Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Аннотация. 
Повышение квалификации учителя по целенаправленному развитию познавательных стратегий учащихся

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В новых образовательных стандартах большое внимание уделяется развитию личностных качеств учащихся: готовность и способность к самоопределению, самосознанию, критичности к своим поступкам, ответственности за результаты своих поступков и действий, а также целеустремленность и настойчивость в достижении целей, жизненный оптимизм, готовность к преодолению трудностей. По-новому сформулировано… Читать ещё >

Аннотация. Повышение квалификации учителя по целенаправленному развитию познавательных стратегий учащихся (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Рассматривается новый образовательный стандарт и изменения, которые необходимо внести в процесс обучения, следовательно в подготовку учителей. Автор обсуждает актуальность разработки программ повышения квалификации учителей с учетом более глубоких знаний педагогической психологии. Приводится краткое описание программы «Целенаправленное развитие познавательных стратегий школьников» и основные результаты ее реализации.

Ключевые слова Повышение качества образования, предметная деятельность, учение, развитие, познавательные способности, обучаемость, познавательные стратегии, программа повышения квалификации учителей «Целенаправленное развитие познавательных стратегий школьников».

Additional professional training of teachers for targeted development of students' cognitive strategies"

New educational standard and the changes required in the learning process, therefore the training of teachers is considered. In this article is discussed the relevance of teacher development programmes, taking into account the knowledge of educational psychology. Introduced a short description of the program «Targeted development of students' cognitive strategies» and the main results of its implementation.

Key words: education quality improvement, subject activity, studying, development, cognitive ability, ability to learn, cognitive strategies, the program of Professional Development teachers «Targeted development of students' cognitive strategies».

Государственные образовательные стандарты второго поколения ставят перед школой новую задачу — подготовку нравственно и духовно зрелых, самостоятельных, активных и компетентных граждан. При этом обществом востребована способность молодых людей самостоятельно решать встающие перед ними новые, еще неизвестные задачи. Тогда на первый план, наряду с общей грамотностью, выступают такие качества выпускника, как, например, разработка и проверка гипотез, умение работать в проектном режиме, инициативность в принятии решений и т. п.

В новых образовательных стандартах большое внимание уделяется развитию личностных качеств учащихся: готовность и способность к самоопределению, самосознанию, критичности к своим поступкам, ответственности за результаты своих поступков и действий, а также целеустремленность и настойчивость в достижении целей, жизненный оптимизм, готовность к преодолению трудностей. По-новому сформулировано понимание познавательного развития школьника: кроме формирования у учащихся научной картины мира, стандарт указывает на необходимость развития способности управлять своей познавательной и интеллектуальной деятельностью; овладение стратегиями и способами познания и учения; развитие репрезентативного, символического, логического, творческого мышления, продуктивного воображения, рефлексии.

Перед учителем сегодня встает серьезная проблема — как обеспечить новое качество образования? Имея богатый педагогический опыт и глубокие знания по преподаваемому предмету, зачастую, учитель не имеет необходимой подготовки и инструментов для реализации этой задачи. Вместе с этим педагоги-практики испытывают серьезные затруднения в своей работе, так как большой процент учащихся приходит в школу недостаточно готовыми к обучению (тревогу бьют учителя начальных классов), да и педагоги среднего и старшего звена постоянно отмечают — школьники не умеют учиться.

Повышение качества образования, его обновление следует начинать с повышения квалификации учителя, изменения содержания его профессиональной деятельности и формирования соответствующих компетентностей. В центре нового содержания изменённой подготовки учителя должны лежать психологические аспекты развития, обучения и воспитания. Должны также измениться сами методы и формы обучения педагогов.

Одна из самых важных проблем современной подготовки педагогов и, в частности, повышения квалификации, заключается в следующем: учителя чаще всего не различают предметную деятельность и собственно учение, не различают формирование знаний, умений, навыков от познавательных способностей, обучаемости. Это, в свою очередь, требует поиска такой системы подготовки педагогических кадров, в которой бы содержательно и процессуально рассматривались надпредметные и внутрипредметные методы формирования и развития умения учиться у школьников.

Таким образом, современные реалии и новые образовательные стандарты предполагают существенное смещение акцентов в обучении школьников, от формирования предметных знаний умений и навыков — к личностным компетентностям, развитию умений учиться, в целом повышению способности школьников к учению — обучаемости. Необходимо повышение квалификации учителя, направленное на более широкое применение методов, форм и приемов формирования и развития обучаемости, а с точки зрения технологий — интерактивных, практико-ориентированных форм обучения, так чтобы происходило «проживание» учителем нового профессионального опыта с учетом переноса в различное предметное содержание.

В целом отметим, что понятие «обучаемость» должно стать центральным во всех видах повышения квалификации психолого-педагогических кадров (и педагогов, и школьных психологов). Остановимся кратко на этом понятии.

Понятию «обучаемость» и его исследованиям в педагогике и педагогической психологии уже более 50 лет, они осуществлялись в работах Н. А. Менчинской, З. И. Калмыковой, И. И. Ильясова, А. А. Плигина.

Мы разделяем позицию А. А. Плигина, который предлагает выделить четыре компонента обучаемости [1] :

  • · мотивационный (познавательные мотивы и мотивы, косвенно способствующие учению);
  • · когнитивно-мнемический (развитость познавательных способностей: восприятия, представления, мышления, фантазии и памяти Память является общепсихическим процессом, психологи ее ошибочно относят к познавательным, она функционирует во всех сферах психики (не толькокогнитивной).);
  • · организационный (развитость рефлексии на условия обучения, готовность к решению задач определенного уровня сложности, учебные действия и интеллектуальные операции, а также достигнутый уровень саморегуляции, особенно развитость управленческих умений в учении);
  • · волевой (трудолюбие и работоспособность).

Автор также указывает на то, что обучаемость может быть нескольких видов: общая и специальная (обучаемость в любом или каком-то одном школьном предмете); продуктивная (которая характеризуется умением отвлекаться от привычного опыта (стереотипов), порождать, проверять и доказывать гипотезы, самостоятельно выводить знания из уже имеющихся, порождать новые способы действий и т. д.) и репродуктивная (умение понимать письменные и устные сообщения, запоминать и воспроизводить полученные знания в готовом виде, следовать инструкции, образцу и т. д.) и самообучаемость [1].

В связи с вышесказанным, отдельную и довольно непростую проблему представляет собой проектирование образовательного процесса, который способствовал бы формированию и развитию комплексной обучаемости, которая включает все перечисленные виды. В нашей работе мы применяем технологию целенаправленного развития познавательных стратегий (ЦРПС) как один из вариантов такого проектирования.

Данная технология, с нашей точки зрения, более всего отвечает решению ключевых задач обновления образования — развитию умения учиться, обучаемости, инициативы и самостоятельности (субъектности), и появляется отдельный вопрос — как подготовить учителя к трансляции ЦРПС в широкую практику образования. Нами была разработана и апробирована программа курса «Целенаправленное развитие познавательных стратегий школьников», предназначенная для учителей начальной школы, учителей различных областей знаний, школьных психологов, администрации.

Основными принципами проектирования данного курса были следующие: научность, системность, дифференцированность знаний (декларативных, процедурных), учет особенностей обучения взрослых (преимущество отдавалось интерактивным и тренинговым формам обучения), гарантированность адекватного переноса в практику.

Разработанный нами учебный план рассчитан на 144 академических часа. Кратко охарактеризуем содержание основных тем курса:

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой