Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Введение. 
Методы диагностики и коррекции познавательной деятельности у детей с нарушением зрения

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Одной из важнейших задач специального психолога, особенно, в дошкольных учреждениях любого вида, является выявление скрытых «донозологических», слабо выраженных особенностей развития, выходящих за рамки индивидуальных вариантов, нормативной линии возрастного развития, создание условий для их последующего преодоления. Исследования в коррекционной педагогике показывают, что без целенаправленного… Читать ещё >

Введение. Методы диагностики и коррекции познавательной деятельности у детей с нарушением зрения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В последние годы увеличивается процент детей, так называемой группы риска т. е. имеющих биологическую или социальную «предрасположенность» к нарушению нормального онтогенеза или его дисфункции.

Одной из важнейших задач специального психолога, особенно, в дошкольных учреждениях любого вида, является выявление скрытых «донозологических», слабо выраженных особенностей развития, выходящих за рамки индивидуальных вариантов, нормативной линии возрастного развития, создание условий для их последующего преодоления.

Исследования в коррекционной педагогике показывают, что без целенаправленного воспитания невозможно решать проблемы «включения» ребенка в окружающую среду не происходит реализация действия «пусковых» механизмов, направленных на вовлечение проблемного ребенка в социум.

Первые исследования особенностей психического развития при слепоте относятся к 70-м гг. Проводились они самими слепыми, путем интроспекции (самонаблюдения). Одной из известнейших работ того времени, является монография М. Сизерана «Слепец о слепых». В ней дается описание внутреннего мира слепого на основании самонаблюдений.

Формирование научной психологии связано с трудами Т. Геллера, М. Кунца, А. А. Крогиуса, М. И. Земцовой, А. Г. Литвака, Л. И. Солнцевой и др.

До сих пор в мировой тифлопсихологии, существуют две позиции относительно того, насколько психология слепого близка развитию нормально видящего, или насколько она своеобразна.

Эти две позиции различаются взглядом на роль дефекта в психическом, социальном развитии человека. Одна из них принимает за исходное положение определяющую роль дефекта зрения, в психическом развитии ребенка со зрительной патологией. Эта позиция ведет к недооценке возможностей полисенсорных перестроек у детей данной категории и постулированию специфического стандарта психического развития, как правило, заниженного по сравнению с уровнем развития зрячих (С.Хайес, М. Тиллмен, и др.).

Наличие особенностей в познавательной деятельности слепых отмечал А. И. Скребицкий. Преувеличение же специфики психического развития слепых привело Ф. Цеха к утверждению, о необходимости создания особого «языка слепых», отличного от языка зрячих, а К. Бюрклена к выводу о том, что в результате изолированной жизни слепых возникает особый тип людей.

Однако особенности психических процессов у детей с нарушениями зрения не являются неизменными. Другая группа ученых (Б. Гомулицкий, А. Г. Литвак, М. И. Земцова, Л. И. Солнцева и др.), прослеживая динамику психического развития детей пришла к убеждению, что заметные различия между общим психическим статусом слепых, зрячих в раннем возрасте постепенно сглаживаются вследствие улучшения динамики психического развития детей данной категории. Более того, имеются данные относительно возможного опережающего развития детей со зрительной патологией.

Исследования особенностей психического развития слепых и слабовидящих детей (в 80-е и 90-е г.).

Опираются на работы основоположников отечественной дефектологии Л. С. Выготского, А. Г. Литвака, А. И. Зотова они направлены на дальнейшую разработку теории, практики компенсации и коррекции зрительного дефекта в процессе коррекционного обучения и воспитания.

Актуальность и недостаточная разработанность исследований данной проблемы определили выбор темы исследования: «Методы диагностики и коррекции познавательной деятельности у детей с нарушением зрения».

Объект исследования — познавательная деятельность у детей с нарушением зрения.

Предмет исследования — методы диагностики и коррекции познавательной деятельности у детей с нарушением зрения.

Цель исследования — охарактеризовать методы диагностики и коррекции познавательной деятельности у детей с нарушением зрения.

Задачи исследования:

  • 1. Проанализировать литературу по теме исследования;
  • 2. Дать характеристику основным понятиям работы;
  • 3. Охарактеризовать методы диагностики и коррекции познавательной деятельности у детей с нарушением зрения.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой