Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Введение. 
Педагогика физического воспитания

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Вхождение человечества в постиндустриальную культурную эпоху, характеризующуюся глобализацией, динамизмом и высокой мерой неопределенности, потребовало от образования не только массовой подготовки «человека-труженика», но и в большей степени «штучного ваяния» «человека-творца», что повлекло за собой обоснованную смену приоритетов технократической «ЗУНовской» дидактики в пользу гуманистической… Читать ещё >

Введение. Педагогика физического воспитания (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Характеризуя исторические стадии развития науки, В. С. Степин, В. Г. Горохов и М. А. Розов выделяют три исторических типа рациональности, сменяющих друг друга в истории техногенной цивилизации: классический, центрирующий внимание на объекте и стремящийся элиминировать все, что относится к субъекту познания; неклассический, учитывающий связи между знаниями об объекте и характером средств и операций исследовательской деятельности, и постнеклассический, расширяющий поле рефлексии над деятельностью и учитывающий соотнесенность получаемых знаний об объекте не только с особенностью средств и операций деятельности, но и с ее ценностно-целевыми ориентирами.

«Техногенная цивилизация ныне вступает в полосу особого типа прогресса, когда гуманистические ориентиры становятся исходными в определении стратегий научного поиска» (Степин В. С., Горохов В. Г., Розов М. А. Философия науки и техники: учебное пособие. М.: Гардарики, 1996).

В связи с этим сегодня на передний край научных исследований выдвигаются уникальные открытые, саморазвивающиеся социокультурные системы и в первую очередь системы образования, в центре которых стоит человек.

Образование как подсистема культуры направлено на формирование личности, способной актуализировать свой потенциал в существующей социокультурной среде, и как важнейший фактор формирования нового качества культуры должно предвосхищать воспроизводство человека, с тем чтобы обеспечить развитие новых культурных ценностей.

Вхождение человечества в постиндустриальную культурную эпоху, характеризующуюся глобализацией, динамизмом и высокой мерой неопределенности, потребовало от образования не только массовой подготовки «человека-труженика», но и в большей степени «штучного ваяния» «человека-творца», что повлекло за собой обоснованную смену приоритетов технократической «ЗУНовской» дидактики в пользу гуманистической «развивающей», ориентированной на развитие познавательных способностей человека, а затем «личностной», целью которой является развитие субъектности человека как способности к самоопределению в постоянно изменяющемся мире.

Сегодня попытки дать «образование на всю жизнь», основанные на представлении о стабильности условий будущей деятельности подрастающего поколения, перестали соответствовать требованиям момента и, как подчеркивает А. Г. Асмолов, «главное — это не ориентировать образование на решение типовых задач, в которых уже заранее есть ответы на все вопросы, а четко сказать: „Образование должно помочь человеку жить в мире неопределенности“» (Семыкина Г. Чтоб не распалась связь времен…: Интервью с А. Асмоловым // Народное образование. 1993. № 5. С. 4).

Отсюда становятся все более очевидными приоритеты в мировой педагогике начала XXI столетия, обусловленные осознанной потребностью современного цивилизованного общества во всех областях знания, в гибких, адаптивных системах образования, обеспечивающих реализацию человеческого потенциала в процессе подготовки социально и профессионально компетентной, творчески активной и мобильной, способной к саморазвитию на любом этапе жизненного пути, ответственной за себя и вселенную личности.

В условиях неблагоприятной экологической обстановки, социально-экономических проблем и общей тенденции к снижению уровня здоровья россиян особая миссия в подготовке человека к жизни в современном мире отводится сегодня физкультурно-спортивной деятельности и системе физического воспитания, обладающих необходимым человекотворческим потенциалом.

В последние десятилетия гуманистические тенденции отразились на содержании дисциплины «физическая культура», ориентированной на решение двух групп задач: естественнокультурных (завершение гармонизации биологического развития молодых людей) и социально-культурных (формирование здорового стиля жизни, мотивационно-ценностных ориентаций и качеств личности) (М. Я. Виленский, Г. М. Грузных, В. И. Ильинич, Л. И. Лубышева и др.).

Программами по «физической культуре» предусмотрен довольно большой по объему вариативный компонент, что позволяет педагогам самостоятельно проектировать содержание и процессуальную сторону физического воспитания, учитывая индивидуальные особенности учащихся, ресурсное обеспечение образовательного учреждения, традиции развития физической культуры в регионе.

Однако отсутствие у педагогов-практиков, долгие годы работающих по строгим инструкциям и планам, опыта самостоятельного построения вариативного человекоцентрированного физического воспитания приводит к серьезным трудностям и нередко к искажению идеи гуманизации воспитательнообразовательного процесса.

Массовая практика физического воспитания, как и прежде, ориентирована на достижение нормативного уровня физических кондиций, в ущерб формированию духовно-ценностного сознания и творческого стиля мышления детей и молодежи, предполагающих целостное видение мира и самоопределение в нем (М. Я. Виленский, С. В. Дмитриев, В. И. Ильинич и др.).

При этом консервативные формы и унифицированные методы, основанные на авторитарно-репродуктивной концепции воспитания, негативно сказываются на отношении подрастающего поколения россиян к учебным занятиям физической культурой, отнюдь не стимулируя их творческой активности и заинтересованности в спортивном самосовершенствовании и самовыражении (Б. Д. Куланин, А. В. Лотоненко, Л. И. Лубышева, В. И. Ульянов и др.).

Таким образом, состояние современного физического воспитания характеризуется наличием проблемной ситуации, которая, с одной стороны, связана с необходимостью его реконструкции, а с другой — с недостаточным «осознанием» ценностно-смысловых ориентиров предстоящих преобразований, недостаточной разработанностью вариативного содержания и эффективных механизмов достижения воспитательно-образовательных целей.

Надеемся, что данное учебное пособие поможет студентам и спортивным педагогам посмотреть на физическое воспитание с аксиологических, антропологических и онтологических позиций и построить вариативный, культуросообразный, человекоцентрированный воспитательно-образовательный процесс.

В результате освоения учебного материала обучающийся должен:

знать

  • • тенденции развития современного образования, физической культуры и физического воспитания;
  • • современный категориальный аппарат физической культуры и физического воспитания;
  • • цели и механизмы различных педагогических моделей физического воспитания;

уметь

  • • проектировать адекватный внешним и внутренним условиям вариативный процесс физического воспитания с учетом интересов личности, общества и государства;
  • • анализировать собственный опыт педагогической деятельности;

владеть

• методами и рефлексивным опытом конструирования и организации гуманистически ориентированного воспитательно-образовательного процесса по освоению ценностей физической культуры и массового спорта.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой