Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Самоуправление как средство совершенствования подготовки учителя в условиях обновления общества: На материале Республики Саха (Якутия)

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Формирование практических умений и навыков самоуправленческой деятельности и овладение теоретическими знаниями педагогического менеджмента осуществлялось в целостном образовательном процессе на основе научно обоснованного подхода к использованию содержания и возможностей педагогического процесса в средних профессиональных учреждениях педагогического профиля. Прежде всего выявлялись: глубина… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Научно-методологические основы формирования и развития самоуправления
    • 1. 1. Философские основы самоуправления учащейся молодежи
    • 1. 2. Самоуправление как педагогическая проблема
    • 1. 3. Модель самоуправления как средства подготовки учителя в среднем педагогическом образовательном уреждении
  • Выводы главы
  • Глава 2. Совершенствование содержания, форм и методов самоуправленческой деятельности учащихся среднего профессионального образовательного учреждения педагогического профиля
    • 2. 1. Содержание самоуправленческой деятельности учащихся педагогического училища в условиях обновления общества
    • 2. 2. Организация и результаты экспериментальной работы
  • Выводы главы

Самоуправление как средство совершенствования подготовки учителя в условиях обновления общества: На материале Республики Саха (Якутия) (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Экономические реалии современной действительности конца 90-х гг., обусловленные проникновением рыночных отношений во все сферы жизни, стремительно возрастающая конкуренция на общероссийском и региональном рынках трудовых вакансий, ставят перед высшим и средним профессиональным образованием республики задачу подготовки специалистов педагогического профиля, которые будут работать в условиях обновления общества и эффективного интегрирования национальной школы XXI столетия в мировое образовательное пространство. «Обществу сегодня нужен не только грамотный исполнитель, но и работник, способный к самообразованию, ориентированный на творческий подход к делу, обладающий высокой культурой мышления, могущий принять верные решения, имеющий волю и стремление к доброумному совершенствованию мира — от элементов человеческого быта и обыденного поведения до реальностей космического масштаба» (129, 3).

Последствия общего экономического кризиса снизили потенциальные возможности государства в области социально-политической и духовной жизни страны, породили негативные тенденции в среде молодежи — самой экономически и социально незащищенной частй общества. Прекращение деятельности массовых молодежных организаций, развивавшихся в постперестроечный период, в сочетании с авторитарной позицией большинства педагогов-практиков привели к падению авторитета ученических и студенческих организаций, ослаблению роли самоуправления в воспитании и формировании профессиональных качеств специалиста. Воспитательный потенциал самоуправления не только не используется в должной мере, но и порой просто не осознается. В результате имеющейся педагогической реальности конца 90-х гг. стали «полярными», решения проблемы самоуправления: либо равнодушие к проблемам молодежного управления, либо чрезмерная опека. Одинаково не отвечают требованиям современных стандартов подготовки специалиста такие наблюдаемые явления, как: отрыв самоуправления педагогов от самоуправления учащихся, пассивность, иждивенческое поведение, неспособность самореализоваться, самопроявиться и организовать других как в учебной, общественной, так и в профессиональной деятельности.

Необходимость целенаправленного воспитания инициативы, активности и самодеятельности для будущего специалиста-педагога очевидна: «Сегодня необходима опережающая перестройка системы подготовки и переподготовки учительства с опорой на демократизацию, гуманизацию, гуманитаризацию этой системы, на культуру, богатые традиции отечественной педагогической антропологии, на профессиональное мастерство, личностную ориентацию и самоопределение будущих педагогов» (149, 52).

Для того, чтобы реализовать заказ общества и удовлетворить потребность рынка труда в специалистах новой формации, у которых сформированы вышеуказанные качества, необходим поиск современных результативных подходов к организации профессиональной подготовки. Одним из наиболее эффективных средств реформирования данной деятельности, повышения воспитательного потенциала общественных организаций и результативности образовательного процесса может явиться развитие в них самоуправления.

Речь должна идти о более совершенном и отвечающем современным условиям и требованиям образовательном процессе, в котором самоуправление, основанное на принципах демократизма, гуманизма, преемственности, сотрудничества, культуросообразности, займет ведущее, разумное место в данном процессе. Особенно это важно реализовать в педагогических образовательных учреждениях, осуществляющих подготовку педагогических кадров, т.к. учитель должен в совершенстве владеть организаторскими умениями и навыками, быть носителем творческих идей, уметь поддерживать и развивать инициативу детей, способствовать их самостоятельности, свободному выбору и профессионально руководить детскими общественными организациями, оказывать практическую помощь в их становлении и развитии.

Анализ литературных источников показывает, что проблема самоуправления учащейся молодежи исследовалась в различных аспектах. Теоретическому обоснованию исследуемой проблемы способствовало изучение исторической и философской литературы, в частности, работ Н. А. Бердяева, Н. О. Лосского, Г. Спенсера, П. Наторпа, Ж. Варендонка, Ш. Летурно,.

B.Г.Афанасьева, Н. А. Меркулова, Б. С. Гершунского, И. Бестужева-Лады, Б.М.Бим-Бада, Ю. А. Тихомирова, С. С. Шевелевой, В. И. Шаронова, А. П. Файна и др.

Теоретическое обоснование имеющийся опыт по проблеме самоуправления в зарубежной, русской дореволюционной и советской школе получил в трудах известных педагогов С. И. Гессена, Н. К. Крупской, М. В. Крупениной,.

C.Т.Шацкого, В.Н.Сороки-Росинского, А. С. Макаренко и др.

Теоретические положения и выводы, изложенные в их трудах, имеют большое значение для совершенствования самоуправления учащейся и студенческой молодежи и в наши дни, в условиях обновления общества.

С.И.Гессен, говоря о самоуправлении, придерживался мнения, что «не наглядное обучение государственным установлениям демократического государства, а развитие личности, правового чувства и чувства ответственности является его основной задачей» (52, 172). Он рассматривал самоуправление как средство развития личности к свободе. Значимая роль в разработке практических вопросов ученического самоуправления в школе советского периода, определение целей, задач, принципов, содержания самоуправления учащихся принадлежит Н. К. Крупской, которая внесла в решение вопросов теоретического и методического характера элементы политизации (238).

М.В.Крупенина предлагает заменить термин самоуправление на «автоорганизацию» (96, 55).

Благодаря крупнейшему педагогу С. Т. Шацкому, самоуправление получает развитие и во внешкольных детских учреждениях. Видное место данная проблема занимает в педагогической системе А. С. Макаренко, в которой самоуправление выступает как метод самоорганизации воспитательного коллектива и средством подготовки подрастающего поколения к жизни, труду, общественным делам и рассматривается в комплексе с другими средствами.

В педагогической науке достаточно разработаны основные положения ученического самоуправления, его цель, задачи, принципы, функции, содержание.

Вопросам ученического самоуправления посвящены труды Л. И. Новиковой, З. А Мальковой, Н. М. Изосимова, В. М. Коротова, Л. Ю. Гордина, С.А.Черни-ка, Р. И. Файнберга, В. М. Опалихина и др. Отдельные аспекты ученического самоуправления отражены в диссертационных исследованиях Л. П. Буслаевой, Б. Т. Акжалова, И. И. Валеева, Т. С. Князевой, Н. Г. Протасовой, В. Н. Расхупкина, Н. Г. Тарасенко, Л. В. Тищенко, Т. М. Трегубовой, Н. П. Капустина, Н.Г. Чугаев-ского, В. Н. Ященко и др.

Исследователи и практики отрабатывали модели самоуправления как средства результативности подготовки специалистов в разных звеньях.

За последние годы значительный вклад в разработку проблемы самоуправления в высшей школе внесли ученые B.C. Евликов, А. П. Скобов, Н. И. Приходько, Т. Б. Акбашев, М. И. Калашникова, Н. В. Тамарина, Л.И. Ми-щик, Т. А. Строкова, И. С. Усенко, В. В. Подсевалов, С .Я. Соломатин и др.

В практику вошли такие структурные элементы самоуправления, как: студенческие кафедры, курсовые советы старост, общественные деканаты.

Из работ, непосредственно связанных с темой диссертации, обращают на себя внимание исследования B.C. Мальцевой, И. Н. Крещенко, A.A. Акбарова, рассматривающие проблему самоуправления как средство подготовки учителя в вузе с точки зрения специфики организации образовательного процесса в данной системе.

Проблема самоуправления в средней профессиональной школе находит отражение в работах В. П. Канекаевой, В. П. Потихи, Т. М. Трегубовой.

Особенно заслуживает внимания и более близка к нашим исследованиям диссертация М. И. Рожкова, поскольку в ней освещены теоретические и практические основы самоуправления в профессиональной школе, дается анализ управленческих отношений в ССУЗах и модель развития самоуправления на основе личностно-деятельного подхода.

Таким образом, в педагогическом аспекте самоуправление как проблема рассматривается с разных сторон: как способ организации жизнедеятельности ученического коллектива (В.М. Коротов, С. Е. Сокольников, H.A. Рахова) — форма жизнедеятельности ученических коллективов (М.И. Рожков) — ведущее условие становления творческой личности (И.Н. Крещенко) — средство воспитания личности (И.И. Валеев, Н. М. Изосимов, В.А. Караковский) — средство и метод развития инициативы (Л.Ю.Гордин) — фактор подготовки к жизни (Н.Г. Протасова), направленности личности (В.Н. Расхупкин) — демократизации школы (Н.П. Капустин) — сложное явление, процесс (Н.К. Твердохлебов) — совместная деятельность педагогов и учащихся (B.J1. Назаренко).

Обобщая данные точки зрения на исследуемую проблему, следует отметить, что самоуправление рассматривается как способ, метод, средство, форма, фактор, условие, принцип, явление, процесс, деятельность.

Анализ опубликованных работ в последнее десятилетие позволяет заключить, что самоуправление в период демократизации жизни, сотрудничества становится результативным средством управленческого взаимодействия совместной деятельности педагогов и обучающихся школы по управлению делами своих коллективов.

В Республике Саха по проблеме самоуправления проводится определенная исследовательская работа. Теоретические аспекты детского движения отражены в публикациях Т. М. Ильиной. Создан центр общественно-политической культуры на базе школы № 33 г. Якутска (руководитель — Л.Е.Мыреева) по формированию у подростков гражданственности на основе воспитания самоактуализирующейся личности с качествами общественного лидера.

Практический опыт организации самоуправления в школах отражен в публикациях А. А. Томской, Л. А. Колосовой. Однако по проблеме самоуправления как средства подготовки специалиста публикаций очень мало.

Изучение имеющейся литературы по данной проблеме показывает, что названные выше исследования внесли определенный вклад в изучение проблемы подготовки будущего учителя посредством самоуправления. Однако, в данных исследованиях затрагивается подготовка учителя в высшей профессиональной школе, но пока не опубликованы работы, рассматривающие самоуправление как средство подготовки учителя в среднем профессиональном образовательном учреждении педагогического профиля.

Второй особенностью нашей работы является то, что мы попытались подойти к рассмотрению данной проблемы с точки зрения современных реальностей, прежде всего, учитывая особенность исторического момента в условиях перехода от концепции единой школы к формированию национально-региональных систем образованиявведения положения о целесообразности учета народной философии и традиционных воззрений народа саха на природу человека, его менталитета, раскрывающего внутреннюю позицию молодежи настоящего времени, а также учет особенностей региона на становление личности будущего учителя.

Все это определило выбор темы нашего исследования: «Самоуправление как средство совершенствования подготовки учителя в условиях обновления общества» (на материале Республики Саха (Якутия)).

Объект исследования — целостный образовательный процесс в педагогическом образовательном учреждении.

Предмет исследования — педагогическое обеспечение студенческого самоуправления в среднем профессиональном образовательном учреждении.

Цель исследования состоит в определении оптимальных условий совершенствования подготовки учителей в среднем образовательном учреждении педагогического профиля средствами самоуправления.

В исследовании мы исходили из гипотезы: оптимальная реализация самоуправления как средства подготовки будущего учителя в среднем педагогическом образовательном учреждении реально достижима при условиях: учета социально-культурио-этнического фактора в организации самоуправленияприближения системы работы в организации самоуправления по основным формам и содержанию к будущей профессиональной деятельностисистематической корректировки содержания планирования и организации внеурочной воспитательной работы в училище с максимальной опорой на мотивы участия в самоуправленческой деятельностиналичия теоретических знаний и практических умений и навыков в области самоуправленческой деятельностикомпетентности профессионального педагогического руководства самоуправлениемподчинения идее целесообразности и реальной необходимости.

Исходя из гипотезы, были выдвинуты следующие задачи исследования: !. Проанализировать состояние проблемы самоуправления в педагогической теории и практике и определить его сущность, содержание и место в системе среднего педагогического образования.

2. Произвести корректировку организации и содержания целостного образовательного процесса с учетом самоуправления студентов в условиях обновления общества.

3. Определить условия оптимального педагогического руководства самоуправлением как одного из средств подготовки будущего учителя.

4. Разработать методические рекомендации по совершенствованию самоуправления в среднем профессиональном образовательном учреждении педагогического профиля с учетом современной реальной ситуации.

Методологической основой исследования является диалектическое представление о том, что участие человека в самоуправленческом процессе преследует цель свободного развития личности с максимальным раскрытием творческого потенциала. Ведущее методологическое значение для нашего исследования имеют концепции личностно-деятельного подхода в разработке проблемы готовности будущих учителей к профессиональной деятельности (Н.В. Кузьмина, В. А. Сластенин, А.И. Щербаков) — личностно-ориентированного образования (В.В. Сериков, Е.В. Бондаревская) — воспитания учащейся молодежи в современном обществе (З.А. Малькова, Л. И. Новикова, A.A. Бодалев,.

B.А.Караковский, В. И. Додонов, И.Ф. Иванов) — воспитательной работы в PC (Я) (А.П. Оконешникова) — региональной воспитательной работы в PC (Я) (Д.А. Данилов) — развития детского движения в PC (Я) (Т.М. Ильина) — концепция обновления и развития национальных школ в PC (Я) (Е.П.Жирков) — положения педагогической теории управления и самоуправления (Ю.А. Конаржевский, М. М. Поташник, В. М. Коротов, Т.А.Строкова) — положения о воспитательной работе в техникумах (В.А. Фадеев, В.Я. Портных).

Теоретическую основу исследования составили педагогические идеи.

C.И.Гессена, Н. К. Крупской, С. Т. Шацкого, В.Н. Сороки-Росинского, A.C. Макаренко по вопросам самоуправленияобщетеоретические положения В. В. Давыдова, А. Г. Казаковой, A.A. Аронова по вопросам воспитания.

Методы исследования:

Для достижения цели исследования и решения поставленных задач был использован комплекс методов: анализ философской, психолого-педагогической, учебно-методической литературы, обобщение документальных данных и научных публикаций, изучение передового и негативного педагогического опыта. Использовались беседы, наблюдения, анкетирование, моделирование, диагностические методики, педагогический эксперимент.

Осуществлялся также ретроспективный анализ личного опыта педагогической деятельности в качестве преподавателя педагогики и заместителя директора по воспитательной работе Вилюйского педагогического училища им. Н. Г. Чернышевского.

Исследование проводилось в несколько этапов на базе Вилюйского педагогического училища Республики Саха (Якутия).

Первый этап (1993;1994 гг.).

Выбор темы исследования, конкретизация основных аспектов, анализ литературы, составлялась программа исследования и отрабатывались методики получения данных.

Второй этап (1994;1995 гг.).

Использовался метод естественного педагогического эксперимента. Осуществлялась проверка разработанных форм организации самоуправления как средства подготовки учителя.

Третий этап (1995;1998 гг.).

Продолжалась опытная проверка разработанных автором педагогических решений по теме. Отрабатывались пути внедрения промежуточных и конечных результатов исследования в деятельности педагогов.

Четвертый этап (1998;1999 гг.).

Обобщение полученных экспериментальных материалов, оформление текста диссертации.

Достоверность результатов исследования обеспечивается методологической обоснованностью исходных позиций исследования, применением комплекса методов исследования, адекватных его предмету, целям, задачам, анализом эмпирического материала, репрезентативностью исследовательских данных и результатами экспериментальной работы, их апробацией.

Научная новизна и теоретическая значимость состоят в том, что на основе осуществления теоретического анализа развития вопросов самоуправления в качестве педагогической проблемы в научных исследованиях и государственных документах обоснованы положения об актуализации самоуправления как средства подготовки учителя в системе среднего педагогического образования в условиях обновления общества и возрождения духовности народа саха и его место в данной системе, определены педагогические условия подготовки будущих учителей в средних образовательных учреждениях педагогического профиля средствами самоуправления.

Практическая значимость заключается в разработке на основе полученных экспериментальных данных методических рекомендаций для преподавателей, кураторов, воспитателей общежитий по совершенствованию самоуправления в педагогическом образовательном учреждении среднего звена с учетом современной реальной ситуации. Результаты исследования могут быть использованы в курсе лекций по педагогике, методике воспитательной работы в педагогических вузах, институтах повышения квалификации работников образования, а также при подготовке учебно-методических пособий для общеобразовательных школ и учреждений среднего профессионального образования, осуществляющих подготовку кадров.

Апробация и внедрение результатов исследования.

По материалам исследования автор выступал с сообщениями на кафедре-социальной психологии и прикладной педагогики Московского института повышения квалификации и переподготовки кадров (ИПК СК) (1996 г.), на кафедре педагогики Якутского педагогического института (1997, 1999 г.), на Республиканской научно-практической конференции по проблемам результативности образовательного процесса в городе Вилюйске (1998 г.). Кроме того, с результатами исследования систематически знакомились практические работники образования Якутии в ходе семинаров, педагогических чтений по проблеме передового опыта в условиях обновления общества.

На защиту выносятся:

1. Теоретически обоснованные положения об актуализации значимости самоуправления в подготовке будущих учителей как средства в условиях обновления общества с учетом социально-культурно-этнического фактора в его организации.

2. Экспериментально проверенные наиболее рациональные формы и содержание самоуправления, способствующие приближению к будущей профессиональной деятельности, обогащающие студентов педучилища теоретическими знаниями, практическими умениями в области самоуправленческой деятельности.

3. Педагогические условия подготовки будущих учителей средствами самоуправления в педагогическом учебном заведении.

4. Пути и способы совершенствования самоуправления в средних образовательных учреждениях педагогического профиля как средства подготовки педагогических кадров в современных условиях.

Структура диссертации состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы и приложений.

ВЫВОДЫ ГЛАВЫ.

Обобщение результатов опытно-экспериментальной работы позволило определить пути и способы совершенствования самоуправления учащихся педагогических учебных заведениях среднего звена в новой идеологической ситуации, обусловленной движением педагогической мысли от концепции единой школы к формированию национально-региональных систем образования. К ним отнесены:

— учет социально-культурно-этнического фактора в организации самоуправленческой деятельности;

— приближение системы работы по организации самоуправления по основным формам и содержанию к будущей профессиональной деятельности;

— систематическая корректировка содержания планирования и организации внеурочной работы в училище с максимальной опорой на мотивы участия в самоуправленческой деятельности;

— наличие теоретических знаний и практических умений и навыков в области самоуправленческой деятельности;

— компетентность профессионального педагогического руководства самоуправлением;

— подчинение идее целесообразности и реальной необходимости.

Формирование практических умений и навыков самоуправленческой деятельности и овладение теоретическими знаниями педагогического менеджмента осуществлялось в целостном образовательном процессе на основе научно обоснованного подхода к использованию содержания и возможностей педагогического процесса в средних профессиональных учреждениях педагогического профиля. Прежде всего выявлялись: глубина усвоения и понимания учащимися понятия «самоуправление" — уровень включенности личности и учебной группы в целом в самоуправленческую деятельность всего коллектива учебного заведенияуровень организованности и ответственности каждого учащегося и группы за дела педагогического коллектива училищасформированность умений и навыков самоуправленческой деятельности и реализация усвоенных понятий и идей на практике.

Нами получены данные, позволяющие сделать выводы о существенных изменениях в динамике усвоения учащимися понятия «самоуправление». За годы обучения в Вилюйском педагогическом училище им. Н. Г. Чернышевского процент глубины и точности понимания учащимися понятия качественно возрос с 41,6% на первом курсе до 69% на третьем курсе на момент 1999;2000 учебного года.

Значительно изменился уровень развития самоуправления в учебных группах по таким параметрам, как: включенность учащихся в самоуправленческую деятельность, организованность, ответственность, уровень отношений с другими группами.

Коэффициент включенности учащихся в самоуправленческую деятельность повысился с 0,4 на I курсе до 0,8 на III курсе, аналогично коэффициент организованности учащихся вырос с 0,6 до 0,9.

Полученные результаты исследования подтверждают истинность, разработанных нами условий совершенствования самоуправления как средства подготовки будущего учителя.

В ходе эксперимента проводилась диагностика мотивов участия учащихся в самоуправленческой деятельности. На основании полученных результатов в соответствии с разработанной методикой было предложено:

— привлечение учащихся выпускного курса, как будущих специалистов, к работе в органах самоуправления с предоставлением возможности самоутверждения, самовыражения и самореализации;

— приобщение учащихся I и II курсов к планированию, организации и участию в коллективных делах с целью удовлетворения потребности в общении.

Наряду с этим существенное значение имеют: научно обоснованное планирование системы воспитательной работы, проводимое в учебном учреждении педагогического профиля с учетом особенностей педагогической деятельности, на основе которой осуществляется подготовка будущих педагогов, истории, традиций учебного заведения и накопленного опытадобровольческое сотрудничество преподавателей и учащихся в работе совместных форм самоуправленческой деятельности на основе этнопедагогических принципов якутской «туол-бэ». Конкретное проявление традиций, родившихся в процессе сотрудничества, в ходе живой творческой работы играет неоценимую роль в построении процесса подготовки будущего педагога.

В ходе экспериментальной работы были реализованы задачи развития интереса учащихся к проблемам самоуправления, формирование опыта и культуры гражданского поведения, социальной активности умений и навыков организаторской и исполнительской деятельности путем участия в разносторонней по содержанию самоуправленческой деятельности, включая общественные студенческие организации.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В условиях обновления общества, на этапе перехода от концепции единой школы к реформированию национально-региональных систем образования основным источником воспроизводства педагогических кадров остается система среднего профессионального образования педагогического профиля.

Переход к парламентской демократии и рыночной экономике в новых политических, социальных реалиях обуславливает необходимость подготовки будущих специалистов путем демократизации, гуманизации образовательного процесса с установкой на приоритет развития личности студента, способного в различных ситуациях жизнедеятельности к самоуправлению, самовыражению и самореализации.

Децентрализация государственного управления образованием расширила права федеральной, региональной, территориальной и школьной компетенций, что позволило обогатить теорию и практику образования новым понятием «территориально образовательная система», характеризующаяся своеобразными условиями жизнедеятельности, общностью интересов и социальных связей, которые и формируют соответствующие образовательные интересы.

Данные направления образовательной политики способствуют разрешению противоречия между соответствием содержания образовательного процесса и социальными потребностями этнокультурными традициями и нормами конкретного региона, так как особую роль в этой системе играет внешняя среда, поэтому в ходе исследования мы склонились к учету принципов наслежно-улусного воспитания на основе традиционной якутской «туолбэ», учитывая направления развития сельских профессиональных учебных заведений, реализация которых заложена в республиканской программе «Сельская школа — духовный центр развития села».

Осуществляя исследование, мы исходили из положения о том, что самоуправление — это совместная деятельность преподавателей и учащихся в решении вопросов жизнедеятельности, представленная системой, охватывающей все направления деятельности, включая учебную, и рассматривали самоуправление не как игру в республику и другие формы демократии, а в качестве «культуры юности», средства развития личности к свободе.

Разрабатывая программу и методику исследования, мы исходили из положения о диалектике природы управления в зависимости от характера общественного строя, политической власти, управленческой культуры населения и особенностей национального менталитета. При этом учитывалось, что развитие личности, реализация творческого потенциала и профессиональное становление проходит в едином образовательном пространстве, содержание которого определяется общечеловеческими ценностями и экономическими традициями.

Изучение состояния проблемы самоуправления учащихся средних профессиональных заведений в педагогической теории показало, что данные исследования и методические рекомендации не соответствуют требованиям реальной жизни. Не уделено должного внимания содержанию и методике организации самоуправления в средних учебных заведениях в условиях обновления общества, которое характеризуется разрывом между культурой и экономическим укладом жизни, творческой активностью, самодеятельностью, возможностью выбора между потребностями и перспективами развития, но в тоже время привлекает развитием демократии, стимулированием творческой активности, самодеятельностью, возможностью выбора.

Несмотря на большое количество опубликованных работ по различным аспектам самоуправления учащихся и студенческой молодежи на материале средних профессиональных учебных заведений, эта проблема исследована крайне недостаточно.

Анализ изучения массового педагогического опыта и, в частности в нашей республике, показал, что после раскола ценностей, с которыми мы жили до сих пор, учебные учреждения профессионального образования ведут поиск оптимальных форм обучения и воспитания посредством самоуправления с целью обеспечения качества подготовки специалистов соответствующих требованиям общества, но научно обоснованной системы самоуправления в ССУЗах с учетом социо-культурно-этнического фактора пока нет.

Основополагающее значение для данного исследования имеют принципы деятельного подхода, стимулирования активности личности, ее участия в социально полезной и субъективно значимой деятельностивариативности деятельности соответствия ее содержания изменяющимся потребностям, интересам, возможностям личностисочетание педагогического руководства деятельностью с развитием инициативы и самостоятельности воспитанников.

Предпринятое исследование направлено на теоретическое обоснование и экспериментальную проверку педагогических условий оптимальной реализации самоуправления как средства подготовки будущего учителя в среднем профессиональном учреждении педагогического профиля, на основе деятельного подхода, обеспечивающего сотрудничество преподавателей и учащихся в образовательном процессе.

Разрабатывая методические рекомендации по совершенствованию самоуправления учащихся образовательных учреждений среднего звена, мы изучили их интересы, мотивы участия в самоуправленческой деятельности и на основе полученного результата произвели корректировку содержания планирования и организации образовательного процесса. При этом учитывались: специфика учебного заведенияособенности региона и национального самосознанияналичие теоретических знаний и практических умений и навыков в области самоуправленческой деятельностикомпетентность профессионального руководства самоуправлением.

Экспериментальная проверка разработанных нами рекомендаций показала, что целенаправленное включение учащихся в самоуправленческую деятельность способствует формированию у них культуры и опыта общения, обеспечивает реализацию функций воспитания в их логической последовательности в целостном педагогическом процессе.

Активное участие студентов в самоуправлении оказало определенное влияние на изменение их интересов и потребностей. В ходе эксперимента произошли положительные изменения в мотивах участия молодежи в самоуправленческой деятельности, расширились и углубились их знания о самоуправлении и понимание значимости его роли в подготовке будущего педагога.

Наряду с этим реализации самоуправления способствовали научно обоснованное планирование образовательного процесса с учетом истории и традиций учебного заведения, накопленного опытасовершенствование форм организации самоуправленческой деятельности на основе совместной деятельности преподавателей и учащихся.

Исследование позволило сделать вывод о том, что самоуправление специалистов среднего звена будет оптимально реализованным при условии его осуществления на основе деятельного подхода в целостном педагогическом процессе учебного заведения, включая содержательноцелевой, организационный и операционно-технологический аспекты, ориентированного на формирование в единстве сознания и опыта деятельности.

Обобщение результатов исследования позволило сделать вывод об эффективности разработанных нами методических рекомендаций по самоуправлению учащихся, формированию у них способности педагогически мыслить и действовать, оценивать свои действия и предвидеть их последствия, отстаивать свою нравственную и гражданскую позицию. Результаты исследования показали, что учащиеся, усваивая понятие «самоуправление», осознают их социальную и нравственную значимость. Совершенствованию подготовки будущего учителя среднего звена способствует осуществление самоуправленческой деятельности в целостном образовательном процессе на основе сочетания содержания учебного и воспитательного процесса с истоками национальной культуры, общечеловеческими ценностями.

Таким образом, осуществляя поиск путей и способов совершенствования самоуправления в училище как средства подготовки педагогических кадров в современных условиях, важно исходить из теоретических положений, рассматривающих самоуправление как реальную необходимость и учебное учреждение должно быть очагом жизни, а не местом подготовки к ней. При этом целесообразно учитывать особенности каждого учебного учреждения, многонациональный состав учащихся, а также процессы, связанные с реформированием образовательной системы и общества в целом.

В процессе этой работы осуществляется теоретическая, психологическая и методическая подготовка будущих специалистов, включающая разносторонние аспекты познавательной и практической деятельности. Все это помогает овладеть умением использовать воспитательные возможности самоуправления в развитии потребности учащихся в общественной деятельности, в воспитании управленческой и политической культуры, в формировании ответственности за свои дела и поступки.

В современных условиях общества приоритетную позицию занимает демократизация, характеризующаяся свободой во всех сферах деятельности с учетом стратегии общественного развития в направлении социально-культурной сферы и связи содержания образовательного процесса с национальной культурой, историей, прогрессивными традициями конкретного региона.

В основе содержания образовательного процесса в среднем профессиональном учебном заведении должны разумно сочетаться общечеловеческие и национальные ценности, на основе которых будет формироваться личность будущего педагога, отвечающего современным требованиям.

Наличие высоких нравственных качеств, культуры, национального самосознания становится необходимым условием подготовки современных специалистов, способных развивать общество, обращенное к человеку.

К педагогическим условиям оптимальной реализации самоуправления как средства подготовки будущего учителя в средних профессиональных учреждениях отнесены: учет социо-культурно-этнического фактора при организации самоуправлениясистематическая корректировка содержания внеурочной воспитательной работы в училище с максимальной опорой на мотивы участия в самоуправленческой деятельности и интересы учащихсяналичие теоретических знаний и практических умений и навыков в области самоуправленческой деятельности и компетентного педагогического руководства самоуправлениемсоздание и функционирование совместных форм самоуправленческой деятельности на основе подчинения идее целесообразности и реальной необходимости.

Таким образом, нами теоретически обосновано положение о совершенствовании путей и способов самоуправленческой деятельности в условиях обновления общества, дана педагогическая конкретизация ее целей, задач, форм и методов в педагогических учебных заведениях среднего звена, разработана и экспериментально проверена методика использования отдельных форм самоуправленческой деятельности, определены педагогические условия оптимальной реализации самоуправления как средства подготовки будущего специалиста педагогического профиля.

В результате исследования был сделан вывод о том, что демократизация во взаимодействии обучающих и обучающихся на средней ступени образования способствует преодолению пассивности молодежи, установлению равенства в современном поиске, развитию конструктивных субъект-субъектных отношений.

Таким образом, результаты педагогического эксперимента в целом подтвердили выдвинутую гипотезу, решены задачи данного исследования. Принятие Декларации о государственном суверенитете (1990), Конституции Республики Саха (Якутия) (1992) способствовало созданию условий для перехода от концепции единой школы к национально-региональным системам образования и обусловило изменение ценностей и ориентиров людей с учетом менталитета народа, его историей и традициями, что вызывает необходимость педагогической конкретизации новых образовательных задач и определения путей и способов их решения в учреждениях средней профессиональной школы педагогического профиля.

Проведенное исследование позволило сформулировать постановочные вопросы, решение которых способствовало бы совершенствованию самоуправленческой деятельности в качестве средства подготовки будущего учителя в педагогических заведениях среднего звена.

По нашему мнению, целесообразно разработать систему самоуправленческой деятельности на основе поэтапного осуществления этой работы, учета интересов и мотивов участия в вышеназванной деятельности.

В учебных планах и программах учебных заведений высшей школы педагогического профиля можно предусмотреть спецкурс по совершенствованию содержания, форм и методов самоуправления с целью подготовки будущих педагогов. Методические рекомендации, разработанные по результатам экспериментальной работы, могут быть использованы в педагогических вузах, институтах повышения квалификации работников образования, при подготовке учебно-методических пособий для средних профессиональных учреждений педагогического профиля.

Тема нашего исследования обширна, мы не претендовали на полное ее решение. По нашему мнению, дальнейшего исследования требуют следующие проблемы: обоснование самоуправления молодежи в учебных заведениях различного типа в условиях непрерывного образованияформирование у учащихся начального и среднего профессионального образования культуры самоуправленческой деятельностиметодическое обеспечение образовательного процесса и подготовка педагогических кадров этих учреждений к осуществлению самоуправленческой деятельности в учебных группах.

Показать весь текст

Список литературы

  1. О.А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования: Для пед. спец. высш. учебн. заведений. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Просвещение, 1990. — 141 с.
  2. Э.М., Рукавишникова Е. Е. Учимся управлять // Специалист. — 1999.-№ 10.-С. 34 -35 .
  3. В.А. Формирвание профессиональной компетентности будущего учителя // Педагогика. — 1998. — № 1. — 72 — 75.
  4. А.А. Формирование социальной активности будущего учителя через студенческое самоуправление: Дис. канд. пед. наук.- Ташкент: 1991. — 118с .
  5. Т.Б. Вуз как сфера самоуправления: методический аспект //Развитие самоуправления в педагогических институтах в условиях перестройки высшей школы: Тез. докл. Всесоюз. науч. конф. 28 — 30 января 1988 г. — Владимир: 1988. — 53 — 55.
  6. .Т. Система самоуправления в процессе развития ученического коллектива: Автореф. дис. канд. пед. наук. — Алма — Ата: 1991. — 25 с.
  7. Л.И. Педагогическая организация молодежной среды как фактор успешного воспитания // Народное образование Якутии. — 1997. — № 3. — С Ю — 1 4 .
  8. Г. П. От концепции обновления и развития национальных школ к формированию личности человека начала XXI века // Народное образование Якутии. — 1996. — Хо 3. — 19 — 29.
  9. Г. П., Кычкина А. А. Тенденции и противоречия в образовании // Народное образование Якутии. — 1998. — № 4. — 21 — 27.
  10. В.Е., Пантина Н. С. Методологические вопросы разработки модели специалиста // Советская педаогика.-1977.- № 5.- С 100−108.
  11. А.А. Актуальные проблемы воспитания учащейся молодежи. Условия эффективности решения воспитательных проблем / Методические рекомендации /. — М.: ИПКиПК (ИПК СК), 1995. — 28 с.
  12. В. Г. Человек в управлении обществом.- М.: Наука, 1977 — 16 с.
  13. В.Ф. Школа и развитие педагогической мысли в Якутии.- Якутск: Якуткнигоиздат, 1966. — 344 с. с илл. (Якутский госуниверситет).
  14. Л.А. — Тэрис. Айыы уорэгэ /Мин-во культуры PC (Я).- Якутск, 1993.-183с.
  15. В.Г., Герцен А. И., Чернышевский Н. Г., Добролюбов Н. А. Педагогическое наследие /Сост. А. Ф. Смирнов. — М.: Педагогика, 1988. — 384 с. — (Б-ка учителя).
  16. Е.П. Подготовка учителя в условиях перестройки. — М.: Педагогика, 1989.-208.
  17. В.И. СТ. Шацкий: эволюция представлений о целях воспитания. // Педагогика. — 1995. — № 4. — 75−79.
  18. В.А., Черных А. П., Певчева Т. В. Духовно-нравственное становление будущего учителя // Педагогика. — 1998. — № 5. — 67 — 69.
  19. Бестужев — Лада И. Поворот школы к человеку //Народное образование. — 1995.-№ 8−9.-С. 117−120.
  20. Н.А. О назначении человека. — М.: Изд — во Республика, 1993. — 383 с.
  21. Н.А. Судьба России. — М.: Советский писатель, 1990. — 346 с.
  22. Бим — Бад Б. М. Воспитание человека обществом и общества человеком // Педагогика. — 1996. — № 5. — З — 10.
  23. Л.В. Великие философы: Учебный словарь-справочник. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Издательская корпорация «Логос», 1997. — 432 с.
  24. А.А. Вершина развития взрослого человека: характеристики и условия достижения. -М.: Флинта: Наука, 1998. — 168 с.
  25. Е.В. Ценностные основания личностно ориентированного воспитания // Педагогика. — 1995. — № 4. — 29 -36.
  26. П.П. Теория и практика совершенствования содержания общего и среднего образования: (На материале якутских школ Республики Саха (Якутия). — М.: 1998. — 154 с.
  27. Боровик С, Климкина Н. Ф. Личностно-ориентированное взаимодействие преподавателей и студентов // Специалист. — 1999. — № 12. -С. 24 — 27.
  28. Л.П. Ученическое самоуправление в русской дореволюционной школе и педагогике как средство воспитания учащихся: Дис. канд. пед. наук. — Ленинград: 1970. — 346 с.
  29. В.А. Учитель и общество //Педагогика.-1996. — № 5.- 60 -63.
  30. Д.М., Данилов Д. А., Намсараев Д. Народная педагогика и современная национальная школа.- Улан-Удэ: изд-во «Бэлиг», 1993.-136 с. 32. Валеев И. И. Самоуправление учащихся как средство эффективности патриотического воспитания /на материале национальных школ — интернатов Башкирской АССР/: Дис. канд. пед. наук.- М.: 1992. — 193 с.
  31. И.И. Самоуправление как средство эффективности патриотического воспитания: Автореф. дис. канд. пед. наук. — М.: 1992. — 23 с.
  32. А.П. Культуротворческая школа: концепция и модель образовательного процесса // Педагогика. — 1998. -№ 4. — 12 — 18.
  33. . Детские сообщества. — М.: Из-во Работник просвещения, 1926.-84 с.
  34. Ю.В., Василькова Т. А. Социальная педагогика: Курс лекций: Учеб. пособие для студентов пед вузов и колледжей. — М.: Издательский центр «Академия», 1999.- 440 с.
  35. Вилюйское педагогическое училище /сост.Егорова Н. И. — Худ.А. А. Егоров. -Якутск: Куду к, 1998. — 36 с.
  36. Г. Круг идей свободной школьной общины. — Кн. Из-во Работник просвещения.- М.: 1922. — 51 с.
  37. М.Д., Файнберг Р. И. Развитие ученического управления в коллективной деятельности // Советская педагогика.-1985.- № 8. 52 -55.
  38. У.А. Сказ о народе саха /Обложка В. С. Доллонова и А. С. Трифонова. Якутск: Нац. кн. Изд-во «Бичик», 1994. — 144 с.
  39. И. Конференция по воспитанию и развитию личности студента // Вестник высшей школы. — 1999. — №. — 5. — 29.
  40. Т.И. Гражданское воспитание на уроках общественных дисциплин в связи с новым менталитетом // Народное образование Якутии.-1997.-Х2 3. -С .109−112 .
  41. Т.И. Самоуправление как средство результативности подготовки будущего учителя в условиях обновления общества // Среднее профессиональное образование. — 1999. — № 10. — 18−20 .
  42. Воспитательная система школы: аспект моделирования: Учебн.-метод. пособие / Авт. сост. Е. Н. Степанов, Л. В. Байбородова, Л. Паладьев. — Псков: ПОРШКРО, 1994.-94с.
  43. П.П. Философия Фихте и современность. — М.: Мысль, 1979. — 288 с.
  44. .С. Образование в третьем тысячелетии: гармония знания и веры // Педагогика. — 1998. — № 2. — 49 — 57.
  45. Гершунский Б. С, Шейерман Р. Общечеловеческие ценности в образовании // Педагогика. — 1992. — № 5 -6. — 3 -13.
  46. .С. Стратегические приоритеты образования в России // Педагогика. — 1996. — № 5. — 46 — 54.
  47. .С. Философия образования. — М.: Московский психолого- социальный институт, Флинта, 1998. — 432 с.
  48. .С. Философия образования: научный статус и задачи // Советская педагогика. — 1991. — № 4. — 67 — 74.
  49. Гессен Оновы педагогики. Введение в прикладную философию /Отв. ред. и сост. П. В. Алексеев. — М.: «Школа — Пресс», 1995. — 448 с.
  50. И. Актуальные проблемы воспитания будущих учителей // Вестник высшей школы. — 1999. — № 8. 32 — 35.
  51. Л.Ю. Организация классного ученического коллектива. — М.: Просвещение, 1984. — 274 с.
  52. Л.Ю. Школа инициативы и самостоятельности /из опыта работы школ г. Таганрога /. — М.: Педагогика, 1984. — 112 с.
  53. Л.Ф. Портрет учителя XXI века // Народное образование Якутии.-1998.-№ 1.-С.26.
  54. Гуманистические воспитательные системы вчера и сегодня (в описаниях их авторов и исследователей). Редактор — составитель Е. И. Соколова /Под общей редакцией доктора пед. наук Н. Л. Селивановой. — М.: Педагогическое общество России, 1998. — 336 с.
  55. Гуманистические идеи, социально-педагогические эксперименты, бюрократические извращения в развитии отечественной школы: Межвуз. сбор, науч. тр. / РГПУ им. А. И. Герцена. — С-Пб. — Образование, 1993. — 32 -48.
  56. Д.А. Тезисы // Учительский вестник. — 1996. — 23 марта.
  57. В.В. Воспитание молодежи в новых социально-экономических условиях // Советская педагогика. — 1991. — № 7. — 3 — 14.
  58. А.Н. Новые тенденции в воспитании школьной молодежи стран Запада // Советская педагогика. — 1990. — № 7. — 118 — 124.
  59. В.И. Педагогическое творчество учителя. — М.: Педагогика, 1987.-160 с.
  60. Закон РФ «Об образовании». — М.: Новая школа, 1992, — 57 с.
  61. Закон РС (Я) «Об образовании" — Сб. нормативных док.- Якутск: М-во обр. РС (Я), 1995. -C.6−53.
  62. Закон РС (Я) „Об учителе“: Сб. нормативных док. — Якутск: М-во обр. РС (Я), 1995.-С. 5 4 — 5 8 .
  63. В.П. О целях и ценностях образования // Педагогика. — 1997. — № 5. -С. 3−16.
  64. Л.Я. Отражение идей самоорганизации в содержании образования // Педагогика. — 1996. — № 4 — 105 — 109.
  65. М.С. Вилюйское педагогическое училище им. Н. Г. Чернышевского (из истории и опыта работы). — Якутск: Кн. изд — во, 1974. — 64 с.
  66. Н.М. Ученическое самоуправление в средней школе как средство воспитания активности: Автор, дис. канд. пед. наук.- Л.: 1964.
  67. Т.М. Концепция развития детского движения в Республике Саха (Якутия) // Народное образование Якутии. — 1997. — JV» 1. — 22 — 25.
  68. Т.А. Педагогика. Курс лекций: Учебное пособие для студентов пед. институтов. — М.: Просвещение, 1984. — 496 с.
  69. Интеллектуально — деловая игра «Дархан» / Проекты по развитию детского самоуправления // Молодежный вестник. — 1998. — № 6. — 5 — 36.
  70. История социальной педагогики: Хрестоматия-учеб.: учеб. пособие / Под. ред. A.M. Галагузовой. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. — 544.
  71. А.Г. Методическое обеспечение целостного воспитательного процесса / Методические рекомендации. — М.: ИПКиПК (ИПК СК), 1995. — 1 6 с.
  72. В.П. Демократизация учебно-воспитательного прцесса в ССУЗ /методические рекомендации. — Омск: 1989. — 20 с.
  73. Н.П. Школьное самоуправление как фактор формирования активной жизненной позиции учащихся / из опыта работы СШ № 71 Кунцевского района г. Москвы // Советская педагогика. — 1980. — № 8. — 65 — 68.
  74. В.А. Стать человеком. Общечеловеческие ценности — основа целостного учебно-воспитательного процесса. — М.: 1993. — 80 с.
  75. Н.П. Об основных направлениях развития воспитания и воспитательной работы в Республике Саха (Якутия) // Народное образование Якутии.-1997.-№ 1.-С.17−19.
  76. А.В., Калита А. А., Бережная Э. П. Методология и методика педагогического исследования: постановка цели и задач исследования. — Киев: КГПИ НИИ педагогики УССР, 1988. — 98 с.
  77. Т.С. Проблема самоуправления воспитанников в теоретическом наследии и опыте А.С. Макаренко: Автореф. дис. канд. пед. наук. — М.: 1981.-25 с.
  78. Л.А., Иванова B.C. О педагогике сотрудничества // Специалист. -1999. -№ 5. — С. 20
  79. Л.А. Школа — Центр эстетического образования, демократической культуры и здоровья // Народное образование Якутии. — 1997. — № 2. -С. 57 -59 .
  80. Кон И. С. Личность как субъект общественных отнощений. — М., «Знание», 1966.-48с.
  81. Ю.А. Педагогический анализ учебно-воспитательного процесса как высшая функция управления // Советская педагогика. — 1979. — № 2. — С. 72 -78 .
  82. Концепция воспитания детей в Республике Саха (Якутия) /утвержд. Постановлением Правительства PC (Я) от 10. 12. 96 № 484.
  83. Концепция воспитания учащейся молодежи // Педагогика. — 1992. — № 3 — 4. — С. 11−19.
  84. Концепция подготовки учителя начальных классов (педагогических институтах и училищах) /Проект //Начальная школа.-1990.- № 7.- 64 —
  85. Концепция обновления и развития национальных школ в Республике Саха (Якутия) за 5 лет (1991 — 1996) г. г. / Спецвыпуск. -Якутск: Фонд поддержки нац. школ, 1996. — 50 с.
  86. Концепция среднего специального образования / НИИ высшего образования. — М.: НИИВО, 1991. — 20 с.
  87. Концептуальные основы содержания деятельности классного руководителя (классного воспитателя) // Начальная школа. — 1992. — № 2. — 2 — 12.
  88. В.М. Самоуправление школьников. — 3 — е изд., доп. и перераб. — М.: Просвещение, 1981.-208 с.
  89. А.И. Педагогическое исследование / Учебное пособие для аспирантов.- Рязань: 1975. — 178 с.
  90. И.Н. Студенческое самоуправление в процессе становления личности будущего учителя: Дис. канд. пед. наук. М.:1991. — 208 с.
  91. М.В. Дети о самоуправлении // Вестник просвещения.-1923.- №-2.
  92. М. В. О самоуправлении // На путях к новой школе.- 1926. — № 12. -С. 100−106.
  93. Н.К. Детское самоуправление в школе // Пед. соч. в шести томах. — Т.4. — М.: Педагогика, 1978. — 344 — 353.
  94. Н.К. Замечания на проект «Положения о детском самоуправлении в политехнической школе» // Пед. соч. в шести томах. — Т. 5. — М.: Педагогика, 1978.-С. 159−161.
  95. Н.К. О школьном самоуправлении / Речь на заседании теоретико-методологической секции общества педагогов — марксистов // Пед. соч. в шести томах. — Т.5. -М.: Педагогика, 1978. — 36 — 44.
  96. Н.К. О школьном самоуправлении // Пед. соч. в десяти томах. — Т.1. — М.: Изд-во Акад. пед.- наук. 240 — 248.
  97. Н.К. О школьном самоуправлении // Пед. соч. в десяти томах.- Т. 1. — М.: Изд — во Акад. пед. наук. — 168 — 177.
  98. Н.К. Станислав Теофилович Шацкий // Пед. соч. в шести томах.- Т.6.- М.: Педагогика, 1978. — 41 — 42.
  99. Н.К. Школьное самоуправление // Пед. соч. в шести томах. — Т.2. — М.: Педагогика, 1978. — 384 — 387.
  100. Н.К. О школьном самоуправлении / Сост. В. М. Коротов. — М.: Просвещение, 1964. — 207 с.
  101. Ф.А. Кандидатская диссертация. Методика написания, правила оформления и порядок защиты. Практическое пособие для аспирантов и соискателей ученой степени. — 2-е изд. — М.: «Ось — 89», 1997. — 208 с.
  102. Культура народностей Севера: традиции и современность / АН СССР Сиб. отделение филологии и философии отв. ред. В. И. Бойко. — Новосибирск: Наука, 1986.-268 с.
  103. Культура народов Якутии / Якутский гос. ун-т им. М. К. Аммосова / Сост. Р. И. Бравина. — Якутск: 1993. — 47 с.
  104. В.Г. Среднее профессиональное образование: смысл происходящего и контуры будущего // Специалист. — 1999. — № 8. — 34 -35.
  105. Летурно Шарль. Эволюция воспитания у различных человеческих рас. — СПб, 1907.-498 с.
  106. И.О. Условия абсолютного добра: Основы этики- характер русского народа. — М.: Политиздат, 1991. — 368 с. — (Б-ка этич. мысли).
  107. А.С. Воспитание гражданина.- М.: Просвещение, 1988.- 300 с.
  108. А.С. Проблемы школьного советского воспитания / Лекции // Соч. в 7 томах. — Т. 5. — 103 — 224.
  109. А.С. Опыт методики детской трудовой колонии // Соч. в 7 томах. — Т. 5. — 461 — 495.
  110. А.С. Методика организации воспитательного процесса // Соч. в 7 томах.-Т.-5.-С. 9 -100 .
  111. А.Н. Мониторинг в образовании. — СПб.: Издательство «Образование — Культура», 1998. — 344 с.
  112. И.В. Проблемы взаимодействия культуры и национального самосознания: Автореф. дис. канд. философ, наук. — М.: 1993. — 16 с.
  113. З.А. Ученический комитет в советской школе: Дис. канд. пед. наук. -М. — 1956.
  114. B.C. Самоуправленческая деятельность как средство подготовки будущих учителей к осуществлению инновационных преобразований в современной школе: Дис. канд. пед. наук. — Тюмень: 1996. — 114 с.
  115. К. Нищета философии. Ответ на «философию нищеты» г-на Прудо- на // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. — 2-е изд. Т.4. — 65 — 185.
  116. К. Гражданская война во Франции. Воззвание генерального Совета Международного Товарищества Рабочих // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. — 2-е ИЗД.-Т.17.-С.317−370.
  117. К. Маркс — Фердинанду Домела Ньювенгейсу, 22 февраля 1881 г. // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. — 2-е изд. — Т.35. — 131 — 133.
