Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Становление академической мобильности студентов в процессе обучения иностранному языку

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В ходе опытно-экспериментальной части исследования, в которой приняло участие 213 студентов строительного факультета ПетрГУ, включая 25 ч. — ЭГ и 26 ч. КГ, проведено комплексное тестирование с целью выявления уровня сформированности отдельных компонентов академической мобильности и всего качества в целом. Анализ учебников по английскому языку для технических специальностей доступных студентам… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретико-методологические основы становления академической мобильности студентов
    • 1. 1. Теоретические предпосылки проблемы формирования академической мобильности студентов
    • 1. 2. Сущность академической мобильности как качества личности
    • 1. 3. Содержание академической мобильности как интегративного качества личности, формируемого в процессе обучения иностранному языку
    • 1. 4. Критерии, показатели и дескрипторы уровней сформированности академической мобильности студентов
  • ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ
  • Глава 2. Организация и результаты опытно-экспериментальной работы по становлению академической мобильности студентов в процессе обучения иностранному языку
    • 2. 1. Педагогические условия становления академической мобильности студентов университета
    • 2. 2. Организация опытно-экспериментальной работы по становлению академической мобильности студентов в процессе обучения иностранному языку
    • 2. 3. Технология проектного обучения, содействующая становлению академической мобильности
    • 2. 4. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по становлению академической мобильности студентов в процессе обучения иностранному языку
  • ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ

Становление академической мобильности студентов в процессе обучения иностранному языку (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. В условиях интеграции Российской системы образования в единое общеевропейское образовательное пространство, осуществляемой в рамках гуманистической парадигмы и ориентации на компетентностную модель выпускника, академическая мобильность студентов рассматривается ученым сообществом как фактор и инструмент повышения конкурентоспособности и привлекательности европейской системы образования. В международных документах, включая положения Болонского процесса, академическая мобильность понимается как социальное явление, содействующее укреплению связей между университетами, развитию сотрудничества в академической среде, обмену интеллектуальным капиталом, созданию новых исследовательских центров, учебных программ и образовательных технологий. По мнению исследователей (О.В. Сагинова, Е. В. Шевченко, Я. М. Ерусалимский, В. Б. Касевич и др.) академическая мобильность выражена в свободном передвижении студентов и исследователей через границы национальных государств, с целью получения новых знаний и повышения профессиональной квалификации. Однако, для свободного передвижения в рамках единого образовательного пространства необходимо наличие определенных личностных качеств, позволяющих эффективно осуществлять академическую мобильность на всех ее уровнях. В связи с этим, ряд отечественных исследователей проблемы академической мобильности (А.Н. Шеремет, И. Н. Айнутдинова и др.) рассматривают данную категорию как интегративное качество личности, представленное отдельными составляющими, формируемое в процессе обучения и выраженное в способности и готовности адаптироваться к динамичному многообразию изменяющихся условий как в академической, так и в профессиональной среде.

В жестких условиях конкуренции высоко ценятся мобильные и компетентные специалисты, владеющие одним или несколькими иностранными языками. По утверждению доктора педагогических наук В. И. Байденко, сегодня усиливается спрос на мобильных выпускников вузов, подготовленных к деятельности в мультикультурной среде и транснациональных корпорациях.

Задачи по подготовке академически мобильных специалистов, возложенные на высшее профессиональное образование, предполагают гуманизацию естественных и технических наук. Гуманизация высшего образования подразумевает, в частности, повышение языковой культуры специалиста через овладение иностранным, в том числе профессионально-ориентированным языком.

В современных условиях глобализации всех сфер жизни и деятельности общества владение иностранным языком позволяет не только налаживать контакты и устанавливать взаимоотношения между представителями различных языков и культур, но также является средством получения нового знания, необходимого для повышения профессионализма и фактором, содействующим становлению личностно и профессионально значимых качеств необходимых для адаптации и интеграции в новое образовательное пространство.

Анализ ряда диссертационных работ по исследуемой проблеме позволяет сделать вывод о том, что становление академической мобильности как личностно и профессионально значимого качества требует обновления содержания иноязычного образования и внедрения новых образовательных технологий, основанных на интерактивных способах обучения.

При проведении нашего исследования выяснилось, что проблема становления академической мобильности как личностного качества будущего специалиста изучена недостаточно так как:

— преподаватели и студенты не имеют достаточного представления об академической мобильности как личностном качестве, и поэтому она не рассматривается как одна из целей профессионального образования.

— становление данного интегративного качества у студентов неязыковых факультетов вузов в процессе обучения иностранному языку не являлось предметом исследования, сущность понятия «академическая мобильность» будущего специалиста, определение ее компонентов, показателей и возможностей иностранного языка для ее формирования разработаны не в полной мере;

— анализ теории и практики по теме исследования свидетельствует о недостаточном использовании средств и возможностей современных педагогических технологий для формирования академической мобильности.

Проведенный анализ позволил выделить следующие противоречия, на разрешение которых направленно данное исследование:

— между объективными требованиями к становлению академической мобильности студентов университета и недостаточной разработанностью научно-методической базы их подготовки в системе высшего образования;

— между социальным заказом общества на подготовку в вузе академически мобильных специалистов и недостаточным использованием воспитательного и развивающего потенциала иностранного языка как предмета гуманитарного цикла;

— между обновлением содержания высшего технического образования, в котором приоритетным выступает личностное и профессиональное развитие студентов, и традиционным, предметоцентристким построением обучения иностранному языку на неязыковых факультетах;

— между значимостью академической мобильности как качества современного конкурентоспособного специалиста и недостаточной разработанностью педагогических условий для формирования академической мобильности в процессе обучения иностранному языку;

— между широкими возможностями современных образовательных технологий и недостаточным их использованием для повышения уровня сформированности академической мобильности.

Таким образом, актуальность нашего исследования обусловлена.

— необходимостью внедрения инновационных подходов к обучению иностранному языку с целью становления академической мобильности как интегративного личностного качества студентов;

— потребностью в разработке и реализации эффективной технологии, направленной на становление академической мобильности студентов в процессе обучения иностранному языку на неязыковых факультетах университетов.

Актуальность проблемы, ее социальная значимость, недостаточная теоретическая и практическая разработанность определили тему нашего исследования: «Становление академической мобильности студентов в процессе обучения иностранному языку».

Цель исследования: выявить и обосновать педагогические условия становления академической мобильности и способы их реализации посредством модифицированной в соответствии с ними технологии проектного обучения.

Объект исследования: процесс обучения иностранному языку в университете, ориентированный на становление академической мобильности.

Предмет исследования: педагогические условия становления академической мобильности в процессе обучения иностранному языку.

Гипотеза исследования: обучение студентов иностранному языку будет содействовать становлению академической мобильности если:

— становление академической мобильности студентов рассматривается как одна из целей образования в высших учебных заведениях;

— академическая мобильность рассматривается как целостное качество личности в единстве его компонентов: ценностного, когнитивного, деятельностного, оценочно-рефлексивного;

— обеспечивается комплекс следующих педагогические условия: 1) ориентация на комплексное развитие общекультурных (ОК) и профессиональных компетенций (ПК), формируемых в процессе обучения иностранному языку, который направлен на становление академической мобильности- 2) создание контекстной среды в рамках обучения профессионально-ориентированному иностранному языку- 3) обеспечение дифференцированного и опережающего обучения при отборе и проектировании содержания иноязычного образования- 4) реализация интерактивных способов обучения;

— организована проектная деятельность студентов, ориентированная на становление академической мобильности;

— диагностический инструментарий оценки и определения уровня сформированности академической мобильности сориентирован на мотивационно-ценностную, когнитивно-коммуникативную, операционно-деятельностную и рефлексивную составляющие.

В соответствии с проблемой, целью, предметом и гипотезой исследования необходимо решить следующие задачи:

— на основе анализа и обобщения отечественного и зарубежного опыта обосновать понимание академической мобильности как социального явления и качества личности;

— определить содержание академической мобильности как интегративного личностного качества;

— разработать критерии и показатели оценки уровня сформированности академической мобильности;

— выявить и обосновать комплекс педагогических условий становления академической мобильности;

— выявить и обосновать методические особенности технологии организации проектной деятельности студентов, направленной на становление академической мобильности в процессе обучения иностранному языку;

— выяснить эффективность модифицированной проектной технологии в процессе опытно-экспериментальной работы.

Методологическую основу исследования составили:

— деятельностный подход к обучению (JI.C. Выготский, П. Я. Гальперин, А. Н. Леонтьев, C.JT. Рубинштейн, Н. Ф. Талызина и др.).

— личностно-ориентированный подход к образовательному процессу (Е.В. Бондаревская, Н. М. Конжиев, A.A. Леонтьев, В. В. Сериков, И. С. Якиманская и др.).

— компетентностный подход к содержанию образования (Н.И. Алмазова, A.A. Вербицкий, Ж. Делор, Э. Ф. Зеер, И. А. Зимняя, Н. В. Кузьмина, Ю. Т. Татур, A.B. Хуторской, В. Хутмахер, и др.).

Теоретическую основу исследования составили:

— концепция контекстного обучения (H.A. Бакшаева, A.A. Вербицкий, Т. Д. Дубовицкая и др.).

— концепция иноязычного образования (И.Л. Бим, Н. В. Баграмова, Н. Д. Гальскова, И. А. Зимняя, Е. С. Полат, Е. И. Пассов, E.H. Соловова и др.).

— теоретические основы реформы высшего образования (В.И. Байденко, A.A. Вербицкий, И. А. Зимняя, В. Б. Касевич, и др.).

— теоретические основы повышения субъектности участников педагогического процесса (В.В. Горшкова, И. А. Колесникова, A.B. Хуторской и др.).

— теоретические основы формирования иноязычной профессиональной коммуникативной компетентности выпускников вуза (Н.И. Алмазова, В. И. Байденко, И. А. Зимняя, А. К. Маркова, О. О. Смирнова и др.).

— теоретические основы становления мобильности (и ее различных видов и типов) как личностного качества (Ю.И. Калиновский, Л. Н. Лесохина, Э. А. Морылева, П. А Сорокин и др.).

— теоретические основы рефлексивной деятельности: (A.B. Брушлинский, В. В. Краевский, A.B. Коржуев, Л. Ю. Сироткин и др.).

— методика преподавания профессионально-ориентированного иностранного языка (Н.И. Алмазова, Н. Д. Гальскова, Н. И. Гез, Э. Ф. Зеер, Т. С. Серова, В. Л. Скалкин и др.).

— исследования в области проектирования педагогических технологий (М.Е. Бершадский, В. П. Беспалько, Т. А. Бабакова, В. В. Гузеев, Д. Г. Левитес, К. Г. Селевко, Ю. Г. Татур, Н. Ф. Талызина и др.).

— исследования в области проектной деятельности (А.Л, Блохин, В. Н. Виноградов, Д. Джонсон, Л. В. Загрекова, В. В. Николина, Е. С. Полат, Я. В. Тараскина и др.).

Методы исследования: Анализ нормативных документов в области реформирования высшего профессионального образованияотечественной и зарубежной психолого-педагогической литературы по проблеме исследованиялитературы по методике преподавания профессионально-ориентированного иностранного языкаанкетирование студентов и преподавателейнаблюдение за учебным процессомтестирование студентовбеседы со студентами и преподавателямиопытно-экспериментальная работакачественный и количественный анализ результатов опытной работы.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Под академической мобильностью студентов университета понимается целостное качество личности, формируемое в образовательном пространстве и представляющее динамичное состояние составляющих его компонентов, характеризующее ее способность и готовность адаптироваться, изменяться и преобразовывать себя и окружающую среду.

2. Под становлением (формированием) академической мобильности понимается целенаправленный, систематический и управляемый процесс поэтапного, комплексного развития компонентов академической мобильности студентов.

3. В структуре академической мобильности студентов университета выделяются ценностный, когнитивный, деятельностный, оценочно-рефлексивный компоненты, становление которых оценивается в соответствии с мотивационно-ценностным, когнитивно-коммуникативным, операционно-деятельностным и рефлексивным критериями.

4. Эффективность формирования академической мобильности как личностного качества обеспечивается реализацией комплекса педагогических условий: ориентация на комплексное развитие ОК и ПК, формируемых в процессе обучения профессионально ориентированному иностранному языкусоздание контекстной среды в процессе обучения профессионально-ориентированному иностранному языкуобеспечение дифференцированного и опережающего обучения при отборе и проектировании содержания иноязычного образованияреализация интерактивных способов обучения.

5. Становление академической мобильности студентов в процессе обучения профессионально-ориентированному иностранному языку обеспечивается модификацией технологии проектного обучения, связанной с целенаправленной ориентацией каждого из ее этапов на формирование и развитие взаимосвязанных компонентов академической мобильности.

Научная новизна исследования заключается в том, что:

— дополнено определение академической мобильности как личностного качества за счет включения в него способности и готовности преобразовываться и изменять окружающую среду;

— расширено содержание академической мобильности как качества личности за счет включения в его трактовку: способности осуществлять рефлексию: критически оценивать новую иноязычную информацию и собственную деятельностьготовности к самостоятельной работе в коллективе, основанной на толерантностииноязычной коммуникативной компетенции как способности и готовности осуществлять письменное и устное взаимодействие в условиях социокультурного и профессионального общения.

— разработан комплекс критериев и показателей академической мобильности выпускников вузов: мотивационно-ценностный (мотивация общения и мотивация успеха, операционно-деятельностный (готовность к самостоятельной работе в группах на основе толерантности), когнитивнокоммуникативный (способность и готовность к иноязычному взаимодействию в условиях социокультурной и профессиональной среды), рефлексивный (способность критически оценивать результаты собственной деятельности и иноязычную информацию).

— определены уровни становления академической мобильности студентов: начальный, промежуточный и продвинутый.

— обоснован комплекс педагогических условий необходимых для становления академической мобильности в процессе иноязычного профессионального образования;

— доказана необходимость и возможность модификации технологии проектного обучения для реализации комплекса педагогических условий.

Теоретическая значимость исследования заключается:

— в развитии представления об академической мобильности как интегративном, целостном личностном качестве;

— в разработке теоретических и методических основ обеспечения процесса становления академической мобильности;

— в развитии педагогических знаний в области технологизации процесса обучения иностранному языку;

— в развитии понимания возможности модификации известных технологий с учетом новых задач образования;

— в решении теоретических проблем оценки качества образования в русле компететентностного подхода.

Практическая значимость исследования заключается:

— в возможности применения разработанной модифицированной технологии проектного обучения с целью становления академической мобильности в процессе обучения профессионально-ориентированному языку на неязыковых факультетах;

— в возможности использования материалов исследования для повышения квалификации преподавателей иностранного языка неязыкового вуза.

Обоснованность и достоверность, полученных результатов обеспечивается: опорой на методологические принципы научно-педагогического исследования, современные психолого-педагогические концепциикомплексным использованием разнообразных методов обучения адекватных предмету, целям и задачам исследованияличным участием автора исследования в проведении опытно-экспериментальной работы.

Основные этапы исследования:

Исследование проводилось в течение 2009;2012 гг. и включало 3 этапа.

На первом этапе исследования (2009;2010) проводился анализ психолого-педагогической, методической литературы и нормативных актов с целью определения разработанности проблемы, анализ собственного педагогического опыта в аспекте проблемы исследованияобобщался опыт преподавания иностранного языка на неязыковых технических факультетах университета. Изучался исходный уровень академической мобильности студентов. Уточнялись методологические и теоретические основы исследования. Определялись цели, объект и предмет исследования. Результаты первого этапа исследования позволили сформулировать рабочую гипотезу исследования, конкретизировать задачи исследования и пути их решения.

На втором этапе исследования (2010;2011) уточнялась рабочая гипотеза, цели, задачи исследованиявыявлялся и апробировался комплекс педагогических условий, содействующий становлению академической мобильности в процессе изучения иностранного языка в вузе.

На третьем этапе исследования (2011;2012) проверялась эффективность комплекса педагогических условий и модифицированной технологии проектного обучения, как средства реализации педагогических условий, направленной на становление академической мобильности студентов в процессе обучения иностранному языку. Осуществлялся анализ, обобщение, систематизация и описание полученных результатов, оформление данных опытно-экспериментальной работы.

Апробация результатов исследования осуществлялась в выступлениях на научно-методических и научно-практических конференциях в Петрозаводском госуниверситете в 2010 г., и 2012 гна научно-практической, методической и методологической конференции в Омской государственной медицинской академии в 2010 г.- на межрегиональной научно-практической конференции студентов и аспирантов Карельского филиала СЗАГС г. Петрозаводска в 2011 г.- в рамках международной заочной научно-практической конференции Краснодарского Центра социально-политических исследований «Премьер» в 2012 г.- на международной конференции Сибирского Федерального Университета в 2012 г. Основные результаты исследования отражены и опубликованы в 10 статьях научно-методических журналов и сборниках статей.

Экспериментальная база исследования: Экспериментальная работа проводилась на строительном факультете Петрозаводского государственного университета. На разных этапах опытно-экспериментальной работы в процессе исследования приняли участие 213 студентов, в том числе на формирующем этапе в состав экспериментальной группы входило 25 человек, в состав контрольной группы входило 26 человек. В анкетировании приняли участие 27 преподавателей английского языка Петрозаводского государственного университета.

Структура диссертации: Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложений.

ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ.

Во второй главе диссертации представлены результаты исследования, связанные с решением задач по выявлению и обоснованию комплекса педагогических условий становления академической мобильностиизучения состояния современной практики обучения иностранному языку в контексте исследуемой проблемыопределению методов диагностики компонентов академической мобильностипо разработке методики реализации модифицированной технологии проектного обучения, направленной на становление академической мобильности студентов и реализующей выявленные педагогические условияпо апробации и выявлению эффективности разработанной методики реализации модифицированной технологии проектного обучения в образовательном процессе на техническом факультете.

В ходе решения поставленных задач было выявлено и обосновано следующее:

1. Комплекс педагогических условий, содействующих становлению академической мобильности как интегративного качества, включает в себя:

1) ориентацию на комплексное развитие ОК и ПК, формируемых в процессе обучения профессионально-ориентированному иностранному языку- 2) создание контекстной среды в рамках профессионально-ориентированного иностранного языка- 3) обеспечение дифференцированного и опережающего обучения при формировании содержания иноязычного образования- 4) реализация проектной технологии, основанной на интерактивных способах обучения. Технология проектного обучения, основанная на интерактивных методах, позволяет комплексно реализовать перечисленные педагогические условия, необходимые и достаточные для становления интегративного качества академической мобильности.

2. Сформированность структурных компонентов академической мобильности может быть оценена в соответствии с мотивационно-ценностным, когнитивно-коммуникативным, операционно-деятельностным, и рефлексивным критериями.

3. Анализ состояния современной практики обучения профессионально-ориентированному иностранному языку в аспекте становления академической мобильности студентов в университете выявил, что содержание учебников английского языка, предназначенных для обучения профессионально-ориентированному иностранному языку и доступных для преподавателей Петрозаводского госуниверситета, только частично может служить основой для становления академической мобильности, поскольку их содержание соответствует не всем критериям становления академическом мобильности.

4. Целенаправленная и систематическая работа по становлению академической мобильности в процессе иноязычного образования не ведется ввиду отсутствия цели становления академической мобильности в процессе иноязычного образования.

5. Разработанная модифицированная технология проектной деятельности, реализующая выявленные педагогические условия, направленная на становление академической мобильности в процессе обучения профессионально-ориентированному иностранному языку является эффективным средством достижения заявленной цели.

6. Методика реализации модифицированной технологии основана на учете предложенных критериев академической мобильности, особенностей технологии проектного обучения, специфики языковой и профессиональной подготовки. Характерной особенностью модифицированной технологии проектного обучения, нацеленной на становление академической мобильности, является, комплексность цели, повышенная интрактивность, совокупность профессионально-ориентированных аутентичных языковых источников, отражающих личностно и профессионально значимые проблемы и рефлексивный характер деятельности на каждом этапе проекта.

7. Результаты опытно-экспериментальной работы по становлению академической мобильности студентов ПетрГУ в экспериментальной и контрольной группах позволяют сделать вывод о том, что предложенная методика реализации модифицированной, в соответствии с комплексом, выделенных педагогических условий, технологии, направленной на становление академической мобильности, содействует ее становлению на промежуточном и продвинутом уровне у большинства студентов. Результативность данной работы зависит от начального уровня владения иностранным языком. Динамика становления отдельных компонентов академической мобильности находится в зависимости от комплекса методов реализуемых в процессе обучения профессионально-ориентированному языку.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проведенное исследование является теоретико-практической работой по своему характеру. В теоретической главе исследования обоснована актуальность проблемы становления академической мобильности как личностного качества студентов университета. Выявлены и обоснованы как внешние, так и внутренние факторы обуславливающие необходимость формирования данного качества у будущих выпускников современных вузов. В ходе исследования установлено, что категория академической мобильности исследуется в двух направлениях. С позиций реформаторов европейской системы образования академическая мобильность понимается как социальное явление, инструмент социального лифта, выраженное в свободном передвижении граждан через национальные границы государств с целью получения новых знаний и опыта в признанных образовательных центрах. Представители педагогической общественности рассматривают данную категорию как целостное личностное качество, содействующее адаптации в динамичной образовательной среде. С целью определения сущности и компонентного состава академической мобильности были проанализированы различные виды мобильности (социальная, профессиональная, социально-профессиональная, педагогическая), рассматриваемые исследователями как интегративное личностное качество. В результате анализа выявлены и классифицированы общие структурные компоненты выделяемых видов мобильности и компоненты присущие каждой из рассмотренных мобильностейвыявлены общие и характерные для каждого вида мобильностей внешние и внутренние условия становления. Исходя из требований предъявляемых современному конкурентоспособному выпускнику и сущности академической мобильности как целостного личностного качества, построена матрица исследуемого явления, дополнено и сформулировано определение академической мобильности, расширен ее компонентный составопределены и описаны уровни ее становления.

Владение иностранным языком расширяет границы академического взаимодействия и содействует развитию личностных качеств, в связи с этим целесообразно в процессе обучения иностранному языку в университете ориентироваться на комплексное развитие общекультурных и профессиональных компетенций и становление академической мобильности как личностного качества студентов. Принимая во внимание компонентный состав и критерии сформированности академической мобильности, выявлен и обоснован комплекс педагогических условий, содействующий становлению академической мобильностиразработана модифицированная, в соответствии с педагогическими условиями, технология проектного обучения, все этапы которой направлены на становление взаимосвязанного комплекса компонентов академической мобильности.

В ходе опытно-экспериментальной части исследования, в которой приняло участие 213 студентов строительного факультета ПетрГУ, включая 25 ч. — ЭГ и 26 ч. КГ, проведено комплексное тестирование с целью выявления уровня сформированности отдельных компонентов академической мобильности и всего качества в целом. Анализ учебников по английскому языку для технических специальностей доступных студентам ПетрГУ в библиотеке университета и публичной библиотеке Петрозаводска выявил, что все они содействуют становлению только отдельных компонентов академической мобильности. Исследование состояния практики преподавания профессионально-ориентированного иностранного языка в университете на технических факультетах показало, что большинство преподавателей придерживается традиционной модели обучения иностранному языку. Полученные результаты доказали необходимость реализации комплекса педагогических условий и внедрения современных образовательных технологий, содействующих становлению академической мобильности студентов. В ходе опытно-экспериментальной работы реализована модифицированная технология проектного обучения, которая доказала свою эффективность по результатам исследования.

Результаты проведенной теоретической и опытно-экспериментальной работы позволяют сделать следующие выводы:

1. Целесообразность становления интегративного личностного качества академической мобильности как одной из задач высшего профессионального образования определяется идеями гуманизации образованияобновленными целевыми установками высшего профессионального образования, основанными на компетентностном, личностно-деятельностном и контекстном подходахфедеральными государственными образовательными стандартами третьего поколенияпотребностью самой личности.

2. Владение иностранным языком расширяет границы академического взаимодействия, в связи с этим целесообразно в обучении иностранному языку ориентироваться на становление академической мобильности как качества личности, формируемого в процессе становления иноязычной коммуникативной компетенции.

3. Содержание академической мобильности как личностного качества представлено динамичным комплексом взаимосвязанных компонентов: 1) ценностный (мотивация успеха, мотивация аффилиации), 2) когнитивный (способность и готовность к устному и письменному взаимодействию на иностранном языке в социокультурных и профессиональных ситуациях), 3) деятельностный (готовность к самостоятельной деятельности и готовность к работе в коллективе на основе толерантности), 4) оценочно-рефлексивный (умения критического мышления).

4. Выявленный комплекс педагогических условий: ориентация на комплексное развитие общекультурных и профессиональных компетенций, формируемых в процессе обучения ИЯсоздание контекстной среды в процессе обучения профессионально-ориентированному иностранному языкуобеспечение дифференцированного и опережающего обучения при формировании содержания иноязычного образованияреализация интерактивных способов обучения является необходимым и достаточным для формирования заданного качества.

5. Специфическими характеристиками модифицированной технологии проектного обучения являются: а) триединство цели, б) последовательная реализация семиотической, имитационной и социальных моделей контекстного обучения, отражающих личностно значимые, социально и профессионально-ориентированные проблемные ситуации, в) систематическая рефлексивно-оценочная деятельность.

6. При оценке эффективности комплекса педагогических условий становления академической мобильности следует ориентироваться на критерии, учитывающие когнитивно-коммуникативную, операционно-деятельностную и рефлексивную составляющие личностного качества.

7. Выделенный комплекс педагогических условий, реализуемый модифицированной проектной технологией, содействует становлению академической мобильности студентов университета на промежуточном и продвинутом уровне у большинства студентов.

8. Дальнейшее решение проблемы может быть направлено на разработку методики подготовки и повышения квалификации преподавателей иностранного языка в контексте становления академической мобильности профессорско-преподавательского корпусана обоснование и разработку методических материалов для иноязычного обучения студентов различных специальностей.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Э. Г. Словарь методических терминов (теория и практика преподавания) / Э. Г. Азимов, А. Н. Щукин. СПб.: Златоуст, 1999. -472 с.
  2. Н. И. Философия иноязычного образования в неязыковом вузе на современном этапе / Н. И. Алмазова // Проблемы филологии и методики преподавания иностранных языков: Сб. науч. статей. Вып. 8. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2007. — С. 10−21.
  3. Н. И. Учебно-познавательная компетенция как методологическая основа продуктивной иноязычной учебно-познавательной деятельности / Н. И. Алмазова, А. В. Рубцова // Научно-технические ведомости. Вып. 2. СПб.: СПбГПУ, 2010. — С. 117−121.
  4. Н. И. Гуманитарная составляющая образовательной среды в техническом вузе / Н. И. Алмазова, М. А. Акопова, Л. Г. Жук, Т. А. Савушкина. СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2011. — 138 с.
  5. Л. А. Профессионально-педагогическая мобильность учителя как целевая установка высшего педагогического образования / Л. А. Амирова, 3. А. Багишев // Aima mater. 2004. — № 1. — С. 55−60.
  6. Ю. В. Этносоциология / Ю. В. Арутюнян, Л. М. Дробижева, А. А. Сусокулов. М.: Аспект-Пресс, 1999. — 271 с.
  7. Г. С. Формирование иноязычной компетентности будущего специалиста медицинского профиля : дис.. канд. пед. наук / Г. С. Архипова. Чита, 2006. — 208 с.
  8. Ю.Архипова О. В. Модель университетского образования в условиях смены исторического типа культуры: аксиологический аспект: дисс.. канд. филос. наук / О. В. Архипова. СПб., 2004. — 214 с.
  9. А. Г. Деятельность и установка / А. Г. Асмолов. М.: Изд-во МГУ, 1979.- 150 с.
  10. А. Г. Личность: психологическая стратегия воспитания// Новое педагогическое мышление/ Под науч. ред. A.B. Петровского. -М., 1989. С.206−220.
  11. И.Бабакова Т. А. Педагогика высшей школы: учеб. пособие / Т. А. Бабакова. Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2009. — 252 с.
  12. Т. А. Педагогические технологии в высшей школе : учеб. пособие / Т. А. Бабакова, В. В. Горятина, В. Н. Кремнева. -Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2010. 176 с.
  13. Ю. К. Педагогика: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов/ Ю. К. Бабанский. М.: Просвещение, 1983. — 608с.
  14. В. И. Болонский процесс: Курс лекций / В. И. Байденко. М.: Логос, 2004. — 208 с.
  15. В. И. Компетенции в профессиональном образовании: к освоению компетентностного подхода / В. И. Байденко // Высшее образование в России. 2004. — № 11. — С. 3−13.
  16. В.И. Основные тенденции развития высшего образования: глобальные и Болонские измерения/ Под науч. ред. д-ра пед. наук, проф. В. И. Байденко М. Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов МИсИС, 2010. -352с.
  17. H.A., Вербицкий A.A. Психология мотивации студентов: учебное пособие. М.: Логос, 2006. — 184 с.
  18. М. М. К философии поступка / М. М. Бахтин // Вестник Московского университета. 1991. — № 1. — С. 68−78.
  19. М. Е. Дидактические и психологические основания образовательной технологии / М. Е. Бершадский, В. В. Гузеев. М.: Центр «Педагогический поиск», 2003. — 256 с.
  20. В. П. Слагаемые педагогических технологий / В. П. Беспалько. М.: Педагогика, 1989. — 192 с.
  21. Бим И. Л. Цели обучения иностранному языку в рамках базового курса / И. Л. Бим // Иностранные языки в школе. 1996. — № 1. — С. 48−52.
  22. Д. Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества / Д. Б. Богоявленская. Ростов н/Д: Изд-во Ростовского ун-та, 1993.-173 с.
  23. Л. И. Избранные психологические труды / Л. И. Божович — под ред. Д. И. Фелдштейна. М.: Международная педагогическая академия, 1995. -205 с.
  24. В. В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и других / В. В. Бойко. М.: Информационно-издательский дом «Филинъ», 1996. -472 с.
  25. В. А. Компетентностная модель: от идеи к образовательной парадигме / В. А. Болотов, В. В. Сериков // Педагогика. 2003. — № 10.-С. 8−14.
  26. Большой энциклопедический словарь: в 2 т. — под. ред. А. М. Прохорова. -М.: Сов. Энциклопедия, 1991. 862 с.
  27. С.К., Колесов Д. В. Толерантность — введение в проблему/ С. К. Бондарева, Д. В. Колесов. М.: Изд-во Московск. Психосоциального института- Воронеж: Изд-во НПО «Модэк», 2003. 240 с.
  28. Е. В. Гуманистическая парадигма личностно-ориентированного образования / Е. В. Бондаревская // Педагогика. -1997.-№ 4.-С. 11−17.
  29. Е. В. Иноязычное личностно-ориентированное образование в старших классах средней школы : монография / Е. В. Борзова — Федеральное агентство по образованию, ГОУВПО «КГПУ». -Петрозаводск: Изд-во КГПУ, 2009. 172 с.
  30. Е. М. Проект на уроках немецкого языка / Е. М. Борисова // Иностранные языки в школе. 1998. — № 2. — С. 27−31.
  31. Н. С. Академическая мобильность студентов как фактор развития образования / Н. С. Бринев, Р. А. Чуянов // Пути развития высшего образования в России: материалы науч.-практ. конф. Омск: ОГПУ, 2001.-С. 31−34.
  32. А. В. Культурно-историческая теория мышления / А. В. Брушлинский. М.: Высш. шк., 1986. — 140 с.
  33. А. В., Поликарпов В. А. Диалог в процессе познания / А. В. Брушлинский, В. А. Поликарпов // Познание и реальность / отв. ред. Б. Ф. Ломов и др. М.: Наука, 1988. — С. 63−69.
  34. Г. М. Управление самостоятельной деятельностью при обучении иностранным языкам / Г. М. Бурденюк — отв. ред И. Л. Бим. -Кишенев: «Штиинца», 1988. 143 с.
  35. Г. М. Управление самостоятельной деятельностью при обучении иностранным языкам взрослых : дис.. д-ра пед. наук / Г. М. Бурденюк. М., 1992. — 557 с.
  36. Н. Е. Рефлексия как элемент содержания физического образования / Н. В. Важевская // Наука и школа. 2000. — № 3. — С. 23−26.
  37. Е. И. Методические задачи по русскому языку : учеб. пособие. Е. И. Василенко, Е. И. Добровольская. — СПб.: Златоуст, 2003.-275 с.
  38. И. В. Человек в социуме: мотивация и мобильность: монография / И. В. Василенко. Волгоград, 1998. — 172 с.
  39. Л. А. О модернизации российской высшей школы: сегодняшние проблемы и возможные решения / Л. А Вербицкая, В. Б. Касевич // Вопросы образования. -2004. -№ 4.-С. 10−22.
  40. А. А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход: метод, пособие / А. А. Вербицкий. М.: Высш. шк., 1991. -207 с.
  41. А. А. Контексты содержания образования / А. А. Вербицкий, Т. Д. Дубовицкая. М.: РИЦ МГОПУ им. М. А. Шолохова, 2003. — 80 с.
  42. А. А. Личностный и компетентностный подходы в образовании / А. А. Вербицкий, О. Г. Ларионова. М.: Логос, 2009. -336 с.
  43. Л. С. Собрание сочинений : в 6 т. Т. 3 / Проблемы развития психики / Л. С. Выготский — под ред. А. М. Матюшкина. М.: Педагогика, 1983. — 368 с.
  44. М. Н. Понятие языковой компетенции в лингвистике и методика преподавания иностранных языков / М. Н. Вятютьнев // Иностранные языки в школе. 1975. — № 6. — С. 56−64.
  45. М. Н. Коммуникативная направленность обучения русскому языку в зарубежных школах / М. Н. Вятютнев // Русский язык за рубежом. 1977. — № 6. — 38 с.
  46. М. Н. Теория учебника русского языка как иностранного (методические основы) / М. Н. Вятютьнев. М.: Русский язык, 1984. — 144 с.
  47. П.Я. Введение в психологию: учебное пособие для вузов/ П. Я. Гальперин. М.: Книжный дом «Университет», 1999. 332 с.
  48. Н. Д. Современная методика обучения иностранным языкам : пособие для учителя / Н. Д. Гальскова. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: АРКТИ, 2003.- 192 с.
  49. Гез Н. И. Формирование коммуникативной компетенции как объект зарубежных методических исследований / Н. И. Гез // Иностранные языки в школе. 1985. — № 2. — С. 17- 24.
  50. О. А. Профессиональная мобильность как ведущая характеристика современного учителя / О. А. Гладкая // Вопросы педагогического образования: межвуз. сб. ст. Иркутск: ИПКРО, 2002. — Вып. № 13. — С. 45−55.
  51. Горюнова JL В. Профессиональная мобильность специалиста как проблема развивающегося образования в России: автореф. дис.. д-ра. пед. наук / Л. В. Горюнова. Ростов н/Д, 2006. — 24 с.
  52. Л. В. Составляющие профессиональной мобильности современного специалиста / Л. В. Горюнова // Естествознание и гуманизм: сб. науч. тр. Т. 2 / под ред. проф., д. б. н. Ильинских Н. Н. -Ростов: РГПУ. 2009. — № 5. С. 8−11.
  53. В. В. Педагогическая философия Джона Дьюи/ В. В. Горшкова, Е. А. Митковец. Спб.: Изд-во «Петрополис», — 2008. — 168 с.
  54. В. В. Диалог в образовании человека/ В. В. Горшкова. -Спб.: Изд-во СПбГУП, 2009. — 192 с.
  55. О. С. Основы педагогики индивидуальности : учеб. пособие / О. С. Гребенюк, Т. Б. Гребенюк. Калининград: Янтарный сказ, 2000. — 572 с.
  56. О. П. Потребность в достижении: практикум по психологии личности / О. П. Елисеев. СПб.: Просвещение, 2003. — С. 427−428.
  57. . Образование: сокрытое сокровище (Learning The Treasure Within). Основные положения доклада Международной комиссии по образованию для XXI века./ Ж. Делор. Изд-во Юнеску, 1996. 31 с.
  58. В. И. Социология: в 3 т. Т. 2: Социальная структура и стратификация / В. И. Добреньков, А. И. Кравченко. М., 2001. — 536 с.
  59. Т. Д. Развитие самоактуализирующейся личности учителя: контекстный подход: автореф. дис. .д-ра. психол. наук/Т.Д. Дубовицкая. М., 2004. — 46 с.
  60. Я. М. Академическая мобильность студентов и преподавателей систематизация и реализация / Я. М. Ерусалимский // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. -2010.-№ 6.-С. 23−32.
  61. И. А. Психология обучения неродному языку / И. А. Зимняя. -М.: Русский язык, 1989. 219 с. (Зимняя, 1989:15)
  62. И. А., Сахарова Т. Е. Проектная методика обучения английскому языку / И. А. Зимняя, Т. Е. Сахарова // Иностранные языки в школе. 1991. -№ 3. — С. 9−15.
  63. И. А. Психология обучения иностранным языкам в школе / И. А. Зимняя. М.: Просвещение, 1991. — 222 с.
  64. И. А. Ключевые компетенции новая парадигма результата образования / И. А. Зимняя // Высшее образование сегодня. — 2003. -№ 5.-С. 3442.
  65. И. А. Ключевые компетенции как результативно-ключевая основа компетентностного подхода в образовании / И. А. Зимняя. М.: ИЦПКПС, 2004.-38 с.
  66. И. А. Компетентностный подход: Каково его место в системе современных подходов к проблеме образования (теоретико-методологический аспект) / И. А. Зимняя // Высшее образование сегодня. 2006. — № 8. — С. 21−26.
  67. . М. Профессиональная мобильность учителя: организационно педагогический аспект / Б. М. Игошев // Известия Уральского государственного университета. 2008. — № 56. — С. 34−40.
  68. В. С. Формирование личности школьника: целостный процесс / В. С. Ильин. М., 1984. — 193 с.
  69. Г. Л. Философия образования (идея непрерывности) / Г. Л. Ильин. М.: Вузовская книга, 2002. — 224 с.
  70. Е. П. Мотивация и мотивы / Е. П. Ильин. СПб.: Питер, 1999. -512 с.
  71. М. С. Философская теория ценностей / М. С. Каган. СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1997. — 205 с.
  72. Ю. И. Развитие социально-профессиональной мобильности андрогога в контексте социокультурной образовательной политики региона : дис.. д-ра пед. наук / Ю. И. Калиновский. СПб., 2001.-470 с.
  73. Н. П. Педагогические технологии адаптивной школы / Н. П. Капустин. М.: Изд. Центр «Академия». 2001. — 215 с.
  74. Ю. В. Русская языковая личность и задачи ее изучения / Ю. В. Караулов // Язык и личность: сб. ст. — отв. ред. Д. Н. Шмелев. М.: АН СССР, Институт
  75. А. В. Рефлексивность как психическое свойство и методика ее диагностики / А. В. Карпов // Психологический журнал. 2003. — Т. 24. -№ 5. — С. 45−57.
  76. В. Б. Болонский процесс / В. Б. Касевич, Р. В. Светлов, А. В. Петров, А. В. Цыб. 2-е изд. — СПб.: Изд-во СПбГУ, 2006. — 108 с.
  77. С. С. Технология интерактивного обучения / С. С. Кашлев. -Минск: Белорусский верасень, 2005. 176 с.
  78. В. X. Метод проектов. Применение целевой установки в педагогическом процессе / В. X. Килпатрик. Л., 1925. — С. 52.
  79. М. В. Педагогическая технология в учебном процессе / М. В. Кларин. М.: Педагогика, 1984. — 279 с.
  80. М. В. Инновационные модели обучения в современной зарубежной педагогике / М. В. Кларин // Педагогика. 1994. — № 5. -С. 104−109.
  81. Г. М. Словарь по педагогике / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. М.: ИКЦ «МарТ» — Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2005. — 448 с.
  82. И. А. Педагогическое проектирование : учеб. пособие для высш. учеб. заведений / И. А. Колесникова, М. П. Горчакова-Сибирская — под ред. И. А. Колесниковой. М.: Издательский центр «Академия», 2005. — 288 с.
  83. Я. Л. Психология взаимоотношений в малых группах/ Я. Л. Коломинский. Минск: Изд-во БГУ, 1978. — 350с
  84. Я. Л. Субъективная информативность как мотив межличностного общении / Я. Л. Коломинский // Психология подготовки к психологической деятельности. Минск: Нар. асвета, 1990.-88 с.
  85. Н. М. Личностно-ориентированное обучение: гуманистический аспект: учеб. пособие / Н. М. Конжиев, Е. Н. Федорова, Г. М. Янюшкина. Петрозаводск: КГПУ — 2002. — 96 с.
  86. Н. М. Реализация ценностно-смыслового подхода в практике школы и вуза : монография / Н. М. Конжиев, Е. Н. Федорова, Г. М. Янушкина- Федерал, агентство по образованию, ГОУВПО «КГПУ». -Петрозаводск: Изд-во КГПУ, 2006. 256 с.
  87. Н. М. Педагогические условия как предмет исследования / Н. М. Конжиев // Ценностно-гуманистическая ориентация образовательного процесса в школе и вузе: сб. науч. статей. Петрозаводск: Изд-во КГПУ, — 2007. — С. 10−14.
  88. В. В. Проектная методика как эффективная технология воспитания учащихся средствами иностранного языка (8−9 классы, английский язык): дис.. канд. пед. наук / В. В. Копылова. -М., 2001.-204 с.
  89. А. В. Сущностный подход в педагогическом исследовании / А. В. Коржуев // Педагогика. 1998. — № 2. — С. 22−28.
  90. А. В. Рефлексия и критическое мышление в контексте задач высшего образования / А. В. Коржуев, В. А. Попков, Е. Л. Рязанова // Педагогика. 2002. — № 1. — С. 18−22.
  91. Н. Ф. Современная методика организации самостоятельной работы изучающих иностранный язык : пособие для учителей / Н. Ф. Коряковцева. М.: АРКТИ, 2002. — 176 с.
  92. С. А. Социологический энциклопедический русско-английский словарь Sociological Encyclopedic Russian-English Dictionary / С. А. Кравченко. — M.: Астрель, 2004. — 511 с.
  93. В. В. Проблемы научного обоснования обучения: Методологический анализ // В. В. Краевский. М.: Мысль, 1997. — 227 с.
  94. В. В. Методология педагогики: прошлое и настоящее / В. В. Краевский // Педагогика. 2002. — № 1. — С. 3−11.
  95. В. В. Предметное и общепредметное в образовательных стандартах / В. В. Краевский, А. В. Хуторской // Педагогика. 2003. — № 2. С. 3−10.
  96. Н.В., Реан A.A. Профессионализм педагогической деятельности/ Н. В. Кузьмина, A.A. Реан. СПб.: Питер, 1993. 248 с.
  97. Кун Т. Структура научных революций /Т. Кун М., 1975. — 228 с.
  98. И. В. Интерактивные методы обучения как фактор самореализации старшеклассников в учебной деятельности при изучении естественно научных дисциплин / И. В. Курышева: дисс.. канд. пед. наук. Нижний Новгород, 2010. 210 с.
  99. Г. В. Обучающие технологии в профессиональной подготовке специалистов / Г. В. Лаврентьев, Н. Б. Лаврентьева, Н. А. Неудахина. Барнаул: Изд-во Алтайского ун-та, 2004. — 232 с.
  100. О. Е. Компетентностный подход в образовании / О. Е. Лебедев // Школьные технологии. 2004. — № 5. — С. 3−12.
  101. Л. Особенности организации самостоятельной работы магистрантов / Л. Лебедева // Альма Матер. Вестник высшей школы. -2005. -№ 10.-С. 52−54.
  102. М. М. Технология профессионального педагогического образования : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / М. М. Левина. М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 272 с.
  103. Д.Г. Практика обучения: современные образовательные технологии. М.: Издательство «Институт практической психологии». — Воронеж: НПО «МОДЭК». — 1998. — 288 с.
  104. В. С. Государственные образовательные стандарты в системе высшего образования: теория и практика / В. С. Леднев, Н. Д. Никандров, М. В. Рыжаков. -М.: МПСИ, 2002. 384 с.
  105. А. А. Мыслительные процессы в усвоении иностранных языков / А. А. Леонтьев // Иностранные языки в школе. -1975. -№ 5 -С. 72−76.
  106. А. Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. М.: Политиздат, 1985. — 304 с.
  107. А. Н. Деятельность. Сознание. Личность: в 2 т. / А. Н. Леонтьев. М.: Педагогика, 1983. — Т. 2 — 231 с.
  108. И. Я Дидактические основы методов обучения / И. Я. Лернер. -М.: Педагогика, 1981. 184 с
  109. И. Я. Состав содержания общего образования и его системообразующие факторы: Теоретические основы процесса обучения / И. Я. Лернер — под ред В. В. Краевского, И. Я. Лернера. М., 1989.-С. 41−63.
  110. Л. Н. К обществу образованных людей. Теория и практика образованных взрослых / Л. Н. Лесохина. СПб.: ИОВ РАО «Тускарора», 1998. — 270 с.
  111. О. Е. Проективность в методике формирования коммуникативной компетенции студентов языкового ВУЗа : монография / О. Е. Ломакина. Волгоград: Перемена, 2003. — 299 с.
  112. Г. А. Динамика Болонского процесса / Г. А. Лукичев // Высшее образование сегодня. 2002. -№ 3. — С.32−39.
  113. М.В. Методика преподавания иностранных языков. М.: Высшая школа, 1981. 159 с.
  114. А. Г. Общая психология / А. Г. Маклаков. СПб.: Питер, 2001.-592 с.
  115. В. Лингвогуманитаризация подготовки госслужащих / В. Мальцев, Н. Уварова // Высшее образование в России. 2000. — № 2. -С. 82−85.
  116. Е. Н. Психология личности / Е. Н. Мананикова. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2007. — 220 с.
  117. А. К. Психология профессионализма / А. К. Маркова. -М.: Международный гуманитарный фонд «Знание», 1996. 312 с.
  118. А. М. Проблемы развития профессионального теоретического мышления / А. М. Матюшкин. М., 1980. — 237 с.
  119. Р. П. Современные концептуальные принципы коммуникативного обучения иностранным языкам / Р. П. Мильруд, И. Р. Максимова // Иностранные языки в школе. 2000. — № 4. — С. 9−15- № 5. С. 17−22.
  120. Р. П. Компетентность в изучении языка / Р. П. Милруд // Иностранные языки в школе. 2004. — № 7. — С. 31−36.
  121. Н. Н. Время определять национальные цели / Н. Н. Моисеев. М.: МНЭПУ, 1997. — 57 с.
  122. Молчанинова 3. М. Личностное портфолио старшеклассника: учеб.-метод. пособие // 3. М. Молчанинова, А. А. Тимченко, Т. В. Черникова — под ред. Т. В. Черниковой. 2-е изд., стериотипное. — М.: Глобус, 2007. — 128 с.
  123. В. М. Педагогическая технология В. М. Монахова от, А до Я: самоучитель проектирования учебного процесса / В. М. Монахов. Липецк: ИРО, 2007.
  124. Э. А. Развитие социально-профессиональной мобильности студентов в образовательной среде вуза : автореф. дис.. канд. пед. наук / Э. А. Морылева. Тобольск, 2001. — 19 с.
  125. Э. А. Функциональное значение социально профессиональной мобильности в подготовке педагога в вузе / Э. А Морылева // Три века сибирской школы: материалы Всероссийской науч.-практ. конф. Тобольск: ТГПИ, 2001. — С. 27−28.
  126. Л. Энциклопедия психологических тестов. Серия: Практическая психология для всех / Л. Москвина. М.: ACT, 1997. -333 с.
  127. Р. С. Психология : учеб. пособие: в 3 кн. Кн. 1: Общие основы психологии / Р. С. Немов. М., 2003. — 686 с.
  128. И. В. Современный словарь иностранных слов / И. В. Нечаева. М.: ACT, 1999. — 538 с.
  129. А. М. Российское образование в новой эпохе: парадоксы наследия, векторы развития / А. М. Новиков. 2-е изд. -Чебоксары: Изд-во Чувашского ун-та, 2001. — 264 с.
  130. С. Н. Социальная мобильность выпускников вузов в условиях модернизации российского общества : дис.. канд. социол. наук / С. Н. Новиков. Ставрополь, 2005. — 157 с.
  131. Т. Г. Портфолио учащегося в профильном обучении / Т. Г. Новикова, А. С. Прутченков, М. А. Пинская // Профильная школа. -2006.-№ 5.-С. 3−14.
  132. Т. Г. Предупреждение ошибок при использовании портфолио / Т. Г. Новикова, А. С. Прутченков // Профильная школа. -2006. -ХоЗ.- С. 27−33.
  133. Т. Г. Методические рекомендации по сопровождению работы с портфолио учащихся основной школы / Т. Г. Новикова, А. С. Прутченков, М. А. Пинская // Профильная школа. 2007. Х° 1. — С. 1322.
  134. С. Л. Формирование у студентов неязыкового вуза профессиональной мобильности средствами учебного пособия по иностранному языку : дисс.. канд. пед. наук / С. Л. Новослободская — Иркутский гос. ун-т, Иркутск, 2005. — 284 с.
  135. Новые ценности образования. Тезаурус для учителей и школьных психологов М., 1995. — 110 с.
  136. П. И., Иванова О. Ю. Профессионально-ориентированное обучение иностранному языку на неязыковых факультетах вузов / П. И. Образцов, О. Ю. Иванова. Орел: ОГУ, 2005.- 114 с.
  137. Общая психология и психология личности / под ред. А. А. Реана. М.: ACT: Астрель — СПб.: Прайм — ЕВРОЗНАК. — 2011. — 639 с.
  138. А. П. Деятельность / А. П. Огурцов, Э. Г. Юдин // Большая советская энциклопедия. Т. 8. М., 1972. — С. 180−181.
  139. С. И. Словарь русского языка / С. И. Ожегов — под ред. Н. Ю. Шведовой. 20-е изд. — М.: Рус. Яз., 1988. — 748 с.
  140. Ю. М. Построение тест-опросника для измерения потребности в достижении / Ю. М. Орлов, В. И. Шкуркин, Л. П. Орлова // Экспериментальная психология и ее история. М., 1974. — С. 47−61.
  141. З.И. Формирование коммуникативных умений студентов в условиях аудиторного обучения: дис.. канд. пед. наук/ З. И. Павлицкая. Казань, 1999. — 175 с.
  142. Е. И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению / Е. И. Пассов. М.: Просвещение, 1991. — 223 с.
  143. Е. И. Технология диалога культур в иноязычном образовании / Е. И. Пассов. Липецк: Метод, школа Пассова, 2005. -38 с.
  144. Н. Ю. Метод проектов в преподавании информатики / Н. Ю. Пахомова // ИНФО. 1996. — № 1. — С. 46−50.
  145. А. В. К проблеме первоисточника человеческой мотивации / А. В. Петровский // Личность в общении и деятельности. -Ульяновск: Изд-во УГЛИ, 1985. С. 3−4.
  146. В. А. Личность в психологии: парадигма субъектности / В. А. Петровский. Ростов н/Д: Феникс, 1996. — 512 с.
  147. К. К. Структура и развитие личности / К. К. Платонов. -М.: Наука, 1996.-226 с
  148. Е. С. Метод проектов на уроках иностранного языка / Е. С Полат // Иностранные языки в школе. 2000. — № 2, 3.
  149. Е. С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования : учеб. пособие для студентов педагог, вузов, системы повышения квалификации педагог, кадров / Е. С. Полат. М.: «Академия», 2000. — 271 с.
  150. Е. С. Метод проектов: история и теория вопроса / Е. С. Полат // Школьные технологии. 2006. — № 6. — С. 43−47.
  151. H. M. Акмеологическая позиция ядро здоровой личности педагога и школьника/ H. М. Полетаева. Акмеология, М. — № 4. — 2004. — С. 29−36
  152. Н. А. О воспитании познавательной активности / Н. А. Половникова. Казань, 1968. — 78 с.
  153. К. Логика и рост научного знания / К. Поппер. М.: Прогресс, 1983.-302 с.
  154. Психологический словарь / под. ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. 2-е изд., пераб. и доп. — М.: Педагогика-Пресс, 1996. -440 с.
  155. Психология: словарь / под ред. А. В. Петровского, М. Т. Ярошевского. М.: Политиздат, 1990. — 494 с
  156. C.B. Организация продуктивной самостоятельной деятельности студентов ссузов: дис.. канд. пед. наук./С.В. Пыхова. -Саратов, 2003.-214 с.
  157. Рабочая программа: Иностранный язык. Наименование дисциплины (Английский). Петрозаводск: ПетрГУ, КИЯТФ, 2011.10 с.
  158. Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация / / Дж. Равен — пер. с англ. М.: «Когито -Центр», 2002. — 396 с.
  159. А. А. Психология и педагогика / А. А. Реан, Н. В. Бордовская, С. И. Розум. СПб.: Питер, 2002. — 432 с.
  160. А. А. Психология личности. Социализация, поведение, общение. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2004. — 416 с.
  161. С. Л. Проблемы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. М.: Педагогика, 1973. — 423 с.
  162. С. Л. Основы общей психологии : в 2 т. Т. 2. / С. Л. Рубинштейн. М.: Педагогика, 1989. — 328 с.
  163. С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн — сост. А. В. Брушлинский, К. А. Абульханова-Славская. СПб.: Питер, 2000. — 258 с.
  164. H.A. Понятие «парадигмы» и его статус в педагогике// H.A. Савотина. Педагогика. 2012. — № 10. — С. 3−10.
  165. О. В. Проблемы и перспективы интернационализации высшего образования / О. В. Сагинова // Дополнительное профессиональное образование. 2004. — № 4. — С. 28−32.
  166. Г. К. Энциклопедия образовательных технологий : в 2 т. Т. 2 / Г. К. Селевко. М.: НИИ школьных технологий, 2006. — 816 с.
  167. В. В. Формирование у учащихся способности к труду / В. В. Сериков. М.: Педагогика, 1988. — 192 с.
  168. В. В. Личностно ориентированное образование: поиск новой парадигмы. Монография. М. 1998. — 182 с.
  169. Т. С. Обучение гибкому иноязычному профессионально-ориентированному чтению в условиях деловой межкультурной коммуникации: монография. Перьм: Изд-во Пермского гос. техн. Унта, 2009. 242 с.
  170. Л. Ю. Формирование личности: проблема устойчивости / Л. Ю. Сироткин. Казань: КГУ, 1992. — 176 с.
  171. А.Л. Психофизические основы обучения школьников/ А. Л. Сиротюк. М.: Сфера, 2007. — 224 с.
  172. В.Л. Коммуникативные упражнения на английском языке: пособие для учителя/ В. Л. Скалкин. М.: Просвещение, 1983.- 128 с.
  173. И. И. Проектная технология развития иноязычной монологической речи учащихся (Общепедагогический аспект): дис.. канд. пед. наук / И. И. Скворцова. Саратов, 2000. 171 с.
  174. М. С. Интерактивные методы обучения иностранному языку / М. С. Скорина. Минск: БГУ, 2004. — 192 с.
  175. В. А. Педагогика: инновационная деятельность / В. А. Сластенин, Л. С. Подымова. М.: Магистр, 1997. — 222 с.
  176. В. А. Педагогика : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов — под ред. В. А. Сластенина. М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 576 с.
  177. В. А. Общая педагогика : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов — под ред. В. А. Сластенина: в 2 ч. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.-Ч. 2.-256 с.
  178. А. Ю. Высшая школа в условиях интернационализации / А. Ю. Слепухин // Высшее образование в России. 2004. — № 6. — С. 3−12.
  179. С. Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности: учеб. пособие для слушателей фак-тов и ин-тов повышения квалификации преподавателей вузов и аспирантов. М.: Аспект Пресс, 1995. — 271 с
  180. Е. Н. Методика обучения иностранным языкам. Базовый курс лекций: пособие для студентов пед. вузов и учителей / Е. Н. Соловова. М.: Просвещение, 2002. — 239 с.
  181. Е. Н. Методическая подготовка и переподготовка учителей иностранного языка: интегративно-рефлексивный подход: монография / Е. Н. Соловова. М.: ГЛОССА-ПРЕСС, 2004. — 336 с.
  182. В. И. Влияние мотивации достижения успеха и избегания неудач на регуляцию деятельности / В. И. Степанский // Вопросы психологии. 1981. -№ 6. — С. 59−74.
  183. Н. Ф. Педагогическая психология : учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Н. Ф. Талызина. М.: Издательский центр «Академия», 1998. — 288 с.
  184. Тарвидене 3. Ю. Преемственность в самостоятельной учебной работе учащихся средней образовательной школы и студентов педагогического вуза: автореф. дис. .канд. пед. наук / 3. Ю. Тарвидене. Вильнюс, 1987. — 16 с.
  185. Ю. Г. Компетентностный подход в описании результатов и проектировании стандартов высшего профессионального образования Сер. «Труды методологического семинара «Россия в Болонском процессе» / Ю. Г. Татур. М.: ИЦПКПС, 2004. — 16 с.
  186. Ю. Г. Компетентность в структуре модели качества подготовки специалиста / Ю. Г. Татур // Высшее образование сегодня. -2004.-№ 3.-21−26 с.
  187. Ю. Г. Проектирование образовательного процесса в вузе : учеб. пособие / Ю. Г. Татур. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2005. — 97 с
  188. Теория личности в западно-европейской и американской психологии: хрестоматия по психологии личности / под. ред. Д. Я. Райгородского. Самара: Издательский Дом «БАХРАХ», — 1996. — 480 с.
  189. . М. Способность и одаренность / Б. М. Немов // Психология индивидуальных различий. Тексты / Б. М. Теплов- под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романова. М.: Изд-во Московского ун-та, 1982. -320 с.
  190. Тер-Минасова С. Г. Язык и межкультурная коммуникация / С. Г. Тер-Минасова. М.: Слово, 2000. — 261 с.
  191. Толковый словарь английского языка. The advanced learner’s dictionary of current English / Под ред. А. С. Хорнби, Э. Гетенби, Г. Уэйкфилд. -М.: Сигма-пресс, 1996. 1200 с.
  192. Н. П., Козлов В. В. Социально психологическая диагностика развития личности и малых групп / Н. П. Фетискин, В. В. Козлов // Диагностика мотивов аффилиации (А. Мехрабин). М.: Наука. — 2002. — С. 95−98.
  193. Ю. Г. Теория и технология обучения: деятельностный подход: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Ю. Г. Фокин. 3-е изд. — М.: Издательский центр «Академия», 2008. — 240 с.
  194. X. Социальные мотивы: аффилиация и власть / X. Хекхаузен // Мотивация и деятельность. М.: Педагогика, 1986. -Т. 1. С. 289−337.
  195. А. В. Дидактическая эвристика. Теория и технология креативного обучения / А. В. Хуторской. М.: Изд-во МГУ, 2003. -416 с.
  196. А. В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования / А. В. Хуторской // Народное образование. 2003. — № 2. — С. — 58−64.
  197. Н. Высшая школа XXI века: проблема качества / Н. Чебышев, В. Каган // Высшее образование в России. 2000. — № 1. — С. 19−26.
  198. Л. Г. Теоретическое и экспериментально обоснованное использование чтения для обучения активной лексике : автореф. дисс.. канд. пед. наук / Л. Г. Чернина. М. — 1983. — 24 с.
  199. В. В. Метод проектов в обучении иностранному языку студентов вузов юридических специальностей: на материале немецкого языка: дис.. канд. пед. наук / В. В. Черных. Тамбов, 2003.- 185 с.
  200. В. Д. Психология деятельности и способности человека : учеб. пособие, 2-е изд&bdquo- перераб. и доп. / В. Д. Шадриков. -М.: Логос, 1996. -320 с.
  201. Т. И. Управление образовательными системами : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / под. ред. Т. И. Шамовой. -М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. 320 с.
  202. С. Ф. Методика обучения немецкому языку в средней школе : учеб. пособие для студ. пед. ин-тов / С. Ф. Шатилов. 2-е изд., доп. — М.: Просвещение, 1986. — 223 с.
  203. Н. В. Технология обучения в системе непрерывного профессионального образования / Н. В. Шестак // Высшее образование в России. 2006. -№ 12.-С. 98−103.
  204. А. Н. Формирование академической мобильности будущих учителей информатики средствами информационных и педагогических технологий : дисс.. канд. пед. наук / А. H Шеремет. Новокузнецк, 2009. — 208 с.
  205. Л.Д. Интенсивное обучение иностранным языкам в техническом вузе.: дисс.. кан. пед. наук/ Л. Д. Щербина. Ростов н/Д, 2007.- 179 с.
  206. А. Н. Методика преподавания русского языка как иностранного : учеб. пособие для вузов / А. Н. Щукин. М.: Высш. шк., 2003.-334 с.
  207. А. Н. Обучение иностранным языкам: Теория и практика: учеб. пособие для преподавателей и студентов. 4-е изд. / А. Н. Щукин. М.: Филоматис: Омега-Л, 2010. — 480 с.
  208. Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе: учебное пособие / Г. И Щукина. М., 1979.- 178 с.
  209. Э. Г. Системный подход и принцип деятельности / Э. Г. Юдин. М.: Наука, 1978. — 391 с.
  210. И. С. Дифференцированное обучение: внешние и внутренние факторы / И. С. Якиманская // Директор школы. 1995. -№ 3.-С. 35−45.
  211. C.B. Формирование социальной мобильности будущих специалистов в процессе изучения иностранного языка : дис.. канд. пед. наук C.B. Яковлевой. Йошкар-Ола, 2006. — 197с.
  212. Competence based-Qualification for Adults. Helsinki: National Board of Education, 2003. — 12 p.
  213. Graves K. Designing Language Courses: A Guide for Teachers. A Teacher Source Book / K. Graves. Boston: Heinle and Heinle Thomson Learning, 2000. — 308 p. (Graves, 2000:14)
  214. Hoffman T. The meanings of competency / T. Hoffman // Journal of European Industrial Training. 1999. — Vol. 23. — № 6. — P. 275−285.
  215. Humphreys P. Developing Work-based Transferable Skills in a University Environment / P. Humphreys, K. Greenan, H. Mcllveen // Journal of European Industrial Training. 1997. — Vol. 21 — № 2. — P. 6369.
  216. Hymes D. H. On communicative competence. The communicative approach to language teaching / ed. by C. J. Brumfit, K. J. Johnson. -Oxford: Oxford University Press, 1979. 243 p.
  217. Hutmacher Walo. Key competencies for Europe//Report of the Symposium Berne, Switzerland 27−30 March, 1996. Council for Cultural Co-operation (CDCC) //Secondary Education for Europe Strasburg, 1997. -lip.
  218. Keen K. Competence: What is it and how can it be developed? / K. Keen. In J. Lowyck, P. de Potter, & J. Elen (Eds.). Brussels: IBM Education Center, 1992. — P. 111−122.
  219. O’malliy J. M. Authentic Assessment for English Language Learners. Practical approaches for teachers / J. M. O’malley, L. V. Pierce. USA: Addison Wesley Publishing Company, 2006. 268 p.
  220. Peregoy S. F. Reading, Writing and Learning in ESL: a resource book for teachers / S. F. Peregoy, O. F.Boyle. N. Y. — London: Longman, 2003. -288 p.
  221. Robinson-Stuart G. Second Culture Acquisition: Ethnography in the Foreign Language Classroom / G. Robinson-Stuart // The Modern Language Journal. NY, 1996. — Vol. 80. -X® 4. -P. 431−449.
  222. Savington S. Evaluation of communicative competence: the ACTEL provisional proficiency guidelines / S. Savington // Modern Language Journal.- 1985.-Xo 69.-P. 129−134.
  223. Seago N. Portfolio Selections with Reflections / N. Seago. Pittsburg: Arts Propel, 1993.
  224. Wolf R. P. From informal to informed assessment: Recognizing the role of the classroom teacher / R. P. Wolf // Literacy Assessment. Newark: International Reading Association, 1993. — P. 518−523.
  225. А. Академическое сотрудничество и свобода передвижения в Европе: что было и что будет / А. Барблан // Высшее образование в Европе. 2002. № 1, 2. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.logosbook.ru/educational book/archive.html
  226. Европейская система уровней владения иностранным языком Электронный ресурс. Режим доступа: http://lang.mipt.ru/articles/europeanlevels.html
  227. Т. Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный Т. Ф. Ефремова. М.: Дрофа. Русский язык, 2000. — 1233 с. Электронный ресурс. Режим доступа: www.gramota.ru/slovari
  228. И. А. Ключевые компетенции новая парадигма результата образования. Интернет-журнал Эйдос. 2006 Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.eidos.ru/iournal/2006/0505.htm
  229. Конференции европейских министров, ответственных за высшее образование. Левен / Лувен ла Нев, Бельгия, 28−29 апреля 2009 года Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.ond.vlaanderen.be/hogeronderwijs/bologna/conference
  230. X. Р. Латинская Америка: иная реальность / X. Р. Ледесма // Высшее образование в Европе. 2002 — № 4 Электронный ресурс. Режим доступа: http:// www, lo gosbook.ru/educational book/archive .html
  231. Э. А. Функциональное значение социально-профессиональной мобильности в подготовке педагога в вузе / Э. А Морылева, И. Н. Суртаева Электронный ресурс. Режим доступа: http//tgpi.tob.ru/info/nauka/conf/old/cont%2004/22.htm
  232. Российский Совет академической мобильности (РОСАМ) Russian Council of academic mobility (ROSAM) Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.rciabc.vsu.ru/mnfop/rosam.htm
  233. П. Размышления о реформах высшего образования в Центральной и Восточной Европе / П. Скотт // Высшее образование в Европе. 2002. — № 1, 2. Электронный ресурс. Режим flocTyna: http://www.logosbook.ru/educationalbook/archive.html
  234. И. А. Формирование профессиональной мобильности будущих педагогов во внеучебной деятельности // Современные проблемы науки и образования. 2009. — № 2. — С. 80−82 Электронный ресурс. Режим доступа: www. science-education.ru/29−1088
  235. Психологическая энциклопедия Электронный ресурс. Режим доступа: http ://enc-dic.com/encpsy/Mobilnost-14 148.html
  236. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Электронный' ресурс. Режим доступа: http://www.rg.ru/2012/12/3O/obrazovanie-dok.html
  237. Федеральные образовательные стандарты третьего поколения Электронный ресурс. Режим доступа: http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=3386
  238. Magna Charta Universitatum Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.unibo.it/avb/charta
  239. Message from Salamanca. Shaping the European Higher Education Area. Salamanca. 29−30 March 2001 Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.eua.be/eua/isp/en/upload/Salamancadeclarationen.106 675 582 0788.pdf
  240. FINAL%20COMMUNIQUE%20WCHE%202 009.pdf
  241. Sorbonne joint Declaration. 25 May. 1998 Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.wg.aegee.org/ewg/sorbonne.htm
  242. Tempus. Modernizing Higher Education. Education and training. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.tempus-russia.ru
  243. Tuning Educational Structures in Europe Электронный ресурс. Режим flocTyna: http://www.unideusto.org/tuningeu/
  244. Общеевропейское приложение к диплому
  245. Опыт национальных центров академической мобйльнпсти
  246. Образовательные языковые ^ программыЮк> 001. Межвузовская1. Г—Г- .¦¦¦¦<. ¦ .—-1. Внутривузовская
  247. Положения Лиссабонской «конвенции ."•
  248. Общеевропейские компетенции владения ин. языком
  249. Совместные исследовательские. пппгпяммм и ппоектм51. Программы по обмену1992−19 991. Горизонтальная >1. Вертикальная1. Международная. ~межрегиональная1. Управляемая1. Инициируемая
  250. Трехуровневая система образования:1. Система ЕС’Ш
  251. Человеческий кап шип (студенты)1. Технологии образования1971 -19 821 983−19 911. Виды мобильности1. Уровни мобильности1. Формы управления
  252. Механизмы развития мобильности1. Объекты мобильности1. Периоды•Академическая мобильность1. Я 89л
Заполнить форму текущей работой