Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Формирование культуры здоровья студентов в образовательном процессе среднего профессионального учебного заведения

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Для повышения психолого-педагогической компетентности преподавателей в исследуемом направлении было разработано содержание, составлена программу теоретико-практического семинара, разработана методика организации оздоравливающей деятельности студентов СПУЗа. Участие в семи-' наре расширило рамки узкой специализации преподавателей-предметников, расширило восприятие меняющегося мира, актуализировало… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Культурно-исторические и социокультурные основы оздоровительной деятельности человека
    • 1. 1. Актуализация проблемы здоровья человека в зарубежной философской, медико-социальной, психолого-педагогической литературе
    • 1. 2. Социальные основы традиций сохранения здоровья человека в России
    • 1. 3. Создание системы оздоровительной деятельности в советских и постсоветских образовательных учреждениях
  • Выводы по главе I
  • Глава II. Теоретические предпосылки формирования культуры здоровья студентов техникума
    • 2. 1. Анализ причин состояния нездоровья студентов среднего профессионального учебного заведения
    • 2. 2. Теоретические предпосылки формирования культуры здоровья студентов среднего профессионального учебного заведения
  • Выводы по главе II
  • Глава III. Анализ опытно-экспериментальной работы по формированию культуры здоровья студентов среднего профессионального учебного заведения
    • 3. 1. Подготовка педагогов к проведению оздоровительной учебно-воспитательной работы со студентами
    • 3. 2. Организация здоровьесберегающей социокультурной деятельности студентов
  • Выводы по главе III

Формирование культуры здоровья студентов в образовательном процессе среднего профессионального учебного заведения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Современные радикальные изменения в жизни российского общества, обострившиеся социальные и экологические проблемы страны, обусловили появление тенденций ухудшения здоровья россиян. Одной из наиболее уязвимых категорий населения является подрастающее поколение. Статистические данные последних лет свидетельствуют о том, что лишь 10% выпускников общеобразовательных школ России можно отнести к числу здоровых, 40% обучающихся имеют хроническую патологию, а у каждого второго ученика выявлено несколько хронических заболеваний.

Анализ проблемы здоровья в зарубежной и отечественной философской, психолого-педагогической литературе показал, что здоровье представляет собой естественную, абсолютную и непреходящую жизненную ценность. На протяжении всей человеческой цивилизации разрабатывались педагогические системы, направленные на воспитание здорового подрастающего поколения.

Изучение исторически сложившихся социальных условий оздоровления человека в России показало, что в стране до 1917 г. существовали этнические и сословные группы населения, развивавшие различные подсистемы оздоровления человека: в этнических группах с помощью фольклорного механизма, института народных целителей получили свое распространение народные средствав высших сословиях общества развитие получила европейская научная медицина, скептически относившаяся к использованию народных средств.

В советский период становления отечественной педагогики здоровье часто связывалось с обучением и воспитанием ребенка: трудовым воспитанием (П.П. Блонский, Н. К. Крупская, А. С. Макаренко, В.Н. и С. Т. Шацкие и др.) — гигиеническим воспитанием (Н.А. Бернштейн, В. А. Воскресенский, А. А. Дубровский, В. И. Загвязинский и др.) — разработкой вопросов охраны здоровья (Н.А. Бериштейп, Н. П. Дубинин, А. А. Дубровский, Д. М. Дубровский, А. И. Киколов и др.).

В последние десятилетия XX века в обществе обострилась ситуация, связанная с социальным нездоровьем, что вызвало необходимость разработки проблем медицинской и психолого-педагогической, социокультурной помощи молодежи с особыми нуждами (И.С. Болотовский, А. А. Герцензон,.

A.Я. Гришко, Д. Д. Дунаевский, Г. Е. Зборовский, И. М. Кириллов, Н. Я. Копыт, Ю. П. Лисицын и др.), актуализировало появление валеологической культуры, необходимость в выработке практического контроля и сохранения здоровья человека (Р.И. Айзман, JI.B. Барков, Г. Н. Жарова, Э. М. Казин, А. Г. Щедрина и др.) — Это не могло не сказаться на педагогической теории, которая выделяет образование в качестве регулятора взаимосвязи окружающей среды и личности и опирается на фундаментальные философско-социологические и психологические положения К.А. Абульхановой-Славской, Б. Г. Ананьева,.

B.Г. Афанасьева, А. А. Бодалева, Л. И. Божович, Л. П. Буевой, Л. С. Выготского, С. Н. Иконниковой, А. Н. Леонтьева, А. В. Петровского, В. Г. Спирина, Г. Н. Филонова, А. Г. Харчева и др.

На рубеже XX—XXI вв. утверждается тезис культуросообразности образования (Е.В. Бондаревская, Э. В. Ильенков, М. С. Каган, B.C. Леднев, Е. Н. Шиянов и др.), повышается роль культуры в обогащении духовного мира личности (А.И. Арнольдов, Б. С. Библер, Э. В. Ильенков, Л. Н. Коган, Э. С. Маркарян, В. М. Межуев и др.).

Вместе с тем изучение состояния здоровья студентов среднего профессионального учебного заведения показало, что проблемы девиантного поведения молодежи зачастую становятся базовыми в плане ее нездоровьяпроблемами так называемых вредных привычек обучающихся по-прежнему занимаются, в основном, медики, психиатры, наркологи, юристы, психологи, хотя к разрешению данной проблемы целесообразно подключать педагогов, культурологов, социологов и других специалистов.

Снижение воспитательного потенциала образовательных учреждений значительно влияет на ценностные ориентации, смысл жизни человека. Возникает моральный релятивизм, неопределенность ожиданий людей относительно поведения окружающих, отсутствие общепринятых идеалов. Коммерциализация многих видов досуга в сферах культуры, спорта не позволяет молодым людям проводить свободное время с очевидной пользой для здоровья.

Анализ проблем здоровья в среднем профессиональном учебном заведении выявил противоречия между изменяющимися требованиями общества к здоровью человека как к ценности и несформированностыо реальной культуры здоровья у значительной части студенческой молодежи. Преодоление выявленного противоречия сопряжено с актуализацией учебно-воспитательной деятельности, повышающей культуру здоровья обучающихся.

Проблема исследования формулируется следующим образом: каковы оптимальные условия учебно-воспитательной деятельности среднего профессионального учебного заведения, повышающей культуру здоровья студентов.

Актуальность проблемы предопределила выбор темы исследования: «Формирование культуры здоровья студентов в образовательном процессе среднего профессионального учебного заведения».

Объект исследования — культура здоровья студентов среднего профессионального учебного заведения.

Предмет — формирование культуры здоровья студентов в учебно-воспитательном процессе техникума.

Цель исследования — теоретическое обоснование, разработка и экспериментальная проверка условий учебно-воспитательной работы, повышающих культуру здоровья студентов техникума.

Гипотеза исследования: учебно-воспитательная работа среднего профессионального учебного заведения будет более эффективно формировать культуру здоровья студентов, если:

— выявлены и исследованы культурно-исторические и социокультурные основы оздоровительной деятельности человека;

— раскрыта сущность здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе среднего профессионального учебного заведения;

— оптимизированы психолого-педагогические условия деятельности преподавателей среднего профессионального учебного заведения, направленные на формирование культуры здоровья студентов;

— выявлены и обоснованы критерии и уровни показателей сформирован поста культуры здоровья студентов.

В соответствии с объектом, предметом и целью были определены следующие задачи исследования:

1. Раскрыть возможности учебно-воспитательного процесса современного среднего профессионального учебного заведения в формировании культуры здоровья студентов на основе анализа культурно-исторического и социокультурного аспектов оздоровительной деятельности человека.

2. Разработать комплекс оптимальных психолого-педагогических условий (подготовка педагогов среднего профессионального учебного заведения к оздоровительной работе со студентами, обеспечение социально-педагогического средового подхода, использование воспитательных возможностей социокультурных традиций региона с их включением в учебные и внеучеб-ные занятия), актуализирующих формирование социально ценных досуговых интересов обучающихся.

3. Выявить и обосновать критерии и уровни показателей сформированное&tradeкультуры здоровья будущего специалиста, позволяющих оценить эффективность формирования культуры здоровья студентов среднего профессионального учебного заведения.

Методологической основой исследования явились философские положения о развитии, всеобщей связи и взаимообусловленности явлений, предметов деятельности, о системном подходе к ней как общеметодологическом принципе науки и системном понимании воспитания, о человеке как высшей ценности общества и самоцели социального развития, о роли интеграции современного научного знания, ориентированного на формирование культуры здоровья человека.

Теоретической основой исследования стали научно разработанные принципы применения системного подхода в педагогике и психологии (В.П. Беспалько, В. А. Караковский, Л. И. Новикова, Ю. П. Сокольников, В. Д. Шадриков, С. Т. Шацкий и др.) — факторы оптимизации педагогической деятельности (Ю.К. Бабанский, Г. Н. Филонов и др.) — идеи ценностного понимания смысла жизни (А.Г. Здравомыслов, И. С. Кон, В.А. Ядов) — исследования ценностно-мотивационной сферы личности в профессиональной деятельности (А.Г. Асмолов, Н. А. Асташова, В. А. Сластенин, В. Д. Шадриков и др.) — рассмотрение процесса становления личности с позиции формирования здорового образа жизни, валеологической культуры, оздоровления человека (Р.И. Айзман, О. А. Александров, J1.B. Барков, И. И. Брехман, О. В. Гринина, Г. Н. Жарова, Ю. П. Лисицын, И. Н. Смирнов, А. Г. Щедрина и др.) — теории деятельности личности С. Л. Рубинштейна и А. Н. Леонтьеватеоретические положения о социальной детерминации развития личности (В.Г. Бочарова, Н. Ф. Маслова, А. В. Мудрик, В. Д. Семенов, В. А. Фокин, Г. Н. Филонов и др.).

Методами исследования, направленными на проверку выдвинутых в гипотезе предположений, явились системный анализ и синтез, изучение и обобщение философской, психолого-педагогической литературыопросные методы (анкетирование, беседа, интервью) — тестирование, моделирование, наблюдениепедагогический эксперимент, анализ продуктов деятельности, экспертная оценка.

Экспериментальная база исследования. Исследование проводилось на базе Волоколамского техникума экономики и права, а также средних общеобразовательных школ г. Волоколамска и Волоколамского района Московской области. Опытно-экспериментальной работой было охвачено 560 студентов, 26 преподавателей техникума и 2311 школьников.

Организация исследования осуществлялась в несколько этапов.

На первом этапе (2001;2002 гг.) были осуществлены теоретический анализ и оценка современного состояния исследуемой проблемы, определялись объект, предмет, цель, задачи, разрабатывались гипотеза исследования, стратегия констатирующего этапа эксперимента, программа оздоровительной деятельности студентов, обсуждалась база исследования. Результатом этапа стало предположение о возможности повышения культуры здоровья студентов в учебной и внеучебной деятельности.

На втором этапе (2002;2003 гг.) проводился констатирующий этап эксперимента, изучались возможности осуществления оздоровительной деятельности в образовательном процессе среднего профессионального учебного заведения. При этом был сделан вывод о том, что содержание учебных и внеучебных занятий в техникуме недостаточно использует собственные ресурсы для повышения культуры здоровья студентов. Разрабатывался механизм взаимосвязи занятий в учебное и внеучебное время, а также подготовки преподавателей техникума к проведению взаимосвязанных учебных и вне-учебных занятий, направленных на повышение культуры здоровья будущих специалистов.

На третьем этапе (2003;2006 гг.) проводился формирующий эксперимент, в рамках которого применялся социально-педагогический средовой подход, использовались воспитательные возможности социокультурных традиций региона, осуществлялась взаимосвязь учебных и внеучебных занятий, актуализирующих социально-ценные досуговые интересы студентовобрабатывались полученные результаты эксперимента, подводились итоги исследования, составлялись методические материалы, выполнялось литературное оформление диссертационной работы.

Наиболее существенные результаты, полученные лично диссертантом:

— уточнено понятие культуры здоровья студентов в среднем профессиональном учебном заведении как базовой характеристики преобразовательного поведения личности в виде ее готовности усваивать валеологиче-ские знания, овладевать оздоравливающими технологиями в учебное и вне-учебное время;

— охарактеризована сущность процесса становления научного здоровь-есберегающего мировоззрения, накопления и хранения информации о здоровье, здоровом образе жизни, перевода знаний в умения овладевать оздоравливающими технологиями и транслировать их через социальные отношения в учебной и внеучебной деятельности студентов;

— в системе воспитательной работы среднего профессионального учебного заведения теоретически сформулированы и эмпирически подтверждены психолого-педагогические условия успешного становления культуры здоровья будущих специалистов: разработана и внедрена при непосредственном участии автора программа теоретико-практического семинара для преподавателей техникума и педагогов дополнительного образованияреализован социально-педагогический средовой подход и использованы в образовательном процессе воспитательные возможности социокультурных традиций регионаорганизована опытно-экспериментальная работа, проанализированы ее результатыраспространен полученный позитивный опыт в другом образовательном учреждении.

Научная новизна исследования состоит в обосновании и реализации комплекса оптимальных психолого-педагогических условий формирования культуры здоровья будущего специалиста: обеспечение готовности педагогов техникума и педагогов дополнительного образования к активному участию в оздоровительной деятельностиучет индивидуальных и возрастных особенностей, досуговых интересов студентов техникумавзаимосвязь учебных и внеучебных занятий, актуализирующих социально-ценные досуговые интересы будущих специалистовреализация социально-педагогического средо-вого подхода, воспитательных возможностей социокультурных традиций регионаиспользование критериев и показателей культуры здоровья будущего специалиста, включающих когнитивный (уровень усвоения валеологических знаний), операционно-практический (уровень овладения оздоравливающими технологиями в учебное и внеучебное время), потребностно-мотивационный (уровень социальной зрелости и готовности студента овладевать знаниями о здоровье, здоровьесберегающими технологиями) компоненты.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что в нем систематизированы и проанализированы основные идеи о культуре здоровья, факторах, влияющих на ее формирование. В ходе учебно-воспитательной работы происходит обогащение молодежной субкультуры студентов техникума основами культуры здоровья. В исследовании созданы оптимальные психолого-педагогические условия, придающие образовательному процессу системность, направленность: теоретически разработана программа подготовки преподавателей техникума и педагогов дополнительного образования, ориентированная на оздоровительную деятельность обучающихсяактуализирован механизм взаимосвязи учебной и внеучебной образовательной деятельности, использованы дополнительные возможности социально-педагогического средового подхода и социокультурных традиций региона, что усилило воспитательный потенциал образовательного учреждения, обеспечило тенденцию перехода от узконаправленного профессионально-обучающего учреждения до социально-педагогической открытой системы, создающей студенту благоприятные психолого-педагогические условия для успешного формирования культуры здоровья.

Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанные в ходе исследования положения оздоровительной деятельности позволяют формировать культуру здоровья будущего специалистасозданные психолого-педагогические условия содействуют личностно ориентированному характеру обучения, отвечают современным перспективным задачам оздоравливающего образовательного процессаэкспериментально проверенная программа формирования культуры здоровья студентов расширяет направления учебной и внеучебной деятельности среднего профессионального учебного заведения, что может быть широко использовано для психологопедагогического сопровождения процесса формирования культуры здоровья будущих специалистов. Основные содержательные и процессуальные компоненты, являющиеся инструментарием формирования культуры здоровья студентов, обладают способностью воспроизводимости, вариативности, адаптивности и могут быть внедрены в учебно-воспитательный процесс образовательных учреждений.

Апробация и внедрение результатов осуществлялись на протяжении всего периода исследования. Основные положения диссертации обсуждались и получили одобрение на кафедре гуманитарных и социально-экономических дисциплин филиала Российского государственного гуманитарного университета в г. Калуге, на кафедре социальной педагогики Московского государственного областного педагогического института, на межрегиональных и международных научно-практических конференциях (Москва, 2007; Мценск, 2006; Наро-Фоминск, 2006; Нижний Новгород, 2006; Орехово-Зуево, 2008). Основные положения и результаты исследования представлены в 10 научных публикациях.

Теоретические и методические аспекты работы были апробированы в учебно-воспитательном процессе Волоколамского техникума экономики и права. Результаты работы также были внедрены в практику работы Волоколамского аграрного техникума.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Культура здоровья студента среднего профессионального учебного заведения представляет собой элемент профессиональной и общечеловеческой культуры и включает сформированное научное здоровьесберегающее мировоззрение, разработанный механизм накопления, хранения информации о здоровье, здоровом образе жизни, технологиях оздоровления, мотивированного перевода знаний в ценности здоровья, желания и умения овладевать оздоравливающими технологиями и транслировать их через социальные отношения в учебной и внеучебной деятельности студентов.

2. Комплекс психолого-педагогических условий формирования культуры здоровья будущего специалиста включает: готовность педагогов к активному участию в здоровьеориентированной деятельностиучет индивидуальных и возрастных особенностей, досуговых интересов студентов техникумасодержательную взаимосвязь учебных и внеучебных занятий, актуализирующих социально-ценные досуговые интересы будущих специалистовреализацию социально-педагогического средового подхода и использование в образовательном процессе воспитательных возможностей социокультурных традиций региона.

3. Компонентами системной оценки культуры здоровья студентов являются: когнитивный, операционно-практический, потребностно-мотиваци-онный. Процесс формирования в учебном заведении культуры здоровья студентов представляет собой интегрированное и активно-деятельностное состояние, влияющее на ценностные установки личности обучающихся. Уровни показателей (низкий, средний, высокий) позволяют преподавателю и педагогу дополнительного образования объективно оценивать качество усвоения знаний о здоровье человека, оздоравливающих технологиях будущих специалистов, их мотивирующую практическую готовность овладевать этими технологиями в учебное и внеучебное время.

Достоверность результатов исследования обеспечивается методологической обоснованностью исходных положенийприменением комплекса методов, адекватных предмету, цели и задачам исследования, логикой проведения эксперимента, анализом литературы по исследуемой проблемерепрезентативностью полученных результатов, сочетанием количественного и качественного анализа материалаличным участием автора в опытно-экспериментальной работе, широким обсуждением ее результатов.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка, приложений.

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ HI.

При планировании опытно-экспериментальной работы со студентами техникума были учтены данные об их состоянии здоровья и ценностных до-су говых ориентациях (до эксперимента всего около 20% студентов посещали секции, кружки и клубы образовательного учреждения), а также слабая готовность педагогов к руководству здоровье-ориентированной деятельностью обучающихся.

При разработке программы теоретико-практического семинара ставилась задача повысить педагогическую компетентность преподавателей в исследуемом вопросе. Для этого использовались разнообразные формы теоретической и практической подготовки, что существенно повысило уровень педагогической компетентности преподавателей техникума в исследуемом направлении. Участие в семинаре позволило педагогам проявить активное восприятие мира, расширить когнитивную сферу, актуализировать свой творческий потенциал. Участники семинара смогли по-новому взглянуть на проблему формирования культуры здоровья студентов: увидели дополнительные педагогические возможности взаимосвязи учебных занятий с вне-учебными, досуговыми доступными учащимся занятиями, стремились внедрять разнообразные формы досуговой деятельности, творчески использовали механизм педагогического сотрудничества техникума с другими социальными институтами. В результате проведения констатирующего эксперимента были созданы условия для проведения формирующего эксперимента.

Проведение формирующего эксперимента позволило выявить дополнительный педагогический ресурс формирования культуры здоровья студентов: упорядочило взаимосвязь учебной и внеучебной их деятельности, минимизировало стихийность протекания внеучебной досуговой деятельности и разобщенность учебной и внеучебной деятельности. Такая деятельность наполняла досуг студентов нравственным, воспитательным смыслом, создавала благоприятную среду для социально-культурного оздоровления, блокировало и нейтрализовало доминирование развлекательных досуговых ориентаций обучающихся, развитие у них вредных привычек.

Культура здоровья студентов рассматривалась в контексте общей культуры общества, как одна из сфер социокультурной деятельности. Поэтому формирование валеологической культуры будущих специалистов требовало определенной системы, сочетающей событийность образовательной деятельности, просвещения, творчества, практических самодеятельных занятия студентов. Сама организация профессионального образования в техникуме создавала благоприятную среду для социально-культурной активности и инициатив студентов в сфере досуга, благоприятного соотношения труда и отдыха путем научения будущих специалистов правильно организовывать собственный режим дня, соблюдать на протяжении всего периода обучения оздоравливающую последовательность видов учебной и внеучебной деятельности, питания.

Поскольку полностью исключить утомление молодых людей в образовательной деятельности практически невозможно, то мы вооружали будущих специалистов умениями проводить аутогенную тренировку, которая с успехом применялась не только на внеучебных занятиях в спортивных секциях, кружках, клубах, но и в ходе учебных занятий по предметам ОБЖ, биология, правоведение, социальная психология и др.

Проблема недостаточности минеральных веществ и микроэлементов, актуализирующаяся врачами-диетологами, разрешалась путем внедрения в рацион питания студентов продукции фирмы АРГО («Сибирское здоровье»). Полученные позитивные результаты были положительно восприняты семьями студентов, и уже семьи вовлекались в оздоровление обучающихся в техникуме путем применения некоторых препаратов БАД «Литовит» («Лито-вит» с клюквой, «Литовит» со свеклой).

Значительная роль в формировании культуры здоровья студентов отводилась туристической деятельности в рамках работы клуба «Патриот». Данное направление связано не только с физическим развитием обучающихся, но и эстетически и нравственно воспитывающим отношением к природе, богатому историческому прошлому и настоящему края.

Методика организации здоровье-ориентированной деятельности студентов, взаимосвязь их учебной и внеучебной деятельности повлияла на изменение их досуговых ценностей в сторону творческого самодеятельного проведения досуга, оздоравливающих видов досуговой деятельности, что в итоге привело к снижению уровня тревожности у обучающихся. Педагоги техникума, овладевшие здоровьесберегающими технологиями, умело моделировали взаимосвязь учебной и внеучебной деятельности с точки зрения формирования культуры здоровья будущих специалистов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Анализ проблемы здоровья в зарубежной и отечественной философской, психолого-педагогической литературе показал, что здоровье представляет собой естественную, абсолютную и непреходящую жизненную ценность.

На протяжении всей цивилизации разрабатывались педагогические системы, направленные на воспитание здорового подрастающего поколения и отвечающие потребностям современного для того времени общества.

Изучение исторически сложившихся социальных условий оздоровления человека в России показало, что в стране до 1917 г. существовали этнические и сословные группы населения, развивавшие различные подсистемы оздоровления человека: в этнических группах с помощью фольклорного механизма, института народных целителей получили свое распространение народные средствав высших сословиях общества получила развитие европейская научная медицина, скептически относившаяся к использованию народных средств.

С социально-психологической точки зрения основными элементами здоровья российского общества до 1917 г. выступали верования, убеждения, ценности, а также соответствующие им обычаи, нормы общества, деятельности, досуга, поведения людей, которые выражались и закреплялись в знаках, символах, образах, языке. Духовному оздоровлению общества способствовала как культура общества в целом, социальные роли семьи и церкви, так и формировавшиеся в XVII—XIX вв. субкультуры медицинских работников, учителей, представителей культуры и искусства, появление общественно-педагогических движений, развитие этнопедагогики и научной педагогики в русле передовых лечебнопедагогических идей своего времени.

После 1917 г. в стране сложилась ситуация, которая привела к появлению новых социальных, политических отношений. При этом была нарушена эволюционная динамика развития общества, что неизбежно повлекло за собой отрицание одних ценностей и провозглашение других. Этот чрезвычайно важный момент нашел отражение в резком изменении воспитательных традиций, существовавших в педагогике русского народа и складывавшихся в течение длительного времени его истории. При этом образовательное учреждение и детские общественные организации стали ведущими институтами формирования нового человека. Поэтому оздоровление детей было сконцентрировано в образовательных и профильных оздоровительных учреждениях. Оздоровление же человека народными средствами и целителями, имевшее богатые традиции в России, в советское время не поощрялось государством, хотя на практике лечение народными средствами продолжало применяться. В стране создавалась система лечебно-оздоровительной работы в образовательных учреждениях, разрабатывались уроки здоровья школьников, учебные пособия по личной и социальной гигиене, профилактике, сохранению работоспособности обучающихся.

В последние десятилетия XX в. в силу социальных, политических, экологических причин значительно расширились факторы, негативно влияющие на здоровье человека, что придало педагогике особую значимость в плане предупреждения нежелательного воздействия или коррекции последствий негативного влияния на человека. Радикальные изменения социально-политических, экономических условий постсоветского времени обострили многие социальные проблемы, что привело к появлению и широкому развитию в молодежной среде таких негативных тенденций нарушения здоровья как алкоголизм, наркомания, курение и др.

Одним из сильнодействующих факторов социализации человека являются современные технические средства распространения информации, которые часто деформируют ценностные ориентации и стиль жизни молодежи, ориентируют ее восприятие на рекламу индустрии развлечения, вестерниза-цию образа жизни молодежи, инициируют формы девиантного поведения. Это в значительной степени снижает воспитательный потенциал одного из основных социальных институтов — образовательного учреждения, негативно влияет на выбор ценностных ориентаций, смысл жизни человека, приводит к появлению морального релятивизма, отсутствию общепринятых идеалов.

Коммерциализация многих видов досуга в сферах культуры, спорта, туризма не позволяет молодым людям проводить свободное время с очевидной пользой для здоровья.

В результате к концу XX — началу XXI вв. феномен здоровья в обществе стал осознаваться не только как биологическая, но и социокультурная категория. Не случайно понятие здоровье тесно взаимосвязано и находится в системе таких категорий человеческого бытия, как интересы, идеалы, гармония, красота, смысл, счастье жизни. Формирование здоровья рассматривается как социально контролируемый процесс физического и духовного развития человека в ходе его социализации. В этом случае воспитание целесообразно определить как искусство предвидеть то, что наносит вред здоровью человека и уменьшить негативный эффект случившегося нездоровья. В теории воспитания ученые и педагоги-практики стали все большее внимание уделять разработкам таких методик, которые способствуют предупреждению или изживанию социальных пороков, являющихся причиной возникновения нарушений здоровья у ребенка.

Анализ теоретических предпосылок оздоравливающей деятельности студентов среднего профессионального учебного заведения показал, что культура здоровья будущего специалиста понимается в качестве совокупного накопления, хранения информации о здоровье, здоровом образе жизни, технологиях оздоровления, перевода знаний в ценности здоровья, желания и умения овладевать оздоравливающими технологиями и транслировать их через социальные отношения. Студенчеству должны быть присущи все виды здоровья: социальное, психическое, физическое, репродуктивное. Поэтому в образовательном процессе профессионального учебного заведения целесообразно создавать оптимальные условия, предупреждающие перегрузку обучающихся и осуществляющие активную взаимосвязь учебного и внеучебного личностно ориентированного образовательного процесса.

Для этого воспитательная деятельность педагогов должна осуществляться через событийность и повседневность, использование принципа дополнительности, социально-педагогического средового подхода. Современное понимание роли педагогов среднего профессионального учебного заведения связано с введением и актуализацией в их деятельности социально-педагогических функций.

Знакомство с практикой организации образовательного процесса среднего профессионального учебного заведения показало, что существует корреляция между воспитанием и здоровьем студента, что девиантное поведение студенческой молодежи становится базовым в ее нездоровье. Однако проблемами так называемых вредных привычек (как вторичных источников возникновения различных болезней) занимаются, в основном, медики, психиатры, наркологи, юристы, психологи. Императивом современного профессионального образования становится системный подход к разрешению проблемы здоровья студентов, подключение педагогов, культурологов, социологов, социальных педагогов и работников и других специалистов в качестве субъектов учебно-воспитательного процесса. Вместе с тем именно преподаватели средних профессиональных учебных заведений показывают слабую собственную готовность участвовать в здоровьесберегающей учебной и внеучебной деятельности студентов.

Для повышения психолого-педагогической компетентности преподавателей в исследуемом направлении было разработано содержание, составлена программу теоретико-практического семинара, разработана методика организации оздоравливающей деятельности студентов СПУЗа. Участие в семи-' наре расширило рамки узкой специализации преподавателей-предметников, расширило восприятие меняющегося мира, актуализировало их когнитивную сферу, поисково-творческий потенциал. По итогам семинара появилась реальная возможность существенно увеличить педагогический потенциал взаимосвязи учебных и внеучебных занятий с точки зрения формирования культуры здоровья будущих специалистовсвоевременно применять коррекцию в формировании досуговых интересов, ценностных ориентаций студенческой молодежишироко использовать возможности методики организации оздоровительной деятельности через взаимосвязь учебных и внеучебных занятий студентовстимулировать свободное самоопределение личности обучающегося во всех проявлениях его культуры. Педагоги, базирующиеся на принципах и нормах личностно-ориентированной педагогики, создают благоприятные условия для саморазвития, самоопределения и самореализации как важнейших составляющих социализации и индивидуализации каждого студента в процессе его вхождения в профессию. Личностно ориентированный подход в профессиональном образовании стал действенным в решении естественно-культурных задач: укреплении здоровья, познании и принятии своего тела и происходящих изменений, усвоении полоролевого поведения, владении социально-ценными нормами, этикетом и символикой, минимизации или предотвращения дидакгоневрозов у студенческой молодежи. Актуализация взаимосвязи учебной и внеучебной воспитательной деятельности студентов более полно удовлетворяла личностные, профессиональные, социальные потребности будущего специалиста.

Создание системы взаимосвязи равнозначных учебной и внеучебной составляющих образовательного процесса предопределило появление педагогически целесообразной коррекции в формировании досуговых интересов молодежи, уход от преимущественно развлекательных досуговых ориентаций обучающихся, торможение развития вредных привычек у будущих специалистов. Включение в содержание учебных предметов знаний о здоровье и здоровом образе жизни человека реализовалось в конкретных впеучебных практических занятиях студента, в выборе последним социально-ценного вида досуговой деятельности. Создание оптимальных условий взаимосвязи учебных и внеучебных занятий стало механизмом интериоризации, когда формы внешней предметной деятельности индивида переносятся в его внутренний план, становятся психическими процессами.

Разнообразная внеучебная деятельность, организованная образовательным учреждением, привела к тому, что студенты стали проявлять устойчивый интерес к сохранению здоровья, здоровьесберегающим технологиям, мотивируя свою позицию важностью в личностном, социальном и профессиональном повышении культуры здоровья индивида.

Социально-педагогическая деятельность педагогов техникума расширила представление студентов об оздоравливающем досуге, взаимодействии различных социальных институтов (физкультуры и спорта, туризма, культуры, искусства, образования и др.) в организации здоровьесберегающего досуга, использовании принципа дополнительности в формировании культуры здоровья будущих специалистов.

Проведенная экспериментальная работа выявила дополнительный педагогический ресурс формирования культуры здоровья студентов в виде активизации взаимосвязи учебной и внеучебной их деятельности. Формирование культуры здоровья будущих специалистов потребовало определенной системы, сочетающей событийность образовательной деятельности молодежи, ее просвещение, творчество, практические самодеятельные занятия. Это позволило предупредить нарушение благоприятного соотношения труда и отдыха путем научения студентов правильно организовывать собственный режим дня, соблюдать па протяжении всего периода обучения последовательность видов учебной и внеучебной деятельности, труда, отдыха и рационального питания. Обучающихся вооружали умениями проводить аутогенную тренировку, которая с успехом применялась не только на внеучебных (спортивных секциях, кружках, клубах), но и учебных занятиях (ОБЖ, биология, правоведение, социальная психология и др.). Для студентов также стала актуальной проблема недостаточности в организме человека многих минеральных веществ и микроэлементов. Полученные позитивные результаты были положительно восприняты семьями студентов. Родители также принимали активное участие в оздоровлении своих детей-студентов путем применения некоторых препаратов БАД «Литовит» («Литовит» с клюквой, «Лито-вит» со свеклой).

Значительная роль в формировании культуры здоровья студентов отводилась туристической деятельности (в рамках работы клуба «Патриот»), Данное направление связано не только с физическим развитием обучающихся, но и нравственно-эстетическим воспитывающим отношением к природе, богатому историческому прошлому и настоящему края.

Экспериментальная работа показала: управляемая взаимосвязь учебной и внеучебной деятельности студентов повлияла на изменение их досуговых ценностей в сторону творческого самодеятельного проведения досугаактуализацию оздоравливающих видов досуговой деятельностиснижение уровня тревожности у занимающихся разнообразными видами деятельности. Педагоги техникума, овладевшие здоровьесберегающими технологиями, применяли методику взаимосвязи учебной и внеучебной деятельности с точки зрения целесообразности формирования культуры здоровья будущих специалистов.

Исследование ценностных ориентаций студентов техникума на формирующей стадии эксперимента показало значительное их изменение: «Активная жизненная позиция» с 4 рангового места переместилась на 1 место- «Здоровье» — с 14 на 2 место- «Красота природы и искусства» — с 11 на 3 местопервыми ранговыми местами инструментальных ценностей студентов, активно посещавших внеучебные занятия, стали «Воспитанность», «Ответственность», «Образованность».

Сравнительная характеристика полученных результатов показала, что у студентов контрольной группы первые три места заняли развлекательные до-суговые виды деятельностистуденты экспериментальной группы свои досу-говые интересы расположили более равномерно: посещение дискотеки (1 место), занятия физкультурой и спортом (2 место), компьютерные игры (3 место), подготовка к учебным занятиям (4 место). Это свидетельствует о том, что методика педагогической организации оздоровительной деятельности студентов техникума является продуктивной в плане формирования культуры здоровья студентов техникума, разностороннего развития личности будущего специалиста.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Н.А. Цивилизация и здоровье / Н. А. Агаджаиян и др… — Ставрополь, 1990.-93 с.
  2. Адаптация организма подростков к учебной нагрузке / под ред. Д. В. Колесова. М.: Педагогика, 1987. — 148 с.
  3. Адаптивные реакции организма школьников к физическим и умственным нагрузкам / под ред.В. Я. Еремеева. Пермь: Изд-во ГПИ, 1986. — 84 с.
  4. Аргументы и факты. 2006. — № 3.
  5. С.Г. Здоровье, эмоции, красота: Этюды / С.Г. Айрапе-тов. Ставрополь, 1978. — 104 с.
  6. Т. Всеобщая валеограмотность: шаг первый / Т. Акбашев // Народное образование. 1995. — № 5. — С. 107−112.
  7. А.А. Профилактика курения: роль и место психолога / А. А. Александров, А. Ю. Александрова // Вопросы психологии. 1999. -№ 4. -С. 35−42.
  8. E.JI. Активизация внеучебной досуговой деятельности как фактор формирования валеологической культуры студентов (на примере технологического колледжа): дис. канд. пед. наук: 13.00.01 / E. J1. Александров. Калуга, 2003. — 242 с.
  9. А.В. Себя преодолеть / А. В. Алексеев. М.: Физкультура и спорт, 1985.- 192 с.
  10. А.Ф. Проблема профилактики наркомании в молодежной среде / А. Ф. Аменд, М. В. Жукова, Е. В. Фролова // Педагогика. 2004. — № 4. -С. 21−29.
  11. Н.М. Раздумья о здоровье / Н. М. Амосов. М.: Физкультура и спорт, 1987. — 63 с.
  12. .Г. Человек как предмет познания / Б. Г. Ананьев. Л.: Изд-во ЛГУ, 1968.-339 с.
  13. Л.П. Человек. Культура. Здоровье: Я становлюсь старше / Л. П. Анастасова и др. М.: Просвещение, 1998. — 143 с.
  14. Ю.А. Исцеление человека / Ю. А. Андреев. СПб.: Диамант, 1996.-478 с.
  15. И. Современные аспекты поддержания здоровья школьников / И. Андреева // Педагогика. 2003. — № 2. — С. 99−100.
  16. JI.H. Пути реализации программы «Здоровье» в учебных заведениях / JI.H. Анищенко // Вестник Московского психолого-социального института. 2003. — № 1. — С. 39−44.
  17. Антропогенные воздействия и здоровье человека. Калуга, 1995. -Вып. 1.-201 с.
  18. Г. Л. Медицинская валеология / Г. Л. Апанасенко, JI.A. Попова. Ростов н/Д.: Феникс, 2000. — 248 с.
  19. P.M. Измерьте ваше здоровье / P.M. Баевский, С. Г. Гуров. -М.: Сов. Россия, 1988. -94 с.
  20. В. Главная опасность для цивилизации / В. Базарный // Народное образование. 1998.-№ 9−10. — С. 157−165.
  21. К. Здоровый образ жизни: пер. с англ. / К. Байер, JI. Шейн-берг. М.: Мир, 1997. — 368 с.
  22. Бакштанский B. JL Менеджмент вашего здоровья / B. J1. Бакштан-ский, О. И. Жданов. М.: Пресс, 2000. — 220 с.
  23. Т.И. История русской культуры (IX нач. XX в.): учебное пособие / Т. И. Балакина. ~ М.: Юнтус, 1993. — 80 с.
  24. А. Гимнастика для вашего здоровья: пер. с нем. / А. Бальк. — М.: Кристина и К0, 1996. 127 с.
  25. В.К. Физическая культура в школе: пути модернизации преподавания / В. К. Бальсевич // Педагогика. — 2004. № 1. — С. 26−32.
  26. Н. Педагогическая релаксация как способ защиты подростков от наркомании / Н. Бараковская // Педагогика. 2001. — № 9. -С. 105−107.
  27. А.А. Здоровье российских детей / А. А. Баранов // Педагогика. 1999. — № 8. — С. 41 -44.
  28. А. Образ жизни и репродуктивное здоровье подростков / А. Баранов, JI. Сухарева // Народное образование. 1998. — № 9−10. -С. 177−180.
  29. Е.Ю. Популярная энциклопедия здорового образа жизни / Е. Ю. Барзилович. М.: Изд-во МЭИ, 1994. — 348 с.
  30. А.В. Образ жизни и наше здоровье / А. В. Басов. Ярославль: Верх.-Волж. кн. изд-во, 1 989. — 127 с.
  31. Н.А. Лечебный оздоровительный массаж: практ. пособие / Н. А. Белая, И. Б. Петров. М.: Т-Ока, 1994. — 270 с.
  32. Бестужев-Лада И.В. С ориентиром на духовные ценности / И.В. Бестужев-Лада // Вожатый века. 2001. — Июнь. — С. 2−3.
  33. Р.К. Интеграция физического и духовного воспитания студентов педвуза / Р. К. Бикмухаметов // Педагогика. 2004. — № 9. — С. 64−70.
  34. Г. Л. Основы валеологии / Г. Л. Билич, Л. В. Назарова. -СПб.: Водолей, 1998. 558 с.
  35. А.С. Учить здоровому образу жизни / А. С. Блинов // Педагогика. 1993. -№ 4. — С. 31−35.
  36. И. История проституции / И. Блох- пер. с нем. СПб., 1994.544 с.
  37. Е.Л. Педагогические возможности социализации студентов-технологов средствами социально-культурной деятельности: дис. канд. пед. наук: 13.00.01 / Е. Л. Бодренкова. Калуга, 2002.
  38. И.С. Наркомания. Токсикомания / И. С. Болотовский. -Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1989. 91 с.
  39. Л.Н. Валеологическая культура студента / Л. Н. Воронина. Екатеринбург, 1998.
  40. И.И. Валеология наука о здоровье / И. И. Брехман. — М.: Физкультура и спорт, 1990. — 206 с.
  41. И.И. Философско-методологические аспекты проблемы здоровья человека / И. И. Брехман // Вопросы философии. — 1982. — № 2. — С. 52−53.
  42. В.П. Античность и современность. Современные темы в античной Греции / В. П. Бузескул. СПб., 1914.
  43. С.А. Наркомания среди молодежи как показатель дезадаптированное&trade- / С. А. Быков // Социс. 2000. — № 4. — С. 48−52.
  44. Э.Н. Валеология: учебник для вузов / Э. Н. Вайнер. М.: Флинта: Наука, 2001.-414 с.
  45. .Т. Здоровье человека и окружающая среда: учеб. пособие / Б. Т. Величковский и др. М.: Новая шк., 1997. — 235 с.
  46. Д.Д. Глобальные проблемы здравоохранения и пути их решения / Д. Д. Венедиктов // Вопросы философии. 1979. — № 7.
  47. К.Н. Свободное воспитание: сборник избранных трудов / К.Н. Вентцель- сост. Л. Д. Филоненко. М.: АПО, 1993.
  48. Вестник общественной гигиены. СПб., 1903. — Ноябрь. — 220 с.
  49. В.П. Здоровье здоровых / В. П. Войтенко. Киев, 1991.
  50. А.И. Путь к здоровью / А. И. Воложип и др. М.: Знание, 1989.- 159 с.
  51. Л. Культура здоровья будущего педагога в контексте профессиональной подготовки / Л. Волошина // Педагогика. — 2005. № 8. — С. 124−126.
  52. Л.С. Педология школьного возраста / Л. С. Выготский. -М., 1996.
  53. Л.С. Собр. соч. Т. 5. / Л. С. Выготский. М., 1983. — 324 с.
  54. В.М. Физическая культура как ценность / В. М. Выдрин. -Л., 1976.
  55. В. Проституция детей / В. Гальперин // Дети-преступники. М., 1912.-С. 367−380.
  56. М.В. Возрастная психология: личность от молодости до старости: учебное пособие / М. В. Гамезо и др. М.: Педагогическое общество России, 1999. — 272 с.
  57. В.И. Человек. Жизнь. Здоровье: Древние и новые каноны медицины / В. И. Гарбузов. СПб.: Комплект, 1995. — 426 с.
  58. Е.Г. Защита детей от жесткого обращения / Е.Г. Гар-фельд // Труды первого Всероссийского съезда по семейному воспитанию. -СПб., 1914.-Т. 2.-С. 440−441.
  59. Г. Философская пропедевтика / Г. Гегель // Работы разных лет. В 2 т. М.: Мысль, 1971.
  60. Г. Н. Физическая культура в жизни молодежи / Г. Н. Герасимова // Советская педагогика. 1990. — № 3. — С.24−29.
  61. А.А. Преступность и алкоголизм в РСФСР / Д.А. Гер-цензон. -М., 1922.
  62. М. Путь к здоровью: сборник / М. Горен — сост. JI.M. Попова, И. В. Соколов. СПб.: Лейла, 1993. — 463 с.
  63. А.Я. О наркомании среди подростков / А. Я. Гришко // Со-цис.- 1990.-№ 2.-С. 100−102.
  64. С.М. О критериях оценки состояния здоровья детей и подростков / С. М. Громбах // Вестник АМН СССР. 1981. — № 1.
  65. О.В. Воспитание в современной России / О.В. Гукалеи-ко, А. Я. Данилюк // Педагогика. 2005. — № 10. — С. 3−17.
  66. Гуманистическая воспитательная система: вопросы теории / под ред. Л. И. Новиковой, А. В. Мудрика. М.-Владимир, 1993. — 120 с.
  67. И.А. Почему умирают в России, как нам выжить? / И. А. Гундаров. М., 1995.
  68. М.Б. Игры и спортивные состязания как средство воспитания джигита-горца / М. Б. Гуртуева // Педагогика. 2004. — № 3. — С. 76−82.
  69. М.П. Воспитание жизнеспособной личности в условиях дисгармоничного социума / М. П. Гурьянова // Педагогика. 2004. — № 1. -С. 12−18.
  70. X. Время жить: Искусство продления жизни / X. Гуфе-ланд, Д. Курцмен- пер. с англ. СПб.: Лейла, 1996. — 377 с.
  71. Ю.П. Введение в энциклопедию здоровья и долголетия / Ю. П. Гущо. М.-Минск: Междунар.ассоц. «Личность. Экология. Мир»: Кольцо, 1993.-302 с.
  72. С. Духовное здоровье молодежи / С. Добротвор-ская, В. Минкин // Народное образование. 2002. — № 2. — С. 163−167.
  73. А.А. Лечебная педагогика: метод, пособие / А. А. Дубровский и др. Краснодар: Краснодарское отд-е пед. об-ва РСФСР, 1988. -196 с.
  74. А.А. Лечебные пейзажи / А. А. Дубровский // Здоровье. 1986.-№ 10.
  75. В.И. Валеология. Здоровый образ жизни / В.И. Дубровский- предисл. В. Н. Мошков. М.: RETOR1KA-A: Флинта, 1999. — 560 с.
  76. Дюбон Ж.-Б. Критические размышления о Поэзии и Живописи / Ж.-Б. Дюбон. М., 1975. — 243 с.
  77. О. Деятельность школы и здоровье / О. Евстифеева, Н. Кучменко // Народное образование. 2001. — № 2. — С. 167−169.
  78. С.А. Способности к обеспечению безопасности деятельности / С. А. Елисеев. — Брянск: Изд-во БГПУ, 1996. 86 с.
  79. А.И. Задачи государства и общества в борьбе с проституцией / А. И. Елистратов // Московское общество борьбы с детской смертностью.-М., 1910.-С. 105−148.
  80. Жук Г. В. Психолого-педагогические основы обучения, воспитания и здоровья / Г. В. Жук и др.- отв. ред. Н. И. Букин. Кишинев: Штиинца, 1989.- 115 с.
  81. И.Н. Русский скаутизм / И. Н. Жуков. П., 1916.
  82. И.Н. Стаи волчат и птенчиков / И. Н. Жуков. Архангельск, 1917.
  83. Журавлева J1.A. Факторы и условия наркотизации молодежи / Л. А. Журавлева // Социс. 2000. — № 6. — С.43−48.
  84. И.В. Самосохранительное поведение подростков и заболевания, передающиеся половым путем / И. В. Журавлева // Социс. — 2000. — № 5. С. 66−74.
  85. И.В. Поведенческий фактор и здоровье человека / И. В. Журавлева // Здоровье человека в условиях НТР. Методологические аспекты. -Новосибирск: Наука, 1989.
  86. Г. Е. Очерки по истории античной педагогики / Г. Е. Жураковский. М., 1937. — 152 с.
  87. С.Г. Внеучебная деятельность как фактор педагогизации студенческого социума: дис. канд. пед. наук: 13.00.01 / С. Г. Заец. Калуга, 2002.-224 с.
  88. Г. К. Здоровье школьников и учителей / Г. К. Зайцев. СПб.: APT, 1995.-247 с.
  89. Д.В. Проблемы обучения детей с ограниченными возможностями здоровья / Д. В. Зайцев // Педагогика. 2003. — № 1. — С.21−30.
  90. Н.В. П.Ф. Лесгафт о взаимосвязи умственного и физического воспитания / Н. В. Зайцева // Педагогика. 2006. — № 1. — С. 94−96.
  91. Х.С. Умственно отсталые дети: история их изучения, воспитания и обучения с древних времен до середины XX века / Х. С. Замский. М., 1995.
  92. Здоровье: учебно-методическое пособие для учителей 1−11 классов / под ред. В. Н. Касаткина, Л. А. Щеплягиной. Ярославль, 2003.
  93. Здоровье человека в условиях НТР: методол. аспекты: сб. науч. тр. / отв. ред. Ю. И. Бородин. Новосибирск: Наука, 1989. — 223 с.
  94. Здоровьесберегающие технологии: материалы обл. научно-практ. конф. Калуга: ИУУ, 2002. — 42 с.
  95. Ю.Ф. К здоровью без лекарств / Ю. Ф. Змановский. -М.: Сов. спорт, 1990. 64 с.
  96. И.В. Становление валеологической культуры личности в процессе высшего профессионального образования: автореф. дис.. канд. пед. наук (13.00.01)/И.В. Ильина. Липецк, 2000.
  97. И.М. О воспитании жизнеспособных поколений российской молодежи / И. М. Ильинский // Государство и дети: реальность России.-М., 1995.
  98. История дошкольной педагогики: учеб. пособие для ст. пед. ин-тов / под ред. Л. Н. Литвина. 2-е изд., дораб. — М.: Просвещение, 1989. — 352 с.
  99. Э.М. Основы индивидуального здоровья человека: введ. в общ. и прикладную валеологию: учеб. пособие для вузов / Э. М. Казин и др. -М.: ВЛАДОС, 2000. 200 с.
  100. Е.И. Гигиеническое обучение и воспитание в школе: кн. для учителя и медицинского работника / Е. И. Кальченко, Н. М. Петров, В. Г. Георгиев. Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1989. — 167 с.
  101. .Д. Неврозы как болезни личности / Б.Д. Карвасар-ский // Социальная психология личности. Л.: Знание, 1974. — С. 164−171.
  102. В.А. Туризм / В. А. Квартальпов. М.: Финансы и статистика, 2000.
  103. В.П. Педагогическая коррекция: исправление недостатков характера у детей и подростков: пособие для студ. сред, и высш. пед. учеб. заведений / В. П. Кащенко. М.: Академия, 1999. — 304 с.
  104. В.П. Исключительные дети: их изучение и воспитание / В. П. Кащенко, Г. В. Мурашов. М., 1929.
  105. П.И. Условия труда и жизни низшего медицинского персонала в России / П. И. Кедров. СПб., 1902.
  106. Г. Основные вопросы школьной организации / Г. Кершенштейнер. М., 1911.
  107. И.М. Отношение учащихся к употреблению спиртных напитков и токсических веществ / И. М. Кириллов, Ю. В. Шиленко // Социс. -1992.-№ 4.-С. 51−55.
  108. В.И. Человек и его здоровье / В. И. Климова. М.: Знание, 1990.-221 с.
  109. Г. Г. Изменения в алкогольном поведении молодежи / Г. Г. Климова // Социс. 1992. — № 8. — С. 90−97.
  110. В.Е. Воспитателю о сексологии / В. Е. Коган. М.: Педагогика, 1991.-256 с.
  111. Ш. Колбанов В. В. Валеология: основные понятия, термины, определения / В. В. Колбанов. СПб.: ДЕАН, 1998. — 229 с.
  112. А. Ритмы Вселенной и здоровье человека: космические ритмы жизни / А. Колесников. М.: АНС, 1998. — 128 с.
  113. ПЗ.Колесов Д. В. Эволюция психики и природа наркотизма / Д.В. Ко-лесов. М.: Педагогика, 1991. — 310 с.
  114. Д.В. Беседы об антиалкогольном воспитании: кн. для учителя / Д. В. Колесов. М.: Просвещение, 1987. — 80 с.
  115. JI.C. Подростки как группа, уязвимая для наркомании и ВИЧ-инфекции / Л. С. Колесова // Педагогика. 2002. — № 1. — С. 34−41.
  116. Кон И. С. Сексуальная культура XXI века / И. С. Кон // Педагогика. -2003,-№ 4.-С. 3−15.
  117. Н.Б. Воспитание здорового школьника: пособие для учителя / Н.Б. Коростелев- под ред.В. Н. Кардашенко. М.: Просвещение, 1986.- 175 с.
  118. Коррекционная педагогика: основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Б. П. Пузанов и др.- под ред.Б. П. Пузанова. М.: Академия, 1998. — 144 с.
  119. С.И. Педагогическое краеведение в профессиональной подготовке будущих технологов пищевой промышленности: дис.. канд. пед. наук (13.00.08) / С. И. Кривов. Калуга, 2001.
  120. В.А. Актуальные вопросы пропаганды здорового of> жизни / В. А. Крючкова, М. В. Сандлер. Магадан: Кн. изд-во, 1980. — 67 с
  121. В. Электромагнитное загрязнение окружающей ср&- В. Кузнецов // Основы безопасности жизни. 1998. — № 8. — С. 48−51.
  122. Культурная жизнь в СССР. 1917−1927. Хроника. -М.: Наука, 19"768 с.
  123. Е.М. Музыкальная педагогика для детей с огранье ными возможностями / Е. М. Куроленко // Педагогика. 2004. — № 10. — С. З
  124. В. Здоровьетворящее искусство / В. Кустов // Народно^ разование. 2002. — № 2. — С. 147−152.
  125. Л.Д. Феномен арт-терапии в теории и праьс: гуманистического образования / Л. Д. Лебедева // Дидакт. 2002. — JVJb С. 53−61.
  126. В.И. Искусство быть собой: индивидуальная психотехи-В.И. Леви.-М.: Знание, 1991.-253 с.
  127. Лейкина-Свирская В. Р. Интеллигенция в России во второй гт вине XIX века / В.Р. Лейкина-Свирская. М.: Мысль, 1971. — 368 с.
  128. П.Ф. Избранные педагогические сочинения. В 2. П. Ф. Лесгафт. М.:АПН РСФСР, 1951−1952.
  129. Ю.П. Алкоголизм. / Ю. П. Лисицын, Н.Я. Когте^. М., 1983.-2-е изд.
  130. .Т. Философия воспитания / Б. Т. Лихачев. М.: ГТр: тей, 1995.-282 с.-дэазады /7Ъ.д-аго1. Зазаред.51.- 5. эгчен1.35. обз~тике 4. игка /-ХОЛОт. /тт. эоме
  131. .Т. Введение в теорию и историю воспитательных ценностей / Б. Т. Лихачев. Самара: Изд-во СИУ, 1997. — 85 с.
  132. Д.Н. Азбука здоровья: кн. для молодежи / Д.Н. Лоран-ский, B.C. Лукьянов. М., 1990.
  133. O.K. Половое воспитание детей и подростков в семье / O.K. Лосева. — М.: Республиканский центр здоровья МЗ СССР, 1990. 32 с.
  134. Ю.М. Беседы о русской культуре / Ю. М. Лотман. СПб., 1994.-398 с.
  135. Л.И. Спортивная культура как перспективная предметная область / Л. И. Лубышева // Педагогика. 2005. — № 6. — С. 44−49.
  136. Н.Ю. Психологическая профилактика алкоголизма и наркомании несовершеннолетних: учеб. пособие для вузов / Н. Ю. Максимова. Ростов н/Д: Феникс, 2000. — 383 с.
  137. Г. П. Биоритмология / Г. Г1. Малахов // Делительные силы. -биоритмология и уринотерапия.- СПб.: АО «Комплект», 1994. Т. 3. — С. 6−72.
  138. Н.Н. Типология отношения студентов к наркомании / Н. Н. Маликова // Социс. 2000. — № 7. — с. 50−57.
  139. М.Ф. Валеология и безопасность жизнедеятельности: Курс лекций / М. Ф. Малышева. М.: МГЭИ, 1997. — 214 с.
  140. В.В. Основы здорового образа жизни и профилактика болезней: учеб. пособие для ст-тов высших пед. учеб. заведений / В. В. Марков. — М.: Академия, 2001. 320 с.
  141. Н.Ф. Искусство невербальной диагностики / Н.Ф. Мас-лова. Орел, 1993.
  142. В.Ф. Профилактика вредных привычек школьников / В. Ф. Матвеев, А. П. Гройсман. М.: Просвещение, 1987. — 93 с.
  143. Е.А. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании: учеб. для ст-тов сред, и высш.пед.учеб.заведений / Е. А. Медведева и др. М.: Академия, 2001. — 248 с.
  144. , Д.И. Какая же Академия нужна в России? / Д. И. Менделеев // Новый мир. 1966. — № 12. — С. 182.
  145. А.В. Социальная педагогика: учеб. для студентов пед. вузов / А.В. Мудрик- под ред. В. А. Сластенина. М.: Академия, 2000. — 3-е изд., испр. и доп. — 200 с.
  146. Музыка созидающая и разрушающая / сост. А. В. Лисенков. М.: Сов. Россия, 1989.- 128 с.
  147. Е.Л. Влияние городской среды на здоровье населения / Е. Л. Набокова // Социальная работа глазами студентов. М.: СТИ, 1998. — С. 155−158.
  148. И.Б. О здоровье населения в современной России / И.Б. Назарова//Социс. 1998.-№ Ц.
  149. М.В. Формирование готовности социального педагога к охране психосексуального здоровья детей: дис.. канд. пед. наук: (13.00.08) / М. В. Назарова. Владимир, 2003.
  150. Н.М. Понятие «интеграция» в специальной педагогике / Н. М. Назарова // Понятийный аппарат педагогики и образования: сб. науч. тр.- отв. ред. М. А. Галагузова. Екатеринбург: Изд-во «СВ-96», 1998. — Вып.З. -С. 262−274.
  151. А.А. Проблема здоровья участников образовательного процесса / А. А. Найн, С. Г. Сериков // Педагогика. 1998. — № 6. — С. 53−57.
  152. Народное образование в СССР. Сб. документов 1917—1973 гг. М.: Педагогика, 1974. — 560 с.
  153. П. Социальная педагогика / П. Наторп. СПб.: Изд-во О. Богдановой, 1911.
  154. Ю.В. Здоровьесберегающая деятельность школы / Ю. В. Науменко // Педагогика. 2005. — № 6. — С. 37−44.
  155. Т.А. «Нервная почва» и нарушения здоровья / Т.А. Нем-чин // Социальная психология личности. Л.: Знание, 1974. — С. 172−188.
  156. Е.Г. Проблема здоровья подрастающего поколения в истории зарубежного и отечественного образования / Е. Г. Новолодская // Педагогическая наука, технология, практика. 1999. — № 2. — С. 107−111.
  157. Новые ценности образования: тезаурус для учителей и школьных психологов / ред.-сост. Н. Б. Крылова. М.: Институт педагогических инноваций РАО, 1995, — 113 с.
  158. П.Е. Поднадзорная проституция Санкт-Петербурга по данным врачебно-полицейского комитета и Калинкинской больницы / П. Е. Обозненко. СПб., 1896. — 110 с.
  159. Организация деятельности образовательного учреждения при внедрении проекта «Школа здоровья» в детских домах и школах-иитернатах / под общ. ред. И. В. Кузнецовой. М.: Полиграф сервис, 2001. — 192 с.
  160. Т.Ф. Педагогический подход к здоровью человека / Т. Ф. Орехова // Педагогика. 2004. — № 5. — С. 106−107.
  161. Е.А. Земская медицина в России / Е. А. Осипов // Русская земская медицина. М., 1899.
  162. Отношение населения к здоровью / отв. ред. И. В. Журавлева. М., 1993.-С. 29−63.
  163. Н.И. Образование и воспитание в царствование Екатерины / Н. И. Павленко // Русская школа. 1911№ 11.-С. 138−165.
  164. И.П. О проекте устройства лаборатории для изучения влияния алкоголя на организм / И. П. Павлов // Поли. собр. соч. М.-Л.: Изд-во Академии наук СССР, 1952.
  165. А.И. О питании и здоровье / А. И. Пальцев. Новосибирск: Сибирское университетское изд-во, 2004. — 176 с.
  166. Э.И. О здоровье психическом и телесном / Э.И. Панчен-ко. -М.: Университет, 1999. 124 с.
  167. Педагогика здоровья: сборник. М.: Педагогика, 1990. — 284 с.
  168. Н. Психотерапия повседневной жизни: пер. с нем. / Н. Пезешкиан. М.: Медицина, 1995. — 335 с.
  169. С.В. Валеология в школе и дома / С. В. Попов. СПб.: СОЮЗ, 1998.-256 с.
  170. Приобщение подростков к здоровому образу жизни / отв. ред. Ю. В. Гоголев. Ярославль: Центр психолого-медико-социального сопровождения, диагностики и консультирования школьников, 2000. — 16 с.
  171. Проект «Школа здоровья» / под общ. ред. И. В. Кузнецовой. М., 1999.
  172. Проституция по обследованию 1 августа 1889 года. — СПб., 1890. —36 с. 1 76. Психологический словарь / под ред. В. В. Давыдова и др. М.: Педагогика, 1983. — 448 с.
  173. Психолого-педагогический словарь для учителей и руководителей общеобразовательных учреждений / под ред. П. И. Пидкасистого. Ростов н/Д.: Феникс, 1998.-544 с.
  174. А. Совы, жаворонки и другие люди / А. Путилов. Новосибирск, 2005.
  175. Рабочая книга социального педагога. Часть 2: Социальная педагогика и социальная работа / под ред. Н. Ф. Масловой. Орел, 1995. — 160 с.
  176. Раш К. В медицине вся мудрость / К. Раш // Московский журнал. -1996.-№ 4.-с. 20−27.
  177. Т.М. Медико-педагогический подход к организации здо-ровьесберегающей деятельности / Т. М. Резер // Педагогика. 2006. — № 5. — С. 29−37.
  178. Н.В. Физическая культура: учеб. пособие / Н. В. Решетников, Ю. Л. Кислицын. М.: Мастерство, 2000. — 149 с.
  179. К. Взгляд на психотерапию. Становление человека- пер. с англ. / К. Роджерс. М., 1994.
  180. Е.Е. Здоровье глазами детей: опыт психологического анализа детских рисунков / Е. Е. Ромицына // Вопросы психологии. 2006. -№ 1. — С.39−47.
  181. B.C. Мозг, обучение, здоровье / B.C. Ротенберг, С.М. Бон-даренко. М.: Просвещение, 1989. — 239 с.
  182. Н.А. Педагогическая технология здоровьесбережения студентов / Н. А. Рыбачук // Педагогика. 2003. — № 4. — С.70−74.
  183. В.Н. Основания общей теории систем: логико-методологический анализ / В. Н. Садовский. М.: Наука, 1974. — 279 с.
  184. И.П. Сказания русского народа: Народный календарь / И. П. Сахаров. М.: Сов. Россия, 1990. — 176 с.
  185. Свод Законов Российской империи. — СПб., 1909. Т. 15. — Ст.529.
  186. Г. Стресс без дистресса / Г. Селье. — М., 1979.
  187. В.Д. Педагогический процесс: социально-педагогический аспект / В. Д. Семенов. Свердловск, 1990. — 120 с.
  188. И.А. Семья как воспитательная среда / И. А. Сикорский // Педагогическая хрестоматия. СПб., 1905.
  189. В.И. Антропологический подход к решению проблемы психологического здоровья детей / В. И. Слободчиков, А. В. Шувалов // Вопросы психологии. 2001. — № 4. — С. 91 -105.
  190. А. Здоровье и образ жизни молодежи. Здоровье молодежи и факторы риска основных инфекционных и неинфекционных заболеваний / А. Смирнов // Основы безопасности жизни. 1997. — № 10. — С. 48−51.
  191. А.Т. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни / А. Т. Смирнов, М. В. Маслов. М.: Просвещение, 2002.
  192. В.З. Очерки по истории прогрессивной русской педагогики XIX века / В. З. Смирнов. М.: Учпедгиз, 1963.
  193. П. История педагогических систем / П. Соколов. Петроград: Издание B.C. Клестова, 1916. — Изд-е 2-е, испр. и доп. — 708 с.
  194. Р.В. Привлечение населения к организации досуга детей и подростков по месту жительства / Р. В. Соколов. — М.: Социнновация, 1992. — 190 с.
  195. Социальная психология: учеб. пособие для студ. высш. учеб! заведений / А. Н. Сухов и др.- под ред. А. Н. Сухова, А. А. Деркача. М: Академия, 2003. — 2-е изд., испр. — 600 с.
  196. Социальные отклонения / под ред. В. Н. Кудрявцева. М.: Юрид. лит., 1989.-365 с.
  197. В.В. Правильное гигиеническое воспитание залог здоровья /
  198. B.В. Стан. ML: Медицина, 1987. — 32 с.
  199. В.Е. Профессия и здоровье / В. Е. Степашкин. — М.: Букмен, 1996.-351 с.
  200. Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям / В. А. Сухомлинский. -Киев: Радянська школа, 1972.
  201. Г. Н. Животворящая сила. Помоги себе сам / Г. Н. Сытин. -М.: Животворящая сила, 1996. 352 с.
  202. И.Н. Становление и развитие системы эстетического воспитания в отечественных лицеях XIX века: дис.. канд. пед. паук (13.00.01) / И. Н. Тарова. Майкоп, 2004. — 178 с.
  203. Л.Г. Педагогическая валеология: Генезис. Тенденции развития / Л. Г. Татарникова. СПб.: Петроградский и К0, 1995.
  204. Л.Г. Валеология и основы безопасности жизни ребенка / Л. Г. Татарникова, Н. Б. Захаревич, Т. О. Калинина. СПб.: APT, 1994. -157 с.
  205. Толстых А. В. Возрасты жизни / А. В. Толстых. М., 1988.
  206. Г. Профилактика ранней алкоголизации и наркомании / Г. Тростанецкая, С. Вителис // Народное образование. 1998. — № 9. —1. C. 194−197.
  207. С. Искусство вести здоровый образ жизни- пер. с чешек. / С. Трча. М.: Медицина, 1984. — 232 с.
  208. А. Время по биологическим часам / А. Уинфри. — М-, 1990.
  209. Е.П. Состояние здоровья школьников, новые формы организации медицинской помощи, профилактической и оздоровительной работы в школе: дис.. д. мед. наук / Е. П. Усанова. Н. Новгород, 1997.
  210. Т.А. Формирование здорового образа жизни студентов через создание и апробацию здоровьесберегающих технологий / Т.А. Феду— лова // Среднее профессиональное образование. 2001. — № 1 1. — С. 24−26.
  211. Фефилова В Л. Режим дня в процессе адаптации студентов первых: курсов к вузовским условиям: автореф. дис. .канд. пед. наук: 13.00.01 / В. Л. Фефилова.-М., 1982.
  212. Физическая культура студента: учебник для вузов / под ред.
  213. B.И. Ильинича. -М.: Гардарики, 1999. -446 с.
  214. Г. Н. Воспитание: традиции и современность / Г. Н. Филонов // Педагогика. 2003. — № 7. — С. 14−20.
  215. Философский словарь / под ред. И. Т. Фролова. М.: Политиздат, 1991.-559 с.
  216. Ф.А. Воспитательная система С.Т. Шацкого / Ф. А. Фрадкин, Г. А. Малинин. -М.: Прометей, 1993. 176 с.
  217. В. Человек в поисках смысла / В. Франкл. М., 1990.
  218. Фрейд 3. Психология бессознательного / 3. Фрейд. М., 1989. — 448 с.
  219. Фрейд 3. Лекции по введению в психоанализ / 3. Фрейд. М., 1989.
  220. Г. А. Школа территория здоровья / Г. А. Халемский // Педагогика. — 2005. — № 3. — С.42−46.
  221. , А.Б. Культура, эмоции и психическое здоровье / А. Б. Холмогорова, Н. Г. Гарамян // Вопросы психологии. 1999. — № 2. —1. C. 61−74.
  222. Ю.Г. Здоровьеведение / Ю. Г. Хмелевский. М.: Сов. спорт, 2000.- 189 с.
  223. А.В. Школа, содействующая здоровью / А. В. Храбров. -Калуга: Изд-во Н. Ф. Бочкаревой, 2004. 228 с.
  224. А.Г. Адаптация организма учащихся к учебной и физической нагрузкам / А. Г. Хрипкова и др. М.: Педагогика, 1982. — 240 с.
  225. А.Г. Гигиена и здоровье школьника / А. Г. Хрипкова, Д. Б. Колесов. -М.: Просвещение, 1988. 190 с.
  226. А.В. О культуре физической и духовной / А. В. Царик. М.: Знание, 1989.- 189 с.
  227. Н. Здоровье детей: стратегическая проблема и формально-бюрократическое ее решение / Н. Целищева // Народное образование. — 2001.-№ 2.-С. 39−45.
  228. A.M. Биология. Человек и его здоровье / A.M. Цузмер, O.JI. Петришина. М.: Просвещение, 1997. — 240 с.
  229. Э. Основные принципы обучения здоровому образу жизни / Э. Чарлтон // Вопросы психологии. 1997. — № 2. — С. 3−14.
  230. Н.Г. Избранные эстетические произведения / Н. Г. Чернышевский. М., 1989. — 172 с.
  231. Е.Н. О положении в семье и о беспризорности девочек, привлекаемых к суду / Е. Н. Чичагова // Труды первого Всероссийского съезда по семейному воспитанию. СПб., 1914. — Т. 2. — С. 575−576.
  232. .М. Воспоминания. Военно-научные труды / Б. М. Шапошников. М., 1982.
  233. В.Н. Музыкально-эстетическое воспитание детей и юношества / В. Н. Шацкая. М.: Педагогика, 1975. — 200 с.
  234. С.Т. Собрание сочинений. В 4 т. / С. Т. Шацкий. М., 1962.
  235. П. Ритм жизни / П. Шпорк // GEO. 2006. — № 3. — С. 172−185.
  236. А.В. Проблема развития службы психологического здоровья в системе дополнительного образования детей / А. В. Шувалов // Вопросы психологии. 2001. -№ 6. — С. 66−73.
  237. B.C. Здоровье учащихся и образовательная среда / B.C. Шувалова, О. Р. Шиняева // Социс. 2000. — № 5. — С. 75−80.
  238. А.Г. Онтогенез и теория здоровья: методологические аспекты / А. Г. Щедрина. Новосибирск, 1989.
  239. Энциклопедический словарь медицинских терминов / под ред. Б. В. Петровского. М., 1983.
  240. Е. Коммуны духовой оркестр / Е. Эпштейн // Музыкальная жизнь. 1986. — № 21.
  241. Е. Педагогика, психология, дефектология и медицина в модели адаптивной школы / Е. Ямбург // Народное образование. 2002. -№ 2.-С. 91−102.
Заполнить форму текущей работой