Личностно-ориентированная направленность коммуникативных технологий обучения студентов педагогического вуза
Диссертация
Система высшего профессионального образования призвана заложить основы культурной коммуникации, выступающей средством интеграции мирового социокультурного пространства. Методологической основой процесса культурной коммуникации выступает принцип всеобщей связи всех процессов и явлений в самой действительностиединства мира в вечном движении, единства материи и сознания, мышления и языка, единства… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Научно-теоретические основы личностно-ориентированных коммуникативных технологий обучения студентов педагогического вуза
- 1. 1. Методология, содержание, функции коммуникации как системного
- 1. 2. Личность, развитие личности, коммуникативные возможности личностно-ориентированных технологий обучения студентов
- Глава 2. Коммуникативные педагогические технологии как средство реализации личностного подхода к обучению студентов педагогического вуза
- 2. 1. Концептуальные основания моделирования личностно-ориентированных коммуникативных технологий обучения студентов педагогического вуза
- 2. 2. Условия и критерии эффективности личностно-ориентированных коммуникативных технологий обучения
- Выводы по главе 2
Список литературы
- Абакумова И.В. и др. Современный образовательный процесс: Содержание, технологии, организационные формы / Под общ. Ред. Е. В. Бондаревской. — Ростов-на-Дону: Изд-во РГПУ, 1996.
- Абакумова И.В. Обучение и смысл: смыслообразование в учебном процессе. Ростов-на-Дону, Изд-во РГУ, 2003.
- Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. М.: Педагогика, 1980.
- Азаров Ю.П. Мастерство воспитания. М., 1971.
- Акимова М. К., Козлова В. Г. Индивидуальность учащихся и индивидуальный подход. М., Педагогика, 1992
- Алферов А.Д., Рогов Е. И. Проблема критериев профессионализма педагога // Психолого-педагогические, медико-антропологические и технологические аспекты профессиональной подготовки специалистов. Материалы конф. Майкоп, 1993.
- Алексеев Н. А. Психолого-педагогические основы проектирования личностно-ориентированного обучения. Тюмень, ТГУ, 1997.
- Амонашвили Ш. А. Размышления о гуманной педагогике. М., 1996.
- Амонашвили Ш. А. Как живете, дети? М., 1986.
- Ю.Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. Л., 1969.
- П.Андреева Г. М. Социальная психология. М.: Изд-во МГУ, 1988.
- Антипова В.М., Богомолова Г. П. Система школьного педагогического мониторинга.//Инновационная школа. 1997. № 3. С.88−95.
- Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания М- Наука 1977
- Анцыферова Л. И. К психологии личности как развивающейся системы // Психология формирования и развития личности М. Д997
- Архангельский С.И. Лекции по теории обучения в высшей школе. М.: Высшая школа, 1974.
- Архангельский С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы. -М.: Высшая школа, 1980.
- П.Асмолов А. Г. Историко-эволюционный подход к пониманию личности: проблемы и перспективы исследования // Вопросы психологии, 1986, № 1 с.28−40
- Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения: общедидактический аспект. М.: Пед-ка, 1977.
- Бабанский Ю. К. // Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. -М., 1982
- Бабушкин Г. Д. Психологические основы формирования профессионального интереса к педагогической деятельности. — Омск: ОМИФК, 1990.
- Багаева И.Д., Кузьмина Н. В., Шапошникова Ю. С. Ценностное отношение к профессионализму педагогической деятельности. Усть-Каменогорск, 1989.
- Байденко В.И. Образовательный стандарт. Опыт системного анализа: Монография. Новгород: Изд-во НГУ, 1999.
- Барахович И.И. Формирование коммуникативной компетентности студентов педколледжа. Красноярск, 2000.
- Батищев Г. С. Особенности культуры глубинного общения // Диалектика общения. Гносеологические и мировоззренческие проблемы. М.: Наука, 1987.
- Бахтин М.М. Проблема текста. Собр. Соч. В 7 т. М., 1996
- Белухин Д.А. Основы личностно-ориентированной педагогики.- М: Институт практической психологии, 1996
- Бердяев Н.А. О назначении человека. -М., 1993.
- Бермус А.Г. Управление качеством профессионально-педагогического образования: Монография. Ростов-н/Д: РГПУ, 2002.
- Берне Р. Развитие «Я-концепция» и ее воспит., М. Прогресс — 1986
- Берулава М. Н. Интеграция содержания образования.- М. Педагогика. 1993
- Берулава М. Н. Педагогика и психология менеджмента Барнаул: ДГПИ, 1995
- Берулава М.Н. Состояние и перспективы гуманизации образования. -Педагогика 1996. № 1, с 3−8
- Берулава М.Н. Гуманизация образования: направления и перспективы. // Педагогика М- 1996 № 4 с.23−27
- Беспалько В.П. О возможностях системного подхода в педагогике // Сов. педагогика. 1990. № 7. С. 59−60.
- Беспалько В. Т. Слагаемые педагогических технологий. М.: Просвещение.-1989.
- Библер B.C. Две культуры. Диалог культур (Опыт определения) // Вопросы философии. 1989. № 6.
- Библер B.C. Школа «диалога культур» // Сов.педагогика. 1989. — № 2
- Библер B.C. От наукоучения к логике культуры: Два философ, введения в двадцать первый век. М.: Политиздат, 1990.
- Бим-Бад Б. М. Педагогические течения в начале XX века.- М.: Изд-во Российского открытого ун-та, 1994
- Битинас Б.П., Катаева Л. И. Педагогическая диагностика: сущность, функции, перспективы // Педагогика, 1993. № 2. С. 10−15.
- Боголюбов В.И. О тенденциях развития педагогической технологии // Иностр. яз в школе. 1994. — № 4.
- Боголюбов В.И. педагогическая технология: эволюция понятия // Сов.педагогика. 1991.- № 9
- Богуславский М.В., Корнетов Г. Б. О педагогических парадигмах // Магистр. 1992. — № 5.
- Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. М., 1982.
- Бодалев А.А. Личность и общение. М.: Международная педагогическая академия.- 1995
- Бодалев А.А. О коммуникативном ядре личности // Советская педагогика. М., 1990.-№ 5.
- Бодалев А.А. О развитии психологии познания людьми друг друга // Психологический журнал. 1980. Т. 1.№ 1.
- Болдырев Н.Н. Лингвистические основы коммуникативных методов обучения иностранным языкам // Иностранные языки в школе 1998. — № 3 -с. 12−15.
- Болотов В.А., Исаев Е. И., Слободчиков В. И., Шайденко И. А. Проектирование профессионального педагогического образования // Педагогика. 1997. — № 4. — С. 66 — 72.
- Болотов В.А., Новичков В. Б. Реформа педагогического образования. // Педагогика. 1992. — № 7−8.51 .Бондаревская Е. В. Концепция общепедагогической подготовки учителя в условиях многоуровневого образования в педагогическом вузе. Ростов-на-Дону, 1992. 22с.
- Бондаревская Е.В. Воспитание как возрождение гражданина, человека культуры и нравственности. Ростов-на-Дону: РГПИ, 1993.
- Бондаревская Е.В. Ценностные основания личностно-ориентированного воспитания // Педагогика. 1995.№ 4.
- Бондаревская Е.В. Педагогическая культура как общественная и личная ценность // Педагогика. 1999. — № 3. — С. 37 — 43.
- Бондаревская Е.В. Гуманистическая парадигма личностно-ориентированного образования // Инновационная школа. 1997. № 1. С.37−45.
- Бондаревская Е. В. Теория и практика личностно-ориентированного образования. Ростов-на-Дону, Изд-во РГПУ, 2000.
- Бондаревская Е.В., Качан Г. А. Диагностика личностно-педагогической саморегуляции учителя как свойства педагогической культуры учителя. Научно-методическое пособие. Ростов н/Д., изд-во РГПУ, 1996.
- Бордовская Н. В., Реан А. А. Педагогика. Учебник для вузов. СПб Питер, 2000
- Буева Л.П. Культура и образование. Проблемы взаимодействия //Вопросы философии. 1997. № 2.
- Буева Л.П. Социальная среда и формирование гармоничной личности.-М.: Знание, 1971.
- Буева Л.П. Человек: деятельность и общение. М.: Мысль, 1978.- 216 с.
- Буланкина Н.Е. и др. Проблема самореализации личности в полиязыковом информационно-образовательном пространстве.
- Валицкая А.П. Культуротворческая школа: концепция и модель образовательного процесса // Педагогика. 1998. — № 4. — С. 12−18.
- Васильева Т.В. Сочетание групповой и индивидуальной форм учебной деятельности. Киев: КГПИ, 1988
- Ващенко В. Инновационность и инновационное образование. // Alma mater (Вестник высшей школы). 2000. — № 6. — С. 23−25.
- Введение в педагогическую культуру: Учебное пособие. Под ред. Е. В Бондареве кой Ростов-на-Дону: РГПУ, 1995.
- Вербицкий А. А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход: Метод, пособие. М.: Высш. шк., 1991.
- Власова Т. И. Теоретико-методологические основы и практика воспитания духовности современных школьников: Автореф. дис. докт. пед. наук. -Ростов-на-Дону, 1999.
- Выготский Л. С. Мышление и речь: Избранные психологические исследования. М., 1956.
- Выготский Л. С. Развитие высших психических функций -М, 1960.
- Выготский Л. С. Педагогическая психология. М: Педагогика, 1996.
- Газман О. С. От авторитарного образования к педагогике свободы // М.: Инноватор, 1995. Вып.№ 2.
- Газман О.С. Новые ценности образования. -М., 1996.- Вып.2
- Гегель Г. Ф. Система наук. Ч. 1. Феноменология духа // Собр.соч.: В 4 т. Т.4. М.: Мысль, 1975.
- Гершунский Б.С. Образование в третьем тысячелетии: гармония знания и веры // Педагогика. 1998. — № 2. — С. 49 — 57.
- Гершунский Б.С. Философия образования для 21 века. М.: Флинта, 1998.
- Гинецинский В.И. Проблема структурирования образовательного пространства // Педагогика. 1997. -№ 3. — С. 10−15.
- Горовая В.И. Теоретические основы специалиста в условиях многоуровневого высшего педагогического образования: Автореф. дис. д-ра пед. наук. СПб, 1995. 40 с.
- Грехнев B.C. Культура педагогического общения. М.: Просвещение, 1990.
- Гузеев В.В. Системные основания образовательной технологии. М.: Знание, 1995.
- Гукаленко О. В. Поликультурное образовательное пространство как среда поддержки и защиты личности учащегося. Тирасполь: РИО ПГУ, 2000.
- Гумбольдт В. О сравнительном изучении языков. Пер. с нем. М., 1984
- Гура В.В. Культурологический подход как теоретико-методологическая основа гуманизации информационных технологий обучения. Автореферат. Ростов-на-Дону, 1994.
- Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М: ИНТОР, 1996
- Данилюк А. Я. Теория интеграции образования. Ростов-на-Дону, 2000.
- Демакова И. Д Воспитание в условиях гуманизации образования. М: 1998.
- Денисова A. J1. Теория и методика профессиональной подготовки студентов на основе информационных технологий. Автореф.дис.д-ра пед. наук, Москва, 1994
- Деркач И.А., Кузьмина Н. В. Акмеология: пути достижения вершин профессионализма. М.: РАГС, 1993.
- Диалог и коммуникация философские проблемы (Материалы «круглого стола») // Вопросы философии, № 7, 1989.
- Диагностика как фактор развития образовательной системы. Учебное пособие. С.-Петербург, 1995.
- Дистервег А. Избранные пед.сочинения М: Учпедгиз, 1956
- Дифференциация как система / Под.ред. Ю. А. Иванова. В 2-х ч. М: Педагогика, 1992 — 4.1 с. 6−38
- Дмитриев Г. Д. Критический анализ дидактической мысли в США. М.: Пед-ка, 1987.
- Добрович А.Б. Общение: наука и искусство. М.: Знание, 1980.
- Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения М.: Просвещение, 1987
- Дридзе Т.М. Язык и социальная психология. М., 1980
- Дрофа В. М. Образовательная среда как объект управления. -М: 1983
- Дьюи Дж. Школа и ребенок. М., 1923
- Дьяченко В. К. Сотрудничество в обучении. М., 1991.
- ДьяченкоМ.И., Кандыбович Л. А. Психологические проблемы готовности к деятельности. — Минск: Изд-во Белорусского университета, 1976.
- Елманова В.К. Высшее образование за рубежом. МГУ, 1989.
- Жилкина Д.Н. Решение коммуникативной задачи в процессе обучения иностранным языкам // Иностранные Языки в Школе. 1992. — № 2.
- Загвязинский В.И. Методология и методика дидактического исследования. М.: Пед-ка, 1982.
- Закон Российской Федерации «Об образовании» М: 1993.
- Занина Л.В. Становление гуманной педагогической позиции будущего учителя в условиях многоуровневой системы высшего педагогического образования. Дис. канд. пед. наук. Ростов-на-Дону, 1994.
- Занина Jl.В. Научно-методическое обеспечение реформирования педагогического образования 90-х гг.: Монография. Ростов-на-Дону: РГПУ, 2001.
- Звездунова Г. В. Колледж как среда становления основ педагогической культуры будущего учителя: Дисс. канд. пед. наук. Ростов н/Д, 1998.
- Зимняя И.А. Психологические аспекты обучения говорению на иностранном языке — М. Просвещение, 1978
- Зимняя И.А. Педагогическая психология: учебн. пособие. Ростов-на-Дону: Феникс, 1997.
- Зинченко В.П. О целях и ценностях образования // Пед-ка. 1997.- № 5.
- Ибрагимов Г. И. Пед.технологии в средней проф. школе Казань: НССО РАО, 1995
- Ильин Г. Л. Образование и культура: поиски взаимного соответствия. -М., 1992.
- Ильин Е.Н. Искусство общения. М.: Пед-ка, 1982.
- Ильина Т.А. Педагогическая технология // Буржуазная пед-ка на современном этапе: Критический анализ / Под ред. З. А. Мальковой, Б. Л. Вульфсона.-М.: Пед-ка, 1984.
- Исаев Е.И., Слободчиков В. И., Шайденко И. А. Проектирование профессионального педагогического образования // Педагогика. 1997. -№ 4.
- Исаев И.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя высшей школы: воспитательный аспект: Учеб. пособие. Белгород: БГУ, 1992.
- Исаев И.Ф. Сущность и основные тенденции формирования профессиональной педагогической культуры // Профессионально-педагогическая культура: история, теория, технология. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Белгород: БГУ, 1996.
- Каган М.С. Мир общения: Проблема межсубъектных отношений. М.: Политиздат, 1988.
- Каган М.С. Общение как предмет междисциплинарного научного исследования. В кн.: Общение и культура личности. Томск, 1984.
- Каган М.С. Системный подход и гуманитарное знание: Избранные статьи. JI.: Изд-во ЛГУ, 1991.
- Каган М.С. Человеческая деятельность: Опыт системного анализа. М.: Политиздат, 1974.
- Кан Калик В. А. Основы профессионально — педагогического общения. Учебное пособие. Грозный: Чечено-ингушский педуниверситет, 1973
- Кан-Калик В. А. Педагогическая деятельность как творческий процесс. -Грозный: ЧИГУ, 1976.
- Кан Калик В. А. Учителю о пед.общении. — М., Просвещение, 1987
- Кан-Калик В.А., Никандров Н. Д. Педагогическое творчество. М.: Педагогика, 1989.
- Канторович Н.Я. Формирование творческой личности будущего учителя // Педагог. 1999. — № 6.
- Кларин М.В. Пед.технология в учебном процессе М.: Знание, 1989
- Кларин М.В. Инновации в мир. педагогике: обучение на основе исследов., игры и дискуссии (анализ зарубежного опыта), Рига: Эксперимент, 1995
- Кларин М.В. Личностная ориентация в непрерывном образовании // Педагогика. 1996. — № 2. — С. 14 — 21.
- Кларк М. Технология образования или педагогическая технология «Перспектива»// Вопросы образования 1983- № 2 — с.77−93
- Клименко Т.К. Традиции и инновации в педагогическом образовании. // Педагог. 1999. — № 7.
- Козырев В.А. Гуманитарная образовательная среда педагогического университета. СПб: СПбГУ, 1999.
- Колесникова И.А. Педагогические цивилизации и их парадигмы // Педагогика. 1995. — № 6.
- Коломенский Я. Л. Психология общения. М., 1974.
- Корнетов Г. Б. Парадигмы базовых моделей образовательного процесса // Педагогика. 1999. — № 5.
- Костикова М.Н. Инновационные процессы в развитии педагогического образования // Сб.: Традиции и инновации в системе образования: Гуманитаризация образования. Мат. науч-прак. конф. Ч. 1. Чита: Изд-во ЗабГПУ, 1998.
- Котова И.Б., Шиянов Е. Н. Философско-гуманистические основания педагогики. Ростов н/Д: Изд-во РГПУ, 1997.
- Котова И.Б., Шиянов Е. Н. Педагог: профессия и личность. Ростов н/Д: Изд-во РГПУ, 1997.
- Котова И.Б., Шиянов Е. Н. Педагогическое взаимодействие. Ростов н/Д: Изд-во РГПУ, 1977.
- Кочетов А. И. Педагогическая диагностика. Армавир, 1998.
- Краевский В.В. Непрерывное образование как целостная область педагогической деятельности // Непрерывное пед. образование. Вып. 3. Волгоград: Перемена, 1994.
- Крыгина Г. Н. Системный обзор образовательных технологий // Изв. Южного отд. РАО. Ростов-на-Дону: Изд-во РГПУ, 1999.- Вып.1.
- Крыгина Г. Н. Общая технология профессионально-педагогической подготовки специалиста в пед.колледже: Дис. канд.пед.наук. Ростов-на-Дону, 1999.
- Крылова Н.В. Формирование культуры будущего специалиста — М: Высшая школа, 1990
- Крылова Н.В. Социокультурный контекст образования // Новые ценности образования. М.: Инноватор, 1995. Вып.№ 2. С. 67−103.
- Крылова Н. Б. Культурология образования. М: Народноеобразование, 2000.
- Крупко А.Г. Формирование коммуникативной компетенции с использованием разговорной формы // Иностранные языки в школе. — 1992. № 2 — С. 55−58.
- Кругликов В. Рейтинговая система диагностики учебного процесса в вузе. // Высш. обр. в России. — 1996. № 2.
- Кузин «В.В., Никитюк Б. А. Интегративная педагогическая антропология. М.: ФОН, 1996.
- Кузнецова Л.Н., Кузнецов М. Е. Личностно-ориентированный аспект подготовки учителя // Педагог. — 1999. № 7.
- Кузьмина Н.В. Профессионализм деятельности преподавателя и мастера производственного обучения профтехучилища. — М., 1989.
- Куликова Л. Н. Проблемы саморазвития личности. Хабаровск, 1997.
- Кульневич С. В. Педагогика самоорганизации: феномен содержания: Монография.-Воронеж, 1997.
- Кульневич С. В. Педагогика личности.Ч.1 Стратегия и тактика личностного воспитания. -Воронеж, 1997.
- Кульневич С.В. Личностная ориентация методологической культуры учителя // Педагогика. 1997. — № 5. — С. 108 — 115.
- Кульневич С.В. Педагогика личности от концепции до технологии: Учебн.-практич. пособие.- Ростов-на-Дону: творческий центр „Учитель“, 2001
- Куписевич Ч., Янушкевич Ф. Технология обучения и ее влияние на модернизацию системы высш. образования в Польше и Современная Высшая Школа Варшава — 1977, № 11 — с.75−84
- Лазарев B.C. Управление образованием на пороге новой эпохи. Педагогика. 1995.-№ 5.-С. 12−18.
- Левчук Л.В., Греков А. А. Концепция непрерывного педагогического образования в системе педколледж-вуз. Образовательный научный комплекс Ростовского педагогического университета. 4.1. Ростов-на-Дону, 1996.
- Легенчук Д.В. Организационно-дидактическое конструирование индивидуально-ориентированной технологии обучения студентов педагогических дисциплин в условиях университета. Автореф.дисс.канд.пед. наук, Курган, 2000.
- Леонтьев А.А. Педагогика общения. М., 1989 г.
- Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. М.: Просвещение, 1969.-216.
- Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. Издание 2-е. М: Политиздат, 1997.
- Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. 3-е изд. М.: Изд-во МГУ, 1972.
- Лернер Н.Я. Внимание технологии обучения // Сов. пед-ка. 1990.- № 3.
- Лещинский В.И. Педагогическая технология личностной ориентации. -Воронеж, 1998.
- Ломов Б.Ф. Вербальное кодирование в познавательных процессах. Анализ признаков слухового образа / Отв. ред. Ю. М. Забродин. М.: Наука, 1986.
- Ломов Б.Ф. Категории общения и деятельности.// Вопросы философии, № 8, 1979.
- Ломов Б.Ф. Проблемы общения в психологии. М., Наука, 1981.
- Лурия А.Р. Речь и развитие психических процессов у ребенка. Экспериментальное исследование. М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1956.
- Луцкая И.Л. Культурологическое образование в техническом вузе. -Дис. Ростов-на-Дону, 1993. 179 с.
- Лушников И.Д. Традиционное и новаторское в современном образовании // Педагогика. 2000. -№ 10. — С. 21 — 25.
- Мануйлов Ю.С. Средовый подход в воспитании: Автореф. дисс. д.п.н. М., 1998.
- Мареев В.И. Исследовательская деятельность в педагогическом вузе: теория и практика. Ростов-на-Дону: РГПУ, 1999.
- Маслоу А. Саомоактуализация // Психология, личность, тексты. М: 1982.
- Маслыко Е.А., Бабинская П. К. Настольная книга преподавателя иностранного языка. Минск, „Высшая школа“, 1999.
- Мегалова И.А. Новейшие информационные и коммуникационные технологии формирования иноязычной компетенции в российских и зарубежных вузах (сравнительный анализ). Автореф. дис.канд. пед.наук. Саратов, 2000.
- Мелибруда Е. Я-Ты-Мы: Психологические возможности улучшения общения.: Пер. с польского. М.: Прогресс, 1986.
- Мильруд Р.П., Максимова И. Р. Современные концептуальные принципы коммуникативного обучения иностранным языкам // Иностранные языки в школе 2000 — № 5. — С. 17.
- Михайлов Г. С. Общеметодологические принципы и проблемы акмеологии // Прикладная психология и психоанализ. 1998. — № 4. — С. 16 -38.
- Михайлычев Е.А., Норов Ш. К. Дидактические тесты в системе многоэтапного контроля знаний студентов. Бухара. 1993. 36 с.
- Монахов В. Пед.технология обучения // Пед.вестник. 1996 — № 7
- Монахов В. М. Педтехнология проф. В. Монахова // Пед.вестник. -1996-№ 11−12
- Мудрик А.В. Общение как фактор воспитания школьников. М. Педагогика, 1984.
- Мудрик А.В. Учитель: мастерство и вдохновение. — М.: Просвещение, 1986
- Национальная доктрина развития российского образования» // Учит, газ. 1997. 28 окт.-№ 43.
- Нейлл А.С. Теория и практика антиавторитарного воспитания -Гамбург, 1969 пер.с нем.
- Никандров Н.Д. Духовные ценности и воспитание личности // Педагогика. 1998. — № 4. — С. 3 — 8.
- Никитина И.Н. Развитие ценностного сознания учителя // Педагогика. — 2000.-№ 6.-С. 65 -70.
- Новиков A.M. Принципы построения системы непрерывного профессионального образования // Педагогика. 1998. — № 3. — С. 11 — 17.
- Новиков A.M. Опережающее образование. М.: Изд-во АПО, 1998.
- Нуждин В.Н. Система развития индивидуального творческого мышления. Итог и проблемы создания новой технологии обучения. Уч. пособие. Иваново: ИГУЭС, 1990.
- Образовательное пространство малого города как среда развития и воспитания личности (Концептуальная модель развития системы образования в г. Батайске): Научно-методическое пособие. Ростов-на-Дону: Изд-во РГПУ, 1997.
- Образовательная политика России на современном этапе: Докл. на Государственном Совете РФ. — М. 2001. 29 авг.
- Обучение и развитие / Под ред. Л. В. Занкова М., Педагогика, 1975
- Обучение студентов педагогике. Аспект технологий: Сб. науч. статей. -Волгоград: Перемена, 1996. 115 с.
- Общая психология / Под ред. А. В. Петровского. М.: Просвещение, 1986.
- Огарков Н.М., Савельев А. Д. Проблемы непрерывного профессионального образования: гуманизация, инновации, управление. -М.: МАЭП, 1999.
- Олпорт Г. Личность: проблема науки или искусства? //Психология личности: Тексты / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, А. А. Пузырея. М.: Изд-во МГУ.- 1982.-С. 228−230.
- Околелов О.П. Современные технологии обучения в вузе: сущность, принципы, тенденции развития ж. «Высшее образование в России», N2, 1994.
- Околелов О.П. Дистанционное обучение: сущность, дидактические особенности, технологии. Липецк: ЛЭГИ, 1999.
- Оконь В. Введение в общую дидактику. М.: Высшая школа, 1990.
- Оконь В. Гуманистический аспект технологии обучения // Современная высшая школа. 1997.- № 1.
- Основы пед. мастерства / Под ред. ИА. Зязюна. М., 1989.
- Основные положения концепции очередного этапа реформирования системы образования // Первое сентября. 1997. 19 авг.- № 80.
- Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению. -М.: Просвещение, 1991. -223с.
- Педагогика и прогресс. Технологии обучения М., 1995
- Педагогическая энциклопедия. М., 1965, Т.2. С. 739.
- Перепелицына М.Ю. Динамика личностных изменений в процессе социально-ориентированного обучения студентов в вузе. Автореф. дис. канд. пед. наук. Ростов-на-Дону, 1997.
- Петерина С.В. Научно-фундаментальное содержание педагогического образования основа профессионализма. Ростов-на-Дону: Изд-во РГПУ, 1994.
- Петровский В. А. К пониманию личности в психологии. // Вопросы психологии. 1981 № 2 с.41−45
- Петровский В.А. Личность в психологии: парадигма субъективности. -Ростов-на-Дону. Изд. «Феникс», 1996
- Пирогов Н.И. Избранные педагогические сочинения М.: Педагогика, 1985
- Пискунов А.И. Педагогическое образование: цель, задачи и содержание // Педагогика. 1995. № 4. С. 59−63.
- Поваренков Ю.П. Психологический анализ профессионального становления учителя на стадии обучения в педагогическом вузе // Пед. вестн. ЯрГПУ. 1999. № 5.
- Позднякова JI.P. Повышение квалификации учителя в процессе овладения личностно-ориентированной образовательной технологией. Автореф. Дис. канд.пед.наук. Ростов-на-Дону, 1999
- Почепцов Г. Г. Коммуникативные технологии двадцатого века. М.: «Рефл-бук», К.: «Ваклер», 1999, 352 с.
- Профессионально-педагогическая культура: история, теория, технология. Белгород: БГУ, 1996. С. 15.
- Проф.педагогика: учебник для студентов, обучающихся по педагогическим специальностям. М: Ассоциация «Проф. образование», 1997
- Рабунский Е.С. Инд.подход в процессе обучения школьников М., 1975
- Рабунская B.C. Индивидуальный подход в процессе обучения школьников: на основе анализа их самост.уч.деят. М: Просвещение, 1975
- Ребенок в мире культуры / Под общ. ред. д.п.н., проф. P.M. Чумичевой. Ставрополь сервис школа, 1998.
- Рогов Е.И. Личностно-профессиональное развитие учителя в педагогической деятельности: Дис. д-ра пед. наук. Ростов-н/Д, 1999.
- Роджерс К.Р. Личные размышления относительно преподавания и учения // Открытое образование. 1993 № 5−6
- Родионов Б.А. Коммуникация как социальное явление. — Ростов-на-Дону, 1984.
- Розин В.М. Философия образования: предмет, концепция, основные темы и направления изучения // Философия образования для XXI века. — М., 1991
- Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. М., 1973 // Шелихова Н. И. Техника педагогического общения. НПО, «МО ДЖ», 1998
- Рязанова Н.В., Сулейманов P.M. Интернет в образовательном процессе общепрофессиональных кафедр // Тез. докл. «ИМС-99″. СПб., 1999.
- Саранцев Г. И. Теория, методика и технология обучения // Педагогика. 1999.-№ 1.
- Сафонова В.В. Изучение языков международного общения в контексте диалога культур и цивилизаций. Воронеж, 1996.
- Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: Учеб. пособие. М.: Нар. образ. 1998.
- Сергеев Н.К. Непрерывное педагогическое образование: концепция и технологии учебно-научно-педагогических комплексов (вопросы теории) СПб., 1997.
- Сериков В.В. Личностный подход в образовании: Концепция и технология- Моногр. Волгоград: ВГПУ, 1991
- Сериков В.В. О концепции и технологии личностно ориентированного образования // Педагогические инновации в учреждениях образования: сущность, критерии, прогноз. Волгоград: ВГПУ, 1994.
- Сериков В.В. Образование и личность: Теория и практика проектирования пед. систем. -М.: Логос, 1999.
- Скрябина О.Ю. Информационные технологии обучения в современном образовании США (гуманистический аспект) Автореф.дисс.канд.пед.наук. Волгоград, 2000
- Сластенин В.А., Мищенко А. И. Профессионально-педагогическая подготовка современного учителя //Сов. педагогика. 1991. — № 10.
- Сластенин В. А. Мищенко В.А. Руденко Н. Г. Некоторые аспекты формирования технологической культуры учителя // Педагог. — 1999. -№ 7.
- Сластенин В. А. Руденко Н.Г. О личностно-ориентированных технологиях подготовки учителя // Педагог. 1999. — № 3.
- Сластенин В.А., Щуркова Н. Е. Педагогическая технология. // Программа курса. М., Изд-во МПГУ, 1991.
- Сластенин В.А. Гуманистич. парадигма педаг. образования // Магистр 1994-№ 2
- Слободчиков В. И. Образовательная среда: реализация целей образования в пространстве культуры // Новые ценности образования: культурные модели школ. Вып. 7. Инноватор-Bennet colledge. -М: 1997.
- Слободчиков В.И., Исаев Е. И. Психология развития человека. М.: Школа-Пресс, 2000.
- Слободчиков В.И., Исаев Е. И. Антропологический принцип в психологии развития // Вопр. психол. 1998. — № 6. — С. 3 — 17.
- Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. М.: Аспект Пресс, 1995.
- Смирнова С.А. и др. Педагогика: педагогические системы, технологии: Учебн. пособие. -М.: Академия, 1998.
- Соколова В.В. Культура речи и культура общения. М: Просвещение, 1995
- Сорочинская Е. Н. Теория и практика подготовки социальных педагогов детско-юношеских объединений. Дисс. докт. пед. наук. — М: 1996.
- Субетто А.И., Селезнева Н. А. Качество образования как синтезатор. Качество образования: концепции, проблемы // Материалы III международной научно-методической конференции. Новосибирск: Изд-во НГУ, 2000, С.15- 16.
- Суртаева Н.Н. Проектирование педагогических технологий в профессиональной подготовке учителя: Дис. д-ра пед.наук. М., 1995.
- Сухомлинский В.А. Избранные педагогии, сочинения в 3-х тт. М., Педагогика, 1981
- Сухорукова JI.M. Научные школы в педагогической науке Юга России: Дис. д-ра пед. наук. Ростов-н/Д, 1999.
- Талызина М.Ф. Управление процессом усвоения знаний М.: Просвещение, 1975
- Управление качеством образования / Под ред. М. М. Поташника. М.: Новая школа, 2000.
- Ученик в структуре личностно-ориентированного образования -Ростов-на-Дону, 1997
- Ушакова Т.Н. Роль человека в общении. М.: Наука, 1989.
- Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения в 2-х т.М., 1974 т. 1
- Филатов O.K. Описание целей обучения при разработке стандартов и образовательных технологий // Стандарты и мониторинг в образовании. -1999.-№ 1.-С. 43−46.
- Фоменко В.Т., Шоган В. В. Дидактический стандарт содержания образовательного процесса. Системный обзор современных образовательных технологий. Ростов н/Д, 1994.
- Фоменко В.Т. Системный обзор современных образовательных технологий. Совр. Обр. Процесс: содержание, технологии, организационные формы, Ростов н/Д, 1996
- Франкл В. Человек в поисках смысла. -М: Прогресс, 1990.
- Хьел JL, Зиглер Д. Теории личности (основные положения, исследования, применения) — СПб, Питер пресс, 1997
- Хокридж Д. Пед.технология: настоящие и будущие перспективы // Вопросы образования, 1983 № 2
- Чернышева М.А. Культура общения. JI.: Знание, 1983
- Чошанов М.А. Гибкая технология проблемно-модульн. обуч. Метод.пособие. -М: Нар.обр., 1996
- Цетлин B.C. Реальные ситуации обучения на уроке // Иностранные Языки в Школе. 2000. — № 3. — С.24
- Чалов А.Н. Из опыта работы по формированию творческой личности будущего учителя // Подготовка творческих учителей: Метод, рекомендации. — Ростов н/Д: РГПИ, 1989.- Вып.1
- Чернилевский Д.В., Филатов O.K. Технология обучения в высшей школе. -М.: Экспедитор, 1996.
- Чернышев И.Б. Общение и воспитание // Философская и социологическая мысль. Киев, 1990, № 1.
- Чумичева P.M. Управление качеством дошкольного образования. — Ростов-на-Дону: Изд-во РГПУ, 2001.
- Шадриков В.Д. Философия образования и образовательной политики. М.: Логос, 1993.
- Шаповалов А.А. Методологические проблемы обновления высшего педагогического образования // Педагог. 1997. — № 3.
- Щедровицкий Г. П. Схема мыследеятельности системно-структурное строение, смысл и содержание // Системные исследования: Методологические проблемы: 1986. М., 1987.
- Щерба Я.В. Языковая система и речевая деятельность. Л., 1974
- Шиянов Е.Н. Гуманизация образования и профессиональная подготовка учителя: Учебное пособие. Ставрополь, 1991.
- Шиянов Е.Н., Котова И. Б. Идея гуманизации образования в контексте отечественной теории личности. Ростов-на-Дону. Цветная печать, 1995.
- Шоган В.В. Личностный подход в обучении: Автореф. дис. канд.пед.наук.- Ростов н/Д, 1998.
- Шоган В.В. Теоретические основы модульной технологии л-о образования.: Автореф.дис.докт.пед.наук Ростов-на-Дону, 2000 г.
- Щуркова Н.Е. Педагогическая технология как учебная дисциплина //
- Педагогика, 1993. № 2. С. 66−70.
- Эльконин Д.Б. Психология игры. М.: Пед-ка, 1979.
- Эрдииев П.М. Системность знаний и укрупнение дидактической единицы. // Сов.педагогика. 1975. № 4 .
- Юнг К. Г. Психологические типы // Психология индивидуальных различий: Тексты. М., 1982. С.199−218.
- Якиманская И.С. Разработка технологии личностно-ориентированного обучения // Вопросы психологии. 1995.- № 2.
- Ямбург Е.А. Контуры культурно-исторической педагогики // Педагогика. 2001. — № 1. — С. 3 — 10
- Янушкевич Ф. Технология обучения в системе высшего образования -М: Высш. школа, 1986
- Ясвин В. А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. М., 1997.
- Adler A. The Practice and Theory of individual psychology / New York: Harcourt, Brace, 1927
- Allport G.W. Pattern and Growth in personality/ New York: Holt, Rinehart and Winston, 1961
- Chomsky N. Aspects de la theorie de syntaxe, Paris, Seuil, 1971.
- James E. Eisele, Mary Ellin Eisele. Educational technology. A Planning and Recource Guide Supporting Curriculum. Garland Publising, Inc/ New York and London, 1990
- Robinson E. G, Robinson W.P. Development of understanding about communication: Message inadequacy and its role in causing communication failure // Genetic psychology monographs. 1979. Vol. 98
- Rogers C.R. Freedom to Learning for the 80-s Columbus, 1983
- Skinner B. F. The technology of teaching. New York: Appleton Centry -Craft, 1968
- Интеграция спецкурса „Коммуникативные процессы в образовании“ в содержании подготовки специалистов педагогического профиля
- Содержание общепрофессиональных дисциплин ГОС1. Содержание спецкурса
- Введение в педагогическую деятельность.
- Профессиональная деятельность и личность педагога.
- Общая и профессиональная культура педагога.1. Общие основы педагогики.
- Образование как общественное явление и педагогический процесс. Связь педагогики с другими науками.1. Теория обучения.
- Анализ современных дидактических концепций.
- Двусторонний и личностный характер обучения.
- Обучение как сотворчество учителя и ученика.
- Современные модели организации обучения.
- Инновационные образовательные процессы.
- Теория и методика воспитания.
- Педагогическое взаимодеиствие в воспитании.
- Педагогика межнационального общения.
- Цель и задачи воспитания культуры межнационального общения.1. Социальная педагогика.
- Взаимодействие в социальном воспитании.
- Оказание индивидуальной помощи в различных институтах воспитания. Коррекционная педагогика с основами специальной психологии.
- Система консультативно-диагностической, коррекционно-педагогической, реабилитационной работы.
- Педагогические технологии.
- Репродуктивные, продуктивные, алгоритмические педагогическиетехнологии.
- Технология педагогического регулирования и коррекцииобразовательного процесса.
- Управление образовательными системами.
- Модуль I Коммуникация как системный педагогический процесс
- Модуль II Коммуникация как необходимое условие подготовки специалистов-профессионалов
- Модуль III Концептуальные основы моделирования личностно-ориентированных технологий
- Управленческая культура руководителя.
- Психолого-педагогический практикум.
- Развитие интеллектуально-творческого, диагностического, коммуникационного, мотивационно-профессионального потенциала личности педагога.1. ПРОГРАММА СПЕЦКУРСА
- КОММУНИКАТИВНЫЕ ПРОЦЕССЫ В ОБРАЗОВАНИИ»
- ДЛЯ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ)1. Пояснительная записка
- Интеграция научных знаний способствует активному развитию профессионально значимых качеств личности, способностей, умений, формированию педагогической, социально-психологической компетенции.
- Опора на принципы гуманистической теории в построении курса поможет самоактуализации слушателей, свободе творчества, управлению собственным развитием.
- Работа по спецкурсу осуществлялась в три этапа:
- Подготовительный этап. Создание положительной установки на восприятие информации курса. Формирование внутренней мотивации на улучшение знаний и умений по вопросам коммуникации и коммуникативных технологий обучения.
- Заключительный этап. Проведение диагностики для выявления эффективности занятий.
- Практическая часть спецкурса осуществлялась в работе с малой группой.
- Основная задача преподавателя, работающего в группе, заключается в создании условий, способствующих становлению межличностных отношений, которые располагают к творчеству в достижении поставленных целей.
- В соответствии с целями курса и поставленными ранее задачами построена модель курса «Коммуникативные процессы в образовании» для студентов педагогических вузов.
- Распределение часов на лекционные, семинарские занятия и самостоятельные занятия осуществляется по усмотрению преподавателя с учетом специфики подготовки специалистов по выбранной специальности.1. Схема 1.
- Структурная формула курса «Коммуникативные процессы в образовании»
- Коммуникация как системный педагогический процесс1. Коммуникативная кул ьтуоа1. Коммуникативныефирм и1. Коммуникативные действия
- Меж культурная ^ коммуникация
- Коммуникативное ^ пространство
- Коммуникация как условие подготовки специалистов-профессионалов1. Коммуникативное сознание
- Коммуникативная кодификация
- Коммуникативная компетентность
- Коммуникативное у поведение1. Коммуникативные pee v осы1. Коммуникативна" спела
- Личностная • «конЦептоеФтоа
- Концептуальные основы моделирования личностно -ориентированных технологий обучения.
- Содержание курса «Коммуникативные процессы в образовании» 1. Коммуникация как системный педагогический процесс.
- Интеграция мирового пространства, соотносимая с человеческой коммуникацией. Культурная коммуникация. Методологические основы культурной коммуникации.
- Коммуникативные действия. Коммуникативные умения. Коммуникативные способности.
- Основные коммуникативные формы: монолог, диалог, полилог.
- Феномен пространства как форма осуществления педагогического процесса.
- Коммуникация как необходимое условие подготовки специалистов-профессионалов.
- Ценностные ориентации современного специалиста-профессионала.
- Концептуальные основы моделирования личностно-коммуникативныхтехнологий обучения.
- Личность. Развитие личности.
- Личностно-ориентированное обучение и ресурс педагогических технологий. Признаки феномена «педагогическая технология». Классификация педагогических технологий. Информационные технологии.
- Личностно-ориентированные технологии обучения.
- Диалог. Виды диалога. Средства реализации моделей общения на основе создания ситуации диалога.
- Моделирование вариативных личностно-ориентированных технологий как самоорганизующейся, самореферентной коммуникативной системы.
- Примерный перечень вопросов к зачету.
- Коммуникация как системный педагогический процесс.
- Ценностные ориентации современного специалиста-профессионала.
- Личностно-ориентированное обучение и ресурс педагогических технологий.
- Личностно-ориентированные технологии обучения.
- Моделирование личностно-ориентированных вариативных коммуникативных технологий.
- Диагностический инструментарий к спецкурсу «Коммуникативные процессы в образовании»
- Грехнёв B.C. культура педагогического общения. М.: Просвещение, 1990. — 114 с. — с.9
- Канн-Калик В. А. Учителю о педагогическом общении. — М.: Просвещение, 1987. 190 с. — с. 12. осознать несоответствие уровня своей коммуникативной культуры современным образовательным целям и стимулировать его стремление к саморазвитию.
- Тест на определение уровня мотивации профессионального общения педагога и воспитанника
- Тест «Оценка стиля коммуникативной деятельности педагога».
- Опросник для оценки профессиональной направленности педагога.
- Ориентационная анкета определения направленности личности.
- Тест на самооценку коммуникативно-лидерских способностей личности.
- Тест на определение уровня собственной общительности (В.Ф. Ряховского)
- Тест на оценку самоконтроля в общении (Марион Снайдер)
- Вульфов Б. З. Учитель: профессиональная духовность // Педагогика, 1995, № 2 с. 48−52
- Тест «Умеете ли вы слушать?»
- Тест на оценку способностей к принятию творческих ответственных решений.
- Тест на оценку уровня творческого потенциала личности
- Тест на определения уровня творческих способностей личности
- Тест на оценку уровня конфликтности личности
- Тест Оценка отношений «педагог-воспитанник».
- Альманах психологических тестов. М.: «КСП», 1996, 400.
- Андреев В.И. Деловая риторика. Казань, Издательство Казанского университета, 1993.
- Бодалев А.А. Личность и общение. М.: Педагогика, 1983.
- Бодалев А.А. Психологические условия гуманизации педагогического общения // Педагогика, 1990, № 12, с. 65−71.
- Зязюн И.А. основы педагогического мастерства. М.: Провсещение, 1989.
- Кан-Калик В.А., Никандров Н. Д. Педагогическое творчество. М., 1990.
- Каган М.С. Мир общения М.:. Политиздат, 1988.
- Каган М.С., Эткинд A.M. Общение как ценность и как творчество // Вопросы психологии, 1988, № 4.
- Кондратенков А.Е. Труд и талант учителя. Встречи. Факты. Мысли. М.:. Просвещение, 1989.
- Ю.Коротаев Е. В. Хочу, могу, умею! Обучение погруженное в общение. М.:
- Раченко И.П. Диагностика качества профессионально-педагогической деятельности учителя — Пятигорск, 1990.
- Рогов Е.И. Личность учителя: теория и практика. — Ростов н/Д: «Феникс», 1996.
- Сластенин В.А. Педагогика творчества // Педагогика, 1991, № 1, с. 147.
- Спутник оратора / Степанов А. В., Толмачев А. В. — М.: Советская Россия, 1996.