Особенности проявления замкнутости у дошкольников
![Реферат: Особенности проявления замкнутости у дошкольников](https://westud.ru/work/7438048/cover.png)
Общий сниженный фон настроения, ухудшение аппетита и нарушение сна в связи с малейшими изменениями в жизни ребёнка (поездка в гости, переезд на дачу и т. д.),. При всем этом замкнутый ребенок может вполне нормально успевать в школе, выполнять свои обязанности, не устраивать истерик и ссор — ведет себя правильно. Если своевременно не заняться работой по коррекции замкнутости, это может привести… Читать ещё >
Особенности проявления замкнутости у дошкольников (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Замкнутость проявляется в поведении детей достаточно рано. «В раннем возрасте она обычно имеет такие предпосылки, как беспокойство, эмоциональная неустойчивость, плаксивость, общий сниженный фон настроения, ухудшение аппетита и нарушение сна в связи с какими — либо изменениями в жизни ребенка (поход в зоопарк, поездка в гости и т. п.).
Для замкнутых детей характерен также страх перед другими людьми, долго не проходящее беспокойство и скованность при попадании в новую ситуацию. Как правило, такие дети очень привязаны к своей матери (или лицу, ее заменяющему). Они очень тяжело переносят расставание с ней (например, приходя в детский сад) и болезненно реагируют даже на непродолжительное ее отсутствие.
Замкнутый ребенок чувствует себя неуютно и в группе сверстников: как правило, ритм жизни окружающих детей (частая смена видов деятельности, шумные коллективные игры и др.) не соответствуют его собственному ритму. На первый взгляд, такой ребенок очень самодостаточен и не нуждается в общении с окружающими" [5, с. 9].
Характеризуя замкнутых дошкольников, Е. В. Кучеренко отмечает, что «это мрачные, неприветливые дети. Никак не реагируют на критику, в контакт со взрослыми стараются не вступать, избегают шумных игр, сидят сами по себе. Могут быть проблемы в учебе из-за отсутствия заинтересованности и включенности в процесс. Как правило, такие дети очень привязаны к матери и очень болезненно переносят даже непродолжительное её отсутствие. Замкнутые дети стремятся большую часть своего времени проводить в одиночестве или с близкими людьми (мамой, папой). Обычно такие дети очень тяжело переносят даже непродолжительное расставание с близкими, они нервничают, плачут и не отпускают от себя родителей. У них активно проявляется страх оказаться отвергнутыми, брошенными.
Т.К. Губкина выделяет специфические поведенческие признаки замкнутых детей:
- — на занятиях мечтают о чем-то, часто не слышат вопросов взрослых;
- — снижено внимание;
- — в поведении отсутствует спонтанность, живость;
- — невелико количество контактов со сверстниками.
Замкнутость ребёнка имеет свои истоки. Она выступает в поведении ребёнка достаточно рано и обычно имеет свои предпосылки:
- — беспокойство,
- — эмоциональная неустойчивость,
- — плаксивость,
- — общий сниженный фон настроения, ухудшение аппетита и нарушение сна в связи с малейшими изменениями в жизни ребёнка (поездка в гости, переезд на дачу и т. д.),
- — страх перед чужими людьми,
- — долго не проходящее беспокойство и скованность при попадании в новую ситуацию,
- — соперничество между детьми.
Также можно выделить следующие явные симптомы замкнутости:
- — ребенок может вообще не разговаривать, говорить, в крайнем случае, произносить слова шепотом;
- — держится подальше от всех или с большим трудом входит в коллектив;
- — у него друзей очень мало или нет совсем;
- — он боится начать что-то новое;
- — не решается выразить свое мнение;
- — таит внутри свои чувства, мысли, события, не идет на разговор со взрослым;
- — часто уклоняется в разговоре, прикрываясь фразой «я не знаю», а иногда и действительно думает, что ему нечего сказать;
- — излишняя осторожность в словах и поступках;
- — отсутствие спонтанных проявлений (но может очень желать этой спонтанности);
- — неглубокое дыхание;
- — психосоматические проявления (например, боли в желудке);
- — желание завести непривычную домашнюю живность (паука, ящерицу, змейку);
- — часто держит руки за спиной, в карманах, плотно прижатыми к себе, вяло висящими вдоль тела (нет живой жестикуляции).
При всем этом замкнутый ребенок может вполне нормально успевать в школе, выполнять свои обязанности, не устраивать истерик и ссор — ведет себя правильно.
Такой ребенок не слишком хочет покидать свой укромный мир. Он бессознательно использует укрытие в острые для себя моменты. Окружающие могут видеть в этом застенчивость, подавленность, кротость, боязливость, скуку, невоспитанность. Часто замкнутость характерна для приемных детей.
Если своевременно не заняться работой по коррекции замкнутости, это может привести к следующим проблемам при дальнейшей социализации ребенка:
- — не будет решаться на выбор, доводить всё до конца, сворачивая с пути;
- — будет подвержен насмешкам окружающих, сверстников;
- — ему будут сниться ночные кошмары (проблемам, страхам останется выражаться только через них);
- — не научится вступать в беседу, поддерживать контакт (грозят
- — проблемы с общением во взрослой жизни);
- — не сможет проявлять свободно свои чувства и желания;
- — постоянно станет контролировать себя, свое общение и действия;
- — будет бояться свободно, развиваться, познавать, совершенствоваться в разных сферах жизни;
- — не сможет удовлетворять многие свои социальные, психологические, личностные, сексуальные потребности;
- — сохранит неуверенности в себе на многие годы;
- — не будет решать сложные проблемные ситуации;
- — будет в одиночестве;
- — возможны душевные расстройства (они же уменьшают продолжительность жизни).
Чем дольше сохраняется это состояние, тем более ребенок погружается в него. Это осложняет его освобождение из замкнутого поведения.