Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Формирование положительных мотивов учения младших подростков в условиях гимназического образования

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В результате анализа психолого-педагогической литературы и педагогической практики можно сделать вывод, что обилие работ, посвященных мотивации учебной деятельности школьников не решает главную проблему эффективного формирования внутренних мотивов учения подростков. Это объясняется, во-первых, многоплановостью подходов к изучаемому вопросу (исследования Е. П. Ильина и Л.П. Кичатинова), что… Читать ещё >

Содержание

  • 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ К ФОРМИРОВАНИЮ МОТИВОВ УЧЕНИЯ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
    • 1. 1. Ретроспективный анализ теорий и концепций мотивации
    • 1. 2. Психолого-педагогические особенности формирования мотивов учения младших подростков
    • 1. 3. Современное состояние формирования мотивов учения младших подростков на примере предметов гуманитарного цикла гимназий
    • 1. 4. Критерии и показатели сформированности положительных мотивов учения младших подростков на примере гуманитарных дисциплин
  • Выводы по первой главе
  • 2. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ УСПЕШНОГО ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВОВ УЧЕНИЯ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ
    • 2. 1. Системный подход к формированию мотивов учения младших
  • Ф подростков на предметах гуманитарного цикла
    • 2. 2. Познавательная потребность и интерес как условие формирования положительных мотивов учебной деятельности и отношения к учению как к ценности
    • 2. 3. Коммуникативная компетентность учителя как условие успешного формирования положительных мотивов учения младших подростков
    • 2. 4. Результаты опытно-экспериментальной работы по формированию ^ положительных мотивов учения подростков 5−7 классов на примере гуманитарных дисциплин
  • Выводы по второй главе

Формирование положительных мотивов учения младших подростков в условиях гимназического образования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Модернизация современного образования направлена на создание благоприятных условий для повышения его качества. Школа как базовое звено образования на данном этапе ориентирована не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на развитие личности ученика, его познавательных и. созидательных способностей. Решение задач модернизации возможно только в том случае, если процесс и результат познания воспринимаются как ценность не только педагогами, но и обучающимися.

Анализ образовательной практики показывает, что формирование ценностного отношения к процессу познания является актуальным, так как данные исследований последнего десятилетия свидетельствуют о низком уровне сформированности учебно-познавательного интереса обучающихся как начальной школы, так и основной (М.В. Матюхина, В. Н. Максимова, В. Н. Тарасов, Г. Ю. Шойтова) — о доминировании внешних мотивов ученшг (А.К. Маркова, Т. И. Матис, В. Ю. Шегурова, Л. И. Ноева и др.) — о снижении познавательной активности по мере обучения в школе (З.А. Абасов, Т. И. Шамова, Г. И. Щукина. С. И. Исмаилова, М. Н. Недвицкая С.В. Меныдина и др.). Одной из причин отрицательной динамики учебных мотивов в основном звене обучения ученые (Б. Д. Эльконин, А. Б. Воронцов, К. Н. Поливанова и др.) называют неблагоприятное проживание переходного этапа от начальной к основной школе.

Психолого-педагогические исследования Э. М. Александровской, В.Е.Ка-ган, Л. И. Левиной и др., а также педагогическая практика показали, что на процесс формирования мотивов учения при переходе обучающихся из начального звена гимназии в основное огромное влияние оказывают два кризиса, протекающие в этот период — возрастной и образовательный. Снижение успеваемости, падение интереса к учебе, нарастание тревожности, снижение самооценки, резкое нарастание дисциплинарных трудностей — стандартный перечень проблем, наблюдаемых в данном периоде. Главная причина, с одной стороны, заключается в недостаточном внимании к формированию учебной деятельности в единстве ее компонентов — мотивов, учебных действий, действий самоконтроля и самооценки (Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов), с другой — психологические характеристики учебной деятельности: ее строение, возрастные особенности — не доведены до такого уровня, чтобы лечь в основу практической работы образовательного учреждения (А.К. Маркова, А. Б. Орлов, JI.M. Фридман). В письме Департамента общего и дошкольного образования Министерства образования Российской Федерации от 21.05.2004 г. актуальной задачей определяется обеспечение успешной адаптации ребенка при переходе со ступени начального общего образования — на основную.

Мотивационная сфера младших подростков представляет собой постоянно изменяющуюся структуру, состоящую из разных побуждений, где место ведущего доминирующего мотива занимают то одно, то другое побуждение в зависимости от условий обучения, обстоятельств общения с окружающими и т. д. Системообразующим фактором для качественного образования в гимназии является наличие внутреннего мотива у обучающихся к процессу познания вообще и к обучению в гимназии в частности.

Проблеме мотивации учения посвящен ряд исследований многих отечественных педагогов и психологов. Значимые аспекты проблемы формирования мотивов деятельности учения широко представлены в трудах ученых Л. И. Божович, JI.C. Выготского, М. А. Данилова, B.C. Ильина, Е. П. Ильина, А. Н. Леонтьева, В. Г. Леонтьева, А. К. Марковой, Т. А. Матис,.

A.M. Матюшкина, Н. Г. Морозовой, А. Б. Орлова, СЛ. Рубинштейна, Л. С. Славиной, Л. М. Фридмана, Т. И. Шамовой, Г. И. Щукиной и др. При этом динамику развития интереса и познавательных потребностей в их единстве рассматривали Л. И. Божович, B.C. Ильин, Н. Г. Морозова, А. Н. Прядехо, Ю. В. Шаровпути формирования мотивации в ходе учебной деятельности излагали А. К. Маркова, А. Б. Орлов, Л.М. ФридманТ.А. Матис, И. И. Ильясов,.

B.В. Богословский, Л.А. Регушчастно-методические технологии в гуманитарной сфере разрабатывали Д. Б. Кабалевский, Б. М. Неменский, В. А. Левин, А. И. Горбенкометодику формирования мотивации учащихся при изучении дисциплин естественно-научного цикла предлагает A.M. Цветковпри изучении иностранных языков — Н. М. Симонова.

В результате анализа психолого-педагогической литературы и педагогической практики можно сделать вывод, что обилие работ, посвященных мотивации учебной деятельности школьников не решает главную проблему эффективного формирования внутренних мотивов учения подростков. Это объясняется, во-первых, многоплановостью подходов к изучаемому вопросу (исследования Е. П. Ильина и Л.П. Кичатинова), что свидетельствует о полифункциональности понятий «мотивация» и «мотив», под которыми соискатель понимает процесс формирования мотива как сложного психологического образования, побуждающего к сознательным действиям и поступкам и служащим для них основанием. Выявленная многоплановость подходов приводит к неоднозначным и противоречивым выводам в определении категориального статуса данных научных явлений.

Во-вторых, несистематичностью проведения педагогической деятельности по формированию учебно-познавательных мотивов на урокахигнорированием педагогами возрастных особенностей мотивации деятельности учения младших подростков в ходе учебно-познавательного процессапсихологическая основа формирования мотивов учения остается за рамками учебной деятельности и т. д.

Проведенное нами исследование (участвовало 544 обучающихся в гимназиях № 10, 62, 104 г. Новокузнецка, из них 187 — обучающихся в 5-х классах, 173 — в 6-х классах, 184 — в 7-х классах) выявило, что у школьников стремление к приобретению знаний не является необходимым условием процесса обучения (5 класс — 58%, 6 класс — 64%, 7 класс — 47%) — не обладают сформированным познавательным интересом 46% подростков 5-х классов, 42% - 6-х классов, 31% - 7-х классовиспытывают трудности в проявлении познавательной активности на уроках 56% обучающихся в 5-х классах, 52% - в 6-х классах, 39% - в 7-х классах- 59% школьников 5-х классов испытывают трудности в обучении при переходе из начального звена в основное в связи с увеличившимся потоком информации, для 49% обучающихся 5-х классов трудности в обучении сопряжены со сменой условий организации познавательной деятельности на уроках, которая в то же время связна с неумением самостоятельно работать, что диктуется необходимостью формирования внутренних мотивов учения.

Совершенствование системы преподавания, использование приемов проблемного, развивающего обучения, применение различных форм учебной работы направлены на формирование у обучающихся положительного отношения к учению. Однако созданные условия для формирования мотивов деятельности учения школьников не всегда используются учителем, а сам процесс зачастую остается за пределами педагогической деятельности.

Анализ психолого-педагогической литературы показал, что накоплен значительный материал по формированию мотивов деятельности учения школьников. Вместе с тем педагогическая практика свидетельствует о фрагментарности работы учителей над развитием мотивационно-потребностной сферы младших подростков, что обусловлено главной причиной — недостаточностью теоретико-методической обеспеченности педагогического процесса, предметно-операционально ориентированного на формирование положительных мотивов учения младших подростков.

Таким образом, актуальность исследования определяется возникшим противоречием между ориентацией гимназического образования на подготовку интеллектуальной элиты, способной продуктивно работать в сфере человек-человек, и отсутствием внутреннего мотива к учению у обучающихся в образовательных учреждениях такого типа.

Необходимость разрешения указанного противоречия обуславливает актуальность постановки проблемы исследования: выявление психолого-педагогических условий формирования положительных мотивов учения младших подростков в 5−7 классах гимназии.

Сформулированная проблема определила тему диссертационного исследования: «Формирование положительных мотивов учения младших подростков в условиях гимназического образования».

Разрешение обозначенной проблемы составляет цель исследования: выявить, теоретически обосновать и проверить на практике психологопедагогические условия, обеспечивающие успешное формирование положительных мотивов учения младших подростков в гимназии. Объект исследования: мотивы учения младших подростков. Предмет исследования: формирование положительных мотивов учения младших подростов в условиях гимназического образования.

Гипотеза исследования: формирование положительных мотивов учения младших подростков в условиях гимназического образования будет успешным, если:

• обеспечивается взаимосвязь положительных мотивов учения с познавательными интересами, потребностями и отношением к учению как к ценности;

• осуществляется на основе системно-деятел ьностного подхода: предметно-операциональная ориентация педагогического процесса на внешнеорганизованную мотивацию обеспечивается реализацией системы формирования положительных мотивов учения подростков и этапностью взаимодействия ее компонентов в учебном процессе;

• разработаны и реализованы контрольно-измерительные материалы, адекватные предмету исследования;

• обеспечивается профессионально-компетентное формирование положительных мотивов учения младших подростков;

• в ходе опытно-экспериментальной работы выявлены и реализованы психолого-педагогические условия, обеспечивающие успешное формирование положительных мотивов учения младших подростков.

Задачи исследования:

1. Выявить теоретико-методологические предпосылки формирования положительных мотивов учения младших подростков.

2. Разработать и апробировать систему формирования положительных мотивов учения младших подростков, предметно-операционально ориентирующую педагогический процесс на внешнеорганизованную мотивацию и этапность взаимодействия ее структурных компонентов.

3. Выявить критерии, определить показатели и уровни сформированности положительных мотивов учения подростков 5−7 классов на примере предметов гуманитарного цикла.

4. Выявить и экспериментально проверить психолого-педагогические условия формирования положительных мотивов учения младших подростков.

5. Разработать научно-методические рекомендации по формированию положительных мотивов учения подростков 5−7 классов на примере предметов гуманитарного цикла.

Методологической основой исследования явились философские, психологические и педагогические концепции, описывающие процесс развития личности и сущность познавательной деятельности человекаидеи, концепции личностно ориентированного образования о развитии личности как высшей ценности и цели педагогической деятельностиконцепция проблемно-развивающего обучения. Исследование опиралось на базовые психолого-педагогические теории: о человеке как субъекте деятельности, как личности, как индивидуальностио систематизации и конструировании учебного процессао мотивации и активизации познавательной деятельности.

Теоретическую основу исследования составили: концептуальные положения системно-деятельностного подхода (В.Г. Афанасьев, В. П. Беспалько, Л. С. Выготский, Н. В. Кузьмина, А. Н. Леонтьев, В. А. Сластенин и др.) — теории личностно ориентированного образования (Е.В. Бондаревская, М. Е. Кузнецов, В. В. Сериков, А. В. Хуторской, И. С. Якиманская и др.) — идеи индивидуализации и дифференциации (А.А. Кирсанов, Х. И. Лийметс, И. Э. Унт и др.) — учение о ведущей роли мотивации в познавательной деятельности (Л.И. Божович, B.C. Ильин, А. К. Маркова, Т. А. Матис, А. Б. Орлов, Л. М. Фридман, Т. И. Шамова, Г. И. Щукина и др.).

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: прямое, косвенное и длительное включенное наблюдение за процессом формирования учебных мотивов подростков в образовательной деятельности гимназий на уроках гуманитарного циклаанализ философской, психологической и педагогической литературыанкетированиебеседы с учителями, учащимися, родителямиизучение школьной документациитестыанализ продуктов деятельности учащихсяконстатирующий и формирующий этапы педагогического эксперименты, для обработки эмпирических исследований использовались статистические методы.

Экспериментальной базой исследования являлись муниципальные гимназии № 10, 62, 104 г. Новокузнецка Кемеровской области. В эксперименте приняли участие 544 учащихся 5,6,7 классов и 97 учителей-предметников гуманитарного цикла.

Личное участие соискателя состоит в анализе предпосылок, разработке и апробации системы формирования положительных мотивов учения младших подростков,. предметно-операционально ориентирующей педагогический процесс гимназии на внешнеоргнизованное формирование учебных мотивов школьниковосуществлении опытно-экспериментальной работы.

Исследование проводилось с 1999 г. по 2004 г. и включало несколько этапов.

Первый этап эксперимента относится к 1999;2000 г. г. Была изучена философская, социологическая, психологическая и педагогическая литература по теме исследования. В ходе работы возник замысел проекта, определена тема исследования и его предмет, выявлена система теоретических положений, сформулирована гипотеза и составлен план научного исследования. К этому же времени относится проведение констатирующего этапа эксперимента по выявлению сформированности положительных мотивов учения младших подростков, их познавательных интересов и потребностей, а также психолого-педагогических условий, обеспечивающих успешное формирование учебных мотивов обучающихся в 5−7 классах гимназий.

На втором этапе (2000;2002 г. г.) уточнялась гипотеза исследования, критериально-оценочный аппаратразрабатывалась система формирования положительных мотивов учения младших подростов в гимназии, предметнооперационально ориентирующая педагогический процесс на внешнеорганизованную мотивациюосуществлялась программа эксперимента.

Третий этап эксперимента (2002;2004 г. г.) включал подтверждение гипотезы, систематизацию результатов, уточнение выводов.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в:

• выявлении теоретико-методологических предпосылок формирования положительных мотивов учения младших подростов;

• разработке системы формирования положительных мотивов учения младших подростков, предметно-операционально ориентирующей педагогический процесс на внешнеорганизованную мотивацию и этапность взаимодействия ее структурных компонентов;

• создании контрольно-измерительных материалов и выявлении уровней сформированности положительных мотивов учения младших подростков;

• выявлении, обосновании и экспериментальной проверке психолого-педагогических условий формирования положительных мотивов учения младших подростов в образовательном процессе гимназии.

Практическая значимость результатов исследования состоит в разработке и апробации методического пособия «Организационно-педагогическая деятельность учителя по формированию положительной мотивации учения школьников" — программы подготовки учителей-предметников «Деятельность педагогов гуманитарных дисциплин в процессе формирования положительных мотивов учения младших подростков" — научно-методических рекомендаций по формированию положительных мотивов учения младших подростков в образовательной практике гимназий, которые могут быть использованы педагогами и другими организаторами педагогического процесса с целью формирования положительных учебных мотивов школьников.

На защиту выносятся следующие положения: 1. Анализ теоретико-методологических предпосылок формирования положительных мотивов учения младших подростков: философско-психологическая теория о ведущей роли потребностей в детерминации активности поведения человека (К. Левин, А. Маслоу, Г. Олпорт, Л. М. Фридман и др.) — личностный и деятельностный подходы к исследованиям мотивационных структур личности (Б.Г. Ананьев, Л. И. Божович, А. Н. Леонтьев, В. Г. Леонтьев, К. К. Платонов, С. Л. Рубинштейн и др.) — философско-педа-гогическая концепция гуманистического и личностно ориентированного взаимодействия субъектов образовательного процесса (Е.В. Бондаревская, Б. С. Гершунский, М. Е. Кузнецов, В. В. Сериков, Т. Ф. Талызина, Е. А. Ямбург, И. С. Якиманская и др.) — учение о ведущей роли мотивации в познавательной деятельности (B.C. Ильин, А. К. Маркова, Т. А. Матис, А. Б. Орлов, Т. И. Шамова, Г. И. Щукина и др.).

2. Исследование взаимозависимости формирования положительных мотивов учения младших подростков с формированием познавательных интересов, потребностей, отношения к учению как к ценности выявило существенное влияние индивидуального познавательного опыта и индивидуальной познавательной деятельности младших подростков в процессе формирования положительных мотивов учения школьников. Учебная деятельность создает условиях для преобразования индивидуального познавательного опыта в индивидуальной познавательной деятельности, которая стимулирует возникновение познавательных потребностей и в дальнейшем формирует ценностное отношение к процессу познания.

3. Основными психолого-педагогическими условиями успешного формирования положительных мотивов учения младших подростков являются: система формирования положительных мотивов учения младших подростков, предметно-операционально ориентирующая педагогический процесс на внешнеорганизованную мотивацию и этапность взаимодействия ее структурных компонентоворганизация гармонического баланса познавательных интересов, потребностей и учебных мотивов в воспитательно-образовательном процессе гимназиикоммуникативная компетентность педагогов гимназии.

Достоверность результатов исследования обеспечивается системно-деятельностным подходом к изучению проблемы формирования мотивов ученияопорой на современные данные психолого-педагогической наукицелесообразным сочетанием комплекса теоретических и эмпирических методов исследования, соответствующих его предметуцеленаправленным анализом реальной педагогической практики и положительного опытакомплексным характером поэтапного педагогического экспериментаподтверждением концептуальной непротиворечивости использования методов, соответствующих задачам и специфике этапов исследовательской работы.

Обоснованность научных результатов и выводов исследования подтверждается исходными методологическими позициями, сравнительным анализом данных, полученных с помощью различных методов педагогического исследования.

Апробация и внедрение результатов исследования.

Ход и результаты исследования обсуждались и получили положительную оценку на международных, Всероссийских, региональных и городских научно-практических конференциях, Пенза (2004 г.), Томск (2001 г.), Бийск (2004 г.), Белово (2003 г.), Новокузнецк (1999;2003 г. г.), на научных семинарах кафедры педагогики, теории и методики профессионального образования Кузбасской государственной педагогической академии (1999;2004г.г.), на районных семинарах и конференциях руководителей образовательных учреждений г. Новокузнецка (1999;2004 г. г.), на заседаниях педагогических советов и методических объединениях гимназий № 10, 62, 104 г. Новокузнецка.

По теме диссертации опубликовано 7 работ.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, который включает 194 источника, 10 приложений. Объем диссертации составляет 219 страниц, их них приложений — 63 страницы.

Основные результаты проведенного исследования заключаются в следующем:

1. Установлено, что накопленный в теории и практике педагогического образования опыт формирования положительных учебных мотивов школьников неадекватен проблеме формирования положительных мотивов учения обучающихся 5−7 классов.

2. На основе анализа философской, психологической и педагогической литературы выявлены основные теоретико-методологические предпосылки формирования мотивов учебной деятельности учащихся: философско-психологическая теория о ведущей роли потребностей в детерминации активности поведения человека (К. Левин, А. Маслоу, Г. Олпорт, Л. М. Фридман и др.) — личностный и деятельностный подходы к исследованиям мотивационных структур личности (Б.Г. Ананьев, А. Н. Леонтьев, К. К. Платонов, С. Л. Рубинштейн и др.) — философско-педагогическая концепция гуманиста ческого и личностно ориентированного взаимодействия субъектов образовательного процесса (Е.В. Бондаревская, Б. С. Гершунский, М. Е. Кузнецов, В. В. Сериков, И. С. Якиманская, Е. А. Ямбург и др.) — учение о ведущей роли мотивации в познавательной деятельности (B.C. Ильин, А. К. Маркова, Т. А. Матис, А. Б. Орлов, Т. И. Шамова, Г. И. Щукина и др.).

3. Доказано, что успешность формирования положительных мотивов учения младших подростков коррелирует с формированием познавательных интересов, потребностей и отношением к учению как к ценности.

4. Доказано, что разработанная и экспериментально проверенная система формирования положительных мотивов учения младших подростков предметно-операционально ориентирует педагогический процесс гимназии на внешнеорганизованную мотивацию, этапность взаимодействия компонентов которой позволяет достичь главной цели формирования положительных мотивов учения младших подростков.

5. Разработанные контрольно-измерительные материалы позволили оценить уровень сформированности положительных мотивов учения младших подростков и скорректировать образовательный процесс.

6. Выявлены, теоретически обоснованы и экспериментально проверены психолого-педагогические условия формирования положительных мотивов учения младших подростов в образовательном процессе гимназии: система формирования положительных мотивов учения младших подростков, предметно-операционально ориентирующая педагогический процесс на внешнеорганизованную мотивацию и этапность взаимодействия ее структурных компонентоворганизация гармонического баланса познавательных интересов, потребностей и учебных мотивов в воспитательно-образовательном процессе гимназиикоммуникативная компетентность педагогов гимназии по формированию положительных мотивов учения младших подростков.

Таким образом, теоретический анализ проблемы и опытно-экспериментальная работа подтвердили справедливость выдвинутой нами гипотезы.

Настоящее исследование не претендует на исчерпывающее рассмотрение всех аспектов сложной и многообразной проблемы формирования положительных мотивов учения младших подростков. Накопленный теоретический и фактический материал требует дальнейшего развития и уточнения. Приоритетными направлениями дальнейших исследований является проблема разработки и внедрения системы формирования положительных мотивов учебной деятельности на начальной и старшей ступени обучения в различных типах образовательных учреждений.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проведенное исследование, связанное с проблемой формирования положительных мотивов учения младших подростков, определяется задачей разработки вопросов системы формирования познавательных умений, которые необходимы обучающимся в процессе учебной деятельности.

Показать весь текст

Список литературы

  1. З.А. Педагогическая технология и инновации в учебной деятельности школьников / З. А. Абасов // Школьные технологии. — 2001. — № 5. — С. 56.-61.
  2. Г. С. Нравственный аспект мотивации учебной деятельности подростков / Г. С. Абрамова // Вопросы психологии. — 1985. № 6. — С. 38−45.
  3. Г. С. К проблеме диагностики педагогической позиции / Г. С. Абрамова // Психология учителя. М., 1989. — С. 67−91.
  4. М.К. Индивидуальность учащегося и индивидуальный подход / М. К. Акимова, В. Т. Козлова. М.: Знание, 1992. — 243 с.
  5. А.Г. Психологические механизмы формирования мотивационной готовности к учебно-познавательной деятельности: Дис. канд. псих, наук: 19.00.01. Новосибирск, 1999. — 174 е.: Библиогр. С. 151 — 163.
  6. Ш. А. Воспитательная и образовательная функция оценки учения школьников/ Ш. А. Амонашвили. М.: Просвещение, 1984. — -196 с.
  7. .Г. Познавательные потребности и интересы: Ученые записки / Б. Г. Ананьев. JL: Издательство ЛГУ, 1959. — № 265. — С.47.
  8. Л.П. Активность учения школьников / Л. П. Аристова. — М.: Просвещение, 1968. 139 с.
  9. Аристотель. О душе / Аристотель. — М., 1937.
  10. А.Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа / А. Г. Асмолов. — М.: Издательство МГУ, 1990. 367 с.
  11. В.Г. О системном подходе к воспитанию / В. Г. Афанасьев // Советская педагогика. 1991. — № 2. — С. 77−80.
  12. Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе / Ю. К. Бабанский. М.: Просвещение, 1985. — 208 с.
  13. Ю.К. Рациональная организация учебной деятельности / Ю. К. Бабанский. М.: Знание, 1981. — 96 с.
  14. А.А. Активные методы обучения / А. А. Балаев. М.: Политиздат, 1986.-94 с.
  15. А.В. Влияние структурированной учебной среды на мотивацию учения школьников среднего звена обучения: Дис. канд. пед. наук: 13.00.01. -Новосибирск, 2002. 189 е.: Библиогр. С. 178 — 189.
  16. А.С. Ситуация успеха. Как ее создать? / А. С. Белкин. М.: Просвещение, 1991. — 167 с.
  17. Н.А. На путях к биологии активности / Н. А. Бернштейн // Вопросы философии. 1965. — JS'ylO. — С.70−76.
  18. JI. Общая теория систем: Критический обзор / Исследования по общей теории систем: Сборник переводов / Под ред. В. Н. Садовского. -М.: Прогресс, 1969. С. 23−82.
  19. Н.П. Принятие решений в активном групповом взаимодействии / Н. П. Беляев, Е. А. Трофимов // Психологический журнал. — 1978. Т.8. -№ 5.-С. 38−47.
  20. К. Управление научными исследованиями / К. Беслер. — М.: «Экономика», 1975. 189 с.
  21. В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения / В. П. Беспалько. -М.: Изд-во Института профессионального образования Министерства образования России, 1995. 336 с.
  22. Д.Б. Умственные способности как компонент интеллектуальной активности / Д. Б. Богоявленская, И. А. Петухова. — М.: Издание МГУ, 1979. С.95−101.
  23. Д.Н. Психология усвоения знаний в школе / Д. Н. Богоявленский, Н. А. Менчинская. М.: Издательство АПН РСФСР, 1959.-348 с.
  24. Л.И. Психологический анализ формализма в усвоении школьных знаний / Л. И. Божович // Хрестоматия по возрастной педагогической психологии. М., 1980. — С. 43−46.
  25. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. М.: Просвещение, 1968. — 464 с.
  26. Л.И. Психологический анализ отметки как мотивировка учебной деятельности / Л. И. Божович, Н. Г. Морозова, Л. С. Славина. — М.: Издательство АПН РСФСР, 1951.- 86 с.
  27. Е.Ф. Совершенствование методологической культуры учителя в системе повышения квалификации: Автореф./ Кузбасская гос. пед. академия. Новокузнецк, 2003. — 24 е.: граф. — Библиогр.: с. 24 (6 назв).
  28. В.Б. Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию: Книга для учителя / В. Б. Бондаревский. — -М.: Просвещение, 1985. 144 с.
  29. Дж. О познавательном развитии: Исследование развития познавательной деятельности / Дж. Брунер. — М.: Просвещение, 1971. — -415 с.
  30. М.А. Групповое взаимодействие в учебно-воспитательном процессе: Учебное пособие / М. А. Вейт, И. М. Черевко. М.: Прометей, 1997.-161 с.
  31. А.А. Познавательная активность личности в обучении /
  32. A.А. Вербицкий. М.: НИИ ВШ, 1986. — С.5−20.
  33. В.К. Психические механизмы мотивации «человека /
  34. B.К. Вилюнас. М.: Издательство МГУ, 1990. — 288 с.
  35. М.Д. Коллективная познавательная деятельность и воспитание школьников / М. Д. Виноградова, И. Б. Первин. М.: Просвещение, 1977. — 159 с.
  36. Л.С. Избранные психологические исследования / Л. С. Выготский. М.: Издательство АПН РСФСР, 1956.-516 с.
  37. Л.С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский. — М.: Педагогика, 1991. 587 с.
  38. Л.С. Педология подростка: Проблема возраста. — Т. 4. / Л. С. Выготский. М., 1984. — 568 с.
  39. Г. В. Формирование творческой активности младших подростков на уроках гуманитарного цикла: Автореф. дисс. канд. пед. н./ Вологодский гос. пед. университет. Вологда, 2000. — 19 е.: граф. — Библиогр.: с. 18−19 (4 назв).
  40. П.Я. Проблемы формирования знаний и умений и новые методы обучения в школе / ПЛ. Гальперин, А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин // Вопросы психологии. 1963— № 5. — С. 24−40.
  41. М.Р. Неинтеллектуальные факторы интеллектуальной активности/М.Р. Гинсбург. М.: Издательство МГУ, 1979.-С.161−167.
  42. В.В. Формирование активности личности школьника / В. В. Горшкова // Методологические и теоретические проблемы активизации учебно-познавательной деятельности в свете реформы школы. Л.: Издательство ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1986. — С.54−59.
  43. О.С. Общие основы педагогики / О. С. Гребенюк, М. И. Рожков. -М.: Владос-Пресс, 2003. 160 с.
  44. С.А. Групповая форма работы на уроке / С. А. Григорьев, A.M. Раевский // Советская педагогика. 1989. — № 8. — С.38−41.
  45. В.В. Развивающее обучение / В. В. Давыдов. М., 1989.- 336 с.
  46. Е.Н. Психологические основы стимулирования деятельности учащихся / Е. Н. Данилин // Среднее специальное образование. — 1983. — -№ 3. — С 76−79.
  47. В.А. Профессиональная компетентность специалиста: понятие и виды / В. А. Демин // Стандарты и мониторинг. — 2000. № 4. — С. 34−42.47,48,49,50,51,52.55.
Заполнить форму текущей работой