Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Особенности проявления замкнутости у дошкольников

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Общий сниженный фон настроения, ухудшение аппетита и нарушение сна в связи с малейшими изменениями в жизни ребёнка (поездка в гости, переезд на дачу и т. д.),. При всем этом замкнутый ребенок может вполне нормально успевать в школе, выполнять свои обязанности, не устраивать истерик и ссор — ведет себя правильно. Если своевременно не заняться работой по коррекции замкнутости, это может привести… Читать ещё >

Особенности проявления замкнутости у дошкольников (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Замкнутость проявляется в поведении детей достаточно рано. «В раннем возрасте она обычно имеет такие предпосылки, как беспокойство, эмоциональная неустойчивость, плаксивость, общий сниженный фон настроения, ухудшение аппетита и нарушение сна в связи с какими — либо изменениями в жизни ребенка (поход в зоопарк, поездка в гости и т. п.).

Для замкнутых детей характерен также страх перед другими людьми, долго не проходящее беспокойство и скованность при попадании в новую ситуацию. Как правило, такие дети очень привязаны к своей матери (или лицу, ее заменяющему). Они очень тяжело переносят расставание с ней (например, приходя в детский сад) и болезненно реагируют даже на непродолжительное ее отсутствие.

Замкнутый ребенок чувствует себя неуютно и в группе сверстников: как правило, ритм жизни окружающих детей (частая смена видов деятельности, шумные коллективные игры и др.) не соответствуют его собственному ритму. На первый взгляд, такой ребенок очень самодостаточен и не нуждается в общении с окружающими" [5, с. 9].

Характеризуя замкнутых дошкольников, Е. В. Кучеренко отмечает, что «это мрачные, неприветливые дети. Никак не реагируют на критику, в контакт со взрослыми стараются не вступать, избегают шумных игр, сидят сами по себе. Могут быть проблемы в учебе из-за отсутствия заинтересованности и включенности в процесс. Как правило, такие дети очень привязаны к матери и очень болезненно переносят даже непродолжительное её отсутствие. Замкнутые дети стремятся большую часть своего времени проводить в одиночестве или с близкими людьми (мамой, папой). Обычно такие дети очень тяжело переносят даже непродолжительное расставание с близкими, они нервничают, плачут и не отпускают от себя родителей. У них активно проявляется страх оказаться отвергнутыми, брошенными.

Т.К. Губкина выделяет специфические поведенческие признаки замкнутых детей:

  • — на занятиях мечтают о чем-то, часто не слышат вопросов взрослых;
  • — снижено внимание;
  • — в поведении отсутствует спонтанность, живость;
  • — невелико количество контактов со сверстниками.

Замкнутость ребёнка имеет свои истоки. Она выступает в поведении ребёнка достаточно рано и обычно имеет свои предпосылки:

  • — беспокойство,
  • — эмоциональная неустойчивость,
  • — плаксивость,
  • — общий сниженный фон настроения, ухудшение аппетита и нарушение сна в связи с малейшими изменениями в жизни ребёнка (поездка в гости, переезд на дачу и т. д.),
  • — страх перед чужими людьми,
  • — долго не проходящее беспокойство и скованность при попадании в новую ситуацию,
  • — соперничество между детьми.

Также можно выделить следующие явные симптомы замкнутости:

  • — ребенок может вообще не разговаривать, говорить, в крайнем случае, произносить слова шепотом;
  • — держится подальше от всех или с большим трудом входит в коллектив;
  • — у него друзей очень мало или нет совсем;
  • — он боится начать что-то новое;
  • — не решается выразить свое мнение;
  • — таит внутри свои чувства, мысли, события, не идет на разговор со взрослым;
  • — часто уклоняется в разговоре, прикрываясь фразой «я не знаю», а иногда и действительно думает, что ему нечего сказать;
  • — излишняя осторожность в словах и поступках;
  • — отсутствие спонтанных проявлений (но может очень желать этой спонтанности);
  • — неглубокое дыхание;
  • — психосоматические проявления (например, боли в желудке);
  • — желание завести непривычную домашнюю живность (паука, ящерицу, змейку);
  • — часто держит руки за спиной, в карманах, плотно прижатыми к себе, вяло висящими вдоль тела (нет живой жестикуляции).

При всем этом замкнутый ребенок может вполне нормально успевать в школе, выполнять свои обязанности, не устраивать истерик и ссор — ведет себя правильно.

Такой ребенок не слишком хочет покидать свой укромный мир. Он бессознательно использует укрытие в острые для себя моменты. Окружающие могут видеть в этом застенчивость, подавленность, кротость, боязливость, скуку, невоспитанность. Часто замкнутость характерна для приемных детей.

Если своевременно не заняться работой по коррекции замкнутости, это может привести к следующим проблемам при дальнейшей социализации ребенка:

  • — не будет решаться на выбор, доводить всё до конца, сворачивая с пути;
  • — будет подвержен насмешкам окружающих, сверстников;
  • — ему будут сниться ночные кошмары (проблемам, страхам останется выражаться только через них);
  • — не научится вступать в беседу, поддерживать контакт (грозят
  • — проблемы с общением во взрослой жизни);
  • — не сможет проявлять свободно свои чувства и желания;
  • — постоянно станет контролировать себя, свое общение и действия;
  • — будет бояться свободно, развиваться, познавать, совершенствоваться в разных сферах жизни;
  • — не сможет удовлетворять многие свои социальные, психологические, личностные, сексуальные потребности;
  • — сохранит неуверенности в себе на многие годы;
  • — не будет решать сложные проблемные ситуации;
  • — будет в одиночестве;
  • — возможны душевные расстройства (они же уменьшают продолжительность жизни).

Чем дольше сохраняется это состояние, тем более ребенок погружается в него. Это осложняет его освобождение из замкнутого поведения.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой