Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Использование личностно-развивающих методов при обучении старшеклассников иноязычной речевой деятельности

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Личностная ориентация обучения, как уже отмечалось выше, не может быть обеспечена лишь посредством преобразован и одного содержания учебного курса. Не в меньшей мере необходимо и процессуально-технологическое обеспечение этого процесса Последнее включает такие компоненты, как обстановка деятельности школьника, т. е. поведение окружающих, содержащие предстоящей деятельности, ее трудность, новизна… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Историко-теоретические предпосылки и тенденции развития личностно — развивающих методов обучения
    • 1. Синтетическое представление психолого-педагогической мысли о развитии личности растущего человека
    • 2. Изучение иностранного языка как фактор развития личности учащегося
  • Глава II. Применение личностно-развивающих методов в процессе обучения старшеклассников иностранному языку
    • 1. Учет возрастных особенностей старшеклассников в О использовании личностно-развиваюших методов обучения иноязычной речевой деятельности
    • 2. Применение общедидактических и частных личностно-развивающих методов и приемов обучения иностранным языкам
    • 3. Концептуальные идеи — выводы об эффективности Ф использования личностно-развивающих методов обучения старшеклассников иноязычной речевой деятельности

Использование личностно-развивающих методов при обучении старшеклассников иноязычной речевой деятельности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Современное образование все более ориентируется на утверждение личностного начала в человеке. Стратегия модернизации российского образования (2002 г.) провозгласила общую направленность школы на развитие творческого потенциала личности обучаемого, что нашло отражение в разработке целей и содержания личностно-ориентированного, личностно-развивающего обучения. Несмотря на большое количество психологических и педагогических исследований, посвященных вопросам личностно-ориентированного обучения, конкретная методика личностно-развивающего обучения пока разработана недостаточно.

Актуальность исследования обусловлена нерешенностью в педагогике и методике преподавания комплекса исследовательских задач. Среди них:

— анализ синтетического представления психолого-педагогической мысли о развитии личности;

— разработка концептуальных идей-выводов об эффективности применения общедидактических и частных личностно-развивающих методов и приемов обучения иностранным языкам старшеклассников;

— доказательство соответствия тех или иных методов и приемов требованиям личностно-развивающего обучения иностранным языкам старшеклассников.

Анализ современной педагогической литературы показывает, что самым проблемным звеном в общеобразовательной школе является не среднее (с 5 по 9 классы), а старшее звено (10−11 классы), когда выпускники озадачены проблемами профессиональной направленности, личностного самоопределения, межкультурной коммуникации. На практике многие выпускники школ проявляют не очень высокий уровень владения иностранным языком, хотя тенденции последних лет показывают возросшую популярность иноязычного образования в школах. При этом приходится констатировать, что психологические, возрастные и индивидуальные особенности старшеклассников учитываются недостаточно, мало внимания уделяется осознанности восприятия учебного материала по иностранному языку. Во многих школах старшеклассник декларируется как личность, но на практике часто воспринимается как пассивный субъект деятельности.

Таким образом, все более острыми становятся противоречия между:

— вхождением системы образования в эпоху личностно-ориентированных образовательных технологий, что выражается в доминировании исследовательских, интерактивных, контекстных, диалоговых, имитационно-игровых моделей обучения и консервативностью образовательной системы в целом, включая профессиональный уровень большинства педагогов;

— необходимостью специальной профессионально-дидактической подготовки учителя к использованию методов личностно-развивающего обучения и неразработанностью содержательной и процессуальной сторон такого педагогического образования;

— наличием множества методик обучения иностранным языкам, в том числе рассматривающих личность как цель обучения, и отсутствием конкретной методики личностно-развивающего обучения иностранным языкам учащихся старшего звена.

Возникла необходимость в разрешении данных противоречий, что определило проблему исследования: каковы потенциальные возможности иностранного языка в развитии личности старшеклассника, общедидактические и частные личностно-развивающие методы и приемы обучения его иноязычной речевой деятельности.

Эта многогранная проблема требует разностороннего — историко-ретроспективного, методологического, теоретического, научно-методического исследования. Мы же на уровне кандидатской диссертации исследуем конкретную тему: «Использование личностно-развивающих методов при обучении старшеклассников иноязычной речевой деятельности».

Цель исследования состоит в том, чтобы выявить и обосновать возможности эффективного использования методов личностно-развивающего обучения иностранным языкам старшеклассников.

Объект исследования — процесс личностно-развивающего обучения иностранным языкам старшеклассников.

Предмет исследования — методы и приемы личностно-развивающего обучения иностранным языкам старшеклассников.

Гипотеза исследования: использование методов личностно-развивающего обучения иностранным языкам старшеклассников будет эффективным, если:

— учебная деятельность будет организована как совместная работа преподавателя и учащегося, в ходе которой учитываются интересы и потребности в изучении иноязычной речевой деятельности, возрастные и индивидуальные особенности каждого обучающегося;

— у учащегося формируется осознанная мотивация восприятия учебного материала по иностранному языку;

— сочетаются проблемные, эвристические, исследовательские приемы обучения иностранным языкам, развивающие интеллектуальные и личностные качества учащегося;

— достигается практическая цель учебного процесса как результата применения активных приемов обучения иностранным языкам.

Общий замысел исследования конкретизируется следующими задачами:

— выявить психолого-педагогические предпосылки использования личностно-развивающих методов обучения учащихся иноязычной речевой деятельности;

— обосновать с учетом возрастных особенностей старшеклассников дидактические приемы использования личностно-развивающих методов обучения их иноязычной речевой деятельности;

— разработать концептуальные идеи — выводы об эффективности использования личностно-развивающих методов обучения старшеклассников иноязычной речевой деятельности.

Методологическим основанием исследования являются психолого-педагогические теории развития личностисистемно-структурный, личностно-деятельностный подходы к процессу изучения личности и организации педагогического процессаидеи классиков психолого-педагогической науки о развитии личности (А. Дистервег, Я. А. Коменский, К. Д. Ушинский, А. Н. Леонтьев, С.Л.Рубинштейн) — теория личностно-развивающих педагогических средств (Е.В.Бондаревская, В. В. Сериков, И. С. Якиманская, Е. А. Крюкова, Г. А. Цукерман и др.) — психологические теории развития личности (А. Г. Асмолов, Л. И. Божович, Л. С. Выготский, В.А.Петровский), теория познавательно-развивающего обучения (Л.С.Выготский, Л. В. Занков, В. В. Давыдов, Д. В. Вилькеев и др.) — теория проблемного обучения (М.И.Махмутов, И. Я. Лернер, А. М. Матюшкин и др.) — концепции гуманизации и гуманитаризации образования (Ш.А.Амонашвили, М. Н. Берулава, Р. А. Валеева, В. П. Зинченко, Г. В. Мухаметзянова, З. Г. Нигматов, Е. Н. Шиянов и др.) — теория учета психологических свойств и возрастных особенностей при обучении языкам (Б.В.Беляев, И. А. Зимняя, И. С. Кон, В. А. Крутецкий и др.) — частнометодические теории обучения иностранным языкам (Л.В.Щерба, И. Л. Бим, Е. И. Пассов, Г. А. Китайгородская, Р.П.Мильруд) — теория развития языка и речи, теория общения и двуязычного образования (А.А.Леонтьев, В.А.Кан-Калик, Л. З. Шакирова, А. Ш. Асадуллин, Ф. Ф. Харисов, В. Ф. Габдулхаков, Н.К.Туктамышев).

В исследовании использовались теоретические (аналитико-синтетическое изучение литературы по проблемеиндуктивный и дедуктивный методы в моделировании содержания обучения) и эмпирические методы (ретроспективный анализ передового педагогического опыта, наблюдение в учебном процессе, беседы с учащимися и учителями, изучение архивных материалов и записей учащихся, родителей и педагогов).

Исследование проведено на базе Института повышения квалификации и переподготовки работников образования РТ и Института непрерывного педагогического образования г. Набережные Челны с 1996 по 2002 год и осуществлялось в 3 этапа.

Первый этап (1996;1998) — изучение научной литературы по проблеме, разработка аппарата исследования. Были поставлены цели, определены задачи будущего эксперимента, сформулирована гипотеза, высказаны прогнозы ожидаемого результата.

Второй этап (1998;2001) — проведение теоретического исследования: отслеживание процесса, диагностика и прогноз промежуточных результатов.

Третий этап (2001;2002) — анализ и обобщение результатов работы, их оформление. Соотнесение результатов с гипотетическими предположениями, описание опыта и результатов исследования.

Достоверность результатов и выводов обеспечивается общими методологическими подходами при определении исходных позиций исследованияиспользованием анализа и синтеза, сопоставлений современного знания из различных отраслей педагогической, психологической и других науквыбором комплекса взаимодополняющих теоретических и эмпирических, количественных и качественных методов.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключаются в следующем:

— выявлены психолого-педагогические предпосылки развития личностно-развивающих методов обучения средствами иностранного языка;

— разработаны и теоретически обоснованы с учетом возрастных особенностей старшеклассников дидактические приемы применения личностно-развивающих методов обучения их иноязычной речевой деятельности: организация ролевых и деловых игр, обсуждение полилогических проблем, постановка и решение коммуникативно-поисковых задач, разработка творческих заданий, инициирование речевой деятельности, создание коммуникативных личностно-развивающих ситуаций, диалог с выбранным партнером, проблематизация и драматизация текста, различные формы контроля и самоконтроля, тестирование, использование компьютерных программ, имитация фонетических, интонационных примеров;

— создана модель личностно-развивающего обучения старшеклассников иноязычной речевой деятельности;

— сформулированы концептуальные идеи-выводы об эффективности использования личностно-развивающих методов обучения старшеклассников иноязычной речевой деятельности.

