Использование личностно-развивающих методов при обучении старшеклассников иноязычной речевой деятельности
Диссертация
Личностная ориентация обучения, как уже отмечалось выше, не может быть обеспечена лишь посредством преобразован и одного содержания учебного курса. Не в меньшей мере необходимо и процессуально-технологическое обеспечение этого процесса Последнее включает такие компоненты, как обстановка деятельности школьника, т. е. поведение окружающих, содержащие предстоящей деятельности, ее трудность, новизна… Читать ещё >
Содержание
- Глава I. Историко-теоретические предпосылки и тенденции развития личностно — развивающих методов обучения
- 1. Синтетическое представление психолого-педагогической мысли о развитии личности растущего человека
- 2. Изучение иностранного языка как фактор развития личности учащегося
- Глава II. Применение личностно-развивающих методов в процессе обучения старшеклассников иностранному языку
- 1. Учет возрастных особенностей старшеклассников в О использовании личностно-развиваюших методов обучения иноязычной речевой деятельности
- 2. Применение общедидактических и частных личностно-развивающих методов и приемов обучения иностранным языкам
- 3. Концептуальные идеи — выводы об эффективности Ф использования личностно-развивающих методов обучения старшеклассников иноязычной речевой деятельности
Список литературы
- «Об образовании» Закон РФ.-3-е изд. М., 2001.-52с.
- Абульханова-Славская H.A. Деятельность и психология личности. М., Наука, 1980
- Актуальные вопросы обучения иностранным языкам в средней школе. (Сборник статей). Под ред. Климентенко А. Д., Миролюбова A.A., М., Педагогика, 1973.-256с.
- Актуальные вопросы языкознания и интенсификации преподавания иностранных языковАН Беларуси, Институт иностранных языков.-Минск: Навука i тэхшка, 1993.-208с.
- Антропова М.В., Манке К. Г. Обучение с учетом психофизических особенностей подростков //Педагогика, 1993.-№ 6.-с.9.
- Анцыферов Л.И. Личность в трудных жизненных условиях// Психологический журнал.-1994, — № 1 .-с.6.
- Артемов В.А. Психология обучения иностранным языкам.- М., 1969.-279с.
- Асмолов А.Г. Психология личности. -М., 1990.
- Бабанский Ю.К. Выбор методов обучения в средней школе. М., Просвещение.
- Беляев Б.В. Очерки по психологии обучения иностранным языкам. М.: Просвещение, 1965.
- Бим И. Л. Методика обучения иностранным языкам как наука и проблемы школьного учебника: (опыт системно-структурного описания)/М.: «Русский язык»., 1997.-288с.
- Бим И. Л. Система обучения иностранным языкам в средней школе и учебник как модель ее реализации, — М., 1974.-240с.
- Божович JIM. Этапы формирования личности в онтогенезе //Вопросы психологии. 1978. № 4 с. 30−34.
- Брушлинский A.B. Проблемы психологии субъекта.М, 1994.
- Валеева P.A. Гуманистическое воспитание: опыт реформаторских школ Европы первой половины 20 века /Казан.гос.пед.ун-т- Науч.ред. З. Г. Нигматов. Казань, 1996, — 173с.
- Ведель Г. Е. Из истории методов преподавания иностранных языков,-Воронеж, 1979.-56с.
- Вендровская Р.Б. Очерки истории советской дидактики. -М.:Педагогика, 1982.
- Видинеев Н.В. Природа интеллектуальных способностей человека. -М.: Мысль, 1989.-173С.
- Вилькеев Д.В. Методы познания в школьном обучении, — Казань, 1975.
- Вилькеев Д.В. Педагогическая психология: Курс лекций/ Казань: Изд-во КГПУ, 2001.-262 с.
- Вопросы теории и методики преподавания иностранных языков. Казань, 1968.-127с. (КГПИ, Уч. записки, вып 66)
- Всесвятский Б.В. Метод исканий (исследовательский) и новые программы -На путях к новой школе, 1924.№ 4.
- Выготский Л.С. Лекции по психологии. СПб.: СОЮЗ, 1999.-144с.
- Выготский Л.С. Мышление и речь. // Собр.соч. Т.2.жМ. 1982. с.5−361.
- Выготский Л.С. Педагогическая психология,— М.:Педагогика, 1991.
- Гальперин П.Я. Введение в психологию: Учебное пособие для вузов.-2-е изд.-М.: «Книжный дом „Университет“, 2000.-336с.
- Гальскова Н.Д. Педагогическое сотрудничество в контексте современной модели обучения иностранным языкам //Обучение иностранному языку как коммуникативному взаимодействию. Сб. науч. тр. Вып. 443, М., 1999.
- Гиниатуллин И.А., Левитан K.M. „Обучение чтению на иностранных языках в старших классах. Метод, рекомендации. Свердловск. 1972−60с.
- Гордеева С.П. Ученик как субъект учебной деятельности : методические рекомендации для учителей.- Новосибирск, 1991.-36с.
- Гурвич П.Б. Теория и практика эксперимента в методике преподавания иностранных языков. Владимир, 1980.-103с.
- Давыдов В.В. Тоерия развивающего обучения.-М.: ИНТОР, 1996−544с.
- Давыдова М.А. Деятельностная методика обучения иностранным языкам,— М.: Высшая школа, 1990.-175с.
- Давыдова М.А. Деятельностная методика обучения иностранным языкам.-М.: Высш. школа, 1990.- 175с.
- Деркач A.A. Педагогическая эвристика: Искусство овладения иностранным языком.- М.: Педагогика, 1991 221с.
- Дистервег А. Избранные педагогические сочинения. М., Учпедгиз, 1956
- Еремина Е.М., Цукерман Г. А. Истина рождается в споре // Нач. школа. 1987 .№ 5.
- Есипович К.Б. Управление познавательной деятельностью учащихся при изучении иностранных языков в средней школе. М.:Просвещение, 1988,-101с.
- Ждан А.Н.и Гохлернер М. М. Психологические механизмы усвоения грамматики родного и иностранного языков. М., Изд-во моек, ун-та, 1972.-256с.
- Загвязинский В.И. Методология и методика дидактического исследования.-М.-Педагогика, 1982.-159с.
- Закон РТ „Об образовании"/ Мин-во образования Респ. Татарстан.-Казань: Школа, 1998.-72с.
- Занков JI.B. Избранные педагогические труды Вступительная статья Ш.А.Амонашвили.- М.: Новая школа, 1996.-432с.
- ЗанковЛ.В. Избранные педагогические труды. АПН СССР-М. :Педагогика, 1990.-418с.
- Заремская С. И. Слободчиков A.A. Развитие инициативной речи учащихся (на материале английского языка). Кн. для учителя. -М.:Просвещение. 1983−127с.
- Зимняя И.А. Психологические аспекты обучения говорению на иностранном языке.- М., 1978.-159с.
- Зимняя И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе. М.: Просвещение, 1991.
- Ибрагимов Г. И. Формы организации обучения в педагогике и школе .Казань, 1994.-227с.
- Ильенков Э.В. Философия и культура.
- Исенина Е.И. О проблемах воспитывающих развивающих методов обучения иностранным языкам М., 1988, 212с.
- Кабанова-Меллер E.H. Учебная деятельность и развивающее образование.-М., 1981.
- Кабардов М.К. Роль индивидуальных различий в успешности овладения иностранным языком. Автореф.канд.дис. М., 1983.
- Кабардов М.К., Арцишевская Е. В. Типы языковых и коммуникативных способностей и компетенции //Вопросы психологии. 1996. № 1. с.34−40.
- Калмыкова З.И. Продуктивное мышление как основа обучаемости. -М., 1981.
- Кан-Калик В. А. Учителю о педагогическом общении.-М., 1987.-190с.
- Карпов И.В. Состояние методики преподавания иностранных языков в средней общеобразовательной школе и задачи ее дальнейшего развития. М. Изд-во Акад.пед.наук РСФСР, 1957−80с.
- Китайгородская Г. А. Методика интенсивного обучения иностранным языкам.-М., 1986.-103с.
- Козырева А.Ю. Лекции по педагогике и психологии творчества. Пенза, 1994.-344с.
- Коменский Я.А. О развитии природных дарований. М.:1996.
- Комков И.Ф. Активный метод обучения иностранным языкам в школе Минск, 1970.-260с.
- Комков И.Ф. Методика преподавания иностранных языков.-Минск, 1979.-352с.
- Коммуникативная лингвистика и методика преподавания иностранных языков:/Е.И.Морозова и др. Харьков: Вища шк. Изд-во при Харьк.гос.ун-те, 1987.-103с.
- Коростелев B.C. Основы функционального обучения иноязычной лексике.- Воронеж: Изд-во Воронежского ун-та, 1990. 156с.
- Краткий психологический. М., 1985.
- Е.А. Теоретические основы проектирования и применения личностно-развивающих педагогических средств. Автореферат дис. доктора пед.наук. Волгоград. :2000.-41с.
- Крюкова О. П. Лобанов Ю.И. Компьютерные технологии изучения иностранных языков. -М., 1993- 153с.
- Курс обучения иностранным языкам в средней школе. Под ред. проф. B.C. Цетлин М., „Педагогика“, 1971.-230с.
- Кушнер А. Как заманить ученика на урок иностранного: Методика преподавания. Народное образование.2000.-№ 8.-с. 127−133.
- Левитан K.M. Личность педагога: Становление и развитие, — Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 1991. 163с.
- Леонтьев A.A. Психология общения. -М.:Смысл, 1997.-365с.
- Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. М. Политиздат, 1975.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность //Изб. собр. психол. произв.: В 2-х томах. Т. 2. — М., 1983. — С. 94−231.
- Лернер И.Я. Дидактическая система методов обучения. М.: Педагогика, ^ 1981.-186с.
- Ливингстоун Кэрол. Ролевые игры в обучении иностранным языкам. М.: Высш. школа, 1988 126с.
- Локк Дж. Об управлении разумом. Соч. в Зт. Т.3.:1988.
- Ляховицкий М.В. Методика преподавания иностранных языков. М.,"Просвещение“, 1981.-159с.76. -М., 1995.-172с.
- Малышева Л.В. Развитие у учащихся иноязычных способностей к устной речи посредством опорно-схематических схем. Автореф.канд.дис. Воронеж, 2001 -24с.
- Махмутов М.И. Проблемное обучение. Основные вопросы теории. М., „Педагогика“, 1975.-368с.
- Махмутов М.И. Современный урок.-М.: Педагогика, 1985−184с.О
- Мельников В.Н., Ямпольский Л. Г. Введение в экспериментальную психологию личности. М.: Педагогика., 1985.
- Менчинская Н.А., Сабурова Г. Г. Проблема обучения и развития на Международном конгрессе психологов. „Вопросы психологии“, 1967, № 1, с. 33.
- Методика и методология изучения языка: (Англ.филология): Сборник статей. Под.ред. О. В. Александровой, Н. Б. Гвишиани. М.: Изд-во МГУ, 1988.-150с.
- Методика и психология обучения иностранным языкам. (Сб.статей) Под ред. Артемова В. А., Гез Н. И. М., 1970- 293с.
- Методика обучения иностранным языкам в средней школе. Н. И. Гез, М. В. Ляховицкий, А. А. Миронов и др.,-М.:Высш.школа, 1982.-373с.
- Методика обучения иностранным языкам в средней школе: учебное пособие для пед. ин-тов по спец. „Иностр.яз“. /Н.И.Гез, М. В. Ляховицкий, А. А. Миролюбов и др./.-М: Высшая школа, 1982.-373с.
- Методика преподавания иностранных языков за рубежом: Вып.№ 2,-М., 1976,-452с.
- Методика преподавания иностранных языков за рубежом: Сборник статей.- Сост. Е. В. Синявская. М.: „Прогресс“.- 1976, — 454с.
- Методы обучения в современной школе. Под ред.Н. И. Кудряшева,-М. :Просвещение, 1983.-192с.
- Мильруд Р.П. Основные способы стимулирования речемыслительной деятельности на иностранном языке. ИЯШ.1996 № 6с.6−12.
- Мильруд Р.П. Развивающее обучение средствами иностранного языка в средней школе. Дисс. доктора пед. наук. М., 1992- 514с.
- Мильруд Р.П. Современные концептуальные принципы коммуникативного обучения иностранным языкам. ИЯШ. 2000№ 4.-с.9−15
- Мильруд Р.П. Современный методический стандарт обучения иностранным языкам в школе.ИЯШД 996,№ 1,с5−11.
- Миролюбов A.A. Изучение иностранных языков: Средство развития личности ученика//Советская педагогика, 1989,№ 6. с13−18.
- Миролюбов A.A., Рахманов И. В., Цетлин B.C. Общая методика обучения иностранным языкам в школе.М.:Просвещение, 1967.-504с.
- Москаленко А.Т., Сержантов В. Ф. Смысл жизни и личность. -Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1989.-205с.
- Настольная книга преподавателя иностранного языка: справ, пособие /Маслыко Е.А., Бабинская П. К., Будько А. Ф., Петрова С.И.-5 изд., стер.-Минск: Выш. Шк., 1999 528с.
- Нигматов З.Г. Воспитание гуманизма у школьников. Казань, 1988.
- Нигматов З.Г. Гуманизм: педагогика и школа. Казань, 1982.
- Нигматов З.Г. Принцип гуманизма и его развитие в истории советской школы (1946−1989гг.):Автореф. дис.. доктора педагогических наук,-Казань, 1990.-35с.
- Никитина И.З. Подготовка учителей к реализации гуманистической направленности обучения средствами методической работы: Автореф. дис. докт.пед.наук.-Волгоград, 1992 .-3 8с.
- Николаева С.Ю. Индивидуализация обучения иностранным языкам.-Киев :Вища щкола, 1987−138с.
- Никонова С.М. У истоков советской методики обучения иностранным языкам.-М., 1960,102с.
- Образование в поисках человеческих смыслов / Под ред. Е. В. Бондаревской. Ростов н/Д, 1995−47с.
- Обучение диалогической речи: (На материале английского языка): Пособие для учителей, — Киев: Рад.шк., 1989- 156с.
- Общая методика обучения иностранным языкам: ХрестоматияПредисл. Леонтьева А.А.- М.: Рус.яз., 1991.-356с.
- Общая методика преподавания иностранных языков в средних специальных учебных заведениях. Под.ред. А. А. Миролюбова, А. В. Парахиной, — 2-е изд., испр. -М.:Высш.школа., 1984 240с.
- Оптимизация процесса обучения иностранному языку. Московский педагогический институт иностранных языков им. М. Тореза. Сб. научн.трудов. Вып.202.-1982.-236с.
- Основные направления в методике преподавания иностранных языков в XIX—XX вв. Под ред. И. В. Рахманова. М., „Педагогика“, 1972.-318с.
- Основы методики преподавания иностранных языков. Учебник для институтов и факультетов иностранных языков. Под ред. В. А. Бухбиндера, В. Штрауса.- Киев, Вища школа, 1986.-329с.
- Пальмер Г. Устный метод обучения иностранным языкам.-М., 1960.-165с.
- Пассов Е.И. и др. Учитель иностранного языка. Мастерство и личность.-М.: 1993 .-158с.
- Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению.- 2-е изд.- М.: Просвещение, 1991 220с.
- Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению: Пособие для учителей иностранного языка. -М.:Просвещение, 1985.-208с.
- Пассов Е.И. Основы методики обучения иностранным языкам.-М.:"Русский язык“, 1977.-214с.
- Пассов Е.И. Урок иностранного языка в средней школе. -М.: Просвещение, 1988.- 223с.
- Педагогическое мышление и его формирование у студентов /Казан.гос.пед.ун-т- Науч.ред. А. А. Кирсанов.- Казань, 1997−52с.
- Песталоцци И.Г. Избранные педагогические произведения. :в Зт.Т.2.
- Петровский A.B., Китайгородская Г. А. К некоторым вопросам активизации учебной деятельности. В кн.: Методы интенсивного обучения иностранным языкам, вып. 5, М., 1979. — 77с.
- Петровский В.А. Феномен субъектности в психологии личности. Докт.дис. М., 1994.
- Пиаже Ж. Роль действия в формировании мышления. „Вопросы психологии“, 1965, № 6.
- Полат E.H. Новые педагогические технологии в обучении иностранным языкам. ИЯШ.2000.№ 6.с.6−11.
- Поляков С.Д. Психопедагогика воспитания. -М.Новая школа, 1996.-160с.
- Преподавание иностранных языков в средней школе. Вопросы методики обучения иностранным языкам в IX-XI классах. Под.ред. А. А. Миролюбова. М., Изд-во Акад.пед.наук РСФСР, 1961. 126с.
- Программированное обучение иностранным языкам в школе. Сб.статей. Под.ред. И. Ф. Комкова. Минск, „Нар. асвета“, 1966−175с.
- Психолингвистическая и лингвистическая природа текста и особенность ее восприятия/ Под ред. Жлуктенко Ю. А., Леонтьева A.A. -Киев: Вища школа, 1979−248С.
- Психология развивающейся личностиПод.ред. А. В. Петровского.М.:Педагогика, 1987,-240с.
- Развивающее обучение: Вопросы методологии и технологии: Материалы научно-методической конференции.Вып.2.СПб.:СП6ААН, 1998,-106с.
- Раушенбах В.Э. Краткий обзор основных методов преподавания иностранных языков с I по XX век.-М. 1971.-112с.
- Рахманов И.В. Обучение устной речи на иностранном языке: Учебное пособие, — М.:Высш.школа, 1980 -120с.
- Рахманов И.В. Очерк по истории методики преподавания новых западноевропейских иностранных языков. М., Учпедгиз, 1947−196с.
- Рогова Г. В. и др. Методика обучения иностранным языкам. М.: „Просвещение“. 1991.-287с.
- Рогова Г. В., Рабинович Ф. М., Сахарова Т. Е. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. М.,"Просвещение», 1991.-287с.
- Рубинштейн С.Д. Основы общей психологии: В 2-х томах. Т. 1. — М.: Педагогика, 1989.
- Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М.: Наука, 1973.
- Руссо Ж.Ж. Педагогические сочинения. В 2 т.-М., 1981.
- Салистра И.Д. Очерки методов обучения иностранным языкам. Система упражнений и система занятий. М.: «Высш. школа», 1966.-252с.
- Сафина В. А. Булатова Д.В. Интенсивный курс английского языка.: Первый этап. Учеб. Пособие / Науч.ред. Г. А. Китайгородская.- Казань: Изд-во Казан. ун-та, 1991.- 184с.
- Сафонова В.В. Проблемные задания на уроках английского языка в общеобразовательной школе. Учебн.пособие. Воронеж: Изд-во Воронежского ун-та, 1987. — 174с.
- Сериков В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем. М.: «Логос», 1999.-270с.
- Система методов обучения иностранным языкам в школе и вузе. Минск, 1971.-112с.
- Скалкин B.JT. Коммуникативные упражнения на английском языке: Пособие для учителя.-М.:Просвещение, 1983.-128с.
- Скалкин В.Л. Основы обучения устной иноязычной речи.-М., «Русский язык», 1981.-248с.
- Скрипченко В.Н. О теоретических основах систем обучения иностранным языкам.- Томск: Издательство Томского университета, 1979.-153с.
- Смирнов В.И. Общая педагогика в тезисах, дефинициях, иллюстрациях. -М.: Педагогическое общество России, 1999.-416с.
- Совершенствование содержания образования в школеПод ред. И. Д. Зверева, М. П. Кашина.-М.Педагогика, 1985.- 272с.
- Современные направления в зарубежной методике преподавания иностранных языков: Сб.ст. /Н.И.Гез и др. М., 1980. -Вып.324.
- Содержание обучения иностранным языкам в средней школе: Организация речевой деятельности- Под ред. А. Д. Климентенко.-М .Педагогика, 1984. -143с.
- Тарсина Э.А. Проблема развивающей функции методов обучения иностранным языкам. ИЯШ.1984,№ 1 с. 19−24.
- Теоретические основы методики обучения иностранным языкам в средней школе. Под ред. А. Д. Климентенко, Миролюбова А.А.-М.: Педагогика, 1981.-456с.
- Трофимова Г. С. Педагогические основы обучения иностранным языкам. Ижевск: Издат. дом «Удмуртский Университет», 1999.-282с.
- Ушинский К.Д. Соч. М., 1948.т.2.-500с.
- Ушинский К.Д. Сочинения. М., 1948.Т.2.
- Философия и история образования: Прогр. и метод, рекомендации / Сост. Р.А.Валеева- Науч.ред. Г. С.Закиров- Казан.гос.пед.ун-т.-Казань, 1997.
- Халеева И.И. Основы теории обучения пониманию иноязычной речи (подготовка переводчика). М.: Высшая школа, 1989.
- Харисов Ф.Ф. и др. Взаимосвязь национальных культур в преподавании иностранного языка.- Казань, 1995.-75с.
- Харлов Г. А. Психологические основы методики преподавания иностранных языков, — Днепропетровск,!973.-74с.
- Чуракова Р.Г. Моделирование педагогических ситуаций в ролевых играх: сборник ролевых игр.-М., 1991.-101с.
- Шиянов E.H. Гуманизация и профессиональное становление педагога// Советская педагогика .-1991.-№ 9.-с.80−84.
- Штульман Э.А. Методический эксперимент в системе методов исследования.-Воронеж, 1976.-155с.
- Шубин Э.П. Языковая коммуникация и обучение иностранным языкам. М., «Просвещение», 1972.- 350с.
- Щерба Л.В. Преподавание иностранных языков в средней школе . Общие вопросы методики. Изд. 2-е. М., «Высш.школа», 1974.
- Щукина Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся.-М.:Педагогика, 1988.-108с.
- Эльконин Д.Б. Избр. психол. труды. М.: Педагогика, 1989.
- Эффективность образовательных технологий. /Лобанов Ю.И., Токарева B.C., Сухинина М. А. М.: НИИВО, 1999.- 40с.
- Юткина C.B. Развивающее обучение на уроке иностранного языка в школе.(На материале понимания иноязычного текста):Дисс. канд. пед. наук. М.: 1995.-143с.
- Якиманская И.С. Знания и мышление школьников. М., 1984.
- Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе.-М.:Сентябрь, 1996.-96с.
- Якиманская И.С. Развивающее обучение .- М.: Педагогика, 1979.-144с.
- Якиманская И.С. Требования к учебным программам, ориентированным на личностное развитие школьников// Вопросы психологии. 1994, № 2.с. 64−76.
- И.С. Якиманская Разработка технологии личностно ориентированного обучения//Возр. психология, 1995, № 6. с. 31.
- Якушина Л.З. Методика построения урока иностранного языка в средней школе. М., «Педагогика», 1974- 94с.
- Khapp Potthoff, K.Khapp. Fremdsprachenlernen und lehren. Eine Einfuhrung in die Didaktik vom Standpunkt der Zweitsprachenerwerbsforschung. Verl.W.Kohlhammer: Stuttgart, Berlin, Koln, Main, 1982. — C. 156.
- Padagogische Grundbegriffe. Berlin, 1996. S.227.
- Reiss F. Technologie der Erziehung // Rauch E., Auzinger W. (Hg.). Kritische Erziehung: Worterbuch. Starnberg, 1972. S.269.
- Flichtner W. Allgemeine Padagogik. Stuttgart, 1970- Nicklis W.S. Die Sache mit den «Lernzielen» im Erfahrungskontext // Kozdon B. (Hg). Lernzielpadagogik. Bad Heilbrun, 1980. S.87.
- Lenzen D., Rost F. (Hg.). Padagogische Grundbegriffe // Rowohlts-enzyklopadie. 1996. S.227−285.
- Methods that work: ideas for literacy and language teachers-(2nd. ed.).Ed. by J.W.Oller.-Boston: Heinle & Heinle, 1993. p.434.
- Scrivenor, Jim. Learning teaching: A guide book for English language teachers. Oxford, Heinemann, 1994.
- Schultz D. Growth Psychology: Models of the Healthy Personality. -N.Y., 1977. p. 151.
- Maslow A. H. Motivation and personality. N. Y., 1954.
- Mishel W. Personality and assessment. N.Y. 1968.
- Thomas A., Chess S. Temperament and development. N.Y.: Brunner / Mazel, 1977.
- Buss D. M. Toward a biologically informed psychology of personality // J. Personal. 1990. V.58. № 1. p. 1 16.
- Milosz C. The captive mind. N.Y.: Vintage, 1981.