Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Введение. 
Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках географии посредством игровых технологий

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Любая деятельность человека имеет определенную цель. Основная цель работы учителя по активизации познавательной деятельности учащихся и интерес к изучаемому предмету — развитие их творческих способностей. Достижение этой цели позволяет решить многие задачи обучения: обеспечить прочные и осознанные знания изучаемого материала, подготовить учащихся к умению самостоятельно пополнять знания… Читать ещё >

Введение. Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках географии посредством игровых технологий (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Любая деятельность человека имеет определенную цель. Основная цель работы учителя по активизации познавательной деятельности учащихся и интерес к изучаемому предмету — развитие их творческих способностей. Достижение этой цели позволяет решить многие задачи обучения: обеспечить прочные и осознанные знания изучаемого материала, подготовить учащихся к умению самостоятельно пополнять знания, воплощать в жизнь научно-технические решения, дать высшим учебным заведениям хорошо подготовленных будущих учителей, способных творчески овладеть выбранной специальностью.

Это утверждение — ведущий принцип педагогики. Нет другого пути развития познавательных способностей учащихся, кроме организации их активной деятельности. Умелое применение приемов и методов, обеспечивающих высокую активность учащегося в обучении, их способность в учебном познавании, является средством развития познавательных способностей обучаемых [1].

Таким образом, можно сказать, что развитие познавательных способностей и интерес к предмету учащихся — цель деятельности учителя, а применение разнообразных приемов активизации является средством достижения этой цели. Понимание этого важно для работы учителя. Поэтому, заботясь о развитии учащегося, необходимо чаще использовать активные методы обучения. Но, применяя методы и приемы активизации, необходимо всегда учитывать имеющийся уровень развития познавательных способностей учащегося. Сложные познавательные задачи можно предъявлять лишь ученикам, обладающим высоким уровнем развития познавательных способностей. Задачи, не соотнесенные с уровнем развития познавательных сил учащихся, превышающие возможности ученика, предъявляющие к нему требования, значительно опережающие, умеющего у него развития не могут, сыграть положительную роль в обучении. Они подрывают у учащихся веру в свои силы и способности. Все способности человека развиваются в процессе деятельности.

Все это позволяет заключить, что развитие познавательных способностей к предмету учащихся — длительный процесс. Система работы учителя по активизации познавательной деятельности школьников должна строиться с учетом постепенного, планомерного и целенаправленного достижения желаемой цели — развитие познавательных творческих способностей учащегося. И в то же время, используемые учителем приемы и методы в обучении должны предусматривать постепенное, целенаправленное и планомерное развитие мышления учащихся и одновременно формирование у них мотива к учению.

Актуальность темы

исследования определяется тем, что на современном этапе развития школьного географического образования наблюдаются тенденции к снижению качества знаний и усилению негативного отношения к обучению, из-за общего снижения познавательного интереса у школьников.

Следовательно, необходим иной подход к организации обучения, позволяющий изменить позиции школьника и учителя в учебном взаимодействии. В таком случае роль учителя в учебном процессе всё более сводится к консультированию учащегося в его познавательной, исследовательской деятельности. В современной практике обучения географии большую популярность получили игровые технологии. В методической литературе описано большое количество игровых сюжетов, представлены классификации, рассматривающие в основном общепедагогические аспекты игровых способов обучения. Отношение учителей к игровым технологиям неодинаково: одни используют их очень активно, считая результативными, другие предпочитают классические формы учебного процесса. Использование игр в обучении географии решает множество задач. Они развивают познавательный интерес к предмету, активизируют учебную деятельность учащихся на уроках. Включение в структуру урока игровых моментов может быть использовано для снятия усталости и для развития личностной свободы и раскованности ребят, особенно невротизированных, слабых и неуверенных в себе. В школе особое место занимают такие формы занятий, которые обеспечивают активное участие в уроке каждого ученика, повышают авторитет знаний и индивидуальную ответственность школьников за результаты учебного труда [2]. Эти задачи можно успешно решать через технологию игровых форм обучения. Игра имеет большое значение в жизни ребенка, имеет то же значение, какое у взрослого деятельность, работа, служба. Игра только внешне кажется беззаботной и легкой. А на самом деле она властно требует, чтобы играющий отдал ей максимум своей энергии, ума, выдержки, самостоятельности. Игровые технологии обучения позволяют использовать все уровни усвоения знаний: от воспроизводящей деятельности через преобразующую к главной цели — творческо-поисковой деятельности. Творческо-поисковая деятельность оказывается более эффективной, если ей предшествует воспроизводящая и преобразующая деятельность, в ходе которой учащиеся усваивают приемы учения.

Объект исследования — использование игровых технологий на уроках географии.

Предмет исследования — процесс активизации познавательной деятельности учащихся на уроках географии посредством игровых технологий.

Цель исследования — выявить связь успеваемости учащихся с активизацией их познавательной деятельности через использование технологии учебной игры на уроках географии.

Для достижения цели исследования были поставлены следующие задачи:

  • 1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
  • 2. Определить роль и эффективность использования игровой технологии в обучении как средства активизации познавательной деятельности учеников
  • 3. Определить процент качества знаний учащихся экспериментальных классов при использовании игровых технологий на уроках географии.

Содержанием практической части дипломной работы является использование методик, которые позволили определить зависимость уровня успеваемости учащихся по предмету от активизации их познавательной деятельности учащихся через изучение игровых технологий.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой