Лекция-консультация.
Технология профессионально-ориентированного обучения в высшей школе
Вариант 1. Занятия начинаются со вступительной лекции, где преподаватель акцентирует внимание обучающихся на ряде проблем, связанных с практикой применения рассматриваемого положения. Затем слушатели задают вопросы. На подготовленные вопросы сначала отвечают слушатели, а затем проводится анализ и обсуждение неправильных ответов. Преподаватель дает разъяснения по возникающим дополнительным… Читать ещё >
Лекция-консультация. Технология профессионально-ориентированного обучения в высшей школе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Эта форма занятий предпочтительна при изучении тем с четко выраженной практической направленностью. Существует несколько вариантов проведения подобных лекций. Рассмотрим некоторые из них.
Вариант 1. Занятия начинаются со вступительной лекции, где преподаватель акцентирует внимание обучающихся на ряде проблем, связанных с практикой применения рассматриваемого положения. Затем слушатели задают вопросы.
Основная часть занятия (до 50% учебного времени) отводится ответам на вопросы. В конце занятия проводится небольшая дискуссия, свободный обмен мнениями, завершающийся заключительным словом лектора.
Вариант 2. За несколько дней до объявленного занятия преподаватель собирает вопросы слушателей в письменном виде.
Первая часть занятий проводится в виде лекции, в которой преподаватель отвечает на эти вопросы, дополняя и развивая их по своему усмотрению.
Вторая часть проходит в форме ответов на дополнительные вопросы слушателей, свободного обмена мнениями и завершается заключительным словом преподавателя.
Вариант 3. Слушатели заблаговременно получают материал к занятию. Как правило, он носит не только учебный, но и инструктивный характер, то есть представляет собой методическое руководство к практическому использованию.
Слушатели должны изучить материал и подготовить свои вопросы лектору-консультанту. Занятие проводится в форме ответов на вопросы и свободного обмена мнениями.
Завершить занятие преподаватель может простым подведением итогов на консультации или заключительным словом, в котором обобщается практика применения рассматриваемых материалов.
Вариант 4. Первая часть занятия проводится в форме краткого сообщения о передовом опыте работы: определенного должностного лица или коллектива, просмотра кинофильма, видеофильма, диафильма.
Слушатели могут заранее получить более подробные материалы, освещающие этот опыт (книги, брошюры, письменные описания). Вторая часть занятий строится в форме ответов на вопросы обучающихся.
Вариант 5. Занятие проводится в форме групповой консультации, в которой принимают участие уже не один преподаватель, а несколько высококвалифицированных специалистов в области изучаемых проблем.
Использование такой формы групповой консультации эффективно при рассмотрении проблем наиболее актуальных и комплексных.
Занятия в форме лекции-консультации проходят тем эффективнее, чем больше вопросов задают слушатели и чем шире и предметнее их содержание, Программированная лекция-консультация — является формой, заставляющей слушателей более активно включиться в обсуждение проблемы. Отличается от обычной групповой консультации тем, что преподаватель сам составляет и предлагает вопросы слушателям.
На подготовленные вопросы сначала отвечают слушатели, а затем проводится анализ и обсуждение неправильных ответов. Преподаватель дает разъяснения по возникающим дополнительным вопросам и ошибочным ответам.
Программированная лекция-консультация может состояться после цикла лекционных занятий, посвященных одной проблеме. На ней, отвечая на поставленные вопросы, слушатели актуализируют полученные знания, привлекая свой опыт, и показывают тем самым понимание проблемы и умение правильно применять то или иное положение в конкретном случае.
Преимущество лекции-консультации состоит в том, что она позволяет в большей степени приблизить содержание занятия к практическим интересам обучающихся, в какой-то степени индивидуализировать процесс обучения с учетом понимания материала каждым слушателем.
Разновидностью лекции-консультации является лекция прессконференция.
Лекция пресс-конференция предназначена для ликвидации пробелов в знаниях обучающихся и диагностирования уровня их подготовки. Организационно она проводится следующим образом.
Лектор, назвав тему занятия, просит обучающихся задавать ему письменно вопросы по изучаемой проблеме. В течении двух-трех минут слушатели формулируют наиболее интересные вопросы и передают их преподавателю. В качестве одного из вариантов проведения подобной формы занятия вопросы могут быть подготовлены слушателями по просьбе преподавателя заранее на этапе предшествующем проведению лекции. Преподаватель в течении трех-пяти минут сортирует вопросы по их содержанию и начинает лекцию. Лекция может излагаться как совокупность и последовательность ответов на поставленные вопросы или же как связный текст, в процессе изложения которого формулируются ответы. В конце лекции преподаватель проводит анализ ответов как отражение интересов и знаний обучающихся. Если же, по мнению слушателей, ответы на отдельные вопросы их нс удовлетворили, то лектор раскрывает их подробнее во время, оставленное для этого специально.
Лекцию подобного типа целесообразно проводить:
- — в начале изучения раздела программы с целью выявления потребностей, круга интересов группы или потока, ее модели, установок обучающихся и их возможностей;
- — в середине изучения, когда она направлена на привлечение слушателей к узловым моментам курса и систематизацию знаний;
- — в конце — для определения перспектив развития усвоенного содержания.