  118. А.Г. Дальние пределы человеческой психики / Перев. с анг. A.M. Татлыдаевой- Науч. ред., вступ. статья и коммент. Н. Н. Акулиной. — Спб.: Издат. группа «Евразия», 1997 г. — 430 с.
  119. Материалы к совещанию «Стратегия развития образования в Вилюйском улусе на период до 2005 года и задачи ее реализации» / Вилюйское управление образования- науч.- метод, центр.- Вилюйск. — 2000. — 52 с.
  120. Методические рекомендации по организации самоуправления учащихся в ССУЗ / М-во высшего и среднего образования УССР.- Киев: РНМК по ССО Минвуза УССР, 1988. — 15 с.
  121. Михайлова Е.И... Образование в каждом доме // Народное образование Якутии. — 1997. — № 1. — 3 -6 .
  122. Е.И. Развитие системы образования в Республике Саха (Якутия) М-во образования PC (Я). — Якутия, Изд-воДепартамента НиСПО МОРС (Я), 1999.-152.
  123. А.В. Социализация и «смутное время». — М.: Знание, 1991. — 80 с. (Новое в жизни, науке, технике. Сер. «Педагогика и психология" — № 3)
  124. В.Л. Взаимодействие управления и самоуправления как средство оптимизации социальной и профессиональной подготовки специалистов / на опыте средних специальных учебных заведений: Дне. канд. соц. наук. -М.: 1994.-150 с.
  125. Н.А. Интеграция профессионального образования — требование дня // Народное образование Якутии. — 1999. -№ 1. — 92 — 98.
  126. На переломе. Философские дискуссии 20-х годов: философия и мировоззрение /Сост. П. В. Алексеев. — М.: Политиздат, 1990. — 528 с.
  127. Народное образование в СССР. Общеобразовательная школа. Сборник документов 1917 — 1973 г. г. / Сост. А. А. Абакумов, Н. П. Кузин, Ф. И. Пузырев, Л. Ф. Литвинов. — М.: Педагогика, 1974. — 560 с.
  128. Наслежно — улусное социальное воспитание. Части 1 и 2 /РАО. Инст. Пед. Соц. Раб.-М., 1997−127 с.
  129. П. Социальная педагогика. — СП6.-1911.
  130. Р.С. Психология: Учеб. для студентов высш. пед.учеб. заведений: В Зкн. Общие основы психологии. — 3-е изд. — М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 1997.-688 с.
  131. П.А. Самоуправление ученического коллектива — школа гражданской зрелости // Среднее специальное образование. — 1986. — № 1. -С. 43.
  132. М. Е. К новому уровню работы общеобразовательной школы / Выступление Президента PC (Я) на совещании директоров обще- образовательных школ республики 4 июня 1996 г. // Народное образование Якутии. — 1996.-№ 3. — З — 8.
  133. А.Г. О менталитете саха. — Якутск, 1996. — 145 с.
  134. A.M. Принципы демократизации профессионального образования // Педагогика. — 2000. — № 1. — 20 — 27.
  135. Л.И. Педагогика детского коллектива (Вопросы теории). — М.: Педагогика, 1978. — 144 с.
  136. Новикова Л. И Воспитательная система школы: исходные позиции // Советская педагогика. — 1991. — № 11. — 61 — 64.
  137. Новое педагогическое мышление /Под ред. А. В. Петровского. — М.: Педагогика, 1989.-280 с.
  138. Обучение будущих учителей мастерству воспитания /подготовка учителя — воспитателя в педвузе: Сб. научн. тр. / под ред. Э. П. Козлова. — Ростов-на-Дону, 1981.-151 с.
  139. В.М. Проблемы педагогического руководства ученическим самоуправлением // Советская педагогика. — 1980. — № 8. 60 -64.
  140. Основа формирования новой Якутии — образованность и нравственность /Выступление Президента PC (Я) М. Е. Николаева на X съезде учителей республики 5 октября 1996 г. // Республика Саха. — 1996. — 8 окт.
  141. Основные направления повышения эффективности педагогической науки / Сб. науч. тр. АПН СССР, НИИ общ. пед.- М.: АПН СССР, 1990. — 128 с.
  142. Основные положения Концепции очередного этапа реформирования системы образования // Первое сентября. — 1997. -19 авг.
  143. Основы демократизации и самоуправления в ССУЗ /Материалы науч. межтехникум, конф. Январь 1990 г. — Омск: Омское обл. пед. общ. РСФСР, 1990.-59 с.
  144. Оформление библиографического аппарата научных работ / Метод, пособие Гос. Ком. РФ по высшему образованию. — Якутск: из -во ЯГУ. 1993. -30 с.
  145. Педагогическая диагностика в школе / А. И. Кочетов., Я. А. Коломинский, И. И. Прокопьев и др.- под ред А. И. Кочетова. — Мн.: Нар. асвета, 1987. -223 с.
  146. Педагогическая диагностика в ССУЗ /Методические рекомендации. — М.: УМЦССО м е х РФ, 1993. -121с.
  147. Л.И. Организация внутришкольного управления в ФРГ // Педагогика. — 1996. — № 6. — 98 — 103.
  148. И.П. Педагогика. — М.: Просвещение, 1996. — 432 с.
  149. .Н. Культура семейного воспитания народов Севера: прошлое и настоящее. — Якутск: Изд-во ИСКРО PC (Я), 1993. — 63 с.
  150. Г. С. Воспитание детей у народа саха -Якутск: Бичик, 1998 — 80
  151. И.С. «Кут — Сюр» как форма обучения и подготовки будущих учителей по национальной культуре. — Якутск: ЯГУ, 1995. — 24
  152. И.С. Этнопедагогическое учение Айыы. Школа Кут — Сюр. — Якутск: ЯГУ, 1994. — 74 с.
  153. И.С. Этнопедагогика — новая технология воспитания // Народное образование Якутии. — 1999. — № 1. — 153 — 155.
  154. М.М. Без руля и без ветрил // Народное образование. — 1999. — № 10. -С. 222−224.
  155. М.М. В поисках оптимального варианта, — М.: Педагогика, 1988.-192 с.
  156. М.М. Как разработать программу школы. — М.: Новая школа, 1993.-47 с.
  157. М.М. Управление развитием образовательного учреждения // Педагогика. — 1995. — № 2. — 20 — 26.
  158. В.П. Студенческое самоуправление в техникуме // Специалист. — 1994. -№ 56. -С .15 .
  159. Н.И., Мищик Л. И. Без руля и без ветрил? // Вестник высшей школы. — 1987. — № 4. — 81 — 82.
  160. Н.И. Педагогические основы ученического самоуправления: Кн. для учителя. — М: Просвещение, 1991. — 126 с.
  161. Проблемы результативности в образовательном процессе: Материалы республиканской научно-практической конференции / Ин-т развития образования МО PC (Я) — Сост.:Кычкина А. А., Семенова В.В.-Якутск, Из-во ИРО PC (Я), 1999.-168 с.
  162. Программа экспериментально — исследовательских работ по реорганизации образовательной системы г. Вилюйска. — Вилюйск. — 1993. — 50 с.
  163. Программа приобщения детей к процессу возрождения и дальнейшего развития культуры народов Якутии. — Якутск: 1992. — 40 с.
  164. Н.Г. Ученическое самоуправление как фактор подготовки старшеклассников к жизни в условиях социалистической демократии: Дис. канд. пед. наук.- К.: 1990. — 204 с.
  165. Психология личности в трудах отечественных психологов. — СПб.: Изд. «Питер», 2000. — 480 с. — (Серия «Хрестоматия по психологии»).
  166. Пути совершенствования учебно — воспитательной работы в школах Якутии. — Якутск: ЯГУ, 1996. — 72 с.
  167. Развитие идей А. С. Макаренко в теории и методике воспитания /Под ред. В. М. Коротова. — М.: Педагогика, 1989. — 320 с.
  168. Н.А. Совместная деятельность органов ученического и производственного самоуправления при подготовке рабочего современного типа: Дис. канд. пед. наук.-М.: 1991.- 136 с.
  169. В.Н. Самоуправление школьников в учебном процессе как фактор формирования направленности личности : Автор, дис. канд. пед. — М.: 1992.-18 с.
  170. П.Е. Нетрадиционная технологическая система подготовки учителей: Рождение мастера: Кн. для преподавателей высш. и средн. пед. учебн.заведений. — М.: Владос, 2000. — 304 с.
  171. К.Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека: Пер. с анг./ Общ.ред. и предисл. Исениной Е. И. — М.: Издательская группа «Прогресс», «Универс», 1994.-480 с.
  172. М.И. Теория и практика развития ученического самоуправления в профессиональной школе: Дис. док. пед.наук. — Казань: 1989. — 354с.
  173. М.И., Трегубова Т. М. Ученическое самоуправление в техникуме / Методические рекомендации АПН СССР, НИИССО. -М.: АПН СССР, 1991.-56 с.
  174. Роль самоуправления в формировании личности будущего специалиста среднего звена / Метод, рекомендации для классных руководителей ССУЗ.-М.: 1990.-30 с.
  175. А.С. «Кут-сюр» как форма якутского менталитета // Международная жизнь. — М.: 1995. — 104 — 108.
  176. В.М. Образовательная система Вилюйского улуса. — Вилюйск, 1995.-44.
  177. В.М. Развитие образования в Вилюйском улусе // Национальная школа: Концепция и технология развития. Тезисы международной конференции. — М.: Просвещение, 1993. — 126 — 127.
  178. В.М. Управление развитием территориальной (улусной) образовательной системы в условиях Республики Саха (Якутия):Дис. канд пед. наук. — Санкт-Петербург. — 1999. — 210 с.
  179. О. Даешь самоуправление в ССУЗах и ПТУ! // Якутия.-1999 г. — 3 ноября.
  180. П.В. Учиться демократии через самоуправление // Среднее специальное образование. — 1989. — № 4. — 18 — 19.
  181. Н.С. О состоянии и тенденциях развития системы воспитания // Народное образование Якутии. — 1997. — № 2. — 3 — 7.
  182. И.Н., Новикова Л. И. Проблемы современного воспитания в философском контексте // Педагогика. — № 7. — С, 14 — 20.
  183. В.П. Педагогический менеджмент: 50 НОУ-ХАУ в управлении педаг. системами: Учебное пособие. — 3-е изд. ю испр. и доп. — М.: Педагогическое общество России. — 1999. — 430 с.
  184. В.А., Мищенко А. И. Профессионально-педагогическая подготовка современного учителя // Советская педагогика. — 1991. -№. 10. — 79−84.
  185. Сластенин В. А Формирование творческой личности учителя // Советская педагогика. — 1975. — № 1. — 83−93.
  186. В. Новое образование — путь к новому сообществу // Народное образование. — 1998. — № 5. 3 — 5.
  187. В.И. Общая педагогика в тезисах, дефинициях. — М.: Педагогическое общество России, 1999. — 416 с.
  188. Я. Из опыта студенческого самоуправления // Вестник высшей школы: 1987.-№ 1.-С. 81 — 8 3 .
  189. Сорока — Росинский В. Н. Педагогические сочинения / Сост. А. Т. Губко. — М.: Педагогика, 1991.-240 с.
  190. Г. Синтетическая философия: Пер. с анг. — К.: «Ника — Центр», 1997. — 512 с- (Серия «Познание- Вып.2).
  191. Т.И., Сыромятников В. Г. О разработке национально- региональных компонентов государственного образовательного стандарта в PC (Я) // Народное образование Якутии.-1997.- № 1.- 11- 15.
  192. Стратегия духовного возрождения народа / Выступление Президента PC (Я) М. Е. Николаева на встрече с творческой интеллигенцией 19 января 1999 года // Якутия. — 1999. — 22 января.
  193. Т.А. Современные концепци студенческого самоуправления. Молодежь и самоуправление: самоуправление студенческой и учащейся молодежи: Тез. докл., часть 2. — Челябинск: 1989. — 10−13.
  194. Т.А. Современные тенденции студенческого самоуправления / Инновационные процессы в образовании.- Тюмень: 1990. — 88 — 96.
  195. И. Принципы организации образовательного процесса (герменевтический опыт) // Вестник высшей школы. — 1999. — № 1. — С. 12−17.
  196. Н.Г. Совершенствование самоуправления в классной комсомольской организации: Автореф. дис. канд. пед. наук. — Л.:1985.-16с.
  197. П.С. Анатомия мудрости: 120 философов: В 2-х т. — Симферополь: Таврия, 1997.
  198. Н.К., Менейлюк Г. Развивать самоуправление // Воспитание школьников. — 1987. — № 1. — 55 — 58.
  199. Теория и практика личностно ориентированного образования // Педагогика. — 1996.-№ 5. — 72 — 80.
  200. Р.Е. Практическое творчество педагогов — условие движения к новой школе // Народное образование Якутии. 1996. — № 2. — 3 — 4.
  201. Р.Е. Организация и методика педагогических исследований (Рекомендации в помощь методистам). — Якутск: ИСКРО, 1993. — 24 с.
  202. Ю.А. Диалектика управления и самоуправления // Вопросы философии. — 1983. — № 8. — 18 — 30.
  203. Ю.А. Управление делами общества / Субъекты и объекты управления в социалистическом обществе. — М.: Мысль, 1984. — 222 с.
  204. Л.В. Проблема ученического самоуправления в истории и педагогике на Украине в период 1917 — 1931 г.г.: Дис. канд. пед. наук. — К.: 1992.-138 с.
  205. А.А. Из опыта организации ученического самоуправления в малокомплектной школе и создания учебно-воспитательного комплекса в сельской местности // Народное образование Якутии. — 1998. — № 3. — 71 -73.
  206. Т.М. Сотрудничество педагогов и учащихся как фактор развития ученического самоуправления: Дис. канд. пед. наук. — Казань: 1990. -184 с.
  207. Л.И. Психология организаторской деятельности школьников: Учебное псобие для студентов педагогических институтов. — М.: Просвещение, 1980.-160 с.
  208. Управленческая деятельность через призму технологии. — Якутск: Издательство ОИРО, 1998 г.
  209. И.С. Подготовка студентов педвуза к развитию ученического самоуправления: Дис канд. пед. наук. — Минск: 1992. — 198 с.
  210. К.Д. О нравственном элементе в воспитании // Собр. соч. в 10 томах. — Т. 2. — М.: Л., 1948.- 448 — 449.
  211. В.А. Вопросы методики воспитательной работы в средних специальных учебных заведениях: Учебное пособие по спец. курсу для пединститутов. — Рязань: ГПИ, 1988. — 122 с.
  212. Федеральный закон. О внесении изменений и дополнений в закон РФ «Об образовании». — М.: Из-во «Ось — 89», 1996. -64 с.
  213. Д.И. Социальное развитие в пространстве — времени Детства. — М.: Московский психолого-социальный институт / Флинта, 1997. — 160 с.
  214. Философское сознание: драматизм обновления / Отв. ред. Н.И.Лапатин- сост. Е. Н. Шульга.- М.: Политиздат, 1991. — 413с. (Над чем работают, о чем спорят философы).
  215. Философский энциклопедический словарь / Редкол. С. Аверинцев, Э.А. Араб-Оглы, Л. Ф. Ильичев и др. — 2-е изд. — М.: Сов. энциклопедия, 1989.-815 с.
  216. Ф.А., Плохова М. Г., Осовский Е. Г. Лекции по истории отечественной педагогики: Учебное пособие для студентов высших и средних учебных заведений. — М.: ТЦ СФЕРА, 1995. — 160 с.
  217. Л.М., Кулагина И. Ю. Психологический справочник учителя. — Второе издание дополненное и переработанное. — М.: Изд — во «Совершенство», 1998.-432 с.
  218. Холл Социальные институты у детей и учреждения для их развития. — 2- е изд. Петроград: изд-во «Школа и жизнь», 1920. — 109 с.
  219. И.В. Проблемы детского движения в педагогическом наследии М.В. Крупениной: Дис. канд. пед. наук. -М.: 1992. — 141 с.
  220. В.Г. Специфика педагогического руководства ученическим самоуправлением в школе — интернате /на материале работы школ интернатов Украины: Дис. канд. пед. наук. — К.: 1991. — 184 с.
  221. А. Вопросы ученического самоуправления в наследии Н.К. Крупской // Советская педагогика. — 1979. — № 2. — 35 — 40.
  222. В.В. Синергетический подход в проектировании и реализации модели специалиста // Специалист. — 1999. — № 8, — 34 — 35.
  223. Н.К. Формируем саморазвивающуюся личность // Народное образование Якутии, — 1997. — 66 — 70.
  224. В.И., Файн А. П. Альтернативные объединения молодежи: от средневековья к современности / Информационно-методические материа-лы по проблеме юношеских групп, союзов и сообществ / Сыктывкар: 1988. -88 с.
  225. СТ. Дети и общество. // Свободное воспитание. — 1918. — № 8. — 55−57.
  226. С. Философско-методологические основы современной системы образования: постнеклассовый подход: Автореф. дис. канд. философ, наук.-М.: 1996.-23 с.
  227. Школа-коммуна Наркомпроса /Под ред. М. М. Пистрака. — М.: Педагогика, 1990.-288 с.
  228. В.Н. Педагогические условия эффективности — органов школьного самоуправления: Автореф. дис. канд. пед. наук. — К.: 1982. — 18 с.
  229. Maslow А. Motivation and personality. — 3 — nd. — NY, 1987.
Заполнить форму текущей работой