Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Организационные педагогические основы развития одаренности детей дошкольного возраста в математическом развитии

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Восприятие. Оно представляет собой отражение предметов и явлений в совокупности свойств и частей при непосредственном воздействии на органы чувств. Будучи необходимым этапом познания, восприятие тесно связано с мышлением, памятью и вниманием. Задания, объединенные в данном блоке ориентированы на формирование и развитие всех его видов: восприятие предметов, восприятие движений, восприятие… Читать ещё >

Организационные педагогические основы развития одаренности детей дошкольного возраста в математическом развитии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В многочисленных книгах и статьях о развитии одаренности ребенка, публикуемых в последнее время содержится много самых разных методических задач, интересных заданий для развития творческого мышления, памяти, внимания и т. п. Но, как известно серьезный педагогический эффект не могут гарантировать отдельные задания и методики. Его можно добиться только имея целостную систему, программу. В последнее время этот пробел начал восполняться. Основная причина сбоев в том, что уровень и темп развития способностей у каждого ребенка индивидуален. При составлении плана программы для одаренных учащихся необходимо учитывать такие формы работы, как гибкий и мобильный учебный план, планирование и принятие решений самими детьми, конструирование учебного плана на базе интересов детей и т. д. Необходимо, чтобы программа учитывала самораскрытие одаренных ребят; оно должно охватывать умственное, эмоциональное и социальное развитие и учитывать индивидуальные различия детей. Программа должна удовлетворять потребность в новой информации, одаренный ребенок должен быть широко информирован; должна помочь ребенку в самовыражении. Необходимо, чтобы программа предусматривала развитие продуктивного мышления, а также навыков его практического приложения. Программа должна поощрять инициативу детей.

Рассмотрим виды мышления:

1. Конвергентное мышление — это логическое последовательное однонаправленное мышление. Оно проявляется и развивается в задачах, имеющих единственно правильный ответ, причем этот ответ может быть логически выведен из самих условий. Задачи такого рода имеют жесткую структуру, их решение достигается путем использования определенных правил-алгоритмов.

Развивая этот вид мышления надо помнить предостережение известного специалиста в области развития детского интеллекта Ж. Пиаже: мышление интуитивное, ассоциативное, которое наиболее естественно для ребенка и необходимо в творческой деятельности. Может подавляться ранними интенсивными занятиями подобного рода. Но в ходе исследований Савенкова А. И. была подтверждена мысль о том, что необходим строго выверенный баланс в использовании заданий. Направленных на оба вида мышления.

Только такой подход обеспечивает полноценное развитие творческого мышления. У детей необходимо развивать оба вида мышления и помогать им находить удовлетворение в интеграции обоих параметров мозговой деятельности.

Использование заданий такого рода должно привести к овладению детьми такими умениями, как умение анализировать, синтезировать, делать обобщения, классифицировать, давать определение понятиям и т. п. Занятие на развитие конвергентного мышления (подготовительная группа).

2. Дивергентное мышление или альтернативное, отступающее от логики. Дивергентная задача — задача, предполагающая, что на один поставленный вопрос может быть несколько или даже множество верных ответов. Вот почему при составлении программ необходимо предусматривать учебный материал с набором теоретических заданий и вопросов типа: «Назовите все возможные варианты…», «Можете ли вы назвать другой способ?», «Что можно еще предпринять?», «А что, если???» и т. д.

Естественно, что именно этот вид мышления квалифицируется как творческий. Дивергентное мышление наиболее свойственно одаренным детям, они с большим интересом относятся к заданиям подобного рода и довольно быстро добиваются в их решении значительных успехов. В ходе выполнения задач такого типа развиваются такие умения, как оригинальность, гибкость, беглость мышления, легкость ассоциирования, сверхчувствительность к проблемам и другие.

  • 3. Воображение. В данном случае воображение рассматривается как психический процесс создания образов, предметов, ситуаций, путем комбинирования элементов прошлого опыта. Разработанные задания должны быть направлены на формирование и развитие как репродуктивного, так и творческого воображения. Кроме того, при разработке заданий данного блока необходимо учитывать особенность проявления воображения в искусстве. Задания, содержащие задачи, относящиеся к числу художественных, необходимо включать в программу. В ходе выполнения заданий в этом блоке формируется легкость генерирования идей, умение ассимилировать информацию, способность к свертыванию мысленных операций, способность предвидения, умение менять точку зрения. Самый простой, по мнению специалистов, прием творческого воображения — «склеивание», а самый тяжелый — «типизация».
  • 4. Восприятие. Оно представляет собой отражение предметов и явлений в совокупности свойств и частей при непосредственном воздействии на органы чувств. Будучи необходимым этапом познания, восприятие тесно связано с мышлением, памятью и вниманием. Задания, объединенные в данном блоке ориентированы на формирование и развитие всех его видов: восприятие предметов, восприятие движений, восприятие пространства. Восприятие времени, восприятие людей и отношений. В ходе этих занятий должны быть сформированы и развиты такие умения, как умение выявить взаимосвязь ощущений и восприятие, понимать отношение субъективного и объективного, а также такие характеристики как осмысленность и обобщенность, предметность и целостность, быстрота и правильность и т. п.
  • 5. Память. Какую роль играет память в познавательной деятельности, известно всем. При разработке заданий этого блока в качестве исходного было принято положение о том, что развитие способностей сохранения прошлого опыта — одна из важнейших задач интеллектуального и творческого развития.

Объединенные в данный блок задания ориентированы на развитие произвольной и непроизвольной памяти, а также различных ее видов и форм.

6. Внимание. Это психическое явление, характеризующее сосредоточенность деятельности субъекта в данный момент времени на каком — либо реальном или идеальном объекте. Задания, объединенные в данном блоке направлены на выявление и развитие непроизвольного, произвольного и постпроизвольного внимания. Они должны совершенствовать все характеристики внимания: избирательность, объем, устойчивость, возможность распределения, переключаемости. В соответствии с этим круг умений, которые будут формироваться в ходе занятий: умение концентрировать внимание на одном объекте, умение удерживать в поле зрения несколько идей и действовать одновременно в каждом из направлений, умение быстро переключаться с одного вида деятельности на другой. на будущее. Разработка биографического метода связана с применением таких способов получения информации, как опросники, обращенные к самому исследуемому лицу, беседы и интервью с ним, а также опросники для окружающих, изучение продуктов деятельности. Дневников, писем и т. д.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой