Развитие современных классических университетов в России в контексте Болонского процесса: педагогический аспект
Диссертация
Университет как высшее учебное заведение, деятельность которого направлена на развитие образования, науки, культуры, складывался в средневековой Европе. Изначально возникли две модели университетского образованиянемецкая исследовательского и английская интеллектуального. Цель исследовательского — единство обучения и исследования, автономия, академическая свобода в поиске, обучении, включение… Читать ещё >
Содержание
- 1. ГЕНЕЗИС И РАЗВИТИЕ РОССИЙСКОГО КЛАССИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
- 1. 1. Основные идеи университетского образования в Европе
- 1. 2. История развития университетского образования в России
- 1. 3. Содержание понятия «классический университет»
- 2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА БОЛОНСКОГО ПРОЦЕССА И РАЗВИТИЕ КЛАССИЧЕСКИХ УНИВЕРСИТЕТОВ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
- 2. 1. Мировые тенденции развития высшего образования и вхождение российских университетов в Болонский процесс
- 2. 1. 1. Тенденции развития высшего образования
- 2. 1. 2. Хронология развития и основные положения Болонского процесса
- 2. 1. 3. Предпосылки и опыт интеграции классических университетов в общеевропейское образовательное пространство
- 2. 2. Развитие современных классических университетов в России
- 2. 2. 1 Модели развития классических университетов
- 2. 2. 2. Тенденции и стратегия развития российских классических университетов
- 2. 3. Проблемы и трудности вхождения классических университетов в Болонский процесс (эмпирическое исследование)
- 2. 1. Мировые тенденции развития высшего образования и вхождение российских университетов в Болонский процесс
Список литературы
- Haug G. Trends and Issues in Learning Structures in Higher Education in Europe.- Bonn, HRK, 2000.- 77 pp.
- Holsti 0. R. Content analysis for the social sciences and humanities. — Reading, Mass, etc., 1969.
- Jaspers, Karl. The Idea of the University. Peter Owen, London, 1980 191. P
- Ortega у Gasset, Jose. Mission of the University. Norton. New-York, 1966.59 p.
- Wolff, Robert Paul. The Ideal of the University. Beacon Press, Boston. 1977 3 р.
- Аврус, А. И. История российских университетов : очерки / А. И. Ав-рус, — М.: Моск. обществ, науч. Фонд, 2001. 86 с.
- Акулич, М. М. Образование в условиях глобализации" университетов / М. М. Акулич // Университетское управление: анализ и практика.- 2005.-№ 5.
- Андреев, А. Ю. Московский университет в общественной и культурной жизни России начала XIX века / А. Ю. Андреев.- М.: Языки русской культуры, 2000. 312 с.
- Артемьева, Н. Г. Подготовка научного работника в условиях многоуровневого образования / Н. Г. Артемьева // Высшее образование в России. -М., 1992.-N4.-С. 16−27.
- Багаури, А. Болонский процесс грядет / А. Багаури // НовгородскийV
- Университет .-2003.-№ 29 (окт.).-С. 573.
- Байденко, В. И. Болонские реформы некоторые уроки Европы / В. И. Байденко // Высшее образование сегодня. 2004. — № 2. — С. 14−19.
- Байденко, В. И. Болонский процесс : курс лекций / В. И. Байденко.- М.: Логос, 2004. 208 с.
- Байденко, В. И. Болонский процесс и высшая школа России: время выбора / В. И. Байденко // Высшее образование сегодня. 2003. — № 1.- С. 2−7.
- Байденко, В. И. Болонский процесс: структурная реформа высшего образования Европы / В. И. Байденко. М.: Исслед. центр1 проблем качества подготовки специалистов — Рос. новый ун-т, 2003. — 128 с.
- Байденко, В. И. Мягкий путь вхождения российских вузов в Болонский процесс / В. И. Байденкко.- М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2005.-352 с.
- Байденко, В. И. Россия в Болонском процессе: проблемы, задачи, перспективы / В. И. Байденко, Н. А. Гришанова, В. Ф. Пугач // Высшее образование сегодня. 2005. -№ 5. — С. 16−21.
- Бегун, В. Образование в России : словарь-справочник / В. Бегун. М.: Флинта: Наука, 2001. -112 с.
- Бейзеров, В. А. Глобализация и высшее образований: проблемы качества и количества / В. А. Бейзеров // Интеграция образования.- 2005.- № 3 (40).- С. 22−25.
- Белоконь, А. В. К вопросу о региональной миссии университета /
- A. В. Белоконь, А. А. Пушкаренко // Университеты России: проблемы регионализации. Ростов н/Д, 1994. — С. 29−42.
- Бермус, А. Г. Российское педагогическое образование в контексте Болонского процесса / А. Г. Бермус // Педагогика.- 2005. № 10. — С. 102−109.
- Бирюков, А. В. Две модели интеграции: реформа образования в Азиатско-Тихоокеанском регионе и Болонский процесс / А. В. Бирюков // Высшее образование сегодня. 2004.-№ 12. — С. 46−51.
- Болонский процесс: нарастающая динамика и многообразие (документы международных форумов и мнения европейских экспертов) / под науч. ред. В. И. Байденко. М.: Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов, 2002. — 408 с.
- Болонский процесс / В. Б. Касевич, Р. В. Светлов, А. В. Петров, А.
- B. Цыб. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2004.- 108 с.
- Болонский процесс: информация к размышлению.- СПБ.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2003.
- Большая советская энциклопедия. Т. 27. Ульяновск Франкфорт / гл. ред. А. М. Прохоров.- 3-е изд.- М.: Советская энциклопедия, 1977.- С 17.
- Борисов, И. И. Тенденции развития образования в XXI веке / И. И. Борисов, С. А. Запрягаев // Вестник Воронежского гос. ун-та. Сер. Проблемы высшего образования. 2000. — N 1. — С.12−28.
- Борисов, И. И. Университетские комплексы и университетское образование / И. И. Борисов // Университетское управление. -2001.- N 3(18).
- Брокгауз, Ф. А. Энциклопедический словарь.: Современная версия / Ф. А. Брокгауз, И. А. Ефрон.- М.: Эксмо-Пресс, 2005, — 672 с.
- Булавенко, О. Болонская декларация и структурная перестройка процесса обучения / О. Булавенко // Нар. образование. 2005. — № 7. — С. 1517.
- Бунге, Н. О современном направлении русских университетов и о потребностях высшего образования / Н. Бунге // Высшее образование в России.- 1994. -№ 2. С.129−135.
- Ван дер Венде Марик, К. Болонская декларация: расширение доступности и повышение конкурентоспособности высшего образования в Европе / К. Ван дер Венде Марик // Высшее образование в Европе. 2000.-Том XXV.- № 3.
- Вейланд, И. С. Университеты и новый облик Европы / И. С. Вейланд // Вестник высшей школы. -1991. № 4.- С. 73−74.
- Вульфсон, Б. JI. Стратегия развития образования на Западе на пороге XXI века / Б. JI Вульфсон. М.: УРАО, 1999. — 123 с.
- Высшее образование в XXI веке. Подходы и практические меры // Всемирный статистический обзор по высшему образованию: рабочий документ ЮНЕСКО. Париж.- 1998. — 5−9 окт.
- Высшее образование в России: очерки истории до 1917 г./ под ред. В. Г. Кинелева.- М.: Изд-во НИИ ВО, 1995. 352 с.
- Высшее образование в современных условиях // Материалы всерос. науч. метод, конференции. Санкт-Петербург. Ч. 1, 2.- СПб.: Изд-во С.-Петерб. гос. ун-та, 1996.
- Галактионов, В. Международная практика взаимного признания документов об образовании и профессиональных квалификаций / В. Галактионов // Высшее образование в России. 2004. — № 2. — С. 28−40. ISSN 0869−3617.
- Гарнов, М. Болонский процесс: что предстоит сделать? / М. Гарнов //Академия.-2004.-№ 21.-С. 3.
- Геворкян, Е. Н. Болонский процесс и сотрудничество в области обеспечения качества образования: опыт Российской Федерации / E.H. Геворкян, Г. Н. Мотова // Вопросы образования. 2004. — № 4. — С. 150−165. — Биб-лиогр.: с. 165.
- Гершунский, Б. С. Философия образования для XXI века : (в поисках практико-ориентированных образовательных концепций) / Б. С. Гершунский. М.: Совершенство, 1998. — 608 с.
- Глобализация и конвергенция образования: технологический аспект / под общ. ред. Ю. Б. Рубина. М.: Маркет ДС Корпорейшн, 2004. -540 с.
- Городецкий, Е. Н. Советская реформа высшей школы 1918 г. и Московский университет / Е. Н. Городецкий // Вестник МГУ.- 1954.- № 1.
- Гребнев, JI. С. «Болонский процесс не регулируется по указке сверху» : беседа с зам. министра образования РФ Л. Гребневым / беседу вела О. Дашковская. // Первое сентября. 2003.- 18 нояб. — С. 2.
- Гребнев, Л. С. «России в Болонском процессе принадлежит связующая роль между Европой и СНГ»: беседа с зам. министра образования РФ Л. Гребневым. // Вуз. вести. 2003. — № 24.- С.З.
- Гребнев, Л. С. Высшее образование в Болонском измерении: российские особенности и ограничения / Л. С. Гребнев // Высшее образование в России. 2004.-№ 1−04. — С. 36−42.
- Гребнев, Л. С. Россия в Болонском процессе : середина большого пути / Л. С. Гребнев // Высшее образование в России. 2004. — № 6. — С. 3−17.
- Грудзинский, А. О. Социальный механизм управления инновационным университетом // автореферат. СПб -2005.
- Давыдов, Ю. Болонский процесс. Миф или реальность? / Ю. Давыдов // Высшее образование в России. 2005. — № 10. — С. 3−11.
- Давыдов, Ю. С. Болонский процесс и новые реформы российского образования / Ю. С. Давыдов // Педагогика. 2005. — № 7. — С. 3−12.
- Даличов, Ф. Сравнительное изучение академических кредитных систем в международном контексте / Ф. Даличов — пер. Е. В. Шевченко // Journal of Studies in International Education. 1997. — Vol. 1. — № 2. — New York: CIEE. -P. 21−32.
- Добреньков, В. И. Общество и образование / В. И. Добреньков, В. Я. Нечаев. М.: ИНФРА-М, 2003.-381с.ъ
- Егоров, А. Готовность к вхождению в Болонский процесс: региональный опыт / А. Егоров, Е. Сухова // Высшее образование в России. 2005. -№ 10.-С. 47−55.
- Есенькин, Б. С. Болонский процесс стандартизация или свободный полет / Б. С. Есенькин, Ю. Ф. Майсурадзе // Высшее образование сегодня. -2005.-№ 5.-С.22−24.
- Ефремов, JI. Г. Стратегические приоритеты в развитии университетов республик субъектов Российской Федерации / JI. Г. Ефремов.- Чебоксары: Изд-во Чуваш, гос. ун-та им. И. Н. Ульянова — НИИ соц.-эконом.Vпроблем развития регионов, 1998. 195 с.
- Журавлев, В. А. Классический исследовательский университет: концепция, признаки, региональная миссия / В. А. Журавлев // Университетское управление. 2000.- N 2 (13). — С. 25−31
- Зайцев, В. В. Болонский процесс: мифы и реальность / В. В. Зайцев // Известия Волгоградского Государственного Педагогического Университета.-2004.-№ 1.- С. 109−113.
- Захаров, И. В. Миссия университета в европейской культуре / И. В. Захаров, Е. С. Ляхович.- М.: Фонд Новое тысячелетие, 1994.- 368 с.
- Захарович, И. «Джон Ньюмен и его модель идеального университета» // И. В. Захаров, Е. С. Ляхович. // Aima mater. 1993. № 4. С. 43
- Иванова, А. Высшая школа России: вехи истории / А. Иванова, Ю. Марголис, В. Рачковский // Высшее образование в России.- 1992. № 1. — С. 50−61.
- Иконников, В. Русские университеты в связи с ходом общественного Развития / В. Иконников // Вестник Европы.- 1876.- № 9.- С. 161−206.
- Иудин, А. А. Типология университетов России : межвуз. сборник /
- A. А. Иудин // Социология высшей школы.- Горький, 1989, — С. 23−33.
- Касаткина, Н. Э. Проблемы разработки организационной структуры многоуровневой системы высшего образования / Н. Э. Касаткина, Б. П. Невзоров // Высшая школа России. М., 1993. — С. 107−116.
- Кимберг, А. Н. Университеты: противоречия развития / А. Н. Кимiберг // Университетское управление: практика и анализ. 2003. — № 1 (24). — С. 30−34.
- Кинелев, В. Г. Фундаментализация университетского образования /
- B. Г. Кинелев // Высшее образование в России. 1994. — N 4. — С.6−13. ISSN 0869−3617.
- Классический университет как центр социального: и культурного развития в полиэтничном регионе: сборник научных статей.- М.- Ставрополь: Изд-во СГУ, 2003. 300 с.
- Концептуальные вопросы развития университетского образования. I- М.: Изд-во Моск. ун-та, 1993.
- Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года: распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 г. № 1756-р // Правовая база «Консультант-Плюс».
- Красноженова, Г. Ф. Высшая школа России : проблемы сохранения интеллектуального потенциала / Г. Ф. Красноженова. М.: Мысль, 1998.-216 с.
- Крылов, А. Международное сотрудничество и Болонский процесс / А. Крылов // Высшее образование в России. 2004. — № 6. — С. 122−125. -Библиогр.: с. 125.
- Кузнецов, В. А. Структура и содержание многоуровневого образования в университетах России / В. А. Кузнецов, Ф. Г. Соколина // Нетрадиционные формы и методы обучения и контроля качества знаний. Саранск, 1994. -С. 27−31.
- Кузнецов, В. О соотношении фундаментальной и профессиональнойiсоставляющих в университетском образовании / В. Кузнецов, В. Кузнецова // Высшее образование в России.- 1994. № 4. — С.36−40.
- Кузьмина, Н. В. Понятие «педагогической системы» и критерии её оценки / Н. В. Кузьмина // Методы системного педагогического исследования / под. ред. Н. В. Кузьминой. М.: Народное образование, 2002. -С. 11
- Кузьмина, Н. В. Профессионализм деятельности преподавателя и мастера производственного обучения профтехучилища / Н. В. Кузьмина. -М.: Высшая школа, 1989. С. 13−14.
- Кустова, Н. Россия в Болонском процессе / Н. Кустова //Вуз. вести.-2004.-№ 7.-С. 4.
- Комарова О.И. Упрочнение модели классического университета: социально-философский анализ / О. И. Комарова // Автореф. диссер. канд философ. наук. Москва. — 2005
- Ладыжец, Н. С. Университетское образование: идеалы, цели, ценностные ориентации / Н. С. Ладыжец.- Ижевск: Изд-во Удм. ун-та, 1992.-237 с.
- Ладыжец, Н. С. Развитие идеи западного университета / Н. С Ладыжец. Ижевск: Изд-во Удм. ун-та, 1991.- 84 с.
- Ладыжец, Н. С. Философия и практика университетского образования / Н. С. Ладыжец. Ижевск: Изд-во Удм. ун-та, 1995. — 256 с.
- Лазарев, Г. Региональный университет: пути интеграции в рамках Болонского процесса / Г. Лазарев, О. Мартыненко // Высшее образование в России. 2005.-№ 10. — С. 12−22.
- Лазарев, Г. И. Глобальные вызовы современной образовательнойгсистеме. Каким будет ответ университетов / Г. И. Лазарев // Университетское управление: анализ и практика.- 2005. № 2.
- Лукичев, Г. В симбиозе с базисом / Г. Лукичев //Поиск.-2004.-№ 22.-С. 9.
- Лукичев, Г. А. Развитие образования в государствах- участниках Болонского процесса / Г. А. Лукичев // Высшее образование сегодня. 2003. — № 8.- С.34−37.
- Лукичев, Г. Болонский процесс: образованию в ЕС суждены перемены? / Г. Лукичев // Поиск. 2003. -№ 35.- С. 7.I
- Лямзин, А. Страны СНГ и Болонский процесс // http://ahey.narod.ru/lyamzin/am-bolon.htm
- Ляхович, Е. С. Модель Гумбольдта: университеты эталонные центры знания / Е. С. Ляхович, А. С. Ревушкин // Университеты России: проблемы регионализации.- Ростов н/Д, 1994. — С 73−83
- Майер, Г. В. О критериях Исследовательского университета / Г. В. Майер // Университетское управление: практика и анализ. 2003.- № 3 (26). -С. 6−9.
- Майкова, Э. Социологическое образование и Болонский процесс / Э. Майкова // Высшее образование в России. 2004. — № 6. — С. 17−24.
- Материалы международного семинара «Интеграция российской высшей школы в общеевропейскую систему высшего образования: проблемы и перспективы», декабрь 2002 // http://joumal.spbu.rU/2003/04/6.shtml
- Милюков, П. Н. «Университеты России», очерк помещенный в т. 68 Энциклопедического словаря Ф. А. Брокгауза — И. А. Ефрона / П. Н. Милюков." СПб., 1902.
- Михайлова Т. Пустите студентов в Европу. Наша педагогическая общественность обсуждает выгоды от вступления России в Болонский процесс / Т. Михайлова // Независимая газета.- 2003- 21 марта.
- Михайлова, С. М. Казанский университет и просвещение народов Поволжья и Приуралья (XIX век) / С. М. Михайлова.- Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1979. 224 с.
- Налетова, И. В. О методологических проблемах современного университетского образования / И. В. Налетова, И. А. Слетков // Вестник Тамбовского университета. Серия. Гуманитарные науки. Вып.4.- Тамбов, 1999. С. 46−52.
- Натан, О. Ответственность университета перед наукой / О. Натан // Aima mater. 1994. -N 3. — С. 19−22.
- Нечаев, В. А. Параметры глобализации и факторы Болонского процесса / В. А. Нечаев // Вестник Моск. ун-та. 2004. — № 4. — С.27−34.
- Ю2.Нечаева, В. Болонский процесс: позиция российского преподаватеIля / 3. Сазонова // Высшее образование в России. 2004. — № 3. — С. 30−34.
- Никольский, В. Тенденции Болонского процесса / В. Никольский // Высшее образование в России. 2005. — № 10. — С. 156−164.
- Образование в современном мире: состояние и тенденции развития / под ред. М. И. Кондакова. М.: Педагогика, 1986. — 248 с.
- Образование и наука как факторы устойчивого развития региона. V
- Материалы Всероссийского научно-практического семинара 24−25 декабря 2002 года. Тверь: Изд-во Тверской ИнноЦентр, 2003. — 116 с.
- Образование, которое мы можем потерять/под общ. ред. В. А. Садовничего. М.: Изд-во МГУ им. М. В. Ломоносова — Ин-т компьютерных исследований, 2002. -288 с.
- Образовательные программы: европейское измерение // http://www.ehu.unibel.by
- Общеевропейский процесс и гуманитарная Европа. Роль университетов. М.: Изд-во МГУ, 1995. — 3 84 с. i
- Опыт использования зачетных единиц в ВУЗах Екатеринбурга http://www.usvpu.ru/ects/ectsrus.htm
- Пб.Осницкий, А. К. Психология самостоятельности. Методы исследования и диагностики / А. К. Осницкий.- М.- Нальчик: Эль-ФА, 1996.
- Павлов, В. В. Развитие Болонского процесса в европейских странах / В. В. Павлов // Известия Волгоградского Государственного Педагогического Университета.-2004.-№ 1.-С. 113−116.
- Педагогические проблемы становления субъектности школьника, студента, педагога в системе непрерывного образования: сб. науч. и метод.трудов. Вып. 1 / под ред. Н. К. Сергеева, H. М. Борытко. Волгоград: Изд-во ВГИПКРО, 2001. -81с.
- Петров, В. Уже в процессе! Россия присоединилась к Болонскойъконвенции по высшему образованию / В. Петров // Поиск. 2003. — № 39.- С. 3.
- План мероприятий по включению российской системы высшего профессионального образования в Болонский процесс на 2002 2010 гг. // Интернет: сайт Министерства образования Российской Федерации
- Полонский, В. М. Словарь понятий и терминов по законодательству Российской Федераци об образовании / В. М. Полонский, — М.: МИРОС, 1995. -80 с. ISBN 5−7084−0107−9.
- Предпринимательские университеты в инновационной экономике / под ред. Ю. Б. Рубина. М.: Маркет ДС Корпорейшн, 2005. — 402 с.
- Проблемы модернизации высшего профессионального образования в контексте Болонского процесса: материалы Всероссийской научно-практической конференции / Алтайский гос. техн. ун-т им. И. И. Ползунова. -Барнаул: Изд-во АлтГТУ, 2004. 239 с.
- Проблемы функционирования и развития законодательства об образовании / В. И. Шкатулла и др. М.: Изд. Государственной Думы, 1999. — 136 с.
- Прокопьев, В. П. О признаках классического университета / В. П. Прокопьев // Университетское управление. 2000.- N 2 (13). С. 35−39
- Путь в науку: проблемы подготовки молодых ученых / А. Ф. Шикун,
- B. П. Гавриков, X. И. Лейбович и др. Т. 4. // Психолого педагогические аспекты перестройки образования. — 1992. — С. 13−21.
- Реализация принципов болонской декларации в Новгородском государственном университете / A. JI. Гавриков, H. Н. Ильяшенко, В. А. Исаев и др. // Университетское управление: практика и анализ. 2003. — № 5−6(28).1. C. 20−23.
- Ридер-Симонс, X. де. Средневековый университет: Мобильность / X. де Ридер-Симонс // Aima mater. 1997. -№ 1. — С 38.
- Рождественский, С. В. Исторический обзор деятельности Министерства народного просвещения: 1802−1902 гг. / С. В. Рождественский.- СПб., 1902.
- Савин, М. В. 200 лет первому университетскому Уставу в России / М. В. Савин // Университетское управление: практика и анализ. 2004. — № 3(32).-С. 104−108.
- Садовничий, В. А. Университетское образование. Приглашение к размышлению / В. А. Садовничий, В. В. Белокуров, В. Г. Сушко, Е. В. Шишкин.- М., 1995.
- Садовничий, В. А. «Оболонят» ли Россию? : интервью с ректором МГУ им. М. В. Ломоносова В. А. Садовничим / записала интервью Л. Волкова. // Вуз. вести. 2003. — № 19.- С. 3.
- Садовничий, В. А. Отечественная высшая школа и российская государственность : (доклад на V Съезде Российского союза ректоров. Москва, МГУ, 26 июня 1998 г.) / В. А. Садовничий // Университетское управление: анализ и практика.- 1998. -№ 2.
- Садовничий, В. А. О Болонской декларации: из выступления на VII съезде Российского союза ректоров / В. А. Садовничий // Санкт-Петербургский университет. 2003. — № 4−5 (3626−3627). — 20 февраля.
- Садовничий, В. А. Размышления о Болонском процессе : доклад на Международном семинаре «Россия и европейское пространство высшего образования: планы и перспективы после Берлинской конференции», 29−30 окт. 2003 г. / В. А. Садовничий. СПб., 2003.
- Садовничий, В. А. Роль университетов в формировании естественнонаучного образования / В. А. Садовничий // Высшее образование в России.- 1993. -№ 1. С.38−43.
- Сазонова, 3. Болонский процесс: духовное измерение / 3. Сазонова // Высшее образование в России. 2005. — № 10. — С. 26−30.
- Сафронова, В. М. Прогнозное видение проблем образования : сб. ст. // Образование: модели и прогнозы (региональный аспект). М., 1997. — С. 44.
- Селиверстрова, Е. Н. Педагогический университет как дидактическая система / Е. Н. Селиверстрова // Современные проблемы высшего педагогического образования. Новгород, 1992. — С. 52−58.
- Сенашенко, В. Высшая школа и болонские преобразования / В. Се-нашенко // Высшее образование в России. 2005. — № 6. — С. 95−100.131 V
- Сенашенко, В. Болонский процесс : о сопоставимости’квалификаций / В. Сенашенко, Г. Ткач // Высшее образование в России. 2003. — № 3.- С. 2534.
- Сенашко, В. Магистратура в российских вузах / В. Сенашко // Высшее образование в России. М., 1995! — N 2. — С. 103−111.- Библиогр.: с. 111.
- Слепухин, А. Высшая школа в условиях интернационализации / А. Слепухин // Высш. образование в России. 2004. — № 6. — С. 3−10. — Библиогр.: с. 12. «
- Смирнов, С. А. Практикуемые модели социально-гумйнитарного образования // http://www.countries.ru/library/methoda/modeli.htm
- Смирнов, С. Болонский процесс: перспективы развития в России / С. Смирнов // Высшее образование в России. 2004. — № 1. — С. 43−51
- Совещание рабочей группы по изучению аспектов Болонского процесса. 20.03.2002 г., Санкт-Петербург (подгруппа 3: система зачетных единиц). Рекомендации. http://www.ccep.ru/index.php?id=bolprocess
- Сорокина, Н. Студент и Болонский процесс / Н. Сорокина //Высшее образование в России. 2004.-№ 6. — С. 164−165.
- Соснов, А. От Берлина до Бергена : Болонский экспресс набирает ход / А. Соснов // Поиск. 2003. — № 46.- С. 4.
- Социально-философские проблемы современного образования: сборник. М.: Знание, 1986.- 64 с.
- Сперанский, Н.В. Борьба за школу. Из прошлого и настоящего на Западе и в России./Н.В. Сперанский СПб., 1910. с. 197.
- Стратегия развития образования: основные направления. Краткие комментарии. М.: Издание Государственной Думы, 2002. 152 с.
- Стронгин, Р. Г. Опыт взаимного признания образовательных программ вузами России и Европы / Р. Г. Стронгин // Высшее образование сегодня. 2004. — № 2. — С. 22−27.
- Субетто, А. И. Проблемы фундаментализации и источников содержания высшего образования / А. И. Субетго. Кострома.- М.: КГПУ им. Н. А. Некрасова: Исследовательский центр, 1996. — 336 с.
- Субетто, А. И., Чекмарев, В. В. Битва за высшее образование в России: 1992 2003 гг. / А. И. Субетто, В. В. Чекмарев. — СПб.- Кострома: Костромской гос. ун-т им. Н. А. Некрасова: Астерион, 2003. — 321 с.
- Татур, Ю. Г. Образовательная система России : высшая школа / Ю. Г. Татур.- М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов- Изд-во МГТУ им. Н. А. Баумана, 1999. 278 с.
- Трансформация университетов: американские академические свободы и российские теснины / О. А. Замулин и др. // Высшее образование сегодня.-2004.-№№ 10−12.
- Третьяков, В. Е. Университетское образование: взгляд в будущее / В. Е. Третьяков // Университетское управление: практика и анализ. 1998. — № 3 (6). — С. 3−4.
- Университет для России: взгляд на историю культуры XXI столетия / под ред. В. В. Пономаревой, Л. Б. Хоромиловой.- М.: Русское слово, 1997. 352 с.
- Университетское образование: вызов времени и выбор университетов / В. А. Садовничий и др. // Философия образования. М., 1996.- С. 106
- Университеты национальное и мировое достояние // Регионология. — 1994.-N4.-С. 92−96.
- Университеты и университетское образование: история, проблемы, перспективы: тезисы докладов Регион, научно-метод. конференции / Чувашский гос. ун-т им. И. Н. Ульянова — ред. Кураков JI. П. и др. Чебоксары, 1997. -191 с.
- Университеты республик Российской Федерации как центры национальной культуры.- Саранск: Изд-во Мордовского ун-та, 1992. 80 с.
- Управление в высшей школе: опыт, тенденции, перспективы: аналитический доклад / В. М. Филиппов и др. М.: Логос, 2005. — 540 с.
- Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22 авг. 1996 г. № 125-ФЗ // Рос. газ.- 1996.- 29 авг.
- Федеральный Закон «Об университетах» от 9 октября 2003 года // Правовая база «Консультант-Плюс».
- Ферлюдин, П. И. Исторический обзор мер по высшему образованию в России. Вып.1. Академия наук и университеты / П. И. Ферлюдин. Саратов, 1893.
- Филиппов, В. Говорят, что вступление России в Болонский процесс несколько ущемляет наших ученых в правах и возможностях. / В. Филиппов //Учительская газета.-2003, — 7 окт.
- Филиппов, В. М. Модернизация российского образования / В. М. Филиппов // Педагогика. 2004. -№ 3. — С. 3−12.
- Филиппов, В. М. Некоторые общемировые тенденции развития классических университетов // Aima mater. 1996. — № 4. — С 22−24
- Философский век. Альманах: в 3-х т. История университетского образования в России и международные традиции просвещения / отв. ред. Т. В. Артемьева, М. И. Микешин. СПб.: С.-Петерб. Центр истории идей, 2005. -(Вып.28−30).
- Чанбарисов, Ш. X. Формирование советской университетской системы / Ш. X. Чанбарисов. М.: Высшая школа, 1988. — 256 с.
- Чистохвалов, В. Кредитные единицы входят в российскую высшую школу / В. Чистохвалов // Высшее образование в России. 2004. — № 4. — С. 637.
- Чистякова, JI. А. Концептуальные основы многоуровневой системы высшего образования в России : анализ отечественного и зарубежного опыта / JI. А. Чистякова, М. А. Эскиндаров. М.: ИНИОН РАН, 1997. -240 с.: ил.
- Шварцман, 3. Университетское педагогическое образование в многоуровневой структуре / 3. Шварцман // Высшее образование в России.- 1993. -№ 3. С.79−82.
- Шеффер, Г. Соотношение фундаментального и специального образования в университетах будущего / Г. Шеффер // Высшее образование в России.-1994.-№ 4. С.61−68.
- Ширшов, Е. В. Модернизация высшего технического образования в контексте Болонского процесса : из опыта вузов Архангельска / Е. В. Ширшов // Высш. образование сегодня. 2005. — № 6. — С. 34−37. — Библиогр.: с. 37.
- Шлак, В. И. Современный контент-анализ. Приложения в области: политологии, рекламы, социологии, экономики, психологии, культурологии / В. И. Шлак. М.: ОМЕГА-Л, 2006. — 272 с.
- Шубина, Н. Л. Болонский процесс : оперативное, но обдуманное решение национальных проблем / Н. Л. Шубина // Информ. бюллетень.- 2004. -№ 1−2.- С. 31−35 (Болонский процесс и Российское образование).
- Щетинина, Г. И. Университеты в России и устав 1884 года / Г. И. Щетинина. М.: Наука, 1976.-231с.
- Эймонтова, Р. Г. Русские университеты на грани двух эпох. От России крепостной к России капиталистической / Р. Г. Эймонтова.- М.: Наука, 1995. 352 с.
- Яковлев, И. П. Интеграция высшей школы с наукой и производством / И. П. Яковлев.- Л.: Изд-во Ленинградского ун-та, 1987. 128 с.
- Яспер, К. Всемирная история философии : введение / К. Яспер. СПб.: Наука, 2000. 272 с.136