Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Организация педагогического сопровождения обучающихся

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Не правда ли, в этих двух подходах к пониманию социализации «читаются» хорошо знакомые нам педагогические парадигмы — традиционная и личностно-ориентированная? На каждом из этих подходов можно строить целостный и, в общем, результативный процесс организационно-педагогического сопровождения группы студентов. Однако практика убедительно показывает, что практически в любой педагогической ситуации… Читать ещё >

Организация педагогического сопровождения обучающихся (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

ГЛАВНОЕ.

  • • Педагогическое сопровождение студентов осуществляется во внеклассной работе и играет значимую роль для успешного протекания процессов их воспитания и социализации. Организация педагогического сопровождения осуществляется куратором группы.
  • • Основная задача куратора — организация деятельности студенческой группы, посредством которой осуществляется постепенное изменение отношений студентов (друг к другу, к себе, к учебной и профессиональной деятельности и к другим ценностям). Для решения этой задачи используется определенный набор методов и приемов.

В определенный период в отечественной педагогике было принято разделять единый педагогический процесс на два автономных — обучение и воспитание. Существовало мнение, согласно которому обучение осуществляется в ходе классно-урочной деятельности обучающихся, а воспитание — в процессе их внеклассной (внеурочной) деятельности. Такой подход, безусловно, отличается большой упрощенностью. Многие виды деятельности студентов, значимые для достижения заданных результатов обучения, можно организовать только в процессе их внеаудиторной работы, и наоборот, само обучение является важнейшим средством воспитания, а значит, каждое учебное занятие играет свою роль для достижения воспитательных целей.

В то же время, трудно отрицать особую значимость внеклассной работы для процесса воспитания, который существенно шире, чем процесс обучения — он охватывает процесс развития всей человеческой личности, а значит, выходит далеко за рамки классно-урочной деятельности и охватывает всю жизнедеятельность студента, всю систему его отношений с людьми и окружающим миром.

Как заметил в свое время С. Я. Батышев, основным содержанием процесса воспитания в системе профессионального образования является усвоение определенной системы знании, норм, ценностей, позволяющих человеку жить в обществе, т. е. его социализация.

В более строгом смысле под социализацией понимают включение человека в систему социальных отношений, в различные типы социальных общностей. Такие общности могут быть как формальными (студенческая группа, трудовой коллектив), так и неформальными (дружеский кружок, молодежное объединение «неформалов»). Некоторые находятся на грани «формального» и «неформального», например, творческие объединения дополнительного образования (театральная студия, спортивная секция).

Процесс социализации обладает следующими особенностями.

  • — он существенным образом зависит от социальных норм и требований, предъявляемых обществом человеку;
  • — в процессе социализации решаются две группы задач — задачи социальной адаптации (активного приспособления человека к условиям социальной среды) и социальной автономизации личности (внутренней устойчивости человека в поведении и отношениях, а также формирование «Я-концепции» человека);
  • — итоговым результатом социализации является социальная активность — реализуемая готовность к социальным действиям, которая проявляется в сферах социальных отношений человека.

Двойственность социализации, проявляющаяся в дихотомии «социальная адаптация — социальная автономизация», приводит к «раздвоению» и самого понятия социализации, которое может пониматься по-разному.

С одной стороны, социализацию можно понимать как приспособление человека к социально-экономическим условиям жизни, социальным нормам, а главное — к тем ролям и функциям, которые он должен играть в обществе. Это могут быть роли «работника», «семьянина», «гражданина», «защитника Родины» или, допустим, «грамотного потребителя» — в разных типах общества набор типовых ролей различается. Разумеется, «приспособление человека к обществу» не ограничивается внешней стороной его поведения; усвоение социальных ценностей и ролей происходит и на подсознательном уровне, как говорят, «записывается на подкорку».

С другой стороны, социализация может пониматься как активный диалог взаимодействующих друг с другом членов человеческого сообщества. Если это и приспособление — то обоюдное: человека к обществу и общества к человеку. При этом человек.

играет активную роль, не только адаптируясь к социальным нормам, но и занимаясь самостроением личности.

Не правда ли, в этих двух подходах к пониманию социализации «читаются» хорошо знакомые нам педагогические парадигмы — традиционная и личностно-ориентированная? На каждом из этих подходов можно строить целостный и, в общем, результативный процесс организационно-педагогического сопровождения группы студентов. Однако практика убедительно показывает, что практически в любой педагогической ситуации нужно использовать сочетание этих двух подходов — каждый раз свое, неповторимое. В умении находить баланс между «авторитарным» и «гуманистическим» и заключается мастерство истинного воспитателя. Лишь в этом случае будет получен достойный результат — выпускник, имеющий собственную субъектную позицию, самостоятельный, активный и инициативный, и в то же время конструктивно включенный в систему общественных отношений, разделяющий принятые в обществе позитивные ценности, готовый включиться в общее дело, уступить, помочь, признать свою неправоту.

Цитата.

— Это не студент, а просто идеальный человек^. На самом деле таких студентов очень мало. А главное — каждый студент приходит к нам в колледж таким, каким его воспитала семья. А что может сделать преподаватель с теми, кого в семье «недовоспитали»? Говоришь с ними, говоришь, объясняешь, «что такое хорошо, а что такое плохо», учишь жизни — а все без толку

и успеваемости, не преследует, то содержание его общения с подростками ограничивается узким кругом одних и тех же надоевших тем. Но истинная цель педагогического общения — изменение отношений в студенческом коллективе: отношений студентов друг к другу, к себе, к преподавателю, к образовательной организации, к будущей профессии, к труду, к родителям, к основным жизненным ценностям.

Чем сложнее и разностороннее цель общения, тем шире его содержание. И все же практика показывает, что наиболее живым и «воспитывающим» педагогическое общение становится именно тогда, когда его содержательным центром становятся реальные интересы преподавателя и студентов. Двигаться здесь можно в любом направлении — «от педагога» или «от студентов». Первая линия более приемлема в том случае, если интересы студентов не прояснены или неконструктивны; вторая — если педагогу есть на что (на кого) опереться в студенческой группе. Но и во втором случае преподаватель, увлеченный, например, туризмом, музыкой или театром, может сделать свое хобби основой оригинальной авторской концепции куратора группы. Естественным образом определяется и содержание общения — вокруг «нашей турсекции» («нашей театральной студии», «нашего рок-клуба» и т. д.). Если все идет как надо, то вопросы дисциплины и успеваемости в такой группе сами собой сходят на нет (или самостоятельно решаются студенческим коллективом, без вмешательства куратора).

Несколько приведенных ниже правил выведены из практики работы успешных кураторов групп и школьных классных руководителей.