Поскольку данное исследование носит главным образом теоретический характер, его практическая значимость состоит в том, что полученные результаты, выводы и методические рекомендации могут быть использованы:

— при подготовке учителей иностранного языка в ССУЗе и вузе;

— на курсах повышения квалификации работников образования;

— в работе учителей иностранного языка, ориентированных на личностную модель педагогической деятельности в своей практике;

— разработанные дидактические приемы использования личностно-развивающих методов обучения старшеклассников иноязычной речевой.

— разработанные дидактические приемы использования личностно-развивающих методов обучения старшеклассников иноязычной речевой деятельности дают возможность учителям иностранных языков повысить эффективность преподавания своего предмета.

На защиту выносятся следующие положения:

— характеристические свойства старшеклассника как объекта и субъекта личностно-развивающего обучения иноязычной речевой деятельности;

— дидактические приемы использования методов личностно-развивающего обучения старшеклассников иноязычной речевой деятельности;

— модель личностно-развивающего обучения старшекласс-ников иноязычной речевой деятельности;

— совокупность концептуальных идей-выводов об эффективности применения личностно-развивающих методов и приемов обучения иноязычной речевой деятельности.

Апробация и внедрение результатов исследования: Основные положения диссертации обсуждались на международной научно-практической конференции «Иностранный язык и современный мир» (Набережные Челны, 1998), научно-практической конференции молодых ученых «Актуальные проблемы педагогической науки» (КГПУ, 2001), на заседании кафедры истории и философии образования НГПИ (2000), а также опубликованы в виде статей в журнале «Наука и школа» (2002) и двух статей в сборнике научно-практических трудов ИНПО г. Набережные Челны (2002).

Структура работы. Логика исследования и последовательность решения поставленных задач определили структуру диссертации: она состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложений. Список использованной литературы включает 185 источников на русском и иностранных языках.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Методологическая эволюция закономерно преобразовала процесс познания иностранного языка и прошла путь от изучения знаний о языке к овладению текстами речью речевой деятельностью и на — конец к личностно деятельностной ориентации обучения которая позволяет пол нее раскрывать резервы усвоения знаний больше учитывать сущность языка как главнейшего орудия мышления и деятельности человека как средства становления личности теснее связывать учебный процесс с жизненными запросами и ориентациями учащихся.

Личностная ориентация обучения, как уже отмечалось выше, не может быть обеспечена лишь посредством преобразован и одного содержания учебного курса. Не в меньшей мере необходимо и процессуально-технологическое обеспечение этого процесса Последнее включает такие компоненты, как обстановка деятельности школьника, т. е. поведение окружающих, содержащие предстоящей деятельности, ее трудность, новизна, творческий характер, особенности стимулирования действии и результатов, учет мотивации т. е. стремления личности к достижению результата, оценка вероятности его достижения самооценка собственной подготовки предшествующее психическое состояние личный опыт мобилизации сил на решение трудных задач, умение самонастраиваться, создание оптимальных условий для целенаправленной деятельности.

Оптимальные условия для личностно-смыслового восприятия учебного предмета связаны со способностью учебного процесса возбуждать и развивать внутренние мотивы учения обучающихся на всех этапах развития активности, стимулировать механизм ориентировки учащихся обеспечивать целеполагание в предстоящей деятельности формирование общеучебных и специальных умений обучающихся по переработке учебной информации, направлять их нравственно-волевые и физические силы на достижение учебно-познавательных целей, обеспечивать самооценку деятельности, постоянно ориентироваться на психическое состояние личности, на привитие ей новых способов деятельности, создавать условия для проявления высших личностных функций личности, поддерживать ее работоспособность.

Личностно ориентированное образование, напротив рассматривает механизмы личностного существования человека (рефлексию, смыслотворчество, избирательность, ответственность, автономность и другие) как самоцель образования, достижению которой подчинены его содержательные и процессуальные компоненты. Эффективность усвоения при этом собственно предметного содержания возрастает благодаря тому, что это содержание обретает теперь качественно новый личностный смысл, выступает как содержание и среда становления личностного опыта индивида.

Гуманизация образования предполагает реализацию личностно-развивающих образовательных технологий, основанных не только на гуманных педагогических и национально-этнических традициях региона, но и на опыте мирового сообщества, в принятии которого изучение иностранных языков, несомненно, играет огромную роль.

Подводя итоги исследования, мы можем утверждать, что общая гипотеза исследования подтвердилась. Обучение иноязычной речевой деятельности обладает обширным личностно-развивающим потенциалом, реализация которого будет эффективной при условии принятия и осознания сущности личностно-развивающего образования. Изложенные в работе положения и выводы не претендуют на полное решение проблемы обеспечения методической базой принципов личностно-развивающего обучения, но в дальнейшем могут внести достойный вклад в создание педагогической технологии личностно-развивающего образования.

Показать весь текст

Список литературы

  1. «Об образовании» Закон РФ.-3-е изд. М., 2001.-52с.
  2. Абульханова-Славская H.A. Деятельность и психология личности. М., Наука, 1980
  3. Актуальные вопросы обучения иностранным языкам в средней школе. (Сборник статей). Под ред. Климентенко А. Д., Миролюбова A.A., М., Педагогика, 1973.-256с.
  4. Актуальные вопросы языкознания и интенсификации преподавания иностранных языковАН Беларуси, Институт иностранных языков.-Минск: Навука i тэхшка, 1993.-208с.
  5. М.В., Манке К. Г. Обучение с учетом психофизических особенностей подростков //Педагогика, 1993.-№ 6.-с.9.
  6. Л.И. Личность в трудных жизненных условиях// Психологический журнал.-1994, — № 1 .-с.6.
  7. В.А. Психология обучения иностранным языкам.- М., 1969.-279с.
  8. А.Г. Психология личности. -М., 1990.
  9. Ю.К. Выбор методов обучения в средней школе. М., Просвещение.
  10. .В. Очерки по психологии обучения иностранным языкам. М.: Просвещение, 1965.
  11. Бим И. Л. Методика обучения иностранным языкам как наука и проблемы школьного учебника: (опыт системно-структурного описания)/М.: «Русский язык»., 1997.-288с.
  12. Бим И. Л. Система обучения иностранным языкам в средней школе и учебник как модель ее реализации, — М., 1974.-240с.
  13. Божович JIM. Этапы формирования личности в онтогенезе //Вопросы психологии. 1978. № 4 с. 30−34.
  14. A.B. Проблемы психологии субъекта.М, 1994.
  15. P.A. Гуманистическое воспитание: опыт реформаторских школ Европы первой половины 20 века /Казан.гос.пед.ун-т- Науч.ред. З. Г. Нигматов. Казань, 1996, — 173с.
  16. Г. Е. Из истории методов преподавания иностранных языков,-Воронеж, 1979.-56с.
  17. Р.Б. Очерки истории советской дидактики. -М.:Педагогика, 1982.
  18. Н.В. Природа интеллектуальных способностей человека. -М.: Мысль, 1989.-173С.
  19. Д.В. Методы познания в школьном обучении, — Казань, 1975.
  20. Д.В. Педагогическая психология: Курс лекций/ Казань: Изд-во КГПУ, 2001.-262 с.
  21. Вопросы теории и методики преподавания иностранных языков. Казань, 1968.-127с. (КГПИ, Уч. записки, вып 66)
  22. .В. Метод исканий (исследовательский) и новые программы -На путях к новой школе, 1924.№ 4.
  23. Л.С. Лекции по психологии. СПб.: СОЮЗ, 1999.-144с.
  24. Л.С. Мышление и речь. // Собр.соч. Т.2.жМ. 1982. с.5−361.
  25. Л.С. Педагогическая психология,— М.:Педагогика, 1991.
  26. П.Я. Введение в психологию: Учебное пособие для вузов.-2-е изд.-М.: «Книжный дом „Университет“, 2000.-336с.
  27. Н.Д. Педагогическое сотрудничество в контексте современной модели обучения иностранным языкам //Обучение иностранному языку как коммуникативному взаимодействию. Сб. науч. тр. Вып. 443, М., 1999.
  28. И.А., Левитан K.M. „Обучение чтению на иностранных языках в старших классах. Метод, рекомендации. Свердловск. 1972−60с.
  29. С.П. Ученик как субъект учебной деятельности : методические рекомендации для учителей.- Новосибирск, 1991.-36с.
  30. П.Б. Теория и практика эксперимента в методике преподавания иностранных языков. Владимир, 1980.-103с.
  31. В.В. Тоерия развивающего обучения.-М.: ИНТОР, 1996−544с.
  32. М.А. Деятельностная методика обучения иностранным языкам,— М.: Высшая школа, 1990.-175с.
  33. М.А. Деятельностная методика обучения иностранным языкам.-М.: Высш. школа, 1990.- 175с.
  34. A.A. Педагогическая эвристика: Искусство овладения иностранным языком.- М.: Педагогика, 1991 221с.
  35. А. Избранные педагогические сочинения. М., Учпедгиз, 1956
  36. Е.М., Цукерман Г. А. Истина рождается в споре // Нач. школа. 1987 .№ 5.
  37. К.Б. Управление познавательной деятельностью учащихся при изучении иностранных языков в средней школе. М.:Просвещение, 1988,-101с.
  38. Ждан А.Н.и Гохлернер М. М. Психологические механизмы усвоения грамматики родного и иностранного языков. М., Изд-во моек, ун-та, 1972.-256с.
  39. В.И. Методология и методика дидактического исследования.-М.-Педагогика, 1982.-159с.
  40. Закон РТ „Об образовании"/ Мин-во образования Респ. Татарстан.-Казань: Школа, 1998.-72с.
  41. JI.B. Избранные педагогические труды Вступительная статья Ш.А.Амонашвили.- М.: Новая школа, 1996.-432с.
  42. ЗанковЛ.В. Избранные педагогические труды. АПН СССР-М. :Педагогика, 1990.-418с.
  43. С. И. Слободчиков A.A. Развитие инициативной речи учащихся (на материале английского языка). Кн. для учителя. -М.:Просвещение. 1983−127с.
  44. И.А. Психологические аспекты обучения говорению на иностранном языке.- М., 1978.-159с.
  45. И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе. М.: Просвещение, 1991.
  46. Г. И. Формы организации обучения в педагогике и школе .Казань, 1994.-227с.
  47. Э.В. Философия и культура.
  48. Е.И. О проблемах воспитывающих развивающих методов обучения иностранным языкам М., 1988, 212с.
  49. Кабанова-Меллер E.H. Учебная деятельность и развивающее образование.-М., 1981.
  50. М.К. Роль индивидуальных различий в успешности овладения иностранным языком. Автореф.канд.дис. М., 1983.
  51. М.К., Арцишевская Е. В. Типы языковых и коммуникативных способностей и компетенции //Вопросы психологии. 1996. № 1. с.34−40.
  52. З.И. Продуктивное мышление как основа обучаемости. -М., 1981.
  53. Кан-Калик В. А. Учителю о педагогическом общении.-М., 1987.-190с.
  54. И.В. Состояние методики преподавания иностранных языков в средней общеобразовательной школе и задачи ее дальнейшего развития. М. Изд-во Акад.пед.наук РСФСР, 1957−80с.
  55. Г. А. Методика интенсивного обучения иностранным языкам.-М., 1986.-103с.
  56. А.Ю. Лекции по педагогике и психологии творчества. Пенза, 1994.-344с.
  57. Я.А. О развитии природных дарований. М.:1996.
  58. И.Ф. Активный метод обучения иностранным языкам в школе Минск, 1970.-260с.
  59. И.Ф. Методика преподавания иностранных языков.-Минск, 1979.-352с.
  60. Коммуникативная лингвистика и методика преподавания иностранных языков:/Е.И.Морозова и др. Харьков: Вища шк. Изд-во при Харьк.гос.ун-те, 1987.-103с.
  61. B.C. Основы функционального обучения иноязычной лексике.- Воронеж: Изд-во Воронежского ун-та, 1990. 156с.
  62. Краткий психологический. М., 1985.
  63. Е.А. Теоретические основы проектирования и применения личностно-развивающих педагогических средств. Автореферат дис. доктора пед.наук. Волгоград. :2000.-41с.
  64. О. П. Лобанов Ю.И. Компьютерные технологии изучения иностранных языков. -М., 1993- 153с.
  65. Курс обучения иностранным языкам в средней школе. Под ред. проф. B.C. Цетлин М., „Педагогика“, 1971.-230с.
  66. А. Как заманить ученика на урок иностранного: Методика преподавания. Народное образование.2000.-№ 8.-с. 127−133.
  67. K.M. Личность педагога: Становление и развитие, — Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 1991. 163с.
  68. A.A. Психология общения. -М.:Смысл, 1997.-365с.
  69. А.Н. Деятельность, сознание, личность. М. Политиздат, 1975.
  70. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность //Изб. собр. психол. произв.: В 2-х томах. Т. 2. — М., 1983. — С. 94−231.
  71. И.Я. Дидактическая система методов обучения. М.: Педагогика, ^ 1981.-186с.
  72. Ливингстоун Кэрол. Ролевые игры в обучении иностранным языкам. М.: Высш. школа, 1988 126с.
  73. Дж. Об управлении разумом. Соч. в Зт. Т.3.:1988.
  74. М.В. Методика преподавания иностранных языков. М.,"Просвещение“, 1981.-159с.76. -М., 1995.-172с.
  75. Л.В. Развитие у учащихся иноязычных способностей к устной речи посредством опорно-схематических схем. Автореф.канд.дис. Воронеж, 2001 -24с.
  76. М.И. Проблемное обучение. Основные вопросы теории. М., „Педагогика“, 1975.-368с.
  77. М.И. Современный урок.-М.: Педагогика, 1985−184с.О
  78. В.Н., Ямпольский Л. Г. Введение в экспериментальную психологию личности. М.: Педагогика., 1985.
  79. Н.А., Сабурова Г. Г. Проблема обучения и развития на Международном конгрессе психологов. „Вопросы психологии“, 1967, № 1, с. 33.
  80. Методика и методология изучения языка: (Англ.филология): Сборник статей. Под.ред. О. В. Александровой, Н. Б. Гвишиани. М.: Изд-во МГУ, 1988.-150с.
  81. Методика и психология обучения иностранным языкам. (Сб.статей) Под ред. Артемова В. А., Гез Н. И. М., 1970- 293с.
  82. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. Н. И. Гез, М. В. Ляховицкий, А. А. Миронов и др.,-М.:Высш.школа, 1982.-373с.
  83. Методика обучения иностранным языкам в средней школе: учебное пособие для пед. ин-тов по спец. „Иностр.яз“. /Н.И.Гез, М. В. Ляховицкий, А. А. Миролюбов и др./.-М: Высшая школа, 1982.-373с.
  84. Методика преподавания иностранных языков за рубежом: Вып.№ 2,-М., 1976,-452с.
  85. Методика преподавания иностранных языков за рубежом: Сборник статей.- Сост. Е. В. Синявская. М.: „Прогресс“.- 1976, — 454с.
  86. Методы обучения в современной школе. Под ред.Н. И. Кудряшева,-М. :Просвещение, 1983.-192с.
  87. Р.П. Основные способы стимулирования речемыслительной деятельности на иностранном языке. ИЯШ.1996 № 6с.6−12.
  88. Р.П. Развивающее обучение средствами иностранного языка в средней школе. Дисс. доктора пед. наук. М., 1992- 514с.
  89. Р.П. Современные концептуальные принципы коммуникативного обучения иностранным языкам. ИЯШ. 2000№ 4.-с.9−15
  90. Р.П. Современный методический стандарт обучения иностранным языкам в школе.ИЯШД 996,№ 1,с5−11.
  91. A.A. Изучение иностранных языков: Средство развития личности ученика//Советская педагогика, 1989,№ 6. с13−18.
  92. A.A., Рахманов И. В., Цетлин B.C. Общая методика обучения иностранным языкам в школе.М.:Просвещение, 1967.-504с.
  93. А.Т., Сержантов В. Ф. Смысл жизни и личность. -Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1989.-205с.
  94. Настольная книга преподавателя иностранного языка: справ, пособие /Маслыко Е.А., Бабинская П. К., Будько А. Ф., Петрова С.И.-5 изд., стер.-Минск: Выш. Шк., 1999 528с.
  95. З.Г. Воспитание гуманизма у школьников. Казань, 1988.
  96. З.Г. Гуманизм: педагогика и школа. Казань, 1982.
  97. З.Г. Принцип гуманизма и его развитие в истории советской школы (1946−1989гг.):Автореф. дис.. доктора педагогических наук,-Казань, 1990.-35с.
  98. И.З. Подготовка учителей к реализации гуманистической направленности обучения средствами методической работы: Автореф. дис. докт.пед.наук.-Волгоград, 1992 .-3 8с.
  99. С.Ю. Индивидуализация обучения иностранным языкам.-Киев :Вища щкола, 1987−138с.
  100. С.М. У истоков советской методики обучения иностранным языкам.-М., 1960,102с.
  101. Образование в поисках человеческих смыслов / Под ред. Е. В. Бондаревской. Ростов н/Д, 1995−47с.
  102. Обучение диалогической речи: (На материале английского языка): Пособие для учителей, — Киев: Рад.шк., 1989- 156с.
  103. Общая методика обучения иностранным языкам: ХрестоматияПредисл. Леонтьева А.А.- М.: Рус.яз., 1991.-356с.
  104. Общая методика преподавания иностранных языков в средних специальных учебных заведениях. Под.ред. А. А. Миролюбова, А. В. Парахиной, — 2-е изд., испр. -М.:Высш.школа., 1984 240с.
  105. Оптимизация процесса обучения иностранному языку. Московский педагогический институт иностранных языков им. М. Тореза. Сб. научн.трудов. Вып.202.-1982.-236с.
  106. Основные направления в методике преподавания иностранных языков в XIX—XX вв. Под ред. И. В. Рахманова. М., „Педагогика“, 1972.-318с.
  107. Основы методики преподавания иностранных языков. Учебник для институтов и факультетов иностранных языков. Под ред. В. А. Бухбиндера, В. Штрауса.- Киев, Вища школа, 1986.-329с.
  108. Г. Устный метод обучения иностранным языкам.-М., 1960.-165с.
  109. Е.И. и др. Учитель иностранного языка. Мастерство и личность.-М.: 1993 .-158с.
  110. Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению.- 2-е изд.- М.: Просвещение, 1991 220с.
  111. Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению: Пособие для учителей иностранного языка. -М.:Просвещение, 1985.-208с.
  112. Е.И. Основы методики обучения иностранным языкам.-М.:"Русский язык“, 1977.-214с.
  113. Е.И. Урок иностранного языка в средней школе. -М.: Просвещение, 1988.- 223с.
  114. Педагогическое мышление и его формирование у студентов /Казан.гос.пед.ун-т- Науч.ред. А. А. Кирсанов.- Казань, 1997−52с.
  115. И.Г. Избранные педагогические произведения. :в Зт.Т.2.
  116. A.B., Китайгородская Г. А. К некоторым вопросам активизации учебной деятельности. В кн.: Методы интенсивного обучения иностранным языкам, вып. 5, М., 1979. — 77с.
  117. В.А. Феномен субъектности в психологии личности. Докт.дис. М., 1994.
  118. . Роль действия в формировании мышления. „Вопросы психологии“, 1965, № 6.
  119. E.H. Новые педагогические технологии в обучении иностранным языкам. ИЯШ.2000.№ 6.с.6−11.
  120. С.Д. Психопедагогика воспитания. -М.Новая школа, 1996.-160с.
  121. Преподавание иностранных языков в средней школе. Вопросы методики обучения иностранным языкам в IX-XI классах. Под.ред. А. А. Миролюбова. М., Изд-во Акад.пед.наук РСФСР, 1961. 126с.
  122. Программированное обучение иностранным языкам в школе. Сб.статей. Под.ред. И. Ф. Комкова. Минск, „Нар. асвета“, 1966−175с.
  123. Психолингвистическая и лингвистическая природа текста и особенность ее восприятия/ Под ред. Жлуктенко Ю. А., Леонтьева A.A. -Киев: Вища школа, 1979−248С.
  124. Психология развивающейся личностиПод.ред. А. В. Петровского.М.:Педагогика, 1987,-240с.
  125. Развивающее обучение: Вопросы методологии и технологии: Материалы научно-методической конференции.Вып.2.СПб.:СП6ААН, 1998,-106с.
  126. В.Э. Краткий обзор основных методов преподавания иностранных языков с I по XX век.-М. 1971.-112с.
  127. И.В. Обучение устной речи на иностранном языке: Учебное пособие, — М.:Высш.школа, 1980 -120с.
  128. И.В. Очерк по истории методики преподавания новых западноевропейских иностранных языков. М., Учпедгиз, 1947−196с.
  129. Г. В. и др. Методика обучения иностранным языкам. М.: „Просвещение“. 1991.-287с.
  130. Г. В., Рабинович Ф. М., Сахарова Т. Е. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. М.,"Просвещение», 1991.-287с.
  131. С.Д. Основы общей психологии: В 2-х томах. Т. 1. — М.: Педагогика, 1989.
  132. С.Л. Проблемы общей психологии. М.: Наука, 1973.
  133. .Ж. Педагогические сочинения. В 2 т.-М., 1981.
  134. И.Д. Очерки методов обучения иностранным языкам. Система упражнений и система занятий. М.: «Высш. школа», 1966.-252с.
  135. В. А. Булатова Д.В. Интенсивный курс английского языка.: Первый этап. Учеб. Пособие / Науч.ред. Г. А. Китайгородская.- Казань: Изд-во Казан. ун-та, 1991.- 184с.
  136. В.В. Проблемные задания на уроках английского языка в общеобразовательной школе. Учебн.пособие. Воронеж: Изд-во Воронежского ун-та, 1987. — 174с.
  137. В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем. М.: «Логос», 1999.-270с.
  138. Система методов обучения иностранным языкам в школе и вузе. Минск, 1971.-112с.
  139. B.JT. Коммуникативные упражнения на английском языке: Пособие для учителя.-М.:Просвещение, 1983.-128с.
  140. В.Л. Основы обучения устной иноязычной речи.-М., «Русский язык», 1981.-248с.
  141. В.Н. О теоретических основах систем обучения иностранным языкам.- Томск: Издательство Томского университета, 1979.-153с.
  142. В.И. Общая педагогика в тезисах, дефинициях, иллюстрациях. -М.: Педагогическое общество России, 1999.-416с.
  143. Совершенствование содержания образования в школеПод ред. И. Д. Зверева, М. П. Кашина.-М.Педагогика, 1985.- 272с.
  144. Современные направления в зарубежной методике преподавания иностранных языков: Сб.ст. /Н.И.Гез и др. М., 1980. -Вып.324.
  145. Содержание обучения иностранным языкам в средней школе: Организация речевой деятельности- Под ред. А. Д. Климентенко.-М .Педагогика, 1984. -143с.
  146. Э.А. Проблема развивающей функции методов обучения иностранным языкам. ИЯШ.1984,№ 1 с. 19−24.
  147. Теоретические основы методики обучения иностранным языкам в средней школе. Под ред. А. Д. Климентенко, Миролюбова А.А.-М.: Педагогика, 1981.-456с.
  148. Г. С. Педагогические основы обучения иностранным языкам. Ижевск: Издат. дом «Удмуртский Университет», 1999.-282с.
  149. К.Д. Соч. М., 1948.т.2.-500с.
  150. К.Д. Сочинения. М., 1948.Т.2.
  151. Философия и история образования: Прогр. и метод, рекомендации / Сост. Р.А.Валеева- Науч.ред. Г. С.Закиров- Казан.гос.пед.ун-т.-Казань, 1997.
  152. И.И. Основы теории обучения пониманию иноязычной речи (подготовка переводчика). М.: Высшая школа, 1989.
  153. Ф.Ф. и др. Взаимосвязь национальных культур в преподавании иностранного языка.- Казань, 1995.-75с.
  154. Г. А. Психологические основы методики преподавания иностранных языков, — Днепропетровск,!973.-74с.
  155. Р.Г. Моделирование педагогических ситуаций в ролевых играх: сборник ролевых игр.-М., 1991.-101с.
  156. E.H. Гуманизация и профессиональное становление педагога// Советская педагогика .-1991.-№ 9.-с.80−84.
  157. Э.А. Методический эксперимент в системе методов исследования.-Воронеж, 1976.-155с.
  158. Э.П. Языковая коммуникация и обучение иностранным языкам. М., «Просвещение», 1972.- 350с.
  159. Л.В. Преподавание иностранных языков в средней школе . Общие вопросы методики. Изд. 2-е. М., «Высш.школа», 1974.
  160. Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся.-М.:Педагогика, 1988.-108с.
  161. Д.Б. Избр. психол. труды. М.: Педагогика, 1989.
  162. Эффективность образовательных технологий. /Лобанов Ю.И., Токарева B.C., Сухинина М. А. М.: НИИВО, 1999.- 40с.
  163. C.B. Развивающее обучение на уроке иностранного языка в школе.(На материале понимания иноязычного текста):Дисс. канд. пед. наук. М.: 1995.-143с.
  164. И.С. Знания и мышление школьников. М., 1984.
  165. И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе.-М.:Сентябрь, 1996.-96с.
  166. И.С. Развивающее обучение .- М.: Педагогика, 1979.-144с.
  167. И.С. Требования к учебным программам, ориентированным на личностное развитие школьников// Вопросы психологии. 1994, № 2.с. 64−76.
  168. И.С. Якиманская Разработка технологии личностно ориентированного обучения//Возр. психология, 1995, № 6. с. 31.
  169. Л.З. Методика построения урока иностранного языка в средней школе. М., «Педагогика», 1974- 94с.
  170. Khapp Potthoff, K.Khapp. Fremdsprachenlernen und lehren. Eine Einfuhrung in die Didaktik vom Standpunkt der Zweitsprachenerwerbsforschung. Verl.W.Kohlhammer: Stuttgart, Berlin, Koln, Main, 1982. — C. 156.
  171. Padagogische Grundbegriffe. Berlin, 1996. S.227.
  172. Reiss F. Technologie der Erziehung // Rauch E., Auzinger W. (Hg.). Kritische Erziehung: Worterbuch. Starnberg, 1972. S.269.
  173. Flichtner W. Allgemeine Padagogik. Stuttgart, 1970- Nicklis W.S. Die Sache mit den «Lernzielen» im Erfahrungskontext // Kozdon B. (Hg). Lernzielpadagogik. Bad Heilbrun, 1980. S.87.
  174. D., Rost F. (Hg.). Padagogische Grundbegriffe // Rowohlts-enzyklopadie. 1996. S.227−285.
  175. Methods that work: ideas for literacy and language teachers-(2nd. ed.).Ed. by J.W.Oller.-Boston: Heinle & Heinle, 1993. p.434.
  176. Scrivenor, Jim. Learning teaching: A guide book for English language teachers. Oxford, Heinemann, 1994.
  177. Schultz D. Growth Psychology: Models of the Healthy Personality. -N.Y., 1977. p. 151.
  178. Maslow A. H. Motivation and personality. N. Y., 1954.
  179. Mishel W. Personality and assessment. N.Y. 1968.
  180. Thomas A., Chess S. Temperament and development. N.Y.: Brunner / Mazel, 1977.
  181. Buss D. M. Toward a biologically informed psychology of personality // J. Personal. 1990. V.58. № 1. p. 1 16.
  182. Milosz C. The captive mind. N.Y.: Vintage, 1981.
Заполнить форму текущей работой