Цель, задачи и методика исследования
На данном этапе целью исследования стало изучение профессиональных интересов, склонностей, способностей учащихся 9-х — 10-х классов СОШ п. Опытный и определение готовности к выбору профиля обучения. Мы поставили следующие задачи:
- 1. Выявить интересы и склонности учащихся;
- 2. Определить способности учащихся;
- 3. Изучить рынок труда.
- 4. Изучить готовность к профилю обучения.
- 5. Изучить согласованность интересов и склонностей со способностями учащихся.
- 6. Изучить меру включенности родителей в процесс выбора ребенком профиля обучения.
Для реализации поставленной цели нами был проведен констатирующий эксперимент. В ходе эксперимента были использованы следующие методики: «Художник или мыслитель», «Анкета интересов», «Труд для вас», анкета «Выбор профиля» (разработана авторами), тест Голланда, анкета для родителей 9-классников (разработана авторами).
Определить к какому типу мышления относиться учащийся поможет тест «Художник или мыслитель» (Приложение 1.1).
Предпочтительный труд выявлялся нами с помощью вопросника «Труд для вас» (Приложение 1.2).
Для изучения интересов учащихся, нами использовалась «Анкета интересов», состоящая из 144 вопросов.
Чтобы выяснить есть ли у школьников профессиональный план — выбрана ли профессия, продуманы ли пути ее получения, являются ли знания о ней правильными и достаточными, есть ли уверенность в своем решении, мы провели анкетирование «Выбор профиля». (Приложение 1.3).
«Тест Голланда» разрабатывает методику для определения социальной направленности личности и выделяет шесть типов. (Приложение 1.4).
С помощью анкеты для родителей 9-классников изучалась мера включенности родителей в процесс выбора ребенком профиля обучения. (Приложение 1.5).
Также мы изучили рынок труда — статистические данные за 2003 г. по Цивильскому району и ЧР.