  • Установите ясные цели. Это значит, что, во-первых, должны быть поставлены цели вашей с группой совместной жизни; во-вторых, эти цели должны быть ясными для вас; и, в-третьих, эти цели должны быть ясными для студентов. Будут эти цели достижимыми или недостижимыми, большими или малыми, далекими или близкими[1] — это вопрос конкретной ситуации и вашего «педагогического вкуса». Важно понять главное: цель перед воспитанниками ставят не для того, чтобы контролировать ее выполнение, а для того, чтобы она вдохновляла и звала за собой. Постановка перед детьми цели как прагматичной «модели результата» — это лишь одна сторона дела. Не менее важная сторона — цель как «вызов», создающий заряд энергии, желание испытать себя и всплеск здоровых амбиций.
  • • Принцип «ясных целей» имеет отношение как к организации всей внеклассной работы, так и к каждому конкретному делу, которое вы организуете совместно с вашими студентами. В противном случае запланированное дело, скорее всего, «не сработает», превратится в формальное «воспитательное мероприятие», которое не оставит в памяти студентов ничего, кроме ощущения скуки, ожидания («Когда же это закончится?») и недоумения («А зачем это было нужно?»). Принцип «ясных целей» нужно довести и до самих студентов: мероприятия, которые готовит студенческое самоуправление (см. гл. 2), точно так же должны иметь определенный, понятный для всех участников, четко сформулированный смысл.
  • Начинайте с малого. Первый шаг к цели (или ваш первый шаг в роли куратора группы) должен стать не обязательно «широким», но обязательно успешным для всех и, прежде всего, для самой группы. Именно это создаст заряд энергии для всего дальнейшего движения.
  • Прежде, чем начинать действовать, добейтесь согласия. Студенты должны ощущать себя соучастниками, а не исполнителями чужой воли. Если общего согласия добиться невозможно — предоставьте несогласным возможность организовать альтернативную деятельность и потом сопоставьте результаты.
  • Ищите и поощряйте собственные инициативы студентов. Как можно больше поощряйте оригинальные идеи, творческие находки, меткие замечания, остроумные высказывания, смешные карикатуры, оригинальные посты (в личных блогах студентов, на их страницах в социальных сетях) и т. д.
  • В общении со своей группой будьте фасилитатором Обеспечивайте успешность и конструктивность групповой коммуникации, способствуйте поддержанию позитивной психологической атмосферы и концентрируйте внимание группы на деловой цели общения.
  • Советуйтесь со студентами как можно чаще и всегда искренне. С одной стороны, это одно из проявлений эмпатии, необходимой для создания атмосферы доверия и уважения, а также для укрепления у студентов здорового чувства собственного достоинства, с другой — необходимое средство текущей диагностики меняющихся интересов, состояний, настроений ваших студентов.
  • Не уходите от сложных вопросов, решайте их сразу. Если нужно, перестраивайте деятельность на ходу. Расхождение между проектом и результатом в работе куратора группы — обычное дело. И наоборот, нет ничего хуже, чем педагогический педантизм, доходящий по перфекционизма — стремление воплотить в жизнь план с точностью до мельчайшей черточки, не считаясь с меняющимися условиями, недостатками изначального замысла и т. д.
  • Будьте примером человека, ответственного за свои действия, а также — за свои слова. Не вызывайте ложных надежд. Гораздо лучше сразу сказать студентам «горькую правду», чем потом вызвать их разочарование, вина за которое ляжет на вас.
  • Делегируйте полномочия. Часть деятельности в жизни группы — сначала исполнительской, затем организаторской, а в ряде случаев и разработческой (проектировочной) — вместо вас могут и должны выполнять студенты. Многие из них этого хотят! Выгода здесь обоюдная. Но самое главное в том, что совместная разработка и подготовка внеклассных дел, мероприятий, проектов — самая результативная воспитывающая деятельность.
  • Не бросайтесь на помощь в трудных ситуациях. Это дурная родительская привычка, которую иногда бывает трудно в себе побороть. Важная задача педагога — сформировать у своих подопечных готовность к самостоятельному решению проблем.
  • Делитесь опытом собственных ошибок. Когда взаимное доверие с группой установлено, в подходящие моменты делитесь со студентами своими ошибками, которые вы совершали в их возрасте. Расскажите, что вас к этому подтолкнуло и к каким последствиям в итоге привело, какие уроки вы из этого усвоили.
  • Будьте самим собой и не увлекайтесь подражательством! Среди педагогов существует расхожее представление о том, что содержание работы куратора группы содержится в разного рода методических пособиях в виде описаний или сценариев «мероприятий». На самом деле это не совсем так. Все публикуемые разработки воспитательных дел, классных часов и прочих внеклассных мероприятий — не более чем поводы для вашей творческой переработки. Хорошо, если они используются как отправная точка для поиска идей и ассоциаций; плохо — если заимствуются в качестве готовых схем.

Опираясь на эти правила и на педагогическое общение, как на важный, но не единственный инструмент, куратор группы может приступить к реализации своих основных функций педагога — организатора жизнедеятельности студенческой группы.

  • 1. Функция создания и развития студенческого коллектива группы. Формальная «списочная» группа, объединенная общим расписанием занятий — еще не коллектив. Коллективом она становится постепенно, по мере того, как между составляющими ее студентами возникают «отношения взаимной ответственности» (А. С. Макаренко). Для решения этой задачи в работе куратора группы используются такие инструменты, как студенческое самоуправление, система обязанностей и поручений, контроль по их исполнению и др.
  • 2. Функция индивидуализированной педагогической поддержки студентов. Под педагогической поддержкой понимается помощь растущему человеку в обретении себя, в самоопределении и самореализации, в работе над собой, в становлении его субъектной позиции (в зарубежном, а в последнее время и в российском педагогическом лексиконе используются близкие понятия «тьюторство», «тьюторская поддержка»). Принципиальное отличие педагогической поддержки от воспитания состоит в том, что она ориентируется не на заданные извне воспитательные идеалы или цели воспитания, а на внутреннюю свободу человека, его призвание, его собственные духовные силы. В условиях профессионального образования наиболее важным аспектом педагогической поддержки выступает сопровождение профессионального самоопределения студентов, которое мы подробно рассмотрим в гл. 4.
  • 3. Функция «педагогического менеджера» — организация взаимодействия преподавателей, мастеров производственного обучения, руководителей практики и других специалистов, работающих с группой, а также с родителями студентов, для совместного решения возникающих проблем, постановки задач развития коллектива группы и личностно-профессионального развития отдельных студентов (а также задач корректирующего характера), определения общих подходов, выработки стратегии взаимодействия.

Ближайший партнер куратора в работе с группой — родительский совет. Согласно действующему Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации», «в целях учета мнения… родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся… работников по вопросам управления образовательной организацией и при принятии образовательной организацией локальных нормативных актов, затрагивающих их права и законные интересы… но инициативе… родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся… создаются советы родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся» (ст. 26.6).

В ряде образовательных организаций практикуется такая форма работы, как психолого-педагогический консилиум. Конкретное заседание консилиума может быть посвящено либо конкретной студенческой группе, либо определенной категории студентов (например, подросткам, состоящим на учете в инспекции по делам несовершеннолетних). В состав консилиума входят все педагогические работники образовательной организации, работающие с данной группой, а также представители администрации и родительского комитета. Консилиум — проблемно-ориентированная форма; он приоритетно нацелен на выявление «проблемных зон» и «групп риска», анализ причин, повлекших за собой возникновение проблем, а также на выработку общих подходов к преодолению выявленных проблем. Возможно, что в качестве куратора группы вам придется готовить для такого консилиума программу его проведения, аналитические материалы, пакет предложений. Качественное выполнение такой работы невозможно без вашего активного взаимодействия с другими педагогами, работающими с вашей группой, но особенно — с педагогом-психологом и социальным педагогом.

4. Функция «ресурсного менеджера» — направлена на педагогическое оснащение воспитательного процесса различными средствами (предметно-пространственными, информационными, человеческими) и создание насыщенной, доминантной воспитательной среды. Для этого куратор группы привлекает как внутренние воспитательные ресурсы образовательной организации, так и внешние.

Внутренние ресурсы включают:

  • — студенческое самоуправление профессиональной образовательной организации (см. гл. 2);
  • — студенческие коллективы других групп;
  • — объединения дополнительного образования — студии, секции, кружки, клубы, работающие в профессиональной образовательной организации;
  • — библиотека, социальная, психологическая, медицинская служба, отдел трудоустройства и другие подразделения образовательной организации;
  • — «интересные люди», работающие в образовательной организации (профессионалы высокого класса, ветераны, увлеченные люди…);
  • — музей образовательной организации, ее традиции, ритуалы и другие воспитывающие элементы корпоративной культуры и т. д.

Ко внешним ресурсам относятся:

  • — студенческие коллективы других профессиональных образовательных организаций (в том числе за пределами своего региона);
  • — молодежные организации района, города;
  • — спортивные учреждения, библиотеки, музеи, другие учреждения культуры района, города;
  • — организации и объединения патриотического профиля, силовые структуры;
  • — детские дома, интернаты для детей-инвалидов, дома престарелых, ветераны войны и труда и другие возможные объекты заботы со стороны студенческой группы;
  • — СМИ, в том числе специализированные — студенческие, молодежные;
  • — воспитательный потенциал профессионально-трудовой среды предприятий-работодателей, партнеров профессиональной образовательной организации, их корпоративных культур;
  • — все доступные категории «интересных людей», которые могут выступать носителями определенных идеалов и ценностей (выпускники, успешные профессионалы, герои, ветераны, увлеченные люди, медийные персоны, представители местной администрации, депутаты…) и т. д.

