Самоуправление как средство совершенствования подготовки учителя в условиях обновления общества: На материале Республики Саха (Якутия)
Диссертация
Формирование практических умений и навыков самоуправленческой деятельности и овладение теоретическими знаниями педагогического менеджмента осуществлялось в целостном образовательном процессе на основе научно обоснованного подхода к использованию содержания и возможностей педагогического процесса в средних профессиональных учреждениях педагогического профиля. Прежде всего выявлялись: глубина… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Научно-методологические основы формирования и развития самоуправления
- 1. 1. Философские основы самоуправления учащейся молодежи
- 1. 2. Самоуправление как педагогическая проблема
- 1. 3. Модель самоуправления как средства подготовки учителя в среднем педагогическом образовательном уреждении
- Выводы главы
- Глава 2. Совершенствование содержания, форм и методов самоуправленческой деятельности учащихся среднего профессионального образовательного учреждения педагогического профиля
- 2. 1. Содержание самоуправленческой деятельности учащихся педагогического училища в условиях обновления общества
- 2. 2. Организация и результаты экспериментальной работы
- Выводы главы
Список литературы
- Абдуллина О.А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования: Для пед. спец. высш. учебн. заведений. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Просвещение, 1990. — 141 с.
- Аванесьянц Э.М., Рукавишникова Е. Е. Учимся управлять // Специалист. — 1999.-№ 10.-С. 34 -35 .
- Адольф В.А. Формирвание профессиональной компетентности будущего учителя // Педагогика. — 1998. — № 1. — 72 — 75.
- Акбаров А.А. Формирование социальной активности будущего учителя через студенческое самоуправление: Дис. канд. пед. наук.- Ташкент: 1991. — 118с .
- Акбашев Т.Б. Вуз как сфера самоуправления: методический аспект //Развитие самоуправления в педагогических институтах в условиях перестройки высшей школы: Тез. докл. Всесоюз. науч. конф. 28 — 30 января 1988 г. — Владимир: 1988. — 53 — 55.
- Акжалов Б.Т. Система самоуправления в процессе развития ученического коллектива: Автореф. дис. канд. пед. наук. — Алма — Ата: 1991. — 25 с.
- Аманбаева Л.И. Педагогическая организация молодежной среды как фактор успешного воспитания // Народное образование Якутии. — 1997. — № 3. — С Ю — 1 4 .
- Андреев Г. П. От концепции обновления и развития национальных школ к формированию личности человека начала XXI века // Народное образование Якутии. — 1996. — Хо 3. — 19 — 29.
- Андреев Г. П., Кычкина А. А. Тенденции и противоречия в образовании // Народное образование Якутии. — 1998. — № 4. — 21 — 27.
- Анисимов В.Е., Пантина Н. С. Методологические вопросы разработки модели специалиста // Советская педаогика.-1977.- № 5.- С 100−108.
- Аронов А.А. Актуальные проблемы воспитания учащейся молодежи. Условия эффективности решения воспитательных проблем / Методические рекомендации /. — М.: ИПКиПК (ИПК СК), 1995. — 28 с.
- Афанасьев В. Г. Человек в управлении обществом.- М.: Наука, 1977 — 16 с.
- Афанасьев В.Ф. Школа и развитие педагогической мысли в Якутии.- Якутск: Якуткнигоиздат, 1966. — 344 с. с илл. (Якутский госуниверситет).
- Афанасьев Л.А. — Тэрис. Айыы уорэгэ /Мин-во культуры PC (Я).- Якутск, 1993.-183с.
- Белинский В.Г., Герцен А. И., Чернышевский Н. Г., Добролюбов Н. А. Педагогическое наследие /Сост. А. Ф. Смирнов. — М.: Педагогика, 1988. — 384 с. — (Б-ка учителя).
- Белозерцев Е.П. Подготовка учителя в условиях перестройки. — М.: Педагогика, 1989.-208.
- Беляев В.И. СТ. Шацкий: эволюция представлений о целях воспитания. // Педагогика. — 1995. — № 4. — 75−79.
- Беляева В.А., Черных А. П., Певчева Т. В. Духовно-нравственное становление будущего учителя // Педагогика. — 1998. — № 5. — 67 — 69.
- Бестужев — Лада И. Поворот школы к человеку //Народное образование. — 1995.-№ 8−9.-С. 117−120.
- Бердяев Н.А. О назначении человека. — М.: Изд — во Республика, 1993. — 383 с.
- Бердяев Н.А. Судьба России. — М.: Советский писатель, 1990. — 346 с.
- Бим — Бад Б. М. Воспитание человека обществом и общества человеком // Педагогика. — 1996. — № 5. — З — 10.
- Блинников Л.В. Великие философы: Учебный словарь-справочник. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Издательская корпорация «Логос», 1997. — 432 с.
- Бодалев А.А. Вершина развития взрослого человека: характеристики и условия достижения. -М.: Флинта: Наука, 1998. — 168 с.
- Бондаревская Е.В. Ценностные основания личностно ориентированного воспитания // Педагогика. — 1995. — № 4. — 29 -36.
- Борисов П.П. Теория и практика совершенствования содержания общего и среднего образования: (На материале якутских школ Республики Саха (Якутия). — М.: 1998. — 154 с.
- Боровик С, Климкина Н. Ф. Личностно-ориентированное взаимодействие преподавателей и студентов // Специалист. — 1999. — № 12. -С. 24 — 27.
- Буслаева Л.П. Ученическое самоуправление в русской дореволюционной школе и педагогике как средство воспитания учащихся: Дис. канд. пед. наук. — Ленинград: 1970. — 346 с.
- Буравихин В.А. Учитель и общество //Педагогика.-1996. — № 5.- 60 -63.
- Бурхинов Д.М., Данилов Д. А., Намсараев Д. Народная педагогика и современная национальная школа.- Улан-Удэ: изд-во «Бэлиг», 1993.-136 с. 32. Валеев И. И. Самоуправление учащихся как средство эффективности патриотического воспитания /на материале национальных школ — интернатов Башкирской АССР/: Дис. канд. пед. наук.- М.: 1992. — 193 с.
- Валеев И.И. Самоуправление как средство эффективности патриотического воспитания: Автореф. дис. канд. пед. наук. — М.: 1992. — 23 с.
- Валицкая А.П. Культуротворческая школа: концепция и модель образовательного процесса // Педагогика. — 1998. -№ 4. — 12 — 18.
- Варендонк Ж. Детские сообщества. — М.: Из-во Работник просвещения, 1926.-84 с.
- Василькова Ю.В., Василькова Т. А. Социальная педагогика: Курс лекций: Учеб. пособие для студентов пед вузов и колледжей. — М.: Издательский центр «Академия», 1999.- 440 с.
- Вилюйское педагогическое училище /сост.Егорова Н. И. — Худ.А. А. Егоров. -Якутск: Куду к, 1998. — 36 с.
- Винекен Г. Круг идей свободной школьной общины. — Кн. Из-во Работник просвещения.- М.: 1922. — 51 с.
- Виноградова М.Д., Файнберг Р. И. Развитие ученического управления в коллективной деятельности // Советская педагогика.-1985.- № 8. 52 -55.
- Винокурова У.А. Сказ о народе саха /Обложка В. С. Доллонова и А. С. Трифонова. Якутск: Нац. кн. Изд-во «Бичик», 1994. — 144 с.
- Волкова И. Конференция по воспитанию и развитию личности студента // Вестник высшей школы. — 1999. — №. — 5. — 29.
- Волчок Т.И. Гражданское воспитание на уроках общественных дисциплин в связи с новым менталитетом // Народное образование Якутии.-1997.-Х2 3. -С .109−112 .
- Волчок Т.И. Самоуправление как средство результативности подготовки будущего учителя в условиях обновления общества // Среднее профессиональное образование. — 1999. — № 10. — 18−20 .
- Воспитательная система школы: аспект моделирования: Учебн.-метод. пособие / Авт. сост. Е. Н. Степанов, Л. В. Байбородова, Л. Паладьев. — Псков: ПОРШКРО, 1994.-94с.
- Гайденко П.П. Философия Фихте и современность. — М.: Мысль, 1979. — 288 с.
- Гершунский Б.С. Образование в третьем тысячелетии: гармония знания и веры // Педагогика. — 1998. — № 2. — 49 — 57.
- Гершунский Б. С, Шейерман Р. Общечеловеческие ценности в образовании // Педагогика. — 1992. — № 5 -6. — 3 -13.
- Гершунский Б.С. Стратегические приоритеты образования в России // Педагогика. — 1996. — № 5. — 46 — 54.
- Гершунский Б.С. Философия образования. — М.: Московский психолого- социальный институт, Флинта, 1998. — 432 с.
- Гершунский Б.С. Философия образования: научный статус и задачи // Советская педагогика. — 1991. — № 4. — 67 — 74.
- Гессен Оновы педагогики. Введение в прикладную философию /Отв. ред. и сост. П. В. Алексеев. — М.: «Школа — Пресс», 1995. — 448 с.
- Гликман И. Актуальные проблемы воспитания будущих учителей // Вестник высшей школы. — 1999. — № 8. 32 — 35.
- Гордин Л.Ю. Организация классного ученического коллектива. — М.: Просвещение, 1984. — 274 с.
- Гордин Л.Ю. Школа инициативы и самостоятельности /из опыта работы школ г. Таганрога /. — М.: Педагогика, 1984. — 112 с.
- Григорьева Л.Ф. Портрет учителя XXI века // Народное образование Якутии.-1998.-№ 1.-С.26.
- Гуманистические воспитательные системы вчера и сегодня (в описаниях их авторов и исследователей). Редактор — составитель Е. И. Соколова /Под общей редакцией доктора пед. наук Н. Л. Селивановой. — М.: Педагогическое общество России, 1998. — 336 с.
- Гуманистические идеи, социально-педагогические эксперименты, бюрократические извращения в развитии отечественной школы: Межвуз. сбор, науч. тр. / РГПУ им. А. И. Герцена. — С-Пб. — Образование, 1993. — 32 -48.
- Данилов Д.А. Тезисы // Учительский вестник. — 1996. — 23 марта.
- Давыдов В.В. Воспитание молодежи в новых социально-экономических условиях // Советская педагогика. — 1991. — № 7. — 3 — 14.
- Джуринский А.Н. Новые тенденции в воспитании школьной молодежи стран Запада // Советская педагогика. — 1990. — № 7. — 118 — 124.
- Загвязинский В.И. Педагогическое творчество учителя. — М.: Педагогика, 1987.-160 с.
- Закон РФ «Об образовании». — М.: Новая школа, 1992, — 57 с.
- Закон РС (Я) «Об образовании" — Сб. нормативных док.- Якутск: М-во обр. РС (Я), 1995. -C.6−53.
- Закон РС (Я) „Об учителе“: Сб. нормативных док. — Якутск: М-во обр. РС (Я), 1995.-С. 5 4 — 5 8 .
- Зинченко В.П. О целях и ценностях образования // Педагогика. — 1997. — № 5. -С. 3−16.
- Зорина Л.Я. Отражение идей самоорганизации в содержании образования // Педагогика. — 1996. — № 4 — 105 — 109.
- Иванов М.С. Вилюйское педагогическое училище им. Н. Г. Чернышевского (из истории и опыта работы). — Якутск: Кн. изд — во, 1974. — 64 с.
- Изосимов Н.М. Ученическое самоуправление в средней школе как средство воспитания активности: Автор, дис. канд. пед. наук.- Л.: 1964.
- Ильина Т.М. Концепция развития детского движения в Республике Саха (Якутия) // Народное образование Якутии. — 1997. — JV» 1. — 22 — 25.
- Ильина Т.А. Педагогика. Курс лекций: Учебное пособие для студентов пед. институтов. — М.: Просвещение, 1984. — 496 с.
- Интеллектуально — деловая игра «Дархан» / Проекты по развитию детского самоуправления // Молодежный вестник. — 1998. — № 6. — 5 — 36.
- История социальной педагогики: Хрестоматия-учеб.: учеб. пособие / Под. ред. A.M. Галагузовой. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. — 544.
- Казакова А.Г. Методическое обеспечение целостного воспитательного процесса / Методические рекомендации. — М.: ИПКиПК (ИПК СК), 1995. — 1 6 с.
- Канекаева В.П. Демократизация учебно-воспитательного прцесса в ССУЗ /методические рекомендации. — Омск: 1989. — 20 с.
- Капустин Н.П. Школьное самоуправление как фактор формирования активной жизненной позиции учащихся / из опыта работы СШ № 71 Кунцевского района г. Москвы // Советская педагогика. — 1980. — № 8. — 65 — 68.
- Караковский В.А. Стать человеком. Общечеловеческие ценности — основа целостного учебно-воспитательного процесса. — М.: 1993. — 80 с.
- Карпова Н.П. Об основных направлениях развития воспитания и воспитательной работы в Республике Саха (Якутия) // Народное образование Якутии.-1997.-№ 1.-С.17−19.
- Клименюк А.В., Калита А. А., Бережная Э. П. Методология и методика педагогического исследования: постановка цели и задач исследования. — Киев: КГПИ НИИ педагогики УССР, 1988. — 98 с.
- Князева Т.С. Проблема самоуправления воспитанников в теоретическом наследии и опыте А.С. Макаренко: Автореф. дис. канд. пед. наук. — М.: 1981.-25 с.
- Козьменко Л.А., Иванова B.C. О педагогике сотрудничества // Специалист. -1999. -№ 5. — С. 20
- Колосова Л.А. Школа — Центр эстетического образования, демократической культуры и здоровья // Народное образование Якутии. — 1997. — № 2. -С. 57 -59 .
- Кон И. С. Личность как субъект общественных отнощений. — М., «Знание», 1966.-48с.
- Конаржевский Ю.А. Педагогический анализ учебно-воспитательного процесса как высшая функция управления // Советская педагогика. — 1979. — № 2. — С. 72 -78 .
- Концепция воспитания детей в Республике Саха (Якутия) /утвержд. Постановлением Правительства PC (Я) от 10. 12. 96 № 484.
- Концепция воспитания учащейся молодежи // Педагогика. — 1992. — № 3 — 4. — С. 11−19.
- Концепция подготовки учителя начальных классов (педагогических институтах и училищах) /Проект //Начальная школа.-1990.- № 7.- 64 —
- Концепция обновления и развития национальных школ в Республике Саха (Якутия) за 5 лет (1991 — 1996) г. г. / Спецвыпуск. -Якутск: Фонд поддержки нац. школ, 1996. — 50 с.
- Концепция среднего специального образования / НИИ высшего образования. — М.: НИИВО, 1991. — 20 с.
- Концептуальные основы содержания деятельности классного руководителя (классного воспитателя) // Начальная школа. — 1992. — № 2. — 2 — 12.
- Коротов В.М. Самоуправление школьников. — 3 — е изд., доп. и перераб. — М.: Просвещение, 1981.-208 с.
- Кочетов А.И. Педагогическое исследование / Учебное пособие для аспирантов.- Рязань: 1975. — 178 с.
- Крещенко И.Н. Студенческое самоуправление в процессе становления личности будущего учителя: Дис. канд. пед. наук. М.:1991. — 208 с.
- Крупенина М.В. Дети о самоуправлении // Вестник просвещения.-1923.- №-2.
- Крупенина М. В. О самоуправлении // На путях к новой школе.- 1926. — № 12. -С. 100−106.
- Крупская Н.К. Детское самоуправление в школе // Пед. соч. в шести томах. — Т.4. — М.: Педагогика, 1978. — 344 — 353.
- Крупская Н.К. Замечания на проект «Положения о детском самоуправлении в политехнической школе» // Пед. соч. в шести томах. — Т. 5. — М.: Педагогика, 1978.-С. 159−161.
- Крупская Н.К. О школьном самоуправлении / Речь на заседании теоретико-методологической секции общества педагогов — марксистов // Пед. соч. в шести томах. — Т.5. -М.: Педагогика, 1978. — 36 — 44.
- Крупская Н.К. О школьном самоуправлении // Пед. соч. в десяти томах. — Т.1. — М.: Изд-во Акад. пед.- наук. 240 — 248.
- Крупская Н.К. О школьном самоуправлении // Пед. соч. в десяти томах.- Т. 1. — М.: Изд — во Акад. пед. наук. — 168 — 177.
- Крупская Н.К. Станислав Теофилович Шацкий // Пед. соч. в шести томах.- Т.6.- М.: Педагогика, 1978. — 41 — 42.
- Крупская Н.К. Школьное самоуправление // Пед. соч. в шести томах. — Т.2. — М.: Педагогика, 1978. — 384 — 387.
- Крупская Н.К. О школьном самоуправлении / Сост. В. М. Коротов. — М.: Просвещение, 1964. — 207 с.
- Кузин Ф.А. Кандидатская диссертация. Методика написания, правила оформления и порядок защиты. Практическое пособие для аспирантов и соискателей ученой степени. — 2-е изд. — М.: «Ось — 89», 1997. — 208 с.
- Культура народностей Севера: традиции и современность / АН СССР Сиб. отделение филологии и философии отв. ред. В. И. Бойко. — Новосибирск: Наука, 1986.-268 с.
- Культура народов Якутии / Якутский гос. ун-т им. М. К. Аммосова / Сост. Р. И. Бравина. — Якутск: 1993. — 47 с.
- Левченко В.Г. Среднее профессиональное образование: смысл происходящего и контуры будущего // Специалист. — 1999. — № 8. — 34 -35.
- Летурно Шарль. Эволюция воспитания у различных человеческих рас. — СПб, 1907.-498 с.
- Лосский И.О. Условия абсолютного добра: Основы этики- характер русского народа. — М.: Политиздат, 1991. — 368 с. — (Б-ка этич. мысли).
- Макаренко А.С. Воспитание гражданина.- М.: Просвещение, 1988.- 300 с.
- Макаренко А.С. Проблемы школьного советского воспитания / Лекции // Соч. в 7 томах. — Т. 5. — 103 — 224.
- Макаренко А.С. Опыт методики детской трудовой колонии // Соч. в 7 томах. — Т. 5. — 461 — 495.
- Макаренко А.С. Методика организации воспитательного процесса // Соч. в 7 томах.-Т.-5.-С. 9 -100 .
- Майоров А.Н. Мониторинг в образовании. — СПб.: Издательство «Образование — Культура», 1998. — 344 с.
- Малыгина И.В. Проблемы взаимодействия культуры и национального самосознания: Автореф. дис. канд. философ, наук. — М.: 1993. — 16 с.
- Малькова З.А. Ученический комитет в советской школе: Дис. канд. пед. наук. -М. — 1956.
- Мальцева B.C. Самоуправленческая деятельность как средство подготовки будущих учителей к осуществлению инновационных преобразований в современной школе: Дис. канд. пед. наук. — Тюмень: 1996. — 114 с.
- Маркс К. Нищета философии. Ответ на «философию нищеты» г-на Прудо- на // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. — 2-е изд. Т.4. — 65 — 185.
- Маркс К. Гражданская война во Франции. Воззвание генерального Совета Международного Товарищества Рабочих // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. — 2-е ИЗД.-Т.17.-С.317−370.
- Маркс К. Маркс — Фердинанду Домела Ньювенгейсу, 22 февраля 1881 г. // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. — 2-е изд. — Т.35. — 131 — 133.
- Маслоу А.Г. Дальние пределы человеческой психики / Перев. с анг. A.M. Татлыдаевой- Науч. ред., вступ. статья и коммент. Н. Н. Акулиной. — Спб.: Издат. группа «Евразия», 1997 г. — 430 с.
- Материалы к совещанию «Стратегия развития образования в Вилюйском улусе на период до 2005 года и задачи ее реализации» / Вилюйское управление образования- науч.- метод, центр.- Вилюйск. — 2000. — 52 с.
- Методические рекомендации по организации самоуправления учащихся в ССУЗ / М-во высшего и среднего образования УССР.- Киев: РНМК по ССО Минвуза УССР, 1988. — 15 с.
- Михайлова Е.И... Образование в каждом доме // Народное образование Якутии. — 1997. — № 1. — 3 -6 .
- Михайлова Е.И. Развитие системы образования в Республике Саха (Якутия) М-во образования PC (Я). — Якутия, Изд-воДепартамента НиСПО МОРС (Я), 1999.-152.
- Мудрик А.В. Социализация и «смутное время». — М.: Знание, 1991. — 80 с. (Новое в жизни, науке, технике. Сер. «Педагогика и психология" — № 3)
- Назаренко В.Л. Взаимодействие управления и самоуправления как средство оптимизации социальной и профессиональной подготовки специалистов / на опыте средних специальных учебных заведений: Дне. канд. соц. наук. -М.: 1994.-150 с.
- Назаров Н.А. Интеграция профессионального образования — требование дня // Народное образование Якутии. — 1999. -№ 1. — 92 — 98.
- На переломе. Философские дискуссии 20-х годов: философия и мировоззрение /Сост. П. В. Алексеев. — М.: Политиздат, 1990. — 528 с.
- Народное образование в СССР. Общеобразовательная школа. Сборник документов 1917 — 1973 г. г. / Сост. А. А. Абакумов, Н. П. Кузин, Ф. И. Пузырев, Л. Ф. Литвинов. — М.: Педагогика, 1974. — 560 с.
- Наслежно — улусное социальное воспитание. Части 1 и 2 /РАО. Инст. Пед. Соц. Раб.-М., 1997−127 с.
- Наторп П. Социальная педагогика. — СП6.-1911.
- Немов Р.С. Психология: Учеб. для студентов высш. пед.учеб. заведений: В Зкн. Общие основы психологии. — 3-е изд. — М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 1997.-688 с.
- Нецветаев П.А. Самоуправление ученического коллектива — школа гражданской зрелости // Среднее специальное образование. — 1986. — № 1. -С. 43.
- Николаев М. Е. К новому уровню работы общеобразовательной школы / Выступление Президента PC (Я) на совещании директоров обще- образовательных школ республики 4 июня 1996 г. // Народное образование Якутии. — 1996.-№ 3. — З — 8.
- Новиков А.Г. О менталитете саха. — Якутск, 1996. — 145 с.
- Новиков A.M. Принципы демократизации профессионального образования // Педагогика. — 2000. — № 1. — 20 — 27.
- Новикова Л.И. Педагогика детского коллектива (Вопросы теории). — М.: Педагогика, 1978. — 144 с.
- Новикова Л. И Воспитательная система школы: исходные позиции // Советская педагогика. — 1991. — № 11. — 61 — 64.
- Новое педагогическое мышление /Под ред. А. В. Петровского. — М.: Педагогика, 1989.-280 с.
- Обучение будущих учителей мастерству воспитания /подготовка учителя — воспитателя в педвузе: Сб. научн. тр. / под ред. Э. П. Козлова. — Ростов-на-Дону, 1981.-151 с.
- Опалихин В.М. Проблемы педагогического руководства ученическим самоуправлением // Советская педагогика. — 1980. — № 8. 60 -64.
- Основа формирования новой Якутии — образованность и нравственность /Выступление Президента PC (Я) М. Е. Николаева на X съезде учителей республики 5 октября 1996 г. // Республика Саха. — 1996. — 8 окт.
- Основные направления повышения эффективности педагогической науки / Сб. науч. тр. АПН СССР, НИИ общ. пед.- М.: АПН СССР, 1990. — 128 с.
- Основные положения Концепции очередного этапа реформирования системы образования // Первое сентября. — 1997. -19 авг.
- Основы демократизации и самоуправления в ССУЗ /Материалы науч. межтехникум, конф. Январь 1990 г. — Омск: Омское обл. пед. общ. РСФСР, 1990.-59 с.
- Оформление библиографического аппарата научных работ / Метод, пособие Гос. Ком. РФ по высшему образованию. — Якутск: из -во ЯГУ. 1993. -30 с.
- Педагогическая диагностика в школе / А. И. Кочетов., Я. А. Коломинский, И. И. Прокопьев и др.- под ред А. И. Кочетова. — Мн.: Нар. асвета, 1987. -223 с.
- Педагогическая диагностика в ССУЗ /Методические рекомендации. — М.: УМЦССО м е х РФ, 1993. -121с.
- Писарева Л.И. Организация внутришкольного управления в ФРГ // Педагогика. — 1996. — № 6. — 98 — 103.
- Подласый И.П. Педагогика. — М.: Просвещение, 1996. — 432 с.
- Попов Б.Н. Культура семейного воспитания народов Севера: прошлое и настоящее. — Якутск: Изд-во ИСКРО PC (Я), 1993. — 63 с.
- Попова Г. С. Воспитание детей у народа саха -Якутск: Бичик, 1998 — 80
- Портнягин И.С. «Кут — Сюр» как форма обучения и подготовки будущих учителей по национальной культуре. — Якутск: ЯГУ, 1995. — 24
- Портнягин И.С. Этнопедагогическое учение Айыы. Школа Кут — Сюр. — Якутск: ЯГУ, 1994. — 74 с.
- Портнягин И.С. Этнопедагогика — новая технология воспитания // Народное образование Якутии. — 1999. — № 1. — 153 — 155.
- Поташник М.М. Без руля и без ветрил // Народное образование. — 1999. — № 10. -С. 222−224.
- Поташник М.М. В поисках оптимального варианта, — М.: Педагогика, 1988.-192 с.
- Поташник М.М. Как разработать программу школы. — М.: Новая школа, 1993.-47 с.
- Поташник М.М. Управление развитием образовательного учреждения // Педагогика. — 1995. — № 2. — 20 — 26.
- Потиха В.П. Студенческое самоуправление в техникуме // Специалист. — 1994. -№ 56. -С .15 .
- Приходько Н.И., Мищик Л. И. Без руля и без ветрил? // Вестник высшей школы. — 1987. — № 4. — 81 — 82.
- Приходько Н.И. Педагогические основы ученического самоуправления: Кн. для учителя. — М: Просвещение, 1991. — 126 с.
- Проблемы результативности в образовательном процессе: Материалы республиканской научно-практической конференции / Ин-т развития образования МО PC (Я) — Сост.:Кычкина А. А., Семенова В.В.-Якутск, Из-во ИРО PC (Я), 1999.-168 с.
- Программа экспериментально — исследовательских работ по реорганизации образовательной системы г. Вилюйска. — Вилюйск. — 1993. — 50 с.
- Программа приобщения детей к процессу возрождения и дальнейшего развития культуры народов Якутии. — Якутск: 1992. — 40 с.
- Протасова Н.Г. Ученическое самоуправление как фактор подготовки старшеклассников к жизни в условиях социалистической демократии: Дис. канд. пед. наук.- К.: 1990. — 204 с.
- Психология личности в трудах отечественных психологов. — СПб.: Изд. «Питер», 2000. — 480 с. — (Серия «Хрестоматия по психологии»).
- Пути совершенствования учебно — воспитательной работы в школах Якутии. — Якутск: ЯГУ, 1996. — 72 с.
- Развитие идей А. С. Макаренко в теории и методике воспитания /Под ред. В. М. Коротова. — М.: Педагогика, 1989. — 320 с.
- Рахова Н.А. Совместная деятельность органов ученического и производственного самоуправления при подготовке рабочего современного типа: Дис. канд. пед. наук.-М.: 1991.- 136 с.
- Расхупкин В.Н. Самоуправление школьников в учебном процессе как фактор формирования направленности личности : Автор, дис. канд. пед. — М.: 1992.-18 с.
- Решетников П.Е. Нетрадиционная технологическая система подготовки учителей: Рождение мастера: Кн. для преподавателей высш. и средн. пед. учебн.заведений. — М.: Владос, 2000. — 304 с.
- Роджерс К.Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека: Пер. с анг./ Общ.ред. и предисл. Исениной Е. И. — М.: Издательская группа «Прогресс», «Универс», 1994.-480 с.
- Рожков М.И. Теория и практика развития ученического самоуправления в профессиональной школе: Дис. док. пед.наук. — Казань: 1989. — 354с.
- Рожков М.И., Трегубова Т. М. Ученическое самоуправление в техникуме / Методические рекомендации АПН СССР, НИИССО. -М.: АПН СССР, 1991.-56 с.
- Роль самоуправления в формировании личности будущего специалиста среднего звена / Метод, рекомендации для классных руководителей ССУЗ.-М.: 1990.-30 с.
- Саввинов А.С. «Кут-сюр» как форма якутского менталитета // Международная жизнь. — М.: 1995. — 104 — 108.
- Саввинов В.М. Образовательная система Вилюйского улуса. — Вилюйск, 1995.-44.
- Саввинов В.М. Развитие образования в Вилюйском улусе // Национальная школа: Концепция и технология развития. Тезисы международной конференции. — М.: Просвещение, 1993. — 126 — 127.
- Саввинов В.М. Управление развитием территориальной (улусной) образовательной системы в условиях Республики Саха (Якутия):Дис. канд пед. наук. — Санкт-Петербург. — 1999. — 210 с.
- Семенова О. Даешь самоуправление в ССУЗах и ПТУ! // Якутия.-1999 г. — 3 ноября.
- Середенко П.В. Учиться демократии через самоуправление // Среднее специальное образование. — 1989. — № 4. — 18 — 19.
- Сивцева Н.С. О состоянии и тенденциях развития системы воспитания // Народное образование Якутии. — 1997. — № 2. — 3 — 7.
- Сизевская И.Н., Новикова Л. И. Проблемы современного воспитания в философском контексте // Педагогика. — № 7. — С, 14 — 20.
- Симонов В.П. Педагогический менеджмент: 50 НОУ-ХАУ в управлении педаг. системами: Учебное пособие. — 3-е изд. ю испр. и доп. — М.: Педагогическое общество России. — 1999. — 430 с.
- Сластенин В.А., Мищенко А. И. Профессионально-педагогическая подготовка современного учителя // Советская педагогика. — 1991. -№. 10. — 79−84.
- Сластенин В. А Формирование творческой личности учителя // Советская педагогика. — 1975. — № 1. — 83−93.
- Слободчиков В. Новое образование — путь к новому сообществу // Народное образование. — 1998. — № 5. 3 — 5.
- Смирнов В.И. Общая педагогика в тезисах, дефинициях. — М.: Педагогическое общество России, 1999. — 416 с.
- Соломатин Я. Из опыта студенческого самоуправления // Вестник высшей школы: 1987.-№ 1.-С. 81 — 8 3 .
- Сорока — Росинский В. Н. Педагогические сочинения / Сост. А. Т. Губко. — М.: Педагогика, 1991.-240 с.
- Спенсер Г. Синтетическая философия: Пер. с анг. — К.: «Ника — Центр», 1997. — 512 с- (Серия «Познание- Вып.2).
- Степанова Т.И., Сыромятников В. Г. О разработке национально- региональных компонентов государственного образовательного стандарта в PC (Я) // Народное образование Якутии.-1997.- № 1.- 11- 15.
- Стратегия духовного возрождения народа / Выступление Президента PC (Я) М. Е. Николаева на встрече с творческой интеллигенцией 19 января 1999 года // Якутия. — 1999. — 22 января.
- Строкова Т.А. Современные концепци студенческого самоуправления. Молодежь и самоуправление: самоуправление студенческой и учащейся молодежи: Тез. докл., часть 2. — Челябинск: 1989. — 10−13.
- Строкова Т.А. Современные тенденции студенческого самоуправления / Инновационные процессы в образовании.- Тюмень: 1990. — 88 — 96.
- Сулима И. Принципы организации образовательного процесса (герменевтический опыт) // Вестник высшей школы. — 1999. — № 1. — С. 12−17.
- Тарасенко Н.Г. Совершенствование самоуправления в классной комсомольской организации: Автореф. дис. канд. пед. наук. — Л.:1985.-16с.
- Татаринов П.С. Анатомия мудрости: 120 философов: В 2-х т. — Симферополь: Таврия, 1997.
- Твердохлебов Н.К., Менейлюк Г. Развивать самоуправление // Воспитание школьников. — 1987. — № 1. — 55 — 58.
- Теория и практика личностно ориентированного образования // Педагогика. — 1996.-№ 5. — 72 — 80.
- Тимофеева Р.Е. Практическое творчество педагогов — условие движения к новой школе // Народное образование Якутии. 1996. — № 2. — 3 — 4.
- Тимофеева Р.Е. Организация и методика педагогических исследований (Рекомендации в помощь методистам). — Якутск: ИСКРО, 1993. — 24 с.
- Тихомиров Ю.А. Диалектика управления и самоуправления // Вопросы философии. — 1983. — № 8. — 18 — 30.
- Тихомиров Ю.А. Управление делами общества / Субъекты и объекты управления в социалистическом обществе. — М.: Мысль, 1984. — 222 с.
- Тищенко Л.В. Проблема ученического самоуправления в истории и педагогике на Украине в период 1917 — 1931 г.г.: Дис. канд. пед. наук. — К.: 1992.-138 с.
- Томская А.А. Из опыта организации ученического самоуправления в малокомплектной школе и создания учебно-воспитательного комплекса в сельской местности // Народное образование Якутии. — 1998. — № 3. — 71 -73.
- Трегубова Т.М. Сотрудничество педагогов и учащихся как фактор развития ученического самоуправления: Дис. канд. пед. наук. — Казань: 1990. -184 с.
- Уманский Л.И. Психология организаторской деятельности школьников: Учебное псобие для студентов педагогических институтов. — М.: Просвещение, 1980.-160 с.
- Управленческая деятельность через призму технологии. — Якутск: Издательство ОИРО, 1998 г.
- Усенко И.С. Подготовка студентов педвуза к развитию ученического самоуправления: Дис канд. пед. наук. — Минск: 1992. — 198 с.
- Ушинский К.Д. О нравственном элементе в воспитании // Собр. соч. в 10 томах. — Т. 2. — М.: Л., 1948.- 448 — 449.
- Фадеев В.А. Вопросы методики воспитательной работы в средних специальных учебных заведениях: Учебное пособие по спец. курсу для пединститутов. — Рязань: ГПИ, 1988. — 122 с.
- Федеральный закон. О внесении изменений и дополнений в закон РФ «Об образовании». — М.: Из-во «Ось — 89», 1996. -64 с.
- Фельдштейн Д.И. Социальное развитие в пространстве — времени Детства. — М.: Московский психолого-социальный институт / Флинта, 1997. — 160 с.
- Философское сознание: драматизм обновления / Отв. ред. Н.И.Лапатин- сост. Е. Н. Шульга.- М.: Политиздат, 1991. — 413с. (Над чем работают, о чем спорят философы).
- Философский энциклопедический словарь / Редкол. С. Аверинцев, Э.А. Араб-Оглы, Л. Ф. Ильичев и др. — 2-е изд. — М.: Сов. энциклопедия, 1989.-815 с.
- Фрадкин Ф.А., Плохова М. Г., Осовский Е. Г. Лекции по истории отечественной педагогики: Учебное пособие для студентов высших и средних учебных заведений. — М.: ТЦ СФЕРА, 1995. — 160 с.
- Фридман Л.М., Кулагина И. Ю. Психологический справочник учителя. — Второе издание дополненное и переработанное. — М.: Изд — во «Совершенство», 1998.-432 с.
- Холл Социальные институты у детей и учреждения для их развития. — 2- е изд. Петроград: изд-во «Школа и жизнь», 1920. — 109 с.
- Цветкова И.В. Проблемы детского движения в педагогическом наследии М.В. Крупениной: Дис. канд. пед. наук. -М.: 1992. — 141 с.
- Чугаевский В.Г. Специфика педагогического руководства ученическим самоуправлением в школе — интернате /на материале работы школ интернатов Украины: Дис. канд. пед. наук. — К.: 1991. — 184 с.
- Черник А. Вопросы ученического самоуправления в наследии Н.К. Крупской // Советская педагогика. — 1979. — № 2. — 35 — 40.
- Чешегоров В.В. Синергетический подход в проектировании и реализации модели специалиста // Специалист. — 1999. — № 8, — 34 — 35.
- Чиряев Н.К. Формируем саморазвивающуюся личность // Народное образование Якутии, — 1997. — 66 — 70.
- Шаронов В.И., Файн А. П. Альтернативные объединения молодежи: от средневековья к современности / Информационно-методические материа-лы по проблеме юношеских групп, союзов и сообществ / Сыктывкар: 1988. -88 с.
- Шацкий СТ. Дети и общество. // Свободное воспитание. — 1918. — № 8. — 55−57.
- Шевелева С. Философско-методологические основы современной системы образования: постнеклассовый подход: Автореф. дис. канд. философ, наук.-М.: 1996.-23 с.
- Школа-коммуна Наркомпроса /Под ред. М. М. Пистрака. — М.: Педагогика, 1990.-288 с.
- Ященко В.Н. Педагогические условия эффективности — органов школьного самоуправления: Автореф. дис. канд. пед. наук. — К.: 1982. — 18 с.
- Maslow А. Motivation and personality. — 3 — nd. — NY, 1987.