в широком смысле может быть определена как углубленное знание предмета или освоенное умениекомпетентность предполагает постоянное обновление знаний, владение новой… Читать ещё >
Содержание
- Введение
- Глава 1. Актуальные проблемы модернизации содержания среднего профессионального образования
- 1. 1. Современное состояние и тенденции развития среднего профессионального образования в контексте модульно-компетентностного подхода
- 1. 2. Использование компетентностной модели специалиста в формировании содержания профессионального образования: историко-педагогический аспект
- 1. 3. Компетентностный подход как методологическая парадигма модернизации среднего профессионального образования
- Глава 2. Разработка технологии моделирования содержания среднего профессионального образования на основе модульно-компетентностного подхода
- 2. 1. Концептуальные основания моделирования модульных образовательных программ
- 2. 2. Принципы и способы модульного построения образовательных программ среднего профессионального образования
- 2. 3. Оценка эффективности технологии моделирования модульных образовательных программ среднего профессионального образования
Список литературы
- Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. -М.:Наука, 1980.
- Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991.
- Агеев B.C. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы. М.: МГУ, 1990. — 240с.
- Алексеева Л.П., Шаблыгина Н. С. Преподавательские кадры: состояние и проблемы профессиональной компетентности. М.: НИИВО, 1994.
- Алферов А.Д. Опыт и проблемы повышения психологической компетентности учителя //Вопросы психологии. 1988. — № 4.
- Алюшина Ю.Е., Дмитриевская Н. А., Ефимова Л. А. Наше видение модели специалиста//Научное обеспечение открытого образования: Научно-методический и информационный сборник. М.: Мое. Гос. Ун-т экономики, статистики и информатики, 2000. — С.27−33.
- Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: В 2-х т. М.: Педагогика, 1980. — Т. 1. — 287с.
- Ананьев Б.Г. Психология педагогической оценки /Избранные психологические труды. Т. 2. — М., 1980. — С. 128 — 268.
- Ананьев Б.Г. Сенсорно-перцептивные характеристики индивидуального развития человека //Вопросы психологии. 1968. — № 2. — С. З — 11.
- Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л.: Изд-во ЛГУ, 1968.- 339с.
- Андреева Г. М. Психология социального познания. М., 1997.
- Андреева Г. М., Богомолова Н. Н., Петровская Л. А. Современная социальная психология на Западе. М., 1978.
- Андреева И.Н. Очерки истории социальной помощи в России (IX -начала XX века). М.: МПГУ, 1996. — 71с.
- Андронова Н.В. Умение разрабатывать психолого-педагогические рекомендации как компонент психологической компетентности учителя: Авто-реф. дис.. кан. псих. наук. Казань, 2000. — 30с.
- Анисимова О.А. Психолого-педагогическая компетентность как фактор сохранения и укрепления профессионального здоровья учителя: Дис.. канд. псих. наук. М., 2002.
- Антология социальной работы. В 5-ти т., Т. 1. История социальной помощи в России / Сост. М. В. Фирсов. — М., 1994.
- Анцыферова JI.И. Личность в трудных жизненных условиях // Психологический журнал. 1994. — № 1.
- Анцыферова Л.И. Принцип связи сознания и деятельности и методология психологии //Методологические теоретические проблемы психологии. -М., 1969. -С.57- 117.
- Архангельский С. Методические разработки по курсу педагогики и психологии высшей школы для слушателей ФПК. М., 1990.
- Атласова О.М. Развитие профессиональной компетентности руководителей школ в процессе повышения квалификации: Автореф. дис.. канд. пед. наук. СПб., 1995. — 18с.
- Афанасьева Г. П. Общение как основа формирования способностей студентов к педагогической деятельности: Автореф. дис.. канд. пед. наук. -М., 1985, — 15с.
- Ахтырский С.П. Компетентностный подход как средство определения качества содержания педагогического образования в современный период //http: llrspu. Edu/ rui’science/'conferences/03.11.10/Ahtirsky. html/
- Байденко В.И. Компетенции в профессиональном образовании//Высшееобразование в России. 2004. — № 11. — С.4−13.
- Батракова С.Н. Основы профессионально-педагогического общения. Ярославль: ЯГУ, 1986. — 54с
- Батышев С.Я. Блочно-модульное обучение М., Транс-сервис, 1997- 225 с.
- Бездухов В.П., Мишина С. Е., Правдина О. В. Теоретические проблемы становления педагогической компетентности учителя. Самара, 2001.
- Белицкая Г. Э. Социальная компетенция личности //Сознание личности в кризисном обществе. М., 1995.
- Белозерова Л.И. Повышение психологической компетентности преподавателя вуза //Ежегод. Росс. псих, общества. Психология и практика. Том 4, выпуск 2. — Ярославль, 1998.-20 — 22 с.
- Беляева А.П. Интегративно-модуальная педагогическая система профессионального образования. СПб., 1997.
- Бекирова Р. Организация модульного обучения по дисциплинам естественно-научного цикла. Дис. канд. пед. наук М., 1998. 24с.
- Берестова Л.И. Социально-психологическая компетентность как профессиональная характеристика руководителя: Автореф. дис. на соиск. уч. степени канд. психол. наук. М., 1994. -22с.
- Бернлер Г., Юнссон JI. Теория социально-психологической работы: Пер. со шведского / Общ. ред. С. Ю. Горлова. М., 1992. — 340с.
- Берне Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М., 1986. — С.27.
- Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. М.:1. Изд-во ИРПО, 1995.-336 с.
- Битянова Н.Р. Психология личностного роста. М., 1995. — 64с.
- Битянова М.Р. Социальная психология. М., 2001. — 575с.
- Блауберг И.В., Юдин Э. Г. Становление и сущность системного подхода. -М., 1973.
- Богомолов Н.Н. Специфика межличностного восприятия в массовой коммуникации. -М.: МГУ, 1981.
- Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. М., 1982.-312с.
- Бодалев А.А. К проблеме социальной перцепции //Экспериментальная и прикладная психология. JL, 1970. — С. 54.
- Бодалев А.А. Личность и общение. М.: Педагогика, 1983. — 272с.
- Бодалев А.А. Межличностное восприятие и понимание. М., 1983.
- Бодалев А.А. Психология общения. М.: МОДЭК, 2002. — 319с.
- Болонский процесс: нарастающая динамика и многообразие / Под науч. ред. В. И. Байденко. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2002. — 408с.
- Болотов В. Сценарии развития российского образования // Газета «Первое сентября». № 14 /. — http: lips. IStptember. rularticlef. php? ID=200 401 401.
- Большаков В.Ю. Психотренинг: Социодинамика. Упражнения. Игры. СПб.: «Социально-психологический центр», 1996. — 380с.
- Бордовский Г. А. Инновационные процессы в современной системе высшего педагогического образования. СПб., 1998.
- Борисова Е.М. Профессиональное самоопределение: личностный аспект: Автореф. дис. .д-рапсихол. наук. -М., 1995.
- Бочарова В.Г. О некоторых методологических подходах к пониманию целостного процесса социализации, воспитания и развития личности //Теория и практика социальной работы: отечественный и зарубежный опыт. -М., Тула, 1993.
- Бочарова В.Г., Филонов Г. Н. Научный статус социальной педагогики и ее отношение к практике. М., 1994.
- Братко А.А., Волков П. П., Кочергин А. Н., Царегородцев Г. И. Моделирование психологической деятельности. М.: Мысль, 1969.
- Брушлинский А.В. Проблемы психологии субъекта. М., 1994. -109с.
- Буева Л.П. Общение //Философский энциклопедический словарь / Ред.: С. С. Аверинцев, Л. Ф. Ильичев и др. М.: Сов. энциклопедия, 1983. -С.433 -434.
- Буева Л.П. Человек: деятельность и общение. М.: Мысль, 1978. -216с.
- Варданян Ю.В. Строение и развитие профессиональной компетентности специалиста с высшим образованием (на материалах подготовки педагога и психолого): Автореф. дис.. д-ра. пед. наук. М., 1999. — 39с.
- Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. М.: Высшая школа, 1991. — 207с.
- Взаимосвязь общей и профессиональной культуры педагога как фактор повышения педагогической квалификации //Сборник научных трудов. -СпБ, 1992.
- Вишнякова С.М. Профессиональное образование: Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. М., 1999. — 538с.
- Вовк Л.Е. Педагогическое общение как фактор профессионального становления: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Киев, 1988. — 19с.
- Волкова Е.Н. Субъектность педагога: теория и практика: Дис.. д-ра псих. наук. М., 1998.
- Вопросы психологии познания людьми друг друга и самопознания.- Краснодар, 1977. Вып. 23 5. — С.21 — 27.
- Воротникова Е.А. Психологические условия становления профессиональной компетентности будущих педагогов: Дис.. канд. псих наук. М., 1998.- 173 с.
- Вульфов Б.З. Социальная педагогика и процесс формирования личности //Теория и практика социальной работы: отечественный и зарубежный опыт. Т. 1. — Москва — Тула, 1993.
- Вульфов Б.З., Харькин В. Н. Педагогика рефлексии. -М., 1995.
- Выготский Л.С. Проблема развития психики. Собр. соч. в 6-ти т. -М., 1983. Т. 3.
- Гейхман Л.К. Интерактивное обучение общению: Автореф. дис.. д-ра пед. наук. Екатеринбург, 2003. — 39с.
- Гершунский Б.С. Философия образования для XXI века. М., 1998.- 620с.
- Гимпель Н.Л. Формирование коммуникативной компетентности учителя средствами социально-психологического тренинга: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Калининград, 2003. — 21с.
- Глоссарий терминов рынка труда, разработки стандартов образовательных программ и учебных планов. Европейский фонд образования. ЕФО, 1997.
- Голуб С.Б. Профессиональное образование как социально-педагогическая проблема // Специалист. 1999. — № 10.
- Гоноболин Ф.Н. Психология /Под ред. Н. Ф. Добрынина. М.: Просвещение, 1973. — С.144 — 150.
- Горчакова В.Т. Формула профессионализма. Челябинск, 1997. -123с.
- Государственные стандарты высшего педагогического образования нового поколения: оценки и ожидания (информационно-аналитический материал) /Отв. редактор Н. П. Пищулин. М.: МГПУ, 2003. — 33с.
- Грехнев B.C. Культура педагогического общения. М.: Просвещение, 1990.- 144с.
- Григорьева А. Н. О рейтинговой системе оценки при подготовке студента колледжа: Методическое пособие. Волгоград: Политехнический колледж, 1995.
- Гришняева И.В. Формирование коммуникативной культуры у будущего педагога дошкольного образования: Дис.. канд. пед. наук. -Н. Новгород, 2000.-152с.
- Гура JI.M. Педагогические основы формирования социально-психологической готовности студентов педвузов к профессиональной деятельности: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Иркутск, 1994. -23с.
- Давыдов В.В. О понятии личности в современной психологии // Психологический журнал. 1988. — № 4.
- Дашкин М.Е. Коммуникативные умения специалистов системы «Человек-человек»: Дис.. канд. пед. наук. -М., 1999. 137с.
- Делор Ж. Образование: сокрытое сокровище. UNESCO. 1996.
- Демидова И.Ф. Развитие психологической компетентности студентов будущих учителей: Дис.. канд. псих. наук. — СПб., 1993. -С.59 — 60.
- Демидова Т.Е. Профессиональное обучение социального работника. -М., 1994.
- Денисенко Г. А. Диалоговое общение, условия и факторы его эффективности: Автореф. дис.. канд. псих. наук. -М., 1992. -25с.
- Деркач А.А., Кузьмина Н. В. Акмеология: пути достижения вершин профессионализма М.: РОУ, 1993. — 23 с.
- Деркач А.А., Орбан Л. С. Акмеологические основы становления психологической и профессиональной зрелости личности. М.: РАГС при През. РФ, 1995.-206с.
- Деркач А.А., Селезнева Е. В. Идеологическое воздействие: социально-психологические и педагогические аспекты. -М.: Мысль, 1985. С. 310.
- Дерманова И. Б. Сидоренко Е.В. Межличностные отношения. -СПб, 2001.
- Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. М.: Просвещение, 1987. — 272с.
- Дубов С.И. Развитие коммуникативно-управленческой компетентности руководителей в условиях тренингового воздействия: Автореф. дис.. канд. псих. наук. М, 2003. — 17с.
- Елканов С.Б. Профессиональное самовоспитание учителя. М., Просвещение, 1987. — 143с.
- Емельянов Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение. -Л, Изд-во. ЛГУ, 1985. 167с.
- Емельянов Ю.Н. Теория формирования и практика совершенствования коммуникативной компетентности: Дис.. д-ра псих. наук. Л, 1991.
- Емельянов Ю. Н. Кузьмин Е.С. Теоретические и методологические основы социально-психологического тренинга. Л.: ЛГУ, 1985.
- Еремеев Б.А. Об одном методе изучения социальной перцепции //Методы социально-психологических исследований. М, 1975. — С.149 — 155.
- Ершова Н.Н. Развитие социально-перцептивной компетентности в системе профессионального обучения: Дис.. канд. псих. наук. -М, 1997.
- Ершова С.И. Психолого-педагогические основы формирования коммуникативной готовности студентов к профессиональной деятельности: Автореф. дис.. канд. пед. наук. -Рн/Д, 1992.
- Желанова В.В. Развитие профессиональной готовности учителя начальных классов к педагогическому общению с учащимися: Дис.. канд. псих, наук. М, 1994.
- Жуков Ю. М, Петровская Л. А, Растенникова П. В. Диагностика и развитие компетентности в общении М.: МГУ, 1990. — 104с.
- Закон Российской Федерации от 10.07.92 «Об образовании».
- Закон Российской Федерации от 13.01.96. № 12−83 «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации от 10.07.92 «Об образовании».
- Загвоздкин В.К. Реформа образования в направлении компетентно-стного подхода в странах Европы и США //Компетентностный подход как способ достижения нового качества образования. М, 2003. — С. 167 — 184.
- Загвоздкин В.К. Реформирование преподавания и обучения на основе компетентного подхода: На материалах немецких источников // Компетентностный подход как способ достижения нового качества образования. М, 2003.-С.184- 198.
- Загвязинский В. К, Закирова А. Ф. Идея, замысел и гипотеза педагогического исследования //Педагогика. 1997. — № 2. — С.9 — 14.
- Зазыкин В.Г. Психология проницательности. М.: Московский областной учебный центр «Нахабино», 1997. — 92с.
- Захаров В. П, Хрящева Н. Ю. Социально-психологический тренинг. -Л, 1990.
- Зацепин В.В. Особенности взаимодействия субъектов образовательного пространства: Автореф. дис.. канд. пед. наук. -М., 1996.
- Зеер Э.Ф. Психология профессий: Учебное пособие. Екатеринбург: Изд. Урал. Гос. Проф.-пед. ун-та, 1997. — 244с.
- Зеер Э.Ф. Психология профессионального образования. Екатеринбург, 2000.
- Зеер Э.Ф. Психолого-дидактические конструкты качества профессионального образования //Образование и наука. 2002. — № 2 (14).
- Зимняя И.А. Иерархическо-компонентная структура воспитательной деятельности //Воспитательная деятельность как объект анализа и оценивания / Под общ. ред. И. А. Зимней. М., 2003.
- Зимняя И.А. Ключевые компетенции новая парадигма результата образования //Высшее образование сегодня. — 2003. — № 5. — С.34 — 42.
- Зимняя И.А. Компетентностный подход в образовании (метод олого-теоретический аспект) //Проблемы качества образования. Материалы XIV Всероссийского совещания. Книга 2. — М., 2004. — С.6 — 12.
- Зимняя И.А. Подготовка социального работника как многоуровневый процесс //Актуальные проблемы состояния и перспектив социальной работы в России. М., 1992. — Вып. 6.
- Зимняя И.А. Профессиональные роли и функции социального работника (общие проблемы подготовки специалиста) //Российский журнал социальной работы. 1995. — № 1.
- Зимняя И.А. Социальная работа как профессиональная деятельность //Социальная работа /Отв. ред. И. А. Зимняя. Вып. 2. — М., 1992.
- Иванов А.И., Куликова С. А., Семушина Л. Г. Использование лично-стно-ориентированных, деятельностных и модульных технологий обучения в ссузах// Среднее профессиональное образование/ Приложение.№ 5−6, 2005.
- Иванов Д.А., Загвоздкин В. К., Каспржак А. Г. и др. Компетентностный подход как способ достижения нового качества образования: Материалы для опытно-экспериментальной работы школ. М., 2003.
- Ильин Е.Н. Искусство общения. М., Педагогика, 1982.
- Кан-Калик В.А., Никандров Н. Д. Педагогическое творчество. М.: Педагогика, 1990. — 144с.
- Карапетова М.Н. Формирование педагогической компетентности преподавателя образовательного учреждения: Дис.. канд. пед. наук. М., 2000. — 19 с.
- Карпов А.В., Скитяева И. М. Психология рефлексии. М- Ярославль, 2002. — 304с.
- Качество трудового потенциала и экономический рост в России: Аналитическая справка//Материалы Всероссийской конференции Российского союза промышленников и предпринимателей (работодателей) 23.09.05. 13 с.
- Карпова Э.Э. Категория в теории и практике подготовки учителя к профессиональной деятельности: Автореф. дис.. д-ра псих. наук. Одесса, 1993.
- Кашницкая В.И. Формирование коммуникативной компетентности будущего учителя: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Кострома, 1995. — 21с.
- Кидрон А. Формирование социальной компетенции при социально-психологическом тренинге. (Психология условия социального взаимодействия). -Таллинн, 1983.
- Килошенко М.И. Рефлексия невербального поведения в социальной перцепции: Дис.. канд. псих. наук. СПб., 1994.
- Кларин М.В. Личная ориентация в непрерывном образовании //Педагогика. 1996. — № 2. — С. 14 — 21.
- Климов Е.А. Психология профессионала— М.: Изд-во Институт практической психологии, 1996. 400с.
- Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. -Р/н/Д, 1996.-509с.
- Клюева И.В. Социально-психологическое обеспечение деятельности педагога (ценностно-рефлексивный подход): Автореф. дис.. д-ра псих, наук. Ярославль, 2000. — 58с.
- Ключевые компетенции и образовательные стандарты: Доклад А. В. Хуторского на Отделении философии образования и теоретической педагогики РАО 23 апреля 2002 г. Центр «Эйдос», www/ eidos.ru/news/compet.htm.
- Коблянская Е.В. Психологические аспекты социальной компетентности: Дис.. канд. пед. наук. СПб, 1995.
- Коджаспирова Г. М. Культура профессионального самообразования педагога.-М., 1994.-С.138.
- Коломиец Б.К. Образовательные стандарты и программы: инвариантные аспекты. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1999. — 144с.
- Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 г. № 1756 р.
- Коссаковский А. Проблемы теории личности в психолого-педагогическом исследовании //Вопросы психологии. 1974. — № 6. — С.28 -35.
- Краевский В.В. Методологоя педагогического исследования: Пособие для педагога-исследователя. Самара: Изд-во СамГПИ, 1994. — 165с.
- Краевский В.В. Содержание образование: вперед к прошлому // Преподаватель. № 1. — 2000. — С.2 -10.
- Крайг Г. Психология развития. СПб.: Изд-во «Питер», 2000. -992с.
- Кривченко Т.А. Компетентность общения и подходы к ее формированию //Проблемы качества образования. М., 2004 — С. 48 — 57.
- Крылов А.Н. «Образ Я» как фактор развития личности: Автореф. дис.. канд. псих наук. М., 1984.
- Кузьмина Н.В. Акмеологическая теория повышения качества подготовки специалистов образования. М., 2001.
- Кузьмина Н.В. Методы исследования педагогической деятельности.- Л.: Изд-во ЛГУ, 1970. 114с.
- Кузьмина Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. М., 1990.
- Кузьмина Н.В., Деркач А. А. Акмеология: пути достижения вершин профессионализма. -М., 1993.
- Кузьмина Н.В., Реан А. А. Профессионализм педагогической деятельности. СПб, Рыбинск, 1993. — С.54.
- Кузнецова А.Г. Развитие методологии системного подхода в отечественной педагогике: Монография. Хабаровск: Изд-во ХК ИППК ПК, 2001. -152 с.
- Куницина В.Н. Стиль общения и его формирование. Л., 1985.
- Кутьев В.О. Педагогическая прогностика: научные подходы и мифы //Педагогика. 1995. — № 3. с. 7 — 14.
- Кухарев Н.В. На пути к профессиональному совершенствованию: книга для учителей. М.: Просвещение, 1990. — 159с.
- Кукосян О.Г., Князева Г. Н., Гаркуша В. Б. Концептуальные основы модульной технологии в системе дополнительного профессионального образования края / Материалы краевой научно-практической конференции Краснодар, 1998
- КукосянО.Г., Князева Г. Н., Траилина Л. П., ГаркушаВ.Б. Принцип системности модульного обучения в МРЦПК / Материалы краевой научно-практической конференции
- Лаптева М.Д. Компетентность социального взаимодействия: ком-понентностный состав и подходы к формированию //Проблемы качества образования. М., 2004. — С.39 — 48.
- Леванова Е.А. Формирование практической готовности учителя к взаимодействию с учащимися во внеучебной деятельности: Автореф. дисс. д-ра педнаук.-М., 1995.-31с.
- Леднев B.C., Никандров Н. Д., Рыжаков М. В. Государственные образовательные стандарты в системе общего образования: теория и практика. -М., 2002.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1977. — 304с.
- Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии.-М., 1984 .-445 с.
- Ломакина Т.Ю. Диверсификация профессионального образования.- М.: ЦПНО ИТОП РАО, 2000. 145 с.
- Лукьянова М.И. Развитие психолого-педагогической компетентности учителя: Автореф. дис.. канд. пед наук. -М., 1996. 18 с.
- Майерс Д. Социальноая психология. СПб., 1998.
- Макаренкова И.Н., Новикова Л. Ю. Язык профессионального общении и формирование межкультурной компетенции. М., 2000.
- Макаровская И.В. Коммуникативная компетентность и представление учителя о себе: Автореф. дис.. канд. псих. наук. СПб., 2003. — 24 с.
- Маркова А.К. Психологические критерии и ступени профессионализма учителя. М.: Педагогика, 1995. — № 6.
- Маркова А.К. Психологический анализ профессиональной компетентности учителя //Советская педагогика. 1990. — № 8.
- Маркова А.К. Психология профессионализма. М., 1996. — 308 с.
- Маркова А.К. Психология труда учителя. М., Просвещение, 1993.- 190 с.
- Масленникова В.Ш. Формирование профессиональной готовности студентов среднего профессионального учебного заведения к деятельности социального педагога: Автореф. дис.. д-ра пед. наук. Казань, 1996. — 20 с.
- Митина Л.М. Психология профессионального развития учителя. -М.: Флинта: Московский психолого-социальный институт, 1998.
- Митина Л.М. Формирование профессионального самосознания учителя //Вопросы психологии. 1990. — № 3. — С.58 — 64.
- Мудрик А.В. Социальная педагогика. М., 1999.
- Мясищев В.Н. О взаимосвязи общения и отражения как проблема общей и социальной психологии //Социально-психологические и лингвинисти-ческие характеристики общения и развития контактов между людьми: Тезисы симпозиума. -Л.: Изд-во ЛГУ, 1970.- С.114−115.
- Мясищев В.Н. Проблема отношений человека и ее место в психологии //Вопросы психологии. 1957. — № 5.
- Натаров В.И. Активные методы обучения //Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. 1999. — № 3. — С. 313.
- Новиков A.M. Российское образование в новой эпохе /Парадоксы наследия, векторы развития. М.: Эгвес, 2000. — 272 с.
- Образовательный стандарт высшей школы: сегодня и завтра. Монография / Под общ. ред. В. И. Байденко и Н. А. Селезневой. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2001 — 206 с.
- Общедоступный словарь по психологии, социологии и социальной работе. Барнаул, 1991.
- Овсянкин П.Е. Гражданская компетентность и новые школьные предметы //Народное образование, 2003. № 2. — С.68 — 72.
- Огарев В.И. Компетентное образование: социальный аспект. СПб: Изд. РАИ ИОВ, 1995.-С. 10.
- Ожегов С.И. Словарь русского языка. М.: Советская энциклопедия, 1973.-846с.
- Олейникова О.Н., Муравьева А. А., Коновалова Ю. В., Сартакова Е.В.Разработка модульных программ, основанных на компетенциях: Учебное пособие. М.: Альфа-М, 2005. — 160с.
- Олейникова О.Н. Европейское сотрудничество в области профессионального образования и обучения: Копенгагенский процесс. М.: Центр изучения проблем профессионального образования, 2004. — 70с.
- Олейникова О.Н. Разработка стандартов профессионального образования и обучения за рубежом. М., 2001. — 124 с.
- Олейникова О.Н. Роль оценки качества профессионального образования и обучения в Европе//Среднее профессиональное образование. 2001. — № 5. -С.50−53.
- Олейникова О.Н. Национальная система «стандартов умений» в США//Среднее профессиональное образование. -2001. № 10.- С.42−44.
- Олейникова О.Н., Муравьева А. А. Система квалификаций в странах Европейского Союза. М., 2004. — 64 с.
- Основы педагогики /Под ред. И. А. Колесниковой. М.: Академия, 2003.
- Остапчук Н.В. Педагогический анализ процесса становления психологической компетентности педагога: Дисс. канд. пед. наук. Екатеринбург, 1999.
- Павлюченков Е.М. Профессиональное становление будущих учителей //Советская педагогика. 1990. — № 11. — С. 64 — 69.
- Пахарев В.М. Развитие коммуникативной компетентности субъектов профессионального образования: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 2004. 24с.
- Педагогика профессионального образования // Е. П. Белозерцев,
- A.Д. Гонеев, А. Г. Пашков и др. /Под ред. В. А. Сластенина. М.: Академия, 2004.-368с.
- Педагогика развития: ключевые компетентности и их становление: Материалы 9-ой науч.-практ. Конференции Красноярск, 2002. — 320с.
- Педагогические технологии в современной школе /Сост. Беляева
- B.А., Аксенова П. И. и др. Рязань, 1996.
- Педагогический энциклопедический словарь /Под ред. Б.М. Бим-Бада. М.: Большая Российская энциклопедия, 2002. — 528с.
- Петровская Л.А. Компетентность в общении. Социально-психологический тренинг. М., 1989. — 216с.
- Петрушин С.В. Психологический тренинг в многочисленной группе (методика развития компетентности в общении в группах от 40 до 100 человек). М.: Академический Проект- Екатеринбург: Деловая книга, 2000. — С. 10 — 28, 166−238.
- Подласый И.П. Где помогут технологии?//Школьные технологии. -2003.-№ 3.-С. 10−26.
- Практическая психология //Под ред. М. К. Тутушкиной. СПб.: Диагностика плюс, 1998.
- Проблемы педагогической инноватики. Компетентностный подход: Материалы Регион, науч.-практ. конф. (7−8 февраля 2003 г, г. Тобольск). -Тобольск: Изд-во ТГГТИ им. Д. И. Менделеева, 2003.
- Прутченков А.С. Социально-психологический тренинг межличностного общения. М.: Знание, 1991. — 42с.
- Психологическая наука в России XX столетия: проблемы теории и истории.-М, 1997 574с.
- Психологическая энциклопедия /Под ред. Р. Корсини, А. Ауэрбаха. -СПб.: Питер, 2003.- 1096с.
- Психологические исследования общения /Под ред. Б. Ф. Ломова и др.-М.: Наука, 1985,344с.
- Рафф С.Е. Педагогическое взаимодействие как объект диагностики и коррекции: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Казань, 1994.
- Раченко И.П. Диагностика педагогической компетентности. Пятигорск, 1990.-207с.
- Реан А.А. Рефлексивно-перцептивный анализ деятельности педагога //Вопросы психологии. 1990. — № 2. — С.77 — 82.
- Реан А.А. Профессионализм в межличностном познании. СПб, 1995. — С.86 — 88.
- Реан А.В. Психология познания педагога личности учащихся. М, 1990.-89с.
- Реан А. А, Коломенский Я. Л. Социальная педагогика психологии. -СПб.: Изд-во «Питер», 2000.
- Резаев А.В. Парадигмы общения: Взгляд с позиции социальной философии. СПб, 1993.-210с.
- Рекомендации по структуре модульных образовательных программ начального и среднего профессионального образования/ Ефимова С.А.- д.п.н, проф. Посталюк Н.Ю.//Научный консультант и редактор: д.п.н, проф. Лейбо-вич А.Н.- М: ИРПО, 2005.
- Реформа развития высшего образования: Программный документ ЮНЕСКО. 1995.
- Рогулина Е.В. Взаимодействие психологических механизмов сте-реотипизации и рефлексии как условие развития профессиональной компетентности учителя: Дис.. канд. псих. наук. Череповец, 2000.
- Рогов Е.И. Личностно-профессиональное развитие учителя в педагогической деятельности: Автореф. дис. д-ра пед. наук. Р/на/Д, 1999.
- Романов К.М. Психология межличностного познания. Саранск, 1993.- 146с.
- Романова Е.С. Психология профессионального становления личности: Автореф. дис.. д-ра. псих. наук. -М., 1992.
- Ромек В.Г. Уверенность в себе: этический аспект //Журнал практического психолога. 1999. — № 9.
- Рубинштейн C. J1. Бытие и сознание. М., 1972. — С.410.
- Рубинштейн СЛ. Основы общей психологии. М., 1996. — 704с.
- Семушина Л.Г., Кагерманьян B.C., Жукова Е. С., Иванова Л. Н., Карпнюк Г. А., Леонтьева М. Ф. и др. Разработка методики контроля готовности к профессиональной деятельности студентов средних специальных учебных заведений. -М., 2001.
- Сериков В.В. Личностный подход в образовании: концепция и технологии. Волгоград: Перемена, 1994. — 152с.
- Силяева Е.Г. Теоретические основы формирования профессионально-этической культуры учителя: Автореф. дис.. д-ра пед. наук. М., 1995.
- Скрипюк И.И. Социально-перцептивные способности, в структуре педагогической деятельности //Способности и деятельность. Межвуз. сборник научных трудов. Ярославль: ЯГПИ им. К. Д. Ушинского, 1989.
- Сластенин В.А. Антропологический принцип педагогического образования //Индивидуальность в современном мире. Смоленск, 1995.
- Сластенин В.А. Социальный педагог: готовность к профессиональной деятельности //Научные труды. Серия психолого-педагогические науки. -М.: МПГУ, 1995.
- Словарь иностранных языков. М., 1987. — С.241.
- Словарь практического психолога /Сост. С. Ю. Головин. Минск, 1998.- 800 с.
- Смятских А.Л., Туркина Т. М. Формирование профессиональной компетентности студентов педколледжа. М.: Изд-во Центр НОУ ИСОМ, 2003. -34 с.
- Совет Европы: Симпозиум по теме «Ключевые компетентности для Европы»: Док. DECS/SC/ Sec (96) 43/ Берн, 1996.
- Советский Энциклопедический словарь /Под ред. А. М. Прохорова. -М.: Советская энциклопедия, 1988. С. 614.
- Современный философский словарь /Под ред. В. Е. Кемеровой. М., 1996.
- Соколова Е. Модульная профессиональная подготовка: Резервы оптимизации //Новые знания. 2000. — № 3.
- Соловьева Н.В. Профессиональное становление специалиста с высшим образованием в условиях изменяющейся социокультурной среды: Автореф. дис.. д-ра пед. наук. Казань, 1997.
- Сосонко В.Е., Курябова Г. А. Рейтинговая система контроля знаний. Пути разработки и внедрения//СПО. 1996. № 5−6
- Социальная педагогика и социальная работа за рубежом // Школа социальных педагогов и социальных работников. Межрегиональный центр социальной педагогики и социальной работы. М., 1991. — Вып. 1 — 6с.
- Спиркин А.Г. Сознание и самосознание. М., 1972. — С.133.
- Стефанов Н.Г. Общественные науки и социальная технология. -М.: Прогресс, 1976. 251с.
- Столяренко Л.Д. педагогика. Серия «Учебники, учебные пособия». -Ростов н/ Дону: Феникс, 2000. с. 345.
- Стратегия образования: основы формирования, методы оценки и прогнозирования. Научно-практическое пособие для руководителей и специалистов системы образования /В.В. Рябов, Н. П. Пищулин, Ю. В. Фролов и др. -М.:МГПУ, 2003.-206с.
- Стрелкова И.Э., Южанинова А. Л. К проблеме социально-перцептивных способностей //Современные психолого-педагогические проблемы высшей школы. Выпуск 5. — Л.: Изд-во ЛГУ, 1985.
- Суарес Р.К. Развитие рефлекса, педагогической способности посредством совершенствования коммуникативной деятельности: Автореф. дис.. д-ра псих. наук. М., 1990.
- Сухобская Г. С. Теоретический потенциал учителя и его потребности психолого-педагогических знаниях //Профессиональные потребности учителя в психолого-педагогических знаниях. М., 1987. — 86с.
- Татур Ю.Г. Образовательная система России. М.: Высшая школа, 1999.
- Татур Ю.Г. Компетентность в структуре модели качества подготовки специалиста // Высшее образование сегодня. 2004. — № 3. — С. 20 — 22.
- Тихоненко А.В. Компетентностный подход к формированию общенаучных понятий у учителей и учащихся начальной школы: Дис.. д-ра пед. наук. М.: ПроСофт, 2003.
- Торугпина 3. Гражданская компетентность и новые школьные предметы //Народное образование. 2003. — № 2. — С.86 — 77.
- Тропникова Н.П. Особенности личностно-компетентностного подхода в образовании. Троицк, 2004. — 23 с.
- Турчининова Ю.И. Обучение технике общения как средство повышения готовности студентов педвуза к профессиональной деятельности: Автореф. дис. .д-ра пед. наук. -М., 1988. 18с.
- Украинский Я.И. Психолого-педагогическая компетентность как фактор повышения эффективности деятельности руководителей. Киев, 1889.
- Устич Л.М. Формирование профессиональной компетентности специалистов в системе образования взрослых: Автореф. дис.. канд. пед. наук. -Калининград, 2004.
- Философский словарь /Под ред. И. Т. Фролова. 6-е изд., перераб. и доп. — М.: Политиздат, 1991.
- Фирсов М.В. Профессионально-этические принципы социальной работы и их исторически корни //Профессионально-этические нормы социальной работы. М., 1993.
- Фролов Ю.В. Экономика знаний и проблемы образования // Вестник Московского городского педагогического университета. 2002. -№ 2 (3). -С.148 — 155.
- Фролов Ю.В., Махотин Д. А. Компетентностная модель как основа оценки качества подготовки специалистов /Императив модернизации: компе-тентностный подход. -М., 2003. С. 34 — 41.
- Хараш А.У. Принцип деятельности в исследованиях межличностного восприятия //Вопросы психологии. 1980. — № 3.
- Холодная М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. -Москва- Томск, 1997. 254с.
- Хурло JI. Теоретические основы подготовки учителя к развитию субъектности ученика. Калининград, 2004. — 324с.
- Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты: Доклад на отделении философии образования и теории педагогики РАО 23 апреля 2002 г. Центр «Эйдос» www/eidos.ru/news/compet/htm.
- Хуторской А. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования //Народное образование. 2003. — № 2. — С.58 — 65.
- Хуторской А. Ключевые компетенции: технология конструирования //Народное образование. 2003. — № 5. — С.55 — 61.
- Хуторской А.В. Общепредметное содержание образовательных стандартов. Проект «Стандарт общего образования». М., 2002.
- Чекин А.Н. Проблема развития в современной научной картине мира: Автореф. дис.. д-ра. филос. наук. СПб., 1995.
- Чернилевский Д.В. Дидактические технологии в высшей школе: Учебное пособие для вузов, — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000.
- Чошанов М.А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения: Методическое пособие. М.: Народное образование, 1996 — С. 160.
- Шадриков В.Д. Новая модель специалиста: инновационная подготовка и компетентностный подход //Императив модернизации: компетентност-ный подход. М., 1981. — С.26 — 31.
- Шадриков В.Д. Проблемы профессиональной деятельности. М.: Наука, 1982.- 185с.
- Шадриков В.Д. Философия образования и образовательные политики.-М., 1993.- 181с.
- Шапиро Б.Ю. Предметно-профессиональная подготовка социальных работников: задачи, содержание, организация //Социальная работа. Вып. 5.-М., 1992.
- Шевандрин Н.А. Социальная психология. М, 1990. — С.716.
- Шевеленкова Т.Д. О личной характеристике социального работника //Социальная работа. -М., 1992. Вып. 5.
- Шишов С.Е. Компетентностный подход к образованию: прихоть или необходимость? //Стандарты и мониторинг в образовании. № 2. — С.58 -62.
- Шмелева Н.Б. Профессиональная подготовка студентов будущих специалистов по социальной работе (акмеологический подход) // Российский журнал социальной работы.-М., 1996. -№ 1. — С. 109 — 113.
- Шмелева Н.Б. Профессионально-личностное развитие социального работника: Автореф. дис.. д-ра. пед. наук. -М., 1997.
- Шмелева Н.Б. Профессиональное развитие личности социального работника в системе подготовки и переподготовки кадров. Ульяновск, 1994. -91с.
- Штофф В.А. Моделирование и познание. Минск: Наука и техника, 1974.-С. 3−35.
- Эльконин Б.Д. Понятие компетентности с позиции развивающего обучения//Современные подходы к компетентностно-ориентированному образованию. Красноярск, 2002. — С. 22−29.
- Энциклопедия профессионального образования в 3-х томах / Под ред. С .Я. Батышева. М.: АПО, 1999. — 440с.
- Юдин В.И. Развитие профессиональной компетентности учителя в процессе освоения вариантных педагогический технологий: Автореф. дис.. канд. пед. наук. СПб, 1996.
- Юцявичене П. Теория и практика модульного обучения Каунас, 1989−271 с.
- Ягафарова М.Д. Подготовка студентов педагогических колледжей к социальной работе с учащимися: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Казань, 1996.
- Якиманская И.С. Разработка технологии личностно-ориентированного обучения //Вопросы психологии. 1995. — № 2.
- Яковлева Н.В. Психологическая компетентность и ее формирование в процессе обучения в вузе: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Ярославль, 1994.
- Яценко Т.С. Методы активного социально-психологического обучения. -Киев, 1991.
- Яценко Н.Е. Толковый словарь обществоведческих терминов. -СПб., 1999.
- Яценко Т.С. Социально-психологическое обучение в подготовке будущих учителей. Киев, 1987. — 112с.
- Baily K.D. Social Research N.Y., London, 1982.
- Barker R.Z. Social Work Dictionary NASW, Silver Spring. Md. 1987, p.154.
- Beck A.T., Weishaar M.E. Cognitive Therapy //Corsini R.J. Current psychotherapies (4 ed.). Itasca, III.: Peacock, 1989. p.285 320.
- Competence: Inquires into its Meaning & Acquisition in Educational Settings /Ed. E.C. Short. -N.Y.- Univ. Prese of America, 84 185p.
- Conger J.A. Inspiring others: The language of leadership. Academy of Management Executive, 1991, 5 (1), 31 45.
- Isaeva Т.Е. To the Nature of Pedagogical Culture: Competence Based Approach to ist Structure // Преподаватель высшей школы в XXI веке //Труды
- Международной научно-практической интерконференции. Ростов-на-Дону, 2003.
- Farmer R.E., Monahan L.H. The prevention model for stress reduction: a concept paper. J. Police Sci. And Administr., 1980, vol. 8, N l, h. 11−21.
- Frankenhaeuser M. Psychobiological aspects of life stress. In: Coping and Realth /Ed.S. Levine, H. Urson. N.Y.: Plenum Publ. Corp., 1980.
- Hutmacher Walo. Key competencies for Europe //Report of the Symposium Berne, Switzerland 27 30 March, 1996. Council for Cultural Co-operation (CDCC) a Secondary Education for Europe. Strasburg, 1997.
- Janice T. Libson. Psychology for the classroom. Prentice Hall. Inc Englewood Cliffs, New Jersey. 1976 g.
- Mansfield В., Andersson L «Competence-based Standards, Training and Learning», Hifab/Hammerton Associates, 2004.3 07. Terminology of vocational training policy, CEDEFOP, 2004.
- Training and Learning for Competence. Second report on vocational training in Europe, CEDEFOP, 2002.
- Snow R.P., Brissett D. Pauses: Explorations in social rhythm //Symb. Interact. 1986. — 9, n 1.-p. 1 — 18.
- Schonfeld Irvin Sam. Psychological distress in a sample of teachers //Psichol., 1990 124, N 3, h. 321 — 338.
- Von Emster C.R., Harrison A.A. Role ambiguity, spheres of control, burnout, and workrelated attitudes of teleservice professionals //J. of Social Behavior and Personality. 1998. V. 13 (2). P.375 385.
- Группы ключевых компетенций по рекомендациям Советы Европы (симпозиум «Ключевые компетенции для Европы» г. Берн, 1996 г).
- Структура пояснительной записки
- Блок нормативные основания составления программы
- Модуль 1 назначение программы, подходы, специфика места курса в овладении профессиональными компетенциями-
- Модуль 2 цель, задачи, ведущие идеи курса1. Блок- результаты изучения курса
- Модуль 1. перечень профессиональных компетенций1.I. Блок новизна программы1. Блок содержание, структура и блоки содержания вариативной и инвариантнойчасти
- V. Блок рекомендации по составлению рабочей программы
- VI. Блок рекомендации по формам занятий, связь с практикой