Все перечисленные внутренние и внешние ресурсы — не что иное, как люди и их объединения. Они могут выступать по отношению к студенческой группе в различных ролях:

  • — как источники целей, мотивов и смыслов, побуждающие к деятельности;
  • — как образцы и примеры для подражания;
  • — как дополнительные «рычаги» педагогического воздействия (развивающего, корректирующего или тормозящего) в руках куратора;
  • — как объекты помощи, поддержки и заботы;
  • — как партнеры или помощники в организации различных дел; как заказчики проектов, выполняемых группой (о социальных проектах см. в гл. 2) и т. д.

В целом все эти ресурсы используются куратором как средства, обеспечивающие организацию деятельности студенческой группы. С этой точки зрения, куратор группы — это, прежде всего, организатор; его профессиональную деятельность можно сравнить с работой менеджера. Специфика деятельности менеджера в том, что это — особая управленческая деятельность: менеджер управляет процессами. (Не людьми, а именно процессами. Людьми управляет руководитель.).

Какими процессами управляет куратор группы?

В самом общем виде — процессом развития личности каждого студента. Еще раз подчеркнем: не самой личностью (тогда это была бы манипуляция), а процессом ее развития. Следовательно, в работе куратора приоритет отдается приемам опосредованного педагогического воздействия, действующим по принципам: «воспитание через деятельность», «воспитание через сопереживание», «воспитание через преодоление конфликта» и т. п., в общем случае — «воспитание через собственный опыт». Как видим, это вполне соответствует одной из основных идей компетентностного подхода: компетенции формируются в опыте. Однако в воспитании этот подход не так уж и нов; достаточно вспомнить характерное замечание Макаренко: «Самое упорное натаскивание человека на похвальных мыслях и знаниях — пустое занятие, в лучшем случае получится ханжа или граммофон. Сознание должно прийти в результате опыта, в результате многочисленных социальных упражнений, только тогда оно ценно»[2].

Проблема в том, что «говорить» с воспитанниками, провозглашать истины — самое простое дело, а вот организовать реальные (даже самые незначительные) изменения в поведении учащихся, не говоря уже об их отношениях, взглядах, ценностях — довольно трудно. Вообще все, что связано с изменением поведения конкретного человека или группы, происходит чрезвычайно медленно и трудно. Вы можете, например, поручить студенту большой объем знакомой ему работы (в разумных пределах, конечно), и это пройдет легче, чем дать ему задание, которое требует нового, непривычного для него поведения. Например, студенту, который привык работать автономно, предложить несложное задание, требующее постоянного сотрудничества с однокурсниками. Скорее всего, студент будет сопротивляться до последнего или просто саботировать задание, а вам сообщит, что его товарищи «отказались» с ним сотрудничать.

Все это — проявления знакомого нам закона внутренней инерции. Но этот закон имеет и позитивное значение: чем труднее и медленнее происходят изменения, тем надежнее результат.

  • [1] Л. С. Макаренко сформулировал идею о том, что каждый воспитательныйколлектив должен иметь в своей жизни «систему перспективных линий», включающую ближнюю, среднюю и дальнюю перспективы. Перспектива в данномслучае — это зримый образ цели, представление коллектива о том, что он хочетдостичь, и о себе самом через определенный промежуток времени (например, через год или в момент выпуска).
  • [2] Макаренко Л. С. Марш тридцатого года // Педагогические сочинения: в 8 т. Электронный ресурс] / А. С. Макаренко. Т. 2. М., 1983. URL: http://detectivebooks.ru/book/24 974 102/?pagc=30 (дата обращения: 11.07.2016).
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой