Обучение русской фразеологии в 6-8 классах национальной школы: На основе значений опорных компонентов фразеологических единиц
Диссертация
Смысл, или когнитивная структура текста, включает в себя денотативно-предикативную, логическую, аксиологическую и символическую семантику. Эти четыре типа смысловой семантики связаны с четырьмя компонентами структуры общения: объект, говорящий, слушающий и текст. Объект (или предмет) содержания текста получает в речевой коммуникации денотативно-предикативный смысл. Смысл содержательной… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. ЛИНГВИСТИЧЕСКОЕ, КУЛЬТУРОВЕДЧЕСКОЕ, ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ И ДИДАКТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ОБУЧЕНИЯ РУССКОЙ ФРАЗЕОЛОГИИ В 6−8 КЛАССАХ НАЦИОНАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
- 1. 1. История формирования и развития русской фразеологии
- 1. 2. Проблема эквивалентности фразеологизма и текста
- 1. 3. Этнолингвистический анализ семантики общеупотребительных фразеологизмов русского и казахского языков
- 1. 4. Психолого-дидактическое обоснование обучения русской фразеологии в 6−8 классах национальной школы
- ВЫВОДЫ
- ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ РУССКОЙ ФРАЗЕОЛОГИИ В 68 КЛАССАХ НАЦИОНАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
- 2. 1. Основные характеристики существующей системы обучения русской фразеологии в 6−8 классах национальной школы
- 2. 2. Экспериментальная программа обучения русской фразеологии в 68 классах национальной школы
- 2. 3. Итоги педагогического эксперимента по обучению русской фразеологии в 6−8 классах национальной школы
- ВЫВОДЫ
Список литературы
- Абдурахимов М. Краткий узбекско-русский фразеологический словарь Ташкент: «Укитувчи», 1980.-184 с.
- Абузяров Р.А. Краеведение и лингвострановедение как источник дидактического материала, — Алматы: Мектеп, 1980. 153 с.
- Амонашвили Ш. Размышления о гуманной педагогике. М.: Изд. Дом Ш. Амонашвили, 1996.- 496 с. i
- Архангельский B.JI. Устойчивые фразы в современном русском языке. Основы теории устойчивых фраз и проблемы общей фразеологии. -Ростов-на-Дону, 1964 315 с.
- Архангельский С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы. Учебное методическое пособие. М.: «Высшая школа», 1980. — 868с.
- Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов. М.: Советская энциклопедия, 1966. — 680 с.
- Ахунзянов Г. Х. Фразеологические сочетания как вид фразеологических выражений. В кн.: Вопросы тюркологии. Казань, 1970. — 210 с.
- Бабанский Ю.К., Пташник М. Н. Оптимизация педагогического процесса (В вопросах и ответах). Киев: «Рад. Школа», 1982. — 198 с.
- Бабайцева В.В., Чеснокова Л. Д. Русский язык. Теория. 5−9 классы. М.: «Дрофа», 2000.-331с.
- Бабайцева В.В. Русский язык: Теория. 5−9 классы: Учебник для учебных заведений с углубленным изучением русского языка. Mi: Дрофа, 1977. -432 с.
- Бабкин A.M. Русская фразеология, ее развитие и истоки. М-Л.: Наука, 1970.-262 с.
- Бабкин A.M. Лексикографическая разработка русской фразеологии. IV Л.: Наука, 1964.-76 с.
- Бактыбаева А.Т. К проблеме символа-концепта (сокол суцкар традиции русского и казахского фольклора): Автореферат. — Алматы, 1997.- 22с.
- Баранов М.Т. Русский язык: Справочные материалы: Учебное пособие для учащихся // М. Т. Баранов, Т. А. Костяева, А. В. Прудникова. Под ред. Н. М. Шанского. М.: Просвещение, 1993. — 287с.
- Баранов М.Т. Русский язык: Учебник для 6 класса общеобразовательны учреждений // М. Т. Баранов, Л. Т. Григорян, Т. А. Ладыженская и др.-М Просвещение, 1994. 224 с.
- Бардин К.В. Как научить детей учиться. М.: «Просвещение», 1969. -111с.
- Бархударов С.Г., Крючков С. Е. Русский язык. 5−6-е кл. М.: Просвещение, 1969. — 352 с.
- Бауэр В., Дюмотц И., Головин С. Энциклопедия символов // Пер. с немецкого Г. И. Гаева. М.: КРОН-ПРЕСС, 1995. — 512 с.
- Бельдиян В.М. Дидактические (проблемные) и предметные задачи в обучении русскому языку // Вопросы изучения и преподавания психологии.-М., 1972.-С. 61−75.
- Бельдиян В.М. Использование текстов для развития внутренней и внешней речи на занятиях по русскому языку: Методические рекомендации для учителей общеобразовательных школ. Омск: Изд-во ОмГПУ, 1996.-33 с.
- Бельдиян В.М. Текст как лингвистическая реальность // Теория текста: внутренняя и внешняя структуры. Ташкент: Изд-во ТГПИ, 1993. -С. 9 33.
- Бельдиян В.М. Проблемы референции и основные понятия лексической полисемии // Семантика языковой системы и текста. Омск: Изд-вр ОмГПУ, 1997.-С. 3−27.
- Бельдиян В.М. Значение фразеологизма и фразеологическое значени слова // Виноградовские чтения. Материалы межвузовской конференции Тобольск: Изд-во ТГПУ, 2001. — С. 60−63.
- Березин Ф.М., Головин Б. Н. Общее языкознание. М.: «Просвещение», 1979.-416 с.
- Бирих А.К., Мокиенко В. М., Степанова Л. И. Словарь русской фразеологии. Историко-этимологический справочник. СПб.: Фолис Пресс, 1998.-704 с.
- Богданова Г. А. Уроки русского языка: 6 класс: Кн. Для учителя: Из опыта работы. М.: Просвещение, 1987. — 208 с.
- Большой энциклопедический словарь «Языкознание» // Под редакцией Ярцевой В. Н. М.: «Большая Российская Энциклопедия», 1998. — 685 с.
- Буслаев Ф.И. Преподавание отечественного языка. М., 1992. — 512 с.
- Быстрова Е.А. Коммуникативная методика в преподавании русского языка//РЯШ, 1996 № 1. С. 3−8.
- Быстрова Е.А. Теоретические основы русской фразеологии в национальной школе. М.: Педагогика, 1985. — 136с.
- Валгина Н.С., Розенталь Д. Э., Фомина М. И., Цапукевич В. В. Современный русский язык. -М.: «Высшая школа», 1971. -397с.
- Введенская JI.A. Пословицы и поговорки в начальной школе. Пособие для учителя. М.: Учпедгиз, 1963.-120с.
- Введенская Л.А., Баранов М. Т., Гвоздарев Ю. А. Русское слово. Факультативный курс «Лексика и фразеология русского языка (VII-VIII кл.)». Пособие для учащихся. Изд. 2-е, перераб.—М.: «Просвещение», 1978.—144с.
- Введенская Л.А., Колесникова Н. П. Этимология и ее виды // Отв. ред. Ю. А. Гвоздарев. Ростов н/Д: Изд. Рост. Ун-та, 1986. — 95с.
- Веселая грамматика. Фразеология / Автор-составитель В. В. Волина. М.: Дрофа, 2003.-80 с.
- Виноградов В.В. Современный русский язык. М.: Высшая школа, 1938.-511с.
- Виноградов В.В. Избранные труды. Лексикология и лексикография.- М.: Наука, 1977.-307с.
- Виноградов В.В. Русский язык. Грамматическое учение о слове. М.: Высшая школа, 1972. — 614с.
- Вопросы лексики и фразеологии современного русского языка: Сборник статей. Ростов н/Д: Изд. Рост, ун-та, 1968. — 206с.
- Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. М.: наука, 1956. -с.300−375.
- Выготский JI.C. Мышление и речь. // Собрание сочинений, т. 2. М. «Педагогика», 1982.-504с.
- Выготский JI.C. Собрание сочинений: в 6-ти т. Т.2. М.: Педагогика, 1992.-487с.
- Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. Мг: Наука, 1981.—140с.
- Гальперин П.Я. Лекции по психологии. М.: Книжный до. «Университет»: Высшая школа, 2002. — 400с. !
- Гальперин П.Я. Развитие исследований по формированию умственных действий / Психологическая наука в СССР, Т.1.-М., 1959. 599с.
- Гвоздарев Ю.А. Фразеологические сочетания современного русского языка. Ростов н/ Д: Изд-во Рост, ун-та, 1973. — 103с.
- Головин Б.Н. Основы культуры речи. М., 1988.
- Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении. М., 1972.- 423с.
- Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М. «Педагогика> 1986.-239с.
- Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М.: „ИНТОР“, 1996.
- Даль В.И. Пословицы русского народа: Сборник В. Даля. В 2-х т. М.: Худ. лит., 1984.
- Данилов М.А., Есипов Б. П. Дидактика. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1957. -518с.
- Джанибеков У. Эхо. По следам легенды о золотой домбре. Алматы: Онер, 1990.-304с.
- Диброва Е.И. Вариантность фразеологических единиц в современно. русском языке. Ростов н/Д: Изд-во Рост, ун-та, 1979. — 192с.
- Дружинин В. Н. Психодиагностика общих способностей. М.: Издательский центр „Академия“, 19 996.—224с.
- Дудников А.В. Лексика и фразеология русского языка. Пособие для факультативных занятий в 7−8 кл. М.: Просвещение, 1970. — 78с.
- Ефимов А.И. Стилистика художественной речи. — М.: Изд-во Мок. Унта, 1957.-448с.
- Жаналина JI.K. Подготовка учителя-билингва в педагогическом вузе: Учебное пособие для вузов. Алматы: Ана тш, 1993.-189 с.
- Жинкин Н.И. Речь как проводник информации. М.: „Наука“, 1982. -159с.
- Жинкин Н.И. Развитие письменной речи учащихся 3−8 классов // Известия АПН РСФСР. Вып. 176. Психология усвоения грамматики, орфографии и развитие письменной речи. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1956.-c.141.
- Жинкин Н.И. Язык. Речь. Творчество. -М.: „Лабиринт“, 1998. 366с. I
- Жуков В.П. и др. Словарь фразеологических синонимов русского языка: ок. 730 синоним, рядов // В. П. Жуков, М. И. Сидоренко, В.Т. Шкляроп- Под ред. В. П. Жукова. М.: Русс, яз., 1987. — 440с.
- Жуков В.П. Русская фразеология. М.: Высшая школа, 1986. — 309с.
- Жуков В.П. Семантика фразеологических оборотов. М.: Просвещение, 1978.- 160с.
- Жуков В.П. Школьный фразеологический словарь русского языка: Пособие для учащихся. М.: Просвещение, 1980. — 447с.
- Загвязинский В.И. Педагогическое творчество учителя. М.: Педагогика, 1987.-160с.
- Зачевский Е.А., Ковалевская Е. Г. Общее и национальное в лексик языков народов СССР: Кн. для внеклас. чтения учащихся (8−10 кл.). М „Просвещение“, 1983.-111 с.
- Занков Л.В. Наглядность и активизация учащихся в обучении. М.: „Учпедгиз“, 1960. 311с.
- Занков Л.В. Избранные педагогические труды. М.: „Высшая школа“, 1996.-418с.
- Зимняя И.А. Педагогическая психология. М.: „Логос“, 1999. — 383с.
- Значение и смысл слова // Под ред. Розенталя Д. Э. М.: Изд-во МГУ, 1987.- 195с.
- Иванов В.В., Потиха З. А. Исторический комментарий к занятиям по русскому языку в средней школе: Пособие для учителя. М1 Просвещение, 1985. — 160с.
- Ипполитова Н.А. Текст в системе изучения русского языка в школ^. Материалы к спецкурсу. М., 1992.
- Исследование речевого мышления в психолингвистике. М.: „Наука“, 1985.-239с.
- История лингвистических учений. Средневековая Европа. Изд-во „Наука“, 1985. С.208−243.
- Кабанова-Меллер Е. И. Формирование приёмов умственной деятельности и умственное развитие учащихся.—М.: Просвещение, 1968.—288с.
- Капинос В.И., Сергеева Н. Н., Соловейчик М. С. Развитие речи: Теория л практика обучения.—М., 1991.
- Касаткин Л.Л., Клобуков Е. В., Лекант П. А. Краткий справочник по современному русскому языку. М.: „Высшая школа“, 1995. — 382с.
- Касперавичюс М.М. Функции религиозной и светской символики.-Л.: Знание, 1990.-32с.
- Кенесбаев С.К. Исследования по казахскому языкознанию.—Алматы, 1987.-134 с.
- Кецесбаев I. Казак тшнщ фразеологиялык сезд1п. Оц мыцнан аса фраза камтылды.—Алматы: „Рылым“, 1977.-711 бет. I
- Кифер Ф. О пресуппозициях. Новое в зарубежной лингвистике.—М., 1978.
- Клюев Е.В. Речевая коммуникация.—М.: Риполклассик, 2002.—320с.1.-if ('! '
- Кнебель M.O., Лурия A.P. Пути и средства кодирования смысла. V Вопросы психологии. 1971, № 4.
- Кодухов В. И. Психологическое направление в языкознании и преподавании русского языка.—Ишим: Полиграфия, 1993.—323с.
- Копыленко М.М. Сочетаемость лексем в русском языке. М.: Просвещение, 1973.- 119с.
- Копыленко М.М., Попова З. Д. Очерки по общей фразеологии. -Воронеж: Изд. ВГУ, 1978. 143с.
- Кохтев Н.Н. Риторика: Учебное пособие для учащихся 8−11 кл. учеб. i Г»? заведений с углубл. изуч. гуманит. предметов, а также для лицеев л гимназий. М.: Просвещение, 1994. — 207с.
- Купалова А.Ю. Текст на занятиях родным языком. М., 1996.
- Купалова А.Ю. Язык и речь в школьном курсе родного языка // Русский язык в школе. 1999. — № 1.
- Кожахметов К.Г., Кожахметова А. Х. Кдзакша-орысша фразеологилык сездж. Алматы: Мектеп, 1988.- 219с.
- Ладыженская Т.А. Система работы по развитию связной речи учащихся.—М.: «Педагогика», 1975. -I tC
- Леонтьев А.А. Психолингвистические единицы речевого высказывания. М.: «Наука», 1969. — 307с. 1
- Леонтьев А.А. Язык, речь и речевая деятельность. М.: «Просвещение», 1969.-234с.
- Леонтьев А.А. Основы психолингвистики. М.: «Смысл», 1997. — 287с.
- Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М.: «Мысль», 1965. -572с
- Леонтьев А.Н. Ст. Мышление // Философская энциклопедия, т.З. М.: «Советская энциклопедия», 1964.-С. 514−519.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: «Политиздат): 1977.-304с.
- Лингвистический энциклопедический словарь / Гл. ред. В. Н. Ярцева. М., 1990.
- Лосева Л.М. Как строится текст. М.: «Просвещение», 1980. — 96с.
- Лурия А.Р. Основные проблемы нейролингвистики. М.: Изд-во Moci ун-та, 1975.-253с.
- Лурия А.Р. Язык и сознание. М.: Изд-во МГУ, 1979. — 319с.
- Лысенкова С.Н. Когда легко учиться.—М., 1981.
- Лысенкова С.Н. Жизнь моя школа, или Право на творчество. — М.: «Новая школа», 1995. — 240с.
- Львов М.Р. Словарь-справочник по методике русского языка. М.: «Просвещение», 1988. — 239с.
- Максимов С.В. Крылатые слова.- Н. Новгород: «Русский купец», 1994. 416с.
- Малиновский Е.А. История изучения проблем фразеологии в русском языкознании.-Ташкент: «ФАК», 1991.-90с.
- Марковина А.Ю., Сорокин Ю. А. Культура и этнопсихолингвистика. -М.: Наука, 1988. 143с.
- Махмудов X., Мусабаев Г. Казакша-орысша создОк. Казахско-русский словарь.- Алматы: Онер, 1995. 448 с.
- Маяковский В.В. Собрание сочинений в двенадцати томах. Т.6. М.: Правда, 1978.-351с.
- Межпредметные связи в преподавании русского языка: Сборник статей из опыта работы / Сост.Н. Н. Ушаков. -М.: Просвещение, 1977. 176с.
- Мелерович A.M., Мокиенко В. М. Фразеологизмы в русской речи: Слов -М., 1997.-863с.
- Мельчук И.А. Опыт теории лингвистических моделей «Смысл текст>: Семантика, синтаксис. — М.: «Наука», 1974. — 314с.
- Методика преподавания русского языка в национальной школе: Учеб. пособие для учащихся нац. групп / Шакирова JI.3., Саяхова Л. Г., Закирьянов К. З. и др.- Под ред. Шакировой Л.З.—Л.: Просвещение. Ленингр. отд-ние, 1990.-416 с.
- Методика преподавания русского языка в средней национальной школе:
- Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по специальности № 2116i
- Методика / Под ред Леонтьева А.А.—М.: Русский язык, 1988 (Заочный курс повышения квалификации филологов-русистов). 180 с.
- Миллер Дж. Магическое число семь плюс или минус два.// Инженерная психология.—М.: «Прогресс», 1964.-С. 192−225.
- Мокиенко В.М. Загадки русской фразеологии. М.: Высш. шк., 1990. -160с.
- Мокиенко В.М. Словарь русской фразеологии: Ист.-этимол. справ. // А. К. Бирих, В. М. Мокиенко, Л. И. Степанова. СПб., 1999. — 700с.
- Молдабеков К.М. Освоение русских и интернациональных слов В современном казахском языке. Алма-Ата: «Мектеп», 1989.-120с.
- Молотков А.И. Основы фразеологии русского языка. Л.: Наука, 1977. -282с.
- Мурзин Л.Н., Штерн А. С. Текст и его восприятие. Свердловск: Изд-во Урал. Ун-та, 1991.- 171с.
- Новиков А.И. Семантика текста и её формализация. М.: «Наука», 1983 -215с.
- Новиков А.И., Ярославцева Е. И. Семантические расстояния в языке и тексте / Отв.ред. В. Н. Телия. -М.: Наука, 1990. 135с.
- Обучение русскому языку в 5−11 классах национальных школ: Пособие для учителя / Сабаткоев Р. Б., Анисимов Г. А., Саяхова Л. Г. и др.- По 5 ред. Сабаткоева Р. Б. Спб.: отделение издательства «Просвещение», 1993.-239с.
- Обучение русскому языку в 6 классе: Метод, рек. к учеб. пособию 6 кл. общеобразовательных учреждений // Под ред. М. М. Разумовской. М.: Просвещение. 1999.- 144с.
- Обучение русскому языку в 6 классе: Метод. Указания к учебнику // Сост. М. Т. Баранов. М.: Просвещение, 1990. — 208с. j
- Орлов Ю.М., Творогова Н. Д., Шкуркин В. Н. Стимулирование побуждения к учению. М., 1988. i
- Оценка знаний, умений и навыков учащихся по русскому язык) Сборник статей из опыта работы. Пособие для учителя. М Просвещение, 1986.-206с.
- Павлова Н.А. Омонимия в сфере фразеологии: Монография. Омск: Издательство ОмГПУ, 1997. — 292с.
- Педагогическое речеведение: Словарь-справочник. -М., 1993.
- Перминов Ю.П. Потому и живу. Омск: Книжное издательство, 1997. -72с.
- Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. СПб: СОЮЗ, 1997. — 256с.
- Пиаже Ж. Роль действия в формирования мышления. // Вопросы психологии, 1965 № 6. ,
- Пиаже Ж. Избр. психол. труды. Психология интеллекта. Генезис числа р ребёнка. Логика и психология. М.: «Просвещение», 1969. — 659с.
- Подготовка учителя русского языка для национальной школы: Лингводидактический аспект / Под ред. Шанского Н. М., Городиловои Г. Г.- Научно-исследовательский институт преподавания русского языка в национальной школе. -М.: Педагогика, 1989.-200с.
- Поливанов Е.Д. Введение в языкознание для востоковедных вузов. Л., 1928.- 117с.
- Поливанов Е.Д. За марксисткое языкознание.-М., 1931.-130с.
- Пономарёв Я.А. Знания, мышление, умственное развитие. Мг: «Просвещение», 1967. — 264с.
- Пономарёв Я.А. Психология творения. М.: «Московский психологс социальный институт», 1999. — 480с.
- Попов Р.Н. Фразеологизмы современного русского языка с архаичными значениями и формами слов. М.: Высш. шк., 1976. — 200с.
- Потебня А.А. Из записок по русской грамматике. Т.1−2. М.: Учпедгиз, 1958.-535с.
- Потебня А.А. Из лекций по теории словесности. Басня. Пословица. Поговорка.-Харьков, 1914.-300с.
- Принцип развития в психологии / Отв. Ред. Л. И. Анцыферова. М.: «Наука», 1978.-368с.
- Проблемы фразеологии. Материалы и исследования // Под ред. Бабкина B.C.-М-Л.: Наука, 1964.-317с.
- Программа: Русская речь (5−9 классы казахских школ). Алматы: Рауан, 1999.-52с. -
- Программы для общеобразовательных средних учебных заведений. Русский язык.—М., 1993.- 112с.
- Психология усвоения грамматики, орфографии и развития письменно^ речи. М.: Изд. Акад. Наук РСФСР, 1956. — 251с.
- Реформатский А.А. Введение в языкознание. М.: Просвещение, 1967. 542с.
- Ройзензон Л.И. Русская фразеология. Самарканд: СамГУ, 1977. — 119с.
- Розенталь Д.Э., Голуб И. Б., Теленкова М. Современный русский язык. -М.: «Высшая школа», 1991. 559с.
- Русская речь: Учебник для 7 класса общеобразовательной школы с казахским языком обучения / Кунакова К. У., Искакова З. Ж. и др. -Алматы: «Атамура», 2003. 192 с.
- Русский язык как предмет изучения в национальной школе (к проблем лингвистического описания языка в учебных целях). Сборник научных трудов.-М., 1983. -111с.
- Русский язык: Учебник для 5 класса средней школы / И. С. Ильинская, М. В. Панов, С. М. Кузьмина, Н. Е. Ильина и др. М.: Коммерческий вестник, 1995. — 400 с.
- Русский язык: Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений / Баранов М. Т., Григорян Л. Т., Ладыженская Т. А. и др. -М: Просвещение, 1994.-224 с.
- Русский язык: Учебник для 6 класса общеобразовательной школы / Кондубаева М. Р., Джусупов М. Д. и др. Алматы, 2002. — 192 с.
- Русский язык: Учебник для 7 класса казахской школы / Жанпеисова У. А., Канцев А. Н., 1997. 195 с.
- Русский язык: Учебник для 8 класса национальной школы / Сабаткоев Р. Б. СПб.: филиал издательства «Просвещение», 2001. — 303 с.•1
- Русский язык: Учебник для 9 класса национальной школы. / Сабаткоев Р. Б СПб.: филиал издательства «Просвещение», 2001. — 191 с.
- Русский язык: Учебник для 10 класса казахской школы / Гуревич Г. Ф., Шаймакова Р. К. Алматы: «Рауан», 1997. — 176 с.
- Сабаткоев Р.Б., Шакирова JI.3. Методическое руководство к учебнику «Русский язык» для 10−11 классов национальных школ: Пособие для учителя.-СПб.: филиал изд-ва «Просвещение», 2001. 159с.
- Саяхова Л.Г., Ашурова С. Д. Словарно-фразеологическая работа вIнациональной школе. Пособие для учителя. Л.: «Просвещение», 1982.-152с.
- Сборник программ по русскому языку для 5−11 классов школ с русским языком обучения. Алматы: Республиканский издательский кабинет Казахской академии имени И. Алтынсарина, 2000. — 61с.
- Скаткин М.Н. Проблемы современной дидактики. М.: «Педагогика». 1980.—96с.
- Скаткин М.Н. Методология и методика педагогических исследований (В помощь начинающему исследователю).—М.: «Педагогика», 1986.—I151с.
- Словарь образных выражений русского языка / Аристова Т. С., Ковшова М. Л., Рысева Е. А и др.: Под ред. В. Н. Телия. М.: «Отечество», 1995. -368 с.
- Совершенствование методов обучения русскому языку/Сост. АЛО. Купалова. М., 1981.
- Соколов А.Н. Внутренняя речь и мышление. — М.: «Просвещение» 1968.—С.248.
- Солганик Г. Я. Синтаксическая стилистика.—М.: «Высшая школа», 199 --182с.
- Соссюр Ф. Де. Труды по языкознанию. М.: «Прогресс», 1977. — 695с.
- Степанов Ю.С. Константы: словарь русской культуры: изд. 2-е, испр. и доп.-М.: Академический проект, 2001.-990с.1.¦ Г''?
- Султаньяев О.А. Слово в контексте (по материалам произведений Чокана Валиханова). Кокшетау, 2001.-218 с.
- Телия В.Н. Что такое русская фразеология. М.: Наука, 1966. — 84с.
- Телия В.Н. Русская фразеология. Семантический, прагматический и лингвокультуроведческий аспекты. -М.: Языки русской культуры, 1996. -288с.
- Тимошинов В. Культурология: Казахстан-Евразия Восток-Запад: Учебное пособие.- Алматы, 2001.-345с.
- Ушинский К. Д. Педагогические сочинения: В 4 т. М., 1989.
- Фелицына В.П., Мокиенко В. М. Русские фразеологизмы: Лингвострановед. словарь. / Под ред. Е. М. Верещагина, В. Г. Костомарова. М.: Рус. яз., 1990. — 220с.
- Формирование интереса к учению у школьников. // Под редакцией Марковой А. К. М.: «Педагогика», 1986. -191с. -
- Фразеологический словарь русского языка / Под ред. А. И. Молоткова. -М.: Сов. Энциклопедия, 1986. -451с.
- Чепасова A.M. Семантические и грамматические свойства фразеологизмов. Челябинск: ЧПГИ, 1983. — 92с. ¦
- Шанский Н.М., Быстрова Е. А., Аликулов Т. 700 фразеологические оборотов русского языка.—М.: «Русский язык», 1981.-117 с.
- Шанский Н.М. Русское языкознание и лингводидактика.—М.: «Русский язык», 1985.-239 с. t • trt, ц
- Шанский Н.М. Фразеология современного русского языка: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2101 «Рус.яз и лит.». М: Высшая школа, 1985. — 160с.
- Шаталов В.Ф. Куда исчезли тройки. М.: «Педагогика», 1979. — 134с.
- Шаталов В.Ф. Эксперимент продолжается. М.: «Педагогика», 1989. -336с.
- Шаталов В.Ф. Точка опоры. Организационные основы экспериментальных исследований. Минск: «Университетское». 1990. 223с.
- Шахматов А.А. Синтаксис русского языка. -JI., 1941. с. 173, 308−309.
- Шмелев Д.Н. Проблемы семантического анализа лексики (на материале русского языка). М.: Наука, 1973.-280с.
- Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М.: Междунар. Пед. акад., 1995.-224с.
- Яранцев Р.И. Словарь-справочник по русской фразеологии: Ок. 8000 фразеологизмов. -М.: Русский язык, 1981. 304 с.