Основные методы, формы и средства обучения военнослужащих
Словесные методы занимают важное место в системе методов обучения. Были периоды, когда они являлись почти единственным способом передачи данных. Прогрессивные педагоги Я. А. Коменский, К. Д. Ушинский и другие доказывали необходимость дополнения их наглядными и практическими методами. В настоящее время их нередко называют устаревшими, «неактивными» методами, но, говоря объективно, они позволяют… Читать ещё >
Основные методы, формы и средства обучения военнослужащих (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Понятие о методах, формах и средствах обучения военнослужащих
В педагогической практике метод выступает как упорядоченный способ взаимодействия педагога и обучающихся по достижению учебно-воспитательных целей. При этом способы обучающей деятельности педагога (преподавание) и способы учебной деятельности обучающихся (учение) тесно связаны между собой и находятся во взаимодействии.
Одна из острых проблем современной дидактики — это проблема классификации методов обучения. Наиболее ранней классификацией является деление методов обучения на методы работы педагога (рассказ, объяснение, беседа) и методы работы обучающихся (упражнения, самостоятельная работа).
Распространенной является классификация методов обучения
по источнику получения знаний. В соответствии с таким подходом выделяют: а) словесные методы; б) наглядные методы; в) практические методы (обучающиеся получают знания, выполняя практические действия).
Словесные методы занимают важное место в системе методов обучения. Были периоды, когда они являлись почти единственным способом передачи данных. Прогрессивные педагоги Я. А. Коменский, К. Д. Ушинский и другие доказывали необходимость дополнения их наглядными и практическими методами. В настоящее время их нередко называют устаревшими, «неактивными» методами, но, говоря объективно, они позволяют передать большой объем информации, поставить перед обучающимися проблемы и показать пути их решения. Слова позволяют вызвать в сознании человека образы прошлого, настоящего и будущего, активизируют воображение, память, чувства обучающихся.
Словесные методы подразделяются на следующие виды: рассказ, объяснение, беседа, дискуссия, лекция, работа с книгой.
Рассказ применяется на всех этапах обучения, меняются лишь его характер, объем, продолжительность, содержание.
Педагогические условия эффективности рассказа следующие:
- — он должен обеспечивать идейно-нравственную направленность преподавания;
- — содержать только достоверные и научно доказанные факты; включать достаточное количество ярких и убедительных примеров;
- — иметь четкую логику изложения;
- — излагаться простым, доступным и эмоциональным языком;
- — отражать элементы личной оценки и отношения офицера к излагаемым фактам, событиям.
Объяснение — словесное истолкование закономерностей, существенных свойств изучаемого объекта, отдельных понятий и явлений. Предполагает монологическую форму изложения теоретического материала различных наук, раскрытия коренных причин и следствий в явлениях природы и общественной жизни.
Педагогическими условиями эффективности объяснения являются:
- — точное и четкое формулирование задачи, сути проблемы, вопроса;
- — последовательное раскрытие причинно-следственных связей;
- — аргументация и доказательства;
- — использование сравнения, сопоставления, аналогии;
- — приведение ярких примеров;
- — безукоризненная логика изложения.
Беседа — диалогический метод обучения, при котором педагог путем постановки тщательно продуманной системы вопросов подводит обучающихся к пониманию нового материала или проверяет усвоение ими уже изученного. Беседа относится к наиболее ранним методам дидактической работы. Ее мастерски использовал Сократ, от имени которого и произошло название понятия «сократическая беседа».
В зависимости от конкретных задач, содержания учебного материала, уровня творческой познавательной деятельности обучающихся, места беседы в дидактическом процессе выделяют различные виды беседы:
- — эвристическая (от греч. еиркжсо — нахожу, открываю), в ходе которой офицер, опираясь на имеющиеся у обучающихся знания и практический опыт, подводит их к пониманию и усвоению новых знаний, формулированию правил и выводов;
- — сообщающая, которая предшествует изучению нового материала (ее называют вводной, или вступительной). Ее цель — вызвать у обучающихся состояние готовности к познанию нового;
- — закрепляющая, которая проводится после изучения нового материала.
В ходе беседы вопросы могут быть адресованы одному обучаемому (индивидуальная беседа) или всем слушателям группы (фронтальная беседа).
Одной из разновидностей беседы является собеседование. Оно может проводиться как с группой в целом, так и с отдельными обучающимися. Его успех во многом зависит от формулировки вопросов. Вопросы задаются офицером всей учебной группе. Для того чтобы все обучающиеся готовились к ответам, вопросы должны быть краткими, четкими, содержательными, активизирующими мышление обучающегося. Не следует использовать двойные, подсказывающие вопросы, а также альтернативные, подразумевающие ответы «да» или «нет». Достоинства метода собеседования таковы:
- — оно активизирует обучающихся, развивает их память и речь;
- — имеет высокий воспитательный потенциал;
- — является хорошим диагностическим средством.
Существуют и недостатки применения метода собеседования: оно требует много времени; содержит элемент риска (обучающийся может дать на вопрос неправильный ответ, который воспринимается другими и фиксируется в их памяти); требует большого запаса знаний.
Дискуссия — обмен взглядами по определенной проблеме, которые отражают индивидуальное суждение или опираются на мнения других лиц. Дискуссию целесообразно использовать тогда, когда обучающиеся обладают значительной степенью зрелости и самостоятельности мышления, умеют аргументировать, доказывать и обосновывать свою точку зрения. Хорошо проведенная дискуссия имеет большую обучающую и воспитательную ценность: способствует более глубокому пониманию проблемы, формирует умение отстаивать свою позицию, считаться с мнениями других.
Лекция — это монологический способ изложения объемного материала, преимущество которого состоит в возможности обеспечить законченность и целостность восприятия обучающимися учебного материала по теме. Лекция может применяться при повторении пройденного материала по одной или нескольким темам для обобщения и систематизации изученного материала (обзорная).
Использование лекции является актуальным и в современных условиях, что обусловлено следующими факторами:
- — обеспечивает применение блочного способа изучения учебного материала по темам или большим по объему разделам;
- — позволяет значительно активизировать познавательную деятельность обучающихся, вовлекая их в самостоятельный поиск дополнительной научной информации в решении проблемных учебно-иознавагельных задач;
- — способствует выполнению тематических заданий, проведению самостоятельных экспериментов.
Наглядные методы используются во взаимосвязи со словесными и практическими методами обучения и направлены на закрепление учебной информации путем активизации визуальной памяти с помощью наглядных пособий и технических средств.
Наглядные методы обучения включают:
- — иллюстративный метод, предполагающий показ обучающимся иллюстративного материала — плакатов, таблиц, карт, зарисовок на доске и др.;
- — демонстрационный метод, связанный с демонстрацией изделий, технических установок, кинофильмов, диафильмов и т. д.
Представленное деление условно и не исключает возможности применения отдельных средств как в группе иллюстративных, так и в группе демонстрационных методов. Внедрение новых технических средств в учебный процесс расширяет возможности наглядных методов обучения.
Практические методы формируют практические умения и навыки. К практическим методам обучения относятся следующие.
Упражнения — повторное (многократное) выполнение умственного или практического действия в целях овладения им или повышения его качества. Упражнения применяются при изучении всех предметов и на различных этапах учебного процесса. Характер и методика упражнений зависят от особенностей учебного предмета, материала, возраста обучающихся. Выполняются самостоятельно или под руководством педагога.
Выделяют упражнения: воспроизводящие — по воспроизведению известного в целях его закрепления; тренировочные — по применению знаний в новых условиях.
По характеру упражнения бывают устные, письменные и графические.
Устные упражнения помогают развивать логическое мышление, память, речь и внимание обучающихся, отличаются динамичностью.
Письменные упражнения способствуют закреплению знаний и выработке умений их примененять, развивают логику, письменную речь, самостоятельность обучающихся, могут сочетаться с устными и графическими.
Графические упражнения обеспечивают выполнение схем, чертежей, графиков, плакатов, стендов, зарисовок при проведении лабораторно-практических и других работ.
Практические (лабораторные) работы проводятся после изучения больших по объему разделов, тем и носят обобщающий характер.
Особый вид практических методов обучения составляют занятия с обучающими машинами, с машинами-тренажерами и репетиторами.
С середины 1960;х гг. в образовании стали использоваться методы дидактических игр, основанные на имитационном моделировании изучаемых систем, явлений, процессов.
Дидактическая игра как метод обучения содержит в себе большие потенциальные возможности активизации процесса обучения. Вместе с тем школьная практика и результаты проведенных экспериментов показали, что дидактические игры могут сыграть в обучении положительную роль только тогда, когда они используются как фактор, обобщающий широкий арсенал традиционных методов, а не как их заменитель.
Самостоятельная работа занимает особое место в системе методов обучения, так как является необходимым элементом (приемом, а также средством, формой и видом познавательной деятельности) процесса обучения. Этот вид познавательной деятельности военнослужащих, которую они осуществляют без посторонней помощи, позволяет закрепить полученные знания, умения и навыки. Чаще всего в основе самостоятельной работы лежит работа с информационными источниками — книгой или учебником, документом, статьей и т. д., которая включает ряд приемов и видов деятельности:
- — конспектирование — краткое изложение (запись) содержания прочитанного, которое ведется от первого или от третьего лица (от первого лица лучше развивает самостоятельность мышления);
- — составление плана текста (простого и сложного), требующее внимательного прочтения текста, деления его на части и формулировки названия в виде короткого тезиса;
- — цитирование — дословная выдержка из текста с указанием источника (автор, название, место, издательство и год издания, страница);
- — аннотирование — краткое, свернутое изложение содержания прочитанного без потери существенного смысла;
- — рецензирование — написание краткого отзыва о прочитанном с выражением своего отношения к нему;
- — составление справки — изложение сведений о чем-нибудь, полученных после поисков. Справки бывают статистические, биографические, терминологические, географические и т. д.;
- — составление формально-логической модели — словесно-схематическое изображение прочитанного;
- — составление тематического тезауруса — фиксирование упорядоченного комплекса базовых понятий по разделу, теме;
- — составление матрицы идей — написание сравнительных характеристик однородных предметов, явлений, но трудам разных авторов.
Формы обучения. Организационный аспект учебного процесса реализуется в различных видах взаимодействия офицера (педагога) с обучающимися, т. е. в формах обучения. Формы обучения военнослужащих определяют состав и группы обучающихся, структуру занятия (учения), место и продолжительность его проведения, специфику их деятельности. Форма обучения — это внешнее выражение согласованной деятельности офицеров (педагогов) и обучающихся военнослужащих, осуществляемой в установленном порядке и в определенном режиме.
Формы обучения военнослужащих классифицируют:
- — по направленности подготовки личного состава — теоретические и практические;
- — по организации обучающихся — коллективные, групповые, индивидуальные;
- — по месту проведения занятия — классные и полевые;
- — по месту в учебном процессе — учебно-плановые, служебно-плановые, внеслужебные.
В воинских подразделениях (частях) сложилась следующая классификация форм обучения военнослужащих (рис. 6.1).
Рис. 6.1. Классификация форм обучения военнослужащих
Формы обучения делят на общие и специфические.
Общие формы обучения военнослужащих представляют собой исторически сложившиеся, устойчивые и логически завершенные способы организации военно-педагогического процесса. Общие формы характеризуются своей универсальностью и применяются во всех видах и родах войск.
Общие формы обучения подразделяются на три вида: учебно-плановые, служебно-плановые и внеслужебные.
Учебно-плановые формы обучения применяют на теоретических и практических занятиях, стрелковых тренировках и стрельбах, командно-штабных учениях и др. Они составляют основу боевой и профессиональнодолжностной подготовки личного состава части (корабля).
Служебно-плановые формы обучения объединяют такие формы, как командно-штабные тренировки, парковые дни, парково-хозяйственные дни, дни регламентных работ на вооружении и военной технике, все виды инструктажей, а также различные совещания по основным направлениям военно-служебной деятельности личного состава и т. д.
К внеслужебным формам обучения обычно относят школы воинского опыта, различные военные кружки, соревнования, конкурсы служебного мастерства, викторины и т. д.
Специфические формы обучения вместе с общими формами должны применяться в комплексе и поддерживать их. Специфические формы характерны для отдельных родов и видов войск, а в отдельных случаях и для специфических подразделений. В современных условиях в качестве специфических форм выступают: прыжковые тренировки с парашютом, учебные погружения аквалангистов и боевых пловцов, учебные варки пищи с военными поварами и т. д.
Анализ практики показывает, что бессистемный подход к выбору форм обучения (видов занятий) может решать лишь частные учебные задачи. Достижение целей профессионального становления и развития военнослужащих части (корабля) возможно только путем объединения занятий в дидактические циклы. Такая необходимость обусловлена и комплексным характером деятельности военнослужащих, и спецификой знаний и навыков, и особенностями целей, и категорией обучающихся. Формы обучения используются в тесной связи с методами обучения и в совокупности определяют вид занятий.
Средства обучения играют важную роль в построении методической системы обучения. В настоящее время в обучении военнослужащих разнообразные средства позволяют решать множество задач.
Средства обучения являются важным компонентом методической системы и элементом учебно-материальной базы, обеспечивающей эффективность военно-педагогического процесса. При этом средства обучения оказывают большое влияние на другие компоненты процесса — его цели, задачи, содержание, формы и методы.
Существует несколько видов классификаций средств обучения. Например, А. В. Хуторской дает следующую классификацию средств обучения:
- — по способу объектов — материальные (помещения, оборудование, мебель, компьютеры) и идеальные (образные представления, знаковые модели, мысленные эксперименты);
- — по отношению к источникам появления — искусственные (приборы, картины, учебники) и естественные (натуральные объекты, препараты, гербарии);
- — по сложности — простые (образцы, модели, карты) и сложные (видеомагнитофоны, компьютерные сети);
- — но способу использования — динамичные (видео) и статичные (кодопозитивы);
- — по особенностям строения — плоские (карты), объемные (макеты), смешанные (модель Земли), виртуальные (мультимедийные программы);
- — по характеру воздействия — визуальные (диаграммы), аудиальные (магнитофон, радио), аудиовизуальные (телевидение, видеофильмы);
- — по носителям информации — бумажные (учебник), магнитооптические (фильмы), электронные (компьютерные игры), лазерные (CD-ROM, DVD) —
- — по уровням содержания образования — средства звучания на уровне урока (тестовый материал), на уровне предмета (учебник), на уровне всего процесса обучения (учебный кабинет);
- — по отношению к техническому прогрессу — традиционные (наглядные пособия, музей, библиотека), современные (средства массовой информации, мультимедийные средства, компьютеры), перспективные (веб-сайты, локальные и глобальные компьютерные сети, системы распределенного образования).
В обучении военнослужащих используют различные средства, позволяющие сделать процесс более эффективным (рис. 6.2.).
Рис. 6.2. Классификация средств обучения военнослужащих.
Одна из общепринятых классификаций средств обучения — это их деление по характеру воздействия на обучающихся:
- — визуальные — предметы, макеты, карты, диафильмы, слайды, ИКТпрезентации;
- — аудиальные — музыкальный центр, радио;
- — аудиовизуальные — телевидение, кинофильмы, ИКТ-презентации.
В настоящее время особое значение имеют технические средства обучения (ТСО), к которым относятся приборы и устройства, используемые в процессе обучения. В ряде случаев ТСО незаменимы, так как позволяют показать явления, быстро протекающие процессы.
В обучении военнослужащих целесообразно рационально сочетать ТСО с другими средствами обучения, не стоит преувеличивать значимость использования новых информационных технологий. Они, несмотря на высокую эффективность, не могут заменить живое слово офицера (педагога), общение, направленное на активизацию образного мышления обучающихся.
В зависимости от функционального назначения (характера решаемых дидактических задач) ТСО подразделяют:
- — на технические средства передачи учебной информации (преобразование информации, записанной на том или ином носителе, в удобную для восприятия форму);
- — технические средства контроля знаний (позволяют по определенной программе и заданным критериям с той или иной степенью достоверности оценивать степень усвоения учебного материала);
- — тренажеры (специализированные учебно-тренировочные устройства, которые предназначены для формирования первоначальных умений и навыков);
- — технические средства обучения и самообучения (обеспечивают предъявление учебной информации обучаемым по определенным программам, заложенным в технические устройства, и самоконтроль усвоения знаний);
- — вспомогательные (средства малой автоматизации, механизации и аппараты, используемые для вспомогательных целей: движущиеся ленточные классные доски, устройства для перемещения карт, плакатов; устройства дистанционного управления комплексами ТСО и затемнением предметных кабинетов; радиомикрофоны, микрофонная проводная техника, усилители, полиэкраны, электронные доски и т. п.);
- — комбинированные (лингафонные устройства, замкнутые учебные телевизионные системы, компьютерные системы).
Существует также классификация дидактических средств.
- — по принципу устройства и работы;
- — роду обучения;
- — логике работы;
- — характеру воздействия на органы чувств;
- — характеру предъявления информации.
В настоящее время расширяется объем средств обучения за счет общего развития и совершенствования техники, мультимедиаиродукции, средств сети Интернет и т. д. В дальнейшем будут разрабатываться новые подходы к их классификации.
Одной из задач современной военной дидактики в России является наиболее полное использование потенциала различных средств, позволяющих повысить качество подготовки военнослужащих к выполнению профессиональных обязанностей.
Таким образом, целостность процесса обучения военнослужащих, его эффективность определяется системой методов, форм и средств обучения, их целесообразным и научно обоснованным взаимодействием. В современных условиях всестороннего развития всех областей жизнедеятельности человека, высокого уровня информатизации образовательной среды к содержанию обучения военнослужащих предъявляются особые требования, связанные с обеспечением необходимого уровня компетентности военных специалистов.